Рунические символы — на чем обжегся Гитлер. Руны в символике нацистской германии

Руны – общее наименование символов (букв) в древних германских и скандинавских алфавитах. Он разбит на три группы – атта. Каждый атт состоит из восьми рун. Первый германский рунический «алфавит» называется Старший Футарк.

По фонетическим соответствиям рун первого атта – f, u, th, a, r, k, – алфавит и получил свое название. Высекались руны на дереве и камнях, поэтому и формировались как набор прямых полос, которые удобно было выбивать в твердом материале.

Направление письма в основном шло слева направо, хотя в самых ранних надписях часто встречается бустрофедон (от др.-греч. βοῦς – бык и στρέφω – поворачиваю, как движения быка в плуге). Это способ письма, в котором направление чередовалось в зависимости от четности строки – если первая строка пишется справа налево, то вторая – слева направо, третья – снова справа налево, и при перемене направления буквы писались зеркально.

Всего за время исследований на территории Швеции обнаружили около трех тысяч рунических надписей, еще порядка двух тысяч обнаружены в регионах Дании, Гренландии, Норвегии, Исландии и других северных землях.

Руны у германцев появились в начале III века. Несмотря на широкое распространение латинских языков и письменности, сохранились и использовались многие древние алфавиты, в том числе древнеисландский.

Кроме того, руника обогатила латинский алфавит несколькими новыми буквами – они обозначали звуки, которых не нашлось в латыни. Появились даже латиноязычные надписи, выполненных руническим алфавитом. Часто рунами записывали христианские молитвы, либо их начальные слова: «Pater noster» и «Ave Maria».

Подтверждением слияния стали найденные в Швеции и Норвегии записи латинских слов, обозначенные рунами.

Смысл самого слова «руна» близок к слову «шептание» на языках Северной Европы. Слово «run» в современном ирландском языке означает «секрет» или «решение» – рунами ирландцы пользовались, для гадания и принятия решений. Но когда появилась необходимость в письменности, система рун легла в основу алфавита. Ученые имеют археологические свидетельства о связи письма и рун. В современном русском алфавите есть 10 букв, по форме соответствующих знакам рун, а в римском алфавите таких букв 13.

В период III века до нашей эры руны распространились из Дании в Скандинавию, а впоследствии – на континент. В настоящее время принято различать несколько видов рунической письменности: общегерманские, готские, англосаксонские, «маркоманнические», исландские, датские, хельсингские и другие руны хоть и похожи друг на друга, но, по мнению рунологов, относятся к различным эпохам и практикам.

Норвежский рунолог А. Листёль в прошлом веке доказал, что руническая письменность не подтверждала принадлежность к каким-либо тайным сообществам, а была общедоступна. Примерами использования рун как «бытовых записок» к XI веку служат такие послания, как «Люби меня, я люблю тебя, Гуннхильд, поцелуй меня, я знаю тебя» и курьерские заметки вроде «Торкель, монетный мастер, посылает тебе перец». В средневековой Европе существовали также и рунические календари.

Многие современники любят мистифицировать древние записи. В реальности, например, руны могут сообщаьт о строительстве моста или времени сбора податей. Благодаря руническим камням, удалось узнать и о многих событиях, повлиявших на ход истории определенного поселения, но, к сожалению, очень немногие каменные «учебники истории» содержат упоминания дат. Один из таких камней гласит, что «дренги осадили Хедебю». Сказать наверняка, каким годом датированы эти руны, очень сложно, ведь средневековый город Хедеба был известен своим богатством, из-за чего его часто осаждали враги. Руны не только повествовали о событиях, но и содержали отношение к ним. Это просматривается на примере высеченных песен: драпа — хвалебная песня, нид — хулительная. Причем сочинение нидов запрещалось законом.

Одним из первых мастеров-христиан считается Гуннар (Kunar), живший в начале XI века. Благодаря подписанным мастером двум камням, удалось установить принадлежность ему более сорока работ на основании стилистических, палеографических и языковых особенностей. Еще один эриль, Асмунд Карасон (Asmuntr Karasun), автор 22 подписанных рунических камней XI столетия. Также ему приписывают еще от 24 до 54 камней, опираясь на орфографическое, палеографическое и изобразительное сходство работ.

Руны были записными листами творческих жителей тех времен. Например, вот поэма, оставленная неизвестным на поминальном руническом камне Rökstenen в Швеции.


Скажи, память, какой добычи было две,
Которую двенадцать раз на поле брани добывали,
И обе брались вместе, от человека к человеку.
Скажи еще, кто в девяти коленах лишился жизни у остготов
И до сих пор все первый в битве.
Тьодрик правил, смелый в бою, кормчий воинов в море готов.
Ныне сидит он, держа свой щит, на готском коне, вождь мерингов.

Полный текст содержит еще 17 строк, а само произведение датируется первой половиной IX века. Не оставляют безразличными рунологов и Ингваровы камни. Это своего рода путевые заметки Ингвара-путешественника, предводителя варяжского похода на Каспий (1036-1042 годы). Камни не только описывают события, но и содержат имена участников похода.

Не германские «руны».

Создавая в IX веке славянскую письменность, Кирилл и Мефодий взяли за основу родной им греческий алфавит. Первая азбука славян, глаголица, хоть и послужила появлению славянской письменности и литературного старославянского языка, но по причине греческого написания букв позднее была переработана в древний алфавит славян, известным нам как кириллица.

Существование так называемых «славянских рун» не доказано. «Руны» «Велесовой книги», фальсификация. В XVIII веке заявлялось о находке «венедских рун» на фигурках из храма Ретры, но эти фигурки признаны поддельными.

Часто древнетюркский алфавит также называют рунами. Из-за внешнего сходства символов на камнях периодически «рунами» становится и кёк-тюркская письменность, зародившаяся в VI веке в Сибири, и древневенгерская письменность, но это не связанные с германскими рунами письменности.

История Германских Священных Рун

История использования рун в Германии своеобразна и во многом не похожа на историю рун в других странах Европы. Причиной тому - и особые культурно-исторические условия, сложившиеся здесь в отношении развития рунической традиции, и специфическая культурная и по-ли-тическая ситуация XIX-XX веков.

