Чем причащают в церкви. Важно во время исповеди, называя грех, дать себе обещание не повторять его

Причастие - одно из самых главных и значимых обрядов в христианстве. В этот момент происходит единение с Иисусом Христом - Сыном Божьим. Подготовка к таинству представляет собой непростой процесс, занимающий длительное время. Для верующего, совершающего первое причастие, важно знать, как проходит причастие в церкви, что нужно делать до и после обряда. Это необходимо не только для того, чтобы не допустить ошибок, но и для обретения осознания будущего соединения с Христом.

Что такое причастие

Первое таинство причастия провел Иисус Христос, разделив хлеб и вино между своими учениками. Он заповедал своим последователям повторять это. Обряд был впервые совершен на Тайной Вечере, незадолго до распятия Божьего Сына.

Перед священнодействием совершается Божественная литургия , также именуемая Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение». Подготовка к обряду причастия обязательно должна включать в себя память об этом великом древнем событии. Это позволит познать таинство глубоко, затронет душу и разум.

Частота причастия

Насколько часто следует причащаться? Принятие таинства - дело сугубо индивидуальное, нельзя заставлять себя идти на это только потому, что обряд кажется необходимым. Очень важно причащаться по зову сердца. Если есть сомнения, лучше поговорить со святым отцом. Священнослужители советуют приступать к таинству только в случае полной внутренней готовности.

Православным христианам, в чьих сердцах живет любовь и вера к Богу, позволено совершать обряд без каких-либо ограничений. Если же в сердце есть сомнения, то причащаться можно не чаще одного раза в неделю или же раз в месяц. В крайнем случае, в периоды каждого большого поста. Главное - регулярность.

В древней литературе указано, что причащение хорошо проводить ежедневно в будний и выходной день, но благо приносит и выполнение обряда 4 раза в неделю (среда, пятница, суббота, воскресенье).

Единственный день, когда причащение является обязательным - Великий четверг. Это является проявлением уважения к древнейшей традиции, стоящей у истоков.

Некоторые священники утверждают, что слишком частое причащение неправильно. По правде говоря, согласно законам канона, это мнение неверно. Однако нужно хорошо видеть и чувствовать человека, чтобы понимать, нужно ему совершать это действие или нет.

Причастие не должно проходить по инерции. Потому, при его частом совершении, христианин должен постоянно быть готовым принять Дары, сохранять правильный настрой. На это способны немногие. Особенно учитывая подготовку, которая должна проходить на регулярной основе. Не так-то легко соблюдать все посты, постоянно исповедоваться и молиться. Священник видит, какой образ жизни ведет мирянин, этого не скроешь.

Молитвенное правило ко Причастию

Домашняя молитва имеет огромное значение в том, как подготовиться к причастию. В православном молитвослове есть последование, которое причастно к священнодействию. Его читают накануне проведения Таинства.

В подготовку входит не только молитва, читаемая дома, но и молитвы церковные. Непосредственно перед священнодействием нужно посетить богослужение . Также необходимо прочесть три канона : Матери Божьей, и Ангелу Хранителю .

Эта подготовка позволит осознанно подойти к исповеди и причастию, почувствовать ценность Таинства.

Необходимость поста

Соблюдение поста - обязательное и неоспоримое условие перед причащением.

Христиане, которые постоянно соблюдают однодневные и многодневные посты, должны совершать только литургический пост . Это значит, что нельзя есть и пить с полуночи перед священнодействием. Пост продолжается непосредственно до момента Таинства.

Прихожане, недавно приобщившиеся к церкви и не соблюдающие никаких постов, должны пройти трехдневный или семидневный пост . Сроки воздержания должен устанавливать священник. Подобные моменты нужно обсуждать в храме, не стоит бояться задавать вопросы.

Внутреннее состояние перед Евхаристией

Нужно полностью осознать свои грехи перед причастием. Что нужно делать помимо этого? Чтобы грехи не приумножились, стоит воздерживаться от увеселений. Муж и жена должны отказаться от близкого телесного контакта за один день до причащения и в день его проведения.

Нужно обратить внимание на рождение своих мыслей, контролировать их. Не должно быть злобы, зависти, осуждения.

Личное время лучше проводить в одиночестве, исследуя Священное Писание и жития святых или же в молитве.

