Сбываются ли астрологические прогнозы. Религия и астрология

(1 голос : 5 из 5 )

Что говорит Библия об астрологии? Как Святые Отцы Церкви относились к «звездочетам и гадателям»? В статье доказательно приводятся причины неприятия христианством этой «науки».

«Ты назовешь меня односторонним, не довольно просвещенным, ригористом? – Оставь мне односторонность мою и все прочие недостатки: желаю лучше при этих недостатках быть послушным Восточной Церкви, нежели при всех мнимых совершенствах быть умнее ее и потому позволять себе непослушание ей и отделение от нее».

Святитель Игнатий Брянчанинов.

Отношение Церкви к астрологии

Приведем выдержку из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 2 декабря 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме »:

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества…

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

Некоторые астрологии не соглашаются с таким постановлением Православной Церкви и обвиняют ее Священноначалие в некомпетентности и предвзятости. Вообще, можно сделать небольшой укор астрологам: прочитав массу книг по астрологии, и в целом будучи людьми любознательными, они имеют самое темное и сбивчивое понятие о христианстве, на уровне каких-то басен. При всей своей начитанности, они не считают для себя нужным ознакомиться с основными понятиями христианства, прочитать несколько святоотеческих книг о вере, Церкви и ее Таинствах.

Астрологи о христианстве

Несмотря на видимую толерантность астрологии к христианству, все астрологическое учение проникнуто духом презрения к нему. Сколько бы астрологи публично не заверяли слушателей в своем уважении к Церкви, их учителя, авторитеты астрологии имеют на этот счет свое мнение:

«Мнимо уникальная жизнь Христа стала священным символом…» (К.Г. Юнг. О становлении личности)

«Что же разрушило земной рай Иова? Сорвавшая оковы природа. Поэт дает здесь узреть, как Бог обернулся другою своею стороною, которую зовут дьяволом…»(К.Г. Юнг. Гимн Творцу)

«Идею, согласно которой душа в течение одного короткого срока жизни в теле может заслужить либо вечное райское блаженство, либо вечные адские муки, следует рассматривать как самое дьявольское из когда-либо изобретенных средств насаждения неврозов и разлагающего страха смерти». (Д. Редьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)

«Павел отклонил позитивный импульс Христа в русло психологического эскапизма и эмоционального благочестия. Христианство Павла и большинства Отцов Церкви было юпитерианской компенсацией функции Сатурна, разрушенной чувством вины, греха и раскаяния». (Там же)

«То, что человечество фактически не приняло христианства, точнее, так его исказило, что постижение этой великой религии начнется (по существу заново) только в эпоху Водолея, прямо связано с описанной преградой между тонким и плотными мирами.

Внесла свою лепту в процесс укрепления черной стены и церковь, цементируя возникающие в ней трещины и провозглашая собственное существование в мирах горних». (А. Подводный. Символические системы в эпохи Рыб и Водолея) .

Г. Санто так пишет об исполнении Божественных заповедей: «Адам и Ева ослушались заповедей Бога и были изгнаны из Рая. Пуповина была перерезана. Некоторые люди не могут решиться даже на этот необходимый шаг к свободе». (Г.Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.) Только астролог умалчивает, что этот «необходимый шаг к свободе» лишает человека богообщения и делает его рабом диавола. Человек свободен исполнять заповеди Бога и быть в общении с Ним, или исполнять антизаповеди сатаны с соответствующими последствиями. Третьего пути не существует.

Напрасно нам будут говорить, что астрология является наукой и не имеет отношения к религии – шило в мешке не утаишь. Научность астрологии является не более чем оболочкой, а внутренняя, основная ее часть без натяжек может быть отнесена к отрасли сатанизма. И это не поверхностный вывод, к такой оценке астрологии невольно приводит изучение книг известных авторов, «отцов» астрологии, сформировавших ее учение.

«Вместо принятия целого, Церковь отделила себя от природы через неприятие темной стороны Бога. Утверждая, что некоторые наши части являются демоническими, она принудила нас отделиться от этих частей… Иисус в своем послании особо указывал на принятие целого. И до 600 года нашей эры Христос и Сатана принимались как равные братья, как два ребенка Бога». (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.) – в каком «послании» и кем «принимались» автор не уточнил.

