Обустройство контейнерной площадки для сбора мусора. Мусорные площадки

Говоря «контейнерные площадки», чаще всего имеют в виду две группы объектов:

  • площадки, специально возведённые для перевалки и складирования транспортных контейнеров;
  • площадки, на которых размещаются контейнеры для сбора бытовых отходов.

В нашей статье речь пойдёт о последних. Контейнерная площадка для мусора необходима в любом населённом пункте. Поэтому они являются достаточно востребованной продукцией. Официально подобные объекты носят название «контейнерные площадки для сбора ТБО».

Виды

Принимая решение о размещении на своей территории необходимого количества таких объектов, как контейнерные площадки, предприятия ЖКХ в настоящее время имеют возможность выбора их конструкции. Это обусловлено тем, что производители предлагают различные технические решения последних. Заказчик может сделать выбор, опираясь на целый ряд критериев, таких как:

  • тип (открытые и закрытые);
  • размер (для размещения двух и более контейнеров для сбора ТБО);
  • возможность размещения дополнительного бункера - накопителя;
  • конструкция устанавливаемых контейнеров;
  • материалы, из которых изготовлены контейнерные площадки;
  • внешний вид площадок.

Технология установки и основные характеристики

Устройство контейнерных площадок различных типов, в принципе, не слишком-то отличается. Все они имеют стандартные размеры и конфигурацию. Как правило, любую из них можно установить как на грунте, так и на специально подготовленной (заасфальтированной либо забетонированной) территории. Чаще всего конструкция фиксируется путём приваривания её каркаса к забитым в грунт (асфальт) анкерам.

В основном контейнерные площадки устроены следующим образом: каркас из сечением 40х20 либо 50х25 мм, на который нашиваются листы профнастила оцинкованного, дополняемого в отдельных конструкциях металлической сеткой, имеющий ячейки 50х50. Другим часто используемым материалом является поликарбонат.

Контейнерные площадки, оснащенные дверцами, производители комплектуют различными элементами декора и резиновыми фартуками по низу последних. Наличие дверец выгодно отличает площадки подобного типа. Они смотрятся более эстетично, удачно вписываются в дворовый интерьер. Их содержимое не разбрасывается ветром, животными, птицами и грызунами. Такие конструкции безопасны в пожарном отношении.

По желанию заказчика производители могут изготовить упомянутую конструкцию нестандартных размеров и конфигураций.

Используемые на площадках контейнеры для сбора мусора изготавливаются из различных материалов и, в зависимости от типа специальной техники, используемой для вывоза ТБО, могут быть оснащены роликами (выкатные контейнеры) либо не иметь таковых.

В последнее время всё большее распространение получают контейнеры заглублённые - они имеют повышенную, по сравнению с обычными, ёмкость и требуют гораздо меньше места для своей установки. Конструкция последних обеспечивает сохранность мусора именно в ёмкости для ТБО, благодаря чему мусор не разносится по территории двора.

Ещё одним нововведением, которым оснащаются в настоящее время контейнерные площадки, стала установка навесов над площадкой. Они защищают контейнеры от попадания влаги, а также выполняют функции эстетического порядка, закрывая вид на последние с верхних этажей жилых домов, расположенных рядом.

Правительство РФ постановлением от 31.08.2018 № 1039 утвердило «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» . Поговорим о том, как с нового года будут создаваться контейнерные площадки для сбора мусора и как органы МСУ должны вести их учёт в пределах муниципальных образований.

Обязанности органа местного самоуправления по № 89-ФЗ

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ).

Правила, утверждённые ПП РФ № 1039 , конкретизируют указанные нормы № 89-ФЗ и включают два важных раздела:

  • каким образом орган МСУ согласует размещение контейнерных площадок на территории населённого пункта;
  • как ведётся реестр созданных мест для накопления ТКО, и какая информация в него вносится.

Рассмотрим подробно каждый из этих разделов нового постановления.

