Дренажный колодец из старых покрышек. Недостатки дренажной трубы из покрышек

Желание добавить городской комфорт в дачную жизнь побуждает многих дачников, да и владельцев загородной недвижимости, заниматься обустройством водопровода на собственном участке. Но полноценная работа водопровода невозможна без канализации, не так ли?

Оказывается, смастерить автономную канализацию можно самостоятельно из подручных материалов. Одним из популярных самодельных сооружений является сливная яма из покрышек, применяемая для сбора и фильтрации стоков. Устройство и монтаж конструкции очень просты, но эффективность и безопасность эксплуатации системы достигается только при строгом соблюдении технологических норм.

В этом материале мы расскажем о том, как выбрать место под выгребную яму, и что необходимо при этом учитывать. Также, здесь вы найдете пошаговую инструкцию по сооружению выгребной ямы из автомобильных шин. Материал сопровождается схемами по обустройству и видеороликами с советами экспертов по сооружению сливных ям.

Выгребная яма – простейший вариант обустройства . С появлением высокоэффективных септиков и локальных систем очистки применение сливных сборников в частных домохозяйствах и коттеджных поселках снизилось. Однако среди дачников этот способ вывода сточных вод остается востребованным.

Наиболее бюджетная и легкая в исполнении система локальной канализации основывается на применении старых автопокрышек. В этом случае стенки сливного сборника укреплены резиновыми шинами, днище у резервуара отсутствует.

Возможно два варианта организации сливной ямы: 1 – поглощающий колодец без дна, предназначенный для переработки и утилизации серых стоков и осветленной воды, прошедшей обработку в септике, 2 – герметичный накопительный резервуар, устраиваемый для сбора смешанных или коричневых сточных масс. Оба способа просты и доступны в реализации

Основание поглощающего, или иначе фильтрующего варианта – дренажный слой из щебня и песка. Устойчивость конструкции достигается за счет веса самих автопокрышек, земельной обсыпки и накопленных сточных вод.

В верхней части «башни» из автопокрышек предусмотрен ввод канализационного трубопровода. Все сооружение накрывается крышкой, которая препятствует распространению неприятного запаха и засорению ямы

Принцип работы поглощающей ямы:

  1. Сточная жидкость по трубе поступает в емкость.
  2. Тяжелые, твердые взвеси оседают на поверхности «подушки» из щебня.
  3. Полуочищенная вода просачивается сквозь дренажный слой и проходит вглубь грунта.
  4. Накопленный ил периодически откачивается из резервуара.

Для повышения качества фильтрации и ускорения дренажа стоков внутри резервуара из автопокрышек устанавливается пустотелая перфорированная труба.

Этап #4. Земельные работы

В качестве лекала под разметку границ котлована используется одна из покрышек. Шину надо положить на выбранное место и по периметру окружности выставить колышки. Чтобы в дальнейшем покрышки свободно поместились в котлован, диаметр кольца надо расширить на 20-40 см.

Вначале землю удобно копать штыковой лопатой. Плодородный почвенный слой (первые 50 см) можно равномерно распределить по огороду, более глубокие земляные пласты можно будет использовать для обратной засыпки.

Продолжать рытье глубокого котлована проще лопатой с длинной рукояткой – уплотненный грунт разрыхляется «землекопом», потом собирается совковой лопатой и загружается в ведра. Для спуска в канаву и подъема наполненных емкостей на поверхность в выработку опускается лестница.

Работая вдвоем, процесс копки можно ускорить и соорудить примитивный подъемный механизм – к ведрам привязать веревку.

Котлован дополнительно углубляется на толщину дренажной подушки (20-30 см). Стенки ямы освобождаются от корней деревьев, чтобы по мере роста они не повредили или не сдвинули покрышки

По технике безопасности земельные работы на глубине надо проводить с напарником. Один человек занимается копкой, а второй помогает на поверхности и страхует от обрушения стенок котлована. Это требование особенно актуально при обустройстве ямы в неустойчивых грунтах.

Этап #5. Заготовка автомобильных покрышек

По поводу технологии подготовки шин под устройство выгребной ямы мнения исполнителей разделились. Первая группа считает, что никаких манипуляций с шинами делать не надо, так как полное или частичное удаление протектора негативно скажется на устойчивости сегментов и герметичности конструкции в целом.

Однако сохранение бортов покрышек ухудшает работу поглощающей ямы – полезный объем резервуара значительно сокращается, а в образованных «карманах» очень быстро скапливаются отходы. При этом качественно очистить ил с рельефных стенок практически невозможно – бак быстро переполняется нечистотами, и канализация выходит из строя.

Оптимальное решение – частичный срез обода. На колесах надо оставить боковые торцы по 5-7 см для фиксации с соседними сегментами

В одной автопокрышке надо вырезать отверстие для подведения канализационной трубы.

Этап #6. Формирование дренажной скважины

На глубине очень часто грунт тяжелый, глинистый, плохо впитывающий и пропускающий влагу. Для повышения площади всасывания сточной жидкости и улучшения эффективности работы поглощающей траншеи устанавливается одна или несколько дренажных каналов.

Ход выполнения работы:

  1. Садовым буром просверлить максимально глубокую скважину – канал должен проходить сквозь плотные породы, замедляющие отток фильтрованной воды. Глубина траншеи от дна ямы – до 3-5 м.
  2. Подготовить трубу, соответствующую длине и диаметру дренажного канала. Чтобы фильтрационная труба не заиливалась, ее верхний край должен быть выше основания сливной ямы на 1 м.
  3. Боковые стенки трубы, начиная сверху и не доходя 50 см до дна, просверливаются. Верхушка канала закрывается мелкоячеистой полипропиленовой сеткой.

После обсадки дренажной скважины, т.е. установки в выбуренный ствол перфорированной трубы, на дно котлована насыпается слой щебня и гравия – толщина фильтрующей подушки около 20-30 см.

В качестве выводящего канала можно использовать канализационную пластиковую трубу диаметром 110 мм. Более доступная альтернатива – асбестоцементная труба

Этап #7. Укладка покрышек и герметизация стенок

На дно своеобразной шахты помещается первая покрышка, пропуская через нее . Аналогичным образом опускается в яму вторая шина, и соединяются борта соседних колес удобным способом.

Сопоставив и выровняв обе покрышки, надо сделать сквозные отверстия в протекторах. Продеть через них металлическую проволоку или пластиковый хомут, и туго скрутить.

По ходу возведения башни выполняется герметизация внешних стыков – места соединений покрышек обрабатываются бетонным раствором или битумной мастикой. После схватывания смеси можно приступать к обратной засыпке котлована.

Фиксация и укрепление стенок резервуара из шин в грунте выполняется разными способами: засыпка песчано-земляной смесью, заливка бетоном или заполнение пространства оставшимися автопокрышками. Вертикально уложенные шины обездвижат конструкцию

Торец последней шины должен немного возвышаться над землей. По окончанию укладки всех шин стенки емкости изнутри покрываются водоизолирующим материалом. Наиболее доступный вариант гидробарьера – подходящий по составу герметик.

Галерея изображений

Давно прошли те времена, когда загородные дома и дачи значительно уступали в комфортности городским квартирам. Все владельцы частных владений стараются как можно лучше обустроить свой быт и создать в доме все условия. Простая сливная яма из покрышек своими руками оборудованная на участке тоже входит в этот перечень. Она становится идеальным вариантом в случае, когда на сооружение более капитальной канализации не хватает ни времени, ни средств.

