Где и когда появился парламент в Англии? История возникновения английского парламента. Парламент Великобритании: структура, порядок формирования Сенат великобритании

Введение.

1. Палата общин.

1.1. Срок полномочий.

1.2. Численный состав.

1.3. Региональное представительство, партийный и профессиональный состав.

1.4. Должностные лица.

1.5. Комитеты палаты.

2. Палата лордов.

2.1. Институт пэрства.

2.2. Партийный состав.

2.3. Кворум, привилегии, комитеты.

2.4. Должностные лица палаты.

3. Общая процедура британского Парламента.

3.1. Созыв и роспуск парламента.

3.3. Процедура рассмотрения дел палатами.

4. Законодательный процесс.

5. Контрольные процедуры.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

В данной работе речь пойдет о Парламенте Англии. Отметим, что эта страна имеет глубокие и крепкие корни парламентаризма, что делает изучение данной темы чрезвычайно интересной для исследования. Начнем с определения базового понятия. Итак, Парламент Великобритании – это орган законодательной власти, включающий монарха и две палаты – Палату общин и Палату лордов. Палата общин, хотя и считается нижней, в действительности играет главную или исключительную роль в осуществлении функций Парламента. Поэтому термином “парламент” в Великобритании часть обозначают только Палату общин.

Основными функциями парламента, как и в других странах, являются представительство нации, законодательство, принятие бюджета (старейшая функция британского парламента) и контроль за деятельностью Правительства.

Обратившись к истории этой страны, мы узнаем о том, что английский Парламент существует с 1265 года, когда впервые было созвано собрание, ограничившее власть короля и достаточно широко представлявшее интересы страны (наряду с баронами в нем заседали по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города). Поэтому английский Парламент называют праматерью парламентов.

В современных условиях Парламент Великобритании действует на основе двух уравновешивающих друг друга начал. С одной стороны, это доктринальный принцип парламентского верховенства и ответственного правления, с другой – сложившаяся практика двухпартийной системы и обусловленный ею государственный режим министериализма. “Функционирование Парламента в условиях действия указанных факторов обеспечивает разумное сочетание элементов демократизма и рационализма британской парламентской системы и государственного механизма в целом” .

В основной части работы мы постараемся как можно более подробно раскрыть роль, функции и состав Палаты общин и Палаты лордов, общей процедуры Парламента, а также законодательного процесса.

1. Палата общин.

1.1. Срок полномочий.

Срок ее полномочий – 5 лет, однако на практике Правительство нередко прибегает к досрочному роспуску этой палаты. В парламентском праве Великобритании нет ограничений, касающихся досрочного роспуска Парламента. Обычай и многочисленные прецеденты позволяют Премьер – министру в любое время предложить монарху распустить Парламент, и нет таких обстоятельств, на основании которых Король должен отказать.

Палата может принять решение и о самороспуске (последний такой случай имел место в 1911 г.), а может, наоборот, издать закон о продлении срока своих полномочий. Это случалось во время обеих мировых войн.

Лишь Парламент, избранный в 1992 г., оказался первым после Второй мировой войны, который не был распущен досрочно.

1.2. Численный состав.

В настоящее время Палата общин насчитывает 659 депутатов. Отметим, что численный состав палаты не является неизменным. Он возрастает каждый раз после пересмотра границ избирательных округов в связи с ростом численности населения. Так, по сравнению с послевоенным временем число депутатов Палаты общин увеличилось более чем на 10%. Последние выборы Парламента проведены по 659 одномандатным избирательным округам.

Персональный состав палаты можно охарактеризовать с точки зрения соотношения представительства различных регионов страны, политических партий, половозрастных, профессиональных, этнических групп населения и т.д.

1.3. Региональное представительство, партийный и профессиональный состав.

Региональное представительство характеризуется тем, что 539 депутатов представляют Англию, 41 – Уэльс, 61 – Шотландию, 18 – Северную Ирландию.

Партийный состав палаты определяется итогами выборов. В результате всеобщих выборов 1997 г. политические партии оказались представленными в Палате общин следующим образом (отобразим данные в виде таблицы):

Профессиональный состав различных фракций не является одинаковым. Так, в прошлом составе Палаты общин среди консерваторов 45% депутатов составляли профессиональные политики, 36% - бизнесмены, 19% - представители иных профессий, прежде всего юристы, и лишь один депутат был избран из числа рабочих. Лейбористская фракция на 42% состояла из профессиональных политиков, на 9% - из бизнесменов, на 33 % - из рабочих и на 16 % - из представителей иных профессий и занятий .

Женщин насчитывалось в Палате общин 60 человек, или 9,2% депутатов. Среди членов Палаты общин были 3 депутата азиатского происхождения и 3 чернокожих депутата.

1.4. Должностные лица.

Должностными лицами палаты являются спикер, 3 его заместителя, лидер, пристав.

Спикер избирается палатой с одобрения Короны из числа депутатов. Обычно это один из наиболее влиятельных членов правящей партии. Однако бывают исключения. Например, в настоящее время спикером избрана бывшая лейбористка Бетти Бутройд. Это первая за всю историю британского Парламента женщина-спикер. Интересно, что спикер Палаты общин избирается на один срок легислатуры Парламента, но продолжает оставаться в должности до тех пор, пока не уйдет в отставку по собственной инициативе или не проиграет выборы. Спикер по своему усмотрению решает, в каком порядке должны выступать депутаты, следит за тем, чтобы они говорили по существу вопроса, единолично прекращает предложения о прекращении прений и др. Таким образом, спикер играет чрезвычайно важную роль в работе Парламента. Во время заседаний спикер облачается в мантию и парик из белого конского волоса (для Бетти Бутройд было сделано исключение – она парика не надевала). По окончании полномочий спикер получает титул барона, становясь членом Палаты лордов.

Первый заместитель спикера именуется председателем комитета путей и средств. Он избирается (как и 2 других заместителя) палатой из числа депутатов по предложению лидера палаты – также практически пожизненно. Председатель комитета путей и средств замещает спикера в его отсутствие и председательствует на заседаниях комитета всей палаты. В отсутствие председателя его функции выполняют 2 других заместителя.

Еще одним важным должностным лицом является лидер. Его назначает Премьер-министр из числа наиболее влиятельных членов правящей партии.

Основная функция лидера – представительство Правительства в палате. Ему принадлежат такие важные полномочия, как определение повестки дня сессии, программы законодательных мероприятий.

Секретарские функции в Палате общин выполняет клерк. Ему помогают 2 помощника. За вопросы безопасности в Палате отвечает пристав.

1.5. Комитеты палаты.

Изобразим структуру и состав комитетов в виде следующей схемы:


2. Палата лордов.

2.1. Институт пэрства.

Это уникальный по своей архаичности институт. Численный состав палаты законодательно не установлен. Общее число ее членов в 1994 г. составляло 1259 пэров. Подавляющее большинство членов палаты – 773 пэра – занимают свои места по наследству; это лица, обладающие дворянским титулом не ниже барона (герцоги, маркизы, графы, виконты, бароны). Наследственные пэры получают право участвовать в заседаниях палаты по достижению 21 года. Часть лордов – 448 – пожизненные, получившие на основании Акта о пожизненных пэрах 1958 г. титул барона или баронессы от Королевы по рекомендации Премьер-министра за выдающиеся заслуги перед государством без права передачи титула по наследству. Такой титул получают, как правило, премьер-министры, спикеры Палаты общин после отставки. Пэрство жалуется два раза в год: под Новый год и в день рождения Королевы (21 апреля).

Кроме того, есть 2 категории лордов по должности: 26 духовных лордов, 12 судебных лордов, или “ординарных лордов по апелляциям”, назначаемых Королевой и осуществляющих судебные полномочия палаты. Духовные лорды и “ординарные лорды по апелляциям” не являются пэрами, т.е. не имеют дворянского титула. Не могут быть членами Палаты лордов пэры – иностранцы, пэры – банкроты, пэры, осужденные за государственную измену, в период отбывания наказания.

Изначально палата состояла из представителей земельной аристократии. Это положение в большой степени сохранилось и сейчас. Самую значительную социально-профессиональную группу лордов составляют крупные землевладельцы. В 1987 г. их было 423 среди наследственных и 60 среди пожизненных пэров. Второй по численности категорией пэров являются государственные служащие: 109 наследственных и 238 пожизненных пэров. Третья большая группа пэров – это главы компаний: 155 наследных и 109 пожизненных пэров. 86% наследственных и 45 % пожизненных пэров закончили престижные университеты .

Акт о пожизненных пэрах 1958 г., учредивший институт пожизненного пэрства, предоставил право на титул также женщинам. Поэтому с 60-х годов в Палате лордов появились пэрессы. Ныне в составе палаты 62 пэрессы. В их числе известная баронесса М. Тэтчер, долгое время возглавлявшая консервативное Правительство.

Выбираются исключительно из состава парламента.

Парламент эволюционировал из древнего королевского совета. В теории, власть исходит не от Парламента, но от «Королевы-в-Парламенте» (или «Короля-в-Парламенте»). Часто говорится, что только Королева-в-Парламенте является верховной властью, хотя это и спорное утверждение. В настоящее время власть исходит также и от демократически избранной Палаты общин; Монарх действует как представительская фигура, и власть Палаты лордов существенно ограничена.

Британский Парламент часто называют «матерью всех парламентов», так как законодательные органы многих стран, а особенно стран-членов созданы по его образцу.