Истоки традиции

Руническая традиция на территории современной Германии формировалась в древности под влиянием сразу нескольких школ рунического искусства (понимаемого здесь в широком смысле слова "искусство"): готской, собственно скандинавской, а возможно - и западно-славянской, учитывая, что значительная часть нынешней Германии - исконно славянские земли. И, разумеется, все это влияние накладывалось на древнейшую традицию использования в магических и культовых целях пра-рунических знаков, появившихся в центральной Европе около десяти тысячелетий тому назад.

Таким образом, к Средневековью в германских районах Центральной Европы возникла обособленная школа рунического искусства. Одной из характерных ее черт стало то, что довольно быстро руны здесь потеряли значение средства письменности, будучи вытеснены латиницей. Даже попытка вестготского епископа Ульфилы (IV век) ввести специальный рунический алфавит для записи переводов Священного Писания не оказала значительного влияния на процесс превращения рун в набор магических символов.

Другой особенностью центральноевропей-ского рунического искусства, превратившегося позднее в немецкое, было введение довольно значительного количества дополнительных рун, большинство из которых почти никогда не использовались для письма. Подобные рунические знаки - точнее, те из них, которые известны нам сегодня, - часто называются ныне "немецкими" (т.е. германскими в узком значении слова). Об этих дополнительных рунах стоит сказать несколько слов.

Все они могут быть довольно условно разделены на две группы. Первая из них - это знаки, посвященные отдельным богам (богиням) германского язычества. Таковы, например, руны Вальда, Эрды и Зиу, посвященные, соответственно, богу зимы Вальду, континентальному аналогу скандинавского Улля, богине земли Эрде и богу Зиу (сканд. Тюр). Ко второй группе принадлежат неалфавитные, в большинстве своем, знаки, не связанные с конкретными божествами и либо восходящие к древнейшим европейским символам (свастика и др.), либо появившиеся уже в Средние Века.

Мы вернемся к неалфавитным рунам немецкой традиции немного позднее, когда речь пойдет об одном из самых могущественных мистических орденов XX века
Новое время

ГВИДО ФОН ЛИСТ

В 1100 году был разрушен последний из Великих храмов языческой Веры германцев - Уппсала (Швеция). На полстолетия дольше продержались Великие храмы западных славян - например, Аркона на острове Рюген. Еще дольше выстояли литовские храмы. Но к середине текущего тысячелетия в Европе не осталось ни одного действующего Великого храма.

Зато остались народы - носители Традиции. Уже в середине XVIII века в Европе начинается пробуждение интереса к традиционной культуре. С приходом нового, XIX столетия начинается уже подлинное Возрождение Традиции. Пока еще являющееся областью работы отдельных интеллектуалов и людей искусства, германское Возрождение уже захватывает умы; Я.Адлербет, К.И.Л.Альмквист, Я. и В. Гримм - все больше известных людей того времени проникаются традиционными идеями.

Важнейшим, переломным моментом Возрождения стала середина бурного прошлого века. В это время появился первый фундаментальный труд по языческому наследию Германии - "Немецкая мифология" Якоба Гримма, вышедшая в свет в 1844 году; в это же время на сцене Возрождения появляется величественная фигура Рихарда Вагнера. С этого момента идеи традиционализма проникают в массы, и Возрождение обретает характер важнейшего культурного течения. По всей Европе - особенно в Германии и Австрии - возникают "фолькише" (народные) группы, лиги и ордена, стремящиеся возродить древнюю культурную и религиозно-магическую Традицию. Во второй половине прошлого столетия интерес такого рода организаций все более обращается к древним германским рунам, но подлинное, мощное возрождение рунической традиции приходится на начало XX века и связано с именем австрийца Гвидо фон Листа, творчество которого прекрасно отражает все те настроения, которые царили в традиционализме того времени.

Сейчас Гвидо фон Лист известен, в основном, благодаря изданной им в 1908 году книге "Тайна рун", ставшей, по сути дела, первым в Европе трудом по магии рунических знаков, до сих пор остающимся своего рода классикой в данной области. Между тем фон Лист был гораздо более широким специалистом, и вполне возможно, что издание "Тайны рун" - не самая важная из его заслуг.

По сути дела, фон Лист - как о том часто говорится - был одним из первых европейских неоязычников. Одним из первых он предложил и применил на деле (вероятно, еще не будучи знаком с работами Блаватской) метод восстановления утерянных древних оккультных знаний - метод, сочетающий научный этногра-фо--исторический подход с интуитивно-магическим, вплоть до прямого применения магических техник при создании реконструкций. Десятилетия спустя после фон Листа подобные методы были применены в центральной и западной Европе и США при реконструировании Викки и Друидизма, в Скандинавии - религии Асатру (Одинизма) и т.д.

Что важно, Гвидо фон Лист, как отмечает Николас Гудрик-Кларк, "был первым популярным автором, соединившим народническую (volkisch) идеологию с оккультизмом и теософией". Именно "фолькиш"-движение стало важнейшим путем распространения новой (а точнее - старой) идеологии, - идеологии сакральной Традиции, и с легкой руки фон Листа стержнем, символической базой этой идеологии оказались именно руны...

Примерно до конца XIX столетия фон Лист, несмотря на все свое увлечение оккультизмом, оставался относительно далек от рунической магии. Но что-то изменилось в 1902 году, когда он перенес тяжелую операцию на глазах и практически ослеп на долгие одиннадцать месяцев. И почти сразу после этого, как только болезнь немного отпустила, появился на свет первый небольшой трактат фон Листа по рунической символике (1903). Позднее ученики фон Листа говорили об этой его временной слепоте, как о Посвящении, подобном Посвящению Одина, пронзившего себя копьем на Древе Мира ради знания рун...

С этого момента руны стали центральным моментом в творчестве фон Листа. В 1908 году выходит его "Тайна рун"; в том же году было официально открыто "Общество Гвидо фон Листа" (Guido-von-List-Besellschaft), призванное финансировать и издавать его исследования, посвященные германскому оккультизму и прошлому. При поддержке "Общества" фон Лист с 1908 по 1911 год издал шесть брошюр, уже самая первая из которых была целиком посвящена рунической магии.

