Лексические особенности художественного текста. Курсовая работа: Лексические особенности испаноязычной прессы Лексические особенности

Характерными лексическими особенностями данного текста являются:

1) использование оценочной лексики с эмоционально-экспрессивной окраской:зрелищные финалы; стали свидетелями…комичных и драматических событий, свою лучшую футбольную команду, была лучшей на этом первенстве ; атаковала ажурно , двигалась изящно , оборонялась героически , как славные сыны некогда великой империи;

2) метафоризация лексики: Альпийская мозаика ; событие… распадается , команда… не играет, а мучается , атаковала ажурно, Испания воцарилась ; бурлила Европа , мы стали свидетелями … взлетов и падений , всплывать в памяти;

3) употребление синонимов (в том числе контекстуальных), чтобы избежать повтора или уточнить понятие: кубок – трофей; Евро-2008 – чемпионат Европы – первенство – турнир; сборная Испании – испанцы – «Красная фурия» команда Испании; запомнившихся своим драматизмом или необычностью деталей

4) формирование новых антонимических пар: чемпионы – проигравшие; восхищались – забыли; играет – мучается; все – немцы; покинет – останутся; комичных – драматических; взлетов – падений, разочарований – восторгов;

5) употребление лексики пассивного запаса. Устаревшая лексика употребляется как средство оценки: трофей, некогда великой империи - оплота католичества, воцарилась;

6) употребление заимствованных слов:

a) спортивная лексика: дисквалифицированный; тренер; матч; арбитр;

b) общеупотребительная книжная лексика: президент, триумфатор, сакраментальная, ватман;

c) лексика, обозначающая явления иной культуры(инокультурные реалии): матадор, католичество;

7) употребление клише книжного происхождения: болельщики со стажем; по всем показателям, стали свидетелями;

8) употребление имен собственных:

a) имена и фамилии людей: Аршавин, Лев, Леманн, Мишель Платини Луис Арагонес, Фернандо Торрес, Серхио Рамос, Икер Касильяс;

b) географические названия: Европа, Испания, Греция ;

c) название организаций, событий (полное или сокращенное): ФИФА, Евро-2008;

9) употребление перифраз и фразеологизмов: пересчитать по пальцам ; воцарилась на олимпе; калиф на час.

1) «Субстантивация» причастий и местоимений: о проигравших помнят только статистики. Каждый из участников заслужил свое .

2) Активное употребление числительных: Евро-2008, 90 минут, 22 дня, одна команда, 70−летний, четыре года.

3) Специфическое использование глагольных форм настоящего времени:

a) «визуализация» действия (настоящее репортажа) – причастия наст. вр.: плачущий после победы Аршавин, судорожно курящий на трибуне дисквалифицированный тренер немцев Лев;

b) форма глагола настоящего времени в значении ближайшего прошедшего: Чемпионат Европы по футболу распадается на множество запомнившихся своим драматизмом или необычностью деталей ; команда, которая не играет, а мучается все 90 минут матча, не вправе претендовать на роль триумфатора.

1) синтаксические конструкции с четким оформлением смысловых отношений при помощи союзной связи:

Когда одну из команд на бровке поля ждет блестящий кубок, понимаешь, насколько важен результат. Заметили, как немецкий вратарь Леманн, подходя к президенту ФИФА Мишелю Платини за серебряной медалью, украдкой коснулся ставшего недоступным трофея? Нынешний финал не оказался из разряда запоминающихся, в первую очередьпотому, что на поле была одна команда - сборная Испании. Команда, которая не играет, а мучается все 90 минут матча, не вправе претендовать на роль триумфатора. Стараниями испанцев оказалась опровергнута сакраментальная фраза о том, что в футбол играют все, а побеждают немцы... Сразу после турнира команду покинет 70−летний тренер Луис Арагонес, но останутся Фернандо Торрес, Серхио Рамос, Икер Касильяс - талантливые,. А это значит, что Испания воцарилась на европейском олимпе не на ближайшие четыре года, а на гораздо больший срок.

2) употребление инверсионного порядка слов с целью актуализации: Когда одну из команд на бровке поля ждет блестящий кубок , понимаешь, насколько важен результат . Стараниями испанцев оказалась опровергнута сакраментальнаяфраза о том, что в футбол играют все , а побеждают немцы . Сразу после турнира команду покинет 70−летний тренер Луис Арагонес, но останутся Фернандо Торрес, Серхио Рамос, Икер Касилья с… 22 дня бурлила Европа

3) использование вопросительной конструкции как приема диалогизации (вопрос к адресату): Заметили, как немецкий вратарь Леманн, подходя к президенту ФИФА Мишелю Платини за серебряной медалью, украдкой коснулся ставшего недоступным трофея?

3. Система языковых и речевых средств текста соответствует книжной разновидности русского литературного языка.

4. Данная система языковых и речевых средств предполагает письменную форму реализации текста.

5. Текст представляет собой монологический вид речи (монолог).

4. Данная система языковых средств обеспечивает такие стилевые характеристики текста, какоценочность, «эффект новизны» (использование необычных словосочетаний, неожиданных сравнений, метафор); документально-фактографическая точность,аргументированность, интимизация изложения.

6. Данные стилевые черты соответствуют конструктивному принципу сочетания экспрессии и стандарта, т.е. публицистическому стилю. Следовательно, данный текст – текст публицистического стиля.

7. Жанр – аналитическая статья

8. Иностилевых элементов в тексте нет.

Текст 3 .

Ситуативный контекст: коммуниканты А.и Б.– женщины, 38 лет, соседки. Место общения – квартира А.

А. А / Ленок / заходи//

Б. Привет / Как вы? //

А. Да нормально // Сегодня в парикмахерской была / три с половиной часа сидела красилась / ну в общем цвет получился не такой как я хотела / я хотела светло-русый //а он видишь все равно сжелта получился//

Б. А / ну чтобы такой коричневатый такой / да? Естественный?//

А. Ну да / чтобы не было этого / рыжего//

Б. А чё щас не модно / да? / Тот цвет? / Какой щас надо?//

А. Да ну/ модно-не-модно/ может он и модный / просто надоел за три года /она (парикмахер) сказала, что краска очень агрессивная / которой я красилась / «Поликолор бриллианс» / что надо менять / а то вовсе волос не останется//

Б. Да ты чё?! / Я такую же купила как у тебя //

А. Надо французской л"ореалевской краской / она с добавками какими-то // У них сегодня там семинар был какой-то/ из Москвы приехала из этой фирмы «Л"Ореаль» / какая-то училка у них там // ну я так поняла / что по покраске было // и они парикмахеры / друг друга красили / мелировали/ стригли // Ой /слушай / я тебе кофе не предложила / или чай//

Б. Нет/ нет / спасибо / Наташ / мне надо идти ведь //

А. Ну давай / беги//

Б. Сама зашла бы как-нибудь //

А. Ой / зайду// да все видишь/ книжки читаю/ сижу дома // как сяду/ времени не замечаю//

Б. Ну ладно/ дай бог вам здоровья//

А. Ну давай / не унывай / звони // завтра к зубному наверно днем-то поеду / а вечером дома буду//

Б. Ну ладно/ созвонимся//

А. Пока! Счастливо!//

1.Тема данного текста – посещение парикмахерской и окраска волос.

