Пещеры Эллоры (Ellora Caves). Пещерные храмы эллоры

Храмовый комплекс "Пещеры Эллоры",Индия

Эллора — деревня в индийском штате Махараштра, около 30 километров западнее города Аурангабад. С 1983 года система пещер (и многочисленные замки) причислены ЮНЕСКО к всемирному наследию . Пещеры Эллоры - это комплекс- немое свидетельство мирного сосуществования сразу трех религий, что, наряду с его высокохудожественной ценностью, делает это место еще более значимым для мировой культуры.

Эта загадка, а также потрясающие скульптуры, храмы, таинственная атмосфера, пронизывающая все это немного мрачноватое и даже пугающее место, сделали пещеры Эллоры своеобразной «визитной карточкой» Индии. Стоит только представить себе, что в темных пещерах расположено 34 храма, относящихся к трем религиозным культам, как сразу же возникает вопрос: каким образом древние мастера, не имея под рукой ультрасовременных инструментов, могли создать такое великолепное и огромное чудо. Стоит отметить, что чудес в пещерах Эллоры довольно много, просто принято считать, чтовсе 17 индуистских, 12 буддистских и 5 джанайских храмов являются одним комплексом. В Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО описаны именно пещеры Эллоры, а не каждый отдельный храм.

Кстати, на вершине гор Кайласа есть один огромный храм - шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесен к комплексу пещер Эллоры. Так вот по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведет на небо, и именно в нем обитает сам Шива. Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами: повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.

К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма. Она гласит примерно следующее: «О, Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?». После расшифровки обращения мастера к богу Шиве, становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди. Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако они остаются лишь теориями, которые еще только предстоит объяснить нашим потомкам. В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии - загадочные пещеры Эллоры.

Храмовый комплекс создали в период с V по VIII в. по повелению правителей из династии Раштракутов. Храмы строились вблизи от Эллоры, тогдашней столицы, в той части скал, где издавна находились места паломничества, чтимые буддистами, джайнами и индуистами, а в начале VII в. располагался небольшой пещерный храм Шивы, Создание комплекса обычно приписывают Кришна-радже I (757-772 гг.) на том основании, что в одной из пещер обнаружили соответствующую надпись и медную пластинку, гласящую, что именно он велел создать на горе «храм чудесного облика». В действительности же работы велись по меньшей мере ещё при трех поколениях Раштракутов, раджах Дхруве, Говинде III и Амогхаварше, находившихся у власти с 780 по 880 г.

Пещеры Эллоры это 34 храма и монастыря, занимающие около 2 км в длину, высеченные в базальтовых скалах. Они создавались в период между 6 и 10 столетиями попеременно представителями разных религиозных течений.

Святилища Эллоры неизменно вызывают восхищение тем, как виртуозно индийские мастера обращались с камнем. Как пещерная, так и скальная архитектура этого комплекса непосредственным образом связана с природой: она словно рождается из глубин земли, гармонируя со всем окружающим.

Традиции пещерного зодчества, распространявшиеся в Индии со II в. до н. э., насчитывали к этому времени несколько веков развития. Оно совпало с расцветом буддизма, при котором пещерный храм стал обычен (к началу Средневековья их высекли уже несколько тысяч). В Эллоре, как и Аджанте, - одни из самых знаменитых храмов, но если Аджанта прославилась прежде всего своей замечательной живописью, то Эллора - не менее замечательной скульптурой. Ее храмы - настоящая сокровищница индийской пластики, в прекрасных образцах которой запечатлены вечные индийские мифы. Одиночные изображения и многофигурные композиции богов и мифических персонажей даже и теперь, покалеченные временем и варварской рукой, не утратили былой выразительности и гармоничности. Кажется, будто они наполняют волшебной жизнью опустевшие залы. Во многом это происходит благодаря излюбленному в индийском зодчестве приему игры света и тени, когда свет через оконные проемы попадает в пещерные храмы рассеянным и преломленным.

Большинство ученых, изучающих историю и культуру Индии, настаивают на том, что храмы в этом месте были построены неслучайно: именно здесь в древние времена проходил самый крупный торговый путь. Какое отношение имеют религиозные культы к торговле?

Ответ на этот вопрос может показаться слишком простым и даже банальным: «Самое прямое!». Дело все в том, что Индия в древние века вела бесперебойную торговлю: ее товары необычайно высоко ценились в других странах. Многие купцы и махараджи были необычайно богатыми людьми. Они и жертвовали определенную часть своих доходов на строительство религиозных храмов и возведение скульптур в пещерах Эллоры. Далеко отправлять золото, которым оплачивалась работа древних искусных мастеров, не приходилось. Храмы строились прямо у торгового пути, в месте, где и заключалось большинство сделок.

Святилища буддизма, индуизма и джайнизма столетие за столетием вырастали здесь друг за другом, и сегодня являются наглядной демонстрацией той веротерпимости, что царила тогда на индийских землях. В XIV веке храмы Эллоры сильно пострадали от борьбы мусульман против язычников, но, не смотря на старания, им не удалось одолеть твердый базальт.

Если внимательно изучить историю Индии, можно понять, почему в пещерах Эллоры преобладают индуистские храмы. С середины VI века нашей эры на большей части территории страны буддизм стал вытесняться индуизмом. Раскопки археологов и изучение возраста храмов в комплексе пещер Эллоры лишь в очередной раз доказывают, что первыми были вырезаны буддистские храмы, а уже потом индуистские. В VIII веке был построен огромный храм Кайласанатха, а уже к концу Х века были вырезаны пять джайнских храмов. По большому счету, пещеры Эллоры - это своеобразный учебник по истории, рассказывающий при помощи храмов и скульптур о религиозных культах, которые возникали в Индии в тот или иной промежуток времени.
Все пещеры Эллоры для удобства ученых, гидов и туристов пронумерованы в порядке их возведения. Естественно, удобнее всего их будет описывать по номерам, однако в первую очередь, все же, следует остановиться на монолитном (!) храме Кайласанатха, расположенном на вершине гор Кайласа. Дело все в том, что это самый большой и самый интересный храм, поэтому о нем и будет в первую очередь идти речь.

