Князь рюрик что сделал. Правление рюрика, полулегендарного древнерусского князя

  • Пред.
  • 1 of 4
  • След.

Пожалуй, это самая загадочная личность в истории Древней Руси.

Никто не знает, откуда он взялся, как жил и где умер. Зато, если верить «Повести временных лет», именно этот варяг стал основателем Русского государства, и именно от него пошла династия, правившая нашей землей вплоть до конца XVI века. Так давайте разберемся, кем же был Рюрик и чем прославился помимо того, что стал родоначальником великих князей.

Первые русские

Кстати, до прихода Рюрика русские на Руси не жили. Каково вам такое заявление? А ведь это действительно так.

Понятие «русский», как и название самой земли – Русь, появилось именно благодаря призванию в IX веке варягов. Вот как это описывает «Повесть временных лет»: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля...» Так что до того момента славянские и финно-угорские народы хоть и были объединены в единое государство, каждый назывался по-своему: словене, древляне, кривичи, вятичи, чудь, мерея, мурома, пермь, весь и другие. Потом же все эти племена стали обозначать единым словом – русские.

Ну а о том, кто такие русы, среди историков до сих пор не умолкают споры.

Скандинавский конунг...

Как мы уже писали, одна из легенд рассказывает о том, что Рюрик, Синеус и Трувор – внуки князя Гостомысла от дочери Умилы, который пригласил их принять его власть. Но даже это не объясняет, откуда прибыли братья. Ведь Умила могла быть женой как славянского князя, так и скандинавского конунга. В Иоакимовской летописи указано, что Рюрик – сын варяжского князя из Финляндии, женой которого и была дочь Гостомысла. Но, как мы уже говорили в предыдущей статье, историки оспаривают подлинность этого текста.

Единственное, что мы узнаем от Нестора – автора «Повести временных лет», что русы пришли из-за моря. Это послужило поводом предположить, что они – викинги, явившиеся из Скандинавии.

Подобную версию одними из первых в XVIII веке развили немецкие ученые при Российской академии наук Готлиб Зигфрид Байер, Герард Фридрих Миллер и Фридрих Генрих Штрубе де Пирмонт. Свои доводы сторонники норманнской теории подкрепляют тем, что большинство имен у призванных на княжение русов имеет явное древнегерманское происхождение: Рюрик, Трувор, Аскольд, Дир. Даже Олег, Ольга и Игорь образованы от скандинавских Хельг, Хельга и Ингвар. Версию немцев подтвердили и археологи.

При раскопках в Старой Ладоге, а также на месте основанного русами Рюрикова Городища обнаружено множество предметов, принадлежавших викингам: элементы военной амуниции, железные гривны (нашейные украшения) с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями, серебряная фигурка валькирии. Все это датировано IX-X веками. К тому же многие знатные воины того времени оказались погребены в курганах, а подобные похоронные обряды также были свойственны именно викингам. Среди возможных прототипов легендарного князя Рюрика историки называют датского викинга Рорика Ютландского из династии Скьельдунгов и шведского конунга Эйрика Эмундарсона.

...или славянский князь?

В том же XVIII веке норманистам возразил Михаил Ломоносов, утверждая, что русы пришли из славянских земель.

Он считал их пруссами, жившими на восточно-южных берегах Варяжского (Балтийского) моря. В этом случае русы тоже могли явиться «из-за моря». Есть также версия, что призванные варяги прибыли от полабских славян – ободритов. Кстати, крупнейший город у них назывался Рерик и располагался на побережье Балтийского моря.

Славянскую версию происхождения варягов-русов еще за пару столетий до Ломоносова высказал австрийский историк, советник посла в Московской Руси барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он писал: «Русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». В принципе, это довольно логично, ведь, как описывает все та же «Повесть временных лет», накануне призвания Рюрика словене, кривичи, весь и чудь изгнали чужеземцев из своих земель «и не дали им дани».

Разве после этого племена стали бы вновь приглашать к себе только что выдворенных захватчиков?

Что же до скандинавских имен у воинов Рюрика, то из-за соседства с германцами у проживающих на побережье Балтики славян запросто могло войти в моду называть своих детей иноземными именами. То же касается найденных археологами скандинавских предметов. Во-первых, в Балтийском море уже в то время шла активная торговля, во-вторых, различные элементы быта и культуры часто заимствуются соседствующими народами, а в-третьих, викинги нередко нанимались к различным правителям в качестве дружинников.

Они вполне могли состоять на службе и у Рюрика.

Вадим против Рюрика

В «Повести временных лет» сказано, что Рюрик с братьями пришел княжить в 862 году, после чего сам сел в Новгороде, а Синеус и Трувор обосновались в Белоозере и Изборске. Но спустя два года оба брата умерли, и вся власть досталась одному Рюрику. О том, чем он после этого занимался, в «Повести» практически ничего не говорится, но говорится в приведенной дворянином Василием Татищевым Иоакимовской летописи. Там сказано, что «Рюрик по смерти братьев обладал всею землею, не имея ни с кем войны. В четвертое лето княжения его переселился от старого в Новый град великий ко Ильменю». Где князь жил до этого, летопись не уточняет. Зато есть на то указание в Ипатьевской летописи: «...И срубиша город Ладогу». Как было упомянуто выше, археологические раскопки в Старой Ладоге подтвердили присутствие там варягов в IX веке. Выходит, что Рюрик с дружиной сначала обосновался в Старой Ладоге, и лишь несколько лет спустя переселился в Новогород – на Ильмень. Там князь устроился в словенской крепости, ныне известной как Рюриково городище. Есть версия, что именно в том месте раньше располагался Великий Новгород. Ведь современный город был основан позже, и его центр находится двумя километрами севернее Рюрикова городища.

