Графиня Элизабет Батори. Биография кровавой леди

Перед вами портрет красивой женщины венгерской графини Элизабет (Елизаветы) Батори. Ее еще называли кровавой графиней, потому что она получала удовольствия, истязая подвластных ей людей. Она признана самым массовым серийным убийцей.

В старину, когда Словакия принадлежала Венгрии, замок Чахтице носил мадьярское название Чейт и принадлежал древнему роду Батори. Никто не был храбрее Батори в битвах с врагами, никто не мог сравниться с ними в жестокости и своенравии. Батори страдали эпилепсией, сумасшествием, безудержным пьянством. В сырых стенах замков их донимали подагра и ревматизм. Ими болела и Елизавета Батори. Быть может, этим и объяснялись приступы дикой ярости, которые охватывали ее с детства. Но, скорее всего, дело здесь в семейных генах Батори и жестокости того времени в целом.

В арсенале Елизаветы были и «легкие» кары за мелкие или просто выдуманные хозяйкой провинности. Если какую-то служанку заподозрили в краже денег, ей в руку клали раскаленную монету. Стоило горничной плохо выгладить хозяйское платье, в лицо несчастной девушке летел горячий утюг. Плоть девушек рвали щипцами, пальцы кромсали ножницами.
Но излюбленными орудиями пытки у графини были иглы. Она загоняла их девушкам под ногти, приговаривая при этом:
«Неужели тебе больно, потасканная блудница? Так возьми и вытащи». Но как только истерзанная девушка пыталась извлечь иглы, Елизавета принималась ее избивать, а потом отрубала ей пальцы. Впадая в исступление, графиня грызла свои жертвы зубами, отрывая куски плоти от их груди и плеч.

Елизавета помешана была на своей молодости. Однажды будучи на коне она обдала грязью какую-то старуху на дороге и та крикнула ей вслед: "Скачи красавица! Скоро ты станешь такой же, как я". С этого момента графиня начала искать методы омоложения. Она рылась в старых гримуарах, то обращалась к знахаркам. Однажды к ней привели ведьму Дарвулю, живущую недалеко от Чейта. Посмотрев на нее, старуха уверенно сказала: «Кровь нужна, госпожа. Купайся в крови девушек, не знавших мужчины, и молодость всегда будет с тобой». Вначале Елизавета опешила. Но потом вспомнила радостное возбуждение, которое всякий раз охватывало ее при виде крови. Неизвестно, когда именно она перешла границу, отделяющую человека от зверя.

По подсказке Анны Дарвулии графиня начала собирать по крестьянским дворам юных девственниц, исчезновение и смерть которых не были чреваты трениями с законом и опасными последствиями. Поначалу находить живой «материал» для садистских забав было довольно легко: крестьяне прозябали в беспросветной нищете, и некоторые охотно продавали своих дочерей. При этом они искренне верили, что на барском подворье их детям будет гораздо лучше, чем под отчим кровом.
Но скоро девушки, отправленные в замок служить графине, стали пропадать неведомо куда, а на опушке леса начали появляться свежие могилы. Хоронили и по трое, и по двенадцать сразу, объясняя смерть внезапным мором. На смену отошедшим в мир иной привозили крестьянок издалека, однако через неделю они куда-то исчезали. Ключница Дора Сентеш — мужеподобная бабища, пользовавшаяся особым расположением графини, — растолковывала любопытствующим жителям Чахтиц: мол, крестьянки оказались полными неумехами и отправлены по домам. Или: эти, новенькие-то, разгневали госпожу дерзостью, она пригрозила им наказанием, вот и убежали…

За десять лет, когда в Чейте правил ужас, механизм убийств оказался отработанным до мелочей. Он был таким же, как и за полтора века до Елизаветы у французского барона Жиля де Ре, и таким же, как у русской помещицы Салтычихи (Дарьи Салтыковой) полутора веками позже. Во всех случаях жертвами были девушки, а у барона — еще и дети. Возможно, они казались особенно беззащитными, что распаляло пыл садистов. А может, главным здесь была зависть стареющих людей к юности и красоте. Свою роль сыграли и наследственные пороки рода Батори, и суеверия самой Елизаветы. Она творила зло не одна: ей помогали подручные. Главным был уродливый горбун Янош Уйвари по прозвищу Фицко. Живя в замке на положении шута, он вдоволь наслушался насмешек и смертельно ненавидел всех, кто был здоров и красив. Шныряя по округе, он выискивал дома, где подрастали дочери. Потом в дело вступали служанки Илона Йо и Дорка: они являлись к родителям девушек и уговаривали их за хорошие деньги отдать дочек в услужение к графине. Они же помогали Елизавете избивать несчастных, а потом хоронили их тела. Позже местные крестьяне, почуяв неладное, перестали откликаться на посулы хозяйки замка. Ей пришлось нанять новых зазывал, которые подыскивали ей жертв в дальних деревнях.

