Она коня на скаку остановит, в горящую избу войдет (образ русской женщины в поэзии некрасова). Откуда выражение «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»? На скаку остановит в горящую

Коня на скаку.. и в избу…

Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет — характеризующая с положительной стороны русскую женщину строчка из поэмы русского поэта и журналиста Николая Алексеевича Некрасова (1821-1877) «Мороз, Красный нос». Стала крылатой фразой, поскольку правда.

«По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!» —
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет — спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!»

Поэму «Мороз, Красный нос» Некрасов создавал два года, окончил в 1864. Темой её является трагическое, но, казалось бы частное событие — смерть крестьянина, кормильца большой семьи, поведение жены его. Однако расказывая о, казалось бы, обычном, Некрасов сумел придать своему произведению общечеловеческий смысл, общенациональную направленность, описать крестьянский быт, народную жизнь, высокую нравственную силу женщины. Центральная фигура поэмы — крестьянка Дарья, жена усопшего Прокла, вдова, её мысли, чувства, переживания, мечты, надежды. Основная идея поэмы — смерть не вольна над человеком, если он любит и любим, если он нужен кому-то, если он не одинок.

    «…каждый день (человека) приближает его к уничтожению - страшного и обидного в этом много! На этом одном можно с ума сойти. Но вот Вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы - и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности, и так круговая порука… Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора. Рассматривайте себя как единицу - и Вы придете в отчаяние» (Некрасов — Л. Толстому, 17 мая 1857 года, Париж)

Поэму «Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасов посвятил своей сестре Анне Алексеевне, первая часть была опубликована в первом номере за 1863 год журнала Достоевского «Время». Полностью поэма вышла в №1 журнала «Современник» за 1864 год.

Крылатые выражения, принадлежащие Некрасову

  • Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
  • Бывали хуже времена, но не было подлей
  • Сейте разумное, доброе, вечное
  • Однажды, в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз
  • Откуда дровишки? - Из лесу, вестимо
  • В лесу раздавался топор дровосека (1861)
  • Кому живется весело, Вольготно на Руси?
  • Есть женщины в русских селеньях
  • Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка Русь!
  • Выдь на Волгу, чей стон раздается над великою русской рекой
  • Вот приедет барин, барин нас рассудит

    Николай Некрасов — биография

    Николай Алексеевич Некрасов (10 декабря 1821 - 8 января 1878 по н. ст.) родился в местечке Немиров Подольской губернии в семье офицера, детство провел на Волге, в имени отца селе Грешнево. Неудачно пытался поступить в Петербургский университет. Остался в столице без поддержки отца, не простившего сыну отказа от военной карьеры. Начал сотрудничать в журналах и газетах. Литературный талант Некрасова впервые подметил издатель журнала «Репертуар и пантеон» Ф. А. Кони. В 1847 году Некрасов стал редактором журнала «Современник», основанного Пушкиным, но после его смерти влачившим жалкое существование. Некрасов сделал журнал владетелем дум русской интеллигенции. В «Современнике» печатались Помяловский, Григорович, Белинский, успенский, Слепцов. В нем впервые была опубликована трилогия Л. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», «Записки охотника» Тургенева, «Обыкновенная история» Гончарова, «Сорока-воровка» Герцена, «Что делать?» Чернышевского. «Современник» существовал в переломную для России пореформенную эпоху, когда шли на слом основные стереотипы существования общества, когда одним реформы Александра Второго казались чрезмерными, другим — половинчатыми. «Современник» пытался быть объективным, Некрасов предпринимал титанические усилия остаться над схваткой, сохранить независимость журнала. Долгое время это ему удавалось, хотя выпуск журнала прервался с июня по декабрь 1862 года, однако в 1866 году «Современник» был закрыт. В 1869 году Некрасов возглавил другой журнал «Отечественные записки» и редактировал его до самой смерти. И там он проявил незаурядные качества редактора, умел находить новых, талантливых авторов Салтыкова-Щедрина, А. Островского, А. Левитова, Д. Писарева.

  • Столетье промчалось и снова,
    Как в тот незапамятный год,
    Коня на скаку остановит,
    В горящую избу войдет.
    Ей жить бы хотелось иначе,
    Носить драгоценный наряд.
    Но кони все скачут и скачут,
    А избы горят и горят...

    Наум Мандель - Коржавин


    Смола, как слеза, на поленьях
    Вечерний загадочен свет....