В Никоновской летописи есть упоминания о том, что не все новгородцы оказались довольны правлением варягов. Рюрик требовал с горожан все больше дани, и это привело к конфликту с местной знатью. Во главе бунтовщиков стал Вадим Храбрый. Но варяги одержали верх и перебили повстанцев. Однако Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись, утверждал, что Вадим, как и Рюрик, был одним из внуков Гостомысла и заявил законные права на престол, за что и пострадал. Есть и еще одна версия: российский историк Игорь Фроянов предположил, что Вадим Храбрый мог быть местным князем, которого сверг Рюрик, попросту захватив власть. А некоторые историки вообще считают, что никакого конфликта у варягов в Новгороде не было, а история с Вадимом заимствована из более позднего периода – жития Ярослава Мудрого.

На дне или в кургане?

О личной жизни князя Рюрика древние тексты мало что рассказывают. Известно лишь, что у него была любимая жена Ефанда – дочь князя урманского, которая родила Рюрику наследника – сына Игоря. Есть также версия, что у князя имелись другие жены и дети, но о них сведений практически не сохранилось. Разве что в русско-византийском договоре 944 года значатся племянники Игоря Рюриковича – Игорь и Акун.

Не сказано в древних текстах ничего и о том, как окончилась жизнь великого варяга. В «Повести временных лет» названа лишь дата его смерти – 879 год, а также упоминается, что Рюрик передал престол своему родичу Олегу, так как Игорь был еще слишком мал. В Иоакимовской летописи говорится, что перед смертью «великий Рюрик был очень болен и начал изнемогать». Неизвестно нам и место захоронения князя. В устных преданиях сохранилась легенда о том, что Рюрика в обложенном золотыми пластинами саркофаге опустили на дно озера Ладога, предположительно возле Тайничной башни Ладожского форта. Но исследования дна озера результатов не дали. Есть также версия, что князь покоится в крепости Корела, которая находится на территории Приозерска. Еще по одной легенде, Рюрик сложил голову в бою у реки Луга в местечке, известном как Передольский погост (Новгородская область).

Это похоже на правду, так как именно там возвышается самый большой курган средневековой Европы – Шум-гора. Подобный могли создать лишь над останками очень знатного человека. Раскопки этого захоронения пока не проводились.

Так, быть может, именно в недрах Шумгоры скрываются ответы, способные пролить свет на личность легендарного князя, от которого пошла Русская земля?

Кем был Рюрик? Ответив на этот вопрос, мы ответим и на вопрос «откуда есть пошла земля русская». Историки уже не один век ломают копья над этим вопросом, приводя различные аргументы в пользу той или иной теории.

Датчанин

По первой версии «наш» Рюрик - это Рорик Ютландский, датский конунг из династии Скьёльдунгов, ведущей свою родословную от самого Одина. Упоминания о Рорике встречаются во франкских хрониках, где он называется правителем Дорестада и нескольких фризских земель в 841-873 годах. В Ксантенских анналах его также называют «язвой христианства».

Первым версию о тождественности «нашего» Рюрика и датского Рорика высказал пастор Х. Холлман в своей работе «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт», опубликованной в 1816 году. Через 20 лет профессор Дерптского университета Фридрих Крузе также отождествил Рюрика с Рориком Ютландским.

Из российских ученых первым о тождестве этих исторических фигур написал Николай Тимофеевич Беляев в работе «Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи», изданной в Праге в 1929 году. В качестве доказательств верности теории ученый приводит временные пробелы в фризских хрониках (863-870 годы) и соответствующие упоминания о Рюрике Новгородском в русских летописях.

Также в качестве аргумента приводится близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени.
Из современных российских ученых датскую версию происхождения Рюрика поддерживали Борис Рыбаков, Глеб Лебедев, Дмитрий Мачинский и другие.

Швед

Вторая версия: Рюрик был шведом. Эта гипотеза имеет не больше доказательств, чем предыдущая. По ней Рюрик - это шведский конунг Эйрик Эмундарсон. Его упоминает исландский скальд Снорри Стурлусон в «Круге земном».

Скальд описывает тинг (всенародный сход) в 1018 году, проходивший в Упсалле. Один из его участников вспоминает об конунге Эйрике, говоря, что тот каждое лето ходил в походы и покорял разные земли: Финланд, Кирьялаланд, Эйстлайнд, Курланд и много земель в Аустрленд.

