Конспект занятия по лепке в старшей группе «Насекомые. Майский жук

Задачи: Учить лепить по выбору луговые растения:(Ромашку, василёк, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы). Формировать коммуникативные навыки. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.

Интеграция разных видов деятельности: Познание, коммуникация, художественное творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лепка сюжетная коллективная

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Задачи: Учить лепить по выбору луговые растения:(Ромашку, василёк, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы). Формировать коммуникативные навыки. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.

Интеграция разных видов деятельности: Познание, коммуникация, художественное творчество.

Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий. Подготовка композиционной основы. Беседа о луговых цветах; беседа о том, что делают на лугу взрослые.

Материалы:

Цветной пластилин, стеки, дощечки, салфетки матерчатые и бумажные.

Ход НОД

Воспитатель читает детям стихотворение И.Сурикова:

Ярко солнце светит, в воздухе тепло,

И, куда ни взглянешь, всё вокруг светло.

На лугу пестреют яркие цветы;

Золотом облиты тёмные листы.

Дремлет лес: ни звука,- лист не шелестит,

Только жаворонок в воздухе звенит…

Воспитатель показывает детям 2-3 репродукции или фотографии с изображением весеннего луга. Предлагает создать свой луг – красивый, зелёный с яркими цветами. Этот луг украсит нашу группу и порадует родителей.

Воспитатель спрашивает детей, что растет на лугу и уточняет ответы, (разные травы и цветы – ромашка, василёк, мак, одуванчик…). Предлагает каждому ребёнку задумать и вылепить для общего луга какое-нибудь растение и насекомое.

Дети рассматривают изображения луговых растений, уточняя особенности их внешнего вида (строение и окраска лепестков, изгиб и толщина стебля, форма листьев). На приеме 2 – 3 цветов воспитатель показывает, каким образом можно передать характерные особенности растения в скульптурном образе. Показывает детям незавершённую панораму – основу будущей композиции и помещает на неё несколько вылепленных заранее цветов. Обращает внимание детей на то, что цветы стоят на тонких ножках – стебельках, но не падают.

Воспитатель даёт установку каждому ребёнку лепить свои цветы, не похожие на те, что представлены на панораме, и не повторяющие лепку друг друга, потому, что на лугу всё такое разное, каждый может найти и создать что-то своё.

Дети начинают лепить. По мере изготовления цветов, дети переносят их на общую панораму и устанавливают. Рассматривают композицию, любуются, дополняют мелкими деталями.

лариса анищенко

Программное содержание : вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней; научить изображать майского жука и листочек ; закрепить приёмы скатывания, расплющивания; развивать цветовосприятие, эстетический вкус; развивать координацию движений рук, мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование : набор пластилина; доска для лепки ; стеки; салфетка для рук; иллюстрации различных насекомых на растениях .

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций различных насекомых на растениях

Ход занятия

– Сегодня, дети, мы с вами поговорим о лете.

– Какие признаки лета вы знаете? (ответы детей) .

– Кто из вас может назвать какие-нибудь полевые цветы?

– А почему они называются «полевые» ? Правильно, потому что растут в поле, на лугу.

– Отгадайте мою загадку :

В поле бескрайнем сестрички стоят,

Жёлтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички - белые реснички.

– Конечно, это ромашка. Издавна люди очень любят этот цветок, особенно за его лечебные свойства.

– А какие насекомые живут рядом с цветами в поле и на лугу? (ответы детей) .

– Сегодня мы поговорим о насекомых .

– Каких насекомых вы знаете ? (ответы детей)

– Правильно и бабачки и гусеницы и стрекозы и кузнечики и жуки – это все насекомые

– Послушайте загадку

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

– Правильно, жук и поговорим мы о жуке

– Жуки – одна из наибольших групп насекомых и живых существ на земле! Жуки умеют летать, у них есть крылья, которые находятся под твердыми надкрыльями, которые у разных видов жуков имеют разную окраску и даже узоры. У жуков есть усы и три пары лапок.

