Как покрасить старую чугунную батарею. Как покрасить чугунную батарею: выбор краски, подготовка поверхности и техника окрашивания

Необходимость в окрашивании батарей отопления возникает в нескольких случаях: если требуется маскировка царапин и мелких сколов, нужно устранить следы монтажа, для поддержания единого стиля в интерьере. Чтобы результат оправдал ожидания, необходимо учесть множество нюансов, касающихся как подготовки основания, так и выбора и нанесения красящего состава.

Требования, предъявляемые к краске для батарей

Чтобы элементы отопления на протяжении многих лет имели привлекательный внешний вид, при выборе краски следует учитывать такие требования:

  • Состав должен обладать высокой термостойкостью (не ниже +80°С): не изменять цвет и не отслаиваться при нагревании.
  • Быть не токсичным.
  • Обладать устойчивостью к истиранию.
  • Обеспечивать антикоррозионную защиту.

Решая, чем красить батареи отопления, вы должны понимать, что от правильности выбора состава будет зависеть, насколько надежно защищена система отопления от коррозии, а также соответствие внешнего вида радиатора концепции интерьера.

Виды красок для батарей отопления

  • Алкидные эмали.

Данные составы отличаются высокой устойчивостью к разного рода воздействиям, способны выдерживать нагрев свыше +100°С. В качестве основы выступает алкидный лак, кроме того имеются наполнители, антисептические добавки и пигменты. В роли наполнителя может быть гранитная или мраморная крошка, песок мелкого помола. Для разбавления краски используют уайт-спирит. Алкидные эмали обладают малым теплопоглощением, высокой адгезией, износостойкие и экономичные. К недостаткам составов можно отнести неприятный запах, возникающий в процессе нанесения. После высыхания состава он исчезает.

Алкидные эмали чаще всего используют для окрашивания батарей отопления, расположенных на кухне, потому как они обладают высокой устойчивостью к действию моющих средств. Ими можно покрывать радиаторы, которые окрашивались ранее. Алкидная эмаль совместима с большинством красочных материалов, надежно защищает от коррозии, обеспечивает батареям яркий насыщенный цвет. Сегодня можно приобрести глянцевый и матовый вариант.

  • Вододисперсионные краски.

К их преимуществам относят простоту нанесения, быстрое высыхание и долговечность. Водно-дисперсионный состав представляет собой эмульсию, состоящую из масла и воды, пигментов, антисептических и укрепляющих реагентов, наполнителей. В роли связующего вещества выступает латекс. Водоэмульсионный состав прекрасно заполняет все поры, является паропроницаемым. Для окрашивания радиаторов и трубопроводов лучше выбирать вариант, предназначенный для проведения наружных работ. Он характеризуется высокой устойчивостью к истиранию, прекрасно ложится, не имеет агрессивного запаха.

  • Акриловые эмали.

Состоит акриловая эмаль из смолы, органических растворителей, наполнителей и пигментов. Наличие специальных добавок позволяет надежно защитить металлические конструкции от коррозии. Состав не имеет запаха, при нагревании не меняет цвет и не утрачивает глянцевый блеск. Акриловые эмали способны выдерживать нагрев свыше +100°С, поэтому их используют для окраски стальных батарей. Не меньшей популярностью пользуются они и в обработке чугунных радиаторов. В сравнении с алкидными составами акриловые эмали характеризуются более высоким качеством. Благодаря высокой влагостойкости их используют в помещениях с повышенным уровнем влажности.

  • Масляные краски.

Данные составы производятся на основе олифы. В сравнении с акриловым вариантом они менее тепло- и износостойкие, урывисто накладываются. При этом по стоимости они практически в 2 раза дешевле акриловых красок, обладают высокой адгезией к железу и дереву. Перед нанесением смесь разводится растворителем (скипидаром или уайт-спиритом).

Если вы выбрали краску отечественного производства, в роли грунтовки может выступать состав ГФ-021. Он прекрасно сочетается с эмалями МА и ПФ. Если предпочтение было отдано зарубежным аналогам, грунтовку и краску лучше приобретать от одного производителя.

В выборе цвета состава следует использовать специальный каталог RAL. Это позволит подобрать вариант, который идеально впишется в интерьер помещения.