Вот в какого бога верят астрологи: отсюда и астрологическое принятие зла и придание ему «оффициального» статуса. Кстати, слово «сатана» астрологи пишут исключительно с большой буквы. Деятельно воспринятое учение Церкви соединяет человека с Богом, а с кем соединит человека учение астрологии? Комментарии, как говорится, излишни.

Библия и астрология

Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Моисея запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.

Повторим цитату из пророка Исаии, который, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и астрологией, от имени Господа с иронией говорит: «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14 ).

«И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер.27, 9-10 ).

«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иер. 10, 2 ).

«…К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19, 31 ).

«…И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела». (Втор.4, 19-20 )

«Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Левит 20, 27 ).

«…Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18, 10–14 ).

Святые Отцы Церкви об астрологии

Святые Отцы Церкви на протяжении всей ее истории уделяли большое внимание борьбе с волшебством и астрологией.

Тертулиан : «Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, – чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого… Если магия наказуема, а астрология – ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны» (Об идолах) .

Татиан в «Речи против эллинов» пишет: «Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы… демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, – пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, – для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей». (Речь против эллинов) .

Блаженный Августин : «Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника». (О звездочетах)

Преподобный Максим Грек : «Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности – неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!»

Было….было в моей жизни время, когда я занималась астрологией. Вряд ли меня, конечно, можно назвать профессионалом в этой области, но какое-то время я проявляла неподдельный интерес к занятиям астрологией и обучалась сама по книжке Колесникова А.Г. “Астрология с помощью компьютера и без него”.

В последствии же, когда я стала воцерковляться, я полностью отказалась от астрологии. Трудно часто сказать, почему мы принимаем то или иное решение в жизни, как и почему меняются наши интересы. Но сейчас я бы хотела попробовать обьяснить, что же со мною произошло, как возникло во мне решение оставить то, что меня так интересовало.

Прежде чем говорить что-то, хотелось бы определить, чем вообще занимается астрология. Мнения здесь, естественно, могут различаться. Кто-то считает основной областью астрологии прогнозы на будущее, кто-то – определение характера человека и его будущей судьбы, кто-то – поиск корреляции между днём рождения человека и его характером, судьбой, внешним видом, и.т.д., сводя, таким образом, астрологию к некоей области статистики. Однако хотелось бы оттолкнуться от чего-то единого, цельного и определённого.

Вот как говорится о предмете астрологии в самоучителе А.Г. Колесникова: Вся астрология может быть разделена на три большие ветви: натальную, мунданную и юдициальную.

Натальная астрология изучает жизнь на уровне отдельно взятого человека, а основным её инструментом является натальная карта, или гороскоп рождения человека…

Мунданная астрология изучает жизнь больших сообществ людей и мира в целом. Здесь не всегда можно определить момент рождения изучаемой сущности – скажем, города или государства – поэтому используются особые виды астрологических карт…

Юдициальная астрология в нашем веке оказалась почти совсем забытой, и лишь относительно недавно была возрождена…..Эта ветвь носит загадочный характер, она дальше всего находится от науки и ближе – к древней магии. Наиболее известные направления здесь – хорарная астрология, в которой астрологическая карта строится на момент задания вопроса, и элективная астрология, которая учит выбирать наилучший момент для различных человеческих инициатив.

И всё-таки, основным и самым распространённым направлением астрологии я бы назвала составление натальных карт. Поэтому далее я буду говорить именно про данное направление, или натальную астрологию.

Процесс составления натальной карты я бы разделила на 2 этапа:
1) астрономические вычисления положения планет на момент рождения человека;
2) толкование этого расположения, определение характера человека по карте и, возможно, его будущей судьбы.

Если с первым этапом всё ясно (с научной точки зрения) – это просто астрономические вычисления позволяющие понять, каково было расположение планет относительно Земли на момент рождения человека, то со вторым этапом мы вступаем на болотистую почву неопределенного. Тут я подразумеваю неопределённое в строго материальном смысле. Безусловно, написано много литературы о толковании карт. Но, всё же, в любом случае придётся признать, что толкование каждой отдельной карты – это своего рода открытие. Потому что каждый человек уникален.