Сторонники строительства сливной ямы из покрышек называют массу плюсов такого сооружения:

  • Дешевизна. Использованные резиновые покрышки можно взять даже бесплатно на ближайшем автосервисе, яму несложно выкопать самостоятельно, а расходные материалы не потребуют больших вложений.
  • Резина не подвержена коррозии, поэтому срок службы ямы достаточно большой по сравнению с ямой из металлических бочек, но все равно не более 10-12 лет.
  • Сливная яма из покрышек очень легка в монтаже, который можно провести за один-два дня.
  • Для монтажа сливной ямы из шин не нужны специальные сложные инструменты. Для распила достаточно будет простой ручной ножовки или электролобзика.

Но конечно же, чтобы принять окончательное и взвешенное решение и решиться на устройство сливной ямы из покрышек, необходимо ознакомиться и с недостатками такой конструкции:

  • Даже самые большие шины имеют обычно диаметр, достаточный для создания канализации в небольшой семье, максимум из трёх человек.
  • Возможна разгерметизация, а это, помимо дополнительных расходов, несёт ещё и угрозу загрязнения прилегающего грунта.
  • Если не прикрыть яму герметично, из неё может ощущаться неприятный запах.

В каких случаях сливная яма из покрышек наиболее актуальна

Недорогая и простая в монтаже сливная яма в частном доме из покрышек будет неплохим решением для домашней бани или сауны . Одной такой ямы хватает также для обеспечения канализацией дома, где проживает один или пара человек. И лучше не использовать такую яму для слива жидкости с большими загрязнениями, чтобы не было нарушено экологическое равновесие на участке.

Рассчитываем необходимый объём ямы

А самый простой способ — воспользоваться уже готовой разработанной давным-давно формулой. Подсчитано, что один человек в сутки тратит около 200 литров воды . Органические отходы перерабатываются бактериями в течение трёх суток. Для определения объёма сливной ямы ещё понадобится количество проживающих в доме людей. Эти три показателя необходимо перемножить между собой. Число, которое получится, и будет тем самым оптимальным объёмом слива.

Где лучше всего расположить сливную яму

Если кто-то думает, что выбор места для сливной ямы из автопокрышек не имеет особого смысла, то он глубоко заблуждается. Ведь существуют определённые санитарно-гигиенические правила и нормы, которые были придуманы не просто так.

Вот несколько советов, к которым следует прислушаться перед планированием сливной ямы:

  • От жилых построек до сливной ямы из покрышек должно быть расстояние не менее 5 метров. От забора надо отступать минимум 2 метра.
  • Нельзя располагать сливную яму из покрышек вблизи колодцев и скважин. Расстояние должно составлять не менее 30-50 метров.
  • Если вы планируете выливать в яму больше, чем куб жидкости, то обязательно нужно делать герметичное дно . Это важно, ведь бактериям не под силу перерабатывать большие объёмы стоков и может возникнуть реальная опасность заражения почвы и грунтовых вод.

Как сделать сливную яму из покрышек

Подготовка

Перед тем, как сделать сливную яму из покрышек своими руками, сначала нужно определиться с типом шин. Можно подобрать покрышки от легковушки, трактора или грузовой машины. Чем мощнее и больше машина, тем тяжелее и больше у неё покрышки.

Если на территории, отведённой под обустройство сливной ямы из колес, очень высоко проходят грунтовые воды, то добиться необходимого объёма колодца можно за счёт укладывания шин самого большого диаметра.

Важно: Грунтовые воды должны проходить минимум на 1 метр ниже дна сливной ямы.

Когда материал подобран, можно приниматься за выкапывание ямы под покрышки. Если вы решили сделать это самостоятельно, то для земляных работ вам понадобится:

  • Две разных лопаты (для рыхления и выбирания грунта).
  • Рулетка.
  • Верёвка и колья для разметки границ ямы.
  • Прочная лестница, величиной с предполагаемую глубину ямы.
  • Вёдра на верёвке.

Земляные работы

Используйте одну шину в качестве лекала — положите её на место будущей ямы и обрисуйте колышком с отступом в 5-10 см. По этому кольцу и следует копать котлован.


Когда необходимая глубина будет достигнута, нужно в дне ямы пробить буром узкое отверстие сквозь водоупорные слои, ориентировочно на 3-5 метров. В это отверстие вставляется трубка, которая будет выполнять роль дополнительного дренажа .

В верхней части трубы необходимо сделать много мелких проёмов для забора воды и закрыть их и верхний срез полимерной сеткой. Сетка нужна для защиты от попадания в дренаж крупных частиц. Видимая часть трубы должна быть не менее 1 метра. Всё дно вокруг трубы засыпается на 10 см щебнем крупной фракции.

Укладка шин

Шины укладываются друг на друга, а затем скрепляются между собой монтажными хомутами . Чтобы конструкция не протекала, швы между покрышками дополнительно обрабатывают любым герметиком. Верхнюю шину необходимо немного подрезать, чтобы входная труба лежала более устойчиво, а слив жидкости был эффективнее.


Совет: Засыпку зазоров между стенками шин и грунтом удобнее делать по мере укладки покрышек.

Верхнюю шину нужно расположить так, чтобы она немного возвышалась над уровнем почвы.

Сверху сливную яму из автомобильных покрышек нужно чем-то прикрыть. Лучше если крышка будет сделана из пластика или металла. Чтобы ядовитые газы не скапливались в канализационной яме, в крышку желательно вмонтировать кусок трубы для вентиляции.

Построить из шин можно качели, клумбу, горки, фигуры сказочных персонажей, садовую мебель и многое другое. В статье рассмотрены основные способы применения автомобильных покрышек, для чего можно использовать колодец из шин, как задекорировать материалы в дачном стиле.

Домовладельцы часто сталкиваются с проблемой недостатка воды. Не стоит выбрасывать старые покрышки, можно создать колодец из шин можно из доступных средств и другие интересные идеи для сада или участка. Сооружают такие колодцы разных моделей и форм, с использованием подручных материалов. Устройство создает не только красивый декор на участке, но и становиться полезным источником воды для хозяйственных нужд или септиком.

Колодец из шин - это идеальное дополнение к вашему саду, и его так легко сделать. Следуйте пошаговой инструкции здесь, и у вас будет свой собственный желающий хорошо плантатор всего за несколько часов.

Теперь переработанные шины, вероятно, будут использоваться во всем: от игровой площадки и дорожных покрытий до установок для контроля воды. Все эти применения используют прочный, долговечный и легкодоступный материал. Они также требуют довольно много обработки. Прочность и долговечность шин делают их привлекательными в качестве строительного материала и, как правило, для этого требуется относительно минимальная обработка, но с максимальными знаниями о процессе строительства.

Как и для любой декоративной конструкции необходимо определить место колодца на участке. Выбор идет в зависимости от целей создания колодца, размера имеющихся шин. Если постройка будет выполнять только декорирующую функцию, то оптимальным местом будет около цветника или на свободном участке, где мягкий грунт. Если планируется использовать колодец из шин для сбора дождевой воды, чтобы поливать растения или средство безопасности для тушения пожара, то лучше расположить постройку рядом с домом, но не менее 5 метров.

При выборе места важно учитывать существующие канализационные линии и проложенные в земле трубопроводы, возможные источники загрязнения и плотность почвы, так как потребуются земляные работы.

Процесс строительства колодца делят на три шага:

  • копание/укладка дна
  • создание шахты
  • строительство навеса.

