Конспект нод в старшей группе компенсирующей направленности "комнатные растения". Интегрированное занятие по экологии в старшей группе "Комнатные растения – спутники нашей жизни"

Цели:
коррекционно-образовательные: уточнение и закрепление представлений о комнатных растениях и приемах ухода за ними, расширение, активизация словаря (бегония, фикус, герань, хлорофитум, папоротник, фиалка, толокнянка, комнатные растения, опрыскивать, рыхлить), учить связно выражать свои мысли
коррекционно – развивающие: развитие зрительного внимания, слуховой памяти, мышления
коррекционно – воспитательные: добиваться качественного выполнения трудовых действий, вовлечь в игровые ситуации, способствующие воспитанию чувства сопереживания, вызвать чувство удовлетворения от выполненной работы,

воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование навыков самостоятельности, инициативности
Оборудование: комнатные растения, инвентарь (лейка, опрыскиватель, палочки, кисточка, тряпочки), клеенка, фартуки, карточки – инструкции, картинка Федоры, картинки-схемы, эмблемы.
Предварительная работа: экскурсия в зимний сад; рассматривание комнатных растений в уголке природы, расширение словаря по теме, беседа о комнатных растениях, рассматривание и сравнение листьев комнатных растений, чтение художественных произведений Е. Благинина « Огонек»
Методические приемы: беседа, практический прием (полив, опрыскивание, рыхление, протирание листьев), наглядный (рассматривание картинок и комнатных растений), словесный (чтение стихотворения, игра «Закончи предложения), прослушивание аудиозаписи П.И.Чайковского « Вальс цветов»
Содержание организованной деятельности детей.
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня к нам пришла гостья из сказки. А кто это, вы догадаетесь, прослушав отрывок из произведения.
«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
- Догадались, кто это? (Бабушка Федора). (Воспитатель выставляет картинку Федоры)
- Как называется сказка? (« Федорино горе»). Кто написал эту сказку?
(К. И. Чуковский)
- А пришла она к нам за помощью. Она стала хорошей хозяйкой, содержит в чистоте всю свою посуду и дом. Ей подарили комнатные растения для уюта и красоты, но все растения очень грустные, поникшие, пыльные. Как вы думаете, почему? (Она не знает, как за ними ухаживать). А мы с вами знаем, давайте ей поможем.
Согласны? (Да)
В нашей группе тоже много комнатных растений, давайте вспомним их названия. Подойдите к столу. (Бегония, фикус, хлорофитум, толстянка, герань, фиалка, папоротник)
- Как вы определили, что это бегония? (У нее ворсистые листья, покрыты пятнами)
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы должны отгадать, что это за комнатное растение.
Куст оконный и балконный,
Лист пушистый и душистый,
А цветы в окне –
Словно, шапка в огне. (Герань)
-Что за чудо? Всем на диво,
Так цветет оно красиво!
Розовые, фиолетовые, белые цветы
И бархатные зеленые
Овальные листы. (Фиалка)
- Это растение похоже на маленькое дерево. Листья некрупные, но толстые и гладкие. В народе называют « денежное дерево» (Толстянка)
- Стебель растения не виден, но зато листья очень длинные, тонкие, вырезные, похожи на перья птицы. (Папоротник)
А теперь давайте вспомним правила ухода за комнатными растениями.
Дети называют правила ухода за комнатными растениями.
1. Растение нужно поливать. (Воспитатель выставляет карточку с изображением лейки). Как узнать, что растение нужно поливать? (Земля на ощупь сухая, светлая)
2.Листья растений нужно протирать тряпочкой. (Показ картинки)
Зачем надо вытирать пыль с листьев? (Чтобы листья дышали). Какие листья протираем тряпочкой? (Крупные, широкие)
3. Землю в горшочках надо рыхлить. (Показ картинки с изображением палочки)
Для чего рыхлят землю? (Чтобы хорошо впитывалась земля)
Давайте вспомним, как надо рыхлить землю? (У края горшка, неглубоко, чтобы не повредить корни)
4. С ворсистых листьев растений пыль смахивают кисточкой. (Показ картинки)
5. Комнатные растения опрыскивают. (Показ картинки)
Какие растения опрыскиваем? (Растения с мелкими листьями)
Подойдите к столу. Выберете растение, которое вам понравилось. Около каждого растения лежит карточка-инструкция, возьмите ее, внимательно посмотрите и подумайте, какой уход требуется комнатному растению. Сейчас вы покажете, как
надо ухаживать за комнатными растениями. Надевайте фартуки.
Но прежде чем за комнатными растениями ухаживать начать
Нам надо перед работой пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика
На окне в горшочках (Кулаки сжать и плотно прижать друг к другу)
Поднялись цветочки (Медленно выпрямить пальцы)
К солнцу потянулись (Локти прижаты, пальцы развести в стороны)
Солнцу улыбнулись
К солнышку листочки
Повернут цветочки (Развернули ладони вверх)
Повернут бутоны (Ладошки прижать друг к другу)
В солнышке утонут (Качать из стороны в сторону)
- Подойдите к столу, возьмите инвентарь, необходимый вам для работы.
-Пользоваться инвентарем аккуратно, работать, не мешая друг другу.
(Воспитатель спрашивает каждого ребенка, какой он инвентарь выбрал и что он будет делать)
Практическая часть (выполнение работы детьми)
Звучит музыка П.И. Чайковского « Вальс цветов»
Итог:
-Спасибо, ребята! Посмотрите, как повеселели цветы, какие они стали красивые, чистые. Они рады, что вы за ними ухаживаете. Ведь растения похожи на людей. Они дышат, пьют воду, питаются, любят добрых людей.
Как вы думаете люди, которые ухаживают за комнатными растениями, какие они?(Трудолюбивые, добрые)
-Забота о комнатных растениях делает человека добрее. (Ребенок читает стихотворение)
« Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтобы рвать и ли срезать,
А чтоб увидеть их добрые лица
И доброе лицо им показать»
С. Вургун.
Бабушка Федора тоже научилась у нас, как ухаживать за комнатными растениями и благодарит нас. Она приготовила для вас подарки. (Воспитатель раздает эмблемы)
-Что мы делали? (Поливали, рыхлили, опрыскивали, протирали листья)
А теперь поиграем.
Игра « Закончи предложение»
Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающуюся со слов для того чтобы
1. Комнатные растения необходимо поливать для того, чтобы они не завяли.
2. Листья на комнатных растениях нужно протирать для того, чтобы они могли дышать.
3. Комнатным растениям нужен свет для того, чтобы они могли хорошо расти.
4. Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы украшать его дом.
5. Землю в горшках нужно рыхлить для того, чтобы земля хорошо впитывала воду.

