Гвоздь - термин -энциклопедический фонд. История создания гвоздей

Помните, какая кутерьма начиналась в доме, когда один из персонажей повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке (не считая собаки)» - дядюшка Поджер брался сделать что-нибудь по хозяйству? Как-то он решил повесить картину. С чего же начал? С гвоздей... «Он посылает горничную купить на шесть пенсов гвоздей, а за нею следом - одного из мальчиков, чтобы передать ей, какого размера должны быть гвозди».

Наверное, не будет преувеличением сказать, что одним из самых популярных хозяйственных товаров является самый обычный гвоздь. Да и в любом доме наверняка найдутся гвозди. А как же иначе? Ведь без них ни ремонта сделать, ни повесить на стену картину, да зачастую и обувь они помогают починить домашнему мастеру. Но гвоздь нужен не только в быту. Без больших гвоздей - костылей не проложить железную дорогу, без гвоздя не обходятся ни мебельная, ни обувная, ни другие фабрики. Нужен он и в строительстве, и в судостроении, - словом, не перечислить все области применения этого скромного труженика.

А появились гвозди еще у первобытного человека. Тогда они представляли собой заостренные рыбьи кости, шипы деревьев и кустарников, щепки. С их помощью скрепляли части построек, лодок, прибивали шкуры, служившие защитой от ветра и снега.

С открытием металла научились ковать, а затем и отливать гвозди. Поначалу их делали из бронзы, но ценились они буквально на вес золота, поэтому и пользоваться ими могли только очень богатые люди. Но уже в древних Египте, Греции и Риме были широко распространены железные и медные гвозди. Археологи при раскопках древних построек во множестве находят такие гвозди и по ним иногда даже определяют время сооружения зданий.

На Руси гвозди ковали с X-XIII веков. Причем это занятие считалось настолько почетным, что о мастерах-гвоздарях упоминали даже летописцы. Вплоть до начала прошлого века, когда придумали машины для изготовления кованых гвоздей, их делали вручную. Примерно в ту же пору появились проволочные гвозди, материалом для них служила специальная проволока.

Гвоздей существует великое множество - и строительные, и кровельные, и толевые, и отделочные. А еще обойные, декоративные, штукатурные, шиферные, обувные, подковные, корабельные, наконец, баржевые. Все они отличаются друг от друга формой стержня и головки, толщиной, длиной. Рост самых маленьких - 5 миллиметров, но есть и гиганты - высотой в полметра! В основном гвозди делают из мягкой стали. Корабельные и баржевые, которые соприкасаются с водой, - из меди и латуни. Обувные бывают металлическими или деревянными (деревянные изнашиваются примерно с той же скоростью, что и подошва).

Во все времена людям хотелось как-то усовершенствовать гвоздь. Так появились «конструкции» с поперечными и продольными насечками (как у напильников - чтобы лучше держались), с винтовыми нарезками (как у шурупов). Вот еще одна оригинальная идея - у гвоздя сначала срезают бока, чтобы получилось квадратное сечение, а затем его скручивают. В результате получается винтовая линия на поверхности.

Для прочного и длительного соединения сильно вибрирующих деталей стали обвивать стержень гвоздя заостренными стальными пружинками. При забивании такого гвоздя пружинки-усики расходятся в стороны и служат как бы удерживающими якорями. Есть усовершенствованная модель железнодорожного костыля, которым крепят рельсы. Изобретатели предложили просверлить в костыле изогнутое отверстие и вставить в него гвоздь. При забивании костыля этот гвоздь, искривляясь, влезает в шпалу наподобие крюка.

Мастер, изготовляющий гвозди. Гравюра конца XV в.

Не обошла гвозди своим вниманием и химия. В Германии, например, выпускают металлические гвозди в тонкой полимерной «одежде». Они очень кстати в производстве мебели - не портят ржавчиной дорогую древесину. А в Англии решили делать гвозди из... стеклопластика. Оказывается, они не уступают в прочности металлическим. Где они используются? Тоже для производства мебели, только судовой, поскольку она постоянно «живет» в сырости.

Деревянный собор в Кижах, построенный без единого гвоздя.

