Баал бог войны. Православная богословская энциклопедия

Баал - вообще является эпитетом «бог, владыка» для разных богов и градоначальников у древних западных семитов.

История

Первоначально имя Баал было нарицательным обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира, Баал Сидона и др.), в это время его святилища приурочивались к источникам, лесам и горам.

Титул «Баал» давался князьям и градоначальникам, входил в имя. (Например: упомянутый в египетской повести XI в. до н. э. «князь Библа Текер-Баал», Ганнибал, Балтазар, список царей Тира.)

Позже Баала считали богом солнечного света, немного спустя он стал творцом всего мира, Вселенной, затем бог-оплодотворитель.

Практически во все времена культ Баала сопровождался сладострастными оргиями, причём при этом жрецы в экстазе наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях.

В Угарите Баал высоко почитался под именем Балу, имел эпитет Силач и Бык, был сыном бога Дагану, его сестрой и возлюбленной была Анат («источник», богиня источников).

Мог изображаться в облике могучего быка или воина в рогатом шлеме, что связывает его с Зевсом, Зевсом-Аммоном, вавилонским Зевсом-Баалом.

В Финикии он именовался Баал-Цафон (угарит. Баал-Цапану, по названию горы где жил) или просто Баал, Бел, причём эпитет «Баал-» имели и другие финикийские боги, покровительствуя разным областям жизни.

Бог проточной воды и родоначальник морских божеств. Сын Эла (угарит. Илу). Его жена - богиня Астарта, аналог шумерской Иштар.

Центр культа был в Тире, отсюда он распространился и в древнем Израильском царстве (при Иезавели) и в Иудее, несмотря на борьбу пророков (в особенности Ильи и Иеремии).

Согласно Библии, служение Ваалу включало в себя человеческие жертвоприношения, в том числе убиение собственных детей.

При религиозной революции пророка Илии «все служители Баала были убиты» - этим культу в Древнем Израиле был нанесён существенный ущерб.

Почитался Баал и в финикийском государстве Карфагене (имя Ганнибал означает «любимец Баала»); через финикийцев и карфагенян постепенно во XX-X в. до н. э. культ Баала распространился далеко на Запад (в Египет, Испанию и др.).

Император Гелиогабал (Элагабал) перенёс культ его в Рим.

Разновидности

  • Баал-Вериф или Баал-Брит («бог союза») - это местный Баал, которому поклонялись евреи после смерти Гедеона.
  • Баал Фегор, местный моавитский Баал, сладострастным культом которого моавитяне, следуя советам Валаама, стремились увлечь евреев.
  • Баал-Хаммон - бог Солнца. В Карфагене являлся одним из главных богов, распоряжался плодородием.
  • Баал-Хаддат - бог грома и бури, а также владыка земли и плодородия (в этом качестве выступает как умерщвляемое и воскресаемое божество).
  • Бел - в древнеармянской мифологии строитель вавилонской башни, которому противостоял родоначальник армян Хайк, убивший Бела стрелой из лука.
  • Ху-Баал(Хубал) - племенной бог древних арабов.

Ассиро-вавилонское божество, объединял массу функций - считался богом-громовержцем, покровителем вод и войны, богом плодородия, солнца, неба. В культуре древних греков аналогом Баала можно считать . В древних семитских языках имя божества звучит как «Бел» или «Ваал» и переводится как «господин», «хозяин». Используется как нарицательное «владыка» в отношении как богов, так и властителей городов.

История происхождения

Поначалу слово «баал» использовалось больше как нарицательное. Так называли богов, покровительствующим тем или иным племенам или местностям. Существовали баал финикийского города Тира, баал ливанского города Сидона и так далее.

Святилища баалов были привязаны к источникам, горам, лесам и иным природным объектам. Слово «баал» использовалось как титул и в этом качестве было составной частью имен князей и властителей городов. Например, Балтазар, Текер-Баал. Имя Ганнибала, знаменитого полководца из Карфагена и заклятого врага Римской республики, переводится как «любимец Баала».