Самое важно для принятия Святых Даров - это покаяние. Мирянин должен абсолютно искреннее раскаяться в своих греховных деяниях. Именно для этого и проводится вся подготовка. Пост, чтение библии , молитва - это способы достижения нужного состояния.

Действия перед исповедью

Исповедь перед священнодействием очень важна. Необходимо попросить об этом священника той церкви, в которой будет проходить Таинство.

Подготовка к обрядам причащения и исповеди - это процесс исследования своего поведения и мыслей, избавление от греховных действий. Обо всем, что было замечено и осознанно, нужно исповедоваться. Но не следует просто перечислять свои грехи как список. Главное, быть искренним. Иначе для чего же проводилась такая серьезная подготовка?

Стоит понимать, что батюшка всего лишь посредник между Богом и людьми. Следует говорить без стеснения. Все сказанное останется только между человеком, священником и Господом. Это нужно для того, чтобы ощутить жизненную свободу, достигнуть чистоты.

День принятия Святых Даров

В день Таинства следует соблюдать определенные правила. Принимать дары можно только натощак . Курящий человек должен воздерживаться от своей привычки до того момента, пока не будут приняты тело и кровь Христовы.

Во время вынесения Чаши нужно подойти к алтарю. Если пришли дети, следует пропустить их вперед, они всегда причащаются первыми.

Не нужно креститься возле чаши, надо поклониться, скрестив руки на груди. Перед тем как принять Дары, нужно назвать свое христианское имя, а затем сразу вкусить их.

Действия после причастия

Следует знать и о том, что нужно совершить после того, как священнодействие совершилось. Надо поцеловать край Чаши и подойти к столу с , чтобы съесть кусочек . Не надо спешить покинуть церковь, еще нужно поцеловать напрестольный крестик, находящийся в руках священника . Еще в церкви читаются молитвы благодарности, которые также нужно выслушать . В случае крайнего недостатка времени можно прочитать молитвы дома. Но сделать это необходимо обязательно.

Причастие детей и больных

Существуют следующие моменты, касаемые причащения детей и больных людей:

  • Деткам до семи лет не нужно проходить подготовку (исповедь, пост, молитва, покаяние).
  • Младенцы, которых крестили, причащаются в этот же день или во время следующей литургии.
  • Тяжелобольные тоже могут не готовиться, однако, если есть такая возможность, стоит пройти исповедь. Если же больной не в состоянии это совершить, священник должен произнести фразу «Верую, Господи, и исповедую». После чего сразу причастить.
  • Не отказывают в священнодействии и тем людям, которые отлучены от причащения на время, но находятся в предсмертном положении или в состоянии опасности. Но в случае выздоровления, запрет снова вступит в силу.

Не все люди могут принять дары Христовы. Кто не может этого сделать:

  • Те, кто не пришел на исповедь (кроме маленьких детей и тяжелобольных);
  • Прихожане, которым запрещено принимать Святые Таинства;
  • Умалишенные, в том случае, если они богохульствуют, находясь в припадках. Если они не имеют такой склонности, им разрешается причащаться, но не каждый день;
  • Супруги, имевшие интимный контакт, незадолго до Таинства;
  • Женщины, у которых в тот момент происходят месячные.

Чтобы ничего не забыть, следует ознакомиться с памяткой, составленной на основе всего вышеизложенного:

О том, каким должно быть поведение в церкви во время причащения:

  1. Приходить на литургию вовремя.
  2. При открытии Царских врат перекреститься, затем крестообразно сложить руки. Таким же образом подходить к Чаше и отходить от нее.
  3. Подходить нужно справа, а левая сторона должна быть свободна. Не толкать других прихожан.
  4. Соблюдать очередность причащения: епископ, пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, дети, взрослые.
  5. Женщинам нельзя приходить в храм с накрашенными губами.
  6. Перед принятием Священных Даров нужно назвать свое имя, данное при крещении.
  7. Не нужно креститься перед Чашей.
  8. Если Святые дары будут складывать в две или более чаши, надо выбрать только одну из них. Причастие больше 1 раза за день является грехом.
  9. Если благодарственные молитвы не были прослушаны в церкви, нужно прочесть их дома.

Подготовка к причащению - это очень серьезная последовательность. Все советы необходимо строго соблюдать, чтобы быть готовым принять Священные Дары. Молитва нужна для осознания, пост для телесного очищения, а исповедь для очищения духовного.