    А в прочих селеньях их нет!
    Зайдите в селенья Таити,
    В селенья ЮАР, Шри-Ланки,
    В селенья Канады зайдите -
    Повсюду одни мужики!
    Напился ямщик из Гаскони,
    А кони возьми - и ку-ку!
    Кто?! Кто остановит вас, кони?
    В Гаскони на полном скаку?
    Пылают пожары в Техасе,
    Но - некому с криком "Ахти!
    Там Вася! Там пьяный мой Вася!!!"
    В горящую избу войти....
    Нет женщин в селеньях Флориды,
    Нет женщин в селеньях Мали...
    И даже в снегах Антарктиды
    Пока ни одной не нашли!
    А мы-то, такие-сякие,
    Всё ищем ответ на вопрос:
    С чего, мол, на ДАМ из России
    Такой потрясающий спрос?))))))))))))

    /Евгения Пинчук /



    Есть женщины в русских селеньях,
    Которым всегда не везет,
    То кто-то коня не привяжет,
    То кто-то избу подожжёт.

    /И.Тюткин/



    Стройна, божественно красива,
    Да и Камаз не так уж плох.
    У нас для женщины, в России,
    Открыто множество дорог!!!)))

    (Комментарий к фото, моего друга Алекса)

    Есть женщины в русской глубинке
    способные на абордаж
    Столкнешься с такой на тропинке -
    - и сердце заходится аж...

    Играючи рельсы уложит,
    Погнет от усердия лом,
    В партком "донжуана" заложит
    (ну, коль не завяжет узлом)...

    Легко остановит и трактор,
    Копье на километр метнет
    А если заметит реактор -
    - в "горячую зону" войдет...

    Огонь и вода им - игрушки,
    А "медные трубы" - орган,
    Их не остановишь из пушки,
    Когда они прут на таран...

    Таких бы, да пару дивизий
    Забросить к противнику в тыл -
    Без боя, без всяких коллизий
    Сдались бы! - Ну, кто не остыл...

    Есть женщины... Им бы Мужчину!!!
    - Куда не посмотришь - хмыри:
    спиваются, "топят кручину"...
    А были ведь Богатыри!?
    Copyright Горъ Василий


    Ее богатырь не поборет,
    Кулачный боец - не сшибет,
    Она ухажера - заморит,
    Насильника насмерть забьет.

    Временем гулким на вираже.
    Нитью небесною - солнечной, звездною
    Вывязан женщин изящный узор,
    То мы смешливые, то мы серьезные,
    Умные и говорящие вздор
    Мягкие, добрые, нетерпеливые,
    Легкие, теплые, неотразимые,
    Непредсказуемые и страстные,
    Дерзкие, вспыльчивые, опасные
    Разные мы, ах, какие мы разные!
    В каждой оркестрик для счастья живет,
    Тронешь любовью, и песней прекрасною,
    Нежная скрипка в душе запоет.
    Бог его знает, что там намешано...
    Только любви быть должно через край,
    Вечная музыка в сердце у женщины
    Мир окрыляя, играй же, играй!
    /Елена Евсюкова/


    ОНА "КОНЯ
    НА СКАКУ ОСТАНОВИТ, В ГОРЯЩУЮ ИЗБУ ВОЙДЕТ"
    (ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПОЭЗИИ НЕКРАСОВА)



    Некрасов -
    великий русский поэт, всегда болел за
    судьбу России. Он высоко ценил русский
    народ за его вольные стремления к счастью,
    свободе, "которым нет смерти - дави не
    дави". Поэтому и центральный герой
    произведений Некрасова - народ. Чтобы
    картины народной жизни были полными, поэт
    не ограничивается эпизодами только из
    крестьянской жизни, а описывает и тяготы
    городских бедняков, показывает и
    угнетателей и народных заступников.


    Особое
    место в произведениях Некрасова занимает
    образ русской женщины. "Тип величавой
    славянки" поэт пишет всегда с огромным
    уважением и любовью. Об этом говорят такие
    стихотворения, как Тройка", "В полном
    разгаре...", эпизоды из поэм "Мороз,
    Красный нос", "Русские женщины" и "Кому
    на руси жить хорошо?".


    Первые два
    стихотворения перекликаются. В "Тройке"
    автор только предрекает дорогу, напоминает
    девушке о тяжелой доле, которая ее ждет: "Отцветешь,
    не успевши расцвесть, погрузишься ты в сон
    непробудный, будешь нянчить, работать и
    есть". Примерно такой жизненный путь
    проходят все женщины-крестьянки России.
    Стихотворение "В полном разгаре..."
    открывает нам реальный эпизод из такой
    крестьянской жизни: "Слышится крик у
    соседней полосоньки, баба туда -
    растрепалися косыньки, - надо ребенка
    качать!" Некрасов постоянно подчеркивает,
    что женщина несет на себе двойной гнет:
    помещичий и семейный. В стихотворении "Тройка"
    мы читаем горькие слова: "Будет бить тебя
    муж-привередник и свекровь в три погибели
    гнуть". "Доля ты! - русская долюшка
    женская! Вряд ли труднее сыскать." -
    говорит поэт об участи русской женщины,