Со временем Баал превратился в бога солнечного света, затем в верховного бога, сотворившего вселенную, затем в бога плодородия и часть фаллического культа. Частью культа Баала были оргии и ритуалы, во время которых впавшие в состояние экстаза жрецы наносили себе раны. В древнем городе Угарит Баала знали, как бога Балу, носившего прозвище Бык. Возлюбленной бога стала собственная сестра Анат. Изображался Балу как воин с рогатым шлемом на голове или в образе быка.

Под именем Баал-Цафон персонаж почитался в древней Финикии. Цафон или Цапану - название горы, где обитал этот бог. При этом приставка «баал-» использовалась и при именовании других богов, которые покровительствовали разным явлениям и областям жизни. Баал-Цафон считался родоначальником морских божеств и богом проточных вод. Женой персонажа называли богиню Астарту, известную в шумеро-аккадской мифологии под именем . Отцом бога считался Эла.


Под именем Баал-Зебуб, он же Вельзевул, персонаж попал в христианскую мифологию, где стал злым духом и одним из подручных дьявола. Католики считают святого Франциска Ассизского небесным противником Вельзевула. В древнегреческом переводе Библии имя персонажа трактуется как «Баал мух», «повелитель мух» - Ваалзевув.

В Ветхом Завете персонаж упоминается как божество, которому поклоняются филистимляне, а в Евангелии - как князь бесов. В Библии утверждалось, что прислужники Баала совершали человеческие жертвоприношения и даже сжигали в жертву богу собственных детей.

Баал в культуре

Образ Баала часто встречается в мире компьютерных игр. В 2009 году вышла RPG «King’s Bounty: Принцесса в доспехах», где Баал - главарь демонов, которые захватили родной мир героини. Встреча с Баалом ждет игрока в финале.


В вымышленной вселенной «Forgotten Realms» Баал - мертвый бог убийц. Один из троицы темных богов, которые украли скрижали судьбы и тем прогневили верховного бога. Преступников отправили в мир людей, где те оказались в телах смертных. Эта ссылка обернулась не только гибелью темных богов, но и катастрофой для вселенной «Forgotten Realms».

В серии игр «Baldur’s Gate» темный бог Баал - отец главного героя. На момент игры бог убит в смутные времена. Однако персонаж предвидел собственную гибель и позаботился наплодить потомков от смертных женщин. Внешне дети Баала не отличаются от обычных представителей собственной расы и не знают правды о собственном происхождении. Один из тех, в ком течет кровь Баала, может стать новым богом убийц. Саревок, потомок Баала, узнает об этом пророчестве и начинает убивать других отпрысков бога, чтобы остаться единственным наследником отца.

В игре «Diablo II: Lord of Destruction» Баал - последний из правителей Зла и повелитель разрушения. Под началом героя состоят орды демонов. Персонаж стремится добраться до Камня мира, который охраняет смертных от сил Ада. Баал желает уничтожить артефакт.

Экранизации


Баал - персонаж сериала «Эш против зловещих мертвецов», демон и противник героев во втором сезоне. Роль исполняет актер Джоэл Тобек. Бывшая жена Баала, демоническая женщина Руби, завладела отрубленной рукой главного героя. Из этой руки вырастает «злой клон» главного героя, который принимается крушить и убивать.

Персонаж по имени Баал присутствует также в бразильском сериале «Supermax». Там это тоже демон, известный также как Nonato. Этот персонаж служил пастором и живет под зданием тюрьмы с несколькими женщинами.


В 2008 году вышел фантастический триллер «Баал - бог грозы» режиссера Пола Зиллера. Главный герой фильма - старый ученый, археолог Оуэн Стенфорд. Герой неизлечимо болен и стремится всеми силами спасти собственную жизнь. Медицина бессильна помочь Оуэну, и тот решил привлечь к делу фольклор.

У эскимосов существует поверье, согласно которому при помощи амулета бога грозы Баала можно открыть дверь, отделяющую мир мертвых от мира живых. Оуэн собирается таким способом не только победить недуг, но и стать богом. Герой собирает экспедицию и находит амулет, однако активация артефакта приводит к тому, что по всей земле начинается ужасающая буря.