В брошюрах этой серии (Guido-von-List-Bьherei) фон Лист, помимо рун, касается других аспектов сакральной Традиции, в том числе - "эзотерической социологии", закладывая тем самым основы представлений о "сакральной элите", или "элите магов", которые пышным цветом расцветут позднее - не пройдет и двух десятилетий со смерти Мастера.

Работая в этом направлении, фон Лист одним из первых указывает на аналогии между кастовым устройством древнеиндийского общества и общества древних германцев. От названия одной из германских каст - касты арманов, аналогичной касте браманов в Индии, - произошли название предложенного Листом рунического строя - Футарк Арманов, или Арманический Футарк, - и название внутреннего ордена Общества фон Листа - Ордена Арманов (Hoher Arnanen-Orden).

Третий рейх
Германский орден и анэнэрбе

В 1908 году, одновременно с выходом листовской "Тайны рун", было основано, как мы уже говорили, "Общество Гвидо фон Листа" - объединение людей, стремящихся к возрождению магической и религиозной практики древних германцев. Внутренним кругом "Общества" стал Орден Арманов, формально созданный на празднике летнего Солнцестояния 1911 года и построенный по классическим схемам древних инициатических тайных обществ. Несмотря на всю известность фон Листа, Арманенорден стал лишь одной из многих подобных организаций германского мира. Между тем идеи пангерманизма, тревожившие умы в Германии и Австрии, требовали чего-то более глобального...

Год спустя, в 1912 году, в Германии создается некая "сверхструктура", имеющая четкую традиционалистскую (языческую) направленность и также организованная по принципу тайного общества. Элементами этой "сверхструктуры" стали и Орден Арманов, и Орден Восточного Храма, и образованное несколько позднее Общество Туле. Этой организацией нового типа стал Germanen-Orden, Германский Орден. Забегая несколько вперед, скажем, что к 1921 году в числе нескольких десятков объединенных под крылом Германского Ордена организаций будет находиться и НСДАП.

Пока же на арене германского традиционалистского возрождения появляются новые люди. Появляется барон Зеботтендорф, основывающий Общество Туле. Появляются некто Гиммлер, Гитлер и Гесс - члены этого нового Ордена. Публикует первые свои работы профессор Герман Вирт. Карл Мария Виллигут, последний представитель древнего германского рода Виллигутов, владеющего, по некоторым предположениям, древними языческими знаниями, связывается с лидерами традиционалистского Возрождения.

В недрах одной из новых немецких политических партий - НСДАП - появляются охранные отряды, будущий СС. С ростом партии растет и СС, быстро превращаясь сначала просто в партийную элиту, а затем и в инициатическую организацию, в новый орден. Гораздо позднее, в 1943 году Гиммлер - глава СС - скажет: "Наш орден войдет в будущее как союз элиты, объединившей вокруг себя немецкий народ и всю Европу. Он даст миру руководителей промышленности, сельского хозяйства, а также политических и духовных вождей. Мы всегда будем подчиняться закону элитарности, выбирая высших и отбрасывая низших".

Уже к началу тридцатых годов СС действительно стал внутренним элитарным орденом НСДАП; и именно в его интеллектуальных недрах шла разработка новой философии, под флагом которой партия должна была прийти к власти и перестраивать затем германский мир.

В 1932 году Гитлер принимает предложение стать Великим Магистром Германского Ордена. В следующем, 1933 году Гиммлер знакомится с Германом Виртом, самым известным исследователем рунической Традиции того времени, и в том же году вместе с Виртом и Вальтером Дарре основывает исследовательскую организацию, получившую название Ahnenerbe - "Наследие предков". Спустя два года, в 1935-ом, Анэнэрбе становится государственной организацией, руководимой штурмбанфюрером СС Зиверсом. В 1939 году Анэнэрбе попросту включается в структуру СС; к этому времени Анэнэрбе представляет собой мощную организацию, объединяющую около полусотни институтов.

Задачи этой организации: "Изыскания в области локализации духа, деяний, наследия индо-германской расы. Популяризация результатов исследований". Здесь разрабатывалась внутренняя доктрина партии, основанная на концепциях языческой магии и религии. В этих же кругах, к слову, появился и печально знаменитый символ СС, созданный в 1933 году штурмгаупфюрером Вальтером Хеком, - двойной удар молнии, сдвоенная руна Зиг, руна Победы... Здесь же разрабатывались закрытые проекты по рунической символике ритуалов СС и его подразделений, создавались программы обучения рунической магии и символике, обязательного для всех новобранцев ордена...

Руническая магия была одним из основных направлений работы Германского Ордена, сохранила она свое значение и в работе Анэнэрбе.

Масштабы исследований, проводимых институтами системы Анэнэрбе, поистине грандиозны. Здесь изучалось все, имеющее какое бы то ни было отношение к сакральной традиции: от причин вырождения викингов Гренладии до - это не шутка! - магического значения башенок на готических соборах. Объем только той части архивов Анэнэрбе, которая была вывезена в 1945 году в Россию, составил 45 железнодорожных вагонов.

Только для того, чтобы изучить эти архивы, нужно создавать новый исследовательский институт, и уж, конечно, для этого не хватит одной небольшой статьи. Но некоторые аспекты наработок Анэнэрбе, связанных с руническим искусством, мы здесь затронем.

Как уже упоминалось, одной из характерных черт немецкой рунической Традиции было использование довольно значительного количества неалфавитных рунических знаков, неизвестных на других территориях. Многие из этих рун использовались орденом СС.

