Чем заняться с ребенком в походе. Туристический поход «Мой весёлый рюкзачок»

Май 28, 2017

Фантазия детей действительно не имеет границ, а потому игры и конкурсы на природе для них должны быть особенными. Любой взрослый может позавидовать их выдумкам. Дети могут придумать игру из ничего, только вот она не обязательно будет безопасной. Чтобы избежать этого, стоит заранее подготовиться и подобрать несколько интересных развлечений, которые придутся по душе вашему ребёнку и будут безопасными.

1. Спортивный инвентарь. Собираясь на природу, не забудьте наряду с шампурами взять мяч, скакалку, тарелку фрисби, воланчик и ракетки для бадминтона или что-то другое.
2. Одежда и обувь. На природе почти все игры активные, а потому шлёпки и вьетнамки точно не подойдут, ведь в них будет просто неудобно бегать. Да и одежда должна быть свободной и удобной. Лучше всего отдать предпочтение спортивному стилю.
3. Головной убор. Первое тепло очень обманчивое: кажется, что на улице не очень жарко, но в голову напечь может запросто.
4. Играйте с детьми. Некоторые дети довольно трудны на подъём, а потому чтобы их расшевелить, начните играть вместе с ними. А когда ребёнок полностью включится в процесс, можете смело заниматься своими делами.
5. Соревнование. Если детишек много, то устройте для них эстафеты. Дети любят соревновательные развлечения. Только не забудьте, что любое соревнование подразумевает призы, о которых стоит позаботиться заранее.

На каких играх и конкурсах остановиться?

«Шустрый воришка»

Для игры понадобятся: мяч, верёвка, 15-20 мелких предметов (монетки, камешки, ракушки, маленькие детские игрушки, конфеты, орехи…).

Верёвку привязывают к ветке дерева так, чтобы она ровно свисала вниз. К верёвке снизу привязывают мяч. Это необходимо сделать так, чтобы между мячом и землёй оставалось не больше 2 сантиметров. Под мячом на земле произвольно расставляются все мелкие предметы. На этом подготовительный этап окончен.

Далее к мячу подходит один из игроков, берёт его в руки, отходит на 2-3 шага назад, подымает высоко над головой и со всей силы толкает вперёд. Пока мяч будет раскачиваться, нужно максимально быстро собрать все богатства, разложенные на земле. И, конечно же, при этом мяч не должен коснуться игрока. После чего подсчитывается общее количество собранных вещичек. Далее предметы возвращаются на свои места и эту процедуру проходят все игроки. По количеству собранных предметов определяется победитель.

Важно: если мяч во время кражи всё же касается игрока, то весь его результат обнуляется.

«Закрути верёвочку»

Для конкурса понадобится не совсем обычный набор: мяч, верёвка, сетка.
Мяч кладём в сетку, к сетке привязываем верёвку, а верёвку обвязываем вокруг дерева. Далее детей объединяем в две команды, каждую из которых размещаем по разным сторонам этого дерева.

Суть игры в том, чтобы сильно пиная по мячу, обмотать верёвку вокруг дерева. Каждая команда по очереди наносит удары: первая – в направлении часовой стрелки, вторая – против часовой стрелки. Логично, что чем сильнее удары, тем больше оборотов получается.

Никаких ограничений по количеству ударов нет, а, значит, игра продолжается до тех пор, пока какая-нибудь из команд не намотает всю верёвку на дерево таким вот способом.

«Горячий уголёк»

Для этой игры понадобится мяч. Он может быть любым. Количество участников – не меньше четырёх. Но чем больше людей вовлечено, тем лучше.

Все становятся в круг. Одного из них назначают водящим и ставят в круг, завязав глаза. Он должен будет давать команды остальным. Начинает он с того, что объявляет: «Из костра держи картошку, береги свои ладошки». После этого остальные игроки быстро кидают спортивный снаряд друг дружке по кругу, будто схватили действительно горячую картошку. И когда водящий неожиданно говорит: «Стоп!», тот, у кого в руках остался мяч «обжёгся», то есть проиграл и выходит из игры. И так пока не останется один самый стойкий. Победитель становится водящим.

