Гласные после шипящих. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

Выборочные диктанты

1. Записать только слова с буквосочетаниями ЖИ, ШИ.

1) У реки растут камыши. 2) После дождя во дворе лужи. 3) Цветут ландыши. 4) Поют чижи. 5) Улетели стрижи. 6) Ерши живут в реке, моржи - в море, ежи - в лесу. 7) Лыжи натерли жиром. 8) У Лены карандаши. 9) Мой чище уши. 10) Хороши душистые розы. 11) У розы шипы. 12) Пиши без ошибок. 13) Пиши, да не спеши. 14) Кружились снежинки.

2. Записать только слова с буквосочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

1) Частый дождик во дворе. 2) Юра Чайкин решил задачу. 3) Вороны громко кричали. 4) Над водой кружились чайки. 5) Рыбаки поймали леща и щуку. 6) Птицы ищут пищу. 7) У галки галчата. 8) У волка волчата. 9) Чашка и чайник - посуда. 10) Дети пришли в рощу. 11) Сороки трещат. 12) Коровы мычат. 13) Мыши пищат. 14) Дятлы стучат. 15) На лугу рос щавель. 16) Чайки и щурки - птицы.

Проверочные диктанты

Зимой

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку. (34 слова)

Летом

Наша дачка у лесочка. Там речка Щур. Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и два леща. Окунька мы дали коту. (31 слово)

Заяц и кот

У Димы жил пушистый зайка. Наш кот Васька и зайка дружили. Кот любил молочко. Заяц ел капусту. Весной зайка стал скучать. Мальчик отпустил зверька в лес. (29 слов)

Слова для справок: о тпустил.

В роще

Как хорошо весной! Мы идем в дубовую рощу. Тут весело поют чижи и дрозды. Громко кричат грачи. Стучат пестрые дятлы. Трещат шустрые сороки. Над цветком жужжит пчела. (29 слов)

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть в словах буквосочетания с твердым шипящим согласным звуком.

Ежи, чижи, этажи, камыши, мыши, уши, жир;

Пружина, ошибка, душистый, житель, шишки;

Жирный, шить, пушистый, шило, снежинка, ерши;

Дружить, лужи, ландыши, мыши, лыжи, жизнь.

2. Записать, изменяя число предметов.

Малыш - малыши, стриж, этаж, ерш, морж, ландыш;

Груша, карандаш, еж, уж, камыш, ухо, лужа, нож.

3. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

Час, чай, чайник, чайка, чаща, часть, свеча, чашка;

Прощать, площадка, мочалка, саранча, перчатка;

Встречать, кричать, ворчать, молчать, пищать, трещать;

Чадо, чары, чайный, частый, чаша, качать, журчать;

Туча, задача, удача, тысяча, куча, встреча, щавель;

Щука, щуренок, чугун, чучело, ворчун, чудо, чулки;

Чулан, чудный, чужой, щупальца, щуриться, чищу;

Кричу, пищу, плачу, молчу, лечу, стучу, тащу.

4. Подчеркнуть в словах буквосочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЧТ, ЩН.

Бочка, точка, девочка, ручка, тачка, строчка, дочка;

Колючка, сестричка, курочка, уточка, дудочка;

Что, чтобы, почта, мачта, мечта, прочти, чтение;

Точный, вечный, срочный, мрачный, речной;

Помощник, хищник, хищный, овощной (суп);

Мощный (удар), женщина, каменщик, барабанщик.

