Высшее образование в беларуси. Общее среднее образование в Республике Беларусь

На сегодня Беларусь – это высокоразвитое государство, которое не отстает от европейских стран. Уровень грамотности людей довольно высок и сейчас составляет 99%. Процент населения со средним, средним профессиональным образованием - 98%. Сейчас образование в Беларуси хорошо финансируется. В этом плане страна не уступает европейским державам. В этом развитом государстве есть больше 8 тысяч средних, высших и специальных учебных учреждений, в которых обучается около 3 миллионов людей.

Система образования Республики Беларусь

Министерство образования республики Беларусь позволило людям бесплатно получать основное, дополнительное и специальное образование. Это соответствует всем международным стандартам.

По уровню образования Беларусь заняло 21 место, после европейских высокоразвитых стран. Рейтинг составила международная Программа развития ООН.

Образование в Беларуси сейчас имеет довольно высокий уровень, об этом свидетельствует то, что это государство в 2015 году приняли в Европейское пространство высшего образования.

Профессионально-техническое и среднее специальное образование

Министерство образования республики Беларусь позаботилось о профессионально-техническом и среднем специальном обучении, которое отлично функционирует еще со времен СССР, чего нельзя сказать о странах СНГ. Белорусский опыт использует множество стран, в которые входит даже Россия. В республике функционирует около 200 колледжей, которые ежегодно выпускают 35 тысяч человек по различным специальностям. Среднее специальное образование в Беларуси дают возможность получить 130 учреждений, которые ежегодно готовят 40 тысяч человек. Колледжи в Беларуси имеют отличную техническую базу, благодаря которой через пару лет оттуда выходят квалифицированные специалисты.

На сегодняшний день очень много человек уходит из школы после 9 класса и идет получить специальное среднее образование. Лучшие заведения, в которых это возможно сделать, - колледжи.

Колледжи

В Беларуси в колледжи можно поступить гражданам этой страны, иностранцам и людям без гражданства с 17 лет, если они имеют среднее образование.

Разрешено совмещать обучение в колледжи с обучением в другом заведении.

Принимают в колледжи Беларуси по результатам вступительных экзаменов, которые содержат тесты по нескольким предметам. Их должны определить и составить преподаватели этого заведения.

В колледжи Беларуси зачисляют по конкурсу, лучших определят вступительные экзамены или результаты собеседования.

Вступительные экзамены будут осуществлять по указу ректора, то есть он должен решить, где будет это проводиться, в какое время и когда необходимо нести документы на зачисление.

Прием абитуриентов

Чтобы абитуриента зачислили в колледж, ему необходимо в указанный срок принести необходимые бумаги. Как правило, это документ о среднем образовании, паспорт, медицинское заключение, документ, который подтверждает, что вы закончили подготовительные курсы (необязательно), 6 фотографий и заявление на имя ректора, которое необходимо будет написать уже в самом колледже.

Без вступительных экзаменов могут поступить на бюджет:

  • Победители международных олимпиад.
  • Победители различных региональных конкурсов.
  • Абитуриенты, которые имеют среднее образование с медалью.
  • Дети-сироты.
  • Люди, которые окончили кадетское училище.

Популярные колледжи Беларуси

На сегодняшний день самыми популярными являются Минский колледж предпринимательства, Минский архитектурно-строительный колледж и Минский колледж бизнеса и права. Именно они занимают лидирующие места по рейтингу из 300 учреждений по всей Беларуси. Конечно, поступить туда будет довольно сложно, но если вы нацелены на это, учитесь, старайтесь, и у вас обязательно все получится.

Высшее образование

Высшее образование в Беларуси дает возможность получить 52 учреждения, из которых 9 находятся в частной собственности. Ежегодно они готовят около 70 тысяч высококвалифицированных специалистов.

Специалистов готовят по 16 профилям, которые включают 350 специальностей как первой, так и второй степеней. В республике высшее образование можно получить на очной и заочной формах обучения.

Высшие учебные заведения дают возможность выбрать язык, на котором будет проходить образовательный процесс. Это может быть белорусский, русский или английский для иностранцев. В стране есть 120 организаций, которые имеют аспирантуру, и 60 заведений, в которых присутствует докторантура, где и готовят научных работников.

Высшие учебные заведения в Беларуси сотрудничают со предприятиями страны и с международными компаниями. Таким, например, является Белорусский государственный университет. После его окончания студентам должны предложить работу, это огромный плюс, если учесть высокий уровень безработицы. Стоит отметить педагогические вузы в Беларуси, благодаря которым ежегодно появляется около 10 тысяч талантливых педагогов, а государство помогает им в трудоустройстве.

Высшее образование для иностранных граждан

Для иностранцев, которые собираются поступать в высшие учебные заведения, но не имеют гражданства, в Беларуси существуют отдельные правила. Получить образование иностранцы могут:

  • За счет государства или платно – это соответствует всем международным договорам.
  • На платную основу – иностранные граждане могут поступить в вуз после итоговой аттестации, когда освоят образовательную программу.
  • Еще один вариант поступления на платную основу состоит в том, что будет проведено собеседование, где иностранец должен показать уровень владения белорусским или русским языком.

Стоимость высшего образования

Во время вступительной компании каждый абитуриент хочет поступить на бюджет. Но мест гораздо меньше, чем желающих их занять. Те люди, которые не смогли пройти на бюджет, могут воспользоваться платной формой обучения. Как правило, в разных вузах – разная стоимость образования.

На сегодня самым дорогим высшим учебным заведениям в Беларуси считается Белорусский государственный университет. Студентам, которые обучаются в нем, необходимо заплатить в среднем 63 000 рублей в год. А самые высокие цены на факультете международных отношений. Как ни странно, в Беларуси сейчас это считается самой популярной специальностью.

Второе место занимает Белорусский государственный экономический университет. Стоимость обучения в данном заведении обойдется в среднем в 47 000 рублей в год.

Замыкает тройку лидеров Гомельский государственный университет. За год обучения в этом престижном вузе необходимо заплатить около 46 000 рублей.

Самое дешевое образование можно встретить, как правило, в непрестижных вузах, один из которых - Частный институт управления и предпринимательства, где цена на всех специальностях почти одинаковая и составляет 16 000 рублей за год обучения. Рядом с ним идет Институт предпринимательской деятельности, в котором за год обучения необходимо будет заплатить около 16 500 рублей. В этом высшем учебном заведении стоимость обучения на всех специальностях одинаковая.

Если рассмотреть все белорусские вузы, то в среднем оплата за обучение составляет 28 000-37 000 рублей. К примеру, педагогические вузы Беларуси принимают студентов на платной основе, если они готовы заплатить 35 000 рублей. За все время обучения студенту, который учится на платно, необходимо заплатить более 140 000 рублей.

23 фев 2012

25 декабря 1998 года Республика Беларусь и Российская Федерация заключили договор, согласно которому граждане обеих стран имеют равные права на получение образования. Но об этом знают далеко не все. Выпускники школ могут свободно подавать документы в вузы соседней страны, сдавать экзамены на одинаковых условиях, получать стипендию… И белорусские документы о получении высшего образования не нуждаются в подтверждении в Робнадзоре, а российские дипломы признаются действительными в Беларуси.

