Игры-драматизации в детском возрасте. Картотека игр-драматизаций и театрализованных игр для подготовительной группы детского сада

Четвертый год жизни — период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы отметили, что проблема речевого развития детей актуальна и для нас. Согласно педагогической диагностики, проведенной в начале года, выявили низкий уровень развития речи у 20 % детей. Кроме того, наш коллектив, согласно ФГТ, выбрал приоритетным направлением познавательно-речевое развитие детей. В связи с чем, встал вопрос о том, как более продуктивно и интересно для детей развивать у них речь в течение всего времени пребывания в ДОУ.

Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие речи детей младшего дошкольного возраста :

Речевое окружение (речевая среда);

Педагогические воздействия, направленные на освоение ребенком определенного речевого содержания.

Учитывая это, мы предусмотрели расширение среды за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей, и прежде всего за счет игр — драматизаций .

В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к играм — драматизациям, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение игры – драматизации. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик — дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Итак, система работы по организации игр – драматизаций в младшем дошкольном возрасте делится на три этапа :

Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
освоение специальных умений для становления основной позиции – актер;
самостоятельная творческая деятельность.

Реализация названных задач и содержания работы с детьми требует учета основных принципов организации игры — драматизации .

  • Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
  • Принцип комплексности предполагает взаимосвязь игры — драматизации с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
  • Согласно принципу импровизационности игра — драматизация рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
  • Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности , в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию речи детей посредством организации игр — драматизаций включается в целостный педагогический процесс.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра — драматизация станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей.

В 3-4 года дети начинают , особенно если в распоряжении ребенка оказываются фигурки настольного театра или куклы бибабо. Но спешить с инсценировками не следует, прежде всего потому, что тяга к ним обнаруживается лишь у отдельных детей. Этим малышам необходимы ваша помощь и ваше участие.

Большое значение в своей работе по организации игр – драматизаций придавали диалогам для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого брали стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросо-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети исполняли по очереди, меняясь. В играх использовали сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре: «В парикмахерской», «В магазине», «У доктора» и др.

Для работы над продолжительным действием мы обычно брали народные сказки. Опыт показал, что очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель (от трех до пяти). В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам.

Сначала читали сказку, затем фрагментарно обыгрывали ее, делили на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрывались всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях.

Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминали роли всех героев, их ролевые диалоги. Мы заметили, что детей игра по сказке интересует довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение текста, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением (музыкальным, живописным).

Именно через роль в игре — драматизации дети усваивали различные речевые клише.

Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи детей. Дети представляли себя героями литературного произведения и повторяли вместе с педагогом ролевые диалоги персонажей. Для этого, конечно, необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев и запоминались их монологи. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение обязательно сочетали с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения — все это способствует развитию речи детей.

Понимая, что для развития игры – драматизации, для возникновения ее в самостоятельной деятельности детей необходим довольно обширный материал, который дети могли бы использовать в своих играх, мы создали в группе театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра, так и различные атрибутами: маски – шапочки, костюмы для ряженья детей, бижутерией. К концу года даже появились у нас в уголке парики собственного производства из бросового материала. Малыши охотно использовали в игре все содержимое данного уголка.

Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Так, играя с игрушкой, дети придумывали и проговаривали ситуации игры, употребляли новые слова. Мы, в свою очередь, вызывали в ребенке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной игре.

Основными специфическими методами работы по организации игр – драматизаций с целью развития речи детей являются:

метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов);

метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Необходимо отметить, что общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты.

Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как
оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, выреimgзанную из бумаги, шапочку, фартучек
(элементы рабочей одежimgды), кокошник, венок, пояс (элементы национального убора) и т. д. ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам - с
помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Если у вас нет полного костюма для исполнения роли, не стоит утруждать себя или других его изготовлением. Посоветуйimgтесь с детьми, какой признак персонажа
наиболее типичен. Исimgпользовав его, изготовьте эмблему, по которой все сразу узнают изображаемого героя. Убедите ребят, что главное - это то, как они
исполняют свои роли - похоже или нет. Вместе с тем не требуйте и большой точности исполнения, не нужно портить настроение детям во время игры. Умение
придет постепенно - после неоднократного проигрывания роли и наблюдений за сверстimgниками.

Игры-драматизации с пальчиками (цв. табл. 30-31). Атimgрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение
которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проimgговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и
изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи.
Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки «Коза и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Мальчиш-Ки-бальчиш»,
«Гуси-лебеди» и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовым^ сценами
возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо (цв. табл. 23-24).

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее гоimgловы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальimgцев, кисти руки.






тоже разыгрывается.













немного фантазии.

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее го ловы, рук, туловища осуществляются с помощью движений МИЛЬ цев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрыimgвается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез,
то водящие могут выхоimgдить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т. д. Такое «разоблачение» не
снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.

Когда дети увидят,игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего тоже захотят научиться сами водить их. Если кукла окажется велика для детской руки, то
в головку можно вставить два пальца вместо одного. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук. Можно изготовить куклы и для
детских рук. Для этого пригодятся хорошо сохранившиеся части от старых поломанных игрушек, мягких зверюшек. Оденьте их и загримируйте для нужной роли.
Покажите ребятам, как следует двигаться кукле, как ее водить по ширме.