На этапе земляных работ необходимо выдержать нормы копания, как и для питьевого колодца, только глубина будет значительно меньше. Копать допускается на расстоянии не менее 50 метров (санитарная зона) от источников загрязнения. Вырывают яму на глубину высоты шин, которое хотите установить, и шириной на сантиметров 20 больше внешнего диаметра покрышки. Обычно в землю устанавливают/закапывают 2-3 покрышки, поэтому глубина источника, точнее расстояние хранения воды, включает и стены над землей. Поэтому важно сформировать герметичный колодец.

Материалы и инструменты

Необходимые материалы и инструменты:

  • 3-5 старых шин для глубины колодца 1 метр
  • Кровельные материалы
  • Древесина (для опор крыши или навеса)
  • Ландшафтный клей
  • Спрейная краска
  • винты
  • Ввернутый крюк
  • Ножовка, нож
  • лопата

Соорудить колодец из вышеперечисленных инструментов можно буквально за день. В каждой покрышке следует увеличить внутренний размер и сделать отверстия для опорных столбиков. Для этого вырезают кольцо в 5 -8 сантиметрах от протектора, пользуясь ножом или ножовкой. Лезвие инструмента рекомендуется смазывать маслом или мылом, чтобы оно скользило легче. Внутреннюю часть покрышки также рекомендуется обрезать, чтобы увеличит объем хранения воды.

Строительство шахты и навеса

Устанавливают первую покрышку на землю, замеряют и фиксируют места для опорных колышек. В помеченном месте выкапывают небольшую яму, чтобы установить столбики. Для дополнительной фиксации шин, основание под колышки можно укрепить кирпичами или забетонировать.

Убедившись, что первая шина лежит плотно в яме, укладывают 2-3 сверху до уровня земли так, чтобы опорные колышки фиксировали прямолинейность конструкции. Для прочности постройки рекомендуется склеивать шины между собой влагостойким клеем для резины. Затем оставшееся расстояние шахты по бокам покрышек засыпают почвой, камнями или керамзитом.

Сверху укладывают обычно 2-3 покрышки над уровнем земли. Количество зависит от конструкции колодца и размера навеса. Устанавливать над землей более трех шин не рекомендуется.

Выровняйте землю и удалите всю траву или камни вокруг шин. Создайте опору в качестве направляющей из кирпичей/камней вокруг колодца. Это укрепит конструкцию, ведь постройка будет хранить воду.

Последний шаг – строительство крыши/навеса. Чтобы колодец имел привлекательный вид, в первую очередь необходимо обрезать вбитые столбики по высоте. Навес лучше делать из специального кровельного материала или деревянных досок, так как резиновый материал покрышек имеет свойство прогибаться и становиться гибким при высоких температурах.

Этапы сооружения крыши:

  • установка опор для навеса. Конструкция создается наподобие крыши питьевого колодца. Вертикальные столбики держат каркас крыши;
  • настил кровельного материала или досок, шифера, металлочерепицы, рубероида.

Модель навеса может быть любой формы: одно скатной или двухскатной. Для крыши необходимо продумать крепление ведра и механизма его поднятия. На ворот можно повесить ведро, в которое посадить цветы.

Если решили отказаться от вида классического колодца, то интересным декором станет колодец-журавль. Для этого потребуется прикрепить ведро к шесту и закрепить его у стен. А чтобы колодец не засорялся, сделать или найти простую съемную крышку.

Декорирование и покраска

Для покраски шин не используют красители на масляной основе. Настоятельно не рекомендуется использовать масляные краски для жарких регионов, если не хотите, чтобы декоративный колодец через полгода не потерялся.

Для покраски шин лучшим выбором будет эмалевая, битумная и акриловая краска. Оптимальным вариантом является резиновая краска, которая выделяется своим свойством растягиваться и стягиваться, что позволяет балансировать между резкими перепадами температуры. При этом резиновая краска покрывается на такой же гибкий материал, что обеспечит надежное покрытие.

Перед разрисовыванием покрышек проследите за тем, чтобы на поверхности резины не осталось жирных пятен, иначе краска плохо пристанет и отпадет со временем. Инструкция по покраске:

Этапы покраски декоративного колодца

  • Промывают колодец моющими растворами. Высушивают вымытую поверхность на солнце;
  • Обезжиривают резину ацетоном, бензином или спиртом;
  • Нанесение слоя краски. Для окрашивания покрышек можно использовать обыкновенную щетку или краску в баллончиках
  • Чтобы окрасить крышу/навес лучше использовать соответствующие материалам лаки и краски, особое внимание нужно уделить деревянным элементам
  • Высушивают постройку в течение нескольких дней
  • Наносят декоративные узоры тонкой кисточкой.

Колодец из шин можно разрисовать в любом стиле и создать уникальный дизайн. Для этого его формируют штукатуркой или цементом, укладывают кирпичом или обрисовывают его форму красками, облицовывают камнем или плиткой. Шахта колодца – основной элемент декора, над которым можно будет работать в дальнейшем. А пока приостановить работы и любоваться полученной постройкой.

Из шин можно создать множество разных вещей для украшения построенного колодца или для благоустройства территории. Материал покрышек прост в обработке. Кроме колодца из шин, можно установить рядом разнообразные цветники, фигурки, мусорные контейнеры, небольшой прудик или фонтан.

Декоративный колодец: 3 варианта, мастер класс, фото

Декоративный колодец – украшение сада, двора частного дома или дачи традиционное. Сооружают такие колодцы разных видов, есть просто великолепные, декорированные мозаикой и резьбой, облицованные плиткой, камнем, пр.

В декоре хозяева обычно проявляют свои способности. Но если особых художественных талантов за владельцами подворья не числится, времени на поделки для сада немного, а красивый декоративный колодец хочется? Вот три варианта очень простых колодцев, сделать которые, к тому же, можно очень быстро, а средства по вкладу в них минимальные. Возможно, вообще удастся обойтись подручными материалами.

Декоративный колодец из шин с клумбой. Мастер класс

Понадобится:

  • 3 автомобильных шины б/у.
  • 2 бревна небольшого диаметра или 2 отрезка бруса.
  • 4 отрезка тонкого бруса для сооружения опоры для крыши.
  • Материал для крыши.
  • Крепеж: гвозди, саморезы, металлические уголки, др.
  • Краска.
  • Емкость для посадки цветов.

Если все материалы подготовлены, этот простейший, но интересный декоративный колодец сооружается за пару часов.

В каждой из 3-х шин делаем прорези острым ножом или ручной пилой – в них будут вставлены опорные столбики, поддерживающие крышу.

Укладываем шины одна на одну, так чтобы прорези совместились.

Вставляем в прорези балки/брусья. Забиваем их в землю, чтобы не шатались. Вымеряем их длину – они должны быть одинаковыми, иначе крыша над колодцем получится кривая.

Но можно сделать и по-другому – опорные столбы установить вне шин.

Красим шины коричневой красой (кирпичного цвета). После высыхания фона наносим краской дополнительный рисунок. Например, полосы, имитирующие кладку кирпича.

Декоративный колодец из шин – покраска

Декоративные колодцы из шин делаются практически по одной технологии. Есть отличия, но не кардинальные. Стоит поговорить о том, как красить шины – главную составляющую таких колодцев.

Подбираем краску. Это может быть хорошо прилипающая к резине масляная краска, хотя долго покрытие из нее не прослужит. Вероятнее всего, колодец, простоявший под солнцем/дождем год, нужно будет обновлять.

