Апостол Андрей Первозванный – о чем молиться. Обычаи и приметы

Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее — добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей — греческое и в переводе значит «мужественный».

Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города — Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» — «Пойдите и увидите», — ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так Петр присоединился к ученикам Христовым.

Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой — рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.

Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течении всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.

После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, — сказал апостол своим ученикам, — что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.

После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил Его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.

Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе.

Вися на кресте, апостол Андреи непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова.

Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.

Икона Андрей Первозванный

Христианские люди довольно часто восхваляют Небесных Угодников и Божьих Ангелов. К этим святым подают прошения верующие об выздоровлении, за поддержкой в каких-либо начинаниях и для приведения себя в порядок. Апостол Андрей является наиболее известным из двенадцати вестников Господа. Ответы на такие вопросы, как: Какие чудеса его прославили? И с какими просьбами обращаются к нему страждущие? вы найдете в нашей статье. Вестник Андрей известен, как Первозванный потому как он был одним из первых вестников Господа Бога. Работал святой с братом Симоном (в скором времени он станет Вестник Пётр), ловили рыбу. Когда он, был еще молодым парнем, он принял решения пойти во служение к Всевышнему.

Сперва будущий апостол стал послушником Ивана Предтечи. Однако после знакомства с Христом, Андрей примкнул к нему, исповедуя и восхваляя христианские вероисповедание до конца мирской жизни Иисуса Христа. Через пятьдесят дней после как Сын Божий Воскрес на вестников снизошло благословение Господа. Им было подвластно вылечивать духовно и физически обратившихся.

И еще апостолы, умели говорить на многих языках мира, благодаря чему они могли проповедовать по всему миру. Вестнику Андрею дали государства вблизи Черноморского края и около Дуная. Апостол Андрей полностью погружался в богослужение Всевышнему. Из-за этого и расплатился. Андрея как и Христа казнили на кресте. Однако он сам сделал этот образ жизни и знал, что его ожидает.


Молебен Вестнику Андрею Первозванному

Андрей еще при мирском житие вылечивал верующих. Поддерживал обращающихся в поиске выхода из их жизненных трудностей. И сегодня верующие возносят молитвы ему:
О здоровье души и тела;
Об успехе в рыболовстве;
Об удаче в морском путешествии;
О удачном замужестве.

Рыбаки и мореплаватели молят о помощи и охраны Апостола Андрея Первозванного, потому как он считается их покровителем. Молитвословие Вестнику Господнему Андрею мореплаватели и рыбаками произносится, и перед тем как начать, и в разгаре дела. Андрей Первозванный дарует им помощь в их небезопасной работе, оберегает, и при его поддержке они возвращаются домой здоровыми и невредимыми.


Молитва Вестнику Господнему Андрею об удачном браке

Любая из прекрасного пола представляет свадьбу, белоснежное платье и рыцаря своего сердца. Однако случается и так, что многие девушки никак не дождутся исполнения этой мечты по различным обстоятельствам. Иногда молодые особы уж очень переборчивы в этом вопросе, а некоторым не удается встретить свою половину.

В таких ситуациях и приходится к делу молебствие Апостолу Андрею об удачном замужестве. Потому как Святой считается еще и защитником прекрасных половин, которые хотят счастливо выйти замуж.

Уникальной силой эта молитва обладает, если ее произнести в день почитания Божественного Вестника Андрея, 13 декабря. Есть предание, что и сновидение, которое вы увидите этой ночью, станет вещим и знаменательным.

«Первый вестник Всевышнего и Спасителя нашего Господа Иисуса, Церковный последователь Небесный и вселюбимый Андрей!
Восхваляем и преклоняемся перед твоими святыми делами, слово твое вспоминаем напутственное и явление к нам, восхваляем мучения твои невинные, как за Иисуса терпел ты их, целуем священные останки твои, почитаем небесный лик твой и верим, что Всевышний живой, и живет ж с ним и дух твой, и с Господом навеки на небесах находится, и ты и нас любовью своей не оставляешь, как полюбил ты отцов наших, когда Святым духом услышал ты с жизни нашей к Иисусу мольбу. Верим так, же и просишь о нас Господа, видя в свете Его все потребности наши. Так эти чаянья наши в церкви твоей произносим, и Всевышнего и Владыке и нашего Спасителя Иисуса Христа просим, и мольбами твоими подарит нам все нужное к исповедованию нас недостойных: И как ты верен голосу Всевышнего, оставя сети свои, уверенно отправился к нему, так и каждого от нас не своих из нас выбираешь, но, если к творению ближнего, и о гордом чине и мечтают. Имея же тебя в покровители и молебнах о нас, надеемся, как просьба твоя сможет очень многое пред Всевышнем и Господом нашим Иисусом Христом, Его же восхваляем, чтим и преклоняемся с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.»

Сейчас вам стало известно, при каких трудностях, встречаемых на жизненном пути, молится Божьему Вестнику Андрею Первозванному. Но по какой причине Апостол Андрей носит имя Первозванный? Это объясняется тем, что его первым призвали с числа учеников и ангелов Всевышнего. Большинству православных верующих он известен, как покровитель и защитник мореплавателей. Кроме этого, он благосклонно относится к тем, кто преподает иностранные языки и занимается переводами. А еще девицы на выданье и их родные молят его о встрече с суженным.

День памяти Андрея Первозванного

Как известно у любого великомученика или Божьего Угодника существует свой день в православном календаре. Чествование памяти апостола Андрея Первозванного происходит два раза в год тринадцатого декабря и тринадцатого июля. В эти дни многие православные, верующие посещают церкви и возносят молитвы.

О чем просят Андрея Первозванного?

К апостолу Андрею Первозванного возносят молитвенные прошения о:
Помощи в обращении в православие;
Защите мореплавателей;
Защите Родины;
Покровительстве преподавателям иностранных языков и переводчикам;
Усилении веры;
Единстве людей в мире;
Встрече с суженным.

В каких случаях помогает Апостол Андрей Первозванный?