– Каких жуков вы знаете? (короладский жук, жук-олень, июньский жук или бронзовка, майский жук , божья коровка)

– В теплые майские вечера трудно не заметить крупных насекомых , проносящихся над головой с сильным жужжанием. Это майские жуки . Поймать жука легко – они не пугливы и не взлетают при приближении человека.

Майские жуки – крупные насекомые с большими широкими усиками. Тело майского жука , как и у остальных насекомых , состоит из трех частей-отделов : голова, грудь и брюшко.

– Как вы думаете, чем питается майский жук ? (По вкусу майскому жуку березовые , кленовые, дубовые и многие другие листья)

– Как вы уже, наверное, догадались, сегодня мы изобразим майского жука .

Физминутка :

На лугу растут цветы

небывалой красоты.

Потягивание – руки в стороны.

К солнцу тянутся цветы,

с ними потянись и ты.

Потягивание – руки вверх.

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

Дети машут руками, изображая ветер.

Наклоняются цветочки,

опускают лепесточки.

Наклоны влево – вправо.

А потом опять встают

и по-прежнему цветут.

Повороты корпуса влево – вправо.

– Ребята, давайте возьмем коричневый цвет пластилина для майского жука . Майский жук . Из пластилина, который вы взяли для жука надо скатать шар, и еще один, теперь возьмем черный и скатаем шар поменьше. Поставим шары друг на друга

И сплющим их, нажав на верхний ладошкой. Надо только следить, чтобы верхний шар (а точнее лепешка) не съехал в сторону. Это будет тело. Прикрепим голову на место.

Теперь надрежем майскому жуку крылья . Стеком аккуратно надрезаем только верхнюю, коричневую, лепешку. Черную не трогаем.

Теперь скатаем шесть небольших черных шариков. Это будут лапки. Раскатаем шарики в колбаски.

И прикрепим под брюшко. Лапки чуть-чуть загнем

Прорежем ротик, зубочисткой проткнем ноздри, сделаем глазки и усики. Майский жук готов .

Листья. Для листьев шарики из зелёного пластилина скатаем в виде морковки, затем мы ее сплющим прижав ладошкой у широкого края листа пальцами оттянем немного с двух сторон – получился листочек похожий на сердечко, а еще на лист березы. Теперь стекой нарисуем прожилки и посадим майского жука .

– Ребята, сегодня вы все постарались , и у каждого из вас получилась по -настоящему летняя картина. И никогда не забывайте, что нельзя обижать насекомых . Природу надо беречь!

Публикации по теме:

B]Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие. Задачи: 1.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Березка» компенсирующего вида города Фурманова Конспект интегрированного.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы

Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности с детьми с ОВЗ.

Область – художественно-эстетическое развитие. Лепка, коллективная композиция «Чудо- дерево» .

Цель: учить создавать композицию по заданной теме.

Задачи:

  • учить планировать свои действия (что в начале, что потом) при создании образа из пластилина;
  • использовать разные способы и приемы лепки в создании образа
  • использовать или не использовать предложенный материал в зависимости от выбранного образа
  • обогащать и активизировать словарь ребенка
  • активизировать жизненный опыт ребенка: повторить строение тела насекомых
  • развивать мелкую моторику, воображение, композиционные умения.

Материал: пластилин разноцветный «Луч» или «Гамма» , стеки, доски для лепки, грецкие орехи целые, половинки грецких орехов.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фото насекомых, ознакомление с жизнью насекомых и их строении на НОД ознакомление с окружающим -область познание, чтение художественной литературы о насекомых, разгадывание загадок про насекомых, конструирование из бросового материала насекомых: из втулок-пчел, из пластиковой ложки и бумаги-стрекоз, из бумаги-бабочек. Мультимедия – мультфильм «Приключение Пчёлки Майи» . Изготовление чудо- дерева.

Демонстрационный материал: фото и иллюстрации насекомых, демонстрационный материал И.А. Лыковой «Цветные ладошки» шаг за шагом. Лепка из пластилина «Букашки на лугу» .

Чтение стихотворения В.Леонова.

Насекомых разных много,
Кто питается травою,
Кто пыльцу с цветка снимает,
Кто-то кровь употребляет,

Кто-то фрукты поглощает,
В общем разные бывают
Насекомых мы всех знаем!