Эмалевая краска, битумная, акриловая – все это варианты для окрашивания поделок из шин . Очень хороша в этом плане резиновая краска. Резины в ней нет (как можно подумать, ориентируясь на название), но есть способность покрытия немного растягиваться и сжиматься в зависимости от температуры предмета, который, нагреваясь и остывая, тоже меняет свои параметры, хотя и минимально. Резина шин под солнцем нагревается сильно, но пластичное покрытие не трескается.

На автомобильной шине может быть достаточно много остатков масла, и его надо удалить, так как в ином случае краска возьмется плохо.

  1. Поверхность перед окрашиванием хорошо промойте водой с моющим средством. Просушите.
  2. Обезжирьте. Удобнее всего использовать для этого ацетон, бензин, спирт.
  3. Фоновое окрашивание производим кистью или краскопультом. Аэрозольная краска в баллончиках – удобнейший вариант.
  4. Оставляем поделку на некоторое время просушиться.
  5. Раскрашиваем мелкие детали кисточкой – краской, контрастной фоновой.

Крыша для декоративного колодца из шин

Крышу для декоративного сооружения лучше делать из кровельного материала, пусть и не нового. Тем более что понадобится его мизер. С крышей, напоминающую настоящую, колодец будет выглядеть более натурально.

Вначале на верхних концах столбов делаем опору под крышу – нечто вроде решетки или прочной перекладины.

Самое простое – закрепить на опоре шифер, другой листовой материал, доски, пр. Можно сделать крышу плоской или двускатной.

Если использовать в качестве основы крыши фанеру, на ней можно закрепить металлочерепицу, керамическую черепицу, рубероид, битумную черепицу, пр.

Возможен и вот такой интересный и простой вариант.

Емкость для клумбы в декоративном колодце

Емкость для цветов не обязательно должна быть во всю глубину декоративного колодца. Можно установить внутрь сооружения какую-нибудь подставку, а сверху расположить широкую емкость (к примеру, старый таз).

Дачный ровенник - экономичный вариант или долговечный

Абиссинский колодец и фильтрующее устройство для него

Особенности колодезных фильтров

Как очистить колодец своими силами

Вода необходима на даче не меньше, чем в жилом доме. Но не всегда есть возможность подключиться к городской сети водоснабжения. Выхода два - сделать скважину или колодец. Вырыть и оборудовать колодец проще. Как дешево вырыть колодец на даче своими руками из подручных материалов, поговорим в этой статье. А фото помогут подробнее понять ход работ.

Какие бывают ровенники на даче

Ровенник на даче можно сделать из нескольких видов материала:

  • камень и пиломатериал;
  • при помощи железобетонных колец;
  • старые автомобильные покрышки.

Существует уйма способов. Умельцы придумывают новые, используя подручные материалы. Так, в сети можно найти фото конструкции из полиэтиленовых бутылок, деревянный и даже из шифера. Но эти варианты непонятны, и экспериментировать не стоит.

Что учитывается при выборе материалов

При выборе материала для ровенника учитываются факторы:

  • какой объем необходим;
  • какая почва на участке;
  • материальные и физические возможности.

Когда выбор сделан, приступаем к монтажу.

Выбираем где копать яму

В колодце накапливается вода не только из нижних слоев, но и с неглубоких горизонтов. Вода попадает в почву с поверхности, проходя естественную фильтрацию. Перед тем как рыть задумайтесь, не находятся ли рядом вредные производства? Химия и продукты жизнедеятельности попадают в воду и пить ее не стоит. Можно предварительно взять пробу воды и провести исследования в санитарно-эпидемиологической станции. Цена на анализ от 700 р.

Второй важный момент, располагать конструкцию нужно так, чтобы до уборной и места содержания животных было не менее 20 м. Найти хорошее место на участке можно дедовским методом. Возьмите ивовые прутики и скрестите их в виде рамочки - треугольника. Пройдите по участку, ива покажет, где лучшее место.

Монтаж ровенника из различного материала

Сделать колодец своими руками несложно, но опасно. Дело в том, что стенки ямы легко осыпаются. Во время работы соблюдайте технику безопасности:

  1. производить раскопки необходимо в каске, лучше выполнять работы вдвоем;
  2. когда выкопано 1,5 м, нижнего купальщика обвязывают веревкой для страховки;
  3. нужно брать пробы газа в яме, но когда монтаж ведется своими руками, это не выполняется; Просто контролируйте самочувствие купальщика;
  4. веревки для подъема грунта используют крепкие, должны выдержать вес купальщиков и ведер с мокрой землей.

Монтаж из железобетонных колец

Сделать колодец из железобетонных колец, как на фото, без специального оборудования сложно, но можно. Прослужит конструкция еще вашим детям.

Для работы понадобятся железобетонные кольца диаметром от 0,8 до 1,5 м - 3–4 шт. Лопата, канаты и несколько человек.

Работы осуществляются в следующем порядке:

  1. Роется яма. Глубина ниже промерзания грунта (от 2 м), диаметр больше выбранных колец на 15–20 см;
  2. Можно выполнить работы без спецтехники. Первое кольцо устанавливают на дно и роют уже в нем. Выравнивается по мере заглубления канатами;
  3. Между каждым кольцом ставим по 4–5 Н-образных центрирующих устройства. Они не позволят переместить кольца при движении грунта;
  4. Копать яму нужно до появления влажной жижи. Дальше, яма углубляется еще минимум на 1 м (самая сложная часть);
  5. Дно ямы засыпаем щебенкой на 10–15 см и трамбуем;
  6. Швы между кольцами обмазываем битумной мастикой;
  7. Снаружи вокруг колец устанавливаем теплоизоляцию из пенопласта;
  8. Засыпаем и трамбуем кроя песком с щебнем.

Монтаж из камня

По экологичности каменный ровенник стоит на первом месте. Подобные строили во всех деревнях начиная с 18 века. Работа кропотливая и требует времени, сил. Чтобы сделать колодец понадобятся:

  • кирпич красный или природный камень;
  • древесина из влагостойких пород (лиственница, осина). Можно использовать сосну, но тогда верхнюю часть придется ремонтировать чаще;
  • молоток, пила, лопата;
  • цемент;
  • песок и щебень, можно взять ПГС.
  1. Роется яма диаметром 2–2,5 м, глубиной не менее 2 м;
  2. Дно засыпается песком и щебенкой на 10–15 см, трамбуется;
  3. Выкладывается кладка из кирпича или камня. Природный камень выбирается ровный, чтобы зазоры были минимальными;
  4. Поднявшись до края ямы на 1 м, приступаем к укладке пиломатериалов. Соединяется материал в чашу и дополнительно фиксируется железными скобами;
  5. Кладку из дерева продолжают до верха, над поверхностью 60–80 см.

Прослужит колодец более 100 лет. А перекосы, из-за пластичности древесины, будут минимальными. Оголовок делать отдельно не нужно, строение полноценное.

Монтаж из старых покрышек

Самый простой и экономичный метод - сделать ровенник при помощи старых покрышек автомобиля, как на фото. Для работы понадобятся:

  • покрышки диаметром от R16 и больше (5–6 шт.);
  • песок с щебнем;
  • лопата;
  • арматура.

Монтаж осуществляется следующими этапами:

  1. Роется яма радиусом больше покрышек на 10 см;
  2. Дно засыпается песком и щебнем на 10–15 см;
  3. Устанавливаются друг на друга шины;
  4. Чтобы придать жесткости конструкции, вокруг шин втыкаем несколько арматур;
  5. Пространство между шинами и ямой засыпается щебнем и трамбуется.