Но пожалуй, самым оригинальным можно признать гвоздь, изобретенный в 1972 году одним англичанином. Все знают: труднее всего забивать гвоздь в самом начале, когда приходится удерживать его пальцами и стараться ударами молотка верно направить, насадить. После этого работать куда легче. Так вот, этот гвоздь пустотелый: сквозь отверстие в острие ходит, как поршень, дополнительный тонкий «насадочный» гвоздь, а сквозь отверстие в шляпке - боек. Центральная же часть гвоздя заполнена... взрывчаткой! При ударе по шляпке, а точнее - по бойку, взрывчатка воспламеняется, и тонкий гвоздь выстреливается в дерево. Основной гвоздь насажен, и теперь, пожалуйста, заколачивайте, не боясь повредить пальцы. Такой гвоздь можно сравнить с патроном, и подобное «военное» сопоставление не будет единственным. Ведь сейчас производство тары поставлено на поток, где каждый гвоздезабивочный агрегат «заряжен» лентой с гвоздями, уложенной параллельно или закрученной в спираль, ну ни дать ни взять - боевой пулемет!

Можно делать гвозди из металлической стружки. Обычно ее отправляют в переплавку. Инженеры нашли ей применение: в специальных прессах стружка превращается в плотную, почти неотличимую от сплошного металла массу. Из этой массы получают довольно неплохие гвозди. Тот же результат, если взять старые консервные банки.

А как вы думаете, можно ли продавать гвозди в качестве сувениров? Именно такое применение нашел один предприимчивый делец древнеримским гвоздям, обнаруженным в наши дни в Шотландии. В I веке до нашей эры здесь стояла древнеримская крепость. Однажды легионерам пришлось срочно покинуть укрепления. И поскольку они не хотели оставлять врагу ценности, то зарыли имевшийся у них запас гвоздей (ни много ни мало - 7 тонн) на глубину 3 метров. Вот этот «клад» и откопали строители. Велико было их удивление, а потом и ученых, когда они увидели, что гвозди сохранились в идеальном состоянии, без единого пятнышка ржавчины, хотя все ящики давно сгнили. И тогда эти гвозди разложили в целлофановые мешочки с надписью: «Гвоздь, аналогичный тем, которыми был распят Иисус Христос» - и пустили в продажу.

Но вернемся к дядюшке Поджеру. Ему все же удалось повесить картину (правда, криво и ненадежно), и «стена на несколько ярдов вокруг выглядит так, будто по ней палили картечью». Но дело сделано, а ведь все началось с обыкновенного гвоздя...

Возьми на заметку

Гвоздь можно забить, не повредив пальцы, придерживая его с помощью бельевой прищепки, гребенки, пластилина, узкой полоски бумаги, сложенной вдвое.

В пружинящую планку гвоздь можно вдавить струбцинкой.

Гвоздь - крепёжно-соединительное изделие, представляющее собой цилиндр, конус, параллелепипед, пирамиду или винт, заострённый с одного конца и имеющий на втором, тупом конце плоскую рифлёную или декоративную шляпку. Используется для скрепления различных материалов (в основном деревянных) посредством забивания.

История
В древности человек изготавливал гвозди из костей рыб, шипов растений, из древесины твёрдых пород. В эпоху бронзовой культуры появились первые металлические гвозди - литые и кованые. Известно, что в античные времена греки и римляне для строительства кораблей применяли довольно длинные, выкованные из медного сплава, гвозди. Эти гвозди имели четырехгранную форму в сечении и коническую от шляпки к острому концу. Позднее гвозди стали изготовлять из медной и железной проволоки. В России специалисты гвоздари известны с XIII в. Изначально, производство гвоздей было ручным и дорогостоящим - в ту пору за горсть гвоздей давали целого барана. До конца XIX в. кованные гвозди составляли предмет обширной кустарной промышленности. Производство, как правило, заключалось в следующем: рабочий брал железный прут, накаливал в горне, ударами молота оттягивал его на наковальне, заостряя на конце и оставляя утолщение на месте будущей головки. Затем прут у головки отсекался и вставлялся в брусок с дырой (гвоздильню), после чего головка гвоздя расплющивалась молотком. В других случаях гвозди нарезались из железной полосы (костыльки). Производство гвоздей оставалось ручным до начала XIX в., когда были созданы первые машины для изготовления кованых гвоздей. Примерно в то же время стали применять станки для получения гвоздей из проволоки.