Муниципалитет согласует размещение мест сбора мусора

Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.

Если собственник земельного участка - муниципалитет, то орган МСУ сам создаёт на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории и с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.

На основе экспертизы санэпиднадзора орган МСУ выносит решение: согласовать заявку или отказать заявителю по одной из двух причин:

  • поданная заявка не соответствует форме, утверждённой муниципалитетом;
  • указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.

Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов

Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг - включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр - это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.

Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.

В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:

1. Местоположение площадки.

Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.

2. Технические характеристики.

Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.

3. Сведения о собственнике места.

Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.

4. Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).

Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок

Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО - частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.

Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.

Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора мусора

ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.

Схема работы УО по вопросам обустройства места для сбора ТКО, согласно ПП РФ № 1039 , станет простой и полностью регламентированной:

  1. УО подаёт в орган МСУ заявление о намерении создать площадку на территории, включённой в состав общего имущества МКД.
  2. Муниципалитет выносит решение, посоветовавшись с санэпиднадзором.
  3. Если размещение согласовано, УО создаёт место для сбора отходов и подаёт в орган МСУ заявку на внесение сведений о площадке в реестр.
  4. В случае отказа УО устраняет нарушения, указанные в ответе муниципалитета, и начинает процедуру снова.

На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступают в силу с 1 января 2019 года.

Вопрос расположения контейнеров для мусора один из наиболее обсуждаемых среди жителей многоквартирных домов и управляющих компаний. От правильного расположения мусорных баков зависит чистота двора.

Важно! Регулируют спорные моменты СанПиН 42-128-4690-88 и СанПиН 2.1.2.2645-10. Они описывают необходимые пункты оборудования и поддержания чистоты общественных и дворовых площадей, а также условия обустройства многоквартирных домов, населенных помещений.

Опираясь на указанные документы, можно рассчитать нужное число контейнеров, уточнить расположение баков, установить временной интервал вывоза отходов.

Особенности расположения мусорных контейнеров

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям территории для сбора отходов обязаны соответствовать следующим условиям:

  1. Наличие ровной платформы, покрытой асфальтом или бетоном, огороженной забором, стеной, сеткой или высоким поребриком с 3-х сторон. Обязательно обеспечивают уклон и свободный проезд для мусоровозов.
  2. Оснащение бункеров-накопителей плотными крышками.
  3. Высаживают растения, кусты, создают зеленые зоны около места размещения.
  4. Расположение контейнеров должно быть не менее 20 м от заселенных помещений, площадок общественного пользования, беседок, мест отдыха жителей. В условиях ограниченности площади расстояние по согласованию сокращают до 9 м. Максимальная удаленность от домов не более 100 м.
  5. Расчет количества контейнеров проводится с учетом площади двора, но общее число должно быть не больше 5 шт.
  6. Ограждения делают высотой минимум 1 метр. Таким образом мусор не попадает на прилегающую территорию. В последние годы всё чаще изготавливают специальные площадки. Эскизы таких проектов согласовывают в установленном порядке.

Медицинские центры, больницы, поликлиники и прочие оздоровительные учреждения должны располагаться в 50 метрах от территории сбора отходов. Площадь мусорных площадок в таких случаях не должна превышать 40 квадратных метров.

В торговых центрах и рыночных площадях контейнеры размещают за 30 метров от объектов.


В городских парках, скверах, зонах отдыха мусорные урны располагаются в 50 метрах от мест большого скопления людей, на площади пляжей устанавливают 1 объемный бункер-накопитель для твердых бытовых отходов на каждые 4000 квадратных метров.

Важно! Если отсутствует возможность разместить контейнерные площадки согласно указанным правилам, то месторасположения мусорных урн выбирают собственники квартир.

Располагать мусорные контейнеры рядом с пешеходными дорожками, проезжими частями, газонами, арками и узкими проходами запрещено. СанПиН допускает краткосрочное размещение урн для складирования строительного мусора в местах проведения работ на 1 сутки. В таких ситуациях установка контейнеров должна быть утверждена у главного архитектора района и с городскими станциями санитарного контроля

Утилизация мусора вблизи жилых домов обязана проводиться минимум один раз в семь дней.