Колодец на даче своими руками из шин готов.

Оголовок

Верхняя конструкция, защищающая колодец от мусора, называется оголовок. Оголовок можно собрать из дерева, под старину, как на фото. Дизайн оголовка может быть различный, но основная его функция защитная.

В оголовке размещают ворот и крышу. На оголовок надевают цепочку или веревку, к которой привязывают ведро. Можно поступить проще, кинуть в колодец насос. Подача воды будет автоматизированной.

Собрать ровенник на даче можно своими руками, а фото и видео в статье помогут разобраться с монтажом.

Септик из покрышек: сделать своими руками колодец из колес и шин, канализация отличается от выгребной ямы

Если с финансами дела обстоят не очень хорошо, выручают народные умельцы, которые придумали делать септик из покрышек своими руками Зачастую, проблемой многих дачников, а также тех, кто только строит свой дом, является отсутствие канализации на участке. Септик из покрышек это не просто выгребная яма, но также отличный аналог городской канализации. Главная приятная новость заключается в том, что сделать все можно самостоятельно, не прибегая к большим денежным затратам и вызову специалистов с крупной строительной техникой.

    • Септик из покрышек: сделай своими руками
    • Колодец из покрышек своими руками
    • Канализация из покрышек
    • Чем септик отличается от выгребной ямы
    • Как сделать септик с покрышек своими руками (видео)

Септик из покрышек: сделай своими руками

В связи с нездоровой экологией в мире, существует необходимость заботиться об утилизации отходов, которые нас еще переживут. Это касается и старых автомобильных покрышек. Горожане в последние годы все чаще покупают дома вдали от цивилизации, чтобы наслаждаться природой. Но жизнь в частном доме вносит свои коррективы. Не в каждом частном доме проведена канализация, а ведь она значительно облегчает жизнь.

Можно соорудить эффективный септик из покрышек своими руками, который при правильном подходе к делу будет ничуть не хуже более дорогих аналогов

Но можно использовать старые покрышки, потому что:

  1. Их можно найти на улице, а это экономит ваши деньги.
  2. Они долговечны, и прослужат вам много лет.
  3. Покрышки не раздавит при вспучивании грунта.
  4. Каждая шина имеет правильно рассчитанные формы и размеры, что позволит быстро произвести нужные расчеты по их количеству.
  5. Для создания септика из шин не придется задействовать крупную технику.

Септик создается для накопления отходов жизнедеятельности человека с последующей их откачкой.
Чтобы сделать септик из покрышек, необходимо знать объем отводимых стоков. Согласно нормам СНиП, объем септика должен быть в три раза больше объема выводимых стоков в сутки.

Колодец из покрышек своими руками

Колодец из покрышек сделанный своими руками это достаточно долговечный источник воды на вашем дачном участке.

Создать колодец из покрышек своими руками - не слишком хлопотное дело

Чтобы сделать колодец из покрышек, Вам понадобятся:

  • Покрышки большого диаметра;
  • Битумный лак;
  • Лопата;
  • Молоток;
  • Гвозди;
  • Щебень;
  • Антисептический клей.

Устройство колодца из покрышек мало чем отличается от септика. Строительство колодца, лучше начинать осенью, так как вода находится максимально глубоко, благодаря чему ваш колодец не будет пересыхать. После того, как вырыта яма, нужно засыпать дно щебнем для упрочнения конструкции. Также для повышения прочности, шины советуют обрабатывать антисептическим клеем. Далее, перпендикулярно друг другу, вбивают четыре бруска по краям покрышек. Желательно, чтобы колодец возвышался над землей приблизительно на 70 сантиметров. Можете сделать красивую декоративную обкладку, а можете установить простую крышку.

Канализация из покрышек

Канализация из покрышек подразумевает устройство более сложное чем, например, колодец. Для ее обустройства можно провести целую систему труб в доме. Также, канализация состоит из нескольких блоков. Некоторые используют систему, при которой выкапывается не одна яма септика, а вместе с ней еще дренажный колодец, на дне которого располагается полипропиленовая труба, вкопанная на глубину трех метров. Во избежание засорения дренажной трубы, ее располагают на уровне метра от дна и накрывают отверстие сеткой.

Канализация из покрышек - самый простой и доступный вариант обустройства системы

Если делать канализацию из автомобильных покрышек, то их потребуется большее количество, так как они имеют меньший, чем у колес грузовых авто, диаметр.

Чем септик отличается от выгребной ямы

Выгребная яма, в отличие от септика, это не сложная система стоков, она является их накопителем. Септик, зачастую, является частью системы канализации. У выгребной ямы затруднен вывод отходов в грунт.

Чтобы понять чем септик отличается от выгребной ямы, необходимо точно и четко понимать принципы устройства и работы каждого из накопителей

У септика может присутствовать ряд преимуществ в отличие от выгребной ямы, а именно:

  1. Септик может состоять из двух-трех резервуаров;
  2. Используя септик, снижается необходимость частого вызова ассенизаторов;
  3. Пригодится для тех, кто часто бывает на даче;
  4. Меньше влияет на экологию, в отличие от выгребной ямы.

Как сделать септик с покрышек своими руками (видео)

Для слива отходов на приусадебном участке, хороши все способы обустройства канализации. Важно, правильно рассчитать объемы стоков. Взглянуть на свои возможности и соотнести их со своими желаниями.

Самодельный колодец из шин

Для изготовления вам понадобятся 5–6 штук автомобильных покрышек (4–6 штук), штыковая лопата, крупнозернистый гравий.

Конструктивные особенности

Практика показала, что колодец, расположенный в неправильном месте - на краю участка или в яме, не способен в полной мере удовлетворить хозяйственные потребности. Поэтому яму под колодец лучше рыть посередине участка, так вы уменьшите общую длину шлангов, необходимую для полива всего участка. Кроме этого, колодец не рекомендуется возводить своими руками около огородных культур чувствительных к переизбытку влаги.

Декоративный колодец способен обеспечить небольшой дачный участок площадью до 10 соток необходимым количеством воды для всех хозяйственных нужд.

Земляные работы и подготовка шин

Придерживайтесь нижеописанной инструкции, и вы сможете соорудить декоративный колодец своими руками в максимально сжатые сроки. Последовательность работ:

1. Земляные работы

Сначала вам нужно вырыть котлован. Во время рытья котлована необходимо учитывать размеры автомобильных шин. Если вы решили соорудить колодец из покрышек стандартных размеров, то диаметр котлована должен в идеале составлять 1–1,3 метра. Какой глубины рыть яму? Для колодца из 6 шин достаточно 2,5 м ямы в глубину.

2. Герметизация дна

3. Обработка шин нетоксичным битумным лаком

Эта процедура позволит увеличить срок службы покрышек на 200–250%. Резина в обязательном порядке нуждается в обработке, поскольку длительный контакт с землей и водой, особенно жесткой, приводит к разложению шин.

4. Обработка водостойким клеем с антисептическим эффектом

Отметим, что декоративный колодец не обязательно дополнительно обрабатывать клеем, однако, если вы хотите продлить срок службы резины до максимума, то можете их обработать.

Установка шин

После тщательной обработки резины специальными средствами шины можно устанавливать в землю. Автомобильные покрышки устанавливаются по одной. Каждая установленная шина засыпается по бокам щебнем, битым кирпичом и другим строительным мусором до стыка с другой шиной. Место состыковки покрышек замазывается глиной.