Хотелось бы сказать, что никаким образом первый этап (вычисления) не может “перейти” во второй этап (толкование). Потому что сама природа этих этапов различна. Тут граница настолько жёсткая, что говорить о каких-то тонких переходах просто не имеет никакого смысла.

Таким образом, очевидно, что первый этап со вторым связывается исключительно ТОЛКОВАТЕЛЕМ. Поэтому результаты толкования натальных карт зависят от астролога, и у разных астрологов результаты могут быть различны. Но как же это так? Неужели надо предположить, что у человека несколько судеб? Если даже судьбу человека и можно прочитать по расположению планет в момент его рождения, то какое же толкование признать истинным? Самое интересное, что сколько бы люди не полемизировали по данному поводу, они не смогут ответить на этот вопрос. А вопрос, возможно, следует задать по другому: “Почему мы вообще решили, что существует какая-либо связь между судьбой человека и расположением планет?” К этому нет указаний в Священном Писании и Предании.

Более того, многие святые жёстко критиковали астрологию и отрицали существование такой связи. Да, конечно, астрология возникла в древности, но, думается, возникла только как гипотеза и не более того. То есть, если говорить прямо, мы верим в то, что наша судьба изложена в расположении планет только потому, что кому-то, когда-то, в древности это показалось возможным. И этот человек предположил это сам от себя, это не было Божественным откровением. Господи, да кто ж из нас никогда не ошибался? А что, если тот человек тоже ошибся?

Православная Церковь считает главнейшей задачей спасение людей. Для этого Церковь и была создана, и Христос пришёл на Землю для нашего спасения. Так неужели бы Бог скрыл от людей то, что их судьба и их характер изложены в расположении планет, если бы это было нужно для их спасения? Конечно же, нет. Всё, что нам нужно изложено в Священном Писании и Предании, и не нужны нам никакие планеты.

Кроме того, вся Вселенная создана Богом. И планеты суть творения Божии, как и человек. Однако Бог может по Своей Святой воле изменить судьбу человека, а также его характер, всего человека оживотворить и оживить, испытать или наказать, или помиловать и простить. Или мы считаем, что Бог посоветуется сначала с натальной картой, прежде, чем сотворить по воле Своей? Очевидно, что творение не может влиять на Творца, а вот праведник, по смиренной молитве, может преклонить Божию милость к себе. Потому что, как сказано, “творит Господь волю боящихся его.” Да, человек меняется. А под действием Благодати человек меняется настолько быстро, насколько больше его желание очистить своё сердце и насколько сильнее его стремление к Богу. Одни люди меняются постепенно, другие быстрее, а некоторые сразу становятся на истинный путь, обращённые в одночасье по особому смотрению Божию. Или это всё изложено в планетной карте, включая желания человека в будущем?

Я составила около десятка натальных карт, пыталась их толковать, как-то предсказать судьбу человека, рассказать о его характере. И вот однажды, я увидела в натальной карте одной девочки то, что, по всем признакам должна была толковать как негативные явления в её судьбе. И мне надо было рассказать об этом её родителям. А эти люди очень верили в астрологию. И тогда меня просто кольнуло в сердце, потому, что я ведь не знаю, насколько достоверно моё толкование. Это может быть, а может и не быть. Откуда я знаю? Разве это по-христиански, нагадать человеку сломанную жизнь, а потом оправдываться: “Ну, понимаете, я, конечно, точно не знаю, но всё говорит о том, что девочке по судьбе положен развод….”? А если ты точно не знаешь, так что говоришь тогда? Люди же будут переживать, более того, запрограммируют себя, начнут бояться чего-то неведомого и ждать неопределённого. А потом утонут в пучине собственной мнительности. Вот и весь результат. Меня это всё очень огорчило, честно говоря. Да и не только в негативной информации дело. Вот представим себе, что вы нагадали человеку прекрасную судьбу, а он был очень доверчивым. Он и поймёт, что делать уже ничего не надо, всё определено, перестанет стараться и испортит себе всю жизнь. В любом случае, слишком много вреда от этих всех предсказаний, мне так кажется.

