Виды политических режимов государства. Режимы правления, основные политические режимы: признаки, краткое описание

Политический режим - это способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти.

Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества, и в том числе к правотворчеству.

На протяжении многовековой истории существования государства как социального явления находили применение семь видов политического режима.

1. Деспотический режим (от греч. despoteia - неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции.

Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве - повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это - религия, она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

Деспотия - это в основном уже историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.

2. Тиранический режим (от греч. - мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.

Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

Тираническое правление воспринимается народом как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал на ранних этапах развития человечества (Древний мир, раннее Средневековье). По сравнению с деспотией тирания представляется все же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим обстоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужого народа.

3. Тоталитарный режим (от позднелат. - полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная «историческая» идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает «самые правильные установки», ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.

Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется «силовой кулак» (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора - физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться.

Одна из основных характеристик тоталитаризма - милитаризация. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочь поживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывший СССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей: отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться, удовлетворить тщеславие вождя.

Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в Средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом - в СССР и странах Восточной Европы.

4. Фашистский (расистский) режим (от лат. - пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях.

Фашизм, будучи «озабочен» судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сначала выражают лишь желание «облагородить» этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществлению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата.

Таковы основные отличительные признаки фашизма. В остальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде. Однако в тоталитарном государстве он осуществляется в отношении собственного народа, а в фашистском - в большей мере против некоренных наций или наций других государств.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.

При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность.

Решения центральной власти, не учитывающие экономические, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно, и поэтому приходится в немалой дозе применять принуждение. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат (Испания периода правления Франко, Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу).

Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишена также гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными.

На фоне абсолютного контроля авторитарного государства в политической сфере наблюдается относительная свобода в иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитарное государство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

История показывает, что зачастую авторитарное государство демонстрирует лучшую, по сравнению с демократическими государствами, способность к преодолению трудностей (экономических, социальных). Это вызвало неоднозначность в оценке таких государств. Более того, многие считают такой режим наиболее приемлемым для государств, осуществляющих реформы, находящихся в процессе политической модернизации.

6. Либеральный режим (от лат. - свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства госудшрства в частную жизнь граждан.

Рыночные отношения, характерные для развитого буржуазного государства, могут существовать только между равными и самостоятельными субъектами. Либеральное государство как раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства государства в социальную сферу пока нет и быть не может. Провозглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит часто как вольнодумство и даже как попустительство (отношение к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе).

Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от опеки, не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров.

Либеральный режим допускает существование оппозиции. Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность - необходимый атрибут либерального общества.

Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов уменьшает возможность злоупотребления властью. Государственные решения принимаются в основном путем большинства голосов.

Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане.

Либеральный режим существует в развитых странах Европы, США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

7. Демократический режим (от греч. - народовластие) - это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами.

В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием избрания являются не политические, а их профессиональные качества. Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные комитеты и др.)- При принятии решений учитываются и интересы меньшинства.

Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер: наряду с правом как главным социальным регулятором жизни либерального общества все большее значение приобретает мораль. Гуманизм и нравственность - отличительные признаки демократического государства.

Демократия - это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых - собственники; высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их значительный культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Рассмотрение видов политического режима позволяет сделать следующие выводы:
1) политические режимы отличаются друг от друга уровнем свободы, предоставляемой людям, и могут быть схематично представлены в виде ступеней лестницы, по которой поднимается человечество;
2) разные страны и народы переходят от одного вида политического режима к другому разновременно, по мере того как складываются соответствующие социально-экономические условия;
3) смена основных видов политического режима (деспотии, тоталитаризма, авторитаризма, либерализма и демократии) происходит, как правило, постепенно и последовательно; опыт нашей страны показывает, что «перескакивание» через отдельные их виды чревато катастрофическими последствиями.

Политические режимы

Цель: Аргументированно, на конкретных примерах раскрыть суть и содержание содержание современных политических режимов.

План:

1. Понятие политического режима.

2. Основные типыполитических режимов:

а) Понятие и идейные истоки тоталитаризма.

