История школьной доски. А в прежние-то времена: школьные доски и дело учителя

Действительно, не может быть такого! Это не гаджет, это - аспидная доска !

Жуткое название - аспидная доска - не правда, ли!? Воображение тут же рисует всевозможных мерзких аспидов. Так в старину называли огромных крылатых змеев, способных извергать огонь. Вместо пасти у этих гадов был птичий клюв. А ещё, наши бабушки называли аспидами хитрых, коварных и злых людей. В наше время это название сохранилось у довольно таки большого семейства ядовитых змей. Между прочим, знаменитые королевская кобра и чёрная мамба - это тоже аспиды.

Так вот, чёрные доски-планшеты в руках у школьников прошлых веков никакого отношения к опасным пресмыкающимся не имеют. Они названы аспидными благодаря материалу, из которого были изготовлены. Аспидный камень, или шунгит, как правильно называют его геологи - это такая горная порода, разновидность твёрдого сланца тёмно-серого или чёрного цвета. Из пластины такого сланца вырезали прямоугольник толщиной в 2-3 сантиметра, обрамляли его деревянной рамкой и получали идеальное школьное пособие для письма. На протяжении нескольких столетий аспидная доска служила детям многоразовой тетрадью. Кстати, не только детям. Банкиры вели на ней свои расчёты, учёные рисовали формулы, а трактирщики изображали меню.

Почему я столь подробно описал применение этой учебной принадлежности? Да потому что аспидная доска стала «родительницей» самой известной школьной детали - классной доски. Её ведь изобрели сравнительно недавно - в начале XIX-го века. До этого учителя объясняли материал, так сказать, на пальцах. Вспомните, как это делал Архимед - прутиком на песке.

Создателем традиционной классной доски считается школьный директор из Шотландии Джеймс Пилланс.

Более того, шотландский учитель Джеймс Пилланс придумал ещё и цветные мелки. И знаете для чего? Для того, чтобы было красиво!

Он рисовал на доске контуры государств белым цветом; горы - зелёным; реки, озёра и моря - естественно, синим; а места военных сражений обильно закрашивал красным мелом. В те годы пойти в магазин канцтоваров и купить там цветные мелки, сами понимаете, было ещё невозможно, и поэтому изобретательный шотландец придумал свой собственный рецепт их изготовления. Он толок мел, и добавлял в него не только красящие вещества, но и секретную британскую добавку - овсянку! Я предполагаю, что овсянка нужна была для вязкости.

Следует отметить, что примерно в это же время за океаном, в Североамериканских Штатах математик Джордж Барон тоже стал использовать традиционную классную доску в большой аудитории во время чтения своих лекций в Военной Академии. Интересен тот факт, что в Америке XIX-го века школьные доски сколачивали из сосны, и покрывали их поверхность составом из яичных белков и перемолотой обугленной картофельной шелухи.

Во многих современных учебных заведениях активно применяются устройства нового электронного поколения - интерактивные доски и планшеты. А вот старые аспидные доски окончательно перестали использоваться тоже сравнительно недавно - в 30-е годы прошлого века.

Кстати, поэтесса Марина Цветаева в детстве училась писать палочкой по сланцевой поверхности. У неё даже стихи об этом есть:

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду, и кольцом на стеклах…

Вот уже 200 лет ученики и студенты вздрагивают, покрываются холодным потом и зарываются носом в учебники когда слышат ужасную, леденящую душу фразу: - А сейчас к доске пойдёт…

Так вот, это страшное душераздирающее требование «К доске!» впервые произнёс шотландский учитель-новатор Джеймс Пилланс , тот самый, который разместил аспидные доски на стене.

С тех пор ленивые и нерадивые ученики обзывают своих преподавателей обидным словом «Аспид!» . Либо другими словами, имеющими такое же значение.

Когда возникли первые школьные доски меловые , мы можем только догадываться. Если подумать, то в этом качестве вполне можно рассматривать стены пещеры первобытного человека. Действительно, кто сказал, что рисунки, казалось бы, оставленные нам на память, не рисовались для учеников какого-либо прославленного доисторического охотника? Ведь намного легче изобразить что-либо на школьной доске, чем объяснять сложные вещи «на пальцах».
Из века в век аудиторные доски все больше совершенствовались. Они изготавливались преимущественно из дерева, позднее для их производства стали применять стекло. По ним писали угольком, грифелем, мелом и, наконец, современным маркером.

