Конспект подгруппового логопедического занятия план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему. Подгрупповое логопедическое занятие по формированию фонематических функций в старшей группе детского сада с презентацией Игра «Займи свой дом»

Тема: Звук З.

Цель: формирование фонетико- фонематического восприятия звука З.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет любой слог.

2. Введение в тему.

Ребята, сейчас я загадаю вам загадку.

«Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

Выдели первый звук в слове.

З-замок.

Кто догадался, какой звук мы будем сегодня учить?

Сегодня мы будем учиться слышать и правильно говорить звук З.

3. Изучение нового.

А) Постановка звука З.

Взяли зеркала. Когда мы говорим звук З, то кончик языка у нас упирается в нижние зубы, губы улыбаются. Попробуем сказать вместе- З-З-З.

Когда мы говорим звук З, то у нас дрожит горлышко. Поставьте руку к горлышку, скажите З-З-З, а теперь С-С-С. Чем отличаются эти звуки?.

З- дрожит горлышко, С- не дрожит горлышко.

Попробуй ты скажи, ты скажи и т.д.

А теперь повтори за мной слоги:

ЗЫ- ЗЫ- ЗЫ

Скажет тот, кому я на стол поставлю игрушку.

ЗА- ЗА- ЗА, АЗНА, АЗМА и т.д.

Б) Упражнение в слуховом восприятии звука З.

На доске картинки: зайка, коза.

Давайте послушаем, где прячется звук З в слове ЗАЙКА?

В начале слова.

А в слове КОЗА?

В середине слова.

На доске карточки.

В правую колонку будем ставить те картинки, на которых слова со звуком З в начале слова, в левую- в середине слова.

Слова: змея, телевизор, звонок, зал, вокзал, зарядка, коза, ваза, мимоза.

Дети выходят по одному и ставят картинку в левую или в правую колонку, проговаривая при этом слово с выделением звука З.

На доске картинка «Роза».

Ребята, «Роза»- это слово, оно состоит из частей. Давайте посчитаем части этого слова

Ро- за (Дети отхлопывают).

Сколько частей?

Что мы сейчас делали?

Делили слово на слоги.

Что такое слог?

Слог – это часть слова.

Давайте посчитаем, сколько слогов в слове ЗАЛ?

Один. (Дети отхлопывают).

Ми- мо- за.

Три. (Отхлопывают).

Зво- нок.

Два. (Отхлопывают).

Ребята, слово мы будем обозначать длинной зеленой полоской, а слоги- маленькими желтыми полосочками.



На фланелеграфе схема слова «ми- мо- за». Сколько слогов?

Сколько надо желтых полосок?

Аналогично разбираются слова: «змея», «коза», береза».

Отложили полоски на край стола.

На доске картинка, изображающая один предмет.

Что это?

Это ваза.

На столе стоит ваза, а если мы скажем: На столе стоят… Что?

Вазы. (выставляется картинка).

Аналогично: коза- козы, роза- розы, мимоза- мимозы.

5. Физминутка.

Мы расправили все спину

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

6. На доске картинки: ваза, мимоза.

Составьте с этими словами предложения.

Мимоза стоит в вазе. Мама купила мимозу и поставила ее в вазу. Папа подарил маме мимозу и вазу.

Сегодня на занятии мы учились слышать и произносить звук З.

Анализ занятия.

Тема, цель и содержание данного занятия соответствуют перспективному плану работы. Наблюдается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Логопед подготовила дошкольников к предстоящей работе, на доступном для детей языке рассказала о цели занятия и привлекла их внимание с помощью интересного упражнения. На занятии использовалась наглядность. Были соблюдены все этапы проведения занятия. Логопед умело сочетает различные приемы, которые представляют собой занимательные для детей упражнения и в то же время имеют коррекционно-речевую ценность для педагога. На занятии присутствовало сочетание индивидуальной и подгрупповой форм работы. Логопед легко устанавливает контакт с ребятами и поддерживает интерес к занятию на всем его протяжении. Речь логопеда характеризуется доступностью, эмоциональностью, выразительностью. В ходе работы педагог постоянно контролирует речь детей, дает им образец для подражания, учит правильно строить предложение при ответе. При выявлении ошибок и трудностей оказывает необходимую помощь. План занятия выполнен, цели занятия достигнуты, дети усвоили материал занятия.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе.