Типы гвоздей
Гвоздь строительный - спектр применения строительных гвоздей настолько широк, что простое перечисление может занять несколько страниц. Обычно, строительные гвозди выпускают размерами от 10мм до 350 мм диаметром от 0,8мм до 10 мм.
Гвоздь шиферный - как видно из названия, применяется для крепления шифера и схожих с ним кровельных материалов. Шиферный гвоздь по сути тот же строительный, НО есть одно важное отличие- у него увеличенная шляпка из оцинкованной стали.
Гвоздь кровельный (толевый) - размеры такого гвоздя варьируются от 2х20мм до 4х40мм, у кровельного гвоздя шляпка увеличена по сравнению со строительными гвоздями, а сами они немного толще и короче.
Ершеный (гребенчатый) гвоздь - этот гвоздь не так легко вытащить, после того как Вы его забили, благодаря насечкам на гвозде, обеспечивается надежное соединение деревянных деталей.
Винтовой гвоздь - ещё одна разновидность специальных гвоздей. При забивании он как бы ввинчивается в дерево, что также обеспечивает надежное соединение сколоченных деталей.
Гвоздь финишный - предназначен для прибивания вагонки, тонких реек и других подобных деталей. Финишный гвоздь имеет небольшую овальную шляпку, что позволяет сделать такой гвоздь почти невидимым после того как его забили.
Дюбель-гвоздь - предназначен для забивания в бетон или кирпич при помощи специального монтажного пистолета.
Скоба - гвозди для сеток, проволоки и колючей проволоки.

Технология производства
Гвозди изготавливаются из проволоки. Проволока для изготовления гвоздей годится не любая. Обычно используется низкоуглеродистая стальная проволока общего назначения ГОСТ 3282-74 не обработанная термически. Марки стали, используемые для изготовления проволоки: Ст 1 КП, Ст 2 КП, Ст 3 КП, Ст3 ПС. Поставляется проволока в бухтах различных размеров и весов. Так, например, бухта проволоки для изготовления гвоздей диаметром 5 мм весит от 800 до 1200 кг.
С бухты проволоку направляют в выпрямляющее устройство. Далее проволока поступает в подающий механизм, с помощью которого регулируют длину гвоздя и подают проволоку в рабочую зону.
Подающий механизм представляет собой пару зубильц, которые при движении в сторону рабочей зоны захватывает проволоку и продвигают ее вперед. Захват проволоки происходит благодаря тому, что поворачиваются вокруг своей оси оправки, в которых закреплены зубильца. При обратном движении зубильца освобождают проволоку и скользят вдоль нее, при этом проволока не движется и удерживается в нужном положении специальной удерживающей втулкой. Важно, что бы первоначально проволока продвинулась до упора в ударное устройство, которое находится в крайнем правом положении. В этом положении проволока зажимается зажимным механизмом. Затем, проволока откусывается кусачками. После откусывания кусачки расходятся в стороны с тем, что бы ударное устройство могло своим ударом по торцу проволоки сформировать шляпку гвоздя. После формирования шляпки гвоздя ударное устройство возвращается в исходное положение. Зажимное устройство отпускает проволоку и процесс повторяется.
Необходимо заметить, что зажимное устройство - оно же устройство формирования шляпки гвоздя, состоит из двух дисков. На цилиндрической образующей этих дисков выфрезерованны полукруглые канавки, параллельные оси дисков и углубления под формовку шляпки гвоздя. В канавках делаются насечки, которые удерживают проволоку, когда зажимной механизм зажат. Полукруглые канавки в зажимном устройстве выставляются напротив друг друга. Таким образом они образуют отверстие, в которое и проходит проволока.На готовом гвозде у его шляпки видны насечки, которые образуются благодаря насечкам в полукруглых канавках.Кусачки выполнены таким образом, что они не только откусывают проволоку, но и формируют острый конец гвоздя. Угол конусности острого конца гвоздя должен быть не более 40 градусов (условия ГОСТ).
Реально в гвоздильных автоматах кинематика привода основных технических приспособлений может отличаться друг от друга, но основные технические элементы формирования гвоздя остаются аналогичными.

Используемые источники
1. stroymetizi.ru.
2. ru.wikipedia.org/wiki.
3. zmi2.ru.

Материал из ЭНЭ

Гвозди (Clous, Nägel, nails ) - с незапамятных времен люди выучились скреплять части своих сооружений помощью стержней из твердого вещества, слегка клинообразных, заостренных с одного конца и снабженных головкой с другого. Первые такого рода гвозди были, конечно, деревянные; ими, вероятно, служили твердые шипы некоторых растений. Так, жители островов Таити , еще не знавшие ни одного металла , пробовали сажать в землю гвозди, привезенные к ним капитаном Куком в надежде, что они прорастут. Бронзовые гвозди с более или менее изукрашенными головками находят как между остатками свайных построек, так и между древностями Египта и других культурных народов. В наше время гвозди делаются главным образом из железа и частью из мягкой стали ; из латуни и бронзы делают гвозди орнаментальные, из красной меди - гвозди для корабельных обшивок, а из цинка - гвозди для цинковых кровель, потому что в прикосновении с медью и водой железные гвозди очень скоро разрушаются, а цинк сам разрушается в прикосновении с ними под влиянием влаги и воздуха. По способу изготовления гвозди делятся на кованые, проволочные (см. Проволочные изделия) и литые. Кованый гвоздь всегда имеет вид удлиненной пирамиды или клина; при вколачивании его острие раздвигает частицы упругого или пористого материала, в который он проникает; возникает значительное давление на соприкасающиеся поверхности, вследствие чего является значительное трение и усилие, стремящееся расколоть сколачиваемый предмет, все более и более возрастающие по мере углубления гвоздя. Этого возрастания нет для гвоздей проволочных, сечение которых по всей длине одинаково: всю работу раздвигания частиц производит здесь одно острие. Поэтому-то проволочные гвозди почти вытеснили гвозди кованые, для которых необходимо было просверливать дырки буравчиком . Зато проволочные гвозди держат гораздо слабее, в особенности в неупругом материале, например, в кирпичной стене, без посредства деревянной пробки.