Незабываем про интерьер.

Говорят, что в будущем не будет этого неотъемлемого элемента интерьера учебного класса. Вроде бы школьные классные доски заменят мониторы компьютеров и каждый учащийся, таким образом, получит свою собственную школьную доску. Что же, технический прогресс не стоит на месте, вполне возможно, что это предположение перерастет в уверенность. Но обратите внимание: в наше время даже в компьютерных классах большинства школ висят самые обычные стеклянные или деревянные аудиторные доски, которые помогли в учебе не одному поколению школьников.

Классная доска

Классная доска с четырьмя поверхностями для письма в Хельсингском технологическом университете (Helsinki University of Technology)

Классная доска (синоним: школьная доска) - используемая в образовательных учреждениях поверхность, на которой преподаватель и ученики могут писать или рисовать для пояснения изучаемого материала. Классные доски используют также в различных учреждениях, чтобы оставлять записки и объявления о новых событиях, для записи счёта в небольших соревнованиях.

Разновидности

Грифельная доска

Грифельная доска

В XIX веке у каждого школьника была отдельная доска для записей, сделанные из гладкого серовато-чёрного аспидного сланца . Писали на них грифелем , а стирали записи тряпочкой. Учитель подходил к каждому ученику и проверял написанное. Впоследствии для удобства объяснения учебного материала стали применять одну большую доску на весь класс.

Меловая доска

Позже появились доски, на которых стали писать белым или цветным мелом . Они оказались настолько удачными, что используются в образовательных учреждениях до сих пор. Их изготавливают из дерева, стекла или металла и покрывают тёмной матовой эмалью , обычно чёрной, тёмно-зелёной или коричневой. Более качественные доски делают с покрытием из шероховатого фарфора , который очень устойчив к истиранию: такие доски могут выдерживать 10-20 лет интенсивного использования.

Существует также вариант классной доски, в которых поверхность для записей представляет собой длинный лист пластика , натянутый между двумя параллельными вращающимися цилиндрами. Вращая цилиндры, можно перемещать намотанный на них пластик, таким образом создаётся дополнительная поверхность для письма без необходимости постоянно стирать уже написанное.

Надписи, сделанные мелом, легко стираются влажной тряпкой или губкой. Иногда используют специальный ластик для доски: деревянный брусок, на который наклеена войлочная подушечка.

При всём своём удобстве, меловые доски имеют важный недостаток: при письме на них образуется меловая пыль, которая пачкает одежду и у некоторых людей может вызывать аллергию . Меловая пыль также может негативно влиять на чувствительное к пыли оборудование - например, компьютеры .

Доска для рисования маркерами

Доска для рисования маркерами

В середине XX века в школах стали появляться безмеловые доски белого цвета, на которых можно писать маркерами . Такие доски обычно делают из металла, покрытого эмалью, стеклом или пластиком. Если используются маркеры на водной основе, то надписи с доски стирают влажной тряпкой, если маркеры сухого стирания - специальным очистителем. К доскам, сделанным из стали, удобно крепить магнитами различные дополнительные информационные материалы (плакаты, таблицы и т. п.).

Флип-чарт

Флип-чарт

Флип-чарт используется в основном для проведения семинаров и конференций. Это подобие огромного блокнота - большие бумажные листы скреплены специальной прижимной планкой. Исписанный верхний лист отрывается или заменяется на новый. Флип-чарты удобны тем, что писать на них можно не только специальным маркером, но и обычной ручкой или карандашом.

Магнитная доска

Изготавливается из смеси магнитного порошка и резиноподобных полимерных материалов. Магнитные доски позволяют легко закреплять различные съемные таблички (буквы, цифры, и др.). Используются в основном в детских садах и для создания различных информационных табло.

Пробковая доска

Используется не для записей, а для крепления различных информационных материалов и иллюстраций с помощью кнопок и булавок. Изготавливается из натуральной прессованной пробки или другого пористого материала, обтянутого тканью.

Комбинированные доски

Ещё со времён появления меловых досок их стали делать с несколькими рабочими поверхностями: распашными или раздвижными. С появлением новых разновидностей досок стало возможным комбинировать их. Например, существуют доски, в которых основная рабочая поверхность - это маркерная доска, а распашные вспомогательные поверхности представляют собой магнитную доску и флип-чарт.