Некоторые неалфавитные руны немецкой Традиции:
Руна Вальда

Предположительно имеет фризское происхождение, фонетическое значение ue; посвящена богу зимы и неба (фриз. Wald, сканд. Ullr). По мнению Найджела Пенника, "является руной личной силы". Насколько это так, судить сложно, а вот то, что руна Вальда связана с зимним солнцеворотом (сканд. Yule), можно утверждать однозначно.
Руна Эрды

Руна Земли и земной богини, носящей в германских языках то же имя (Earth, Erda и т.д.). Символизирует, с одной стороны, собственно Землю, ее святость и ее магию, с другой - родную землю, Родину и Род. В Германии руна Эрды слилась со стандартной алфавитной руной Отал (нем. Одал) и использовалась в качестве символа расового отдела СС. Кроме того, руна Эрда-Одал изображалась на эмблеме дивизии Ваффен СС "Принц Ойген".
Руна Зиу

Четвертой внеалфавитной руной является руна Зиу, одного из древнейших германских богов. Имя Ziw (Ziu) практически совпадает с именем античного Зевса; действительно, Зиу долгое время оставался верховным небесным богом, властелином молний, пока не был лишен этой функции новопоявившимся Тором и не превратился во второстепенного бога воинских искусств - скандинавского Тюра. Руна объединяет начертания руны Зиг и руны Тюра и считается руной силы, сосредоточения энергии, справедливости и воздаяния по заслугам.
Волчий крюк (нем. Wolfsangel)

Руна повторяет форму специального орудия - "волчьего крюка", с помощью которого в древности ловили волков. Предполагается, что руна могла передавать звук ai. Магическое назначение - охрана, пленение, сковывание движений и намерений противника, обеспечивающее собственную свободу.

В Средневековье руна использовалась для магической охраны от волков. В XV веке эта руна оказалась эмблемой крестьянского восстания в Германии; некоторое время была символом НСДАП, затем - знаком дивизии Ваффен СС "Дас рейх". Голландский вариант служил знаком дивизии Ваффен СС "Ландштурм Нидерланд", состоявший из голландских добровольцев.

Наряду со внеалфавитными и собственно немецкими рунами, СС широко использовал и стандартные руны общегерманского Старшего Футарка:

Альгиз (нем. название - Лебен-рун)

Почиталась в СС руной жизни и использовалась в качестве отличительного знака самого Анэнэрбе, а также - для Общества Лебенсборн, исследовавшего расовые вопросы. Во внутренних документах СС, а также на надгробиях эта руна указывала дату рождения.

Перевернутый Альгиз (нем. название - Тотен-рун)

Руна смерти. Использовалась при указании даты завершения жизни.
Тир

Древний общегерманский символ, означающий возвышенное состояние духа воина и связанный с Тиром (Тюром), богом битв. Многие современные авторы описывают руну Тир как "руну Воина Духа". В СС служил знаком отличия внутреннего круга ордена: его носили офицеры, окончившие спецшколу СС до 1934 года, и профессорско-преподавательский состав ордена.
Хагалл

Следуя фон Листу и его школе, в СС почитали эту руну одним из основных рунических символов и связывали ее с несокрушимой верой в правоту орденского мировоззрения. Эта руна изображалась на знаменитом кольце с мертвой головой. Кроме всего прочего, руна Хагалл служила отличительным знаком полицейской дивизии СС.
Падение волка

"Наш орден войдет в будущее как союз элиты, объединившей вокруг себя немецкий народ и всю Европу" - это слова Гиммлера. Однако этим словам не суждено было сбыться, и великому ордену СС богами была уготовлена совсем иная судьба - мы знаем это из истории. Что же произошло?

Как мы уже говорили, в 1932 году сам фюрер принимает пост Великого Магистра Германского Ордена. В 1933 году он приходит к власти в Германии. И... дальше что-то происходит.

В 1935 году домашнему аресту подвергается Вирт. В том же году членам СС запрещается принимать посвящение Ордена. В 1936 году оказывается в концлагере Фридрих Марби - ученик фон Листа, выдающийся исследователь рунической традиции, автор целой серии трудов о практических аспектах работы с рунами. В сохранившемся списке руководства СС, датируемом тем же 1936 годом, отсутствуют уже многие теоретики нордического возрождения. Очень скоро распускается Германский Орден. Наконец, в 1940 году прекращается обязательный до тех пор для новобранцев СС инструктаж по рунической магии. Примерно в то же время, открывая одну из школ СС, Гиммлер произносит: "Верить, повиноваться, сражаться! Точка! Это все!"

Нет, разумеется, СС не отказывается от магии, но магия эта все более приобретает некий новый характер. Вольфшанце, "Логово Волка", - так теперь называются ставки фюрера в Восточной Европе. Что-то произошло в глубинах высшей иерархии Рейха. Кто теперь расскажет, каким образом удалось от листовского поклонения Одину, от вагнеровского Зигфрида привести германскую нацию к образу Волка, мифологического противника богов и героев?

Теперь же, ассоциируя себя с Волком, фюрер вступает в войну с богами собственного народа, более того - с богами индоевропейского мира...

Гитлер, несомненно, долгое время обладал неким пророческим даром. Непостижимым образом ему удавалось предсказывать развитие политической и военной ситуации в разных районах Европы и даже называть точные даты будущих значительных событий. Так предсказал он, например, дату своего вступления в Париж, день прорыва блокады в Бордо, день смерти Рузвельта. И вот - зима 1941-1942 годов. Немецкие войска не готовы к суровым российским холодам. "Атакуйте" - слова Гитлера. Фюрер уверен, что зима будет мягкой, что холода отступят перед воинством нордической расы.

Мощное наступление на Волге. И вдруг... столбик термометра опускается за отметку 35, 40, 45 градусов. Синтетический бензин немецких танков распадается на негорючие компоненты. В немецких автоматах замерзает смазка. Облаченные лишь в легкие шинели, "нордические воины" гибнут от холода...

Поражение на Волге стало не только переломным моментом в ходе Второй мировой войны. После Сталинграда оказался обреченным Третий Рейх, ибо сам Дух Севера сказал свое слово, и боги Асгарда вступили в сражение.

«Fa» - Fa-Tor, отец; плоть и дух рода; пламя, разгорающееся в очаге; магическая сила огня, придающая всему форму; вечное возвращение (ewige Wiederkehr) Отца Фа-Тора, чистой созидающей любви. Числовое значение - 1.


«Ur» - первоначальный, изначальный, первоогонь, сотворение, перворождение, прадух, первознание, изначальное расположение, перво-бытие, первопричина, изначальная вечность, правремя, происхождение, праалфавит, первооснова, праматерь, норна Урд, уран, первостановление, прехождение (Ur-Entstehen, Ur-Sein, Ur-Vergehen-zum neuen Entstehen). Первопричина всех проявлений - «Ур». Перво-Вселенная (Ur-Al), Перво-Земля. Числовое значение - 2.


