Инновационные материалы в дизайне и архитектуре – сенсационное интервью с Dr Sascha Peters. Новые технологии дизайна интерьера

Современная дизайн деятельность подразделяется на множество видов, и подвидов, каждый из которых, одновременно имеет сходства с другими, а также индивидуальные отличия от остальных.

Современный дизайн,ориентирован на передовые технологии и материалы, подстраиваясь под новые тенденции, высокий потребительский спрос и технические свойства производимой продукции. Дизайн развивается достаточно быстро, в отличие от общества, которое начинает понимать и ценить созданные произведения.

Дизайн способен отразить не только количественные характеристики, но и более тонкие, качественные черты - удобство в эксплуатации, комфортность, стиль.

В основе современного развития дизайна лежит нечто более важное, чем мода. Сейчас, в условиях доминирующей роли техники в нашей жизни, как никогда раньше становится важным иметь вещи, удобные и практичные в эксплуатации. Сегодня дизайн - это стратегический инструмент, правильное использование которого ведет к успеху в бизнесе.

Если раньше все строительные материалы в дизайне были натуральными, то сейчас их дополнила масса искусственно созданных материалов для строительства и отделки. Например, некоторые имитации дерева и камня для дизайна интерьера не уступают натуральным аналогам ни по качеству, ни по потребительским свойствам, а служат гораздо дольше.

В рядах материалов для дизайна за последнее время появились такие вещи как:

1. Гибкий камень - материал, имитирующий по фактуре разнообразные породы натурального камня, однако, обладающий гибкостью и легкостью, что позволяет без проблем использовать его для отделочных работ

2. Акриловый камень – отличается от гибкого камня тем, что, благодаря особой технологии склейки швов, полотно из этого камня будет выглядеть цельным.

3. Цветущие обои - представляют собой обои, рисунок на которых нанесен специальной термокраской. В зависимости от воздействия температуры на полотно обоев, проявляются дополнительные части рисунка, он видоизменяется.

4. Жидкие обои - изготовлены из хлопковых волокон с добавлением целлюлозы, что обеспечивает поверхности стен оптимальную циркуляцию воздуха и не дает появляться плесени и различным грибкам.

5. Древесный композит - часто применяется для создания различных внутренних перегородок в помещении.

6. Умное стекло - используют его как для остекления окон, так и для создания различных стеклянных перегородок внутри помещения.Также к умным стеклам можно отнести самоочищающиеся (например, от дождя), автоматически открывающиеся (например, для проветривания), само обогреваемые окна. Материал позволяет снизить потери тепла, сократить расходы на кондиционирование, заменить традиционные жалюзи и шторы.

7. Новые технологии для потолков - это использование принтов, которое позволяет нанести на потолок абсолютно любой рисунок, избавляя от необходимости расписывать его вручную.

8. Интерьерная печать на любых поверхностях - этотехнология – UV-печать на поверхностях. В основе технологии – краска, которая полимеризуется под воздействием ультрафиолета и может быть использована практически на любых поверхностях: обоях, плитке, тканях, мебели, пластике

9. Оригинальный пол - этонапример, стеклянный пол. Внизу остается специальная ниша, в которую помещается декоративный элемент (аквариумы, подсветки, различные световые эффекты).

10. Подсветки - применяться, фактически, везде. Это и оформление стен, а также создание разнообразных конструкций на потолке, подсветка может быть и снаружи, она часто применяется в ландшафтном дизайне.


Мода и стиль в дизайне.

Слово “мода” происходит от французского “mode ” (а то в свою очередь восходит к латинскому – “modus”) и означает “мера, правило, предписание”. Сегодня под модой понимается непродолжительное единство и массовое распространение тех или иных внешних проявлений культуры – вкусов, поведения, стилистических признаков изделий, принятых критериев их эстетической оценки и правил.