В сагах Финландом называлась Финляндия, Кирьялаландом - Карелия, Эйстландом - Эстония, Курландом - Курляндия, Аустрвегом - Восточный путь («из варяг в греки»), Аустрлендом назывались земли, позже ставшие русскими.

Однако по русским летописям Рюрик был призван править, а не пришел с завоевательным походом. Во-вторых, в «Повести временных лет» шведы не считаются варягами. «Варязи» и «Свеи» считаются разными народами: «Афетово бо и то колено: Варязи, Свеи, Урмане, Готе, Русь…».

В-третьих, Эйрик и Рюрик - это всё -таки разные имена. Они и переводятся по-разному. Эйрик (Eric, Erik) означает в переводе с древнегерманского «богатый честью», Рюрик (Ro/rik) - «славный знатностью».

Славянин

По антинорманнской теории Рюрик «из наших, из славян». Есть две версии славянского происхождения родоначальника русской государственности.

По первой версии, Рюрик были вождем славян-ободритов (полабские славяне), сыном Готлейба - ободритского князя, погибшего в 808 году. Эта гипотеза объясняет происхождение герба Рюрика - родовой тамги с пикирующим соколом, поскольку племенным символом славян-ободритов был именно сокол (по западнославянски - «ререг/рарог»).

По генеалогии Фридриха Хемница (XVII век), Рюрик и его братья также считались сыновьями уже упоминаемого Готлейба. Братьями Рюрика там названы Сивар и Труар. Что показательно, память о Рюрике, сыне Готлейба, сохранялась в тех местах (северо-восток Германии) еще долго. О князе Рюрике писал путешествующий в тех местах в середине XIX века француз Ксавье Мармье.

Вторая славянская версия говорит о происхождении Рюрика с балтийского острова Руян, который сегодня называется Руген. Происхождение Рюрика отсюда может объяснить само название «Русь» (версия с ободритами этого не объясняет). У того же Меркатора в «Космографии» остров Руян называется не иначе как «Русция».

Историк Николай Трухачев также отмечал, что в западных источниках жители Руяна неоднократно именуются русинами или рутенами.
Также типичным для острова Руян был культ белого коня, его следы сохранились в русском фольклоре, а также в традиции устанавливать на крыши изб «коньков».

Чеченец

В 2007 году в газете «Чеченское общество» вышла статья под авторством историка Муртазалиева. В ней рассказывается о том, что англосаксы, готы, норманны и русь - это один народ.

«Русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, то они чистокровные чеченцы, причем из царского рода и говорившие на родном чеченском языке».

Заканчивает статью Муртазалиев так: «Но все-таки хотелось бы, чтобы чеченские ученые не останавливались на достигнутом, а развивались в этом направлении, учитывая, что «погреть руки» на чеченской истории против логики хотят многие, игнорируя все моральные преграды. Все это отбрасывает наш народ год за годом, на десятилетия, а может и на сотни лет назад».

Кто же он?

Вопрос о том, кем был на самом деле Рюрик (и был ли он вообще) является одним из «вечных» вопросов русской историографии. Научная полемика норманнистов и антинорманнистов продолжается, но, по мнению историка Игоря Данилевского, по большему счету, она бессодержательна, поскольку Рюрик уже персонаж легендарный.

Вплоть до конца XV века никто из русских князей не называл себя «рюриковичем», а история научного диспута на тему установления личности Рюрика восходит уже к более позднему времени - к XVIII веку, когда немецкими историками во главе с Герардом Миллером, работавшими в России по приглашению правительства, была выдвинута так называемая «норманнская теория».

С резкой критикой этой теории выступил тогда Михаил Ломоносов. В 1761 году он написал записку в президиум Академии наук, где написал, что никаких доказательств того, что Рюрик со своей дружиной явился из Скандинавии, а не из других близлежащих к Новгороду регионов нет.

Народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

Точных данных об истории Руси до Рюрика немного. Более того, известные факты могут трактоваться по-разному приверженцами норманской теории и антинорманистами. Первые связывают появление государства на территории славянских народов именно с приходом варягов, вторые утверждают, что государство славян уже существовало к этому времени. Однако стоит отметить, что даже то, к какому этносу принадлежал род легендарного князя Рюрика, ученым неизвестно. Теорий о его происхождении существует немало, но ни одну из них пока не удалось доказать. Затрудняется исследование этого вопроса и некоторыми сложностями чтения древнерусских летописей. Так, к примеру, точно не установлено, Русью назывался род Рюрика или же так в летописи именуется одно из племен, призвавших князя.

Правление Рюрика

Происхождение Рюрика до сих пор вызывает множество споров среди тех, кто считает его реальной исторической личностью. Приверженцы норманской теории утверждают, что Рюрик и его дружина были викингами - скандинавами. Норманисты ищут доказательства своей теории в этимологии имени князя, связывая его с латинским словом rex («король»). Известно, что имя Рюрик и сегодня используется в Швеции, Финляндии и некоторых других странах. Сторонники западнославянской версии связывают биографию Рюрика со славянским племенем ободритов, иначе называвшихся «ререгами» (соколами). Призвание Рюрика, согласно , произошло в 862 г. Племена весь, чудь, ильменские словене и кривичи, не сумев договориться о том, кто же будет править, и не желая усобицы, призвали к себе на княжение Рюрика. Он пришел в Новгород с братьями Синеусом и Трувором. Существует версия о том, что правление Рюрика началось не в Новгороде, а в Старой Ладоге. В соответствии с этой теорией Новгород был построен князем только через два года. Такие археологические находки, как Рюриково Городище, способны подтвердить эту теорию.