Мы подошли к тому этапу, когда необходимо рассмотреть вопрос о целях астрологии. Каждый человек делает определённое действие с какой-то целью, сознательной или неосознанной. Некоторые, возможно, пишут прогнозы, чтобы их считали прозорливыми и чтобы прославиться; некоторых увлекает сам процесс; некоторые хотят помочь человеку познать себя….вобщем, сколько людей – столько целей. И мне кажется, что именно в целях ключевое отличие православного верующего от астролога. Я не буду рассматривать такое понятие как “православный астролог”, по причине отсутствия смысла такового.

А каковы же цели христианской жизни? Серафим Саровский сказал: “Цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго”. Для православного человека основная цель жизни заключена именно в этом. Верующий человек не хочет узнать свою судьбу, он уповает на промысл Божий. Единственное, что его волнует – это, чтобы во всех обстоятельствах жизни, что бы ему Бог ни послал по Своей святой воле, сохранять верность Его заповедям. Как бы тяжело подчас не приходилось. Поэтому, познание себя православного человека занимает только постольку, поскольку оно помогает очистить своё сердце от страстей и сохранять себя в чистоте изнутри. Тут, конечно, необходимо упование на Бога и молитва. То есть мы видим, что цель у всех православных христиан одна и таже. Их не много, ЦЕЛЕЙ! Она одна единственная. Потому что множество целей рождается от желания человека поступать по своей воле, а православие призывает полностью отказаться от своеволия. Во всяком случае, молиться и стремиться к этому.

Кто-нибудь, возможно, скажет: “А что если попробовать понять волю Бога и Его промысл относительно человека с помощью астрологии? Я, например, хочу исполнять волю Божию, но попытаюсь глубже её понять с помощью астрологии. Я не делаю её целью, но методом.” А почему недостаточно для этого опыта Церкви, Священного Писания и Предания? Без самого Бога невозможно понять Его волю. А выход из этой ситуации только один – молиться и просить. Если мы избираем этот путь, то это говорит о нашей надежде на Бога и доверии Ему. Если же мы пытаемся найти себе какие-то знамения и, решив “ребус планет”, приблизиться к Богу, о каком доверии может идти речь? Только о доверии себе. Зачем пытаться постичь разум Бога? Чтобы проверить Его? Зачем подменять Творца творениями? И опять-таки, само это желание говорит о стремлении развить какое-то своё видение. В чём же опасность желания развить его? С моей точки зрения оно заключается в следующем. Человек, пытаясь понять промысл Божий, и даже, допустим, молясь об этом, очень незаметно для себя переключается от Бога на свою личность. И постепенно начинает думать, что Бог даровал только ему особенное какое-то видение, а у других его нет. И Бог оставляет его за превозношение. Верующий же в БОГА человек, как я думаю, только молится: “Да будет, Господи, воля Твоя!” и принимает всё, что приходит, как изьявление воли Божией. И что самое главное, у всех других всё абсолютно также. Человек не чувствует себя уникумом. Здесь людей отличает только волеизьявление, жить или не жить по заповедям. А вот его то даже Бог не ограничивает. Это свобода, которая дана Богом.

Я думаю, что есть человек и есть вера, которая связывает человека с Богом. И это правильная связка, если так можно сказать. Не надо планет никаких. А ещё есть молитва. Которая, достигнув совершенства, делает человека с Богом как бы одним целым. Потому что Иисус Христос, Бог наш – Бог Слово. В вечернем правиле есть замечательные слова, во второй молитве:
Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего, никогда же отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай…

То есть, православный человек каждый день просит Самого Господа быть всё время с ним и, более того, почивать в нём. Бог настолько возвышает человека, что, милосердием своим, соединяется с ним. Соединяется через Слово, через молитву и через таинство Евхаристии. Так почему же мы ищем истину в планетах? Почему мы не стремимся к чистоте молитвы, когда рядом с нами такие дары? Потому что мы не верим Богу, а только себе. Себе и своему пониманию.