Ваал или Баал, согласно мнению историков и археологов, - один из древнейших человеческих богов, которому поклонялись финикийцы и семиты. Согласно мнению многих магов, христианских и иудейских богословов, это один из страшнейших адских демонов.

В статье:

Кто такой Ваал

Баал, известный как Ваал, Бел или Балу - древний бог семитских народов Средиземноморского побережья, отличался могуществом и жестокостью, был первым оформившимся глобальным богом-покровителем. В пользу факта свидетельствует, что Баал во многих семитских языках, в первую очередь, в финикийском, - слово, обозначавшее Бога в целом.

Существовало много разных ипостасей Баала, названных по местности, где ему поклонялись, или по сфере влияния. Примеры местных или стихийных наименований - Баал-Гал, Баал-Пеор либо Ваал-Хаддад (покровитель бури) или Баал-Шамим (бог Солнца). Баал-Шамиму принадлежал один из древнейших храмов сирийской Пальмиры, дошедший до современности почти идеально сохранившемся и уничтоженный исламскими террористами.

Особенностью культов Ваала историки называют присутствие в ритуальной деятельности жертвоприношений, в том числе человеческих, детских, и наличие масштабных оргий с участием практически всего населения, которые должны были обеспечить земле плодородие и символизировать ритуальный брак Баала с супругой - . Сфера влияния Ваала в культурах, где демон занимал доминирующую позицию, была крайне широка.

Балу был богом-громовержцем, что ассоциировало его с древнегреческим Зевсом или римским Юпитером. Ваал покровительствовал солнечному свету, а в период расцвета финикийской культуры защищал мореплавателей, пиратов и торговцев. Римляне и греки проводили другие параллели, главной из которых было отождествление Баала с Кроносом или Сатурном - титаном, боровшимся с Зевсом и другими греческими богами, что объяснялось масштабным противостоянием культур друг с другом.

Когда начали закладываться основы иудаизма, культ Баала подвергся гонениям со стороны первых иудейских пророков. Наиболее известно убийство жрецов Ваала библейским пророком Илией , прославившимся искоренением язычества и прижизненным вознесением на Небеса. В связи с широкомасштабной борьбой произошла демонизация Баала.

Карфагенский Баал Хаммон

Изначальный центр культа Баала - древний финикийский город Тира, но наибольшего расцвета и известности достигла вера в древнем Карфагене. Последователи карфагенской религии обеспечили Баала кровавыми жертвами. Баал Хаммон - сын Дагона, божества плодородия, изображавшегося в форме рыбы. Супруга Дагона - богиня Танит со львиной головой, была жестоким проявлением богини Астарты.

Имя Баал-Хаммона возникло из-за смешения культов Баала и вавилонского Зевса-Аммона , в результате первоначально солнечный бог получил атрибуты воителя-громовержца. Схожесть с Зевсом обеспечивалась и наличием у обоих богов в качестве животного символа быка. Покровительствовал Баал не только войне, убийствам и огню, имея и более мирную ипостась как покровитель плодородия, семейных уз и достатка.

Жертвоприношение младенцев Баал-Хаммону.

В жертву Баалу приносились в первую очередь дети. Малышей до семи лет буквально бросали в огромный костёр в честь бога. Современные исследования говорят, что чаще Баал-Хаммону приносили в жертву погибших детей, предавая их огню, а жертвование первенцев - миф.С фактом жертвоприношения несовершеннолетних соглашаются все историки: подтверждается факт римскими и греческими указами, запрещающими карфагенянам приносить детей в жертву.

Один из наиболее масштабных актов жертвоприношения произошел во время осады Карфагена греческим полководцем Агафоклом. Карфагеняне решили, что Баал больше не покровительствует им, потому что народ перестал убивать в его честь собственных детей: долгое время в жертву приносились дети чужаков. В результате около двухсот представителей городской знати добровольно отдали собственных детей, а еще триста взрослых человек приняли решение войти в костёр. Кровавый бог принял подношение: осада стала тяжелой для войска Агафокла . Греческий завоеватель вынужден был отступить.

