Восточно-туркестанская революционная республика. Джунгария, восточный туркестан, синьцзян-уйгурский автономный район, и потерявшие независимость уйгуры и ойраты

Пытаясь ограничить и даже приостановить процесс демократизации общественной жизни Восточного Туркестана, нанести удар по прогрессивным силам, Шэн Шицай прибегает к коварному методу фабрикации всякого рода дел о «политических заговорах», якобы готовившихся в различных районах провинции с целью свержения власти дубаня. Уже в 1937 г. по делу о так называемом «первом преступном заговоре» было брошено в тюрьму более тысячи прогрессивно настроенных общественных деятелей, интеллигентов. В последующие годы провокационная деятельность Шэн Шицая подобного рода продолжалась и расширялась. Выступая в сентябре 1938 г. на III «всесиньцзянском съезде представителей народных масс», Шэн Шицай остановился, в частности, на раскрытии «за последнее полугодие в Урумчи и других округах» большого заговора «с целью свержения власти шести великих принципов и диверсии в тылу антияпонской борьбы», организованного, по его словам, «империалистическими псами», «троцкистскими бандитами», «национальными предателями» и т. п. В числе «заговорщиков» Шэн Шицаем были названы Ходжа Нияз, его соратники и ряд других лиц неханьских национальностей.

За «раскрытием» все новых и новых «заговоров» следовали новые массовые аресты не только в Дихуа, но и в других округах и уездах Восточного Туркестана; «почти в каждый район протянулись чудовищные лапы агентов Шэн Шицая, и к 1941 г. тюрьмы повсюду были переполнены». Много арестованных было просто уничтожено.

С начала 40-х годов укрепившееся сотрудничество Шэн Шицая с гоминьдановским правительством в Чунцине приводит к буквальному наводнению его административного аппарата гоминьдановскими должностными лицами. Это немедленно сказывается на положении уйгурского населения, поскольку в провинции снова возрождаются традиционные великоханьские методы управления. Чрезвычайно распространяются в эти годы среди ханьских чиновников самых различных рангов, беззастенчиво грабивших трудовой люд, коррупция и казнокрадство.

В августе 1942 г. в Дихуа прилетала жена Чан Кайши. Она передала дубаню письмо от супруга, в котором тот «прощал» Шэну все его «грехи» и обещал защиту. За этим последовало (в январе 1943 г.) создание в В Восточном Туркестане провинциальных организаций партии гоминьдан. В Восточном Туркестане стали прибывать все новые и новые контингенты гоминьдановских войск. Начался приток ханьских переселенцев из различных провинций Китая. «Гоминьданизация», несомненно, ухудшила положение коренного населения края. Подвергаемое массовому террору со стороны шэншицаевской охранки, оно становилось к тому же объектом откровенно великоханьской политики гоминьдана, который никогда не одобрял национальной политики Шэн Шицая 30-х годов.

Но что самым пагубным образом отразилось на жизни неханьского населения края - это почти полное прекращение правительством Шэн Шицая торговых связей с СССР. Специальным постановлением от 5 ноября 1942 г. монополизировалась внешняя торговля края, причем, согласно новым правилам, товаропроизводители в лице массы земледельцев и скотоводов ничем не ограждались от явного грабежа со стороны высшего чиновничества и немногих богатеев - купцов. В результате расстроилась вся система товарного обращения в крае, резко снизился жизненный уровень трудящихся масс. Одновременно были значительно повышены налоги: по сравнению с 1936--1937 гг. к 1944 г. общая сумма налогообложения на душу населения увеличилась более чем 7 раз. Повсюду в крае наблюдался быстрый рост цен на обиходные товары и продукты. Попытки гоминьдановцев поправить разваливающуюся экономику края ни к чему не привели. В Восточном Туркестане ширилось глубокое недовольство уйгурского населения.

Смещение Шэн Шицая с поста дубаня, последовавшее 2 сентября 1944 г., и назначение на его место одного из ответственных деятелей гоминьдана - У Чжунсиня - совпало с началом нового мощного подъема национально-освободительного движения в Восточном Туркестане. Он был вызван крайне реакционным курсом политики Шэн Шицая в последние годы его «правления». Проводившаяся У Чжунсинём политика усиления национального, политического и экономического гнета лишь способствовала росту этой новой волны революционной борьбы уйгуров и других неханьских народов Восточного Туркестана.

Очагом наиболее бурных революционных событий стал на этот раз Илийский округ. В Или, по данным 1944 г., проживало более 470 тыс. человек.

В Или, как и в других округах Восточного Туркестана, орудовали шэнщицаевские агенты, арестовывались без суда и следствия сотни людей. Тяжелым было экономическое положение трудящегося населения - земледельцев и особенно скотоводов. Местное кочевое население (главным образом казахи) уже с 1939 г. нередко оказывало вооруженное сопротивление китайским властям. Все это способствовало успеху деятельности подпольных революционных организаций, которые готовили крупное антиправительственное восстание». Так, весной 1043 г. в Алтайском округе была создана подпольная «Антишэнщицаевская организация народа». В Кульдже действовала подпольная молодежная организация «Общество учащихся», а также более массовая организация - «Ассоциация свободы». Имелись и другие нелегальные организации подобного рода. «Общей целью этих организаций была борьба против гоминьдановской реакции, завоевание демократии, свободы и равноправия для всех национальностей. Для осуществления вышеуказанных целей эти организации вели большую пропагандистскую работу и готовили вооруженное восстание».

