Неизвестный краткое содержание. Неизвестный цветок
Особенность прозы Платонова в том, что даже если она пишется для детей и предполагает маленьких читателей как основного адресата, в ней все равно содержится определенный заряд «взрослости» и философичности. Правда, эти слои текста ребенок может и не считывать, а вот взрослый человек - да. Читатель в этом убедится, если дойдет до конца предлагаемой статьи. В фокусе нашего внимания - Платонов. «Неизвестный цветок»: краткое содержание и анализ детской сказки станут предметом обсуждения.
Рождение цветка
Возник цветок уже героически. Ветер перенес семечко и бросил его на пустырь, среди камней и глины. Пустырь стал домом цветку, а камни и глина - его ближайшими соседями. Трудна была его жизнь. Цветок мало ел, мало пил. Питался он в основном пылинками, принесенными ветром, а пил, конечно, росу, которую бережливо собирал не столько корнями, сколько листьями. И даже в таких непростых условиях цветок креп и рос. Одна беда: он был совсем один. И это угнетало его даже больше, чем каждодневная борьба за жизнь. Грустного героя дарит читателю Платонов. «Неизвестный цветок» (краткое содержание) продолжаем рассматривать далее.
Обретение себя. У цветка появляется венчик
Так устроен мир, что никакие усилия не пропадают даром. Вот и цветок мать-природа наградила прекрасным венчиком. До этого сам цветок считал себя травой. А сейчас он, конечно, стал совсем другим. У него появился аромат, и его было видно теперь даже ночью. Чувствуется, что проникнут симпатией к своему герою Платонов. «Неизвестный цветок» (краткое содержание) - не такое уж лишенное надежды сочинение, но это выяснится чуть позже.
Даша
Сказка могла бы быть и такой: цветок боролся-боролся, да и умер в одиночестве, но тогда бы это была не сказка, а быль. Большинство из нас так и не могут до самой смерти переломить свою судьбу, хотя сильно стараются.
В нашем рассказе события для героя-цветка складывались более благоприятно. Как-то раз через пустырь шла девочка Даша. Она написала маме письмо и несла его на станцию, чтобы отправить. Даша была хорошей девочкой - пионеркой, и она очень любила свою маму.
Чтобы дойти до пункта назначения, девочке надо было пересечь пустырь. Идя по намеченному маршруту, она услышала печальный аромат цветка и откликнулась на безмолвный зов. Таким образом, в сердце читателя закрадывается надежда, что у цветка все еще может быть хорошо. Как будет на самом деле, узнает только тот, кто до конца прочтет нашу статью: «Платонов, «Неизвестный цветок»: краткое содержание и анализ».
Пионерка обнаружила цветок и удивилась непохожести этого растения на остальных его собратьев. Тем не менее, герои поговорили, и девочка почувствовала внутреннюю силу растения и поразилась его жизненной стойкости. Встреча ее настолько потрясла, что на прощание она поцеловала цветок в его венчик. Поцелуй как символ одобрения и знак правильно выбранного цветком пути. Таким образом приободрил своего героя А. П. Платонов. «Неизвестный цветок» - не такая уж и безнадежная история.
Пионеры. Превращение пустыря в сад
Даша не могла остаться равнодушной к судьбе цветка. Вообще, надо сказать, она же сама не возникла из пустоты. Неподалеку от пустыря был пионерский лагерь, в котором девочка отдыхала. Из него же пришло подкрепление. Проще говоря, явились на пустырь пионеры, стали его измерять и прикидывать, сколько нужно золы и навоза, чтобы превратить это место в сад. И пионерам удалось-таки осуществить задуманное. Больше их цветок не видел. Однажды к нему пришла только Даша. Таким образом, как оказалось, рассказ, полный надежды, написал А. П. Платонов. «Неизвестный цветок» - если и сказка, то очень правдивая.
Девочка пришла сказать цветку «до свидания». Лето заканчивалось, пионерке надо было возвращаться в родные пенаты.
Распустившийся пустырь как памятник усилию цветка
Пионерка приехала на следующее лето в тот же лагерь и, конечно, поспешила на пустырь, где, как ей казалось, все еще жил ее друг. Но когда девочка туда пришла, она не нашла его: там были свежие, но не такие красивые цветы. Они были не так хороши, потому что в них не было силы неизвестного цветка, его желания жить.
