”. “Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова

Дорогие друзья, всякий народ любит хвалиться своими героями, это нормально. Это благословение Божие, когда в народе есть люди, прославляющие своими научными или ратными подвигами. Еврейский народ в этом отношении не был исключением, они тоже хвалились и хвалятся своими предками. Еврейский народ, единственный народ в мире, который знает фамилию, имя, отчество своих основателей. В основании Божьего народа несколько человек, Бог называет их: «Я, Бог Авраама, Исаака и Иакова». И вот эти герои Еврейского народа много сделали для становления народа. И мы никогда не поймем этого народа, если мы не будем знать историю этих патриархов. Об Аврааме мы уже много говорили. Я бы хотел сегодня остановиться на трех персонажах, этого великого народа. На Исааке, Иакове и Иосифе. Исаак был фактически представителем Еврейской нации, первым евреем на земле. Он был воспитан Авраамом, он был человеком талантливым, способным и духовно прозорливым. Вот на это обстоятельство, что Исаак был духовно прозорливым, указывает следующее — в прошлой передаче мы говорили, что Авраам, шедший с ним на гору Мориа, Авраам сказал ему: «мой сын, Бог дал мне повеление принести тебя в жертву».
Вы знаете, если бы я услышал такие слова от своего отца, я бы в ужасе отпрянул от него. Я бы сломя голову побежал от него, подумав, что мой отец сошел с ума. Исаак так не сделал. И он не сделал это лишь потому, что не руководствовалс я лишь своим разумом, он обладал духовной прозорливостью. Он понимал, что через отца говорит Божий дух, и к нему нужно прислушаться. И как бы ни казалось ему странным повеление Божье, он его воспринял, и он дал отцу связать себя, положить на жертвенник. Дорогие друзья, жертва Исаака была в этом смысле огромнейшая, она в каком-то смысле отражала жертву Иисуса Христа, который так же, вполне добровольно взошел на крест, чтобы принести за наши грехи и беззакония умилостивительн ую жертву. Итак, Исаак был вот таким духовным человеком. Он был богатым, но богатство никогда не владело его сердцем, он им владел. Но знаете, не смотря на то, что все в жизни Исаака было хорошо у него, была прекрасная и красивая жена, они вместе преодолели эту проблему двадцатилетние отсутствие беременности, но, не смотря на это, все — таки проблемы у них были.
Сначала была совершенно маленькая проблема, а потом побольше. Итак, какая же была маленькая проблема? Когда Сарра, жена Авраама забеременела, и беременность была на приличном сроке, то близняшки в ее животе стали между собой вести непрерывную борьбу между собой… Матери это было больно, неприятно и она пошла, вопросить Бога, почему случилась такая неприятная вещь? Мы читаем: «Господь сказа ей: два племени в чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. «Итак, когда близняшки родились, старшего назвали Исав, а того, кто вышел вслед за ним, назвали Иаков. Исав был косматым, Иаков был гладеньким. Дети росли, нормально развивались, но, вот именно дети разделили родителей. Исаак любил Исава, потому что тот был прекрасным охотником и хорошо готовил, а Ревекка любила домашнего, покладистого Иакова. И вот однажды, старец Исаак, который уже к тому времени ослеп, надумал передать свое благословение. Передать благословение, означало фактически уполномочить своего сына быть главой рода. Так вот, он призывает своего сына Исава и говорит, — «сын мой, приготовь мне кушанье, которое я люблю и, поев, я тебя благословлю. Сын отправляется на поиски дичи, а вот мать в это время услышала договор отца с сыном и поспешила к младшему, Иакову. И сказала, — «Иаков, вот что мы с тобой сделаем, я приготовлю кушанье отцу, которое он любит, а ты отнесешь ему и представишься Исавом, чтобы отец тебя благословил, потому что Бог решил тебя благословить, но не твоего старшего брата. Иаков испугался, а вдруг отец узнает, что я его обманываю, и меня проклянет… Мать заверила его: «ничего, на мне будут эти проклятия». Итак, Иаков послушался мать, оделся в одежды Исава, матушка обложила его руки кожей молодых козлят, чтобы они были похожи на руки Исава. И…

На иудео-христианскую традицию был наклеен ярлык «нравственного монотеизма», но разве эта характеристика в равной степени относится к обеим ветвям библейской веры? Многие евреи не решаются сказать «нет».

А как насчет христианского учения о Троице? Разве Бог христиан действительно тот же самый Бог Израиля?

Что бы ни говорили о египетском фараоне-реформаторе Эхнатоне, очевидно, что истинный монотеизм - поклонение только одному Богу и вера в единого Бога - был уникальным даром Израиля религиозному миру. Его основополагающее кредо - Шма, звучит так: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Второзаконие 6:4). Самая первая заповедь Декалога - «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20:3).