Какая глина нужна, и как ее приготовить? Вам понадобится обыкновенная красная глина, в которой процент содержания песка не превышает 20%. Декоративный колодец, обмазанный своими руками красной глиной, имеет отличные эксплуатационные и гидроизоляционные качества. Глина разбавляется в воде до кашеобразного состояния и наносится толстым слоем в местах соединения покрышек по всей окружности. Помните, чем больше глины вы положите, тем лучше декоративный колодец будет сохранять воду.

После установки первых трех шин, конструкция засыпается по бокам строительным мусором или битыми кирпичами и землей. Продолжаем возводить декоративный колодец по описанной выше стратегии до нужной высоты.

Возведение колодца над землей

Технология возведения меняется после сравнивания с землей. Специалисты советуют возводить колодец своими руками на 70–90 см над землей. Чтобы шины, находящиеся на поверхности, не разлетелись в стороны, их необходимо укрепить. Сделать это можно двумя способами:

1. Соорудить вокруг колодца небольшую коробку из кирпичей

Эта технология гарантирует, что ваш декоративный колодец будет уверенно стоять много лет. Однако сооружение коробки из кирпича требует некоторых финансовых затрат. В общей сложности вы потратите чуть больше 3 тыс. рублей (1,5 тыс. рублей на приобретение кирпича, 700 рублей на цемент и 800 рублей на песок и транспортировку приобретенных материалов).

2. Обсыпать покрышки землей

Этот метод не требует никаких финансовых затрат, однако, неправильно обсыпанный декоративный колодец в скором времени может обрушиться. Как правильно обсыпать сооружение из автомобильных покрышек своими руками? Декоративный колодец лучше обсыпать последовательно, утрамбовывая каждый слой. Для еще большей надежности можете обложить основание конструкции, сделанной своими руками, тяжелыми камнями. Не забудьте оставить свободный проход к колодцу, иначе вы будете испытывать трудности с выкачкой воды.

После засыпания ваш декоративный колодец готов к использованию.

Сооружение поглощающего септика

Декоративный колодец может не только сохранять, но и впитывать воду. Технология сооружения такой конструкции практически не отличается от выше описанной. Единственно, на что вам следует обратить внимание - организация канализационной системы.

Чтобы не нарушить гидроизоляцию шва, вам придется сделать небольшое отверстие в нижней шине для пластиковой трубы диаметром 2–4 см. Сверху на нижнюю покрышку устанавливается проволока из нержавеющего железа с сечением 0,3–0,5 мм. Поверх сетки укладываются остальные шины и тщательно герметизируются.

Самодельный трактор: оригинальное решение

Колодец дренажный из покрышек является одним из простых вариантов обустройства дренажной системы на загородном участке. Сам по себе дренаж выполняет вполне конкретную задачу, защищая землю и различные сооружения от чрезмерной влаги.

Элементы этой системы могут изготавливаться разными способами, в т.ч. из специальных покупных деталей, предназначенных именно для такой цели, или из подручных средств. Естественно, что в последнем случае удается значительно снизить затраты, а если еще и все делать своими руками, то система вообще обойдется очень дешево, при этом функционально она ничего не потеряет.

403 Forbidden

nginx

Зачем нужны дренажные колодцы

По своей сути, дренаж — это комплекс гидротехнических мероприятий по защите сооружений и земельного участка от воздействия избыточной влаги , образующейся за счет осадков, паводков, сезонного повышения уровня грунтовых вод и т.д. Любые, даже самые прочные конструкции начинают постепенно разрушаться, если незапланированная вода будет подтачивать фундамент. Плодородные земли, надолго залитые водой, просто потеряют все свои лучшие качества.

Указанные обстоятельства приводят к необходимости оберегать постройки и свой участок от опасных воздействий, особенно в районах с повышенной природной влажностью. С этой целью изготавливается специальная дренажная система, которая решает конкретные задачи: сбор, отведение, удаление и утилизацию избыточной водной массы . Такие системы создаются своими руками, но с учетом рекомендаций специалистов.

Конструктивно дренажные комплексы включают такие составные части:

  1. Водозаборные элементы. Они размещаются непосредственно в зоне подтопления и могут формироваться в виде траншей, к которым подведены трубные сливы.
  2. Магистральные элементы : трубопровод (дрены) или система траншей для отведения воды.
  3. Утилизационные элементы . Эта часть завершает процесс, то есть выполняет окончательную операцию: накопление воды или сброс ее в почву в безопасном месте.
  4. Дополнительные эксплуатационные элементы . К ним можно отнести регулирующие и запорные устройства, приспособления и сооружения для эксплуатации и ремонта системы.

Считается важной составной частью всей водоотводной системы. Он может исполнять утилизационные функции (основная задача) или играть роль дополнительного эксплуатационного элемента. От надежности и правильности его монтажа зависят функционирование и эффективность всей системы. В частности, его объем должен позволять собирать всю отводимую воду, в противном случае дренаж просто не обеспечит требуемое осушение.

Какие колодцы входят в систему

При обеспечении дренажа своими руками предусматриваются такие виды дренажных колодцев:

  1. Поворотный вариант . Такие колодцы устанавливаются при протяженном трубопроводе в следующих точках: через один поворот трубы и в месте, где сходятся несколько труб в одну линию. Решаемая задача — очищение труб (дрен), так как на участках изгибов часто возникают грязевые пробки.
  2. Поглотительный тип . Эти сооружения не требуют сборных и магистральных элементов. Они выкапываются в разных точках скопления воды, которая сама стекает в колодцы. При монтаже таких конструкций важно сформировать уклон поверхности, чтобы влага стекала в них сама.
  3. Водоприемные колодцы . По своей сути, это герметичные емкости, в которые стекает вся собираемая влага по дренам. По мере их заполнения производится откачка воды или ее использование на технические нужды, например, для полива.
  4. Фильтрующие конструкции — конечный элемент дренажной системы, находящийся в отдаленной зоне, где можно произвести сброс воды в грунт. В принципе, это вариант водоприемного колодца, в котором дно не герметично, а выполнено в виде естественного фильтра. Вода через придонную зону просачивается в грунт.

Конструкция дренажных колодцев зависит от выполняемой задачи, причем это различие в основном связано со строением придонного участка. Дно может обустраиваться двумя способами: быть герметичным в виде бетонной заливки или негерметичным, на основе подушки из песка и щебня. Шахта колодца имеет глубину, достаточную для накопления нужного объема воды.

Чаще всего она составляет 3-5 м. Стена шахты должна иметь гидроизоляцию, исключающую просачивание собираемой влаги в верхние слои почвы. Наконец, завершают конструкцию верхняя плита и люк. В эксплуатационных колодцах внутри шахты устанавливается лестница.

Колодцы из шин

При изготовлении дренажного колодца из автомобильных покрышек потребуется следующие инструменты:

  • лопата штыковая и совковая;
  • ведро и прочный трос для его погружения при выемке грунта и засыпке подушки;
  • мастерок;
  • шпатель;
  • рулетка;
  • отвес;
  • строительный уровень.

При строительстве дренажного колодца своими руками ставится важная задача — максимальное удешевление конструкции . В этом направлении изготовление стены шахты из подручных средств решает такую проблему. Одним из распространенных материалов стала автомобильная шина. В чем преимущества этого «стройматериала»?