Мода характеризует взаимоотношения между человеком и вещью, предметной средой в целом. Она охватывает разнообразные сферы человеческой деятельности, существенно влияя на производство и потребление; в дизайне мода находит свое выражение во внешней форме проектируемых и производимых изделий, особенно одежды. Историки культуры придерживаются того мнения, что мода родилась в ХII-ХIII веках , когда в костюме стали появляться элементы, использование которых нельзя объяснить необходимостью или развитием эстетического вкуса.

Основным признаком моды является ее изменчивость . Каждый модный цикл можно разбить на следующие фазы :

1. возникновение оригинальной модели;

2. признание ее модной в узком кругу;

3. распространение приспособленного к интересам широких масс варианта в удешевленном серийном производстве;

4. перенасыщение;

5. затухание интереса или полная не востребованность товара.

Некоторые модные новинки после того, как их признали широкие массы потребителей, переходят в категорию стандарта. При этом модными могут быть не обязательно современные формы, мода может возвращаться и к ретро.

«Стиль » - это обобщенный образ средств художественной выразительности, обусловленных единством творческих приемов.

Стиль - это язык архитектуры, проекта, композиции, который перенимает языки, отдельные слова из других направлений. Это приводит к переплетению стилей и их родству. При чрезмерном заимствовании возникает смешение стилей - эклектика, в худшем случае безвкусица - китч. Гармонию в стиле достичь сложно, т.к. требуются знания по композиции, теории архитектуры, элементарный вкус, знание о видах строительных и отделочных материалов.

В истории дизайна интерьера выделяется два направления стиля : восточный и западный , которые, в свою очередь подразделяются на более конкретные.Исторический и этнический (национальный) стили больше подходит для тех, кто влюблен в неповторимый колорит определенной эпохи или страны. Любители смелых экспериментов воссоздают в пригородных интерьерах стилистику древнего Египта , поклонники Страны Восходящего Солнца выбирают минималистический японский стиль , а некоторым, возможно, по душе, интерьерные решения Шотландии или Ирландии. Хай-тек и футурический стиль является идеальным выбором для тех, кто не независим от сложившихся ранее традиций, стремится к дерзким инновационным решениям и с оптимизмом смотрит в будущее. Независимость от тенденций современного дизайна прослеживается в выборе стилей эклектика или фьюжн , стирающих какие-либо стилистические рамки. Они позволяют создавать в одном интерьере синтез интерьерного убранства самых различных эпох.

Рассматривая исторические стили, можно выделитьтри эпохи в развитии дизайнерских стилей:

1. эпоха до появления дизайна (античность; венецианский стиль, барокко, рококо, классицизм, ампир, эклектика, ранний модерн, неоклассицизм, неорусский стиль);

2. эпоха формирования и развития дизайна (поздний модерн, функционализм, конструктивизм, неопластицизм, рационализм);

3. эпоха дизайна (функционализм, минимализм, поп-арт, хай-тек, деконструктивизм, китч, эклектика).

Таким образом мода и стиль являются неотъемлемой частью дизайна.


Мы живем в мире цифровых технологий и нас окружает огромное количество гаджетов. Наши бабушки и дедушки и представить не могли, какие вещи можно будет выполнять с помощью компьютеров и смартфонов. И практически каждый год приносит нам все новые технические возможности для жизни, от пользования которыми сложно отказаться.

Конечно, технологический прогресс действует негативно на разум людей и делает их зависимыми от гаджетов. Но он так же привносит комфорт и удобство в жизнь, помогая сокращать время на поиск информации и решение срочных проблем и задач.

Пользуясь современными технологиями в быту кроме практической пользы нужно также иметь в виду эстетику помещения, ведь для человека очень важна атмосфера и психоэмоциональное состояние на которое влияет окружающее пространство.

Представляем вам новинки на рынке дизайна помещений.

Цифровые электронные обои.