Ласкина Елена Борисовна, воспитатель, г.Тула

ФИКУС

Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С.

Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место, с защитой от прямых солнечных лучей

Полив: Умеренный, не любит переувлажнения почвы. Вода комнатной температуры, хорошо отстоянная. Подкормки удобрениями с марта по август через две недели.

Влажность воздуха: Листья необходимо регулярно протирать влажной губкой.

Пересадка: Проводят весной, тогда, когда корни оплетут весь земляной ком, молодые растения через год-два, старые через несколько лет.

Размножение: Верхушечными черенками

ФИАЛКА

Температура: Умеренная, оптимально 21-22 °C, без резких колебаний. Зимняя не ниже 16 °C.

Освещение: Яркий свет, с притенением от прямых солнечных лучей в самые жаркие часы.

Полив: земля должна всегда быть влажноватой, но не залитой. Вода для полива должна быть теплой, мягкой, отстоянной не менее 12 часов.

Влажность воздуха: любят влажный воздух (около 50 %) . Но опрыскивать не желательно - только во время цветения очень мелким распылением.

Пересадка: Лучший горшок для сенполий тот, у которого высота совпадает с шириной, так как у этих растений корни не разрастаются глубоко.

Размножение: Листовыми черенками, частью листа, семенами и дочерними розетками.

БЕГОНИЯ

Температура: Умеренная

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой от прямых солнечных лучей в жаркое время дня.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т. к. бегонии не любят застоя воды

Влажность воздуха: Бегонии любят высокую влажность воздуха, но не терпят опрыскивания

Пересадка: Ранней весной клубни сажают в свежую землю. Корневищные бегонии пересаживают по необходимости, когда горшок станет уже тесноват.

Размножение: Размножают стеблевыми черенками и семенами. Клубневые бегонии кроме этого размножаются делением пророщенных клубней. Клубень разрезается пополам, так, что бы каждая часть имела ростки и корни, срезы на клубне присыпаются углем или серой

АМАРИЛИС

Температура: В период вегетации оптимально 17-23°С. В период покоя луковицы хранят при 10°С.