История

Парламент Англии

Парламент Англии прослеживает своё происхождение от . В принес в Англию . При нем существовал совет крупных землевладельцев и иерархов церкви. В крупные землевладельцы добились от подписания , согласно которой король не мог назначать новых налогов (кроме некоторых старых феодальных налогов) без согласия королевского совета (royal court), который постепенно эволюционировал в парламент. В , собрал первый выборный Парламент. Имущественный ценз на парламентских выборах в графствах был одинаковым по всей стране: голосовать могли те, кто владел участком приносившим ежегодную ренту в 40 шиллингов. В городах имущественный ценз различался, разные города имели разные правила. Это подготовило место для так называемого «Модельного парламента» года принятого . К правлению Парламент был разделен на две палаты: одну, где заседала высшая аристократия и высшее духовенство, и другую, где заседали рыцари и горожане. Ни один закон не мог быть принят без согласия обеих палат и Суверена.

Парламент Шотландии

Парламент Ирландии

Ирландский Парламент был создан, чтобы представлять англичан в Ирландском владении, в то время как коренные или ирландцы не имели права избирать или быть избранными. Впервые он был созван в . Тогда англичане жили только в области вокруг , известной как Черта.

Парламент Великобритании

После договора об объединении года, парламентами и были приняты одинаковые Акты об объединении, которые создали новое . Согласно этим актам оба парламента были распущены и был создан Парламент Королевства Великобритания , помещенный на прежнем месте английского парламента. Хотя в Шотландии оставались свои законы, с ними теперь работал новый парламент.

Парламент Соединённого Королевства

Принцип ответственности министров перед нижней палатой был выработан только в . Палата Лордов была выше Палаты Общин как в теории, так и на практике. Члены Палаты Общин избирались по устаревшей избирательной системе, при которой сильно различались размеры избирательных участков. Так в Old Sarum семь избирателей выбирали двух членов парламента, также как и в Данвиче (Dunwich), который полностью ушел под воду из-за эрозии земли. Во многих случаях члены Палаты Лордов контролировали маленькие избирательные участки, известные как карманные местечки и гнилые местечки, и могли обеспечить избрание своих родственников или сторонников. Многие места в Палате общин были собственностью Лордов. Также в то время на выборах были широко распространены подкуп и запугивание избирателей. После реформ девятнадцатого века (начавшихся в ), избирательная система была значительно упорядочена. Более не завися от верхней палаты, члены палаты общин стали более уверенными.

Современная эпоха

Верховенство Палаты Общин было чётко установлено в начале . В , палата общин приняла так называемый «Народный Бюджет», который вводил многочисленные изменения налогообложения, невыгодные для богатых землевладельцев. Палата лордов, состоящая из могущественной земельной , отклонила этот . Используя популярность этого бюджета и непопулярность лордов, в году выборы выиграла Либеральная партия. Используя результаты выборов, либеральный Герберт Генри Асквит предложил парламентский закон, который должен был ограничить полномочия палаты лордов. Когда лорды отказались принять этот закон, Асквит обратился к королю с просьбой создать несколько сотен либеральных пэров, чтобы размыть большинство в Палате лордов. Перед лицом такой угрозы, Палата лордов приняла Парламентский акт, который позволял лордам только задерживать принятие закона на три сессии (сокращено до двух сессий в ), после чего он вступал в действие, несмотря на их возражения.

Ирландское Свободное государство обрело независимость в , и в Соединённое Королевство было переименовано в Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Состав

Парламент возглавляется Британским Монархом. Роль Монарха, однако, в основном, церемониальная, на практике он или она всегда действует согласно совету и других министров, которые в свою очередь подотчётны двум палатам Парламента.

Верхняя палата, Палата лордов, в основном состоит из назначенных членов ("Лордов Парламента"). Формально палата называется Достопочтенные Лорды Духовные и Лорды Светские, собравшиеся в Парламенте . Лорды духовные - это духовенство , а Лорды светские - члены . Лорды Духовные и Лорды Светские считаются представителями разных , но они заседают, обсуждают различные вопросы и голосуют вместе.

Раньше Лорды Духовные включали в себя всё высшее духовенство англиканской церкви: архиепископов, и . Однако, во время роспуска при правлении , аббаты и приоры потеряли свои места в Парламенте. Все епархиальные епископы продолжали заседать в Парламенте, но согласно Акту о манчестерском епископстве года и более поздним актам, сейчас Лордами Духовными являются только двадцать шесть высших епископов и . Эти двадцать шесть человек всегда включают в себя людей, занимающих «пять больших , а именно Архиепископа Кентрберийского, Архиепископа Йоркского, Епископа Лондонского, Епископа Даремского и Епископа Винчестерского. Остальные Лорды Духовные - это самые старшие епархиальные епископы, согласно очерёдности .

Все Лорды Светские являются членами . Раньше это были наследственные пэры обладающие титулами герцога, маркиза, графа, виконта или барона. Некоторые наследственные пэры не имели права заседать в Парламенте только по праву рождения: после объединения Англии и Шотландии в Великобританию в , было установлено, что те пэры, чье пэрство было создано Королями Англии имели право заседать в Парламенте, но те, чьё пэрство было создано Королями Шотландии, избирали ограниченное число «пэров-представителей». Похожее положение было принято в отношении Ирландии, когда Ирландия была присоединена к Великобритании в . Но когда Южная Ирландия покинула Соединённое Королевство в , выборы пэров-представителей были прекращены. Согласно Акту о пэрстве 1963, были прекращены и выборы шотландских пэров-представителей, при этом все шотландские пэры получили право заседать в Парламенте. Согласно Акту о Палате Лордов года, только пожизненное пэрство (т. е. пэрство, которое не наследуется) автоматически даёт право его обладателю заседать в Палате лордов. Из наследственных пэров только девяносто два - граф-маршал (Earl Marshal) и (Lord Great Chamberlain) и девяносто наследственных пэров, выбираемых всеми пэрами, сохраняют свои места в Палате лордов.

Простолюдины, последнее из сословий Королевства, представлены Палатой общин, которая формально называется Почтенные Простолюдины собравшиеся в Парламенте . В настоящее время Палата состоит из 646 членов. До выборов года Палата состояла из 659 членов, но число шотландских членов парламента было сокращено согласно Акту о Шотландском Парламенте 2004. Каждый «Член Парламента» или "MP" ( Member of Parlament ) выбирается одним избирательным округом согласно избирательной системе First-Past-the-Post. Право голосовать имеют все лица, достигшие 18 лет, граждане Соединённого Королевства и граждане и , постоянно проживающие в Соединённом Королевстве. Срок полномочий члена Палаты общин зависит от срока полномочий Парламента; всеобщие выборы, на которых избирается новый состав парламента, происходят после каждого роспуска Парламента.

Три части Парламента отделены друг от друга; никто не может заседать одновременно в Палате общин и Палате лордов. Лорды Парламента по закону не могут голосовать на выборах членов Палаты общин, кроме того Суверен по обычаю не голосует на выборах, хотя для этого и нет законодательного ограничения.

Процедура

Каждая из двух палат Парламента возглавляется спикером. В Палате Лордов , член кабинета министров, является спикером ex officio . Если эта должность не занята, спикер может быть назначен Короной. Заместители спикера, которые заменяют его если он отсутствует, также назначаются Короной.

Палата Общин имеет право избрать своего собственного спикера. Теоретически, для того чтобы результаты выборов вступили в силу требуется согласие Суверена, но согласно современному обычаю оно гарантировано. Спикера может заменять один из трех заместителей, которые известны как Председатель, Первый заместитель Председателя и Второй заместитель председателя. (Их названия происходят от комитета путей и средств, в котором они когда-то председательствовали, но который больше не существует.)

В целом, влияние Лорда канцлера как спикера на палату серьёзно ограничено, в то время как власть спикера Палаты Общин над палатой велика. Решения о нарушениях порядка работы и наказании неуправляемых членов палаты принимаются всем составом палаты в Верхней Палате, и единолично спикером в Нижней Палате. В Палате Лордов выступления адресуются всей палате (используется обращение «My Lords»), а в Палате Общин выступления адресуются только спикеру (используется обращение «Mr Speaker» или «Madam Speaker»).

Обе палаты могут решать вопросы устным голосованием, члены Парламента выкрикивают «Да» («Aye») или «Нет» («No») (в Палате Общин), или «Согласен» («Content») или «Не согласен» («Not-Content») (в Палате Лордов), и председательствующий объявляет итог голосования. Этот итог, объявленный Лордом канцлером или Спикером может быть оспорен, в этом случае требуется голосование с подсчётом голосов (известное как раздельное голосование). (Спикер Палаты Общин может отклонить несерьёзное требование такого голосования, но Лорд канцлер не имеет такого права.) При раздельном голосовании в каждой из палат члены парламента выходят в один из двух холлов расположенных рядом с палатой, при этом их имена записываются клерками, а их голоса подсчитываются когда они возвращаются из холлов обратно в палату. Спикер Палаты Общин остается нейтральным и голосует только в случае ничейного исхода голосования. голосует вместе со всеми остальными Лордами.

