Хори и кори – тысячелетние братья. Хоринские буряты Что является тотемом хоринских бурят

По мере развития военного конфликта на Востоке стало ясно, что японская доктрина поддержки танков пехотой в условиях растущей угрозы со стороны США не является эффективной. Получив сведения об американском тяжёлом танке M6, японское командование решило внимательно изучить немецкую танковую доктрину. Новая политика подразумевала концентрацию усилий на разработке и производстве стандартных средних танков с улучшенным вооружением. Поддержка этих танков в бою возлагалась на противотанковые САУ с орудиями крупного калибра.

В конце 1943 года на базе ходовой части танка Тип 5 «Чи-Ри» началась разработка «Хо-Ри». Конструкторы японского 4-го Технического исследовательского института понимали, что отвесная лобовая броня «Чи-Ри» плохо защищала машину от противотанковых снарядов. Ключевой особенностью новой конструкции «Хо-Ри» стало снижение угла наклона лобовой брони до 70 градусов. Был создан деревянный макет танка, который в начале 1944 года представили на рассмотрение Министерства армии.

Производству «Хо-Ри» дали зелёный свет, и в августе 1944 года был построен первый прототип. Танк весил 35 тонн и развивал скорость в 40 км/ч, в качестве силовой установки использовался двигатель с водяным охлаждением Kawasaki V12 мощностью 550 лошадиных сил — такой же, как и на среднем танке «Чи-Ри». Схема бронирования также была выполнена по схожим спецификациям. В качестве вооружения использовалось экспериментальное скорострельное 105-мм орудие с механизмом подачи снарядов. На полевых испытаниях оно пробивало броневой лист толщиной 150 мм на расстоянии в 1000 метров. Однако японская военная администрация требовала лучших результатов, поэтому проект танкового орудия был переработан.

В 1945 году прототип «Хо-Ри» был одобрен для производства. Машине присвоили наименование Тип 5 и официально приняли на вооружение. Производственный образец «Хо-Ри» отличался от прототипа 1944 года более прочной лобовой бронёй, толщина которой теперь составляла 120 мм. Чтобы компенсировать дополнительный вес брони, танк был оснащен экспериментальным двигателем Kawasaki V12 мощностью 1100 лошадиных сил. Не забыли улучшить и пушку: машина получила противотанковое орудие Тип 5 калибра 105 мм, способное пробивать 200-мм броневой лист на расстоянии в 1000 метров.

Официально производство Тип 5 «Хо-Ри» началось в январе 1945 года, и к марту было построено 5 машин. Дальнейшему производству этих танков помешали американские бомбардировки. Вскоре после капитуляции Японии все «Хо-Ри» были уничтожены или затоплены в глубоких озерах — оккупационные силы США не должны были захватить и изучить эту технику.


Карта технологического процесса: Исх. №: C14011075200. Национальный институт исследований в области обороны, Министерство обороны, Военное управление мобилизации снабжения, карта технологического процесса январь-апрель 1945 года.

Команда War Thunder с гордостью представляет вам «Хо-Ри» — первую противотанковую САУ 4 ранга в японском дереве развития наземной техники.

Это первая машина в дереве развития Японии, которая оснащается 105-мм орудием. Опытные командиры 75-мм противотанковой САУ Тип 5 рады будут узнать, что новый танк вооружён ещё более мощной пушкой. Благодаря точности орудия, на поле боя эта машина становится силой, с которой нельзя не считаться.

Опытные командиры японской бронетехники могут вздохнуть спокойно: угол склонения орудия «Хо-Ри» очень велик и не уступает своим аналогам. Игроки смогут воспользоваться этим для получения преимущества в бою, ведь «Хо-Ри» может похвастаться углом склонения пушки в целых 10 градусов! Таким образом, управляя этой САУ, можно в полной мере воспользоваться преимуществом господствующей высоты в борьбе с танками противника!

Чтобы совместить шасси и рубку с более низким силуэтом, на «Хо-Ри» был реализован уникальный механизм: поднимающийся люк, благодаря которому можно было опустить пушку и прицелиться во врага без ущерба для защиты. Игроки, которые уже знакомы с предыдущими японскими противотанковыми САУ, наверняка будут рады получить «Хо-Ри».

Этот танк, безусловно, станет ценным дополнением к японской ветке бронетехники. С обновлением 1.71 в War Thunder появится прототип «Хо-Ри» в виде первого японского премиумного танка 4 ранга, а в одном из следующих обновлений следует ожидать серийную версию в качестве линейной машины.

Официальное обозначение: Тип 5 “Хо-ри”
Альтернативное обозначение: ?
Начало проектирования: 1945 г.
Дата постройки первого прототипа: 1945 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

В начале 1945 года японские инженеры приступили к созданию действительно мощной противотанковой САУ, способной поражать все типы американских танков. Не обошлось здесь, по всей видимости, без немецкого влияния.