Когда девушек доставляли в Чейт, к ним выходила сама графиня. Осмотрев их, она выбирала самых красивых, а остальных отправляла работать. Отобранных отводили в подвал, где Илона и Дорка сразу начинали бить их, колоть иглами и рвать кожу щипцами. Слушая крики жертв, Елизавета распалялась и сама бралась за пытки. Хотя кровь не пила, так что вампиршей ее считают напрасно, впрочем, велика ли разница? Под конец, когда девушки уже не могли стоять, им перерезали артерии и сливали кровь в тазы, наполняя ванну, в которую погружалась графиня. Позже она заказала в Пресбурге чудо пыточной техники — «железную деву». Это была полая фигура, составленная из двух частей и утыканная длинными шипами. В потайной комнате замка очередную жертву запирали внутри «девы» и поднимали вверх, чтобы кровь потоками лилась прямо в ванну.

Наслаждаясь предсмертными муками обреченной служанки, графиня Батори осыпала ее визгливой площадной бранью, доводя себя до исступления и палаческого экстаза, после чего нередко падала в блаженные обмороки.
Время шло, а кровавые омовения не приносили результата: графиня продолжала стареть. В гневе она призвала Дарвулю и пригрозила сделать с ней то же, что по ее совету делала с девушками. «Вы ошиблись, госпожа! — запричитала старуха. — Нужна кровь не холопок, а знатных девиц. Раздобудьте таких, и дело сразу пойдет на лад». Сказано — сделано. Агенты Елизаветы уговорили двадцать дочек бедных дворян поселиться в Чейте, чтобы развлекать графиню и читать ей на ночь. Уже через две недели никого из девушек не было в живых. Это вряд ли помогло их убийце омолодиться, но Дарвуле было уже все равно — она умерла от страха, а на самом деле от эпилепсии. Но безумные фантазии Елизаветы уже не знали удержу. Она поливала крестьянок кипящим маслом, ломала им кости, отрезала губы и уши и заставляла есть их. Летом ее любимым развлечением было раздевать девушек и связанными сажать на муравейник. Зимой — обливать водой на морозе, пока они не превратятся в ледяные статуи.

Конец преступлениям Елизаветы Батори положила самая банальная причина. Нуждаясь в деньгах для своих опытов по омоложению, графиня заложила один из замков за две тысячи дукатов. Опекун ее сына Имре Медьери поднял скандал, обвиняя ее в разбазаривании имущества семьи. Ее вызвали в Пресбург, где собрались на сейм все вельможи, включая и ее родича и покровителя Дьёрдя Турзо. Последний уже получил письмо от священника, которому пришлось отпевать сразу девять убитых Елизаветой девушек. Вначале он собирался по-семейному замять историю, но тут графиня прислала ему пирог. Чуя неладное, Турзо скормил пирог собаке, и та тут же сдохла. Разгневанный магнат дал делу законный ход. Для начала он допросил оказавшихся в городе родных Елизаветы, которые рассказали немало интересного. Например, ее зять Миклош Зриньи однажды гостил у тещи, и его собака вырыла в саду отрубленную руку. Дочери обвиняемой были бледны и повторяли одно: «Простите маму, она не в себе».

Вернувшись в Чейт, графиня составила колдовское заклинание, которому научила ее Дарвуля: «Маленькое Облако, защити Елизавету, она в опасности… Пошли девяносто черных котов, пусть они разорвут на части сердце императора Матиаса и моего кузена Турзо, и сердце рыжего Медьери…» И все же она не смогла удержаться от искушения, когда к ней привели юную служанку Дорицу, пойманную за воровством сахара. Елизавета до изнеможения била ее плетью, а другие служанки наносили удары железными палками. Не помня себя, графиня схватила раскаленный утюг и затолкала его Дорице в рот до самого горла. Девушка была мертва, кровь залила весь пол, а злоба хозяйки Чейта только разгоралась. Подручные привели еще двух служанок, и, избив их до полусмерти, Елизавета успокоилась.

А наутро в замок явился Турзо с солдатами. В одной из комнат они нашли мертвую Дорицу и двух других девушек, еще подающих признаки жизни. В подвалах ждали другие страшные находки — тазы с высохшей кровью, клетки для пленниц, разломанные части «железной девы». Нашли и неопровержимое доказательство — дневник графини, где она фиксировала все свои злодеяния. Правда, имен большинства жертв она не помнила или просто не знала и записывала их так: «№ 169, маленького роста» или «№ 302, с черными волосами». Всего в списке было 610 имен, но туда попали не все убитые. Считается, что всего на совести «чейтской твари» не менее 650 жизней. Елизавету поймали буквально на пороге — она собиралась бежать. Стоит отметить, что в один из дорожных сундуков были аккуратно упакованы орудия пыток, без которых она уже не могла обойтись. Турзо своей властью приговорил ее к вечному заточению в собственном замке. Ее подручных доставили на суд, где свидетели наконец-то смогли рассказать все, что знали, о преступлениях их бывшей госпожи. Илоне и Дорке раздробили пальцы, а потом заживо сожгли на костре. Горбуну Фицко отрубили голову, а тело тоже швырнули в костер. В апреле 1611 года в Чейт прибыли каменщики, которые заложили камнями окна и двери комнаты графини, оставив только маленькую щель для миски с едой. В заточении Елизавета Батори жила в вечной тьме, питаясь только хлебом и водой, не жалуясь и ничего не прося. Она умерла 21 августа 1614 года и была похоронена у стен замка, рядом с останками своих безымянных жертв.