Срок полномочий

После всеобщих выборов начинается новая сессия Парламента. Формально Парламент открывается Сувереном, который считается источником власти Парламента, за сорок дней до начала работы. В день объявленный королевской прокламацией, две Палаты собираются на своих местах. После этого простолюдины призываются в Палату Лордов, где Лорды комиссары (представители Суверена) предлагают им выбрать спикера. Простолюдины голосуют; на следующий день, они возвращаются в Палату Лордов, где Лорды комиссары утверждают результаты голосования и объявляют, что новый спикер утверждён Сувереном от его имени.

В следующие несколько дней Парламент принимает присягу на верность (Oath of Allegiance (UK)). После того как члены Парламента из обоих палат приняли присягу, начинается церемония открытия парламента. Лорды занимают свои места в палате Лордов, Простолюдины стоят возле Палаты Лордов, а Суверен занимает своё место на троне. После этого Суверен читает тронную речь-содержание которой определяется министрами короны, намечая законодательную повестку дня на следующий год. После этого, каждая палата начинает свою законодательную работу.

По обычаю, перед обсуждением законодательной повестки дня, в каждой палате pro forma вносится билль; Select Vestries Bill в Палате Лордов и Outlawries Bill в Палате Общин. Эти билли не становятся законами, они, в основном, являются подтверждением права каждой палаты обсуждать законы независимо от короны. После внесения этих биллей, каждая из палат в течение нескольких дней обсуждает содержание тронной речи. После того, как каждая из палат посылает свой ответ на тронную речь может начаться обычная работа парламента. Каждая из палат назначает комитеты, выбирает должностных лиц, принимает резолюции и вырабатывает законодательство.

Сессия Парламента заканчивается церемонией завершения работы. Эта церемония похожа на церемонию открытия, хотя и намного менее известна. Обычно Суверен не присутствует лично на этой церемонии, его или её представляют Лорды комиссары. Следующая сессия Парламента начинается согласно описанной выше церемонии, но на этот раз нет необходимости выбирать спикера или снова принимать присягу. Вместо этого сразу начинается церемония открытия.

Каждый Парламент, после некоторого числа сессий завершает свою работу, либо по приказу Суверена, либо по истечении времени, что в последнее время происходит чаще. Роспуск Парламента происходит по решению Суверена, но всегда с совета Премьер-министра. При благоприятной для его партии политической ситуации Премьер-министр может попросить о роспуске парламента, чтобы получить большее, чем есть, число мест на выборах. Кроме того, если Премьер-министр теряет поддержку Палаты Общин, он может либо уйти в отставку, либо попросить о роспуске Парламента, чтобы возобновить свой мандат.

Изначально не существовало ограничений на продолжительность работы Парламента, но Трёхгодичный Акт 1694 установил максимальную продолжительность работы Парламента в три года. Так как частые выборы показались неудобными Семигодичный Акт 1716 продлил максимальную продолжительность работы Парламента до семи лет, однако Парламентский Акт 1911 года сократил его до пяти лет. Во время , срок был временно увеличен до десяти лет. После окончания войны в , срок продолжал оставаться равным пяти годам. Современные Парламенты, однако, редко работают полный срок, обычно они распускаются раньше. Например пятьдесят второй парламент, собравшийся в был распущен через четыре года.

Раньше кончина Суверена автоматически означала роспуск Парламента, так как Суверен считался его caput, principium, et finis (началом, основой и концом). Однако было неудобно не иметь Парламента в тот период, когда наследование престола могло быть оспорено. Во время правления и Марии II был принят статут, что Парламент должен продолжать работу в течение шести месяцев после смерти Суверена, в случае если он не будет распущен раньше. Акт о народном представительстве 1867 года отменил это установление. Сейчас смерть Суверена не влияет на продолжительность работы Парламента.

После завершения работы Парламента, проводятся всеобщие выборы, на которых избираются новые члены Палаты Общин. Члены Палаты Общин не меняются с роспуском парламента. Каждый Парламент собирающийся после выборов считается отличающимся от предыдущего. Поэтому каждый Парламент имеет свой номер. Действующий сейчас Парламент называется Пятьдесят четвёртый Парламент Соединённого Королевства . Это означает пятьдесят четвертый Парламент с момента образования Соединённого королевства Великобритании и Ирландии в . До этого Парламенты назывались "Парламент Великобритании" или "Парламент Англии"

Законодательные функции

Парламент Соединённого Королевства может устанавливать законы своими актами. Некоторые акты действуют на всей территории королевства, включая Шотландию, но так как Шотландия имеет свою законодательную систему (Так называемый Шотландский закон, или Scots law) многие акты не действуют в Шотландии и либо сопровождаются такими же актами, но действующими только в Шотландии, либо (с ) законами принятыми .

Новый закон, в его черновой форме называемой биллем , может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты. Однако обычно, билли вносятся на обсуждение королевскими министрами. Билль внесённый министром называется "Правительственный билль" ("Government Bill"), а внесённый обычным членом палаты «Билль частного члена палаты» ("Private Member"s Bill"). Билли также различают по их содержанию. Большая часть биллей, затрагивающая всё общество, называется "Общественными биллями" ("Public Bills"). Билли, дающие особые права частному лицу или небольшой группе людей называются "Частными биллями" ("Private Bills"). Частный билль, затрагивающий более широкие слои общества называется "Гибридным биллем" ("Hybrid Bill").

Билли частных членов палаты составляют только одну восьмую часть от всех биллей, и вероятность принятия у них намного меньше, чем у правительственных биллей, так как время на обсуждение таких законопроектов сильно ограничено. У члена парламента есть три способа внести свой билль частного члена палаты.

  • Один способ - внести его на голосование в список биллей предлагаемых для обсуждения. Обычно в этот список вносится около четырёхсот законопроектов, затем происходит голосование по этим биллям и двадцать тех законопроектов, которые набрали наибольшее число голосов получают время для обсуждения.
  • Другой способ - «правило десяти минут». Согласно этому правилу, члены парламента получают по десять минут для того, чтобы предложить свой законопроект. Если палата соглашается принять его для обсуждения, он переходит в первое чтение, в противном случае законопроект отсеивается.
  • Третий способ - согласно приказу 57, предупредив спикера за день, формально внести законопроект в список для обсуждения. Такие законопроекты принимаются крайне редко.

Большую опасность для законопроектов представляет парламентское флибустьерство, когда противники законопроекта намеренно тянут время, чтобы добиться истечения отводимого на его обсуждение времени. Билли частных членов палаты не имеют шансов быть принятыми, если им противостоит действующее правительство, но они вносятся чтобы поднять вопросы морали. Законопроекты по легализации гомосексуальных отношений или были биллями частных членов палаты. Правительство может иногда использовать билли частных членов палаты, чтобы принять малопопулярные законы, с которыми оно не хотело бы ассоциироваться. Такие законопроекты называются «биллями-подачками».

Каждый законопроект проходит несколько этапов обсуждения. Первый этап, называемый первым чтением, представляет собой чистую формальность. На следующем этапе, во втором чтении, обсуждаются общие принципы законопроекта. Во втором чтении палата может проголосовать за отклонение законопроекта (отказавшись произнести "That the Bill be now read a second time"), но отклонение правительственных биллей происходит очень редко.

После второго чтения законопроект отправляется в комитет. В Палате Лордов это комитет всей палаты или большой комитет. Обе они состоят из всех членов палаты, но большая комитет действует по специальной процедуре и используется только для не вызывающих споры законопроектов. В Палате Общин законопроект обычно передаётся в действующий комитет состоящий из 16-50 членов палаты, но для важных законов используется комитет всей палаты. Несколько других типов комитетов, таких как избранный комитет, на практике используются редко. Комитет рассматривает законопроект постатейно, и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей. Устройство, называемое кенгуру (Действующий Приказ 31) позволяет спикеру выбирать поправки для обсуждения. Обычно это устройство используется председателем комитета для ограничения обсуждения в комитете.

После того как палата рассмотрела законопроект, следует третье чтение. В Палате общин поправки больше не вносятся, и принятие предложения "That the Bill be now read a third time" означает принятие всего законопроекта. Однако, поправки могут быть ещё внесены в Палате лордов. После прохождения третьего чтения, Палата Лордов должна проголосовать за предложение "That the Bill do now pass." После прохождения в одной палате законопроект посылается в другую палату. Если он принят обеими палатами в одной и той же редакции, он может быть представлен Суверену на утверждение. Если же одна из палат не соглашается с поправками другой палаты, и они не могут разрешить свои разногласия, законопроект проваливается.

Судебные функции

Кроме функций законодательных, Парламент выполняет и некоторые судебные функции. Королева-в-Парламенте является высшим судом в большинстве случаев, но часть дел решает суд (например, апелляции от церковных судов). Судебные полномочия Парламента происходят от древнего обычая подавать в палату прошения о исправлении несправедливости и отправлении правосудия. Палата Общин прекратила рассмотрения прошений об отмене судебных решений в , по сути превращая Палату Лордов в высший судебный орган страны. Сейчас судебные функции Палаты Лордов исполняются не всей палатой, а группой судей, которым было пожаловано Сувереном пожизненное пэрство согласно Акту об Апелляциях 1876 (так называемые "Lords of Appeal in Ordinary") и другими пэрами, имеющими судебный опыт, ("Lords of Appeal"). Эти Лорды, называемые также «Лордами-законниками» ("Law Lords") являются Лордами Парламента, но обычно не голосуют и не высказываются по политическим вопросам.

