Антон Антонович Дельвиг: биография и произведения. Биография дельвига антона антоновича

) - русский поэт, издатель.

Биография

Антон Антонович Дельвиг родился в Москве , в семье генерал-майора, происходившего из обедневшего рода прибалтийских немецких баронов . Семья была настолько обрусевшей, что Дельвиг даже не знал немецкого языка . Отец, Антон Антонович Дельвиг (17.06.1773-08.07.1828), - офицер, майор Астраханского полка, генерал-майор (1816). Мать, Любовь Матвеевна (26.09.1777-1859), была дочерью статского советника Матвея Андреевича Красильникова , директора московского Ассигнационного банка, и внучкой русского ученого-астронома А. Д. Красильникова .

Творчество

Стихотворения свои Дельвиг публиковал в журналах «Русский музеум» (), «Новости литературы», «Благонамеренный », «Соревнователь просвещения» и различных альманахах в 1820-х годах.

Последние годы жизни

До конца своей жизни Дельвиг служил в Министерстве внутренних дел . Умер от тифа («гнилой горячки») в 32 года. Похоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры .

Адреса в Санкт-Петербурге

Память

  • Всероссийская премия имени Антона Дельвига, с 2012 г. - премия «За верность Слову и Отечеству» имени первого редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига, больше известная как «Золотой Дельвиг » (учреждена редакцией «Литературной газеты»).

Напишите отзыв о статье "Дельвиг, Антон Антонович"

Примечания

Литература

  • См. статью о Дельвиге В. Гаевского в «Современнике» г. и , г. и .
  • Полное собрание сочинений - в «Библиотеке Севера» за июль г., под ред. В. В. Майкова.
  • Вацуро В. Э.
  • Коровин В. Л. // Энциклопедия Кругосвет
  • А. А. Дельвиг и В. К. Кюхельбекер. Избранное / составитель Виктор Владимирович Кунин . - Москва: «Правда», 1987. - 640 с. - 500 000 экз.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дельвиг, Антон Антонович

– Совсем не та, – говорил он.
– Что ж, подурнела?
– Напротив, но важность какая то. Княгиня! – сказал он ей шопотом.
– Да, да, да, – радостно говорила Наташа.
Наташа рассказала ему свой роман с князем Андреем, его приезд в Отрадное и показала его последнее письмо.
– Что ж ты рад? – спрашивала Наташа. – Я так теперь спокойна, счастлива.
– Очень рад, – отвечал Николай. – Он отличный человек. Что ж ты очень влюблена?
– Как тебе сказать, – отвечала Наташа, – я была влюблена в Бориса, в учителя, в Денисова, но это совсем не то. Мне покойно, твердо. Я знаю, что лучше его не бывает людей, и мне так спокойно, хорошо теперь. Совсем не так, как прежде…
Николай выразил Наташе свое неудовольствие о том, что свадьба была отложена на год; но Наташа с ожесточением напустилась на брата, доказывая ему, что это не могло быть иначе, что дурно бы было вступить в семью против воли отца, что она сама этого хотела.
– Ты совсем, совсем не понимаешь, – говорила она. Николай замолчал и согласился с нею.
Брат часто удивлялся глядя на нее. Совсем не было похоже, чтобы она была влюбленная невеста в разлуке с своим женихом. Она была ровна, спокойна, весела совершенно по прежнему. Николая это удивляло и даже заставляло недоверчиво смотреть на сватовство Болконского. Он не верил в то, что ее судьба уже решена, тем более, что он не видал с нею князя Андрея. Ему всё казалось, что что нибудь не то, в этом предполагаемом браке.
«Зачем отсрочка? Зачем не обручились?» думал он. Разговорившись раз с матерью о сестре, он, к удивлению своему и отчасти к удовольствию, нашел, что мать точно так же в глубине души иногда недоверчиво смотрела на этот брак.
– Вот пишет, – говорила она, показывая сыну письмо князя Андрея с тем затаенным чувством недоброжелательства, которое всегда есть у матери против будущего супружеского счастия дочери, – пишет, что не приедет раньше декабря. Какое же это дело может задержать его? Верно болезнь! Здоровье слабое очень. Ты не говори Наташе. Ты не смотри, что она весела: это уж последнее девичье время доживает, а я знаю, что с ней делается всякий раз, как письма его получаем. А впрочем Бог даст, всё и хорошо будет, – заключала она всякий раз: – он отличный человек.