«Государства участники Союзного государства предоставляют равные права гражданам государств участников Союзного государства для поступления в учебные заведения Сторон на основе взаимно признаваемых эквивалентными документов государственного образца как на места, финансируемые из государственного бюджета, так и на места с оплатой стоимости обучения по договорам в соответствии с правилами приема, утвержденными в каждой из частей Союзного государства.

Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, учёных степенях и званиях определяет признание и эквивалентность, выдаваемых в Республике Беларусь и Российской Федерации государственных документов об образовании при продолжении образования в аспирантуре, поступлении на работу и занятии профессиональной деятельностью на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации в соответствии с установленными в документах об образовании областью подготовки и специализацией.

Правила приёма в ВУЗы Союзного государства регулируется законодательными актами Республики Беларусь и Российской Федерации».

Если для дальнейшего обучения выбран белорусский вуз, необходимо всерьёз отнестись к отметкам в школьном аттестате. При поступлении к общей сумме баллов, полученных на экзаменах, прибавляется и средний балл аттестата. Оценивание знаний и умений школьников в РБ производится с помощью 10-балльной системе, чтобы перевести «четвёрки и пятёрки» в «девятки и десятки» используется переводная таблица, которую можно найти в правилах приёма в белорусские вузы.

Переводная таблица среднего балла документов об образовании

Средний балл документа об образовании по шкале

пятибалльной

десятибалльной

пятибалльной

десятибалльной

При поступлении в вузы абитуриенты сдают экзамены в форме централизованного тестирования (ЦТ). Обычно сдают централизованное тестирование по трём школьным предметам (абитуриент может принимать участие не более чем по 3-м предметам)

В некоторых вузах на определённые направления (журналистика, актёрское мастерство и т.д.) предусмотрен творческий экзамен, который является решающим. При наличии творческого экзамена абитуриенты сдают ещё два экзамена в форме централизованного тестирования.

Сертификаты ЕГЭ при поступлении в белорусские вузы недействительны, а медалисты и победители российских предметных олимпиад не имеют никаких преимуществ.

Заявления на сдачу централизованного тестирования принимаются до 1 июня. С 2011 года по всей Беларуси действует компьютеризированная регистрация абитуриентов на централизованное тестирование по схеме одного окна.

Участие в ЦТ является платным. Стоимость трёх экзаменов обойдётся абитуриенту около 10 долларов.

До 1 июня абитуриенты должны предоставить в пункты проведения ЦТ необходимые документы:

Заявление установленной формы;

Паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность: вид на жительство, удостоверение беженца, справка, выдаваемая в случае утраты или хищения документа, удостоверяющего личность);

Квитанцию о внесении платы за прием и оформление документов для участия в ЦТ (документ о праве на льготы).

На данный момент правила приема в вузы РБ на 2012 год официально не опубликованы. Ориентируясь на проведение ЦТ в предыдущие годы, можно говорить о сроках сдачи: обычно ЦТ по всем предметам проводится в течение первого летнего месяца. А результаты тестирования становятся известны в первую неделю июля.

В тестах представлены от 40 до 60 заданий двух видов А и Б - закрытые вопросы, требующие выбрать один из вариантов ответа, и открытые, которые требуют краткого ответа. За выполнение тестирование по определённому предмету набрать можно максимум 100 баллов. Но таких счастливчиков в 2011 году было всего 65 человек. Из них 33 абитуриента получили 100 баллов по математике, 7 по русскому языку, 4 по истории Беларуси, 2 по физике, 1 по английскому языку.

Отличие ЦТ от ЕГЭ в том, что в Беларуси ЦТ служит только для отбора абитуриентов в вузы и ссузы, а в школе учащиеся сдают традиционные итоговые экзамены. Оценивание выполненных заданий происходит в процессе их проверки, баллы начисляются в зависимости сложности заданий: чем меньше участников ЦТ с ним справилось, тем выше оно оценивается. Максимально возможный проходной бал 400.

Как выбрать специальность?

Для объективной оценки своих знаний, возможно, стоит обратиться к проходным баллам на разные специальности прошлых лет. Например, в 2011 году самые высокие проходные баллы (от 350 до 370) на бюджетное отделение в белорусских вузах были на специальности «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций», «Международное право», «Лингвострановедение», «Мировая экономика», «Международные отношения». Самые высокие конкурсы (44 человека для девушек) были в Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь на специальности «Правоведение: судебно-прокурорско-следственная деятельность» и 27 человек «Судебная экспертиза ». В Белорусском государственном университете в 2011 году 14 человек претендовали на одно место на специальность «Дизайн (коммуникативный)». Конкурс более 10 человек на место был в Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка на специальность «Изобразительное искусство и компьютерная графика».

Впрочем, кое-где конкурса и вовсе не было. В Белорусском педагогическом университете им. Танка на специальности «Белорусский язык и литература. Русский язык и литература», «Белорусский язык и литература. Немецкий язык», «Физика. Математика», «Физика. Информатика», «Физика. Техническое творчество» конкурс отсутствовал.

Самый маленький конкурс был на специальности «Математика»» 122 балла и «Русский язык и литература. Иностранный язык (китайский)» 134 балла. Самый большой на «Логопедию. Специальную психологию» (285 баллов).

На платном отделении университета на специальность «География. Экскурсионно-краеведческая работа» проходной балл был 105. За редким исключением, поступали все, кто подавал документы.

Перечень высших учебных заведений Беларуси.

Брестская область

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

Брестский государственный технический университет

Барановичский государственный университет

Полесский государственный университет

Витебская область

Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Витебский государственный технологический университет

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

Полоцкий государственный университет

Гомельская область

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

Белорусский государственный университет транспорта

Гомельский государственный медицинский университет

Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого

Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Гомельский инженерный институт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Гродненская область

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Гродненский государственный аграрный университет

Гродненский государственный медицинский университет

Могилевская область

Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия

Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова

Могилевский государственный университет продовольствия

Белорусско-Российский университет

город Минск

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Военная академия Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Белорусский государственный аграрный технический университет

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Белорусский государственный медицинский университет

Белорусский государственный технологический университет

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Белорусский государственный университет культуры и искусств

Белорусский государственный университет физической культуры

Белорусский государственный экономический университет

Белорусский национальный технический университет

Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова

Командно-инженерный институт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Высший государственный колледж связи

Минский государственный высший радиотехнический колледж

Минский государственный высший авиационный колледж

Минский государственный лингвистический университет

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации

БИП – институт правоведения

Женский институт «ЭНВИЛА»

Институт парламентаризма и предпринимательства

Институт предпринимательской деятельности

Институт современных знаний имени А.М. Широкова

Международный гуманитарно-экономический институт

Международный институт трудовых и социальных отношений

Минский институт управления

Частный институт управления и предпринимательства

Остались вопросы? Необходима помощь при подготовке к ЦТ или ЕГЭ?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

Национальное образование Республики Беларусь традиционно является одной из высших ценностей белорусского народа.