Китайские власти были весьма встревожены положением на севере края. Летом 1944 г. начальник полиции Ли Инци лично прилетал в административный центр округа Или, г. Кульджу, где по его приказу было арестовано большое число людей. Но это только ускорило начало восстания.

2 сентября 1944 г. восставшие скотоводы из Хоргоса вошли в западную часть уезда Нилка. Повстанцы (первоначально более тысячи человек) выступали против объявленного властями так называемого «движения по поставке лошадей» и против непосильных налогов, которые совершенно разоряли скотоводческое население. 8 октября вооруженные повстанческие отряды вошли в уездный центр Нилка. Встретив сопротивление полицейских сил, они вступили с ними в перестрелку, полицейские были перебиты. Погиб и начальник уезда Нилка. Восстание быстро распространилось на всю территорию округа Или, и 7 ноября выстрелы раздались в окружном центре, «возвестив о начале восстания в Кульдже, имеющего огромное историческое значение.». Благодаря проявленному героизму неханьских вооруженных отрядов к 14 ноября почти все административные учреждения Кульджи были в руках повстанцев. Город становится центром восстания, перекинувшегося также на Тарбагатайский и Алтайский округа.

В отличие от восстаний прошлых лет восстание в Или было довольно хорошо подготовлено, его участники действовали по разработанному плану, хотя и началось оно стихийно. Среди уйгурского и среди других представителей неханьского населения проводилась разъяснительная и пропагандистская работа. Все это обеспечило успех восстанию, несмотря на то что правительство в Дихуа бросило в Или весьма внушительные силы, в том числе авиацию и танки. К февралю 1945 г. почти вся территория Илийского округа была занята повстанцами.

Несколько ранее, 10 ноября 1944 г. в Кульдже был образован Народный комитет Восточно-Туркестанской Республики (ВТР) и учреждены министерства.

Первоначально состав Народного комитета, или Временного правительства ВТР, был неоднороден: наряду с прогрессивными деятелями из интеллигенции в него вошли также помещики, буржуазные элементы, духовенство. По-видимому, именно это обстоятельство сказалось на особенностях тогдашней политической декларации правительства, явившейся первым политическим программным документом ВТР. Данный документ наряду с националистическими формулировками и пунктами, отражавшими интересы и идеологию эксплуататоров, включал и ряд прогрессивных положений. Так, в первом пункте декларации формулировалась задача «навсегда уничтожить господство ханьцев на территории Восточного Туркестана». Во втором пункте указывалось на необходимость «создания подлинно свободной, независимой республики на основе равноправия народов Восточного Туркестана». В третьем пункте говорилось о задаче развития экономики, в том числе частной промышленности и частной торговли. В четвертом пункте указывалось на то, что особой поддержкой должен пользоваться ислам (говорилось также и о свободе вероисповедания). Предусматривалось развитие культуры, просвещения и здравоохранения, установление дружественных отношений «со всеми демократическими правительствами мира», особенно с правительством Советского Союза. Важным моментом было наличие в программе пункта, в котором указывалось на необходимость создания сильной армии, которую предлагалось формировать из представителей «всех национальностей, на-селяющих Восточный Туркестан».

В дальнейшем Временное правительство ВТР подверглось реорганизации. Состоявшийся в январе 1945 г. в Кульдже съезд представителей восставших принял организационный статус, правительства, политическую программу и декларацию. Состоялось и официальное провозглашение Восточно-Туркестанской Республики. Председателем Временного правительства был избран Алихан Торэ. В число членов правительства (в составе 17 человек) вошел Ахметжан Касими, один из наиболее прогрессивных уйгурских деятелей, возглавлявший центральный штаб восстания, созданный еще в ноябре 1944 г. Принятая съездом политическая программа включала следующие девять пунктов: «1) полностью искоренить всякую тиранию ханьцев; 2) установить демократический государственный строй; 3) армия при-надлежит народу; 4) все национальности равноправны; 5) уважать религию; 6) должностные лица всех рангов должны избираться народом; 7) проводить на деле политику дружбы с СССР; 8) развивать образование; 9) утвердить уйгурскую письменность в качестве государственной письменности».

Нетрудно видеть, что данная политическая программа Правительства ВТР носила прогрессивный характер и в ней подчеркивались демократические принципы государственного устройства. Призыв руководителей трех революционных ок¬ругов ликвидировать в Восточном Туркестане «всякую тиранию ханьцев» весьма напоминает известный призыв Сунь Ятсена о необходимости покончить в Китае с господством маньчжуров, узурпировавших власть над всеми остальными национальностями страны.

Территория ВТР, торжественно провозглашенная 12 ноября 1944 года охватывала 3 из 10 округов Восточного Туркестана – Илийский, Тарбагатайский, Алтайский. В апреле 1945 года была сформирована Национальная армия Восточно-Туркестанской Республики.

В течение весны и лета 1945 г. гоминьдановские войска потерпели поражение в Тарбагатайском и Алтайском округах. Развивая успех, повстанцы направили свои вооруженные силы в южные районы Восточного Туркестана. Выход вооруженных сил ВТР осенью 1945 г. к р. Манас поставил под угрозу существование правительства в Дихуа. В этой обстановке Гоминьдан в лице Чан Кайши был вынужден предложить руководству восставших округов мирные переговоры.

Соглашаясь на переговоры с гоминьдановцами, руководители национально-освободительного движения революционных округов вполне учитывали политический курс КПК, которая в августе 1945 г. приступила в Чунцине к мирным переговорам с Гоминьданом. Главой делегации ВТР на переговорах, начавшихся в октябре 1945 г. в Дихуа, был Ахметжан Касими. Гоминьдановскую сторону представлял Чжан Чжичжун. Еще до начала переговоров были прекращены военные действия между армией ВТР и гоминьдановскими войсками.