Осмысленная подготовка поможет разглядеть глубокий смысл Таинства. Это действительно контакт с Богом, после которого жизнь верующего меняется. Но следует помнить, что недавно вставшие на путь религии не смогут причаститься и за один раз в корне все исправить. Это естественно, ведь грехи накапливаются годами, и избавляться от них тоже нужно последовательно. Причащение - первый шаг на этом непростом пути.

Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии - греч . «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

…………………………………………

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

…………………………………………

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).

Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы - ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя - человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого - вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека - Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно . Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его - чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

Как проходит Причастие в Церкви?

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом - событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя - в свою плоть и в свою душу - Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» - св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Часто приходится слышать вопросы: причастие в православной церкви — что это такое, как к нему готовиться, и зачем, собственно, оно нужно. Так как вопросы эти важные, и нужные, то мы решили дать подробное разъяснение этого важнейшегоТаинства интересующимся православием и новоначальным, основываясь на Священном писании.

Для поддержания жизни человеческого организма необходимо питание: пища, питьё; а так же лечение, если он болен. Душа же человека, как субстанция более тонкой организации, нуждается в подкреплении особой – животворящей духовной пищей. Как любящая мать никогда не оставляет своё чадо, но заботится и печется о нем; ещё более того — Господь не оставляет Своё творение, но промышляет о человеке, посылает ему в пропитание обилие плодов земных и питает Своих верных чад самой драгоценнейшей, безсмертной и нетленной Пищей: Самим Собой – Своими Пречистыми Телом и Кровью, преподаваемых нам в таинстве Причастия.

Причастие – это таинство, в котором православный христианин под видом хлеба и вина вкушает (причащается) истинного Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и жизнь вечную.

Посредством Причастия человек теснейшим образом соединяется со Христом, становится причастным Христу для обновления и укрепления духовных и физических сил человека и наследия им жизни вечной.

Господь говорит нам о таинстве Причащения:

«Я есмь Хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — Хлеб живый, сшедший с небес; ядущий Хлеб сей будет жить вовек; Хлеб же, который Я дам,- есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Евангелие от Иоанна, гл.6, ст.:48-51). « Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинное есть Питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем.» (Евангелие от Иоанна: гл.6, ст.:53-56).

Зачем нужно причащаться

Итак, видим, что чтобы соединиться с Богом и иметь вечную жизнь – нам нужно причащаться. Если у человека случается заражение крови, то, единственный способ спасти ему жизнь – это переливание ему здоровой крови. Так же и с душой человеческой, заражённой грехом, единственный способ её спасения – «переливание» здоровой Крови, которая есть только у Самого Христа. И, как говорили святые отцы церкви, после вкушения Причастия «Кровь Христова течёт в наших жилах», «мы становимся сотелесными Христу». Ведь больной и разрушенный орган в теле человека посредством пересадки заменяют на здоровый, чтобы человек мог жить дальше.

Так и в духовном смысле Тело Христово заменяет Собой больную страстями и язвами греховными часть души человека, питает её и животворит: «Потому что мы члены Тела Его, от Плоти Его и от Костей Его» (Послание св.ап.Павла к Ефесянам: гл.5, ст.30). Посредством святого Причащения Сам Господь Своей Пречистой Плотию входит в человека, дарует ему успокоение, очищение от грехов, радость от близкого присутствия Господа. В таинстве Причастия христианин вкушает «источника безсмертного», получает способность духовно совершенствоваться, быть одним из участников блаженной и безсмертной жизни, которая, для человека, который благоговейно причащается Святых Христовых Таин,- начинается уже здесь, на земле, и является залогом его воскресения и вечной жизни.

История появления Евхаристии

Таинство Причастия ещё называют Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение». Богослужение, на котором совершается таинство Причащения, называется Литургией (она совершается утром, а иногда бывает ночью), что означает «общественное служение». Святая Евхаристия (таинство Причастия) в Православной Церкви является «Таинством таинств», сердцем Церкви, её основой и фундаментом, потому что без неё немыслимо и существование самой Церкви.

Таинство Евхаристии было установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом на последней Его вечере с учениками — Тайной вечере, накануне Крестных Страданий Спасителя.