По компоновке САУ, названная Тип 5 «Хо-Ри» , была отчасти аналогична немцкой Sd.Kfz.163 «Ferdinand», но и здесь японцы решили внести свой скромный вклад: трансмиссионное отделение и отделение управление располагалось спереди, в средней части корпуса расположили двигатель, а в кормовой части корпуса находился боевой отсек. Вооружение самоходки и впрямь было очень мощным. В неподвижной открытой сверху рубке, собиравшейся из листов брони толщиной до 180 мм (по дркгим данным — 125 мм), установили 105-мм противотанковую пушку Тип 1, которая как и её немецкий аналог StuK 43, создавалась на основе 88-мм зенитного орудия и имела большую поражающую способность. Углы вертикального наведения составляли от -10° до +20° и по 10° в обе стороны по горизонту. Для борьбы с более легкой бронетехникой, вроде легких танков и бронеатомобилей, в передней части корпуса слева от механика-водителя, разместили 37-мм пушку Тип 1. В вертикальной плоскости она имела углы наведения от -15° до +20°, а по горизонту пушка могла наводиться в пределах 10° в обе стороны. Была также предусмотрена установка одного-двух 7,7-мм пулеметов. Относительно боекомплекта данные расходятся — предположительно, «Хо-Ри» мог нести 48 (или 60?) снарядов калибра 105 мм и 100 снарядов калибра 37 мм.

Ходовую часть САУ решили позаимствовать от среднего танка «Чи-Ри», недавно поступившего на испытания и показавшего хорошие результаты. Конструктивно она состояла из восьми опорных катков на борт с подвеской типа Хара, трех поддерживающих роликов, заднего направляющего колеса и вдеущего колеса переднего расположения с цевочным зацеплением.br>

Был также разработан второй вариант, известный как «Хо-Ри II» , отличавшийся задним расположением двигателя и боевым отделением, перенесенным в среднюю часть корпуса. Реализовать в металле его не удалось, поэтому данная разработка осталась только на уровне макета и предварительных чертежей.

Хотя работы по «Хо-Ри» продвигались быстро к сентябрю 1945 года удалось построить всего один прототип, который так и не успел пройти испытательный цикл. О его дальнейшей судьбе точная информация отсутствует.

Источники:
П.Сергеев «Танки Японии во Второй мировой войне». 2000
С.Федосеев «Бронетанковая техника Японии 1939-1945» («Историческая серия», приложение к журналу «Техника-молодежи»). 2003
Steven Zaloga, Tony Bryan «Japanese Tanks 1939-45»
ftr-wot.blogspot.com.by: Japanese Ho-Ri tank destroyers

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ

Тип 2 «Хо-ри» образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 40000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6500 (по корпусу)
Ширина, мм 3050
Высота, мм 2100
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 105-мм противотанковая пушка Тип 1 в рубке, одна 37-мм пушка в лобовой части корпуса, два 7,7-мм пулемета Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 180 мм
лоб рубки — 180 мм
борт корпуса — ?
борт рубки — 25 мм
корма — ?
крыша — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ BMW, 12-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 550 л.с. при 1800 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): 8 опорных катков, сблокированных по два на балансирах, три поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска типа Хара; гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 600 мм
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,75
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?
Первыми банкирами были монголы

В общественном сознании образ кочевников (а это, по мнению большинства, всегда монголы) нарисован достаточно ярко и претенциозно. Дикий варвар, скачущий по степи, уничтожающий все признаки цивилизации, не знакомый с грамотой и культурой. Таков портрет монголов, нарисованный и растиражированный европейскими и нашими учеными. Да, монголы разрушали, соглашается Баир Дашибалов. Но они разрушали замкнутость, косность сознания, религиозную нетерпимость, узость мышления и создавали… Создавали новое, открытое евразийское пространство и глобальное мировоззрение. Все то, к чему Европа пришла в конце второго тысячелетия, – единое общество, уже было создано монголами в XIII-XIV веках. И не было никакого экономического упадка и разорения после монгольских походов. На всем протяжении великой империи сохранились как уровень металлообработки, так и непрерывность технологической цепочки. А это показатели развития общества, как сегодня компьютеризация. Более того, монголы научили Европу лить чугун и познакомили со всеми достижениями своей цивилизации. Это достоверно демонстрирует археология, одна из самых честных наук.

Высочайший уровень монгольской цивилизации находит подтверждение и в словах Марко Поло, венецианского купца и первого европейца, проникнувшего в сердце великой империи и восхитившегося ею. В своих воспоминаниях он даже назвал целую главу «Как великий хан вместо монет тратит бумажки», посвятив ее денежному обороту монголов. Богатейшего из просвещенных людей Европы поразили не только бумажные деньги, но и возможность обмена старых купюр на новые. А это значит, что существовали и банки!