«Свиньи не танцуют»

Эту игру можно назвать развлекательно-интеллектуальной. Для неё также понадобится мяч и хороший словарный запас.

Все участники становятся в круг и передают друг другу мяч. Делать это можно как по кругу, так и в произвольном порядке. Сложность заключается в том, что первый игрок должен назвать любое имя существительное, второй – имя прилагательное, которое бы подходило по смыслу первому слову, а третий – глагол, чтобы тоже логично вписывал в предложение. Если, к примеру, в конце получится фраза «Свинья большая танцует», то тот игрок, кто назвал слово «танцует» выбывает, потому что такого не бывает. Важно произносить слова быстро – на ответ даётся максимум 3 секунды. Пока участник думает, другие считают вслух. Побеждает самый находчивый.

«Зоопарк»

Эта игра немного похожа на предыдущую, но есть и существенные различия. Во-первых, есть водящий, который стоит в кругу остальных участников. Во-вторых, здесь не нужно составлять фразы.

В начале игры водящий говорит: «Мы пришли в зоопарк и увидели, что здесь есть…» Далее он бросает мяч одному из участников, говоря «зверь». Участник должен молниеносно назвать какого-то зверя и вернуть мяч водящему. Далее водящий бросает мяч другому игроку и говорит «птица», а тот соответственно быстро озвучивает название какой-нибудь птицы и возвращает мяч. Третьему игроку достаётся слово «рыба». Слова «зверь», «птица» и «рыба» могут быть названы в любом порядке и даже несколько раз подряд. Тот, кто ответил неправильно, замешкался или назвал живность, которую назвал другой игрок, выбывает из игры.

Продолжается соревнование до тех пор, пока не останется один игрок. Он то и становится следующим водящим.

«Прорыв»

Игра может быть довольно травмоопасной, поэтому проводить её только в присутствии взрослого. Дети встают в круг, а один ребёнок с мячом становится в центре круга. Это кольцо должно быть по возможности плотным: между участниками расстояние должно быть 15-20 см. Задача центрального игрока прорвать защиту, то есть вытолкнуть мяч за пределы круга. Выталкивать мяч можно только с помощью ног, выбивая его только на уровне земли. То есть целиться по головам или в живот категорически запрещается – мяч должен катиться по земле.

Остальные игроки всеми силами мешают центральному совершить прорыв. Но действовать им можно только ногами. При этом смыкать круг в более узкое кольцо запрещено. Тот, кто пропускает мяч, занимает место водящего. Здесь один победитель не предусмотрен. Но если хочется создать соревновательный момент, то можно вести счёт проигрышей. У кого их будет меньше, тот и победитель.

«Хвост дракона»

Такое развлечение отлично подойдёт, когда под рукой нет никакого инвентаря. Объедините детей в две команды и постройте их в две шеренги. Это будут два дракона. Определите, где у драконов головы, а где хвосты. Поставьте шеренги друг напротив друга так, чтобы «головы» были лицом к лицу на расстоянии 1 метра. Далее озвучиваете, что сейчас состоится соревнование, в котором победит самый быстрый и ловкий дракон. А чтобы это выяснить каждый дракон должен по сигналу поймать хвост другого дракона, но при этом не попасться самому. Ловить может только голова дракона.

Все дети кладут руки на плечи друг другу и по сигналу начинают движение. Та команда, чей хвост поймали, проигрывает. И из команды выбывают двое – «хвост» и «голова». Игра продолжается дальше, пока в одной из команд не останется только один игрок. Если такое происходит, то этот дракон признаётся самым слабым.

«Пока не грянул гром»

Для игры снова-таки понадобится мяч. Только вот привязывать его не придётся. Количество игроков здесь неограниченно, но не меньше трёх.