Наиболее популярные марки красок для радиаторов отопления

  • Миллертемп. Антикоррозионный состав, нанесение которого не требует предварительной грунтовки основания. Он предназначен для обработки любых металлических поверхностей. Способен выдерживать нагрев до +600°С без утраты своих качеств. Выпускается в алюминиево-матовом и угольно-сером цвете.
  • Элементфарг Алкид. Краска шведского производства также исключает необходимость предварительного грунтования. Может использоваться как в роли подготовительного слоя перед нанесением других составов, так и в качестве финишного покрытия. Радиаторы, окрашенные Элементфаргом, способны выдержать нагрев до +100°С.
  • Хайцкорперлак. Это алкидная эмаль характеризуется высокой кроющей способностью, однако предусмотрена для нанесения исключительно на холодные батареи отопления.
  • Радиатор Пейнт. Эмаль голландского производства, способная выдерживать нагрев до +90°С, не меняя цвета. На сегодняшний день это один из самых востребованных вариантов для покраски элементов систем отопления.

Большим спросом пользуют составы, содержащие металлическую пудру, а также термостойкие лаки и эмали на водной основе. Решая, чем лучше красить батареи отопления, важно подобрать вариант, который предназначен непосредственно для того металла, из которого выполнены элементы системы. Иначе адгезия может быть недостаточной, и радиатор покроется пузырями.

Радиатор отопления прекрасно сочетается с обстановкой в квартире, если он равномерным слоем окрашен блестящей эмульсией. Старые же батареи, покрытие которых выцвело и стало пузыриться, портят интерьер. Поэтому их важно время от времени обновлять, крася в цвет, идентичный тону стен в комнате. Правда, этот процесс бывает затруднителен для работы своими руками.

Сложности покраски батареи в квартире

Нередко при обновлении радиаторов отопления появляются проблемы, но все они имеют решение:

  • Бывает, что красящая эмульсия намазывается неровно. В таком случае работу требуется прервать. Когда уже нанесённая эмульсия засохнет, процесс надо возобновить, начав с забытого этапа - удаления старого слоя и обработки батареи растворителем;
  • Некоторые элементы радиатора отопления зачастую не прокрашиваются. С этой проблемой можно столкнуться, используя неподходящие инструменты. Труднодоступные места покрывают не поролоновым валиком или обычной кистью, а специальной изогнутой кисточкой небольшого размера. Ещё для окрашивания внутренних элементов батареи подходит простая зубная щётка;
  • Обновлять покрытие радиатора отопления всегда неудобно. Дабы полностью облегчить задачу, стоит демонтировать окрашиваемый предмет. Такая хитрость позволит попасть обмакнутой в краску кистью абсолютно во все места, казавшиеся недоступными. Но это совсем не значит, что батарею обязательно надо снимать со стены. В этом деле следует ориентироваться на форму радиатора и сложность демонтажа;
  • Краска может не ложиться на поверхность аккуратным слоем, образуя разводы, или пузыриться. Такая проблема часто бывает вызвана окрашиванием горячего радиатора отопления. Чтобы новое покрытие было ровным, нужно обновлять только холодную батарею. Если ремонт радиатора отопления пришёлся на зиму, надо перекрыть доступ нагретой воды в него и подождать, когда он станет холодным.

Следует сразу отметить, что не всегда есть смысл покрывать батарею новым слоем красящей эмульсии. Заняться обновлением радиатора отопления стоит в том случае, если он создан из чугуна. Будучи облупленным и блёклым, такое отопительное оборудование отрицательно повлияет на качество теплоотдачи. Также рекомендуется периодически окрашивать конвекторы, имеющие вид закруглённой трубы, подающей горячую воду, с добавленными к ней ребристыми элементами.

К покраске батареи не стоит приступать, если она алюминиевая. Покрытие на радиаторе отопления из такого металла вряд ли получится обновить аккуратно. Заводской способ окрашивания отопительного оборудования не сравнится с нанесением эмульсии обычной кистью. Поэтому алюминиевый радиатор отопления, краска на котором от времени потрескалась и поблёкла, целесообразнее накрыть декоративным элементом.

Нюансы выбора краски и расчёт

На то, как радиатор отопления будет выглядеть после обновления его поверхности, ощутимо влияет качество краски. Поэтому она должна быть невосприимчивой к воздействию высокой температуры (до 100 градусов), устойчивой к истиранию и не выделяющей токсичные вещества.