Освещение: Яркий рассеянный свет. Затеняйте от прямого солнечного света.

Полив: Обильный во время цветения - почва все время должна быть влажной. В период покоя держат в сухости.

Влажность воздуха: Если растение находится в помещении с сухим воздухом, то можно слегка опрыскивайте бутоны сверху.

Пересадка: Примерно раз в 3-4 года, во время периода покоя

Размножение: Дочерними луковичками во время пересадки, семенами. Отделенные детки сажают в приготовленную почвенную смесь в отдельные горшки диаметром около 12 см, чтобы третья часть высоты луковицы осталась над поверхностью почвы.

ХЛОРОФИТУМ

Освещение: Предпочитает рассеянный свет, может расти в полутени.

Температура: Летом умеренная, зимний минимум 12-14°С.

Влажность: Умеренная.

Полив: Обильный, зимой умеренный.

Питание: Летом, раз в две недели, любым жидким удобрением.

Размножение: Размножают семенами и отпрысками, образующимися на длинных цветоносах.

БАЛЬЗАМИН

Температура: Бальзамин довольно теплолюбив, зимой предпочитает температуру 15-20°С, зимой - 13°С

Освещение: светолюбив, желательно некоторое количество прямых солнечных лучей зимой и притенение от жаркого солнца летом

Полив: Обильный с весны до осени - почва должна быть все время влажной, зимой полив умеренный - почва должна быть слегка влажноватой.

Влажность воздуха: Листья периодически опрыскивают. Бальзамин не любит сухой воздух,

Пересадка: Бальзамин лучше пересаживать ежегодно весной, при этом не обязательно брать горшок большего размера, так как не любит слишком просторной посуды

Размножение: Стеблевыми черенками весной, летом или осенью, они хорошо укореняются в воде в течение недели - двух. А также семенами весной.

КЛИВИЯ

Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень.

Температура: Зимний минимум 10°С. Избегайте высоких зимних температур.

Влажность: Нетребовательна.

Пересадка: Взрослое растение пересаживайте только когда корни начинают выталкивать растение из горшка и только по окончании цветения.

Полив: Умеренно поливайте с весны до осени и скудно зимой, пока длина цветоноса не достигнет 15 см. При слишком обильном поливе скорее вырастут листья, в то время как цветонос остановится в росте. Старайтесь не заливать растение, так как корни склонны к загниванию.

Размножение: Отпрысками, которые отделяют от старых растений при пересадке. Можно семенами. Сеянцы зацветают не ранее, чем через 5-6 лет после посева.

ГЕРАНЬ (ПЕЛАРГОНИЯ)

Освещение: Светолюбивы, любят прямые солнечные лучи.

Температура: Умеренная, зимой 10-15°С. вынесут и чуть больший холод, но лучше сохранятся при рекомендуемой температуре.

Субстрат: Дерновая и листовая земля, перегной, торф и песок в равных пропорциях.

Пересадка: По мере необходимости весной.

Полив: Умеренный, круглый год. Растения легко переносят небольшую засуху, но плохо реагируют на переувлажнение, летом требует больше воды, чем другие виды.

Размножение: Черенками весной и в конце лета. Отдельные разновидности можно семенами.

АСПИДИСТРА

Освещение: Теневыносливое растение, избегайте прямого солнца. Можно размещать в глубине комнаты, на окнах северной ориентации.

Температура: Зимой идеально содержание в прохладном, но непромерзающем помещении при 7-10 °С.

Пересадка: Обычно - раз в 3-4 года, в феврале, марте. Подбирают более крупные емкости. Необходим хороший дренаж.

Полив: Умеренный полив с весны до осени, скудный зимой. Не переувлажняйте почву.

Размножение: Делением. С марта по май делят корневище, на каждом кусочке должно быть по 2-3 листка.

ФУКСИЯ

Освещение: Интенсивное, но избегайте прямого летнего солнца.

Температура: Зимой желательно 10-16°С. Избегайте высоких зимних температур.

Влажность: Время от времени опрыскивайте листья у вегетирующих растений.

Пересадка: Каждую весну.

Полив: В период с весны по осень умеренно, зимой, в период покоя, редко. Избегайте застоя воды в любое время года.

Размножение: Черенкованием весной или летом.

АСПАРАГУС

Освещение: Ровный свет или частичное затенение, избегайте прямого солнца. А. Шпренгера, в отличие от других видов, необычайно стоек - может расти на открытом солнечном месте.