Можно много говорить, доказывать, обьяснять. Однако Бог – не алгебра, а вера – не теорема. Вера – это дар Бога. Он даёт нам по милости Своей. А в свете великого дара веры вся астрология просто мелка и неважна. Астрология не нужна, она лишняя, это – сорняк в душе, который не помогает, а только мешает, умаляя нашу веру и надежду на Бога. А весь приём лукавого состоит в отвлечении внимания от истинного пути.

В заключении хочу сказать, что путь веры труден. Об этом очень много написано и об этом не понаслышке знают все, кто идёт этим путем. Но и награда очень велика. Награда – это Царствие Небесное еще здесь, на земле, потому что Царствие Небесное внутрь вас есть . (Лк. 17, 21).

Были очень востребованы различные предсказатели. Кто-то из них определял будущее по внутренностям животных, кто-то одурманивал себя наркотическими веществами и «пророчествовал», другие же предпочитали составлять гороскопы по звездам. Последнее сохранилось до наших дней и, несмотря на полное расхождение с доводами науки и здравого смысла, астрология довольно популярна.

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Еще о суевериях:

Отношение православной церкви к астрологии

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди - это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодиллера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке или экстрасенсу . Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.

Как церковь относится к астрологии

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

Что еще нужно знать о Библии:

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, »…«, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

В Евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».

Вифлеемская звезда

Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст , предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре : «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий , Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Еще о греховных увлечениях:

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия . Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.

Православие об астрологии

Церковь любят обвинять в консервативности и недалекости во взглядах на многие вещи. Кажется, что оппозицию науки и веры наш XXI век уже давно бы мог преодолеть, если бы не оставались недосказанными или необъясненными некоторые «спорные моменты». Почему нельзя веру в гороскоп совмещать с верой в истинного Бога? Почему одно мистическое учение не может соединяться с мистикой другого? Попробуем пролить маленький лучик света на одну из этих тем.

Астрономия или астрология?

Для начала стоит выяснить, чем является так называемая «вера в гороскопы», прежде чем обвинять православие в антинаучности. Наукой в полном смысле слова является астрономия (наука о Вселенной). Она изучает небесные тела с точки зрения их расположения, происхождения и других характеристик. К этой науке Церковь относится как раз хорошо, поскольку космос и все, что в нем, тоже является творением Божьим.

А вот гороскопы никакого отношения к астрономии не имеют. Это детище астрологии. Она вовсе не является наукой, а оккультным (тайным, мистическим) учением. Как разновидность идолопоклонства астрология возникла из языческого культа халдеев в древнейшие времена. Отношение Церкви к ней строго негативное. Почему?

В основе этого оккультного учения лежит ложное представление о том, что все происходящее с человеком зависит от расположения небесных тел. Такой языческий фатализм (предопределение, вера в судьбу) Церковь не может принять.

Человек был создан свободным, Сам Творец выше всего ценит нашу свободу. Более того, Он поставил человека господином над всем сотворенным миром, в том числе и над светилами. Возникает вопрос: как же звезды, будучи подвластными человеку, могут распоряжаться его судьбой? Православный взгляд на это отвечает: никак.

Интересно, что даже некоторые прославленные ученые нелестно отзывались об астрологии. Не брезгуя, впрочем, при этом зарабатывать на ней деньги. Так, например, Иоганн Кеплер, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы, сам составлявший гороскопы для знатных особ, называл эту псевдонауку «глупой дочкой» математики, которая для пользы своей старой разумной матери… должна болтать и лгать. Он даже окрестил ее «суеверным звездословием». Вот другие его слова:

Астрология есть такая вещь, на которую не стоит тратить времени, но люди в своем невежестве думают, что ею должен заниматься математик

Показателен тот факт, что именно в эпоху Просвещения это суеверное учение стало постепенно угасать. И только в XX веке оно, к сожалению, не просто возродилось, но и достигло пика своей популярности, которая не уменьшается и сегодня. Более того, некоторые астрологические знания к тому же взяли себе на вооружение многие секты модного движения «Нью Эйдж».