До конца прошлого столетия кованые гвозди изготовлялись без помощи машин и составляли предмет обширной кустарной промышленности в Англии , Швеции , Бельгии , Франции , Германии и России ; в настоящее время эта промышленность сильно упала (см. Кустарная промышленность). Обычно около одного небольшого кузнечного горна работают не менее трех человек, и каждый держит в огне по несколько прутков железа. Вынув пруток , уже нагревшийся на своем конце добела, гвоздарь оттягивает его молотком на своей наковальне , затем кладет на нее только ту часть, которая должна образовать самый стержень гвоздя, и ударяет по ней молотком над самым краем, чтобы получить резкий уступ на месте будущей головки. Рядом с наковальней укреплена отсечка, обращенная острием кверху; на ней подготовленный гвоздь отсекается ударом молотка немного выше уступа, вставляется в «гвоздильню» и только тогда совсем отламывается от остальной части прутка. Гвоздильня состоит из железного бруска, около одного конца которого наварено утолщение из стали, снабженное отверстием, соответствующим форме головки изготовляемого гвоздя. Во время работы гвоздильня опирается одним концом на наковальню, а другим заклинивается в особый столбик, укрепленный рядом, так что дыра приходится на весу. Работа идет так быстро, что железо не успевает остыть и головка формуется немногими ударами молотка без нового подогревания. Искусные гвоздари работают с изумительной быстротой: прежде чем нагретый пруток остынет, обычно успевают выковать два небольших Г. или один побольше. В Бирмингаме некто Джемс Лейстон выковал в две недели 17000 гвоздей, по 2000 штук на пуд . Однако производительность обыкновенного работника раза в три меньше.

Другой прием употребляется для изготовления гвоздей «резных», т. называемых костыльков. Для них железо прокатывается в виде широких полос и разрезается в горячем состоянии ножницами сначала на поперечные полоски такой ширины, как длина предполагаемых гвоздей, а потом опять вдоль, чтобы в гвоздях волокна были продольные. Для получения клинообразных, заостренных кусочков рабочий подставляет полоску к ножницам несколько наклонно и переворачивает ее на пол-оборота после каждого разреза: таким способом вся полоска без обрезков превращается в удлиненные треугольные кусочки. Их снабжают маленькими головками, загнутыми в одну сторону в плоскости самого гвоздя ударом молотка в особой гвоздильне . Костыльки употребляются в столярной работе, потому что головок у них почти не видно. Их вколачивают так, чтобы ширина приходилась вдоль волокон дерева, тогда оно не колется. Сортов Г. в продаже очень много. Перечислим только главнейшие. Самые большие и толстые Г. назыв. корабельными; они бывают от 6 до 15 дюймов длиной, и их приходится от 150 до 35 штук на пуд. Для укрепления полов служат брусковые гвозди с толстыми четырехугольными головками; они бывают от 4 до 7 дюймов, и их приходится от 1200 до 400 шт. на пуд. Для обшивки тесом и для крыш идет однотес, двоетес и троетес с круглыми, выпуклыми головками от 2 до 5 дюймов, от 5000 до 800 шт. на пуд. Костыльки от 1 до 3 дюймов, от 16000 до 2000 шт. на пуд. Штукатурные гвозди для прибивки драни под штукатурку бывают около 1 дюйма; их приходится около 13000 шт. на пуд. Еще мельче гвозди обойные, в 1 / 4 дюйма длиной и даже меньше.