Согласно летописной версии братья Рюрика стали княжить в славянских землях. Синеус получил Белоозеро, а Трувор - Изборск в землях кривичей. Но правили они недолго. Через два года, после их смерти, Рюрик стал единоличным правителем. Стоит отметить, что некоторые историки придерживаются версии о том, что братьев у Рюрика не было. Они переводят слово «трувор» как «верная дружина», а «синеус» как «свой род». Сведений о правлении Рюрика немного. Летописи довольно скупо сообщают о том, что он стремился укреплять границы своих владений, строил города, а также подавил мятеж Вадима Храброго в Новгороде. Из этого можно заключить, что приход Рюрика на Русь повлек за собой укрепление государственности и централизацию власти. Смерть Рюрика датируется примерно 879 г. Власть унаследовал сын Рюрика (предположительно от норвежской княжны)

Князь Рюрик, биография, правление и политика

В этой статье вы узнаете, кем же был князь Рюрик в нашей истории, вам будет детально и подробно изложена биография Князя Рюрика , ведь история не должна забываться, а Великие Князья — тем более. Эта рубрика будет полностью посвящена всем правителям России, от Киевских князей, до тандема Путина и Медведева.

Рюрик

В «Повести временных лет» отмечено, что Рюрик пришел на русскую землю вместе с варягами Трувором и Синеусом, призванными славянскими племенами на княжеский престол. Информация о времени и месте его рождения до наших дней не сохранилась, но факт его прихода на территорию славянских племен в 862 году, зафиксирован в нескольких летописях. Также большинство древних источников утверждают и тот факт, что Рюрик является внуком легендарного варяжского князя Гостомысла.

Первоначально Рюрик занял Новгород, при этом оттеснив оттуда некоего Вадима Храброго, который был впоследствии казнен. С этого момента большинство городов севера Руси отходят под управление князей, пришедших с Рюриком. На всем протяжении правления этого князя идет непрестанный процесс объединения племен северных славян под властью единого центра – Новгорода. В то же время на юге южные славяне стали собираться под властью Киева. Таким образом, образовались Северная и Южная Русь. Но политика Рюрика был такова, что эти два центра русской земли не враждовали между собой, а сохраняли устойчивые связи. Отметим, что этот период отмечен серьезным экономическим подъемом, укреплением положения страны в мире, а также отсутствием серьезных конфликтов, прежде всего на севере.

Каких-либо доподлинных описаний того, как правил Рюрик, до наших дней также не сохранилось, поэтому большинство сведений о нем носят сильно искаженный характер, либо очень далеки от действительности, что в дальнейшем породило определенную путаницу в трудах летописцев и историков. К примеру, существует множество вариантов объяснения его происхождения. Также неизвестно, сколько жен было у князя, однако точно установлено, что у него был сын Игорь, матерь которого вероятней всего являлась норвежская княжна Ефанда.

Рюрик умер в 879 году в Кореле, передав власть за малолетством Игоря своему родичу Олегу, правившему до своей кончины.

Рюрик положил начало формированию на Руси наследственной монархии, его род правил Русским государством на протяжении 736 лет. Интересно отметить, что многие историки усматривают связь между Рюриком и названием «Русь». Приход Рюрика в восточно-славянские племена явился началом процесса формирования единого государства, которым стала в дальнейшем Русь. С его приходом начала складываться система правления, были заложены институты государственности, которые получили дальнейшее развитие в деятельности потомков Рюрика.

__________________________

Уважаемые читатели, что бы узнать больше о своей стране,
вы просто обязаны ознакомиться с биографиями правителей России на основной статье нашего сайта,
где выложен список всех правителей, от Рюрика до Медведева!

Первая четверть IX в. — 879 г.

Основатель Новгородского государства на севере Руси и династии, правящей в России до конца XVI в. Русские летописи сообщают о нем дважды - под 862 г. («Сказание о призвании варягов») и под 879 г. (смерть Рюрика, власть перешла к князю Олегу).

Рюрик - биография (жизнеописание)

Рюрик (первая четверть IX в - 879 г.) - основатель Новгородского государства на севере Руси и династии, правящей в России до конца XVI в. Эту историческую личность часто называли легендарной и даже мифической, ведь сведений о Рюрике в письменных источниках насколько было мало, настолько же они были противоречивы.

О призвании варягов Рюрика в русских источниках

Все же наиболее достоверные сведения о появлении Рюрика, как полагают, содержатся в самых ранних из дошедших до нас русских летописях - Повести временных лет (начала XII в.) и Новгородской первой летописи, текст которой отразил Начальный свод (XI в.), непосредственно предшествовавший Повести. Создание и этих хроник отстояло более чем на двести лет от описываемых событий и, видимо, с этим связаны противоречия в информации даже в одном и том же источнике, сообщающем о призвании варягов и Рюрика.