Тема: Звук З.

Цель: закрепление правильного произношения звука З. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Согласование прилагательных с существительными.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Дети стоят вокруг логопеда.

Ребята, сегодня мы пойдем в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем.

Логопед звонит по телефону и имитирует диалог.

В конце диалога логопед огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».

Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Только наш зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдем к столам – клеткам. Все звери оставили нам письма.

Логопед достает из конверта листок с загадкой.

А в письмах загадки, если вы их разгадаете, они вернутся.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы? (зайка).

Пестрой лентой притворяясь,

В зелени травы скользя,

Извиваясь, изгибаясь

По земле ползет… (змея)

Он в заповеднике пасется,

Как вихрь по прерии несется.

Могуч, отважен, грозен он,

Зовется этот зверь… (бизон)

Рогатая, а не олень.

Дает молоко, а не корова. (коза).

По ходу отгадывания загадок логопед выставляет на стол игрушки зверей.

Все наши звери вернулись в зоопарк. Кто живет в нашем зоопарке? (зайка, коза, бизон, змея).

Интонационно логопед выделяет в словах звук З.

Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук З пришел сегодня к нам на занятие.

2. Основная часть. Знакомство со звуком З.

1).- Ребята, в нашем зоопарке есть сказочная поляна. Хотите там побывать?

(Включается тихая музыка «Лесной ручей и шумы леса», а логопед вместе с детьми садится на ковер).

Вот мы и пришли. Садитесь на полянку и закройте глаза. Слышите, как поют птицы? Но здесь живут не только птицы, но и еще кто- то. Послушайте: З- З- З. Кто это звенит?.. (комарик).

Логопед держит в руках картинку с изображением комара.

Посмотрите, я поймала этого озорника и сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко. Как нужно звенеть?

Логопед подходит к каждому ребенку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук З.

2)- Молодцы, хорошо помогали комарику. А теперь давайте вспомним, какие гласные звуки мы поем? И сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Живые звуки». Для этой игры нужно четверо ребят. Ко мне подойдут те дети, чье имя я произнесу, показывая зеленый сигнал светофора.

Логопед вызывает 4 детей. Им раздаются линейки с изображением символов гласных звуков:

Ребята, теперь вы не просто дети, а дети- символы. Оля, какой звук изображает этот символ?

Логопед напоминает всем оставшимся детям графическое изображение гласных.

А Сережа будет новым звуком. Каким?

Ребята, звук З встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько звуков в слоге? Какой первый? Какой второй?

Образуются слоги: ЗА, ЗО,ЗУ,ЗЫ.

3) – Отгадайте загадку:

От дождя спасает, а сам намокает.

Хотя намокает, но не промокает. (Зонт)

А у меня есть для вас волшебный зонт. Каждый из вас, если я дотронусь до него зонтом, назовет слог с нашим новым звуком и гласным, который я произнесу. (ЗА, ЗО, ЗУ).

4) – Теперь давайте вспомним потешки со звуком З.

За- за- за, за- за- за- здесь стоит коза.

Зы- зы- зы, зы- зы-зы- мало сена у козы.

Зу- зу- зу, зу- зу- зу- отвязали мы козу.

Логопед повторяет потешки вмксте с детьми, затем потешку проговаривает тот ребенок, до которого логопед дотронется зонтом. Интонационно выделяется звук З.

(Пока логопед проговаривает вместе с детьми потешки, воспитатель раскладывает по группе 6 конвертов).

5) – А теперь подойдите все ко мне. Сейчас мы поиграем в игру «Найди конверт». Каждый конверт лежит в условном месте, и я подскажу где. Взяв конверт, вы садитесь на свое место, но конверт не открываете. Миша, твой конверт лежит между столом и стулом. Паша, твой- на столе. Катя, возьми конверт, который лежит под столом. Витя, твой конверт лежит около стула. Дима, твой- под стулом. Оля, твой конверт- на стуле.

Игра «Четвертый лишний».