Ее называют самой жестокой женщиной-убийцей в истории . С ее именем связано такое количество легенд, что отделить правду от вымысла очень сложно. Так, говорят, что она даже была музой знаменитого итальянского художника Караваджо. Не была ли графиня Батори на самом деле несправедливо осужденной жертвой интриг тех, кто охотился за ее деньгами и землями? И каким образом ее мог встретить Караваджо?



Венгерская графиня Эржебет (Елизавета, Эльжбета) Батори попала в Книгу рекордов Гиннесса как женщина, совершившая самое большое количество убийств, – на ее счету около 650 жертв. За изощренные методы пыток ее называют Дракулой в женском обличье. Кроме того, она была одной из самых богатых женщин Европы на тот момент. Когда император Матиуш поручил палатину Дьердю Турзо расследовать многочисленные убийства, тот, по одной из версий, сфабриковал против нее улики, чтоб завладеть ее землями и золотом.



Даже если графиня была несправедливо оклеветана, 650 жертв – слишком большая цифра для сфабрикованного дела. Как говорят, нет дыма без огня. Рассмотрим факты, дошедшие до наших дней. Род Батори был древним и знатным. Предки графини часто вступали в кровосмесительные браки, из-за чего представители рода болели эпилепсией, сумасшествием и пьянством.



Этими болезнями страдала и Эржебет – возможно, этим и объясняются ее неконтролируемые приступы ярости. В подростковом возрасте Эржебет обручилась с дворянином Ференцем Надашди и поселилась в Словакии, в замке Чахтице.



Точное время преступлений графини неизвестно – где-то между 1585 и 1610 гг. Эржебет убивала местных крестьянок, пытала и жестоко наказывала за любую провинность прислугу. Графиня секла плетью служанок, таскала за волосы, загоняла иглы под ногти, садистски избивала. По легенде, она купалась в крови своих жертв, чтобы продлить свою молодость. И судя по всему, ей это удавалось – она была одной из красивейших женщин своего времени.





Как ни странно, большая часть легенд о кровавой графине возникла не в XVI–XVII вв., а в наше время, и в немалой степени мифологизации ее образа поспособствовал кинематограф. В 2008 г. вышел фильм Ю. Якубиско «Кровавая графиня – Батори», после которого ее имя стали связывать с именем Караваджо. По фильму, итальянский художник попадает в плен в Турции, откуда Надашди привозит его в качестве подарка своей жене. И конечно, на фоне кровавых событий разворачивается любовная история графини и художника. На самом деле это вымысел от начала и до конца.


маленькие монстры – четверо самых жестоких детей-убийц

Елизаве́та или Эрже́бет Ба́тори из Эчеда (венг. ecsedi Báthory Erzsébet (- Nádasdy)) или Альжбе́та Ба́торова-На́дашдь (словацк. Alžbeta Bátoriová-Nádasdy; 7 августа 1560, Ньирбатор, Королевство Венгрия - 21 августа 1614, замок Чейте, Королевство Венгрия), называемая также Чахтицкая пани или Кровавая Графиня - венгерская графиня, племянница Стефана Батория, печально знаменитая массовыми убийствами молодых девушек.

Родилась Елизавета Батори 7 августа 1560 года в венгерском городке Ньирбаторе.
Отцом был Дьёрдь Батори из Эчеда, матерью - Анна Батори из Батория, дочь палатина Венгрии Иштвана IV. Родители Елизаветы происходили из двух ветвей одного рода - Батори.
Елизавета провела своё детство в замке Эчед. В 11 лет она была обручена с дворянином Ференцем Надашдем и переселилась в его замок у Шарвара. В пятнадцать лет, она вышла за него замуж, и в качестве свадебного подарка Ференц даровал ей Чахтицкий замок, который стоял у подножия словацких Малых Карпат.
В 1578 год муж Елизаветы был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок. За его маниакальную жестокость по отношению к пленным турки прозвали его «Чёрный бей» («Чёрный витязь»). Поскольку муж Елизаветы проводил всё время в походах, она взяла на себя управление хозяйством.
В 1604 году Ференц Надашдь умер, и Елизавета осталась вдовой. Известно, что после смерти мужа ходили слухи про её потрясающую жестокость.
У супругов было шестеро детей:
Анна (венг. Anna) (р. ок. 1585 – у. после 1605), в браке венг. Anna Zrinski
Каталина (Екатерина, венг. Katalin) (р. ок. 1594), в браке венг. Katalin Drugeth,
Миклош (Николай, венг. Miklós)
Андрей (венг. András) (1598 – 1603),
Урсула (венг. Orsolya),
Павел (венг. Pál) (1593 (1597) – 15 октября 1633 (4 января 1650)).