В наше время только большие и средние кованые гвозди еще изготавливаются и ручным способом, в сравнительно небольшом количестве; большая же часть вырабатывается с помощью машин. Патент на первую машину для выделки гвоздей получил в Англии в году сэр Давис Бульмер; но она не произвела никакого влияния на практику. Только в г. Перкинс придумал действительно годную машину, которая после усовершенствований Одиорна получила большое распространение уже к первым годам XIX столетия. Сущность устройства этого рода машин следующее: они изготавливают разные Г. из холодного железа; полосы подставляются к ножницам или вручную, или же особым механизмом, изменяющим наклон после каждого разреза. Особая пружина придерживает гвоздь во время отрезания; затем другой механизм передвигает его в сторону и вдвигает в тиски , а молоток , нажимаемый пружиной, образует с одного удара головку. Готовые гвозди подвергаются слабому отжигу, чтобы возвратить им должную степень мягкости. Такие машины делают от 100 до 1000 гвоздей в минуту. Существуют и машины, перерабатывающие накаленное железо в гвозди с помощью многократного вальцования или штампования. В Англии изготовляют очень хорошие мелкие сапожные и обойные гвозди из ковкого чугуна. Их формуют обыкновенным образом, в песке (см. Литейное дело), причем модель имеет вид грабли и заключает в себе и лишники, по которым металл притекает в форму каждого гвоздя. По охлаждении лишники отламывают, а Г. подвергают отжигу с окисью железа для обезуглероживания чугуна. Отливают подобным образом и бронзовые гвозди, и кнопки, но их головки потом отделывают на токарном станке. Иногда в форму вставляют железные Г. и отливают одни головки из латуни; при застывании металл достаточно крепко охватывает железное острие.

В настоящее время почти все употребляемые в России гвозди выделываются на русских заводах: по сборнику статистических сведений о горной промышленности в России (изданному С. Кулибиным в г.) в г. гвоздей выделано было всего 608000 пудов. Из этого числа 225000 пудов выделано СПб. общ. железоделательных заводов, 135700 пудов Кагинским заводом в Оренбургской губернии, 144900 пудов на 4 заводах в Финляндии и 89000 пудов в Радомской губернии, тоже на 4 заводах. Количество гвоздей, выделываемых кустарями, стало теперь незначительным (см. Кустарная промышленность ). По изданию департамента тамож. сборов: «Внешняя торговля России по европейской границе», в г. ввезено Г. разных всего на 19000 руб. золотом в количестве около 2000 пудов и получено за них пошлины 6421 руб. золотом (по 2 руб. 70 коп.). Ввозятся, как видно, Г. дорогие, стоящие в среднем почти по 10 руб. за пуд; это все или очень мелкие сапожные и обойные Г., машинные или литые, или же Г. с изукрашенными головками, для обойщиков.

Гвозди деревянные: 1) Корабельные, или нагели, служащие для скрепления частей морских судов; у нас они изготавливаются из дубовых и сосновых коротеньких отрубков толщиной около 2-3 дюймов, но за границей предпочтительнее употребляют лжеакацию , древесина которой доставляется из Америки , и ясень . 2) Барочные или речные судовые - днищевые, втесневики (Архангельская губерния), сколотьни, шпигорья, шпигори или шпиголы, - идущие при постройке барок на прикрепление барочных досок к стойкам и кокорам ; они длиной 12-16 вершков при толщине по окружности до 8 вершков. Модельку, по которой изготавливаются судовые деревянные гвозди, называют (на Каме) матрёнкой. 3) Плотники и стекольщики употребляют преимущественно гвозди дубовые или из хвойных пород. 4) Сапожные - шпили, шпильки, штифты, колки - изготавливаются машинным способом из клена (вообще), березы (у нас в России) и отчасти граба (за границей и в Привислянских губерниях). Они правильной четырехугольной формы и различной длины и толщины, сообразно с чем различают в торговле до 80 их нумеров. Шпильки с одного конца остро срезаны в две или в четыре грани; весь ход действий при выделке шпилек состоит в распиловке круглой пилой или различными пилами древесных отрубков (чураков длиной в саженей 6) на отрезки или стволовые кружки, толщина которых равняется длине шпилек. Отрезки при помощи колольной машины превращаются в пластинки большей или меньшей толщины и различной длины. У отсортированных наиболее пригодных пластинок заостряется один край на особых машинах-рубанках, и затем они раскалываются на гвозди, или шпильки; последние поступают в железные барабаны для просушки и потом просеиваются для отсортировки на ситах. При хорошем устройстве машин можно получить в течение 12 часов шпилек 10-15 пудов. Процент отбросов древесины при изготовлении шпилек до 50-70 %. Продажа производится по весу [Килограмм шпилек равен по объему 3 1 / 2 литрам.]. По официальным данным за

Гвоздь - простейший крепежный инструмент, известный с древности. В обиходе человека гвоздь находится около пяти тысяч лет.