Археологи находят и другие веские доказательства процветания монгольского государства. Если сравнить количество найденных археологами монет в городах Средней Азии и Ирана до монголов и в их время, то в монгольском слое монет гораздо больше. Причем эти деньги из разных стран, что говорит об активной торговле. Видимо, не зря Марко Поло двинулся на Восток, ведь он прежде всего был купцом. А куда тянутся коммерсанты всех времен и народов? Туда, где есть товары и есть деньги, говорит Дашибалов.

Земледельцы, ставшие кочевниками

Но как смог кочевой народ достичь такого уровня в своем развитии, что обошел другие на несколько веков? На этот вопрос Баир Бальжинимаевич отвечает двумя аргументами.

Во-первых, кочевники являлись посредниками между различными народами и культурами и их движение развивало и обогащало человеческое общество. При таком укладе естественно, что все новое и лучшее тут же находило живой отклик у древних номадов-путешественников. А так как эпицентром для всех кочевых волн, изменивших облик древней Евразии, служили степи Центральной Азии, то именно они и стали центром мировой цивилизации. Отсюда двинулись на запад хунну – олицетворение всех кочевых народов и отсюда же выплеснулись тюрки и монголы. И в то же время шел обратный процесс - движение с запада на восток. Археологами отмечено много идентичных находок у народов Прибайкалья и Западной Европы, Древнего Египта и Юго-Восточной Азии. Даже языки сохранили некоторые черты общих названий.

Во-вторых, фактором, позволившим древним монголам создать величайшую империю, был, как это ни парадоксально, оседлый образ жизни, сохранившийся в их сознании. Данные археологических раскопок показывают, что древнейшие монголы вели оседлый образ жизни и были знакомы с земледелием. На карте Восточной Азии самые плодородные земли расположены на стыке степи и океана, в районе реки Шара-Мурэн у Желтого моря. Этот регион явился колыбелью для монгольского, маньчжурского и корейского народов. Здесь начали строиться первые города и крепости, здесь создавались первые государства и первые политические союзы. Поэтому древним монголам не составляло особого труда привыкнуть к тому или иному типу хозяйствования. И наиболее ярко это проявилось в культуре хунну, где две основные традиции – кочевничество и земледелие – соединились в одно целое.

Хори и кори – тысячелетние братья

Кто же были древние монголы? На этот счет у историков есть разные мнения, но почти все они сходятся в мысли, что предками многих восточно-азиатских народов были дун-ху или восточные хори (в китайском языке нет буквы «р» и, по мнению ученых, самоназвание «хори» трансформировалось в «ху»). Баир Дашибалов согласен с мнением, что правильно будет называть их хори-монголы. Они были кочевниками и земледельцами, их высокий культурный и интеллектуальный потенциал привел к тому, что они стали во главе многочисленных племен и сформировали несколько разных народов. Считается, что стремена (предмет, который позволил совершить гигантский скачок в развитии человечества) изобрели корейцы, но на самом деле придумали их хори-монголы, ведь корейцы занимались земледелием. За стременами пошли седло и сабля – как неразрывная цепочка изобретений, давшая хорам возможность доминировать на всем протяжении от Дальнего Востока до Дуная.

Например, прародителем корейского народа и основателем государства Когурё-Корё был Тонмён, который происходил с севера, из мифической страны кочевников кори. Кори и хори - общность бурятского и корейского языков давно отмечали исследователи. Но сам факт того, что только в наших двух языках сохранилось название хори говорит о многом. Теперь понятны и данные генетиков, нашедших идентичный набор генов у бурят и корейцев. Археологи же, в свою очередь, обнаружили несколько вещественных доказательств нашего родства. Так, на иволгинском городище костей собак и свиней найдено на 10% больше, чем костей лошадей и овец. Следовательно, наши предки тоже употребляли собак в пищу. Там же мы находим каны, или ондали – древние отопительные системы, характерные для наших народов. В-третьих, во многих погребениях на берегах Байкала часто встречаются культовые вещи, сосуды и украшения, например, такие как бронзовые колокольчики и бубенчики, характерные для древних культур Кореи, Северного Китая и Японии. В-четвертых, сложные криволинейные линии орнамента, принятые в дальневосточной культуре, используются и у бурят. В пользу близкого родства бурят с корейцами говорят и другие, биологические и антропологические исследования - жесткая структура волос, наличие «монгольского пятна» у младенцев или, как говорят японцы и корейцы, «отметины Чингисхана».