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предвариimgтельной подготовки - пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все
предыдущие виды театра. И все же дети будут в недоумении, если вы вдруг предложите им разыграть ту или иную сценку. Подготовьте их к этому - вместе
придумайте тему, обсудите, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.

Дальнейший шаг - пусть каждый участник игры изобразит тему по-своему. И еще более сложное задание: ребенок выбирает тему и сам же ее разыгрывает. В
следующий раз ребята сами задают друг другу темы. И наконец, с помощью мимики, интоimgнации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая
тоже разыгрывается.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и
организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окруimgжающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей.
Каждая тема может быть разыграна в нескольких ваimgриантах.

Тем не менее, в отличие от сюжетно-ролевых, театрализоimgванные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки,
стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. Но, облегчая развитие темы, он вместе с тем снижает творческое решение ее воспитаimgтелем
и детьми. Все ныне существующие практические рекоменimgдации к театрализованным играм сводятся в основном к разimgработке сценариев по литературным
произведениям, большинство из которых разыгрывают взрослые. Старших дошкольников иногда привлекают к показам спектаклей, но их творчество состоит лишь в
собственном эмоциональном выражении разыгрываемой роли.

Дети редко участвуют в подготовке атрибутов, декораций для спектакля. Чаще всего им предлагают готовые костюмы, что, безусловно, радует ребят, но вместе с
тем сковывает их самостоятельность и творчество. Не отрицая тематику готовых сценариев, хочется показать в этой книге, как можно их творimgчески использовать
в театрализованных играх, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие,
хороший поступок). Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков и т. д.

Творческому и самостоятельному развитию темы, поискам разных вариантов ее решения содействует и разумная комбинаimgция в одной игре изобразительных средств,
свойственных разным играм. Это позволяет детям использовать все известные им споimgсобы изображения.

В первый раз игру лучше всего проводить на фланелеграфе. Он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации. Настольный театр
игрушек и картинок тоже обладает этими же свойствами. К тому же в нем удобно имитиimgровать движение автомобилей, пешеходов, животных и других персонажей.

Сложнее играть куклами бибабо, если слабо владеешь техниimgкой их вождения. Они должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости,
столе. Зато с ними можно создать много веселых сценок и использовать эти же куклы в повторных играх, постоянно поддерживая интерес ребят к ним.

Все перечисленные виды театрализованных игр требуют реimgжиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выimgразительные интонации, типичные для
определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Изображение поведения геimgроев
усложняется в игре-драматизации. Пантомима становится тут ведущим изобразительным средством. Образ рождается из действий персонажа, мимики, интонаций и
содержания реплик. Все это дает простор для творческого преобразования знакомого сюжета.

При разыгрывании сюжетов в такой последовательности, какая предложена в книге, облегчается самостоятельная игра детей и создаются условия для творческого
решения одной и той же темы, так как каждая предшествующая игра становится стуimgпенькой для следующей. Хотите попробовать? Возможно, у вас получится не
хуже. Не огорчайтесь, если не хватает атрибутов, и не откладывайте игру. Ведь можно приспособить к ее сюжету любой имеющийся материал. Для этого надо лишь
немного фантазии.

Подумайте вместе с детьми, как лучше соединить в одной игре атрибуты и способы изображения, применяемые в разных видах игр. Ведь один и тот же сюжет можно
разыграть и на фланелеграфе, и с помощью игрушек настольного театра, и другими средствами. Возможности для творчества детей и взросimgлых тут не
ограничиваются. Дошкольники с помощью взрослых в состоянии изготовить простейшие атрибуты, декорации, которые бы подчеркивали характерные особенности
персонажа или мест действия.

Методическая разработка по использованию игры-драматизации

Введение. Актуальность игры-драматизации в работе с дошкольниками.
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет
он жизненной тропой.
Г.Попова