в) Признаки демократического режима

3. Осуществление социальной политики в Казахстане в условиях демократического режима.

Краткое содержание лекции:

Режим - это управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

Каждое государство имеет свой политический режим . Политический режимозначает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

В современном мире можно говорить о многочисленных режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

Понятие тоталитаризма происходит от лат. “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.

Тоталитаризм возник в Европе, точнее, на периферии европейской цивилизации, как результат некоего синтеза элементов азиатского деспотизма с радикальными идеологическими доктринами. Столкновение элементов восточной и европейской структур на периферии Европы (Россия, Пруссия, Испания) при благоприятных для этого обстоятельствах (социальный кризис и рост радикализма) способствовало выходу на передний план азиатского деспотизма, который и стал опорой носителей радикальных теорий переустройства мира.

Признаки тоталитаризма :

Тотальный государственный контроль над обществом;

Всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;

Система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

Политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

Господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством.

Идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

Унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

Ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

Ставка на свою рассу (может быть, в скрытом виде, например, в бывшем СССР идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности.

Фашизм (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение), политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Фашизм у власти - это террористическая диктатура самых реакционных сил монополистического капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистического строя.

Важнейшие отличительные черты фашизма - применение крайних форм насилия для подавления рабочего класса и всех трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни граждан, разветвленные связи с достаточно значительной частью населения, не относящейся к правящим классам, способность путём националистической и социальной демагогии мобилизовать и политически активизировать её в интересах эксплуататорского строя (социальная база - по преимуществу средние слои капиталистического общества). Внешняя политика - политика империалистических захватов.

Фашизм впервые был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти.

Разновидность фашизма - это национал-социализм . Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.

Оказавшись у власти в Италии и Германии, фашисты поставили под свою эгиду многочисленные фашистские и профашистские организации за рубежом. В некоторых странах эти организации стали представлять серьёзную опасность для буржуазно-демократических режимов. В период между двумя мировыми войнами были установлены режимы фашистского типа в ряде государств Восточной и Центральной Европы: в Венгрии (режим Хорти), Австрии, Польше ("санационный режим"), Румынии, прибалтийских государствах и т. д.

Под влиянием Италии и Германии развивалось фашистское движение в Испании, где после кровопролитной гражданской войны 1936-39 гг. была установлена (март 1939) при военной и политической поддержке итальянских и германских интервентов фашистская диктатура Францисско Франко. Ещё раньше в Португалии утвердилась фашистская диктатура Салазара.

Таким образом, тоталитаризм - это закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

Авторитаризм - занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности - они построены больше на принуждении чем на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу четко разработанной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием оппозиции.

Автократия от греч. (autokrateia) - самодержавие самовластие т.е. неограниченная власть одного лица, не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения к принятию решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2) Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3) опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Исходя из вышеизложенного , авторитаризм - это политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление: военные берут власть и правят страной. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена.

В современных условиях постсоциалистических стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

в) Пизнаки демократического режима

Демократия - самый сложный тип политического режима. Demos - народ и kratos - власть. С гр. - власть народа. Современные демократии, а они существуют примерно в 40 странах.

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа : именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство формируется в результате проведенных выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

3) Защита прав отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия . Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Существуют различные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами демократического правления являются президентская республика и парламентская республика.

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент - диктатор.

Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США в определенной мере ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США (право вето) и, наконец, конгресс вправе начать процесс «импичмента» , т.е. досрочного отстранения президента от власти (за измену, за нарушение Конституции и другие преступления).

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов.

Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют «Вестминистерской моделью», имея ввиду Британский парламент, в котором политической партии достаточно 50% голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.

Второй тип - это парламентская коалиционная система , когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна из них не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (ФРГ) и недолговременными (Италия).

Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным (консенсусным). Он был предложен одним из современных политологов Лайбхартом, который предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы (народ германской языковой группы) составляют менее 15 % бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франко-говорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов , т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

В современном мире происходит интенсивный процесс перехода тоталитарных и авторитарных режимов в демократические режимы. Сегодня ясно, что этот переход будет продолжительном. Независимая международная организация в 1992 г. провела исследование 186 стран и пришла к выводу, что с точки зрения уважения прав человека и политических свобод (важнейших критериев демократии, которые признаются на Западе), только 75 стран являются “свободными”, 73 – “частично свободными” и 38 – “несвободными”.