2. Анализ языковых особенностей

В данном тексте встречается фонетическая деформация (эллиптированное произношение) слов: чё; щас.

В области лексики можно отметить:

1) употребление бытовой лексики: краска, чай, кофе, книжки;

2) случаи контекстуальной синонимии светло-русый – коричневатый – естественный; сжелта рыжий ;

3) контекстуальную антонимию: светло-русый – сжелта.

К маркированным словообразовательным особенностям относятся:

1) универбация (субстантивация): к зубному наверно днем-то поеду.

2) суффиксальные образования со стилистически маркированными разговорными аффиксами: училка (суффиксация); сжелта (конфиксация);

3) суффиксальные образования от заимствований: л"ореалевской краской.

К типичным морфологическим характеристикам данного текста относятся:

1) наличие специализированных звательных форм: Ленок; Наташ.

2) высокая частотность незнаменательной и полузнаменательной лексика: союзов, частиц, местоимений:

А / Ленок // Да нормально // ну в общем цвет получился не такой как я хотела // А / ну чтобы такой коричневатый такой / да? //Ну да / чтобы не былоэтого / рыжего // А чё щас не модно / да? / Тот цвет? / Какой щас надо?// Да ну / … может он и модный …// Да ты чё ?! / Я такую же купила как у тебя …// она с добавками какими-то // У них сегодня там семинар был какой-то / из Москвы приехала из этой фирмы «Л"Ореаль» / какая-то училка у них там // ну я так поняла …/ и они парикмахеры / друг друга красили // Ой /мне надо идти ведь // Ну давай …//… Ой / зайду// да все видишь/ книжки читаю // Ну ладно // Ну давай // Ну ладно // днем-то // Пока. Счастливо.

3) активное использование личных местоимений 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа: Как вы ?// не такой как я хотела / я хотела светло-русый // я красилась //Да ты чё?! / Я такую же купила как у тебя // ну я так поняла // мне надо идти ведь //дай бог вам здоровья//

4) активное употребление глагольных форм 1-го и 2-го лица: Заходи, видишь, слушай, давай, беги, зайду, видишь, читаю, сижу, сяду, не замечаю, не унывай, звони, поеду, буду, созвонимся.

Наиболее характерными синтаксическими особенностями данного текста являются следующие:

1) использование конструкций с двойными неоднородными глаголами: три с половиной часа сидела красилась ; ну давай беги;

2) нефиксированность позиции частей предложения, союзов и союзных слов (в книжных стилях их синтаксическая позиция жестко закреплена): она (парикмахер) сказала, что краска очень агрессивная / которой я красилась / «Поликолор бриллианс» // (ср. лит. Парикмахер сказала, что краска «Поликолор бриллианс», которой я красилась, очень агрессивная. Я тебе кофе не предложила / или чай// (ср. я не предложила тебе кофе или чай);

3) преобладание бессоюзных сложных предложений: Надо французской л"ореалевской краской / она с добавками какими-то. Да все видишь/ книжки читаю/ сижу дома // как сяду/ времени не замечаю//;

4) неполные предложения: Надо французской л"ореалевской краской / она с добавками какими-то;

5) предложения с незамещенными синтаксическими позициями, которые показывают, что необходимый смысл должен быть извлечен либо из контекста, либо из ситуации, либо из общего опыта коммуникантов:

а) простые: Я такую же купила как у тебя. Какой щас надо?

б) сложноподчиненные (из контекста восстанавливается главная часть)

Ну чтобы такой коричневатый такой / да? Ну да /чтобы не было этого / рыжего;

6) актуализация наиболее важных смысловых компонентов:

a) порядок слов (на первом месте – самое важное). А чё щас не модно / да? / Тот цвет? Три с половиной часа сидела красилась. Завтра к зубному наверно днем-то поеду / а вечером дома буду;

b) актуализаторы: а он видишь все равно сжелта получился; к зубному наверно днем-то поеду; да все видишь / книжки читаю; мне надо идти ведь; ну чтобытакой коричневатый такой; чтобы не было этого / рыжего; щас не модно / да? / Тот цвет; них сегодня там семинар был какой-то/ из Москвы приехала из этой фирмы «Л"Ореаль» / какая-то училка у них там //

c) повторы: ну чтобы такой коричневатый такой; не такой как я хотела / я хотела светло-русый; да ну/ модно-немодно / может он и модный //

3. Система языковых и речевых средств текста соответствует устной разновидности русского литературного языка.

4. Данная система языковых и речевых средств предполагает устную форму реализации текста.

5. Текст представляет собой диалогический вид речи (диалог).

6. Данная система языковых средств обусловливает такие стилевые характеристики текста, какнепринужденность общения, неподготовленность речи, ее автоматизм, непосредственное взаимодействие партнеров по коммуникации и персональная адресность речи.

7. Данные стилевые черты характеризуют разговорный стиль. Следовательно, данный текст – текст разговорного стиля.

8. Жанр – бытовой диалог

9. Иностилевых элементов в тексте нет.


Подробнее см.: В.Е. Чернявская «Интерпретация научного текста». – М., 2006, с. 11-18

М.Н. Кожина считает термин коннотация более широким по отношению к терминам стилистическое значение, окраска, маркированность .

Понятие «экспрессия» толкуется в лингвистической литературе неоднозначно. Некоторые исследователи понимают экспрессию как выразительность, яркость, необычность речи; иногда – как «художественность» речи. Например, Е. М. Галкина-Федорук определяет экспрессию как усиление выразительности, изобразительности, увеличение воздействующей силы сказанного. Экспрессивность понимается и как свойство языковых средств осуществлять изобразительно-выразительную функцию при передаче денотативного значения.

Подробно стилистические ресурсы русского языка рассмотрены в учебном пособии И.Б. Голуб «Стилистика русского языка» – М.,: Рольф, 2001.

Следует иметь в виду, что в языке существуют и многочисленные случаи синонимии, не маркированные стилистически. Например: Рабочие строят дом – Дом строится рабочими; языкознание – лингвистика; варьирование порядка значимых элементов (часы и минуты минуты и часы ), и др.