Этот вид отделки ничем не похож на стандартные рулоны. Внешне это больше походит на экраны отображения различного рода изображений, как подвижных так и статичных. Работает данная конструкция при помощи светодиодов. Специальный проектор переносит изображение на стену, располагаясь под потолком. Изображения можно менять и программировать на компьютере.

Главной фишкой таких обоев является возможность быстро сменить дизайн помещения без денежных и временных затрат на ремонт.

Интерактивные обои

Еще один вид цифровых обоев. Этот вариант отделки отличается тем, что способен выполнять определенные действия. В обои установлены датчики, которые позволяют соприкасаясь с поверхностью управлять различными функциями. Например, регулировать температуру воздуха в комнате или включать свет. Или например прикоснуться к изображенным зеленым веточкам деревьев и запустить процесс цветения.

Также существуют интерактивные обои для детей. Установив такой вид отделки в комнате малыша, у вас появится возможность отправиться вместе с ним на прогулку по виртуальному лесу. Покрытие настолько “умное”, что способно распознать присутствие и показывать соответствующие изображения.

Цифровое зеркало Snow White.

Изобретение исследователей лаборатории New York Times входит в 50 лучших. Это чудесное зеркало может подсказывать своему владельцу, например, какой галстук подойдет к его костюму. Так же позволит просмотреть весь свой гардероб, выйти в интернет и т.п.

В России и странах СНГ самым популярной в бытовых технологиях стала систему управления “Умный дом”. С ее помощью происходит взаимодействие человека с жилым помещением. С помощью размещения датчиков и дальнейшего управления ими через сеть интернет можно полностью регулировать работу коммуникаций, системы безопасности. “ ” сам распознает ситуации в доме и реагирует на них согласно определенным алгоритмам. Ряд команд регулирует работу всех инженерных систем в соответствии с пожеланием хозяина дома, временем суток, погодой, внешней освещенностью и т.д., обеспечивает комфортное состояние внутри дома.

В итоге хочется сказать, что прогресс все же не может не радовать и конечно лучше быть в курсе новых технологи и выбирать для себя наиболее подходящие. Но очень важно не забывать, что предметы и устройства служат нам, а не мы им.

Куда не заглянешь в поисках решения для интерьера – в магазин, на выставку, в интернет – всюду на нас обрушивается лавина самых разных предметов и материалов. Даже не каждому профессионалу удается увидеть за этим изобилием современные тенденции в дизайне и понять, куда движется прогресс в этой области. Как тут человеку неподготовленному не растеряться, как понять какие идеи и модели морально устарели, а какие, напротив, свежи, актуальны, и только набирают обороты.

Лекция Альберто Костабелло оказалась исключительно полезной в этом смысле. Этот человек исследует современные направления в дизайне. Кроме научной деятельности у него есть своя студия «A+A», которая специализируется на модных прогнозах: консультирует компании, подсказывая, что будет актуально в ближайшие годы. Cтудия эта очень авторитетная. Ей доверяют такие гиганты как Samsung, Levis, Nike, Flou, H&M.

Чтобы было легче разобраться в модных трендах, Альберто предлагает разделять все модные веяния на микро- и макротенденции. Первые живут недолго, сезон-два, и чаще встречаются в фэшн-индустрии. Вторые длятся годами, и находят отражение в самых разных сторонах нашей жизни.

В интерьерном и промышленном дизайне изменения не так стремительны, как в мире моды, поэтому правильнее ориентироваться именно на макротренды. Им и посвятил свою лекцию синьор Костабелло.

Итак, Альберто Костабелло назвал четыре глобальных направления, которые актуальные уже сегодня, и будут владеть дизайнерскими умами в ближайшие годы:

1. Экология и природа.
2. Дизайн на грани с искусством.
3. Историческое наследие.
4. Цифровые технологии.

Экология и природа

Дизайнеров вдохновляют природные формы и материалы, они подмечают и демонстрируют красоту необработанных фактур, и даже в обветшалости находят особую прелесть.