Воспитатель спрашивает, каких насекомых знают дети. После ответов детей. Педагог спрашивает: «из каких частей состоит насекомое?» . Предполагаемые ответы детей: тело, крылья, глаз, усики, 6 лапок. Если дети затрудняются ответить, воспитатель показывает на эту часть на фото или иллюстрации, дети отвечают самостоятельно.

Чтение стихотворения В. Леонов.

На лугу трещит кузнечик,
В небе бабочка парит,
На цветке мохнатый, громкий,
Полосатый шмель жужжит.

Насекомые летают,
Скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу так же принося.

Физ. минутка.

«Сороконожка»

Шла сороконожка по сухой дорожке, (дети ритмично шагают)
Вдруг закапал дождик: кап, кап, кап, ой промокнут сорок лап. (д. присядают)
Насморк мне не нужен, обойду я лужи! (дети идут, высоко поднимая колени)
Грязи в дом не принесу, каждой лапкой потрясу (дети останавливаются и трясут ногами поочередно) .

Воспитатель предлагает ребятам выбрать понравившееся насекомое.

Ребята, если вы будите лепить божью коровку или какого-нибудь жука, вам потребуется половинка кожуру грецкого ореха, для тела, если вы выбрали пчелу или шмеля, вам понадобится целый орех. А если вы выбрали стрекозу, бабочку, муха нужны ли орехи или скорлупки? Ответы детей: нет.

Воспитатель рассказывает как подготовить скорлупу и орех к выбранному образу (обмазать пластилином скорлупку такого цвета, как насекомое, которое вы выбрали) .

Воспитатель спрашивает: как сделаем крылья? Как сделаем лапки? Если дети затрудняются, воспитатель начинает фразу и дает детям возможность закончить ее.

По словесной инструкции воспитателя и демонстрационного материала И.А. Лыковой дети приступают к самостоятельной работе. Демонстрационный материал находится на магнитной доске со схемами лепки. Дети свободно подходят и смотрят на схемы, по желанию могут забирать на места лепить по насколько человек.

По мере готовности размещаем насекомых на чудо-дереве в соответствии с пожеланиями ребенка.

Составила воспитатель: Руденко Анастасия Николаевна , воспитатель, Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N157 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Челябинск.

Задачи:

  1. Учить детей лепить по выбору луговые растения (ромашку, одуванчик, колокольчик, землянику, травы) и насекомых (бабочек, жуков, пчёл, стрекоз), передавая характерные особенности их строения и окраски; придавая поделке устойчивость (укреплять на подставке из пластиковых палочек, трубочек, зубочисток, проволоки).
  2. Формировать коммуникативные навыки.
  3. Развивать наблюдательность.
  4. Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций, изображающих летний луг, рассматривание изображений луговых растений.
  2. Беседа о луговых насекомых и растениях;
  3. Беседа о том, что делают на лугу взрослые люди (пасут коров, лошадей, овец, ставят ульи для пчёл, косят сено, заготавливая корм для животных и пр.), чем заниматься дети (любоваться цветами, рисовать, фотографировать, помогать взрослым).

Оборудование: Цветной пластилин, стеки, дощечки, зубочистки, трубочки (для устойчивости фигурок).

Ход занятия

Воспитатель читает загадку. Автор: Сереженька
Частенько, при любой погоде
Люблю гулять я на природе.
Беру с собою свой сачок:
Вдруг – бабочка, а вдруг – жучок.
Красивых столько там цветов!
Туда пойти всегда готов.
Его не тронул деда плуг.
Там был, и есть, и будет … (ЛУГ)
(Дети стоят в кругу, отгадывают загадку).

— Воспитатель: «Сегодня мы с вами поговорим о природе. Давайте вспомним, чей дом лес?
(Ответы детей. Показываю « полянку».

— « Что это вам напоминает? На что похоже?
(Выслушиваю ответы детей).
(Пришли к выводу, что это лужок).

— « Скажите мне, а лужок это чей дом?
(Выслушиваю ответы детей (растения, животные, насекомые)

Для кого еще необходим луг?
(Выслушать ответы детей)

— Да, правильно, на лугу могут пастись коровы, козы, овцы.