Понятие «политический режим»

Политический режим – это способ реализации власти, совокупность средств и методов, с помощью которых она осуществляется. В зависимости от степени обеспеченности прав и свобод граждан политические режимы делятся на демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные).

Демократический политический режим

Демократический режим - это такой способ осуществления власти, такое государственно-политическое устройство общества, при котором народ признан суверенным источником власти, обладает правом участвовать в решении государственных дел и имеет для этого необходимые условия. При демократии не только осуществляется политическая власть большинства, но и соблюдаются права меньшинства. Основными чертами демократического режима являются:

  • Легитимный режим , который основывается на принципе конституционализма. Согласно этому принципу конституция – основной закон государства – обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным правовым нормам. Принципы демократии и основные права и свободы человека фиксируются в конституции и не могут быть отменены обычным путем. Если необходимо принять новый текст конституции, то он выносится на всенародное обсуждение (референдум) и считается принятым в случае его поддержки более чем половиной граждан, имеющих право голоса. Для того, чтобы этот принцип осуществлялся на практике, создан институт конституционного надзора.
  • Плюралистическая структура политической власти, которая находит воплощение в парламентаризме, выборности и сменяемости органов власти, а также их ответственности перед обществом. Под парламентаризмом понимается система государственного устройства, при которой парламент занимает центральное место в системе государственных органов, и только он имеет право принимать законы. Правительство лишь разрабатывает законопроекты и может вносить их на утверждение парламента. Парламент также обладает правом контролировать деятельность правительства.
  • Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  • Политический плюрализм . Это означает, что жизнь в демократическом обществе строится на основе конкуренции и взаимовлияния различных политических сил, действующих в рамках закона. Признаками политического плюрализма выступают: наличие многопартийной системы, в рамках которой каждая политическая партия равноправна и не имеет законодательно закрепленных преимуществ перед оппонентами, признание прав политической оппозиции на свободное выражение своих взглядов и убеждений через средства массовой информации.
  • Признание и гарантированность прав и свобод каждого члена общества . Гарантом конституционного и иного закрепления и осуществления на практике этих прав и свобод выступает институт конституционного надзора, который не может игнорировать общественное мнение и интересы широких слоев населения. Этот принцип должен соблюдаться неукоснительно, так как демократия, как и любая власть, заключает в себе определенную опасность для отдельной личности, подчинив ее воле большинства или принося ее интересы в жертву государству. Такая власть может перерасти в свою противоположность - тоталитаризм, в абсолютную власть большинства над меньшинством, коллектива над личностью. Поэтому демократия должна быть также ограничена законом, который защищает от власти права и свободы личности.

Авторитарный режим

Основу авторитарного режима составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Для него характерна чрезмерная централизация власти в руках правящей элиты или личности, частичное или полное запрещение оппозиции, требование безусловного уважения к власти. Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая активно вмешивается в политический процесс. Для данного режима характерна:

  • Монистическая структура политической власти, в центре которой находится господство определенной личности или группы людей. Власть сосредоточивается в руках главы государства, которому подчинено правительство. У этого режима нет механизма преемственности власти, которая передается бюрократическим путем, нередко используя при этом вооруженные силы или насилие.
  • Авторитарная власть не допускает в сфере политики никакой конкуренции, однако не вмешивается в те сферы общественной жизни, которые не связаны непосредственно с политикой: относительно самостоятельными могут оставаться экономика, семья, культура.
  • Важнейшей чертой режима является массовое отчуждение народа от власти. Политические права и свободы граждан и общественно-политических организаций сужены, оппозиция запрещена. Политическое поведение граждан и политических организаций строго регламентировано. Правящие силы, их партии и примыкающие к ним организации – военные и полувоенные – срастаются с государственным аппаратом. Выборность органов государства ограничена. Парламент превращается в послушное государству орудие, а иногда и ликвидируется.
  • Политическая структура режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а выборы при этом нередко носят показной характер.

