Сорок мучеников Севастийских. Почему же так любят этот праздник? Сорок мучеников севастийских, сороки - обычаи и традиции праздника Православный праздник 40 мучеников севастийских

Христианская вера настолько великая, что многие отдавали за нее жизнь. Очень вдохновляющая история произошла в начале 4 в. - сорок мучеников севастийских показали стойкость и мужество, которые служат примером до сего дня. Их страдания послужили к вечной славе, также способствовали распространению благой вести во все пределы земные.


История

Римская империя была настолько велика, что завоевала почти весь мир. Однако, несмотря на свою просвещенность в вопросах наук, искусства, римляне долгое время оставались идолопоклонниками. Но постепенно христианство настолько утвердилось, что один из императоров сделал его государственной верой. Но и тогда не все проходило гладко. Во времена правления Константина существовали и другие правители (они поделили империю на части), самым жадным и коварным был Лициний. Он хотел править один.

Чтобы подготовиться к бунту, Лициний подбил своего военачальника на уничтожение войска - сорок мучеников севастийских были солдатами родом из г. Севастия. В той местности начальником был Агриколай. Он пытался уговорить воинов принести жертву языческим богам, но те отказались. Тогда их заключили под стражу. Во время молитвы пленные получили откровение - они будут мучимы, но те, кто проявит стойкость, получат в награду от Христа венцы на небесах.

  • Целую неделю отважные солдаты провели в заключении, но не переменили своего мнения, они готовы были расстаться с жизнью, но только не предать Иисуса: «Он нам дороже всего!» - сказали они на суде.
  • Тогда к воинам применили старую казнь - решили забросать камнями. Однако, невидимая сила отводила из в сторону, ни один осужденный не пострадал.


Житие сорока мучеников севастийских

Далее житие сорока мучеников севастийских описывает самое тяжелое испытание. События происходили в конце первого весеннего месяца. Поэтому было еще довольно холодно, водоемы покрыты льдом. Обнаженных воинов вывели на середину ближайшего озера и оставили там. Рядом мучители растопили баню, предвкушая, как пленные станут переходить в тепло, предавая свою веру. Но не выдержал лишь один - он умер, не дойдя до укрытия.

Глубокой ночью один из стражников увидел чудесную картину: с неба спускались 40 венцов, затем они украсили головы страдальцев. Тогда он решил заслужить оставшийся венец, исповедовал себя христианином и сам пошел на середину замерзшего озера. На другой день пленным перебили ноги (чтоб не могли бежать), а тела сожгли.

Такой вид казни показывает, что были у палачей опасения насчет христиан - поскольку и до этого случались неоднократные случаи воскрешения людей, чудесного избавления от самых страшных ран. Довольно часто мучеников удавалось умертвить лишь отсечением головы. Кости солдат были выброшены в воду, но местная община верующих собрала их и с почетом похоронила.


Праздник

В России день сорока мучеников севастийских стал в народе одним из любимых весенних дней. Он приходится на великий пост, согласно народным приметам, весна в этот день начинает вступать в свои права. Поэтому символика этого дня связана с пробуждением природы. Из теста пекли круглое печенье (в форме светила), а также булочки в виде птичек (жаворонки, тетерки). Называется день - сороки (ударение на первый слог) - в память о сорока святых.

Приметы и традиции:

  • Во двор, где ласточка свила гнездо, придет удача.
  • Прилетают с юга первые птицы.
  • Выпеченных из теста птиц высаживали на открытое окошко - зазывали весну.
  • Также давали их детям, а те устраивали игры, пение особых «веснянок».
  • Вечером девушки выходили на озеро петь песни.

У некоторых народов в этот день принято наводить порядок, жечь мусор и прыгать через костер. Молодежь до утра шла гулять, возвращалась домой с листьями вербы, которыми надо было похлопать всех домашних с пожеланиями здоровья. Народные традиции праздника сорока севастийских мучеников - не церковные, хотя имеют древнее происхождение.

Храмы сорока севастийских мучеников

Во имя сорока севастийских мучеников возведен не один храм. Средневековая постройка имеется на территории Болгарии. Царь Иван, одержав победу в день памяти святых в 1230 г. посчитал, что этим он обязан молитвам доблестных воинов. Вскоре после постройки церкви в ней был захоронен святой по имени Савва, родом из Сербии. Правда, его останки потом вернулись на родину.