Так как этот Святой больше известен, как покровитель мореплавателей, то больше всего именно они и подают молитвы Апостолу Андрею. Перед тем как идти в море некоторые моряки заказывают специальный молебен Андрею Первозванному. Все это совершается с той целью, чтобы Святой защищал их во время морского путешествия, и помог вернуться благополучно домой. Кроме того, именно Андреевский крест нанесен на флаг морского флота

Святые останки Апостола Андрея

Часть святых останков хранятся в нескольких церквях. Таких как:
Собор Иисуса Христа в столице России. Здесь находится рака с останками.
Богоявленская церковь Москвы.
Богоявленский кафедральный храм города Москвы. Здесь хранится правая рука Андрея Первозванного. Десница расположена у северной стены в металлическом ковчеге


Иконы Апостола Андрея Первозванного

В православном свете существует большое множество святых ликов и копий ангела Андрея Первозванного. Вот несколько соборов, в которых хранятся божественные изображения этого Святого:
Собор Ангела Андрея Первозванного в городе Москве на Ваганьковском погосте. Здесь хранится почитаемый лик Апостола.
Собор Пречистой Девы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке, в котором хранится образ с частью останков.
Собор Сиони (Успения Девы Марии) в Грузии, в котором хранится мироточивый облик.
Патриарший Кафедральный храм Живильной Троицы в города Тбилиси. Лик, который там хранится – уникальный. Он сделан из дерева.
Существует помимо этих и иные частицы останков и лики Апостола Андрея. Они хранятся:
Пыжки город Москва – собор Чудотворца Николая.
Кузьминки город Москва – Церковь Влахернского лика Девы Марии.
Гольянов – собор Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Дивеево – храм Андрея Первозванного.

Известно, что в православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Так и святой апостол Андрей Первозванный имеет благодать помощи в большом количестве дел, ведь его жизнь была разнообразной, насыщенной духовными подвигами и путешествиями. Святой апостол Андрей назван Первозванным потому, что он стал первым учеником Христа. Его Господь первым из людей пригласил идти за Собой, узнавая Его учение. А после Воскресения и Вознесения Господа на Небо вместе с другими апостолами святой Андрей трудился и проповедовал учение Христа. Путь его был более долгим и протяженным, чем у других миссионеров. Именно апостол Андрей принес христианство на земли будущей России. Но не среди варваров он скончался, а мученически закончил жизнь невдалеке от родины, самой своей смертью проповедуя Крест Христов и учение Его.

КАК УЗНАТЬ ИКОНУ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО ПО ОСОБЕННОСТЯМ?

В церковных книгах — «писаниях мужей апостольских», то есть записях непосредственных учеников апостолов, осталось описание внешности апостола Андрея Первозванного: рассказывается, что он был высокого роста и несколько сутулым, имел нос орлиной формы, неширокие брови, густые волосы и бороду, глаза его были добрыми, взгляд — благочестивым. Образ святого апостола Андрея — это изображение пожилого человека с густой седой бородой, завивающейся и сужающейся книзу. Церковные историки утверждают, что он родился в 6 году после Рождества Христова, то есть был младше Господа Иисуса всего на 6 лет. Известно, что он принял мученическую смерть в 65 лет, поэтому и изображается в этом возрасте на иконе. Иногда на образе показана смерть апостола Андрея или орудие его казни: крест, на котором он был, как и Христос, распят, имеющий необычную для тех времен форму: это две скошенные доски равной длины. По указанию Петра I он стал основой знамени Российского флота — Андреевского флага. Он также иногда изображается на иконе — это белое полотнище, перечеркнутое двумя скошенными голубыми линиями. Иногда апостол Андрей изображен на иконе во всех рост, стоящим возле своего креста. Тогда в одной руке он будет держать свиток, а другой благословлять молящихся перед иконой. Есть и оплечные изображения апостола, тогда голова его будет склонена как бы в знак смирения перед Господом, а руки не видны. Кроме того, руки святого бывают крест-накрест сложены на груди, глаза при этом подняты вверх — это молитвенные жесты. Святой апостол смиренно, без ропота принимал свой жребий и волю Божию о нем; молясь ко Господу, он и сегодня ходатайствует о просьбах всех людей. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он покаялся в своем предательстве Господа. Он понимал, что должен пройти через те же муки, которых испугался тогда, когда его Учитель, его Друг — а ведь у Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких — оставленный всеми умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти — апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу. В VIII-IX веках византийский инок Епифаний систематизировал все сведения об апостоле Андрее. Им упомянут также изображаемый на иконах апостола Андрея железный жезл с изображением Креста Господня. В своих долгих странствиях святой всегда опирался на него. Чтимые иконы Первозванного апостола находятся в следующих храмах России и СНГ:

    • Андреевская церковь на Ваганьковском кладбище столицы России.
    • Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Ордынке — здесь в икону вмонтирован маленький мощевик.
    • Успенская церковь «Сиони» в Грузии, где образ святого апостола Андрея источает миро — благоуханную чудесную жидкость из эфирных масел неизвестных растений.
    • Свято-Троицкий патриарший кафедральный собор Тбилиси — здесь находится необычный деревянный резной образ апостола.
    • Храм святителя Николая в Пыжах.
    • Церковь в честь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках.
    • Зосимо-Савватиевская церковь в Гольяново.
    • Андреевская церковь в Дивеевском женском монастыре, основанном преподобным Серафимом Саровским.
    • Андреевский собор Петербурга — здесь был певчим муж Ксении Блаженной.

