Конспект НОД в старшей группе. Лекарственные растения

Открытое занятие по экологии в подготовительной группе «В царстве лекарственных растений»

Занятие на тему: "В царстве лекарственных растений"

Цели: - дать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Оборудование: иллюстрации с изображением лекарственных растений (одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка) .

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав загадку.

Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ.)

Воспитатель: Какое это растение?

Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас всюду окружают растения: каждая поляна или уголок леса - целая зеленая аптека.

Добро пожаловать в "Зеленую аптеку". Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник)

Воспитатель: Посмотрите на это растение, кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник выкапывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют "зеленым бинтом". Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ранке.

Следующее растение можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно тысячелистник. Посмотрите на него, на его листья. Он так называется потому, что каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка - ажурные края. Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, улучшения аппетита.

Следующая загадка.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива)

О каком растении так говорят? Правильно, о крапиве. Но почему же все-таки крапива обжигает?

На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай укол. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

Ребята, ну а если мы заболеем, какие лекарственные растения нам помогут? На этот вопрос, мы сможем ответить, если отгадаем загадки.

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (Ромашка)

Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушенная в запасе

От простуды лечит нас. (Малина)

Вот растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

А цветки - как медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (липа)

Все эти и многие другие лекарственные растения произрастают в районах нашего края. А как же их используют при болезни, что из них делают?

Воспитатель: Запомните правила сбора лекарственных трав.

* Цветки собирают, когда растение цветет.

* Корневища - поздне осенью, когда плоды уже осыпались.

* Собирают в сухую погоду, сушат под навесом.

* Нельзя собирать вблизи дорог.

Воспитатель: Ребята, пришла срочная телеграмма, в ней написано, что звери в лесу заболели, а доктор Айболит в Африке лечит обезьян и не может нам помочь. Давайте же попробуем вылечить зверей сами. Чем будем лечить?

Дети: Лекарственными растениями.

Воспитатель: Правильно, конечно же ими. У маленького Миши болит горло, чем его можно полечить?

Воспитатель: Очень полезен отвар календулы и ромашки. Ими можно полоскать горло.

А у лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?

Дети советуют.

Воспитатель: Ей надо попить отвар мать-и-мачехи или чабреца.

Ребята, а серый Волк, такой бледный, у него нет сил. Что же делать?

Дети советуют.

Воспитатель: Ему поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Вот мы и помогли нашим лесным жителям. А чтобы и мы с вами не болели, предлагаю всем принять отвар шиповника. Угощайтесь, ребята, и будьте здоровы.

Программное содержание:

Сформировать у детей понятия о том, что такое природа, отличительные особенности живой и не живой природы;

Дать представление об одном из основных отличительных качеств растений и животных – способе питания;

Сформировать понятия о многообразии растительного мира, отличительных признаках одних растительных форм от других;

Расширять знания о частях различных растительных форм, и их функциях;

Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;

Обобщать знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений;

Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям;

Развивать умение размышлять, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи в мире растений;

Развивать связную речь и обогащать словарный запас детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекарственные растения.

(для старшей группы детского сада)

Программное содержание:

Сформировать у детей понятия о том, что такое природа, отличительные особенности живой и не живой природы;

Дать представление об одном из основных отличительных качеств растений и животных – способе питания;

Сформировать понятия о многообразии растительного мира, отличительных признаках одних растительных форм от других;

Расширять знания о частях различных растительных форм, и их функциях;

Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;

Обобщать знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений;

Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям;

Развивать умение размышлять, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи в мире растений;

Развивать связную речь и обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Труд в уголке природы, наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений и растений на участке, рассматривание схем - моделей, составление рассказов по ним. Беседы о природе.

Последующая работа: Рисование лекарственных растений.

Оборудование и материалы : иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ромашка, иван-чай, зверобой; иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений; опорные картинки «Что нужно растению для жизни», «Части растения, и их функции», «Что могут делать живые организмы», комнатные растения: алоэ, крассула, сенсевиерия, ветки тополя с раскрывшимися почками, карточки лекарственных растений, разрезанные на части, конверты с заданиями.