Храмы высечены из скальной породы со множеством ходов. Практически все пещеры представляют собой вихары (место жительства, жилище, обитель), которые монахи использовали для обучения, медитации, а также для таких мирских занятий как еда и сон. По мере знакомства с этими пещерами можно заметить, как их залы постепенно увеличиваются в размерах и приобретают более утонченный стиль.
Пещеры в Эллоре - это целый ансамбль из великолепных храмов, статуй, колонн и скульптур.

Скальный храм Кайласанатха (Кайлаш)

Он создавался более ста лет в 8 веке и был высечен из цельного монолита, но не как обычно возводится что-либо снизу вверх, а сверху вниз и с боков! Храм, украшенный великолепной резьбой, символизирует собой гору Кайлас, считающуюся у представителей четырёх религий — буддистов, индуистов, джайнов и приверженцев бон — священной, «сердцем мира».

В частности, последователи индуизма почитают Кайлас горой, где находится обитель Шивы. Первоначально храм даже был выбелен, специально для того, чтобы придать ему сходство с заснеженной святой горой.


Буддистские пещеры (называемые также пещерами Вишвакарма) являются самыми ранними из пещер Эллоры и датируются периодом от 500 до 750 года нашей эры. Что интересно, пещеры становятся более крупными и красивыми по мере продвижения на северную сторону. Ученые объяснили это возрастающей потребностью в конкуренции с индуизмом, ведь уже в 600 году здесь появился первый индуистский храм.

Фотография скульптуры в южном конце веранды храма Индра Сабха Эллоры.Интерьер этой двухэтажного пещеры- колонный зал Мандапа с нишами на трех сторонах и святилище в середине задней стенки, показывает резные фигуры джайнской богини Aмбика с ребенком на коленях и льва. Колонны вырезаны со сложными лиственными мотивами гирлянд.


Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры, как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами.

Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Кайласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события их священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.


Пещеры Джайна — самые молодые в комплексе Эллоры и датируются 800-900 годами. Расположены они в 2 километрах к северу, куда ведет асфальтированная дорога. Они отражают отчетливость философии джайнизма и традиции, включая строгий аскетизм вместе с тщательно продуманным художественным оформлением. Эти монастыри не такие большие, как индуистские и буддистские, но содержат исключительно детализированные художественные работы. Здесь частично сохранились удивительные картины, некогда полностью покрывавшие потолки храмов

Архитектурный пещерный комплекс в Эллоре по праву можно назвать одним из чудес света. Мастерство древних зодчих по достоинству было оценено ЮНЕСКО, которая включила пещеры в Список Всемирного наследия.

Храм Кайласанатха: «вершина мира »

Самый высокий пещерный храм Кайласанатха был создан мастерами по указанию индийского раджи, входящего в легендарный род Раштракутов. Современные архитекторы утверждают, что это святилище было построено по выверенному до мельчайших деталей плану. Историки, изучавшие древние документы, сохранившиеся до наших дней, говорят: «Храм Кайласанатха имел важнейшее значение: он являлся вратами в небо и представлял собой промежуточное звено между человеком и высшими силами».

На вершине рабочие прорыли в камне глубочайшую траншею, которая позволяла бы резчикам со всех сторон создавать проходы в огромные залы. Параллельно с этим сверху мастера вырезали крышу «вершины мира». Из этого можно сделать вывод, что изначально был вырыт своеобразный колодец, а уже потом в нем и велись все работы.

Если посмотреть на архитектурные элементы храма Кайласанатха, можно даже предположить, что его стиль напоминает Дравидский. Правда, лишь напоминает… Огромное святилище уникально в своем роде. Уникален и его план, и метод строительства.

Созданный в VIII в., этот совершенный по формам храм весьма своеобразен по технике строительства. В пологом склоне горы строители вырубили траншею в виде буквы П, окружившую монолитную глыбу, а затем изваяли из нее храм, как гигантскую статую. Длина выемки составила 87 м, ширина - 46,9 м. Наружные размеры собственно храма - 61x33,2 м, ширина всего комплекса вместе с боковыми пещерами превышает 90 м, а максимальная высота храма - 29 м. Он почти равен Парфенону по площади и в 1,5 раза выше его. Здание высекали сверху вниз одновременно со скульптурным декором сложных и изысканных форм, так что храм как бы стоит на дне огромного котлована. Создатели Кайласанатхи следовали древним строительным трактатам, в которых пропорции и соотношения частей здания по высоте вычислены до мельчайших значений.

В самом начале материала говорилось о том, что пока не удается объяснить, благодаря каким технологиям удалось вырезать в скале Кайласанатху. Расчеты современных специалистов проливают свет на то, с какими трудностями пришлось столкнуться древним рабочим в VIII веке. Чтобы полностью завершить строительство храма, который посвящался Шиве, пришлось выдолбить и убрать от объекта более 400 000 тонн (!) скальной породы. Даже невозможно представить, сколько людей было занято в строительстве «вершины мира».

Кайласанатха, согласно плану архитектора, был разделен на три части. Кроме этих трех частей можно насчитать еще огромное количество дополнительных помещений, каждое из которых посвящено определенному божеству. В храме можно увидеть скульптуру самого Шивы, многорукого демона по имени Раван, который согласно культу являлся повелителем всех темных сил.

Если внимательно осмотреть все святилище, на что, к слову, может уйти несколько часов, то можно даже без помощи гида сделать вывод: храм строили долго и на совесть. Ни одной гладкой поверхности: все стены в Кайласанатхе покрыты узорами, которые при ближайшем рассмотрении кажутся трехмерными. Чего только стоят фигуры священных львов и слонов, выполненных скульпторами с соблюдением мельчайших деталей.

Храм состоит из маленького павильона для священного быка Нанди - «транспортного средства» Шивы, куда попадают от ворот по высокому цоколю, и собственно храмовой части, где по одной оси расположены зал для молящихся - мандапам и главное святилище - гарбха-гриха). В полумраке зала заметны сохранившиеся рельефы и росписи разных времён, а также изображение танцующего Шивы на потолке. Увидеть храм снаружи, можно лишь обойдя его по часовой стрелке по двору, опоясанному пещерами.