— «Дети, мне вчера было очень грустно, потому, что…..
(Выслушиваю предполагаемые высказывания)
(Предлагаю прослушать рассказ из моего детства).

— «Когда я была маленькой, такой как вы; перед моим домом был луг. Он весь зарос высокой травой. После дождя вся полянка покрывалась теплой, дождевой водой. Как мы с подружками любили бегать по этим лужам! Так было весело! От этих воспоминаний мне становится грустно, что больше я не увижу этого луга….
Как же избавиться от этой грусти?»
(Выслушать предложения детей)
(Выставляю на луг ягоду, цветок).

Почему вылепленные фигурки не падают?
(Выслушать предположения детей).
Показать детям как можно устанавливать, вылепленные фигуры, чтобы они не падали.
(применять проволочки, зубочистки. Зубочистками делать прожилки у листиков).
Предлагаю детям подумать и вылепить один предмет, который может находиться на лугу и суметь установить на макете:
(цветы, пенечки, трава, насекомые, деревья).

Дети, у нас сегодня гости. Им тоже очень захотелось вылепить лужок.

— Что вы на это желание скажете?
(конечно, дети с удовольствием приняли пожелания гостей).
(Дети и гости выполняют задание. Отмечаю интересные, творческие, неординарные решения).

Зрительная гимнастика:

Что такое луг? (поднимание плеч)
Ковёр травы вокруг. (Провести закрытыми глазами справа налево)
Цветов нарядных венчики, (слева направо)
Звонкие кузнечики. (сверху вниз)
Мотыльки игривые, (сверху вниз)
Жуки неторопливые. (круговые движения глазами)
С мёдом сладким пчёлки, (круговые движения глазами)
Песня перепёлки. (справа налево)
Мяты аромат, (слева направо)
Лета нежный взгляд (сверху вниз)
И до белых мух (снизу вверх)
С дудочкой пастух (поднимание плеч)

П редлагаю продолжить оформление луга, отмечая подбор цвета пластилина, умение устанавливать уже готовые фигурки, выбирая место на макете. По окончании работ дети рассматривают композицию, отмечают наиболее удавшиеся, понравившиеся предметы: рассказывают о них.

Рассмотрели с детьми и лужок гостей, отметили понравившиеся фигурки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке с детьми старшего дошкольного возраста.

Предварительная работа: лепка конструктивным способом бабочки, паучка. Просмотр мультфильма «Пчёлка Майя», рассматривание альбома «Насекомые», рисование на тему «Пчела с ведёрком мёда».

Материалы и оборудование: пластилин жёлтого (1/2 бруска), чёрного (1/2 бруска) цвета, стеки, дощечки для лепки, салфетки матерчатые, скатерть в цветочек, домик пчелы (улей) из коробки от конфет, с сотами-перегородками внутри, мяч, предметные картинки по теме «Насекомые», сюжетные картинки « Польза пчёл», су-джоки.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, отгадайте загадки.

Ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо. (Оса.)

Он мохнатенький, как ель,

На пчелу похожий… (Шмель.)

Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела.)

Воспитатель: Ребята, а какую пользу приносят пчёлы? (Предлагает детям рассмотреть сюжетные картины.)

Дети: Пчёлы дают полезный мёд, опыляют цветы, их яд используют в медицине для изготовления лекарственных мазей, мёдом люди лечат простудные заболевания.

Воспитатель: Пчёлы – это очень полезные и трудолюбивые насекомые. Ранней весной, как только зацветают первые цветы, просыпаются пчёлы. У них много работы, ведь с каждым днём раскрывается всё больше красивых и ароматных цветов. Пчёлам нужно собрать как можно больше нектара и сделать себе запасы на зиму. Пчеле нужно слетать 10 миллионов раз туда и обратно, чтобы набрать одну баночку мёда. За лето пчела собирает столько мёда, что его хватает не только пчелиной семье, но и людям. Весь день пчёлы летают по полям и по лугам, а когда наступает ночь, засыпает в своём домике, который называется «улей».

