Легенда о детях большой медведицы. Легенды, связанные с созвездием большой медведицы

Большая и Малая Медведицы, как одни из наиболее заметных созвездий северного неба, имеют множество различных названий в легендах разных народов. Большую Медведицу часто называют колесницей, повозкой или просто семью быками. Созвездие Большой Медведицы с самой яркой звездой по имени Дубхе (арабское Тхар Дубб аль Акбар - «зад Большого Медведя») связано со следующей легендой. Прекрасная Каллисто, дочь царя Ликаона, была в свите богини-охотницы Артемиды. Под видом этой богини Зевс приблизился к деве, и она стала матерью Аркаса; ревнивая Гера тут же превратила Каллисто в медведицу.

Однажды Аркас, ставший прекрасным юношей, охотясь в лесах, напал на след медведя. Уже натянул он лук, чтобы смертоносной стрелой поразить добычу, но Зевс не допустил преступления: превратив своего сына также в медведя, он перенес обоих на небо. В ритмическом танце стали они кружиться вокруг полюса, но Гера, придя в ярость, упросила своего брата Посейдона не впускать ненавистную ей пару в свое царство; поэтому Большая и Малая Медведицы являются в средних и северных широтах нашего полушария незаходящими созвездиями. Франческо Петрарка описал Большую Медведицу в своем 33 сонете так:

Уже заря румянила восток.
А свет звезды, что немила Юноне,
Еще сиял на бледном небосклоне
Над полюсом, прекрасен и далек.


Созвездие Большой медведицы. Атлас Гевелия. Большая Медведица кульминирует в полночь в марте - мае, а Малая - в начале июня. Ее самая яркая звезда отстоит в настоящее время на 1,5° от полюса мира и называется Полярной. Самые яркие звезды обеих Медведиц образуют фигуры, похожие на ковши, поэтому их легко найти на небе.
Существует и другая легенда об околополярных созвездиях. Опасаясь Кроноса, который пожирал своих детей, его супруга Рея спрятала новорожденного Зевса в пещере, где его вскармливали, кроме козы мальтеи, две медведицы - Мелисса и Гелис, впоследствии помещенные за это на небо. Иногда Мелиссу называют Киносурой, что означает «хвост собаки». И действительно, у медведей таких длинных хвостов, какие мы видим на любом изображении созвездий околополярной области, не бывает.

В Древней Руси это же созвездие имело разные названия – Воз, Колесница, Кастрюля, Ковш; народы, населявшие территорию Украины, называли его Телегой; в Заволжье оно звалось Большим Ковшом, а в Сибири – Лосем. И до сих пор в некоторых областях нашей страны сохранились эти названия.

Долон эбурген («семь старцев»), Долон дархан («семь кузнецов»), Долон бурхан («семь богов»), в мифологии монгольских народов созвездие Большой Медведицы, её семь звёзд иногда причисляются к тенгери. В шаманских гимнах Долон эбурген - податель счастливой судьбы (ср. дзаячи). В бурятской мифологии (в эпосе о Гесере) созвездие появилось из черепов семи чёрных (злокозненных) кузнецов, сыновей враждебного людям чёрного кузнеца Хожори. Встречаются сюжеты (в тибето-монгольских редакциях сборника «Волшебный мертвец» и в восходящих к ним устных рассказах), связывающие происхождение Большой Медведицы с мифом о человеке с коровьей головой, именуемом «Беломордый бычок» или «Белый бычок», а также Басанг (в тибетской мифологии - Масане, быкоголовый персонаж). Он был раздроблен железной колотушкой ведьмы-шулмаса на семь частей, которые и составили созвездие; был взят на небо Хормустой за то, что победил чёрного пороза (быка), боровшегося с белым, являвшимся, по некоторым вариантам, воплощением самого верховного божества (солярная тема смены дня и ночи, ср.миф о Буханойон бабае). Согласно другой версии, одна из звёзд Большой Медведицы, находящаяся у неё на плече (вариант: в хвосте), украдена у Мичита (созвездие Плеяды), который гонится за похитителем.

Гренландские эскимосы все как один рассказывают про Большой Ковш одинаковую историю, совпадение всех деталей которой у каждого из рассказчиков заставляет предположить, что это чистая правда, а вовсе не досужий вымысел скучающих длинной полярной ночью охотников за моржами.


Жил в снежной хижине великий охотник Эриулок. Жил один, поскольку очень гордился тем, что он именно великий охотник и не желал знаться с другими эскимосами, тоже охотниками, но не великими. В одиночку выходил Эриулок в утлом кожаном челне в бурное море и длинным, тяжёлым гарпуном с костяным острым наконечником добывал не только моржей и тюленей, но случалось, и кита. Как в одиночку можно добыть целого кита, оставим на совести самих эскимосов. В конце концов на то Эриулок и был великим охотником. Никогда в его снежной хижине не переводился нужный в хозяйстве тюлений жир, которым издавна заправляли эскимосские лампы и смазывали лица и пальцы, чтобы не отморозить. В любой день хватало у него вкусного вяленого мяса, а потолок и стены его снежного жилища были затянуты лучшими моржовыми шкурами, какие только можно было сыскать на всём протяжении от Гренландии до Лабрадора. Богат был одинокий Эриулок, сыт и доволен.


Но вот со временем стало донимать великого охотника некоторое беспокойство. Видно, не в одной охоте счастье, раз понял он, что не хочет больше возвращаться в свою одинокую хижину, где не услышать ни детского смеха, ни слов привета и признательности. Короче, понял великий охотник, что пора ему заводить семью и жить, как все люди. Но проще понять, чем сделать. Другие эскимосы давно уже не принимали слишком гордого соплеменника, раз навсегда отказав ему от дома, что иногда случается и в более цивилизованном мире, когда у кого-то дело получается лучше, чем у всех прочих.


Поскольку никого, кроме эскимосов, ни поблизости, ни в самом дальнем далеке не проживало, эскимосы же всегда отличались большой принципиальностью и чувством локтя: как решили не иметь дел с одиноким зазнайкой, так и не имели. В конце концов пошёл Эриулок на самый берег Ледовитого океана и обратился к самой повелительнице морских вод, рыб, духов и животных, к главной эскимосской богине Арнаркуагссак. Рассказал о своей проблеме и попросил помощи в надежде, что столь известному лицу, как он, богиня не откажет.
Эскимосская богиня, и вправду не отказала и пообещала прислать местной грозе тюленей и моржей хорошую невесту, а если надо - и двух. Но, как водится у богов и богинь, назначила испытание. Следовало отправиться на какой-то далёкий остров, разыскать там ледяную пещеру, победить или обмануть огромного белого медведя и выкрасть у него ковш, полный волшебных ягод, дарующих молодость. Старой морской богине такие ягоды были очень нужны, а найти сумасшедшего, который за ними бы отправился, всё не удавалось. А тут как раз Эриулок подвернулся.


В общем, герой добрался до острова, отыскал пещеру, усыпил медведя и похитил ковш с волшебными ягодами. И к тому же благополучно доставил и ковш, и ягоды по назначению. Однако, и вправду хороший охотник.


Самое интересное, что морское божество не надуло в последний момент простодушного героя. Нет, разошлись по честному: Эриулок получил серебристую нерпу, которая тут же обратилась прекрасной девушкой и заявила, что всю жизнь только и мечтала, как бы выйти за Эриулока замуж. Так что вскоре великий охотник на ещё большую зависть соседей стал к тому же отцом обширного и счастливого семейства. Морская же богиня, съев волшебные ягоды и сбросив пару тысяч лет, на радостях так подкинула вверх пустой ковш, что он там за что-то зацепился, да так и повис над головами

В Древнем Египте созвездие Большой Медведицы называлось Мескхет, "Бедро, живущее в великом Озере северного неба" (ср. представление о барке Ра).