Интерактивная доска

Интерактивная доска

Белая поверхность такой доски используется как обычный экран для вывода любой информации с компьютера (с помощью медиапроектора), но главная её особенность - чувствительность к нажатию, что позволяет использовать доску как сенсорный экран . Для этого доска снабжается резистивным покрытием или комбинацией установленных по её краям светодиодов и фотодатчиков , позволяющими отслеживать координаты касания доски стилом (плассмассовый стержень со скруглённым кончиком, обычно имитирующий по форме маркер). Таким образом, интерактивная доска позволяет делать рукописные пометки на проецируемом изображении, а также сохранять эти пометки на компьютере .

Примечания

Литература

  • Богданов В. В. История школьных вещей. - СПб. : КАРО, 2003.
  • Усенков Д. Метаморфозы классной доски // Наука и жизнь . - 2007. - № 2. - С. 84-87.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Классная доска" в других словарях:

    КЛАССНАЯ ДОСКА - КЛАССНАЯ ДОСКА. Обязательный предмет классной комнаты, используется для наглядного представления учащимся учебного материала с целью более легкого его усвоения. Для современного К. д. в качестве средства письма используется не только традиционный … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ДОСКА, доски, вин. доску, мн. доски, досок, доскам, жен. Плоский с двух сторон кусок дерева небольшой толщины, обычно выпиленный из бревна. Дюймовая доска. Половая доска. Сосновые доски. || Пластина, плита. Медная доска. Мраморная доска. ❖… … Толковый словарь Ушакова

    Доска: Доска пиломатериал Классная доска Игровое поле для настольной игры (шахмат, шашек, го, рэндзю, реверси и т.д.). Шахматная доска Мемориальная доска Доска иконная Доска объявлений Гладильная доска Стиральная доска Чертёжная доска Доска … Википедия

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? доски, чему? доске, (вижу) что? доску, чем? доской, о чём? о доске; мн. что? доски, (нет) чего? досок и досок, чему? доскам и доскам, (вижу) что? доски, чем? досками и досками, о чём? о досках и о… … Толковый словарь Дмитриева

    доска - и/, вин.; до/ску; мн. до/ски, досо/к, доска/м; ж. см. тж. дощечка, досочка, досочка, дощатый, дощаной 1) Плоский с обеих сторон кусок дер … Словарь многих выражений

    И, вин. доску, мн. доски, досок, доскам, ж. 1. Плоский с обеих сторон кусок дерева небольшой толщины, выпиленный или вытесанный из бревна. Дубовая доска. Сосновая доска. □ [Лес] направляется к Белому морю, к Сороцкой губе. Там он распиливается на … Малый академический словарь

    ДОСКА - Тесать во сне доски – к ссоре, пилить их – к покойнику, раскалывать – к свадьбе или крестинам. Склеивать сломанную доску – помириться с кем то. Разломать – потерять дружбу. Буравить доску означает смелое намерение, приведенное в исполнение.… … Сонник Мельникова

    ДОСКА, и, вин. доску и доску, мн. доски, досок и досок, доскам и доскам, жен. 1. Плоский с двух сторон срез дерева, получаемый путём продольной распилки бревна. Толстая, тонкая д. Дубовые доски. Тесовые доски. Как д. кто н. (о тощем, худом… … Толковый словарь Ожегова

    И, вин. доску; мн. доски, досок, доскам; ж. 1. Плоский с обеих сторон кусок дерева небольшой толщины, выпиленный или вытесанный из бревна. Дубовая д. Забор из досок. С лодки на берег перекинули доску. * Потихоньку дед Данила Натаскал досок,… … Энциклопедический словарь

    - [асн], классная, классное. 1. Принадлежащий, относящийся к классу (во 2, 3, 4, 7, 8 и 9 знач.). Классная доска. Классный чин. Классный вагон (пассажирский вагон в отличие от товарных, служебных и т.п.). 2. Относящийся к высокому классу (в 6… … Толковый словарь Ушакова


Школа всегда будет связана для нас не только с первым учителем, первыми друзьями и успехами или неудачами, но и с теми атрибутами, без которых мы сегодня не представляем ученика. Парта, ранец, школьная доска – каждый из этих предметов имеет свою интереснейшую историю. В этой статье мы расскажем о них и вспомним те школьные принадлежности, о которых современные школьники уже забыли.