В условиях олигархического режима формально допускается многопартийность, однако фактически действуют только партии господствующего класса. Выборность парламента сохраняется, но разного вида ограничения приводят к тому, что избранными в него могут быть только представители правящей элиты. В принципе признается даже разделение властей, но фактически основная роль в политической жизни принадлежит не законодательной, а исполнительной власти. Армия активно вмешивается в жизнь общества.

Конституционно-авторитарный режим отличается тем, что в самой конституции могут содержаться нормы, запрещающие существование всех политических партий, кроме правящей. Иногда для других партий устанавливаются ограничения, сводящие их деятельность к нулю. Парламент формируется на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается, безраздельно господствует исполнительная власть и президент.

Авторитаризм несет в себе возможность эволюции как в сторону тоталитаризма, так и демократизма. Почему возможен переход к демократии? При этом режиме сохраняется известная автономность гражданского общества, некоторые его сферы остаются свободными от тотальной регламентации. Стабилизация экономического и социального развития снижает поляризацию в обществе, способствует формированию центра политических сил, который создает предпосылки для перехода от авторитарной власти к демократическим структурам.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим основывается на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи. Тоталитарный режим формально допускает граждан в политический процесс, в реальности же они оказываются полностью от него отчужденными. На каждом уровне управления страной власть сосредотачивается в одном центре (в руках отдельного человека или группы людей). Вся жизнедеятельность общества оказывается регламентированной, любая ее несанкционированная форма исключается. Для тоталитарного режима характерны:

  • Монистическая структура власти, сосредоточение власти в руках одного человека или группы людей и отстранение народа от власти.
  • Отсутствие гражданского общества и правового государства. Они не могут существовать, так как абсолютная и всеохватывающая власть вождя, партии, государства лишает гражданское общество самостоятельности. Повседневная жизнь людей настолько регулируется государством, что порою принимает уродливые формы: от невозможности без санкции властей выехать за границу до вступления в брак.
  • Отсутствие разделения властей, хотя формально оно может быть закреплено в конституции.
  • Наличие единственной массовой партии, которую возглавляет сам политической лидер государства. Срастание правящей партии с государством.
  • Экономика подчинена политике, строго централизована. Развиваются только те отрасли, которые способствуют укреплению режима. Отдельные виды экономической деятельности запрещены. Режим мотивирует это тем, что они могут нанести вред экономике и неприемлемы с точки зрения идеологии данного общества.
  • Господство единой идеологии. Идеология тоталитаризма абсолютно нетерпима к инакомыслию, которому создаются всевозможные преграды: запрещение издания оппозиционной литературы, высказывания “крамольных” мыслей, критических суждений в СМИ и на телевидении и так далее.

Тоталитарным режимом отрицаются все ценности традиционного общества. Эта идеология рассчитана на массы, а не на элитные группы . Даже наука поглощается идеологией, особенно это относится к социально-гуманитарным наукам. Приоритетное развитие получают те направления наук, в которых заинтересованы властные структуры. Социальной базой тоталитаризма выступают обнищавшие слои города и деревни, а также люди разного социального происхождения, которые в результате экономических и военных потрясений потеряли свое положение в обществе.

В современном мире существуют определенные условия, способствующие возникновению тоталитаризма :

  1. Демократическое общество предоставляет право всем оппозиционным партиям и другим политическим силам участвовать в политическом процессе. В условиях политической нестабильности в странах со слабыми демократическими традициями и правосознанием возбужденные массы могут привести сторонников тоталитаризма к власти.
  2. Наличие технических средств и развитых коммуникаций (радио, телевидение, телефон, пресса) позволяет государству жестче контролировать политические процессы и влиять на сознание людей.
  3. Высокая степень концентрации производства и всей экономической жизни позволяет власти вести точный учет и планировать развитие хозяйства до мелочей. Наличие этих условий сужает проявления гражданского общества. Личность теряет способность выступать как самостоятельный гражданин, наделенный правами и подчиняется власти.

Под воздействием внутренних социально-экономических сдвигов происходит развитие полтических режимов . Тоталитарные режимы распадаются и преобразуются в авторитарные и демократические. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов.