Температура: Зимний минимум 7° С. A. setaceus лучше держать при минимуме 13°С.

Влажность: Изредка опрыскивайте, особенно зимой в комнате с центральным отоплением

Пересадка: Ежегодно весной в более просторную посуду. При пересадке желательно удалить оголившиеся побеги и пожелтевшие ветви. Старые растения можно пересаживать через год.

Полив: Обильный полив с весны до осени, ограниченный зимой. Нужно следить за тем, чтобы почва не пересыхала.

КОЛЕУС

Освещение: Светолюбивы, выдерживают яркое солнечное освещение, но не прямое воздействие солнечных лучей.

Влажность: Требует высокой влажности. Часто опрыскивайте листья.

Пересадка: В конце зимы, когда корни начинают выступать за край горшка.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, держите корни влажными зимой и используйте мягкую, не щелочную воду.

Питание: Подкармливание растения в начале зимы способствует оживлению окраски листвы

Размножение: Семенами весной, стеблевыми черенками весной или летом.

ТРАДЕСКАНЦИЯ

Освещение: Интенсивное, допустимо немного прямого солнца. При слабом освещении рисунок бледнеет.

Тмпература: Зимой держите при температуре не ниже 10°С.

Влажность: Изредка опрыскивайте.

Полив: Регулярный и обильный круглый год.

Питание: Раз в месяц любым удобрением.

Размножение: Черенкованием.

ДРАЦЕНА

Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца.

Температура: Зимний минимум 13°С; для D. godseffiana и D. sanderiana - 10°С.

D. godseffiana устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Весной, по мере необходимости.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, скудно зимой. Никогда не допускайте высыхания корней.

Питание: Регулярно подкармливайте весной и летом.

Размножение: Черенкованием верхушек; воздушными отводками (для оголившихся снизу растений) ; кусочками стебля, семенами.

МАРАНТА

Освещение: Полутень. Избыточное освещение приводит к обесцвечиванию растения.

Влажность: Нуждается в высокой влажности. Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Ежегодно пересаживайте в последние дни зимы. Более старые экземпляры - через весну.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, умеренно зимой. Используйте мягкую воду.

Размножение: Делением материнских растений весной.

РОЗА

Освещение: Наилучшее. Выносят полный солнечный свет.

Температура: Морозоустойчиво. Во время активного роста желательно 14-21°С

Влажность: Нетребовательно, но в теплой комнате горшок лучше поместить на поднос с галькой. Полезно изредка опрыскивать.

Пересадка: При необходимости пересаживайте осенью.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, пока на них есть листья.

Питание: Регулярно подкармливайте летом.

Размножение: Стеблевыми черенками

КОЛОКОЛЬЧИК

Освещение: Интенсивный свет, но не прямое солнце летом.

Температура: Зимний минимум 7°С для С. fragilis и С. isophylla. С. carpatica более хладостойкий.

Влажность: Нетребовательно, но изредка опрыскивайте листья.

Пересадка: По мере необходимости.

Полив: Летом регулярный и обильный, зимой ограниченный.

Питание: В период цветения необходимы обильные подкормки.

Размножение: Черенкованием (в феврале-марте) и семенами.

АЛОЭ

Освещение: Растения светолюбивы и лучше всего растут на южных окнах. На лето можно выставить в сад.

Температура: Прохладное помещение зимой. Дневная температура зимой 12-14 °С. Ночная - желательно около 5 °С.

Влажность: Устойчивы к сухому воздуху.

Пересадка: Пересаживайте весной на второй или третий год после посадки.

Полив: Летом умеренный, зимой редкий (раз в один-два месяца) .

Питаниe: Подкармливайте летом изредка.

Размножение: Отпрысками (разъединяйте осторожно, чтобы меньше повредить корневую систему) ; семенами весной.

АЗАЛИЯ

Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца. Летом можно выносить на открытый воздух и ставить в полутень.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Пересадку следует производить через месяц после окончания цветения, перед началом роста. Не чаще, чем раз в 3 года.

Полив: Обильно поливайте все время, используя по возможности мягкую воду. Регулярно опрыскивайте, но только не в момент цветения.

Питаниe: Один раз в каждые две недели подкармливайте растения, начиная с весны и до начала осени

Размножение: Полуодревесневшими черенками с мая по август.

ЦИПЕРУС

Освещение: Яркий свет или полутень, требуется прикрытие от прямых солнечных лучей.