Для начала выбирается водящий, которому и вручается мяч. Все остальные становятся вокруг него. Мяч в руках водящего – это «гром». Пока он находится в руках, все должны стоять без движения. Как только мяч окажется в воздухе или на земле, все бегут в разные стороны (чем дальше, тем лучше). В самом начале водящий подбрасывает мяч над собой, и пока тот не упал ему снова в руки, игроки разбегаются. Когда водящий ловит мяч, он громко кричит «Грянул гром» и все останавливаются. Тогда водящий бросает его в одного из игроков. Если промахнётся, бежит за мячом, а все в это время снова разбегаются. Если же попадёт, то меняется с «подстреленным» местами и игра начинается заново.

«Чёрная метка»

В этой игре все участники, кроме одного, становятся в один ряд лицом вперёд. Один (водящий) стоит чуть поодаль (метрах в 2-3 от остальных) спиной ко всем. В это время кто-то из игроков бросает ему в спину мяч. Только бросать необходимо несильно, чтобы водящему не было больно. Водящий после этого поворачивается к игрокам лицом и пытается угадать, кто же заслал ему «чёрную метку».

Если водящий угадывает, то меняется с кидающим местами. Если же не угадывает, то отворачивается и всё повторяется сначала.

«Художник-привереда»

Никакой дополнительный инвентарь не нужен. Для начала выбирается водящий, который отходит на расстояние 6-7 метров и поворачивается к остальным спиной. Участники располагаются произвольно по игровому полю, размеры и границы которого стоит обговорить заранее.

Далее водящий, он же художник, резко поворачивается и выкрикивает название какого-либо цвета. Например, «Красный». Тогда игроки должны притронуться на своей одежде к названному цвету. Это убережёт их от художника-привереды. Если на одежде не нашлось нужного цвета, необходимо бежать во всю прыть, чтобы тебя не поймали.

Если художник всё же ловит игрока, то тот занимает его место. Главное не забыть, что остальные игроки в это время считают до 60. Если за это время никто не пойман, тогда художник возвращается на исходную позицию и всё начинается сначала.

Важно: один художник не может называть один и тот же цвет – они должны быть разными.

Безусловно, детвора оценит и эстафеты, и , и традиционные игры, такие как футбол, волейбол и бадминтон.

Участникам конкурса выдают по газете. По сигналу ведущего они начинают изготавливать из газеты какой-то необычный головной убор. Побеждает самый быстрый и креативный. Однако следует помнить, что победитель должен будет затем носить свою «шляпу» весь день, поэтому изделие должно быть достаточно прочным.

Колечко

Конкурс проводят непосредственно в водоеме. Участник конкурса кладет на воду прямо перед собой резиновый круг (колечко). Затем погружается в воду и пытается вынырнуть таким образом, чтобы круг оказался надетым на его шее. Побеждает тот, у кого было больше удачных попыток надеть колечко.

Виноградный король

Участники делятся на команды. Один из участников команды (виноградный король) удерживает зубами гроздь винограда. Остальные (свита) должны ртом отрывать по одной виноградинке и помещать их в командную кружку (казну). Конкурс проводят на время. Побеждает команда, в казне которой окажется больше виноградин.

Посчитай урожай

В непрозрачный пакет кладется несколько небольших картофелин, огурцов, груш или яблок. Участнику конкурса предлагают присесть на пакет и, не касаясь его руками, правильно определить, сколько и каких именно плодов находится в пакете. Побеждает тот, кто смог угадать точное количество и вид урожая.

Воздушная атака

На веревку привязывают небольшой мячик. Участники конкурса находятся в воде и встают в круг. Ведущий стоит в центре, раскручивает мячик над головой и постепенно крутит его все ниже. Чтобы мяч не коснулся участников, им приходится опускаться под воду. Тот, кого коснулись мячом, становится следующим ведущим.

Мины

Один из участников конкурса ложится на песок и закрывает глаза. Другие в это время раскладывают рядом с ним в произвольном порядке камешки. Затем лежащий открывает глаза и пытается встать так, чтобы не задеть ни один из камешков-мин. Группа поддержки может подсказывать ему, какие движения лучше совершить. Побеждает самый аккуратный.

Пляжный пейнтбол

Участники конкурса делятся на команды. Все повязывают за спиной полотенце и берут в руки пластиковые бутылки с водой для обливания врагов. Задачи командам можно ставить разные. Например, добыть главное полотенце или взять в плен командира другой команды. При этом необходимо воевать так, чтобы собственное полотенце оставалось сухим. Побеждает та команда, которая осуществила главную задачу и чьи полотенца суше.