Воспитатель: Дети, у нас происшествие – пришло письмо из леса, что заболели все лесные звери: у белочки болит горло, медвежонок простудился, а у лисы сильный кашель. И они просят у нас помощи. Что, же нам теперь делать? Как помочь бедным животным? Дети рассуждают.

Воспитатель: Я придумала, мы попросим помощи у Природы! Дети, а что такое природа?

Дети: То, что нас окружает, и не сделано руками человека.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас в группе можно назвать природой?

Дети: Цветы, луковицы, веточки тополя .

Воспитатель: А стол, игрушки можно назвать природой?

Дети: Нет.

Звучит красивая музыка.

Воспитатель: Дети, вы слышите? Я знаю, это Природа говорит нам, что согласна помочь, раз мы так хорошо узнаем ее. Но для этого нам придется потрудиться – ответить на ее вопросы. Воспитатель берет конверт с заданием.

Смотрите, вот я и нашла первое задание: Природа бывает живая и не живая. Пусть каждый из вас назовет то, что принадлежит Живой и Неживой природе. Ответы детей.

Воспитатель: А что отличает живую природу от неживой. Что могут делать только живые существа? Показ опорных картинок. Ответы детей (рождаются, растут, дышат, пьют воду, питаются и умирают).

Воспитатель: Дети, а человек, мы с вами - это природа? Мы сможет прожить без творений природы (без воды, земли, воздуха и солнышка)?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, Природа дает нам для жизни все, и мы можем называть нашу природу - Матушкой.

За правильные ответы мы получаем очередную подсказку, и Природа говорит нам, что нужно отправляться в лес. Тогда следуйте за мной.

Дети, как можно назвать одним словом то, что вы видите на доске ?

Дети: Растения.

Воспитатель: А какое самое главное отличие растений от животных, что они умеют делать, а животные и мы с вами нет?

Дети: Питаться солнечным светом и делать для нас кислород.

Воспитатель: Поглощать солнечный свет и выделять кислород . Правильно. Они это могут делать, потому что в листочках находится вещество, благодаря которому все растения имеют зеленую окраску. Без растений мы не смогли бы прожить ни минуты. А что нужно растению для жизни? Воспитатель показывает опорные картинки.

Дети: Вода, земля, солнце, тепло, воздух.

Воспитатель: А теперь Матушка Природа хочет проверить, как вы знаете ваших зеленых соседей? Как называются растения, расположенные на доске в верхнем ряду?

Дети: Деревья.

Воспитатель: Что их всех объединяет? Давайте назовем части дерева.

Дети: Корни, ствол, ветви, листья, плоды.

Воспитатель: Деревья с листочками называются…

Дети: Лиственные.

Воспитатель: А деревья, у которых вместо листочков есть иголки, называются…

Дети: Хвойные.

Воспитатель: Что вы видите во втором ряду?

Дети: Кустарники.

Воспитатель: В чем их главное отличие от деревьев?

Дети: У дерева один крупный ствол, а у кустарников несколько тонких. Деревья обычно высокие, а кустарники низкие .

Воспитатель: А как можно назвать растения из нижнего ряда?

Дети: Травы.

Воспитатель: Какие части есть у травянистого растения?

Дети: Корни, стебель, листья, цветок.

Воспитатель: Для чего растению нужна каждая из частей? Показ опорных картинок. Ответы детей. Сможет растение прожить без какой – ни будь из частей: без корня или без листьев и почему ?

Дети: Нет, не сможет.

Воспитатель: Р астению важна каждая часть, как нам с вами нужны и руки, и ноги, и голова, и нам без них никак не обойтись.

Матушка Природа привела нас в лес. Ребята, говорят, что лес – это зелёная аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут мази и таблетки?

Дети: Нет. В лесу растут растения, с помощью которых можно лечить.

Воспитатель: Как называются такие растения?

Дети: Лекарственные.

Воспитатель: Послушайте стихотворения про них.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке,

В каждой ветке –

И лекарства, и таблетки.


Какие вы молодцы, на все вопросы правильно ответили, и Матушка Природа приглашает вас отправиться в «Зеленую аптеку». А сейчас мы узнаем о том, как люди научились использовать лекарственные растения.

Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Тогда еще не было таблеток и пластырей, но люди болели: простужались и ранились, у них болела голова и живот. Люди стали замечать, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Теперь другое задание Природы – Вы должны вспомнить названия растений и рассказать о них все, что вы знаете. Посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется?

Дети: Мать-и-мачеха.

Воспитатель: А вы знаете, почему оно так странно называется?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок. А что появляется у мать-и-мачехи вперед – листья или цветы?

Дети: Цветы.

Воспитатель: Говорят, что он так торопится показаться на свет, что не успевает выпустить листья. Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Люди готовят из этих цветов отвары и лечатся им от кашля. Воспитатель показывает иллюстрацию .
Посмотрите на картинку: будто солнышко разбросало своих маленьких деток по полянке. Давайте встанем в кружок и все вместе прочитаем стихотворение про солнышко, а наши пальчики будут нам помогать.
Пальчиковая гимнастика.

Солнышко, солнышко погуляй у речки,

Солнышко, солнышко разбросай колечки,

Мы колечки соберем, золотистые сорвем,

Поиграем, поиграем, а потом тебе вернем.

Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за растение?

Дети: Подорожник.

Воспитатель: Почему оно так называется?

Дети: Подорожник растёт около дорог.

Воспитатель: У него жесткие и упругие листья, поэтому он не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют травой-путешественницей. За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян? Ответы детей. Воспитатель: Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места. От чего нам сможет помочь подорожник?

Дети: Он заживляет раны.

Воспитатель: Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли “порезник, ранник”. Это про него загадка:

Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги.

А еще настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при кашле. Отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.

Дети, а как называется это растение? О каком растении говорят, что оно жжёт?

Дети: Крапива.

Воспитатель: Одна крапива заменяет семерых врачей - гласит народная мудрость.

Про нее эти строчки:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

Но почему говорят, что крапива обжигает? Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.

Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты.

А вот посмотрите, уж это растение знают все.

Дети: О дуванчик.

Воспитатель: Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит? Ответы детей .

Воспитатель: Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали - одуванчик. Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят. Дыхательная гимнастика.

Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок -
Остался стебелек.

Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе. Посмотрите на это растение. Как оно называется?

Дети: Ромашка.

Воспитатель: Правильно. Слово Ра на иностранном языке означает солнце. Правда, ромашка - похожа на солнышко? Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.

Какие лекарственные растения вы еще знаете? Кто узнал это растение?

Дети: Зверобой.

Воспитатель: Правильно, а почему он так называется?

Дети: Если его съест животное, оно может отравиться.

Воспитатель: Зверобой - средство от многих болезней. Из него изготавливают мази, которые заживляют раны, успокаивает боль.

А вы узнали следующее растение?

Дети: Иван-чай.

Воспитатель: А почему он носит такое название?

Воспитатель: Иван – имя, которое очень часто встречается на Руси. С ним заваривают вкусный и полезный чай .

Воспитатель: Второе его название - кипрей. Чай успокаивает, снимает головные боли, улучшает сон. Из его корней делают муку и пекут хлеб, варят супы и каши, а листья используют на салат.

Дети, скажите, только травы могут быть лекарственными?

Дети: Нет.

Воспитатель: Кто знает этот кустарник?

Дети: Малина.

Воспитатель: Наверняка каждого из вас лечили чаем с малиновым вареньем. Она помогает вылечить простуду. А какие вы знаете деревья, обладающие лечебными свойствами? Воспитатель показывает иллюстрации. Дети называют знакомые деревья: липа, береза, рябина, дуб.

Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в эти деревья и потянем свои веточки к солнцу. Физкультминутка.

Наступило утро, солнышко проснулось,

Спящие березки ветром всколыхнуло,

Поздоровались друг с другом, наклонившись в стороны,

Солнцу ветки протянули, радуясь дню новому.

Воспитатель: Вот сколько растений, которые могут помочь нам справиться с болезнями, мы сегодня повстречали, но это лишь малая часть всех богатств нашей Матушки Природы! Вы молодцы – знаете все растения, и Природа приготовила нам следующее задание.

Пришло время самим собрать лекарственные растения для больных зверей, для этого нам нужно присесть за столы. Вот наша лесная полянка, на ней выросли «зеленые доктора». Нужно из частей собрать целое растение и назвать его. (Игра «Узнай и собери растение»)

Каждому ребенку нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.