Большинство подлинных документов о семье Батори были уничтожены по приказу властей, дабы не тревожить народ. Сохранился оригинал допроса свидетелей с 300 подписями, подтверждающими убийства молодых девушек. Своим прозвищем «кровавая графиня Батори» Елизавета обязана одному весьма туманному обстоятельству. В 1610 году до двора Габсбургов начали доходить мрачные слухи о массовых убийствах молодых девушек, якобы происходивших в Чахтицком замке, принадлежавшем графине. Следует отметить, что аристократы того времени имели право распоряжаться жизнью своих слуг, однако масштабы злодеяний, приписываемых Батори, побудили императора Матвея принять решение.
Дьёрдь Турзо (граф и палатин Венгрии) был послан расследовать дело «кровавой графини Батори». Во главе вооруженного отряда 29 декабря 1610 года Турзо ворвался в Чахтицкий замок где, как утверждают, застал на месте преступления саму графиню и ее доверенных подручных. Согласно версии обвинения, Елизавета убивала девушек (в основном, местных крестьянок) между 1585 и 1610 годами.
Это интересно: Зачем потребовалось Елизавете Батори мучить и убивать молодых девушек? Ответ прост – графине приписывают занятия чернокнижием или попросту вампиризм: чтобы сохранить молодость и красоту, она принимала кровавые ванны.
В ожидании суда графиню заперли в подвале собственного замка. Однако род Батори был очень известным и влиятельным, поэтому судебного процесса не было. Опекаемая прислугой, Чахтицкая пани более 3,5 лет прожила в подземной темнице и скончалась в ночь на 21 августа 1614 года. Подручных графини Батори судили в Бритчанском замке (в резиденции палатина Турзо) 2-го января 1611 года. Служанки Елизаветы – Илона Йо, Дорота Сентеш и Катарина Беницка были сожжены заживо, предварительно им отрубили пальцы рук.

В начале кровавой "карьеры" графиня упражнялась в разнообразных пытках над крестьянскими дочерьми. Привлечённые возможностью удачной карьеры и заработка в замке, девушки охотно покидали родительский дом и поступали в услужение. Со временем, однако, репутация замка испортилась, крестьяне начали прятать своих дочерей, стремясь сохранить им жизнь. Графиня расширила круг своих жертв за счёт дочерей мелкопоместного дворянства, которых родители с радостью отправляли в замок с целью обучения манерам и дворовому этикету. Постепенно кровавое увлечение графини получило широкую огласку.
В 1610 году до двора Габсбургов начали доходить слухи о зверских убийствах юных девушек в замке Елизаветы Батори. Император Матвей поручил палатину Венгрии графу Дьёрдю Турзо расследовать дело. 29 декабря 1610 г. Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок Елизаветы Батори и, как утверждают, обнаружил неприкрытые доказательства: девять трупов юных девушек со следами насильственной смерти в разных частях замка.
Точное время, когда Елизавета начала убивать девушек, неизвестно. Принято считать, что это произошло между 1585 и 1610 годами. Муж графини отличался особой кровожадностью и, вероятно, приобщил юную супругу к изысканным развлечениям. После смерти мужа стареющая графиня начала больше заботиться о своей внешности, используя для омолаживания кровь девственниц. Криминальные психологи сходятся во мнении относительно бисексуальности графини и сексуальном возбуждении, сопутствующим пыткам и умерщвлению беззащитных жертв.

Последние годы жизни
Турзо приговорил Кровавую графиню к пожизненному заточению в собственном замке, сообщников же её казнили. В 1611 году каменщики заложили двери и окна комнаты, в которой содержалась графиня, камнями, оставив только маленькую щель для подачи еды. И, в полной темноте, питаясь только водой и хлебом, самая жестокая в истории женщина – серийная убийца прожила три года. Умерла Елизавета Батори в 1614 году, похоронили её рядом с телами её жертв, у стен замка.

Альтернативная версия
Некоторые исследователи полагают, что графиня Батори на самом деле подверглась гонению как глава протестантов Западной Венгрии, а улики против неё были сфабрикованы при участии отдельных иерархов католической церкви и венгерского палатина Дьёрдя Турзо, который претендовал на часть обширных земельных владений рода Батори. К этой точке зрения склоняется венгерский историк Ласло Надь, выпустивший в 1984 году книгу «Дурная слава Батори» («A rossz hírű Báthoryak»), где графиня представлена жертвой интриг палатина Турзо. Эта версия нашла отражение в фильме Юрая Якубиско «Батори» (2008).
Сторонники этой точки зрения обращают внимание на недостаток достоверных исторических источников (в прошлом историки, романисты и журналисты питались главным образом слухами, которыми история графини Батори начала обрастать после её смерти).
Характерны процессуальные нарушения, нестыковки и скоротечность судебного процесса над прислугой: предполагаемых соучастников графини Батори жестоко пытали, а после получения признаний очень быстро казнили. Не вызывает сомнений заинтересованность палатина Венгерского королевства Дьёрдя Турзо и иерархов католической церкви в обвинительном исходе процесса над «кровавой графиней», который должен был привести к дележу её обширного имущества. Так же если предположить, что графиня принимала кровавые ванны, то в ее деле появляется математическая неточность. По разным данным, число убитых девушек составляло от 30-ти до 650-ти человек. В организме человека содержится приблизительно 5-6 (!) литров крови, и всех 650 девушек Елизавете хватило бы не более чем на 30 недель – ведь по свидетельству иезуита Ласло Туроши графиня принимала кровавые ванны еженедельно.