Почему комфортнее верить в гороскоп?

По многим причинам вера в гороскоп более удобна для человека, чем жизнь по заповедям.

  • Астрология освобождает от ответственности. Поскольку все предопределено, моя жизнь зависит от случайного положения на небе бездушных светил, то изменить ничего нельзя. Не нужно молиться Богу, не нужно пытаться себя исправить. Зачем? Ведь есть судьба, от которой не убежишь, а что будет дальше — Юпитер знает.
  • Астрология оправдывает все пороки. Если поступки человека обусловлены космосом, то нет никакой разницы, какого они качества. Православный взгляд на это противоположен: имеет значение не то, что с тобой что-то произойдет, а то, к чему это приведет. Для верующих важны не сами события, а то, как мы себя в них проявляем.
  • Вера в гороскоп доступнее, чем честное богоискание. Гармония для православных заключается в исполнении и следовании воле Божией. Понять, в чем она состоит — дело весьма трудное, иногда на него уходит вся жизнь. Куда проще, конечно, сделав правильный запрос в Интернете, по дате рождения определить свою «карму». Гарантии, что все именно так и произойдет, наверняка никто не даст, но если в это свято верить, то глазом не успеете моргнуть, как все «сбудется».

О чем говорит Писание?

Православный взгляд на гороскопы часто приводит нам примеры из Священного Писания, когда законы природы, в том числе действие светил, нарушались по молитве праведников. Самый яркий пример — история Иисуса Навина. В битве при Гаваоне с ханаанскими племенами он остановил Солнце и Луну, чтобы продлить суточный круг, не дав этим самым врагу возможности убежать, воспользовавшись ночной мглой. Так Иисус Навин одержал победу.

Библия говорит еще об одном чуде, нарушившем естественные законы, также связанном с упоминаемым ветхозаветным персонажем. Воды реки Иордан перестали течь и открыли израильтянам путь, когда те шли в Иерихон с ковчегом завета. Тем самым Иисус Навин в точности повторил чудо своего наставника Моисея, когда тот «аки по суху» переходил Чермное море. Отсюда следует, что не только Луна способна влиять на приливы и отливы, но и молитвы святых.

Отношение Церкви к астрологическим суевериям хорошо выражено в евангельской истории об исцелении так называемого «лунатика». После Преображения на Фаворе к Иисусу Христу привели юношу с признаками беснования. Характерно, что приступы случались с ним в периоды новолуния.

Толкователи Евангелия объясняют эту дьявольскую хитрость таким образом: бесы специально нападали на юношу в определенные фазы Луны, чтобы скрыть себя. Таким образом люди стали бы обвинять в болезни не их, а Луну, Божье творение, и через это косвенно бы хулили Самого Бога. Однако Господь исцелил молодого человека, запретив демонам, а не светилу, мучить его. Этим Он дал понять, кто был истинной причиной страданий юноши.

Какая звезда вела волхвов?

Сторонники астрологии любят приводить в пример евангельских волхвов, первыми пришедших поклониться Младенцу Христу. А кто такие волхвы? Разве они не маги, не гадатели по звездам? И разве не звезда привела их в Вифлеем? Что Церковь может на это возразить?

В первую очередь нужно выяснить, какая звезда вела волхвов. Астрономические и исторические исследования не нашли научного объяснения такому явлению. Теории о новоявленной звезде или комете неизбежно терпят крах. Как же объясняет это православная Церковь?

Святые отцы не склонны видеть в Вифлеемской звезде какого-то астрономического тела. Православный взгляд здесь таков: это было некое Божественное явление, ангельская сила. Ведь поведение самой звезды было нетипично. Появившись на востоке, она прошла некоторый путь с волхвами, указывая им дорогу, а затем остановилась в Вифлееме. Даже люди науки согласятся, что звезды так себя не ведут.