Первое время своего приезда Николай был серьезен и даже скучен. Его мучила предстоящая необходимость вмешаться в эти глупые дела хозяйства, для которых мать вызвала его. Чтобы скорее свалить с плеч эту обузу, на третий день своего приезда он сердито, не отвечая на вопрос, куда он идет, пошел с нахмуренными бровями во флигель к Митеньке и потребовал у него счеты всего. Что такое были эти счеты всего, Николай знал еще менее, чем пришедший в страх и недоумение Митенька. Разговор и учет Митеньки продолжался недолго. Староста, выборный и земский, дожидавшиеся в передней флигеля, со страхом и удовольствием слышали сначала, как загудел и затрещал как будто всё возвышавшийся голос молодого графа, слышали ругательные и страшные слова, сыпавшиеся одно за другим.
– Разбойник! Неблагодарная тварь!… изрублю собаку… не с папенькой… обворовал… – и т. д.
Потом эти люди с неменьшим удовольствием и страхом видели, как молодой граф, весь красный, с налитой кровью в глазах, за шиворот вытащил Митеньку, ногой и коленкой с большой ловкостью в удобное время между своих слов толкнул его под зад и закричал: «Вон! чтобы духу твоего, мерзавец, здесь не было!»
Митенька стремглав слетел с шести ступеней и убежал в клумбу. (Клумба эта была известная местность спасения преступников в Отрадном. Сам Митенька, приезжая пьяный из города, прятался в эту клумбу, и многие жители Отрадного, прятавшиеся от Митеньки, знали спасительную силу этой клумбы.)
Жена Митеньки и свояченицы с испуганными лицами высунулись в сени из дверей комнаты, где кипел чистый самовар и возвышалась приказчицкая высокая постель под стеганным одеялом, сшитым из коротких кусочков.
Молодой граф, задыхаясь, не обращая на них внимания, решительными шагами прошел мимо них и пошел в дом.
Графиня узнавшая тотчас через девушек о том, что произошло во флигеле, с одной стороны успокоилась в том отношении, что теперь состояние их должно поправиться, с другой стороны она беспокоилась о том, как перенесет это ее сын. Она подходила несколько раз на цыпочках к его двери, слушая, как он курил трубку за трубкой.
На другой день старый граф отозвал в сторону сына и с робкой улыбкой сказал ему:
– А знаешь ли, ты, моя душа, напрасно погорячился! Мне Митенька рассказал все.
«Я знал, подумал Николай, что никогда ничего не пойму здесь, в этом дурацком мире».
– Ты рассердился, что он не вписал эти 700 рублей. Ведь они у него написаны транспортом, а другую страницу ты не посмотрел.
– Папенька, он мерзавец и вор, я знаю. И что сделал, то сделал. А ежели вы не хотите, я ничего не буду говорить ему.
– Нет, моя душа (граф был смущен тоже. Он чувствовал, что он был дурным распорядителем имения своей жены и виноват был перед своими детьми но не знал, как поправить это) – Нет, я прошу тебя заняться делами, я стар, я…
– Нет, папенька, вы простите меня, ежели я сделал вам неприятное; я меньше вашего умею.
«Чорт с ними, с этими мужиками и деньгами, и транспортами по странице, думал он. Еще от угла на шесть кушей я понимал когда то, но по странице транспорт – ничего не понимаю», сказал он сам себе и с тех пор более не вступался в дела. Только однажды графиня позвала к себе сына, сообщила ему о том, что у нее есть вексель Анны Михайловны на две тысячи и спросила у Николая, как он думает поступить с ним.
– А вот как, – отвечал Николай. – Вы мне сказали, что это от меня зависит; я не люблю Анну Михайловну и не люблю Бориса, но они были дружны с нами и бедны. Так вот как! – и он разорвал вексель, и этим поступком слезами радости заставил рыдать старую графиню. После этого молодой Ростов, уже не вступаясь более ни в какие дела, с страстным увлечением занялся еще новыми для него делами псовой охоты, которая в больших размерах была заведена у старого графа.

Уже были зазимки, утренние морозы заковывали смоченную осенними дождями землю, уже зелень уклочилась и ярко зелено отделялась от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса, в конце августа еще бывшие зелеными островами между черными полями озимей и жнивами, стали золотистыми и ярко красными островами посреди ярко зеленых озимей. Русак уже до половины затерся (перелинял), лисьи выводки начинали разбредаться, и молодые волки были больше собаки. Было лучшее охотничье время. Собаки горячего, молодого охотника Ростова уже не только вошли в охотничье тело, но и подбились так, что в общем совете охотников решено было три дня дать отдохнуть собакам и 16 сентября итти в отъезд, начиная с дубравы, где был нетронутый волчий выводок.
В таком положении были дела 14 го сентября.
Весь этот день охота была дома; было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать и оттеплело. 15 сентября, когда молодой Ростов утром в халате выглянул в окно, он увидал такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движенье, которое было в воздухе, было тихое движенье сверху вниз спускающихся микроскопических капель мги или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли и падали на только что свалившиеся листья. Земля на огороде, как мак, глянцевито мокро чернела, и в недалеком расстоянии сливалась с тусклым и влажным покровом тумана. Николай вышел на мокрое с натасканной грязью крыльцо: пахло вянущим лесом и собаками. Чернопегая, широкозадая сука Милка с большими черными на выкате глазами, увидав хозяина, встала, потянулась назад и легла по русачьи, потом неожиданно вскочила и лизнула его прямо в нос и усы. Другая борзая собака, увидав хозяина с цветной дорожки, выгибая спину, стремительно бросилась к крыльцу и подняв правило (хвост), стала тереться о ноги Николая.
– О гой! – послышался в это время тот неподражаемый охотничий подклик, который соединяет в себе и самый глубокий бас, и самый тонкий тенор; и из за угла вышел доезжачий и ловчий Данило, по украински в скобку обстриженный, седой, морщинистый охотник с гнутым арапником в руке и с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников. Он снял свою черкесскую шапку перед барином, и презрительно посмотрел на него. Презрение это не было оскорбительно для барина: Николай знал, что этот всё презирающий и превыше всего стоящий Данило всё таки был его человек и охотник.