«Земля обетованная» для бурят и монголов

Как появились хори на территории нынешней Бурятии? Где их прародина? Дашибалов убежден и археологические находки это доказывают, что истоки этого народа находятся у берегов Желтого моря в долине Желтой реки. Отсюда они ушли на запад, в степи Центральной Монголии. Другая часть хори двигалась на северо-восток, по Амуру, а затем повернула на запад. Не отсюда ли появились в бурятском языке понятия морей и океанов? Лишь в одной Гэсэриаде встречаются названия шести морей, вплоть до Северного Ледовитого океана. В своем историческом движении наши предки сформировали некоторые дальневосточные народы. Если сравнить погребальные обряды древности (наиболее устойчивая и консервативная часть культуры) в Прибайкалье, Якутии и на Амуре, то они во многом идентичны. Очутившись в долине Селенги, у берегов Байкала, хори не нашли более лучшего места для своей второй родины.

Подтверждением археологических данных служат и записи бурятских преданий. В «Летописи хоринских бурят» древние хори, возглавляемые Баргу-Батором вместе с сыном Бурту Чоно, перекочевали на Байкал из южных земель. Об этом же свидетельствуют молитвы шаманов балаганских бурят, у которых есть и онгон Борто: «Ну, а хори-монголы родом из далекой южной земли». Им вторит Марко Поло, много лет проживший среди монгольской аристократии, которая хорошо знала свою историю. По утверждениям его именитых современников, прародина всех монголов размещается в районе Шара-Мурэн. Видимо, это очень тонко прочувствовал поэт Баир Дугаров, написавший следующие строки:

«Ушли чингисиды,
А хори остались –
живучее племя на все времена.
Оно по азийским
просторам скиталось
И чашу кочевий испило
до дна».

По признанию Баира Дашибалова, значение монголов в истории нуждается в переоценке. Это единственная культура, которая построила цивилизацию, идя от городов к кочевьям. Древние монголы всегда пытались соединить Запад и Восток, они отдали свою лучшую кровь и плоть для других народов. И они же были оболганы европейскими историками. Поэтому сегодня для возрождения и развития всех народов, населяющих Россию, необходимо понимание ценности каждого этноса, каждой культуры. Бурятия в этом смысле выгодно отличается от своих соседей по Азии как островок, где традиции и жизненный уклад законсервированы веками. Буряты сумели сохранить свою самобытность, живя бок о бок с другими народами.

Тимур Бадмаев

Упоминаемая в письменных источниках с XIII века; в некоторых источниках, в частности в «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина , туматы указаны отдельно, хотя и в географической близости от хори.

Письменные памятники средневековья о туматах

Народное понимание термина «тумат/тумэт» развил Г. Д. Санжеев, обосновавший теорию о том, что туматы были войсковой организацией тех же хоринцев. Он же обратил внимание на тот факт, что в «Сборнике летописей Рашид ад-Дина » туматы названы «племенем и войском». Отсюда проистекал тезис о том, что «племя и войско» в данном случае это хори и тумат. Близкую позицию занимает сейчас Д. Д. Нимаев.

Теория тюркского происхождения

Явное влияние Г. В. Ксенофонтова (хотя ссылок на него нет) видно в монографии Ц. Б. Цыдендамбаева «Бурятские исторические хроники и родословные», где автор попытался построить свою версию этногенеза различных бурятских групп, в том числе хоринцев. Ц. Б. Цыдендамбаев пошёл ещё дальше Ксенофонтова и, всерьёз не рассматривая теории о социальном характере туматской группы, также решил, что она являлась племенем (этносом), причем тюркского происхождения и даже ведущим в союзе племён хори и тумат. Способом, которым крупный учёный, специалист по письменным памятникам бурят, вывел тюркское происхождение туматов, был анализ тотемического мифа о происхождении хори-бурят от небесной богини, оборачивающейся в лебедя или в юную девушку. Цыдендамбаев предположил, что миф тюркский по происхождению, а в поисках источника заимствования тюркского мифа, он обратился к туматам. Не найдя других кандидатур на роль этноса, давшего хоринцам сюжет о лебеде, он решил, что то были туматы, а значит они были тюрками. Ведущую роль туматов в союзе он вывел из того факта, что в парном наименовании хори-тумат, термин тумат идет на втором месте, являясь определяемым. Позже такая трактовка была подвергнута резкой критике со стороны Д. Д. Нимаева: в двойных названиях народов, известных из монгольских источников, халха-монгол или бурят-монгол, халха или буряты не находятся в союзе с монголами, или даже в зависимости от них. Халха и бурят в данном случае это просто часть монголов. Другие случаи парных наименований из монгольских летописей, которые приводит уже Д. В. Цыбикдоржиев - «ойрат-бурят» и «солонгос-мэркит», также не дают повода считать, что ойраты или солонгосы находились в подчиненном положении относительно бурят или мэркитов. Тем не менее, теория Ц. Б. Цыдендамбаева, получила широкую известность и популярность. В различных вариациях (с небольшими изменениями) она нашла отражение в работах Н. П. Егунова, Б. Р. Зориктуева и других.