ЛЕГЕНДЫ
Однажды, вернувшись из очередного похода, её муж застал в саду такую картину: к дереву была привязана обнажённая девушка, тело которой терзали осы и муравьи. Когда муж спросил Элизабет, что это, та ответила, что это воровка, которая пробралась к ним в сад. Элизабет приказала раздеть воровку, облить мёдом, и привязать к дереву, чтобы та ощутила себя игрушкой, которую все норовят украсть. Муж Элизабет лишь посмеялся над этим.
Батори очень боялась состариться и утратить свою красоту, молва о которой шла по всей Европе. Вот как она открыла свои "ванны красоты". Однажды причесывающая Елизавету служанка случайно выдернула ей волос.Рассерженная графиня ударила служанку с такой силой, что у той из носа хлынула кровь и несколько капель попало Елизавете на руки. Графиня сочла, что кровь сделала ее кожу более мягкой и нежной, и решила целиком искупаться в крови. По легендам, у Батори была «железная дева» (орудие пыток), где жертва истекала кровью; ею наполнялась каменная ванна, в которой графиня купалась. Жертвой её чудовищных преступлений стало 650 человек.В своём бешенстве, Элизабет могла впиться зубами в тело несчастной девушки, порой вырывая целые куски мяса из рук, лица и других частей тела своих жертв.
Существует и другая версия.После смерти мужа Елизавета имела связи с более молодыми мужчинами, иногда это были и совсем ещё парни. Однажды, будучи в сопровождении молодого кавалера, она увидела старую женщину и спросила у него: «Что бы ты сделал, если бы тебе пришлось поцеловать вон ту старую каргу?». Он рассмеялся и ответил словами отвращения, которые она и ожидала услышать. Старая женщина услышала насмешки графини, подошла к ней и обвинила Елизавету в чрезмерном тщеславии и эгоизме, а также напомнила ей, что старения ещё никто не избежал. Испугавшись утратить красоту и популярность среди более молодых ухажеров, Батори начала искать утешение в магии и оккультизме, мысль о ваннах из крови ей внушила знакомая колдунья.Ведьма сказала Элизабет, что её красоту сможет сохранить регулярный приём ванн из крови молоденьких девственниц. С помощью своих доверенных слуг Элизабет заманивала в замок девушек из округи, которые становились её жертвами.Она нанимала девушек на работу в соседних деревнях. Родители с радостью отдавали своих дочерей богатой графине, не подозревая, какая их ожидает участь. Однако, несмотря на регулярный приём ванн, Элизабет продолжала увядать. Она пришла к колдунье и в ярости набросилась на неё. Ведьма сказала, что Элизабет всё делала неправильно, и купаться надо было не в крови крестьянок, а в “голубой крови” аристократок. И Элизабет стала приглашать в свой замок дочерей разорившихся дворянских семей. Родители отпускали своих дочерей в замок к Графине, надеясь, что они обучатся там придворному этикету, и кровавое пиршество продолжилось. Однако вечно это не могло продолжаться. Одно дело, когда исчезает безродная простушка, другое дело, когда речь идёт об аристократическом роде, пусть даже самом бедном.
Есть версия жизни и смерти графини Батори. По ней все зверства графини являются вымыслом католической церкви, которые сфальсифицировали все улики против несчастной графини.
Турзо претендовал на земли семейства Батори, и в сговоре с церковниками они оклеветали графиню, чтобы заполучить её богатые земли. Матиас II задолжал Батори крупную сумму денег, и её смерть была ему на руку, так как ему не нужно было возвращать долг.
Поэтому Матиас II закрыл глаза на беспредел церкви, которая не раз, отобрав земли у их владельцев, выставляла их в таком неприглядном свете, чтобы отвлечь внимание народа от беспрепятственного дележа имущества невинных людей.

650 жертв, приписываемых графине Батори без каких-либо серьёзных доказательств, позволили объявить графиню одним из «самых массовых серийных убийц всех времён» и занести её в этом качестве в книгу рекордов Гиннесса.
Время от времени зловещая история графини Батори пересказывается в жёлтой прессе (обычно с некритическим

В 1998 году группа Cradle of Filth записала альбом "Cruelty and the Beast". Альбом является концептуальным и посвящён Елизавете (Эржебет) Батори - венгерской графине из Чахтице, убивавшей молодых девушек, чтобы получить их кровь и купаться в ней для омоложения.
В песне «Bathory Aria» участвует актриса Ингрид Питт, ведя повествование от лица Батори, которую она играла в фильме «Графиня Дракула» в 1971 году.