Антон Антонович Дельвиг - это имя, несмотря на существенный вклад в развитие литературы 19-го века, в первую очередь у многих ассоциируется с именем А. С. Пушкина. И немудрено, ведь еще в школе все изучали биографию великого русского поэта, и учителя рассказывали о его друзьях. Именно тогда впервые для многих звучало имя Дельвига.

Сегодня вы более подробно узнаете о том, кто такой Антон Дельвиг. Биография и творчество его тесно связаны с деятельностью Александра Сергеевича Пушкина. Всю жизнь, практически с первой встречи, два литератора поддерживали теснейшую дружескую связь.

Что же привлекало в этом человеке знавших его людей? Чем привлек он к себе Пушкина и многих других именитых представителей литературы того времени?

Детство

В конце XVIII века, а именно 6 августа 1798 года, в семье плац-майора, помощника коменданта Московского Кремля, родился сын Антон. Отец был из старинного рода прибалтийских баронов, давно обедневшего. Мать из семьи дворян Красильниковых.

Обучение мальчика проводил частный учитель А. Д. Боровков, который привил мальчику любовь к литературе. Также Антон посещал частный пансион.

Лицеист

В 13 лет его отправили в открывающийся в Петербурге Царскосельский лицей. Дельвиг, биография которого с того времени стала тесно связана с историей этого заведения, толстый, неповоротливый, весьма ленивый, но очень добродушный, быстро подружился со многими лицеистами.

Пушкин, Пущин, Кюхельбекер - имена его ближайших друзей того времени. С ними он хранил теплые отношения всю жизнь.

Лень Антона не знала границ, когда дело касалось любых точных наук, но он блистал на уроках истории и литературы. Здесь не было ему равных.

Ему не были интересны шумные лицейские мероприятия, он любил подолгу бродить по парку Царского Села или уединиться в тихом уголке с книгой. Читал Антон Дельвиг все, что попадало ему под руку.

Лень Тоси - так с любовью называл его Пушкин - стала легендой у лицеистов. Они беззлобно подшучивали над ним, а он не обижался, охотно позволяя это.

Он ни за что не хотел делать то, что было ему неинтересно, ненавидел рутину, но если его глаза загорались, лень исчезала без следа, и Дельвиг демонстрировал живой, проницательный ум, богатое воображение.

С детских лет он был великим сочинителем. Его образы были настолько ярки, что часто хорошо знающие его друзья поддавались и верили его вымышленным рассказам. Верили не только друзья, но и преподаватели, и сам В. Ф. Малиновский, директор лицея.

Пушкин однажда даже описал, как Дельвиг (биография, интересные факты из жизни которого рассматриваются в этой статье) рассказывал о военном походе. В 1807 году он будто бы был свидетелем военных действий, отправившись с отцом в повозке на фронт. Так четко, ярко, подробно было все описано, что все поверили тогда рассказу юного фантазера. Только некоторое время спустя он признался близким друзьям в своем сочинительстве.

Творчество

Юноша рано стал писать стихи. В этом он опередил даже А. С. Пушкина. В 16 лет он отправил свое первое стихотворение в один из литературных альманахов того времени «Вестник Европы». Стихотворение было без подписи. Читатели, среди которых были признанные литераторы того времени, были удивлены талантом неизвестного поэта и гадали, кто же это мог быть.

Стихи Антона Дельвига «Прощальная песнь воспитанников…» стала гимном лицеистов.

Таким образом, совершил новый виток в развитии Дельвиг. Биография и творчество его до сих пор интересуют неравнодушных к литературе.

Антон Дельвиг написал не так много стихов, но среди них особой популярностью пользовались народные песни. Он первым в стране стал писать сонеты. При жизни издал всего одну книгу своих стихов, произошло это в 1829 году.

Друзья

А. С. Пушкин - лучший друг А. Дельвига. Оба очень ценили теплые доверительные отношения, зародившиеся между молодыми людьми еще в лицейские годы. Когда у них была такая возможность, они встречались ежедневно. Если это невозможно было по какой-либо причине (ссылка Пушкина, например), они писали друг другу письма.

Кюхельбекер, Баратынский, Пушкин, Дельвиг в 1819 году создали Союз поэтов, который был скреплен не только общими интересами, но и дружескими отношениями. Они собирались вместе, читали стихи, с удовольствием пили шампанское, позже увлеклись бунтарскими идеями, их собрания изменили характер. Часто в них сквозили дерзкие, бунтарские настроения. Поэты поддерживали друг друга в очень сложной обстановке того времени.

Любовь

Антон Дельвиг был подслеповат, и все женщины, по уверениям его лицейских приятелей, казались ему красавицами. Такому восприятию способствовало и богатое воображение. Так ли это было на самом деле?

Модно было в те годы устраивать литературные салоны, где собирались просвещенные люди того времени, увлекающиеся литературой. Сюда же приходили поэты и писатели, как молодые, так уже и именитые, к коим уже относились ранее упомянутые личности.

Хозяйкой одного из таких салонов, пользующихся успехом в те времена, была Софья Пономарева. Дельвиг, бывавший среди ее посетителей, влюбился в молодую образованную Софью. Он стал посещать салон ежедневно, но успеха у его хозяйки не достиг, как, впрочем, и многие другие ухажеры, которым она с легкостью кружила головы.