Педагоги дошкольного образования уделяют большое внимание творческому развитию дошкольников. Развитию творческой личности способствует считать знакомство с народными потешками, прибаутками стихотворениями, и, конечно сказками. По мнению В.А. Сухомлинского, «сказка-это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап - инсценирование».
Сказки являются ключом в волшебный яркий мир театра, где детям представляется широкое творческое поле деятельности. Некоторые старые, всем знакомые сказки дети проигрывают на новый лад, переживают приключения любимых героев, помогают им выйти из трудных ситуаций. Детей привлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и всегда победа добра над злом. Маленькие фантазеры порой сами сочиняют новые сказки и с интересом в них играют.
Если знакомство со сказкой происходит в раннем возрасте, стремление изобразить персонажей, яркое эмоциональное реагирование на представленные события, характерны для детей младшего возраста и часто возникает спонтанно. При систематически организованной работе, в процессе которой взрослый поддерживает интерес ребёнка, обращает его внимание на эмоциональную сторону выражения мимикой, голосом, происходит не только эмоциональное обогащение опыта ребёнка, но и оказывает влияние на психологическое развитие в целом, развивая концентрацию и объём внимания, память, мышление.
Инсценированные сказки (короткие сценки, этюды и целые спектакли), а также игры и загадки на основе сказок, способствуют сплочению, дружбе, дети приобретают новые знания и умения. Работа над ними не только объединяет детей, но и зарождает у них чувства партнерства, взаимовыручки, ускоряется процесс овладения навыками выступлений, поверить в себя. Зачастую, это настоящий праздник, как для детей, так и для взрослых, эмоциональный всплеск, восторг, от участия в общем деле.
Дети - прекрасные актеры, и такие непосредственные. А как светятся глаза от счастья и чувства собственного достоинства, когда их выступления происходят перед близкими им людьми! Такое возможно только в театрализованном действе, спектакле, представлении, потому что театр - всегда чудо, волшебство, бесконечный мир фантазии и радости. И сказки - это чудесное приглашение в этот загадочный мир.
Необходимые условия при организации работы с детьми
В ходе подготовки к драматизации необходимо соблюдать несколько основных правил:
1) не перегружать детей;
2) не навязывать своего мнения;
3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Всю работу с дошкольниками по драматизации сказки мы разделили на этапы:
1. Подготовительный,
2. Деятельный, в процессе которого осуществлялось:
- Чтение (рассказывание) сказки В. Г. Сутеева «Под грибом».
- Обсуждение сказки с детьми.
- Условное деление сказки на эпизоды и событийные изменения.
- Пересказ детьми сказки.
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Инсценировка сказки.
- Переход к тексту сказки, работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи, пластики и подлинностью поведения в сценических условиях.
- Репетиции отдельных эпизодов в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
3. Результативный, на котором осуществлялся анализ проделанной работы, сделаны практические выводы по использованию данной сказки, эффективности приёмов и методов, игр и упражнений в достижении поставленных целей.
Планирование работы над сказкой «Под грибом» с воспитанниками среднего дошкольного возраста
Наименование работы «Драматизация сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»
Вид работы организованная деятельность, творчество
Цель работы Формирование творческой отзывчивой личности ребенка средствами театрализации сказки.
Задачи работы 1. Обогащать духовный мир детей;
2. Воспитать чувство ответственности;
3. Развить речь, пластическую выразительность движений;
4. Развить основные психические процессы и качества: восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, коммуникабельность, чувство ритма, смелость публичного самовыражения;
5. Раскрыть индивидуальные способности ребенка, эмоционально – образное восприятие окружающего мира.
6. Снижать психо-эмоциональные напряжения через игру-драматизацию.
Описание работы Представлена системная технология развития творческих способностей дошкольников посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. При этом учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей.
Содержание работы включает в себя: анализ содержания произведения; обсуждение с детьми; деление на эпизоды; рассказывание с помощью иллюстраций и различных видов театра; распределение ролей; игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету; постановочная работа над целостным действием сказки. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки малоактивных детей, помогает им преодолевать застенчивость и зажатость.
В процессе работы предполагается совместная деятельность детей с помощью педагога, дополнительно возможно участие родителей, разработка конспектов игровых занятий по сюжету сказки, беседы о театре с целью повышения интереса детей и родителей к предлагаемой деятельности, побуждению к активному участию, театрализованные, речевые, творческие практико-обучающие психологические игры и задания.
Представлена работа по вовлечению родителей в реализацию совместной деятельности:
- консультационный материал, советы, рекомендации.
Для эффективной реализации поставленных задач необходимы условия, которые представлены методическими рекомендациями, материально-техническим обеспечением.
Методическая разработка универсальна, может быть использована воспитателями, психологами, родителями, педагогами-организаторами детских театрализованных центров, работающих с дошкольниками. Представленная разработка может использоваться как в основной, так и кружковой работе при драматизации любой сказки.