Правда, на окраинах происходили определенные подвижки к синкретизму (как в еврейской военной колонии острова Элефантины), но ядро народа теперь прочно укоренилось в Едином Святом Израилевом. Для иудаизма существует только один Бог. Он не может быть изображен каким бы то ни было способом, и идолопоклонство считается мерзостью. Он требует праведности и послушания. Его имя свято. Тем не менее, Он заботлив. Он высок и превознесен, но также и близок.

Однако монотеистическая вера не была ни топорной, ни упрощенной. Уже в Танахе говорится о божественных ипостасях и действиях. Библия говорит о Духе Господнем (Бытие 1:2; Исаия 61:1 и т.д.); Мудрости Господа (Притчи 8-9 и т.д.), иногда отождествляемой с Торой, но персонифицированной, руке Господа, а также о других подобных Божественных силах.

Важность этих Божественных сил со временем только увеличивалась. Господь Бог воспринимался как трансцендентный, и такие сущности были необходимы для преодоления пропасти, разделявшей Творца и творение, однако они были только одним из проявлений Святого.

Пример этой мысли можно увидеть в древних таргумах (арамейском толковании Еврейских Писаний). Сказано, что Господь создал небо и землю во взаимодействии с Мудростью Господней и Духом Господним, и прежде всего посредством Слова (мемра) Господа: «И Слово Господне создало два великих светила... И Слово Господне создало человека по Своему образу, по образу Господа сотворило Оно их». Подобные выражения можно обнаружить в трудах еврейского философа Филона Александрийского, жившего в начале нашей эры.

Писания подготовили почву для этого заключения. В первой главе книги Бытие творение происходит с помощью глагола: Бог сказал, и стало так. В Псалме 32:6 глагол становится существительным: «Словом Господа сотворены небеса». Древний таргум приблизился к персонификации этого Слова. Теперь остается только дать определение этому Слову.

Первые христиане были евреями, читающими Шма каждый день, они были твердо укоренены в вере, выражаемой в этих словах. Действительно, в Новом Завете более одного раза говорится о Шма. Иешуа назвал его величайшей заповедью (Марка 12:29). Иаков начинает говорить о требованиях действенной веры со слов: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь» (Иаков 2:19). Павел настаивал, что «Бог один», и поэтому Он есть Бог и евреев, и язычников (Римлянам 3:29-30). Все авторы Нового Завета и, вероятно, все ранние христиане, были искренне убеждены в монотеизме, как и все другие евреи.

Примечательно то, что они не чувствовали конфликта между их убеждениями и верой в Иешуа как в Мессию. Первое послание к Тимофею содержит доктрину, которую, по убеждению автора послания, примут все читатели: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос [Мессия] Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тимофею 2:5, 6). Но послание упоминает «Спасителя нашего, Бога» (2:3), по-видимому, говоря об Иешуа.

Углубившись в текст Нового завета, текстовые археологи считают, что первые верующие в Иешуа были убеждены: не только Дух Божий был расширением Его личности, но также, сам Иешуа находился в уникальных отношениях с Богом, Которого он называл своим Отцом. Конечно, Израиль также называл Бога Авину, и Танах говорит об Израиле как о сыне Божьем (например, Осия 11:1). Но христиане видели Иешуа как воплотившего в своей личности все, чем был Израиль, и многое другое. Евангелия изображают Иешуа, принимающего крещение от Иоанна Крестителя (Марка 1:9-11 и параллельные Евангелия). На него сошел Дух, к нему обращается глас с Небес (Бат Коль): «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом, в одной из сцен мы видим божественное Трио: говорящего Отца, нисходящего Духа и Сына, как объект внимания и заботы.

Эти Трое фигурируют в ранних христианских доктринах. Крещение должно было быть «во имя [отметьте существительное в единственном числе] Отца и Сына и Святого Духа, и Павел завершает свое второе послание к Коринфянам благословением: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Коринфянам 13:13).

Иешуа определен как творческое Божественное Слово из 1 главы книги Бытие и 32 Псалма (Иоанн 1:1-18), которое «стало плотию и обитало с нами» (намек на Исход 25:8). Иоанн подчеркивает, что Иешуа существовал до своего рождения, и что он вернулся в славу после своей смерти и воскресения. Все это явно восходит к представлению Иешуа о самом себе. Его самоопределение было «Сын Человеческий» - термин взят из Даниила 7:13.