Отношения с Правительством

Правительство Великобритании подотчётно Парламенту. Однако, ни Премьер-министр, ни члены правительства не избираются Палатой Общин. Вместо этого Королева просит человека, пользующегося максимальной поддержкой палаты, которым обычно является лидер партии, занимающей наибольшее количество мест в Палате Общин, сформировать правительство. Чтобы они были подотчётны нижней палате, Премьер-министр и большая часть членов выбираются из членов Палаты Общин, а не палаты Лордов. Последним Премьер-министром из Палаты Лордов был Алек Дуглас-Хоум, который стал Премьер-министром в . Тем не менее, чтобы выполнить обычай, лорд Хоум отказался от своего пэрства и был избран в Палату общин после того, как стал Премьер-министром.

Используя своё изначальное большинство в Палате общин, правительство обычно доминирует в законодательной работе парламента, и иногда использует свою патронскую власть чтобы назначить поддерживающих их пэров в Палату лордов. На практике, правительство может добиться принятия любого законодательства, какого захочет, кроме случаев большого раскола в правящей партии. Но даже в такой ситуации, маловероятно что предлагаемый правительством законопроект не будет принят, хотя несогласные члены парламента могут добиться уступок от правительства. В лорд Хэлшем придумал широко используемое сейчас название для такой системы, назвав её в научной статье «выборная диктатура».

Парламент контролирует исполнительную власть принимая или отклоняя её законопроекты и заставляя министров короны отчитываться за свои действий, либо во время «Времени вопросов» либо во время заседаний парламентских комитетов. И в том и в другом случае министрам задают вопросы члены обеих палат и они обязаны отвечать.

Хотя Палата лордов может изучать действия исполнительной власти через время вопросов и работу своих комитетов, она не может положить конец работе правительства. Однако правительство всегда должно сохранять поддержку Палаты общин. Нижняя палата может высказать своё недоверие правительству либо отклонив Постановление о доверии либо приняв Постановление о недоверии. Постановление о доверии обычно вносятся на голосование правительством чтобы получить поддержку от палаты, в то время как постановление о недоверии вносятся оппозицией. Постановления обычно выражаются словами "That this House has confidence in Her Majesty"s Government", но могут использоваться и другие выражения, особенно указывающие на какую-то конкретную политику поддерживаемую или не поддерживаемую Парламентом. Например постановление о доверии правительству года использовало выражение "That this House expresses the support for the economic policy of Her Majesty"s Government." Такое постановление теоретически может быть принято и Палатой лордов, но так как правительство не нуждается в поддержке этой палаты, не имеет таких же последствий. Единственный современный случай произошел в году, когда постановление о недоверии правительству было внесено в Палату лордов и затем отклонено.

Многие голосования считаются голосованиями о доверии, хотя формально таковыми не являются. Важные законопроекты, которые составляют часть правительственной повестки дня в области законодательства показывают уровень доверия правительству. Кроме того то же самое происходит если Палата Общин отказывается утвердить бюджет.

Если правительство потеряло доверие Палаты общин, Премьер-министр обязан либо уйти в отставку, либо попросить роспуска парламента и новых всеобщих выборов. Если Премьер-министр просит роспуска парламента, Суверен может согласиться с этим, а может отказать, принуждая его уйти в отставку и позволяя лидеру оппозиции сформировать новое правительство, хотя последнее происходит очень редко.

Па практике Палата общин очень слабо контролирует правительство. Так как используется мажоритарная система выборов, правящая партия обычно обладает значительным большинством в Палате общин и не нуждается в компромиссе с другими партиями. Современные политические партии Британии жестко организованы, так что остаётся мало свободы для действий их членов. Нередко членов парламента исключают из их партий за голосование не соответствующее указаниям их партийных лидеров. В течение двадцатого века Палата общин только два раза выражала недоверие правительству-дважды в , и один раз в .

Привилегии

Каждая палата Парламента сохраняет свои древние привилегии. Палата Лордов полагается на наследованные права. В случае с Палатой Общин, спикер в начале работы каждого Парламента отправляется в Палату Лордов и просит представителей Суверена подтвердить «несомненные» привилегии и права нижней палаты. Эта церемония восходит ко временам . Каждая палата охраняет свои привилегии и может наказать их нарушителей. Содержание парламентских привилегий определяется законом и обычаем. Сэр Вильям Блэкстоун говорит, что эти привилегии "очень велики и неопределённы," и что они не могут определяться никем, кроме самих палат парламента.

Самая главная привилегия обоих палат это в спорах, ничто из сказанного в Парламенте не может быть причиной расследования или судебного дела в любой организации кроме самого Парламента. Другая привилегия - защита от , кроме случаев измены, тяжких уголовных преступлений или нарушения порядка ("breach of the peace"). Она имеет силу во время сессии Парламента, а также на протяжении сорока дней до и после неё. Члены Парламента также имеют привилегию не исполнять обязанности присяжных в суде.

В Соединённом Королевстве и Королевских колониях. Его возглавляет Британский монарх . Парламент двухпалатный, включает в себя верхнюю палату, называемую Палата лордов , и нижнюю палату, называемую Палата общин . Палата лордов не выбирается, она включает в себя лордов духовных (высшее духовенство англиканской церкви) и лордов светских (членов пэрства). Палата общин, напротив, демократически избираемая палата. Палата лордов и Палата общин собираются в разных помещениях Вестминстерского дворца в Лондоне . По обычаю, все министры , включая премьер-министра , выбираются исключительно из состава парламента.

Парламент эволюционировал из древнего королевского совета. В теории, власть исходит не от Парламента, но от «Королевы-в-Парламенте» («англ. the Crown in Parliament » - дословно - «Корона в Парламенте»). Часто говорится, что только Королева-в-Парламенте является верховной властью, хотя это и спорное утверждение. В настоящее время власть исходит также и от демократически избранной Палаты общин; Монарх действует как представительская фигура, и власть Палаты лордов существенно ограничена.

Британский Парламент часто называют «матерью всех парламентов», так как законодательные органы многих стран, а особенно стран-членов Британского Содружества созданы по его образцу.

История

Парламент Шотландии

Зал заседаний шотландского парламента

Парламент Ирландии

Ирландский Парламент был создан, чтобы представлять англичан в Ирландском владении, в то время как коренные или гэльские ирландцы не имели права избирать или быть избранными. Впервые он был созван в . Тогда англичане жили только в области вокруг Дублина , известной как Черта.

Принцип ответственности министров перед нижней палатой был выработан только в XIX веке . Палата Лордов была выше Палаты Общин как в теории, так и на практике. Члены Палаты Общин избирались по устаревшей избирательной системе, при которой сильно различались размеры избирательных участков. Так в Старом Саруме (англ.) семь избирателей выбирали двух членов парламента, также как и в Данвиче (англ.), который полностью ушел под воду из-за эрозии земли. Во многих случаях члены Палаты Лордов контролировали маленькие избирательные участки, известные как «карманные местечки» и «гнилые местечки », и могли обеспечить избрание своих родственников или сторонников. Многие места в Палате общин были собственностью Лордов. Также в то время на выборах были широко распространены подкуп и запугивание избирателей. После реформ девятнадцатого века (начавшихся в 1832 году), избирательная система была значительно упорядочена. Более не завися от верхней палаты, члены палаты общин стали более уверенными.

Современная эпоха

Верховенство Палаты Общин было чётко установлено в начале XX века . В , палата общин приняла так называемый «Народный Бюджет», который вводил многочисленные изменения налогообложения, невыгодные для богатых землевладельцев. Палата лордов, состоящая из могущественной земельной аристократии , отклонила этот бюджет . Используя популярность этого бюджета и непопулярность лордов, в 1910 году выборы выиграла Либеральная партия . Используя результаты выборов, либеральный премьер-министр Герберт Генри Асквит предложил парламентский закон, который должен был ограничить полномочия палаты лордов. Когда лорды отказались принять этот закон, Асквит обратился к королю с просьбой создать несколько сотен либеральных пэров, чтобы размыть большинство Консервативной партии в Палате лордов. Перед лицом такой угрозы, Палата лордов приняла Парламентский акт, который позволял лордам только задерживать принятие закона на три сессии (сокращено до двух сессий в ), после чего он вступал в действие, несмотря на их возражения.

Состав

Парламент возглавляется Британским Монархом. Роль Монарха, однако, в основном, церемониальная, на практике он или она всегда действует согласно совету премьер-министра и других министров, которые в свою очередь подотчётны двум палатам Парламента.

Верхняя палата, Палата лордов, в основном состоит из назначенных членов («Лордов Парламента»). Формально палата называется Достопочтенные Лорды Духовные и Лорды Светские, собравшиеся в Парламенте . Лорды духовные - это духовенство англиканской церкви , а Лорды светские - члены пэрства . Лорды Духовные и Лорды Светские считаются представителями разных сословий , но они заседают, обсуждают различные вопросы и голосуют вместе.

Раньше Лорды Духовные включали в себя всё высшее духовенство англиканской церкви: архиепископов, епископов , аббатов и приоров . Однако, во время роспуска монастырей при правлении Генриха VIII , аббаты и приоры потеряли свои места в Парламенте. Все епархиальные епископы продолжали заседать в Парламенте, но согласно Акту о манчестерском епископстве 1847 года и более поздним актам, сейчас Лордами Духовными являются только двадцать шесть высших епископов и архиепископов . Эти двадцать шесть человек всегда включают в себя людей, занимающих «пять больших кафедр », а именно Архиепископа Кентрберийского, Архиепископа Йоркского, Епископа Лондонского, Епископа Даремского и Епископа Винчестерского. Остальные Лорды Духовные - это самые старшие епархиальные епископы, согласно очерёдности рукоположения .