Нормы размещения мусорных баков для частных территорий

Для частных домов места оборудования помойных стоков, мусоросборников определяют сами жители. Располагаться контейнеры могут на отдалении 8-10 метров от домовладения. При возникновении спорных ситуаций вопрос решается с участием общественных представителей, комиссиями районной администрации, Советом депутатов.

Обслуживающая управляющая компания отвечает за:

  • оборудование площадки для установки мусорных баков возле жилых домов;
  • осуществлять транспортировку ТБО к специально оборудованным свалкам;
  • соблюдение санитарных норм по уборке территории;
  • организацию подъезда и освещенность контейнеров для мусора.


Жилищно-коммунальная служба также обязана установить небольшие урны возле каждого подъезда. Расстояние между этими объектами не должно превышать 100 метров. Очищение урн происходит по мере их наполнения. Уборку осуществляет ответственная организация.

Подбор мусорных баков

При оборудовании площадок должны учитываться заселенность домов, время заполнения и прочие параметры. Чаще всего используют бункеры-накопители, объемом 0,8 — 1 куб. м. Вблизи деловых центров, общественных мест обычно устанавливают 8 кубовые мусоросборники.

Важно! В крупных городах сегодня можно встретить специальные мусоросборники для ТБО: они погружены под землю на 1,7 м. Крышка такого накопителя оборудована специальными защелками, чтобы запах отходов не проникал наружу.

Преимущества данных контейнеров:

  • вместительность;
  • удобство;
  • отсутствие запахов;
  • экологичность.

Как избежать кражи

Нередко коммунальные службы прибегают к разным способам защиты контейнеров под мусор от кражи:

  • на баки устанавливают противоугонный замок. Ключи в таких случаях находятся у водителей мусоровозов;
  • используют подземные урны, описанные выше;
  • на бункер-накопитель методом сварки наносят фирменную метку или логотип. Это затрудняет сдачу бака в пункт приема металлолома;
  • иногда площадку оборудуют камерами наблюдения, но это довольно дорогостоящий способ;
  • использование сигнализации.

Куда обратиться при нарушениях

Для урегулирования спорных моментов назначают комиссии, куда входят управляющий жилищно-коммунальной компании, представители администрации района.


Местные жители имеют право подать жалобу в Роспотребнадзор при нарушениях правил по установке контейнеров.

Административным органом района утверждаются и согласовываются:

  • средний годовой объем бытовых отходов разных форм на каждого жителя;
  • организации, осуществляющие санитарный контроль;
  • договоры на утилизацию мусора.

Подробнее изучить документы, регулирующие соблюдение правил установки мусорных контейнеров, можно здесь:

  1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
  2. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

СанПиН 42-128-4690-88, утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88

Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов и сбор твердых бытовых отходов.

Согласно СанПиН 42-128-4690-88
«2. Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов
2.1. Общие требования
2.1.1. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
2.1.2. Ввиду повышенного эпидемического риска и опасности для здоровья населения специфическими объектами очистки следует считать: медицинские учреждения, особенно инфекционные, кожно - венерологические, туберкулезные больницы и отделения, ветеринарные объекты, пляжи.
2.1.3. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
2.1.4. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
2.1.5. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.