Здесь мы сталкиваемся с большим парадоксом. Ранние христиане могли подтвердить, что Бог один, но в то же время они могли говорить об Иешуа и Святом Духе как о Боге. Они говорили так без ощущения какого-либо противоречия, возможно, именно потому, что они были евреями, а не греками. Логика раввинов всегда «и то, и другое/оба» : «Слова Бет Гилеля и слова Бет Шаммая - оба слова живого Бога». Кроме того раннехристианская точка зрения вовсе не несовместима с представлениями о Боге в синагогах того времени.

Но когда христианская весть распространилась в греческом мире, этот способ мышления вызвал большой дискомфорт. Греки были привязаны к логике «или/или». Миру христиан, обратившихся из язычников, понадобилось несколько столетий, чтобы согласиться с этим пониманием. В действительности они никогда по-настоящему не решили этот парадокс, а только могли дать ему имя: Троица.

После Явне , как это часто происходит в контексте доктринальных диспутов, позиции стали жестче. Еврейский монотеизм стал более жестким и оборонительным, а христиане отражали поляризацию.

Талмуд воссоздает эту тенденцию в увлекательных дебатах. Миним (еретики) апеллировали к Божественной множественности в книге Бытие, например «Сотворим человека по образу Нашему» (Бытие 1:26), а также другим упоминаниям Бога во множественном числе, таким, как «престолы» в книге Даниила 7:9. Раввины нашли противоположные тексты к большинству проблематичных текстов, утверждая, что множественное число относится к заседанию небесного суда. Но выражение в 7 главе книги Даниила все равно представляет собой проблему. Рабби Акива первый предположил, что один престол - для Бога и еще один – для Давида, но будучи осуждаем за такое мнение, он предположил, что один престол был для справедливости, а другой – для милости, тем самым олицетворяя Божественные атрибуты. Его снова осудил Рабби Елеазар бен Азария, заявив, что один престол был для сидения, а другой – для ног. Очевидно, вопрос остался нерешенным.

Продолжают ли евреи и христиане поклоняться одному и тому же Богу? Христиане до сих пор утверждают слова Шма, провозглашенные самим Иешуа, а также Новым Заветом. Но они считают, что Бог явил Свою близость, послав Иешуа: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евреям 1:1-4).

Роберт М. Джонстон, Доктор философии.
Профессор Нового Завета и Происхождения Христианства

Перевод с английского Александры Обревко

См. John Bowker, The Targums and Rabbinic Litarature: An Introduction to Jewish Interpretations of Scripture (Cambridge University Press, 1969), 98, 99.

Логика, вмещающая и сочетающая оба понятия – прим. переводчика.

В период между 70 г. и 132 г. н. э. Явне был великим еврейским городом, местопребыванием Синедриона, центром еврейской учености. После падения Иерусалима в Явне был воссоздан Синедрион, и город приобрел огромное влияние. Среди наиболее важных решений, принятых Синедрионом в Явне, - установление библейского канона. «Электронная еврейская энциклопедия» http://www.eleven.co.il/article/15187 - прим. переводчика.

Вавилонский Талмуд, Санхедрин, 38б.

Почему Авраам, Исаак и Иаков занимают в Библии особое положение? Потому что Бог хочет выбрать группу людей, которые бы собрались под Его именем и сделались бы Его народом. Начиная с Авраама, Бог начал обретать народ. Авраам стал духовным началом, положенным Богом; в Аврааме Он проделал определенную работу, чтобы показать нам те переживания, через которые необходимо пройти Божьему народу. Через подобного рода переживания должен пройти весь народ Божий. Прежде всего Он сделал кое-что в Аврааме, дав ему особые переживания, а затем через него Он передал эти переживания всему Своему народу. Народ Израиля основан на Аврааме, Исааке и Иакове. И отсюда следует, что Бог работал не только в Аврааме, но и в Исааке, давая и ему особые переживания, а затем передавая их всему Своему народу. Точно так же Бог работал и в Иакове: дал ему особые переживания и уже через него передал эти переживания всему Своему народу. Кульминацией того, что пережили перед Богом эти три человека, и того опыта, который они обрели, стал народ Божий. Следовательно, все переживания Авраама, Исаака и Иакова - это те переживания, которые должны быть у всех людей Божьих. К тому, к чему пришли эти три человека, должен прийти весь народ Божий. Если мы обладаем лишь переживаниями Авраама, то этого недостаточно, для того чтобы мы стали народом Божьим. Если мы обладаем лишь переживаниями Исаака, то этого тоже недостаточно, для того чтобы мы стали народом Божьим. И если мы обладаем лишь переживаниями Иакова, то этого недостаточно, для того чтобы мы стали народом Божьим. Чтобы стать народом Божьим, мы должны прийти к тому же, к чему пришли и Авраам, и Исаак, и Иаков.