Вопросы о формах и волновали еще древних греков. История за это время накопила огромный материал для выделения разных форм и типов политических режимов. Об их особенностях, классификационных признаках и вариантах и пойдет речь в статье.

Форма государственного правления

Государственная власть необходима обществу для успешного функционирования. Социум не способен к самоорганизации, поэтому всегда кому-либо делегирует власть и функции управления. Еще древние философы обнаружили, что формы правления могут быть: властью одного, властью немногих или властью многих или большинства. Каждой форме присущи различные варианты. Форма правления, форма режим - это звенья одной цепи. Из формы правления вытекают особенности политического и административного управления в стране, которые, в свою очередь, могут реализоваться в различном политическом режиме. Форма правления - это способ организации системы государственной власти. Она определяет характер и особенности протекания политического процесса в стране. Первые традиционные формы правления - монархия и республика. При этом каждая из них позволяет устанавливать различные режимы правления. Это деспотический, аристократический, абсолютистский, авторитарный, военно-бюрократический, тоталитарный, фашистский и многие другие. Государственный режим зависит от влияния многих факторов, в первую очередь от того, кому принадлежит власть. Роль личности в государственном устройстве чрезвычайно высока.

Понятие политического режима

Впервые о существовании политического режима начал размышлять Платон. Он в соответствии со своими идеалистическими представлениями предполагал, что есть идеальное государственное устройство, где управление осуществляют философы-мудрецы. Все остальные режимы отличаются по степени приближенности и удаленности от этой модели. В самом широком смысле политический или государственный режим - это распределение реальной власти и влияния в обществе. Это способ существования и функционирования политической системы, который делает страну уникальной и отличной от других государств. На формирование политического режима влияют многочисленные элементы политической системы: нормы, отношения, культура, институты. Более узкое понимание подразумевает, что режим правления - это конкретный способ осуществления государственной власти.

Формы правления, политические режимы обусловлены культурой и традициями страны, историческими условиями существования государства. Принято считать, что в каждой стране устанавливается своя форма правления, однако у них есть общие, универсальные черты, которые и позволяют создать их классификацию.

Принципы классификации политических режимов

Классифицировать политические режимы принято с учетом следующих критериев:

  • степень и формы участия народа в осуществлении управления страной и в формировании политической власти;
  • место негосударственных структур в управлении страной;
  • степень гарантированности прав и свобод личности;
  • наличие оппозиции в стране и отношение власти к ней;
  • ситуация со свободой слова в стране, положение СМИ, степень прозрачности действий политических структур;
  • методы властвования;
  • положение в стране силовых структур, их права и ограничения;
  • степень политической активности населения страны.

Виды режимов

В истории накоплен большой опыт управления странами, сегодня можно насчитать не менее 150 разновидностей политических режимов. Античная классификация Аристотеля предлагает выделять виды режимов по двум критериям: по признаку принадлежности власти и по признаку способов использования власти. Эти признаки позволяли ему говорить о таких типах политических режимов, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания.

Такая система типологии политических режимов сегодня значительно усложнилась и по самым разным критериям можно выделять различные их виды. Самой простой классификацией является разделение всех разновидностей на демократические и недемократические, а уже внутри выявляются разнообразные разновидности. Попытка учесть большее количество существующих режимов привела к их делению на основные и дополнительные. К первым относятся деспотический, тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический. Ко вторым можно отнести тиранический, фашистский. Более поздние типологии также включают такие промежуточные виды, как военно-бюрократический, султанистский, анархический, а также несколько видов авторитаризма: корпоративный, дототалитарный, постколониальный.

Более сложная классификация предлагает также к уже названным видам добавить следующие: диктатура, меритократия, клептократия, охлократия, плутократия, феодализм, тимократия, военная диктатура, посттоталитаризм. Наверняка можно выделить и еще какие-то виды, так как каждое государство подстраивает существующие модели режимов под свои особенности и условия.