Индийский храм Кайласанатха, даже если смотреть на его фасад, завораживает и вводит путешественника, которого пути-дороги привели в Индию, в состояние немого ступора. Особенно волшебное зрелище он представляет собой на закате. Как только солнце опускается к горизонту и от вырезанных фигурок появляется множество теней, кажется, что они вот-вот оживут и начнут возносить молитвы к Шиве.

Этот визуальный эффект не случаен: скорее всего его тщательно продумал и воплотил в жизнь неизвестный архитектор. То, что это был один человек, уже доказано благодаря медной табличке, найденной в древнем тайнике. Но вот его имя пока надежно скрывает пелена времени. Описать словами все декоративные элементы храма в одном материале не получится: более того, даже практически невозможно собрать на одной странице фото Кайласанатха, которые бы дали полное представление обо всем великолепии этого шиваитского святилища.


Лингам - — знак, метка, признак— в индуизме основной не антропоморфный символ Шивы в храме

Грандиозный храм Кайласанатха, неповторимый по выразительности и сказочный по богатству оформления, хранил главный символ бога - сваямбху-лингам, фаллический знак Шивы, демонстрирующий его животворную энергию. На плоской крыше храма Кайласанатха высечен огромный лотос с двумя рядами лепестков и фигурами львов. Символика лотоса сложна и многообразна; здесь он, скорее всего, передает древний космогонический образ творящего лона. Львы же, по-видимому, отсылают к сложному образу Шива-Шакти или андрогинному Шиве-Ардханари как репрезентации Абсолюта через женско-мужскую пару противоположностей.

Но истинным шедевром мирового значения считается храм Кайласанатха (Владыка Кайласа), высеченный из монолитной скалы и символизирующий священную гору Кайлас, гималайскую обитель Шивы, еще одного важнейшего индуистского бога. Изображения Шивы, танцующего и своими танцами приводящего в движение всю Вселенную, французский скульптор Огюст Роден назвал «самым замечательным в мире изображением ритмического движения».

Буддистские пещеры обозначены во многих путеводителях под номерами 1-12. Каждый номер пещер - это, как говорилось выше, своего рода храм. Однако если внимательно изучить все их по порядку то напрашивается вывод, что это не отдельные святилища, а храмовый комплекс. К примеру, пещеры Эллоры под номером 1 и 5 - это самые обычные кельи для монахов, где они отдыхали после тяжелого дня, проведенного за работой, молитвами и медитацией. Буддистскую пещеру под номером 2, в которой можно и сейчас увидеть скульптуры хранителя земных сокровищ и покровительницы детей, скорее всего, монахи использовали для длительных медитаций. Если попытаться выделить одну из самых интересных пещер, в которых поклонялись Будде, то это будет, пожалуй, пещера под номером 6. Именно в ней лучше всего сохранились до наших дней фигуры Будды и его учеников, Тары и богини Махамаюри, которая в буддизме покровительствует обучению.

2.Пещера

Люди поклонялись в пещере 10 статуе Будды-3.3м. высоты в преподавательской позе (виякхана мудра).

11.Пещеры.Особый интерес вызывает и пещера под номером 11. До 1876-го года никто не знал о том, что у нее существует еще и третий ярус, который по неизвестной причине был искусно замаскирован строителями или же буддистскими монахами. То, что «одиннадцатая» пещера подвергалась реконструкции, уже никто не сомневается. После того, как ее покинули буддисты, пещеру попытались переделать в индуистский храм. Однако статуи Будды по непонятным причинам так и остались на своих местах, только на задней стене были выполнены изображения божеств Ганеши и Дурги. Именно эти два представителя высших сил относятся к индуистской религии.

Одно из самых крупных и интересных в архитектурном отношении сооружений Эллоры - буддийский храм Тин-Тхал со строгим, величественным фасадом, красота которого особенно чарующа со стороны внутреннего дворика. Строение имеет три этажа, что в пещерной архитектуре встречается весьма редко. Площадь каждого этажа примерно 800 кв. м. На первом расположены многоколонный зал с центральным святилищем и небольшие святилища по бокам. На втором также есть святилище, в нише, и, кроме того, великолепная галерея с рельефными изображениями, которые языком пластики повествуют о жизни Будды и его учении. Третий этаж предназначался для проживания монахов, и потому три его стороны заняты маленькими кельями

Святилища Эллоры появились в то время, когда пещерное зодчество, достигнув вершины развития, клонилось к закату, что было вызвано распадом крупных империй и перемещением буддизма за пределы Индии. К этому моменту храмы уже мало напоминали свои древние буддийские прообразы, в основе которых лежали идеи отрешенности и созерцательности, характерные для жизни отшельников. Новые принципы и каноны, связанные прежде всего с индуизмом, сближали богов и людей, и потому храмы, воплощавшие древний мифический образ мировой горы, становились центром, где сходились надземные, земные и подземные сферы. Они заставляют задуматься о глубоком внимании к проблемам человеческой жизни в индийских религиях.

Еще обширнее индуистский храм Дасаватар, посвященный десяти аватарам (нисхождениям на землю) Вишну, одного из главных индуистских божеств. Площадь второго этажа здесь достигает 928 кв. м. Подобное увеличение размеров пещерных храмов являлось новшеством для того времени: площадь самого крупного пещерного храма древности в Карли (I в. до н. э.) едва превышает 500 кв. м.

Индуистских пещер в храмовом комплексе Эллоры насчитывается больше всего: 17. Они имеют номера с 13 по 29. Они удивительным образом похожи на буддистские пещеры, среди них есть кельи для монахов, залы для медитации, общения с богом Шивой и трапезные. Главное отличие в том, что среди многочисленных скульптур не встретишь Будды: чаще всего в индуистских пещерах Эллоры встречаются изображения Шивы и других божеств, относящихся к этому культу.

