Тема Однородные подлежащие и сказуемые.doc - Тема: Однородные подлежащие и сказуемые. Однородные члены предложения

При однородных подлежащих сказуемое стоит во множественном числе. Если же однородные подлежащие сочетаются при помощи вопросительной частицы -гу, -ку, - ӈу, то сказуемое стоит в форме единственного числа.

Примеры: Мунӈиду таткиттувун асаткар, бэеткэр умукэнду татчара. В нашей школе мальчики и девочки учатся вместе. Орон-ӈу, ӈинакин-ӈу иманнаду коӈнолодёрон? Олень ли, собака ли на снегу чернеет? Этыркэн, атыркан бидечэтын. Жили старик и старуха.

Предложения с однородными сказуемыми.

Куӈакар таткитту таӈдявкил, дукудявкил, онёдёвкил, эвидевкил. Дети в школе читают, пишут, рисуют, играют. Нуӈарын алагумнил, агрономил, инженерил ора. Они стали учителями, агрономами, инженерами. Нуӈан таду хавалдяран-ӈу, дэрумкичэдерэн-ӈу? Он там работает или отдыхает?

Предложения с однородными дополнениями.

Аминми сулакилва, дянтакилва, улукилвэ вавки. Мой отец убивает лисиц, росомах, белок. Би куӈакарвэ-да, сагдылва-да алагудяӈав. Я буду обучать и детей, и взрослых. Бу агиду диктэлвэ, дэгинӈэктэлвэ, няӈталва тэвлэдеӈкивун. Мы собирали в тайге ягоды, грибы, орехи.

Предложения с однородными определениями.

Гудей, хэгды иечи бэюн урэ оёдун илитчачан. Красивый, с большими рогами дикий олень стоял на вершине сопки. Би бургумэмэвэ, хэгдывэ оронмо дявам. Я поймал очень жирного, большого оленя. Энинни городтук коӈномолво, хуламалва, багдамалва томколво эмэврэн. Мать привезла из города чёрные, красные, белые нитки.

Предложения с однородными обстоятельствами.

Куӈакар, тыматнэ таткиттула ӈэнэденэл, тадук долболтоно таткиттук мучудянал, гулэвэвун илтэнивкил. Утром идя в школу, вечером возвращаясь из школы, дети проходят мимо нашего дома. Агиду, урэлду, бирал дяпкалдутын кэтэ эргэчир чукал биси. В тайге, на сопках и на берегах рек много такой травы. Нуӈан окин-да химат, аят дукудявки. Он всегда быстро, хорошо пишет.

Каждый из однородных членов предложения может иметь при себе пояснительные слова. Чаще всего пояснительные слова имеют при себе однородные сказуемые.

Примеры: Тар хунат акинми тэтыгэлвэн тэттэн, акинми муринман эрирэн. Та девушка надела одежду брата, позвала коня брата. Нуӈартын орорвор инилвэтын гара, дюла ирэ. Они взяли вьюки оленей, вошли в дом. Тарил бэел мова иручал, сукэлди токточол, тогоду илачал. Те люди притащили дерево, разрубили топорами, сожгли на огне. Дялви бираӈмар даптудун бидечэл, бэюрвэ вадечал. Родственники жили в устье реки, убивали зверей.



БИЛЕТ 37

Однородные и неоднородные определения

Однородные определения

Между однородными определениями , не связанными союзами, ставится запятая. Определения являются однородными :