Государственное устройство и режим правления

Любые режимы правления в конкретных государствах не могут существовать в чистом виде. Традиционно выделяют три вида государственного устройства: федерацию, унитарное государство и конфедерацию. Чаще всего встречаются унитарные государства, в которых вся территория страны подчиняется единой системе государственного управления, одной конституции и централизованному управлению всеми административными единицами. При этом унитарные государства могут иметь демократический режим правления или авторитарный. Но в них гораздо проще устанавливать и авторитарные, и даже тоталитарные модели управления. Но каждый раз это будет своеобразная трактовка режима.

Например, Япония и Великобритания - примеры унитарного государства, управляемого высшим представителем монархической семьи. Но каждое государство в разной степени реализует формы представительной демократии. Также в унитарных государствах может устанавливаться особый режим управления отдельными территориями. Федерация объединяет под единым началом несколько единиц с относительной самостоятельностью. Конфедерация же объединяет суверенные административные субъекты, которые делегируют органам общего правления лишь часть функций государственной власти. При этом федерация более предрасположена к демократическим режимам, так как в ее правлении всегда должно объединиться несколько человек. В конфедерациях нет такой четкой закономерности, и внутренние режимы в субъектах могут быть различными.

Понятие и истоки тоталитаризма

Традиционно исследователи выделяют тоталитарный, демократический и как основные разновидности способов реализации политической власти в государстве. Тоталитаризм является крайней формой Историки говорят, что тоталитаризм как жесткий вариант диктатуры возникает в 20 веке, хотя есть точки зрения, что тогда просто был придуман термин, а такие политические режимы правления существовали и ранее.

Исследователи говорят, что тоталитаризм базируется на средствах массовой информации, которые становятся главным инструментом распространения идеологии. Под тоталитаризмом понимают абсолютный контроль и регламентацию государством всех сторон жизни, каждого отдельного жителя страны путем прямого вооруженного насилия. Исторически появление этого режима связывают со временем правления в Италии в 20-х годах 20 века, также яркими примерами реализации данной формы правления считают гитлеровскую Германию и сталинский Советский Союз. Изучению тоталитаризма посвящено известное исследование З. Бжезинского, который пишет, что такие режимы можно распознать по следующим признакам:

  • в стране господствует официальная идеология, которую разделяет большинство граждан, противники идеологии подвергаются жестким преследованиям вплоть до физического уничтожения;
  • в государстве устанавливается жесткий контроль за действиями и мыслями граждан, полицейский надзор призван выискивать «врагов народа» для последующей показательной расправы над ними в целях устрашения населения;
  • главный принцип в таких странах: разрешено только то, что признано официальной властью, все остальное - запрещено;
  • есть ограничение в свободе получения информации, существует жесткий контроль за распространением информации, СМИ подвергаются жесткому цензурированию, о свободе слова и речи быть не может;
  • бюрократия во всех сферах управления жизнью общества;
  • однопартийность: в странах с таким режимом может быть только правящая партия, все остальные подвергаются преследованию;
  • милитаризация страны, в ней постоянно наращивается военная мощь, формируется образ внешнего врага, от которого нужно обороняться;
  • террор и репрессии как инструменты нагнетания страха;
  • экономикой.

Как ни удивительно, но тоталитаризм может строиться на основе демократии или на основе авторитаризма. Второй случай более частотен, примером тотальной демократии может выступать Советский Союз времен позднего сталинизма, когда в систему тотальной слежки и репрессий было вовлечено большое количество жителей страны.

Черты авторитарного режима

Описывая режимы правления государства, следует остановиться на более подробной характеристике основных их разновидностей. Тоталитарный, демократический и авторитарный режимы - это три ведущих варианта. Авторитаризм занимает промежуточное место между тоталитарной и демократической системой правления. Авторитаризм является недемократическим режимом, под которым понимается сосредоточение безграничной власти в руках одного или нескольких людей. Основное отличие от тоталитаризма заключается в отсутствии сильного военного давления на жителей страны.

  • устанавливается монополия на государственную власть, которая не может перейти другим людям или группировкам ни в каком случае, кроме переворота;
  • запрет или сильные ограничения на существование оппозиции;
  • жесткая централизация вертикали власти;
  • делегирование властных полномочий по принципам родства или кооптации;
  • укрепление силовых органов для удержания власти;
  • изоляция населения от возможности участвовать в процессе управления страной.