В конце концов Антон Дельвиг решил, что негоже так терять голову, и стал внимательнее глядеть по сторонам, уделяя внимание другим представительницам женского пола. Вскоре на горизонте появилась Софья Салтыкова. Красивая, веселая, образованная, во многом похожая на свою тезку. Дельвиг делает ей предложение и женится на ней. Отношения между супругами очень нежные. Софья пишет об этом часто в письмах своей подруге. Но, по-видимому, как в письмах, так и в отношениях возникают некие паузы. Тем не менее в семействе Дельвигов рождается дочь Лиза, горячо любимая обоими супругами. Об этом Софья восторженно повествует все той же подруге в письмах.

Недолгая, но богатая была у такого литератора, как Антон Дельвиг, биография. Фото его с дочерью, к сожалению, найти практически невозможно. Не суждено ему было долго наслаждаться отцовством из-за скоропостижной кончины. К моменту его смерти девочке не исполнилось и года.

Карьера

По окончании лицея менял не одно место работы Антон Дельвиг. Биография краткая его трудовой деятельности ничем не приметна, кроме одного - он поменял несколько мест работы, но нигде не оставался подолгу. Ему было скучно на государственной службе, он опаздывал на работу, уходил раньше времени домой, для того чтобы встретиться с любимыми друзьями-поэтами.

Работа в Департаменте водных и соляных дел, а впоследствии в Публичной библиотеке стала для поэта лишь доказательством его нежелания заниматься монотонной деятельностью, лишенной творчества.

Любимое дело

Все изменилось после того, как Дельвиг возглавил выпуск альманаха «Северные цветы» и Литературной газеты. Он оживился, начал трудиться усердно. Он поддерживал мятежное настроение того времени и часто допускал к печати произведения своих сотоварищей, пребывающих в ссылке (Пушкина, Кюхельбекера), поддерживал молодых начинающих, но уже талантливых авторов. Зачастую ему крепко доставалось от Бенкендорфа, заведовавшего в то время цензурой. Стычки происходили все чаще. Внешне спокойный Дельвиг в душе сильно переживал. Когда очередной скандал закончился решением закрыть газету под угрозой ссылки в Сибирь, впечатлительный поэт долго сидел на морозе погруженный в свои думы.

Предположительно именно это подорвало и без того не очень крепкое здоровье. Нервное потрясение, воспаление легких привели к трагическому концу жизни талантливейшего человека - Антона Антоновича Дельвига, биография его оборвалась в тридцать с небольшим лет. Он умер 14 января 1831 года, через месяц после случившегося скандала.

10 - 30 годы 19-го века характеризуются большим подъемом дворянской культуры. Это обусловлено и реформами Александра I, и духом свободы, пришедшим в Россию после победы над Наполеоном, и поистине уникальным количеством одаренных литераторов, появившихся в это время. И Дельвиг, биография которого, к сожалению, коротка, - один их них.

Детство

Антон Антонович Дельвиг (1798 - 1831) принадлежал к старинному, но обедневшему роду баронов, давным-давно обрусевших выходцев из Прибалтики. Он родился в Москве. Семья была бедной. Она существовала на жалованье отца, служившего в Кремле. Свое образование Антон Антонович начал в частном пансионе. Там один из преподавателей заинтересовал его историей, литературой, но точные науки ребенок не полюбил.

Царскосельский лицей

В 13 лет Антона Дельвига отдали на обучение в только что отрывшийся лицей в Царском Селе. Он оказался в одном классе с А. Пушкиным и В. Кюхельбекером, с которыми подружился на всю жизнь.

С такой небогатой, но одаренной дворянской молодежью на шесть лет встретился Дельвиг. Биография его будет наполнена общением с этими неординарными людьми. Внешне Дельвиг был полноватый, розовощекий, неповоротливый и довольно неуклюжий. Учился он не просто посредственно, а, скорее, даже плохо. Его считали лентяем. Над ним незлобно подсмеивались и писали эпиграммы. Но куда только исчезала медлительность, когда дело касалось словесности или чтения? Он с удовольствием готовил уроки по интересующему его предмету. Даже не зная немецкого языка, он цитировал наизусть Шиллера и Гете. Он рано начал писать стихи, подражая Горацию («К Диону», «К Лилете»). А 1814 году, когда русские войска вошли в столицу Франции, он написал стихотворение «На взятие Парижа». Оно было опубликовано под псевдонимом «Русский» в «Вестнике Европы».

Его поэтический дар был оценен так высоко, что директор лицея попросил написать стихотворение, которое ознаменует первый выпуск лицея. И Дельвиг написал «Шесть лет». Это произведение положили на музыку, и оно стало гимном лицея на долгие годы.

Служба

После окончания лицея, где бы Дельвиг ни служил, он проявлял себя как человек нерадивый и не любящий работу. Часто меняя ведомства, равнодушно относился к делам Дельвиг. Биография говорит, что рутинная работа его тяготила.

Настоящие увлечения

Не хобби, а почти работой, но выполняемой все же с неизменной ленцой, стали стихосложение и Когда поэт, а Дельвиг был поэтом, женился на Софье Михайловне Салтыковой, то их дом стал литературно-музыкальным салоном.

В нем встречались Пушкин, Баратынский, Жуковский, Плетнев, Языков. В этом была и немалая заслуга его супруги, которая любила русскую словесность, много читала, а полюбившиеся стихотворения заучивала наизусть. Еще в годы учебы Софья Михайловна много слышала о Дельвиге, Баратынском, Рылееве, Бестужеве. Она с увлечением читала их произведения.