Бог сказал Исааку: «Я Бог Авраама, отца твоего... Я с тобою; и благословлю тебя, и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего» (Быт. 26:24). Он сказал Иакову: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему» (28:13). Он также сказал израильтянам: «Введу вас в ту землю, о которой... клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие» (Исх. 6:8). Это показывает, что израильтяне получили наследие трех человек - Авраама, Исаака и Иакова. Своего наследия у них не было. Они получили наследие трех человек - Авраама, Исаака и Иакова. Каждый из этих трех человек занимает особое положение перед Богом. Их различные духовные переживания являются прообразами трех различных духовных принципов. Другими словами, во всех людях Божьих должен быть элемент Авраама, элемент Исаака и элемент Иакова. Без этих элементов Божьим народом мы стать не можем. Народ Божий должен обладать элементом Авраама, элементом Исаака и элементом Иакова. Все настоящие израильтяне и все истинные люди Божьи должны сказать, что Авраам, Исаак и Иаков - это их предки. Говорить, что Авраам - это наш предок, недостаточно, потому что Измаил и его потомки тоже могут сказать, что их предком является Авраам. Недостаточно также сказать, что нашими предками являются Авраам и Исаак, потому что Исав и его потомки могут сказать то же. Люди Божьи должны говорить, что их предками являются Авраам, Исаак и Иаков. Иаков тоже должен быть включен. Без него определение того, что такое Божий народ, не может быть полным. Должны быть все три, тогда мы сможем быть народом Божьим по праву.

Когда в Ветхом Завете Бог собирается обеспечить безопасность народа, который Он избавил от рабства и выделил для Себя, направив его по особому пути, и когда с этой целью Он впервые является Моисею в виде горящего куста, знаменательно, что Он называет Себя посредством тройного определения: "Я Бог отца твоего. Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова" (Исход 3:6). И когда, чуть позже, Бог посылает Моисея к Израильтянам, чтобы провозгласить им волю Свою, то же самое тройное выражение проходит рефреном через все Его обращение: "Так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род. Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова" (стихи 15, 16).

Теперь, наверное, мы не ошибемся, если спросим себя: "Почему этот тройной рефрен?" Особенно, после того, как сам Господь Иисус употребил это же самое выражение в эпизоде, описанном в каждом из первых трех Евангелий. "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова"? Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Матфея 22:31-32). Почему, хотели бы мы знать, Бог применяет это тройное выражение, которым Он именует Себя для человечества? Что знаменательного для нас, Его детей, в этих трех повторяющихся именах?

Апостол Павел заверяет нас, что все, что содержится в Писании, было написано для нашего поучения, и в этом есть что-то, на что обращают наше внимание как Ветхий, так и Новый Завет. Это внушает мысль что, как в древние времена, так и теперь, Бог придерживается одних и тех же принципов. В Ветхом Завете Бог являлся Моисею с намерением, выведя Израиль из Египта, сделать его избранным народом. В Новом Завете Иисус явился по воскресении ядру избранного Им народа. Если теперь является истиной, что мы те, кто спасены через Его благодать, и есть тот народ, то разве поэтому мы не можем с уверенностью ожидать, что с нами Он действует по тем же самым принципам?

С другой стороны, что подразумевает Бог, когда сегодня Он говорит "Израиль"? Не содержит ли это слово более глубокого смысла, чем тот, что лежит на поверхности? Для ответа на этот вопрос заглянем на заключительные строки послания Павла к Галатам, где он пишет о новой твари, где нет ни Эллина, и Иудея (6:15), но все находят свою общую основу в Кресте, на котором был распят Христос. Желая мира и милости для всех, кто Христов, Павел использует замечательное выражение "Израиль Божий". Я заявляю вам, что мы, верящие в Господа Иисуса суть Израиль Божий, единый для всех истинный Израиль, а не какой-то отдельный народ. Однако, идем дальше: если Бог избрал нас быть Его людьми, мы вправе спросить себя: какой жизненный путь мы должны пройти под Его рукой, чтобы сложиться в качестве народа Божьего? Определенно, по мере изучения жизней и опыта этих трех замечательных людей, мы будем получать ответ на поставленный вопрос. Авраам, Исаак и Иаков занимают особое место в провидении Божьем, и никто из них не может быть заменен никем другим. Им принадлежит привилегия вести нас всех к Богу неким особенным путем.

Давайте вернемся к началу. Как мы все очень хорошо знаем, Адам, поддавшись искушению усомниться в Божией любви, утратил таким образом свое высокое предназначение и подпал под осуждение и смерть. По пути, который он избрал, за ним последовали все его поколения - за исключением Ноя. Ной, как исключение, был человеком праведным и безупречным. Ной нашел благодать в глазах Господа.