На переговорах, продолжавшихся до конца 1945 г., представители ВТР упорно отстаивали демократические завоевания народа трех округов, отклоняя гоминьдановские требования о разоружении, роспуске новых учреждений на территории трех округов как условия дальнейшего обсуждения вопросов демократизации. В конце концов, Гоминьдану пришлось пойти на уступки.

Переговоры делегации ВТР с гоминьдановскими представителями в Дихуа завершились подписанием 2 января 1946 г. мирного соглашения, что само по себе явилось значительной победой революционных сил края. Соглашением предусматривалась реорганизация провинциального правительства. В него должны были быть введены представители уйгуров и других неханьских национальностей провинции - всего 15 человек. Последние должны были выдвигаться местным населением с последующим утверждением со стороны Центрального правительства в Нанкине. Остальные десять мест в правительстве оставлялись за лицами, которых непосредственно назначало правительство Нанкина. Соглашением определялась выборность местных органов власти, реорганизация органов юстиции на основе привлечения к участию в их работе представителей неханьского населения. Специальными пунктами соглашения провозглашались свобода развития национальной культуры, национальных языков, свобода слова, собраний, печати, вероисповедания. Подлежала роспуску тайная полиция Гоминьдана в крае, исключались репрессии в отношении прогрессивных национальных деятелей и активистов национального движения трех округов.

Вооруженные силы революционных округов сохранялись, однако их численность сокращалась на одну треть. Летом 1946-года вступило в силу «Соглашение 11 пунктов». В соответствии с этим соглашением в крае было сформировано новое, коалиционное правительство, в котором Чжан Чжи-чжун занял пост председателя. Его заместителем стал Ахметжан Касими. В состав правительства были введены и другие представители трех округов. Полномочия нового правительства вошли в силу с момента утверждения Чан Кайши результатов переговоров (1 июля 1946 г.). Одновременно было объявлено о самороспуске Временного правительства ВТР. Тем самым снимался вопрос и о ВТР как самостоятельном государстве.

Опубликованная политическая программа нового правительства предусматривала соблюдение демократических прав и свобод, в том числе равноправия всех национальностей, а также проведение ряда прогрессивных мероприятий: оказание помощи земледельцам и скотоводам края, наложение ограничений на крупное землевладение, содействие развитию промышленности, коммуникаций, здравоохранения.

Однако, как показал дальнейший ход событий, Гоминьдан, с самого начала переговоров смотрел на все эти декларации лишь как на политическую уловку, с помощью которой он пытался выиграть время для наступления на прогрессивные силы в провинции. В результате активного саботажа гоминьдановцев эта программа так и не проводилась в жизнь. В органах управления (за пределами трех северных округов) продолжала процветать коррупция. Гоминьдановская тайная полиция не только не была распущена, но, напротив, активизировала свою деятельность. Начались кровавые репрессии против неханьского населения. Расквартированные в провинции гоминьдановские войска продолжали вмешиваться в административные дела уездов и округов. Фактически Гоминьдан срывал выполнение всех прогрессивных мероприятий, предусматривавшихся программой деятельности правительства. Данное коалиционное правительство, сформированное 1 июля 1946 года не просуществовав и года, оно распалось. Весной 1947 г. на контролируемой Гоминьданом территории края начинается новая волна преследований и репрессий в отношении прогрессивных элементов из неханьских национальностей, в особенности против тех, кто настаивал на соблюдении мирного соглашения, подписанного в январе 1946 г.

В сложившейся драматической ситуации Ахметжану Касими и его соратникам не осталось ничего, кроме как в знак протеста выйти из коалиционного правительства в Дихуа и возвратиться в г. Кульджу.

Большое общественно-политическое значение в жизни трех округов имело учреждение летом 1948 г. в Кульдже Синьцзянского союза защиты мира и демократии. Председателем этой организации был избран инициатор ее создания - Ахметжан Касими. Союз в качестве массовой организаций типа единого фронта охватывал различные политические и культурные организации всех национальностей, в том числе «Организацию свободы», созданную в Кульдже в 1944 г., «Демократическую революционную партию» и «Революционный союз молодежи», основанные в Или в 1945 г. Союз развернул большую работу среди населения трех округов по разъяснению «задач национально-освободительного движения народов Синьцзяна и преодолению национализма среди некоторой части участников движения». Благодаря усилиям этой организации в национально-освободительном движении «возобладали демократические и прогрессивные тенденции.

Несмотря на всякого рода трудности, революционные власти трех округов пытались улучшить экономическое положение трудящихся. Налоги взимавшиеся с населения трех округов, снизились в 1948 г. на 50% по сравнению с 1944 г. Цены на предметы первой необходимости в Кульдже были гораздо ниже, чем в Дихуа. Посевные площади в 1948 г. увеличились в трех округах по сравнению с 1944 г. в 1,5 раза. Определенные улучшения наблюдались в области культуры, просвещения и здравоохранения.