Текст, повествующий о появлении варяжского конунга на северо-западе современной , являлся частью некоего, реконструируемого учеными, Сказания о призвании варягов, которое частично вошло в гораздо более поздние летописные своды. Итак, что нам сообщают о Рюрике Повесть временных лет и Новгородская первая летопись.

Под 859 г. есть запись о том, что некие «варяги из заморья» собирали дань со славянских и финно-угорских народов - Чуди, Словен, Кривичей и Мери. А в 862 г. эти народы (дополнительно упоминается еще и Весь) «изгнали варягов за море» и сами стали «собой владеть». Однако вскоре между ними возникли усобицы, они «стали воевать друг с другом». И решили они «поискать себе князя, который бы владел ими и судил по праву». И «пошли за море к варягам… Те варяги назывались русью…». На призыв посольства откликнулись трое братьев «со своими родами». Старший из них, Рюрик, обосновался в (исходя из археологических данных, ученые полагают, что речь шла не об известном нам Новгороде, а о Рюриковом городище, расположенном в 3 км к югу от него), другой, - на , третий, осел в . «И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Спустя два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик стал единолично править, раздавая «мужам своим» города. , Полоцк, - «над всеми властвовал Рюрик». Двое дружинников из его окружения - и , «отпросились» у него и отправились на завоевание южных земель. Они отбили у хазар Киев и совершили в 866 г. поход на Царьград, но о Рюрике русские хроники ничего не сообщают до 879 г. Под этой датой в летописи появляется скупая запись о смерти князя и о том, что он передал власть своему родичу у, поручив ему и воспитание своего малолетнего сына .

В Ипатьевской летописи (XV в.) в основном повторяется та же информация о Рюрике, но есть и важные расхождения по вопросу о его резиденции. Согласно ее тексту, варяги еще раньше пришли к словенам «и срубили город и сел старший из них Рюрик в Ладоге». После смерти братьев в 864 г. он стал править один и «пришел к Ильмерю и срубил город над Волховом и прозвался и сел тут княжить». Как отметил главный исследователь древностей Новгорода - В. Л. Янин, именно это сообщение способствовало созданию легенды о том, что была столицей Северной Руси. Судя по археологическим данным, это поселение возникло задолго до появления Рюрика на русском Северо-Западе.

Предводитель варягов на какое-то время останавливался в Ладоге, поскольку быстрому продвижению к Ильменю препятствовали пороги на Волхове. К их преодолению нужно было подготовиться, например, поменять суда, предназначенные для морского плавания, на приспособленные для передвижений по рекам. Вынужденная остановка отнюдь не превращала это место в столицу.

Некоторые иные важные моменты, касающиеся деятельности и происхождения Рюрика, не встречающиеся в ранних русских летописях, есть в других, гораздо более поздних хрониках, и потому считаются многими исследователями менее достоверными. В частности, в Никоновской (Патриаршей) летописи XVII в. сообщается о том, что в 864 г. Рюрик подавил смуту в Новгороде, возглавляемую неким Вадимом Храбрым.

Безусловно спорны, но заслуживают внимания специалистов сведения о происхождении новгородского князя в Густынской и Иоакимовской летописях (обе - XVII в.). Эти источники показывают связь Рюрика с - по-видимому, старейшиной новгородских словен. В Густынской хронике сообщается о том, что Гостомысл направлял посольство в Мальборк, город в Восточной Пруссии на южном берегу Балтики. О ранге и полномочиях этого человека известно и из Новгородской четвертой летописи, утверждавшей, что основал именно Гостомысл, и это случилось еще до призвания Рюрика.

Наиболее подробные сведения о жизни и происхождении Рюрика предоставляет Иоакимовская летопись. К сожалению, ее текст сохранился частично и только в изложении . Известный историк полагал, что она написана первым новгородским епископом Иоакимом Корсунянином (умер в 1030 г.). Однако позднее было установлено, что сочинение увидело свет при патриархе Иоакиме (1674-1690 гг.), когда тот был новгородским митрополитом. Исследователи относятся к данным Иоакимовской летописи, как правило, с недоверием и используют их осторожно.

Согласно известиям Иоакимовской летописи, у славянского вождя Гостомысла, правившего в неком Великом граде (историки видят в нем или , или город Велиград в земле южнобалтийских славян ободритов), было 4 сына и 3 дочери. Сыновья умерли, не оставив детей мужского пола, а вот у средней дочери, Умилы, «бывшей за королем финским, родился сын Рюрик». Перед смертью Гостомысл (860 г. по В. Н. Татищеву) распорядился позвать сыновей Умилы на княжение. Рюрик, «придя из Финляндии в 862 г., имел жену Енвинду, королеву урманскую, братьев: Трувора, псковского или изборского, и Синеуса на Беле озере, умер в 879-м».

Исходя из данных Иоакимовской летописи, полагал, что был «шурином Рюриковым, князем урманским, из Швеции». Историк предположил, что был сыном Рюрика, а «княгине его пасынком, из-за того по-сарматски дирар назван», то есть получается, что Аскольд и Дир одно и тоже лицо.