ЖИТИЕ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Будущий святой родился в селении Вифсаида, неподалеку от Иерусалима. Он был старшим братом будущего первоверховного апостола Петра, названного при рождении Симоном. Еще юношей он всей душой любил Бога и хотел посвятить свою жизнь Ему. Он много молился, не вступал в брак и трудился на лодках своего отца Ионы, вместе с братом Симоном добывая рыбу на продажу и пропитание. Узнав, что в Израиле явился новый пророк, проповедующий и крестящий на берегах Иордана, Андрей не медля присоединился к ученикам Предтечи Господня Иоанна, став его близким соратником. Евангелисты Матфей и Иоанн рассказывают, но с небольшими отличиями, не противоречащими друг другу, о встрече Андрея с Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна читаем, что сам Иоанн Предтеча указал на идущего Иисуса Христа, сказав, что идет Агнец (жертвенный ягненок) Божий, Который берет на себя грехи всего человечества. Тогда-то рядом с ним и находился будущий апостол Андрей, тогда он и увидел Господа Иисуса впервые. Но апостол Матфей пишет, что Сам Христос позвал Андрея следовать за собой: увидев его с братьями, причаливающего после трудного рабочего дня в лодке к берегу, Господь обратился к ним, позвав следовать за Собой и обещав сделать ловцами людей, а не рыбы, проповедуя Жизнь вечную. Возможно, апостол Андрей, стоя рядом Иоанном Крестителем не решился уйти от своего учителя и друга, но затем Иоанн Предтеча благословил его быть учеником Иисуса Христа. Итак, апостол Андрей верит Христу, берет на себя миссию проповеди людям и решительно оставляет дом, семью и имущество, следуя за Господом в первые странствия, которыми будет наполнена вся его жизнь. Он стал первым апостолом, первым спутником Господа Иисуса. Вскоре Андрей возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого — Христос!» Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа — по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад.
Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами. По слову Евангелия, Андрей Первозванный непосредственно участвовал в нескольких известных эпизодах земной жизни Христа: он привел ко Господу мальчика, имеющего с собой пять хлебов и пару рыбок, которые Христос, благословив, чудесным образом умножил и накормил толпу людей, которые были голодны после целого дня проповеди. В другой раз с апостолом Филиппом они подвели ко Господу греков — эллинов, которые хотели отойти от язычества и принять учение Христа. Андрей Первозванный был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества. Апостол Андрей сопровождал Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Во время Распятия апостолы из-за страха быть убитыми не подошли ко Кресту Господа, кроме одного апостола Иоанна. Однако после Воскресения Христа они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостол Андрей с другими получил от Господа благословление идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа, и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостола Андрея, вместе с Богоматерью и другими апостолами пребывавшего в Сионской горнице — месте Тайной Вечери — в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.

ПРОПОВЕДЬ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО В РОССИИ И СЛАВЯНСКИХ СТРАНАХ

После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их. По книге Деяний апостолов, святому Андрею Первозванному досталось побережье Черного моря и Причерноморье. Путешествия, а тем более странствия, в которые пускались апостолы, в ту эпоху были делом непростым и опасным для жизни вследствие соответствующего транспорта. Много приходилось ходить пешком, долго и страшно было плавать на кораблях, а обращать в новую веру людей, для которых кровавые жертвы, убийство за называние местных богов бесами было нормальным. Подумать только, если даже сегодняшние атеисты доходят до оскорблений, что было в древние века. В Римской империи даже существовал закон, по которому казнили за богохульство, за проповедь иной религии — ведь даже император считался здесь непогрешимым и всесильным богом в сонме других божеств. Ко времени заката Римской империи в первые века христианства многие понимали, что боги римского пантеона или не существуют, или представляют собой злых, завистливых, порочных существ. Апостолы отправлялись в опасный путь. После Пятидесятницы Андрей Первозванный сначала обошел с проповедью Евангелия ряд восточных стран. Он шел по Малой Азии, Фракии и Македонии: города Неокесарию, Самосаты, страну Аланы, а также обошел земли племен баски и зиги. Эти язычники настолько воспротивились Слову Божию, что среди них нашлись люди, желавшие убить апостола как хулителя их богов. Но смирение, спокойствие, доброта и подвижническая жизнь его вдохновили многих из них, и апостол был спасен. Он прошел царство Боспора на Черноморском побережье и на отплыл на корабле в город Фракийской страны Византий — будущий центр Византийской империи и оплот Православия. Именно Андрей Первозванный первым проповедовал здесь слово Божие, основал Церковь и рукоположил в сан епископа Стахия, одного из 70 апостолов Христа, которых еще при жизни Он Сам отправил проповедовать Евангелие. Стахия и рукоположенных в сан священников византийцев он обучил совершению Таинств и духовной помощи людям. Это важное для Православия события было глубоко изучено историками и богословами Византийской империи. С помощью осмысления и изучения проповеди апостола Андрея Восточная христианская Церковь утверждалась как Церковь самостоятельная и равнозначная Римской. Позже, после отделения Католической Церкви в ходе Великой схизмы XI века, именно она стала единственной Православной Церковью. Византия подчеркивала, что апостол Андрей — старший брат апостола Петра, и способствовала почитанию апостола Андрея в тех странах, где он проповедовал Христа и где позднее византийские священники как опытные пастыри крестили и просвещали людей: это Армения, Грузия, Моравия и Россия. Византийский император Михаил Дука призывал русских князей к тесному союзу и братской любви великих православных государств, объединенных не только верой, но и одним ее источником: оба будущих царства просветил Евангельским светом «один самовидец Таинства и вестник его» апостол Андрей. Свою независимость от Римско-католической церкви на основании проповеди апостола Андрея со временем стала утверждать и Русская Православная Церковь. Действительно, Андрей Первозванный дошел до Дуная, а пройдя Крымский полуостров и побережье Черного моря двинулся дальше и поднялся по Днепру до будущего Киева. По преданию, здесь, у подножия гор, он ночевал со своими спутниками и учениками, которым пророчески сказал, обратив их внимание на горы, что здесь просияет Божия благодать, раскинется великий город со множеством Божиих церквей. На Киевских горах Первозванный апостол поставил крест и благословил их благодатью Божией. Но, по мнению летописцев, он не остановился здесь, а достиг в своих странствиях истоков Волхова. У нынешнего села Грузино на реке Волхов он погрузил (откуда и название) в воду реки крест — возможно, это был тот самый жезл с крестом, на который опирался апостол. Еще одним местом, освященным проповедью апостола Андрея и просиявшим затем Божией благодатью, стал остров Валаам в Ладожском озере. Сейчас здесь — Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, духовная жемчужина Северо-Западного региона. По преданию, раньше здесь было языческое капище, которое разрушил Андрей Первозванный и водрузил на его месте крест. На Валааме по сей день неподалеку от Воскресенского скита, где престол главного скитского храма освящен в честь апостола Андрея, стоит каменный крест на месте апостольского. К сожалению, точные данные о том, как далеко прошел по будущей Русской земле Первозванный апостол, у историков нет. Церковное предание зачастую пополняло и Евангельское слово, и исторические документы своими сведениями. Однако ряд ученых предполагает, что святой апостол прошел не только Крым, освятив существующий уже тогда город Херсонес (там, вероятно, находился в ссылке известный римский поэт Овидий), но побывал и на Кавказе, и на Кубани. В одном уверены все православные русские люди: именно Первозванный апостол является и первым миссионером в славянских землях. Его имя связывает Константинопольскую Церковь-Мать с Русской Церковью-Дочерью, которая была крещена от византийского духовенства. Он оберегает Россию в течение ряда эпох.

СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

В странствиях апостол терпел не только лишения, но даже истязания. В некоторых городах его изгоняли, побивали камнями. Так, в городе Синопе его подвергли пыткам и избиениям, но по Божьему промыслу он остался жив и невредим, продолжив свой путь. Его молитвами Бог творил чудеса, а его трудами появлялись и росли Церкви под руководством мудрых священников. По молитвам апостола Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. В городе Патры, по возвращении из своих долгих странствий, он принял мученическую кончину. В этом месте он также проповедовал Христа, исцелял и воскрешал людей. Почти все население города обратилось в христианство. Увы, глава города — Эгеат остался язычником. Его сердце было ожесточенным. После длительного диспута с апостолом он в гневе приказал казнить его той же крестной смертью, что и проповедуемого им Христа. Проповедь апостола не была тщетной. Народ встал на его защиту и хотел даже убить Энеата. Но сам апостол из темницы остановил бунтующих, просив не превращать в мятеж, угодный лишь дьяволу, город и мир — ведь и Сам Господь, ведомый на казнь, не кричал и не противился злу. Он призвал их пребывать в спокойствии и молчании. На крест святого апостола не прибили, а привязали, чтобы продлить его мучения. По свидетельству Священного предания, на площади два дня находились 20 тысяч человек, возмущавшихся несправедливостью казни праведника. Апостол же и в страданиях проповедовал с креста, призывая все трудности земной жизни, даже страшную смерть терпеть с покорностью воле Божией и ожиданием награды в Царствии Небесном. Через день люди все же пошли к правителю и требовали освободить святого — так, что правитель испугался и сам со слугами пошел отвязать апостола. Но Андрей Первозванный стал молиться, чтобы не быть снятым со креста и принять мученический венец. Даже руки пытавшихся его отвязать воинов и горожан деревенели. Распятый апостол прославил Бога и просил Его принять душу — при кончине апостола с Неба около получаса действительно сиял яркий свет. Сам Господь спустился за душой своего первого ученика, искупившего кровью и засвидетельствовавшего муками свою верность Христу.

ЧУДЕСА АПОСТОЛА АНДРЕЯ

Как и Господь Иисус Христос, чтобы помочь людям, страдающим от своих грехов, и убедить их в силе Слова Божиего, апостол Андрей помогал людям, исцеляя их и помогая разрешению их жизненных трудностей, даже воскрешая умерших. Так, больных он исцелял возложением рук, парализованных и больных кропил святой водой, прикосновением пальцев возвращал людям зрение. По словам писаний учеников апостола, люди удивлялись не только чудесам, но святости и кротости самого Андрея Первозванного. Апостол Андрей прославился тем, что воскресил многих людей именем Божиим. Церковно-исторические источники приводят следующие сведения о его прижизненных чудесах, сохраняющие даже имена воскрешенных и отражающие отношение жителей разных городов к христианству:

    • В городе Синопе — откуда язычники изгнали его, подвергнув мукам — апостол по просьбе новой христианки воскресил ее убитого мужа. Он не держал зла на горожан.
    • В Ацкури на территории современной Грузии апостол воскресил приготовленного к погребению человека, и благодаря этому чуду все жители города крестились — в отличие от синопцев.
    • В Амасееве Первозванный апостол воскресил скончавшегося в лихорадке мальчика Египтия по молитве его отца.
    • Во время похоронной процессии по улицам Никомидии апостол подошел ко гробу ребенка и воскресил мальчика, погибшего от звериных зубов.
    • При проповеди на городских улицах в Солуни (Фессалониках) апостол воскресил ребенка, внезапно скончавшегося из-за остановке дыхания, и малыша, погибшего от змеиного укуса.
    • В одном из городов римский проконсул с помощью солдат схватил апостола. Один из солдат, обнаживший меч на святого, упал мертвым, но тут же по молитве апостола воскрес. Это не убедило жестокого правителя по имени Вирин в силе Божией, и он бросил апостола в амфитеатр к хищным зверям. По преданию, ни дикие бык и кабан, ни леопард не тронули святого Андрея, но пятнистый хищник внезапно бросился на сына самого Вирина. Задушенного леопардом мальчика также воскресил сам добрый апостол, готовый помочь горю даже собственных мучителей.
    • Множество чудес совершил апостол Андрей в последнем городе своего земного странствия — Патрах. Не зря все жители города обратились в христианство. Так, апостол воскресил утопленника, выброшенного море на берег во время проповеди. Воскресший поведал, что его зовут Филопатр и он плыл из Македонии ради знакомства с апостолом и принятия нового учения Христа. Его вера была вознаграждена: по молитве апостола море выбросило 40 человек, плывших на корабле с Филопатром. Все они были воскрешены Андреем Первозванным. Именно это чудо дало начало почитания апостола Андрея как покровители и спасителя всех моряков и рыбаков.
Сохранились свидетельства и иных патрских чудес: исцеление тяжело больного вельможи Сосия, исцеление самой жены правителя Энеата Максимиллы и его брата Стратоклия. Вот почему, когда этот жестокосердный человек отправил на казнь помощника и учителя его близких и подчиненных, люди взбунтовались. Сама Максимилла, жена правителя, и предала погребению честные мощи святого. На месте мученической кончины апостола Андрея в Патрах теперь стоит огромный собор в его честь — самый большой храм в Греции, хранящий мощи праведника и его крест.