Политический термин, до некоторой степени соответствующий географическому, Таримский бассейн. Он установился сравнительно очень недавно, взамен прежних: более распространенного Малой Бухарии и менее известных Алтышара (шестиградие) и Джеттышара… …

X.5. Синьцзян (Восточный Туркестан) - ⇑ X. ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ X.5.1. Тохарские государства … Правители Мира

Туркестан - I название в XIX начале XX вв. территории в Средней и Центральной Азии, населённой тюркскими народностями. Восточный Туркестан включал провинции Западного Китая, Западный Туркестан среднеазиатская территория России, северная часть Афганистана … Энциклопедический словарь

Туркестан (регион) - У этого термина существуют и другие значения, см. Туркестан. Карта Туркестана Туркестан (перс. ترکستان‎ Torkestān … Википедия

Карта Туркестана Туркестан (узб. Turkiston, перс. ترکستان «Страна тюрков») название историческо географического региона Центральной Азии в XIX веке и начале XX века. В состав этого региона входили территории следующих современных государств … Википедия

Туркестан - Туркестан: Туркестан (перс. ترکستان‎ «страна тюрков», узб. Туркистон, каз. Түркістан) исторический регион Центральной Азии, населенный народами тюркского происхождения. Ранее было распространено также персидское название региона Туран … Википедия

Туркестан Восточный - см. Восточный Туркестан … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Туркестан (историко-географич. область) - Туркестан, историко географическая область, включавшая в 19 ‒ начале 20 вв. территорию современной Средней Азии и Казахстана, а также часть Центральной Азии, населённую тюркскими народностями. Условно Т. делился на Западный, или Русский (южная… … Большая советская энциклопедия

Восточный фронт Русской армии - У этого термина существуют и другие значения, см. Восточный фронт. Восточный фронт Русской армии Годы существования 24 сентября 1918 20 февраля 1920 Страна … Википедия

Туркестан история древняя - Термин Т. (собств. Туркистан, ср. Афганистан, Белуджистан, Кафиристан и т. п.), т. е. страна турок, употреблялся арийским населением Средней Азии для обозначения степей, населенных кочевниками турецкого происхождения, и в литературе впервые… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Этнос, языки, религии , . В монографии даются всесторонний источниковедческий анализ и историческая интерпретация письменных памятников, оставленных разноязычными обитателями Восточного Туркестана. Даны… Купить за 1600 руб
  • В сердце Азии. Памир - Тибет - Восточный Туркестан , Гедин Свен Андерс. Новинка в суперпопулярной давно зарекомендовавшей себя серия! Великолепное подарочное издание для собирателей домашней библиотеки, для интересующихся русской историей, великими личностями и…

В постановлении ЖОГОРКУ КЕНЕША КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ написано: «Генерал Ысакбек Монуев родился 1902 году 31 августа в с. Нура Алайского района Ошской области. Его военная деятельность проходила в Китайской Народной Республике. Он был военачальником - министром обороны Восточно-Туркестанской Республики. Проявил геройство и мужество в гражданской войне в Китае. Воины под его командованием победоносно сражались против армии Чан Кай Ши. Он боролся и посвятил свою деятельность за единство тюркских народов, за их независимость и свободу. В 1949 году погиб в авиакатастрофе при невыясненных обстоятельствах».

Генерал-лейтенант Ысакбек (Исхакбек) Монуев, фото с www.foto.kg

Генерал Монуев летел не один, в той катастрофе погиб целый ряд видных деятелей просоветской Восточно-Туркестанской Республики, существовавшей в 1944-1949 гг. в северной части современного Синьцзянь-Уйгурского Автономного Района КНР.

Старшие офицеры ВТР - уйгуры, казахи, русские, татарин, дунганин, сибо.

В августе прошлого года в Урумчи вспоминали этих людей:

«... 27 августа текущего года состоялось в СУАР собрание в память 65-ой годовщины пяти выдающихся организаторов и лидеров революционной борьбы в трех районах во главе с Ахмет-джан Касим и в честь их мужественных подвигов и революционного духа за единство родины и сплоченность всех национальностей страны и за долгосрочную социальную стабильность в Синьцзяне. На собрании выступил с речью Член Партбюро ЦК КПК и Секретарь Парткома СУАР Чжан Чуньсянь».

Ахметжан Касими (Касимов)

Авиакатастрофа произошла в конце августа 1949 года на пути в Пекин, куда делегация ВТР направлялась через Алма-Ату, Красноярск, Читу. В составе делегации были глава правительства Ахмеджан Касими (уйгур), министр обороны И.Монуев (Мунуров, киргиз), его заместитель - генерал Далельхан Сугурбаев (казах, уроженец Баян-Ульгинского аймака Монголии), вице-премьер Абдукерим Аббасов (уйгур) и др.

До сегодняшнего дня в многочисленных источниках указывают различные обстоятельства и места катастрофы, что порождает всевозможные слухи и домыслы вокруг гибели руководителей ВТР. «Катастрофа произошла под Алма-Атой», «самолет разбился в Гоби», «это была диверсия спецслужб», «инсценировка авиакатастрофы» и т.д.

Важным источником являются воспоминания Сайфудина Азизи, соратника погибших, который возглавил правительство ВТР после авиакатастрофы. В начале сентября 1949 года он вылетел тем же маршрутом в Пекин, во главе новой делегации ВТР.

Далельхан Сугурбаев

В Иркутске ему сообщили об обстоятельствах аварии:

«...самолет с делегацией в течение трех дней находился в Иркутске; на третий день, когда погода улучшилась, он вылетел, но над озером Байкал не смог набрать необходимую высоту из-за сильного урагана и получил приказ вернуться на аэродром. Самолет начал разворот, развернулся на 60 градусов, и связь с ним неожиданно прекратилась. На место предполагаемой катастрофы вылетели поисковые самолеты и в одной из глубоких расщелин обнаружили участок с обгоревшими деревьями. По приказу из Москвы в этот район был направлен поисковый отряд альпинистов, который в течение недели пытался добраться до места гибели самолета, но безуспешно...Как вспоминает Сайфудин, когда они пролетали над этим районом, он видел в бинокль место аварии и "возможно, трупы", лежащие "в значительном удалении от обломков самолета"».