Все Лорды Светские являются членами пэрства . Раньше это были наследственные пэры обладающие титулами герцога, маркиза, графа, виконта или барона. Некоторые наследственные пэры не имели права заседать в Парламенте только по праву рождения: после объединения Англии и Шотландии в Великобританию в , было установлено, что те пэры, чье пэрство было создано Королями Англии имели право заседать в Парламенте, но те, чьё пэрство было создано Королями Шотландии, избирали ограниченное число «пэров-представителей». Похожее положение было принято в отношении Ирландии, когда Ирландия была присоединена к Великобритании в 1801. Но когда Южная Ирландия покинула Соединённое Королевство в , выборы пэров-представителей были прекращены. Согласно Акту о пэрстве 1963, были прекращены и выборы шотландских пэров-представителей, при этом все шотландские пэры получили право заседать в Парламенте. Согласно Акту о Палате Лордов 1999 года , только пожизненное пэрство (т. е. пэрство, которое не наследуется) автоматически даёт право его обладателю заседать в Палате лордов. Из наследственных пэров только девяносто два - граф-маршал (англ. Earl Marshal ) и лорд обер-гофмейстер (англ. Lord Great Chamberlain ) и девяносто наследственных пэров, выбираемых всеми пэрами, сохраняют свои места в Палате лордов.

Простолюдины, последнее из сословий Королевства, представлены Палатой общин, которая формально называется Почтенные Простолюдины собравшиеся в Парламенте . В настоящее время Палата состоит из 646 членов. До выборов 2005 года Палата состояла из 659 членов, но число шотландских членов парламента было сокращено согласно Акту о Шотландском Парламенте 2004. Каждый «Член Парламента» или «MP» (англ. Member of Parlament ) выбирается одним избирательным округом согласно избирательной системе First-Past-the-Post. Право голосовать имеют все лица, достигшие 18 лет, граждане Соединённого Королевства и граждане Ирландии и стран британского содружества , постоянно проживающие в Соединённом Королевстве. Срок полномочий члена Палаты общин зависит от срока полномочий Парламента; всеобщие выборы, на которых избирается новый состав парламента, происходят после каждого роспуска Парламента.

Три части Парламента отделены друг от друга; никто не может заседать одновременно в Палате общин и Палате лордов. Лорды Парламента по закону не могут голосовать на выборах членов Палаты общин, кроме того Суверен по обычаю не голосует на выборах, хотя для этого и нет законодательного ограничения.

Процедура

Каждая из двух палат Парламента возглавляется спикером. В Палате Лордов Лорд канцлер , член кабинета министров, является спикером ex officio . Если эта должность не занята, спикер может быть назначен Короной. Заместители спикера, которые заменяют его если он отсутствует, также назначаются Короной.

Палата Общин имеет право избрать своего собственного спикера. Теоретически, для того чтобы результаты выборов вступили в силу требуется согласие Суверена, но согласно современному обычаю оно гарантировано. Спикера может заменять один из трех заместителей, которые известны как Председатель, Первый заместитель Председателя и Второй заместитель председателя. (Их названия происходят от комитета путей и средств, в котором они когда-то председательствовали, но который больше не существует.)

В целом, влияние Лорда канцлера как спикера на палату серьёзно ограничено, в то время как власть спикера Палаты Общин над палатой велика. Решения о нарушениях порядка работы и наказании неуправляемых членов палаты принимаются всем составом палаты в Верхней Палате, и единолично спикером в Нижней Палате. В Палате Лордов выступления адресуются всей палате (используется обращение «My Lords»), а в Палате Общин выступления адресуются только спикеру (используется обращение «Mr Speaker» или «Madam Speaker»).

Обе палаты могут решать вопросы устным голосованием, члены Парламента выкрикивают «Да» («Aye») или «Нет» («Nay») (в Палате Общин), или «Согласен» («Content») или «Не согласен» («Not-Content») (в Палате Лордов), и председательствующий объявляет итог голосования. Этот итог, объявленный Лордом канцлером или Спикером может быть оспорен, в этом случае требуется голосование с подсчётом голосов (известное как раздельное голосование). (Спикер Палаты Общин может отклонить несерьёзное требование такого голосования, но Лорд канцлер не имеет такого права.) При раздельном голосовании в каждой из палат члены парламента выходят в один из двух холлов расположенных рядом с палатой, при этом их имена записываются клерками, а их голоса подсчитываются когда они возвращаются из холлов обратно в палату. Спикер Палаты Общин остается нейтральным и голосует только в случае ничейного исхода голосования. Лорд канцлер голосует вместе со всеми остальными Лордами.

Срок полномочий

После всеобщих выборов начинается новая сессия Парламента. Формально Парламент открывается Сувереном, который считается источником власти Парламента, за сорок дней до начала работы. В день объявленный королевской прокламацией, две Палаты собираются на своих местах. После этого простолюдины призываются в Палату Лордов, где Лорды комиссары (представители Суверена) предлагают им выбрать спикера. Простолюдины голосуют; на следующий день, они возвращаются в Палату Лордов, где Лорды комиссары утверждают результаты голосования и объявляют, что новый спикер утверждён Сувереном от его имени.

В следующие несколько дней Парламент принимает присягу на верность (Oath of Allegiance (UK)). После того как члены Парламента из обоих палат приняли присягу, начинается церемония открытия парламента. Лорды занимают свои места в палате Лордов, Простолюдины стоят возле Палаты Лордов, а Суверен занимает своё место на троне. После этого Суверен читает тронную речь-содержание которой определяется министрами короны, намечая законодательную повестку дня на следующий год. После этого, каждая палата начинает свою законодательную работу.

По обычаю, перед обсуждением законодательной повестки дня, в каждой палате pro forma вносится билль; Select Vestries Bill в Палате Лордов и Outlawries Bill в Палате Общин. Эти билли не становятся законами, они, в основном, являются подтверждением права каждой палаты обсуждать законы независимо от короны. После внесения этих биллей, каждая из палат в течение нескольких дней обсуждает содержание тронной речи. После того, как каждая из палат посылает свой ответ на тронную речь может начаться обычная работа парламента. Каждая из палат назначает комитеты, выбирает должностных лиц, принимает резолюции и вырабатывает законодательство.

Сессия Парламента заканчивается церемонией завершения работы. Эта церемония похожа на церемонию открытия, хотя и намного менее известна. Обычно Суверен не присутствует лично на этой церемонии, его или её представляют Лорды комиссары. Следующая сессия Парламента начинается согласно описанной выше церемонии, но на этот раз нет необходимости выбирать спикера или снова принимать присягу. Вместо этого сразу начинается церемония открытия.

Каждый Парламент, после некоторого числа сессий завершает свою работу, либо по приказу Суверена, либо по истечении времени, что в последнее время происходит чаще. Роспуск Парламента происходит по решению Суверена, но всегда с совета Премьер-министра. При благоприятной для его партии политической ситуации Премьер-министр может попросить о роспуске парламента, чтобы получить большее, чем есть, число мест на выборах. Кроме того, если Премьер-министр теряет поддержку Палаты Общин, он может либо уйти в отставку, либо попросить о роспуске Парламента, чтобы возобновить свой мандат.

Изначально не существовало ограничений на продолжительность работы Парламента, но Трёхгодичный Акт 1694 установил максимальную продолжительность работы Парламента в три года. Так как частые выборы показались неудобными Семигодичный Акт 1716 продлил максимальную продолжительность работы Парламента до семи лет, однако Парламентский Акт 1911 года сократил его до пяти лет. Во время второй мировой войны , срок был временно увеличен до десяти лет. После окончания войны в , срок продолжал оставаться равным пяти годам. Современные Парламенты, однако, редко работают полный срок, обычно они распускаются раньше. Например пятьдесят второй парламент, собравшийся в был распущен через четыре года.

Раньше кончина Суверена автоматически означала роспуск Парламента, так как Суверен считался его caput, principium, et finis (началом, основой и концом). Однако было неудобно не иметь Парламента в тот период, когда наследование престола могло быть оспорено. Во время правления Вильгельма III и Марии II был принят статут, что Парламент должен продолжать работу в течение шести месяцев после смерти Суверена, в случае если он не будет распущен раньше. Акт о народном представительстве 1867 года отменил это установление. Сейчас смерть Суверена не влияет на продолжительность работы Парламента.

После завершения работы Парламента, проводятся всеобщие выборы, на которых избираются новые члены Палаты Общин. Члены Палаты Общин не меняются с роспуском парламента. Каждый Парламент собирающийся после выборов считается отличающимся от предыдущего. Поэтому каждый Парламент имеет свой номер. Действующий сейчас Парламент называется Пятьдесят четвёртый Парламент Соединённого Королевства . Это означает пятьдесят четвертый Парламент с момента образования Соединённого королевства Великобритании и Ирландии в 1801. До этого Парламенты назывались «Парламент Великобритании» или «Парламент Англии»

Законодательные функции

Парламент собирается в Вестминстерском дворце.

Парламент Соединённого Королевства может устанавливать законы своими актами. Некоторые акты действуют на всей территории королевства, включая Шотландию, но так как Шотландия имеет свою законодательную систему (Так называемый Шотландский закон, или Scots law) многие акты не действуют в Шотландии и либо сопровождаются такими же актами, но действующими только в Шотландии, либо (с ) законами принятыми Парламентом Шотландии .