Исторические реалии предания о Рюрике

Реальность исторической фигуры Рюрика часто соотносят с проблемой исторической достоверности Сказания о призвании. Давно замечено, что аналогичные легенды, повествующие о зарождении государственных институтов, существовали у многих народов Европы. Например, летописный рассказ о Рюрике практически совпадает с сюжетом хроники «Деяния саксов», написанной на столетие раньше Видукиндом Корвейским. В нем говорится о приглашении саксов бриттами. Общая модель подобных средневековых преданий предполагает, что для русского летописца было важно не столько описать конкретное реальное историческое событие, очень давнее для него, сколько передать сам смысл легендарного призвания Рюрика.

Подчеркивалась в науке и мифо-эпическая основа Сказания. Многие ученые отвергают реальность существования братьев Рюрика и объясняют имена Синеуса и Трувора оборотами «sine use» и «tru war», то есть «своими сородичами» и «верной дружиной». Некоторые исследователи обращали внимание и на библейские параллели Сказания о призвании варягов и на этом основании приходили к выводу, что оно не отражало элементов народного эпоса и вообще не имело никакой исторической достоверности.

Однако в решении вопроса о реальности предания о Рюрике с самого начала доминировала другая крайность. Российская историческая наука уже почти три столетия, собственно с момента своего рождения, исследует Сказание о призвании варягов Рюрика. И именно его буквальное, как справедливо заметил И. Н. Данилевский, понимание немецкими учеными И. Байером и Г. Миллером (приглашенными для работы в в 1724 г.) и ответная патриотическая реакция породили так называемую «норманнскую проблему» или борьбу норманистов и антинорманистов.

Сегодня уже многие признают, что в норманнской дискуссии всегда было больше политического оттенка, чем конкретно-исторического содержания. в свое время назвал варяжскую «проблему» патологией общественного сознания и разделил фиктивную в научном плане «норманнскую проблему» (способны ли восточные славяне к самостоятельному созданию государственных институтов?) на ряд реальных и существенных для понимания ранней истории Руси вопросов.

Среди основополагающих проблем, связанных с историческими интерпретациями Сказания о призвании варягов, главными для исследователей и сегодня остаются - происхождение и первоначальное значение слов «русь» и «варяги». И за одним, и за другим термином видят этническое (скандинавы, германцы и западные славяне побережья Южной Балтики, восточные славяне и т.д.) или социальное содержание (мореходы, профессиональные воины, наемные дружинники, сборщики дани и т.д.). Периодически появляются новые гипотезы, растет количество аргументов в пользу уже давно выдвинутых версий. Но, как заметил современный исследователь А. В. Назаренко, «беда не в том, что существующие гипотезы происхождения Руси исключают друг друга, а в том, что каждая из них вынуждена закрывать глаза на те или иные «не подходящие» для нее данные». Многочисленные гипотезы этнического происхождения самого Рюрика зеркально отражают практически все существующие в историографии версии появления варяжской Руси.

Рюрик - норманн?

Норманнские версии происхождения Рюрика, прежде всего, аргументируются данными, относящимися к Руси и варягам в целом:

  • содержательный анализ известий письменных источников;
  • лингвистические исследования имен варяжских князей, имен, упоминаемых в летописных текстах русско-византийских договоров Х в., «славянских и русских» названий днепровских порогов в сочинении Х в. византийского императора Константина Багрянородного;
  • многочисленные, атрибутируемые как скандинавские, археологические находки на памятниках русского Северо-Запада. Особую важность представляют скандинавские по происхождению артефакты, найденные в и на Рюриковом городище в слоях IX - X вв.

Среди норманнских или скандинавских гипотез происхождения Рюрика присутствует «интернациональное» многообразие: финская, норвежская, шведская и датская. В пользу финской, например, свидетельствуют известие Иоакимовской летописи о том, что Рюрик прибыл из Финляндии, и популярность лингвистической версии, что само слово «русь» финского происхождения. Но Иоакимовская летопись наряду с другими аргументирует и норвежскую версию: Рюрик, хоть и пребывал в Финляндии, но все же был варяжским князем и родственником «урманского князя» Олега.

Шведская версия

Она основана на следующих аргументах:

  • Рюрик назван варягом, а варяги, согласно давней историографической традиции, соотносятся, в первую очередь, с викингами. Русь по звучанию близко финскому ruotsi, так называли финны шведских «гребцов» - мореходов;
  • Руническая надпись «Рюрик» выбита на камне, который использовался для строительства церкви в Норрсунде в Швеции;
  • Отождествление Рюрика с упоминавшимся в сочинении Снорри Стурлусона «Круг земной» (XIII в.) Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы (начало правления 850-860 гг. - ум. в 882 г.). Последний, согласно данному источнику, покорил много земель на востоке, в том числе и в Аустрленде (территория Руси).

Датская (фрисландская) версия

В ее пользу свидетельствует выяснение того региона, куда было отправлено совместное посольство словен новгородских и чуди. Ведь маловероятно, что оно могло быть направлено к тем варягам, которые незадолго до этого притесняли эти народы. Но скандинавский мир в эту эпоху был обширен и включал не только Швецию и Норвегию, но и Данию, Британию и Фрисландию.

