Лиза Алерт Орёл

добровольческий поисково-спасательный отряд

Возможные задачи для авиации:
1. Осмотр открытых пространств (поля, луга), на которых экипаж воздушного судна (далее-ВС) может гарантировано исключить нахождение лежащего человека.
2. Поиск в районе возможных мест укрытия (домики, заброшенные здания и сооружения, а также иные подходящие под это места).
3. Общая разведка района поиска, состояние леса, его плотность, наличие водоёмов, дорог, присутствие людей или зверей в лесу.
4. Разведка состояния просек, лесных дорог, и других линейных ориентиров.

Категорически запрещается:
1. Брать на себя управление работой ВС.
2. Использовать радиостанции авиадиапазона (частоты авиадиапазона) для любых видов связи, кроме предварительно согласованных с прилетающими на поиски ВС. (За исключением случаев, когда командир пролетающего ВС явным образом вызывает штаб.)
3. Связь на других, не согласованных частотах и связь с другими воздушными судами, не участвующими в поисковых мероприятиях.
Доступ к таким средствам связи должен быть ограничен.

Следует немедленно информировать командира воздушного судна о любых потенциальных опасностях:
1. Изменение погоды, облачность, грозовой фронт
2. Прибытие в район поиска другого воздушного судна.

Приняв решение о разворачивании поисковой операции, следует:
1. Выбрать место для посадки вертолета. Это необходимо сделать даже в том случае, если участие авиации в поисках не подтверждено.
a. Выбирая площадку, обязательно учитывать, что вертолету типа «Робинсон-44» требуется площадка минимум 30Х30 метров с хотя бы одним свободным от препятствий подходом. Препятствиями являются: деревья, столбы и, самое главное, провода, потому что пилот их не может увидеть. (Практика показывает, что главы местных администраций всегда готовы предоставить местный стадион в качестве места для посадки.) Самый предпочтительный вариант – это посадочная площадка рядом со штабом.
b. Предполагаемое место посадки необходимо проверить на наличие проводов и малозаметных препятствий. Отдельное внимание уделить наличию или отсутствию линий ЛЭП всех размеров в районе поиска и посадочной площадки. Натянутые провода из летящего ВС НЕ ВИДНО! ЛЭП считать любой провод, находящийся в воздухе и имеющий потенциальную возможность оказаться на курсе ВС. При отсутствии обнаруженных ЛЭП сообщить экипажу: «При осмотре с земли в районе посадочной площадки ЛЭП не обнаружено». Если осмотр предложенной посадочной площадки на предмет препятствий не проводился, сообщить экипажу: «Осмотр препятствий в районе посадочной площадки не проводился».
c. Убрать с площадки посторонние предметы, во избежание подсасывания их потоком воздуха в винты вертолета. Прежде всего, это сигнальные ленты и предметы, имеющие большую парусность и малый вес.
2. Координаты места предполагаемой посадки вертолета необходимо сразу зафиксировать в формате градусы, минуты, тысячные минуты (00°00.000’) (dd°mm.mmm’) (такой формат стоит в большинстве авиационных GPS.)
При посадке вертолета желательно встать на краю предполагаемой площадки лицом к центру, спиной к ветру и поднять обе руки вверх. После зависания вертолета над центром площадки и отсутствием помех под ним и сзади него, развести руки в стороны, тем самым подсказывая пилоту об отсутствии помех в скрытых от него секторах.

 

Для принятия решения о работе авиации авиакоординатору (представителю от авиации) желательно предоставить следующую информацию:
1. Место пропажи разыскиваемого человека.
2. Зона поиска.
3. Фактическая погода в районе поиска: наличие/отсутствие опасных явлений погоды (дождь, снег, гроза, туман и т.п.), примерную силу и направление ветра, видимость в километрах у земли (больше/меньше 2км, больше/меньше 5 км), нижний край облачности и температуру. Особенно важно точное ее значение при температурах около 0° из-за возможности обледенения ВС.

Получив подтверждение на работу авиации, до вылета ВС желательно:
1. Передать место пропажи разыскиваемого.
2. Цветовую гамму одежды пропавшего.
3. Наличие и цвет сигнальных жилетов поисковиков, а также знак, который будут подавать поисковику во время пролета воздушного судна.
4. Район поиска, обозначенный ориентирами (населенными пунктами) или радиус поиска с обозначенной ориентиром или координатами, точкой в центре (Следует помнить, что авиация летает по магнитным азимутам, а не по истинным).
5. Фактическую погоду в районе поиска:
1. наличие-отсутствие опасных явлений погоды (дождь, снег, гроза, туман и т.п.),
2. примерную силу (слабый, сильный, порывистый) и направление ветра (откуда дует)
3. видимость в километрах у земли
4. нижний край облачности (при невозможности самостоятельного определения запросить у первого пришедшего ВС эту информацию).
5. температуру
6. Координаты штаба в формате градусы, минуты, тысячные минуты (00°00.000’); такой формат стоит в большинстве авиационных GPS.
7. Координаты места предполагаемой посадки вертолета в формате градусы, минуты, тысячные минуты (00°00.000’).
8. Наличие или отсутствие проводов и малозаметных предметов в районе предполагаемой посадки вертолета.
9. Выяснить позывной экипажа (три последних цифры пятизначного регистрационного номера)
10. Убедиться, что позывные участвующих в поиске ВС не совпадают. А также в случае созвучности позывных, например 678 и 687, 535 и 553 и т.д., решить заранее вопрос смены позывного вылетающего ВС для работы со штабом поиска, либо работы с ним полным пятизначным номером, исключающей ошибки индентификации вызываемого ВС.
11. Передать свой позывной (независимо от названия организации лучше навсегда и везде избрать "Заря").
12. Согласовать частоту (частота 123,8 МГц предпочтительна в московском регионе и согласована с владельцем частоты посадочной площадкой «Кудиново» для использования при проведении поисковых мероприятий). Частота 123,1 МГц зарезервирована для проведения авиационных спасательных операций и может использоваться для ПСР с участием авиации, исключая случаи помех проведению других ПСР в регионе проводимого поиска.
13. Узнать ожидаемое время прилета ВС (уточнить МСК, UTC или местное. Вблизи границ часовых поясов лучше использовать всемирное скоординированное время UTC, что является стандартом в авиации.
14. Расчетное время работы ВС.
15. Место вылета ВС.
16. Данные экипажа (ФИО, телефон).
17. Телефоны лиц из числа наземного персонала, имеющих отношение к выполнению полета данного воздушного судна.
18. При возможности заранее задачу передать посредством СМС.
19. Подготовится к назначенному времени прибытия ВС (журнал, задачи).
20. Включить радиостанции авиационного диапазона (проверить заданную частоту). Устойчивая связь при использовании портативной радиостанции будет в радиусе до 10 км и может меняться в зависимости от высоты полета ВС.
Стоит учесть, что многие современные гражданские радиостанции позволяют слушать авиадиапазон, но НЕ разрешают передачу на нем! Убедитесь заранее в том, что используемая вами радиостанция имеет возможность передачи в амплитудной модуляции на УКВ частотах 118-136 МГц
21. При изменении погоды на месте, позволяющей начать/возобновить или прекратить поиск, информировать экипажи, готовые к вылету и находящиеся в пути.
Вся информация заносится в журнал