Температура: Зимний минимум 7°С. В остальное время - 18-20°С.

Влажность: Повышенная (75-80%) . Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Ежегодно весной

Полив: Обильно поливайте все время, держите корни влажными. Горшок может стоять в небольшом количестве воды.

Питание: с середины весны до ранней осени.

Размножение: Семенами, верхушечными черенками и делением куста.

ЛАВР

Освещение: Светолюбиво, но выносит и полутень. В летние дни желательно притемнять от яркого солнца.

Температура: Летом 16-20°С. В теплые дни хорошо вынести растение на открытый воздух. Зимой содержат в прохладе - 10 -14°С.

Влажность: Для поддержания высокой влажности воздуха регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Весной, не реже одного раза в 2 года.

Полив: С весны до осени регулярный и умеренный, зимой - скудный.

Питание: Подкормку дают только в период вегетации (с весны до осени) , раз в декаду.

Размножение: Черенками весной или осенью; необходимо использовать стимуляторы роста. Можно семенами (прорастают при температуре не ниже 20°С) .

ПЛЮЩ

Освещение: Растение нетребовательно к свету, не любит прямых солнечных лучей и лучше растет в полутени.

Температура: Летом 15-16°С. Зимой хорошо растет в прохладном помещении с температурой 8-15°С.

Влажность: Полезно опрыскивать зимой и летом.

Пересадка: Пересаживайте каждую весну, пока можно увеличивать размер горшка. Во время пересадки следует укорачивать побеги.

Полив: Летом обильный, зимой умеренный. Никогда не допускайте высыхания корней.

Питание: Регулярно подкармливайте с весны до осени, раз в декаду.

Размножение: Стеблевыми черенками в течение всего года.

САНСЕВИЕРИЯ

Освещение: Лучше всего яркий непрямой свет, но выдержит и прямое солнце, и некоторое затенение.

Температура: Зимний минимум 14°С.

Влажность: Устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Частой пересадки не требуется, пересаживают по мере необходимости. Желательно пересаживать в мелкую посуду с хорошим дренажом.

Полив: Поливайте умеренно с весны до осени, очень умеренно зимой (раз в месяц и реже) . Всегда давайте почве немного высохнуть перед поливом.

Питание: Летом регулярно подкармливайте.

Размножение: Делением; листовыми черенками (но разновидности с желтым окаймлением превратятся в зеленую форму) . Семенами редко.

ЦИКЛОМЕН

Освещение: Рассеянный свет, летом требует притенения от прямых солнечных лучей.

Температура: Желательно 10-15°С зимой. Высокие температуры сокращают период цветения.

Влажность: Умеренная. Растениям полезно опрыскивание.

Пересадка: Весной, с началом появления новых листьев, производят пересадку

Полив: Обильный, мягкой водой. Нельзя допускать пересушки земляного кома и попадания воды на клубень.

Питание: Особой необходимости нет. Но если растение бледное, то раз в две недели следует подкармливать жидким удобрением. После цветения перестают подкармливать.

Размножение: Семенами, реже делением клубня летом

МОНСТЕРА

Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень. Под воздействием прямых солнечных лучей листья бледнеют и покрываются желтыми пятнами

Температура: Зимний минимум 15°С.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Каждый год весной молодое растение, раз в три года - старое.

Полив: С весны до поздней осени регулярный и обильный. Зимой поддерживают почву во влажном состоянии, стараясь не переувлажнять ее.

Питание: Летом и осенью каждые 14 дней общим минеральным удобрением для комнатных растений. Зимой - 1-2 раза за весь период.

Размножение: Черенками; воздушными отводками.

ХОЙЯ

Освещение: Интенсивное. Полезно немного прямого солнца, но только не летом через стекло в самое жаркое время дня.

Температура: Желательно 10-13°С зимой для Н. carnosa; зимний минимум 18°С для Н. bella.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья, но только не во время цветения.

Пересадка: Не пересаживайте без настоятельной необходимости, так как корни этого не любят.

Полив: Весной и летом обильный, осенью и зимой умеренный.

Питание: По мере необходимости. Во время цветения подкармливайте с осторожностью, так как избыток удобрения подавляет цветение.

Размножение: Черенкованием полуодревесневших верхушек или кусочками стебля с почкой.