Но тут среди камней Даша заметила потомка своего друга. Сын был так же силен, как и отец, может быть, даже сильнее, ведь он пророс между двух камней.
Рассказ Платонова «Неизвестный цветок» подводит читателя к тому, что настоящий героизм не пропадает, не растворяется в мире, он пребывает в нем вечно, а дело людей - не забывать о нем.
Главные герои и анализ произведения А. П. Платонова
Мы будем идти от макро- к микроуровню:
- Жизнь. Конечно, это главная героиня повествования, ибо без нее цветок бы не смог бороться на свое бытие так отчаянно и страстно.
- Цветок-человек. Если позволить себе декодировать рассказ, то выйдет, что цветок - это обобщенный образ человека, который борется просто за то, чтобы жить. Сейчас модны такие слова, как «самореализация», «предназначение», «призвание», но есть и в нашем мире еще люди, которые просто сражаются за право жить. Для них существование ни в коем случае не дар, а, скорее, постоянно ускользающая возможность.
- Даша, символизирующая надежду. Девочка для цветка - это надежда. Встретив ее, цветок понял, что его усилия не пропадут даром.
- Пионеры - это всё и вся трансформирующая советская власть, которая полностью управляет реальностью. Для нее нет ничего невозможного.
На этом можно завершить разбор рассказа, который написал Платонов. «Неизвестный цветок» (главные герои в том числе) был проанализирован достаточно подробно.
Автор читательского дневника
Электронный читательский дневник
Информация о книге
Название и автор книги | Тема, идея книги | Главные герои | Сюжет | Дата чтения |
НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК
Платонов А.П. |
Доброта, сопереживание людей | Цветок, девочка Даша | Это рассказ о маленьком цветке, о котором никто не знал на земле, потому что он рос один на пустыре, где не росла трава, а лежали одни мертвые камни. Однажды одно семечко упало и приютилось в ямке между камнем и глиной. Так начал жить на свете этот маленький цветок. Очень трудно ему было, но он нуждался в жизни и терпеливо переносил свою боль от голода и усталости. Цветок был слепой, но очень красивый и благоухающий.
Однажды утром мимо пустыря шла девочка Даша, отдыхавшая недалеко в пионерском лагере. На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Даша никогда не видела такого цветка ни в жизни, ни на картинке, поэтому стала расспрашивать его, откуда он такой, как его зовут и почему он не умер здесь, среди камней и глины. В конце разговора Даша склонилась над цветком и поцеловала его в маленькую головку. На следующий день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Лето кончалось. На другое лето Даша опять поехала в тот же пионерский лагерь. Всю зиму она помнила о необычном цветке и сразу же побежала на пустырь проведать его. Даша увидела, что пустырь теперь стал не тот. Он зарос травами и цветами, над которыми летали бабочки и птицы. Новые цветы были хорошие, только чуть хуже, и Даша вновь загрустила о нем. Она уже пошла было обратно, но вдруг остановилась. Между двумя тесными камнями рос новый цветок, еще лучше и прекраснее старого. Он был живой и терпеливый, как и его отец, только сильнее его, потому что жил в камне. Даше показалось, что цветок тянется к ней и зовет к себе голосом своего благоухания. |
03.07.2015 |
Иллюстрация обложки книги
Об авторе книги
Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899 - 1951)
Родился Андрей Климентов 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже в рабочей семье, в которой, кроме Андрея, родилось еще 10 детей. Будучи старшим сыном, Андрей Платонович помогает родителям в воспитании братьев и сестер, а позже начинает обеспечивать материально.
Образование в биографии Платонова (фамилию сменил в 1920 году) было получено вначале церковно-приходской школе, затем – в 4х-классной городской школе. С 1918 года стал учиться в техническом училище Воронежа. Из-за трудного материального положения в семье рано начал работать. Сменил он много профессий: был помощником машиниста, литейщиком труб на заводе, работал в страховой сфере, в производстве мельничных жерновов.
Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. В 1921 году он публикует свою первую книгу «Электрификация», а 1922 году в свет выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина», получившая положительные отзывы критиков.