  • если обозначают отличительные признаки разных предметов: На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими, белыми, желтыми огнями;
  • если обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны: Могучий, буйный, оглушительный ливень хлынул на степь, потонувшую во мгле. Каждое из однородных определений непосредственно относится к определяемому существительному, между определениями можно вставить сочинительный союз: пустой, безлюдный берег; тяжелое и суровое дело. Однородные определения могут характеризовать предмет также с разных сторон, если в условиях контекста они объединяются каким-либо общим признаком (внешним видом, сходством производимого ими впечатления, причинной связью и так далее): В небе таяло маленькое, золотистое облачко (внешний вид); весенний, утренний, тоненький ледок (общий признак - «слабый, хрупкий»). Как правило, однородными являются художественные определения (эпитеты): Старуха закрыла свинцовые, погасшие глаза ;
  • если в условиях контекста между ними создаются синонимические отношения: Настали темные, тяжелые дни. Или: сплошная, беспросветная тьма; прозрачный, чистый воздух; красное, злое лицо и тому подобное;
  • если образуют смысловую градацию (каждое последующее усиливает выражаемый определениями признак): Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид ;
  • однородными обычно являются одиночное определение и следующее за ним определение , выраженное причастным оборотом: То была первая, не замутненная никакими опасениями радость открытия . Как правило, однородны согласованные определения , стоящие после определяемого существительного, так как в этом положении каждое из них непосредственно связано с определяемым словом и обладает одинаковой смысловой самостоятельностью: Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную... Отступления от правила встречаются в стихотворной речи, что связано с ритмомелодикой стиха, а также в сочетаниях терминологического характера, где по условиям лексико-семантическим определения даже в положении после определяемого существительного могут быть неоднородными: Здравствуйте, дни голубые осенние ; груша зимняя позднеспелая .

Однородными являются определения , противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове: Недавно еще в этом районе были низкие, деревянные дома, а теперь - высокие, каменные.



Неоднородные определения

Запятая не ставится между неоднородными определениями . Определения являются неоднородными , если предшествующее относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения и определяемого существительного: Алеша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце, стоявшее на комоде; Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко?
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, выражают признаки, относящиеся к различным родовым (общим) понятиям: В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро - форма и материал; Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака -цвет и форма; Мы жили в подвале большого каменного дома - размер и материал; Как-то давно довелось мне плыть по угрюмой сибирской реке - качество и местонахождение и так далее. При возможности подвести такие признаки под общее родовое понятие подобные определения могут стать однородными : Для туристской базы отведен большой, каменный дом (объединяющее понятие - «благоустроенный»). В зависимости от стиля речи некоторые примеры допускают разное понимание, а в связи с этим - различную пунктуацию: Вдали виднелись крошечные, неподвижные огоньки (в художественном описании определения передают признаки предмета и выступают как однородные). - Вдали виднелись крошечные неподвижные огоньки (в точном описании; неоднородные).
Неоднородные определения обычно выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательных, поскольку они обозначают разнородные признаки: Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна ; огромные удивительные темно-синие махаоны.

Не вызывает затруднения пунктуация при определениях, выраженных одними относительными прилагательными или причастиями и относительными прилагательными: летний пионерский лагерь, витая железная лестница .
Двоякое толкование и двоякую пунктуацию допускают сочетания типа другие проверенные методы (до этого уже имелись проверенные методы) - другие, проверенные методы (до этого имелись методы, еще не проверенные). В последнем случае второе определение выступает не как однородное , а как пояснительное (перед такими определениями можно вставить не сочинительный союз и , а пояснительные союзы а именно, то есть ): Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и... увидел совершенно другие, мне неизвестные места.
Выше рассматривалась пунктуация при согласованных определениях. Несогласованные определения, как правило, однородны, например: Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами .

БИЛЕТ 38

Однородные приложения.

Между однородными приложениями , не соединенными союзами, ставится запятая. Приложения являются однородными , если характеризуют предмет с одной стороны, указывают на близкие признаки: Верстах в пятнадцати от моего имения живет один мне знакомый человек, молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, Аркадий Павлыч ; Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым .
Между неоднородными приложениями запятая не ставится. Приложения являются неоднородными , если характеризуют предмет с разных сторон: заведующий кафедрой профессор Лебедев, начальник лаборатории кандидат химических наук Нечаев .

БИЛЕТ 39.

Однородные дополнения.

Однородные члены предложения.

Однородными являются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения. Однородные члены предложения являются равноправными по отношению друг к другу, соединены между собой сочинительной связью; они относятся к одну и тому же члену предложения, например: Он [ветер] приносит холод, ясность и некую пустоту всего тела (К. Паустовский).