В мифологии ингушей считается, что богоборец Курюко похитил у бога грома и молнии Селы для передачи людям овец, воду и тростник для строительства жилищ. В этом ему помогают семеро сыновей Селы, которые должны были охранять вход к нему. Разгневанный Села приковал Курюко к горной скале, а сыновей в наказание подвесил к небу, они и составили созвездие Большой Медведицы.

В тибетском фольклоре демоница преследует быкоголовое существо Масанг, сына коровы и человека, и бросает ядро, которое разрывает Масанга на семь частей, которые становятся Большой Медведицей. В этом качестве данный персонаж (как Басанг) вошёл в мифологию монгольских народов.

Согласно армянскому мифу, семь звёзд Большой Медведицы - семь кумушек, превращённых разгневанным богом в семь звёзд.

У индейцев сиу Большая медведица ассоциировалась со Скунсом.

В Древнем Двуречье это созвездие носило название "Грузовая Повозка" (аккад. sambu, eriqqu). Представление о Большой Медведице как о колеснице было распространено в Древнем Двуречье, у хеттов, в Древней Греции, во Фригии, у балтийских народов, в Древнем Китае (Большая Медведица - "колесница, указывающая на юг"), у южноамериканских индейцев бороро. Названия созвездия Большой Медведицы, подобные этому, встречаются у многих народов, имеются и другие варианты названия: древневерхненемецкое wagan - "колесница"; древнеримское Septemtriones - "Семизвездие"; среднеголландское woenswaghen, woonswaghen - "повозка Вотана"; согдийское "nxr-wzn - "круг Зодиака"; митаннийское арийское uasanna - "круг на ипподроме"; древнеиндийское vahana - "животное, на котором ездят боги" - и ratha - "колесница"; тохарское A kukal, B kokale - "колесница"; немецкое Grosser Wagen - "Большой Воз".

В Индии голова Лося (Большой Медведицы) обращена на восток.

Погоня за небесным лосем приписывается в карело-финских рунах разным героям. Один из них -«хитрый парень Лемминкяйнен», беспокойный герой-неудачник. Сделав чудесные лыжи, он похваляется, что ни одно существо в лесах не сможет от него уйти. Его похвальбу слышат злобные хозяева диких тварей ~ Хийси и духи-ювттахи. Они сотворили лося Хийси:


Голову из кочки сделав, Из валежника все тело, Ноги смастерив из кольев, Уши из цветов озерных, А глаза же - из болотных.
Духи посылают лося бежать на север «по полям сынов лопарских, ко дворам Похьелы мрачной»; там он опрокидывает котел с ухой, вызывая слезы девиц и смех женщин. Этот смех Лемминкяйнен воспринимает как насмешку над собой и бросается в погоню за лосем на своих лыжах:

Первый раз он оттолкнулся
И исчез он с глаз на лыжах.
Во второй раз оттолкнулся
И уже не стал он слышен.
Третий раз он оттолкнулся -
И вскочил на спину лося.

Удачливый охотник уже сделал клеть, чтобы держать там добычу, и стал мечтать о том, как было бы хорошо постелить его шкуру на брачное ложе и ласкать на нем деву. Тут-то волшебный лось и вырвался у размечтавшегося добытчика: в ярости он разломал клеть и умчался. Лемминкяйнен бросился было вдогонку, да впопыхах оттолкнулся так, что сломал и лыжи и палки...
Неудача Лемминкяйнена связана с запретом, который он нарушил: во время охоты нельзя помышлять о брачных утехах - это отпугивает добычу. Кроме того, шкуру созданного духами священного животного нельзя использовать для бытовых нужд.
Можно предположить, что охотничий миф о гигантском олене, превратившемся в созвездие, в обществе, которому уже было известно скотоводство, трансформировался в миф об огромном быке, которого не могли заколоть боги.

Особым почитанием у финнов и карел, как и у прочих финно-угорских народов, пользовался медведь. Он возник из шерсти, брошенной с небес в воду; по другим мифам – родился возле небесных светил на небе, у Большой Медведицы, откуда был спущен на серебряных ремнях в позлаченной колыбели в лес, где и остался на серебряных ветвях сосны (о сходном мифе, известном обским уграм, будет рассказано ниже). Охота на медведя сопровождается целым циклом заговоров, в которых зверя уговаривают, будто он не был убит охотником, а сам пришел в дом к людям «с мёдным животом от меду»: для него, как для дорогого гостя, убирают избу. Медведь – родственник человека. Он из рода Адама и Евы: известны его отец и мать – Хонгатар (слово, родственное названию сосны). В некоторых заговорах медведя встречают как жениха, «в шубе денежной красавца» – стелят постель с золоченой периной (о медвежьей свадьбе мы говорили выше). Череп убитого медведя вешали на сосну – туда, откуда пришел первый мифический зверь: верили, что дух медведя возродиться вновь.

Весьма оригинально название этих двух созвездий (Большой и Малой Медведицы) у народов, населявших территорию нынешней Казахской республики. Наблюдая звездное небо, они, как и другие народы обратили внимание на неподвижность Полярной звезды, которая в любое время суток неизменно занимает одно и то же положение над горизонтом. Вполне естественно, что эти народы основным источником существования которых были табуны лошадей, называли Полярную звезду «железным гвоздем» («Темир-Казык»), вбитым в небо, а в остальных звездах Малой Медведицы видели привязанный к этому «гвоздю» аркан, надетый на шею Коня (созвездие Большой Медведицы). В течение суток Конь обегал свой путь вокруг «гвоздя». Таким образом, древние казахи объединяли созвездия Большой и Малой Медведицы в одно.

Обские угры считали, что небесное происхождение приписывается лосю и другим космическим объектам: некогда лось имел шесть ног и мчался по небу так быстро, что никто не мог догнать его. Тогда на охоту отправился некий Сын бога или человек Мось – первопредок обских угров – на лыжах из священного дерева. Охотнику удалось согнать оленя с неба на землю и отрубить ему лишние две ноги, но следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе. Млечный путь – это лыжня охотника, Плеяды – женщины из его дома, Большая Медведица – сам лось. Небесный же охотник с тех пор поселился на земле, где было изобилие дичи. Несомненно, этот миф дублировался у многих северных народов.

Таков далеко не весь обзор представлений разных народов о самом известном созвездии нашего небосклона. Но и это дает понять насколько разнообразны были взгляды наших предков на одно и то же явление.

И почему созвездия, похожие на ковши, называются Медведицами? А созвездие Тельца - просто усатая амеба какая-то!
А все-таки на небе - великие картины, не просто нагромождение точек. Все звездочки светятся, мигают, манят и зовут. Так загадочно и красиво звучит: «Созвездие Единорога»… Но откуда все же произошли такие названия?
Конечно, название отдельных групп звезд придумали астрологи! Обычно звезды называют по латыни, это традиция. Но в каждой стране названия переводятся на собственный язык. Фантазия древних астрологов была безгранична, с помощью своего воображения они увидели на звездном небе очертания сказочных животных или храбрых героев. Почти с каждым из созвездий связана какая-нибудь древняя легенда или миф.

Созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы, Волопаса и Гончих Псов связаны с одним мифом, который и сегодня волнует нас описанной в нем трагедией.
Давным-давно в Аркадии правил царь Ликаон. И была у него дочь Каллисто, известная всему миру своей прелестью и красотой. Даже властелин Неба и Земли громовержец Зевс восхитился ее божественной красотой, как только ее увидел.
Втайне от своей ревнивой супруги - великой богини Геры - Зевс постоянно навещал Каллисто во дворце ее отца. От него она родила сына Аркада, который быстро подрос. Стройный и красивый, он ловко стрелял из лука и часто ходил на охоту в лес.
Гера узнала о любви Зевса и Каллисто. Впав в ярость, она превратила Каллисто в безобразную медведицу. Когда вечером Аркад вернулся с охоты, он увидел в доме медведицу. Не зная, что это его родная мать, он натянул тетиву лука... Но Зевс не допустил, чтобы Аркад, хотя и невольно, совершил такое тяжкое преступление. Еще до того, как Аркад выпустил стрелу, Зевс схватил медведицу за хвост и быстро взвился с нею в небо, где и оставил ее в виде созвездия Большой Медведицы. Но пока Зевс нес медведицу, ее хвост начал удлиняться, поэтому на небосклоне у Большой Медведицы такой длинный и изогнутый хвост.
Зная, как сильно Каллисто была привязана к своей служанке, Зевс и ее вознес на небо и оставил там в виде небольшого, но красивого созвездия Малой Медведицы. Зевс и Аркада перенес на небо и превратил в созвездие Волопаса.
Волопас навсегда обречен беречь свою мать - Большую Медведицу.19 Поэтому он крепко удерживает поводки Гончих Псов, которые ощетинились от ярости и готовы наброситься на Большую Медведицу и разорвать ее.

Существует и другой вариант этого мифа. Вечно юная богиня Артемида, одетая в охотничьи одежды, с луком, колчаном и острым копьем долгое время бродила по горам и лесам в поисках хорошей дичи. Вслед за нею двигались ее спутницы и служанки, оглашая смехом и песнями горные вершины. Девушки были одна красивее другой, но самой очаровательной была Каллисто. Когда Зевс увидел ее, он восхитился ее молодостью и красотой. Но служанкам Артемиды было запрещено вступать в брак. Чтобы овладеть ею, Зевс пошел на хитрость. Однажды ночью в образе Артемиды он появился перед Каллисто...
От Зевса Каллисто родила сына Аркада, который быстро подрастал и стал непревзойденным охотником.
Ревнивая супруга Зевса Гера, узнавшая о любовной связи мужа, обрушила на Каллисто свой гнев, превратив ее в безобразную неуклюжую медведицу.
Однажды сын Каллисто Аркад бродил по лесу, и неожиданно навстречу ему из кустов вышла медведица. Не зная, что это его мать, он натянул тетиву, и стрела полетела в медведицу... Но Зевс, который зорко оберегал свою любимую Каллисто, в последний момент отвел стрелу, и она пролетела мимо. В то же время Зевс превратил Аркада в маленького медвежонка. После этого он схватил медведицу с медвежонком за хвосты и перенес их на небо. Там он оставил Каллисто блистать в виде красивого созвездия Большой Медведицы, а Аркада - в виде созвездия Малой Медведицы.
На небосклоне в виде созвездий Каллисто и Аркад стали еще более красивыми, чем на Земле. Не только люди восхищались ими, но и сам Зевс. С вершины Олимпа он часто устремлял взгляд на созвездия Большой и Малой Медведицы и наслаждался их красотой и непрерывным движением по небосклону.
Гере было неприятно, когда она видела мужа, любовавшегося своими любимцами. Она обратилась с горячей мольбой к морскому богу Посейдону, чтобы он никогда не допустил того, чтобы Большая Медведица коснулась моря. Пусть она умрет от жажды! Но Посейдон не внял мольбам Геры. Неужели он мог дать умереть от жажды возлюбленной своего брата - громовержца Зевса?! Большая Медведица продолжает кружить около полюса, при этом раз в сутки она спускается низко над северной стороной горизонта, прикасается к морской глади, утоляет жажду и после этого снова поднимается вверх, привлекая своей красотой взгляды людей и богов.

Согласно одной легенде, созвездие Волопаса олицетворяет первого земледельца Триптолема. Ему богиня плодородия и покровительница земледелия Деметра вручила колос пшеницы, деревянный плуг и серп. Она научила его, как вспахать землю, как посеять пшеничные зерна и с помощью серпа сжать созревший урожай. Первое же поле, засеянное Триптолемом, дало богатый урожай.
Исполняя волю богини Деметры, Триптолем посвятил людей в тайны земледелия. Он научил их обрабатывать землю и почитать богиню Деметру, чтобы она вознаграждала их труд богатыми плодами. Потом он сел в колесницу, в которую были запряжены змеи, и полетел высоко-высоко... до самого неба. Там боги превратили первого пахаря в созвездие Волопаса и дали ему неутомимых волов - яркие звезды в созвездии Большой Медведицы. С их помощью он беспрестанно пашет и засевает небо.
И когда после периода невидимости ранней весной после полуночи на востоке появлялся пахарь - созвездие Волопаса, люди начинали готовиться к весенним полевым работам.

Красивое созвездие Большой Медведицы привлекало внимание и болгарского народа, который дал ему имя Повозка. Это название связано с такой легендой. Как-то один юноша отправился в лес нарубить дров. Пришел в лес, распряг волов и пустил их пастись. Неожиданно из лесу выбежала медведица и съела одного вола. Юноша был большим храбрецом, он схватил медведицу и впряг ее в повозку вместо того вола, которого она съела. Но медведица не могла тянуть повозку, дергалась из стороны в сторону, и поэтому в созвездии повозка кажется искривленной.
В созвездии Большой Медведицы старые люди уподобляют отдельные звезды так: звезду η - Вознице, звезду Мицар (ζ) - Медведице, звезду ε - Волу, звезду Алькор - собаке, которая лает на медведицу. Остальные звезды образуют саму Повозку.
Из-за подобных геометрических фигур в созвездиях Большой и Малой Медведицы болгарский народ называет и созвездие Малой Медведицы. Малой Повозкой.

А есть легенда про созвездия Кассиопеи, Цефея, Андромеды, Пегаса и Персея . Считается, что когда-то давным-давно у мифического эфиопского царя Цефея женой была прекрасная царица Кассиопея. Однажды она, будучи в окружении нереид - мифических жительниц моря, опрометчиво похвасталась неземной красотой своей дочери Андромеды. Нереиды позавидовали и пожаловались повелителю морей Посейдону. Он напустил на берега Эфиопии страшное чудище, которое съедало людей.

Цефей бросился к оракулу за помощью, но тот сказал, что единственный выход - отдать Андромеду. Пришлось Цефею пожертвовать любимой дочерью: привязать к прибрежной скале и оставить ожидать своей гибели. Но Андромеду спас герой Персей, прилетевший к ней на крылатом коне - пегасе. Основных участников этого мифа фантазия древних греков тоже поместила на небо в виде созвездий.

Одним из самых южных созвездий, известных древним звездочетам, является Кентавр или Центавр . Вначале в него включались и те звезды, которые впоследствии образовали созвездие Южный Крест. Но даже при их отсутствии Центавр - большое созвездие, содержащее много красочных звезд и любопытных объектов. Один из греческих мифов говорит, что кентавр на небе - не кто иной, как бессмертный и мудрый Хирон, сын Кроноса и нимфы Филиры, знаток науки и искусства, воспитатель греческих героев - Ахилла, Асклепия, Ясона. Поэтому его можно считать Созвездием Учителя.

Невозможно не упомянуть о созвездии, которое не без оснований считают самым прекрасным - это Орион . В расположении звезд легко угадывается образ великого охотника Ориона, сына Посейдона. В этом относительно невеликом созвездии много ярких светил, причем среди ярчайших есть непостоянные. Созвездие без труда можно отыскать по трем прекрасным бело-голубым звездам в поясе охотника - справа Минтака, что по-арабски обозначает «пояс», в центре Альнилам - «жемчужный пояс», а слева Альнитак - «кушак». Они отстоят друг от друга на равных дистанциях и расположены в линию, направленную одним концом на голубой Сириус в Большом Псе, а другим - на красный Альдебаран в Тельце.