«Графиня Дракула» (англ. Countess Dracula) - фильм ужасов студии Хаммер. Действие фильма основано на легендах, окружающих «кровавую графиню» Элизабет Батори, в его основе лежит книга Валентины Пенроуз «Кровавая графиня» (1962). Фильм несколько не типичен для продукции студии, но может рассматривается как связанный с трилогией о Карнстейнах, посредством которых Hammer Film пытались ввести на экран новых персонажей помимо традиционных Дракулы и Франкенштейна.
Фильм был создан Александром Паалом и режиссёром Питером Сэсди, венгерскими эмигрантами, работающими в Англии.

в 2008 году вышел еще один кинофильм Кровавая графиня - Батори

Наверняка вы многократно слышали предания о венгерской графине, любившей принимать ванны из крови юных девушек. «Ой, что за байки из склепа?!», — недоверчиво отмахнутся некоторые наши читатели. И будут неправы: кажется невероятным, но кровавая леди, сгубившая сотни девичьих жизней, существовала в реальности. Имя ей — Елизавета Батори.

Супруг Елизаветы Батори

Девушка рано ощутила вкус взрослой жизни: когда Елизавете едва исполнилось десять лет, ее обручили с Ференцем Надашдем, сыном венгерского барона. Свадьба выдалась поистине шикарной: на торжество было приглашено около пяти тысяч человек. Однако последующую семейную жизнь нельзя назвать удачной. Ференц часто покидал молодую (если не сказать — маленькую) жену и отправлялся то на учебу в Вену, то на охоту, то на военные сборы. Согласно легенде, через пару лет после свадьбы недовольная таким положением дел Елизавета завела любовника из числа слуг. Разъяренный супруг, узнав о неверности со стороны жены, решил проучить соперника. Сначала он собственноручно кастрировал бедолагу, а затем скормил его стае голодных псов.

Заскучавшая Елизавета, насмотревшись на зверства мужа, решила придумать себе похожие развлечения. Разумеется, как обычно и бывает в подобных ситуациях, под руку потенциальной садистке попались ее слуги, среди которых были преимущественно юные девушки. И тут потенциал Елизаветы реализовался во всей полноте. Незначительное опоздание, пылинка на мебели и даже неосторожный взгляд приводили к жестоким побоям и садистским пыткам. Например, графиня Батори могла легко и непринужденно заколоть провинившуюся служанку ножницами или столовыми приборами; также Елизавета обожала вгонять жертвам иглы под ногти и с наслаждением вкушать девичьи страдания. Одним из любимых «приемов» Батори была пытка холодом: избитую до бессознательного состояния служанку выставляли нагишом на мороз. К слову, зимы в Венгрии иногда не уступают российским, поэтому никто из девушек после подобных экзекуций не выживал.


Елизавета Батори

Однако с течением лет кровавые фантазии графини достигли апогея. Согласно бытующему преданию, во время убийства очередной жертвы на открытый участок тела Елизаветы попало несколько капель крови. Позже, отдыхая от расправы и смывая с себя следы жестокого преступления, Батори заметила, будто окропленная кожа начала выглядеть гораздо лучше, нежели вся остальная: она стала гладкой, светлой, бархатистой. Это напомнило Батори о скоротечности молодости и подсказало ей прекрасную идею вечной красоты и бессмертия. Елизавета смекнула, что если окунуться в кровь целиком, от макушки до пят, до организм обновится, и уже увядающая внешность графини снова станет такой же, как в юности. Тогда Батори начала использовать кровь убитых в качестве косметики для ухода за телом: если современные девушки жить не могут без горячей ванны с ароматной пеной, то Елизавета предпочитала расслабляться в крови юных жертв. Батори свято верила, что это и есть рецепт долгосрочной красоты. Однако вскоре лимит прислуги оказался исчерпан: девушки попросту закончились. Тогда графиня начала обманным путем заманивать новых «доноров» в свое логово. Одним Елизавета обещала достойные гонорары за помощь по замку, вторых отдавали наивные родители, поверившие в обещания графини обучить их милых дочурок правилам поведения в высшем обществе. А третьих девушек и вовсе бесцеремонно похищали.


Герб рода Батори

Впрочем, бесследные исчезновения юных особ, продолжавшиеся на протяжении многих лет, не могли остаться незамеченными. Лютеранский священнослужитель Иштван Мадьяри прилюдно назвал Батори убийцей и садисткой. Но прошел не один год, прежде чем по делу Батори началось уголовное расследование. Как и следовало ожидать, свидетелей обнаружилось очень много, и абсолютно все показания были направлены против графини. К тому же, обнаружились дневники Батори, в которые она вносила имена всех жертв. Говорят, их количество достигало шести сотен. По легенде, арест кровавой графини произошел в ту секунду, когда Елизавета изощренно пытала свою последнюю горничную. Оправдательный приговор казался невозможным, однако Елизавету так и не настигла участь ее жертв. После суда Батори отправили… домой. Конечно, мы немного утрируем: графиня в качестве заключения не валялась в теплой постельке, а была замурована в сыром подвале одной из башен ее собственного замка Чейте. Елизавета провела под домашним арестом около трех лет, после чего скончалась. К слову, весьма безболезненно: она просто в один прекрасный день не проснулась утром.