Описать все пещеры, построенные до конца VIII века, каждая из которых по-своему уникальна, просто не представляется возможным. Главное, что будет интересно узнать туристу, который собирается посетить самый огромный и самый интересный храмовый комплекс на нашей планете, так это то, что в число индуистских храмов входит легендарная «крыша мира» Кайласанатха. Она, так же как и все пещеры Эллоры, имеет свой номер - 16. Большинство туристов, приехавших в это загадочное и таинственное место, сразу направляются к «шестнадцатому номеру».

«Крыша мира» в Индии была более-менее подробно описана в середине материала. Однако в этом подразделе, хотелось бы добавить, что согласно уверениям местных гидов, которые непонятно откуда черпают информацию, строительство пещеры № 16 продлилось полтора века, а участие в ее вырезке приняли более 7 000 человек. Это утверждение нельзя принимать всерьез, дело все в том, что 7 000 человек (три поколения) просто не смогли бы успеть за полтора века вырезать и вынести 400 000 тонн горной породы: и это не считая огромного количества узоров и скульптур, которыми славится на весь мир Кайласанатха.

16.Пещера.Основной храм Эллоры см.выше

29.Пещера.Дхумар Лена.Индуистский храм.

Пять пещер под номерами с 30 по 34-й, в которых короткий промежуток времени процветал джайнский культ, меркнут перед величием индуистских и буддистских храмов. Интерес у туриста может вызвать лишь пещера под номером 32. В ней можно составить представление о Гоматешваре, джайнском религиозном культе, и о том, какое значение уделялось в нем медитации. В ней сохранилась полностью обнаженная скульптура божества, пребывающего в состоянии глубокой медитации. Настолько глубокой, что время не властно над ним: свешенные ноги опутаны лианами, а под самой скульптурой видны изображения скорпионов, змей и даже животных.

Все остальные пещеры, относящиеся к джайнскому культу, так и остались незаконченными. Правда, стоит отметить, что служители этой религии попытались в свое время создать нечто подобное Кайласанатхе. Миниатюрная копия шиваитского храма, которую так и не успели полностью завершить, находится в пещере под номером 30. Если подсчитать количество джайнских пещер Эллоры и осмотреть их внутренний интерьер, можно с уверенностью сказать, что Гоматешваре, Паршванатхе и Джине Махавире в Индии поклонялись совсем недолго.

32.Пещера Джайна.

В джайнском храме Индра Сабха, пожалуй, более всего впечатляют мощные столбы, поддерживающие потолочные перекрытия. Высокие, квадратные в сечении, они словно покоятся на пьедесталах, покрытых изящным рисунком, так что кажется, будто из вазы с растениями вырастает ствол, который завершается округлой капителью. Стены этого двухэтажного храма украшают скульптуры тиртханкаров (санскр. «создавших переправу») - вероучителей и проповедников джайнизма; он богато украшен резьбой и лепниной.


Перед посещением пещер Эллоры следует помнить, что все они занесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и постоянно находятся под охраной. Все, что разрешается на территории пещерного храмового комплекса, так это экскурсии, во время которых можно сделать потрясающие фото пещер Эллоры. Брать на память «камушки» из этого мистического места строго запрещено: практически везде туристов сопровождают охранники, которых, к слову, довольно трудно отличить от местных туристов или гидов. Они обнаруживают себя лишь тогда, когда незадачливый путешественник попытается нарушить правила пребывания на территории пещер Эллоры.

Комплекс пещер, который состоит из храмов и огромного количества скульптур, открыт с восхода солнца и до его заката. Никаких временных ограничений не существует. Как только первые лучи солнца осветят достопримечательность, которая практически наравне «Золотым храмом» и храмом в Бодхгайе считается самым посещаемым туристами местом в Индии, вход на ее территорию разрешен. После заката солнца, по действующим правилам, в пещерах Эллоры имеют право находиться только их смотрители

Стоимость экскурсии составляет всего 250 рупий, что совсем немного, если учесть сколько тратится правительством Индии на сохранение самого крупного пещерного храмового комплекса в мире. «Как добраться до пещер Эллоры?», - такой вопрос может задать турист, который только в Индии узнал об этом удивительном месте. Проще всего доехать до храмового комплекса из города под названием Аурангабад, находящимся в 40 километрах от пещер. Кстати, в этом городе есть аэропорт, поэтому даже если путешественник прибыл в Дели, он за короткий промежуток времени сможет преодолеть расстояние между столицей Индии и Аурангабадом.

Древние скальные храмы Эллоры – одно из самых потрясающих творений человечества, памятник творческому воображению и мастерству древних строителей. По своим масштабам и красоте Эллора не уступает самым знаменитым религиозным сооружениям планеты и представляет собой пример веротерпимости индийцев, где мирно сосуществуют три главные индийские религии – буддизм, индуизм и джайнизм. С 1983 года Эллора входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храмы Эллоры, вырезанные в скалах – великолепные примеры искусства древней Индии, объединяющие художественные стили южной и северной Индии и влияние чужеземных культур.

История и религии

Эллора расположена в центральной части Индии, в штате Махараштра, вдали от популярных туристических маршрутов и легендарных сокровищ Золотого треугольника. В том же районе находится пещерный комплекс Аджанта, известный на весь мир своими великолепными фресками.

Эллора – сокращенная форма старинного названия Элапура. В древности Элапура была важным торговым центром Даккана, через нее проходил торговый путь в Дакшинапатху – южные области современной Индии.

Храмы Эллоры возведены в гористой местности, расположенной на плоскогорье Декан, которую называют Деканскими траппами. Траппы появились в результате большой вулканической активности и представляют собой огромные базальтовые образования, для которых характерны отвесные скалы и утесы. Такие каменистые склоны стали идеальным местом для уединенных пещерных монастырей буддистских общин. Со временем монастыри разрастались, увеличивался поток паломников, а с ним и пожертвования, на которые строились новые храмы, кельи монахов и временные прибежища для пилигримов.