Открыв свои конверты, дети должны отложить ту картинку, которая не подходит к остальным:

1 конверт: мяч, машина, кукла, коза.

2 конверт: слон, медведь, белка, зонт.

3 конверт: кофта, шарф, варежки, змея.

4 конверт: картошка, капуста, морковь, звезда.

5 конверт: кошка, собака, корова, ваза.

6 конверт: лопата, лейка, ведро, мозаика.

Дети откладывают неподходящую к остальным картинку. Наборы состоят из таких картинок, что лишней оказывается картинка со словом, в состав которого входит звук З.

Назовите лишнюю картинку. Паша, поставь свою картинку на доску.

Дети выставляют свои лишние картинки, предварительно называя их.

У последнего ребенка спрашивают, какой звук повторяется во всех этих словах, предварительно ребенок перечисляет все предметы, изображенные на картинках.

6) Физминутка «Зайчики».

(Воспитатель ставит веселую музыку, и под нее дети вместе с логопедом выполняют ритмичные движения).

Поднимайте плечики, прыгайте как зайчики.

Прыг- скок, прыг- скок, на травку присядем.

Тишину послушаем, морковку покушаем.

Тише, тише, прыгай высоко, на носках легко!

7) Логопед вместе с детьми подходит к фланелеграфу, на котором прикреплены клетки. В специальное отверстие логопед вставляет картинку с изображением козы, а затем меняет ее на картинку с изображением коз.

Ребята, все звери вернулись к себе домой в клетки. Вот в этой клетке живет коза. А в клетках… (козы).

Логопед заменяет поочередно животных, а дети отвечают на вопросы, кто где живет.

8) – К нам в гости хотели прийти три куклы: Катя, Маша и Зоя. Как вы думаете, какая кукла к нам придет? Ее имя начинается на звук З.

Логопед ставит на стол куклу Зою.

Наша Зоя любит все озорное, забавное. Даже про ее гостей можно сказать, что они забавные. Посмотрите, кто пришел в гости к Зое? (Зайка). У Зои зайка какой? (Забавный)

Логопед выставляет на стол бизона, козу и задает аналогичные вопросы.

9) – Ребята, у куклы Зои недавно был день рождения. И друзья подарили ей… А вот что ей подарили, вы сейчас сами поймете.

История Зои.

Зое подарили…

Логопед показывает детям зонт и ставит около куклы.

На улицу Зоя пошла без…

Пошел дождь и Зоя вернулась домой за своим…

От дождя Зоя укрылась под…

Красивую ленточку Зоя привязала к…

Вот такая история про Зою.

3. Итог занятия.

Ребята, какой звук был сегодня у нас в гостях? Вы узнали много слов с этим звуком. А сейчас назовите слова со звуком З, которые вы запомнили.

Логопед опрашивает всех детей, и те, кто назвали слова правильно, подбирают с пола специально рассыпанные воспитателем маленькие розовые квадратики. У кого квадратиков окажется больше, тому логопед дарит зонтик, который ребенок наклеивает к себе в тетрадь.

Анализ занятия.

Тема данного занятия полностью соответствует его цели и содержанию. Материал занятия подобран в соответствии с коррекционно-развивающей программой. Занятие соответствует перспективному плану работы, возрасту ребенка. В занятии прослеживается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач, т.е. логопед работает не только над устранением недостатка звукопроизношения, но и дает учащемуся новые знания, и воспитывает у него положительные качества характера. На занятии дошкольники сосредоточены, внимательно слушают педагога и выполняют все его инструкции. Педагог соблюдает санитарно-гигиенические требования при проведении занятия, широко использует наглядность. В занятии сохранены все структурные компоненты. Логопед часто поощряет детей, ободряет их, и, тем самым, сохраняет положительный настрой в течение всего занятия. Во время занятия педагог постоянно контролирует речь детей (показывает удивление, если ребенок допустил ошибку в высказывании). Логопед оказывает дозированную помощь дошкольнику при затруднении, предъявляет требования с учетом личности ребенка. В занятие включает психогимнастику. Весь материал педагог дает от простого к сложному, учитывая при этом принципы логопедической работы. План выполнен полностью, цель занятия достигнута.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по развитию звукопроизношения в 3 периоде для детей с ОНР 3 уровня

Сапельникова Людмила Евгеньевна – учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение компенсирующего вида №1

Пояснительная записка:

Воспитание правильного у детей дошкольного возраста – одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду. Поэтому представленный конспект занятия – конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по развитию звукопроизношения в 3 периоде для детей с ОНР 3 уровня.