Теория мужского союза

В последние годы Д. В. Цыбикдоржиев развивает теорию о том, что туматы, упомянутые в «Сокровенном сказании» и «Сборнике летописей», являли собой суть тех же хори, но он не настаивает на простой войсковой интерпретации такого рода двойной структуры - «этнос + социальная группа ». Также автор не склонен усматривать в термине «тумат» монгольское (или тюркское) понятие «десять тысяч» или «тумэн ». По этой теории туматы по своему происхождению являлись военизированным мужским союзом (или тайным союзом, secret society, männerbund) или мужским объединением. По той причине, что молодёжь из такого рода союзов составляла наиболее буйную часть общества, она, образно говоря, «шла впереди» во время военных столкновений и нередко сама провоцировала их, часто идя вразрез с политикой племени. Облавные охоты, охрана табунов, набеги на соседей - наиболее характерный род занятий воинских юношеских организаций у кочевников и культурно близких к ним этносов. Частые столкновения с ними сделали именно название союза тумат более известным у соседей хори, чем их эндоэтноним . Таким образом, у этносов, соседствовавших с хори, слово тумат стало олицетворять самих хори, оттеснив на второй план их самоназвание. В некоторых случаях термин «тумат», может быть, превратился в нарицательное обозначение диковатых и воинственных сообществ. Такова вкратце теория традиции военизированных мужских союзов в основе формирования туматов. Дополнением к ней служит тот факт, что в русских документах XVII века хоринцы снова именуются двойным названием: «коринцы и батулинцы» (1640-е гг.) или «коринцы и батуринцы» (1660-е гг.), и по мнению создателя теории, сопутствующее название относится к той же традиции воинских мужских союзов, что ранее была известна как туматы.

Кроме того, её автор считает «городища» шибээ , оставленные носителями курумчинской культуры в Ангаро-Ленском междуречье и на берегах Байкала, туматскими мужскими домами, атрибутом такого рода организаций, как мужские союзы. В них, по его мнению, мужская молодежь проходила обряды инициаций и, возможно, проживала некоторое время.

Туматы - этническая группа

Ранее Г. Д. Санжеева якутский учёный Г. В. Ксенофонтов в своей работе «Ураангхай-сахалар» обосновывал теорию о длительном пребывании якутов на территории Западной Бурятии (совр. Иркутская область). В этой монографии Г. В. Ксенофонтов впервые употребил понятие «племя тумат». Якутский учёный никак не обосновывал своего мнения о том, что туматы это отдельная этническая группа , этнический характер общности тумат был для него само собой разумеющимся фактом. Других версий он не рассматривал и, вероятно, даже не ставил вопроса о том, что туматы могли быть чем-то ещё, кроме племени . Основой восприятия Ксенофонтовым туматов, по всей видимости, был «Сборник летописей» Рашид ад-Дина, где в основном говорится о «племени тумат». Со времен издания монографии Ксенофонтова в науке понемногу начинает прописываться восприятие туматов как этнической группы (заметим, что сам Ксенофонтов даже не доказывал этого, не считая нужным, также он не заострял внимания на указании Рашид ад-Дина о туматах как о «племени и войске»).

Сторонники теории, считающей туматов этносом, выдвигают различные версии их этногенеза . Например, Б. Р. Зориктуев в своих работах отождествляет упоминающийся в китайских летописях этнос дубо с туматами. Такой же точки зрения в прошлом придерживались некоторые исследователи истории Хакасии и Тувы. Однако в недавнее время хакасский ученый В. Я. Бутанаев высказывался в том смысле, что туматы всё-таки монгольское племя, попавшее в состав хакасов после разгрома их восстания 1217 года. Появились и сторонники самодийского происхождения туматов, но через тюркский этап в конце раннего средневековья. В целом заметен уход приверженцев «этнической теории» о туматах от полемики с оппонентами, усматривающими в туматах военную организацию или мужской союз. Учёные, считающие туматов обычным племенем, либо никак не реагируют на тезисы Г. Д. Санжеева и Д. В. Цыбикдоржиева, либо в редких случаях попыток ответить на них, сводят вопрос к определению численности туматов и этимологии термина «тумэн/туман». Так, Б. Р. Зориктуев, находя нереальным исчисление хори в XIII веке в десятки тысяч, отказывался признавать возможность именования их войсковой организации тумэнами/туманами. Соответственно, по его мнению, если не могло быть десятков тысяч, то не могло существовать и название со смыслом «тумэны».

Усть-Талькинская теория

Археолог В. С. Николаев в 2004 году в своей монографии «Погребальные комплексы кочевников юга Средней Сибири в XII-XIV веках. Усть-Талькинская культура» выделил усть-талькинскую культуру XII-XIV веков на Ангаре и, в попытке определить её этническую атрибуцию, обратился к истории туматов. Николаев прямо отождествил туматов с носителями этой культуры, но столь невнятно изложил свои доводы о том, почему именно туматы, а не другой народ средневековья им выбран на эту роль, что до настоящего времени его теория прошла практически незамеченной исследователями туматского вопроса. С другой стороны, археолог Б. Б. Дашибалов, специализировавшийся на археологии этого периода и считающий хори создателями курумчинской культуры (от которой В. С. Николаев отделяет усть-талькинскую), не высказывался в пользу тождества туматов и хори.