Также на итоге работы по окрашиванию батареи сказывается тип красящей эмульсии. Каждый имеет свои особенности:

  • Акриловая краска легко берётся кистью и не стекает по обрабатываемой поверхности, так как по консистенции она одинакова со сметаной. Батарея, покрытая ею, приобретает равномерный глянцевый оттенок, который не стирается и не сереет долгое время. Пока это красящее вещество сохнет, в воздухе может ощущаться слабый запах ацетона;
  • Алкидная краска выбирается многими из тех, кто решил обновить радиатор отопления. Она имеет такие выгодные характеристики, как высокая термическая устойчивость, стойкость к изнашиванию и огромный спектр оттенков. Но такая красящая эмульсия засыхает не один день и пахнет чем-то едким, поскольку в её состав включён растворитель Стоддарда;
  • Водно-дисперсионная краска. Она так названа, потому что при нанесении первого слоя требует добавления воды. Такая эмульсия высыхает на батарее в течение дня, а главное, - от неё не исходит резкий запах;
  • Масляная краска. Она считается пережитком прошлого, отчего почти никем не применяется. Это красящее вещество не подходит для покрытия радиаторов отопления, так как оно спустя некоторое время становится блёклым, теряет блеск и испещряется трещинами.

Как рассчитать необходимое количество материала

Сколько красящей эмульсии потребуется на обработку поверхности радиатора отопления зависит от её площади. Одна секция радиатора отопления из чугуна равна 0,254 м 2 . Примерный расход краски на 1 м 2 производители непременно указывают на этикетке банки, ведь у каждой эмульсии своя консистенция. На батарею из 9 рёбер обычно тратится больше половины банки, имеющей вес 0, 9 кг.

Инструменты

Кроме теплоизоляционной краски, для предстоящей работы необходимо приготовить следующие инструменты и средства:

  • Мягкую и неширокую кисть для покрытия видимых участков радиатора отопления;
  • Небольшую и изогнутую кисточку, облегчающую покраску внутренних элементов батареи;

Размер кисти очень важен, поскольку процесс окрашивания радиатора отопления требует особой аккуратности. Этот показатель инструмента может соответствовать половине ширины одной секции батареи. Слишком узкая кисть сделает работу долгой и плохо промажет многие участки оборудования системы отопления.

  • Болгарку, которую не тяжело держать в руках, с насаженной на неё железной щёткой;
  • Ручной ёршик, чистящий металл;
  • Грунтовку, предназначенную для обработки радиаторов отопления;
  • Растворитель, чтобы обезжирить поверхность батареи.

Инструкция по правильному нанесению краски своими руками

В процессе покрытия радиатора отопления новым слоем краски надо выполнить следующие действия:

  • Очистить поверхность от предыдущего пласта эмульсии, на внешних участках применяя болгарку с железной щёткой, а на внутренних - ручной ёршик по металлу;

Снятие старой краски осуществляется с надетыми на лицо защитными очками и респиратором. Это нужно, чтобы не вдыхать большое количество поднимающейся пыли.

  • Увлажнить небольшой отрезок ткани и протереть им отскобленный радиатор отопления до совершенно чистого состояния;
  • Обработать поверхность батареи растворителем, чтобы обезжирить и защитить металл от коррозии;
  • Через несколько часов, когда растворитель впитается, надо нанести на все секции радиатора отопления грунтовку, отличающуюся термостойкостью и препятствующую появлению ржавчины. Без неё не удастся замаскировать все пятна, образовавшиеся из-за коррозии металла, даже обработав батарею несколько раз;

При желании, в строительном магазине можно найти красящую эмульсию, в состав которой уже добавлены и обычная грунтовка, и жидкость против ржавчины. При её применении предыдущий пункт можно не выполнять.

  • Постелить под радиатор отопления картон из разделанной коробки или плёнку, чтобы капли краски не попали на пол. От пятен эмульсии можно обезопасить и стену, засунув за батарею бумагу;
  • Перемешать красящее вещество, чтобы размять образовавшиеся комочки;
  • Приступать к окрашиванию батареи, начиная с её внутренних элементов. Если первым делом приняться за обработку наружных участков, то позже, при нанесении эмульсии на труднодоступные участки, можно испачкаться и испортить ручкой кисти уже окрашенные места;

Краска ляжет на поверхность идеально, если сначала наносить эмульсию на верх батареи, а затем на низ. Оборудование отопления нельзя мазать густым и толстым слоем краски, потому что из-за этого на ней появятся неровности.