После окончания политехникума в 1924 году, Платонов работает электротехником и мелиоратором. Как многие люди того времени, биография Андрея Платонова наполнена идеалистическими революционными идеями. Высказывая их в своих произведениях, автор со временем приходит к противоположному мнению, поняв неосуществимость задуманного.
В 1927-1930 гг. Платонов пишет одни из самых значимых своих произведений: повесть «Котлован» и роман «Чевенгур». Затем в жизни Платонова наступает переломный момент. После печати повести «Впрок», которая была резко раскритикована Иосифом Сталиным, произведения писателя отказываются публиковать. Во время Великой Отечественной войны Платонов, как и во время гражданской войны, работает военным корреспондентом. Повести и военные рассказы Платонова снова печатаются.
Однако литературная свобода писателя продлилась недолго. В 1946 году, когда вышел рассказ Платонова «Возвращение», его снова перестают печатать из-за чрезмерной критики, теперь уже навсегда. Вероятно, такие события привели его к ироническим мыслям по поводу несбыточности революционных идей. Умер писатель 5 января 1951 года в Москве от туберкулеза, и был похоронен на Армянском кладбище.
А.П. Платонова знают как, прежде всего, создателя эпичных прозаических полотен («Чевенгура», «Котлована»). Но русский классик писал и детские сказки. Правда, эти сочинения были проникнуты все тем же печальным духом, что и «взрослые» произведения писателя. Сказки Платонова не очень-то детские. И в этом читатель может убедиться, если прочтет произведение (краткое содержание) «Неизвестный цветок» Платонова, рассматриваемое в настоящей статье.
Цветок на пустыре
Повествование ведется о цветке, который растет один-одинешенек на пустыре. Ни животные его не навещают, ни люди. Когда-то зернышко упало между камнями и глиной и так и проросло. Трудна была жизнь цветка. Он питался только пылинками, которые приносил ему иногда ветер, и дождевыми каплями, падающими на пустырь. И тем не менее он рос и креп. Правда, для того чтобы так жить, цветку надо было много трудиться, и он редко отдыхал. Вот такого вот грустного героя являет нам произведение (краткое содержание) «Неизвестный цветок» Платонова.
Превращение из травы в цветок
Так и жил цветок без особой радости, весь в трудах, пока у него не появился венчик. До того он считал себя только травой, а теперь он стал полноценным представителем своего вида. По свидетельству А.П. Платонова, теперь цветок был виден даже ночью и, конечно, все время источал аромат.
У цветка появляется новый друг - Даша
Однажды девочка Даша, которая, безусловно, была пионеркой, написала маме письмо. Она решила отнести его на станцию. Даша очень завидовала письму, потому что оно раньше, чем девочка, увидит маму.
К рассказу о цветке это имеет самое прямое отношение, так как путь девочки на станцию пролегал через пустырь. И вот, когда пионерка шла через обиталище цветка, она услышала его аромат. Запах был такой печальный, как вся проза Платонова, и девочка пошла на это грустное веяние и познакомилась с цветком. Милый момент произведения, и, надеемся, что передает это краткое содержание рассказа «Неизвестный цветок». Платонов А.П. замечательно пишет, деликатно и честно одновременно.
Девочка и цветок вежливо побеседовали. Даша спрашивала нового друга, почему он здесь (на пустыре) и почему он такой странный, непохожий на других. Цветок не знал, что ответить, поэтому все списал на свою не слишком легкую жизнь. Девочка еще какое-то время удивлялась его стойкости. Затем встреча закончилась дружеским поцелуем: девочка приложила губы к венчику цветка. Это описание взаимных чувств девочки и цветка самое краткое. Содержание (Платонов «Неизвестный цветок» рисует с особой любовью) не делает остановок и двигается далее, раскрываясь перед читателем в полной мере.
Явление пионеров. И на пустыре будут распускаться цветы!
Так как это советская сказка, то без пионеров она не может состояться в полной мере. Даша на следующий день после знакомства с цветком привела, видимо, весь свой лагерь, который располагался неподалеку.
Пионеры - это дети очень деятельные и отзывчивые, поэтому они сразу же решили жилище цветка преобразовать. Они рассчитали, сколько нужно навоза и золы, чтобы превратить пустырь в благоухающую поляну. По крайней мере, таков был замысел. Когда дело было сделано, пионеры ушли трансформировать другие советские земли.