«Thor» - тур, острие («Thorn»). «Тор» - воля («Wille») и Деяние. Бог Тор-Донар, «Don-Aar», поющее солнце, гром, молот Тора. Острие судьбы, острие жизни, и в то же время - острие смерти, что ведет к перерождению. Нет жизни без смерти, и нет смерти без жизни. Спящая красавица, которую пробудил шип жизни. Врата (златые врата и врата несчастья из сказки «Госпожа Холле»). Числовое значение - 3.


«Оs» - Восток (Ost), Пасха (Ostern), Остара, богиня весны. «Ос» - руна одухотворенной речи, силы, языка; духовное перерождение преодолевает любые злые силы. «Ос» - чрево, Osrun, в котором - плод духа и любви, то есть - реальность. Числовое значение - 4.


«Rit» - речь («Rede»), колесо («Rad»), рдяный («rot»), Рита («Rita») - святая, непоколебимая истинная правота. космический ритм; рев, рокот. Спаситель («Rei-ier»), правый, рыцарь, герой («Recke»). «Ara-Rita» - Высший Закон, закон Вселенной. Числовое значение - 5.


«Ka» - причина и следствие, правосудие поэта. Сам звук «к» символизирует духовные и физические способности к леКАрству, исКУсству; КОроль, КОролева, «Kun», «Kano», те, кто могут и знают («konnen» und «kennen»), «Ar-Kona», Та, что ведает, Норна. «Kala» - тайное знание народа, «Ка» - его чистая кровь. Числовое значение - 6.


«Hagal» - «Hag-All», «All-Hag», «Все-Бог» (Got-All), Вальхалла (Walhall), «Все-Мир» (Welt-All), «Все-Человек» (Mann-All). Ограда, ограждать, огораживать, скрывать, обнимать. «Hagal» - руна Вселенной; Древо Мира, на оси коего расположены все духовные и физические миры. Священное число 7 - число чувств, звуков, цветов, гармоний, вечной мудрости Божества, всеобъемлющая самость. Числовое значение - 7.


«Not» - нужда, нет, смерть, необходимость, необходимая судьба; руна Норн, ткущих нить судьбы. Непреодолимость судьбы, необходимость, что испытывает нас нуждой. Необходимость ведет наш дух к переменам, прехождению на высших духовных и астральных уровнях, и к перерождению. Став настоящим спасителем и целителем, ты преодолеешь нужду и смерть. Числовое значение - 8.


«Is» - «Я» («das Ich»), осознанная самость, самообладание, мудрость и магия. «Я» соотносится с Единым, с единством, с великим единением. «Единица» - самое сложное из всех чисел, представляющее божественного, мудрого человека.


«Ar» - орел (Aar), орел Солнца, благородный, арий, сын солнца, «Ar-Man». Перво-огонь (Aar-Feuer), Сын Божий. Гармония суть Ар-Мания. «Ар» - акр, поле, «Ар» - «Ara-Hari», верховный вождь, солнце духа; Ормузд, Ариманн, Ari-Man, Человек-Солнце, Арий. «Ар» - руна целителя, врача («Arzt»). Числовое значение - 10.


«Sig» - Солнце, соль, сила, руна солнечного силы, руна победы («Sieg»). «Sal and sig!» - «Процветания и победы!»; свет, сияние, душа («Seele»), сверкание. «Сиг» - Свет Солнца, сито, семь мудрецов, кровное родство. «Сиг» - руна воина и победителя, благословляющая на победу и поражающая врагов. Числовое значение - 11.


«Tyr» - удача, победа, перерождение, созидание, но в то же время - разрушение и вечное возвращение, бог Тор-Тюр-Тиу-Зиу. «Тевт», «Тевтоны» - германцы. «Тюр» означает сокрытие, тайну; в ней действует троица Становления-Бытия-Прехождения, то есть - поТРясение, сТРемление. «Тюр», «Троица», триединая мощь. Духовный путь, космический ритм. Копье и стрела - форма «Тюра». Числовое значение - 12.


«Bar» - медведь («Baer»), рождаться («Geburt»). «Bar» - «песня», «Bard» - «певец». Откровение - рождение Духа. Источник, Родник, и то, что истекает, уходит. «Bas» - грудь («Bruste»), утроба Матери. Руна рождения и плодородия, сокрытия - рождения. «варвары», «Bar-Bar-Baren» - «Трижды Рожденные». В руне «Бар» скрыто Рождение, происходящее от перворождения. Числовое значение - 13.


«Laf» - Жизнь («Leben»), закон жизни, печень, восстановление, луг, лист, озеро. А равно - любовь, свет («Licht»), пыл («Lohe»), свет жизни, снисходящий в мир; лампа, светоч, просветление, очищение, первый месяц весны - март («Lenzing»), липа, скорбь («Leid»); учеба («Lernen»). «Лаф» - руна инициации, руна опыта и испытаний. «Leb» - лев («Loewe»), геральдический символ жизни («Leben»), руна «Лаф», скрытая Калой. Числовое значение - 14.


«Man» напоминает нам о необходимости узреть в себе искру Божественного Пламени, Самость. Манус, древнегерманский вождь, дух германского Бога, Dio-Teut-Deutsch; сын Бога. «Ман» - руна дыхания, истины, силы и светлых намерений человечества. Руна духа и души, руна тела - становящегося, существующего, преходящего и становящегося вновь, что символизируют три черты этой руны. Манус - мистический прародитель германцев. «Аминь» и «Ом» происходят от нордического «Man», означающего «Бого-Человек», «Человек Духа». Числовое значение - 15.


«Yr» - ложь, заблуждение («Irrtum»), ирис («Iris»), тис («Elbe»). Руна непонимания, неясности, безумия, извращения смысла, отвержения и низвержения, искушения, похоти. Ее вид представляет собой шута, стоящего вверх ногами. Руна роковой любви, скорби и похоти, радости и боли, смеха и плача. Числовое значение - 16.