Историки и исследователи отождествляли Баала с Молохом из-за названия ритуала сожжения - «молх », крайне созвучного с именем. В честь Молоха тоже приносили в жертву детей.

Другие имена Баала, связанные с ним божества и исторические личности

Ваалберит.

Имя Баала во многих местностях было нарицательным, а различия в культурах народов, на территории которых был распространен культ Ваала, велики.

Современные историки и ученые, изучающие мифологию и религию древних народов, часто путают между собой отдельных богов и появившихся на основе древних культов демонов. Долгое время существовало заблуждение, благодаря которому демон Молох отождествлялся с богом Ваалом из-за неправильной трактовки одного слова.

Путали между собой Баала и Мелькарта - покровителя мореплавания. Были общие черты у Баала с египетским божеством Петбе , которого называли Пет-Баал - покровитель неба. Следует отметить имя Балу - так называли Ваала на территориях Эфиопии и южных африканских государств. В чернокожих племенах бог дал основу другим кровожадным, более странным и жестоким культам.

Есть определенное родство Баала с . Имя Вельзевула возникло позже и стало примером специальной словесной конструкции в древнеиудейской традиции, чтобы не называть имена языческих божеств. Баал-Зебуб или Вельзевул , ставший впоследствии Покровителем мух, был одним из небольших местечковых богов. Упоминался в Ветхозаветной Библии, Торе и в Евангелие.

Путают Баала и с Ваалберитом - одним из местных иудейских богов, который покровительствовал разного рода союзам.

Существовал гоетический демон Берит , не имевший с Баалом ничего общего.

Еще одним демоном, связанным с Баалом, был Бельфегор или Ваал-Фегор - один из высших демонических чинов в христианской традиции.

Имена, связанные с Баалом, брали себе и люди, принадлежавшие к царским родам. Имя известнейшего древнекарфагенского полководца Ганнибала переводится как Любимец Баала. Во время правления императора Гелиогабала (Солнечного Бога) в Древнем Риме произошла попытка внедрить культ Ваала вместо существовавшего древнеримского пантеона богов. Затея провалилась, а царствование Гелиогабала было коротким.

Оставил отпечаток Баал и в кельтской культурной традиции. Его отождествляют с исконно кельтским солнечным богом - Веленом. Связывают с Ваалом лунный праздник Белтейн, который отмечают во многих странах. Крайне популярно празднование в неоязыческих общинах.

Демон Баал - существо из средневековых гримуаров

Баал-демон.

Борьба с культом Баала была одним из основных направлений деятельности раннехристианских и еврейских пророков. Довольно быстро божество пополнило в авраамических религиях пантеон демонов. Идолослужение и поклонение Баалу каралось строго. В Средневековье это привело к тому, что имя Баала соотносилось с Сатаной как «Владыка ада».

Нахождение , позволило упорядочить адскую иерархию, в которой Баал (Баэль) занимал первое место среди остальных демонов. Ваал считался королём Востока, мог представать перед вызывающим в виде жабы, кота или человека, иногда и во всех трёх сущностях сразу (3 головы, расположенные на паучьих ногах).

Согласно гоетической традиции, в силах Ваала предоставить человеку способность становиться невидимым и наделить сверхъестественной мудростью. Во власти Баала находятся шестьдесят шесть легионов духов ада, которые могут выполнить практически любую задачу.

Как призвать демона Баала

Культов Баала как бога сегодня не осталось. К его злобной и глубокой тёмной сущности, ставшей демоном в иудейской и христианской традиции, маги, алхимики, прорицатели, исследователи обращаются в течение столетий.

Ритуал призыва Баала необходимо выполнять, тщательно подготовившись к приходу демона. Сначала нужно подготовить защитную пентаграмму, лучше всего начертив знак мелом. Внимательно следует отнестись к целостности рисунка. После на лучи пентаграммы ставятся свечи, зажигаются и произносится инвокация.