Целями занятия являлись развитие фонематического слуха (игры «Кто самый внимательный», «Город звуков»), закрепление правильного произношения звука «х» в самостоятельной речи (игра «В гостях у Хрюши», физминутка) и развитие психических процессов (внимания, мышления – на протяжении всего занятия).

Занятие построено по принципу от простого к сложному с использованием различных элементов видов деятельности (аппликации, математики).

Учитывается нагрузка материала, для предупреждения утомляемости предлагается физ. минутка.

В занятии применяются наглядные, словесные методы обучения, используются приемы демонстрации, показа, объяснения.

В оборудовании занятия – много наглядного материала (предметные картинки и наборы картинок к играм, игрушка «би-ба-бо», картинки-половинки), а также и раздаточного (клей, кисточки, пластилин)

Конспект подгруппового логопедического занятия

Тема: Звук «Х »

  • закрепить правильное произношение звука «х» в самостоятельной речи;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие внимания, мышления

Оборудование: конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами, половинки предметных картинок, полоски бумаги, «фотографии» Хрюши по количеству детей, «би-ба-бо» Хрюши, предметные картинки животных с недостающими частями тела, клей, кисточки, пластилин, наборы картинок к игре «Кто самый внимательный»

Ход занятия

1. Орг. момент.

На столе логопеда лежат конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами.

– Ребята, выберите 2 конверта с фигурами одинакового цвета.

Затем оттуда достаются половинки картинок, из которых дети складывают целые картинки. Называют их.

– Послушайте внимательно слова и определите какой звук первый во всех этих словах – ХАТА, ХЛЕБ, ХАЛАТ, ХОЛОДИЛЬНИК, ХОККЕИСТ?

Дети определяют звук (звук «х»)

Сегодня мы познакомимся со звуком «х» .

2. Основная часть.

1) Знакомство с артикуляцией звука «х»

Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса)

Характеристика. Звук «х» – твердый, глухой, согласный.

2) Игра «В гостях у Хрюши»

– Все любят смотреть передачу «Спокойной ночи малыши»?

– Кто из героев передачи пришел к вам в гости: нос пятачком, а хвост крючком? (Хрюша)

Появляется игрушка «би-ба-бо» Хрюши

– Хрюша любит рисовать, он художник. Но он забыл нарисовать на своих рисунках у зверей части тела.

Детям раздаются рисунки Хрюши, они их рассматривают, называют, что забыл нарисовать Хрюша: «У слона – хобот»… Дети находят нужные детали и дополняют рисунки, при этом проговаривают: «У петуха нет хвоста»…

– Назовите слова со звуком «х» (на доске)

Каждому ребенку Хрюша дарит свою фотографию и просит:

– Послушайте слова и когда услышите слово, в котором есть звук «х», то поднимите мою фотографию: СТОЛ, МУХА, КОТ, ХАТА, ПЕТУХ, РУ

КА, ГУСЬ, НИТКИ, МОХ, САХАРНИЦА.

3) Физминутка.

Рано утром под лопух – ух, ух,

Прибежал гулять петух – ух, ух,

Там увидел он горох – ох, ох,

Начал важно он клевать – ах, ах,

Горошины подбирать – ах, ах,

А потом во весь свой дух –ух, ух,

Свою песню спел петух –ух, ух.

Ку-ка-ре-ку!

(дети выполняют соответствующие движения, проговаривая слова)

4) Игра «Кто самый внимательный?»

Каждому ребенку дается набор предметных картинок. дети должны отобрать ту, в которой есть звук «х».