Т.е. место авиакатастрофы связано с берегами Байкала?

Абдукерим Аббасов

«Самолет Ил-12 (борт. номер СССР-Л1844). Экипаж 29-го авиаотряда Международных Воздушных Сообщений 24 августа (1949 г.) вылетел особым рейсом из Алма-Аты в Читу. На борту было 9 пассажиров. В тот же день самолет в 12:58 мск прибыл в Красноярск и …оставлен на ночевку.

Утром 25 августа… Взлет произведен в 02:25 мск. ...В 04:45 самолет пролетел Иркутск. …В 05:12 с борта вызвали а/п Иркутск без сообщения о срочности или бедствия, но так как в это время была связь с другим самолетом, экипажу было предложено подождать со связью одну минуту. В последующем, с 05:15, на вызовы экипаж не отвечал и связи с другими аэропортами не имел.

Самолет обнаружен 29 августа в 07:30 с воздуха на восточном склоне горы Кабанья (1 479 м) на высоте 1350-1400 м. Катастрофа произошла через 1-2 минуты после последней связи в 31 км южнее г. Кабанск (Бурят-Монгольская АССР).

Комиссия установила, что самолет, находясь на высоте 1 200 м в долине реки Кабанья, пытаясь произвести правый разворот с креном 10-15°, задел правой консолью крыла ветки ели в трех метрах от вершины и одновременно левой плоскостью срубил вершину другой ели, в 24 м от первой. …Пролетев 414 м в гору в перевернутом положении, он ударился об осыпь камней передней частью фюзеляжа, правым мотором и правой консолью. При ударе самолет полностью разрушился и загорелся... Все пассажиры и члены экипажа, по результатам судебно-медицинской экспертизы, погибли в момент катастрофы.

По заключению комиссии, материальная часть была исправна. Причину снижения самолета с заданного эшелона 2 400 м до 1 200 м установить не представилось возможным».

Руководство ВТР, Кульджа, 1945г

Летом 2013 года вместе с журналистами еженедельника «Информ-Полис» побывали на широкой плоской вершине горы Кабанья, поросшей густым хвойным лесом. Пологий восточный склон, раскинулся на десяток квадратных километров, поэтому, не зная более точных координат, отыскать обломки небольшого самолета, разбившегося 64 года назад, оказалось невозможно за несколько часов...

Сотрудники газеты Информ-Полис разыскали охотника Ю.Морозова, который видел обломки самолета на Кабаньей:

“Этот самолёт нашёл мой учитель, охотник Ганя Ягодин, ставший впоследствии известным охотником. Он со своим братом Тимофеем обнаружил самолёт почти сразу после падения в 1949 году. Он мне сказал, что это был какой-то китайский самолёт”.

По словам охотника, вокруг самолёта были раскиданы вещи: дорогие ковры, золотые часы и прочее...Потом, по словам Морозова, охотники сообщили о находке властям. Незамедлительно прибыла рота солдат.

Они эту тропу вдоль реки Кабаньей и проложили, - отметил охотник. - Они туда на лошадях ездили, трупы тех, кто на самолёте летел, в кожаных мешках привезли. Все вещи солдаты по приказу сложили у самолета и там же сожгли.

Я сам видел фюзеляж того самолета, он лежит на гольце горы. Там почти ровная площадка. От него остались хвост и часть крыла. На удивление хорошо сохранились. Только там, где из самолёта топливо выливалось, трава не растёт.

Как сказал Морозов, за все эти годы самолет видели единицы.

А так там места труднодоступные, болота, трава в человеческий рост, зверьё опять же».(Информ-Полис, июль 2013 г.).

После публикаций нашлись люди, которые знали об этой авиакатастрофе. Правда, прежде никто не слышал, что на борту были руководители Восточно-Туркестанской Республики, знали просто, что это был некий китайский самолет.

«...Житель Кабанска А.С.Седунов поделился своими воспоминаниями. В сентябре 1949 года ему было 18 лет, работал в колхозе. Как призывника, его вызвали в военкомат. Вместе с другими призывниками получил в колхозе лошадь и прибыл в штаб поисково-спасательного отряда в Елани.

"В горы увозили на лошадях большие банки, что в них не знали. Дорога по только что проторенной тропе занимала целый день. Через каждый километр стояли вооруженные солдаты. Не доезжая до горы Кабанья, разгружались и принимали «груз-200» - трупы, которые спускали на носилках. Среди них были и «русские», и «китайцы». Порой их собирали буквально по частям. Внизу их перегружали на «студебеккеры» и увозили в Улан-Удэ. Ничего лишнего военные при призывниках не говорили"».

Подробно поведал житель Елани О.Н.Гишка:

«Этот снимок сделан моим фотоаппаратом в 1984 году на месте катастрофы. Мне давно хотелось там побывать. Руководствовался прежде всего рассказами Ильи Ефимовича Залуцкого. Он знал эти места досконально. ...Повезло с погодой, в течении светового дня вышли к вершине горы Кабанья. Самолет врезался в каменную россыпь - ее видно на снимке, полностью разрушился и горел. Обломки мы находили в радиусе примерно 300 метров, метрах в 200 от фюзеляжа валялось крыло...»