Воспитатель: Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения растения. Ребята, давайте вспомним с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились? Ответы детей.

Воспитатель: Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе - большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть!


Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Лекарственные травы» Подготовила: Кошелева Е.В.

Цель :

Дать знания о лекарственных растениях;

Расширить знания о пользе и применении лекарственных трав;

Активизировать и расширить словарный запас слов;

Воспитать бережное отношение к природе.

Материал:

Корзинка с картинками лекарственных растений; крапива, подорожник, мать-и-мачеха, одуванчик.

Ход занятия.

Звучит р.н.м. Дети входят в группу. Их встречает воспитатель.

Воспитатель:

Здравствуйте, дети

Я бабушка-Здравушка

Живу, не старею

Никогда не болею

И вам доброго здоровья.

В старину люди, приветствуя друг друга, желали здоровья. Давайте и мы по русскому обычаю пожелаем друг другу здоровья. Посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь и скажите доброго здоровья. А теперь поздороваемся с гостями и пожелаем им доброго здоровья (дети садятся на стульчики).

Воспитатель: На Руси раньше говорили:

«Ум, да здоровье дороже всего»

Лес, как сказочное царство

Там кругом растут лекарства

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки

Ну, а чем и как лечить

Я могу вас научить

Все целебные растения

Знаю я без исключения.

С некоторыми лекарственными растениями мы сейчас и познакомимся.

Эта травка самый первый весенний цветок.

Ранние, весенние

Желтые цветы

Очень необычные

Зеленые листы

С одной стороны

Лист блестящий и гладкий

С другой - он светлее

Приятный и мягкий

Скажите, цветочек

Как этот зовут?

Излечит детишек

Он от простуд.

Дети: мать-и-мачеха .

Воспитатель: а вы знаете, почему оно так называется?

Дети: у него с одной стороны листочек теплый – мать, а с другой холодный – мачеха, как

в сказке «Золушка», она была злая.

А чем же полезна эта травка? А лечат ей кашель. Заваривают травку и пьют, как чай Молодцы!

А вот портрет следующей травки.

Тонкий стебелек у дорожки

На конце его сережки

На земле лежат листки

Маленькие лопушки

Нам он, как хороший друг

Лечит ранки ног и рук.

(Подорожник.)

А где он растет? Вдоль дорог.

А чем же эта травка полезна, почему считается лекарственной?

Поранили ножку или ручку, помочить листочек и приложить к ранке, кровь останавливается, и ранка заживляется.

Игровой момент – листочек приложить.

А вот еще один портрет целебной травки.

Золотой и молодой

За неделю стал седой

А денечка через два

Облысела голова.

Правильно одуванчик .

А что вы знаете об этом лекарственном растении?

В одуванчике полезно все: цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салат, в нем много витаминов.

Воспитатель:

В народе говорят:

Тот болезней не знает,

Кто никогда не скучает.

Давайте поиграем.

Физ.минутка. Игра «Одуванчик».

Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).

Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачивают поднятыми вверх руками).

Ветер подул ещё сильнее (дети разбегаются в разные стороны).

Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики (дети приседают).

Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики (дети встают – 2 раза).

Воспитатель: Есть травка, которую боятся все, попробуйте отгадать.

Ой, не трогайте меня

Обожгу и без огня.

(Крапива.)

А чем же она полезна?

Из нее щи варят и голову настоем крапивы моют. А в давние времена из нее ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.

Игра «Береги руки».

Воспитатель: А какой лекарственной травкой горлышко лечат?

Вы ее все знаете и любите.

Послушайте:

Стоит в лесу кудряшка

Белая рубашка

В середине золотая

Кто она такая?

(Ромашка.)

Дети, сейчас мы с вами поиграем. Вы должны собрать цветы.(Дети делятся на две группы и собирают мозаику: ромашки,подорожника, одуванчика) (музыка)

Воспитатель подходит и спрашивает: какой цветок собрали и как она называется, от каких болезней лечат.

МОЛОДЦЫ все справились с заданием.