Свидетельством достигнутых результатов являются досрочное выполнение Республикой Беларусь ряда Целей развития тысячелетия, высокий уровень человеческого развития, обеспечение политической и социально-экономической стабильности в стране.

Выбор курса на создание социального государства позволил определить верную стратегию ее функционирования и развития. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,7%), охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения (98%). По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений Беларусь находится на уровне развитых стран Европы и мира.


Каждый третий житель республики учится.

Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых:

государственно-общественный характер управления;

обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;

повышение качества образования для каждого.

Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

В стране функционируют почти 10 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2,0 млн. детей, учащихся и студентов обеспечивают около 445 тыс. работников.

Приняты социальные стандарты в области образования и обеспечивается их выполнение. Создана развитая система социальной поддержки обучающихся.

На образовательную систему в последние годы государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах.

В 1991–2011 гг. национальная система образования развивалась и развивается в соответствии с Программами социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., 2006–2010гг. и 2011-2015 гг., а также принятой в 2004 г. Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020). НСУР-2020 – программный документ, определяющий перспективные направления и прогнозные показатели развития страны с учетом достигнутых результатов и глобальных тенденций мирового развития. В НСУР-2020 главное внимание уделено реализации «Повестки дня на XXI век», определенной Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (сентябрь, 2000 г.), Политической декларации и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь, 2002 г.), других международных соглашений.

Республика Беларусь располагает эффективной нормативной правовой базой, регулирующей общественные отношения в сфере образования. Правовую основу отрасли составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь ”Об образовании“ (1991), ”О профессионально-техническом образовании“ (2003), ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)“ (2004), ”Об общем среднем образовании“ (2006), ”О высшем образовании“ (2007).

Важным событием для системы образования стало принятие 13 января 2011 года Кодекса Республики Беларусь об образовании. Тем самым, впервые в стране решена задача кодификации общественных отношений в сфере образования, сформирована самостоятельная отрасль права – образовательного. Уточнена структура национальной системы образования. Обновлены название и содержание уровней образования.

Существенно обновлена материальная база: осуществлено строительство почти 300 новых объектов образования, капитально отремонтировано 1/3 учреждений образования от общей их численности. Компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе стали не просто доступными, но и привычными.

Создана национальная система учебного книгоиздания. С 2006 по 2010 гг. на издание учебников и учебных пособий только для общеобразовательных учреждений из государственного бюджета было выделено 96,2 млрд. рублей ($35 млн.), издано 843 наименования учебников и учебных пособий, 192 наименования учебно-методических пособий.

Функционирование и развитие системы образования Республики Беларусь

Дошкольное образование

Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста (до 6 лет) в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Достигнутый уровень охвата детей дошкольными учреждениями является одним из самых высоких среди стран СНГ (71,4%), при этом охват детей от 3 до 6 лет еще более высокий – 93,3 %, в том числе в сельской местности – 68,7 %. Обеспечен полный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе.

Доступность дошкольного образования сохраняется за счет развития многофункциональной сети дошкольных учреждений, внедрения новых форм организации дошкольного образования в соответствии с запросами родителей.

В настоящее время в республике функционируют 104 дошкольных центра развития ребенка (в 2006 г. – 70), 87 санаторных учреждений дошкольного образования (в 2006 г. – 59), 981 детский сад – школа (в 2006 г. – 815), 2518 групп кратковременного пребывания (в 2006 г. – 111). Созданы условия для предоставления качественных образовательных услуг детям с особенностями психофизического развития: работают 376 групп интегрированного воспитания и обучения (в 2006 г. – 173).

Процесс воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обеспечивают 51,4 тыс. педагогов (в 2006 г. – 50,4 тыс.). Сохраняется позитивная тенденция повышения их образовательного уровня: за последние 5 лет на 6,6 % увеличилось число педагогов с высшим образованием, что составляет 49,4 %. от общей их численности

С целью дальнейшего устойчивого развития системы дошкольного образования Правительством Республики Беларусь принята Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009–2014 гг., предусматривающая: оптимизацию сети учреждений дошкольного образования, формирование здоровьесберегающей системы в учреждениях дошкольного образования, повышение качества услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста, преодоление различий в материально-техническом обеспечении учреждений дошкольного образования и воспитания, повышение социального статуса работников системы дошкольного образования.

Общее среднее образование

Общее среднее образование – уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Общее среднее образование включает три ступени:

I ступень - начальное образование (I – IV классы);

II ступень - базовое образование (V – IX классы);

III ступень - среднее образование (X – XI классы, в вечерних
школах –X – XII классы, вечерние классы – X – XII классы).

I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.

В 2011 году в республике функционируют 3 516 общеобразовательных учреждений. В сельских населенных пунктах – 2 265 (64,4%); городских – 1 251 (35,6%). В общеобразовательных учреждениях обучаются 940 360 учащихся. В сельских населенных пунктах – 220 158 учащихся (23,4%), городских – 720 202 учащихся (76,6%).

В соответствии с демографической ситуацией и потребностью регионов осуществляется оптимизация и рационализация сети общеобразовательных учреждений. При этом учитываются как социальные, экономические, так и демографические факторы региона.

Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях организован в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах.

В общеобразовательных учреждениях обязательными для изучения являются два государственных языка – белорусский и русский, а также один из иностранных языков – английский, немецкий, французский, испанский или китайский.

Обеспечены права граждан, которые относятся к национальным меньшинствам, изучать родной язык, культуру и традиции своего народа, (граждане польской, литовской, украинской и других национальностей).

В учебном плане общеобразовательных учреждений предусмотрены кроме обязательных предметов (74%) факультативные занятия (26%). Факультативные занятия проводятся по желанию учащихся в группах по 3–5 человек и финансируются из госбюджета.

У одаренной и талантливой школьной молодежи есть возможность осваивать учебные программы на повышенном уровне. В этих целях создана и развивается сеть гимназий и лицеев (212 гимназий и 29 лицеев).

Уровень образования, его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг стабильно высокий. В копилке международных наград белорусских школьников, завоеванных за последних пять лет, 123 медали, из них 15 золотых и 48 серебряных.

Специальное образование

Специальное образование - обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования. Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.

Большое внимание в Республике Беларусь уделяется обеспечению прав на общее и профессиональное образование инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития.

Определены правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и принятым в 2004 году Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» государство не только признает, но и гарантирует каждому ребенку право на получение образования в соответствии с познавательными возможностями и состоянием здоровья. Обновлено содержание специального образования. Принят образовательный стандарт «Специальное образование (основные нормативы и требования)», и предметные стандарты, создан банк данных детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, в котором содержатся сведения о 127 тысяч детей.

В 143 центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обучаются и получают коррекционно-педагогическую помощь около 7 тыс. детей с особенностями психофизического развития, в том числе с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Более 1 тыс. детей с особенностями психофизического развития охвачены ранней комплексной медико-педагогической помощью.

В дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах по месту жительства детей открыты группы и классы интегрированного обучения, специальные классы, пункты коррекционно-педагогической помощи. В систему общего среднего образования интегрировано 62%% от общего количества детей с особенностями психофизического развития, получающих специальное образование. С целью повышения социальной защищенности выпускников с особенностями психофизического развития с 2005 г. учреждения образования осуществляют их психолого-педагогическое сопровождение на протяжении двух лет после окончания учебного заведения.

Профессионально-техническое образование

Профессионально-техническое образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием, служащего с профессионально-техническим образованием.

В настоящее время в стране функционируют 211 учреждений профессионально-технического образования, в которых обучаются свыше 75 тыс. учащихся. Ведется подготовка по 100 специальностям, включающим более 300 профессий.

В системе профессионально-технического образования реализуется уже третья по счету утвержденная Правительством государственная программа, обеспечивающая комплексное решение вопросов подготовки кадров, укрепление материальной базы учреждений образования.

В целях обеспечения потребности наукоемких, высокотехнологичных производств в квалифицированных кадрах рабочих в 2012 году подготовлено 21,3 тыс. человек (43,0% от общего выпуска) с повышенным (4 и выше разряд) уровнем квалификации. 97,8% выпускников направлены на работу в организации.

Система профтехобразования своевременно реагирует на структурные изменения в протребности кадров. Это происходит за счет тесных связей с организациями-заказчиками, прижде всего, за счет договорной системы подготовки, а также за счет формирования заказа государственными органами управления на подготовку рабочих на пятилетний период. Этот заказ, а также другие важные показатели отражены в Государственной программе развития профессионально-технического образования на 2011-2015 годы. В настоящее время более 90,0% молодых рабочих в системе профтехобразования подготавливается по договорам.

Среднее специальное образование

Среднее специальное образование - уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста (рабочего) со средним специальным образованием.

В отраслях экономики и социальной сферы занято свыше 900 тыс. работников со средним специальным образованием (23% от общего количества работающего населения).

В настоящее время в республике действуют 121 учреждение среднего специального образования государственной формы собственности и 11 учреждений частной формы собственности. Общее количество учащихся в учреждениях среднего специального образования составляет 167,6 тыс. человек.

За 2006-2010 гг. для отраслей экономики и социальной сферы подготовлено 216 тыс. специалистов со средним специальным образованием.

В рамках Государственной программы развития среднего специального образования создана система прогнозирования потребности отраслей экономики и социальной сферы в трудовых ресурсах, определен порядок формирования заказа на подготовку кадров с ответственностью отраслей и регионов, разработаны образовательные стандарты по всем специальностям, оптимизирована структура подготовки кадров, повысилась адресность подготовки, улучшились показатели трудоустройства выпускников.

Высшее образование

Высшее образование – уровень основного образования, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.

Высшее образование включает две ступени:

Первая ступень высшего образования обеспечивает подготовку специалиста, обладающего фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, и завершается присвоением квалификации и выдачей диплома о высшем образовании, предоставляющих право на трудоустройство с учетом присвоенной квалификации и на обучение в магистратуре;

Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает углубленную подготовку специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы, завершается присвоением степени «магистр» и выдачей диплома магистра, предоставляющих право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной квалификации.

В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 45 государственных и 10 частных учреждений высшего образования. Подготовка специалистов осуществляется по 15 профилям образования, включающим 438 специальностей высшего образования первой ступени, 192 специальности второй ступени высшего образования. За 2006-2010 гг. для отраслей экономики и социальной сферы подготовлено 302,2 тыс. специалистов с высшим образованием. Обучение организовано в очной и заочной (в том числе дистанционной) формах обучения.

За последние пять лет контингент студентов увеличился с 396,4 тыс. человек (2006 г.) до 442,9 тыс. человек (2010 г.), или 467 студентов на 10 тыс. граждан. Соотношение преподавательского состава и студентов при организации образовательного процесса – 1:10.

Важное направление сотрудничества вузов с заказчиками - создание на предприятиях с высокотехнологичным производством учебно-научно-производственных комплексов и филиалов кафедр вузов. Лидерами в создании таких структур на производстве являются ведущие вузы. Так, Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники на профильных предприятиях открыто 17 филиалов кафедр университета, в том числе на НПО «Интеграл», Белорусский национальный технический университет в проектных организациях и на производстве создал 56 филиалов кафедр.

В целях обеспечения повышения качества образования, усиления контроля на всех этапах подготовки рабочих (служащих), специалистов ведется работа по созданию систем управления качеством образования на основе международного стандарта ИСО 9001.

За успехи в подготовке кадров высшей квалификации учреждениям образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» и «Белорусский государственный технологический университет» в 2010 году присужден Почетный государственный флаг Республики Беларусь.

Послевузовское образование

Послевузовское образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности аспиранта, докторанта, соискателя и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование профессиональных навыков организации и проведения научных исследований.

Послевузовское образование подразделяется на две ступени:

аспирантура (адъюнктура) – первая ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретическими знаниями, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук;

докторантура – вторая ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками организации научно-исследовательской работы по новому направлению научных исследований или в развитие существующих актуальных направлений научных исследований, аналитического обобщения результатов научной деятельности, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени доктора наук.

На 1 января 2011 г. в 119 организациях Республики Беларусь, имеющих аспирантуру (адъюнктуру), обучались 4 725 человек, в т.ч. 2730 (57,8%) – на дневной форме, 1995 (42,2%) – на заочной форме. В 37 организациях Республики Беларусь, имеющих докторантуру, обучались 98 докторантов.

Отраслевая структура аспирантуры: общественные и гуманитарные науки – 46,5%, технические – 18,7%, естественные – 14,1%, медицинские – 10%, сельскохозяйственные науки – 4,6%.

Отраслевая структура докторантуры: общественные и гуманитарные науки – 42,8%, технические – 17,3%, естественные – 17,3%, медицинские – 13,2%, сельскохозяйственные науки – 4,1%..

К 2015 г. планируется увеличение приема докторантов на 86,1%, причем более 60% приема будет осуществляться в сфере высокотехнологичных дисциплин.

Научно-исследовательская деятельность

Ядро научно-технического потенциала Беларуси составляют коллективы государственных научных организаций различной отраслевой и ведомственной принадлежности, а также учреждений системы высшего образования.

За последние 5 лет вклад вузовской науки в развитие экономики страны стал более значительным. В 2010 г. вузами Министерства образования Республики Беларусь выполнялись 735 (42%) из 1766 заданий 39 государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований. В более чем в половине из них (54%) вузы были головными организациями-исполнителями.

Университеты сотрудничают с более чем 300 предприятиями республики. Сформирован и ежегодно обновляется перечень проблем и задач технологического и экономического характера промышленных предприятий (т.н. «Задачник от промышленности»).