Диктанты с сочетаниями ЖИ, ШИ

1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Около цветов шипы. (8)

3. У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

4. Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё падают. (14)

5. У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ковшик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

6. У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята. (9)

8. Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

9. Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите дружбой. (17)

10. Птицы высиживают яйца. А гадюки рождают живых детёнышей. Этим змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

11. Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Берегитесь, пушистые мыши! (29)

12. Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

13. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

14. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

15. У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

16. Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вершины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

17. На наших участках живут ежи и рыжие белки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповнике и шипит. А вон пушистый бельчонок скачет через душистые ландыши. (32)

18. Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

19. Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от холода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

20. У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

21. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

22. Что за детёныши? Они живут в лесу. У малышей ноги большой длины. Большие и широкие уши. Это лосята. (19)

23. Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в камыши. (30)

24). Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пушинка лежит у конуры. Наша Пушинка служит людям. Она сторожит двор. (27)

25. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У дракона большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружием. Дракон убежит. (28)

26. Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на животе или на боку. Эти животные долго живут. (26)

27. Живёт барс высоко в горах. Мать маленьких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

28. Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

29. Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Скоро ужин. Карлсон спускает Малыша с крыши. (31)

Диктанты с сочетаниями ЧА, ЩА

1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пищат зайчата. (15)

2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У волков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галчата и скворчата. (15)

6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашечку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ветер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хватают беднягу за хвост и за уши. (23)

12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часовой не обращает внимания. (30)

13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может начаться дождь. Крольчата бегут домой. Темнота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обещают приходить почаще. (32)

17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечики. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный артист! Мы попрощались со скрипачами. Когда мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша овчарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по дощатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу правило. (10)

2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кручу его в руках и тащу в дом. (17)

6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уплыл по речушке Щуре. (35)

8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)

9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в вечной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холодильнике. (27)

12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупальца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опасность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чугунок. Стал чумазый. (37)

14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кончаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужестранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и ставлю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо природы! (22)

18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости.

Задачи:

  • формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, внимание, память;
  • воспитывать положительное отношения к учёбе.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: Дети отвечают: Вот так! Показывают движения.

Как живешь? Вот так! (пальчик)
Как идешь? Вот так! (шагаем)
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
Как молчишь?
А сидишь?

2. Актуализация знаний

– А сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Вы готовы со мной работать? Путешествовать будем по станциям.

Остановка «Догадайся!»

– Послушайте логическое упражнение:

В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.

(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)

– Определите, какие орфограммы встречались в этом упражнении и сформулируйте тему урока. (Ответы детей)
– Тема нашего урока: Правильное письмо сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
– Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране "Орфография". Орфография – это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на письме ошибок. Для этого поработаем с плакатом «Что такое орфограмма?»

(Интерактивный плакат: 1, 2 задание) 2, 3 слайды

Остановка «Чистюлька»

Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ.

–Посмотрите на доску. 4 слайд – Какие буквы вы видите?
–Какими звуками на письме они обозначаются?Д айте характеристику этих звуков. (Шипящие, звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые, звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие).
– Какие знаете сочетания с данными буквами?
– Запишите красиво буквы в тетрадь.

3. Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности

Остановка "Познавай-ка"

Знакомство с новыми словарными словами: капуста, хороший

1) На этой остановке нас ждёт загадка:

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка! (Капуста) 5 слайд

– Это новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, подберите слова-родственники и запишите. (Запись в тетради: Капуста, капустный лист, капустница.)
– Что знаете про капустницу? (Это бабочка, которая поедает капусту).
– Какая бывает капуста?

2) Прочитайте пословицы о капусте на классной доске, объясните смысл.

Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь капустой. 6 слайд
Без капусты – щи не густы

3) Распространите текст, подходящими по смыслу словами. (Карточки)

– Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова. (коллективная и самостоятельная работа, проверка по цепочке)

Наступила ________ осень. _______ ________ созрел урожай овощей. Капуста уродилась на славу! ______ _______ кочаны лежат на грядках. Капуста не только _______, но и красивый овощ.

(Слова для справок: сочные, поздняя, богатый, на полях, на славу, крупные, вкусный.)

– А если капусты и других овощей уродилось на огороде много, то как мы говорим про такой урожай? (Богатый, большой,хороший). 7 слайд
– Это ещё одно новое слово из словаря. Запишите его в тетрадь, подберите слова-родственники.
– Когда ещё употребляем в речи это слово? (хороший ученик, хороший друг). Подберите противоположное слово (антоним).