Школьная парта

Этот предмет мебели, примерно в том виде, каким он запомнился нам из детства, появился только в конце XIX века. До этого специальных конструкций для учеников по-видимому не существовало, и дети учились за обычными столами.



Впрочем, были в старину специальные приспособления для письма, сегодня их назвали бы эргономичными – это поставец, секретер и конторка. Именно они послужили прототипами для позднее появившихся парт.



По мере увеличения грамотных людей в XIX веке стало расти и количество пациентов у окулистов. В конце концов на это обратили внимание, и молодой врач-гигиенист Фёдор Фёдорович Эрисман в 1870 году не только доказал, что учение портит зрение, но и предложил выход – конструкцию новой ученической парты. Ее так и стали называть «парта Эрисмана». От обычного стола она отличалась наклоном столешницы (так чтение происходило под прямым углом) и тем, что была сразу соединена со скамейкой. Исходный вариант этой парты был одноместным. Изготавливали эту мебель из массива дуба – для прочности, так что первые образцы были просто неподъемными.




Чуть позднее другой энтузиаст своего дела, ссыльный студент Пётр Феоктистович Коротков усовершенствовал парту Эрисмана. Именно он сделал ее двухместной, что позволило существенно сэкономить рабочее место в классах и придумал знаменитую откидную крышку, чтобы детям было удобнее из-за парты вставать. Так как в деревенских школах не было шкафчиков, он предложил накрутить на парты сбоку крючки для сумок, а под столешницей сделать удобные полочки для книг и тетрадок. Ну, еще углубления для чернильниц, два желобка для перьев и карандашей, – и вот перед нами та самая парта, которую мы так хорошо помним если не лично, то по старым фильмам уж точно.



Ранец

Школьная сумка, как отдельный аксессуар, тоже появилась в XIX веке. До того дети носили учебники стопками, перевязав их ремнем. В деревенских школах использовали холщовые котомки-мешки.



Портфели в те времена еще не имели ручек и использовались в основном конторскими служащими и чиновниками. В конце века наконец-то ручки у портфелей появились, и они активно стали эксплуатироваться школотой. Для детей их стали шить из более толстой и прочной кожи, а чуть позднее снабдили и лямками-«помочами». Идею и название взяли у военных: армейские ранцы (от немецкого Ranzen - сумка) были распространены еще с XVIII века.



В советские времена менялся в основном материал, из которого изготавливались школьные портфели и ранцы. Так, в тяжелые годы после революции их стали делать из коленкора. Этот дешевый вариант был, собственно, картоном, обклеенным тканью. Конечно, драк и катания на горках такие модели не выдерживали. Позднее для портфелей использовали дермантин и украшали их напечатанными рисунками.





Особого внимания заслуживают «дипломаты», которые яркой звездой пронеслись по небу школьной моды в конце 80-х. Эта статусная вещь была особенно важна для мальчиков. До сих пор вспоминаю свой выпускной класс каждый раз, когда вижу на телеэкране, как мафиози именно в таких чемоданчиках перевозят крупные суммы денег.

Школьная доска

За последние 200 лет именно этот школьный символ сумел сделать скачок от маленькой аспидной доски до новейшего электронного чуда техники. Но давайте по порядку. Еще в середине XIX века самым современным «гаджетом», помогающим ребенку в учебе, была небольшая грифельная доска, на которой каждый ученик выполнял задания учителя, а затем стирал написанное. Их еще называли аспидными. Изготовлены такие доски были из тонкого черного сланца и заключены в деревянную рамку – чем не современный планшет? Писали на них грифелем (из грифельного сланца) или, позднее, алюминиевыми палочками.



В 1814 году директор одной из шотландских школ Джеймс Пилланс, рисуя для детей географическую карту, решил сделать это на нескольких досках сразу – для масштабности. И так придумал идею большой классной доски, которую можно вешать на стену класса.


За последние 200 лет одни учебные принадлежности приходили на смену другим. Менялись тетрадки и ручки. Исчезли навсегда проблемы с кляксами, так донимавшие учеников еще каких-то 100 лет назад. Ниже в подборке фото – те предметы, которые были совершенно необходимы для учебы нам, нашим дедушкам или прабабушкам. О назначении многих из них современные школьники теперь даже не догадываются.