Рисунок древесины, доски, поеденные жучком, и другие нерукотворные узоры превратились в ультрамодный мотив, принты-иммитации можно встретить на тканях, обоях, мебели и даже одежде.

становятся частью свежайших дизайнерских и архитектурных решений. Комнатное растениеводство перестало быть уделом ботаников, превратившись в модное эстетское занятие.

Все чаще бережное отношение к природе и природным ресурсам становится принципом работы дизайнеров, архитекторов, заводов и фабрик.

В модный лексикон прочно вошли слова re-cycle (вторичное использование материала) и up-cycle (вторичное использование старых вещей). С каждым днем все больше дизайнеров, задействуют в своих работах особые материалы: они либо уже были в употреблении, либо имеют потенциал к вторичной переработке, ну или, как минимум, относятся к биоразлагаемым продуктам.

Настоящий расцвет на волне эко-тренда переживает картон и бумага, из них делают мебель, светильники, и даже строят дома.

У старых, никому не нужных вещей, появился шанс не пропасть на помойке, а стать частью какого-нибудь актуального дизайнерского объекта, как это случилось с этими керамическими баночками из-под йогурта. Они попали в руки дизайнеров из Aidia Studio и пережили второе рождение, превратившись в необыкновенную люстру.

Еще один важный аспект зеленой темы – энергосбережение и энергоэффективность. Объединяя свои силы с инженерами, архитекторы борются за каждый градус, за каждый киловатт энергии.

Дизайн как арт-объект

Пока одни стараются использовать материалы и ресурсы как можно более рационально, других это совершенно не заботит, ведь дизайн для них – искусство и способ творческого самовыражения. Зато благодаря такому подходу мебель, светильники и предметы декора становятся настоящими арт-объектами.

Их формы порой далеки от привычных, а о назначении можно догадаться по едва уловимым чертам. Удобство, функциональность уходят на второй план. Главное в таких вещах – эмоции и экспрессия, способность удивлять и восхищать.

Некоторые вещи словно попали к нам из далекого будущего. 3D−печать, лазерная резка и другие современные технологии и материалы становятся основой для авторских шедевров. Для них не жалеют ни золота, ни карбонового волокна, ни других космических материалов. Потому что уникальный дизайн, граничащий с искусством, – настоящая роскошь XXI века.

Историческое наследие

К сожалению, Россию этот мировой тренд пока что обходит стороной.

Чтобы глобализация не стерла с лица земли местный ремесленный и архитектурный колорит, европейские дизайнеры и зодчие изо всех сил стараются его сберечь.

Одни прямо цитирует классику в своих коллекциях. Украшают ткани, обои, мебель, скажем, рисунками времен королевы Виктории или старинными народными орнаментами. А чтобы добавить актуальности, просто красят их в какой-нибудь очень модный цвет.

Другие, напротив, поражают вольным прочтением классики. Черты исторических стилей смело мешают с ультрасовременными элементами. Тут конечно нет равных дизайнеру Ферручио Лавиани. Только посмотрите, что он творит!

Технологии не стоят на месте, и в сфере дизайна появляются новые материалы с уникальными характеристиками, которые однажды могут вытеснить с рынка привычные нам продукты. Чтобы быть готовыми к этому моменту, давайте рассмотрим несколько интересных инноваций в самых различных областях.

Большое внимание поискам новых решений, которые окажутся привлекательными для потребителя, уделяется в мире посуды. Керамикой и фарфором уже никого не удивишь, и французский завод Arcoroc представил материал Zenix , внешне не отличающийся от фарфора, но обладающий лучшими техническими характеристиками.

Гладкие и приятные на ощупь предметы устойчивы к различного рода повреждениям, а также выдерживают резкие перепады температур.