Первые храмы Эллоры появились во времена правления династии Вакатака, цари которой были известны как покровители искусств, литературы и архитектуры. Несмотря на то, что Вакатака были приверженцами индуизма, они на протяжении нескольких веков спонсировали работы в буддистской Аджанте. Согласно другой версии, первыми храмами Эллора обязана правителям двух индуистских династий – старейшие из индуистских пещер построили цари Калачури, а буддистские – Чалукья.

Вообще, об истории ранних пещерных храмов Эллоры известно немного, так как после упадка династии Вакатака религиозные комплексы на какое-то время лишились серьезной поддержки правителей. Своим появлением они больше обязаны безымянным торговцам и незнатным людям, которые делали посильные пожертвования на строительство храмов, не оставляя об этом никаких записей.

В VII-VIII веках буддизм постепенно утрачивал свое значение в регионе. Началось возрождение индуизма, и это хорошо видно на примере Эллоры, где активно строились индуистские пещеры, а некоторые буддистские святилища были переделаны в индуистские храмы.

Среди последователей индуизма в Эллоре доминировал культ Шивы, поэтому во многих пещерах можно увидеть линги и многочисленные изображения Шивы-Махешвары. Самая значительная пещера Эллоры под номером 16 также посвящена Шиве. На ее стенах представлен весь пантеон богов и многочисленные сцены из Махабхараты, Рамаяны и Бхагавадгиты. Также в Эллоре представлено еще одно направление индуизма — вайшнавизм, особенностью которого является поклонение Кришне, Раме и другим воплощениям бога Вишну. В пещере 26 можно увидеть изумительные скульптурные изображения Кришны, Субхадры, Баларамы.

В IX веке в Эллоре появляются и джайнские пещеры. Джайнизм нашел в Эллоре благоприятную атмосферу веротерпимости и процветания. Джайны Эллоры были последователями тиртханкар (духовных учителей, достигших просветления) Суматинатхи, Паршванатхи и Гоматешвары.

Строители джайнских храмов Эллоры создали свой собственный стиль, который впитал в себя характерные черты буддистских и индуистских архитектурных традиций.

По свидетельствам современников, Эллора активно использовалась до XIII века, вплоть до завоевания Декана Делийским султанатом. Буддистские монахи жили здесь до X века, а работы в джайнских храмах продолжались до середины XIII столетия. Хотя с тех пор Эллора не использовалась как религиозный центр, она не была забыта, как Мачу-Пикчу или другие знаменитые сооружения древности. Здесь бывали арабские и европейские путешественники, которые оставили описания Эллоры в своих путевых записках.

В XV-XVII пещеры неоднократно осквернялись мусульманскими фанатиками, и многие статуи, барельефы и архитектурные элементы были серьезно повреждены, однако в целом монумент хорошо сохранился. Сейчас Эллора находится под защитой ЮНЕСКО и Археологической службы Индии и вместе с Аджантой является главной достопримечательностью региона Махараштра.

Хронология строительства храмов Эллоры

Несмотря на несомненное художественное и религиозное значение Эллоры, точных сведений о ее истории практически не сохранилось. За небольшим исключением, загадкой остаются не только точные даты создания большинства храмов, но даже столетия, в течение которых они создавались. Лишь в трех пещерах (15, 21 и 31) были найдены надписи, которые дают исследователям хоть какой-то ключ к разгадке этой тайны.

Считается, что храмы Эллоры создавались в период с V по XIII века нашей эры. В ходе исследований историки и археологи обнаружили, что большинство пещер расположены отдельными группами: 1-12, 14-15, 16-19, 20-24, 25-28, 32-34, и есть большие отдельно стоящие монументы – пещеры 29 и 30. Номера были присвоены пещерам в соответствии с примерной хронологией строительства и разделяются на три группы по принадлежности к религии, которой они были посвящены – буддистские (1-12), индуистские (13-29) и джайнские (30-34).

Исследователи выделяют три важных периода в истории комплекса:

  • ранний индуистский период (VI век), когда строительство первых пещер велось под покровительством индуистских династий Вакатака и Калачури;
  • буддистский период (VI век — начало VIII века) при правлении индуистской династии Чалукья;
  • поздний индуистский и джайнский период (начало VIII века – X век), когда храмы строились индуистскими династиями Раштракута, позже — Ядава.

Из двенадцати буддистских храмов, пещеры 1-10 образуют отдельную группу. Пещеры 1-3 и 5 довольно просты и, скорее всего, относятся к самому раннему периоду. Если судить по стилю отдельных элементов, пещеры 2 и 3 могут быть датированы VI веком, а пещеры 1 и 5 были построены еще раньше. Судя по надписи на основании одной из статуй в пещере 12, пещеры 4, 6-9 были созданы в VI-VII столетиях. Пещера 10 была построена значительно позже, в VIII-IX веках, о чем свидетельствует короткая надпись на одной из ее колонн.

Группа индуистских храмов делится на несколько подгрупп. Пещеры 17-19, 21,25-29 предположительно были построены в VI-VII веке. Пещера 15, вероятно, изначально была буддистской, судя по нескольким фигурам, похожим на Будду, украшающим фриз над первым рядом колонн второго этажа. В этой пещере есть неразборчивая надпись времен короля из династии Раштракута Дантидурги (около 733-757) и медная чаша для пожертвований, принадлежавшая этому королю. Однако исторически этот храм относят к временам правления Кришны I (757-773), а его отдельные части, такие как святилища Ланкешвары и Надидеватас, датируют еще более поздним периодом.

В архитектуре знаменитой пещеры 16 чувствуется влияние стилей, принадлежавших разным периодам. Так, главный храм можно отнести к середине VIII века, тогда как святилища Ланкешвары и Надидеватас и скульптурные барельефы в задней части монумента появились в VIII-IX веках.

Надпись в пещере 21 выполнена буквами древнего алфавита каннада, который был в ходу в VI-VII столетиях, и служит косвенным свидетельством того, что работы над этим храмом начались в эпоху становления династии Чалукья. Этот храм считается самым древним среди всех индуистских пещер Эллоры.