Поиграем в следующую игру: «Дорисуй»(музыка)

Здесь на столе лежат вот такие не доконченные рисунки, вы должны дорисовать? Подхожу к детям спрашиваю, что за цветок ты нарисовал, какого цвета и т.д

Дети, мы болеем то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому летом запасают лекарственные растения (травы).

Только собирать их надо правильно:

Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут;

Нельзя пробовать ягоды и плоды, можно отравиться;

После сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, на них много пыльцы и грязи.

Все лекарственные растения продаются в аптеке, где их и покупает ваша мама.

Рефлексия. Что вам понравилась? Какие лекарственные растения узнали? В какие игры играли?

Вы мне очень понравились, все были активные! Теперь вы знаете, что природа дарит нам свои богатства, и мы должны беречь ее.

Конспект занятия с детьми средней группы «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» Задачи: развивать умения рационально использовать растения для здорового образа жизни развивать экологическое мышление на основе предстваления о лекарственных растениях развивать творческое воображение и коммуникативное общение между детьми Методические приемы: рассматривание альбома лекарственных растений, отгадывание загадок, решение ситуационных проблем и задач, изучение трав (крапивы, подорожника, ромашки, мать-и-мачехи, корня валерианы, мяты), рассказ воспитателя о способах лечения травами, игра "Какого растения не стало?". Ход занятия: Воспитатель Мы сегодня поговорим о здоровье, как его сохранить и как без таблеток излечить недуг. А для этого я предлагаю вам отгадать загадки о растениях. Вдоль обочины растет, Нам прохода не дает. Некрасива - вот и зла. Больно жалит, как пчела. (крапива) Тонкий стебель у дорожки, На конце его сережки. На земле лежат листкиМаленькие лопушки. Нам он - как хороший друг Лечит ранки ног и рук. (подорожник) В поле сестрички стоят. Желтые глазки на солнце глядят. У каждой сестрички Белые реснички. (ромашки) Это непростые растения, они могут лечить, поэтому их называют лекарственными. Давным-давно люди заметили, что больные домашние животные уходят, чтобы найти какую-то травку. Съев ее, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Люди знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку. Знаете ли вы, чем хорошо лечить царапины и разбитые коленки? Подорожником, который называется "зеленым бинтом". Вот, ребята, мы часто топчим его - он плотнее прижимается к земле. Листья подорожника упругие, с прочными жилками. Он надежно укрепился в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелек с соцветием - они тоже жесткие и упругие, вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого так страдают многие другие растения. Семена подорожника клейкие, легко прилипают к обуви и шесрсти животных, проходящих по дорожке, и, таким образом, распространяются вдоль дорожек и тропинок. Вы знаете, как пользоваться подорожником при ушибе или порезе? Лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и потом прикладывать к ране. А о каком растении говорят, что оно жжет? Это крапива. Из нее готовят великолепные щи, крапивные салаты с яйцом. Можно даже заквашивать крапиву, как капусту. Листья крапивы полезны различными полезными и витаминами. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы. А также она хорошо останавливат кровь. Для этого надо взять крапиву, растолочь и приложить кашицу к ранке. А еще отвар из крапивы укрепляет волосы. Ну почему все-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Но пройдет немного времени - и вы перестанете чувствовать жжение. А это что за растение? (выставляет картинку с изображением ромашки) Если горло заболело, то лучший доктор - отвар из луговой ромашки. Еще ее называют аптечная ромашка. Давайте научимся ее различать от другой, которая не лечит и называется поповником (выставляет картинку другой ромашки). Дети замечают различия: у лекарственной ромашки листья рассеченые и много мелких цветков; у поповника листья цельные, на каждом стебле один цветок. Аптечная ромашка не имеет запаха. Она растет только на солнечных местах. А поповник может расти и в темных, влажных местах. Кто отгадает по запаху, о каком растении пойдет сейчас речь? (дает ватку с запахом валерианы) Это растение называется валерианы. В переводе с латинского языка - "валерия" - означает "быть здоровым". Корень валерианы использую в медицине. Рассмотрите корневище. Что можно о нем сказать? Корневище толстое, короткое, внутри полое, с многочисленными корешками. На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессонице. Растет валериана по заболоченным и влажным местам, по берегам рек и канав, на лесных опушках. Так, а кто знает это растение? (показывает картинку мать-и-мачехи) Лишь только сходит снег, появляются цветы мать-и-мачехи, а по окончании цветения отрастают листья, которые используют как отвар для лечения кашля. Давайте сравним обе стороны листа. Дети сравнивают, рассуждают, почему растения называются именно так. Физкультминутка. Игра на внимание "Какого растения не стало?". Молодцы, вы все очень внимательны! А теперь я вас познакомлю с правилами сбора лекарственных растений. 1. цветки собирают - когда растение цветет, а корневище - поздней осенью, когда плоды уже осыпались 2. запрещается сбор лекарственных растений, занесенных в Красную книгу 3. нельзя собирать лекарственные растения вблизи автомобильных дорог, в городе, рядом с железной дорогой А как вы думаете, почему? (ответы детей) 4. сушить траву надо под навесом, чтобы на нее не попадали прямые солнечные лучи 5. при сборе цветков часть из них оставляют на растении Зачем? (ответы детей) 6. нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения Беседа по вопросам: - Какие лекарственные растения вы знаете? - Какое растение называют "зеленым бинтом"? - Отвар листьев какого растения лечит кашель? - Из какого растения готовят витаминные щи и салаты? Приведите пример, как можно помочь заболевшему брату или сестренке, маме или папе, используя лекарственные растения, с которыми мы познакомились. Таким образом, использование ситуационных задач в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности: развивает мотивацию ребенка к освоению правил и норм здоровьесбережения и здоровьесохранения, к активному сохранения ценности здоровья, здорового образа жизни; актуализирует имеющиеся знания с целью решения личностнозначимых проблем на деятельностной основе; способствует развитию субъектных основ детской личности, активизируя самостоятельность, инициативность, свободу выбора, целеустремленность, способность к оценке своих действий и в целом результата, способствует становлению партнерских отношений между детьми и детьми и воспитателем.