Во-первых — доступность. Отслужившие шины — это, в принципе, мусор, от которого легко избавляются любые автомобильные салоны. Во-вторых — свойства. Резина обеспечивает гидроизоляцию, а армированный каркас — механическую прочность.

Для сооружения колодца своими руками лучше всего подойдут шины от грузового транспорта. Их диаметр вполне подойдет для строительства, а ширина сократит трудоемкость. Кроме того, их прочность очень высока, что позволит сдержать любые грунтовые подвижки.

Возведение колодца из шин осуществляется в следующем порядке:

  1. Рытье шахты . Круглая яма роемся вручную. Диаметр выбирается на 20-25 см больше внешнего диаметра шин. Глубина рассчитывается с учетом конкретных объемов воды и, как правило, составляет 3-3,5 м.
  2. Обустройство дна . При формировании герметичного дна вначале засыпается подушка из смеси песка и щебня толщиной 15-25 см, а затем заливается бетон толщиной 10-15 см. Фильтровальное дно изготавливается из 3 слоев щебня (поочередно крупной, средней и мелкой фракции) толщиной по 15-18 см каждый.
  3. Укладка шин . Каждая шина укладывается на предыдущий слой строго по одной оси, так, чтобы вся колонна оказалась строго вертикальной. В процессе монтажа внутренняя полость шины заполняется щебнем, галькой или керамзитом, для того чтобы уменьшить общую усадку колонны. Кроме того, утяжеление элементов позволяет обеспечить более плотное их прилегание друг ко другу.
  4. Заполнение зазора между шинами и грунтом производится щебнем, галькой или битым кирпичом. По мере заполнения зазора, производится тщательная трамбовка. При засыпке надо контролировать расположение шин, не допуская их смещения относительно вертикали.
  5. Введение дренажной трубы . Для введения дрены в колодец в шине сбоку прорезается отверстие по диаметру трубы. После ее проталкивания стык герметизируется.
  6. Формирование верхней плиты . Сверху шахты, облицованной автомобильными шинами, укладывается плита с отверстием для люка. Лучше всего использовать стандартную колодезную бетонную плиту, но можно применить металлический лист. Люк закрывается металлической или железобетонной крышкой с ручками.

Является необходимым элементом системы для устранения избыточной влаги. Для удешевления конструкции его можно соорудить из покрышек грузовых машин или тракторов, что обеспечит необходимую герметичность и прочность колодезной стены. Все работы легко можно произвести своими руками.

Грядки, залитые водой после каждого дождя, превращаются в болото? Собрать приличный урожай с огорода, где грунт перенасыщен водой, не получится. Решение проблемы – дренаж. Если на участке планируется строительство дома для постоянного проживания, лучше проектировать дренажную сеть еще до начала стройки. Но на даче, которая используется только в качестве места для пикников и сезонного выращивания овощей, обустраивать полноценные системы дорого и нерационально. Попробуем разобраться, как сделать бюджетный дренаж из покрышек своими руками так, чтобы сэкономить на трубах и колодцах, и превратить унылый заболоченный участок в здоровый зеленый сад.

Нужен дренаж: вместо грядок – озеро

Самый простой способ убрать излишек влаги – сделать несколько дренажных веток из подручных материалов с выводом в приемник. Для работы лучше выбрать период, когда количество осадков и уровень грунтовых вод – на минимуме: летом или в начале осени. А планировать схему дренажной разводки необходимо в сезон обильных дождей или таяния снега – весной.

Неудачно выбранное время: работы остановлены из-за дождей

Функции водоотводящих сетей: зачем нужен дренаж

Кроме осушения почвы, грамотно проложенный дренаж из старых шин способен решить несколько проблем:

  • Остановить процесс размывания верхнего плодородного слоя грунта.
  • Понизить уровень влаги в глубинных слоях грунта.
  • Отвести потоки дождевой воды от грядок.
  • Предотвратить болезни деревьев, декоративных растений.

Планирование схемы каналов и точек сбора воды

Чтобы система работала исправно, необходимо правильно выбрать траектории дренажных линий, определить глубину, место слива. Самый простой метод – наблюдение. Во время ливня обратите внимание на направление потоков – естественные линии стока воды помогут определить правильные линии для дренажных каналов.

Простая схема разводки дачного дренажа

При планировании системы учитывают рельеф участка: ветки располагают таким образом, чтобы начало траншеи находилось в верхней точке, а сток – в самом низком месте. Кроме линейных отводов, есть смысл обустроить точечные водоприемники. Точки сбора рационально установить в небольших по площади естественных впадинах, где застаивается вода – обустройство точечного дренажа из покрышек займет меньше времени.

Чтобы правильно определить глубину, нужен простой анализ состояния грунта. Если уровень грунтовых вод постоянно высокий, а порода – тяжелая, со слабой проницаемостью, придется копать глубокие траншеи:

  • До 1 метра глубиной в зоне высадки фруктовых деревьев.
  • До 70 см – в местах обустройства грядок.
  • До 50 см – по периметру участка, по ходу дорожек.

Траншеи и открытые линии

Каналы, выкопанные на глубину более полуметра, считаются глубинными. Траншеи для регулировки уровня грунтовых вод оборудуют дренажной обоймой: трубой с перфорацией в обсыпке из щебня и геотекстильной обертке. Заменить покупные материалы можно подручными средствами:

Вместо готовых труб – покрышки

  • Старые шины разного диаметра выполнят функцию дренажной трубы.
  • Вместо щебня используют битый старый кирпич, гальку, керамзит, куски пенопластовых листов.

На геотекстиле желательно не экономить: полотно защитит дренаж от заиливания и разрушения плотной глиной.

Поверхностные каналы, глубиной до 50 см, оставляют открытыми, или оборудуют обоймой так же, как и глубинные траншеи. Вместо цельных колес в качестве трубы устанавливают куски (сегменты) покрышки. Засыпные материалы, которые нужны для дренажа, – песок и щебень.

Приемные дренажные колодцы

Стекающую по дренажным каналам влагу нужно отвести от осушаемой зоны и организовать точку слива. Если поблизости есть пруд, придорожный ров, то сброс воды осуществляют без строительства дренажного колодца. На самом участке обустраивают дренажные приемники – емкости без дна, установленные на гравийную или щебневую подушку. Вода из каналов после слива в колодец дополнительно очищается засыпным фильтром и отводится в грунт.

Вариантов обустройства стенок дренажного колодца – несколько:

  • Готовые пластиковые или бетонные изделия.

Заводской пластиковый резервуар

  • Самодельные дренажные колодцы. Материалы для сборки – покрышки или старые пластиковые бочки, кирпич.

Самодельный дренажный приемник

На перенасыщенных влагой породах устройства одного дренажного резервуара бывает недостаточно. Для сброса больших объемов воды, особенно если на участке есть септик, оборудуют дренажное поле: площадку с дренажным тоннелем для слива. Тоннели изготавливают из пластика в виде полусферических каналов, напоминающих разрезанную вдоль трубу. Самостоятельно канал также можно сделать из покрышек большого диаметра.

Делаем сеть каналов для осушения участка из покрышек: инструкция

Как сделать траншеи для дренажа из шин? Подготовить покрышки: понадобятся старые колеса разного диаметра от 13-дюймов. Кроме шин, придется купить песок для подсыпки и геотекстиль. Для поверхностной канавы дополнительно нужен щебень. Фракция засыпных материалов – крупная или средняя. Мелкий песок и щебневая крошка не подходят для водоотвода: маленькие частицы забивают отверстия полотна.