Изучением таких фонетических средств занимается специальная область лингвистики – лингвопоэтика, поэтому в нашем пособии они не рассматриваются.

Фразеология и словообразование, как известно, не составляют особый уровень языка, поэтому фразеологические и словообразовательные средства рассматриваются в составе лексики.

См. Reum, Albrecht. Petit Dictionnaire de Style а l’usage des Allemands. Leipzig, 1953

Деонтический (от греч. deon - должное, правильное) – характеризующий возможность, обусловленную социальными, нравственными и правовыми нормами. Понятия обязательно, запрещено, разрешено составляют деонтическую основу любой ситуации, то есть ее кодификацию в плане норм и запретов.

А.М. Пешковский Роль грамматики при обучении стилю.- Избранные труды М., 1959, с. 148

В учебниках и учебных пособиях по стилистике количество подстилей внутри научного стиля и их классификация не всегда рассматриваются однозначно. Например, Д.Э. Розенталь (Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высш. шк., 1987, с. 33) выделяет следующие подстили: научно-популярный, научно-деловой, научно-технический (производственно-технический), научно-публицистический, учебно-научный. В учебнике для вузов "Культура русской речи" (М.: Издательство НОРМА, 2001, с.195) даются такие разновидности научного стиля, как собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный, научно-популярный.

Данная стилевая черта стала одной из определяющий черт публицистического стиля сравнительно недавно. В советских СМИ доверие к информации подразумевалось как нечто само собой разумеющееся, поэтому для публицистического стиля советского времени данная стилевая черта была неактуальна.

Аналитизм (от греч. analisis – разложение, расчленение) – раздельное выражение «основного (лексического) и дополнительного (грамматич., словообразоват.) значений слова. Аналитизм проявляется в морфологической неизменяемости слова и наличии аналитических (сложных) конструкций (форм)… Аналитические конструкции состоят из сочетания основного (полнозначного) и вспомогательного (служебного) слов» (Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990. С. 31).

Фрагмент диалога, приведенного в монографии И.Н. Борисовой «Русский разговорный диалог», Екатеринбург, 2001. С. 322-329.

Главное назначение научного текста, его лексики - обозначать явления, предметы, называть их и объяснять, а для этого нужны прежде всего имена существительные.

Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются:

а) употребление слов в их прямом значении;

б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;

в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.

В научной речи выделяют три пласта слов:

Слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные, используемые в разных стилях.

Например: он, пять, десять; в, на, за; черный, белый, большой; идет, происходит и т.д.;

Слова общенаучные, т.е. встречающиеся в языке разных наук, а не какой-либо одной науки.

Например: центр, сила, градус, величина, скорость, деталь, энергия, аналогия и т.д.

Это можно подтвердить примерами словосочетаний, взятыми из текстов разных наук: административный центр, центр Европейской части России, центр города; центр тяжести, центр движения; центр окружности.

Термины какой-либо науки, т.е. узкоспециальная лексика. Вы уже знаете, что главное в термине - точность и его однозначность.

Морфологические особенности научного стиля речи

В научном тексте практически не используются глаголы в 1-м и 2-м лице единственного числа. В художественном тексте они используются часто.

Глаголы в настоящем времени с «вневременным» значением очень близки к отглагольным существительным: приводняется - приводнение, перематывает - перемотка ; и наоборот: заливка - заливает .

Отглагольные существительные хорошо передают объективные процессы и явления, поэтому они часто используются в научном тексте.

В научном тексте прилагательных мало, причем многие из них употребляются в составе терминов, имеют точное, узкоспециальное значение. В художественном тексте прилагательных в процентном отношении больше, и преобладают здесь эпитеты, художественные определения.

В научном стиле части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях.



Чтобы выявить эти особенности, проведем небольшое исследование.

Синтаксические особенности научного стиля речи

Типичными для научной речи являются:

а) особые обороты типа: по Менделееву, по опыту ;

в) использование слов: данный, известный, соответствующий в качестве средства связи ;

г) использование цепочки родительных падежей: Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома. (Капица.)

В научной речи больше, чем в других стилях, употребляются сложные предложения, особенно сложноподчиненные.

Сложноподчиненные с придаточными изъяснительными выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность.

Слова как известно, ученые считают, понятно и т.д. указывают при ссылках на источник, на какие-либо факты, положения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причинные связи явлений действительности. В этих предложениях употребляются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку ), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо ).

В научной речи сравнения помогают глубже раскрыть суть явления, обнаружить его связи с другими явлениями, в то время как в художественном произведении их основное назначение - ярко и эмоционально раскрыть образы, картину, изображаемые художником слова.

Часто и употребление причастных и деепричастных оборотов.

Использование средств выразительности

Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории.

Сравнение – одна из форм логического мышления.

Безобразное (лишенное образности), например: Борофториды подобны хлоридам.

Развернутое сравнение

…В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).

Образное сравнение

Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает…

Проблемные вопросы

Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология? Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины?

(П. Сорокин. Общая социология)

Ограничения употребления языковых средств в научном стиле

– Недопустимость внелитературной лексики.

– Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы.

– Ограниченно используются неполные предложения.

– Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

Все сказанное можно представить в таблице

Особенности научного стиля речи

В лексике а) термины; б) однозначность слова; в) частая повторяемость ключевых слов; г) отсутствие образных средств;
В составе слова а) интернациональные корни, приставки, суффиксы; б) суффиксы, придающие отвлеченное значение;
В морфологии а) преобладание существительных; б) частое использование абстрактных отглагольных существительных; в) неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа; г) неупотребительность восклицательных частиц и междометий;
В синтаксисе а) прямой порядок слов (предпочтителен); б) широкое использование словосочетаний сущ. + сущ. в род. п.; в) преобладание неопределенно-личных и безличных предложений; г) редкое использование неполных предложений; д) обилие сложных предложений; е) частое употребление причастных и деепричастных оборотов;
Основной тип речи Рассуждение и описание

Образец научного стиля

Реформа орфографии 1918г. приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонематических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…

Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение. Которые помогали развиваться русской фонетической системе по закону И.А. Бодуэна де Куртенэ или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…

При этом, надо подчеркнуть что, во-первых, эти особенности были известны в конце ХIХ в. и что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.

Упражнения по теме «Научный стиль речи»

Упражнение 1.

Проанализируйте небольшой текст из своего учебника (объем - 1 страница), выявите в нем признаки научного стиля (логичность, точность, отвлеченность, объективность).

Укажите синтаксические и лексические особенности предложений.