конфеты, кот, петух

окно, мальчик, орех

кукла, чайник, пароход

ракета, кеды, сахар

кубики, огонь, орехи

Выигрывает тот, кто запомнил и повторил все картинки на звук «х»

5) Игра «Город звуков»

Дети считалкой выбирают кто из них будет звуком «х» (этому ребенку дается символ звук «х»). остальным детям раздаются символы гласных звуков «а», «о», «у», «ы»

– Шел по городу звук «х» (ребенок имитирует). И захотелось ему спеть песенку со звуком …

– «А», – говорит ребенок.

– И получилась у них песенка…

– «АХ», – говорят дети.

Аналогично «поем песню» со всеми остальными звуками.

– Какой звук мы учили?

– Хрюша остался доволен вами и просит вас назвать слова, в которых есть звук «х» .

Занятие окончено

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Звук Р».

Этап: автоматизация в слогах, словах и предложениях.

Учитель-логопед: Ушакова Н.А.

Цель: закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи: 1. Обучающие:

Продолжать учить детей правильно произносить звук [Р] в слогах, в словах и в предложениях;

Упражнять в образовании относительных прилагательных;

Закреплять знания детей о перелётных птицах;

2. Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу;

Развивать координацию речи с движением;

Развивать внимание, память, воображение;

3. Воспитательные:

Воспитывать чувство взаимопомощи;

Оборудование: плоскостные фигуры Красной шапочки, Бабушки и Буратино, условные обозначения артикуляционных упражнений, зеркала, мольберт, игра «Солнышко», бумажные цветы, игра «Кто, где живёт?», игра «Волшебная груша», пеналы для звукового анализа, игра «Раскрась дом Бабушке», игра «Вкусное варенье», диск с записью «Песни Красной шапочки».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Л.: Сегодня к нам на занятие пришёл гость, а кто это вы узнаете, если отгадаете загадку: «Мне приятно быть на голове у этой Девочке. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности…». Ребята кто загадал эту загадку? О ком она? Правильно эту загадку нам загадала шапочка, которую всегда носит девочка, поэтому её так и называют Красной шапочкой, и сегодня Красная шапочка у нас в гостях. Она просит проводить её к бабушке через сказочный лес, в котором встречаются разные опасности и неожиданности. Проводим Красную шапочку?

2. Характеристика звука.

В этом путешествии нам будет помогать один из звуков речи. Сейчас я расскажу вам его артикуляцию, а вы скажете мне, что это за звук.

«Когда мы произносим этот звук: кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, «моторчик» работает. Что это за звук?

Правильно это звук [Р]. На что похож этот звук? Давайте вспомним стихотворение «Звук Р».

ЗВУК [Р].

1. Ррр! – ракета рвётся ввысь!

2. Ррр! – рычит сердито рысь.

3. Ррр, - рокочет ровно робот.

4. Ррр сказать и ты попробуй!

5. Ррр! – возьмемся за учёбу!

1. Ррр! – язык широкий - к нёбу!

2. Языком, передним краем

Вверх, на дёсны нажимаем.

3. Дунь на кончик языка,

Чтоб сильнее задрожал.

4. Ррр – раскатистый и громкий,

5. Ррр – рокочущий и звонкий!

Ребята, расскажите, что вы знаете о звуке [Р]? (согласный, твёрдый, звонкий).

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы лучше произносить звук [Р] нужно сделать артикуляционную гимнастику: "Лопаточка», «Качели», «Чистим зубки», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан».

  1. Упражнение «Прогулка».

Отправляемся в путь.

Логопед (выполняет вместе с детьми)

Раз, два, три,

По дорожке мы пошли.

Дети маршируют за логопедом.

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв.

Дети идут на носочках с высоко поднятой головой.

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали.

Дети прыгают через кубики – кочки.

Впереди течёт ручей,

Проходите поскорей.

Руки в стороны расставим,

Переходить его мы станем.

Дети идут по скамейке, покрытой синей тканью, имитирующей ручей.

  1. Игра «Солнышко».

Логопед. Ребята вот мы и в лесу! Прислушайтесь! Вы слышите пение птиц? (Нет) А почему? (Правильно птицы ещё не вернулись с юга)

Чтобы птицы быстрее вернулись к нам с юга, солнышко должно пригреть потеплее, а снега растаять. Давайте соберём своё солнышко и приблизим весну. На лучиках картинки, в названиях которых есть звук [Р]. Нужно отобрать и прикрепить к солнышку только те лучики, где слова состоят из 3-х звуков.