Только Даша пришла однажды к своему зеленому другу. Лето кончалось, ему следовало сказать: «Прощай!» И девочка пришла проведать цветок и пожелать ему всего хорошего.
Вечная память цветку-труженику
На следующее лето Даша снова отправилась в тот же пионерский лагерь и, конечно, сразу же побежала на пустырь. Он теперь изменился: зарос травами, прибежище одинокого цветка теперь сказочно пахло. Не было на нем только самого главного - самого «хозяина». Видимо, он не пережил осень и зиму.
На пустыре было много трав и цветов, но все они казались Даше не слишком красивыми, ибо в них не было обаяния мужества, как в том, утраченном цветке. Правда, случайно девочка обнаружила потомка своего друга. Этот цветок рос среди двух камней и был сильней и красивей, чем отец.
Так заканчивает свой рассказ А. П. Платонов. «Неизвестный цветок» (краткое содержание пыталось максимально убедить читателя в этом) - памятник стойкости и мужеству.
Мораль рассказа
Рассказ, несмотря на то что невелик по объему, неисчерпаем для толкования.
- В нем можно видеть определенную обобщенную модель человеческого существования как такового. Цветок заброшен неизвестно куда и неизвестно зачем, но вынужден с самого первого дня бороться за жизнь, а из всех радостей у него только кратковременный сон. Это ли не памятник всем труженикам Советского Союза? Да и честно говоря, сегодняшняя жизнь рядового гражданина мало отличается от той, что была у советского рабочего. Вся разница в том, что последний трудился за заводе, а современный россиянин строит карьеру все больше за монитором компьютера.
- Магическая преображающая сила советской власти. Может быть, это немного смело для детского рассказа, но, кажется, произведение (краткое содержание) «Неизвестный цветок» Платонова также говорит и о всепоглощающем контроле над реальностью советской власти. Был ведь пустырь, а стал прекрасный сад. А сделал это кто? Правильно, пионеры - персонификация коммунистической силы. Если дальше продолжать эту линию размышлений, то выйдет, что в рассказ даже впаян некоторый коллективистский императив. Цветок, конечно, - молодец и герой, но без пионеров он не смог бы дать потомство и продолжиться, т.е. только вместе, только сообща можно что-то совершить.
- И наконец, жизненная интерпретация. Цель каждого человека в том, чтобы пройти все трудности и лишения и обеспечить своим потомкам достойное будущее. При этом дети должны быть значительно сильнее и лучше родителей.
На этом позвольте закончить статью под названием: «Произведение (краткое содержание) «Неизвестный цветок» Платонова». Надеемся, читатель захотел ознакомиться с рассказом. Поверьте, он того стоит.
Андрей Платонович Платонов родился в конце 19 века в Воронеже. По его словам, жизнь его была лишена периода юности, и из детства он сразу шагнул во взрослый мир. Тем не менее, он считал судьбу свою настолько же счастливой, насколько и трагичной.
Детство писателя прошло в многодетной бедной семье, и уже с 13 лет ему пришлось работать вместе с отцом, чтобы семья могла избежать голода. Уже к 20 годам Андрей Платонов освоил несколько профессий – он работал и дворником, и посыльным, обходчиком железнодорожных путей и мелиоратором. Но настоящее призвание его – и публицистика.
Произведения Платонова отличаются глубиной, реализмом, граничащим со сказочностью, но от этого не теряющим своего смысла. Массовому читателю неизвестны многие его произведения потому, что ему «посчастливилось» творить в советские времена, когда за каждым словом цензура старалась найти антисоветские крамольные мысли, а труды Платонова как раз и были теми витиеватыми и двусмысленными, которые запрещались к печати. В 1946 году писатель был вычеркнут из списка литераторов за рассказ о изломанной судьбе солдата.
Сказка-быль «Неизвестный цветок» - о сюжете
Сюжет этого произведения Платонова разворачивается вокруг маленького беззащитного семени растения, которое старается выжить и дать всходы на заброшенном пустыре, на безжизненной глинистой почве. И, несмотря на то, что у него нет никаких шансов, он все же борется, ищет пути к спасению там, где их и быть-то не должно.И наградой за его труды и стремление к жизни ему становится маленькая девочка, которой также одиноко и неуютно в этом мире. С ее помощью растение обретает возможность не только выжить, но и превратиться в цветок, дать жизнь своим детям-семянкам.