Гвоздь используется повсеместно и для различных целей. Без гвоздя ни ремонта сделать, ни повесить на стену картину, да зачастую и обувь они помогают починить домашнему мастеру. Но гвоздь нужен не только в быту. Без больших гвоздей - костылей не проложить железную дорогу, без гвоздя не обходятся ни мебельная, ни обувная, ни другие фабрики. Нужен он и в строительстве, и в судостроении.

Появились гвозди еще у первобытного человека. В качестве гвоздя он использовал кости рыб и животных, колючки растений, заостренные корни и щепы деревьев. Ими скрепляли части построек, лодок, прибивали шкуры, служившие защитой от ветра и снега.

Раскопки в одном из древнейших очагов цивилизации - Древней Месопотамии, расположенной между реками Тигр и Евфрат в Западной Азии, обнаружили заостренные стержни из глины, по форме очень похожие на желуди. Это были первые гвозди, которые пришли к нам с IV тысячелетия до новой эры.

Каждый правитель, стремясь оставить о себе добрую память для будущих поколений, в каждом построенном по его приказу дворце или храме обязательно оставлял своеобразный запись. Вот здесь и понадобились гвозди из глины На головку гвоздя ставили условный знак (штамп) правителя. Гвозди выжигали и втыкали в стену под глиняный слой.

В руинах шумерского города Эриду был найден гвозди иной формы: тоже из глины, но с загнутым верхним концом. Считают, что на таких гвоздях-крюках жители вешали плетеные камышовые маты для украшения своих домов. При раскопках встречались еще глиняные гвозди с окрашенными в разные цвета и даже позолоченными квадратными головками. Их вдавливали в мокрую мягкую глину, чтобы выложить на стенах и колоннах узоры орнаментов.

Позже появились деревянные гвозди. В зависимости от места использования, их делали из разных пород деревьев. Для корабельных гвоздей использовали наиболее стойкие породы: дуб, сосну, клен и акацию. Такие гвозди сначала выстругивали, а затем обрабатывали смолой для увеличения срока их службы. Но все же, дерево не лучший материал для гвоздей.

В бронзовом веке появились первые металлические гвозди. Именно тогда и родилась их традиционная форма - заостренный тонкий стержень с головкой, - которая почти не изменилась за тысячелетия. Сначала люди научились ковать, а затем и отливать гвозди. Поначалу их делали из бронзы, но ценились они буквально на вес золота, поэтому и пользоваться ими могли только очень богатые люди. Но уже в древних Египте, Греции и Риме были широко распространены железные и медные гвозди. Археологи при раскопках древних построек во множестве находят такие гвозди и по ним иногда даже определяют время сооружения зданий.

На Руси гвозди ковали с X-XIII веков. Причем это занятие считалось настолько почетным, что о мастерах-гвоздарях упоминали даже летописцы.

Гвозди являются одними из лучших ключей к разгадке исторического возраста здания. Особенно это помогает при определении возраста зданий, построенных в ХVIII, ХIХ веках, когда технология производства гвоздей очень быстро изменялась. В основном в этот период гвозди использовались для строительства крыши, где они применялись для крепления лаг и обрешетки.

Изготовка гвоздей – дело кропотливое, особенно если это гвозди для подковы. Они должны были согнуться, не дойдя до живого тела и не травмировать лошадь. Не каждый кузнец такое умел.

Вплоть до начала прошлого века, когда придумали машины для изготовления кованых гвоздей, их делали вручную. Рабочий раскалял железный прут, оттягивал на наковальне, отсекал небольшой сегмент, заострял на одном конце. Формировали шляпку в специальном устройстве - гвоздильне. Другой способ был таков: из железной полосы нарезались костыльки, потом их острили и загибали на шляпке. Оба процесса были очень трудоемкими. В 1741 году в Англии только на производстве гвоздей работало около 60 000 работников. Гвозди были довольно дорогими и дефицитными, поэтому при пожаре люди просеивали пепел от зданий, в надежде отыскать гвозди.

К середине 19 века на рынке стали преобладать резаные гвозди. Резаные гвозди не самом деле не отрезались, а выстригались их листовой стали. Толщина листа стали являлась толщиной гвоздя. Эти гвозди обычно называли квадратными гвоздями, для их производства применяли резательную машину. Вторая машина формировала шляпки резаных гвоздей. Гвозди ручной ковки были сужены со всех четырех сторон, а резаные гвозди имели две параллельные стороны, образованные плоскостями листа стали, из которого они были выстрижены.