Остановка "Проверяй-ка"

– Запишите с доски в тетрадь слова, подчеркните орфограмму.
Проверка по тренажёру «Волшебная труба». 8, 9,10 слайды
Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак, прищурил, щупальца.

Физкультминутка

4. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации

Остановка "Вспоминай-ка"

– Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!

Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по уровням

1-й уровень.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.

Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.

2-й уровень.

Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).

3-й уровень.

Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.

Пушистые, кружились, снежинки.
Веры, у, новые, лыжи.
Мороза, не боятся, и, стужи, дети.

Остановка "Думай-ка"

– А теперь мы поиграем. Игра называется «Найди ошибки»

(Интерактивный плакат) 11 слайд

5. Подведение итогов и формулирование выводов

Остановка "Конечная"

– На этой остановке мы подведём итоги урока.
– Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?
– Слова, с какой орфограммой нам встречались?
– Какие правила русского языка помогали нам на уроке?
– Давайте послушаем, какие же есть стихи про изученные орфограммы.

(Рассказывают подготовленные дети)

1 учащийся:

Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И всегда пиши!

2 учащийся:

Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!

3 учащийся:

Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У .

Домашнее задание.

Выучить новые словарные слова, нарисовать рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

– Урок окончен, молодцы! 12 слайд
– Спасибо за работу!

Цели:

  • закреплять правило написания слов с сочетаниями ча – ща в словах;
  • упражнять детей в написании слов со всеми изученными буквами;
  • повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений;
  • развивать наблюдательность, речь;
  • воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.

Оборудование:

рисунки-портреты Незнайки и Мальвины, демонстрационные карточки (<Рисунок 2>), плакаты с заданиями (<Рисунки 5,6,7>), д/игра “Поезд” (<Рисунок 4>), папка почёта “Красиво писать – красоту творить”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята, обозначим в тетрадях дату на средине строки.

(В это время должны поднять руки те дети, которые не получили тетради)

И верно, ваши тетради очень понравились Мальвине. (Открывает её портрет) Она их положила в папочку почёта, которая называется “Красиво писать – красоту творить”.

Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

А кто читает то, что вы написали? (Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.)

А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно и разборчиво.) И будем учиться писать грамотно, без ошибок.

Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях. (Учитель вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)

Все дети записывают в тетрадях дату.

2. Повторение знаний о звуках и буквах.

Задание 1. Нужно преобразовать буквы, написанные на доске мелом, в другие буквы с помощью:

а) цветного мелка;
б)мокрой тряпочки.

У доски работают два ученика. (<Рисунок 1>)

Задание 2. А в это время (фронтально) проводится игра “Угадайка”.

Дети узнают букву и её называют (например, “Это буква “А” прописная.”, “Это буква “в” строчная”). (<Рисунок 2>).

Задание 3. Что лишнее? (Запись на доске).

а)р,с, А, ш, И, О; (Лишняя буква “ш” - она печатная.)
б)е, ё, и, ю, я; (Лишняя буква “и” - она не обозначает 2 звука.)
в)д, м, п, щ, х; (Лишняя буква “щ” - она обозначает всегда мягкий согласный звук.)

А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы “ч” и “й”.)

3. Сообщение цели урока.

Загадка.

Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?

Дети хором: Незнайка!

Учитель помещает на доску портрет Незнайки.

Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.)

Учитель стирает букву “й”.

Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах.. А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.

4. Каллиграфическая минутка.

(<Рисунок 3>)

5. Физминутка.

Произнесём звуки, которые обозначаются этими буквами: <ч-щ, ч-щ, ч-щ>.

Чья это песенка? (Паровоза.)

Дети встают “паровозиком”, двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу -
Бежит паровоз,
Далёко, далёко
Ребят он повёз.

6. Сообщение знаний о написании сочетаний ча-ща, чу-щу.

Сказка. (В. Волина “Русский язык в рассказах, сказках, стихах”, стр.122-123.)

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.

Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.)