Согласно Повести временных лет, те варяги, которые пришли с Рюриком, называвшие себя Русь, не были ни шведами (свеями), ни норвежцами (урманами), ни британцами (англянами), ни готландцами (готами). В пользу приглашения князя из Ютландии или Фрисландии может свидетельствовать и упоминавшееся сообщение Густынской летописи о посольстве Гостомысла на Южную Балтику.

Главный аргумент - отождествление Рюрика с конунгом викингов Рёриком Ютландским (Hroerekr) из клана Скъелдунгов. Сходство имени, историческая обстановка и «не противоречащая» хронология делают эту версию одной из самых обоснованных даже для тех ученых, которых можно отнести к антинорманистам. До 850 г. Рёрик, будучи одним из мелких датских конунгов, владел Дорестадом во Фрисландии. В 850 гг. он обосновался в южной Ютландии, участвовал во многих военных мероприятиях - набегах на Англию и континент, в осаде шведской Бирки (852 г.). В хрониках тех лет Рёрик заслужил прозвище «язва христианства». Обращение посольства именно к этому конунгу, враждовавшему с немцами и со шведами, было бы логично с точки зрения политической ситуации. Умер Рюрик, согласно русским источникам, в 879 г., и по данным западных - Рёрика не было в живых в 882 г.

Рюрик - славянин?

В отличие от гипотез происхождения термина Русь славянские версии родословной самого Рюрика связаны только с западнославянским миром. Ученые видели Рюрика выходцем из разных славянских народов - руян, вагров, ободритов, поморян и т.д., проживавших на побережье Южной Балтики.

Общим аргументом для этих версий выступают археологические данные:

  • Исходя из анализа древностей археологических культур псковских длинных курганов и новгородских сопок, исследователи полагают, что славянское население русского Северо-Запада в VI - VIII вв. - словене новгородские и кривичи ведут свое происхождение от западных славян южного балтийского побережья;
  • В последние годы появились выразительные археологические находки западнославянского происхождения даже на таких «скандинавских» памятниках, как и Рюриково городище. Речь идет не только об украшениях, но и о такой этноспецифичной категории артефактов, как лепная, то есть, сделанная от руки, глиняная посуда;
  • О западнославянском по происхождению населении в Новгородской земле свидетельствует и лингвистический анализ текстов многочисленных берестяных грамот, найденных при раскопках.

«Прусская» версия

Своим появлением в исторической науке эта версия происхождения Руси и Рюрика обязана . «Когда Рурик с братьями, со всем родом и с Варягами Россами переселился к Славянам Новгородским, тогда оставшиеся жители после них на прежних своих местах Поруссами или оставшимися по Руссах проименованы…». В рамках «прусской» версии, увидев некоторое созвучие с Русью и Рюриком, ученый упомянул и о руянах - жителях острова Рюген.

На сегодняшний день можно считать выясненным источник этой версии. В начале XVI в., в условиях политического противостояния с Польско-Литовским государством, «в ответ» на литовскую этногенетическую легенду о римском происхождении литовцев аналогичная легенда появилась и в Московии. Согласно этой легенде римский император Август «послал своего брата Прусса на берега Вислы - в страну, которая затем была по его имени названа Прусской землей. От этого Прусса и повелись русские князья. В Прусскую землю пришли искать себе князей по совету новгородского воеводы Гостомысла послы новгородцев. Отсюда они взяли себе Рюрика - потомка Прусса и, следовательно, родственника Августа кесаря».

Почти дословно, с указанием, что Прусс приходился Августу «сродником», эта версия была воспроизведена в «Сказаниях о князьях Владимирских» (середина XVI в.) и как официальная идеологема вошла в «Государев родословец». Несмотря на то, что «Прусская» версия подвергалась жесткой критике со стороны историков и лингвистов, те или иные ее элементы в последние десятилетия получили активное развитие в историографии.

Вагры, Варины, Варяги, Варанги…

Побывавший в Московии в первой половине XVI в. австрийский путешественник С. Герберштейн, познакомившись по летописям с русской историей, предположил, что варяги Рюрика, а соответственно и сам Рюрик, происходят от поморских славян вагров. Вагры, именующиеся в некоторых письменных источниках как Варины, - западнославянское племя, проживавшее в средневековую эпоху на полуострове Вагрия. Они входили в состав племенного союза Ободритов (Бодричей).

С. Герберштейн полагал, что «Варяжское море» (так именуют Балтийское море русские летописи) получило свое название от вагров-варинов. Некоторые лингвисты сближают термины варины, вэрины, вэринги/веринги, варяги общим происхождением и считают разными формами одного слова. Дискуссионным является вопрос о так называемых Варангах - так греки именовали скандинавских наемников на византийской военной службе.

Ободриты, Рареги и Мекленбургские генеалогии

Среди западнославянских версий происхождения Рюрика - гипотеза о его связи с племенем ободритов обеспечена источниками наиболее комплексно. В первой четверти XVIII в. появилось несколько трудов по генеалогии правящей династии в германской земле Мекленбург, когда-то заселенной ободритами. Поводом послужил заключенный в 1716 г. брак герцога Мекленбурга Карла Леопольда с Екатериной Ивановной, племянницей , матерью будущей правительницы Анны Леопольдовны.