Он Сам совершил это Таинство: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благодарив (Бога-Отца за Его милость к человеческому роду), подал им (ученикам) и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея: гл.26, ст.26-28)

Святой евангелист Лука дополняет повествование евангелиста Матфея — преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь сказал им: «…Сие творите в Мое воспоминание». (Евангелие от Луки: 22, ст.:19-20); об этом же говорится в Евангелии от Марка: гл.14, ст.22-24, в 1-м послании к Коринфянам: гл.11, ст.:23-26.

После Воскресения Спасителя, ученики Христовы собирались в «день солнца» (теперь этот день именуется воскресеньем и в церкви он, также как и раньше, — является первым днём недели (седмицы)) для «преломления хлеба». Изначально это была трапеза, во время которой осуществлялось чтение Священного Писания, пение псалмов, говорилась проповедь, осуществлялась молитва. Иногда трапеза длилась всю ночь.

Постепенно (с течением времени общины расширялись), из вечери-ужина Евхаристия преобразовалась в богослужение, которое в нашей современной церкви тоже начинается с вечера: вечернее богослужение является первой частью воскресного (или праздничного) богослужения, а утреннее – Литургия – второй его частью, во время которой собственно и совершается святое таинство Евхаристии.

Как часто нужно причащаться?

Первые христиане каждый воскресный день причащались. В наше время, к сожалению не многие люди могут так часто к Таинству этому приступать по разным обстоятельствам. В среднем, рекомендуется причащаться хотя бы раз в месяц. Ну, или, хотя бы минимум — каждый пост, которых в календарном году четыре, а значит – хотя бы четыре раза в год. Но никак не менее одного раза в год – это, так сказать, уж «самый минимум».

Некоторые люди редко приступают к таинству Причастия, считая себя недостойными этого святого Таинства, для иных — причащение вообще превратилось в формальность: традицию, «для галочки» ну, или что-то в этом роде, когда люди без должной подготовки, осознания великой Святыни и чувства благоговения, или вообще, пробегая мимо, «забегают» причаститься.

Собственно, человек не бывает совершенно достойным в виду греховности натуры своей этого великого Таинства, так как все люди – грешники, а Евхаристия для того и дарована нам Господом, чтобы соделать нас более чистыми сердцем и душой и, соответственно, более достойными сего Божественного дара. Исходя из вышесказанного, как часто причащаться — лучше решать индивидуально со своим духовником или со священником, у которого человек исповедуется, исходя из своего духовного возраста (уровня).

Как подготовиться к таинству Причастия?

Святые отцы церкви подчеркивали, что приступающий к сему святому таинству должен быть готов к встрече с Самим Христом – а как же иначе, ведь мы вкушаем Тело и Кровь Самого Господа!

Подготовка к причащению не должна ограничиваться лишь чтением каких-то молитв и воздержанием от какой-либо пищи – в первую очередь готовность к причащению обусловлена чистотой совести, отсутствием вражды против ближних или обиды на кого-либо, миром в отношениях с людьми: «Если ты принесёшь дар свой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Ев.от Мф.,: гл.5, ст.23-24). Препятствием для причащения являются совершённые человеком тяжкие грехи, в которых необходимо покаяться на исповеди.

Перед принятием Святых Таин православный христианин старается духовно собраться и сосредоточиться. К Причастию нужно приготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, творении добрых дел (которые, впрочем, христианин должен совершать всегда, ведь «вера без дел мертва»). Перед причащением христианин должен очистить свою совесть, а для этого, по традиции Русской церкви, ему необходимо прийти на исповедь для получения прощения в своих грехах.

Каждый, желающий приступить к Таинству Причащения, во-первых, должен быть крещён в православной вере, так как посредством крещения человек становится членом Церкви и получает право причащаться. Во-вторых, он должен очистить свою совесть , чему способствует пост и молитва. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». (1-е Послание св.ап.Павла к Коринфянам: гл.11, ст.: 28-29).

То есть, человек должен осознавать, что перед ним в святой Чаше не обычная пища, не обычный хлеб и вино, а бессмертная Трапеза Господня – Пречистые Тело и Кровь Самого Господа, Сам Господь, причащаться которых надлежит со страхом Божиим, благоговением и верой. Неблагоговейное же отношение человека к Таинству подвергает его суду и осуждению. Один из учителей православной церкви писал:

«Видится в чаше хлеб и вино, и обоняется хлеб и вино, обнарудиваются же и являются Святые Тайны через действие своё. Так открылся Бог, прикрытый человечеством».