Один из фронтовиков, хорошо знавших тайгу, И.Е. Залуцкий и вывел поисковую группу к самолету. Мне он рассказывал, что к самому самолету его не подпустили, туда прошли только несколько офицеров. Однако он сумел увидеть любопытную вещь: тело одного из летчиков лежало метрах в пяти от самолета, кобура была расстегнута, а рядом валялся пистолет…

Военные все, что не смогли вынести, в том числе радиостанцию, навигационную аппаратуру, - разбивали вдребезги, сжигали. Все было организовано четко. Руководил операцией полковник из Москвы, явно не простой армейский офицер. Штаб размещался в конторе Еланского колхоза. Старики рассказывали, что он хорошо охранялся, была прямая связь с Москвой. Постоянно прилетал самолет, садился на поле между Нюками и Еланью. Елань была заполнена военными. Они сделали много - рубили просеки, прокладывали мосты. Мост через Качуг долго служил людям, он так и назывался - «Солдатский мост»...».

Получается, что тела были вывезены с места катастрофы еще в сентябре 1949, но выданы родным только в марте 1950 г., после подписания советско-китайского договора о дружбе. Осенью 1949 года Восточно-Туркестанская Республика вошла в состав КНР и вскоре окончательно ликвидирована.

Краткая история Восточного Туркестана. Восточный Туркестан (Уйгурстан, Уйгурия), также с 1955 года известный как Синьцзян – Уйгурский автономный район Китая, расположен в самом сердце Азии. Из-за своего удобного расположения на древнем Шелковом Пути, более 2000 лет он был знаменитым центром торговли. Земля Восточного Туркестана дала рождение многим великим цивилизациям, и на различных этапах своей истории был колыбелью знаний, культуры и государственности. Действительная территория Восточного Туркестана составляет 1,82 млн. кв. км. Находясь по соседству с провинциями Китая, Восточный Туркестан был введен в состав Китайской Народной Республики в результате военного вторжения Коммунистического Китая в октябре 1949 года. На востоке Восточный Туркестан граничит с Китаем и Монголией, на севере с Россией, на западе с Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Индией, а на юге с Тибетом. Восточный Туркестан имеет богатую историю и различные географические особенности. На его территории есть огромные пустыни, величественные горы, а также красивые реки, луга и леса. Народ Восточный Туркестан – это родина тюркоязычных уйгуров и других народов центральной Азии, таких как: казахи, киргизы, узбеки, татары и таджики. Согласно последней переписи населения в Китае 2010 года, официальная численность населения Восточного Туркестана составляет 21,81 миллионов человек, включая 8,75 миллионов этнических ханьцев (40,1%), незаконно переселившиеся в Восточный Туркестан после 1949 года (в 1949 году численность этнических ханьцев составляло 260 000 человек). Уйгуры примерно составляют 10,2 миллионов (согласно переписи населения 2000; данные по численности уйгуров за 2010 год все еще не опубликованы) и по-прежнему составляют большинство населения Восточного Туркестана. Тем не менее, растущее число этнических ханьцев делает уйгуров второсортными на собственной земле. Несмотря на это уйгурские источники указывают на то, что настоящая численность уйгуров составляет около 20 миллионов человек. Логической восточной границей Восточного Туркестана является Великая Китайская Стена. И исторически, и культурно Восточный Туркестан является частью Центральной Азии, а не Китая. Народом Восточного Туркестана являются не китайцы, а тюрки центральной Азии. Исторические факты свидетельствуют о том, что история уйгуров в Восточном Туркестане насчитывает более 4000 лет. На всем протяжении истории древние уйгуры и другие местные народы создавали независимые государства, которые процветали на территории Восточного Туркестана. Легендарный Шелковый Путь проходил через земли уйгуров, и уйгуры сыграли важную роль в культурном обмене между Востоком и Западом, а так же развили свою уникальную культуру и цивилизацию. На раннем этапе своей истории, уйгуры, как другие тюркские народы Центральной Азии, верили в шаманизм, манихейство и буддизм. Начиная с I в. н.э. и до прихода ислама, Восточный Туркестан был одним из великих центров буддистской цивилизации. Взаимоотношения между уйгурами и мусульманами начинается в начале IX в., тогда и начался переход к исламу. Исламизация уйгурского общества ускорилась в период правления караханидских каганов. Процветали искусство, наука, музыка и литература, так как исламские религиозные институты были заинтересованы в развитой культуре. В этот период появляются сотни всемирно известных уйгурских ученых, написано тысячи ценных книг. Самыми важными среди этих работ являются: книга уйгурского ученого Юсупа Хаса Хаджиба, “Кутадгу билиг” (“Наука о Счастье”, 1069-1070), и Дивани Лугат ат Тюрк (словарь тюркских наречий), Махмуда Кашгари. Цинский период Независимое уйгурское ханство в Восточном Туркестане – Ханство Саида, так же известное как Яркентское государство, было оккупировано в 1759 году Цинской династией, правившей в то время Китаем, так Восточный Туркестан присоединился к Цинской империи. Маньчжурские правители управляли Восточным Туркестаном как военной колонией в период с 1759 по 1862 год. За этот период уйгуры Восточного Туркестана смело выступали против иностранного правления в их стране. Они 42 раза восставали против цинского правления с целью восстановления независимости. Окончательно маньчжуро–китайские войска были изгнаны в 1864 и уйгуры восстановили независимое государство под названием “Йэттэшахар” (Семиградье). Тем не менее, независимость длилась не долго, в 1876 году Китайские войска снова вторглись на территорию Восточного Туркестана. После восьми лет кровавой войны, Цинская империя официально присоединила к себе территорию Восточного Туркестана и 18 ноября 1884 года переименовала ее в “Синьцзян” (что означает “Новая Территория”). Китайское правление в Восточном Туркестане После того как в 1911 году китайские националисты свергли Цинскую Империю, Восточный Туркестан попал под управление китайских военачальников, которые в последние годы правления Цинской Империи контролировали администрации провинций. В этот период центральное правительство Китая имело небольшой контроль над Восточным Туркестаном. Уйгуры, которые хотели освободить себя от иностранного ига, организовывали множество восстаний против китайского режима, и дважды (в 1933 г и 1944 г) достигли восстановления независимой Восточно-Туркестанской Республики (ВТР). Тем не менее, независимость республики закончилась, в результате военного вторжения и политических интриг со стороны Советского Союза. В октябре 1949 войска Народной Освободительной Армии (НОА) Китая вошли в Восточный Туркестан, окончательно свергнув независимое государство ВТР. На территории Восточного Туркестана китайские коммунисты образовали Синьцзян – Уйгурский автономный район. Период правление китайскими коммунистами Восточным Туркестаном можно считать самой темной главой в истории уйгуров и страны. В современных условиях само существование уйгурской нации находится под угрозой. Китайское коммунистическое правительство используют ужасные репрессивные методы в различных кампаниях против уйгуров и других местных народов Восточного Туркестана, с целью полного освоения территории Восточного Туркестана. Против жестокой, разрушительной и репрессивной политики Китайского правительства против самоопределения и существования коренного народа, уйгуры и другие местные народы Восточного Туркестана отказываются подчиняться Китаю и все еще поддерживают знамя борьбы против Китайской оккупации, переданной им великими предками.