Прекрасные и загадочные названия созвездий усиливают непостижимость звездного неба и позволяют увидеть в обычном скоплении звезд яркие картины. Наблюдая за ними, мы как бы выходим за рамки пространства и времени - воображаем себя там, среди этих звезд, одновременно представляя, как древние астрономы смотрели в телескопы и шаг за шагом изучали загадки Неба.




…Мифы и легенды о созвездиях…

…Большая медведица…

    Красивое созвездие Большой Медведицы привлекало внимание болгарского народа, который дал ему имя Повозка. Это название связано с такой легендой. Как-то один юноша отправился в лес нарубить дров. Пришел в лес, распряг волов и пустил их пастись. Неожиданно из лесу выбежала медведица и съела одного вола. Юноша был большим храбрецом, он схватил медведицу и впряг ее в повозку вместо того вола, которого она съела.



…МАЛАЯ МЕДВЕДИЦА…

    Также является околополюсным созвездием и в любое время видна над горизонтом. Почти целиком она окружена созвездием Дракона. Только на севере от нее находится созвездие Жирафа. В ясную и безлунную ночь невооруженным глазом в этом созвездии можно разглядеть 20 звезд, но вообще это слабые звезды. Только одна из них - Полярная - звезда второй звездной величины. Наиболее яркие звезды образуют фигуру, напоминающую фигуру Большой Медведицы, только меньших размеров и перевернутую. Поэтому созвездие и получило название Малая Медведица.



ВОЛОПАС

    Одно из самых красивых созвездий. Оно привлекает внимание интересной конфигурацией, которую образуют наиболее яркие его звезды: развернутый женский веер, в ручке которого блестит красноватым цветом звезда нулевой величины Арктур. Волопас лучше всего виден по ночам с апреля до сентября. Возле него находятся следующие созвездия: Северная Корона, Змея, Дева, Волосы Вероники, Гончие Псы и Дракон.



    Согласно одной легенде, созвездие Волопаса олицетворяет первого земледельца Триптолема. Ему богиня плодородия и покровительница земледелия Деметра вручила колос пшеницы, деревянный плуг и серп. Она научила его, как вспахать землю, как посеять пшеничные зерна и с помощью серпа сжать созревший урожай. Первое же поле, засеянное Триптолемом, дало богатый урожай.



…ГОНЧИЕ ПСЫ…

    Маленькое созвездие. В нем нет ярких звезд, которые бы привлекали наш взгляд. Лучше всего оно наблюдается по ночам с февраля до июля. Окружают его следующие созвездия: Волопас, Волосы Вероники и Большая Медведица. Ясной безлунной ночью в созвездии Гончих Псов можно разглядеть обычным глазом около 30 звезд. Это довольно слабые звезды, приблизительно находящиеся на границе видимости невооруженным глазом, и они так беспорядочно рассеяны, что, если их соединить линиями, очень трудно получить какую-то характерную геометрическую фигуру.



(((…)))

    Созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы, Волопаса и Гончих Псов связаны с одним мифом, который и сегодня волнует нас описанной в нем трагедией. Давным-давно в Аркадии правил царь Ликаон. И была у него дочь Каллисто, известная всему миру своей прелестью и красотой. Даже властелин Неба и Земли громовержец Зевс восхитился ее божественной красотой, как только ее увидел. Втайне от своей ревнивой супруги - великой богини Геры - Зевс постоянно навещал Каллисто во дворце ее отца. От него она родила сына Аркада, который быстро подрос. Стройный и красивый, он ловко стрелял из лука и часто ходил на охоту в лес. Гера узнала о любви Зевса и Каллисто. Впав в ярость, она превратила Каллисто в безобразную медведицу. Когда вечером Аркад вернулся с охоты, он увидел в доме медведицу. Не зная, что это его родная мать, он натянул тетиву лука...



…ТРЕУГОЛЬНИК…

    Относится к самым маленьким созвездиям. Над горизонтом наиболее высоко это созвездие находится с октября до марта, и в это время оно лучше всего видно. Около него расположены созвездия Персея, Овна, Рыб и Андромеды. Ясной и безлунной ночью невооруженным глазом в созвездии Треугольника можно видеть около 15 звезд, но только три из них ярче четвертой звездной величины. Они расположены так, что образуют прямоугольный треугольник - характерную геометрическую фигуру созвездия. В вершине прямого угла находится звезда β Треугольника третьей звездной величины. С этим созвездием не связаны никакие мифы и легенды. Его название мотивируется фигурой, которую создают три самые яркие звезды. В этом треугольнике древние греки видели перенесенную на небо богами дельту реки Нила.



…ВОЛК…

    Является южным созвездием, и только часть его можно наблюдать с территории Болгарии невысоко над южной стороной горизонта по ночам в июле и августе. Вокруг Волка расположены созвездия Скорпиона, Наугольника, Центавра и Весов. Ясной и безлунной ночью в созвездии Волка можно увидеть невооруженным глазом около 70 звезд, но только десять из них ярче четвертой звездной величины. Две из них видны с территории Болгарии. Более яркие звезды в созвездии Волка образуют большой искривленный четырехугольник. Требуется большое воображение, чтобы в этой геометрической фигуре увидеть волка, в виде которого изображают это созвездие на старинных звездных картах.



…ДЕЛЬФИН…

    Маленькое созвездие. Лучше всего его можно наблюдать по ночам с июля по ноябрь. Дельфин окружают созвездия Пегаса, Малого Коня, Орла, Стрелы и Лисички. Ясной и безлунной ночью в этом созвездии невооруженным глазом можно разглядеть около 30 звезд, но это очень слабые звезды. Только три из них ярче четвертой звездной величины. Вместе с еще одной слабой звездой они образуют хорошо очерченный ромб. Болгарский народ эту фигуру традиционно называет Малым Крестом. Примечательно, что в этом ромбе древние греки видели дельфина, и на старинных звездных картах это созвездие изображается в виде дельфина.



…РЫБЫ…

    Большое, но слабое зодиакальное созвездие, которое лучше всего видно с начала октября до конца января. Окружено оно созвездиями Овна, Кита, Водолея, Пегаса и Андромеды. Ясной и безлунной ночью в созвездии Рыб можно различить невооруженным глазом около 75 слабых звезд. Только три из них ярче четвертой звездной величины. Если самые яркие звезды соединить линиями, они образуют характерную геометрическую фигуру созвездия Рыб: острый угол с вершиной в точке нахождения звезды α Рыб. Одна сторона угла направлена к северу и завершается маленьким треугольником, создаваемым тремя слабыми звездами. Другая сторона смотрит на запад и заканчивается удлиненным пятиугольником из пяти относительно ярких звезд. Чуть к западу от западной вершины пятиугольника находится звезда β Рыб - вторая по яркости в созвездии. Нужно обладать яркой фантазией, чтобы в такой геометрической фигуре увидеть двух рыб, удаленных друг от друга и связанных широкой лентой. Так их изображают на старинных звездных картах и в звездных атласах



    У царя Приама был брат Титон, очаровавший своей красотой крылатую богиню зари Эос, которая похитила Титона и унесла его к себе на край Земли и Неба. Боги дали ему бессмертие, но не дали вечной молодости. Проходили дни и годы и оставляли безжалостные следы на его лице. Как-то Титон заметил вдали богиню любви Афродиту, шедшую со своим сыном Эросом, который был готов в любой миг выпустить из натянутого лука любовную стрелу в сердце бога или смертного. Одетая в златотканые одежды, с венком из благоуханных цветов на голове, Афродита шла, держа за руку своего сына. И там, где ступала прекрасная богиня, вырастали чудесные цветы и воздух благоухал свежестью и молодостью. Очарованный ее красотой, Титон бросился вслед за Афродитой, которая вместе с сыном стала убегать. Еще немного, и Титон должен был их настигнуть. Чтобы спастись от его преследования, Афродита и Эрос бросились в реку Евфрат и превратились в рыб. Боги поместили на небе среди созвездий двух рыб, связанных широкой и длинной лентой, олицетворяющей великую материнскую любовь.