  • Ушницкий В. В. «Племя чрезвычайно воинственное и мятежное» (фольклорные сведения о легендарном племени туматов на территории Якутии). - «Этножурнал Ethnonet.ru»
  • Ксенофонтов Г. В. Ураанхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. - Якутск,1992.
  • Боло С. И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). - Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. - 320 с.
  • Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972.
  • Цыбикдоржиев Д. В. , Батоева Д. Б. Эпоха Монгольской империи в бурятских письменных памятниках XVIII - начала XX веков. - Монгольская империя и кочевой мир. Книга 2. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005.
  • Цыбикдоржиев Д. В. Походы эпохи Монгольской империи в летописях, родословных, фольклоре и традиционных культах бурят. В сб. Мир Центральной Азии −2. II Международная научная конференция «Мир Центральной Азии». Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 2008.
  • Зориктуев Б. Р. Прибайкалье в середине VI - начале XVIII века. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997.
  • - самые многочисленные из бурят, потомки племени хори. Хоринскими бурятами называют также бурят, проживающих в Хоринском районе Бурятии. Племя хори (хоридой) расселено в Забайкалье и занимает территорию от реки Уды на севере до реки Онон на юге. Основу племени составляют 11 хоринских родов: батанай, бодонгут, галзут, гучит, саган, хальбин, харгана, хоацай, хубдут, худай, шарат. Племя хори являлось главным звеном, вокруг которого формировалась бурятская народность. Хоринский диалект лежит в основе бурятского литературного языка.

    Этимология

    Слово хори имеет двоякое значение:

    1. повелительная форма от глагола хорихо - "запретить, предостеречь кого-нибудь от совершения того или иного поступка";
    2. "двадцать".

    Легенда

    Предание гласит, что шаманка Асуйхан, происходившая от ойрат-бурят, подвластных Чингис-хану, обитала на берегу . Однажды она встретила ревущего сивого быка. Поскольку она не имела мужа, она поверила в мысль, что Бурхан-Тэнгри послал ей быка в мужья. Вскоре шаманка забеременела и родила двух сыновей: старшему дала имя Буряадай, младшему - Хоридой.

    Хоридой жил на острове . Однаджды три лебедицы спустились на край озера и превратились в трех девушек. Сняв с себя одежду и украшения, оставив их на берегу, они зашли в море и стали купаться. Хоридой сильно изумился, он взял украдкой одежду и украшения одной из девушек и спрятал. Девушки вышли из воды, две надели одежду и украшения, превратились в лебедиц, и, поднявшись в небо, улетели. А одна не могла найти одежду и украшения, отнятые Хоридоем, и осталась голой. Хоридой стал призывать свою мать-шаманку Асуйхан и молиться. Поднялся сильный холодный ветер. Девушка, замерзнув и обессилев, оказалась в обятиях Хоридоя. С тех пор они стали мужем и женой. У них родились 11 сыновей. Потомками тех 11 братьев являются хоринские 11 бурятских родов.

    Живя с давних пор на острове , Хоридой и его жена состарились. Однажды старуха сказала старику: “Я стала старой, родила 11 детей и сейчас куда я уйду от своих детей. Отдай мне мою прежнюю одежду и украшения, перед смертью хочу покрасоваться”. Старик, поразмыслив, отдал одежду и украшения. Старуха, надев их, превратилась в лебедицу и взлетела к дымоходу. Старик попытался поймать руками за ноги, но неудачно. Старуха улетела в небеса. Говорят, с тех пор она не возвращалась. Хоринские буряты считают: предок их - лебедь, береза - коновязь. Соблюдая старинные обычаи, брызгают молочной водкой в момент прилета и отлета лебедей.

    Расселение

    Считается, что хори пришли c северного побережья Байкала вместе с племенем первопредка монголов Буртэ-Шоно. Тогда хори носили тотемное имя нохой (собака). Хори-буряты стали причислять себя к бурятам, и называться так только после прихода русских. До этого хори представляли обособленное племя, с давней историей. До этого их называли хорёдами, хориларами, хори-туматами.