Этапы работы над сказкой I этап (подготовительный).
- Знакомство со сказкой «Под грибом» (чтение, просмотр по видео);
планирование деятельности с детьми и родителями (беседы, игры, направленные на развитие и демонстрацию эмоциональной выразительности в движениях, мимике, голоса, развитие наблюдательности, чувства эмпатии, навыков взаимодействия, поэтюдное разыгрывание эпизодов сказки, рассматривание иллюстраций, кукольный театр, моделирование сказки, проведение родительского собрания);разработка методического сопровождения.
II этап (деятельный)
- Работа над игрой-драматизацией;
- Создание декораций, атрибутов, моделей персонажей
III этап (результативный)
- Постановка театра по сказке «Под грибом».
- Драматизация сказки «Под грибом». Обсуждение со детьми.
- подготовка выставки рисунков детей по содержанию сказки «Под грибом».
Место проведения работы группа МДОУ
Участники воспитанники средней группы (количество детей - подгруппа)
Условия осуществления работы над игрой-драматизацией
интерес детей к произведению;
материально-техническое обеспечение;
использование разнообразных приёмов и методов работы над содержанием произведения;
использование музыкального сопровождения
Продукты детской деятельности:
Рисунки на тему «Под грибом», выставка детских рисунков по сюжету сказки, лепка из пластилина персонажей сказки.
Формы и методы работы
- Игровые занятия;
- Творческие беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- Чтение и разыгрывание сказки;
- Театрализованные, творческие, речевые игры с детьми;
- Создание и обыгрывание вместе с детьми ситуаций–моделей, этюдов;
- Метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в создании новые образы);
- Музыкально-ритмические, подвижно-расковывающие игры и упражнения;
- Изготовление атрибутов к спектаклю;
- Рисование по сюжету спектакля-сказки;
- Лепка сказочных героев.
Ожидаемые результаты
- У воспитанников развит интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в игре-драматизации по сюжету сказки.
- Воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию голоса).
- Дети выразительно исполняют монологи, диалоги, реплики.
- Пополнение атрибутами центра театрализованной деятельности, персонажами кукольного театра.
- Дети становятся дружнее, сплоченнее, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки. Дошкольники овладевают навыками публичных выступлений.
Учёт возрастных и индивидуально – личностных особенностей воспитанников при организации игры-драматизации «Под грибом».
Для среднего дошкольного возраста характерно возникновение и совершенствование умения планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация. В свою очередь, эмоционально окрашенная двигательная деятельность детей становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Это ещё раз напоминает о возможности создания условий для такой разгрузки через игру и особенно игру-драматизацию. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Так, ознакомившись со сказкой и распределив роли, дети думают над тем, как изобразить с помощью мимики, пластики, голоса характер героя, его настроение и т.д. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. Педагог активно помогает в этом детям, не имеющим достаточного опыта в разыгрывании. Сказка В. Г. Сутеева «Под грибом» вполне соответствует этим требованиям. Во – первых, сюжет сказки доступен для понимания и осмысления, во-вторых, героев сказки не много и их образы хорошо знакомы детям, фразы немногословны и логичны. Между тем, в содержании сказки поднимается сразу две главных проблемы, нередко имеющих место в жизни: возможность договориться, принять другого, «потеснить своё пространство и интересы», иногда вопреки собственным удобствам и возможность заступиться, защитить кого-то, осознавая некоторые преимущества соперника.
Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом В обстановке совместных игр своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки. Учитывая это, необходимо стимулировать проявление доброжелательности в отношениях между детьми, изучать общение детей со сверстниками, создавать условия для совместных игр, что наиболее целесообразно осуществить в небольших подгруппах (от 2 до 3–5 человек). Работа над сказкой «Под грибом» соответствует этим задачам. Взрослый знакомит детей с новыми играми, которые помогают сделать детскую деятельность насыщенной новыми образами, впечатлениями, эмоциями, действиями. В ходе таких игр осваивается умение действовать по правилам и по очереди, по простому алгоритму, схеме, модели. Игры, связанные с исходной инициативой взрослого, способствуют формированию элементарной организованности, действию в едином ритме и темпе, Дети учатся действовать соответственно сюжету и правилам (до трёх правил); сдерживать себя: начинать движение после определённых слов, останавливаться в указанном месте и пр.
Педагогическая позиция в отношении к ребёнку основана на уважении его права быть таким, какой он есть, признании его человеческих проблем, решить которые возможно в процессе межличностного взаимодействия.
Основной стиль общения педагога с детьми – личностно ориентированный (учёт интересов и потребностей детей, предоставление ребёнку права выбора деятельности, партнёров по совместной деятельности, безоценочное принятие каждого ребёнка, создание условий эмоционального комфорта и психологической защищённости).
Исследователями А. Г. Гогоберидзе и С. Г. Машевской была предложена классификация игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников. Действительно, внимательно понаблюдав а воспитанниками в процессе работы, несложно заметить, что ребёнок охотнее выбирает ту позицию, в которой чувствует себя наиболее комфортно, что следует учитывать взрослому при организации игры драматизации:
- Ребенок - “режиссер” - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).
- Ребенок -“актер” - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
- Ребенок -“зритель” - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
- Ребенок - “декоратор” - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
Это условное разделение не даёт право педагогу ограничить действия ребёнка наиболее комфортной для него ролью, необходимо предоставить возможность представить себя в различных ролях и ситуациях, не используя предложенную классификацию как некий штамп. Напротив, желательно показать ребёнку то многообразие, которое позволяет ощутить смена ролей и позиций участников.
Примерный план работы с воспитанниками средней группы над содержанием сказки «Под грибом».