Кроме того, она много читала на немецком и французском языках и прекрасно играла на фортепьяно.

В 1825 году Дельвиг организовал издание альманаха «Северные цветы». Он умело распознавал зарождающийся талант и привлекал к печати новых авторов как из Петербурга, так и из Москвы. Но главным своим делом Дельвиг считал издание «Литературной газеты». Она выходила при участии Пушкина и Вяземского. Активным критиком проявил себя на ее страницах Дельвиг. Биография рассказывает о борьбе с «коммерческой» литературой, удачливым, продаваемым автором которой был бесталанный Булгарин. Он издавал почти запрещенного Пушкина и неугодного властям Кюхельбекера. Так в литературной и организаторской области развивался Дельвиг. Биография показывает, что этот человек не сгибался угодливо перед цензурой. Политическая и общественная деятельность были ему неинтересны. Он знал, и даже близко, будущих декабристов Ф. Глинку, А. Бестужева, К. Рылеева, но не разделял из взглядов. Не был революционером Антон Дельвиг. Биография его в этом плане сложилась удачно, в отличие от жизненного пути увлекшегося этими идеями

Поэзия Дельвига

На поэзию Дельвига наложила отпечаток его тихая, далекая от общественно-политических течений, жизнь. Захудалое дворянство было выброшено от участия в управлении государством. Представителем этого сословия был Антон Дельвиг. Биография его отражена в том, что он был представителем «чистой» поэзии, свободной от потрясений политических бурь. Он написал примерно сто семьдесят стихотворений с виртуозным мастерством. Дельвиг искал новые формы стиха, у него у первого в России появились сонеты. Он писал в размерах русского народного стиха. И все это многообразие форм использовалось только для очень узкой тематики произведений. Он мечтал о тихой усадебной жизни, об отсутствии мирских забот, о дружеских забавах.

Две темы проходят через всю его поэзию. Одна идиллическая, с эллинскими мотивами, а другая - подражание народным песням. В зрелые годы он даже «скрещивал» два этих жанра («Отставной солдат»). На его стихи писали музыку Даргомыжский, Варламов, Глинка. А «Соловья» Алябьева, посвященного Пушкину, знают практически все. Произведения Дельвига и в наши дни известны, но как безымянные («Не осенний мелкий дождичек», «Ах, ты ночь ли, ноченька»).

Отношения с Пушкиным

Дружба с А. Пушкиным была самой задушевной с лицейских лет. Жизнь Дельвига показывает, что он всегда восхищался произведениями друга, а Пушкин, в свою очередь, очень ценил Дельвига как литератора и его разработки новых поэтических форм использовал в творчестве болдинской осенью. После длительных разлук они встречались очень нежно, обнимая и целуя друг друга. Таков был Дельвиг - друг Пушкина. Биография каждого из поэтов говорит о родстве их душевного строя.

Последние годы

Любимое детище Дельвига - «Литературную газету», - закрыли, благодаря доносам Булгарина шефу жандармов Бенкендорфу, в 1830 году. Поэт затосковал. А потом он разболелся и умер от тифа. Ему было всего тридцать два года. Смерть Дельвига потрясла Пушкина. В письмах к Плетневу Александр Сергеевич прямо говорит, что Дельвиг «был лучшим из нас».

В наши дни учредили ежегодную литературную премию им. Антона Дельвига «За верность Слову и Отечеству». Целью премии является поддержка литераторов, которые развивают в своем творчестве лучшие отечественные традиции.

Дельвиг Антон Антонович родился в Москве 6 августа 1798 года. Известен как русский издатель, поэт и близкий товарищ А. Пушкина.

Первоначальное образование Антона Антоновича было получено в одном из столичных частных пансионов. В 1811 году будущего поэта приняли в Царскосельский лицей. Дельвиг обучался без особого энтузиазма, однако преподавателями было отмечено его увлечение отечественной словесностью. В учебном учреждении подружился с В. Кюхельбекером и А. Пушкиным, с которыми общался всю последующую жизнь. Первые литературные труды Антона Антоновича были успешны: его первого из числа лицеистов начали публиковать, и именно он впервые предложил в печать произведения Пушкина.

Поступил на службу в Департамент соляных и горных дел, служил в канцелярии Министерства финансов. В 1821 году был переведен в Публичную библиотеку, однако своей ленью и нерасторопностью вызывал недовольство начальства. В 1825 году Дельвига отправили в отставку. Впоследствии проходил службу в различных ведомствах, однако и там не отличался большим усердием.

В 1819 году Дельвиг, Пушкин, Кюхельбекер и Баратынский создали сообщество «Могучая кучка». Противники прозвали этот союз «вакхическими поэтами» за увлечение темой беззаботного отношения к жизни. В стихах, которыми они постоянно обменивались, преобладал культ дружбы и поэтической независимости.

С 1810 до начала 1820 годов был частым гостем масонских и литературных собраний, на которых присутствовали будущие декабристы. Не участвовал в тайных обществах и не разделял радикальных убеждений. Тем не менее, ссылки и аресты, которые последовали за восстанием 14-го декабря, воспринимал как собственную драму.

В начале 1820-х годов увлекся С. Пономаревой, владелицей литературного салона и покорительницей многих литераторов. Адресовал ей множество стихов. В 1824 году С. Пономарева безвременно ушла из жизни. Через год женился на С. Салтыковой и часто устраивал, в своем доме, литературно-музыкальные вечера. Семейная жизнь пары была неудачной из-за увлекающегося характера Салтыковой. Посвятил жене единственный стих – «За что, за что ты отравила…».