    По хоринским легендам, прародитель бурят Барга-батор имел троих сыновей - Илюдэр-тургэна (Олёдоя), Буряа и Хоридоя. От Илюдэра пошли племена олют-торгутов (ойратов, калмыков), от Буряа - племена Предбайкалья. Хоридой же стал первым нойоном хори-туматов. У него были три жены - Баргуджин-гоа, дочь Баргудай - мэргэна, Шаралдай и Нагаадай. От Баргуджин-гоа у него была одна дочь - Алан-гоа, родившаяся в Ариг Усе, праматерь Борджигинов - рода Чингис-хана, от второй родились сыновья: Галзут, Хуацай, Хубдут, Шарайт и Гучид, а от третьей - Харгана, Худай, Бодонгут, Хальбан, Батанай, Саган и также близнецы Хайтал и Чинут. Эти отхончики по каким-то причинам оторвались от своего племени; одни считают, что они остались на западном берегу Байкала, а другие предполагают, что они ушли вместе с туматами на юг, третьи, - что братья умерли в раннем возрасте. У древних шаманистов дети прародителей, даже ушедшие из земной жизни, всегда считались живыми, и поэтому, наверное, долгое время большое племя хоринцев состояло из 13 родов.

    Продолжая размножаться, дети стали родовичами 11 родов, и вследствие того, что имя их отца было как раз Хоридай, общее имя им, сообразно с этим, было наречено Хори. По именам сыновей и называются 11 основных хоринских родов. Это показывает, что родовая структура у хори была более устойчива, чем у булагатов и эхиритов, рассеявшихся на множество мелких родов, и родовых подразделений.

    Во время монгольского владычества племя хори было уведено в Северо-Восточную Монголию, где прожило до начала XVI в., попадая в зависимость то к одним, то к другим мелким монгольским ханствам.

    В конце концов, когда предводительницей хори стала дочь Буянта Засаг-хана из Внутренней Монголии и знатной хоринки Шэнэ Гэрэл, Бальжин хатан, вышедшая замуж за сына монгольского нойона Буубэй-Бэйли Дай-Хунтайжи, хори ушли из Монголии на свои земли, как они уже уходили в IX в. Вслед за ними была снаряжена погоня, Буубэй-Бэйли вернул назад своего сына, убегавшего вместе с женой, а позже настиг и Бальжин-хатан. Люди Буубэй Бэйли убили её, и, отрезав груди, бросили их в озеро, отчего то стало белым. Хори назвали это озеро Бальжин-нуур (оз. Бальзино в Агинском АО, близ Дульдурги). Хори добровольно приняли русское подданство, сами воевали с маньчжурами, известны сказания о хоринских богатырях Ажирай-бухэ, Бабжа-Барас-баторе.

    Хоринцы всегда осознавали свою причастность к большой Родине Хамаг Монгол улас - Всемонгольской империи, основанной их потомком Чингис-ханом. Надо полагать, что ханские нагасанар по-особому отмечали год коня - год рождения своего великого родственника. В этот год, один раз в 12 лет, они имели привилегию посещать с высоким визитом ставки монгольских ханов в Ханбалыке (Пекин), Каракоруме и Урге. Конечно же, хоринская депутация ездила с ценными подарками: серебром, нефритом, соболями и мумие-баракшунами. По этой причине, они, вероятно, не во всем были подвластны ханским наследникам, не облагались податью- , часто не подчинялись их законам и не участвовали в военных походах.

    В Забайкалье первый русский Баргузинский острог был основан в 1648 г., Удинский и Селенгинский - в 1666 г. В те же годы были сооружены Итанцинский, Кабанский и Ильинский остроги. Обитатели этих острогов, в основном, прибывали из Иркутского воеводства и имели опыт закабаления "братских" людей. Отношения хозяев острогов к местным жителям были далеко не братскими. И хоринские роды превратились в ясачных подданных Итанцинского острога. 11 родов хоринских бурят стали подданными России при Алексее Михайловиче. При нем они стали платить подушную подать, другими словами, вносить ясак.

    В 1703 г. от имени императора Петра I хоринцам была жалована грамота на владение землями-кочевьями по Кударинской степи, Итанце, Селенге, Уде, Тугную, Хилку, Ане, Кудуну, Курбе, по озерам Еравны и прилегающим к ним рекам и ручьям, где хоринцы занимались скотоводством, и в лесах и хребтах - охотой. В 1749 г. указом разрешалось хоринцам жить и кочевать по любым удобным для них землям на юг от Байкала до монгольской границы.

    Среди хоринских бурят религия Будды не была широко распространена. Вследствие этого было мало грамотных людей. Большинство исповедовало исключительно шаманскую веру.

    Агинские буряты оторвались от хоринских бурят. С тех пор, как они откочевали при размежевании китайско-монгольских и российских земель в 1727 г., они стали кочевать по рекам Ингода и Чита в Нерчинском округе. Оттуда некоторые стали кочевать по рекам Улунга, Тура и другим, и продолжали все более переходить с места на место. Некоторые из них расположились кочевкой по ненаходящимся ни в чьем владении берегам Аги и Онона и по рекам и ручьям вблизи их. В это время они стали известны как семь родов агинских - харгана, хуацай, галзут, саган, шарайт, хубдут, бодонгут. После 1824 г. были различные переписи, во время которых агинский народ не хотел быть с народом Верхнеудинского округа и по решению губернских начальников был в 1835 г. совершенно отделен.