МОЩИ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО И ЕГО ПОЧИТАНИЕ В РОССИИ

Спустя несколько веков, при торжестве христианства в Византийской империи, в 357 году император Константин Великий повелел перенести мощи первого просветителя Византийских земель апостола Андрея в Константинополь — бывшее селение Византия, где проповедовал святой. Здесь их торжественно положили для поклонения в храме Собора Апостолов вместе с мощами апостола и евангелиста Луки и апостола Тимофея, сподвижника апостола Павла. Здесь они почивали до 1208 года, когда город захватили крестоносцы и кардинал Петр Капуанский перенес часть мощей в итальянский город Амальфи. С 1458 года глава святого апостола пребывает вместе с мощами его брата, первоверховного апостола Петра, в Риме. А десница — то есть правая рука, которой воздается особая честь, — была перенесена в Россию. Русская Православная Церковь, почитая себя преемницей апостольского служения Андрея Первозванного, с начала обращения в христианство Руси считает его своим покровителем и помощником. Первая церковь в его честь, вокруг которой сразу возник первый женский монастырь на Руси, была создана уже в 1086 г. в Киеве великим князем Всеволодом Ярославичем. Он был крещен с именем Андрей. В те же годы и в Новгороде был основан Андреевский храм. Петр I Великий в XVII веке учредил главный, высший орден Российской Империи, названный Андреевским в честь Первозванного апостола. Он давался в награду только высшим лицам государства и оберегал цариц. В современной России он был возрожден в 1998 году Также со время императора Петра Первого Российский флот имеет своим стягом Андреевский флаг. По сей день боевой флот выходит в море под Андреевским флагом. Многие моряки и мужчины России носят славное имя Первозванного апостола. 27 мая 1703 года, создавая Северную столицу Империи — Петербург, Петр Великий положил в основание Петропавловской крепости, названной также в честь святых апостолов, частицу мощей апостола Андрея в ковчеге, вручая его заступничеству новый город. В России почитаемые частицы мощей находятся в некоторых храмах. В главном храме страны — храме Христа Спасителя города Москвы пребывает ковчег с мощами. А величайшая святыня — десница, рука до локтя апостола, пребывает в Богоявленском Елоховском соборе. Она была передана Патриархом Константинопольским Парфением еще в 1644 году в дар царю Михаилу Феодоровичу Романову как благодарность за помощь: царь выкупил у турецкого султана православный монастырь в греческих Фессалониках, предназначенный к разорению. Рука апостола пребывала в Московском Кремле, в соборе Успения Богородицы, а после превращения его в музей при советской власти, в честь тысячелетия Крещения Руси, передана Церкви и оставлена в Елоховском соборе. Десница находится в серебряном ковчеге, которым сам по себе ценность — ему более двухсот лет. Ее редко, но перевозят для поклонения в православные храмы России. Интересно, что ранее святыню возили только священники, прижимая к груди ковчег. С 2000-х годов мощевик для сохранности помещают в дополнительный тяжелый ковчег.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ?

Помните, что молиться перед иконой святого Андрея, как и любому святому, можно обо всем. Обращайтесь к иконе не как к оберегу, а как к окну в Небесный мир. Святой Андрей Первозванный почитает как покровитель людей всех специальностей, связанных с морем, ведь до апостольства он был простым рыбаком, да и став учеником Христа часто добывал себе и другим рыбу для пропитания. Кроме того, перед выходом в море военнослужащих флота и их родные зачастую собираются на молебен святому апостолу Андрею и святителю Николаю Чудотворцу о помощи в походе — эта традиция строго соблюдалась Российской Империи, специально для таких молебнов был отстроен Никольский Морской собор в Кронштадте, базе Балтийского флота. Апостол Андрей также покровительствует девушкам и женщинам, ищущим счастливого замужества; родители молятся святому о целомудрии дочери и правильном выборе ею жениха. Еще помогает икона апостола Андрея Первозванного по молитве к святому:

    • О понимании Православной веры и обращении ваши близких к Церкви;
    • Об охране на воде, в круизе, морском путешествии;
    • О защите страны и города от нападений врагов;
    • О помощи в переводческой деятельности и преподавании языков — ведь апостол по благодати Святого Духа говорил на всех языках мира.

ПРАЗДНИК АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Дни памяти апостола Андрея Первозванного — 13 декабря, 13 июля в день Собора всех двенадцати апостолов и 20 июня — в день обретения мощей. В эти дни за Литургией читаются особые молитвы апостолу, совершаются молебны. Читать молитву апостолу Андрею Первозванному можно и в храме, и дома, перед иконой святого. Особенно часто нужно обращаться к своему небесному покровителю мужчинам, которые носят это имя, и их женам: Первозванный апостол Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкви последователь, прославляемый всеми Андрей! Прославляем и возвеличиваем апостольские труды твои, радостно вспоминаем благословенное твое путешествие к нам, в Россию, славим честные страдания твои, которые ты вытерпел ради Христа, целуем твои святые мощи, почитаем память твою святую, верим, что Господь жив, жива с Ним и душа твоя, ведь ты с ним во все века находился и будешь с ним на Небесах, где любишь ты нас всех той же любовью, когда по благодати Духа Святого ты услышишь наше обращение к тебе и ко Господу, и не только любишь ты всех людей, но и молишься за нас к Богу, видя в свете Его благодати все наши нужды. Веруем твоей помощи, и веру нашу исповедуем и в храме, и перед иконой твоей святой, и перед почивающими в России святыми мощами; веря, молимся и просим Господа Бога Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы по твоим молитвам, которые всегда Он слушает и которые исполняет, подал нам все нужное для спасения нас, грешных. Пусть также, как и ты сразу по зову Господа оставил сети свои и пошел за ним, не уходя с Его пути, так и каждый из нас не заботится о своем, но думает о помощи ближнему своему и о жизни в Царствии Небесном. Имея же тебя как ходатая и молитвенника о нас, верим, что твоя молитва много может помочь нам перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, Который да прославляется и чествуется всегда во Святой Троице с Отцом и Духом Святым вечно. Аминь. Величание — то есть прославление апостола в благодарность за помощь: Возвеличиваем тебя, апостол Христов Андрей, и почитаем болезни и труды твоя, которыми ты трудился ради несения благой вести учения Христова людям. Да хранит вас Господь молитвами святого апостола Андрея!