В это же время компании по всему миру ищут адекватную замену хрусталю: из-за свинца, входящего в состав продукта, производство становится слишком дорогим. Чешская компания, заменив оксид свинца на более экологичный оксид циркония, вывела на рынок материал Crystalite .


Производители утверждают, что новая технология сделала стекло более прозрачным и более легким, чем традиционный хрусталь.

Немецкие заводы пошли похожим путем, убрав из сплава свинец, только заменили они его оксидом титана. Получившийся в итоге материал Tritan поражает своей прочностью и устойчивостью к ударам. В отличие от хрупкого хрусталя, Tritan можно мыть в самой обычной посудомоечной машине.


Помимо бокалов, из этого материала делают контейнеры для еды - практичные и удобные. Они не впитывают запахов и обладают высокой термостойкостью.

Модернизация не обошла и производство предметов для ванной комнаты. Целый ряд инновационных решений затронул производство ванн: на смену чугуну, камню, акрилу и керамике пришли Xonyx и Quaryl .


Quaryl представляет собой смесь кварца и акриловых смол, которая придает поверхности повышенную устойчивость к повреждениям. Ванны из этого материала хорошо держат тепло, не позволяя ему выветриться во время купания и сохраняя воду теплой на протяжении достаточно долгого времени (этому способствует не только отличная теплоизоляция, но и увеличенная по сравнению с теми же изделиями из акрила толщина стенок).

Большой плюс нового материала - нескользящая поверхность, что подтвердили многочисленные тесты.


Изделия из Xonyx также хорошо защищены от внешнего воздействия благодаря отсутствию декоративного покрытия: ванна создана из однородного материала. По сути, Xonyx - искусственный камень, очень приятный на ощупь.

Главный его минус - отсутствие защиты от различных кислот и растворителей, которые могут повредить поверхность ванны.


Свои открытия есть и в сфере текстиля. Сейчас популярность набирает новый тип штор - Blackout , которые максимально защищают спальню от попадания солнечных лучей, что благотворно влияет на сон. Абсолютно непроницаемая ткань не обязательно должна быть темной: двухслойный или трехслойный текстиль представлен в широкой цветовой палитре.

Ткань защищает от солнечных лучей не только ваш сон, но и мебель и обои в помещении, предотвращая выцветание. Материал также дает дополнительную звукоизоляцию и устойчив к высоким температурам.


Что касается тенденций в мире матрасов, то новые типы наполнений там встречаются достаточно часто, но все они объединены единой технологией - так называемым «эффектом памяти», когда текстура полностью повторяет изгибы тела для более комфортного сна. Днем материал возвращает себе изначальную форму, быстро восстанавливаясь.


Компании по всему миру неустанно работают в надежде однажды найти идеальную технологию, позволяющую создать непревзойденный по всем параметрам продукт. Идеал, как известно, недостижим, но в процессе поисков появляются все более качественные вещи, способные значительно повысить уровень жизни.

Оглянитесь, и вы увидите, что будущее стоит уже у самого порога.

Фотографии: www.amazon.it , www.crystalite.org, www.williams-sonoma.com.au, www.villeroy-boch.se, bomond-ceramica.ru, www.umiwaza.com, www.happybeds.co.uk, flipboard.com.


Завершился весенний сезон интерьерных выставок и мероприятий, по которому с уверенностью можно сказать, что, несмотря на все сдерживающие факторы, интерьерная индустрия растет и развивается каждый год, и на рынке появляются новые отделочные материалы и технологии. На что обратили внимание дизайнеры и что выделили среди интересных интерьерных идей, мы расскажем в этой статье.


Дизайнер Валерия Белоусова, активно посещающая все интерьерные выставки и выбирающая среди разнообразия отделочных материалов интересные новинки, отмечает 4 основных направления в отделке плитки:




1. Текстуры
2. Имитации
3. Поп-арт
4. Пэчворк

Новые технологии позволяют превратить обычный керамогранит в имитацию мрамора, оникса, перламутра и даже металла, дерева или ткани. Кстати говоря, о дереве, современная тенденция развития эко-стиля позволяет сэкономить на отделке натуральным деревом и создать его текстуру за счет обычной плитки.