    Ныне в степях Аги проживают в основном потомки восьми сыновей Хоридоя, потомки этих же восьми и остальных трёх - Батаная, Хальбина и Гучида - в основном населяют степи Хоринска, Кижинги, Еравны, Заиграева, Мухоршибири и Бичуры.

    Хоринские рода

    Галзут, Хуацай, Шарайт, Хубдут, Гушит, Саган, Харгана, Хальбин, Батанай, Бодонгут, Худай

    Онгоны: Хэсэтэ хан – Бархан уула, Хойморой хугшэн – Даабай и т.д.

    Божества:

    Арын 13 ноед (Ольхон);

    Сарбали сагаан ноен Худан, Орболи сагаан ноен, госпожа Сохондай (Хоринский район);

    Хелгын эжэн - Шилсаана Буурал баабай, Хилар хатан эжи (Кижинга).

    ГАЛЗУУД 10 хухууртэй:

      Доргошо галзууд

      Сагаатанда

    1. Дагаахай (дагаанхан)

    2. Ногоогоод

      Дэлдэгэр

    Цвет полотна знамени - ярко-красный с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение собаки - тотем галзутского рода, наверху написано на кириллице "галзууд", внизу на старомонгольском.

    ХУАСАЙ 8 хухууртэй:

      Боохой хуасай

    1. Боршиихо

    2. Сагаан малгай

      Хуригахан

    Цвет полотна знамени желтый с зеленым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение лося - тотем хуасайского рода, наверху написано на кириллице "хуасай", внизу на старомонгольском.

    ХУБДУУД 8 хухууртэй:

      Улаалзай хубдууд

      Сагаалжа

      Боригоохо

    1. Тумэршэн

    Цвет полотна знамени синий с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение орла - тотем хубдутского рода, наверху написано на кириллице "хубдууд", внизу на старомонгольском.

    ХУДАЙ 7 хухууртэй:

      Хуугэдэй

      Хара тоолэй

    Цвет полотна знамени коричневый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение рыси - тотем худайского рода, наверху написано на кириллице "худай", внизу на старомонгольском.

    ШАРАЙД 7 хухууртэй:

    1. Долоогаад

    Цвет полотна знамени ярко-охровый с красным обрамлением. Языки - красные. В круге изображение изюбра - тотем шарайтского рода, наверху написано на кириллице "шарайд", внизу на старомонгольском.

    ХАРГАНА 10 хухууртэй:

      Моотогон

      Сигуудай

      Байталай

    1. Баряахай

    2. Баатаржаан

    Цвет полотна знамени черный с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение кречета - тотем харганатского рода, наверху написано на кириллице "харгана", внизу на старомонгольском.

    ГУШАД 5 хухууртэй:

    Цвет полотна знамени малиновый с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение глухаря - тотем гушатского рода, наверху написано на кириллице "гушад", внизу на старомонгольском.

    БОДОНГУУД 6 хухууртэй:

      Оргойтой

      hарьмайтай

    Цвет полотна знамени коричневый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение кабана - тотем бодонгутского рода, наверху написано на кириллице "бодонгууд", внизу на старомонгольском.

    САГААНГУУД 5 хухууртэй:

    Цвет полотна знамени белый с темно-синим обрамлением. Языки - синие. В круге изображение волка - тотем саганского рода, наверху написано на кириллице "сагаан", внизу на старомонгольском.

    ХАЛЬБАН 6 хухууртэй:

    Цвет полотна знамени черный с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение колонка - тотем хальбинского рода, наверху написано на кириллице "хальбан", внизу на старомонгольском.

    БАТАНАЙ 7 хухууртэй:

    1. Хэдэгэнэ

      Малаахан

    Цвет полотна знамени зеленый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение зайца - тотем батанайского рода, наверху написано на кириллице "батанай", внизу на старомонгольском.

    Гимн хори-бурят

    Хориин Зоной hулдэ дуун

    Байгаа юртэмсын бумбэ болопон
    Байгал далаймнай, аршаан суршоорэй.
    Булган дайдада буусаа олоЬон
    Буряад-Монголым, Бурхан, уршоогыш!
    Жабхалантай,
    Жаргалантай
    Жагсаал хусэлнай залан урагшаа.
    Хоридойн албатан,
    Хун шубуун гарбалтан
    Хухэ мунхэ тэнгэриин ашаар!
    Анхан урданай Арын ноёдой
    Алтан обоодо мургэл заяагаат,
    Агуу Ерээдуйн тулоо оролдон,
    Али олохон замаар харгылаат.
    Дабталга
    Турэл арадай туухэ гайхамшаг –
    Турэ наранайнь тугууд мандана,
    Туби бухэнэй тумэн айлшады // Копейка : газета. - 10 сентября 2004.