Это по безмерной любви Господа к нам, и его безграничному милосердию, по снисхождению к
немощной человеческой природе мы ощущаем хлеб и вино.

Надо сказать, что когда, ощущая свою греховность, человек не приступает в святому Причащению по собственному решению – это действие гордыни, так как недопустить ко Причастию может только священник. Сокрушение от осознания своей греховности не является препятствием для христианина воспринимать Евхаристию, как праздник и радость от соединения с Господом, ведь Божественной Кровию смываются грехи наши, и врачуются греховные язвы наши.

И так, мы рассмотрели, в чем же состоит духовное приготовление к святому Таинству. Теперь рассмотрим физическую сторону сей подготовки.

Когда мы ждём в гости очень важного и авторитетного для нас человека, мы убираем свой дом: выметаем, вымываем, начищаем. Подобно этому, но только во множество раз тщательнее мы должны подготовить своё жилище – тело к принятию Самого Господа. Апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам говорит:

«…Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (Св.ап.Павел, 1-е посл.к Кор.: 6, 18-19)

Тело человека святой апостол уподобляет храму – как это ответственно и как же не приготовить тело свое ко Причащению?

Перед причащением необходимо:

  1. . Если это не один из четырёх постов календарного года, тогда рекомендуют поститься в среднем три дня, где рекомендуется семь дней, а кому – и хотя бы один день. Это лучше заранее решить индивидуально со священником. Во время поста не вкушают пищу животного происхождения, а во время строгого поста и рыбу – это тоже можно оговорить со священником. Во время поста воздерживаются от супружеских интимных отношений.
  2. Накануне Причастия положено быть на вечернем богослужении. В разных храмах различное время его начала, обычно начинается: где в 14.00 часов, где — в 15.00 ч, в 16.00 ч., в 17.00 ч. – это нужно узнать заранее в том храме, в который планируете идти на вечернюю службу.
  3. Вечером, накануне Причастия, нужно прочитать (в смысле не просто «вычитать»- как иногда говорят, а, читая, вникать в смысл читаемого, – молясь): вечерние молитвы («Молитвы на сон грядущим») и три канона: «Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу», «Канон молебный ко Пресвятой Богородице» и «Канон Ангелу-Хранителю». Читается также Канон ко причащению (Он содержится в «Последовании ко Святому Причащению»).
  4. После полуночи (после 24 часов) уже ничего не едят и не пьют, так как принято приступать к Таинству Причащения натощак.
  5. Утром, после Утренних молитв дочитывается, что вечером не успели. (Бывает, что вечером не читают Канон из «Последования ко Святому Причащению», а утром, после утренних молитв читают всё «Последование ко Святому Причащению»).
  6. обязательна, которая в одних храмах проводится вечером после (во время) вечернего богослужения, в других – утром до (во время) литургии. Это тоже желательно уточнить заранее. В какой части храма проводится исповедь – тоже можно спросить у служителей храма.

Во время Причастия

  • После исповеди все верующие выстраиваются в очередь (в очереди к Чаше нужно не разговаривать, а молиться) к солее (возвышение, на котором стоит иконостас, выступающее значительно вперёд), к центру солеи – к амвону (на уровне Царских Врат, со ступеньками).
  • Когда выносят Чашу с Дарами – сразу сделать перед Чашей три земных поклона (коснувшись лбом пола), но делать не перед самой чашей, чтобы не опрокинуть её, а поодаль от неё, стать в свою очередь, сложить крестообразно на груди руки (правая рука поверх левой) в знак своего смирения перед Господом.
  • Когда подошла ваша очередь – подойдите к Чаше, уже не крестясь и не кланяясь (чтобы не зацепить Чашу), назовите своё полное имя (Иван, а не Ваня; Наталья, а не Наташа и т.д.), раскройте широко рот и, приняв Причастие – сразу проглотите его и поцелуйте ребро чаши.

  • Потом, не разговаривая, пройдите к столику, на котором чашечки с «теплотой»(тёплая вода для запивки Причастия, в которую может быть иногда добавлено немного вина) и заешьте кусочком просфоры, лежащей на тарелке на том же столике. Отойдите в сторону, чтобы не мешать другим причастникам.

  • После причащения нужно быть до окончания литургии и, лишь в крайне срочных обстоятельствах покидать храм до окончания литургии (приложиться к вынесенному священником кресту (поцеловать крест) и выйти из храма после закрытия Царских Врат.