Самым ранним из джайнских храмов считается пещера 30, которая относится к первой половине IX века. Работы над пещерой 32 велись примерно в то же время или всего несколько лет спустя. Пещеры 31 и 33 датируются IX- X столетиями. Остальные небольшие храмы были построены значительно позже, например, на крутом утесе холма над джайнскими пещерами высечено огромное изображение Парсванатхи, которое было сделано знатным человеком по имени Чакрешвара в 1234 году.

Архитектура пещерных храмов

Все пещерные храмы Эллоры целиком, от фасада до элементов внутреннего убранства, выдолблены в базальтовом скальном обрыве и, по сути, представляют собой огромные монолитные скульптуры. Комплекс Эллора включает в себя 34 пещеры, расположенных на склонах утеса Чамадири на протяжении 2,4 километров. На юге расположены буддистские храмы (пещеры 1-12), в северной части на некотором отдалении – джайнские (пещеры 30-34), а в центре – индуистские (пещеры 13-29). В центре комплекса находится архитектурная жемчужина Индии и самый значительный храм Эллоры – пещера 16, или Кайласнатха.

Пещеры высекались двумя способами: по направлению от стены обрыва вглубь скалы и вертикально, сверху вниз. В первом случае в скальной стене прорубалось отверстие, через которое строители, выдалбливая породу, опускались до уровня пола и расширяли помещение, оставляя местами куски породы, из которых позже высекали скульптуры, фризы и колонны.

Второй способ заключался в том, что породу выдалбливали сверху вниз, придавая форму зданий, колонн, скульптур и других архитектурных элементов. При таком способе строители не имели права на ошибку, и усилия, потраченные на работу, были поистине колоссальными. Так, подсчитано, что при строительстве храма Кайласа было выдолблено около 400 тысяч тонн твёрдой горной породы, а период работ превысил сто лет.

Буддистские храмы Эллоры

После упадка Питалкхоры, Насика и других буддистских пещерных комплексов Декана, буддистская община переехала в окрестности Аурангабада и обосновалась возле деревни Эллора (в те времена — Элапура). В V-VII веках буддисты имели огромное влияние в этом регионе. В VIII-X веках под натиском возрождающегося индуизма буддизм постепенно сдавал позиции, и к ХII веку пришел в окончательный упадок.

В основном буддистские пещеры Эллоры представляют собой вихары – помещения, где монахи и спали, и принимали пищу, и проводили время в медитациях и молитвах. Исключение составляет пещера 10, которая выполнена в форме чайтьи – огромного молитвенного зала. Пещеры 1-5, которые до последнего времени считались самыми древними в Эллоре, представляют собой типичные образцы раннего буддистского стиля, аскетичного, без лишних деталей, иногда и вовсе без статуй и украшений. Со временем архитектура становилась все более сложной, убранство – более роскошным, храмы включали в себя жилые и служебные помещения, расположенные на нескольких этажах.

Последние из буддистских храмов — пещеры 11 и 12 – самые большие буддистские пещеры в Индии. Эти монастыри свидетельствуют о расцвете учения Махаяна, в частности его тантрического направления Ваджраяна, которые обрели большую популярность в этом регионе к VIII веку.

Если вы хотите лучше узнать историю правящих династий и религиозных культов Индии, сделать это вам помогут сохранившиеся памятники архитектуры, наглядно рассказывающие о величии древних империй. Безусловно, одним из важнейших памятников древней истории являются пещерные храмы Индии, служившие убежищем и основным центром обучения для последователей буддизма индуизма и джайнизма с начала нашей эры.

Самые знаменитые и хорошо сохранившиеся пещерные храмы расположены в штате Махараштра рядом с г. Аурангабад - древней столицей могольской империи. Задолго до прихода моголов, этот регион был центром развития торговли и религии. Древние торговые пути проходили через равнины Декана а паломники находили себе убежище в пещерах, которые перестраивались под духовные обители.

Я хочу рассказать о пещерных храмах Аджанта и Эллора - истинных бриллиантах древнеиндийского искусства и архитектуры. Еще в начале нашей эры существовали торговые пути по территории плато Декан (современный штат Махараштра), вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии. Чтобы спасаться от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Строительство монастырей и храмов – дело долгое и затратное, поэтому первые пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах, которые давали прохладу в зной и оставались сухими в сезон дождей.

Первые буддийские пещеры вырезались во 2 веке до н.э., тогда это были простые и незамысловатые убежища. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью.

В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались три религии – индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий. Так, первыми жителями пещерных городов были буддисты, затем пришли индуисты, и последними по времени вырезались джайнистские храмы, хотя не исключено, что последователи всех религий уживались здесь одновременно, создавая толерантное религиозное общество в середине первого тысячелетия.

Аджанта


Пещерный храмовый комплекс Аджанта находится в 100 км от г. Аурангабад, он расположен в русле реки Вагхур и вырубался со 2 века до н.э. по середину 7 века н.э. На протяжении столетий древние скульпторы методично вынимали грунт из базальтовой породы а интерьер пещер украшался изящными скульптурами и фресками.

В конце 5 века пала династия Харишена, которая являлось основным спонсором строительства пещер, и постепенно комплекс был заброшен. Монахи покинули их уединенную обитель, а местные жители постепенно забыли о существовании пещерных храмов. Джунгли поглотили пещеры, замуровав входы толстым слоем растительности. В пещерах образовался искусственный микроклимат, который сохранил до наших времен фрески начала первого тысячелетия, аналогов которым нет не только в Индии, но и во всем мире. Таким образом, пещеры донесли до наших дней красоту древних мастеров.

Комплекс был обнаружен офицером британской армии Джоном Смитом в 1819 г. во время охоты на тигра. С противоположенного берега р. Вагхар он увидел арку входа в пещеру №10.

"Граффити" офицера Джона Смита, которое он оставил в 1819 году.

Позднее было обнаружено 30 пещер, комплекс был расчищен и частично отреставрирован, а в 1983 г. комплекс пещерных храмов Аджанта был включен в мировое наследие Юнеско.

Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей центральной Индии. На данный момент в комплексе можно посетить 28 пещер, относящихся к буддийской традиции. В пещерах 1,2,9,11,16,17 сохранились древние фрески а в пещерах 9,10,19,26 вы увидите изящную буддийскую скульптуру.

Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатьи» или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихары» или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и степень декорации.

Некоторые пещеры находятся на стадии разработки, по этим примерах наглядно видно как происходила постройка комплекса.
С противоположенного берега реки Вагхар открывается прекрасный вид на весь комплекс, масштаб комплекса действительно впечатляет.

Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды, и водотока в период муссонов. Стены большинства пещер были расписаны детальными фресками, секрет нанесения которых до сих пор не разгадан, отдельные хорошо сохранившиеся участки убеждают нас в высоком уровне мастерства древних живописцев, а перед глазами встает забытая история и обычаи тех веков.

"Визитная карточка" Аджанты - изображение бодхисатвы Падмапани!

Безусловно, посещение пещерных храмов Аджанты создаст одно из самых интересных впечатлений от Индии, но оно будет не полным без посещения комплекса Эллора, который находится неподалеку. Не смотря на то, что оба комплекса схожи по идее, они абсолютно разные по исполнению.

Эллора


Пещерных храмовый комплекс Эллора, находится в 30 км от Аурангабада, вырубался комплекс в период 5-11 века, и насчитывает 34 пещеры, 12 из которых буддийские(1-12) 17 индуистские (13-29)и 5 джайнистские(30-34), вырубавшиеся в хронологическом соответствии.

Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в Эллоре - это безусловно скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 в н.э. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так например некоторые пещеры представляют собой трехэтажные «вихары» - монастыри где могло проживать до нескольких сот монахов монахов. Безусловно такой размах потрясает, особенно если учесть что даты строительства относятся к 5-7 векам н.э.

Но истиной жемчужиной комплекса является храм Кайласанатх (владыка Кайласа) или пещера №16.

Этот 30 метровый храм высекался на протяжении 100 лет в течении 8 века. Для его строительства было извлечено 400 000 тонн горной базальтовой породы, при этом не одна деталь не заносилась в храм снаружи, все вырезалось в горной базальтовой породе сверху вниз как на современном 3Д принтере. Безусловно, ничего подобного я не встречал нигде в Индии. Этот шедевр древнего зодчества встает на один уровень с храмами «Ангор Ват» в Камбодже и «Баган» в Бирме, вот только даты постройки практически на тысячелетие раньше!

Храм является аллегорией священной горы Кайлас в Тибете, на которой по легенде пребывал в медитации господь Шива. Раньше весь храм был покрыт белой штукатуркой, дабы походить на заснеженую вершину Кайласа, все скульптуры были искусно расписаны красками, детали которой можно разглядеть и сейчас, множество галерей храма украшены детальной резьбой по камню. Чтобы понять величие храма Кайласанатх, его надо увидеть своими глазами. Фотографии с трудом могут передать его величие и красоту!

Аурангабад

Храмы Аджанты и Эллоры притягивают множество туристов из Индии и со всего мира, в праздники здесь может быть достаточно многолюдно, а чтобы лучше понять историю в камне рекомендуется совершать осмотр в сопровождении гида.

Базой для осмотра храмов лучше выбирать город Аурангабад, здесь множество отелей на любой вкус и кошелек, добраться сюда можно на поезде, самолете или автобусе из Мумбаи и Гоа. Отдыхающие в Гоа могут совместить посещение пещерных храмов с пляжным отдыхом.

Помимо пещерных храмов сам город хранит множество памятников истории, правда намного более позднего периода. В 17 веке здесь правил великий могольский султан Аурангазеб. Самый впечатляющий памятник того времени-это мавзолей «Бибика Макбара», который часто называют маленький Тадж. Этот прекрасный мавзолей из белого мрамора возвел император Аурангзеб в память о своей жене Рабиа Уд Даурани, он имеет большое сходство с Тадж-Махалом в Агре, где похоронена мать Аурангзеба.

Посещение пещерных храмов Аджанта и Эллора безусловно одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений от Индии.

Поездку в Аурангабад легко совершить за 2 дня, осмотр пещерных храмов будет прекрасным дополнением к отдыху на пляжах Гоа. Присоединяйтесь к нашим турам и откройте древние сокровища Индии.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Индия - страна с удивительно богатой историей и самобытной культурой, ее духовное и материальное богатство нашли свое отображение в частности и в пещерных храмовых комплексах Аджанта и Эллора. Круглый год тысячи туристов со всего мира приезжают в центральный индийский штат Махараштра , чтобы взглянуть на непревзойденной красоты храмы, высеченные в огромных скалах и щедро украшенные настенными фресками, резными колонами и многочисленными скульптурами.

Если Аджанта славится своей необыкновенной живописью, повествующей о светской жизни Индии, то Эллора - это сокровищница уникальных барельефов, вырезанных в скалах, которые таят в себе многовековую мудрость индийской мифологии.

Как добраться

Добраться до Эллоры можно рейсовым автобусом из Аурангабада, дорога займет не больше часа. Вход в каждый храм оплачивается отдельно, самый дорогой входной билет стоит около пяти долларов США. По вторникам комплекс закрыт для посетителей.

Поиск авиабилетов в город Мумбай (ближайший а/п к Махараштре)

Немного истории

Эллора - это целый комплекс пещерных храмов трех самых популярных в Индии религиозно-философских течений: буддизма, индуизма и джайнизма. Они были созданы в 6-11 веках нашей эры, бытует мнение, что именно сюда перебрались монахи, покинувшие Аджанту. В отличие от последней Эллора имеет более выгодное расположение, в непосредственной близости проходят маршруты государственного значения, сюда часто приезжали с визитом самые знатные особы и представители правящей династии Индии.

Так как храмы Эллоры возводили в совершенно иную историческую эпоху, уже при правлении Раштракутов, которые имели не малое влияние на мировой политической арене и обладали поистине несметными богатствами, они могут похвалиться более сложным устройством и непередаваемой красоты декоративным оформлением.