Компотный дегустатор

Заранее подготавливают несколько видов компота - вишневый, яблочный, малиновый или смешанный, то есть сваренный из нескольких видов плодов. Участникам завязывают глаза и предлагают по вкусу угадать, из каких ягод и фруктов сварен компот. Побеждает участник, точно определивший все ингредиенты напитка.

Призовое яблочко

На территории дачи заранее развешивают воздушные шарики, изображающие яблоки. В один из них помещают бумажку со словом «Приз», а в остальные - с пожеланиями удачи в поиске. Участники пытаются быстрее найти шарик с призовым талоном, а тот, кто его нашел - побеждает и получает в подарок корзину фруктов.

Дуленин С.Н. учитель физической культуры

КГУ «СОШ № 35»

Подвижные игры в туристическом походе

Предлагаемые игры, не требуя сложного инвентаря и специальных игровых площадок, помогают учителю формировать у детей умение правильно оценивать временные интервалы, определять расстояние,вырабатывают быструю реакцию, наблюдательность и организованность, обеспечивают активный отдых и способствуют повышению эмоционального настроя юных туристов. Правила игр могут варьироваться в зависимости от условий.

Круговорот – Дети идут по дороге пара в спокойном темпе.

По сигналу руководителя последняя пара ускоряет шаг, стараясь обогнать впереди идущих ребят и встать во главе строя. Игра продолжается до тех пор, пока все пары не выполнят задание. Игру можно проводить и тогда, когда ребята идут гуськом. Если колонна растянулась, разрешается опережать её бегом.

Скороходы – На земле обозначается линия старта, намечается финишный ориентир. По сигналу все начинают ходьбу, стараясь как можно быстрее дойти до финиша. Побеждает тот, кто, не нарушив правила (не перейдя на бег), первым достиг финиша.

Кто наблюдательнее! – Ребята получают задание: определенный отрезок пути идти молча, внимательно смотреть по сторонам, стараясь все увидеть и запомнить. Побеждает самый наблюдательный – тот, кому удалось запомнить больше всего деталей, подробностей.

Сколько шагов!- Ребятам предлагается выбрать какой-нибудь дерево и попробовать определить на глаз сколько до него шагов. Затем расстояние измеряется шагами. Побеждает тот, кто назвал наиболее близкое к правильному число шагов.

Волейбол- Между деревьями на высоте 2 м натягивается веревка. Мячом служит воздушный шар или надувной мяч, в который добавляется немного воды. Это делает его чуть тяжелее, а направление полета мячя благодаря перемещающемуся центру тяжести становится неожиданным для играющих. Мяч отбивается как в обычной игре в волейбол. Каждый старается перебросить его на сторону соперников. Не девая мячу упасть на своей стороне.

«Забрось в корзину» . К ветке дерева подвешивают корзину для грибов и раскачивают. Играющие становятся на расстоянии 4 метра от корзины и забрасывают в нее какие-либо мелкие предметы: один- камешки, другой- желуди, третий- шишки и т.д. Когда корзина перестанет качаться, игра прекращается. Содержимое корзины подсчитывается, и победителем объявляется тот, кому удалось забросить больше предметов.

«Камешки». Играющие садятся на землю в кружок, у каждого пять камешков. Ребята выполняют следующие задания:

    Взять в руку пять камешков, один подбросить, остальные быстро положить на землю и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.

    Подбросить находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно с земли оставшиеся два.

    Подбросить четыре камешка и поймать, предварительно взяв один.

    В руке пять камешков. Один придержать большим пальцем, остальные подбросить и поймать, предварительно положив пятый камешек на землю.

    Подбросить вверх пять камешков, и поймать их.

Побеждает тот, кто наибольшее число заданий выполнил правильно.

«Посмотри и запомни» . Ребята делятся на две команды и садятся спиной друг к другу. За 5-7 минут они должны запомнить в деталях все, что видят перед собой. Затем команды меняют местами и задают друг другу вопросы об увиденном. Побеждает команда, проявившая большую наблюдательность.