Во времена турецкой оккупации храмовые фрески подверглись варварскому уничтожению. В начале 20 в. именно здесь прозвучали слова об освобождении Болгарии. В храме покоятся многие цари, сам он является памятником архитектуры.

Московская церковь сорока мученикам севастийским была основана в 1645 г., находится на Динамовской ул., 28. Занятые на строительстве рабочие на захотели покидать столицу, откуда появились улицы с названием Каменщики. Вот так история воинов оказалась связана с развитием Москвы. В церкви можно заказать молебен святым, почитать акафист.

Иконография, молитвы

Православную икону, посвященную подвигу солдат из Севастии узнать довольно просто:

  • в центре находятся 40 мужчин, обнаженных до пояса, они стоят бок о бок;
  • некоторые падают, обессиленные, но товарищи поддерживают их;
  • под ногами воинов - вода;
  • над композицией - Иисус Христос, посылающий благословение с небес;
  • с неба спускаются короны (венцы).

Такова композиция большинства икон сорока мучеников севастийских. Иногда святые изображаются погруженными по пояс в воду. На многих образах можно увидеть и предателя, который уходит прочь. Иногда рисуют и обратившегося стражника, который, наоборот, приближается к мученикам.

Молиться сорока мученикам севастийским можно о даровании терпения, помощи в различных неурядицах, при ослабевшей вере. Помогут они также воинам с честью исполнять свой долг перед Родиной и Господом. Написаны в память мученического подвига несколько молитв, которые вы найдете на этой странице. Удивительно, но история донесла до нас все имена святых, среди них много таких, которые используются и в наше время:

  • Николай.
  • Валерий.
  • Илий (Илья).
  • Иоанн (Иван).
  • Кирилл.

Поэтому если дата крещения приходится на 22 марта (или рядом), можно выбрать одно из них в качестве небесного покровителя.

Молитвы сорока мученикам севастийским

Молитва первая

О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Сорок Севастийских мучеников

Статья - о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Сороки (праздник)

Со́рок Севасти́йских му́чеников - воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения , совр. Турция) в 320 году при Ликинии . Православная церковь отмечает их память 22 марта (9 марта по юлианскому календарю).

Имена мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого Поста и совершается Литургия преждеосвященных даров .

9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

См. также

Ссылки и источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сорок Севастийских мучеников" в других словарях:

    Память Сорока севастийских мучеников. Историческая справка - 22 марта Православная Церковь празднует память 40 севастийских мучеников. В 313 г во время жестокого гонения на христиан префект Агрикола заставлял сорок воинов Каппадокийской когорты отречься от Христа и принести жертву идолам. Все сорок… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    - (ск. ок. 320). Страдания святых 40 мучеников относятся к последнему, самому жестокому периоду преследования христиан в Римской империи. Это произошло уже после издания Миланского эдикта, которым императоры западной и восточной частей империи св.… … Русская история

    - … Википедия

    - … Википедия

    Мученичество св. Аполлонии, (Часослов Этьена Шевалье) Виды казней раннехристианских мучеников список видов мучений (смертельных приговоров и пыток), которыми были подвергнуты раннехристианские святые. Ряд казней явл … Википедия

    ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III - Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… … Православная энциклопедия

    Икона «Сорок мучеников Севастийских» из православной церкви Сорока Мучеников расположенной в колокольне Храма Гроба Господня Сорок Севастийских мучеников воины христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения,… … Википедия

    Икона «Сорок мучеников Севастийских» из православной церкви Сорока Мучеников расположенной в колокольне Храма Гроба Господня Сорок Севастийских мучеников воины христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения,… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сороки (значения). Сороки … Википедия


Один из са-мых лю-би-мых в на-ро-де празд-ни-ков - день Со-ро-ка му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских, 22 мар-та по но-во-му сти-лю. По-че-му же так лю-бят этот празд-ник?