Залужная Елена Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, БДОУ г. Омска «Детский сад № 52 компенсирующего вида»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) «Путешествие в страну лекарственных растений». Это конспект итогового мероприятия с детьми в проектной деятельности по теме: «Лекарственные растения рядом с нами». Данный материал будет полезен для воспитателей старшей группы, а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну лекарственных растений»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, можно ли вырастить их самим.

Задачи:
Коррекционно – образовательные: обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них (познакомить с народными названиями целебных трав – «белюшка», «пупавка», «ворожка», «молочник», «пуховик», «ноготки», «заячьи ушки»).
Коррекционно – развивающие: развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь за счет новой информации (ромашка аптечная, подорожник – путешественник, травники, медонос, ноготки, соцветия). Умение устанавливать причинно – следственные связи; внимание, память. Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие через художественно – продуктивную деятельность; мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать экологическую культуру, формировать уважительное отношение к лекарственным травам; навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом.
Предварительная работа:
1. Художественно – продуктивная деятельность: вырезывание контура детских ладошек из бумаги и салфеток для одуванчика, ромашки, календулы; разрывание бумажной салфетки на кусочки и скатывание комочков круговыми движениями для соцветий; раскатывание из зеленой салфетки жгутиков для травки; игры с прищепками.
2. Работа с познавательной литературой. Оформление «Полочки умных книг» (справочники, энциклопедии, раскраски).
3. Чтение сказок, рассказов, стихов по теме; рассматривание иллюстраций к ним, беседы.
4. Опытно – исследовательская деятельность: выращивание рассады календулы, высадка и уход за ней на участке д/сада
5. Наблюдение за подорожником, ромашкой, мать – и - мачехой, лопухом, ландышами, одуванчиками.
6. Слушание детских песен.
Материал и оборудование: мольберт, иллюстрации по теме «Лекарственные растения», DVD, разрезные картинки для игры «Собери целое из частей», прищепки разных цветов, шапочки – подорожник, одуванчик, ромашка.
Ход:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Скажите, на чем можно путешествовать?
Дети: на автомобиле, поезде, самолете, теплоходе и т.д.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну лекарственных растений. Чтобы путешествие было увлекательным и полезным мы будем выполнять разные задания. Готовы? Садимся в машину, поехали!
Физминутка: «Едем, едем на машине…»
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли: влево, вправо – красота!
Волосы ерошит ветер, мы шоферы - хоть куда!

Воспитатель: Смотрите, нас встречает подорожник.
Подорожник (ребенок в шапочке подорожника) :Я – подорожник. Расту вдоль дорог, часто люди проходят и не замечают меня. Подумаешь невидаль – подорожник! Но если кто – нибудь в пути обрежется, поцарапается, натрет ногу, сразу вспоминает обо мне. А я тут как тут: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ранке – они успокоят боль и помогут ранке скорее затянуться».
Воспитатель: Спасибо тебе, подорожник за твои лечебные свойства. Ребята, подорожник он – путешественник, хотя вроде и сидит неподвижно. Семена подорожника вместе с грязью налипают на обувь и на колеса машин и разносятся по всем дорогам. Около Антарктиды есть небольшой остров Гоф, сюда подорожник был завезен моряками, он распространился по всему острову. Этому способствовали пингвины, которые перенесли семена на своих лапках.
Воспитатель: Ребята, подорожник придумал для вас задание «Собери целое из частей» (дети садятся за столы и выполняют задание: из разрезных картинок составляют изображение ландыша, василька, мать – и – мачехи, одуванчика, ромашки и др.).


Воспитатель: Чаи мать – и – мачехи помогают при кашле. Народное название у этого растения – «отгоняющий кашель».
Ландыш, несмотря на то, что это лекарственное растение, оно очень ядовитое. Особенно ядовиты листья и плоды. Соберут травники ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу. Народное название ландыш получил за форму его листьев – «заячьи ушки»,
Васильки растут вместе с рожью. Наши предки использовали их для изготовления синей краски. Сейчас в лечебных целях как противовоспалительное, общеукрепляющее, мочегонное средство, в виде промываний, примочек. Название получили от имени юноши («Цианус» - синий), которому они очень нравились.
Русское название василька произошло, по словам одного сказания, от имени молодого парня, единственного сына у матери Василя, которого заколдовала русалка и превратила в синий цветок, напоминавший своей окраской голубую воду.
Дети, можно собирать лекарственные растения в городе? (ответы детей)
Растения для приготовления настоев и отваров выращивают на специальных плантациях или собирают вдали от населенных пунктов и дорог. Ведь растения впитывают и накапливают вредные вещества, которыми загрязняют землю и воздух выхлопные газы автомобилей, заводской дым.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Пересаживаемся в самолет.
Физминутка: «Мы садимся в самолет»
Мы садимся в самолет, отправляемся в полет.
Мы летим над облаками, машем папе, машем маме.
Видим, как течет река, видим в лодке рыбака.
Осторожнее: гора! Приземляться нам пора!