Покрышки: подойдут любого диаметра

Вспомогательные инструменты и материалы:

  • Соединительные элементы: пластиковые хомуты, саморезы.
  • Куски плотной резины для уплотнения соединений.
  • Дрель – для быстрого пробивания отверстий в резине.
  • Лопаты, кирка, тачка, уровень, пленка, колышки и строительная лента (леска) – для земляных работ.

Подготовка: земляные работы

Чтобы сделать своими руками дренаж из покрышек, сначала нужно разметить траекторию, длину, спланировать глубину и ширину веток. Выбирают линию для обустройства центрального канала. В стороны от главной линии размечают отводы: боковые ветки под углом к центральной.

В верхних точках отводов ширина канав должна соответствовать диаметру шины с запасом до 20 см. Глубина – диаметр шины плюс до 30 см на подсыпку.

Выкопанная по разметке линия

С учетом того, что по мере приближения к точке соединения с центральной линией будут использоваться шины большего диаметра, глубину и ширину траншеи плавно увеличивают по направлению к главной линии. Чтобы вода стекала быстро, формируют наклон: для боковых веток достаточно перепада в 1 – 2 см на метр.

В таком же порядке выкапывают центральную траншею. Перепад высоты в главной линии должен быть больше, чем в боковых отводах. Оптимальный наклон дна – до 3 см на каждый метр.

Наклон по естественному склону участка

Дно выкопанных каналов выравнивают, проверяют соблюдение наклона. Из песка делают песчаную подушку толщиной до 15 см.

Монтаж дренажа из шин

На песчаную подушку настилают геотекстиль. Оставляют свободные края с учетом высоты покрышек в дренаже. Для дополнительной фильтрации можно засыпать на полотно слой щебня высотой до 15 см.

Готовая дренажная обойма

Сборка трубы из покрышек:

  1. Шины устанавливают друг на друга. Начинают соединение с колес маленького диаметра.

Соединение болтами с гайками

  1. Боковые стенки двух покрышек соединяют хомутами через ранее просверленные отверстия. В качестве крепежа используют саморезы, или гайки с болтами. При таком способе соединения под отверстия подкладывают прокладки из плотной пленки или каучука: старая резина крошится, резьба срывается.

  1. Трубу собирают вертикально, после установки последней шины готовую дренажную трубу укладывают в траншею. Из-за большого веса формируют несколько отрезков, которые соединяют после непосредственно в канале.

Для укрепления конструкции сверху и прочного соединения отрезков используют металлические полоски с высверленными отверстиями. Саморезами крепят полоску к соседним шинам.

Соединение отрезков в канале

Готовую трубу заворачивают в геотекстиль. Края полотна в нескольких местах соединяют изолентой, скобами.

Укладка трубы в канаву

Поверх готовой обоймы насыпают слой песка. Сверху – обратная засыпка грунтом. Целесообразно сделать выступ над готовым каналом из песка и грунта на высоту до 10 см: со временем песок просядет, и выступ сравняется с поверхностью грунта.

Поверхностная линия с отводом из шин

Из покрышек делают и поверхностные отводы дренажа. Для улучшения оттока используют разрезанные на сегменты покрышки.

Схема установки поверхностного дренажа

Обустройство поверхностной линии начинают с укладки геотекстиля и засыпки щебня. Высота щебневой подушки – до 25 см. На подсыпку укладывают части шины внутренней полостью ко дну траншеи. Отверстия, расширяющиеся книзу, выполнят функцию перфорации в заводской трубе: через щели вода свободно просачивается в щебень.

Сверху насыпают еще один слой щебня. Заворачивают и фиксируют края полотна внахлест. Готовую обойму засыпают.

Дренажный колодец: самодельный приемник из покрышек

Чтобы собрать своими руками приемный колодец для дренажа, понадобятся старые покрышки большого диаметра. Оптимальный вариант – прочные тракторные или грузовые шины. Количество изделий просчитывают по высоте запланированного резервуара с учетом высоты дренирующей подушки. Колодцы, оборудованные крышкой из чугуна, устанавливают в качестве точечных водоотводов в местах постоянного скопления воды.

Шины: герметичный материал для стенок колодца

Выбор места установки и рытье котлована

Углубление должно находиться в естественной впадине или в самом низком месте на краю участка.

Копка котлована под приемник

Размеры котлована:

  • Глубина определяется, исходя из особенностей грунта и уровня воды в нем. Желательно, чтобы сброс происходил на глубину до 1,5 — 2 м. При таком углублении нет риска замерзания жидкости.
  • Диаметр котлована равен диаметру шины с добавлением до 30 см по окружности для изоляции и подсыпки.
  • Вход центральной линии должен находиться в верхней трети приемника.

Выкопанное углубление обязательно проверяют на вертикальность стенок: покрышки нужно установить строго вертикально друг на друга. Дно должно быть ровным.

Песчаная подушка на дне

На утрамбованную почву засыпают и уплотняют песок. Толщина песчаного слоя – 15 – 20 см. Сверху – слой щебня крупной фракции. Чтобы подсыпка не размывалась, целесообразно установить несколько крупных камней, а сверху – щебень. Вместо щебня допускается укладка речной гальки или камня.

Сборка колодца из старых колес

На подготовленное основание укладывают первую шину. Выбирают способ соединения. Для герметичной фиксации используют цементный раствор.

Соединение шин хомутами из пластика

Устанавливая поочередно шины, выводят высоту на запланированный уровень. В нижней части, на первой покрышке, можно заблаговременно сделать узкие прямоугольные прорези для отвода воды на подсыпку.

Врезка в верхней части колодца

В верхнем кольце делают отверстие под трубу из центральной линии. Вокруг стенок делают обсыпку из щебня, кусков пенопласта. По внешнему диаметру утрамбовывают глину или заливают раствор.

Приемник для поверхностного отвода

Так обустраивают не только приемные дренажные емкости, но и точечные приемники в местах, где нет естественного оттока воды, а линия отвода не запланирована. При установке точечного дренажного слива на верхнюю покрышку необходимо установить защитную решетку: купить готовую или сварить из металлических прутьев, арматуры.

Точечный приемник с крышкой

Тоннель вместо фильтрационного поля

Из покрышек можно сделать не только линейный дренаж или приемник, но и оборудовать полноценное фильтрационное поле. Такой способ отвода устраивают на участках, где повышенный уровень грунтовых вод и сложный состав породы не дают возможности организовать сброс в колодец.

Схема тоннеля: готовые пластиковые конструкции можно заменить разрезанными шинами

Поле представляет собой площадку, углубленную на полметра, с щебневой засыпкой. Вместо колодцев – труба из половин покрышек, сложенных вплотную друг к другу в форме тоннеля. Поступающая из линии вода просачивается через щебневую подсыпку в грунт.

Видео: дренаж из старых шин в сложном торфяном грунте

Наглядная инструкция, как осушить сложный участок с помощью простейшего дренажа из покрышек.

Организация самодельных дренажных обойм и колодцев – временное решение проблемы. Таким способом можно отвести влагу из огорода или с дачного участка. Если планируется стройка, а грунт перенасыщен влагой, участок – со сложным рельефом, потребуется проектирование серьезной системы дренажа. Комплексная защита состоит из нескольких отдельных сетей: пристенного, глубинного, пластового дренажа, и, естественно, системы поверхностного осушения. Сооружение дренажа планируют до начала работ и проводят монтаж во время строительства.