Правила работы с ВС:
1. По прибытии воздушного судна, устанавливаем с ним связь и отмечаем в журнале/блокноте позывной ВС и время первого выхода на связь.
2. Запрашиваем расчётное время работы, заносим его в журнал/блокнот.
3. Уточняем переданные координаты (штаба, площадки для посадки, квадрата поисков), если изменились – передаем новые.
4. Ставим задачу или подтверждаем задачу, если она была поставлена ранее. Обязательно учитываем время работы ВС и количество работающих ВС. Обязателен отчет КВС о выполнении поставленной задачи.
5. Следим за временем работы ВС: время работы не должно превышать расчетное время. По возможности напоминать экипажу об оставшемся расчетном времени работы в целях учета остатка топлива и возможного выполнения поставленных и дополнительных задач.
6. После выполнения предыдущей задачи и отчета по ней, возможна постановка новой задачи.
7. Несколько ВС могут работать одновременно на разной высоте. Решение о совместной работе КВС принимают самостоятельно. (Предпочтительно: ранее прибывший работает ниже вновь прибывшего, вертолет работает ниже самолета.)
8. В случае принятия решения о работе нескольких ВС следует незамедлительно напомнить пилотам о необходимости согласования и установки ОДИНАКОВОГО давления для работы в районе поиска. Пример: "101 и 102 установите ОДИНАКОВОЕ давление для работы в районе поиска и сообщите Заре"
9. Необходимо сделать отметку, на какой высоте какое ВС работает, и периодически (раз в 15-20 минут) запрашивать текущую высоту у каждого ВС.
10. По окончании работы ВС запросить расчетное время его прибытия на аэродром, попросить сообщить по телефону о возвращении на аэродром. Сообщить по возможности лицам из наземного персонала ВС о расчетном времени возвращения ВС. Если экипаж ВС не вышел на связь после посадки - перезвонить самим по истечению расчетного времени + 10 минут.

* Отметки о работе каждого воздушного судна фиксируются на отдельном листе.

Радиообмен:
1. В случае обнаружения на частоте других работающих станций необходимо назвать свой позывной, сообщить о цели и месте работ проводимых вами с участием авиации. В случае отсутствия возможности использования совместно частоты 123,1 МГц с уже работающими на ней, дождаться выхода на связь прибывающего ВС на частоте 123,1 МГц и предложить ему перейти для работы на частоту 123,45 МГц, используемую в гражданской авиации в соответствии с правилами ИКАО для разговоров между экипажами и не регламентированную по приоритетам, либо перейти на частоту, предложенную прибывающим экипажем.
2. Устойчивая связь с портативной радиостанции возможна в радиусе 3-10 километров, при подключении внешней антенны до 20 километров, многое зависит от высоты полета.
3. Каждая фраза должна начинаться с позывного ВС и того, кто его вызывает. Пример: “330 - Заре....» При устойчивой постоянной связи возможно не дожидаться ответа и сразу передавать необходимую информацию с обязательным последующим подтверждением экипажа.
4. Говорим четко, медленно, без лишних слов.
5. Обязателен повтор всех ответов с цифрами, желательно повторять все ответы и требовать повтора принятых задач.
6. При плохой слышимости просим повторить столько раз, сколько необходимо для понимания. Попросить повторить можно так: “Повторите медленно, Вас не слышно”.


При непредвиденных происшествиях:
1. Экипаж самостоятельно принимает все решения.
2. Вызов экстренных служб только после согласования с командиром экипажа, исключая случаи: наличие пострадавших, командир после происшествия явно неадекватно оценивает ситуацию, есть дополнительные угрозы объектам и людям на земле.
3. Обязательно сообщить лицам из неземного персонала ВС о происшествии в случае, если это не может сделать экипаж, или в случае, когда у вас нет данных о таком сообщении экипажа.

Приведем полезную таблицу:

Международная кодовая таблица сигналов бедствия земля-воздух

Рисунок 1. Международная кодовая таблица сигналов бедствия "земля-воздух"

отсюда