В сочинении «Разыскание родства» Ф. Томас проводил идею о родстве между русскими и полабско-поморскими славянами (называвшимися германскими источниками вендами), а также о родстве между правящими российской и мекленбург-шверинской династиями. Отвергая скандинавское происхождение Рюрика, он считал его выходцем из славянской Вагрии. Ссылаясь на источники XV в., Ф. Томас проводит мысль о том, что Рюрик был внуком короля ободритов Витслава (умер в 795 г.) и сыном Годлиба (Годслава), погибшего в 808 г. при штурме датчанами города Рерик. Другой немецкий историк начала XVIII в. И. Хюбнер, используя тот же источник, полагает, что сыновья Годлиба - Рюрик, Сивар и Трувор отправились в 840 г. в . Замечено, что привязка Рюрика к Годлибу серьезно противоречит хронологии событий, описываемых русскими летописями.

Многие исследователи связывают появление Мекленбургских генеалогий с подъемом славянского этнического самосознания в XVI - начале XVIII вв., что выразилось в формировании этногенетических легенд. В частности, по работам И. Хюбнера видно, как в более ранние мифоэпические сюжеты о братьях Чехе и Лехе постепенно вплетаются «реалии» о третьем легендарном брате - Русе.

В связи с Мекленбургскими генеалогиями часто рассматривают появление «народного» предания о Рюрике, записанного в среде немецких крестьян в Мекленбурге французом Ксавье Мармье в первой трети XIX в. Предание повествует о короле бодричей Годлаве и о его сыновьях Рюрике,Сиваре и Труваре, которые в поисках славы «пришли в Руссию». Свергнув местных угнетателей, братья по просьбе народа остались на новой родине. При этом Рюрику досталось Новгородское княжество, Сивару - Псковское, а Трувару - .

Исследователи отмечали, что данное предание о Рюрике - единственное зафиксированное в фольклоре. Учитывая, что германское население давно сменило здесь славян-ободритов, а также принимая во внимание «подозрительную» точность и конкретность в хронологии, локализации и именах, обычно не характерных для устных преданий, живущих веками, предполагают книжный характер и позднее происхождение данного источника. Вероятно, на его возникновение повлияли труды по генеалогии, изданные за сто лет до этого.

Ободритской версии происхождения Рюрика не противоречат сведения германского источника XI в. Адама Бременского, который писал: «… ободритов теперь называют рарегами». Слово «рарег» и сходные с ним во многих славянских языках означают название сокола. На этом основании известный историк С. А. Гедеонов выдвинул гипотезу о том, что имя Рюрик является родовым именем вождей ободритов.

Ободритская гипотеза происхождения Рюрика в определенной мере согласуется с данными некоторых русских летописей (Густынская, Иоакимовская, Новгородская четвертая) о Гостомысле. «Великий град», в котором последний правил, мог быть тем Велиградом, который считается столицей бодричей. И, кажется, уже не вызывает удивления сообщение известного исследователя скандинавских древностей на территории Руси, автора книги «Эпоха викингов в Северной Европе», Г. С. Лебедева о том, что «недавно в еще одной франкской хронике, Ксантенских анналах, обнаружено известие о «Густимусле», славянском вожде в земле ободритов».

Происхождение Рюрика и Руси - это одна из тех научных проблем, решение которых напоминает путь к горизонту. Он бесконечен, всегда будет занимать умы ученых и волновать души простых людей. Но, несмотря на всю противоречивость и скудность сведений о Рюрике, ясно, что эта историческая личность реальна. Рюрик, независимо от того, кем он был, откуда пришел, был и остается основателем северной русской государственности, родоначальником одной из двух династий, с которыми связана вся история .

Роман Рабинович, канд. ист. наук ,
специально для портала

Список источников и литературы:

  • Вернадский Г. В. 2004. История России. Древняя Русь. Москва Тверь: «Аграф. Леан».
  • Данилевский И. Н. 1999. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.). М.: «Аспект пресс».
  • Клейн Л. С. 2009. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. СПб: «Евразия».
  • Кузьмин А. Г. 2003. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. М.: «Вече».
  • Ловмяньский Х. 1985. Русь и норманны. М.: «Прогресс».
  • Мыльников А. С. 2000. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. СПб.
  • Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов, 1950. М.-Л., Издательство АН СССР.
  • Петрухин В. Я. 2013. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры. М.: «Форум»; «Неолит».
  • Повесть временных лет. 1996. Издание второе. СПб.: «Наука».
  • Славяне и Русь: проблемы и идеи. Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении. Четвертое издание. М.: «Флинта», «Наука». 2001.
  • Татищев В. 2003. История Российская. Том 1. М.:«Издательство АСТ».
  • Фомин В. В. 2008. Начальная история Руси. М.: «Русская панорама».
  • Янин В. Л. 2008. Очерки истории средневекового Новгорода. М.: «Языки славянских культур».