«Eh» - брак («Ehe»), свадьба, союз - чистое проявление вечного закона природа, который выражен в союзе мужа и жены («Mann und Frau»). Две самости, две жизни, ставшие единым в чистой любви, достигающие высшего через соединение духовных и физических противоположностей. «Эх» - руна Любви, которая приведет германский народ к зениту. Числовое значение - 17.


«Ge» - Гея-Земля, Бог («Got»), дар («Gabe»), «Gibor» - «дарующий»; руна фюрфоса («Fyrfos»), свастики, огня любви, постоянного творения и вечного перерождения. Гибралтар, «Gibor-All-Tar», алтарь Дарующих Все-Отцов. Руна «Ге» представляет собой крест, символ времени, Соединения двух самостей, двух сил. «Gib-Ur» - дар Изначального, искра Господня в человеческих сердцах. «Gibur Arahari!» - «Человек, ты (един) с Богом!» - или - «Даруй нам Изначальную Силу, Душа Солнца!». Числовое значение - 18.

Письменность древних народов всегда хранит в себе тайну. Девять веков минуло с тех пор, как на смену рунам пришло латинское письмо – но скандинавские руны продолжают будоражить умы историков. Древнегерманский корень слова «руна» означает тайна. Большая часть рунических надписей (всего их известно около 5000) была найдена в Швеции. Рунический язык – это язык пращуров, древних славян, письмо викингов, руны использовали народы, проживавшие на территории современных Исландии и Гренландии.

Древние германцы приписывали рунам мистические свойства. Порядок рунического алфавита странен – такой не встречается ни в одной известной миру письменности. Алфавит носит название футарк и делится на три рода, аттира, в каждый из которых входит по восемь рун соответственно. Первоначальное название или значение рун не сохранилось. Современные названия были восстановлены благодаря сохранившимся и дошедшим до нас поздним руническим алфавитам. Например, руна райдо (raidu) это путь.

Написание рунического письма – слева направо, однако, встречаются и весьма любопытные варианты, в которых направление письма чередуется в зависимости от четности строк. К примеру, первая строка может писаться слева направо, но вторая – справа налево, и далее направление будет меняться в зависимости от строки. Руны при перемене направления письма писались ко всему прочему зеркально. Отдельные слова разделялись при помощи знаков препинания, точки или двоеточия, в качестве знака препинания использовалось так же изображение креста.

Скандинавские руны высекали на камнях, которые носят название рунических камней, копьях, мечах, украшениях. Считается, что одна из древнейших рунических надписей это надпись на костяном гребне, который был обнаружен в болоте на острове Фюн, в Дании. Швеция лидирует по количеству рунических надписей, такие надписи находили так же и на территории России, Германии и Австрии. Университет Уппсалы может гордиться собранием крупных рунических камней.

Происхождение рунического письма

Значение и происхождение рун до сих пор остается тайной – количество гипотез, правдоподобных и не очень, велико, но однозначного ответа, откуда взялись руны, до сих пор нет. Исаак Тейлор считал, что руны это наследники греческого алфавита, а создатели рунического письма – племена готов. Другие ученые усматривают сходство таинственных знаков с греческой скорописью.

Греко-латинская версия происхождения рун не так популярна, как следующая, северноэтрусская, согласно которой, руны произошли от одного из алфавитов, принадлежавших северным этрускам. Еще одна любопытная версия происхождения – семитская – роднит рунический алфавит с лидийским и финикийским, в которых имеются точные аналоги некоторых рун, например, руны беркана. Значение и история создания рунического алфавита – тайна за семью замками. Рунологи стремятся раскрыть ее, но до сих пор не знают, служили ли руны связными между людьми и богами, либо просто задумывались как алфавит.

Существует, однако, и мистические версии происхождений рунического письма. Профессор Сигурд Агрелл из Лундского университета утверждал, что руна феу не первая, а последняя, замыкающий рунический знак алфавита. Сам рунический алфавит представлялся неким таинственным посланием. Научный мир теорию Агрелла отверг, однако, у профессора и его версии нашлись последователи, которые опубликовали ряд монографий.

Согласно скандинавскому мифу руны открылись Одину. Бог пронзил себя копьем и девять дней и ночей провисел, пригвожденным к Мировому древу. По истечению срока, Один, отказывавший себе все это время в еде и питье, утолил жажду шаманским медом и услышал руны. Первые были начертаны богом тут же, вместо чернил Один использовал собственную кровь, вместо писчего инструмента – копье. Так руны были начертаны на Мировом древе.

Существует 24 рунических знака, их называют старшими рунами. Рунические знаки разбиты на три рода, аттира.

Первая, руна феу , которую Агрелл считал последней, означает скот или имущество . Руна феу, однако, не является сугубо материальной, она связана и с душевными ценностями. Ее трактуют как руну благополучия, не омраченного самоудовлетворением.

Силы начала и разрушения

Уруз или Сила действует на физический и тонкий миры, в событийном плане, однако, сила это всеобъемлющего, объединяющего свойства. Уруз заключает в себе и женское, и мужское начала. Она является источником энергии, необходимой для великих свершений, любви и дружбы.

Турисаз – могучий рунический знак, он обладает мощной, но тяжелой энергетикой. Турисаз наделяет энергией к размышлению, способствует медитативному настрою. Название рунического символа переводится как «шип» или «черт», так что острота, которая должна быть присуща живому, быстрому, все подмечающему уму, отличительная черта рунического знака.

Райдо или символ пути обладает силою воздействовать на событийный план. Райдо это знак гармонии и объединения. Руна райдо призвана облегчать путь идущим. Знак благоволит путешественникам, отвращая от них беды и превращая путешествие в действо захватывающее и увлекательное, ибо, как сказано, дорогу осилить идущий.

Кано, знак воплощения, в одной версии переводящийся как «факел», в другой как «язва». Символ упоминается в трех рунических поэмах, в англосаксонской – это факел, который горит бледным, ярким пламенем, отмечая место, «где сидят князья». Кано используют для привлечения талантов, ибо знак сопутствует воплощению задуманного путем сосредоточения воли.

Руна хагалаз это знак разрушения, стихийных бедствий, природного буйства. Хагалаз способна разомкнуть «волшебный» событийный круг, который обладает весьма неприятным свойством – засасывать попавшего туда человека подобно водовороту. Руна хагалаз означает гибель и разрушение и имеет непосредственное отношение к германской богине Скади. Руна хагалаз – первая во втором роде футарка. Написание хагалаз напоминает латинское N.