Военная бюрократия

Группа военных режимов является вариантом авторитарных и тоталитарных моделей. Военно-бюрократический режим - это однопартийный режим с ярким лидером, власть которого обеспечивается военными силами. Чаще всего принято говорить о коммунистических разновидностях таких режимов. Основными признаками военной бюрократии являются:

  • доминирующая роль военных и силовых структур в обеспечении исполнения решений правительства;
  • наличие особой системы контроля над жизнью общества;
  • насилие и террор как основные инструменты подчинения и мотивации населения;
  • законодательный хаос и произвол;
  • официально провозглашенная господствующая идеология при полном отсутствии оппозиции.

Тирания и деспотизм

Древней разновидностью тоталитаризма является деспотическая власть. Такой режим существовал, например, в Древнем Египте. Власть в этом случае принадлежит одному лицу, которое получило ее по праву наследования. Деспот обладает исключительной властью и может никак не соотносить свои действия с законами и нормами страны. Все всплески несогласия с его политикой жестко караются, вплоть до применения жестоких показательных казней и истязаний. Тиранические режимы правления отличаются тем, что власть к одному человеку приходит в результате военного переворота. При этом управленческие характеристики тирана близки к поведению деспота. Власть тиранов также известна издавна, так, историки описывают несколько таких примеров еще в Древней Греции.

Черты демократического режима

Самыми распространенными политическими режимами в мире являются различные вариации демократии. Форма правления демократического режима многообразна, но в целом ей свойственны следующие признаки:

  • народ является главным источником высшей власти, он главный суверен в государстве;
  • у народа есть возможности продемонстрировать свое волеизъявление на свободных выборах, выборность власти - важнейший признак демократии;
  • права гражданина - абсолютный приоритет власти, любой человек или меньшинство гарантированно имеют доступ к власти;
  • равенство граждан перед законом и в управлении государством;
  • свобода слова и плюрализм мнений;
  • запрет на любые формы насилия над человеком;
  • обязательное наличие оппозиции правящей партии;
  • разделение властей, каждая ветвь имеет суверенность и подчиняется исключительно народу.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении государством, существуют две формы демократии: прямая и представительная. Формы представительной демократии сегодня являются наиболее распространенными. В этом случае народ по принятию решений своим представителям в разных властных органах.

Либерализм как политический режим

Особой разновидностью демократии является либеральный режим. Идеи либерализма появляются еще в античные времена, как политический режим он впервые был провозглашен в конце 18 века в Конституции США и Декларации о правах человека во Франции. Главным признаком либерализма является абсолютная ценность человека. Любой либеральный режим базируется на трех китах: индивидуализм, собственность и свобода. Признаками либерального политического режима являются:

  • законодательное закрепление прав человека на охрану его индивидуальности и прав на частную собственность;
  • разделение ветвей власти;
  • гласность и свобода слова;
  • существование оппозиционных партий;
  • нестабильность политической сферы страны, участие масс в политической жизни общества;
  • отсутствие монополии на власть, существование законного механизма смены власти;
  • свобода экономики от всяческого контроля и вмешательства со стороны государства.

Теперь вы знаете основную информацию про режимы правления.

В этой статье пойдет речь о том, каковы основные виды политических режимов. Большинство обычных людей не думают о различных особенностях формы правления, идеологии политического режима. Итак, начнем разбираться.

Понятие и виды политических режимов

Политический режим - это совокупность способов, приемов осуществления власти в государстве Этот термин отличается многообразием, ведь каждый политолог или другой ученый, а также обычный человек имеют собственный взгляд на понимание политической реальности.

Изучать основные виды политического режима очень важно и актуально в силу разных процессов в обществе. Например, Сталин и Гитлер позволяли, чтобы в стране была довольно милая и романтичная конституция с вполне демократическими положениями. Но разве она сопоставлялась с действительностью? Обращение с людьми было ужасное, их могли просто убить, сжечь в печи, посадить в тюрьму, отослать в концлагерь. Поэтому именно реальная деятельность, поступки характеризуют политический режим. Виды политических режимов разделяют на демократический и недемократический.