Сообщникам Батори, покрывавшим ее преступления, повезло гораздо меньше. Двух ее помощниц отправили на костер, предварительно оторвав им пальцы раскаленными щипцами, еще одному верному слуге отрубили голову, а затем его тело оставили на съедение языкам
пламени (отметим, что его участь была не такой уж страшной: намного приятнее отмучиться за пару секунд, нежели гореть заживо под разъяренные крики толпы). Четвертая же приспешница была признана наименее виновной: ее приговорили к пожизненному заключению.

Элизабет Батори. Биография

Элизабет Батори родилась в 1560 году в семье Георга и Анны Батори. Проживала на землях Венгрии, но учитывая, что граница Венгерской империи часто меняла свои координаты, фактически она скорее принадлежит народу, проживающему в республике Словакия. Воспитывалась юная графиня в родовом поместье Батори в Икседе, в Трансильвании, большую часть своей взрослой жизни Элизабет провела в Замке Каштис, около города Вишина, к северо-востоку от современной Братиславы, в области, где сходятся границами Австрия, Венгрия и республика Словакия (а в большинстве рассказов о Батори многие писатели ошибочно располагают этот замок в Трансильвании).


Юность Элизабет проходила во время того, как часть Венгрии была порабощена турецкими войсками, Оттоманская империя служила полем для сражения между армиями Турции и Австрии (Габсбургов), что повлияло на разделение религиозных взглядов. Семья Батори приняла сторону новой волны протестантизма, противостоящей традиционной Римско-католической церкви. Еще с детства Элизабет проявляла свой характер, она была подвержена приступам, которые сопровождались ужасным гневом и неконтролируемым поведением, но видимо это была характерная черта всего рода Батори, т.к. благодаря своей агрессии и властности ее кузен Стефан, в 1571 году стал принцем Трансильвании, а позже овладел еще и троном Польши. В этом же году состоялась помолвка одиннадцатилетней Элизабет с графом Ференсом Надашди. Граф Надашди был военным и часто подолгу отсутствовал дома, но его невеста не сдержала своей чести до свадьбы, и в 1574 году Элизабет забеременела в результате мимолетной связи с крестьянином. Чтоб избежать позора графиню прятали за стенами замка, пока не родился ребенок (далее в истории ничего не упоминается об этом ребенке).
В мае 1575 года состоялась свадьба Элизабет с графом Ференсом. Служебные обязанности не позволяли графу постоянно находиться в дома, поэтому, Элизабет взяла на себя управление всеми делами замка Сарвар, родового поместья семьи Надашди. Детская агрессия, подкрепленная властью и статусом, переросла в маниакальную жестокость, положившую начало ее зловещим деяниям. Все началось с грубого отношения к прислуге, а закончилось ужасающими пытками. Штат прислуги состоял в основном из молодых девушек, что еще больше сердило Элизабет, особенно, если девушки были еще и красивыми. Элизабет сама была довольно красива и постоянно беспокоилась за свою внешность, ей было тяжело воспринимать, что в замке есть кто либо, такой же красивый, отсюда и стремление изуродовать юных красавиц. Графиня Батори не просто наказывала прислугу за провинности по своим правилам, но и находила предлоги, чтобы причинить им страдания. Она получала удовольствие от пыток и смерти своих невинных жертв. Элизабет втыкала булавки под ногти, использовала каленое железо, литой воск и ножи, чтобы пускать их кровь, устраивала пытки с бритвами, факелами, и ее собственной традицией, серебряными щипцами (позже, ко всему этому списку пыток, добавилось подвешивание девушек на крюки для собирания их крови на «кровавое купание»). Зимой графиня кидала обнаженных девушек в снег и обливала их холодной водой, пока они не замерзали до смерти. Муж Элизабет знал о увлечениях своей жены, даже участвовал в этих садистских наказаниях. Сам граф научил ее «летней» пытке. Он раздевал женщину, обмазывал ее медом и оставлял в лесу на съедение бесчисленным насекомым. Союз кровожадной пары распался в 1604 году, когда умер граф Ференс Надашди.
После его похорон Элизабет переехала в Вену, где находились ее поместья, одно в Бекове, а другое в Каштисе (территория современной Словакии). Лицо 44-летней Элизабет теряет форму и упругость, среди ее прислуги много молодых и красивых девушек, отсюда и начинается волна ее самых знаменитых злодеяний. В преступлениях графине помогала ее верная напарница, по имени Анна Дарвулия, о которой мало что известно, но позже, в 1609 году, ее сменила более жестокая Эрцзи Майорова, вдова местного фермера-арендатора. Именно эта женщина расширила круг жертв Батори, вписав в него пару имен благородного происхождения. Майорова научила графиню «заметать следы», выдавая все убийства за несчастные случаи и суициды.
Летом 1610 года начались расследования преступлений Элизабет, причиной которых было вовсе не постоянно росшее число жертв, а политические проблемы. Королевская фамилия надеялась конфисковать огромные земельные поместья Батори, во избежание возврата большого займа, который был предоставлен ее покойным мужем королю. 29 декабря в 1610 году Батори была арестована. Через несколько дней, после ареста, Элизабет предстала перед судом. Суд выдвинул первые обвинения и конфисковал земли, а 7 января 1611 года, состоялось второе заседание. На этот суд в качестве доказательства был представлен дневник, найденный в покоях Батори. В нем были описаны имена 650 жертв, все записи были сделаны ее почерком. Упоминалось также, что иногда графиня откусывала кусочки плоти с у девушек во время пыток.Ее соучастники были приговорены к наказаниям согласно степени их участия и роли в пытках. Элизабет была приговорена к пожизненному заключению. Графиню Батори поместили в комнату, ей же и принадлежавшего замка Каштис, в которой не было ни окон, ни дверей, а имелось лишь маленькое отверстие для подачи еды и несколько щелей для доступа воздуха (в некоторых источниках сказано, что отверстие для подачи еды проделала ее служанка вязальной спицей, и тайно ее кормила, т.к. Батори решили заживо замуровать в стенах комнаты). Здесь она провела последние три года своей жизни, которые закончились 21 августа 1614 года. Похоронена она была здесь же, в родовом поместье Батори в Иксиде, где и выросла.