Слова: рак, рысь, сыр, рот, рог, шар, хор, бор.

Логопед. Каких птиц будет встречать наше солнышко весной? (Перелётных.) Назовите их. Назовите зимующих птиц, в названии которых есть звук [Р].

Дети отвечают.

  1. Игра «Волшебная полянка».

Солнышко пригрело, и появились первые цветы. Как они называются? (подснежники). Давайте нарвём бабушке букет. Но цветы это не простые сорвать их можно, если правильно произнесёшь чистоговорку.

Ра – ра – ра, ра – ра – ра – мы в лесу уже с утра.

Ру – ру – ру, ру- ру – ру – растут сосны в бору.

Ры – ры – ры, ры – ры – ры – здесь живут бобры,

Ры – ры – ры, ры – ры – ры – строят хатки бобры.

Ра – ра – ра, ра – ра – ра – а у мышки есть нора.

Ру – ру – ру, ру – ру – ру – мышка спряталась в нору.

  1. Игра «Кто, где живёт?».

Логопед. Ребята мы оказались около норок грызунов, которые заблудились.

Посмотрите на картинку и назовите животных. А теперь найдите норки, в которых живут крот, барсук и бурундук. Подсказкой вам послужат угощения в норках: сколько слогов в названии грызуна, хозяина норки, столько же слогов и в названии угощения.

  1. Игра «Волшебная груша».

В нашем лесу растёт волшебная груша, которая плодоносит круглый год, вот и сейчас у неё поспел очередной урожай. Давайте поможем груше ей очень тяжело держать плоды на ветке, соберём урожай. Но сорвать грушу можно только если определить место звука [Р] в названии картинки, которая находится на ней. (Русалка, радуга, роза, тигр, мухомор, помидор, барабан, карандаш, таракан.) Молодцы ребята груша говорит вам большое спасибо.

9. Игра «Поможем Буратино».

Идём дольше. На этой поляне живут Мальвина, Буратино и Артемон. Мальвина дала задание Буратино: составить звуковую схему своего имени, а у него не получается. Поможем ему? (Буратино). А второе задание собрать геометрические фигуры.

10.Физминутка «Веснянка».

Буратино говорит вам большое спасибо и предлагает поиграть в игру «Веснянка».

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей. («Летят» по кругу.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

  1. Игра «Раскрась дом бабушки».

Вот мы и подошли к дому бабушки. А Бабушка затеяла ремонт, вынесла все вещи из дома и хотела приступить к покраске, но немного заболела. Посмотрите, какой старенький у неё дом. Давайте поможем бабушке и покрасим дом. А красить мы будем теми красками в названии которых есть звук [Р]. (Розовый, красный, бордовый, серый, оранжевый, чёрный, изумрудный). Раскрашиваем крышу, трубу, ворота, веранду, забор, раму. После этого дети говорят, что и каким цветом он раскрасил. Например: я раскрасил крышу чёрной краской, я раскрасил трубу красной краской и т.д.

  1. Игра «Вкусное варенье».

Бабушка говорит вам большое спасибо и дарит вам вот по такой баночке варенья. Скажите, каким вареньем вас угостила Бабушка? Например: Бабушка меня угостила грушевым (персиковым, брусничным, черничным, смородиновым, виноградным) вареньем. Красная шапочка тоже вас благодарит за то, что вы проводили её от волка и дарит вам по карамельки. На этом наше путешествие закончено, нам пора в детский сад. Повторяем игру «Прогулка».

  1. Итог занятия.

Где мы сегодня с вами были? Кого мы встретили? Какой звук сегодня звучал чаще других? Что нового вы узнали на занятии?


Разделы: Работа с дошкольниками

Тема: «Звук [Ш].

Цель: закрепление правильного произношения звука [Ш] в словах.

Задачи:

1. Автоматизировать правильное произношение звука [Ш] в словах.
2. Развивать фонематическое восприятие.
3. Совершенствовать лексико – грамматический строй речи.
4. Развивать внимание, память, зрительно - пространственную ориентировку.