№ п/п Содержание Цель Пояснения, оборудование
1 Беседа «Волшебство театра». Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности. Раскрыть основные понятия, связанные с театром.
2 Игра «Волшебные превращения» в героев сказки «Под грибом» Развивать внимание, зрительную память, координацию движений, умение с помощью мимики и жестов передавать образ сказочных героев. Мультфильм, ободки с изображением персонажей
3 Д/игра «Узнай по силуэту». Отгадывание загадок про персонажей сказки. Закрепить знания о героях сказки. Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид, характерные признаки по которым их определили. Учить угадывать персонажей по описанию. Силуэты персонажей.
4 Рассматривание иллюстраций Учить рассказывать о сюжетах сказки по иллюстрациям. Слайды или иллюстрации эпизодов сказки
5 Музыкальная минутка.
Игра «Прячем зайчика».
Игра «Животные весёлые и грустные». Учить воспринимать музыку веселого и грустного характера, слышать её выразительные средства, соотносить музыку со сценками и эпизодами сказки, определять при помощи музыки настроение персонажей.. Развивать творческую самостоятельность в передаче сказочного образа, используя песенную и танцевальную импровизацию. Музыкальное сопровождение
6 Игра-драматизация сказки «Под грибом» Побуждать детей принимать участие в театрализованной игре-драматизации по мотивам хорошо знакомой сказки, использовать костюмы, маски и атрибуты. костюмы, маски и атрибуты
7 Лепка «Одну простую сказку» Учить создавать настольный пластилиновый театр сказки, проявляя творческую самостоятельность в создании пластилиновых героев сказки обыгрывании их. пластилин
8 Речевая игра «Слова-родственники» на основе сказки Учить подбирать родственные слова. Иллюстрации или театральные фигурки персонажей
9 Театрализованная игра «Под грибом» Поддерживать желание активно участвовать в театрализованной игре. Развивать творческие способности в передаче художественного образа. Кукольный театр «Под грибом»
10 Игровое занятие «Мы веселые ребята», игра «Доскажи словечко» Побуждать использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа. Формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Обогащать словарь детей.
11 Разыгрывание сказки (стендовый и пальчиковый театр) Учить разыгрывать отрывки сказки используя пальчиковый и стендовый театр. Фигурки для театра
12 Речевая игра «Слова наоборот». Игра: «Если да - похлопайте». Упражнять в подборе антонимов, развивать внимание, скорость мышления.
13 Двигательное упражнение «Лесные жители», «Покажи и угадай» Развивать общую моторику, снижать телесные напряжения, развивать наблюдательность, мышление.
14 Сказка по кругу Учить рассказывать сказку, передавая мяч друг другу. мяч
15 Игровое задание «Представьте себе» Развивать творческое мышление детей. Иллюстрации, сказочная мелодия
16 Игровое занятие «Мы любим сказку» Продолжать работу над эпизодами сказки «Под грибом». Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа. Объединить в единое целое картины третью и четвертую часть театрализованной игры с использованием декораций костюмов. Костюмы, маски, ободки
17 Занятие по изодеятельности «Рисуем сказку» Учить выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию. Цветные карандаши, краски, листы бумаги
18. Изготовление коллективной работы «Создаём сказку» Учить последовательно рассказывать и изображать эпизоды сказки, располагать персонажей на пространстве листа, дополнять необходимыми деталями и декорациями Листы бумаги формата А3, рисунки детей или подготовленные изображения персонажей сказки «Под грибом», клей-карандаш, краски, кисти

Взаимодействие с родителями
№ п/п Форма работы Тема
1 Консультация – рекомендация на информационном стенде «Чудо по имени Театр»
«Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»
4 Информация в уголке для родителей «В помощь родителям» «Играем в сказку». Сборник игр, заданий, вопросов, игровых ситуаций по сюжетам сказок.
5 Выставка детских рисунков «Любимый персонаж сказки»

Заключение.
Развитие творчества дошкольников через игру-драматизацию – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех основных направлениях:
1. Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета).
2. Исполнительское (речевое, двигательное).
3. Оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).
Ожидаемые результаты.
В процессе осуществления работы предполагаются следующие результаты:
- У дошкольников развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в игре по сюжету сказки.
- Воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
- Дети выразительно исполняют ролевые действия, реплики, песни.
- У дошкольников развиты творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой).
- В группе пополнена предметно–развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю, видами театра, персонажами кукольного театра.
- Дети становятся дружнее, сплочение, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки. Дошкольники овладевают навыками публичных выступлений.
Перспективы распространения методической разработки.
Все мероприятия данной разработки направлены на развитие творческой личности ребёнка, обогащение эмоционального опыта ребёнка, социально-коммуникативных навыков, развитие психических функций, раскрепощение, но в то же время развитие навыков саморегуляции, внимательного отношения к окружающим.
Разработку можно использовать как в дошкольном учреждении, при организации кружковой работы, а так же семейном воспитании. Указанные игры и упражнения можно использовать также при работе с любым другим литературным материалом при соответствующей корректировке содержания. Помимо этого, разработка может быть полезна при организации работы с детьми различных возрастных категорий и уровня развития как базовая схема построения ряда занятий. Рекомендуется при этом соблюдать последовательность этапов работы над произведением, тогда как игры и упражнения, входящие в содержание, можно менять местами, дополнять, усложнять или упрощать в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников.

КС(к)ОУ «Ядринский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

Конспект игры драматизации

в старшей группе « Заюшкина избушка».

Подготовил и провел

педагог Петрова Г.Н.

Ядрин 2012 г.

Программное содержание.

Образовательные задачи: формировать навыки действий в определенной обстановке, умение свободно перемещаться по площадке.

Коррекционно-развивающие задачи: совершенствовать фантазию, воображение, интонационную выразительность речи, развивать у детей умение разыгрывать спектакль по знакомой сказке; изображать характерные особенности поведения персонажей, используя мимику и жесты; активизировать речевую деятельность.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес и любовь к сказкам, прививать социальные навыки.