«Вернись вовремя!» . Руководитель выстраивает ребят в шеренгу, затем предлагает им разойтись и вернуться ровно через 5 минут. По часам он отмечает время, затраченное каждым игроком на то, чтобы вернуться в строй, и объявляет результаты. Игра повторяется 2-3 раза. Можно поступить иначе: каждому выдать записку, в которой написано, через сколько минут он должен вернуться.

«Невидимки». Дети садятся в круг, в центре которого- водящий с завязанными глазами. Тот из играющих, на кого укажет руководитель, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шорох или шаги, должен указать рукой направления, откуда это звуки доносятся. Если с первого же раза он укажет направление верным, незадачливому «невидимке» придется его сменить. Если же нет, движение к водящему продолжается. Победителем объявляется тот, кто сумел приблизиться к водящему вплотную и дотронуться до его плеча.

«Тяни в круг». На рюкзак кладется мяч. 5-6 человек, взявшись за руки, встают в круг вокруг рюкзака. При помощи различных движений, не расцепляя рук, каждый старается заставить партнера сбить мять любой частью тела. Сбивший мяч выбывает из игры.

г. Семей, 2014-2015 учебный год

Эти игры просты и непритязательны. Но сколько же радости они приносят детям! И как полезно для них подвигаться во время перемены!

Уместны такие развлечения и во время внешкольных организованных развлечений.

КТО НЕ УСПЕЛ - ТОТ ОПОЗДАЛ

В крут диаметром 1 м становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади него лежит 8 небольших мячей (теннисных, небольших резиновых).

По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, игрок должен подобрать как можно больше мячей. Затем, не выходя из круга, ловит волейбольный мяч.

Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.

ПОДБЕЙ МЯЧ НОГОЙ

Соревнующиеся, положив набивной мяч на подъем, производят бросок ногой.

Вариант. То же, но попасть мячом в корзину, стоящую на земле.

ЗАДОМ НАПЕРЕД

На одной линии размещают 7-9 кеглей с интервалом 0,5-0,7 м. Участник должен запомнить расположение булав, повернуться кругом и двигаться спиной вперед. Задача - обойти и не задеть кегли.

ПИСТОЛЕТ

Играющий берет в каждую руку по кружке, наполненной водой. Он должен вытянуть одну ногу и обе руки вперед (это положение называется «пистолет»), присесть на другой ноге и подняться, не пролив воды.

Вариант. То же, только задание выполняется на табуретке или скамейке.

КТО СИЛЬНЕЕ?

Участник, взявшись за спинку стула прямыми руками, должен медленно поднять его над головой и опустить. Побеждает тот, кто поднимет и опустит стул, не касаясь пола, большее число раз.

Вариант 1. Для проведения игры нужен ручной динамометр. Участники поочередно сжимают его в руке. Кто покажет лучший результат, тот и сильнее.

Вариант 2. Игра проводится у глухой стены или у баскетбольного щита. Игроки поочередно бросают теннисный мяч в стену (щит).

ЗААРКАНЬ МУСТАНГА

Из двух резиновых скакалок делают аркан. На расстоянии, несколько меньшем длины аркана, ставят булаву (это «мустанг»). Задача играющего - заарканить булаву, подтянуть ее к себе и поднять до пояса. Касаться булавы руками не разрешается.

СНАЙПЕР

На высоте 1-1,5 м от пола подвешен мяч. Участники, расположившись на расстоянии 3-5 м от цели, должны поразить ее бросками теннисного мяча. Каждому участнику даются 2-3 попытки. Побеждает самый меткий.

Вариант. Для старших ребят броски можно производить по качающейся цели.

ДВА ПЕТУХА

На 2 гимнастические скамейки, расположенные параллельно, кладут рейку. Два участника становятся на концах ее друг против друга. Они держатся за противоположные концы одной гимнастической палки.

По команде соревнующиеся стремятся столкнуть друг друга на пол. Кому удастся это сделать, тот победитель. Если оба игрока сошли с рейки, то они выбывают из игры.