Все же Ной был только один; нам не дан ключ к загадке, что Бог делал с ним, чтобы привести его к месту, где он "ходил с Богом". Он был праведен, однако нам не сказано ни то, избрал ли его Бог специально, ни то, сделал ли Он что-либо, чтобы привести Ноя к праведности. По этой частной причине Ной не служит нам образцом для подражания, хотя, конечно, имеется много поучительных моментов в его истории.

Однако, когда мы переходим к Аврааму, мы встречаемся с первым примером избранного Богом человека. Авраам был идолопоклонником, но Бог избрал его. "За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки, и водил его по всей земле Ханаанской, и размножил семя его..." (Иисус Навин 24:2-3). Да, Бог избрал этого идолопоклонника, взял его и сказал: "Он Мой". Согласно Своей воле Он избрал его. Сегодня все из народа Божьего подобны ему. Они отвечают на Его любовь, они вкусили Его спасение и теперь они считают себя избранными. Бог владеет людьми, считающими начальной точкой своей жизни момент, когда Он избрал их.

Конечно, Авраам еще не представлял собой народ; не был народом и Исаак. В действительности не был народом и Иаков, пока он не стал Израилем. Но, когда Израиль был выведен из Египта, тогда, наконец, Бог заимел некий народ для Своего собственного владения. Таким образом можно сказать, что Божий народ имел два начала: Авраам - человек, и Израиль - народ. Сначала появились отдельные люди веры. Когда они открыли путь, тогда последовало царство Израиля полностью. Деяния Божии в Аврааме, а затем в его сыне и внуке, сделали возможным все то, что произошло потом. Итак, этот народ, мы можем сказать, был основан на этих пионерах. Без них не было бы Израиля. В конечном итоге, совмещение опыта этих троих патриархов объясняет тот курс, которым следует народ Божий на земле.

Не удивляет ли вас то особое положение, которое дано Аврааму, Исааку и Иакову? Определенно, что-то есть в этом факте, связывающем их с именем Бога, характером Бога. Он есть их Бог. Обращаясь к человеку. Бог вновь и вновь определяет Ce6я таким образом. Мы видим также, что Иисус называет их имена, как доказательство воскресения. Кроме того, в Луки.13:28 Он говорит: "Там... увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божьем". Снова эти трое избраны поименно. Все зависит от них. Почему они занимают такое положение?

Исторически они заняли это положение потому, что, как уже было сказано, Бог хотел иметь Свой народ. Сегодня они занимают его потому, что это именно отвечает современной цели Божией - отобрать людей между разными нациями, и из них составить народ во имя Свое (Деяния.15:14). И история этого народа начинается с Авраама, ибо Бог начинает с Авраама. Бог вникал в жизнь этого человека, так как Он должен был обрести особый опыт, чтобы передать его людям, и конечно то же самое истинно также и в отношении Исаака и Иакова. С каждым человеком Бог движется к той же самой цели, а именно - служить связью для Своего народа по передаче через Него Его Собственного уникального опыта.

Кроме того, тогда как это факт, что Бог начал создание некоего народа с Авраама, все же еще Он не стал обладателем такого народа до тех пор, пока не завершилась история Иакова и к тому же с предвидением двенадцати колен (Израилевых). Трое из них, прошедшие через это, должны вместе составить духовный опыт всех, избранных Богом. Истории только одного или двух из этих трех недостаточно. Ничто одностороннее не может отвечать Божественным требованиям. Мы не можем быть удовлетворены лишь частичным обладанием.

Как Израиль Божий, мы должны иметь, хотя бы в малой мере, полный опыт их всех. В этом и намерение Бога, что весь Его истинный народ сказал бы себе: "Для меня Он - Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова". Не будем останавливаться на этом. Несомненно, Измаил мог бы называть Его: "Бог Авраама", -но он, вероятно, не делал этого. Исав мог бы пойти дальше и сказать: "Бог Авраама и Исаака", - однако этого также недостаточно. Духовный опыт не завершается в Аврааме и Исааке. Должно быть также включено имя и Иакова. Для истинного Израиля Бог - это Бог всех трех их отцов.

Многие из детей Божьих говорят: "Я нуждаюсь; я осознаю, что мне чего-то недостает, но я не могу определить, чего же именно мне не хватает". Многие из нас в какие-то моменты своей жизни просили от Бога некоего "второго благословения", зачастую очень плохо представляя себе, какой смысл может быть заложен в таком благословении. Позвольте мне сказать вам, что такое благословение содержит не одну, а три вещи. На следующих страницах, опираясь на историю этих трех патриархов, мы попытаемся установить, в чем заключается природа тройного благословения, которое Бог дает Своему народу.