Еще одна тенденция в отделке – это яркие акценты. В подтверждение этого множество отделок в стиле поп-арт и пэчворк. Интересные сюжеты комиксов будут изящно сочетаться с пастельной отделкой, а лоскутная технология раскладки плитки создаст интересную игру цвета, рисунков и фактур.



Если говорить о новинках в отделочных материалах, то нельзя не сказать о крионе – акриловом камне нового поколения, на ощупь напоминающего натуральный, но более теплого по фактуре. С помощью него можно создавать даже обтекаемые формы без стыков, во избежание скапливания грязи. Он может быть использован как в интерьере, так и в экстерьере.



Архитектор Наталья Гусева уверена, что новое – это хорошо забытое старое. Из таких новинок архитектор отмечает обычную фанеру. Современные технологии обработки позволяют создавать интересные варианты отделки стен, столешниц, потолков и полов. Это прочное, экологичное, влагоустойчивое и красивое покрытие, которое можно окрасить и получить интересные эстетичные композиции!


Дизайнер-декоратор Юлия Соловьева отмечает расширение рынка стеновых 3D-панелей. Если ранее 3D-панели нельзя было использовать при оформлении влажных зон, то сегодня такие панели производятся по принципам керамической плитки, поэтому они становятся прекрасным вариантов оформления кухонных фартуков и санузлов.


Елена Крылова – дизайнер интерьеров , активно продвигающая эко-дизайн в России, нашла интересные решения по отделке, положительно влияющие на здоровье человека. Например, адсорбентные настенные 3D-панели, поглощающие из воздуха токсичные вещества.



Солевые панно


Еще одним вариантом «здорового» оформления дома стали солевые панно. Помимо изящного интерьерного акцента, они еще являются прекрасным ионизатором воздуха.


Также дизайнер отмечает очищающие обои, в структуру которых внедрен природный материал, который на молекулярном уровне распознает и уничтожает неприятные запахи.


Интересные инновационные технологии существуют и для фасадов и отделки окон. Например, линейка специальных пленок практически не заметна на стекле и при этом ударопрочна, защищает дом от , обладает охлаждающим эффектом, антибликовым свойством, легко моется и рефлектует свет от противоположно расположенных ярких объектов. А для фасадов уже существуют экранирующие краски для защиты дома от электромагнитного излучения и обеспечивающие терапевтическое воздействие на организм.






Новинки есть и в области инженерии. Например, на рынке появились интересные решения, готовые заменить привычные всем радиаторы отопления на «теплый плинтус». «Теплый плинтус» (14 см в высоту и 3 см в ширину), и, как утверждает Александр Васильев, руководитель компании-дистрибьютора данной продукции, плинтус не сушит воздух, равномерно распределяет температуру, не поднимает пыль, создавая в помещении здоровый микроклимат, избавляя помещение от таких побочных эффектов, как «плачущие окна», грибок и плесень.



Те дизайнеры, которые уже применили теплый плинтус в интерьерах домов и квартир, подтверждают его преимущества. Дизайнер интерьеров Елена Тихонова:


«Эта универсальная продукция может быть использована в любых интерьерах, имеет два варианта подключения, которые еще и экономят электроэнергию, безопасна для деревянной мебели и антиквариата, и при этом, за счет метода индукции равномерно распределяет тепло в помещении».


А благодаря ее компактным размерам и широким возможностям декорирования, может быть вписана в любой интерьер. Самое приятное, что такие инновационные решения являются заслугами отечественного производителя.


Как мы видим, рынок отделки растет, удивляя нас новыми и новыми решениями. По словам практиков, внимание стоит обратить на отечественных производителей, которые начинают предлагать решения, ничем не уступающие западным аналогам.