Перед обрядом нужно озаботиться изготовлением Ламена - металлической пластины (знак описан в Гоетии). Символ обязательно должен быть на заклинателе в качестве медальона, иначе адский владыка не проявит должного внимания.

ВААЛ или Баал, Бэл, Вил - с еврейского означает «господин», «владыка», «сильный». Это был верховный бог хананеев, которому поклонялись также изменявшие своей вере израильтяне. Имя его часто встречается на финикийских и клинообразных надписях, также у греческих и латинских авторов, которые обыкновенно, называют его Βἡλος Belus, Бэл. Имя это входит в состав множества личных имен финикийских и карфагенских, как Аннибал («Ваал есть милость»), Асдрубал («Ваал есть помощь») и др.; арамейских, как Абдбал («служитель Ваала»); ассиро-халдейских, как Валтасар (Бел-сар-усур - «Ваал да покровительствует царю»), и проч. Изредка оно встречается даже в еврейских именах, как Баалхапан, Ешбаал, Мериббаал, и др. Но оно употреблялось не только как собственное имя, но также и как имя нарицательное для обозначения господина, собственника, обладателя личности или вещи, как напр., владельца или хозяина дома (Исх. 22, 8; Суд. 19, 22), поля (Иов 31, 39), вола (Исх. 21, 28; Ис. 1, 3), владетеля богатств (Екклез. 5, 12) и проч.; затем мужа или господина жены (Исх. 21, 3 и т. п.). Отсюда можно заключить, что слово Ваал в приложении к Богу первоначально было лишь эпитетом, выражавшим Его верховное господство и указывавшим на Него, как на Владыку всех вещей; только впоследствии оно сделалось собственным именем и особым божеством, Ваалом, владыкой по-преимуществу («Hab-Baal, с членом). Вследствие злоупотребления, которое делали идолопоклонники из этого выражения, Св. Писание, хотя и постоянно называет Бога Господом, ни разу не прилагает к Нему названий Ваала, но вместо него употребляет другое слово - Адон, Адонаи, значение которого то же самое, а слово Ваал употребляет только в приложении к ложным богам.

Главным местопребыванием широко распространенного по всей западной Азии культа Ваала, проникшего чрез финикиян и карфагенян далеко на запад, была Финикия, в свою очередь заимствовавшая его из Вавилонии, где Ваал известен был под именем Бэла. Вследствие своего месопотамского происхождения, Ваал повсюду сохранял на себе печать сабеизма и, как «владыка» богов, соответствовал главному небесному светилу - солнцу, источнику всякой жизни на земле. Некоторые толкователи находят подтверждение солнечного характера Ваала в самом тексте Св. Писания (4 Цар. 23, 4). Классические писатели также отождествляют Ваала с солнцем: «Бог называется Ваалом на пуническом языке», говорит Сервий, «и Бэлом у ассириян; он в одно и то же время есть Сатурн и Солнце» (Комментарий на Виргилия in Aeneid. I, 729). Как бог солнца, Ваал есть «владыка небес», Ваал-Самин, каковой титул он носит в надписях, в пунических стихах Пенула Плавта - Baal-Samen, у блж. Августина - Ваал-Самен и у Филона Библоса, который прямо говорит: «они считают солнце богом, который был единым властелином Неба, называя его Беел-Самином». Отсюда в мифологии языческих семитов В. является олицетворением мужской производительной силы и действует чрез свою жену Астарту, представлявшую пассивную или воспринимающую силу природы. Такому представлению вполне соответствовал и религиозный культ Ваала, который состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. В этом отношении культ Ваала совершенно совпадал с культом Астарты, так как служение ей было вместе с тем служением и Ваалу, ее оплодотворителю. Внешним символом его постоянно служил phallus, в виде колонны с усеченной вершиной. Это так наз. «гамманими» статуи или колонны конической или, вернее, пирамидальной формы, назначенные для изображения солнца под видом пламени. Геродот (2, 44) рассказывает, что две такие колонны были в храме Геракла, т. е. Ваала, в Тире. Одна из наиболее древних религиозных надписей, упоминает о том, что одна такая в Пальмире статуя была воздвигнута богу солнца. На римских монетах императорской эпохи сохранилось изображение такой Вааловой колонны. По свидетельству Св. Писания, такие колонны (статуи) делались из камня или из дерева (4 Цар. 10, 26), или даже золота (Ос. 2, 8).