Недемократический имеет еще свои подвиды: авторитаризм и тоталитаризм. В связи с этим, открыв учебник на параграфе "Каковы основные виды политических режимов?", вы найдете следующую классификацию: демократия, и тоталитаризм.

В принципе, особенности демократии более-менее понятны, но как быть с разницей между двумя остальными терминами? Главное отличие заключается в сфере проникновения. влияет на все общественные области - от того, как нужно говорить, думать, одеваться, читать, и до того даже, как заниматься сексом. Авторитаризм проникает в политическую область социума, то есть вы сможете спокойно одеваться по своему желанию, ходить в любимые кафе, но если у вас возникнет желание справедливых выборов, критики действий власти, покричать о притеснении прав и свобод, то государство быстро заставит замолчать.

Ниже мы приведем сравнение по некоторым критериям, чтобы можно было сформировать знание о том, каковы основные виды политических режимов.

На ком базируется режим, его основа

В основе демократии лежит воля большинства населения. Иначе говоря, она является властью большинства. В таких государствах люди поддерживают демократические инициативы.

Тоталитаризм основывается на маргиналах, нищих и бедных слоях городских жителей и полукриминальных элементах. Возьмем, к примеру, Октябрьскую революцию, ведь исполнителями стали матросы и солдаты, поверившие большевистской идеологии, четким пропагандистским действиям.

Защитниками авторитарного режима становятся госслужащие, милиция, чиновники, армия, церковь. Посмотрите на сюжеты новостей: если в вашей стране значима роль силовиков, а госслужащие имеют большую власть, используя ее в своих целях - вы живете в авторитаризме.

Такую базу имеют основные виды политического режима.

А что с правами и свободами граждан?

Демократия как раз строится на том, что права и свободы граждан процветают и становятся священными. Если кто-то где-то нарушит права меньшинств, женщин или любых других сообществ - криков будет очень много и они будут громкие. Демократы считают, что свободная личность может принести много пользы государству, живя и развиваясь в полноценном социуме.

Тоталитарные страны очень любят заявлять, законодательно утверждать права и свободы, но это всего лишь бумага и пустые слова. Попробуйте, пошутите о власти. Исключение из школы, партии, увольнение с работы - это лучшее, что еще может с вами случиться. Худший сценарий для шутника - это расстрел и отправка его семьи в концлагерь.

Авторитарный режим имеет конституцию, в которой все очень красиво прописано, но законодательство работает только на государство и на чиновников, связанных с ним. Сбили вы человека на переходе - сядете, если это сделал депутат - найдется масса способов замять дело.

После такого анализа ваше представление о том, каковы основные виды политических режимов, должно расшириться, но продолжаем дальше.

Режим и партийная система

Демократические страны позволяют существовать многим партиям. Неважно сколько их, хоть тысячи. Конечно, все эти организации прийти к власти не могут, но зарегистрироваться - пожалуйста.

Тоталитарный режим предусматривает только одну партию, единственную и официально разрешенную. Она государственная. Создавать другие строго запрещено, а хотите попробовать, тогда готовьтесь стать каторжником в концлагере, ведь вождь вам такого не простит.

Экономические особенности в разных режимах

В демократии а собственность частная - это очень важно и нерушимо. Естественно, есть собственность и государственная, и смешанная, но рыночные отношения правят балом.

При тоталитарном режиме вся экономическая область подчинена государству, и никаких частных кафе, магазинов вы не найдете. Экономика отвечает интересам страны.

Особенности идеологии

Не предъявит вам уголовную ответственность за иные взгляды. Ничто и никто не должны запрещать вам выражать свое личное мнение. Если такое случится - обратитесь в суд и докажите свою правоту.

В тоталитаризме есть только одна - единая и правильная - идеология, с помощью которой можно все объяснить. Все инакомыслящие объявляются врагами народа.

Проявляет хитрость в этом плане. Другие идеологии как бы допускаются, но лишь одна одобряется и навязываются повсюду и везде.

После прочтения статьи у вас должно было сложиться неплохое представление о том, каковы виды политических режимов и их особенности.