Оборудование: маленькие зеркала по количеству детей, предметные картинки: шапка, шуба, шляпа; шкаф, кушетка, вешалка; машина, лошадка, мишка; карточки с цифрами 1, 2, 3, предметные картинки: шар, ковш, шина, кошка, кошелек, лягушка, карандаш, малыш.

Ход занятия

I. Организационный момент

Л.: Послушайте слова и назовите звук, который слышится в этих словах: шапка – машина – карандаш.

Д.: В словах слышится звук [Ш].

Л.: Сегодня на занятии будем стараться произносить звук [Ш] в словах.

II. Основная часть

Л.: Вспомните, как располагаются губы и язык, когда произносим [Ш].

Д.: Губы округлены и чуть выдвинуты вперед, язык круглый, «как чашечка», поднят вверх и «прилипает» к твердому небу», а струя, которую мы выдыхает – теплая.

Л.: Прежде чем вы будете произносить слова со звуком [Ш], нужно потренировать губы и язык, а для этого сделаем артикуляционную гимнастику.

Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики: «Бублик, «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Сдуй снежинку», «Фокус».

Л.: Поиграем в игру «Доскажи словечко». К услышанному слогу добавьте слог – ша , или –ши и назовите слово целиком:

А теперь вы будете называть слог шо- (шу-), а к нему будет добавляться остальная часть, вы попробуете назвать слово целиком:

Перед детьми лежит планшет, состоящий из девяти кармашков, в каждом лежит картинка:

Л.: Назовите картинки, которые лежат на верхней полоске:

Д.: Шапка, лошадка, мишка.

Л.: Назовите картинки, которые лежат на средней и нижней полоске.

Д.: Вешалка, шляпа, кушетка. Машина, шкаф, шуба.

Л.: Назовите картинки, на которых нарисованы игрушки.

Д.: Машина, лошадка, мишка.

Л.: Как одним словом можно назвать слова: вешалка, шкаф, кушетка.

Д.: Это мебель.

Л.: Шапка, шуба, шляпа – это обувь?

Д.: Нет, это головные уборы.

Л.: Назовите картинки, которые находятся в левом верхнем углу, (правом нижнем углу, левом верхнем углу, правом верхнем углу).

Д.: Машина, лошадка, шапка, шуба.

Л.: Посмотрите на картинки и запомните их. А теперь закройте глаза. (Закрывает картинки: шляпу, машину, вешалку). Откройте глаза и вспомните, какие картинку закрыты?

Д.: Закрыты: шляпа, машина, вешалка.

Л.: Еще раз посмотрите на все картинки и запомните их. Закройте глаза. (накрывает листом все картинки. А теперь посмотрите, чего не стало?

Д.: Не стало: шапки, вешалки, машины, лошадки, шляпы, шкафа, Машки, кушетки, шубы.

Л.: Отдохнем немного. Вставайте и сделаем гимнастику.
Дети встают и делают гимнастику в сопровождении стихотворного текста.

Буратино потянулся:
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Ключик видно не достал!
Чтобы ключик нам достать –
Надо на носочки встать!

Л.: (На планшете, рядом со строчками цифры 1, 2, 3, в конверте картинки.)
Назовите картинки, сосчитайте, сколько слогов в слове и поместите картинки на нужную полоску.

Д.: Шар – в этом слове один слог, помещу эту картинку на первую полоску. (И так далее с каждой картинкой).

Л.: Назовите слова, в которых один слог (два, слога), (три слога). Запомните слова. (убирает планшет). А теперь назовите слова с одним слогом, с двумя слогами, с теряя слогами.

Л.: Назовите слова, в которых звук [Ш] слышится в начале слова.

Д.: Шар, шина, шипы.

Л.: В каких словах звук [Ш] слышится в конце?

Д.: В словах ковш, душ, карандаш.

Л.: В словах мышата, лягушка, кувшин звук слышится в начале или в середине?

Д.: В этих словах звук слышится в середине.

Л.: Назовите слова на средней полоске так, чтобы в них хорошо слышался звук [Ш].

III. Итог

Вспомните и назовите слова со звуком [Ш], который вы старались произносить на занятии.