Материал. Декорации к сказке: домики Лисички и Зайчика, шапочки и костюмы героев сказки.

Предварительная работа. Чтение русских народных сказок, подвижные игры «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», игровые упражнения « кто как кричит», « кто как передвигается».

Индивидуальная работа. Проговаривание слов отдельных персонажей.

Методические приемы:

  • художественное слово,
  • игровые упражнения
  • распределение ролей,
  • показ,
  • объяснение,
  • поощрение.

Ход занятия

Воспитатель.

Придумано кем-то просто и мудро-

При встрече здороваться:

«Доброе утро!».

«Доброе утро!» солнцу и птицам.

«Доброе утро» улыбчивым лицам.

Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и выскажем добрые пожелания.

Дети. Здравствуйте! Доброе утро, дорогие гости! Добро пожаловать к нам! Мы очень рады вас видеть. Мне приятно вас видеть такими красивыми и нарядными. Мне хотелось бы, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

Воспитатель. Дети вы любите сказки? А что такое сказка?

Дети. Сказка, сказка-прибаутка,

Рассказать ее – не шутка,

Чтобы сказочка сначала

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

Воспитатель. Хотите попасть в страну сказок?

Дети. Хотим! Воспитатель. Тогда закройте глаза и приготовьтесь к волшебству.

(Воспитатель надевает корону и мантию).

Воспитатель. Здравствуйте! Я королева страны сказок и приглашаю вас к себе в гости. У меня есть волшебный ковер-самолет. Садитесь поудобнее, полетели! Поднимаемся все выше и выше, летим уже над облаками. Какие чудные облака. Мне кажется что это облачко похоже на крокодила. На что похоже это облачко? А вот это?

Королева. Держитесь покрепче, идем на посадку. Вот мы и прилетели.

Королева. А вот и сказочные ворота, через которые мы должны пройти в страну сказок. Но, здесь висит замок. Дети помогите открыть его.

(Пальчиковая гимнастика «Замок»)

На двери висит замок (замок)

Кто его открыть бы мог? (пожать плечами)

Потянули, покрутили, (потянуть в разные стороны, покрутить сцепленные кисти)

Постучали, и открыли! (постучать основаниями кистей друг о друга и развести кисти в стороны)

(Дети проходят через ворота)

Королева. Добро пожаловать в страну сказок! Смотрите нас, встречает солнышко лучистое. А солнышко хочет познакомиться вами. Назовите, пожалуйста, свои имена (игровое упражнение «Знакомство»). Солнышко говорит, что хочет с вами поиграть.

Вы сейчас под музыку будете бегать вокруг солнышка, а по сигналу повернетесь в круг. Солнышко просит Аню поднять одну карточку и узнать сказку.

Игра «Узнай сказку»

Давайте поблагодарим наше солнышко и назовем его добрыми словами.

Спасибо, солнышко,

Спасибо, мое хорошее,

Спасибо, мое нежное,

Спасибо, мое щедрое,

Спасибо мое любимое,

Спасибо, мое лучистое,

Спасибо, мое ликующее,

Спасибо мое золотое,

Спасибо мое радужное!

Педагог просит похлопать в ладошки, чтоб солнце услышало каждого. (По окончанию игры необходимо обратить внимание детей на то, какими теплыми стали их ладошки.)

Королева. Дети вы почувствовали, какими теплыми стали наши ладошки? Это солнышко дарит нам свое тепло. А дальше мы пойдем по мостику. Мост узкий, надо идти осторожно.

А вот и мой волшебный сундук со сказками. Что же нам на этот раз подарит сундучок. Чудеса, здесь костюмы?! Кто хочет примерить маску лисы? (Маску зайца, собаки, петуха, медведя?)

(Королева вытаскивает костюмы и наряжает детей)

Кажется, я знаю в какую сказку, мы попали, а вы догадались?

Дети. Да, это «Заюшкина избушка».

Королева. Тогда давайте покажем гостям эту сказку.

(Драматизация сказки)

Королева : Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!

Королева: Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!

Заяц: - Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

Королева: Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

Лиса: - Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Заяц:

Королева: Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко. На третий день лиса опять просит:

Лиса: - Пусти меня, заюшка, в избушку.

Заяц: - Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Королева: Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку.

Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:

Лиса: - Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Королева: Так и выгнала. Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бежит мимо собака.:

Собака: - Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

Заяц:

собака . – я ее выгоню.

Заяц: - Нет, не выгонишь!

Нет, выгоню!

Пошли к избушке.

Собака: - Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

А она ему с печи:

Испугалась собака и убежала

Вот заинька опять сидит и плачет. Идет медведь :

О чем ты, заинька, плачешь?

Как же мне, медведь, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.

Нет, не выгонишь! Собака гнала, гнала - не выгнала. И ты не выгонишь.

Нет, выгоню!

Пошел медведь к избушке и зарычал:

Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался медведь и ушел.

Опять сидит заяц и плачет. Идет петух , несет косу.

Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

Нет, не выгонишь! Собака гнала - не выгнала, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

Пошел петух к избушке: - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи: хочу лису посечи, поди лиса вон!

Услыхала лиса, испугалась и говорит: - Одеваюсь...

Петух опять: - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи: хочу лису посечи, поди лиса вон!

А лиса говорит: - Шубу надеваю...

Петух в третий раз: - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи: хочу лису посечи, поди лиса вон!

Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Королева. Посмотрите, лисичка теперь одна осталась, давайте ее тоже позовем к себе и научим дружить. Молодцы, ребята, вы играли как настоящие актеры! Всем спасибо!


Игры - драматизации необходимы и полезны детям на разных этапах их развития.
Игры драматизации - это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки, песни, стишки. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения. Малыш разговаривает голосами своих героев, переживает за них. Он как бы перевоплощается в образ, живет его жизнью.

Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, так же способность управлять собой, учится мыслить самостоятельно и логично. Все это отражается на дальнейшем развитии ребенка и в дальнейшем, на учебной деятельности.

Для этих игр необходимы особые игрушки-артисты:

Пока ваш Малыш еще маленький, ему около 6 месяцев, вы можете сами устраивать представление для него. Это может быть веселая зеленая лягушка, он больше всех игрушек любит ее. Она будет говорить с Малышом голосом его мамы, петь ему песенки и рассказывать простые стишки. Но будте уверены, Малыш не останется равнодушным!

После одного года, когда он уже хорошо понимает речь, можно «ставить» спектакль с двумя игрушками - Кошечка и Лошадка или Кукла Маша. Они могут в руках мамы петь, танцевать друг с другом, рассказывать стишки, бегать. Правда, Малыш не будет видеть маминых рук, он видит только артистов - КУКОЛ.


После двух лет, можно устраивать маленькие классические спектакли вместе с ребенком. Например, это может быть сказка «колобок». Нужно, только подобрать соответствующие игрушки: волк, лиса, заяц, медведь. А колобка можно сделать из маленького мячика - нарисовать на нем личико. Вначале ребенок видит вашу игру, она очень выразительна, вы постоянно обращаетесь к нему, включая его в игру, и ему тоже захочется быть одним из героев сказки и говорить его голосом.
К трем годам дети уже сами играют игрушками, устраивая маленькие спектакли, развивая свою фантазию и импровизацию.

Очень популярны ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ - это куколки, изготовленные из дерева, ткани или других материалов, которые одеваются на пальчик. Их можно купить в магазине, они продаются наборами, а можно сделать самим. Куклы могут быть из картона, из пробок, желудей, вязанные, сшитые, комбинированные.
У Деревянных куколок находится углубление внутри, она должна плотно облегать пальчик, чтобы не соскакивать, но и не сдавливать пальчики. У кукол нарисованы выразительные лица, а у животных - характерные для них черты. Все герои могут поместиться на одной или двух руках. Малыши с удовольствием будут играть с такими куколками, проговаривать текст, танцевать и петь с игрушкой на одном пальце, а затем на нескольких.
Пальчиковый театр хорош, когда одновременно надо показать несколько персонажей. Вначале можно разыграть простой сюжет по сказке «Колобок», «Курочка Ряба», затем взять сюжеты сложнее: «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Гуси-Лебеди» «Три поросенка». Для игры можно использовать ширму, они продаются в магазинах, а можно ее сделать самим.
Театр пальчиковых кукол очень полезен для развития мелкой моторики, что благотворно сказывается в подготовке кисти к письму.

Малыши любят играть картонными или фанерными силуэтами на подставках, окрашенные с двух сторон, которые передвигаются по столу - НАСТОЛЬНО-ПЛОСКОСТНОЙ театр. Такие наборы всегда посвящены какой-нибудь сказке. В комплекте всегда много декораций: это могут быть домики, деревья, кустики, ручейки. Ребенок с удовольствием озвучивает роли персонажей сказки, при этом он может быть единственным «сказочником», меняя интонацию голоса. Он может озвучить даже голос ветра, грома, шум деревьев.
Такая игра подойдет детям с четырех лет. Она хорошо развивает речь, воображение, координацию движений, голосовой диапазон.

Дети постарше, чаще в детских садах, играю в КОНУСНЫЙ театр. Его можно купить в магазине - это альбом, в котором все детали вырезаются и склеиваются. Все до одной детали являются геометрическими фигурами: туловище и руки - конусы, голова - круг, ушки - треугольники и т.д. Их можно разукрасить. Куклы получаются объемными. А можно самим придумать и сделать такие фигурки. Здесь у ребенка много возможностей - сделать самому игрушку, воплотить свои фантазии и творчество в инсценировку мини спектаклей - сказок, потешек, песен. Игрушки объемные, сделаные из бумаги, требуют осторожности, чаще это игра только для одного сюжета.

Самые большие возможности для игры - драматизации дают ПЕРЧАТОЧНЫЕ куклы или куклы «БИ-БА-БО». Это настоящий театр, который можно устроить дома. Эти куклы сделаны из твердой головы и костюма из ткани, у которого нет ног, но есть две руки. Ребенок одевает на указательный палец голову, а средний и большой пальцы в руки, тело куклы - это рука артиста.