Широко распространена в учебных заведениях и является эффективным методом передачи визуальной информации. Само слово «доска» встречалось еще в Псковской Судной грамоте, где оно означало вид письменного договора, займа на небольшую сумму или, по-другому, неформальный документ.

История использования классных досок берет свое начало в европейских школах XVIII-XIX веков. Именно там ученики записывали информацию на небольших грифельных досках. Эти доски были изготовлены из аспидного сланца серого цвета, а записи на них делались черным грифелем. Небольшие персональные доски принято считать прообразом большой классной доски, изобретение которой принадлежит Джеймсу Пиллансу.

Учитель, преподававший географию в одной из школ Эдинбурга, в 1801 году повесил в своем кабинете доску и с помощью цветных мелков наносил на неё изображение карт. Изобретение шотландца получило широкое распространение, и в настоящий момент практически каждое учебное заведение использует классную доску.

В основном, в школьных заведениях используются доски с темной поверхностью – черной, коричневой или зеленой для письма одноцветным белым мелом. Почти двести лет это сочетание было основным для любой школы, а прогресс в данной сфере касался, преимущественно, материалов, из которых изготавливались доски. Помимо деревянных вариантов появились металлические и стеклянные доски , покрытые темной эмалью. Также доски нередко изготавливались из шероховатого фарфора, который отлично сопротивляется истиранию и служит до 20 лет.

Затем появились различные варианты для более удобного использования, например, вращающиеся доски, которые можно легко переворачивать на другую сторону, сохраняя написанный текст. Кроме того, появились раскладные доски с несколькими поверхностями для письма и варианты, оснащенные вращающимися цилиндрами. Последние изготавливаются из пластика, длинный лист которого натягивается между параллельно расположенными цилиндрами. Посредством вращения цилиндров лист пластика перемещается и создает дополнительную поверхность для письма.

Меловые надписи легко стираются губкой или влажной тряпкой, а также специальным ластиком, который представляет собой брусок с наклеенной войлочной подушечкой. Удобство использования меловых досок неоспоримо, однако они имеют один существенный недостаток – во время письма на поверхности возникает меловая пыль, пачкающая одежду. Кроме того, меловая пыль плохо влияет на чувствительную технику, например, компьютеры.

В середине XX века появилась доска, на которой можно было писать маркерами. Магнитно маркерная доска изготавливается из металла, покрытого специальной эмалью, пластиком или стеклом. Если для письма используются маркеры с водной основой, написанное стирается влажной тряпкой, а если написание информации осуществляется маркерами сухого стирания – салфетками и специальным спреем.
Такие доски начали активно использовать не только в школах, но и в различных компаниях для презентаций. Использование маркеров позволяет не пачкать одежду, а также защитить чувствительную офисную технику от повреждения. Использование разноцветных маркеров, возможность крепить бумажные носители информации - графики, таблицы и фотографии с помощью магнитов – все это сделало данный инструмент просто незаменимым в условиях постоянно растущих бизнес-коммуникаций.

В офисах активно используются флип-чарты. Это подобие большого блокнота, установленного на подставке. Листы флип-чарта скреплены прижимной планкой и при необходимости отрываются и меняются на новые.

В ХХ веке в обиход вошли пробковые доски – приспособления, изготовленные из натуральной спрессованной пробки, обтянутой тканью. Данные доски используют не для записей, а для крепления различных бумажных носителей при помощи специальных булавок и силовых кнопок.

Существуют также комбинированные модели досок, сочетающие в себе несколько поверхностей, например, маркерная доска с распашными поверхностями из пробковой доски. Данная модель позволяет не только писать маркерами, но и крепить бумажные носители силовыми кнопками.

Самой современной моделью, которая появилась благодаря стремительному развитию компьютерных технологий, является интерактивная доска. Интерактивные доски представляют собой экран, который используется для вывода информации с компьютера при помощи специального проектора. Кроме того, интерактивный вариант доски чувствителен к нажатию, то есть представляет собой сенсорный экран.

Доска оснащена резистивным покрытием либо набором светодиодов и датчиков, установленных по краям. Они отслеживают координаты точки соприкосновения доски со стилусом – пластиковым стержнем, по форме напоминающим маркер. Таким образом, высокотехнологичная доска позволяет оставлять рукописные пометки на изображении, проецируемом на экран, и сохранять все данные на компьютере.