Святого Андрея Первозванного по праву можно назвать одним из самых почитаемых на всей территории огромной Руси. Больше многих остальных почитают икону Андрея Первозванного, потому что он стал первым проповедником в далеких от той территории, где проповедовал Христос землях. Поэтому стоит уделить внимание его жизни, посвященных ему святым изображениям, ордену, гордо носящему его имя и действующему фонду.

Значение иконы Андрея Первозванного

Если посмотреть, как изображается святой Андрей Первозванный, то практически всегда икона включает в себя диагональный крест на заднем фоне. Этот символ многократно используется и в геральдике, и в различных других областях. Вообще диагональный крест относится к элементарным символам, поэтому трудно сказать, когда икона Святого Андрея была основой, а когда просто сочетание полосок. Так или иначе, точно есть возможность указать на Андреевский флаг и флаг Шотландии.

Издревле икона Св Андрея Первозванного обладает существенным значением для моряков и рыбаков, да и вообще для всех, кто имеет отношение к мореплаванию. Этот праведник считается защитником, всех, кто общается с водной стихией.

Также следует отметить высокое значение иконы Андрея Первозванного для всех русских православных людей. Ведь, по сути, именно благодаря ему христианство пришло на Русь. Конечно, многие могут говорить о крещении Руси, но изначально на скифских землях нес слово Христа именно этот апостол. Причем труд его был весьма велик, ведь проповедовать приходилось среди язычников, которым не особенно нравилась такая проповедь.

История святого апостола

Андрей Первозванный, стал первым человеком, откликнувшийся на призыв учителя Иисуса Христа идти за ним, поэтому и был награжден именем Первозванный. Со своим братом, они выросли в небольшом городке, где познакомились с речами Иоанна Предтечи, по ошибке именного его они сочли Помазанником, которого ожидали народы.

Скромный служитель отверг их предположения, отведя мужчин к настоящему Мессии. Они сразу приняли истину, которую он нес. А Андрей, преисполненный истиной, рассказал о ней Петру, который самоотверженно последовал вместе с ними. Но прежде чем пойти за Господом, им было велено вернутся в дома и доделать необходимые дела, связанные с работой и ведением хозяйства. Иисус, застав их за привычной для мужчин того времени рыбной ловлей, призывает их отправиться вместе с ним и стать «ловцами человеков».

Как знают верующие, в итоге каждый апостол получил дары Святого духа, то есть обладал чудесными способностями. Каждый из них умел исцелять и творить другие чудеса. Они продолжают такое занятие и до сих пор. Поэтому во многом помогает молящимся икона Андрея Первозванного: исцеляет от недугов, налаживает отношения, укрепляет веру.

Служение святого Андрея

Когда на учеников сошел Святой Дух, то последователи Иисуса кидают жребий и определяются, куда каждый из них отправится нести благую весть. Андрей Первозванный должен отправиться на берега, расположенные вдоль моря, и территории, принадлежащие скифам. По существующей легенде он смог дойти до территории, где много веков спустя будет основан Киев. Именно он предрек основание одного из величественных поселений, освященных Божьей Благостью.


До смерти, произошедшей после прилюдного распятья, Андрей долго и усердно молился, непрестанно обращаясь к ушедшему Христу. Также он творил различные чудеса, в частности исцелял больных в Греции.

Именно там правитель одного из городов, где проживал апостол и приговорил того к распятию и приказал не пронзать, а только привязать конечности, дабы усилить муки. Апостол Андрей не только не противился, но и сам пришел туда, где хотели установить распятие, прочел проповедь, а потом молился на своем диагональном кресте. В итоге правитель приказал его снять, так как понял величие этого человека, но святой Андрей просил Господа даровать ему честь мученической гибели, и никто не смог отвязать веревок, а апостол, воздав хвалу, испустил дух.

Сейчас нередко удается увидеть образ Андрея Первозванного из золота, переданный на иконе, ведь он считается чудотворным и высоко почитается.

До сих пор икона святого апостола Андрея Первозванного приносит людям благо, точнее несет благо сам апостол, которому молятся люди во всем мире.

В городах России, даже небольших, с легкостью можно найти храм в честь святого.

Молитва апостолу Андрею

В этот день в храмах нередко делается специальная служба и возносится соответствующая молитва святому.

Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь.

В Житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Петр) были галилейскими рыбарями, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера), в семье еврея Ионы. В Евангелии от Иоанна (1:42) Иисус говорит будущему св. Петру: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: „камень“ (Пётр)».

Эта северная часть Святой земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее – добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей – греческое и в переводе значит «мужественный». Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.

Еще в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнес: «Вот Агнец Божий». Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имени которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Потом Андрей нашел своего брата Симона (Петра) и тоже привел его к Иисусу. Согласно Евангелию от Иоанна (1:41), именно от Андрея св. Петр впервые узнал о том, что нашли Мессию (Христа).

Матфей же повествует о том, как Спаситель встретил Андрея и его брата Симона на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу, забрасывая сети в воду. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они последовали за ним, оставив свои сети.