Покраска радиаторов для облагораживания их внешнего вида - вопрос на сегодня актуальный. Конечно, было бы проще установить новые радиаторы, но это не всегда технически возможно из-за особенностей радиаторов новых марок, которые просто «не становятся» в некоторые системы отопления. И тогда возникает задача: как и чем покрасить радиаторы? Ведь ассортимент материалов, из которых они изготовлены, весьма широк: чугун и алюминий, сталь и медь… Каждый из этих металлов требует индивидуального подхода при окрашивании - этим тонкостям и будет посвящена наша статья.

Конвекторы и «батареи»

С самого начала стоит оговорить один нюанс. Во многих современных домах в качестве отопительного прибора установлены конвекторы - трубы с оребрением. Как их красить? Никак. Эти устройства (особенно с частым алюминиевым оребрением) не красят, поскольку окрашивание может отрицательно повлиять на их теплосъем. В конструкцию конвектора, кроме источника тепла, входит съемный кожух - конвекционная камера - вот его-то и можно покрасить, чтобы облагородить общий вид прибора. Если же конвектор уже полностью «морально устарел» - тогда лучше просто поменять его на новый.

Чаще всего в покраске нуждаются старые добрые «батареи» - чугунные радиаторы-ветераны отечественного отопительного фронта. Они хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации, и люди часто не хотят менять их на новые приборы не только из-за недостатка финансов, но и просто не видя такой необходимости - ведь греют эти радиаторы исправно, да и сушить на них мелкие вещи тоже удобно.

Очень часто старые металлические отопительные приборы покрыты многочисленными слоями краски, причем первые слои уже превратились в «древние окаменелости», от которых нужно обязательно избавиться перед новой покраской. Как это сделать?

Подготовка поверхности

Правильно подготовить поверхность радиатора можно двумя путями: либо полностью удалив с него всю старую краску, либо особым образом обработав старое покрытие перед нанесением нового. Рассмотрим подробней оба эти способа.

1. Очистка от старых «наслоений» производится при помощи химических средств (смывок) как отечественных, так и зарубежных производителей: Б52, СП-6, АСЕ, Dufa и т.д. Смывка на основе растворителей и жирных кислот размягчает старую краску, отделяя ее от основы. Средство следует нанести на всю окрашенную поверхность и оставить на некоторое время, различное для разных типов смывок (от 15 минут до 3-5 часов). После того, как краска полностью размягчится, ее удаляют жесткой щеткой или скребком. Чем больше слоев «старинной» краски нанесено на радиатор - тем больше раз нужно будет повторно наносить смывку. В процессе очистки радиатора обязательно позаботьтесь о хорошей циркуляции воздуха в помещении, а в некоторых случаях (при использовании особо «мощных» составов) может пригодиться даже респиратор.

Имейте в виду, что некоторые металлы, из которых изготавливаются радиаторы, могут вступить в реакцию со смывкой . Исключением здесь является чугун - инертный сплав, не боящийся растворителей. Если ваш радиатор не чугунный - учтите риск получения не совсем идеальной поверхности после окончания очистки.

И еще один момент, на который следует обратить внимание: большинство современных смывок плохо справляются с масляными красками, изготовленными до 60-х гг. ХХ века. Это связано с использованием в их рецептуре натуральных компонентов (именно поэтому такие краски часто называют «настоящими»).

После удаления старой краски, поверхность зачищается наждачной бумагой . Отечественные чугунные приборы изначально покрыты «пупырышками», поэтому для более эстетичного вида лучше постараться зачистить хотя бы «фасад» радиатора, хотя работа это весьма трудоемкая. Главное здесь - не переусердствовать, ведь наиболее прочным у чугунных отливок является как раз поверхностный слой и, взявшись за зачистку излишне рьяно, можно сделать радиатор слишком хрупким. Кстати, после снятия краски могут обнаружиться очаги ржавчины, которые нужно будет обработать ингибитором коррозии.

После зачистки поверхности, ее необходимо загрунтовать - например, отечественной грунтовкой ГФ-021 или ее аналогами, которые хорошо «ложатся» под отечественные же краски серий МА или ПФ. А если вы желаете наиболее долговечного результата, тогда экономить не стоит - выбирайте грунтовку импортного производства, марок АСЕ, Sigma Coatings, Dulux и прочих подобных.