Эффективным направлением развития инновационной деятельности в университетах страны является создание бизнес-структур (технопарков, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов). В настоящее время в системе Министерства образования функционируют 7 технопарков, 2 инновационных центра, 9 центров трансфера технологий, Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских разработок и региональные маркетинговые центры.

Вклад вузовской науки в развитие инновационной экономики страны подтверждается фактом роста объемов средств, полученных от реализации научно-технической продукции на внешних рынках. В 2010 г. объемы превысили $5 млн, рост к 2009 г. – 16%, а к уровню 2005 г. – более чем в 2 раза. Экспорт научно-технической продукции осуществлялся более чем в 30 стран зарубежья.

Белорусские университеты поддерживают партнерские отношения в сфере научного и научно-технического взаимодействия с научными организациями 58-ми стран мира в рамках более 700 договоров.

В рамках создания и развития инновационной инфраструктуры в 2010 году созданы научно-технологические парки при Витебском технологическом и Полоцком государственном университетах, центр трансфера технологий при Международном государственном экологическом университете им. А.Д.Сахарова, совместные белорусско-китайский инновационный центр в г. Харбине и белорусско-китайский технопарк в г. Чаньчуне.

В перспективе, наряду с опережающей подготовкой кадров, готовых к инновационной деятельности, университеты должны стать центрами научно-инновационной деятельности, обеспечить интеграцию высшего образования, науки и производства, создание и развитие инновационной инфраструктуры для внедрения и экспорта собственных научно-технических разработок.

Дополнительное образование детей и учащейся молодежи, воспитательная и социальная работа

Дополнительное образование детей и молодежи – вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

В учреждениях внешкольного воспитания и обучения функционирует разветвленная сеть объединений по интересам (кружки, секции, студии), основными направлениями деятельности которых являются: развитие природных способностей обучающихся, углубление знаний и развитие познавательных интересов, культивирование здорового образа жизни, физическая культура и спорт.

В учреждениях образования созданы условия для сочетания учебы и занятий различными видами спорта. В системе образования насчитывается 134 специализированных учебно-спортивных учреждения, в которых занимается почти 70 тыс. человек (5,6% от общего числа обучающихся), созданы специализированные по спорту классы.

Проводится системная работа по оздоровлению и санаторно-курортному лечению детей и учащейся молодежи. Особая забота государства – дети, пострадавшие от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ежегодно дети этой категории обеспечиваются санаторно-курортным лечением и оздоровлением за счет средств республиканского бюджета.

В стране создан механизм, позволяющий в должной мере обеспечивать охрану детства, защиту детей от ненадлежащих условий жизни и воспитания.

Проводится активная работа по расширению семейных форм устройства детей на воспитание, в результате которой количество детей, находящихся в интернатных учреждениях, сократилось на 60%. На 30% (с 74 в 2005 г. до 52 в 2010 г.) сократилось количество интернатных учреждений

Социальную помощь детям и семьям, реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и признанных нуждающимися в государственной защите, оказывают 142 социально-педагогических учреждения (социально-педагогические центры, детские социальные приюты).

Системно реализуется государственная молодежная политика. В декабре 2009 года принят Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики». Достигнуты позитивные результаты в решении таких социально значимых проблем молодежи, как трудоустройство и временная занятость, поддержка молодой семьи и социально незащищенных слоев молодежи. Предоставлена реальная возможность участия молодежи в принятии социально значимых государственных и управленческих решений.

Дополнительное образование взрослых

Дополнительное образование взрослых – вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажера и удовлетворение их познавательных потребностей.

Повышение квалификации, стажировку и переподготовку кадров в республике обеспечивают свыше 390 учреждений образования.

Ежегодно профессиональным обучением, повышением квалификации, стажировкой и переподготовкой охвачено более 550 тыс. работников (около 14% от общего количества всех работников республики).

Непрерывное профессиональное обучение осуществляется по 5,5 тыс. профессий рабочих (служащих).

Повышение квалификации руководящих работников и специалистов осуществляется по всем профилям (направлениям) образования. Переподготовка кадров с высшим и средним специальным образованием осуществляется по 360 специальностям.

Важным направлением работы является организация обучения высвобождающегося, безработного и незанятого населения, в том числе и обучение незанятой молодежи. На базе учреждений образования и специализированных учебных центров с учетом потребностей рынка труда, ежегодно проходит обучение свыше 26 тыс. безработных с последующим трудоустройством.

Целью развития системы дополнительного образования взрослых является реализация принципа ”Образование через всю жизнь“. В предстоящие пять лет будет создана гибкая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями инновационного развития страны. Система дополнительного образования взрослых будет развиваться на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, интеграции профессионального образования, науки и производства.

Международное сотрудничество

Республика Беларусь является стороной многих международных договоров и соглашений, активным участником и инициатором обсуждения проблем, затрагивающих глобальные вопросы развития человеческого общества в постиндустриальную эпоху, в том числе Лиссабонской конвенции 1997 г. о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, ведет работу по присоединению страны к Европейскому пространству высшего образования (Болонский процесс).

Беларусь предпринимает конкретные шаги для осуществления дальнейшей интеграции национальной системы образования в мировое образовательное пространство, сохраняя свою национальную и культурную идентичность.

Стабильно расширяется признанная практика ”академической мобильности“. Установлено тесное сотрудничество с такими международными организациями как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ДААД, Европейский фонд образования. Реализуются международные программы Темпус, Тасис, Эразмус Мундус, Молодежь в действии. Взаимообмен студентами и преподавателями достигает около 16 тысяч человек в год. Действует гибкая система приема на обучение иностранных граждан, которая полностью учитывает их интересы и запросы в специальностях. Для иностранных граждан, не владеющих русским языком, существует возможность обучения на подготовительном отделении.

Количество иностранных граждан, обучающихся в вузах страны, за последние 5 лет выросло более чем в два раза и в настоящее время превысило 10 тыс. человек. При этом развивается взаимовыгодное сотрудничество не только со странами ближнего, но и дальнего зарубежья (заключено свыше 60 международных соглашений).

Наиболее крупными научными партнерами вузов являются Россия, Венесуэла, Индия, Китай, Казахстан, Швейцария, Германия.География поставок научно-технической продукции охватывает Францию, Финляндию, Австрию, Бельгию, Польшу, Чехию, Великобританию, Латвию, Литву, США, Корею и др.

Одиннадцатилетнее школьное образование делится на три ступени:

  • общее начальное образование (1 - 4 классы);
  • общее базовое образование (5 - 9 классы);
  • общее среднее образование (10-11 классы).

Общее начальное и общее базовое образование (1 - 9 классы) являются обязательными. В первый класс дети поступают с 6 лет. Учебники выдаются в школьной библиотеке. Ежегодно постановлением Министерства образования определяется величина единой платы за пользование учебниками и учебными пособиями для каждого класса (около 5 USD), которая составляет приблизительно третью часть от стоимости комплекта. Кодекс Республики Беларусь об образовании устанавливает категории учащихся, частично или полностью освобождаемых от платы за учебники.