…Млечный путь…

    В ясные и особенно в безлунные ночи июля, августа и сентября, вероятно, каждому приходилось видеть на небе молочно-белую полосу, которая как бы опоясывает небосвод. Словно река, растекается по небу эта полоса. Местами она "течет" спокойно в узком русле, но вдруг "разливается" и расширяется. Яркие "облака" сменяются более бледными, словно громадные волны бушуют в небесной реке. В каком-то месте эта небесная река разделяется на два рукава, которые дальше снова соединяются в широкую молочно-белую реку, струящую свои воды по небесной сфере. Это и есть МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ.






    Млечный Путь привлекал внимание людей еще в глубокой древности. В мифологии древних греков о нем рассказывается следующее. В день рождения Геркулеса Зевс, обрадованный тем, что самая красивая из смертных женщин Алкмена родила ему сына, предопределил его судьбу - стать самым прославленным героем Греции. Чтобы его сын Геркулес получил божественную силу и стал непобедимым, Зевс приказал посланцу богов Гермесу принести Геркулеса на Олимп, чтобы его вскормила великая богиня Гера. С быстротой мысли полетел в своих крылатых сандалиях Гермес. Не замеченный никем, взял он только что родившегося Геркулеса и принес его на Олимп. Богиня Гера в это время спала под усыпанной цветами магнолией. Тихонько подошел к богине Гермес и положил к ее груди маленького Геркулеса, который с жадностью стал сосать ее божественное молоко, но внезапно богиня проснулась. В гневе и ярости отбросила она от груди младенца, которого возненавидела еще задолго до его рождения. Молоко Геры разлилось и потекло по небу, как река. Так и образовался Млечный Путь (галактика, галаксия).




    В болгарском народе Млечный Путь получил название Кумова Солома или просто Солома. Вот что рассказывает народная легенда. Однажды лютой зимой, когда вся земля была засыпана глубокими сугробами снега, у одного бедного человека кончился корм для волов. День и ночь думал он, чем же накормить скотину, где достать хоть немного соломы, чтобы волы не подохли с голоду. И вот в темную морозную ночь взял он корзину и пошел к своему куму, у которого было много стогов соломы. Осторожно набрал он в корзину соломы и тихонько отправился обратно. В темноте он не заметил, что его корзина была дырявая. Шел он так и шел с корзиной за спиной к своему дому, а из дырявой корзины падали соломинка за соломинкой, образуя за ним длинный след. И когда пришел он домой, то увидел, что в корзине не осталось ни соломинки! На рассвете вышел хозяин к стогу, чтобы набрать соломы, и накормить своих волов, и увидел, что ночью кто-то разворошил его стог и украл солому. Отправился он по следу и дошел до дома, где жил его кум. Позвал он кума и начал его ругать за то, что тот украл у него солому. А кум стал оправдываться и лгать, что он этой ночью даже не вставал с постели. Тогда кум взял его за руку, вывел на улицу и показал рассыпавшуюся по дороге солому. Застыдился тогда вор... А хозяин соломы отправился к себе домой и сказал: "Пусть загорится эта краденая солома и никогда не гаснет, чтобы все знали и помнили, что нельзя красть у кума..." Загорелась солома, и с тех пор до сегодняшнего дня горит на небе Кумова Солома.



…ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МИФ… о Солнце

    После того как Уран (Небо) стал господином всего света, он женился на благодатной Гее (Земле). И родилось у них шесть сыновей и шесть дочерей - могучих и страшных титанов и титанид. Титан Гиперион и старшая дочь Урана Тейя имели троих детей - Гелиоса (Солнце), Селену (Луну) и Эос (Зарю). Далеко на восточном краю Земли находился золотой чертог Гелиоса - бога Солнца. Каждое утро, когда начинал розоветь восток, розовоперстая Эос открывала золотые ворота, и из ворот выезжал Гелиос на своей золотой колеснице, которую влекли четыре белых, как снег, крылатых коня. Стоя в колеснице, Гелиос крепко держал поводья своих буйных коней. Весь он сиял ослепительным светом, испускаемым его золотой длинной одеждой и лучезарным венцом на голове. Его лучи озаряли сначала самые высокие горные вершины, и они начинали пылать, словно были охвачены буйными языками огня. Все выше и выше поднималась колесница, и лучи Гелиоса лились на Землю, давая ей свет, тепло и жизнь. После того как Гелиос достигал небесных высот, он начинал медленно спускаться на своей колеснице к западному краю Земли. Там, на священных водах Океана, его ждала золотая ладья. Крылатые кони вносили колесницу с седоком прямо в ладью, и Гелиос несся на ней по подземной реке на восток в свои золотые чертоги. Там Гелиос отдыхал ночью. С наступлением дня он снова выезжал на своей золотой колеснице на небесные просторы, чтобы дарить свет и радость Земле.

Легенды связанные с созвездием Большой медведицы

Б ольшая и Малая Медведицы, как одни из наиболее заметных созвездий северного неба, имеют множество различyых названий в легендах разных народов. Большую Медведицу часто называют колесницей, повозкой или просто семью быками. Созвездие Большой Медведицы с самой яркой звездой по имени Дубхе (арабское Тхар Дубб аль Акбар - «зад Большого Медведя») связано со следующей легендой. Прекрасная Каллисто, дочь царя Ликаона, была в свите богини-охотницы Артемиды. Под видом этой богини Зевс приблизился к деве, и она стала матерью Аркаса; ревнивая Гера тут же превратила Каллисто в медведицу. Однажды Аркас, ставший прекрасным юношей, охотясь в лесах, напал на след медведя. Уже натянул он лук, чтобы смертоносной стрелой поразить добычу, но Зевс не допустил преступления:
превратив своего сына также в медведя, он перенес обоих на небо. В ритмическом танце стали они кружиться вокруг полюса, но Гера, придя в ярость, упро сила своего брата Посейдона не впускать ненавистную ей пару в свое царство; поэтому Большая и Малая Медведицы являются в средних и северных широтах нашего полушария незаходящими созвездиями. Франческо Петрарка описал Большую Медведицу в своем 33 сонете так:

Уже заря румянила восток.
А свет звезды, что немила Юноне,
Еще сиял на бледном небосклоне
Над полюсом, прекрасен и далек.

Созвездие Большой медведицы. Атлас ГевелияБольшая Медведица кульминирует в полночь в марте - мае, а Малая - в начале июня. Ее самая яркая звезда отстоит в настоящее время на 1,5° от полюса мира и называется Полярной. Самые яркие звезды обеих Медведиц образуют фигуры, похожие на ковши, поэтому их легко найти на небе.
Существует и другая легенда об околополярных созвездиях. Опасаясь Кроноса, который, пожирал своих детей, его супруга Рея спрятала новорожденного Зевса в пещере, где его вскармливали, кроме козы мальтеи, две медведицы - Мелисса и Гелис, впоследствии помещенные за это на небо. Иногда Мелиссу называют, Киносурой, что означает «хвост собаки». И действительно, у медведей таких длинных хвостов, какие мы видим на любом изображении созвездий околополярной области, не бывает.