Упражнение 2.

Запишите 10-15 специальных слов, употребляемых в юриспруденции, сгруппируйте эти слова по темам.

Упражнение 3.

Запишите 10-12 наименований, частей того или иного технического устройства, приспособления, агрегата.

Упражнение 4.

Запишите 5-6 специальных слов, дифференцирующих близкие понятия (по любому из изучаемых учебных предметов).

Упражнение 5.

Дайте стилистическую характеристику приведенным фразеологическим выражениям. Составьте 5 предложений (на каждый тип речи), используя указанные фразеологические выражения.

Иметь место, море по колено, командировочное удостоверение, делать из мухи слона, первая ласточка, семь пятниц на неделе, с одной стороны... с другой стороны, между Сциллой и Харибдой, что называется, как говорится, целиком и полностью, утереть нос, таким образом, сводить концы с концами, заключительный аккорд, вилять хвостом.

Упражнение 6.

Приведите не менее 5 существительных с каждым из указанных ниже суффиксов, определите стилистическую окрашенность этих слов: -ств(о); -стви(е); -изм; -аци(я); -чик, -ик; -ишк(о), -ишк(а); -инк (а).

Укажите, какие из этих слов чаще употребляются в публицистической речи, в научной, какие - имеют разговорный оттенок.

Упражнение 7.

Укажите, какова стилистическая окрашенность прилагательных, образованных:

а) с помощью приставок между-, сверх-, анти-, внутри-;

б) с помощью приставки раз-;

в) с помощью суффиксов -оньк-(-еньк-); -ущ-; -ешеньк-(-ошеньк-), -охоньк-(-ехоньк-).

Приведите примеры прилагательных с такими морфемами, составьте с ними предложения или подберите соответствующие примеры из литературы.

Упражнение 8.

Выпишите из справочников, энциклопедических словарей, учебников не менее 15-20 слов и выражений, являющихся научными терминами. Укажите значение каждого термина и область науки, где он применяется. Определите происхождение этих терминов.

Упражнение 9.

Из параграфа какого-либо учебника и хрестоматии по литературе выберите по 3 небольших фрагмента (15-20 строк), в которых хорошо проявляются уже известные вам признаки научного стиля: использование терминов и терминологических словосочетаний; отглагольных существительных, характерных для научной речи вводных слов, предлогов и союзов и т. д.

1. Определите, какие части речи и их грамматические формы чаще всего встречаются в выбранных вами фрагментах.

2. Проанализируйте форму глаголов и выражаемое ими грамматическое значение времени.

3. Выберите из текстов терминологические словосочетания, в состав которых входит имя прилагательное. Поясните значение терминов.

4. Выберите обороты с характерными для научной речи предлогами и союзами; приведите для сравнения синонимичные обороты в художественном тексте.

На основе сравнительного анализа этих текстов сделайте выводы:

1) Чем вы объясните более частое употребление имен существительных в научном тексте по сравнению с текстами в художественной литературе?

2) Какие формы глагола передают субъективные переживания, просьбу? В каком стиле речи они нужны? Какие глагольные формы чаще используются в научном стиле? Почему? Приведите примеры. Какие формы глагола в научном стиле используются очень редко? Почему?

3) Каково значение форм настоящего времени в научном тексте? Имеет ли оно значение «сейчас, в данный момент» или значение «всегда, всякий раз, постоянно», т. е. вневременное значение? А значение будущего времени? Почему именно такое значение имеют здесь формы настоящего-будущего времени глагола? Объясните, разберите примеры.

4) Что, какие процессы и явления обозначают безличные глаголы в научном тексте?

5) Часто ли встречаются в художественном тексте отглагольные существительные? А в научном? Как вы полагаете, почему?

6) В чем вы видите назначение прилагательных в тексте научном и тексте художественном?

7) Охарактеризуйте предлоги и союзы в выбранных фрагментах художественного и научного стилей речи.

8) Какова роль имен числительных и местоимений в текстах разных стилей, в частности в тех, что проанализированы вами? Где они чаще используются и почему?

Упражнение 10.

Подберите 2 текста (как и в предыдущем упр. 9), но объемом 50-60 строк (желательно текст из нескольких абзацев) и проведите исследовательскую работу:

1. Сопоставьте синтаксис научного и художественного текстов.

2. Выявите синтаксические особенности научного стиля речи.

3. Выпишите сначала из научного, затем из художественного текста словосочетания следующих типов (предлоги выписывайте вместе с существительными):

а)сущ. + сущ.;

б) сущ. -4- сущ. + сущ.;

в) сущ. + -4- сущ. + сущ. + сущ.

В каком тексте встречается больше подобных словосочетаний?

4. Выпишите словосочетания:

а) с прямым порядком слов (т. е. сущ. + гл.; прилаг. + сущ.; нареч. + гл.; числ. + сущ.);

б) с обратным порядком слов.

5. Найдите ключевые слова (наиболее важные для раскрытия данной темы, часто повторяющиеся; в научном стиле ими обычно бывают слова-термины) и понаблюдайте: как часто каждое из них повторяется; заменяется ли оно синонимом или личным местоимением в каждом из текстов.

6. Выпишите вводные слова, определите их значение.

7. Проанализируйте, где чаще употребляются причастные и деепричастные обороты. Какова их роль в предложении в текстах обоих стилей? Где возможна замена придаточным, а где она нежелательна?

8. Какие предложения по структуре (простые или сложные) употребляются в каждом из текстов?

9. Как вы думаете, какова роль сложноподчиненных предложений в таких текстах? Сделайте вывод.

10. Сопоставьте употребление сравнительных оборотов и сравнительных придаточных в обоих текстах. Укажите их основное назначение в каждом из стилей речи.

11. Найдите в научном тексте особые средства связи между предложениями и абзацами, обычно не встречающиеся в художественном тексте (обороты типаследует добавить, как уже было сказано, опыты показали, отсюда следует вывод и т. д.).

12. Сделайте выводы по каждому пункту задания. Попытайтесь объяснить, чем обусловлены особенности синтаксиса научного стиля речи («нанизывание» существительных в родительном падеже, использование по преимуществу прямого порядка слов, повторение ключевых слов, особый характер вводных слов и др.).

Упражнение 12.

Прочитайте отрывок из статьи Д. С. Лихачева. Можно ли на основании этого текста сделать вывод об особенности научного стиля речи?

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ СО СЛОВАМИ

1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы.

2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допу­стимы только в случаях необходимости поставить логический ак­цент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность - только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы.

3. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.

4. Главное достоинство научного языка - ясность.

5. Другое достоинство научного языка - легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота.