Воспитатель: Остановка вторая, нас встречает ромашка (выходит девочка в шапочке ромашки).
Ромашка: Я ромашка аптечная или лекарственная. Расту, как сорняк, по полям, по лугам, около жилья и вдоль дорог, почти по всей России. Мои цветки и листья имеют сильный аромат и горьковатый вкус. Я – растение медонос. Среди густых и зеленых трав выделяется моя «белая рубашка». Пчелы, бабочки, шмели видят меня издалека и летят ко мне за медом. Ребята, а что лечит ромашка?
Дети: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.
Воспитатель: Применяют в косметических целях при изготовлении кремов, шампуней, мыла, зубной пасты.
Ребята, ромашка тоже придумала для вас задание. Сейчас мы поупражняем наши пальчики, поиграем с прищепками.
Игра с прищепками «Собери цветок»

Воспитатель: Ребята, а что значит растение – медонос? Как вы думаете почему в народе ромашку называют «белюшкой», «ворожкой»? (ответы детей) . А ещё у ромашки есть другое название – «пупавка», поскольку в центре соцветия возвышается желтый «пупок».
Воспитатель: Спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства. Продолжим наше путешествие на поезде.
Физминутка «Поезд»
Едем, едем друг за другом, полем и зеленым лугом.
На лугах цветы мелькают, в поле бабочки летают.
Подъезжаем мы к мосту, паровоз гудит: «Ту – Ту»!

Воспитатель: Остановка третья. Мы в гостях у одуванчика (выходит мальчик в шапочке одуванчика) .
Одуванчик: Я – одуванчик лекарственный. В моей жизни несколько страниц. Первая – зеленая, когда я еще не успел зацвести. Затем открывается желтая страница, а когда мои желтые огоньки превратятся в белые пушистые шарики – открывается белая страница. Длится она недолго. В воздух поднимаются воздушные плоды, они летят долго, не раскачиваются, и не перевертываются. Я тоже растение медонос. Ко мне прилетают не только пчелы и шмели, но и бабочки.
Воспитатель: Ребята, на одуванчике есть место, где сесть пчелке, чтобы полакомиться сладким нектаром и собрать пыльцу. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Какие части целебны у одуванчика? (ответы детей)
Народные названия одуванчика – «молочники», «зубная трава», «пуховики». Почему? (ответы детей) . Спасибо тебе, одуванчик, за помощь людям и животным. Выполним задание одуванчика:
Игра «Веселые ладошки» (Дети из предварительно вырезанных контуров ладошек собирают целое - ромашку и одуванчик).

Звучит песня «Одуванчик», авторы А. и Н. Вайнеры
Задание на ориентировку в пространстве:
Настя, одуванчик помести в центр нашей полянки. Максим, ромашку слева от одуванчика. Дети, какой цветок справа от одуванчика? (календула)
Воспитатель: Марина, расскажи нам о календуле.
Ребенок: Это – календула или ноготки. Свое название растение получило по форме изогнутых семян. Один только взгляд на эти солнечные цветы прогоняет плохое настроение и укрепляет зрение. Часто календулу применяют в составе травяных чаев, как средство от простуды. Вот какой простой цветок, а сколько в нем полезного.
Воспитатель: Календулу выращивают на специальных плантациях далеко от города.
Ребята, наше путешествие закончено. Понравилось оно вам? Настоящие путешественники очень наблюдательны и любознательны. Ответьте на мои вопросы:
Какое растение называют «Солнышко на ножке»?
«Зеленым бинтом»?
«Заячьи ушки»?
«Белая рубашка»?
Задание какого растения было интереснее?
Воспитатель: Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Занятие наше закончено. Я хочу угостить вас травяным чаем и пирогом со смородиной. Пойдемте пить чай.

Конспект занятия «Уход за комнатными растениями и их первая подкормка».

Цель:

Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений.