Антон Дельвиг оставил небольшое поэтическое наследие. Известен как автор лирических жанров (романсов, элегий, посланий), считался мастером утонченной литературной формы (антологических стихотворений, сонет и др.). Темами для своих «русских песен», написанных на основе народного творчества, избрал несчастную любовь, измену, разлуку. Особо знамениты его произведения «Не осенний частый дождичек» и «Соловей мой, соловей». «Русские песни» и идиллии обеспечивали Антону Антоновичу место среди величайших поэтов своего времени. В 1825-1831 издал альманах «Северные цветы».

Поэт проявлял незаурядные способности организатора. Привлек московских и петербургских авторов для участия в своем альманахе. Дельвиг сам писал и публиковал рецензии и критические статьи в «Северных цветах». В 1829 году издал альманах «Подснежник», сборник собственных произведений. Антон Антонович стал издателем и редактором «Литературной газеты», являющейся полемическим органом писателей, которых бранили не иначе как «литературными аристократами».

По делам печатного издания имел немало проблем с главой III отделения А. Бенкендорфом. В итоге, в 1830 году, газета была закрыта. Вскоре удалось возобновить издание под редакцией О. Сомова. Проблемы с «Литературной газетой» и семейные неурядицы серьезно сказались на здоровье Дельвига.

  • Дата рождения: 6 (17) августа 1798
  • Место рождения: Москва
  • Направление: Классицизм, сентиментализм
  • Жанр: Драмы, стихотворения, рассказы

Антон Антонович Дельвиг родился в 1798 г. в Москве; его отец, генерал-майор, происходил из обедневшего и обрусев­шего (будущий поэт даже не знал в детстве немецкого язы­ка) рода прибалтийско-немецких (остзейских) баронов. В 1811 г. Дельвиг поступил в Царскосельский лицей, где об­рел себе друзей на всю жизнь, одним из них был А. С. Пушкин .

Любимейшим поэтом Дельвига-лицеиста был Державин . «Небесных песен похититель» своей жизнью и поэзией во­площал для него идеал поэта: «На сильных он метал перу­ны и добродетель прославлял» («К поэту-математику»). В ранних стихах Дельвига чувствуется также воздействие сентиментально-песенной поэзии конца XVIII века. Но зна­чительнее всего в конце лицейского периода, по-видимому, было влияние поэзииБатюшкова (а также увлечение древнеримским поэтом Горацием; горацианский дух присущ и поэзииБатюшкова ), сказавшееся в целом ряде стихотво­рений Дельвига этого времени — в общем эпикурейском тоне, в родстве художественных идей и образов, в их размере: «Тихая жизнь», «Бедный Дельвиг», «Застольная песнь», «Ди­фирамб» и т. д. Знакомство Дельвига с поэтическими дек­ларациями Карамзина и Батюшкова , где говорилось о воз­вышенной судьбе поэта, о его высокой миссии, произвело на юношу глубокое впечатление. Тема призвания поэта стала одной из ведущих в его творчестве, он постоянно обращает­ся к ней в целом ряде произведений — «К А. С. Пушкину», «Элизиум поэтов», «Пушкину», «На смерть Державина». Уже в этих ранних стихах поэт предстает как песнопевец и про­рок, способный предвидеть будущее:

Судьбой открыта

Грядущих дней

Ему завеса...

Но эта двойная способность не безусловна — дар поэзии и провидения истины требует от поэта верности своему ге­нию, смелости следовать за ним, душевной чистоты. Тот кто почувствовал в себе огонь поэзии, не должен искушаться славой — ни военной, ни гражданской, ибо ему в удел дана слава более громкая и мудрость более глубокая:

...Паллада туманное облако

Рассевает от взоров — и в юности

Он уж видит священную истину

И пророк, исподлобья взирающий!


Дельвиг Антон Антонович (6.08.1798-14.01.1831), поэт, критик, журналист. На вступительных экзаменах в Царскосельский лицей познакомился с А. С. Пушкиным; знакомство переросло в их теснейшую дружбу. С 1824 издавал альманах “Северные цветы”, в 1830 редактировал “Литературную газету”. После конфликта с шефом жандармов масоном Бенкендорфом газета была закрыта. Это событие, наряду с семейными неурядицами, повлекло болезнь и скоропостижную смерть поэта.

Один из ярких представителей русской поэзии пушкинской поры, Дельвиг приобрел известность своими элегиями и идиллиями, а также романсами и песнями. Особую популярность приобрели песни “Соловей мой, соловей” (1826, комп. А. А. Алябьев) и “Не осенний мелкий дождичек...” (к. 1820-х, комп. М. И. Глинка).

Антон Дельвиг работы неизвестного художника

Дельвиг и Пушкин

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831), барон; один из ближайших друзей Пушкина еще с лицейской поры. Пушкин, по его словам, «с ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит». Высоко ценил великий поэт и поэтический талант друга: «Ты гений свой воспитывал в тиши» («19 октября», 1825).

Дельвиг был редактором ежегодника «Северные Цветы» (1825-1831), альманаха «Подснежник» (1829-1830) и «Литературной газеты» (1830) — издания, в которых Пушкин принимал живейшее участие.