Бог является подлинным инициатором, от которого берут начало все Его новые творения (создания). Здесь уместно привести слова Господа Иисуса, Который сказал: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю". Этот урок, который мы все должны усвоить, означает, что мы не можем сами дать начало ничему. Только Бог - начинатель всего (Бытие.1:1; 1 Петра.1:3-5). Хотя это и задевает нашу гордость, однако каждый нынешний день, который мы реально видим, как некий факт, является неким днем счастья для нас. Это значит, что мы осознаем, когда речь идет о вечных ценностях, что это все от Бога.

Авраам нисколько не был похож на Ноя. Ной, как праведник, ясно выделялся среди всех, окружавших его. Авраам, со своей стороны, ничем не отличался от своих соседей, идолопоклонников. Из такой обстановки (среды) Бог избрал именно его. Авраам не был начинателем сам по себе. Бог взял инициативу в Свои руки. Нет ничего более выдающегося, чем наивысшая власть Бога. Авраам никогда не думал о земле Ханаанской, как о своей цели. Он двинулся в путь не зная, куда в дальнейшем он направится, но двинулся в ответ на зов Бога.

Блажен тот, кто не знает! Этот человек пошел "не зная куда". Когда мы действительно поймем, что Бог - создатель всего, что является существенным в жизни, мы не будем так самоуверенны в том, что собираемся предпринимать. Мы с готовностью скажем: "Если на то Божья воля".

Даже сын Авраама пришел от Бога: он был дан неким особым путем. Ничто, исходящее от самого Авраама лично, включая его другого сына Измаила, не могло служить Божьему намерению. Авраам познал, что Бог был Отец, Источник, Кладезь всего. Без Него не может быть ничего вообще. Пока Бог не сделает чего-либо, мы не можем сделать ничего. Усвоив этот урок, мы начнем становиться "народом Божиим".

Исаак - главным образом сын. Он служит замечательным примером для понимания дела Божия во Христе. Очень ясно это осветил для нас апостол Павел в своем послании Галатам, где Исаак, как наследник, назван рожденным "по Духу" а мы, Христовы, названы: "Семя Авраамово и по обетованию наследники" (4:29; 3:29). "Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва Отче!"" (4:4-6). Авраам является выдающимся благодаря тому большому движению, которое начато им. Иаков примечателен многими страданиями, через которые он прошел. Между этими двумя великими людьми стоит Исаак, самый обыкновенный человек, не обладавший никакими особенными качествами, кроме его заурядности. Так, читая книгу Бытие, вы не найдете особых черт, которые выделяли бы Исаака. Посмотрим на ряд фактов: Авраам, как известно, скопил много богатств; Исаак совсем иначе. Исаак только унаследовал их. Сам он ничего не сделал для этого, ничего не произвел. Что же, фактически, сделал он сам? Говорилось, что он копал колодцы, однако, когда мы посмотрим рассказ об этом в книге Бытие 26, выявляется, что он только восстановил те колодцы, которые ранее были выкопаны его отцом, а впоследствии засыпаны.

В чем же тогда состоит урок, который Исаак преподносит нам? Он состоит в том, что мы не имеем ничего, кроме того, что нам дано свыше. И, если не существует ничего, созданного мной, то так же определенно, ничто не является моим собственным достижением. Так Павел говорит: "Что ты имеешь, чего бы не получил?" Опыт Авраама очень ценен для нас тем, что он учит нас, что Бог - наш Отец - есть источник всего для нас. Но опыт Авраама без опыта Исаака недостаточен. Бог - это также и Сын, дающий нам эти блага. Мы все знаем, что прощение грехов - это дар, который нужно получить. Также и победа над грехом. Сами по себе мы не имеем ничего, что не являлось бы фундаментальным Божьим даром для нас. Таким образом мы находим, что Исааку Бог обещал именно то, что Он уже дал Аврааму (Бытие.26:3-5).

Исаак был рожден для богатства. Мы не совершаем прогресса, мы не продвигаемся в богатстве, мы рождены в нем. Это истина всякого духовного опыта, который мы имеем, как христиане. Для примера: "закон Духа жизни", который "освободил меня от закона греха и смерти", есть нечто, чем я обладаю во Христе Иисусе, но не в самом себе. Это не принадлежит мне как что-то, чего я достиг сам. Оно подобно чуду жизни, которое держит птиц в воздухе вопреки силе притяжения. Закон этот создан, чтобы освободить нас от греха и смерти, и для нас это - Божий дар. Однако, многие ли из нас, христиан, в действительности знают этот секрет? Не удивительно, если воробьи думают, что у нас нет Небесного Отца, Какого имеют они! Все же, определенно, легко быть богатым, если вы родились богатым.