ХОДЬБА ПО БОЛОТУ

Чертят линию старта, а в 8-10 м от нее отмечают финиш.

Двое играющих получают по 3 деревянных бруска, толщина которых не менее 10 см. Положив 2 бруска (один на линию старта, другой - на расстоянии одного шага от первого), играющий становится на них ногами, а третий брусок держит в руках. По сигналу игрок, не сходя с брусков, кладет третий перед собой и переставляет на него ногу. Освободившийся брусок перекладывает вперед и переставляет на него другую ногу. Так оба игрока передвигаются до линии финиша.

Победителем считается тот, кто быстрее преодолеет расстояние и не оступится. Оступившийся завязнет в «болоте»!

КТО ПРОВОРНЕЕ?

Концы шпагата или тонкой бечевки длиной 10-12 м привязывают к середине палочек, длина которых около 25 см. К середине шпагата привязывают цветную ленту.Играющие расходятся на длину шпагата и по сигналу начинают наматывать его каждый на свою палочку. Побеждает тот, кто раньше намотает шпагат до ленты.

ПОПАДИ В ЯБЛОЧКО

На большом листе фанеры, расстеленном на полу, по типу мишени нарисованы 5 концентрических окружностей с «яблочком» в центре. Диаметр наибольшей окружности - 150 см, диаметр «яблочка» - 30 см. Окружности пронумерованы (1, 2, 3, 4,5).

На расстоянии 5-6 м от мишени отмечают «линию огня». Каждый участник получает по 3 камешка (хоккейные шайбы). Сначала бросает один игрок, затем - другой. Побеждает участник, набравший больше очков.

ОТЫЩИ ДОРОГУ ДОМОЙ

На середине площадки ставят 2 табуретки на расстоянии 7-8 м. На табуретки садятся соперники лицом друг к другу (у обоих завязаны глаза).

По сигналу играющие выполняют следующие команды: 4 шага вперед, поворот направо; 5 шагов вперед, поворот направо; 4 шага вперед, поворот направо; 5 шагов вперед, два поворота кругом. После этого участникам предлагают сесть на свою табуретку - найти «дорогу домой».

Победителем считается тот, кто быстрее это сделает и сядет на свою табуретку.

Козлики

На концах рейки гимнастической скамейки (бревна) лицом друг к другу становятся два участника.

По сигналу они сближаются и ударом ладоней стремятся вывести соперника из равновесия и сойти с рейки. Обманные движения допустимы. Побежденный уступает место следующему игроку.

Кто выиграет в двух-трех боях, тот и победитель. Для старших этот поединок лучше проводить на гимнастическом бревне.

ПОЗВОНИ В КОЛОКОЛЬЧИК

На два стула, расстояние между которыми 8- 10 шагов, кладут по колокольчику. Возле каждого из них становится играющий с завязанными гла зами.

По сигналу играющие должны обойти справа стул соперника, возвратиться на свое место и зазвонить в колокольчик. Побеждает тот, кто раньше это сделает.

НАСТУПИ НА ШАРИК

Соревнуются парами. К ноге каждого участника прикрепляется надутый шарик. Задача игроков - наступить на шар соперника. Но это сделать нелегко, так как одновременно надо следить и за тем, чтобы свой шар остался целым.

Спортивно-развлекательная игра для учащихся начальной школы «Мы в походе»

Кошевая Оксана Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Школа № 97 г. Донецка», Донецкая Народная Республика
Назначение: Сложно ли организовать поход детей за территорию лагеря? Наверное, нет. Сложнее сделать его увлекательным, таким, чтобы он запомнился ребятам. Данная разработка рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она может быть полезной для учителей начальных классов, вожатых и воспитателей, загородных и пришкольных лагерей.