В 313 го-ду свя-той им-пе-ра-тор Кон-стан-тин Ве-ли-кий да-ро-вал хри-сти-а-нам сво-бо-ду ве-ро-ис-по-ве-да-ния. Но власть во мно-гих про-вин-ци-ях по-преж-не-му при-над-ле-жа-ла языч-ни-кам, го-ни-те-лям хри-сти-ан. Так бы-ло и в про-вин-ции Ар-ме-ния, рас-по-ла-гав-шей-ся на тер-ри-то-рии совре-мен-ной Тур-ции. Здесь, в го-ро-де Се-ва-стии гар-ни-зо-ном ко-ман-до-вал рев-ност-ный языч-ник Аг-ри-ко-лай. И вот зи-мой 320 го-да он по-ве-лел всем сво-им во-и-нам со-вер-шить жерт-во-при-но-ше-ния идо-лам. Со-рок че-ло-век от-ка-за-лись, за-явив, что они -- хри-сти-ане и по-кло-ня-ют-ся толь-ко Бо-гу ис-тин-но-му, а не ис-ту-ка-нам.

Сна-ча-ла Аг-ри-ко-лай уго-ва-ри-вал их, обе-щал по-вы-ше-ние по служ-бе, день-ги. По-том стал угро-жать тюрь-мой и по-зор-ной смер-тью. Но во-и-ны от-верг-ли все по-су-лы и угро-зы, и то-гда пра-ви-тель за-клю-чил их в тюрь-му. Уз-ни-ки усерд-но мо-ли-лись и но-чью услы-ша-ли глас: «Пре-тер-пев-ший до кон-ца спа-сет-ся».

Неде-лю спу-стя в го-род при-е-хал знат-ный са-нов-ник Ли-сий и ве-лел по-бить во-и-нов-хри-сти-ан кам-ня-ми. Но кам-ни ле-те-ли ми-мо це-ли; ка-мень, бро-шен-ный са-мим Ли-си-ем, по-пал в ли-цо Аг-ри-ко-лаю. Сму-щен-ные му-чи-те-ли вер-ну-ли уз-ни-ков в тюрь-му, чтобы по-ду-мать, как по-сту-пить с ни-ми. Но-чью в тем-ни-це во-и-ны сно-ва услы-ша-ли уте-ша-ю-щий го-лос Гос-по-да: «Ве-ру-ю-щий в Ме-ня, ес-ли и умрет, ожи-вет. Дер-зай-те и не стра-ши-тесь, ибо вос-при-и-ме-те вен-цы нетлен-ные».

На сле-ду-ю-щий день во-и-нов свя-зан-ны-ми по-ве-ли к озе-ру близ го-ро-да Се-ва-стии. В тот день был силь-ный мо-роз. Во-и-нам при-ка-за-ли раз-деть-ся и по-ста-ви-ли пря-мо в ле-дя-ную во-ду. А на бе-ре-гу то-пи-лась ба-ня, и му-чи-те-ли ска-за-ли, что лю-бой из них мо-жет сра-зу же со-греть-ся в ней, ес-ли от-ре-чет-ся от Хри-ста. Всю ночь во-и-ны му-же-ствен-но пе-ре-но-си-ли хо-лод, обод-ряя друг дру-га. Они пе-ли псал-мы, несмот-ря на боль, при-чи-ня-е-мую об-мо-ро-же-ни-ем. А му-ка эта по си-ле срав-ни-ма с ожо-га-ми от ог-ня. Один из во-и-нов по-сле несколь-ких ча-сов не вы-дер-жал, по-бе-жал на бе-рег, к бане. Но ед-ва он всту-пил на по-рог жар-ко на-топ-лен-ной ба-ни, из-за рез-ко-го пе-ре-па-да тем-пе-ра-тур ко-жа и плоть его ста-ли от-де-лять-ся, и он умер.