Резаные гвозди изготавливались гораздо быстрей, чем кованые гвозди, поскольку процесс производства был механизирован. Затраты на производство таких гвоздей были ниже. Но на фабрике, где их делали, было занято много операторов и обслуживающего персонала для каждой машины, поэтому процесс все равно оставался трудоемким. К тому же на этих заводах было очень шумно. Своего расцвета резаные гвозди достигли к 1820 году.

В 1910 году появилась проволока и это дало возможность делать круглые проволочные гвоздики. Стальную проволоку закладывали в машину, которая отрезала гвоздь, делала ему шляпку и заостряла кончик за одну операцию. Для производства требовался всего один человек, который включал и выключал машину. Гвозди стали дешевыми и доступными, и почти сразу появились в каждом доме.

Цех автоматических гвоздильных автоматов предприятия LaBellle Works, США 1926 г.

В России первое упоминание о гвоздильных станках можно отнести к 1835 году, когда вернувшись из Англии Ефим Александ­рович Черепанов (1774-1842) и его сын Мирон Ефимович Черепанов (1803-1849) спроектировали и построили на тагильском заводе гвоздарный станок. Массовое использование в России гвоздильных станков началось в конце XIX века. В основном оборудование для производства гвоздей поставлялось из Германии и Англии.

Гвоздей существует великое множество. Наиболее распространены, в зависимости от их применения, следующие виды гвоздей:

  • Строительные – универсальные гвозди (оцинкованные и неоцинкованные модели) для проведения ремонтных и строительных работ.
  • Винтовые гвозди, обеспечивающие дополнительную прочность соединения. Винтовой гвоздь используется для крепления гнущихся конструкций, например пола, причалов, наружной обивки и прочее. Характерным для винтовых гвоздей может быть скрытая головка, что в свою очередь в пять раз увеличивает прочность крепления в сравнении с обычными гвоздями.
  • Финишные гвозди с маленькой, полукруглой головкой предназначены для отделочных работ, например для крепления декоративной евровагонки.
  • Небольшого размера толевые гвозди с увеличенной шляпкой для надежной фиксации мягкого кровельного покрытия
  • Кровельные гвозди для крепления элементов металлической кровли, например, металлочерепицы, к деревянной обрешетке.
  • Шиферные гвозди с увеличенной шляпкой из антикоррозийного материала для крепления шиферной кровли.
  • Двухшляпочные гвозди, используемые в основном при строительстве временного сооружения. Такой гвоздь забивается по первую шляпку, а выступающая вторая шляпка позволит в дальнейшем легко гвоздь удалить
  • Ершенный гвоздь – данный вид гвоздя очень не просто будет вытащить из поверхности, в которую его вбили. Этот гвоздь имеет специальный конусный подголовник. Во время того, как гвоздь забивается, подголовник в отверстии расклинивается, благодаря чему и достигается более надежная и плотная посадка гвоздя в перфорированный элемент. Ершенные гвозди рекомендуется применять для тех конструкций, для которых необходимо добиться максимальной прочности отскоков, например, они прекрасно подойдут при сборке конструкций из европоддонов, так как им необходима довольно высокая прочность крепления. Ершенный гвоздь имеет поперечную насечку, с помощью которой крепеж деталей усиливается в пять раз в отличие от простого строительного гвоздя. При попытке вытащить такой гвоздь, скорее всего она увенчается провалом, так как больше вероятности того, что гвоздь сломается. Головка у ершенного гвоздя имеет либо плоскую, либо коническую форм

Гвозди, используемые в строительстве: А - круглый гвоздь; Б - с выпуклой шляпкой; В - напольный гвоздь; Г - овальный гвоздь; Д - гвоздь без шляпки; Е - панельный гвоздь; Ж - штукатурный гвоздь; 3 - настенный гвоздь.

Во все времена людям хотелось как-то усовершенствовать гвоздь. Так появились «конструкции» с поперечными и продольными насечками (как у напильников - чтобы лучше держались), с винтовыми нарезками (как у шурупов). Вот еще одна оригинальная идея - у гвоздя сначала срезают бока, чтобы получилось квадратное сечение, а затем его скручивают. В результате получается винтовая линия на поверхности.

Для прочного и длительного соединения сильно вибрирующих деталей стали обвивать стержень гвоздя заостренными стальными пружинками. При забивании такого гвоздя пружинки-усики расходятся в стороны и служат как бы удерживающими якорями. Есть усовершенствованная модель железнодорожного костыля, которым крепят рельсы. Изобретатели предложили просверлить в костыле изогнутое отверстие и вставить в него гвоздь. При забивании костыля этот гвоздь, искривляясь, влезает в шпалу наподобие крюка.