Как уже было сказано, принцип жизни Исаака - это принцип получения. Это можно увидеть исходя из различия между женами этих трех человек. За исключением того, что женой Авраама была его сводная сестра, мы не знаем ни того, кем была Сара, ни того, откуда она родом. Мы знаем только, что он привез ее с собой из Ура Халдейского. Иаков был человеком, который все покупал; купил он себе и жену. Он сам сделал свой выбор. Исаак же никогда не видел Ревекку прежде, чем она была выбрана ему в жены. Его отец сказал, кто должна быть его жена, выбрал ее, послал за ней, оплатил ее приданое. Будучи в роли сына, Исаак получил все. Так же и мы, до Бога, не владеем ничем, что не являлось бы Его даянием.

Итак, мы пришли к Иакову. Он представляет нам иные важнейшие принципы обращения Бога с Его детьми. Многие из нас могли видеть, что Бог - источник всего. Мы понимаем, по меньшей мере теоретически, что должны принимать от Него все. Почему же, в таком случае, многие из нас не берут этот дар, но продолжают добиваться всего борьбой? Ответ заключается в принципе Иакова, принципе естественных сил, которые управляют нами. Мы так уверены, что должны добиваться Божией цели собственными усилиями.

Именно поэтому ни учение о победе над грехом, ни доктрина освящения не являются совершенными (полными), что препятствует радикальной борьбе с силами нашей природы. Без понимания сущности вопроса результаты этой борьбы оказываются недолговечными (временными).

Мы, Христовы, являемся наследниками по завету, но наследство это мы получаем в Сыне, и путь, по которому, как хочет Бог, мы должны идти в радости от этого наследства, зависит от прикосновения Божьего к нашим естественным силам. Иаков был в высшей степени умный, способный человек. Не было ничего, что он не мог бы сделать. Он обманул своего собственного брата, обманул отца и замыслил прибрать к рукам все имущество своего дяди. Однако, эти способности, этот талант самовыдвижения не имел места в воле и планах Божьих для него. Все это следовало отнести к его капризам, которые дополняют его характеристику и хорошо иллюстрируют дисциплинирующую работу Святого Духа.

Все, к чему Иаков прикладывал свою руку, было неправым, начиная с самого его рождения. Как известно, когда близнецы появились на свет, Иаков шел вторым, держась рукой за пятку своего брата, и, как бы то ни было, Иаков не был старшим, то есть первым. Путем хитрости он добивался права первородства, однако, должен был покинуть дом и бежать. Стремился жениться на Рахили, но, оказалось, что женился прежде на Лии. В конечном итоге, он выехал от Лавана с многочисленными богатствами, большую часть которых он приобрел сомнительными средствами, однако был готов отдать их все своему брату Исаву на пути домой, чтобы спасти себе жизнь. В этом проявилась дисциплинирующая роль Духа. Хотя и полагаясь на собственную хитрость, Иаков признает руку Божию, свершающую суд нам всем. Люди, особенно умные, должны извлечь урок, что не мудростью человеческой мы живем, но благодаря Богу.

Иаков получил хороший урок. Он был близок к тому, чтобы потерять все, что он накопил и все, что он заработал. Он должен был подумать о путях, на которых встречаются люди, и он придумал план, как ему задобрить Исава и, по меньшей мере, спасти шкуру. Но за тем он встретил Бога. В результате этой встречи он стал хромым. Бог Сам коснулся Иакова. До этого дня он был Иаков, то есть "хитрый". С этого дня он стал Израиль, то есть "князь Божий". Этим эпизодом было заложено начало царства. Мы не преувеличим, если скажем, что с этого дня он стал совсем другим человеком. Того, кто неоднократно обманывал других, теперь самого обманывали другие, и даже его собственные сыновья. Прежний, хитрый Иаков мог бы легко распознать обман. Новый Иаков полностью поддался обману. Он поверил сыновьям и плакал, восклицая: "Это одежда сына моего; хищный зверь съел его, верно, растерзан Иосиф" (Бытие.37:33).

Это та точка прорыва сопротивления сил природы, к которой должен прийти весь народ Божий. "И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари" (Бытие.32:24). Мы можем довольно неплохо существовать во тьме, а свет Божий будет для нас губителен. Мы доведены до крайней точки. Это дисциплинирующая работа Духа.