2. Второй способ подготовки поверхности используется перед окрашиванием по старому покрытию. Если «вековых пластов» на радиаторе нет, а предыдущая краска хорошо держится - не мудрствуйте лукаво, красьте прямо по ней. Предварительно нужно будет только тщательно вымыть поверхность, обезжирить ее и дать как следует высохнуть. В этом случае, чаще всего, не требуется даже грунтовка.

ВНИМАНИЕ!

Следует знать, что при нанесении масляной краски на грунтовку, теплоотдача чугунной «батареи» увеличивается на 3-4%.

Два-три слоя нанесенной краски не оказывают никакого влияния на теплоотдачу, но уже каждый следующий (четвертый и т.д.) слой понижает тепловую мощность на 1%.

Переходим к окрашиванию

Перед покраской радиатора следует отключить систему отопления . Тепло включенного радиатора и отопительных труб способствует слишком быстрому высыханию краски, и она не успевает нормально растечься, что в результате приводит к появлению неровностей на поверхности (застывшие потеки и «сморщивание» краски, следы от кисти). Если нет возможности выключить отопление, можно попробовать наносить покрытие очень тонким слоем, однако это нежелательно.

В продаже имеются краски различных производителей (например, Dufa), позиционируемые как специально разработанные для отопительных радиаторов. Однако отечественные профессионалы-отделочники считают это лишь маркетинговым ходом, поскольку температура радиаторов обычно не превышает 80 градусов по Цельсию, а такое тепло отлично переносится всеми качественными лакокрасочными материалами.

Вообще рекомендуется покрывать радиаторы алкидными эмалями , которые хорошо «ведут себя» даже при температуре до 90 градусов, сохраняя прочность и стойкость к истиранию. Такие эмали выпускаются марками АСЕ, Dulux, Sigma Coatings и другими производителями. Помимо алкидных, можно также окрашивать радиаторы акриловыми и акрилатными эмалями , которые быстрее сохнут и имеют не такой резкий запах. Кстати, стоит отметить, что грунтовку Sigmaferro Primer ZP также можно использовать и в качестве финишного покрытия.

Если, по замыслу хозяина, цвет «батарей» должен совпадать с цветом стен , то для решения этой задачи существует два варианта. Первый (наиболее оптимальный) - купить краску для радиаторов такого же цвета, как и стены, или же заколеровать ее при покупке. Второй вариант - покрасить радиатор той же краской, что и стены, предварительно покрыв прибор соответствующей грунтовкой. Однако, при выборе второго варианта, следует помнить о том, что стеновая краска при нагревании утрачивает свою стойкость. Да и сушить мокрые вещи на радиаторах, окрашенных краской для стен, не рекомендуется - может отколоться (или отшелушиться) покрытие.

Красим биметаллические и алюминиевые радиаторы

Такие радиаторы изначально окрашиваются порошковой краской в заводских условиях, а их «домашняя» покраска обычно связана либо с полным изменением неподходящего цвета, либо с закрашиванием царапин, появившихся при транспортировке или установке прибора. Достичь такого же гладкого покрытия подручными средствами довольно сложно. Поэтому, если проблема заключается только в выборе оттенка - лучше сразу купить радиатор нужного цвета.

Если такой возможности нет, то существует два пути решения проблемы. Первый - выкрасить радиатор хорошей алкидной эмалью (АСЕ или Dulux) поверх фабричной. Перед этим можно обработать прибор одной из специальных грунтовок (например, Dulux). Главное здесь - тщательная предварительная очистка основы от пыли и ее обезжиривание.

Второй вариант касается случаев, когда на заводской краске имеются отслоения и сколы - тогда лучше будет очистить поверхность прибора до чистого металла при помощи шлифовальной машинки. Затем радиатор грунтуется с использованием грунта по цветному металлу, после чего окрашивается алкидной краской (можно попробовать и водоэмульсионную).

В качестве инструмента для окрашивания можно выбрать хорошую профессиональную кисть или же аэрозоль. Однако при применении аэрозоля возникают определенные трудности - им трудно прокрасить внутренние полости прибора. Кроме того, заднюю стену обязательно нужно закрывать, чтобы не испачкать краской. Да и финансовый вопрос тоже стоит взять на заметку - аэрозоли стоят дороже эмали. Аэрозольным способом удобно окрашивать съемные кожухи конвекторов, причем можно использовать даже аэрозоли для барбекю, выдерживающие постоянную температуру до 400 градусов.