В школе обучение ведется на двух официальных языках — русском и белорусском: белорусский язык и литература, история страны преподаются только на белорусском языке, но планируется расширение списка белорусскоязычных дисциплин. Есть школы полностью с белорусским языком обучения.

Иностранный язык в школе начинают изучать с 3 класса. Наиболее распространенные преподаваемые иностранные языки:

  • английский (около 72% учащихся);
  • немецкий (20 %);
  • французский (6%);
  • испанский (1,9%).

Около 0,1% школьников изучают другие языки. Для изучения иностранного языка класс делится на три подгруппы для большей индивидуализации занятий. Количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, находится в пределах от 2-х часов в неделю в обычной средней школе до 6-ти в специализированной.

Старшеклассники на уроке

Особое внимание в школьном образовании уделяется физической культуре и спорту . На занятия физкультурой и спортом в школе отводится три часа в неделю. Школьные стадионы во всех без исключения районах и городах огорожены и приведены в соответствие со спортивными и санитарными нормами.

Основные предметы в школе изучаются в пределах пятидневной недели, в субботу работают спортивные секции и факультативные занятия. Помимо этого в Республике сохранилась и развивается система дополнительного образования : кружки, секции, группы по интересам. Большинство этих занятий проводится на бесплатной основе. В каждом городском районе есть центр дополнительного образования детей и молодежи.

В некоторых городах работают учебно-производственные комбинаты, которые в пределах школьного учебного компонента дают возможность учащимся на уровне общего среднего образования получить рабочую специальность (повар, портной, озеленитель, продавец, парикмахер, слесарь и другие). При успешном окончании этих учебных заведений учащимся присваивается 2-й либо 3-й рабочий разряд или категория.

Учителя в Белоруси

Работа учителей Республики Беларусьоснована на положениях Кодекса об образовании. Согласно квалификационным требованиям и результатам прохождения аттестационной комиссии все учителя квалифицируются:

  • учителя без категории;
  • учителя второй квалификационной категории;
  • учителя первой квалификационной категории;
  • учителя высшей квалификационной категории.

Для прохождения аттестации на вторую категорию необходимо не менее 2-х лет педагогического стажа, для последующих — не менее трех лет с момента присвоения предыдущей категории. Педагоги высшей квалификационной категории периодически проходят аттестацию и подтверждают категорию. В процедуре аттестации учителей основное внимание уделяется результативности преподавания учебной дисциплины (показателям на предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, других образовательных соревнованиях). Все учителя Республики проходят обучение и аттестацию по информационным технологиям. В стране разработана и действует система повышения квалификации педагогических кадров.

Уровень заработной платы учителя определяется количеством педагогической нагрузки (одна ставка — 20 учебных часов в неделю), педстажем, категорией. В среднем по республике она составляет в пересчете 300-500 USD, это меньше средней заработной платы по стране.

Учителя несут достаточно высокую учебную, методическую, воспитательную, идеологическую нагрузку. Большинство учителей являются классными руководителями . Еженедельно они проводят классные и информационные часы, организуют работу клуба выходного дня, осуществляют дежурство по школе и столовой, регулярно , ведут работу с родителями, взаимодействуют с правоохранительными органами, общественными организациями. Особое внимание в стране придается идеологической работе, формированию целостной личности учащегося. Учитель совместно с попечительским советом участвует в развитии материально-технической базы учебного заведения. В школах по-прежнему проводят сдачу макулатуры, а в сельских — и металлолома.

Дежурство по столовой

В соответствии с программой информатизации школы постепенно переходят к системе «электронный журнал». Во всех школах классные руководители самостоятельно вносят итоговые оценки в единую республиканскую базу данных. Разрабатывается система оперативного размещения информации о посещаемости и успеваемости на образовательных ресурсах.

Экзамены

Правила проведения выпускных экзаменов в школе с 2015 года немного изменились. По окончании 11 класса вводится обязательный экзамен по истории Беларуси. Одновременно он исключен из состава выпускных экзаменов в 9 классе. Также отменен экзамен по выбору. По окончании общего базового образования (9 классов) учащиеся сдают белорусский язык, русский язык и математику (все в письменной форме). Выпускники 11-х классов проходят экзамены по математике (в письменной форме), иностранному языку (устно по экзаменационным билетам), истории Беларуси (устно по экзаменационным билетам), белорусскому/русскому языку (письменно, по выбору учащегося). Учащиеся из среды национальных меньшинств могут сдавать экзамены по изучаемым языкам (польский или литовский).

Вступительные экзамены в Республике Беларусь организованы аналогично принципам ЕГЭ в России. Республиканский институт контроля знаний разработал технологии централизованного тестирования (ЦТ) . Министерством образования утвержден перечень двух обязательных предметов для каждой специальности, по которым абитуриент должен представить сертификат при поступлении. В процессе подготовки учащийся может пройти платное репетиционное тестирование. В состав предметов ЦТ входят русский язык, белорусский язык, математика, физика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, обществоведение, география. По результатам тестирования выставляется оценка по 100-бальной шкале. Ежегодно устанавливаются минимальные баллы вступительных испытаний. По некоторым специальностям предусмотрены испытания по творчеству.

Образование после школы

Профессионально-техническое образование в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего и общего базового образования. 119 профессиональных лицеев, 15 профессионально-технических училищ, 61 профессионально-технический колледж, 15 профессионально-технических училищ обеспечивают освоение учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, присвоение квалификаций рабочих и служащих.

Высшее образование в Республики Беларусь обеспечивают 45 государственных высших учебных заведений, 10 учебных заведений частной формы собственности.

В Беларуси обязательно лицензирование образовательной деятельности всех высших учебных заведений независимо от формы собственности. Национальная высшая школа производит подготовку специалистов по 365 специальностям, более чем по 2000 специализациям, что практически удовлетворяет все потребности народного хозяйства.

В 2002 году Беларусь присоединилась к Лиссабонской «Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» 1997 года. Это упростило процедуру признания дипломов белорусских высших учебных заведений, способствовало привлечению иностранных студентов на учебу в Беларусь. В Белорусском государственном медицинском университете в настоящее время обучается более 10% иностранных студентов.

Существуют бюджетное и платное обучение. Для зачисления на платное отделение соблюдаются те же правила при прохождении централизованного тестирования, что и на бюджетное, в том числе, и минимальные проходные баллы. Стоимость платного обучения для граждан Республики Беларусь приблизительно в два раза меньше, чем для иностранных граждан. Стоимость на высокотехнологичные и медицинские специальности выше других и может составлять до 3000-4000 USD в год. Некоторые учреждения образования предоставляют скидки на оплату в зависимости от показателей успеваемости студента. Высшие учебные заведения в большинстве имеют благоустроенные общежития гостиничного типа, в 2014 году на чемпионате мира по хоккею гостей столицы принимала современная студенческая деревня.