В Древней Руси это же созвездие имело разные названия – Воз, Колесница, Кастрюля, Ковш; народы, населявшие территорию Украины, называли его Телегой; в Заволжье оно звалось Большим Ковшом, а в Сибири – Лосем. И до сих пор в некоторых областях нашей страны сохранились эти названия.

Долон эбурген («семь старцев»), Долон дархан («семь кузнецов»), Долон бурхан («семь богов»), в мифологии монгольских народов созвездие Большой Медведицы, её семь звёзд иногда причисляются к тенгери.В шаманских гимнах Долон эбурген - податель счастливой судьбы (ср. дзаячи). В бурятской мифологии (в эпосе о Гесере) созвездие появилось из черепов семи чёрных (злокозненных) кузнецов, сыновей враждебного людям чёрного кузнеца Хожори. Встречаются сюжеты (в тибето-монгольских редакциях сборника «Волшебный мертвец» и в восходящих к ним устных рассказах), связывающие происхождение Большой Медведицы с мифом о человеке с коровьей головой, именуемом «Беломордый бычок» или «Белый бычок», а также Басанг (в тибетской мифологии - Масане, быкоголовый персонаж). Он был раздроблен железной колотушкой ведьмы-шулмаса на семь частей, которые и составили созвездие; был взят на небо Хормустой за то, что победил чёрного пороза (быка), боровшегося с белым, являвшимся, по некоторым вариантам, воплощением самого верховного божества (солярная тема смены дня и ночи, ср.миф о Буханойон бабае). Согласно другой версии, одна из звёзд Большой Медведицы, находящаяся у неё на плече (вариант: в хвосте), украдена у Мичита (созвездие Плеяды), который гонится за похитителем.

Гренландски эскимосы все как один рассказывают про Большой Ковш одинаковую историю, совпадение всех деталей которой у каждого из рассказчиков заставляет предположить, что это чистая правда, а вовсе не досужий вымысел скучающих длинной полярной ночью охотников за моржами.
Жил в снежной хижине великий охотник Эриулок. Жил один, поскольку очень гордился тем, что он именно великий охотник и не желал знаться с другими эскимосами, тоже охотниками, но не великими. В одиночку выходил Эриулок в утлом кожаном челне в бурное море и длинным, тяжёлым гарпуном с костяным острым наконечником добывал не только моржей и тюленей, но случалось, и кита. Как в одиночку можно добыть целого кита, оставим на совести самих эскимосов. В конце концов на то Эриулок и был великим охотником. Никогда в его снежной хижине не переводился нужный в хозяйстве тюлений жир, которым издавна заправляли эскимосские лампы и смазывали лица и пальцы, чтобы не отморозить. В любой день хватало у него вкусного вяленого мяса, а потолок и стены его снежного жилища были затянуты лучшими моржовыми шкурами, какие только можно было сыскать на всём протяжении от Гренландии до Лабрадора. Богат был одинокий Эриулок, сыт и доволен.
Но вот со временем стало донимать великого охотника некоторое беспокойство. Видно, не в одной охоте счастье, раз понял он, что не хочет больше возвращаться в свою одинокую хижину, где не услышать ни детского смеха, ни слов привета и признательности. Короче, понял великий охотник, что пора ему заводить семью и жить, как все люди. Но проще понять, чем сделать. Другие эскимосы давно уже не принимали слишком гордого соплеменника, раз навсегда отказав ему от дома, что иногда случается и в более цивилизованном мире, когда у кого-то дело получается лучше, чем у всех прочих.
Поскольку никого, кроме эскимосов, ни поблизости, ни в самом дальнем далеке не проживало, эскимосы же всегда отличались большой принципиальностью и чувством локтя: как решили не иметь дел с одиноким зазнайкой, так и не имели. В конце концов пошёл Эриулок на самый берег Ледовитого океана и обратился к самой повелительнице морских вод, рыб, духов и животных, к главной эксимосской богине Арнаркуагссак. Рассказал о своей проблеме и попросил помощи в надежде, что столь известному лицу, как он, богиня не откажет.
Эскимосская богиня, и вправду не отказала и пообещала прислать местной грозе тюленей и моржей хорошую невесту, а если надо - и двух. Но, как водится у богов и богинь, назначила испытание. Следовало отправиться на какой-то далёкий остров, разыскать там ледяную пещеру, победить или обмануть огромного белого медведя и выкрасть у него ковш, полный волшебных ягод, дарующих молодость. Старой морской богине такие ягоды были очень нужны, а найти сумасшедшего, который за ними бы отправился, всё не удавалось. А тут как раз Эриулок подвернулся.
В общем, герой добрался до острова, отыскал пещеру, усыпил медведя и похитил ковш с волшебными ягодами. И к тому же благополучно доставил и ковш, и ягоды по назначению. Однако, и вправду хороший охотник.
Самое интересное, что морское божество, не надуло в последний момент простодушного героя. Нет, разошлись по честному: Эриулок получил серебристую нерпу, которая тут же обратилась прекрасной девушкой и заявила, что всю жизнь только и мечтала, как бы выйти за Эриулока замуж. Так что вскоре великий охотник на ещё большую зависть соседей стал к тому же отцом обширного и счастливого семейства. Морская же богиня, съев волшебные ягоды и сбросив пару тысяч лет, на радостях так подкинула вверх пустой ковш, что он там за что-то зацепился, да так и повис над головами

В Древнем Египте созвездие Большой Медведицы называлось Мескхет, "Бедро, живущее в великом Озере северного неба" (ср.представление о барке Ра).

В мифологии ингушей считается, что богоборец Курюко похитил у бога грома и молнии Селы для передачи людям овец, воду и тростник для строительства жилищ. В этом ему помогают семеро сыновей Селы, которые должны были охранять вход к нему. Разгневанный Села приковал Курюко к горной скале, а сыновей в наказание подвесил к небу, они и составили созвездие Большой Медведицы.

В тибетском фольклоре демоница преследует быкоголовое существо Масанг, сына коровы и человека, и бросает ядро, которое разрывает Масанга на семь частей, которые становятся Большой Медведицей. В этом качестве данный персонаж (как Басанг) вошёл в мифологию монгольских народов.

Согласно армянскому мифу, семь звёзд Большой Медведицы - семь кумушек, превращённых разгневанным богом в семь звёзд.

У индейцев сиу Большая медведица ассоциировалась со Скунсом.

В Древнем Двуречье это созвездие носило название "Грузовая Повозка" (аккад. sambu, eriqqu). Представление о Большой Медведице как о колеснице было распространено в Древнем Двуречье, у хеттов, в Древней Греции, во Фригии, у балтийских народов, в Древнем Китае (Большая Медведица - "колесница, указывающая на юг"), у южноамериканских индейцев бороро. Названия созвездия Большой Медведиц, подобные этому, встречаются у многих народов, имеются и другие варианты названия: древневерхненемецкое wagan - "колесница"; древнеримское Septemtriones - "Семизвездие"; среднеголландское woenswaghen, woonswaghen - "повозка Вотана"; согдийское "nxr-wzn - "круг Зодиака"; митаннийское арийское uasanna - "круг на ипподроме"; древнеиндийское vahana - "животное, на котором ездят боги" - и ratha - "колесница"; тохарское A kukal, B kokale - "колесница"; немецкое Grosser Wagen - "Большой Воз".

В Индии голова Лося (Большой Медведицы) обращена на восток.