Не обошла гвозди своим вниманием и химия. В Германии, например, выпускают металлические гвозди в тонкой полимерной «одежде». Они очень кстати в производстве мебели - не портят ржавчиной дорогую древесину. А в Англии решили делать гвозди из стеклопластика. Оказывается, они не уступают в прочности металлическим. Где они используются? Тоже для производства мебели, только судовой, поскольку она постоянно «живет» в сырости.

Но, пожалуй, самым оригинальным можно признать гвоздь, изобретенный в 1972 году одним англичанином. Все знают: труднее всего забивать гвоздь в самом начале, когда приходится удерживать его пальцами и стараться ударами молотка верно направить, насадить. После этого работать куда легче. Так вот, этот гвоздь пустотелый: сквозь отверстие в острие ходит, как поршень, дополнительный тонкий «насадочный» гвоздь, а сквозь отверстие в шляпке - боек. Центральная же часть гвоздя заполнена взрывчаткой! При ударе по шляпке, а точнее - по бойку, взрывчатка воспламеняется, и тонкий гвоздь выстреливается в дерево. Основной гвоздь насажен, и теперь, пожалуйста, заколачивайте, не боясь повредить пальцы.

Кроме вполне обычного, некоторые люди находят для гвоздей и не вполне обычное применение. Например, Маркус Левин с помощью гвоздей создает картины. Для создания одной картины мастеру требуется не менее 15 000 стальных гвоздей. Вбивая их в деревянные плиты на разной высоте, Маркус создает эффект перехода цвета и элементы светотени. На работу над одной картиной у него уходит от 3 до 60 дней.

О первых кованых гвоздях известно еще с библейских времен. А в то время как в строительстве использовались габаритные тесаные камни и бревна, в роли гвоздей люди использовали клинья. После появления деревянной черепицы широкую популярность дюймовые гвозди. С появлением лесопилок, когда для сооружения зданий начали использоваться самые разнообразные лесоматериалы, ассортимент гвоздей существенно увеличился. В связи с чем делаем вывод, что размеры этих полезных приспособлений, равно как и параметры шляпок, все время менялись. Итак, сегодня мы выясним, когда появились гвозди и как они видоизменялись до наших времен.

Возможно, вас заинтересует история появления отвертки? Если да, то написана специально для вас!

Все время гвозди пользовались большой популярностью. Были даже такие люди – гвоздари, – специализирующиеся на изготовлении гвоздей. Изделия были в дефиците, из-за чего, к примеру, в Америке в 19-м веке даже просеивался пепел, оставшийся от сожженных зданий, дабы их найти. Найденные «богатства» они носили кузнецам, которые с легкостью выпрямляли их.

Обратите внимание! Иностранцы и по сей день по отношению к гвоздям используют слово «пенс». Принято считать, что термин появился в Англии 3 столетия назад, т. к. именно там в обиходе были фунты стерлингов, которые делились на пенсы и шиллинги. Тогда сотня небольших гвоздей стояла 1 пенс, а аналогичное количество больших гвоздей стояло 16 пенсов. Именно поэтому размеры гвоздей «измеряются» пенсами.

Ранее никаких стандартов в размерах изделий не существовало, хотя стоимость на них долго была постоянной. По этой причине стандартные размеры определили вскоре на основании стоимости. Продавали их в ящиках, бочонках или коробках. Сами гвозди были следующих типов:

  • мелкие отделочные;
  • специальные;
  • 16-пенсовые;
  • 8-пенсовые.

В 18-м веке стоимость приспособлений заметно упала. Так, даже Т. Джефферсон на одной из плантаций основал завод по изготовлению гвоздей, причем производимая продукция называлась резаной, чем и отличалась от прежней ручной ковки. Спустя век резаные изделия уже доминировали на рынке, пусть на самом деле их и не резали, а выстригали из стальных листов. Для этого использовалась специальная резательная машина, в результате чего появлялись квадратные гвозди, толщина которых равнялась толщине используемых листов. Еще один аппарат использовался для создания шляпок.

Для изготовления резаных гвоздей требовалось намного меньше времени, чем при ручном производстве, ведь все этапы процесса были механизированы. Но все же он был достаточно трудоемким, ведь на фабрике были задействованы многочисленные операторы и рабочие, обслуживающие механизмы. Да и шумно было.

В начале прошлого столетия (а именно в 1920-м) впервые появилась гвоздильная проволока, что положило начало производству круглых изделий. Проволока подавалась в режущий механизм, который еще и заострял один конец и формировал шляпку на втором. Для обслуживания требовался всего один рабочий, а производительность одной машины достигала нескольких тысяч экземпляров за минуту.