Кстати, некоторые производители отопительных приборов (например, Zehder и Global), дополнительно реализуют для них и фирменные аэрозольные краски разных цветов (в том числе и оттенков по каталогу RAL). Такое предложение очень удобно для дальнейшего самостоятельного подкрашивания царапин, сколов и т.д.

Покраска радиаторов отопления выполняет не только эстетическую функцию. Слой отделочных материалов, нанесенный на металлическую поверхность, предохраняет ее от коррозии, продлевая срок службы радиатора.

В нашей статье мы расскажем, как правильно выполнить все подготовительные операции, а также что нужно иметь в виду, осуществляя покраску своими руками.

Зачем нужна окраска батарей?

Если в вашем доме установлены стандартные чугунные или стальные радиаторы, то слой отделочных материалов, нанесенный на их поверхность, нужно периодически обновлять.

Необходимость таких работ обусловлена следующими соображениями:

  • Во-первых, рано или поздно краска изнашивается, и ее необходимо наносить заново . При этом отделка дает возможность частично компенсировать эстетические недостатки радиаторов, которые (в большинстве своем это справедливо для старых моделей, но и современные конструкции ушли от них недалеко) отнюдь не отличаются изысканным дизайном.
  • Во-вторых, покраска поверхности защищает ее от воздействия влаги и других факторов, что приводит к снижению интенсивности коррозионных процессов . И если для чугуна это менее актуально, то стальной радиатор с неокрашенной поверхностью ржавеет очень быстро.

  • В-третьих, при использовании подходящих составов теплопередача батареи если и снижается, то незначительно . Вот почему, покрасив радиаторы специализированным пигментом, мы не нанесем ущерба микроклимату в помещении.

Обратите внимание!
А вот медные батареи не повергают окраске.
С одной стороны, полированная медь и так смотрится достаточно хорошо, а с другой – она не ржавеет, потому не требует дополнительной защиты.
Кроме того, высокая при покраске будет снижена довольно существенно.

Как видите, стальные и чугунные изделия крайне желательно подвергать подобной обработке как минимум раз в несколько лет. При правильном подходе выполнение этой задачи не займёт много времени, так что вполне можно справиться своими силами, без привлечения сторонних специалистов.

Технология окраски

Выбор краски

При промышленном производстве обработка поверхности батарей осуществляется путем нанесения порошковых пигментов в специальной камере. Эта технология является весьма эффективной, поскольку обеспечивает максимальную адгезию слоя краски с основанием, однако реализовать ее своими силами без соответствующего оборудования невозможно.

Вот почему радиаторы обычно красят либо кистью, либо краскопультом с использованием специальных жидких составов.

Для обработки подобных изделий применяются эластичные термостойкие пигменты с хорошей теплопроводностью:

Тип краски Особенности
Акриловые эмали и аналоги Основу материала составляет пигмент, смешанный с полимерным комплексом и органическим растворителем. После нанесения формируется глянцевая пленка, которая практически не снижает теплоотдачу радиатора.
Алкидные эмали Слой полимеризованного материала отличается эластичностью и прочностью, выдерживает нагрев до весьма высоких температур. Основной минус – крайне неприятный запах при обработке.
Водно-дисперсные краски Наносятся легко, сохнут довольно быстро, отличаются хорошей укрывистостью.

Основной проблемой в данном случае является подбор термостойкого пигмента, поскольку попытка использовать обычную краску приведет к тому, что перекрашивать батарею придется очень часто.

Совет!
Для максимального ускорения процесса отделки можно взять автоэмаль в аэрозольном баллоне.
Единственным минусом такого решения является высокая цена, но траты будут существенными, только если красить придется несколько десятков радиаторов.

Перед покупкой пигмента нужно определиться с объёмом краски, который зависит от площади обрабатываемой поверхности. Площадь радиаторов отопления для покраски удобнее всего определять с помощью специальных программ: достаточно ввести в соответствующие поля тип батарей и их количество, и алгоритм выдаст нам необходимую цифру.

Подготовка

Чтобы краска легла ровно и держалась крепко, поверхности следует тщательно подготовить.

Инструкция по выполнению подготовительных мероприятий будет следующей:

  • Все работы осуществляем при отключенных батареях. Наносить краску на работающий радиатор бессмысленно: высокая температура основания не обеспечит нормальный режим высыхания, и пигмент очень быстро начнет отслаиваться.