Лед и солнце

Наутиз или нужда символизирует усилие, которое после долгих попыток, вдруг увенчалось успехом. Наутиз может поддержать в трудные времена, однако, требует эмоциональной сдержанности. Удача обязательно придет, говорит десятая руна футарка, однако, чтобы добыть ее придется постараться.

Руна иса просто – прямая вертикальная черта. Иса или лед способна влиять на событийный план и процессы, протекающие в человеческом теле. Руна иса может приостановить ход событий или какой-либо болезненный процесс. Иса так же связана с духовным состоянием человека. Руна иса может свидетельствовать о духовной зиме, которая наступает вследствие охлаждения отношений. Однако, руна эта может быть предвестником весны и скрытого развития.

Йера или год, а так же урожай совершенно четко свидетельствует о завершении начатого и плодах деяний. Любопытно написание рунического знака, напоминающей две расходящиеся стрелы. Йера немного напоминает плуг, недвусмысленно указывая на связь с земледелием. Благоволит только законным делам и свершениям.

Руна перт или колодец памяти, куда окунается каждый, кто хочет возродиться в новом качестве. Любопытно, перт – знак, значение которого наверняка неизвестно. Руна перт носит названия так же Чаши судьбы и некого Жребия. Перт воплощает тайные знания, законы мироздания. Руна перт так же способна сорвать покровы тайн и загадок и открыть на истину.

Соулу или солнце – символ целостности. Может значить некий итог. Шестнадцатый рунический знак футарка, соулу подталкивает человека к самоосознанию и самовыражению. Руна соулу обладает энергетикой дневного светила. Перевернутая руна соулу не несет в себе негативных значений – руна соулу однозначно свидетельствует о звездном часе, тепле и любви, пришедшим в жизнь.

Человек и бог

Тейваз принадлежат 3 аттиру, тогда как руна соулу замыкает второй аттир. Тейваз или Тюр отождествляется с одноруким богом воинской доблести. Бог лишился руки в схватке с Мировым Волком. Тейваз – руна не только доблести и бесстрашия, она помогает в борьбе против собственных темных сил, заключенных в каждом из нас.

Беркана или береза, а то и березовая ветка – знак роста, как физического так и духовного. Беркана это движение и рост, ведущий к плодородию. Символ, способствующий возрождению и рождению нового начала.

Манназ в переводе значит человек. Руна манназ непростая, знак символизирует «собственное Я» . Манназ – руна, которая призывает к уступчивости и скромности, так же сосредоточенности и умеренности в делах.

Лагуз – руна замечательная. Лагуз или озеро прочно ассоциируется с ивою. Лагуз – вода скорее проточная, чем стоячая. Отвечает рунический знак за интуитивное восприятие мира и событийного потока. Руна эта представляет собой единицу, отраженную в зеркале.

Ингуз – двадцать вторая руна футарка, ассоциирующаяся с богом плодородия , могущественным Ингви. Перевернутая ингуз значит то же, что и прямая – знак недвусмысленно заявляет о том, что пришло время счастливых перемен. Символ счастливого завершения – ромб – призывает к избавлению от старого, чтобы освободить место новому.

Кого возлюбят боги

Отал в переводе значит род. Написание отал указывает на расходящиеся пути. Руна отал символизирует избавление от старых привычек, отношений, которые изжили себя. Отал призывает к твердости воли, которая необходима, чтобы разорвать ненужные связи. Руна отал указывает на собственность, владеть которой можно лишь расставшись с чем-то. Руна отал – знак правильного, должного выбора.

Рунический знак наследия не стоит путать с феу, первой руной футарка. Феу, посвященная богу и богине плодородия, означает не только имущество, но и пламя. Источником богатства в Северных странах служат прежде всего способности человека, самой главной из которых является способность оказывать посильную помощь окружающим.

Скандинавские народы, англосаксы и германцы твердо знали, что боги даруют удачу и везение тому, кто не только бесстрашен, смел и благороден, но и тому, кто не чуждается изнурительного труда. Помнили скандинавские народы и о бедах, которые способно принести богатство без любви и сострадания. Богатство, считали они, есть всего лишь удобство, которым делиться тот, кто оказался удачливее своих собратьев, ежели только желает он и дальше пользоваться милостью капризных богов.

Четверг, 30.07.2015 Понедельник, 03.08.2015

Рунические символы - на чем обжегся Гитлер

Интерес к мистическим и оккультным знаниям удовлетворяет извечную потребность человека в духовных поисках. Развиваясь циклично, он никогда не угасает полностью. В свете последних научных достижений древние традиции обретают новую жизнь и становятся необычайно популярны.

Рисовать руны сегодня модно. И не только в оккультных кругах, но также и в среде обычных граждан. Сама рунная традиция пришла к нам от шаманов Севера. Разумеется, это наследие язычников. Но кто он такой - язычник? Если смотреть в толковом словаре, язычник - человек, живущий в тесной связи и гармонии с природой. Северные шаманы не считали природу вещью, набором частиц или организмов. Процесс - вот что видели в ней прежде всего. Процесс воплощения невидимых сил и энергий в ощутимую, материальную форму.

В основе руны лежит так называемый энергетический потенциал - что-то, заложенное изначально, но еще не пришедшее в действие. Его можно уподобить кванту - единице всего сущего во Вселенной, из которой только предстоит проявиться веществу и энергии.

По убеждениям северных шаманов, все силы, существующие во Вселенной, присутствуют в самом человеке, являя собой качества его Души. Именно они «включают» руны, высвобождая потенциал и запуская движение энергий. Неспроста северные боги и богини, олицетворяющие силы природы, имели ярко выраженные человеческие характеры. Вступая в общение с божеством, человек усиливал собственную магию.

Верховным богом северного пантеона был Один, довольно симпатичный, хоть и склонный к сарказму персонаж. Большую часть времени он странствовал, одетый в неизменный синий плащ и окруженный свитой воронов и волков. Именно он добыл руны для человечества, провисев на дереве головой вниз девять суток без еды и воды, пригвозжённый к стволу Иггдрасиль своим же собственным копьем.