Писание доносит до нас весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но его жизнеописание говорит само за себя. В Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки» (Ин. 6:8–9). Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу (Ин. 12:20–22). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырех учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира (Мк. 13:3).

Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за ним его Первозванный апостол. После крестной гибели Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Так, вдохновляемые Духом Божиим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.

Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византия, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида.

Святой Андрей прошел эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Пройдя через Босфорское царство, апостол Андрей предпринял морское путешествие во фракийский город Византию, где первым проповедовал учение Спасителя и основал Церковь – будущий центр Восточного христианства.

Далее его путь пролегал вверх по Днепру до места, где стоит теперь город Киев. Автор «Повести временных лет» Нестор пишет о том, как апостол пристал на ночь к Киевским горам и, поднявшись утром, пророчествовал, что на этих горах «воссияет благодать Божия» и что будет здесь великий город, где Господь воздвигнет много церквей и просветит святым крещением всю эту землю. Взойдя на горы, апостол благословил их и водрузил там крест. Это место было «ознаменовано в Киеве храмом во имя его».

(«…Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру…» («Повесть временных лет» в переводе Д.С. Лихачёва).

Далее святой Андрей отправился в Новгород, где воздвигнул крест около нынешнего села Грузино на берегу Волхова. Оттуда апостол доплыл до Ладожского озера, а потом – до острова Валаам. Предание гласит о том, как святой установил на острове каменный крест и истребил капища богов Велеса и Перуна (капище – культовое сооружение у славян; Велес и Перун – боги славянской языческой мифологии), обратив в христианство языческих жрецов. Таким образом, Андрей Первозванный прошел путь, названный в дальнейшем «Из варяг в греки», сея первые семена христианского учения среди разноплеменного населения древней Руси.

После апостольского служения в землях будущей России святой Андрей посетил Рим, откуда возвратился в греческую страну Эпир. Как и в начале пути, апостол прошел через Фракию, где снова и снова проповедовал учение Иисуса.

Житие апостола повествует о многих случаях воскрешения им усопших (Житіе святаго Апостола Андрея Первозваннаго. Переводъ съ грузинской рукописи Давидгареджійскаго монастыря; Книга о чудесах блаженного апостола Андрея Георгия Флоренция Григория, епископа Турского).

В ахайском городе Патры святому Андрею суждено было закончить свой земной путь, приняв мученическую смерть. Он был отправлен на казнь римским проконсулом Егеатом.

По Преданию, в Патрах святой Андрей остановился у одного уважаемого человека по имени Сосия и избавил его от тяжелой болезни, после чего обратил в христианство жителей всего города. Множество горожан святой Андрей в это время излечил возложением рук от различных болезней. Однако сам правитель не принял проповедь апостола. Предание подробно говорит о встрече апостола с правителем Патр (Деяния св. апостола Андрея Первозванного).

Не мог понять Егеат слова и смысл учения святого Андрея и повелел бросить апостола в темницу. Толпы людей, верных своему учителю, стекались к месту заключения святого Андрея. Они были готовы встать на его защиту. Однако святой удерживал их своей вдохновенной проповедью. Он просил их не производить «возмущения во имя Иисуса Христа». Напоминал о том, как Спаситель, будучи предан на смерть, показал великое терпение. Он не прекословил своим палачам, не вырывался из их рук. Святой Андрей призывал своих последователей к спокойствию и молчанию, увещевал их вести себя, подобно воинам Господа, которые умеют страдать, не жалуясь и не ропща. Он просил собравшихся не препятствовать выпавшим на его долю испытаниям – ведь не земных мук нужно бояться, а тех, которые не имеют конца. Устрашения же и угрозы человеческие подобны дыму: явившись, они внезапно исчезают. Святой Андрей провел всю ночь, благовествуя людям, собравшимся у места его заточения. Он учил их не бояться временных страданий: они легко переносятся, если незначительны, если же они велики, то оканчиваются со смертью телесной, но ее ли бояться тем, кто уверовал в бессмертие души. С любовью обращаясь ко слушавшим его в ту ночь, святой Андрей призывал их быть готовыми через временные скорби перейти к вечной радости, в вечное Царство Христово.

Вокруг места казни собралось множество народа; святой Андрей, будучи на кресте, укреплял своей проповедью веровавших во Христа и призывал их терпеть временные мучения, уча, что никакое мучение ничего не стоит по сравнению с будущим воздаянием. Два дня проповедовал апостол с креста.

Собравшиеся вокруг него люди сочувствовали ему от всей души и требовали, чтобы святого сняли с креста. Егеат, опасаясь всеобщего гнева, попытался прекратить казнь, апостол стал усердно молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти, подобной той, которую пережил Он Сам, а потому воины, которые по приказу проконсула пробовали снять его с креста, никак не могли этого сделать – руки их переставали повиноваться им, когда они протягивали их к святому. И когда распятый апостол произнес слова хвалы Господу Иисусу Христу и попросил, чтобы Он принял дух первозванного Им ученика, то перед разлучением души святого с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. После этого Максимилла, супруга Егеата, сняла с креста тело апостола-мученика и с почестями, достойными его подвига, погребла его. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 70 года после Рождества Христова.

Апостол Андрей Первозванный почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви. В 357 году при императоре Константине Великом святые мощи апостола Андрея Первозванного из Патр были перенесены в Константинополь со всеми торжествами по этому случаю и упокоены в храме Святых Апостолов рядом с мощами евангелиста Луки и апостола от 70-ти Тимофея, друга и ученика святого апостола Павла.

По Преданию, в VIII веке монах Регулус перевез мощи Андрея Первозванного в Шотландию, отчего она сейчас также включена в список стран, где апостола почитают небесным покровителем. Мощи пребывали в кафедральном соборе города Сент-Эндрюса – в переводе на русский Святого Андрея. Сент-Эндрюс до сих пор сохранил почетное звание церковной столицы Шотландии. Есть предположение, что это была только часть мощей, поскольку, когда крестоносцы в 1208 году взяли Константинополь, его мощи были изъяты из собора Святых Апостолов и перенесены в итальянский город Амальфи.