Погоня за небесным лосем приписывается в карело-финских рунах разным героям. Один из них -«хитрый парень Лемминкяйнен», беспокойный герой-неудачник. Сделав чудесные лыжи, он похваляется, что ни одно существо в лесах не сможет от него уйти. Его похвальбу слышат злобные хозяева диких тварей ~ Хийси и духи-ювттахи. Они сотворили лося Хийси:
Голову из кочки сделав, Из валежника все тело, Ноги смастерив из кольев, Уши из цветов озерных, А глаза же - из болотных.
Духи посылают лося бежать на север «по полям сынов лопарских, ко дворам Похьелы мрачной»; там он опрокидывает котел с ухой, вызывая слезы девиц и смех женщин. Этот смех Лемминкяйнен воспринимает как насмешку над собой и бросается в погоню за лосем на своих лыжах: Первый раз он оттолкнулся
И исчез он с глаз на лыжах.
Во второй раз оттолкнулся
И уже не стал он слышен.
Третий раз он оттолкнулся -
И вскочил на спину лося. Удачливый охотник уже сделал клеть, чтобы держать там добычу, и стал мечтать о том, как было бы хорошо постелить его шкуру на брачное ложе и ласкать на нем деву. Тут-то волшебный лось и вырвался у размечтавшегося добытчика: в ярости он разломал клеть и умчался. Лемминкяйнен бросился было вдогонку, да впопыхах оттолкнулся так, что сломал и лыжи и палки...
Неудача Лемминкяйнена связана с запретом, который он нарушил: во время охоты нельзя помышлять о брачных утехах - это отпугивает добычу. Кроме того, шкуру созданного духами священного животного нельзя использовать для бытовых нужд.
Можно предположить, что охотничий миф о гигантском олене, превратившемся в созвездие, в обществе, которому уже было известно скотоводство, трансформировался в миф об огромном быке, которого не могли заколоть боги.
Особым почитанием у финнов и карел, как и у прочих финно-угорских народов, пользовался медведь. Он возник из шерсти, брошенной с небес в воду; по другим мифам – родился возле небесных светил на небе, у Большой Медведицы, откуда был спущен на серебряных ремнях в позлаченной колыбели в лес, где и остался на серебряных ветвях сосны (о сходном мифе, известном обским уграм, будет рассказано ниже). Охота на медведя сопровождаетися целым циклом заговоров, в которых зверя уговаривают, будто он не был убит охотником, а сам пришел в дом к людям «с мёдным животом от меду»: для него, как для дорогого гостя, убирают избу. Медведь – родственник человека. Он из рода Адама и Евы: извесны его отец и мать – Хонгатар (слово, родственное названию сосны). В некоторых заговорах медведя встречают как жениха, «в шубе денежной красавица» – стелят постель с золоченой периной (о медвежьей свадьбе мы говорили выше). Череп убитого медведя вешали на сосну – туда, откуда пришел первый мифический зверь: верили, что дух медведя возродиться вновь.

Весьма оригинально название этих двух созвездий (Большой и малой медведицы) у народов, населявших территорию нынешней Казахской республики. Наблюдая звездное небо, они, как и другие народы обратили внимание на неподвижность Полярной звезды, которая в любое время суток неизменно занимает одно и то же положение над горизонтом. Вполне естественно, что эти народы основным источником существования которых были табуны лошадей, называли Полярную звезду «железным гвоздем» («Темир-Казык»), вбитым в небо, а в остальных звездах Малой Медведицы видели привязанный к этому «гвоздю» аркан, надетый на шею Коня (созвездие Большой Медведицы). В течение суток Конь обегал свой путь вокруг «гвоздя». Таким образом, древние казахи объединяли созвездия Большой и Малой Медведицы в одно.

Обские угры считали, что небесное происхождение приписывается лосю и другим космическим объектам: некогда лось имел шесть ног и мчался по небу так быстро, что никто не мог догнать его. Тогда на охоту отправился некий Сын бога или человек Мось – первопредок обских угров – на лыжах из священного дерева. Охотнику удалось согнать оленя с неба на землю и отрубить ему лишние две ноги, но следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе. Млечный путь – это лыжня охотника, Плеяде – женщины из его дома, Большая Медведица – сам лось. Небесный же охотник с тех пор поселился на земле, где было изобилие дичи. Несомненно этот миф дублировался у многих северных народов.

Таков далеко не весь обзор представлений разных народов о самом известном созведии нашего небосклона. Но и это дает понять насколько разнообразны были взгляды наших предков на одно и то же явление.

Александрова Анастасия, специально для Мифонедельника.

Использование материала запрещается без разрешения автора или ссылки на сайт Мифологической энциклопедии

Изначально у древних греков созвездие олицетворяло человека, стоящего на коленях и под именем «Коленопреклоненный» оно вошло в знаменитый каталог «Альмагест» Клавдия Птолемея. Но параллельно приблизительно с V века до н. э. греки стали именовать созвездие Гераклом.

Прорицательница Пифия назвала его Гераклесом, а римляне называли его Геркулесом, и в таком виде это имя сохранилось в астрономии.

Древние греки придумали свою легенду о появлении Геракла.

У спартанской царицы Алкмены родился мальчик крепкого телосложения, который к тому же рос не по дням, а по часам. Его назвали Алкид, то есть сильнейший: он был сыном Зевса и должен был обладать умом и силой наравне с богами.

Ревнивая Гера узнала о его появлении на свет и тотчас стала преследовать ребенка. Она запустила двух ядовитых змей в колыбель младенца. Каково же было удивление Алкмены, когда утром она нашла своего первенца в колыбели с задушенными им двумя гадами. С тех пор у Алкида появилась кличка Геракл, что означает «преследуемый Герой». Воспитанием героя занимался кентавр Хирон, и Геракл оказался самым лучшим и сильным из всех земных детей Зевса.

Первые двенадцать подвигов могучий Геракл совершил в ранней юности, обреченный по вине Геры быть слугой у слабого и трусливого царя Микен Эврисфея.

Герой поразил своей тяжелой палицей лернейскую гидру, расстрелял из лука медных птиц и уничтожил свирепого кабана, убивавшего клыками животных и людей, вывел из царства Аида мрачное трехглавое чудовище, пса Цербера, – и все это во благо людей Аркадии и Пелопоннеса.

Существует еще одна легенда о бессмертии Геркулеса.

Когда Геркулес был в царстве Аида, он обещал своему другу Мелеагру взять сестру его Деяниру в жены. Возвратившись из царства теней, Геркулес отправился в город Калидон к царю Ойнею и рассказал ему о встрече с тенью Мелеагра, сына царя, и обещании, которое он ему дал. Но оказалось, что руки Деяниры добивались также многие другие мужи и юноши и среди них речной бог Ахелой. Трудно было Ойнею решить, кому отдать любимую дочь. Наконец, он объявил, что Деянира станет женой того, кто победит в борьбе. Услышав это, все остальные претенденты на руку Деяниры отказались от поединка, потому что не видели никаких шансов на победу над Ахелоем. Остался только Геркулес. Соперники отправились на широкую поляну и встали друг против друга. Не теряя времени, Геркулес бросился на огромного Ахелоя и обхватил его своими мощными руками. Но как ни напрягал свои мускулы Геркулес, он не мог свалить противника, который стоял, непоколебимый, как огромная скала. Борьба становилась все более жестокой. Уже трижды прижимал к земле Ахелоя Геркулес, но только в четвертый раз он сумел так схватить его, что победа, казалось, была уже близка. В этот миг Ахелой прибег к хитрости. Он превратился в змею и выскользнул из рук героя. Не растерявшись, Геркулес схватил змею и так крепко стиснул ее голову, что хвост змеи уже не мог свиваться в тугие кольца. Но змея выскользнула из рук Геркулеса и мгновенно превратилась в свирепого быка, который с яростью набросился на сына Зевса. Схватил герой быка за рога и так закрутил ему голову, что сломал один рог и свалил его полумертвым на землю. Оставшись без сил, бог Ахелой сбежал и скрылся в бурных водах реки.