В результате столь жесткой медитации он получил озарение и достиг трансформации духа. Бросив девять палочек оземь, он рассмотрел в полученном узоре очертания рун, а в них - энергетическую схему всей природы. Слово «руна» обозначает «секрет». Таким образом Один открыл людям секреты мироздания - тайные знания, подвластные только богам. Священный дар не предназначался исключительно для управления силами природы. Он даровал человеку возможность постичь Вселенную и величайшую ее загадку - самого себя. С помощью этого дара человек мог развить и трансформировать свой дух до божественного уровня.

Вот почему использование рун для привлечения денег или чьей-то симпатии, совершения мести или удовлетворения эгоистических потребностей является чем-то вроде забивания гвоздей телескопом. И хотя гвозди тоже нужно чем-то забивать… Звезд мы рискуем уже не увидеть.

Применять руны на практике довольно просто: их можно вырезать на дереве, начертать на камнях, коже, бумаге, собственном теле. Их рисуют для оказания помощи в поиске работы, обретении благосостояния, излечении от болезней… Собственно, рунную формулу можно составить для любой надобности. Рунические символы безличны, они запускают процесс, диктуемый намерением.

Руны не являются атрибутом черной маги или порождением вселенского зла. Они, как нож, которым можно нарезать хлеб, а можно воткнуть под ребро. Черный пиар рунной традиции - во многом на совести религии единобожия. В свое время ей приходилось всеми силами и способами бороться с язычеством. Имидж св ирепых викингов, рисующих руны кровью побежденных, также внес с вою лепту, породив ассоциации с насилием, смертью и дьявольскими кровавыми знаками.

Некоторые оккультисты до сих пор отстаивают мнение, что руны следует рисовать красным, лучше всего - кровью. «Дар требует дара», - вещают древние «Эдды». И кровь как будто необходима для принесения жертвы богам. Однако не смешно ли требовать чего-то у божеств или природы? Объяснить спокойно, в чем имеете нужду, - вот единственный путь к успеху и взаимопониманию. К тому же символом жизненной энергии у северных народов была не кровь, а вода. И цвет начертания рун в оригинале совсем не красный, а синий - в цвет Одинова плаща.

Но на протяжении истории слишком м ногие считали, что кровь как энергетическая субстанция наилучшим образом активирует руны. Поэтому ее должно быть много. А если много, то, конечно же, чужой. Этот принцип в свое время широко применялся лидерами нацистской Германии. В борьбе за власть они не гнушались оккультными методами, совершенствуя их по собственному разумению.

Немецкий оккультист Гв идо фон Лист создал собственную рунную систему, назвав ее Арманическим Футарком. Из 24 традиционных символов он оставил всего 18. Система базировалась на теориях арманизма и ариософии. Гвидо фон Лист написал и выпустил несколько книг о рунной магии, а затем основал «Общество Туле» - эзотерический клуб с праворадикальным политическим уклоном.

«Туле» переводится как «далекая северная земля». В мифологии этот остров был родиной сверхлюдей, высшей расы божественного происхождения, тех самых «ариев», призванных стать правителями мира. Исследования фон Листа в области истории ариев, их символов и обычаев сыграло свою роль в формировании идеологии националистической Германии.

«Общество Туле», официально изучающее древнегерманскую историю и культуру, прямым текстом провозглашало идеи расового превосходства, а Гитлер, Гесс, Геринг и Гиммлер состояли в его почетных членах. Лозунг «Германия превыше всего» имел оккультную подоплеку, как и многие медитативные афоризмы того времени. В рамках проекта «Аненербе », занимавшегося изучением и распространением «наследия предков», был учрежден курс рунической письменности. Члены ордена СС проходили обязательное обучение толкованию рун.

Рунические знаки легли в основу нацистской символики, в большинстве случаев приобретая значения борьбы за власть и господство. Сдвоенное изображение руны Sowulo (Соулу) S («Зиг» в Арманическом Футарке) использовалось в эмблеме СС, обозначая победу и доминирование.

Сакральный смысл символа сводился к усиленной концентрации энергии небесного огня. В то время как в классическом значении Sowulo символизирует свет знания и понимания, движение к истине, солнечную энергию, излечивающую от болезней и разгоняющую мрак. Руна Teiwaz (Тейваз ) T («Тюр» в Арманическом Футарке) обозначала воинственность и мужество в сражении.

Ее использовали для надгробий вместо крестов, а также в татуировках групп кр ови, наносившихся на плечо. «Тюр» фигурирует на нашивках, нагрудных знаках офицеров и сотрудников управления СС, а также на рунических кольцах.

В своем традиционном смысле Тейваз - действительно символ мужества, но также и высокой морали, причем в борьбе с собственным эго на пути к духовным целям. Руна Hagalaz (Хагалл ) Н обозначала непоколебимость веры в чистоту и превосходство нации. Ею отмечались легендарный наградные кольца «Мертвая голова», символизирующие несгибаемую волю к победе и готовность идти насмерть.

Руна Хагалл действительно способна оказывать фиксирующее, закрепляющее воздействие, но ее основное предназначение - помогать в восприятии трансформаций на пути духовного развития.

Изображение свастики как символа возрождения нации предложил к использованию сам Адольф Гитлер. Свастика - очень древний символ, обозначающий движение Земли вокруг Солнца, развитие и рост вс его живого во Вселенной. Он назывался «Колесо жизни» и направлял концы по часовой стрелке, символизируя также и четыре времени года, поочередно сменяющие друг друга. Изначально в Аненербе работали с таким правосторонним символом.

Но в окончательно утвержденном варианте концы свастики приняли направление против часовой стрелки. Она состояла из двух полюбившихся Гитлеру рун Соулу, наложенных друг на друга. В таком положении руны вытягивали силу из источника жизни и света, превращая развитие в хаос. Подобный знак под именем «саувастика » существовал в Индии, причислялся к символам черной магии и атрибутам разрушающего бога Кали. Были ли деструктивные стремления заложены в свастику сознательно? Долгое время развитие нацизма сопровождалось смертью и разрушением других народов, но конечный результат обернулся крахом самой системы.