Легенды о Батори

После смерти Элизабет Батори все материалы суда были опечатаны и тщательно спрятанны, потому что обнародование ее деятельности могло закончиться крупным скандалом вокруг венгерского господствующего класса. Король Венгрии, Матиуш II, запретил упоминать ее имя даже в разговорах, не говоря уже об истории. Спустя 100 лет один иезуитский священник по имени Ласло Туроши нашел документы суда над графиней Батори, его это заинтересовало, он начал собирать рассказы о ней, которые ходили среди жителей Каштиса и той местности, где находился ее замок. Всю полученную информацию священник вписал в свою книгу Венгерской истории, которая была опубликована в 1720 году. Эта книга положила начало рассказам других писателей о «Кровавой графине» и ее злодеяниях. Батори стали обвинять в вампиризме и приписывать ей магические способности. Вот парочка подобных легенд:

Легенда 1.

Молодая девушка-служанка расчесывала волосы графине Элизабет и случайно дернула ее за прядь волос. Графиня пришла в ярость и избила девушку. На руке Элизабет осталась кровь девушки, она попыталась ее вытереть, и ей показалось, что ее руки стали мягче и нежнее. Батори задумалась о том, что натирание кровью поможет ей сохранить молодость и красоту. С этого момента Элизабет привлекает к себе в замок юных и красивых девственниц, уверяя их родителей, что просто хочет научить их аристократическим манерам, запирает в подвале и зверски над ними издевается. Она подвешивала их на крюки и резала ножницами, чтоб собрать как можно больше крови в большом чане, а затем выкупаться там. На такие купания уходило много невинных девушек, а когда их обескровленные трупы были обнаружены в не зоне замка, среди народа ходили слухи о появившихся вампирах.

Легенда 2.

После смерти мужа Элизабет имела связи с более молодыми мужчинами, иногда это были и совсем еще парни. Однажды, будучи в сопровождении молодого кавалера, она увидела старую женщину и спросила у него: «Что бы ты сделал, если бы тебе пришлось поцеловать вон ту старую каргу?». Он рассмеялся и ответил словами отвращения, которые она и ожидала услышать. Старая женщина, услышала насмешки графини, подошла к ней и обвинила Элизабет в чрезмерном тщеславии и эгоизме, а так же напомнила ей, что старение еще никто не избежал. Испугавшись утратить красоту и популярность среди более молодых ухажеров, Батори начала искать утешение в магии и оккультизме, а остановилась на омоложении кровью юных дев.

Элизабет Батори – героиня романов

После запрета на упоминание имени Батори, ее личность возможно и не вспомнили, если бы не вспышка в 70-е годы прошлого века, когда интерес к резко возрос. Все началось с публикации серии книг в начале 70-х, первопроходцем был Валентин Пенроуз со своим произведением «Элизабет Батори, кровавая графиня», французское издание 1962 года и английский перевод «Кровавая графиня» (1970). Эстафету продолжили Дональд Глат с «Настоящие в истории» (1971) и Габриэль Роней «Правда о Дракуле» (1972). По книге Валентина Пенроуза сняли фильм о Элизабет Батори, который вдохновил Майкла Пэрри на создание романа «Графиня Дракула». Ученый Раймонд Макнелли написал самую авторитетную книгу о Элизабет на сегодняшний день — «Дракула был женщиной. В поисках кровавой графини из Трансильваиии» , которая появилась в 1984 году. Макнелли, пользуясь своей гениальностью, старательно демифологизировал легенду и дал ответы на многие вопросы, которые ставили в тупик большинство предыдущих исследователей. Элани Бергстром написала роман «Дочь ночи» (1992), черпая вдохновение из исследования Макнелли.
Что бы не говорили о Элизабет Батори, и как бы не спорили историки с легендами народа, она все равно остается всем известной Кровавой графиней, наводящей ужас и по сей день. Ее маниакальное стремление сохранить молодость, прибегая к жестоким убийствам и пыткам, которое так стремились утаить местные власти, все же оставило кровавый след в истории.