После Причастия

После причащения необходимо:

1) Прочесть «Благодарственные молитвы по Святом Причащении» (все вышеуказанные молитвы и каноны есть практически в любой книге «Молитвослов»).
2) В день причащения воздерживаться от супружеских интимных отношений.

В Евхаристии Господь очищает, освящает и обоготворяет человека. В этом Святом Таинстве благодать Святого Духа прелагает хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы и преобразует причащающегося человека из помутнённого грехами в просвещённого Божественным светом и свободного от тяжкого груза грехов человека. Приняв Тайны Христовы – мы уже несём в себе Самого Христа. Словно несём наполненную до краёв Божественной благодатью чашу – если будем неосторожны, то расплескаем содержимое чаши, а если споткнёмся и упадём – то потеряем и всё её содержимое. С момента Причастия должна начаться подготовка к следующей Евхаристии и нужно следить за своим духовным состоянием, беречь его от греха. И, если по слабости человеческой природы или по причине своего нерадения мы споткнулись, упали, снова согрешили- не медлите, спешите во врачебницу наших душ: кайтесь и исповедуйтесь, принимайте таинство Святого Причастия во спасение души и жизнь вечную.

Правильнее будет если Вы, уважаемая Маша, сами подойдёте к священнослужителю храма, в который планируете идти на Причастие (или хотя-бы к священнослужителю другого православного храма) и как он благословит (т.е.скажет, разрешит) Вам сделать — так и сделаете. Он же Вам подскажет, сколько читать молитв из Правила ко Причащению — иногда новоначальным разрешают читать лишь часть правила, т.к. оно не короткое и поначалу может быть сложно прочитывать его полностью. Но всё это лучше делать с благословения священнослужителя.
После 24 часов в ночь перед Причастием нельзя ничего есть и пить, пока не причаститесь.

Ответить

Как надо поститься перед причастие, можете подробнее объяснить?

Ответить

  1. Ответить

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с и .

Одно из главных и самых древних церковных таинств – причастие – установлено в память о Спасителе и апостолах и их последней совместной трапезе – Тайной вечере.

На ней апостолы и Христос пили вино и ели хлеб, при этом Спаситель говорил: «Сие есть кровь моя и тело мое». После казни и вознесения Христа апостолы сделали таинство причастия ежедневным.

Что нужно для причастия?

Прежде всего, нужен потир – специальная церковная чаша на высокой ножке с круглым устойчивым основанием. Первые потиры делали из дерева, позже появились чаши из серебра и золота. Потир украшают орнаментом; чаши, выполненные из драгоценных металлов, могут быть инкрустированы отделочными камнями.

В потир кладут извлеченные кусочки и наливают разбавленное водой вино. Над чашей читают молитвы. Считается, что во время литургии на чашу исходит святой дух, и, вкушая пропитанные вином частички просфоры, люди приобщаются к крови и плоти Христовой.

Подготовка к причастию

Накануне дня, когда вы готовитесь причаститься, лучше воздержаться от плотских удовольствий и подержать пост, хотя бы во второй половине дня (исключение делается для немощных и детей, и только до полуночи). Утром нужно идти в церковь, перед этим нельзя есть и пить.


Перед причастием обязательно и получить отпущение грехов от священника. Без исповеди могут причащаться дети младше семи лет и те, кто принял крещение не далее, чем неделю назад.

Сначала причащается епископ, пресвитеры, диаконы, чтецы. Из молящихся первыми к причастию пропускают младенцев и их родителей, которые держат детей на руках. После этого к чаше со Святыми Дарами подходят дети, потом – старики, а уже затем – молодые.

Как происходит причастие?

Чашу со Святыми Дарами выносят к верующим. Нужно сложить руки на груди, подойти к чаше, которую держит священник, и назвать свое крещеное имя. Священник, зачерпнув из чаши, протянет вам ложечку со Святыми Дарами, которые нужно проглотить, не жуя. Еще два священнослужителя, стоящие перед чашей, утрут вам рот специальным полотенцем.

После этого нужно поцеловать нижний край чаши, символизирующий ребро Христово. В некоторых храмах делают иначе: сначала причастившийся целует чашу, а после этого ему утирают рот. Далее нужно отпить святой воды и взять просфору со специального столика. В этот день не положено непристойно себя вести, ругаться и предаваться плотским удовольствиям.