Совет!
В идеале радиатор нужно снять и хорошенько простукать киянкой.
Так мы и снятие старой краски облегчим, и внутренние отложения собьем со стенок.
Затем их можно будет высыпать через отверстия для .

  • Старую краску обязательно удаляем. Для этого либо используем специальные смывки, либо прогреваем поверхности строительным феном и счищаем слой лакокрасочных материалов шпателем.
  • После удаления краски ошкуриваем поверхности. Черновую обработку осуществляем с помощью болгарки (используется насадка-крацовка), а затем еще раз проходим по плоскостям металлической щеткой.

После этого обезжириваем все поверхности. У нас должна получиться металлическая батарея без следов старого пигмента и ржавчины – вот ее мы и будем красить.

Окраска и сушка

Покраска чугунных радиаторов отопления выполняется так:

  • Если используется пигмент в аэрозольном баллоне или краскопульт, то на стену за радиатором наклеиваем старые газеты во избежание попадания капель на отделку. При окраске кистью достаточно застелить пол непосредственно под батареей.

Совет!
Желательно взять минимум две кисти: широкую – для обработки основных поверхностей секций, и узкую – для прокраса труднодоступных мест между ребрами.

  • Первый слой наносим составом, разведённым примерно на 1/4. Этот слой будет играть роль грунтовки.
  • Даем грунтовочному слою высохнуть в течение 24 часов, после чего наносим второй слой, теперь уже краской нормальной густоты. Тщательно прокрашиваем все участки, стараясь не оставлять пустых мест – именно там батарея начнёт ржаветь в первую очередь.

  • Снова сушим радиатор в течение суток. Только после того как краска полностью полимеризуется, можно включать обогрев.

Заключение

Покраска радиаторов и труб отопления не требует от нас наличия сложных инструментов или специфических навыков. Если знать простые правила (а для этого достаточно прочесть приведённые выше рекомендации и просмотреть видео в этой статье), то работа много времени не займет, а результат получится вполне достойным.


Покраска батарей — несложный казалось бы процесс, обладающий множеством технологических нюансов, от соблюдения которых зависит итоговое качество нанесенного покрытия. Также ряд требований выдвигается к используемым лакокрасочным материалам, которые мы детально разберем в данной статье.

Вы узнаете, чем красить трубы отопления и как правильно это сделать своими руками. Будут рассмотрены разновидности ЛКМ, особенности их нанесения и технология снятия старого лакокрасочного покрытия.

Краска для радиаторов — разновидности и рекомендации по выбору

Краска для батареи отопления должна соответствовать трем простым требованиям: выдерживать температуру 90 градусов, обеспечивать защиту радиатора от коррозии и не менять своего цвета в процессе эксплуатации. Данным критериям полностью соответствую специальные лакокрасочные составы. Также можно рассматривать универсальные эмали имеющие температурный максимум в 60 0 , однако учитывая, что в большинстве сетей централизованного отопления температура выше данной отметки не поднимается, этот недостаток не критичен.

Первый вопрос при выборе — какой состав брать, матовый или глянцевый? Учитывайте, что если поверхность радиатора имеет изъяны (неровности, сколы), то при использовании глянцевой краской все они вылезут наружу, даже при покрытии в несколько слоев. Матовая краска для радиаторов же не делает недостатки такими видимыми, однако в процессе эксплуатации она может посереть (особенно яркие светлые оттенки), так что большинство профессиональных маляров предпочитают использовать глянцевые ЛКМ.

Избежать проблем с подчеркиванием недостатков поверхности батарей при использовании глянцевых красок можно выравнивая ямки и сколы с помощью шпаклевки. Тут подойдут обычные эпоксидные или полиэфирные составы, которые нужно наносить на предварительно покрытый слоем грунтовки металл — это кропотливая процедура, однако результат стоит того.

Рассмотрим разновидности ЛКМ, с применением которых может осуществляться покраска батарей:

  • алкидные и акриловые эмали;
  • масляные краски;
  • порошковые составы.

Наиболее распространенным вариантом является алкидная эмаль. Это обширная группа красок, изготавливающихся на разных основах:

  • эмали на органических растворителях (ПФ-115, Песто);
  • эмали на кремний-органической основах — специальные термоустойчивые составы, способные выдерживать температуры до 650 градусов;
  • водные акриловые эмали — можно использовать лишь краски, в составе которых отсутствует мел, предпочтительно с титановым пигментом.