Для «Би-Ба-Бошек» характерны разнообразные движения, жесты. В руках актеров они могут смеяться и плакать, петь и танцевать, принимать различные позы. В общем, они могут выразить все, что испытывает ребенок, играя этой куклой. Он воспринимает куклу, как человека, переживает за нее. Он отождествляет себя с куклой.
Так в спектакле «Три поросенка», Малыш будет переживать за каждого брата. Он может быть единственным актером-кукловодом, говорить разными голосами, разными интонациями - и за волка, и за поросят, но все равно, будет переживать за каждого поросеночка.
Такие перчаточные театры можно купить набором в магазине, «Кукольный театр -Красная шапочка, Три Медведя, Козлята и волк, Курочка Ряба, Волк и Лиса». А можно сделать «Би-Ба-Бошек» самостоятельно из подручного материала.

Дети очень любят играть с куклами-МАРИОНЕТКАМИ - куклами, которыми актер управляет, дергая за ниточки. Голова, руки, ноги крепятся петлями и подвешиваются на нити к деревянной основе, которая и управляет движениями кукол. Они особенно необходимы гиперактивным детям. Малыши сами того не замечают, как постепенно контролируют свои движения, действуют осторожно и произвольно.


Дети дошкольного и младшего возраста относятся очень серьезно к игре - драматизации. Вначале идет выбор сказки (сюжета игры), затем обсуждение ее, пересказ, далее распределяются роли, обустраивается игровое пространство и непосредственная игра детей.
Для исполнения роли, необходим атрибут - признак персонажа, который наиболее типичен для него. Если у ребенка нет настоящего костюма, не надо отчаиваться. Пусть сами дети скажут, какой признак наиболее типичен для данного персонажа. Основываясь на этом, можно изготовить самим этот атрибут. Например, маска зверя, вырезанная из бумаги, фартучек, шапочка, венок, кокошник и т.д. Нужно убедить детей, что самое главное - это образ, который они должны исполнить с помощью жестов, движений, интонации, мимики. Так же не стоит требовать от детей точности исполнения, опыт придет постепенно.

Драматизировать - это значит, разыграть какое-либо литературное произведение, при этом сохранить последовательность в нем эпизодов и передать характеры его персонажей. Они требует от детей умений, навыков, компетенции в литературе, театральной, изобразительной и музыкальной деятельности. Литературное произведение подсказывает ребенку - актеру, какие действия нужно выполнять, но там нет указаний об их способах воплощения: движениях, интонации, мимике.

Игра-драматизация будет возможна, если ребенок воспринимает, осмысливает и переживает, при чтении литературного произведения; а также уже знает о театре, о спектаклях, которые там разыгрываются; с готовностью включается в игру, учитывая свои возможности и способности.

Исходя из индивидуальных способностей детей, в игре-драматизации различают:
Ребенок-«РЕЖИССЕР» - это ребенок - эрудит. Он имеет хорошее воображение и память. Он быстро «схватывает» литературный текст и тут же переводит его в постановочный спектакль. Он целеустремлен, обладает организаторскими способностями: распределяет роли, текст, руководит игрой, ее дальнейшим развитием, определяет место, где будет проходить спектакль, доводит игру до конца. Он может комбинировать: включать стихи, песни, танцы, импровизацию в ход спектакля.
Ребенок - «АКТЕР» - Он коммуникабельный, в коллективные игры легко вступает, хорошо может передать образ героя, легко импровизирует, может быстро найти необходимые атрибуты, чтобы образ был точнее, очень эмоциональный, точно следует сюжету и свою роль играет до конца.
Ребенок - «ЗРИТЕЛЬ» - В игре он как бы участвует со стороны. Этот ребенок внимательный, наблюдательный, сопереживает игре актеров, очень любит анализировать и обсуждать игру актеров, то как развертывается сюжетная линия, передает свои впечатления через слово, рисунок, игру.
Ребенок - «ДЕКОРАТОР» - он обладает способностями передать образ героев и в целом произведение, через создание декораций, реквизитов, костюмов. Он хорошо чувствует цвет, форму.

Игры-драматизации могут быть разнообразны по содержанию, по формам и задачам.
Это могут быть игры - ХОРОВОДЫ, сопровождающиеся пением. Например, русская народная песня: «Во поле березонька стояла» - дети в костюмах «березок», русских девушек (в кокошниках или платочках, русских цветных сарафанах), поют, танцуют, движения соответствуют словам песни.
Это могут быть игры - драматизации стихотворений; настольный театр; кукольный театр; творческие игры; проза.

При всех играх-драматизации присутствует атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и открытости, самореализации. Расширяются знания детей об окружающем мире. Ребенок учится передавать свое эмоциональное состояние в движениях, мимике, жестах, умении сопереживать. Он учится понимать особенности поведения животных, пробует воспроизводить их, учится звукоподражанию.

У детей развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованности, сообразительности, развивается чувство коллективизма, налаживаются взаимоотношения и взаимопонимания между сверстниками и взрослыми. Все это влияет на дальнейший жизненный потенциал ребенка.