Кому нельзя причащаться?

Помимо взрослых, которые перед таинством не исповедовались, к причастию не допускаются отлученные от Святых Тайн, бесноватые и умалишенные, богохульствующие в припадках сумасшествия.


Не допускаются к причастию мужчина и женщина, имевшие накануне супружескую близость, и женщины в период менструации. Нельзя причащать умерших.

Некоторые правила причащения

Нельзя опаздывать к началу литургии. При выносе Святых Даров и по окончании чтения священником предпричастной молитвы нужно сделать земные поклоны. При открытии царских врат руки складывают на груди крестообразно, положив правую ладонь на левую; такое положение рук сохраняют во время причастия и отходя от чаши после причастия.

К чаше со Святыми Дарами подходят с правой стороны храма, не толкаясь и не создавая толпы, соблюдая порядок и очередность. Женщины должны подходить к чаше без помады на губах. После того, как вам утерли губы, и до того, как вы отопьете святой воды, нельзя целовать иконы.

Чашу не трогают руками, возле нее не крестятся, чтобы не толкнуть священника и не разлить содержимое потира. Руку священнику во время причастия не целуют.

На пути от чаши к столику со святой водой нужно поклониться иконе Спасителя. Нельзя причащаться два раза в день. Если во время причастия подают Святые Дары из нескольких чаш, брать нужно только из одной. Прикладываться и разговаривать с другими прихожанами можно только после того, как омыли рот святой водой (или ягодным морсом), чтобы ни одной частицы просфоры не осталось во рту.


По возвращении домой нужно прочитать благодарственную молитву (это правило необязательно – можно прослушать благодарственную молитву в храме, по окончании литургии).

Православная вера учит христиан, как правильно исповедоваться. Этот обряд связан с древнейшими событиями, когда Апостол Петр покинул архиерейский дом и уединился после того, как осознал свой грех перед Христом. Он отрекся от Господа и покаялся за это.

Так и каждому из нас необходимо осознать свои прегрешения перед Господом и уметь их преподнести священнику, чтобы искренне покаяться и получить прощение.

Чтобы научиться правильно исповедоваться в церкви, необходимо провести подготовку души и тела , и далее мы расскажем вам, как это сделать.

Прежде чем отправиться в церковь, постарайтесь уяснить для себя несколько важных моментов . Особенно, если вы решили исповедоваться первый раз. Итак, какие же вопросы чаще всего возникают у человека накануне исповеди?

Когда можно исповедоваться?

Исповедь означает искренний разговор с Богом через посредничество священника. По церковным канонам, к исповеди привлекают с детства, начиная с семилетнего возраста . Верующие исповедуются после основной службы, возле аналоя. Люди, решившие окреститься или обвенчаться также приступают к исповеди перед Богом.

Как часто нужно исповедоваться?

Это зависит от истинного желания человека и его личной готовности открыто говорить о своих грехах. Когда христианин пришел исповедоваться первый раз, это не значит, что после этого он стал безгрешным. Все мы грешим каждый день. Поэтому и осознание своих действий лежит на нас самих. Кто-то исповедуется каждый месяц, кто-то – перед большими праздниками, а кто-то во время православных постов и перед своим Днем рождения. Здесь главное понимание – зачем это нужно именно мне , какой положительной урок это может преподнести мне в будущем.

Как исповедоваться, что говорить?

Здесь важно обращаться к священнику искренне, без ложного стыда. Что значит это утверждение? Человек решивший искренне покаяться, должен не просто перечислять, какие грехи он сотворил за последние время и тем более, тут же искать им оправдание.

Запомните, вы пришли в церковь не для того, чтобы скрыть свои недобрые поступки, а для того, чтобы получить благословление святого отца и начать свою новую, духовную жизнь .

Если вы уже давно хотите исповедоваться, что говорить священнику вы можете заранее спокойно продумать дома. А лучше – записать на бумаге. Положите перед собой «10 Заповедей», вспомните 7 смертных грехов.

Не забывайте, что гнев, прелюбодеяние, гордыня, зависть, чревоугодие также присутствуют в этом списке. Также сюда относится посещение гадалок и ясновидящих, просмотр по телевидению передач неподобающего содержания.

Как надо одеваться на исповедь?