Ранняя кончина Дельвига потрясла Пушкина: «Вот первая смерть, мною оплаканная», «Никто на свете не был мне ближе...», «Он был лучший из нас». Пушкин берет на себя заботы о его осиротевшей семье.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

Дельвиг Антон Антонович (1798-1834).

«Никто на свете не был мне ближе Дельвига»,— писал Пушкин П. А. Плетневу, потрясенный известием о ранней смерти своего лицейского друга, и несколько позже: «Помимо его прекрасного таланта, это была отлично устроенная голова и душа склада необычного. Он был лучший из нас».

Дельвиг стал писать стихи очень рано и первым из лицеистов стал печататься. Ему же принадлежит и первый печатный отзыв о Пушкине, тогда еще неизвестном читающей публике.

Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий. 

Поэтическое наследие Дельвига сравнительно невелико. Основное в его лирике — идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен. Широко известны его «Соловей», «Ах ты, ночь ли, ноченька...», «Не осенний частый дождичек...», положенные на музыку. Значительна роль поэта в развитии русского стиха. «Идиллии Дельвига для меня удивительны,— писал Пушкин в 1827 году.— Какую силу воображенья должно иметь... и какое необыкновенное чутье, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы».

Дружба поэтов прервалась лишь со смертью Дельвига. Они были неразлучны в послелицейское время. Их можно было видеть на заседаниях «Зеленой лампы», членами которой они состояли, на праздновании дня основания Лицея и в литературных кругах столицы.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

Встречи Пушкина с Дельвигом возобновляются летом 1827 года. Петербургский салон Дельвига был одним из культурных центров столицы, и Пушкин посещал его ежедневно. Его завсегдатаями были друзья хозяина П. А. Плетнев, А. Мицкевич, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, О. М. Сомов, М. И. Глинка, М. Л. Яковлев, музыканты и актеры. Пушкин деятельно участвовал в изданиях Дельвига «Северные цветы» (1825—1831), «Подснежник» (1829) и «Литературная газета» (1830), печатал в них свои стихотворения и критические статьи. Своему другу великий поэт посвятил множество стихотворений, и среди них «К Дельвигу» («Послушай, муз невинных...») (1815), «Любовью, дружеством и ленью...» (1817-1820), «Послание Дельвигу» («Прими сей череп, Дельвиг, он...»). Упоминает его в стихотворениях «Сонет», «Чем чаще празднует Лицей...» и других.

У Дельвига было много друзей среди петербургских художников, и он стремился сблизить с ними Пушкина.

Незадолго до смерти, осматривая в мастерской скульптора Б. И. Орловского модели статуй Кутузова и Барклая-де-Толли, Пушкин вспоминал своего друга:

Но меж тем в толпе молчаливых кумиров —
Грустен гуляю: со мною доброго Дельвига нет;
В темной могиле почил художников друг
и советник.
Как бы он обнял тебя! Как бы гордился тобой!

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 27-29.

Поэт

Дельвиг Антон Антонович (1798 - 1831), поэт. Родился 6 августа (17 н.с.) в Москве в семье обрусевших лифляндских баронов, из старинного обедневшего рода. Учился в частном пансионе, затем в 1811 поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Здесь знакомится с Пушкиным, дружба с которым сохраняется на всю жизнь.

Особое внимание уделяет русской литературе и поэзии, начинает писать стихи и вскоре становится одним из первых лицейских поэтов, соперничая с Пушкиным.

После окончания лицея в 1817 Дельвиг служит в разных ведомствах. В 1818 был избран в "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств", много пишет.

В 1820 Дельвиг - помощник библиотекаря в Публичной библиотеке, служит под началом И.Крылова, но основное время отдает литературному творчеству, посещает литературно-политические кружки, куда входили будущие декабристы, сближается с А.Бестужевым, и К.Рылеевым. Однако идеи декабристской революционности ему чужды.

Основным жанром поэзии Дельвига становятся идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен, некоторые из которых пользуются широкой популярностью ("Соловей", музыка А.Алябьева, "Не осенний мелкий дождичек", музыка М. Глинки). Дельвиг одним из первых разрабатывал русский сонет. Лирика его, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. Пушкин высоко ценил стихи Дельвига.

В 1825 - 31 издает альманах "Северные цветы" и "Литературную газету" (1830 - 31), имевшие большое значение для объединения прогрессивных поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе того времени. Доносы Ф.Булгарина сыграли свою роль, "состоялось высочайшее повеление о запрещении издания под его редакцией" (1830). Вскоре после этого Дельвиг скончался (14 января, в Петербурге).