К середине 1949 года, к моменту вооруженной победы китайских коммунистов в гражданской войне, позиция СССР изменилась. Москва опасалась создания в Синьцзяне исламского государства, под влиянием Англии и США. Еще ранее под давлением СССР руководство ВТР было вынуждено пойти на соглашение с Мао Цзэдуном, который, как и все лидеры КПК, был противником независимого Синцзяна и допускал лишь его автономию. Тем не менее политические силы, выступавшие за суверенный Восточный Туркестан, сохраняли влияние.
В ходе переговоров было принято решение о направлении делегации Синьцзяна на заседание Политического консультативного совета для обсуждения и принятия совместной программы. Выехавшая для участия в конференции в Пекине 27 августа 1949 года из Кульджи в Алма-Ату возглавляемая бывшим президентом ВТР, заместителем председателя коалиционного правительства Ахметжаном Касими делегация Синьцзяна погибла в авиационном катастрофе на самолете ИЛ-12 в районе Иркутска.

Руководство ВТР, Кульджа, 1945год

Авиакатастрофа произошла в конце августа 1949 года на пути в Пекин, куда делегация ВТР направлялась через Алма-Ату, Красноярск, Читу. В составе делегации были глава правительства Ахмеджан Касими (уйгур), министр обороны И.Монуев (Мунуров, киргиз), его заместитель - генерал Далельхан Сугурбаев (казах, уроженец Баян-Ульгинского аймака Монголии), вице-премьер Абдукерим Аббасов (уйгур) и другие.

Ахметжан Касими

генерал-лейтенант Ысакбек Монуев.

Абдукерим Аббасов

Далельхан Сугурбаев

До сегодняшнего дня в многочисленных источниках указывают различные обстоятельства и места катастрофы, что порождает всевозможные слухи и домыслы вокруг гибели руководителей ВТР. «Катастрофа произошла под Алма-Атой», «самолет разбился в Гоби», «это была диверсия спецслужб», «инсценировка авиакатастрофы» и т.д.

Важным источником являются воспоминания Сайфудина Азизи, соратника погибших, который возглавил правительство ВТР после авиакатастрофы. В начале сентября 1949 года он вылетел тем же маршрутом в Пекин, во главе новой делегации ВТР.

В Иркутске ему сообщили об обстоятельствах аварии:

«...самолет с делегацией в течение трех дней находился в Иркутске; на третий день, когда погода улучшилась, он вылетел, но над озером Байкал не смог набрать необходимую высоту из-за сильного урагана и получил приказ вернуться на аэродром. Самолет начал разворот, развернулся на 60 градусов, и связь с ним неожиданно прекратилась. На место предполагаемой катастрофы вылетели поисковые самолеты и в одной из глубоких расщелин обнаружили участок с обгоревшими деревьями. По приказу из Москвы в этот район был направлен поисковый отряд альпинистов, который в течение недели пытался добраться до места гибели самолета, но безуспешно...Как вспоминает Сайфудин, когда они пролетали над этим районом, он видел в бинокль место аварии и "возможно, трупы", лежащие "в значительном удалении от обломков самолета"».

«Самолет Ил-12 (борт. номер СССР-Л1844). Экипаж 29-го авиаотряда Международных Воздушных Сообщений 24 августа (1949 г.) вылетел особым рейсом из Алма-Аты в Читу. На борту было 9 пассажиров. В тот же день самолет в 12:58 мск прибыл в Красноярск и …оставлен на ночевку.
Утром 25 августа… Взлет произведен в 02:25 мск. ...В 04:45 самолет пролетел Иркутск. …В 05:12 с борта вызвали а/п Иркутск без сообщения о срочности или бедствия, но так как в это время была связь с другим самолетом, экипажу было предложено подождать со связью одну минуту. В последующем, с 05:15, на вызовы экипаж не отвечал и связи с другими аэропортами не имел.
Самолет обнаружен 29 августа в 07:30 с воздуха на восточном склоне горы Кабанья (1 479 м) на высоте 1350-1400 м. Катастрофа произошла через 1-2 минуты после последней связи в 31 км южнее г. Кабанск (Бурят-Монгольская АССР).
Комиссия установила, что самолет, находясь на высоте 1 200 м в долине реки Кабанья, пытаясь произвести правый разворот с креном 10-15°, задел правой консолью крыла ветки ели в трех метрах от вершины и одновременно левой плоскостью срубил вершину другой ели, в 24 м от первой. …Пролетев 414 м в гору в перевернутом положении, он ударился об осыпь камней передней частью фюзеляжа, правым мотором и правой консолью. При ударе самолет полностью разрушился и загорелся... Все пассажиры и члены экипажа, по результатам судебно-медицинской экспертизы, погибли в момент катастрофы.