На наборное полотно выставляются пары слогов:

ЧА-ЩА.
ЧУ-ЩУ

Дети проговаривается хором правило:

“ЧА-ЩА – пиши с буквой А.
“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”

7. Закрепление правила. Выполнение упражнений.

Упражнение 1.

На доске слова с пропущенными буквами:

Ч..ща, чищ… , щ…ка, ч…до.

Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило.

Учитель вписывает цветным мелом нужную букву.

Проговорим слова ещё раз и спишем их в тетрадь. Подчеркнём сочетания ча-ща, чу-щу.

Упражнение 2. Работа над деформированным предложением.

Загадка.

Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы.

Какое ошибкоопасное место встретилось в слове щука ?

(<Рисунок 4>)

Слово щука приехало к нам на поезде и просит составить с ним предложение.

(В пруду щука ловит леща.)

Учитель ставит вагончики в нужном порядке.

Какие правила нужно вспомнить, прежде, чем записать это предложение?

(Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, раздельного написания слов друг от друга в предложении и правило написания щу и ща.)

Проговорим предложение и запишем его на следующей строчке в тетрадь.

Упражнение 3. Д/ игра “Отремонтируй слово”. (<Рисунок 5>)

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

а) Работают с комментированием у доски.
б) Индивидуальная проверка написанного в тетрадях.

Физминутка.

Отгадайте, кто это?

В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит,
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.

Встанем дружно, ребята, и изобразим огородное чучело – пугало.

(Дети импровизируют. Интересные образы чучел у ребят отметить.)

Упражнение 4.

Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.

Учитель за Незнайку говорит:

О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:

Яхочуугоститьвасчаем.

(Ребята смеются.)

Дети, какое правило не запомнил Незнайка? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)

Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?

Составим схему этого предложения.

Один из учеников выполняет на доске схему: |____ ____ _____ ____ .

Запишите предложение, сверяя его со схемой.

Упражнение 5.

Незнайке очень стыдно за хвастовство и зазнайство. Он извиняется перед вами, пригласил нас на чаепитие. (<Рисунок 6>)

Какие слова приготовил он вам? Составим и запишем, проговаривая. О чём будем помнить, записывая эти слова? (ЧА пиши с буквой А .)

Упражнение 6 на внимание.

Учитель произносит предложение:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Какие слова с ча услышали? Назовите их. Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова?

Упражнение 7. Самостоятельная работа.

Составьте по плакату (<Рисунок 7>) слова и запишите их.

Проверим друг друга в парах.

7. Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке? (Дети повторяют хором изученные правила.)

А что, ребята, вы положили в сердце? (Стыдно хвастаться и зазнаваться. А также нужно быть благодарными за помощь)

Фамилия Имя Отчество

Литвиненко Татьяна Александровна

Должность

Учитель надомного обучения

Название учебного заведения

ГБОУ школа № 565 Кировского района Санкт-Петербурга

Название номинации

Конспект занятия (урока) в коррекционной школе

Электронный адрес (личный)

Электронный адрес (школьный)

По какой программе и учебнику работаете

Воронкова В.В. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 кл. Издательство: Просвещение;

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г.: Русский язык. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ (VIII вида). Издательство: Просвещение.

Особенности обучающегося

Индивидуальная работа с обучающимся надомной формы обучения с ДЦП и ментальной инвалидностью (самостоятельно не ходит, не сидит, не пишет, может удерживать карточку в руке, речь развита)

Примечание

Не по ФГОС, т.к. ФГОС был введен с 01 сентября 2016 года с 1 класса.

Возраст

11 лет

Класс

Предмет

Русский язык

Тема урока

Продолжительность урока

От 30 до 60 минут. Уменьшение времени на урок в случае плохого самочувствия или быстрой утомляемости возможно за счет уменьшения количества тренировочного материала. Увеличение продолжительности до 60 минут становится возможным за счет частой смены видов деятельности

Тема урока: Гласные после шипящих. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цель урока: совершенствование навыка правописания гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи:

Продолжать учить применять изученное правило;

Продолжать работу по расширению словарного запаса и умению объединять слова в семантические группы;

Помогать осознавать значимость своей деятельности;

Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;

Учить планировать свои действия.