Новый закон, в его черновой форме называемой биллем , может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты. Однако обычно, билли вносятся на обсуждение королевскими министрами. Билль внесённый министром называется «Правительственный билль» («Government Bill»), а внесённый обычным членом палаты «Билль частного члена палаты» («Private Member’s Bill»). Билли также различают по их содержанию. Большая часть биллей, затрагивающая всё общество, называется «Общественными биллями» («Public Bills»). Билли, дающие особые права частному лицу или небольшой группе людей называются «Частными биллями» («Private Bills»). Частный билль, затрагивающий более широкие слои общества называется «Гибридным биллем» («Hybrid Bill»).

Билли частных членов палаты составляют только одну восьмую часть от всех биллей, и вероятность принятия у них намного меньше, чем у правительственных биллей, так как время на обсуждение таких законопроектов сильно ограничено. У члена парламента есть три способа внести свой билль частного члена палаты.

  • Один способ - внести его на голосование в список биллей предлагаемых для обсуждения. Обычно в этот список вносится около четырёхсот законопроектов, затем происходит голосование по этим биллям и двадцать тех законопроектов, которые набрали наибольшее число голосов получают время для обсуждения.
  • Другой способ - «правило десяти минут». Согласно этому правилу, члены парламента получают по десять минут для того, чтобы предложить свой законопроект. Если палата соглашается принять его для обсуждения, он переходит в первое чтение, в противном случае законопроект отсеивается.
  • Третий способ - согласно приказу 57, предупредив спикера за день, формально внести законопроект в список для обсуждения. Такие законопроекты принимаются крайне редко.

Большую опасность для законопроектов представляет парламентское флибустьерство, когда противники законопроекта намеренно тянут время, чтобы добиться истечения отводимого на его обсуждение времени. Билли частных членов палаты не имеют шансов быть принятыми, если им противостоит действующее правительство, но они вносятся чтобы поднять вопросы морали. Законопроекты по легализации гомосексуальных отношений или абортов были биллями частных членов палаты. Правительство может иногда использовать билли частных членов палаты, чтобы принять малопопулярные законы, с которыми оно не хотело бы ассоциироваться. Такие законопроекты называются «биллями-подачками».

Каждый законопроект проходит несколько этапов обсуждения. Первый этап, называемый первым чтением, представляет собой чистую формальность. На следующем этапе, во втором чтении, обсуждаются общие принципы законопроекта. Во втором чтении палата может проголосовать за отклонение законопроекта (отказавшись произнести «That the Bill be now read a second time»), но отклонение правительственных биллей происходит очень редко.

После второго чтения законопроект отправляется в комитет. В Палате Лордов это комитет всей палаты или большой комитет. Обе они состоят из всех членов палаты, но большая комитет действует по специальной процедуре и используется только для не вызывающих споры законопроектов. В Палате Общин законопроект обычно передаётся в действующий комитет состоящий из 16-50 членов палаты, но для важных законов используется комитет всей палаты. Несколько других типов комитетов, таких как избранный комитет, на практике используются редко. Комитет рассматривает законопроект постатейно, и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей. Устройство, называемое кенгуру (Действующий Приказ 31) позволяет спикеру выбирать поправки для обсуждения. Обычно это устройство используется председателем комитета для ограничения обсуждения в комитете.

После того как палата рассмотрела законопроект, следует третье чтение. В Палате общин поправки больше не вносятся, и принятие предложения «That the Bill be now read a third time» означает принятие всего законопроекта. Однако, поправки могут быть ещё внесены в Палате лордов. После прохождения третьего чтения, Палата Лордов должна проголосовать за предложение «That the Bill do now pass.» После прохождения в одной палате законопроект посылается в другую палату. Если он принят обеими палатами в одной и той же редакции, он может быть представлен Суверену на утверждение. Если же одна из палат не соглашается с поправками другой палаты, и они не могут разрешить свои разногласия, законопроект проваливается.

Парламентский акт ограничил полномочия Палаты лордов отклонять законопроекты, принятые Палатой общин. Ограничения были усилены Парламентским Актом 1949 года. Согласно этому акту, если Палата общин приняла законопроект на двух последовательных сессиях, и оба раза он был отклонён Палатой лордов, Палата общин может направить законопроект на утверждение Суверену, несмотря на отказ Палаты лордов принять его. В каждом случае законопроект должен быть принят Палатой общин по крайней мере за месяц до окончания сессии. Это постановление не имеет силы по отношению к законопроектам предложенным Палатой лордов, законопроектом предназначенным чтобы продлить срок работы парламента и к частным биллям. Особая процедура действует для законопроектов, признанных спикером Палаты общин «Денежными биллями» («Money Bills»). Денежный билль касается только вопросов налогообложения или государственных денег. Если Палата лордов не принимает денежный билль в течение одного месяца после принятия его Палатой общин, нижняя палата может направить его на утверждение Суверену.

Даже до принятия Парламентских актов, Палата общин обладала большей властью в финансовых вопросах. По древнему обычаю Палата лордов не может вносить законопроекты, относящиеся к налогообложению или бюджету, или вносить поправки, касающиеся налогообложения или бюджета. Палата общин может временно предоставить Палате лордов привилегию рассмотрения финансовых вопросов для того, чтобы позволить Палате Лордов принять поправки, касающиеся финансовых вопросов. Палата Лордов может отказаться принять законопроекты касающиеся бюджета и налогообложения, хотя этот отказ может быть легко обойдён в случае «Денежных биллей».

Последний этап принятия законопроекта - это получение Королевского согласия. Теоретически, Суверен может дать согласие (то есть принять закон) или не дать его (то есть наложить вето на законопроект). По современным представлениям Суверен всегда принимает законы. Последний отказ дать согласие произошёл в , когда Анна не утвердила законопроект «о создании шотландского ополчения».

Законопроект, прежде чем стать законом, получает согласие всех трёх частей Парламента. Таким образом, все законы устанавливаются Сувереном, с согласия Палаты лордов и Палаты общин. Все парламентские акты начинаются со слов «BE IT ENACTED by the Queen’s most Excellent Majesty, by and with the advice and consent of the Lords Spiritual and Temporal, and Commons, in this present Parliament assembled, and by the authority of the same, as follows».

Судебные функции

Кроме функций законодательных, Парламент выполняет и некоторые судебные функции. Королева-в-Парламенте является высшим судом в большинстве случаев, но часть дел решает суд Тайного Совета (например, апелляции от церковных судов). Судебные полномочия Парламента происходят от древнего обычая подавать в палату прошения о исправлении несправедливости и отправлении правосудия. Палата Общин прекратила рассмотрения прошений об отмене судебных решений в , по сути превращая Палату Лордов в высший судебный орган страны. Сейчас судебные функции Палаты Лордов исполняются не всей палатой, а группой судей, которым было пожаловано Сувереном пожизненное пэрство согласно Акту об Апелляциях 1876 (так называемые «Lords of Appeal in Ordinary») и другими пэрами, имеющими судебный опыт, («Lords of Appeal»). Эти Лорды, называемые также «Лордами-законниками» («Law Lords») являются Лордами Парламента, но обычно не голосуют и не высказываются по политическим вопросам.

В конце XIX века было разрешено назначение Scottish Lords of Appeal in Ordinary , что прекратило подачу апелляций по уголовным делам, касающимся Шотландии, в Палату Лордов так что Верховный уголовный суд Шотландии стал высшим уголовным судом в Шотландии . Сейчас юридический комитет Палаты Лордов включает в себя по крайней мере двух шотландских судей, чтобы обеспечить опыт в Шотландском Законе необходимый для рассмотрения апелляций из Высшего гражданского суда Шотландии.

Исторически Палатой Лордов выполняются и некоторые другие судебные функции. До 1948 года это был суд, рассматривавший дела пэров, обвиняемых в измене . Сейчас пэры подсудны обычным судам присяжных. Кроме того, когда Палата Общин приступает к процедуре импичмента , суд ведётся Палатой Лордов. Импичмент, однако, сейчас происходит очень редко; последний был в . Некоторые члены Парламента пытаются возобновить эту традицию и подписали ходатайство об импичменте Премьер-министра, но вряд ли им сопутствует успех.

Отношения с Правительством

Правительство Великобритании подотчётно Парламенту. Однако, ни Премьер-министр, ни члены правительства не избираются Палатой Общин. Вместо этого Королева просит человека, пользующегося максимальной поддержкой палаты, которым обычно является лидер партии, занимающей наибольшее количество мест в Палате Общин, сформировать правительство. Чтобы они были подотчётны нижней палате, Премьер-министр и большая часть членов кабинета министров выбираются из членов Палаты Общин, а не палаты Лордов. Последним Премьер-министром из Палаты Лордов был Алек Дуглас-Хоум, который стал Премьер-министром в . Тем не менее, чтобы выполнить обычай, лорд Хоум отказался от своего пэрства и был избран в Палату общин после того, как стал Премьер-министром.

Британский Парламент состоит из двух палат: Палаты общин (House of Commons) и Палаты лордов (House of Lords).

Палата общин избирается сроком на пять лет путем всеобщих, равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства.

Порядок формирования и состав.

Выборы в Палату общин могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей территории страны, или промежуточными, т. е. проводимыми дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата.