6. Придаточных предложений должно быть мало. Фразы дол­жны быть краткие, переход от одной фразы к другой - логиче­ским и естественным, «незамечаемым».

7. Каждую написанную фразу следует проверять на слух; на­до прочитывать написанное вслух для себя.

8. Следует поменьше употреблять местоимения, заставляю­щие думать, к чему они относятся, что они «заменили».

9. Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном языке всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности языка.

Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напро­тив лучше, чем наоборот, различие лучше, чем разница. Не упо­требляйте слова впечатляющий. Вообще будьте осторожны со словами, которые сами лезут под перо,- словами-новоделами.

Известно, что деятельность юристов многогранна: она имеет прямое отношение и к составлению различных документов, и к участию в прениях сторон на судебном процессе, и к пропаганде правовых знаний и т.д. Это обязывает их не только хорошо знать фактический материал, но и уметь излагать его в принятой форме, иначе говоря, каждый раз производить соответствующий выбор из тех средств, которыми располагает язык. Одна­ко часто их поиск осуществляется в значительной мере интуитивно, что заметно снижает качество речи.

Для деятельности юристов важное значение приобретает знание особенностей прежде всего двух языковых стилей - официально-делового и публицистического. В самом деле, составляя различные юридические документы, например такие, как протокол допроса, решение суда и подобные, юрист должен хорошо представлять себе специфику официально-делового стиля. Для выступления перед аудиторией (на суде или с разъяснением законов) ему необходимо знать основные черты публицистического стиля.

Особенности официально-делового стиля сформировались как проявление его социальной функции или назначения: он обслуживает отношения людей, возникающие в процессе производства.

Официально-деловой стиль - это стиль государственных актов, законов, международных документов, уставов, инструкций, административно-канцелярской документации, деловой переписки и т.п. C его помощью осуществляется связь между различными учреждениями и организациями, а также контакт властей с гражданами. Официально-деловой стиль используется и в деятельности органов милиции, прокуратуры и суда.

Назначение этого стиля сформировало выбор языковых средств. Из всех языковых стилей деловой стиль считают наиболее консервативным и однообразным. Понятно, ведь он обслуживает канцелярию. А всякое делопроизводство требует строгости в оформлении документов, точности и краткости в изложении их содержания.

Официально-деловой речи свойствен характер и стилевой оттенок предписания и долженствования, так как в законах и вообще в официаль­ных документах находит свое выражение нормативно-регулирующая функция права, утвержденного государственной властью.

В соответствии с названными свойствами официально-деловой речи ее неотъемлемыми, специфическими стилевыми чертами являются точность, лаконичность, конкретность, объективность и доступность. Точность в деловом стиле играет особую роль, так как в официальных документах обязательна однозначность выражения. Четкость формулировок, строгая нормализация и стандартизация необходимы в деловом документе. Официально-деловая речь характеризуется частой повторяемостью и единообразием речевых средств, поэтому в ней возникают языковые штампы. Они вызваны тем, что тематика деловой речи строго определенна, ограниченна, ситуации ее применения сравнительно немногочисленны и однотипны. Однотипные факты оформляются документами определенного вида, однородными по наименованию, форме и содержанию. Примерами канцелярских штампов являются выражения типа во исполнение приказа, в целях улучшения, за истекший период, довести до сведения - стереотипные, шаблонные, однако уместные в деловом документе, в типовых официально-деловых текстах.

Штамп в деловом документе помогает конкретнее, лаконичнее и общепонятнее выразить мысль. Следовательно, то, что принято называть канцелярским штампом, есть вполне оправданная и даже необходимая примета официально-делового функционального стиля.

Лексические, морфологические и синтаксические особенности деловой речи определяются основными чертами делового стиля и варьируются в зависимости от жанра и содержания делового документа, т.е. в зависимости от принадлежности последнего к той или иной отрасли государственной и общественной деятельности.

Эти языковые особенности официально-делового стиля в силу их закрепленности за деловой речью, их функциональной обусловленности и постоянства употребления являются функционально-стилистической нормой официально-делового стиля.

Лексические особенности. Для лексики делового стиля характерно широкое использование профессиональной терминологии (правовой и др.): иск, кодекс, дееспособность.

Характерной особенностью делового стиля является употребление устойчивых словосочетаний, стандартных оборотов: подлежит удовлетворению, во избежание, налагать взыскание, прийти к соглашению; уголовное дело, прокурорский надзор, следственные органы.

Деловая речь отличается отсутствием в ней слов со значением субъ­ективной оценки, что объясняется свойствами речи, задачей объективного отношения к излагаемым событиям, лишенного эмоциональности и субъективного взгляда на вещи.

Конкретность деловой речи требует употребления слов только в прямом значении.

Морфологические особенности. Официально-деловой стиль носит сугубо именной характер. Поэтому для него характерно преобладание имени над глаголом, широкое употребление отглагольных существительных (несоблюдение, выполнение ), а также использование многочисленных именных словосочетаний, которые придают тексту официальную тональность.

Существительные, обозначающие должности, в деловом стиле, как правило, употребляются только в мужском роде (следователь Иванова, свидетель Петрова, директор, бухгалтер ).

Для деловых текстов характерно также использование существительных, обозначающих названия людей по признаку, связанному с каким-либо действием или состоянием, например: свидетель, усыновитель, покупатель, обвиняемый, потерпевший, заключенный.

Необходимость точности и объективности изложения событий в дело­вом документе вызывает преобладание существительных над местоимениями в деловом стиле.

Для деловых текстов характерно частое употребление глаголов в повелительном наклонении и инфинитивов. Эта языковая особенность связана с императивным характером официально-делового стиля, с его предписывающе-регулирующей функцией: Суд должен был оставить заявление без рассмотрения и разъяснить право предъявить иск на общих основаниях.

Для деловой речи характерно также употребление сложных предлогов: в силу, в части, в целях, в отношении.

Синтаксические особенности. В целях достижения лаконизма и точ­ности в деловом стиле часто употребляются параллельные синтаксические конструкции (причастные и деепричастные обороты, конструкции с отгла­гольными существительными).

Нанизывание падежных форм: для анализа результатов экспериментов, осуществление решений совещания, ознакомление собравшихся с достижениями передового производства.

Особая форма сказуемого: ударить - нанести удар, оскорбить - нанести оскорбление, обвинить - предъявить обвинение.

Пассивные конструкции: обнаружены следы, осужден за мошенничество, брак расторгнут.