Программное содержание: уточнять представления дошкольников о разнообразии растений луга, поля, формировать умение узнавать и собирать лекарственные растения в определенных местах и в определенные сроки, хранить и применять их; ; развивать познавательную активность дошкольников, их в процессе ; воспитывать , умение и желание активно .

Материал для занятия: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Ход занятия

В. Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо! Кто нам его прислал? Вместо обратного адреса на конверте - загадка:

Больных зверей он исцелил

И Бармалея победил! (Доктор Айболит.)

В. Как вы думаете, чем лечил зверей доктор Айболит? (По сказке - микстурами, таблетками, плитками шоколада, гладил им животики.)

А чем на самом деле лечатся дикие животные? (Растениями.) Как они их находят? (По запаху.)

Люди тоже издавна знают пользу лекарственных препаратов, изготовленных из трав (фитотерапия). Вся медицина начиналась тысячи лет назад с лекарственных трав. Например, китайская медицина и сегодня славится богатым опытом фитотерапии. Важным преимуществом лекарственных растений является отсутствие побочных эффектов, которые могут вызвать искусственные химические препараты. Изучением народной медицины сегодня занимаются специальные отделения фитотерапии при медицинских институтах.

В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений. Очень важно знать происхождение лекарственной травы. Поэтому мы вспомним сейчас растения, растущие в наших лесах, на лугах и полях которые нам хорошо известны.

Прежде чем отправиться на заготовку лекарственных трав, надо хорошо знать растения. Какие вы знаете лекарственные растения, травы?

Игра «Назови и расскажи!».

В. Я буду вам показывать растение, а вы его назовете и расскажете, где оно растет.

А теперь я буду рассказывать о лекарственных растениях, а вы их найдете на картинках:

Листья узорчатые, головка желтая с белыми лепесточками, используется в виде отвара для полоскания и промывания, например, когда болит горло. (Ромашка.)

Растет при дороге, на лугу, любит солнышко. Листья зеленые, упругие, с толстыми прожилками. Применяется для остановки кровотечения, прикладывается на рану. (Подорожник.)

Об этом растении говорят, что оно «кусается», потому что на листьях и стебле его есть волоски, которые похожи на маленькие шприцы с едкой жидкостью. Из его листочков варят щи. Его отваром моют волосы. Его любят и животные, и насекомые, особенно бабочки.