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

А. А. Дельвиг Художник В. П. Лангер. 1830

Искал новых путей

Дельвиг Антон Антонович (6.08.1798—14.01.1831), барон, поэт. Учился в Царскосельском лицее (1811—17), по окончании которого определился на службу. С 1824 Дельвиг целиком отдается литературной работе. Он начал печатать стихи еще будучи воспитанником лицея, там же установились его художественные взгляды. В 1818 был избран в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Дельвиг отказался участвовать в декабристском путче. Он выступил в поэзии оригинальным продолжателем классической традиции (К. Н. Батюшкова и др.). Основными видами его лирики становятся подражания древним (идиллии) и стихи в духе русских народных песен. Увлечение античностью для Дельвига, как и для многих поэтов н. XIX в., обусловливалось романтическими поисками гармоничной личности, отличающейся простотой и естественностью чувств. Именно в этом заключался идейный смысл таких идиллий, как «Цефиз», «Дамон», «Купальницы», «Конец Золотого века». В идиллии «Отставной солдат» Дельвиг стремился воспроизвести особенности русского народного характера, быта, языка. В жанре народных песен он значительно глубже отразил народный дух по сравнению с предшественниками (Ю. А. Нелединским-Мелецким, И. И. Дмитриевым). Некоторые из песен пользуются широкой популярностью («Соловей», муз. А. А. Алябьева, «Не осенний мелкий дождичек», муз. М. И. Глинки). Дельвиг одним из первых разработал в русской поэзии форму сонета. Как показывает набросок «Ночь на 24 июня», Дельвиг искал новых путей в области драмы и смело обращался к новым метрическим формам, вводя их в литературу. Лирика Дельвига, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. Пушкин, высоко ценивший стихи Дельвига, указывал, что в них «…заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял».

Издательская деятельность Дельвига, его альманах «Северные цветы» (1825—1831) и «Литературная газета» (1830—31) имели большое значение для объединения поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе 20-х. С первых же номеров газета повела борьбу за идейную свободу художника. Литераторы пушкинской группы через газету Дельвига отстаивали свою творческую независимость. Издателя газеты несколько раз вызывал к себе шеф жандармов А. Х. Бенкендорф. В результате «состоялось высочайшее повеление о запрещении издания под его редакцией» (дек. 1830). Вскоре после этого Дельвиг скончался.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

РУССКАЯ ПЕСНЯ

Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?

Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;

Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемышнее меня.

У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,

У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,

В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.
1825

Не осенний мелкий дождичек
Брызжет, брызжет сквозь туман
Слезы горькие льет молодец
На свой бархатный кафтан.

"Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет;
Пей, пей, тоска пройдет!

- "Не тоска, друзья-товарищи,
Грусть запала глубоко,
Дни веселия, дни радости
Отлетели далеко".

"Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет;
Пей, пей, тоска пройдет!"

- "И как русский любит родину,
Так люблю я вспоминать
Дни веселия, дни радости,
Как пришлось мне горевать".

"Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет;
Пей, пей, тоска пройдет!

Сотрудничал с декабристами

ДЕЛЬВИГ Антон Антонович, барон (6.8.1798 — 14.1.1831). Чиновник Министерства иностранных дел.
Родился в Москве. Отец — генерал-майор (1816) Антон Антонович Дельвиг (1772 — 8.7.1828), мать — Любовь Матвеевна Красильникова (ум. 1859). Лицеист I курса (выпуска) (1817) (Тося).
В службу вступил в Департамент горных и соляных дел — 6.2.1817, уволен по прошению - 28.2.1819, определен в канцелярию Министерства финансов — 2.4.1819, уволен — 1.10.1821, поступил в Публичную библиотеку помощником библиотекаря — 2.10.1821, в Министерство внутренних дел — 1825, а с 1829 в Департамент иностранных исповедании.
Известный поэт, ближайший лицейский товарищ Пушкина, издатель альманахов «Северные цветы» (1825 — 1831) и «Подснежник» (1829 — 1830) и «Литературной газеты» (1830). Член Вольного общества любителей российской словесности (сотрудник — 22.9.1819, действительный член — 3.10.1819) Масон, член ложи «Избранного Михаила».
Член преддекабристской организации «Священная артель» и литературного общества «Зеленая лампа».
Высочайше повелено оставить без внимания.

Жена (с 30.10.1825) — Софья Михайловна Салтыкова. Сестра — Мария (р. 1809), братья Александр (28.8.1816 — 2.12.1882) и Иван (р. 9.8.1819).

ВД, I, 54.

Использованы материалы с сайта Анны Самаль "Виртуальная энциклопедия декабристов" - http://decemb.hobby.ru/

Софья Михайловна Дельвиг (Салтыкова), жена Антона Антоновича.
Портрет работы К.Шлезингера.

Последние годы жизни и смерть Дельвига

В 1825 году А.А.Дельвиг женился на девятнадцатилетней Софье Михайловне Салтыковой. Она была умна, приветлива, хорошо разбиралась в литературе. У Дельвигов собирались литераторы, музыканты, издатели. Постепенно их дом превратился в модный литературно-музыкальный салон.
У Софьи Михайловны появилось много поклонников, которым она отвечала взаимностью. А.А.Дельвиг знал об этом, но скандалов никогда не устраивал.
Одновременно с этим, в 1830 году, у А.А.Дельвига обострились отношения с Ф.Булгариным, с которым они давно находились в неприятельских отношениях, на поэта обрушились критики, обвиняя его в том, что половину стихов за него написал Пушкин, а вторую половину – Е.А.Боратынский.
Проблемы в литературно-издательской деятельности, а также семейные неурядицы сильно изматывали поэта. Он часто болел.
В ноябре 1830 года А.А.Дельвиг был вызван на допрос к начальнику III отделения графу А.Х.Бенкендорфу, который обвинил поэта в неподчинении властям и пригрозил ссылкой в Сибирь.
После этого А.А.Дельвиг слег в приступе нервной лихорадки, осложнившейся воспалением легких. Больше месяца он пролежал в постели. А 14 января 1831 года умер.
Узнав о смерти друга, Пушкин написал: «Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть…». В память о нем А.С.Пушкин в 1831 году издал еще один том альманаха «Северные цветы».