Ночь дли-лась, и страж-ни-ки, охра-няв-шие ме-сто му-че-ния, за-дре-ма-ли. Не мог за-снуть толь-ко один из них, Агла-ий. Он был по-ра-жен: как же эти хри-сти-ане, несмот-ря на неслы-хан-ные му-че-ния, не пре-кра-ща-ют мо-лит-вы? В тре-тьем ча-су но-чи он уви-дел, что над озе-ром раз-ли-ва-ет-ся яр-кий свет, со-всем как ле-том. Ста-ло так теп-ло, что лед рас-та-ял. Агла-ий недо-уме-вал: что же про-ис-хо-дит? Взгля-нув вверх, он уви-дел над го-ло-ва-ми во-и-нов све-тя-щи-е-ся вен-цы. Вен-цов бы-ло трид-цать де-вять -- по чис-лу остав-ших-ся стой-ки-ми му-че-ни-ков. То-гда Агла-ий сбро-сил с се-бя одеж-ду, крик-нул, бу-дя дру-гих страж-ни-ков: «И я хри-сти-а-нин!» -- и по-бе-жал к му-че-ни-кам. Он мо-лил-ся: «Гос-по-ди Бо-же, ве-рую в Те-бя, в Ко-то-ро-го эти во-и-ны ве-ру-ют. При-со-еди-ни ме-ня к ним, да спо-доб-люсь по-стра-дать с Тво-и-ми ра-ба-ми».
Утром вер-ну-лись на-чаль-ни-ки му-чи-те-лей и уви-де-ли, что во-и-ны еще жи-вы, да впри-да-чу сре-ди них один из тю-рем-щи-ков! В яро-сти Ли-сий и Аг-ри-ко-лай ве-ле-ли пе-ре-бить му-че-ни-кам мо-ло-та-ми го-ле-ни, чтобы сде-лать стра-да-ния невы-но-си-мы-ми. Но и уми-рая от му-че-ний, во-и-ны не пе-ре-ста-ва-ли мо-лить-ся и сла-вить Ис-тин-но-го Бо-га.
Ли-сий при-ка-зал уни-что-жить остан-ки во-и-нов, чтобы хри-сти-ане не по-чи-та-ли мо-щи но-вых му-че-ни-ков. Те-ла свя-тых бы-ли со-жже-ны на ко-ст-ре, а ко-сти бро-ше-ны в ре-ку. Спу-стя три дня му-че-ни-ки яви-лись во сне епи-ско-пу Се-ва-стии Пет-ру и по-ве-ле-ли ему взять ко-сти из ре-ки. Епи-скоп с несколь-ки-ми свя-щен-ни-ка-ми но-чью тай-но при-шли к ре-ке. О чу-до: ко-сти му-че-ни-ков си-я-ли в во-де как звез-ды! Хри-сти-ане со-бра-ли остан-ки свя-тых и с че-стью по-хо-ро-ни-ли их.

В Рос-сии из-дав-на был обы-чай в день па-мя-ти Се-ва-стий-ских му-че-ни-ков ле-пить из те-ста и печь «жа-во-рон-ков» -- бу-лоч-ки в ви-де птиц. По-че-му имен-но жа-во-рон-ки? Кре-стьяне, об-ра-щая вни-ма-ние на то, что по-ю-щий жа-во-ро-нок то взмы-ва-ет ввысь, то кам-нем «па-да-ет» к зем-ле, объ-яс-ня-ли это осо-бым дерз-но-ве-ни-ем и сми-ре-ни-ем этих птиц пред Бо-гом. Жа-во-ро-нок быст-ро устрем-ля-ет-ся квер-ху, но, по-ра-жен-ный ве-ли-чи-ем Гос-по-да, в глу-бо-ком бла-го-го-ве-нии скло-ня-ет-ся вниз. Так жа-во-рон-ки, по мыс-ли на-ших бла-го-че-сти-вых пред-ков, изо-бра-жа-ли со-бой песнь сла-вы Гос-по-ду, воз-не-сен-ную му-че-ни-ка-ми, их сми-ре-ние и устрем-лен-ность ввысь, в Цар-ство Небес-ное, к Солн-цу Прав-ды -- Хри-сту.

Народный праздник Сороки отмечается 22 марта (9 марта по старому стилю) каждого года. В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских.

Другие названия праздника: 40 святых, Сорок сороков, День сорока мучеников, День жаворонка.

Согласно народному календарю, в этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью меряется-равняется (наступает равноденствие). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.

История

В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое там значительно распространилось. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников служил Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые выходили победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако, старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила.

В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

Эти события происходили зимой, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам.