Характерной особенностью алкидных эмалей является едкий запах, которых исчезает спустя 5-6 часов после нанесения. Также покрасить батарею можно молотковой эмалью (одна из разновидностей алкидных составов), образующей после высыхания рельефную поверхность. Естественная неровность молотковых ЛКМ скрывает изъяны поверхности радиатора, благодаря чему отпадает необходимость в ее выравнивании штукатуркой.

Акриловая эмаль — краска, образующая после высыхания поверхность, тактильно и внешне напоминающую пластик. К преимуществам акриловых составом относится их долговечность — покрытие отлично держится на металле, хорошо моется и не выцветает.

Рекомендуем использовать ВД-АК-1179 — это достаточно дорогая но качественная краска (650 руб/л), которую нужно наносить на загрунтованную поверхность. Время промежуточного высыхания — 2 часа, остаточного — 24 часа. Состав выдерживает температуру до +110 градусов. Если вам нужна краска для батарей отопления без запаха, то смотрите в сторону таких марок как «Композит», «Дюфа», «Триора» — это составы отечественного производства, обладающие оптимальным соотношением цена/качество.

В промышленных условиях для окрашивания алюминиевых и биметаллических радиаторов широко используются порошковые краски — сухой порошкообразный пигмент, наносящийся на поверхность специальным пистолетом. При этом окрашиваемой конструкции сообщается отрицательный заряд, а частицам краски — положительный. За счет их разницы пигмент равномерно распределяется по поверхности металла. После нанесения происходит полимеризация порошка в специальной камере, где поддерживается высокая температура либо имеется ультрафиолетовое излучение (зависит от типа краски).

В домашних условиях покрасить батарею отопления порошковым составом у вас не получится ввиду отсутствия требуемого оборудования и условий, сделать это можно обратившись в мастерскую, специализирующуюся на покраске автомобилей.

1.1 Какую смывку лучше использовать?

Окраска труб отопления и радиаторов начинается со снятия старого лакокрасочного покрытия, что можно сделать с помощью наждачной бумаги либо использовав специальное смывающее средство, что будет гораздо быстрее и качественнее.

Такие средства именуются «смывкой», они имеют гелеобразную консистенцию и наносятся на поверхность с помощью кисти либо деревянной лопатки. Также существуют смывки в виде аэрозолей, однако при работе с ними необходимо заклеивать смежные с батареей поверхности.

Технология использования смывки достаточно простая — наносим одинаковым по толщине слоем гель, выжидаем указанное в инструкции время и очищаем размягченную краску механическим способом (шпателем либо щеткой). В конце остатки старого покрытия смываются водой.

1.2 Мастер класс по окрашиванию радиаторов отопления (видео)

2 Окраска батарей отопления — пошаговая инструкция

Если вы решили покрасить батарею отопления своими руками, руководствуйтесь простым правилом — лучше нанести 2-3 тонких слоя краски, нежели один толстый. При этом первый слой никогда не покроет поверхность идеально равномерно, а чрезмерное количество краски на кисточке может обратиться потеками и наплывами, устранить которые даже при частичном высыхании крайне сложно.

Правильно наносить по небольшому количеству краски за один мазок, при этом ее нужно тщательно растирать по поверхности. Первоначально нужно покрыть внутренние плоскости радиатора, что удобнее всего делать посредством специальной кисти с изогнутой ручкой. Покраска начинается сверху-вниз на крайнем участке батареи.

По завершению окрашивания внутренних слоев можно приступать к наружным поверхностям в том же направлении — сверху-вниз, что позволяет избежать образования потеков. Когда первый слой полностью нанесен, выжидаем время необходимое для его частичного высыхания (конкретное время указано на этикетке ЛКМ, обычно это не более 20 минут) и аналогичным образом покрываем радиатор вторым и третьим слоем.

Если правильно положить первый слой не получилось, и на поверхности присутствует потеки и наплыви, после того как краска высохла их можно зашкурить мелкозернистой наждачной бумагой.

По идентичной технологии осуществляется покраска труб отопления. Однако учитывайте, что красить приборы во время отопительного периода обычными эмалями нельзя, для этого предназначены специальные составы «горячего» нанесения, которые стоят значительно дороже.