Истоки русского Православия берут преемственное начало из византийской веры. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I в 1699 году учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства за особые заслуги. Первым, кто был его удостоен, стал дипломат Ф.А. Головин. С петровских времен Русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, под сенью которого русские одержали множество побед.

В России в ХVIII–ХIХ вв. были построены великолепные соборы и храмы во имя Святого Андрея Первозванного. Гениальный архитектор Растрелли построил знаменитую Андреевскую церковь в Киеве на том месте, где, по Преданию, св. Андрей водрузил крест.

В 1805 году в присутствии императора Александра I был заложен каменный Андреевский собор в Кронштадте. 26 августа 1817 года состоялось освящение храма во имя Святого апостола Андрея Первозванного. Колокольня Андреевского собора имела 10 уникальных колоколов, самый старый из которых отлит в 1752 году. Собор был богат церковными достопримечательностями. Среди них медальное изображение св. апостола Андрея Первозванного, вырезанное из слоновой кости императором Петром Великим, серебряные лопатка и молоток, которыми император Александр I в 1805 году осуществлял закладку собора, и др. В соборе были похоронены выдающиеся флотоводцы и адмиралы России, в том числе и первооткрыватель Антарктиды – адмирал Ф.Ф. Беллинсгаузен. К сожалению, этот собор, не без оснований считавшийся украшением Кронштадта, не сохранился – в 1932 году храм был взорван, а на его месте был установлен памятник В.И. Ленину.

В Российском военном флоте было и несколько кораблей, носящих имя св. Андрея. Последний из них, линейный корабль «Андрей Первозванный», вступил в состав Балтийского флота в 1912 году. Интересно отметить, что и первое в мире научно-промысловое судно также носило имя «Андрей Первозванный» и обеспечивало экспедиционные работы в Баренцевом море по выявлению его рыбных запасов в 1898–1910 годах.

С революцией 1917 года флаг, изображавший синий косой крест на белом поле, исчез с кормы кораблей Русского флота, учрежденный Петром Великим орден также был забыт. Его место заняли другие ордена, ставшие не менее почетными в России. Но Андреевский флаг снова был поднят в 1994 году, а с 1998 года и орден Святого апостола Андрея Первозванного вновь стал одной из высочайших наград Российской Федерации.

Какое чудо произошло

Как и прочие апостолы, апостол Андрей был удостоен Господом даром чудотворения – исцеления тяжких недугов и воскрешения умерших, подобно воскрешению Лазаря из Вифании (Ин. 11, 1–45) или дочери Иаира (Мф. 9, 16–18; Мк. 5, 21–43; Лк. 8, 41–56). Предание оставило нам несколько свидетельств об этих давних событиях.

Вот несколько из них. В городе Амасеев им был воскрешен сын некоего Деметрия, мальчик Египтий, умерший от лихорадки. В Никомидии во время погребального шествия собаки разорвали мальчика, но апостол воскресил его. В Патрах, городе, где апостол принял мученическую кончину, во время его проповедей случилось следующее. Во время одной из проповедей апостола волна вынесла на берег бездыханное тело жителя Македонии Филопатра, который плыл в Патры с целью узнать больше о новом – христианском – учении. Когда Филопатр пришел в себя, восстав из мертвых, он попросил апостола Андрея воскресить и его спутников, погибших в пучине. Святой апостол вознес молитву Господу, и на берег волной выбросило еще 39 человек. Присутствовавшие при этом чуде также приступили к апостолу с просьбой воскресить несчастных. Тела утопших положили рядом, апостол прочел над ними молитву, и все они воскресли. Но чудо ли это в Господних глазах, ибо «дивен Бог во святых Своих»? Только для нас – чудо. Странно, что мы не удивляемся другому.
Путь святого апостола Андрея Первозванного «Из варяг в греки», одна из долгих дорог его апостольского служения, протянулся незримой связующей нитью между Византией и Россией и стал духовной предтечей будущей победы Православия на Руси. Победой, которая чудесна тем, что вознеслась над Русью в самые тяжелые для нее времена. Русь, раздробленная на княжества и ослабленная междоусобицами, Русь, плененная с востока Золотой Ордой, осаждаемая то с запада польско-литовскими католиками, то с севера шведами, за несколько тяжелейших для нашей Отчизны столетий стала и осталась – Первозванной в Православной вере.

Это ли не удивительное историческое диво, свершившееся силой русского патриотизма, вдохновленного Господней волей. Наша родная православная вера – самое большое чудо, которое по промыслу Божию Андрей Первозванный принес и оставил нам как спасительное духовное наследство, явленное нам промыслом Божиим через Его верного апостола.

Значение иконы

Икона Святого Андрея Первозванного находится едва ли не в каждой русской церкви. Его почитание на Руси начинается еще со времен апостольских деяний, по сути, христианскую веру на языческую Киевскую Русь принес именно он, и именно с его приходом Святой Дух Христовой веры по воле Божией стал постепенно укрепляться в сердцах наших предков, населявших эти просторы.

Зерно Христовой Веры, Истины Святого Духа, принесенное нам апостолом, оказалось благотворным и глубоко закрепленным в дальнейшей истории духовного развития Родины: вспомним, что крестивший Русь святой князь Владимир Святославич был воспитанником его бабки княгини Ольги, которая была благочестивой христианкой. И сегодня, стоя перед иконой Святого апостола Андрея Первозванного, не стоит ли вознести ему благодарную молитву за то, что он по воле Божией принес нам удивительную возможность открыть в себе жизнь духовную, которая делает людей людьми, причаститься высоких Божественных тайн, которые несут нам свет, защиту, помощь, совет и главное – Любовь Господа?

А на иконе мы видим длиннобородого старца, сжимающего крепкой рукой крест, который одновременно – его дорожный посох по пути духовному и по пути земному, пройденному им много веков назад ради духовного спасения наших предков и ради нас с вами.