Характерной особенностью деловой речи является также преобладание сложных предложений: простое предложение не может отразить последовательность фактов, подлежащих рассмотрению в официально-деловом плане. Например: Он признан виновным в том, что, воспользовавшись жилищными затруднениями Попова, злоупотребив его доверием, получил от него 2 млн. рублей, якобы за уплату в ЖСК, а спустя некоторое время он обманул Марчука тем же способом.

Для синтаксиса делового стиля характерен строгий и определенный порядок слов в предложении. Это вызвано требованием логичности, после­довательности, точности изложения мысли в деловых текстах.

Стилистической особенностью деловой речи является также преимущественное использование косвенной речи. К прямой речи в официально-деловом стиле прибегают только в тех случаях, когда необходимо дословное цитирование законодательных актов и других документов.

Итак, официально-деловой стиль как одна из разновидностей литературной речи имеет четко выраженную специфику, отражающую его социальное назначение.

План

2. Понятие жанра.

6. Разговорная речь.

1.

фактор адресата уместно.

w тема общения

w способ общения

w ситуация общения

w форма общения

стиле .

Итак, стиль – это

5 стилей .

Официально-деловой стиль Научный стиль Публицистический стиль

стандартизованность , тяготение к письменной форме функциональными

Разговорная речь

Особенности

2. жанры

w преимущественнописьменная форма изложения;

w стандартизованность

w высокая степеньрегламентированности

w строгость и простота

w безличность:

В рамках О-ДС выделяют 3 подстиля

К жанрам юридического подстиля

дипл. –

Морфологические особенности

в формах 3 лица.

настоящего времени (Каждый имеет право…, а не имел право… ).

w Формы ед. числа в значении мн. числа (Права и свободы человека граждане ).

Синтаксические особенности

w Предложения синверсией (нарушенным порядком слов):

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан .

Лексические особенности

w Использование большого числа терминов . Термины – это слова и словосочетания, называющие понятия той или иной науки. Знание терминов обеспечивает возможности понимания научного текста. В большинстве случаев термины являются интернациональными: ученые разных стран должны понимать друг друга, разговаривая на особом языке.

w Многие слова , которыми мы пользуемся в «обыденной» жизни, получают в научных текстах особые, терминологические значения : нпр., мантия, окраина, плита в текстах по геологии: мантия Земли, окраины литосферных плит .

w Обилие абстрактных существительных : познание, извлечение, бесспорность).

w Использование штампов (но в меньшей мере, чем в О-ДС): вызывает интерес, имеет значение для…, предмет исследования, актуальность изучения.

w Количество глаголов сравнительно невелико (относится к…, характеризуется, объясняется, обусловить, отмечать, устанавливать, выделять), причем используются глаголы-термины , значения которых связаны со спецификой данной области знания (в геологии: плавить, залегать , в химии: кристаллизироваться , в психологии: презентировать, аффектировать ).

w Употребляются сложные союзы и предлоги, частицы и местоимения , указывающие на логические отношения между частями научного текста. Многие из этих средств связности текста характерны и для О-ДС (вследствие… (чего?), в связи с…, по мере того как… ).

w Наличие слов и словосочетаний, указывающих на позицию автора (его согласие или несогласие с оппонентами, апелляция к чужой точке зрения, уверенность или неуверенность в излагаемом: вне всяких сомнений, по нашему мнению, однако, является спорным ).

w Отсутствие слов, имеющих экспрессивную окраску (странноватый, ничтожество ).

w Большое количество существительных, помогающих компрессировать текст – сделать его более насыщенным информативно (отнесенность, множественность, проявление и под.).

w Использование аббревиатур: ВПФ – высшие психические функции, ОТО – общая теория относительности, ЛСГ – лексико-семантические группы.

Морфологические особенности

w В большинстве случаев используются глагольные формы наст. времени . Это связано с тем, что описываемые наукой явления, как правило, имеют вневременной, постоянный характер. Формы прош. вр. употребляют при описании истории вопроса, формы буд. вр. – при прогнозировании.

w Часто используются причастные и деепричастные обороты , способствующие компрессии текста.

Синтаксические особенности

w Частое «нанизывание» родительных падежей при выражение объектных отношений (определение условий кристаллизации примитивных масс).

w Использование страдательных конструкций (динамический баланс известен в науке…, понятие воспринимается …, состояние систем не прогнозируется только на основе предшествующего опыта).

w Предложения с измененным порядком слов (инверсией ) (в работах рассматривается необходимость… ).

Жанры научного стиля

Среди разнообразия научных жанров выделяют

- собственно научные (монография, диссертация, статья, доклад ),

- научно-информативные (реферат, автореферат, аннотация, рецензия, отзыв, тезисы, конспект ),

- научно-справочные (словарь, справочник, энциклопедия ),

- учебно-научные (учебник, лекция ),

- научно-популярные (книга, статья, лекция ).

Фонетические особенности

w Упрощенное произношение (как правило, это происходит с часто употребляемыми словами): здрасьте – здравствуйте, терь - теперь .

Лексические особенности

w Слова разговорной и просторечной окраски обладают повышенной экспрессивностью и носят оценочный характер (грабли – о руках, классный, шмякнуться ).

w Экспрессивно-оценочную функцию выполняют также междометия и частицы (ого! Ничего себе! Да ну! Вот те раз !).

w Экспрессивны фразеологизмы, имеющие разговорную окраску (качать права, челюсть отвисла, схватиться за волосы ).

w К разговорной лексике относятся жаргонизмы – слова, свойственные речи отдельных социальных групп, объединенных по какому-либо признаку (возрастному, локальному, профессиональному), нпр., молодежный жаргон (отстой, зависнуть).

w Многие стилистически нейтральные слова в разговорном употреблении расширяют круг своих значений . Иногда расширение значения может доходить до такой степени, что слово начинает обозначать вообще любой предмет, по сути выполняя функцию местоимения – указывать на предмет, а не называть его: нпр., слово штука – Дай мне эту штуку!; слово цирк называет любую ситуацию, которая не нравится говорящему (Там такой цирк начался !).

Словообразовательные особенности

w В разговорной речи очень распространены слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, с помощью которых говорящие превращают стилистически нейтральные слова в эмоционально окрашенные: супчик, рыбка, ручища, домина и т.д.

w Характерны способы словообразования, основанные на сокращении слова или СС-ния: аббревиация, усечение (универ, Питер ), универбация (маршрутка – маршрутное такси ).

w Для указания на большую степень выраженности признака говорящие могут использовать повтор слов : Арбузы сладкие-сладкие. Он старый-престарый .