Обычно однородные члены выражаются словами одной части речи, например: Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья (К. Паустовский). Но в русском языке бывают случаи, когда однородные члены выражаются различными частями речи, например: Я люблю идти в лесу тихо, с остановками (М. Пришвин).

БИЛЕТ 40

Однородные обстоятельства.

Однородные обстоятельства, обнаруживая одну и ту же синтаксическую зависимость, как правило, объединяются одним и тем же значением (времени, места, причины, образа действия и т.д.): Должно быть, от этого чужого воздуха, от помертвелых улиц и дождевой сырости я чувствовал полное одиночество (Пауст.) - три обстоятельства причины; Речь его лилась тяжело, но свободно (М. Г.) - два обстоятельства образа действия; Между окнами и по стенам висело около дюжины крошечных деревянных клеток... (Т.) - два обстоятельства места. Однако возможно иногда объединение и разноименных обстоятельств при условии обобщенности значения сочетающихся слов: Где-то, когда-то я слышал эти слова, Зачем и почему мне необходимо здесь быть? В таком случае они не однородны, хотя обнаруживают сочинительную связь. Обстоятельства могут давать довольно сложное семантическое объединение: В самую тихую зиму по какой-нибудь алой зорьке под вечер предчувствуешь весну света (Пришв.). Однородные обстоятельства могут быть как морфологизованными, так и оформленными по-разному: Сердце у меня начало биться тяжело и быстро (Пауст.); Листья на деревьях задрожали от этого смеха или оттого, что ветер все метался по саду (М. Г.); ...Объясняла дама тихим голосом и не поднимая глаз (М. Г.); Макар вовремя и без особого усилия рванул на себя дверь (Шол.).

БИЛЕТ 41

Предложение с обособлеными членами.

Однородными называются одинаковые по значению члены предложения. Однородными могут быть как главные , так и второстепенные члены предложения.

Однородные подлежащие имеют при себе общее сказуемое. Однородные сказуемые относятся к одному подлежащему. Однородные второстепенные члены предложения относятся к одному слову.

Приведём примеры: Уже прилетели скворцы и грачи. – однородные подлежащие. Они поселились в парках и лесах. – однородные обстоятельства места. Однородные определения характеризуют предмет по одному признаку. Например: красные, синие, зелёные нары – однородные определения характеризуют предмет по цвету. Большие красные шары – определения однородными не являются, так как характеризуют предмет с разных сторон (размер и цвет).

Однородные члены предложения связаны между собой сочинительной союзной или бессоюзной связью. Существуют следующие типы сочинительных союзов :

Соединительные: и, да в значении И, и…и, да…да, ни…ни;

Разделительные: или, либо, или…или, либо…либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли;

Противительные: а, но, да в значении НО, однако, зато.

Знаки препинания между однородными членами предложения ставятся в зависимости от типа связи между ними.

При бессоюзной связи запятая между однородными членами предложения ставится: В саду росли красные, белые, розовые гвоздики (однородные определения).

При союзной связи наличие или отсутствие знаков препинания зависит от типа и структуры союза.

Запятая ставится перед одиночными противительными союзами: День был теплый, но ветреный (однородные составные именные сказуемые).

Перед одиночными соединительными или разделительными союзами запятая не ставится: Прилетели журавли и утки (однородные подлежащие). Купи хлеб или булку (однородные дополнения).

Если однородные члены соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами запятая между ними ставится. Сравним два примера: 1) В саду растут яблони, и груши, и малина, и крыжовник – запятая ставится между однородными подлежащими перед каждым союзом. 2) Купи или хлеб, или булку, или печенье. – перед первым союзом запятая не ставится, так как до него дополнения не было.

При парном соединении однородных членов предложения запятая ставится между парами. Например: В цирке выступали медведи и слоны, собаки и кошки.

Однородные члены предложения могут быть соединены двойными сопоставительными союзами : как…так и, не столько…сколько, если не…то, хотя и…но и др. Запятая в этом случае ставится только перед второй частью союза. Например: Дожди в Лондоне бывают если не каждый день, то через день. Здесь однородные обстоятельства времени связаны двойным союзом «если не…то», запятая ставится перед второй частью союза.