Ойней отдал Деяниру в жены победителю, и свадьба была пышной и веселой. После свадьбы Геркулес и Деянира отправились в Тиринф – на родину Геркулеса. Дорога привела их к бурной и многоводной реке Евен, вода тащила огромные камни, и перебраться на другой берег казалось невозможным – не было ни брода, ни моста. Через эту реку перевозил на себе путников кентавр Несс. Геркулес позвал его и попросил перенести Деяниру на другой берег. Кентавр согласился, и Деянира уселась на его широкую спину. Геркулес перебросил на другой берег свою палицу, лук, копье и колчан со стрелами, а сам бросился в бурные воды реки и переплыл ее. Только он вышел на берег, как услышал испуганный крик Деяниры. Несс, восхищенный красотой Деяниры, захотел ее похитить. Геркулес схватил свой верный лук, и свистящая стрела настигла бегущего Несса и пронзила его сердце. Смертельно раненый кентавр дал Деянире коварный совет – собрать его отравленную кровь, сказав ей: «О, дочь Ойнея! Тебя последнюю перенес я через бурные воды Евена. Я умираю. Даю тебе на память мою кровь. Она имеет чудесное свойство: если когда-нибудь Геркулес тебя разлюбит и другая женщина станет для него дороже тебя, натри этой кровью хотя бы его одежду. Так ты вернешь его любовь, и уже никакая смертная женщина или богиня не будет ему милее тебя».

Поверила Деянира словам умирающего Несса. Собрала она его кровь и спрятала. Вдвоем с Геркулесом они продолжили свой путь в Тиринф. Там они счастливо зажили, а дети их подрастали беззаботно и радовали родителей.

Однажды к ним в гости пришел Ифит. Геркулес сердечно принял своего друга. Отметив радостную встречу и поговорив, друзья отправились прогуляться до Тиринфской крепости, стоящей на высокой скале. Со стен крепости внизу была видна страшная глубокая пропасть. Стоя на стене, Геркулес и Ифит смотрели в темноту ущелья. И в этот миг богиня Гера, ненависть которой к Геркулесу разгоралась все сильнее, вселила в него гнев и безумие. Не владея собой, схватил Геркулес Ифита и сбросил его в пропасть. Этим невольным убийством Геркулес очень разгневал своего отца всемогущего Зевса, так как невольно нарушил священные обычаи гостеприимства. В наказание Зевс наслал на своего сына тяжелую болезнь, от которой Геркулес долго страдал. Никакие снадобья не могли облегчить боли и страдания его. Наконец, он отправился в Дельфы. Там прорицательница бога Аполлона Пифия сказала ему, что он выздоровеет лишь при условии, если будет продан в рабство на три года, а деньги, вырученные за него, отдаст отцу Ифита Евриту.

Геркулес был продан в рабство лидийской царице Омфале, которая подвергала его мучительным унижениям. Она одела прославленного героя в женские одежды и заставляла его прясть и ткать вместе со своими служанками. А сама Омфала в это время накидывала на себя львиную шкуру, служившую Геркулесу плащом, брала его палицу, которую едва могла оторвать от земли, и опоясывалась его мечом. Гордо проходила она мимо Геркулеса и издевалась над ним. Гневом переполнялось сердце героя, но он ничего не мог сделать – ведь он был рабом Омфалы: она его купила и могла делать с ним все, что захочет. Тяжелыми были для Геркулеса три года рабства у Омфалы. За это время он ни разу не послал никакой вести Деянире, и она впала в отчаяние, потому что не знала, жив ли ее муж. Но однажды вестник принес ей радостное известие: Геркулес жив и здоров, скоро должен прибыть его посланец Лихас, который расскажет ей подробно, как Геркулес овладел городом Ойхалией и разрушил его.

Наконец, прибыл и Лихас. Он привел с собой пленников, среди которых была и царская дочь Иола. Лихас рассказал о победе Геркулеса и порадовал Деяниру, сообщив, что скоро должен вернуться и Геркулес. В толпе пленников Деянира заметила красивую девушку, скорбный вид которой привлекал внимание, и спросила о ней Лихаса. Но он ничего не ответил ей.

Деянира приказала отвести пленников в отведенное для них помещение. Едва Лихас удалился, как к ней подошел слуга и тихо шепнул: «Славная госпожа! Лихас не захотел сказать тебе правды об этой скорбящей рабыне. Выслушай же меня, госпожа! Это Иола, дочь царя Еврита. Геркулес прислал ее сюда не как рабыню. Как только он вернется, он женится на ней…» Услышала это Деянира, и муки ревности стали терзать ее душу. Мысль о том, что после возвращения Геркулеса она будет оставлена и изгнана, угнетала ее все больше и больше. В отчаянии она вспомнила о совете кентавра Несса. Натерла она кровью Несса плащ, который сшила для Геркулеса, завернула и передала Лихасу, сказав ему: «Лихас, быстро отнеси этот плащ Геркулесу и скажи ему, чтобы он тотчас его надел и принес жертвы богам. Но ни один из смертных не должен надевать этот плащ до него. Даже лучи Гелиоса не должны коснуться плаща, прежде чем его наденет Геркулес. Спеши же, Лихас!»

Гонец немедленно отправился в путь. Деянира вернулась в комнату и с ужасом увидела, что та шерсть, которой она натирала плащ кровью кентавра, превратилась в пепел, как только на нее упали лучи Гелиоса. А на том месте, где лежала шерсть, показалась ядовитая пена. Только сейчас поняла Деянира коварный обман умирающего Несса, но было уже поздно: Лихас передал плащ Геркулесу. Геркулес набросил плащ и принес в жертву своему отцу Зевсу и другим богам двенадцать быков. От тепла горящего жертвенника плащ прилип к телу Геркулеса, и он начал корчиться в страшных судорогах от невыносимой боли. Его сын Гилл, который в то время был с ним, перенес отца на корабль, а сам поспешил к матери рассказать о том, что она наделала. Когда Гилл рассказал матери о нечеловеческих страданиях своего отца, Деянира, не сказав ни слова, ушла в свои покои, закрылась там и пронзила себя обоюдоострым мечом. Принесли умирающего Геркулеса. Еще большие мучения испытал он, узнав, что Деянира убила себя и он не может ей отомстить. Отрава сжигала его тело, и не было уже у него сил переносить эту боль. Он приказал своему сыну, чтобы тот сжег его на погребальном костре и тем избавил от дальнейших мучений. Гилл с родственниками выполнил желание отца. Геркулеса отнесли и положили на костер, но никто не захотел зажечь его, как ни умолял Геркулес сделать это. В это время пришел Филоктет, и Геркулес уговорил его зажечь костер и в награду пообещал оставить ему свой лук и стрелы. Филоктет выполнил его желание. Огромные языки пламени охватили тело Геркулеса, но ярче огня вспыхивали молнии, которые бросал великий Зевс, а гром словно раздирал небо. Примчались на золотой колеснице Афина Паллада и Гермес. Они вознесли на Олимп прославленного героя и любимого сына Зевса. Там боги даровали Геркулесу бессмертие, и он как равный среди равных стал жить среди них. Сама Гера, забыв свою ненависть, радостно встретила Геркулеса и отдала ему в жены свою дочь – прекрасную и вечно молодую богиню Гебу. Боги вознаградили Геркулеса за все героические подвиги, страдания и муки, перенесенные им на Земле, за то, что он избавил людей от чудовищ, которые причиняли им страшные бедствия. Властелин Неба и Земли Зевс превратил любимого сына в созвездие Геркулеса. Оно появляется высоко над горизонтом в летние месяцы. На небе это созвездие окружено созвездиями Льва, Гидры, Тельца, Дракона и другими, напоминающими людям о великих подвигах героя.