"По заключению комиссии, материальная часть была исправна. Причину снижения самолета с заданного эшелона 2 400 м до 1 200 м установить не представилось возможным".

Летом 2013 года вместе с журналистами еженедельника «Информ-Полис» побывали на широкой плоской вершине горы Кабанья, поросшей густым хвойным лесом. Пологий восточный склон, раскинулся на десяток квадратных километров, поэтому, не зная более точных координат, отыскать обломки небольшого самолета, разбившегося 64 года назад, оказалось невозможно за несколько часов...
Сотрудники газеты Информ-Полис разыскали охотника Ю.Морозова, который видел обломки самолета на Кабаньей:

“Этот самолёт нашёл мой учитель, охотник Ганя Ягодин, ставший впоследствии известным охотником. Он со своим братом Тимофеем обнаружил самолёт почти сразу после падения в 1949 году. Он мне сказал, что это был какой-то китайский самолёт”.

По словам охотника, вокруг самолёта были раскиданы вещи: дорогие ковры, золотые часы и прочее...Потом, по словам Морозова, охотники сообщили о находке властям. Незамедлительно прибыла рота солдат.
- Они эту тропу вдоль реки Кабаньей и проложили, - отметил охотник. - Они туда на лошадях ездили, трупы тех, кто на самолёте летел, в кожаных мешках привезли. Все вещи солдаты по приказу сложили у самолета и там же сожгли. - Я сам видел фюзеляж того самолета, он лежит на гольце горы. Там почти ровная площадка. От него остались хвост и часть крыла. На удивление хорошо сохранились. Только там, где из самолёта топливо выливалось, трава не растёт.
Как сказал Морозов, за все эти годы самолет видели единицы.
- А так там места труднодоступные, болота, трава в человеческий рост, зверьё опять же».(Информ-Полис, июль 2013 г.).
После публикаций нашлись люди, которые знали об этой авиакатастрофе. Правда, прежде никто не слышал, что на борту были руководители Восточно-Туркестанской Республики, знали просто, что это был некий китайский самолет.
Кабанская газета «Байкальские огни» опубликовала рассказы свидетелей. «...Житель Кабанска А.С.Седунов поделился своими воспоминаниями. В сентябре 1949 года ему было 18 лет, работал в колхозе. Как призывника, его вызвали в военкомат. Вместе с другими призывниками получил в колхозе лошадь и прибыл в штаб поисково-спасательного отряда в Елани.

"В горы увозили на лошадях большие банки, что в них не знали. Дорога по только что проторенной тропе занимала целый день. Через каждый километр стояли вооруженные солдаты. Не доезжая до горы Кабанья, разгружались и принимали «груз-200» - трупы, которые спускали на носилках. Среди них были и «русские», и «китайцы». Порой их собирали буквально по частям. Внизу их перегружали на «студебеккеры» и увозили в Улан-Удэ. Ничего лишнего военные при призывниках не говорили"».
Подробно поведал житель Елани О.Н.Гишка:
«Этот снимок сделан моим фотоаппаратом в 1984 году на месте катастрофы. Мне давно хотелось там побывать. Руководствовался прежде всего рассказами Ильи Ефимовича Залуцкого. Он знал эти места досконально. ...Повезло с погодой, в течении светового дня вышли к вершине горы Кабанья. Самолет врезался в каменную россыпь - ее видно на снимке, полностью разрушился и горел. Обломки мы находили в радиусе примерно 300 метров, метрах в 200 от фюзеляжа валялось крыло...»


Один из фронтовиков, хорошо знавших тайгу, И.Е. Залуцкий и вывел поисковую группу к самолету. Мне он рассказывал, что к самому самолету его не подпустили, туда прошли только несколько офицеров. Однако он сумел увидеть любопытную вещь: тело одного из летчиков лежало метрах в пяти от самолета, кобура была расстегнута, а рядом валялся пистолет…
Военные все, что не смогли вынести, в том числе радиостанцию, навигационную аппаратуру, - разбивали вдребезги, сжигали. Все было организовано четко. Руководил операцией полковник из Москвы, явно не простой армейский офицер. Штаб размещался в конторе Еланского колхоза. Старики рассказывали, что он хорошо охранялся, была прямая связь с Москвой. Постоянно прилетал самолет, садился на поле между Нюками и Еланью. Елань была заполнена военными. Они сделали много - рубили просеки, прокладывали мосты. Мост через Качуг долго служил людям, он так и назывался - «Солдатский мост»...».

Получается, что тела были вывезены с места катастрофы еще в сентябре 1949, но выданы родным только в марте 1950 г., после подписания советско-китайского договора о дружбе. Осенью 1949 года Восточно-Туркестанская Республика вошла в состав КНР и вскоре окончательно ликвидирована.