Для того чтобы было проще донести до слушателя смысл сказанного, в русском языке используются однородные члены предложения. Сравните: «Тенистый лес зовет путника. Тенистый лес манит путника. Тенистый лес обещает прохладу». Или то же, но поданное в одном предложении: «Тенистый лес зовет, манит путника и обещает прохладу».

Предложение с однородными сказуемыми, примерыкоторого вы увидите в этой статье, помогает упростить смысловую нагрузку, исключая при этом необходимость нагромождать в тексте несколько синтаксических конструкций.

Особенности состава простых предложений

Вы, наверное, знаете, чем простые предложения отличаются от сложных. У первых есть только одна грамматическая основа, в которую, как правило, входят подлежащее и сказуемое (или один из этих членов). А у сложных предложений таких основ может быть и две, и более.

Основные признаки однородности для членов предложения

Но прежде чем начать обсуждать однородные подлежащие и сказуемые, давайте вспомним общие правила, относящиеся ко всем членам предложения.

Основным признаком однородности как для главных, так и для второстепенных членов любого предложения является то, что в этой конструкции они будут равноправными, выполняя одну синтаксическую функцию, относясь к одному члену в предложении и, соответственно, отвечая на один и тот же вопрос.

Между ними, независимо от части речи, существует или сочинительная, или бессоюзная синтаксическая связь, подчеркивающая их равноправие. Первая выражается, как правило, при помощи интонации перечисления и сочинительных союзов, а бессоюзная связь выражается лишь интонационно.

Какие сказуемые могут быть однородными

И второстепенные члены, и подлежащее, и сказуемое в русском языке, становясь в ряд однородных, тем не менее могут иметь зависимые слова (впрочем, то же относится и к второстепенным членам). Например: «Девушка поглядывала в окно и вздыхала». В этом предложении есть два однородных сказуемых (поглядывала и вздыхала), но при этом первое их них распространено дополнением (в окно), а второе не имеет зависимых слов.

Чаще всего все однородные члены предложения - сказуемое, подлежащее или другие - относятся к одной части речи, но встречаются и такие конструкции, в которых они могут относиться к разным грамматическим классам, выражаться фразеологизмами или словосочетаниями.

Например, в предложении «Андрей шутил и смеялся до слез» сказуемые выражены глаголом (шутил) и фразеологическим оборотом (смеялся до слез), что не мешает им при этом быть однородными.

Как грамматически выстраивается ряд однородных членов

Для грамматического объединения однородных членов в предложении используется как перечислительная интонация, так и союзы. Последние могут быть соединительными (и, да), противительными (а, но), а также разделительными (или, либо). В примере «Она или говорит по телефону, или бежит к подругам» главный член предложения - сказуемое - соединен разделительным союзом «или». А в примере: «Этот мальчик мал, но умен» их соединяет противительный союз «но».

Запятая между однородными подлежащими и сказуемыми

Главным пунктуационным правилом при написании однородных членов предложения является то, что при отсутствии союзов между ними ставится запятая. Не являются исключением и однородные сказуемые. Примеры «Дождь нашептывал, баюкал, навевал истому», «Под солнцем капли блестели, переливались и казались серебряными» подтверждают это.

Но обратите внимание, что во втором предложении между двумя из трех сказуемых стоит сочинительный союз «и», который исключает запятую. Правда, это возможно лишь в случае, если он не повторяется, иначе придется обращать внимание на тонкости.

Когда ставится запятая в предложениях с повторяющимися союзами

В конструкции «И его руки, и лицо, и одежда были покрыты густым слоем копоти» однородные подлежащие соединены повторяющимся союзом «и», а этот случай уже требует поставить между ними запятую.

В ситуации же, когда союз разбивает однородные члены на смысловые пары, каждая из них принимается за единую составляющую из однородного ряда: «Визг и крики, смех и топот ног были слышны сквозь растворенное окно и манили во двор».

Обратите внимание, что однородные подлежащие и сказуемые в этой конструкции соединены по-разному: подлежащие «визг и крики», «смех и топот» собраны в пары, и между ними стоит запятая. А между сказуемыми «были слышны» и «манили» есть сочинительный союз, поэтому запятая там не нужна.