А это растение попробуйте узнать по запаху: оно растет на болотах. Люди собирают его корень и делают настойки, таблетки, чтобы успокоить нервную систему. (Валериана.)

Это растение луговое, бывает и на лесных опушках. Каждый его лист состоит из множества (тысячи) маленьких листиков. Отсюда и произошло его название. Оно помогает при лечении желудка, улучшает аппетит. (Тысячелистник.)

Из этого растения тоже умеют делать салат, иногда варенье - желтенькое, солнечное! Но сок этого растения похож на молочко, очень горький. Собирают люди только его желтые цветки.

Знаете ли вы, как надо правильно заготавливать лекарственные травы? Все ли одинаково собираются, в одно ли время?

Запомним сейчас некоторые основные правила сбора лекарственных растений:

  • Растения собирают в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Действующие вещества растений накапливаются в них неравномерно. Поэтому сбор сырья следует производить тогда, когда оно богато этими веществами.
  • Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия. Почему?
  • Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев, но нельзя вырывать с корнем. Почему?
  • Нельзя рвать на одном месте сразу много растений. Почему?
  • Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу. Почему? Какие вы знаете растения Красной книги? (Ландыш, прострел, василек, вероника, фиалка трехцветная, бессмертник, календула и другие.)
  • Как вы думаете, можно ли собирать травы в городе, вблизи дорог?
  • Качественность сырья зависит от его обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены. Сушат сырье сразу после сбора (иначе оно темнеет и портится). Естественную сушку проводят в тени в хорошо проветриваемом помещении. Солнечная сушка допускается только для корней, которые предварительно разрезаются на куски.
  • Цветки, листья и почки собирают вручную, в перчатках. После сбора трав обязательно надо вымыть руки. Почему? (Некоторые лекарственные растения обладают ядовитым для человека соком. Надо очень аккуратно собирать их сырье!)

Что ядовитое в ландыше? (Ягоды.) Их нельзя рвать. Они сами опадают, из них вырастают новые растения.

Вороний глаз - его ягоды похожи на глаза птицы. Они тоже ядовиты для человека. В этом растении яд содержится и в самом соке. Поэтому нельзя рвать ни его листья, ни стебель.

Очень известное лекарственное растение - чистотел. Но его сок тоже может быть опасен для здоровья человека. Поэтому такие лекарственные растения можно применять только по назначению врача и под наблюдением взрослых.

Знаете ли вы, как хранятся лекарственные растения? Для домашнего хранения высушенное сырье засыпают в мешочки из ткани, коробки, бумажные пакеты. Их ставят в темном, проветриваемом месте. Сроки хранения их тоже разные: до 2 лет - цветки и листья; кора и корни - до 3 лет. Все пакетики и мешочки необходимо подписывать, т. к. пользоваться неизвестным сырьем опасно.

Попробуем узнать по аптечной упаковке о содержании сырья!

Поиграем в аптеку!

Воспитатель выставляет все коробочки от лекарственных растений на полочку; детям предлагает полечить свои игрушки.

В. У куклы болит горло. Что вы ей предложите? (Полоскать горло отваром ромашки, календулы.) У лисички сильный кашель. Чем мы ее полечим? (Отвар мать-и-мачехи, чабреца, сироп корня солодки.) Посмотрите, какая бледная кукла! У нее плохой аппетит. (Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, тысячелистника.) Медвежонок простыл, купаясь в речке. Он слаб, мерзнет даже под теплым одеялом! (Ему дадим теплый липовый или малиновый чай.) А волчонок лапку поцарапал, хромает. Чем ему помочь? (Сорвать свежий листочек подорожника, промыть водой и приложить к ране.)

А сейчас мы вместе с нашей медсестрой поучимся правильно заваривать лекарственные чаи (по подгруппам): липовый, малиновый, шиповниковый.

Дети упражняются в распознавании чая по цвету, запаху, пробуют на вкус.

В. Для доктора Айболита мы изготовим специальные пакетики с изображением лекарственных растений, чтобы никто их не перепутал. Обязательно укажем на них название и время сбора.

Дети выполняют практическое задание на занятии по изобразительному искусству или совместно с родителями - дома.

Занятие с детьми о лекарственных растениях подготовили Л. Ладутько, С.Шкляр