Оборудование:

Предметная наглядность (пакетик чая, чашка, чайник, часы);

Предметные картинки (стрижи, щуки, ерши, чайки);

Разрезная азбука с письменными и печатными буквами;

Магнитная маркерная доска, магниты, маркеры;

Карточки со словами, написанными рукой (ежи, камыши, пушинки, мыши, пиши);

Планшет с любым текстовым редактором;

Учебник.

Литература:

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Русский язык, Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных чреждений VIII вида

Комиссарова Л.Ю., Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Р.Н.Бунеева и др.

Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Учебник для специальных коррекционных) школ V вида. 2 класс.

Серия «Занимательные карточки» Игра развивающая и обучающая. Автор д.п.н А.А.Штец.

Ход урока

С и пишу я жи и ши:

Лыжи, мыши, малыши.
С а пишу я ча и ща:

Роща, дача и свеча.
С у пишу я чу и щу:

Щука плачу и ищу.

Слоги эти заучу!

Ребенок рассказывает стихотворение, при необходимости оказывается помощь. Обязательна похвала!

Объявление темы урока

Сегодня мы будем закреплять наш успех в правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Давай еще раз вспомним правила написания этих сочетаний

Жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у

Можно опираться на карточки с записью правила

Игра «Настройка»

Слушай,

Слышишь:

Че-ша-ща?

Это буквы

«Ч», «Ш», «Щ» -

Что-то чистят сообща:

Че-ша-ща,

Че-ша-ща.

(А.Шибаев)

Ребенок слушает, договаривает повторяющиеся строчки

Можно повторить шипящие согласные, выложить перед обучающимся карточки с буквами, желательно заглавные прописные

Давай и мы настроимся на эти буквы шипящие и немного с ними пошипим

Ши-жи-ши

Ща-щу-ча

Ща-чу-щу

Шиш – жиш

Жин – шин

Чар – чур

Щур - щар

Повторяет за учителем слоги

Возможно повторение учителем набора слогов, следует следить за правильностью произносимых слогов

Упражнение «Собери слово из букв»

Ж И Р

Ш И П

Ч У Б

Щ У П

Ч А Й

Называет слова, которые получились: жир, шип, чуб, щуп, чай

Необходимо быть готовым к том, что значение слов чуб, щуп ребенку будет незнакомо и потребуется объяснение

Жи и ши буду писать с и, чу и щу буду писать с у, ча буду писать с а

Упражнение «Собери слово из слогов»

Усложняем вариант, собираем слова из слогов

ЧАШ и КА

ЧАЙ и НИК

ЧА и СЫ

Обучающийся называет слова: чашка, чайник, часы

На каждое слово на стол выставляется названный предмет

Что объединяет эти слова?

Слог ча

Какая трудность тебя подстерегает при написании этих слов

ча-буду писать с а

А что в этом ряду лишнее?

Часы

Пришли гости в дом, что мы обычно предлагаем? Посмотри на предметы, которые тебе в этом помогут

Мы предлагаем гостям чай

Читается по памяти учителем

Чайник в комнате запел:

«Я готов! Я закипел!
Пей горячий чай,

Чайник выключай!

(А.Барто)

Ребенок слушает.

Может вступать в беседу о правилах ПБ

Можно проговорить правила безопасного поведения

Игра «Робот»

Пришли гости, чайник закипел и что же мы теперь будем делать? Помоги мне, скажи, как я буду это делать!

Вскипяти чайник.

Положи в чашку пакетик с заваркой.

Залей кипятком.

Можно проговорить что значит кипяток – горячая вода

Упражнение в чтении слов, записанных письменными буквами

Сейчас мы пойдем на ковер, ты вытащишь из мешочка слова, которые мы прочитаем. А потом с этими словами поиграем.