Запятая ставится и в предложениях, где однородные члены соединяются так называемыми двойными союзами (не только…, но и…; не столько…, сколько…; если не…, то… и т. п.).

Обратите внимание, что в предложении «Снег покрыл не только лужайку перед домом, но и повис на деревьях белым одеялом» и подобных ему запятая в двойном союзе ставится перед его второй частью.

Запятая в предложениях с несколькими рядами однородных членов

Предложение с однородными сказуемыми (примеры вы можете видеть в статье) в некоторых случаях имеет несколько рядов однородных членов. Их нужно отличать от конструкций, где есть лишь один такой ряд, а между однородными членами - повторяющиеся союзы.

В предложении «В этом доме мирно жили и не ссорились кошка и собака» имеется 2 ряда однородных членов (подлежащие - «кошка и собака», а также сказуемые - «жили и не ссорились»). Они объединены по парам соединительным союзом «и», а значит, запятая в данной конструкции не ставится.

Предложение с однородными сказуемыми: примеры двоеточия при главных членах предложения

Ряд однородных членов предложения, независимо от части речи, которой они выражены, может иметь при себе слова, обладающие обобщающим значением и одинаково относящиеся к каждой лексической единице из этого ряда. К примеру, в предложении «На прилавке яркими ворохами были насыпаны фрукты: яблоки, груши, сливы и персики» обобщающее слово «фрукты» несет в себе родовое понятие.

Если в простое предложение с однородными сказуемыми или другими членами предложения входит обобщающее слово, после него ставится двоеточие. При чтении, как правило, в этом месте делается пауза: «Мама успевала все: готовить обед, стирать, вытирать пыль и петь песни».

Между прочим, обобщающее слово всегда оказывается тем же членом предложения, что и находящиеся при нем однородные члены, так как синтаксическая функция у них одна.

Примеры тире при главных членах предложения

Если же однородный ряд заканчивается обобщающим словом, то оно отделяется тире: «И молоко, и ягоды, и грибы - все в деревне казалось особенно вкусным». «Ее тонкие руки, завитки у висков, даже цветы на платье - все вызывало восторг и казалось прекрасным» - однородные сказуемые здесь отделяются от однородных подлежащих тире, так как после них стоит обобщающее слово.

Вместе с обобщающим словом может употребляться еще и вводное (то есть, одним словом, а именно, как-то и т. п.), тогда между ними ставится запятая: «Ни мимолетные взгляды, ни внезапный румянец, ни вздохи - словом, ничто не ускользнуло от его внимательных глаз».

Некоторые случаи, когда ставится тире

Тире при однородных членах может стоять не только в случае перечисления. Так, если однородные сказуемые несут в себе резкое смысловое противопоставление одного по отношению к другому или внезапное присоединение, между ними ставится тире: «Я вышел в сад - и замер, увидев белку на крыше беседки». Тире в таких предложениях подчеркивает неожиданность, внезапность действия: «Принц встретил Золушку - и сразу же полюбил ее».

Кстати, если однородные члены не имеют между собой союзов, но при этом выражают противопоставление, они также разделяются тире: «Он свет - он тьма, он вера - он безверье».

Как распознать неоднородные и однородные сказуемые: примеры

Если в предложении употребляются слова, чтобы подчеркнуть множественность предметов, продолжительность действия или его повторяемость, такие члены предложения принадлежат к однородным.

Обратите внимание: «Мы плыли, плыли, плыли в густом непроглядном тумане». Сказуемое в русском языке в такой конструкции рассматривается в качестве единого члена предложения.

Не могут быть однородными членами и части составного сказуемого, которое выражается сочетанием глаголов (пойду отдохну, дай посмотрю, возьму и пожалуюсь и т. п.). Конструкция с ними не может рассматриваться как предложение с однородными сказуемыми.

Примеры предложений с фразеологическими оборотами (ни дать ни взять, ни рыба ни мясо, и смех и грех и т. п.) классифицируются по тем же критериям.

Однородными называются члены предложения , отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. занимающие позицию одного члена предложения).