Избирательная кампания начинается с вручения приказа о выборах "чиновникам по выборам", функции которых в городах выполняют мэры, а в графствах - шерифы. Приказ вручается лордом-канцлером и содержит распоряжение о времени проведения выборов. "Чиновники по выборам" издают уведомления, в которых граждане, проживающие на подведомственной им территории, информируются о месте и времени проведения выборов.

Пассивным избирательным правом пользуются граждане, достигшие 21 года и обладающие правом голоса. Исключение составляют священники англиканской церкви, лица, находящиеся на государственной службе, и банкроты.

Лицо, желающее баллотироваться на выборах в Палату общин, должно представить "чиновнику по выборам" документ о выдвижении и внести избирательный залог. Обычно эти средства предоставляют политические партии, выдвигающие кандидатов по избирательным округам. Независимые кандидаты вносят сумму залога самостоятельно. Если кандидат набирает менее установленного законом процента голосов избирателей (5%), залог не возвращается. В среднем не возвращается около 20% всей суммы избирательных залогов. По выполнении всех формальностей, связанных с регистрацией, кандидат начинает избирательную кампанию в округе. Обычно в избирательном округе баллотируется 2-3 кандидата, и избранным считается тот, кто получит больше голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов (в 1997 г. - 659). Определяя состав депутатского корпуса Палаты общин, следует иметь в виду

два основных фактора: а) партийную принадлежность депутатов; б) региональное представительство.

По итогам всеобщих выборов 1997 г. политические партии получили следующее представительство в Палате общин: Лейбористская партия - 419 депутатских мандатов; Консервативная партия - 165 депутатских мандатов; Партия либеральных демократов - 46 депутатских мандатов; региональные партии -29 депутатских мандатов. Региональное представительство выг-лядит следующим образом: Англию представляют 539 депутатов; Шотландию - 61 депутат; Уэльс - 41 депутат; Северную Ирландию - 18 депутатов.

Спикер Палаты общин. Спикером Палаты общин является должностное лицо, избираемое палатой из числа своих членов. Исторически Спикер обладал большим авторитетом и обеспечивал связь между общинами и монархом. Кандидатура Спикера со-гласовывается лидерами политических партий, представленных в Палате общин, после продолжительных консультаций со всеми депутатами фракции. В соответствии с традицией кандидатура Спикера должна быть одобрена монархом, с которым этот вопрос предварительно обсуждается.

Спикер избирается новым составом Палаты общин, и если он сохраняет место депутата после новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают Спикера на новый срок. В рамках своих полномочий Спикер:

обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой общин и Палатой лордов;

осуществляет руководство работой Палаты общин и обеспечивает равные права на участие в этой работе депутатов, в частности составляющих меньшинство Палаты. Например, Спикер может воспрепятствовать применению правила "прекращения прений" (closure) на том основании, что это нарушает права меньшинства или правила процедуры Палаты общин;

дает советы и разъяснения по правилам процедуры Палаты общин;

обладает дисциплинарными полномочиями в отношении нарушителей порядка в Палате;

подтверждает правильность процедуры преодоления вето Палаты лордов;

удостоверяет финансовый характер законопроекта, рассматриваемого Палатой общин.

Спикер Палаты общин не участвует в дебатах. Он не может принадлежать ни к одной из представленных в Палате политических партий. Это, как правило, наиболее уважаемый и старейший по депутатской карьере член Палаты общин. Его независимость обеспечивается не только надпартийным положением в Палате, но и тем, что зарплата, а впоследствии и пенсия выплачиваются на основе законодательства, не подверженного конъюнктуре, скла-дывающейся при ежегодном принятии государственного бюджета.

В работе Спикеру помогают три его заместителя и клерк -должностное лицо, одновременно выполняющее функции секретаря Палаты и советника Спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий.

Вопросы поддержания порядка и обеспечения безопасности в Палате общин возложены на пристава.

Комитеты Палаты общин: 1) Комитеты всей Палаты (Committees of the whole House) представляют собой Палату общин в полном составе, заседание которой проводится не под руководством Спикера, как обычно, а во главе с избираемым председателем. Эта форма работы Палаты общин используется, как правило, при принятии решений конституционного значения. Например, при принятии Акта о Европейских Сообществах 1972 г. 2) Постоянные комитеты (Standing Committees) формируются Комитетом по отбору в составе 16-50 депутатов для рассмотрения конкретных законопроектов. Большинство постоянных комитетов не специализированы, однако некоторые из них определенным образом ориентированы. Например, комитеты по законода-тельству ЕС, комитеты по финансовым законопроектам, комитеты, рассматривающие законопроекты и другие вопросы, связанные с Шотландией и Уэльсом, и т. д. Число постоянных комитетов не ограничивается законодательством или правилами Палаты общин, которая может принять решение о создании постоянного комитета для рассмотрения любого публичного законопроекта. 3) Отобранные комитеты (Select Committees) формируются из числа депутатов после консультаций с руководителями партийных фракций и осуществляют функции, делегированные им Палатой общин. Отобранные комитеты бывают четырех видов: а) комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляющие экспертизу по наиболее важным вопросам, составляющим предмет будущего законодательства; б) комитеты, рассматривающие частные законопроекты; в) сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определенных вопросов или выполнения функций постоянного характера. Например, Комитет по отбору, Комитет по Регламенту, Комитет по привилегиям, Комитет по процедуре, Комитет по европейскому законодательству; Комитет по публичной отчетности, г) комитеты по контролю за деятельностью министерств. Впервые они были созданы в 1979 г. для контроля за органами государственного управления. Комитеты (всего их 14) работают в тесном взаимодействии с министерствами. Направления их деятельности соответствуют функциям министерств. Например, Комитет по Казначейству, Комитет по публичной отчетности и т.д. 4) Совместные комитеты обеих палат Парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некоторых видов законопроектов, например консолидированных биллей.

Палата лордов - это вторая палата Парламента, которая ведет свое происхождение от "Большого Совета" (magnum

concilium), существовавшего в нормандский период истории Англии. В состав "Большого Совета" входили наиболее крупные землевладельцы, служившие королю и называвшиеся "баронами". С течением времени "Большой Совет" претерпевал различные изменения, и на его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться "пэрами" и передавать свой титул и место в Палате по наследству.

В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства: 1) духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберий-ский и епископы англиканской церкви (26); 2) лорды-юристы (12)1; 3) наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны (точное число их меняется по естественным причинам.

В целом наследственные пэры составляют более 60% от общего числа членов Палаты лордов); 4) пожизненные пэры (около 36% членов Палаты лордов). Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом о пожизненных пэрах 1958 г. В соответствии с этим законом лица, имеющие большие заслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное место в Палате лордов. Среди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие члены Па-латы общин, остальные - выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшие от дел представители промышленного и финансового бизнеса, дипломаты и профсоюзные лидеры в отставке, имеющие выдающиеся заслуги перед государством. Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.

Несмотря на столь многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордов принимает меньшая ее часть, в основном пожизненные пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего 3 человека.

Во главе Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению Пре-мьер-министра сроком на пять лет. Поскольку Лорд-канцлер не избирается Палатой, а назначается монархом, то он не обладает полномочиями, аналогичными полномочиям Спикера Палаты общин. Лорд-канцлер не имеет дисциплинарных и каких-либо иных прав по организации и контролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти полномочия осуществляются Палатой самостоятельно на основании привилегий ее членов и под руководством Лидера палаты, которым становится лидер ее наиболее крупной партийной фракции. Лорд-канцлер не является лишь номинальной фигурой, наоборот, он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни. Лорд-канцлер: а) имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты; б) оценивает в предварительном порядке запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям; в) является главным советником Правительства по вопросам правосудия

Духовные лорды и лорды-юристы не являются пэрами.

и применения конституции; г) возглавляет судебную власть, председательствуя в Палате лордов, заседающей в качестве Высшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета при монархе; д) ex officio является председателем Апелляционного суда и председателем канцлерского отделения Высокого суда; е) играет определяющую роль в назначении судей, а также в деятельности комиссий по реформе правовой системы Великобритании; ж) издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.

В Палате лордов лорд-канцлер имеет двух заместителей, ежегодно избираемых Палатой в начале сессии.

Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы ее компетенции. Наиболее важными являются Комитет по науке и технологиям и Комитет по вопросам Европейского Союза.

Функции Палаты лордов можно представить в виде трех основных групп: 1) законодательные; 2) контрольные; 3) судебные.

Законодательные функции осуществляются путем участия в законодательном процессе, в частности в следующих формах:

а) внесение поправок в законопроекты, принятые Палатой общин;

б) отклонение законопроектов, принятых Палатой общин; в) вне сение законопроектов, предусматривающих одобрение междуна родных договоров Великобритании или принимаемых в рамках правовой реформы, особенно в связи с участием в ЕС; г) изуче ние частных законопроектов и актов делегированного законода тельства.

Контрольные функции проявляются в практике вопросов министрам Правительства и создания комитетов ad hoc для изучения соответствующих вопросов. По итогам дискуссий Палата лордов информирует общественность и Правительство.

Законодательный процесс заключается в рассмотрении в соответствии с установленной процедурой законопроектов, которые могут вноситься в любую из палат Парламента. Исключение составляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в Палату общин.