Морфологические особенности

w При обращении часто используется усеченная форма имен существительных: Мам! Пап!

w В составных количественных числительных первое слово употребляют как неизменяемое (Ему около тридцать одного года ).

w Использование форм мн. числа в значении ед. числа и форм ед. числа в значении множественного связано с негативной оценкой говорящего: Ходят тут всякие! Студент нынче – одно мучение!

w Формы глагольных времен используются как в прямых, так и в переносных значениях: Я вошел, а он как закричит !

Синтаксические особенности

w Используетсяособый способ номинации – с помощью словосочетаний, обозначающих отдельные признаки предмета (Сидел тут один, в костюме белом ).

w В устной речи преобладают простые предложения , среди которых часто встречаются односоставные (Нам звонили уже? Холодно вчера было ) и неполные , эллиптированные (Она в доме. Ты как ?).

w Разговорной речи свойственна инверсия (Ты ходил куда? Книга моя где лежит? ).

w Связь между частями текста часто указывается не с помощью союзов (союзных слов), а интонационно: Она знала: он приедет. Шапка, я вчера купил, на столе лежит.

w Очень часто используются местоимения и местоименные наречия (Тут к тебе какой-то человек приходил. Она так тараторит. Да, это нечто!).

Помимо устной формы разговорная речь обладает и формой письменной. Признаки разговорной речи- непринужденность, фамильярность, бытовая тематика и отчасти спонтанность – характерны для многих письменных текстов: личных писем, записок, дневников, компьютерного общения на форумах, в чатах, переписки журналиста и читателей на страницах газеты . Создание письменного текста требует значительно больших усилий, чем создание текста устного. В письменной речи человек может проявить себя как талантливый рассказчик, может проявить свою языковую индивидуальность. Индивидуализация речи, поиск своего стиля – главная причина того, почему человек начинает писать тексты. И даже если темы просты и обыденны, работа над собственным словом не бесполезна: создавая письменный текст, носитель языка развивает собственную языковую личность.

План

1. Понятие стиля. Общая характеристика стилей современного русского языка.

2. Понятие жанра.

3. Характеристика официально-делового стиля.

4. Характеристика научного стиля.

5. Характеристика публицистического стиля.

6. Разговорная речь.

1. В языковое общение люди вступают с разными целями (сообщить собеседнику или читателю что-то новое, донести до него нашу оценку какого-либо явления, побудить к тому или иному действию или отказу от действия и др.).

Существует множество факторов, определяющих успешность коммуникации. К ним, прежде всего, относится фактор адресата : мы строим свою речь, учитывая то, к кому она обращена. Культура речи состоит не только в знании языковых средств, но и в умении употреблять их уместно.

Уместность употребления языкового средства связана с условиями коммуникации, с той типовой ситуацией общения, в которую попадает человек. Помимо фактора адресата, на характер общения влияют следующие факторы :

w тема общения (бытовая, профессиональная, научная и др.);

w способ общения (контактный или дистантный – по телефону, посредством письма, при непосредственном контакте);

w ситуация общения (официальная или неофициальная);

w социальные отношения участников коммуникации (родственные, дружеские, профессиональные; общение со знакомыми людьми и незнакомыми, общение с людьми разного возраста);

w количество участников коммуникации (межличностное общение, групповая коммуникация (нпр., лекция), массовая коммуникация (обращение президента к народу));

w форма общения (устная или письменная; монологическая, диалогическая или полилогическая).

Носитель языка, умеющий принимать во внимание все эти факторы, строит свою речь в зависимости от ситуации и использует в каждом случае особый стандартный набор языковых средств, т.е. говорящий (или пишущий) будет создавать свою речь в том или ином стиле .

Итак, стиль – это «разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам – лексикой, грамматикой, фонетикой» (Языкознание: Энциклопедия / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1998).

Современная стилистика – наука, занимающаяся изучением стилей – выделяет 5 стилей .

Официально-деловой стиль используется в ситуациях общения, носящего официальный характер: участники коммуникации выступают в качестве носителей определенных социальных функций: гражданина, представителя власти, начальника и подчиненного и т.д. Научный стиль используется в ситуациях общения на темы, связанные с научным изучением мира во всем его разнообразии. Публицистический стиль используется при создании общественно значимых текстов различной тематики.

Эти 3 стиля имеют много общего: им свойственна стандартизованность (при создании нового текста автор должен следовать определенной модели, образцу текста данного жанра: конституция, заявление о приеме на работу, курсовая работа, научная статья, интервью – эти и многие другие тексты разных жанров обладают языковыми признаками, которые устанавливаются не автором, а жанровой принадлежностью), высокая степень обязательности использования стилистически окрашенных средств , тяготение к письменной форме существования. Эти стили называют функциональными и их противопоставляют двум другим: разговорной речи и языку художественной литературы.

Разговорная речь используется в ситуациях непринужденного повседневного общения на бытовые темы, она имеет устную природу, хотя существует и в письменной форме (частная переписка, компьютерное общение).

Особенности языка художественной литературы определяются тем, что авторы стремятся не только передать информацию, но и вызвать чувство эстетического сопереживания, поэтому ищут новые языковые формы. В художественных текстах стандартность является недостатком.

2. Внутри стилей существует разделение на жанры – модели построения текстов, выполняющих конкретную коммуникативную задачу.

В научном стиле выделяются следующие жанры: лекция, статья, монография, конспект, учебник, диссертация, курсовая и дипломная работы, аннотация, реферат, библиографический обзор и др.

В официально-деловом стиле: закон, договор, приказ, должностная инструкция, отчет о проделанной работе, объяснительная записка, дипломатическая нота и др.

В публицистическом стиле: статья, репортаж, предвыборная листовка, выступление на митинге, рекламный буклет и др.

Тексты разных жанров, принадлежащие одному стилю, различаются прежде всего своей композицией.

3. Основные признаки официально-делового стиля (О-ДС):

w преимущественнописьменная форма изложения;

w стандартизованность (независимо от автора текст каждого жанра этого стиля строится по особому шаблону, по модели);

w высокая степеньрегламентированности (ограниченный набор языковых средств и способов их комбинирования – чтобы при толковании не возникало разночтений);

w строгость и простота изложения: отсутствие образности, использование слов в их прямых значениях, в основном использование простых синтаксических конструкций;

w безличность: в текстах отсутствуют языковые средства, указывающие на автора.

В рамках О-ДС выделяют 3 подстиля : юридический, дипломатический и канцелярско-деловой.

К жанрам юридического подстиля относятся конституция, кодекс, закон, постановление; к жанрам дипломатического подстиля – верительная грамота, нота протеста, декларация, коммюнике; к жанрам канцелярско-делового подстиля – заявление, уведомление, приказ, контракт, резюме и т.д.