Цель: создание условий для развития интереса к туризму.
Задачи:
Образовательные:

познакомить с основами отдыха в природных условиях; учить ориентироваться на местности; закрепить знания о пользе смены рода деятельности, о значении активного отдыха для здоровья.
Развивающие:
развивать силу, ловкость, выносливость; способствовать развитию памяти, наблюдательности, познавательного интереса; развивать культуру здорового образа жизни.
Воспитательные:
воспитывать потребность в здоровье как важной жизненной ценности; бережное отношение к окружающей среде; чувство ответственности, отзывчивости; способствовать сплочению коллектива.
Оборудование: 2 палатки, обручи, мячи, мешки для прыжков, полиэтиленовые мешки для мусора, одноразовые ложки (по количеству участников), теннисные шарики.
Действующие лица: ведущий (воспитатель), туристы, Леший.
Подготовительная работа:
Воспитатель объявляет о походе за несколько дней до начала мероприятия; раздаёт слова для выступления. Дети повторяют правила поведения на природе.
Чтобы поход запомнился, потребуется помощь родителей. Заранее продумывается маршрут, производится осмотр места игры, оговаривается меню, готовится спортивный инвентарь для конкурсов.
Ход мероприятия
Воспитатель

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Готов к походу наш отряд?
Сегодня мы собрались с вами на спортивно-развлекательную игру и прямо сейчас отправляемся в путь.
В поход идут ребята,
Смеются и шумят,
О школе, об уроках
И думать не хотят.
Ева П.
(Отряд движется по намеченному маршруту. Мы выбрали поляну в близлежащей лесополосе. Достигнув места стоянки, дети размещаются на поляне).
Выходят туристы


Первый турист
Сегодня в лес пришли гулять,
Благо он – рукой подать.
Захватили всё подряд:
Чипсы, спички, шоколад.
Второй турист
Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит,
А пакеты, банки, склянки –
Разбросаем на полянке.
Третий турист
Лес большой, он всё вместит.
Лес он чей!
Хором
Да ничей!
Четвёртый турист
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет, носи в кусты,
Мы с природою на «ты»!
Первый турист
Мы купались, загорали,
Жгли костёр, в футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Второй турист
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки,
Словом мусора гора.
(Разбрасывают мусор)
Третий турист

Мы цари! Молчи, природа!
Всё здесь наше – лес и воды!
На шум из леса выходит Леший


Леший
Что за шум, что за гам?
Кто устроил тарарам?
Мирно я на пне дремал,
Вдруг крик дикий услыхал.
Кто испортил водоём?
Кто деревья поломал,
Мусор всюду разбросал?
Вы зачем сюда пришли,
Больше места не нашли?
Четвёртый турист
Только в сказках так бывает,
Нечисть разна выползает.
Леший
Я не сказка и не миф.
Проси прощенье, пока жив!
Туристы
Леший, миленький, прости,
И домой нас отпусти.
Леший
Вас разве в школе не учили?
И дома вам не говорили?
Природу нужно уважать,
Беречь, любить и охранять.
В лесу у нас свои законы,
И вам, друзья, они знакомы.

Что притихли, обормоты?
Вряд ли поняли вы что-то!
Ведущий обращается к Лешему
Ты прости наших ребят.
Всё чему мы их учили
Они просто позабыли.
Туристы
Нет, мы это будем знать,
И строго будем соблюдать
Все мы правила лесные –
Станем мы совсем другие!
Ведущий
Леший, разреши нам всё исправить
Лес в порядок привести,
И спортивный конкурс провести.
Леший
Ну что ж, друзья, понятно мне,
Что вы раскаялись вполне.
Разрешаю поиграть,
Ну, чур, мой лес не обижать!
Я тут с вами посижу
На состязанья погляжу.
(Леший присаживается)
Ведущий
Старт! И времени отсчёт
По минутам начат,
Для здоровья наш поход
Очень много значит.
Уже построены команды,
И шумно огласился бор.
Не за призы и за награды
Спортивный разгорится спор.
Силу и уменье,
Волю и терпенье
Проявить настал черёд,
Ну, ребятушки, вперёд!
Поприветствуем команды и попросим их на старт.
(Команды выходят на старт)
I конкурс «Чистота спасёт мир»
Ведущий
Может, кто ответит внятно;
Мусор ведь без ног, без рук.
Как же в лес он попадает,
Вот же чудо из чудес.
Может кто-то собирает
И приносит мусор в лес?
Нагорнов В.
Нам нужно очистить поляну от мусора, который разбросали туристы (одноразовые тарелки, фантики, пластиковые бутылки и т.д.)
От каждой команды приглашаются по два человека. Участники обнимают друг друга одной рукой, на свободную руку они должны надеть перчатку, взять мусорный пакет и собрать в него мусор.