(Дидактическая игра «Раздели на слоги». Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметные картинки с изображёнными на них насекомыми. Дети узнают, называют их.)

Дети: пче-ла, па-ук, му-ра-вей, о-са, та-ра-кан.

Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру с мячом. (Воспитатель бросает мяч одному из детей и называет название насекомого, ребёнок возвращает воспитателю мяч и называет насекомое ласково. Например, паук-паучок.)

Воспитатель: Физкультурная минутка «Пчёлка – пчела».

Пчёлка-пчела (махать руками как крыльями),

Маленькая голова (руки положить на голову),

На цветке сидела (не убирая рук с головы, покрутить ею).

Головой вертела (повернуть из стороны в сторону),

В траву свалилась (уронить руки на колени),

В яму провалилась (убрать руки с колен и уронить их в «яму»).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на стол. (На столе расположена цветочная поляна, стол застелен зелёной скатертью с цветами. Воспитатель ставит макет улья – коробка от конфет с ячейками, внутри одной – пчёлка из пластилина.) Здесь уже живёт одна пчёлка в своей комнатке. Такие комнатки называются «сотами». На поляне много цветов, а в улье очень много сот. Пчёлка одна не справится с этой работой, нужно ей помочь. Как мы можем помочь? (Слепить ещё пчёл.)

Воспитатель: Давайте рассмотрим вылепленную пчелу, затем – приготовленный материал. (Воспитатель даёт пошаговую информацию.) Делим целый брусок пластилина на части и скатываем шарики: три жёлтых шарика, три чёрных шарика. Шарики катаем круговыми движениями ладоней, затем придавливаем пальцами, чтобы получились «блинчики». Соединяем «блинчики» между собой, чередуя цвета (туловище состоит из 6 частей). Из чёрного пластилина скатать 2 шарика и сплюснуть их – это будут крылышки. Соединить крылышки с туловищем. Из жёлтого пластилина скатать тонкий жгутик и прикрепить спереди головы (усики). Из чёрного пластилина скатать маленькие шарики (глазки).


Воспитатель:
Вам всё понятно? Прежде чем мы начнём работу, возьмите в руки мячики су-джоки. (Проводит игру-массаж при помощи су-джоков.)

Воспитатель: Начинаем работу. Лепим пчелу – применяем чистоговорку: «Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит» – автоматизируем звук [Ж]. (Чистоговорки в сочетании с движениями, автоматизируют звукопроизношение.)

Звук [Ж] – согласный, твёрдый, звонкий. Его обозначаем синим цветом.

Воспитатель: Итак, все работы готовы, рассматриваем пчёлок и сажаем на цветочную поляну. Девочки и мальчики, посмотрите, какая красивая трудолюбивая пчелиная семья на нашей полянке собирает мёд. Хлопните в ладоши, если то, что я говорю верно. (Дидактическая игра «Верно или нет».)

Воспитатель: У пчёл сильные крылья, поэтому ветер и дождь им нипочём.
Пчёлы живут одной большой семьей.
Одна пчела может жалить много раз.
Пчёлы переносят на себе цветочную пыльцу с одного цветка на другой.
Люди делают для пчел специальные домики – ульи.
Воспитатель: Закончите, пожалуйста, предложение.

Сегодня на занятии я узнал…

Сегодня на занятии я вспомнил…

Сегодня на занятии я научился…

Сегодня на занятии мы делали…

Мне это пригодится…

Мне понравилось…

Ребята давайте составим рассказ о пчелке.

Дети: Пчела – это насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А ещё её называют медоносной. У неё есть голова, грудь, брюшко, крылья, три пары ног. В полёте пчела жужжит. Живёт она в улье вместе с большой пчелиной семьёй. Пчёлка собирает нектар с цветов. Это её пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мёд вкусный и очень полезный.

Воспитатель: О ком мы составляли рассказ? Почему пчелу называют медоносной? Какую пользу пчела приносит человеку? Наша трудолюбивая пчёлка прислала нам подарок, давайте посмотрим в посылку, что мы видим? Это вкусный и полезный мёд. Сейчас мы с вами будем пить чай.

Татьяна Кузнецова, воспитатель МБОУ Д/с №85, г. Белгород