Ребенок ползет к мешку с карточками, вытаскивает и читает слова

Слова: ежи, камыши, пушинка, мыши, пиши

А теперь перевернись на спину, ляг удобно на подушки и приготовься со мной играть

По возможности делает все самостоятельно

Работа по учебнику. Игра «Доскажи словечко»

Упражнение из учебника

Возле поля, мимо ржи,

Шли колючие е…

Ежи

В поле травы хороши,

А в озерах ка….

Камыши

С неба падают снежинки,

Словно белые пу…

Пушинки

Учитель набирает буквы из разрезной азбуки к слову

Не шумите. Тише, тише!

В темной норке дремлют мы…

Мыши

Когда пишешь – не спеши,

Буквы правильно пи…

Пиши

Работа по переводу письменного текста в печатный

Ты отдохнула, теперь садимся и будем списывать слова

Ждет, когда планшет ее поприветствует

Включить планшет. Если ты научишься это делать, то сможешь зарабатывать и помогать родителям

Прочитай слово, которое перед тобой лежит, поставь в слове ударение, раздели слово на слоги (проделывается с каждым словом)

Внимательно слушает задание

Слова: шуки, стрижи, чайки, ерши

Можно объяснить, почему слышим ы, а пишем и

Щуки

Щуки, щУки, щу-ки

Набираем слово. Какой слог первый?

ЩУ

Какие буквы будем нажимать?

Щ и У

Назови второй слог

КИ

Какие буквы будем нажимать?

К и И

Игра «Назови одним словом»

Перед тобой картинки, как мы их можем разделить?

Щуки и ерши – это рыбы, а чайки и стрижи – это птицы

Работа с текстом по учебнику.

Прослушай предложения. Помоги мне их расположить так, чтобы получилось стихотворение о щуке. В этом тебе помогут вопросы.

Наварила щука щей.

Червячка с крючка сняла.

Пригласила трех ершей.

Щука в озере жила.

Говорили все ерши:

Щи у щуки хороши!

(В.Левин)

Где жила щука?

Кого она поймала?

Что щука сварила?

Кого пригласила?

Как хвалили ерши щуку?

Щука в озере жила

Червячка с крючка сняла

Наварила щука щей

Пригласила трех ершей

Говорили все ерши:

Щи у щуки хороши

Можно сделать карточки с предложениями, для читающих детей

Измени слова по образцу.

Щуки и ерши, что делают?

Плавают

Повторить слова действия

Измени слово, плыть – я что делаю?

Я плыву

Слово действие летать, измени

Я лечу

Слова: искать, вертеть, хотеть, угощать, навещать

Вставь пропущенные буквы. Прочитай предложения.

на дач...

ш…рокие

рощ...

дач...

Вставляет буквы, читает по слогам

При написании используется специальное приспособление и прием «рука в руке»

Перебираемся на ковер. Пока я готовлю текст, устраивайся как тебе будет удобно

Ребенок выполняет инструкции педагога

Взрослый в случае необходимости помогает

Выкладывает текст. Каждое предложение напечатано с новой строки

Читает текст:

Я еду на дачу.

Вижу широкие поля.

А вот роща.

За ней наша дача.

Помощь педагога в удержании взглядом строки.

Что такое предложение?

Предложение – это законченная мысль

Как мы обозначаем начало и конец предложения?

Предложение пишется с заглавной буквы, а в конце мы ставим точку.

Подведение итога урока

Ты сегодня большая молодчинка. Выполнила много заданий. А на какое правило были все наши слова?

Жи – ши пиши с буквой и, ча- ща – пиши с буквой а, чу- щу – пиши с буквой у

Я знаю, что ты любишь, когда я тебе оставляю карточки. Оставить? Будешь собирать картинку? Это будет твоим домашним заданием: прочитать сочетания слов и предложения и сказать какое изученное правило встретилось.

Да

Дать ребенку время рассмотреть картинки, можно даже собрать сначала взрослому.