II конкурс Эстафета «Собери рюкзак»
Ведущий
Бежит дорога вдалеке –
По ней иду пешком.
По ней иду не налегке –
С огромным рюкзаком!
И никому я не скажу,
Что там лежит на дне
А что в него я положу,
Я не скажу вдвойне!
Бурачевская Д.
Каждый участник команды может положить в рюкзак только одну вещь.


III. Конкурс «Домик туриста»
Ведущий
Чтоб на природе спалось сладко,
Поставить, надо бы, палатку.
Участвуют 2 – 4 человека от каждой команды (палатки самые простые, можно использовать детские).


IV конкурс Эстафета «Бери ложку, бери яйцо!»
Ведущий
Если быстрый завтрак нужен,
То нас яйца выручают,
Их разбить всего лишь нужно
В сковородку – каждый знает.
(Яйца заменить теннисными шариками)
Каждый участник команды зажимает во рту ложку. По сигналу дети начинают движение, возвратившись, шарик нужно переложить в ложку следующего игрока.


V конкурс «Привал – викторина для болельщиков»
- Привал! – сказал ведущий нам
Мы сели отдохнуть,
Чтоб бодрыми, весёлыми
Продолжить дальше путь.
(Вопросы задаются поочерёдно болельщикам каждой команды)
1. Почему сухие дрова горят лучше, чем сырые?
(В сырых дровах много воды, часть тепла уходит не на сгорание, а на испарение)
2. Как по камням, поросшим мхом узнать направление?
(Мох обычно покрывает северную часть камней)
3. В лесу вы увидели чудо: на дереве выросли грибы. Вернее, не выросли, а кто-то их посадил. Кто это мог сделать и зачем?
(Белка)
4. Как дятел держится на дереве?
(Два цепких пальца вверху и два – внизу)
5. Как спасается кузнечик, если его схватить за ногу?
(Нога отваливается, как у ящерицы хвост)
6. Как правильно собирать грибы и почему именно так?
(Срезать под самый корень, чтобы не повредить грибницу)
7. Чем отличается озеро от пруда?
(Озеро – естественный водоём, а пруд – искусственный)
8. Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза?
(Вороний глаз)
9. Представьте, вы находитесь на природе, но у вас с собой нет часов. Как можно определить время?
(По солнцу, по длине тени, по цветам)
10. Почему в лесу так легко дышится?
(В нём чистый воздух, его очищают деревья)
11. Вопрос – шутка
Как далеко можно зайти в лес?
(Только до середины, а дальше идёшь уже из леса)
12. Вопрос – шутка
По каким полям не пройти, не проехать?
(По полям шляпы)


VI конкурс Эстафета «Кот в мешке»
Ведущий
Прыгают по травке резво воробьи,
Распустив на солнце пёрышки свои.
Прыгают сорока с галкой, кто быстрей, -
Мы возьмём мешочки, с ними веселей.
(Бег в мешках)


VII конкурс «Мяч в кольцо»
Ведущий
Ну, так что, друзья, слабо,
Угодить мячом в кольцо?
Это не баклуши бить,
Надо очень ловким быть.
Ты за мяч смелей берись,
Да смотри, не промахнись.
(Все участники команды поочерёдно бросают мяч в обруч с определённого расстояния. Побеждает команда, набравшая большее количество очков)


VIII конкурс капитанов «Зоркий глаз»
Ведущий
Кроме знанья и уменья –
Значит, каждому из нас
Всем необходимо зренье!..
Нужна пара зорких глаз!
Орлова Н.
Ведущий указывает на определённое дерево и спрашивает:
- Как вы думаете, сколько шагов до этого дерева? Капитаны отвечают. Чтобы проверить правильность ответа, идут, широко шагая и считая шаги. Выигрывает тот, чей ответ окажется более точным.