Студенческая деревня в Минске

Структура высшего образования включает две ступени. Первая ступень обеспечивает получение квалификации высшего образования и дает право занимать соответствующие должности. Вторая ступень (магистратура) подготавливает специалистов в сфере науки, высшего и среднего специального образования, органов государственного управления, на руководящие должности во все отрасли экономики.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ЦТ по истории Беларуси: Создание белорусской государственности в 1917-1919 гг., Акценты #10

    ✪ Поступить в белорусский ВУЗ - кому проще?

    ✪ Белорусский государственный медицинский университет

    ✪ Реформы белорусского образования должны совершенствовать имеющуюся базу

    ✪ Беларусь 1: В БГУ прошел семинар по новым методам образования

    Субтитры

Общие сведения

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Белоруссии и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.

Основные ступени образования:

  1. дошкольное (ясли, детские сады)
  2. общее базовое (на базе 9 классов средней школы). Начинается с 6 лет.
  3. общее среднее (на базе 11 классов), начальное профессиональное (ПТУ , лицеи), среднее специальное (техникумы , колледжи)
  4. высшее профессиональное (высшие колледжи , институты, университеты , академии).

После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в:

  • профессионально-технических училищах, где одновременно получают общее среднее образование и профессиональную подготовку

Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Основной документ, дающий право на поступление в высшее учебное заведение - аттестат или диплом, подтверждающий получение профессионально-технического или среднего специального образования. В Белоруссии имеется 45 государственных и 10 негосударственных вузов. Базовое общее образование (1-9 классы средней школы) является обязательным. Образование в средней школе является бесплатным. Выпускники профессионально-технических учреждений образования, получившие образование за счёт средств бюджета, обязаны отработать по распределению один год, выпускники средних специальных и высших учреждений образования - два года. Цена платного высшего образования на отдельных специальностях достигла в 2012 году 12 млн рублей в год, и продолжала расти .

Планировался перевод среднего образования на 12-летнее обучение с обязательными 10 классами обучения, однако в 2008 году было принято решение о возврате к 11-летней средней школе. При этом решение о возврате к 11-летней системе образования было принято не Министерством образования, а Администрацией президента . Своё решение Александр Лукашенко аргументировал следующим образом: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере большинства из них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали» .

В системе общего среднего образования 130 639 учащихся (13,7 %) обучаются на белорусском языке, 822 970 учащихся (86,2 %) – на русском, 834 учащихся – на польском и 64 учащихся – на литовском.

Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования (процесса обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающего специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество) определяется законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» .

Основные показатели

В 2012 году в Республике Беларусь действовало 4064 учреждения дошкольного образования с 398 тыс. детей и 54,1 тыс. педагогических работников . В 2012/13 учебном году действовало 3579 учреждений общего среднего образования с 928,2 тыс. учащихся и 128,1 тыс. учителей , 226 учреждений профессионально-технического образования с 79,9 тыс. учащихся, 225 учреждений среднего специального образования с 152,2 тыс. учащихся . Больше всего учащихся в учреждениях среднего специального образования обучалось по техническому и технологическому профилю (50 тыс.), а также экономико-юридическо-управленческому (34,3 тыс.), сельскохозяйственному (21,3 тыс.), архитектурно-строительному (14,3 тыс.) и медицинскому профилям (11,5 тыс.)

В 2012/13 учебном году в стране насчитывалось 54 высших учебных заведения (45 государственных и 9 частных), где обучалось 428,4 тыс. студентов, в том числе 209,3 тыс. на дневной форме обучения, 0,9 тыс. на вечерней и 218,3 тыс. на заочной. Более половины (30) вузов находится в Минске; в столице обучается и более половины студентов (223,9 тыс.) .

История образования в Беларуси

В средние века среднее и высшее образование получали в коллегиумах (Вильно, Полоцк , Пинск , Гродно, Юровичи). Первым высшим учебным заведением на территории Великого княжества Литовского стал Виленский университет .

Российская империя

В конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи в результате раздела Речи Посполитой.

В XIX веке в Российской империи была создана единая система государственных учебных заведений, состоящая из 4 типов учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты.

Одной из первых гимназий на территории нынешней Беларусь является Слуцкая гимназия . На территории нынешней Беларусь также стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось русифицировать образование, пресекая преподавание в школах на белорусском и польском языках.

После восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов польский язык в преподавании был запрещён и заменён русским, обучению за границей ставились преграды. Был закрыт знаменитый Виленский университет, а также Полоцкая иезуитская академия. Ходатайства местного дворянства об образовании в белорусских губерниях национального университета отклонялись.

БССР

В ходе многочисленных, отчасти непоследовательных реформ образования в БССР сложилась основа системы высшего образования, которая существует и сегодня. Именно в этот период были создано большинство наиболее известных на сегодняшний день вузов:

  • Белорусский государственный экономический университет ,
  • Белорусский государственный педагогический университет ,
  • Белорусская сельскохозяйственная академия и другие.

После присоединения Западной Беларуси к БССР в 1939 году начался процесс создания вузов на территории западных областей (до этого в Западной Белоруссии не было ни одного вуза) - первоначально там открывались учительские институты. В 1940/41 учебном году в БССР было 25 вузов, 21 538 студентов и 927 преподавателей всех степеней .

1990-е

Реформа 2008 года

Вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению.

2010

В системе среднего образования Белоруссии с 1-го по 11-й классы в 2010 году вводится учебная программа факультативных занятий «Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян» 2 декабря 2010 года на сессии Палаты представителей Национального собрания принят проект Кодекса Республики Беларусь об образовании В 2010 году был создан . На бюджетную форму обучения в вузы было подано почти на шесть тысяч заявлений меньше, чем в 2009 (среди них - 60 % студентов белорусских вузов - заочники) . Студентами ВУЗов стали 71,5 % (примерно 10 тыс. минчан-абитуриентов), из поступивших 82 % выбрали государственные вузы

2011

В нормативные документы, регламентирующие поступление в высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии, будут вноситься изменения и дополнения. Планируется подписание специального указа президента РБ . В 2011 году приём будут осуществлять 55 высших учебных заведений (45 государственной формы собственности, 10 - частной) . 6 июня 2011 года Министерство образования закрыло «Женский институт Энвила» . На сентябрь 2011 года: учреждений общего среднего образования - 3,4 тыс. (920 тыс. школьников, в первых классах - около 87 тыс. человек), ПТУ - 217 (обучается - 106 тыс. человек), ссузов (уровень среднего специального образования) - 213 (по плану - 56 тыс. человек), вузов (уровень высшего образования) - 45 государственных вузов (в подчинении 12 министерств и ведомств) и 10 частных (по плану - 89,7 тыс. человек) .

2013

С 2013/14 учебного года планируется перевести студентов более 230 специальностей вузов на четырёхлетнюю программу обучения .

2015

14 мая 2015 г. в Ереване на Конференции министров образования стран ЕПВО и форуме по Болонской политике было объявлено о присоединении Белоруссии к Болонскому процессу и вступлении её в Европейское пространство высшего образования .