При капищах Ваала жили так называемые кедешимы и кадешоты, священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством. Понятно, какое глубоко развращающее влияние должен был иметь такой культ. Память об этом развращении увековечена была для сознания евреев в сказании о городах Содоме и Гоморре, где культ Ваала принес особенно горькие плоды. Но, несмотря ни на эту поучительную историю, ни на запрещение иметь какое-либо общение с служителями Ваала, ни на грозно пламенные речи пророков, изобличавших гнусность культа Ваала, он всегда имел для евреев непреодолимое обаяние, и вся библейская история, начиная со времени поселения избранного народа в Палестине, представляет собою историю увлечений этим культом. «Оставили сыны Израилевы своего Господа и стали служить Ваалу, делая злое пред Господом» - таково много раз повторяющееся свидетельство библейских историков. Очевидно, возвышенный культ Иеговы был слишком высок для заурядного сознания народа, и чувственно-осязательный культ Ваала непреодолимо увлекал его. При царе Ахаве, благодаря покровительству его жены Иезавели финикиянки, культ Ваала нашел почти официальное признание в царстве Израильском а по временам проникал и в царство Иудейское, хотя там всегда встречал больше противодействия со стороны царей и пророков. В Финикии главное святилище Ваала находилось в Тире. Одною из существенных особенностей культа были там священные процессии, во время которых жрецы - иеродулы предавались иступленным пляскам, сопровождавшимся нанесением себе ран. Отсюда культ Ваала перешел в Карфаген, где имя его слышится в именах Ганнибала (милость Ваала), Аздрубала (помощь Ваала) и др.; позже следы его мы встречаем в Риме, где он нашел себе горячего приверженца даже на престоле, именно в лице императора Гелиогабала, который, в качестве жреца сиро-ханаансого солнечного бога Ваала, плясал вокруг устроенного в честь его жертвенника. Будучи, по своему существу, одним и тем же богом, Ваал, под влиянием политеистического миросозерцания язычников, выступал в разных проявлениях, которые в различных местах получали самостоятельное значение. Так, они получали особые названия по месту, где им поклонялись, как Ваал Ливанский, или по приписываемым свойствам, как Ваал-Вериф - «Ваал завета», защищавший тех, кто вступали с ним в союз (Суд. 8, 33; 9, 4 и 46), Ваал-Зебуб (Вельзевул) - «Ваал мух», «господин мух», без сомнения, защищавший своих поклонников против этих насекомых (см. Вельзевул). С местными Ваалами связывались названия таких мест, как Ваал-Гад, Ваал-Гамон и др.

См. соч. М. С. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев (СПБ. 1897), где есть отдельная глава о культе Ваала (стр. 217 и сл.) и где указана вся относящаяся сюда литература.

Слово Ваал, как сказано, входит в состав многих библейских и не библейских собственных имен городов, таковы:

ВААЛБЕК , город в Кили-Сирии, славившийся своим великолепием в первые века христианской эры и доселе сохранивший свою известность вследствие своих развалин. Там боготворился Ваал, как бог солнца, а в позднейшее время, несомненно, и Астарта, почему этот город был известен своею крайнею безнравственностью. См. под сл. Илиополь.