    В поэме "Мороз,
    Красный нос" крестьянка Дарья не смогла
    выдержать всю тяжесть мужской работы и, не
    найдя ни в чем поддержки, погибла. Такая
    исступленная самоотверженность в работе
    очень свойственна русской женщине. Работа
    является для нее и тяжким бременем и
    отдохновением душевным. Не имея других
    источников радости и способов отдыха, она
    умеет найти их в работе, умеет выискать
    кусочек счастья и в своей обделенной судьбе.
    Так Матрена Тимофеевна из поэмы "Кому на
    Руси жить хорошо?" довольна уже тем, что
    муж не бьет ее. А женскую судьбу она


    сравнивает
    с тремя петлями шелку белого, красного и
    черного. И в конце ее грустой истории звучит
    вывод: "Не дело вы затеяли - средь баб
    счастливую искать!"

    Говоря о
    женской участи., поэт не переставал
    восхищаться духовными качествами всех
    героинь., их огромной силой воли, чувством
    собственного достоинства, гордостью, не
    задавленной тяжелыми условиями жизни. Еще в
    одной из своей поэме "Русские женщины"
    Некрасов рассказал о героическом поступке
    жен декабристов, сосланных в.Сибирь,
    которые отправились вслед за мужьями, не
    страшась сибирских морозов, голода, лишений
    и не считаясь с потерей титулов и состояний.
    Здесь тоже открываются нам золотые черты
    характера Русской женщины.


    Но образ
    женщины-крестьянки, порабощенной и
    крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа,
    волнует Некрасова больше. Горькая доля
    крестьянской женщины, вечно униженной
    нищетой, непосильно работающей и не видящей
    счастья, вызывает глубокое сочуствие в душе
    поэта, но, вместе с тем, он замечает в ней и
    человеческое достоинство, и гордость, и
    незыблемую нравственную чистоту. Некрасов
    говорит "об этой

    q -гороне
    характера крестьянок, что "грязь
    обстановки убогой к ним словно не липнет".
    Они сильны своими внутренними устоями, и
    любая из них, если потребуется, "коня на
    скаку остановит, в горящую избу войдет".
    Умеет русская женщина в трудную минуту,
    сбросив с себя повседневные заботы, и
    отдохнуть, повеселиться, песню душевную
    спеть, но зато во время работы она ловка,
    сильна и собрана. Такая женщина "и голод,
    и холод выносит". Она строга к лентяям,
    нищим, но это не значит, что ей не
    свойственны любовь и сострадание к людям.
    Достаточно вспомнить, как всеми силами
    пытается вылечить больного мужа Дарья, как
    Матрена Тимофеевна прощает своим
    изболевшим материнским сердцем Савелию его
    недогляд за младенцем. Обида не иссушила ее
    душу, Матрена любит и уважает Савелия -
    богатыря русского. Она ценит его мудрость
    жизненную и спокойный нрав, рассказывает о
    нем в поучительной интонации, призывая его
    в примеры для подражаний.
    t

    Главным же
    достоинством русской женщины Некрасов
    считает ее способность быть настоящей,
    чуткой матерью. Забота о детях и глубокое
    чувство ответственности за их жизнь
    заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то
    содержать семью. Героиня стихотворения "В
    полном разгаре..." "из сил выбивается,
    чтобы был сыт ее малыш. Тема материнства
    затронута Некрасовым и в стихотворении "Соловьи".
    Мать трогательно учит своих детей ценить
    прекрасное, любить и беречь природу. Ей,
    конечно же, хочется, чтобы ее дети были
    счастливы. Выражая мечту всех матерей, что
    если бы были для людей земли, где они жили
    свободно, "без податей и рекрутщины",
    то "все на руках своих детей


    туда бы
    отнесли крестьянки". Своим личным
    примером воспитывает детей Марья
    Тимофеевна. Ее сын Федотка уже живет своей
    внутренней жизнью: ему знакомо чувство
    сострадания и жалости. Его молодая
    неокрепшая душа уже готова помогать
    окружающим: мальчик пожалел

    голодную
    волчицу. И Марья

    Тимофеевна
    своим чутким сердцем понимает сына, приняв
    позорное наказание на себя.


    Женские
    характеры героинь Некрасова говорят о силе,
    чистоте и неподкупности простого народа. Те
    нечеловеческие условия жизни, на фоне
    которых вырисовываются эти образы,
    вопиющим образом указывают на острую
    необходимость перемен в порядках, стиле и
    образе жизни в селах и городах
    старорежимной России.