Принята дорожная карта реформирования системы высшего образования, рассчитанная на 3 года. Республика Беларусь должна поэтапно сблизиться с ЕПВО: перейти с двухступенчатого на трехступенчатое обучение (бакалавриат - магистратура - докторантура), внедрить систему переводных зачетных единиц (кредитов) для измерения учебной нагрузки и начать выдачу бесплатного европейского приложения к дипломам. Все эти новшества должны облегчить учащимся перевод в другие вузы и обеспечить признание результатов обучения в белорусских университетах за рубежом .

Кодекс об образовании

Проект

2010 год - при подготовке проекта в парламентскую комиссию поступило около 1,5 тыс. устных и письменных замечаний. Проект сформирован впервые .

Был принят во втором чтении на заседании сессии Палаты представителей Национального собрания. 13 января 2011 года подписан главой государства А.Лукашенко .

Ряд положений проекта:

  • Урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности образовательного процесса (ввод дисциплинарной ответственности учащихся)
  • Частные вузы обяжут иметь общежитие
  • Для прохождения службы в армии студентам предоставят отпуск
  • Предусмотрен новый документ об образовании - диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре)

Формы получения образования

Образовательные программы осваиваются в следующих формах (в зависимости от потребностей и возможностей личности):

  • В образовательном учреждении:
    • Очная форма
    • Очно-заочная (вечерняя)
    • Заочная
    • Дистанционная, непрерывная
  • В форме семейного образования
  • Самообразование
  • Экстернат
  • С репетитором

Уровни образования

Высшее образование

Современное состояние

В Белоруссии два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет , основанный 30 октября 1921 года , и Академия управления при Президенте Республики Беларусь , образованная 29 января 1991 года . Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли . Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет , Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники , Белорусский государственный медицинский университет , Белорусский государственный аграрный технический университет , Белорусский государственный технологический университет, Белорусский государственный университет культуры и искусств и другие).

В Белоруссии студенты вузов могут получать академические степени специалиста (бакалавра) и магистра .

Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование , поступив в аспирантуру и затем в докторантуру . Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования.

В 2012/13 учебном году в 54 вузах Республики Беларусь обучалось 428,4 тыс. студентов. Больше всего обучалось по специальностям профиля «Коммуникации. Право. Экономика. Управление» - 167,3 тыс. человек. По специальностям технико-технологического профиля обучалось 83,2 тыс. студентов, педагогического - 42,4 тыс., сельскохозяйственного - 28,1 тыс., медицинского - 21,7 тыс., гуманитарного - 16,6 тыс., естественнонаучного - 13,8 тыс., физкультурного и туристического - 9 тыс., искусствоведческого и дизайнерского - 7,1 тыс. . 12 002 студента были гражданами других государств, в том числе 6514 - из Туркменистана, 1658 - из России, 1146 - из Китая, 265 - из Азербайджана, 244 - из Шри-Ланки, 242 - из Нигерии, 208 - из Ирана, 168 - с Украины, 154 - из Ливана, 124 - из Сирии, 118 - из Казахстана, 115 - из Турции, 110 - из Литвы . Численность профессорско-преподавательского состава составляла 24 612 человек, в том числе докторов наук - 1346, кандидатов наук - 9043, профессоров - 1260, доцентов - 7509 .

Обучение иностранных граждан

Обучение для граждан других государств, как правило, платное. Стоимость которого зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.

Для получения приглашения на учёбу необходимо обратиться в вуз. Для этого в учебное заведение отправляются все необходимые документы .

Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Белоруссии годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.

Все высшие учебные заведения Белоруссии имеют отделы по обеспечению жильём, которые оказывают помощь в получении разрешения на временное проживание, помогают найти место жительства. Большинство студентов проживают в студенческих общежитиях. Это удобно и достаточно дёшево.

На 2010 год в Белоруссии обучаются около 2 тысяч китайских студентов . На 2013 год 7,400 студентов являются гражданами Туркменистана , это самый большой контингент среди иностранных студентов в Белоруссии. .

Интернатные учреждения

2011 год - 52 интерната для детей-сирот (на 30 % меньше, чем в 2005 году), около 70 % детей-сирот воспитываются в семьях (на такую форму усыновления ориентирует социальная политика государства) .

Статистика

В 2008 году 1 627 выпускников школ получили золотые медали и 282 - серебряные. В 2009 году около 2 тыс. выпускников школ стали золотыми и серебряными медалистами, значительно выросло число серебряных медалистов. Получение медали (с 1994 года их изготавливает УП «Теплообменная аппаратура и порошковая металлургия») даёт абитуриенту возможность при прочих равных условиях иметь преимущество при поступлении в вузы. На одной стороне медали - герб Белоруссии, на другой - надпись «За выдатныя веды» и нанесён отпечаток раскрытой книги в обрамлении солнечных лучей и колосьев. Претенденты на золото должны иметь свидетельство об общем базовом образовании с отличием и примерное поведение, а в старших классах у выпускников годовые и экзаменационные отметки - «девять» и «десять». Серебряной медалью награждаются юноши и девушки, которые претендовали на золото, но немного не дотянули до высшей ступеньки учебного пьедестала.

В качестве основного показателя (при сравнительной оценке различных стран их инновационного потенциала и расчета индекса конкурентоспособности) используется число студентов и аспирантов инженерных и естественнонаучных специальностей на тысячу жителей. В Республике Беларусь на 1000 человек населения выпускается 7 инженеров .

См. также

  • Учреждения образования Минска

Примечания

  1. Образование, Беларусь | Belarus.by
  2. В БГУ стоимость одного года обучения уже превышает 12 млн рублей
  3. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь/1-8 июня
  4. Вышколенная школа. Белорусские новости
  5. Система образования Республики Беларусь в цифрах МО РБ, 2016 - стр. 34 (стр. 37 по нумерации файла)
  6. Беларусь принята в Болонский процесс
  7. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 18 мая 2004 г. № 285-З «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»
  8. . - С. 173.
  9. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 . - С. 177.
  10. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 . - С. 181-182.
  11. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 . - С. 185.
  12. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 . - С. 187-188.
  13. Беларусь гимназическая
  14. Красовский, Н. И. - Высшая школа советской Белоруссии. 2-е изд. - Минск: «Вышэйшая школа», 1972
  15. Ежегодник БСЭ - 1959. С. 110
  16. Постановление Совета Министров БССР от 29 января 1991 г. № 33 «О первоочередных мерах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров органов государственного управления, руководителей и специалистов народного хозяйства для работы в условиях рыночной экономики» (СП БССР, 1991 г., № 4-5, ст. 30)
  17. Эксперт: Мы теряем целые поколения белорусов из-за неудачных школьных реформ
  18. С 1 сентября в белорусских школах появятся «Основы православной культуры»
  19. Белорусские депутаты приняли во втором чтении проект Кодекса Республики Беларусь об образовании
  20. Белорусским студентам планируется предоставлять отпуск для прохождения военной службы
  21. Указом президента внесены дополнения и изменения в правила приема в вузы