Задачи:

1. Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности. Знакомство с новым видом ухода – удобрением почвы, сообщение некоторых правил внесения удобрения.

2. Закрепление приемов рыхления, развитие умения ухаживать за комнатными растениями.

3. Воспитание интереса к жизни комнатных растений, желания наблюдать и ухаживать за ними.

Словарная работа : удобрение, подкормка.

Оборудование: Клеенки, палочки – рыхлители, тряпки, лейки, опрыскиватель, ножницы, таз, большая лейка, фартуки, удобрение, стаканчики.

Методы и приемы: Показ, рассказ, опрос, игра, беседа, ухаживание за растениями.

Ход занятия :

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

И пьет, и дышит,

А не ходит.

Дети догадываются, что это растение.

Беседа о комнатных растениях:

Воспитатель: Комнатные растения - наши друзья.

А что дают нам комнатные растения? Для чего они нужны?

(Ответы детей).

Воспитатель: Назовите основные части растений?

(Ответы детей).

Воспитатель:

А как вы думаете растение - это живое существо? Назовите признаки живого? (Растения питаются, двигаются, дышат, размножаются, растут).

С помощью каких частей растение пьет? (Ответы детей).

Где можно купит цветы? (Ответы детей: в магазине, теплице, на выставке).

Ребята, я приглашаю вас на выставку комнатных растений (на столах расставлены комнатные цветы).

Какие растения вы знаете? Давайте поиграем, я буду задавать вопросы о растениях, а вы отвечайте:

    У какого растения самые большие листья?

    А самые маленькие?

    Какое из наших растений цветет зимой?

    У какого растения кончик молодого листа завернут как улитка?

    Как называется растение у которого пахнут не только цветы, но и листья?

    Название какого растения начинается со звука «ф» ?

    Какое растение по порядку седьмое?

    Какое растение полезное?

    Какое растение ставят около компьютера?

Посмотрите на карточки и вспомните, что нужно растениям?(вода, свет, воздух, почва).

Вам нравятся наши растения? Чем отличаются растения друг от друга?

Чтобы растения были красивыми и долго нас радовали, за ними нужно ухаживать. Как надо ухаживать за комнатными растениями? (ответы детей).

Вывод: Ближе к стеблю надо рыхлить неглубоко, чтобы не поранить корень, а дальше от стебля – глубже. Крупные листья протирать тряпочками, растения с мелкими листьями ставить в таз, закрыть землю клеенкой, чтобы не размыть ее и поливать из большой лейки. С пушистых листьев стряхнуть пыль кисточкой, затем опрыснуть при помощи пульверизатора.

Физкультминутка: Я предлагаю вам отдохнуть и вспомнить все этапы жизни растений. Народно – хороводная песня с движениями «Мак – маковистый».

Труд по уходу за комнатными растениями:

Воспитатель: Выберите, пожалуйста, растение, за которым вы будите ухаживать, перенесите на отдельный стол, осмотрите его еще раз внимательно, возьмите нужный инвентарь.

Ребята, так как все растения требуют рыхления, предлагаю сначала взрыхлить землю. Скажите, для чего нужно рыхлить землю? (чтобы хорошо проходила вода и чтобы корни могли дышать).

Чем вы рыхлите землю? (Палочками.) Как нужно правильно рыхлить? (ребенок показывает: ближе к стеблю надо рыхлить неглубоко, не поранить корень, а дальше от стебля - глубже.)

Как надо мыть растения? (Крупные листья протирать тряпочками, растения с мелкими листьями ставить в таз, закрыть землю клеенкой, чтобы не размыть ее и поливать из большой лейки.)

Начинается весна, стало намного светлее, наши растения стали расти быстрее. Чтобы они лучше росли и цвели их нужно удобрять, подкармливать. Для этого есть специальное удобрение. Оно продается в цветочных магазинах. Подкармливается растение один раз в неделю после полива, чтобы раствор удобрения лучше впитался в почву.

Дети берут стаканчики и удобряют растения. Большие растения, например, лилия, фикус, китайская роза поливаются полным стаканом, мелкие – пол стаканом воды.

После работы на чистый стол ставятся все растения.

Итог занятия:

Дети, чему сегодня научились?

Для чего подкармливают растения?

На какую землю должно попадать удобрение – сухую или влажную?

Какие астения есть у нас в группе? (ответы детей). Какие дома?

Ребята, вы очень хорошо работали. Давайте похвалим друг друга

(дети хвалят друг друга цепочкой).