«Зачем же ангельская сила приняла вид именно звезды?» — спросят сторонники астрологии. Именно потому, что для волхвов это было понятно. Здесь удивительным образом проявляется действие промысла Божьего. Через их ошибочное знание и занятие Господь привел их к Себе, единственной Истине, о чем и говорится в тропаре праздника:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Примечательно, что назад волхвам во сне было велено возвращаться другой дорогой. Некоторые толкователи Евангелия объясняют это не только страхом быть схваченными воинами Ирода. Они видят в этом и другой, скрытый смысл и символику. Своей «наукой» волхвы могли еще заниматься до явления Сына Божия, но после Его воплощения возврата к прежним знаниям быть уже не должно.

Почему гороскопы иногда «сбываются»?

И все же: почему предсказанное в гороскопах иногда исполняется? Православный взгляд очень прост: сбывается именно потому, что человек в это верит. Иногда он сам себя так настраивает, программирует, что иначе с ним произойти и не может. Бывает, что человек ловится «на удочку» темных сил.

Дьявол видит, что кто-то поверил в гороскоп однажды, в другой раз, и дальше он всецело завладевает душой человека, каждый раз «подтасовывая» события жизни, давая поверившему то, что он ждет. А в итоге все равно обманет его. Вот что говорил по этому поводу святитель Игнатий (Брянчанинов):

Астрология, по-видимому, является одним из лжеответов, появившихся на свет благодаря падшести нашего мира. Те, для кого она "сбывается", добровольно помещают себя в плен лжезаконов мира сего (не естественных, Богом установленных законов природы!), сами готовя свою погибель. Спастись из плена можно, только вернувшись ко Христу в Его Церковь, начав строить жизнь не по звездам, а по заповедям

Какими бы чудесами не прельщала нас псевдонаука, нужно помнить, что вера в гороскоп еще никого не спасла. Из Писания мы знаем, что в последние времена антихрист именно невиданными знамениями и чудесами прельстит даже некоторых избранных. Поэтому нужно быть внимательными. Даже несерьезное увлечение гороскопами может привести к неожиданным последствиям.

Двух мнений быть не может

Отношение Церкви к астрологии и гороскопам непримиримое и предельно ясное: Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую (1 Кор. 10:21). Церковь верит в свободу человека и не верит в судьбу. Писатель-апологет II века Татиан говорил:

Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного; и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей
Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом, и не испытывай желания видеть их, так как все они порождают идолопоклонство

Неслучайно астрология как лженаука и лжеучение была осуждена на нескольких Церковных соборах. Причем епитимия (наказание) для всех ее приверженцев была довольно строгая — отлучение от причастия на шесть лет. Это позволяет приравнивать веру в гороскопы к смертным грехам.

Подробнее об аргументах Церкви против астрологии смотрите видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Святые Отцы Церкви на протяжении всей ее истории уделяли большое внимание борьбе с волшебством и астрологией. Так например Преподобный Максим Грек сказал: «Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности - неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!»

Тертулиан: «Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, - чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого… Если магия наказуема, а астрология - ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны» (Об идолах).

Татиан в «Речи против эллинов» пишет: «Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы… демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, - пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, - для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей». (Речь против эллинов).

Блаженный Августин: «Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника». (О звездочетах).

Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Моисея запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.

Повторим цитату из пророка Исаии, который, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и астрологией, от имени Господа с иронией говорит: «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

«И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер.27, 9-10).

«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иер. 10, 2).

«…К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19, 31).

«…И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела». (Втор.4, 19-20)

«Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Левит 20, 27).

«…Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18, 10-14).

Приведем выдержку из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 2 декабря 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»:

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества…

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

Некоторые астрологии не соглашаются с таким постановлением Православной Церкви и обвиняют ее Священноначалие в некомпетентности и предвзятости. Но тот, кто прочел предыдущие разделы, вряд ли задастся вопросом, почему Церковь так относится к астрологии.

Вообще, можно сделать небольшой укор астрологам: прочитав массу книг по астрологии, и в целом будучи людьми любознательными, они имеют самое темное и сбивчивое понятие о христианстве, на уровне каких-то басен. При всей своей начитанности, они не считают для себя нужным ознакомиться с основными понятиями христианства, прочитать несколько святоотеческих книг о вере, Церкви и ее Таинствах.