ВААЛ-ВЕРИФ - имя местного Ваала, почитавшегося израильтянами и особенно жителями Сихема при Авимелехе, сыне Гедеона (Суд. 8, 33; 9, 4). Ваал-Вериф означает «господин завета», и его приравнивают к Ζεὑς ὁρχιος греков и Deus fideus латинян, которого те и другие почитали как покровителя клятв, заведующего трактатами и союзами.
Ваал-Гад - «владыка счастья» (И. Нав. 11, 17; 12, 7; 13, 5), название хананейского города, три раза упоминаемого в Св. Писании, в книге Иисуса Навина. Это был самый северный пункт, которого достигли израильтяне в период завоевания. Плодом победы, одержанной близ вод Меромских против ханаанских царей севера, было подчинение им всей страны до Ваал-Гада. В киииге И. Навина (11,17) о местоположении этого города говорится, что он расположен «в долине Ливанской, подле горы Ермона» (ср. И. Нав. 12, 17; 13, 5). Но мнения касательно того, что собственно нужно разуметь под «долиной Ливанской», сильно расходятся. По наиболее вероятному мнению, под Ваал-Гадом разумелся город Панея или теперешняя Банья, которая известна в Новом Завете под именем Кесарии Филипповой. Положение этого города более всего соответствует данным свящ. текста. Иисус Навин должен был преследовать своих врагов до этого места, до подошвы Ермона, который непосредственно вздымается над городом и составляет естественную границу Палестины на севере. Там, над одним из трех главных источников Иордана, находится пещера, которая в начале нашей эры была посвящена богу Папу и называлась Паниум или Панея (И. Флавий, Древн. 15, 10, 3; Война Иуд. 1, 31, 3). Культ Папа вероятно в этом месте заменил собою культ Ваал-Гада. Долина, которая простирается к югу и юго-западу от Баньи «подле Ермона», быть может, называлась долиной И. Нав. 11, 17; 12,7).
Ваал-Гамон - «Ваал множества», название местечка, где Соломон имел виноградник (Песнь Песн. 8, 11).
Ваал-Гацар - селение, загородный дом, поместье, местечко близ города Ефрона или Ефраима, где на пиру убит был, по приказанию Авессалома, брат его Амнон (2 Цар. 13,23).
Ваал-Ермон - город на севере Палестины, за Иорданом, при подошве горы Ермона (Суд. 3, 3; 1 Пар. 5, 23).
Ваал-Меон - город к востоку от Иордана (Числ. 32, 38; 1 Пар. 5, 8; И. Нав. 13, 17). Впоследствии им завладели моавитяне, и он сделался одним из их главных мест. Пророки Иеремия (48, 23) и Иезекииль (25, 9) предвозвещали ему, что в наказание за радость, которой он предавался с главными городами Моава по случаю разрушения Иуды, он будет разрушен вместе с ними. В IV веке христианской эры Ваал-Меон сделался большим городом. «Ваал-Меон по ту сторону Иордана, говорит Евсевий, который восстановили сыны Рувима, есть очень большой город близ горы Теплых вод в Аравии».
Ваал-Перацим - «место поражений», местечко неподалеку от Иерусалима к западу, получившее такое название от поражения там филистимлян Давидом, так как Давид сказал при этом: «Господь разнес врагов моих передо мною, как разносит вода» (2 Цар. 5, 20), или, как читается в книге Паралипоменон: «Сломил Бог врагов моих рукою моею, как прорыв воды» (1 Пар. 14, 11).
Ваал-Фегор - идол моавитский и мадианитский, который иногда и просто называется Фегором (Числ 31, 16; И. Нав. 22, 17). Название свое он заимствовал по мнению одних, от горы Фогора или Фегора, на которой стоял этот идол; по другим - от разврата, какому предавались жены и девицы моавитские в служении этому идолу. По совету Валаама (Числ. 31, 16), в служение этому идолу были вовлечены моавитянами и израильтяне, за что подверглись строгому наказанию (Числ. 25).
Ваал-Цефон - место Тифона или посвященное Тифону (Исх. 14, 2, 9; Числ. 33, 7); египетский городок при Чермном море по западную сторону северной его оконечности, между Мигдолом и Чермным морем, за Пи-Гагирофом. Название свое он получил от Тифона, злого начала египтян, враждебного для них и имевшего свое обитание в глубоком мраке под землею. См. Исход.
Ваал-Шалиша - «тройная область» или «тройная земля», местечко в земле Шалиша, в нагорных областях колена Ефремова (4 Цар. 4, 42).
Ваал- Фамар (Суд. 20, 33) - город колена Вениаминова, близ Гивы Вениаминовой, где, во время смут в период Судей, вениамитяне потерпели сильное поражение от израильтян.