Одеяние должно быть простым, отвечающим всем законам христианства. Для женщин – закрытая блуза, юбка или платье не выше колена, на голове обязательно платок. Для мужчин – брюки, рубашка. Головной убор обязательно снять.

Можно ли исповедоваться дома?

Безусловно, Бог слышит наши молитвы повсеместно и, как правило, прощает нам в случае истинного раскаяния. Однако в церкви мы можем получить ту самую благодатную силу , которая поможет нам бороться с искушениями в последующих ситуациях. Мы становимся на путь нашего духовного возрождения. И происходит это именно во время Таинства под названием — исповедь.

Как исповедоваться первый раз?

Первая исповедь, как и все последующие разы, когда вы решите исповедоваться в церкви, требует определенной подготовки .

Во-первых, вам необходимо настроиться морально . Будет правильно, если вы какое-то время проведете наедине с собой, обратитесь к Господу с молитвой. Также рекомендуется держать пост накануне исповеди. Исповедь – это как лекарство, которое лечит и тело, и душу. Человек духовно возрождается, приходит к Господу через прощение. Можно приступать к исповеди и без причастия, однако ваша вера в Господа должна быть непоколебимой.

Во-вторых, о проведении Таинства исповеди лучше всего договорится заранее . В назначенный день придите в храм на Богослужение, а по его окончанию отправьтесь к аналою, там где обычно и проходит исповедь.

  1. Предупредите священника, что вы будете исповедоваться в первый раз.
  2. Священник прочитает вступительные молитвы, которые служат некоторой подготовкой к личному покаянию каждого из присутствующих (их может быть несколько).
  3. Далее каждый подходит к аналою, где расположена икона или распятие и совершает земной поклон.
  4. После этого происходит личная беседа священника с исповедником.
  5. Когда подойдет ваша очередь, расскажите о своих грехах с искренним покаянием, не вдаваясь в лишние подробности и детали.
  6. Можете записать на листе бумаге то, что вы бы хотели сказать.
  7. Не бойтесь и не смущайтесь — Исповедь дана для того, чтобы обрести Божию благодать, покаяться за содеянное и больше никогда его не повторять.
  8. По окончании беседы исповедник становится на колени, а священник покрывает его голову епитрахилью – специальной тканью и читает разрешительную молитву.
  9. После этого необходимо поцеловать Святой Крест и Евангелие в знак любви к Господу.

Как причаститься в церкви?

Современному человеку также очень важно знать, как причаститься в церкви, поскольку Таинство Причащения к Святой Чаше соединяет христианина с Богом и укрепляет истинную веру в Него. Причащение было установлено самим Божьим Сыном . В Библии сказано, что Иисус Христос благословил и разделил хлеб между Своими учениками. Апостолы приняли хлеб, как тело Господне. Затем Иисус разделил между апостолами вино, и они выпили его, как кровь Господнюю, пролитую за грехи человечества.

Отправляясь в церковь накануне большого праздника или перед своими именинами, необходимо знать, как правильно исповедаться и причаститься. Это духовное таинство играет в жизни человека такую же важную роль, как обряд венчания или крещения. Причащаться без исповеди не полагается , поскольку их взаимосвязь очень сильна. Покаяние или исповедь очищает совесть, делает нашу душу светлой перед глазами Господа. Поэтому причащение следует за исповедью .

Во время исповеди необходимо искренне покаяться и принять решения начать смиренную, благочестивую жизнь по всем христианским законам и правилам. Причащение в свою очередь посылает на человека Божью Благодать, оживляет его душу, укрепляет веру и исцеляет тело.

Как подготовиться к таинству причастия?

  1. Перед причащением необходимо усердно молиться, читать духовную литературу и держать трехдневный пост .
  2. Накануне вечером рекомендуется посетить вечернее богослужение, здесь также можно исповедаться.
  3. В день причащения необходимо прийти на утреннюю Литургию.
  4. После пения молитвы «Отче наш» к алтарю выносят Святую Чашу.
  5. Вначале причащаются дети, затем взрослые.
  6. Подходить к Чаше необходимо очень осторожно, скрестив руки на груди (правая поверх левой).
  7. Затем верующий произносит свое православное имя и благоговейно принимает Святые Дары – выпивает из Чаши воду или вино.
  8. После чего низ Чаши следует поцеловать.

Живя в современном обществе исповедоваться и причащаться время от времени, должен каждый православный человек, желающий очистить свою душу и приблизится к Господу.