Храм Кайласанатха

Самым впечатляющим из всех храмов Эллоры несомненно является Кайласанатха. Чтобы его создать понадобилось целых полтора столетия, ведь храм полностью высечен в скале, а его общая площадь составляет около двух тысяч метров квадратных. Кайласанатха как бы возвышается над всеми остальными храмами, и символизирует священную для многих религий одну из гималайских вершин - Кайлас, которая считается духовным центром всего мироздания. Именно на этой горе восседал верховный бог в индуизме - Шива, поэтому Кайласанатха посвящен именно ему. Здесь есть множество статуй божества, изображений из индийской мифологии искусно высеченных в камне.

Фасад и внутренние стены храма щедро украшены барельефами, изображающими сюжеты индийских мифов, они как бы защищены от влияний извне огромной стеной, полностью покрытой рельефными изображениями. Просто завораживает сцена сражения Шивы с олицетворением сил зла - Раваной.

Скульптор настолько точно передал все черты персонажей, что даже непосвященный человек сможет с легкостью интерпретировать события, запечатленные в камне. Особенно грандиозно смотрятся эти барельефы в лучах заходящего солнца.

Благодаря особому составу горной породы храм прекрасно сохранился до наших дней, более того в некоторых местах можно обнаружить остатки белой краски, которой когда-то были покрыты стены, что придавало Кайласанатху особое сходство с заснеженной вершиной. У ее подножья высечены статуи львов и слонов, причем слоны размещены таким образом, что со стороны фасада видно только троих слонов, на спинах которых, согласно мифологии, держится мир.

Пещеры Эллоры и Аджанты

Храм Тин-Тхал

Кайласанатха считается самым крупным монолитным каменным изваянием. Но все же центральным храмом Эллоры принято называть Тин-Тхал, он имеет целых три этажа и является одним из самых масштабных пещерных храмов в мире. Что касается архитектурных особенностей Тин-Тхала. То здесь все выполнено предельно просто и сдержанно. Шестнадцатиметровый фасад украшают лишь мощные квадратные колоны, расположенные в три ряда, далее следует небольшой прямоугольный двор, вход в который, увенчанный довольно узкими воротами, высеченными в скале. Каменная лестница ведет непосредственно в огромные залы, своды которых поддерживают массивные квадратные колоны. В глубине каждого из них расположены грандиозные статуи, овеянные полумраком. Вся эта аскетическая простота и монументальность производит на присутствующих неизгладимое впечатление.

Храм Рамешвара

Храм Рамешвара несколько уступает по своей площади, но вполне может конкурировать по богатству внутреннего оформления. Здесь каждый сантиметр стен украшен изящной резьбой по камню, таким же образом декорированы и массивные колоны. Попадая сюда, оказываешься в таинственном и всепоглощающем мире индийской мифологии, со стен на вас смотрят высеченные из камня мифические существа, мастерски вписанные в сцены из самых важных сказаний Древней Индии. Узнать храм Рамешвара несложно по необычному фасаду с изящной резьбой и колонами в виде стоящих девушек.

Пещерные храмы джайнов

Интересно также посетить и пещерные храмы джайнов, их всего три, но они также украшены резьбой и искусными барельефами с изображением Махавира - основателя джайнской философии, а также величественных львов и лотосов.

Одно из самых удивительных и популярных для туристов мест - пещеры Эллоры .

Как добраться к пещерам Эллоры?

Пещеры находятся в Индийском штате Махараштра, а точнее в Северном Махараштра, приблизительно в 30 километрах западнее города Аурангабад. Ближайший аэропорт находится там же, в Аурангабад. Билет на самолет из Москвы стоит около 26 0000 рублей. В аэропорту Аурангабада можно взять напрокат машину и за 2 часа добраться до пещер. Для посещения Индии гражданам России не нужно оформлять визу и это радует.

34 пещеры Эллоры датируемые между 6-м и 9-м веками нашей эры представляют собой смесь нескольких религий: буддистов, индуистов и джайнистов.

Пещеры были извлечены из вулканических пород вдоль 2-километрового участка западной стороны набережной. 34 крупные пещеры, нумеруются последовательно, а не в хронологическом порядке, начиная с группы буддийских (пещеры 1-13) на юге. Другие группы браминского пантеона (пещеры 14-29) и джайнизма (пещеры 30-34). Наиболее заметным памятником является пещера 16, Кайлас храм, который представляет собой кульминацию скальной архитектуры, с огромными скульптурными рельефами, возвышенной общей символикой храма, такой как космические горы и дом Шивы.

Когда смотришь на эти величественные скульптуры, восхищаешься древними скульпторами. Самая невероятная вещь об этих пещерах, что они были изготовлены вручную, только с помощью молотка и зубила. Пещеры Эллоры славятся своей неповторимой архитектурой. Вы увидите превосходные картины и внутри храма Кайласа, и поднявшись на холм вокруг него. Его огромные размеры ошеломляют, он в два раза больше площади Пантеона в Афинах и в полтора раза выше. Лучшее время для посещения пещер: ноябрь - март, когда более прохладно и сухо.

Когда посетить пещеры Эллоры?

Время открытия: 9 утра и до заката (около 5:30 вечера). Пещеры Эллоры закрыты по вторникам, но открыты в дни национальных праздников. Тем не менее, старайтесь избегать посещения в эти дни, толпы туристов могут сводить с ума, и вы не получите приятных впечатлений. Захватите с собой фонарик, так как многие места довольно темные.

Пещеры Эллоры свободны для посещения, за исключением великолепного храма под открытым небом Кайлас, посещение которого стоит $ 5 США. Детей до 15 лет пропускают бесплатно.

Кто интересуется музыкой и танцами должен посетить эти места в конце года. В последнюю неделю ноября каждого года, в течении 4 дней здесь проводится фестиваль. В фестивале принимают участие самые выдающиеся певцы и танцоры Индии.

Нет никаких сомнений, что это место останется в Вашем сердце на долгие годы, здесь можно даже почувствовать присутствие Будды.

Достопримечательности рядом

Пещеры Эллоры осматривают в комплексе с пещерным монастырем Ажданта (2 век д.н.э – 5 век н.э), который находится неподалеку.