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле.

Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Традиции и обряды

Главные традиции 22 марта — молитвы Севастийским мученикам о благополучном окончании военной службы, выпечка булочек в виде птиц.

— На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, сорок штук - по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.

— Впрочем, весна могла быть и обманчивой - утренние морозы еще бывали сильны. Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней.

— У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.

Примет и поговорки

  • Если сороки теплые — сорок дней будут теплыми, если холодные — жди сорок холодных утренников.
  • На Сороки день с ночью мерится, равняется.
  • Во что Сороки, во то и Петровки.
  • Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
  • Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
  • Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
  • Слышится гром – к голодному году.
  • Теплый ветер сулит дождливое лето.
  • Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
  • Чайка прилетела - скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел - к теплу, зяблик - к стуже.

Именины 22 марта

Петр, Ираклий, Александр, Николай, Кирилл, Иван, Дмитрий, Валерий, Сергей, Михаил.

40 СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ (†320)

«Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград».

(Св. Василий Великий)

Святые севастийские мученики приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.

В 313 году при Святом Константине Великом был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай.

Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения. В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии, цвет войска - храбрецы, побеждавшие во многих сражениях, покрытые ратной славой. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.


В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, — жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я - христианин!» - и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». «По примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам!

Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1:1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей» (Св. Василий Великий).

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться.

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.

Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий - «Сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (Св. Василий Великий).

Быстро распространившееся почитание св. Сорока мучеников уже в V веке достигло христианского Запада. Частицы мощей их были положены в основание алтаря базилики в Брешии, при ее освящении; специальная капелла была освящена в честь 40 мучеников в римской Санта Мария Антиква.

9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

Подвиг, подобный Севастийскому, в 1919 году совершили сорок два русских священника, замученных палачами в снегах под Пермью. Там же претерпел кончину за Господа святитель Феофан Соликамский. Мучители раздели святого старца донага и опускали его в прорубь, пока тело не покрылось коркой льда. И таким примерам кончины наших страстотерпцев несть числа.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц.


Эти булочки (печенья) обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на торгу. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

Считается, что «На Сороки день с ночью меряются, прилетают сорок разных птиц, сорок пичуг на Русь пробирается».

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. Св. Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин в этот день произносили свои поучения, а Иоанн Дамаскин и Феофан Никейский написали стихиры на праздник. В этот день облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.


Тропарь, глас 1
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Ин тропарь, глас 1
Страстотерпцы всечестнии, / воини Христовы четыредесяте, / твердии оружницы, / сквозе бо огнь и воду проидосте / и Ангелом сограждане бысте, / с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас / Слава Давшему вам крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак, глас 6
Все воинство мира оставльше, / на Небесех Владыце прилепистеся, / страстотерпцы Господни четыредесять, / сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, / достойно восприясте славу с Небес / и венцев множество.

Молитва 40 мученикам Севастийским
О, святи́и, сла́внии страстоте́рпцы Христо́вы, четы́редесяте, во гра́де Севасти́и Христа́ ра́ди му́жественно пострада́вшии, чрез огнь бо и во́ду проидо́сте, и я́ко дру́зи Христо́вы в поко́й Небе́снаго Ца́рствия вше́дше, и́мате ве́лие дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице хода́тайствовати о ро́де христиа́нском: наипа́че же о почита́ющих святу́ю па́мять ва́шу, и с ве́рою и любо́вию вас призыва́ющих. Испроси́те у всеще́драго Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших и жития́ на́шего исправле́ние, да в покая́нии и нелицеме́рной любви́ друг ко дру́гу пожи́вше, со дерзнове́нием предста́нем Стра́шному Суди́щу Христо́ву, и ва́шим предста́тельством одесну́ю Пра́веднаго Судии́ предста́нем. Ей, уго́дницы Бо́жии, бу́дите нам защи́тницы от всех враг ви́димых и неви́димых, да под кро́вом святы́х ва́ших моли́тв изба́вимся от всех бед, зол и напа́стей до после́дняго дне жи́зни на́шея, и та́ко просла́вим вели́кое и достопокланя́емое и́мя Вседе́тельныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Сорок Севастийских мучеников