Авраам смотрел на Бога, как на Отца. Он убедился, что в Боге источник всех благ (всего). Исаак принял наследство, как сын. Это благословение -иметь дары, предоставленные нам Богом. Однако, даже то, что нам дается, мы можем, воспользовавшись случаем, схватить сами и испортить. Иаков предпринимал такую попытку, и был спасен от последствий этого только благодаря тому, что его естественные силы оказались сломаны. В нашей жизни должен наступить некоторый день, когда это случается. Для тех, кто истинно знает Бога, не характерны ни вера в собственную компетентность, ни надежда на самих себя. Когда Иаков усвоил этот урок, тогда он истинно стал Израилем Божьим. Позвольте мне кое в чем заверить вас. Бог ожидает найти ни тех, кто по природе "рожден добродетельным", и поэтому не требует, чтобы над ним проводить какую-либо воспитательную работу. Он хорошо знает, что их не надо находить. Он избирает обыкновенных людей, таких, как вы и я, желающих получить от Него дар благодати, желающих подчиниться Его дисциплине, чтобы не злоупотреблять этим даром. Авраам раскрывает ту цель, которую преследует Бог, когда избирает нас, грешных. Исаак показывает нам жизнь, которую Бог сделал достижимой для нас через дар Его Сына. Иаков показывает пути Божьи для нас, находящиеся под управлением Святого Духа, для сохранения и приумножения того, что мы получили. Он отсекает нашу старую, самовольную натуру, чтобы проложить путь новой природе, во Христе, которая действовала бы в готовности к сотрудничеству с Богом. Так Святой Дух движется к достижению Божьих целей Своими Собственными средствами. И это есть та цель, к которой Бог ведет Своих людей.

«Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»

Эта известная цитата из Библии – достаточно странное выражение, вы не находите? Не логичнее ли Творцу человеческого рода называться Богом Адама? Или например, Богом Адама, Богом Ноя и Богом Авраама? Подчеркивая тем самым и сам факт сотворения человеческого рода, и завет с Ноем, и завет с Авраамом? Почему Бог называет себя только Богом Авраама (и его потомков)? Кому в таком случае приносил жертвы Адам после изгнания? Кому принес жертву Ной после окончания Потопа?

Попробуйте поискать в Библии выражение «Бог Адама». Бог Авраама никогда не называет себя Богом Адама.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Была ли религия Авраама, Исаака и Иакова монотеизмом? Монотеизмом принято называть систему религиозных верований, основанную на представлении о существовании единого (и единственного) Бога. Авраам, Исаак и Иаков, а затем потомки Иакова в период своей истории, описанный в

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

6. а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную "а сынам наложниц... дал... подарки и отослал их от Исаака…" Вот мудрое предсмертное распоряжение Авраама: он не оставляет без

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

9. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, 10. на поле (и в пещере), которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. 11. По смерти Авраама Бог благословил Исаака,

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

19. Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. 20. Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана

Из книги Толковая Библия. Том 12 автора Лопухин Александр

12. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. 13. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; (не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

41. Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою. 42. Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

9. И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Гоcподи (Боже), сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! 10. Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел

Из книги автора

15. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, 16. Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака,

Из книги автора

Глава 44. Прославление промышления Господня в людях чрез избранных людей вообще, и в частности чрез Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова 9 Мужи милости Божией к

Из книги автора

22. Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. 23. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом

Из книги автора

2. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; (Лк. 3:34). Сказав, что Иисус Христос был Сыном Давидовым и Сыном Авраамовым, евангелист, начиная с 2-го стиха, подробнее доказывает эту мысль. Называя Авраама, Исаака, Иакова, Иуду, евангелист указывает

Из книги автора

31. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: 32. Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. (Мк. 12:26, 27; Лк. 20:37, 38). В Ветхом Завете есть места, где содержится более ясное учение о воскресении, чем в приведенной Христом цитате из

Из книги автора

Глава III. В доказательство того, что христиане свободны от подчинения закону Моисееву, Ап. ссылается на собственный опыт читателей и на пример Авраама (1-6). Сынами Авраама делаются верующие через свою веру (7-14). Временное значение закона Моисеева в истории

Из книги автора

Возвращение Иакова к отцу и смерть Исаака 27 Иаков пришел к своему отцу Исааку в Мамре, что рядом с Кирьят-Арбой (то есть Хевроном), где жили пришельцами Авраам и Исаак. 28 Всего дней жизни Исаака было сто восемьдесят лет; 29 Исаак испустил дух, умер и отошел к своим предкам,

Из книги автора

Дети Исаака. Сон Иакова. Примирение Иакова с Исавом У Исаака было два сына: Исав и Иаков, прозванный потом Израилем. От Иакова произошел израильский, или еврейский, народ.Исав был суров, нелюдим и больше всего любил охоту. Он почти все время проводил в поле.Иаков был кроток,