Юридический и дипломатический подстили используются в политической жизни (а именно: первый – в законодательстве и судопроизводственной деятельности внутри государства, а второй – во внешнеполитической деятельности), а канцелярско-деловой – в экономической и повседневно-бытовой жизни человека. Каждому подстилю свойственно наличие особой терминологии и фразеологии (юрид. – каждому гарантируется право, осуществлять права и обязанности; дипл. – договорились о нижеследующем, Высокий и Полномочный посол ). В жанрах юридического подстиля отдается предпочтение простым предложениям и сложным с небольшим количеством придаточных (для удобства восприятия):

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. (Конституция РФ, ст. 29).

Дипломатические отношения требуют использования особого этикета, употребления особых клишированных речевых формул типа Прошу вас, господин Поверенный в делах, принять уверения в моем глубоком уважении и сложных синтаксических конструкций с разветвленной союзной связью, причастными и деепричастными оборотами, вводными и обособленными выражениями, инфинитивами.

Лексические особенности О-ДС

w Термины, обозначающие реалии социальной жизни гражданина (органы государственного управления, федеральные налоги и сборы, административно-процессуальное законодательство и под.).

w Речевые штампы – словосочетания, повторяющиеся во многих официально-деловых текстах и имеющие устойчивый характер (права и свободы, совершение правонарушения).

w Существительные (а также прилагательные, причастия и местоимения в значении существительных),называющие субъекты социальных отношений: не конкретных людей а граждан, органы власти (истец, ответчик, малоимущие, потерпевший, Российская Федерация ), или указывающие на «обобщенный» субъект – любое лицо, оказывающееся в определенной ситуации (каждый, никто, любой гражданин ).

w Слова и словосочетания, указывающие на обязательность закона(гарантируется, вправе, обязан, обеспечивают, устанавливает и под.).

w Архаические предлоги и союзы, имеющие нейтральные синонимы (дабы, во имя, в целях, ибо, в силу, нежели, в отношении и под.).

w Не употребляются оценочные (хороший, нравится, хочется и под.) и вводно-модальные слова, выражающие неуверенность, вероятность (наверное, может быть и под.).

Словообразовательные особенности

w Множество существительных с суф.–ений, -изаций, -ость (возмещение, реализация, общедоступность).

w Субстантивированные образования – существительные, образованные путем перехода из прилагательных и причастий: малоимущие, задержанный, обвиняемый и под.

Морфологические особенности

w Использование личных местоимений и глаголовв формах 3 лица.

w Преобладание глаголов в формахнастоящего времени (Каждый имеет право…, а не имел право… ).

w Формы ед. числа существительных употребляются в значении мн. числа (Права и свободы человека им. в виду не один человек, а граждане ).

w Возвратные глаголы (с –ся) с пассивным значением: Защита прав и свобод… гарантируется.

Синтаксические особенности

w Предложения синверсией (нарушенным порядком слов): Не допускается экономическая деятельность…

w Длинные ряды однородных членов: Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

w Предложения, насыщенные причастными и деепричастными оборотами.

w Конструкции с «нанизыванием» (повторением) родительных падежей существительных без предлогов: Запрещаются любые формы ограничения прав граждан .

Введение

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка, и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений. Свои же истоки публицистического стиля мы можем наблюдать еще в древней России.

Лексические особенности стиля

Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств; использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка.

Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать. Говоря о публицистическом стиле, необходимо сразу же заметить, что не все тексты, размещаемые в средствах массовой информации принадлежат к публицистическому стилю. Так, например, в некоторых газетах публикуются тексты законов, указов, постановлений, они относятся к официально-деловому стилю. В журнале иногда печатаются научные статьи, написанные специалистами, они принадлежат научному стилю. По радио нередко читают романы, повести, рассказы - эти произведения относятся к художественной речи. Всё это характеризует не публицистический стиль, а общественные функции средств массовой коммуникации.

Публицистические произведения отличаются необыкновенной широтой тематики, они могут касаться любой темы, попавшей в центр общественного внимания, например, технологии проведения водолазных работ. Это, несомненно, сказывается на языковых особенностях данного стиля: возникает необходимость включать специальную лексику, требующую пояснений, а иногда и развёрнутых комментариев.

С другой стороны, целый ряд тем постоянно находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Таким образом, в составе словаря языка формируется круг лексических единиц, характерных для публицистического стиля.

Среди таких постоянно освещаемых тем следует назвать политику, информацию о деятельности правительства и парламента, выборах, партийных мероприятиях, о заявлениях политических лидеров. В текстах на эту тему регулярно встречаются такие слова и словосочетания, как: фракция, коалиция, кандидат, лидер, законопроект, демократы, оппозиция, федерализм, консерватизм, радикалы, предвыборная кампания, парламентские слушания, оживлённая дискуссия, второй тур, избирательный штаб, рейтинг политика, нижняя палата, доверие избирателей, депутатский запрос, парламентское расследование, общественное согласие. Экономическая тематика также важна для публицистического стиля и её освещение невозможно без таких слов как бюджет, инвестиции, инфляция, аукцион, арбитраж, аудит, сырьё, лицензирование, банкротство, монополизм, акционерное общество, естественные монополии, рынок труда, таможенные пошлины, курс акций.

Информация о состоянии общественного порядка не может быть передана без таких словосочетаний, как: борьба с преступностью, охрана прав граждан, место происшествия, прокурорская проверка, судебное разбирательство, подписка о невыезде, борьба с незаконным оборотом наркотиков. В сообщениях о происшествиях, стихийных бедствиях, авариях часто встречаются слова: ураган, тайфун, землетрясение, наводнение, захват заложников, теракт, стрельба в карауле, столкновение автомобиля с поездом, спасательная операция, тушение пожара, экологическая катастрофа.

Сводки военных корреспондентов содержат слова: боевик, взрывчатка, фугас, минирование, снайпер, боестолкновение, обстрел, бомбардировка, боевой вылет, тяжёлое ранение, жертвы среди мирного населения, разрушение жилых домов. Сообщения на международные темы легко отличить по следующим словам и сочетаниям: переговоры по мирному урегулированию, официальный визит, многосторонние консультации, мировое сообщество, напряжённая обстановка, стратегическое партнёрство, европейская интеграция, миротворческие силы, территориальная целостность, глобальные проблемы.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской, например: позитивные перемены, энергичный старт, безответственное заявление, твёрдая позиция, прорыв на переговорах, грязные избирательные технологии, злодейское убийство, гнусные измышления, тяжелейший кризис, небывалое наводнение, безумная авантюра, наглый налёт, политический спектакль, ангажированная пресса, галопирующая инфляция, казарменный коммунизм, идеологический бульдозер, нравственная холера..