2.2.
2.2.1. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно - эпидемиологической службы.
2.2.2. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
2.2.3. Площадки для установки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно - эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.
2.2.4. Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при "несменяемой" системе - не реже одного раза в 10 дней, "сменяемой" - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения).
2.2.5. Выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, другие предметы) из сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается.
2.2.6. Во вновь строящихся жилых домах 5 этажей и более следует устраивать мусоропроводы в соответствии с требованиями ВСН 8-72.
2.2.7. Вход в мусороприемную камеру необходимо изолировать от входа в здание и в другие помещения. Пол камеры должен быть на одном уровне с асфальтированным подъездом. Категорически запрещается сброс бытовых отходов из мусоропровода непосредственно на пол мусороприемной камеры (в мусороприемной камере должен быть запас контейнеров или емкости в контейнерах не менее чем на одни сутки).
Емкости с отходами не допускается выставлять за пределы мусоросборного помещения заблаговременно (ранее одного часа) до прибытия специального автотранспорта.
2.2.8. Мусоропровод, мусороприемная камера должны быть исправными. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный привод, снабженный резиновыми прокладками в целях герметизации и шумоглушения. В жилых домах, имеющих мусоропроводы, должны быть обеспечены условия для еженедельной чистки, дезинфекции и дезинсекции ствола мусоропровода, для чего стволы оборудуются соответствующими устройствами.
Для дезинфекции каналов мусоропроводов следует применять растворы: лизола (8 - 5%), креолина (8 - 5%), нафтализола (15 - 10%), фенола (3 - 5%), метасиликата натрия (1 - 3%). Время контакта - не менее 0,5 часа. Металлические емкости, контейнеры и каналы мусоропроводов дезинфицировать хлорактивными веществами и их растворами категорически запрещается.
2.2.9. Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
2.2.10. Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.
2.2.11. Запрещается применять "поквартирную" систему в многоэтажной благоустроенной жилой застройке. Применять указанную систему, в виде исключения, возможно в одно-, двухэтажных домах.».

Киров: Прокуратура в судебном порядке потребовала обязать управляющую компанию организовать сбор и вывоз бытового мусора с придомовой территории многоквартирного жилого дома

Прокуратурой Октябрьского района г. Кирова проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления при организации сбора и вывоза бытового мусора с придомовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: г. Киров, ул. Менделеева, д.11.

Установлено, что на основании договора управления от 2007 года управление многоквартирным домом (расположенным по адресу: г. Киров, ул. Менделеева, д. 11) осуществляет ООО «Управляющая компания Октябрьского района г. Кирова».

В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Пунктом «а» ст. 10 , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Статья 11 Федерального закона от 24.06,1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 N 19/41 "Об утверждении Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании «Город Киров» все виды бытовых отходов и мусора должны собираться в специальные мусоросборники (контейнеры), которые устанавливаются на специально оборудованных контейнерных площадках в необходимом количестве в соответствии с нормами накопления. Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов (ТБО) необходимо размещать на расстоянии не менее 20 метров от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения. В исключительных случаях в условиях сложившейся жилой застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения ТБО, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием представителя управления Роспотребнадзора, жилищно-эксплуатационной организации, территориального управления администрации города Кирова по соответствующему району, специализированной организации, осуществляющей услугу по вывозу ТБО). Максимальное расстояние от жилых домов до контейнерных площадок не должно превышать 100 метров. Контейнерные площадки должны быть с твердым покрытием, иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,2 м и удобный подъезд автотранспорта. Места размещения контейнерных площадок на территориях, закрепленных за землевладельцами, землепользователями, собственниками, арендаторами, согласовываются с территориальным управлением администрации города Кирова по соответствующему району, организацией, осуществляющей вывоз ТБО, организацией, обслуживающей жилищный фонд.

Однако, как показала прокурорская проверка, на придомовой территории многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу контейнерная площадка не оборудована, пять контейнеров для сбора и хранения бытовых отходов расположены на земле без соответствующего ограждения и твердого покрытия.

Учитывая, что выявленные нарушения создают угрозу безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию неопределенного круга лиц прокурором принято решение о предъявлении в суд иска в их интересах с требованием об обязании ООО «Управляющая компания Октябрьского района г. Кирова» в срок до 01.08.2012 оборудовать площадку под контейнеры с твердым покрытием и ограждением с трех сторон высотой не менее 1,2 м. на придомовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: г.Киров, ул.Менделеева, 11.