Они равноправны, не зависят друг от друга и являются одним и тем же членом предложения. Между собой они соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью. Сочинительная связь выражена интонационно и с помощью сочинительных союзов: одиночных или повторяющихся. Бессоюзная связь выражена интонационно.

Например: Я люблю мороженое. Я люблю мороженое , шоколад , печенье и торты .

Смеющиеся девочки вбежали в комнату. (Простое двусоставное распространённое предложение.) Весёлые , смеющиеся , визжащие , кричащие девочки вбежали в комнату. (Простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами.)

Однородными могут быть все члены предложения : подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.

Например:

- Как мальчики , так и девочки сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки - однородные подлежащие.)
- В большом лесу во время бури деревья стонут , трещат , ломаются . (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые.)
- Жёлтые , синие , фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина. (Жёлтые, синие, фиолетовые – однородные определения.)
- Я любил книжки , конструкторы и мультфильмы .
(Книжки, конструкторы, мультфильмы – однородные дополнения)
- Все дни мы проводили в лесу или на речке.
(В лесу, на речке – однородные обстоятельства).

Однородные члены могут быть отделены друг от друга другими членами предложения.

Например: Не железным ключом открывается сердце, а добротой.

Однородные члены предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными.

Например: Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад.

Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами. То есть однородные члены могут быть по-разному оформлены грамматически.

Например: Девочка отвечала на экзамене бойко , толково , прекрасным языком . (Однородные обстоятельства, выраженные наречиями бойко, толково и именным словосочетанием прекрасным языком.)

Из-за начавшегося внезапно ливня мы промокли до нитки и замёрзли . (Однородные сказуемые, выраженные фразеологическим оборотом промокли до нитки и глаголом замёрзли.)

Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно.

Однородные члены предложения, как было сказано выше, образуют сочетание слов на основе сочинительной и/или бессоюзной связи. Если это второстепенные члены предложения, то связь со словами, от которых они зависят, подчинительная.

Однородные члены в устной речи оформлены интонационно, а в письменной речи пунктуационно.

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Например:

Маша , Серёжа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали . (Маша, Серёжа и Петя – однородные подлежащие – 1-й ряд однородных членов; сидели и рисовали – однородные сказуемые – 2-й ряд однородных членов.)

В грамматическом объединении однородных членов участвуют перечислительная интонация и сочинительные союзы:

а) соединительные: и ; да в значении и ; ни ..., ни ; как ..., так и ; не только ..., но и ; тоже ; также ;
б) противительные: а ; но ; да в значении но ; зато ; однако ;
в) разделительные: или ; либо ; то ..., то ; не то ..., не то ; то ли ..., то ли .


Например:

У Сибири есть много особенностей как в природе , так
и в людских нравах .
(Союз как …, так и – соединительный.)

А Балтийское море хотя и неглубоко , но обширно . (Союз но – противительный.)

По вечерам он или читал , или смотрел телевизор. (Союз или – разделительный.)

В редких случаях однородные члены могут быть соединены подчинительными союзами (причинными, уступительными), например:

Например:

Это была полезная, потому что развивающая игра. Книга интересная, хотя сложная . (В данных примерах однородные члены предложения: полезная, потому что развивающая; интересная, хотя сложная – соединены при помощи подчинительных союзов потому что, хотя.)

Не являются однородными членами предложения:

1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.

Например: Мы точно плавали в воздухе и кружились , кружились , кружились . Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад , назад (Куприн).

Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;

2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так : верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать ;

3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;

4) фразеологические обороты типа: ни пуха ни пера, ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни жив ни мёртв, и смех и грех, и так и сяк .

В них запятая не ставится.

– Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и
сказуемые.
– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе
перечислительной интонации.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
II.
Формулирование
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4 4
Введение в новый раздел.
– Рассмотрите рисунок на с. 158.
– Кого держит Афанасий? (Щенков.)
– Какие все эти щенки? (Одной породы, они похожи друг на друга.)
– Какое отношение имеет рисунок к названию раздела? Читают название
раздела.
– Как это понять «однородные члены»? (Похожие, одинаковые.)
Дети высказывают предположения о содержании раздела. (В
предложениях есть одинаковые члены предложения.)
1 3 3
– Задайте вопросы на основе названия раздела (записываются на левой
части доски).
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию
из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1

проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
– Что такое однородные члены?
– Какие члены предложения могут быть однородными?
– Как их найти в предложении?
– Составим план урока.
План (примерный).
2 3 4 2
Работа в учебнике.
1. Наблюдение и беседа по упр. 423 и 424.
Упр. 423 – проводится наблюдение над однородными подлежащими.
Выполняется по заданию.
– Сверьте свои предположения после наблюдений с вариантом в
учебнике.
Дополнительные вопросы:
– В каких предложениях, на ваш взгляд, есть однородные члены?
(Ученики выдвигают гипотезы.)
– Прочитайте в толковом словаре на с. 193, как объясняется значение
слова однородный.
– Какие члены предложения являются в этих предложениях
однородными? (Подлежащие.)
– Как при чтении произносятся однородные члены предложения? (С
интонацией перечисления.)
– Как на письме они разделяются? (Запятой.) А соединяются?
(Интонацией, союзом и.)
Упр. 424 – проводится наблюдение над однородными сказуемыми.
– Какие члены предложения произносятся с перечислительной
© ООО «Баласс», 2014
2

интонацией?
– Как они разделяются на письме? А соединяются?
Сделайте вывод: что такое однородные члены? какие члены предложения
могут быть однородными?
(Несколько членов предложения,
которые произносятся с
перечислительной интонацией. Могут быть однородные подлежащие и
однородные сказуемые.)
2. Чтение определения в рамке на с. 159.
– Сравните наш вывод с выводом в учебнике.
– Что нового узнали? (Как на схемах обозначать однородные сказуемые и
подлежащие.)
– Нарисуем эти обозначения в тетради и на доске.
– Как разделяются однородные члены на письме? (Запятой.)
– Ответили ли вы на вопросы, поставленные в начале урока?
– Как же найти однородные члены?
IV. Развитие
умений.
2 3 4 6 1 3
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 425 – развивается умение находить однородные члены по
интонации перечисления.
Дополнительные вопросы.
– Определите, какой частью речи выражены однородные члены в лесной
песне. (Именем существительным.)
– Как произносятся однородные члены? (С интонацией перечисления.)
– Назовите последний однородный член в каждом предложении из песни.
– Как он присоединяется к остальным? (Союзом и.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2014
3

– Когда ставится запятая между однородными членами? А когда она не
нужна?
– Какую роль в тексте играют однородные члены предложения?
– Для чего они нужны? (Показать нескольких действующих лиц,
рассказать более точно о чём­либо.)
2. Упр. 426 – развивается умение правильно интонировать
предложения с однородными членами, соблюдая интонацию
перечисления.
Выполняется устно по заданию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
2. Словарная работа.
1. – Запишите слово фамилия.
– Какие однокоренные слова можете записать? (Фамильный,
однофамилец.) Обозначьте орфограммы.
2. – Послушайте предложения:
В древнем Новгороде в семье рыбака Линёва было четыре сына.
Отец назвал сыновей «по­рыбьи»: Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв,
Судак Линёв.
– Составьте из двух предложений одно с однородными членами.
У рыбака Линёва были сыновья Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв,
Судак Линёв.
– Есть ли в предложении знаки препинания? Где их нужно поставить?
(Где есть перечисление.)
– Какие слова написали с большой буквы? Почему?
3. – Ответьте на вопрос.
– Какая, по вашему мнению, самая распространённая фамилия в Москве?
© ООО «Баласс», 2014
4

Правильный ответ: Ивановы (100 тыс.), Смирновы (80 тыс.).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей­то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
4 4
– Назовите ключевые слова урока. Приведите пример предложения с
однородными подлежащими. Составьте схему этого предложения.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Выписать два предложения с однородными подлежащими из книги для
чтения «В одном счастливом детстве», 2­я часть. Подчеркнуть
грамматическую основу.
© ООО «Баласс», 2014
5

© ООО «Баласс», 2014
6