И эта сказка-быль Платонова наполнена скрытым смыслом, за простым, на первый взгляд, сюжетом сокрыто таинство выживания, которое заключается в характере каждого человека, но не всем удается эти качества раскрыть и взрастить в себе.
»Неизвестный цветок» - история создания произведения
В последние годы своей жизни, уже будучи больным туберкулезом, Андрей Платонович много писал о детях и для детей. Но и эти его произведения балансировали на грани реализма и фантастики. Однако в «Неизвестном цветке» фантастика сведена к минимуму, а главный акцент сделан на подтексте, на том, что каждый из читателей увидит в произведении, что поставит для себя в качестве главной мысли и значения.Эта сказка-быль была написана за год до кончины писателя и стала своеобразным завещанием для его дочери и для всех детей этого поколения. В сказке Платонов поднимал извечные риторические вопросы – как жить, для чего жить,
Сказка «Неизвестный цветок» Платонова была написана в 1950 году, за год до смерти писателя. Будучи одной из последних работ автора, этот рассказ-сказка заставляет читателей задуматься о том, насколько может быть трудной человеческая жизнь и насколько важна помощь и неравнодушие окружающих людей.
Для лучшей подготовки к уроку литературы в 6 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Неизвестного цветка». Также пересказ книги будет полезен и для читательского дневника.
Главные герои
Цветок – маленькое, но очень трудолюбивое растение, которое смогло вырасти и расцвести только благодаря своей настойчивости.
Даша – добрая и отзывчивая девочка, которая не осталась в стороне при виде тяжелой жизни цветка.
Другие персонажи
Пионеры – друзья Даши, которые не отказались помочь и «оживить» заброшенный пустырь.
На глухом пустыре, где даже « трава не росла, а лежали одни старые серые камни », рос небольшой цветок. В этом забытом месте единственным гостем был только ветер, который разносил по свету семена: в плодородной почве они быстро приживались и давали всходы, а « в камне и глине семена умирали ».
Жизнь цветка также началась с крошечного семечка, которое занес на пустырь проказник-ветер. Среди камней и сухой, жесткой глины « долго томилось это семечко» , но затем напиталось росой и пустило тонкие корешки и листики.
Цветку было очень трудно бороться за жизнь. Он бережно собирал частички плодородной земли, что приносил ветер, и « всю ночь сторожил росу », чтобы по капельке смочить ею листья. В его жизни была только одна радость – первый солнечный лучик, который ласкал его на заре.
Летом цветок « распустил венчик вверху », и стал похож на мерцающую звезду среди серых камней.
Как-то раз мимо пустыря проходила девочка Даша, которая отдыхала по соседству в пионерском лагере. Девочка несла на почту письмо маме, по которой очень соскучилась.
Неожиданно « Даша почувствовала благоухание » и, осмотревшись, заметила цветок. Она нигде раньше не видела такой необычный цветок – « ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде ». Девочка удивились, как он смог вырасти на пустыре. Поговорив с цветком, она узнала, как трудно ему живется.
Даша была доброй, отзывчивой девочкой, и на следующий день она привела с собой всех пионеров. Ребята решили привезти на пустырь навоз и золу, « чтобы и на пустыре земля стала доброй ». На плодородной почве цветок сможет, наконец, отдохнуть, и дать жизнь своим детям – таким же красивым благоухающим цветам, как и он сам.
На следующий год Даша вновь приехала в пионерский лагерь, и сразу же решила навестить знакомый цветок. Старый пустырь теперь зарос травами и цветами, но крошечной «звезды» нигде не было. Даша расстроилась, но вскоре увидала между двумя тесными камнями точной такой же цветок – он был такой же « живой и терпеливый, как его отец ».
Заключение
В сказке Андрея Платонова гармонично переплетаются правда и вымысел. Сам автор определил жанр произведения как сказка-быль, которая учит сопереживанию и стойкости духа.
После ознакомления с кратким пересказом «Неизвестного цветка» рекомендуем прочесть сказку Платонова полностью.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 241.