* Александр Иванович Пономарев,
магистр богословия, профессор
Киевской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стлб. 1. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г. Орфография современная.

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Решил продолжить эту рубрику. А именно, выполнить просьбу одного из моих друзей. Еще в начале моего блоггерского пути, он просил написать по статье о 72 высших демонах ада. Думаю, я в силах это сделать. Вот первая статья из огромной серии.

Баал — это имя является эпитетом слов бог и владыка у древних семитов. В ассиро-вавилонской этнокультуре он считался богом.Его почитали в Финикии и Ханаане. А в Сирии он был известен как бог плодородия и громовержец, бог неба, войны,вод, солнца и прочего.

Сначала именем Баал обозначали божество того или иного племени, уже позже местности (Баал Сидона, Баал Тира и пр.). По этой самой причине его святилища стали приурочивать к различным источникам, горам и лесам. Позднее «Баал» стал титулом. Он присуждался градоначальникам и князьям,а также являлся частью имени. Например: «князь Библа Текер-Баал»,Балтазар или Ганнибал.)

Баала почитали как бога солнечного света, а немного позже он был творцом мира и Вселенной. И даже был известен как бог-оплодотворитель. Во все времена и во многих культурах культ Баала сопровождался оргиями, во время которых жрецы, находясь в экстазе, наносили себе различные порезы. Чаще всего увечиям подвергались ладони и запястье.В финикийском городе Угарите Баала высоко почитали под именем Балу, который имел эпитеты Силач и Бык. Он являлся сыном аморейского бога Дагона (или Дагану). А возлюбленной и сестрой ему была Анат, богиня источников. Он изображался в виде могучего быка. Иногда, воина в рогатом шлеме. Поэтому его связывали с Зевсом или вавилонским Зевсом-Баалом.

В древней Финикии его именовали Баал-Цафон (так называлась гора где он жил) или же просто Баал. Однако эпитет «Баал-» был и у других финикийских богов, покровительствовавших разным областям жизни.
Центр культа находился в Тире. А уже отсюда он начал распространяться по древнему Израильскому царству (при Иезавели). Несмотря на противостояние пророков (особенно Иеремии и Ильи) культ смог разойтись и в Иудее.

Согласно Библейским записям, служение Ваалу обязательно включало в себя человеческие жертвоприношения. Не брезговали даже убиением собственных детей.
Во время религиозной революции, проводимой пророком Ильей, «все служители Баала были убиты» - это нанесло существенный ущерб культу в Древнем Израиле.

Почитали Баала и в Карфагене (ведь имя Ганнибал как раз означает «любимец Баала»).А с XX по X века до н.э.культ Баала распространился на Запад (в Испанию, Египет и пр. государства). Император Гелиогабал (или Элагабал) смог перенести его культ в Рим.

Баал, он же Баил или Баел - он стал первым из семидесяти двух демонов.Он являлся королем, правящим на востоке, и управляющим 66 легионами адских духов. У него существует несколько воплощений. Иногда он является как человек, иногда как кот, иногда как жаба. Случалось даже появлялся во всех своих образах сразу и говорил хриплым голосом.

Баал обладает своеобразным и жестоким чувством юмора.Он предпочитает не убивать свою жертву сразу; если она беззащитна, он больше любит дурачить и вводить в заблуждение. Баал обожает создавать своим врагам или жертвам различные ловушки, которые могут быть не смертельны, зато крайне опасны. Каждая подобная «шутка» вызывает у владыки Преисподней жуткий смех, который рождает на спине смертного мурашки. Чтобы добиться своих целей Баал предпочитает использовать иллюзию.