Виды законопроектов, рассматриваемых в Парламенте. Законопроекты, рассматриваемые в палатах Парламента, называются Биллями. Их можно условно разделить на три группы:

публичные билли (Public Bills) - это законопроекты по вопросам большой общественной значимости, призванные регулировать отношения, представляющие всеобщий интерес. Инициатором внесения публичных биллей являются депутаты обеих палат и депутаты - члены Правительства. Законопроекты, внесенные последними, именуются "правительственными законопроектами" и имеют приоритет при рассмотрении в Палате;

частные билли (Private Bills) представляют собой законопроекты, регулирующие вопросы, которые затрагивают интересы определенной группы лиц или населения определенной терри-

тории. Инициатором частных биллей обычно являются местные органы власти или объединения лиц. В отношении частных биллей действует особая процедура рассмотрения и принятия;

3) смешанные билли (Hybrid Bills) - это законопроекты, сочетающие в себе элементы публичных и частных биллей. Критерии определения билля как смешанного четко не регламентируются. Общим правилом является наличие большой общественной значимости законопроекта и то, что одновременно он затрагивает определенные интересы конкретных групп лиц. Однако практика складывается весьма противоречиво. Например, законопроект о национализации Банка Англии принимался как смешанный билль, а законопроекты о национализации газовой, электрической и угольной промышленности как публичные билли.

Законопроекты рассматриваются в трех чтениях. В первом чтении, как правило, объявляется название законопроекта, затем он распечатывается и раздается депутатам. Через 2-3 недели проводится второе чтение. Здесь обсуждаются общие положения законопроекта с последующей его передачей в комитеты Палаты, где депутаты и эксперты детально изучают законопроект. В третьем чтении по докладу головного комитета законопроект рассматривается на пленарном заседании Палаты. Депутаты могут проводить дискуссию, но, как правило, Спикер ставит проект на голосование. Если законопроект получает простое большин-ство голосов, то он направляется во вторую палату. Если Палата лордов вносит поправки в законопроект, то они обсуждаются в Палате общин. Как правило, вопрос решается путем учета на основе компромисса позиций обеих палат Парламента. Если согласия достигнуть не удается, то Палата лордов вправе отложить законопроект на один год (по финансовым вопросам - на один месяц). Если обе палаты принимают законопроект, то он направляется монарху и после его одобрения становится законом, публикуемым в официальном издании.

Особенности принципа разделения властей в Великобритании

Правовое регулирование институтов непосредственной демократии

В силу господства в Великобритании концепции верховенства Парламента в ней длительное время отвергался такой институт непосредственной демократии, как референдум. А поскольку закона о референдуме до сих пор нет, поэтому единственный общегосударственный референдум, проводившийся по поводу вступления в ЕС, а также, несколько региональных референдумов в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии осуществлялись на основе разовых законов, принимавшихся Парламентом. В Великобритании выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства . Округа по выборам в Парламент одномандатные, выборы признаются состоявшимися при любой явке избирателей. Активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Пассивное избирательное право предоставляется с 21 года. Регистрация избирателей в списках обязательна. Списки избирателей составляются 1 раз в год на 16 января по данным домовладельцев. Активным и пассивным избирательным правом не обладают:

·священники государственной церкви;

·гражданские служащие, назначенные короной;

·судьи (за исключением мировых);

·злостные банкроты;

·лица, осужденные за мошенничество на выборах, лишаются избирательных прав на срок от 5 до 10 лет;

·лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда.

Для выдвижения кандидата в Парламент необходимы подписи 10 избирателей или выдвижение политической партией. Регистрация кандидатов производится при уплате избирательного залога в размере 500 фунтов стерлингов. Избирательных комиссий в стране нет. В общегосударственном масштабе выборами руководит МВД, на местах – чиновники по выборам. Эти обязанности возлагаются на шерифов графств, либо на председателей муниципальных советов.

Принцип разделения властей в Великобритании действует с рядом особенностей:

·положение монарха в системе органов государственной власти, проявляющееся в том, что он является частью каждой из ее ветвей: например, Правительство Ее Величества; Судьи Ее Величества; судебный обвинительный акт от имени монарха; наконец, королевская подпись на законопроекте.

·члены Правительства являются членами Парламента, обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства.

·Палата лордов является одновременно и высшей судебной аппеляционной инстанцией страны.

·Лорд-канцлер – это одновременно и спикер Палаты лордов и член Кабинета Министров и Председатель Апелляционного Суда Великобритании.

·Тайный Совет – совещательный и исполнительный орган при монархе является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решения церковных судов и медицинских трибуналов.


По британской конституционной доктрине глава государства является составной частью Парламента, поэтому он представляет собой триединый орган: монарх, Палата лордов и Палата общин.

Палата общин состоит из 659 парламентариев, избираемых на 5 лет. Они обладают ограниченным иммунитетом и индемнитетом. Кроме работы непосредственно в палате парламентарии обязаны по выходным дням вести прием избирателей в своих округах, принимать их заявления для передачи Парламенту.

Работой Палаты общин руководит ее спикер, избираемый на срок полномочий Палаты от партийной фракции, имеющей большинство мандатов. После чего он формально назначается на эту должность монархом. Спикер имеет право назначать председателей постоянных комитетов, передавать им законопроекты, предоставлять и лишать слова парламентариев, налагать дисциплинарные санкции на депутатов, обеспечивать взаимодействие Палаты общин с Палатой лордов и монархом. В Палате общин создаются постоянные и временные комитеты, которые подразделяются на специализированные, неспециализированные и сессионные, в работе которых велика роль партийных фракций, поскольку парламентарии при обсуждении и голосовании связаны строгой партийной дисциплиной.

Кворум для заседания Палаты общин составляет всего 40 парламентариев.

Палата лордов после реформы 1999 года сокращена по численности почти в 2 раза и составляет около 600 членов. Отменено наследственное членство.

В состав палаты входят пожизненные пэры. Этот титул присваивается монархом по рекомендации Премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству. Членами палаты являются так называемые духовные лорды, т.е. архиепископы и епископы англиканской церкви, а также «судебные лорды» - это 11 пожизненно назначенных монархом судей Судебного комитета Палаты лордов, являющихся высшей судебной инстанцией по гражданским делам. В состав этого комитета входят также лица, занимавшие в прошлом высшие судебные должности в стране. За счет этого число «судебных лордов» может достигать 20 человек. Спикера палаты лордов, по предложению Премьер-министра формально утверждает монарх сроком на 5 лет. Кворум для проведения заседаний – 3 лорда. Палата лордов создает комитеты по различным вопросам ее компетенции. Среди них наиболее значимые комитет по науке и технологиям и комитет по вопросам ЕС. К функциям палаты относятся законодательные, судебные и контрольные функции. Последние проявляются в практике вопросов министрам Правительства, а также создание специальных комитетов для изучения вопросов, по итогам работы которых информируется Правительство и население.

Законодательный процесс в Парламенте состоит в рассмотрении, согласно установленной процедуре, законопроектов, которые могут быть внесены в любую палату. Финансовые законопроекты вносятся только в Палату общин. На практике законопроекты рассматриваются сначала в нижней палате. Монарх в Великобритании обладает правом законодательной инициативы, законопроекты от его имени представляют министры. Более 95% законопроектов, рассматриваемых Парламентом – это законопроекты Правительства. Все законопроекты можно подразделить на 3 группы:

·публичные билли – законопроекты, представляющие важное значение и интерес для всего общества. Инициаторами их внесения являются члены обеих палат, а также члены Правительства. Правительственные законопроекты рассматриваются в Парламенте в приоритетном порядке.

·частные билли – законопроекты, регулирующие вопросы, касающиеся определенной группы лиц или населения определенной территории. Инициаторами частных биллей являются местные органы власти или общественные объединения. Вносится такие законопроекты в Парламент в форме петиций.

·смешанные билли – законопроекты, отличающиеся большой общественной значимостью и одновременно затрагивающие интересы определенных групп населения.

Как правило, первое чтение законопроекта состоит в зачитывании его названия, тиражировании и раздаче парламентариям. Дискуссии на этой стадии редки. Через две-три недели проводится второе чтение , которое начинается с обсуждения общих положений законопроекта. Затем он передается в комитет или несколько смежных комитетов, где парламентарии и эксперты детально, постатейно изучают законопроект, вносят поправки и голосуют по нему. После обсуждения в комитетах, законопроект возвращается в палату для продолжения рассмотрения во втором чтении с рассмотрением и обсуждением поправок и голосованием по ним.

В третьем чтении спикер палаты ставит проект на голосование в целом. Дискуссии на данной стадии проводятся достаточно редко. Для принятия закона необходимо абсолютное большинство голосов общего числа членов палаты. Принятый в нижней палате законопроект направляется в Палату лордов, которая может внести в него поправки. В этом случае их должна обсудить нижняя палата. Верхняя палата может наложить вето на законопроект, которое Палата общин преодолевает простым большинством, но только на другой сессии. Если Палата лордов в течение месяца не рассмотрит законопроект, он вступает в силу без ее согласия.

Наряду с законодательной функцией британский Парламент имеет функции принятия бюджета и контроля за деятельностью Правительства.

Юридически Правительство несет коллективную ответственность перед Палатой общин. Палата общин может потребовать отставки министра. Глава Правительства решает, уйдет ли в отставку все Правительство или конкретный министр. Вопрос о вотуме доверия Правительству является только связанным. Это означает, что он ставится самим Правительством в связи с предлагаемым им законопроектом.