Брахма — творец Вселенной. Бог брахма в индуизме бог творения

Брахма, в индуистской мифологии творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает. Согласно одному из мифов, Брахма создал из своего тела богиню Сатарупу. Она была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз. Когда Сатарупа отходила в сторону, избегая его взгляда, у него появлялась новая голова, повернутая в ее сторону. Наконец Брахма убедил красавицу стать его супругой. Они провели в уединенном месте сто священных лет, по окончании которых родился Maнy, первый человек.

Другой миф повествует, как сначала вселенная была погружена во тьму. Блуждавшее в космическом океане семя породило золотое яйцо: "В этом яйце Брахма провел год, затем силой мысли разделил яйцо пополам". Из одной половины он создал небо, божественную сферу, из другой – землю, материальную сферу, а между ними поместил воздушное пространство; далее появились пять элементов – вода, огонь, земля, воздух, эфир – затем мысль, боги, звезды, время, горы, равнины, моря, реки, люди, речь, страсть, гнев и т.д. Наконец, из яйца появился бог Брахма и разделился на две части – женскую и мужскую. Эти существа породили все остальное.

По иной версии, Брахма вышел из яйца в виде первосущества Пуруши. У него была тысяча ног, тысяча ступней, тысяча рук, тысяча глаз, тысяча лиц и тысяча голов. Древние полагали, что Брахма живет сто "собственных" лет, равных 311 040 000 000 000 "человеческих" лет. Затем огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает вселенную и самого Брахму, а после ста божественных лет хаоса рождается новый Брахма. В некоторых источниках Брахму называют Нараяной, или "вышедшим из вод". В этом облике он лежал на листе лотоса, плывущем по первозданным водам, и сосал палец ноги – символ вечности. Падение величия Брахмы объясняется в мифе о происхождении Шивы.

Согласно преданию, Брахма и Вишну поспорили, кто из них могущественнее. В разгар спора огромный фаллос, символ Шивы, поднялся из мирового океана, охваченного пламенем. Когда Брахма и Вишну стали рассматривать фаллос, он раскрылся. В нем боги обнаружили Шиву и вынуждены были признать его превосходство. Брахму часто изображают с четырьмя головами и руками, в которых он держит Веды, священные индийские трактаты, жезл, сосуд с водой из Ганга и гирлянду роз, восседающем на гусе или лебеде. Супруга его – красавица Сарасвати, богиня учения и покровительница искусств, наук и красноречия. На приведенном выше изображении – Брахма – творец и правитель мира, отец богов и людей, он противостоит Вишну, который сохраняет вселенную, и Шиве, который ее разрушает.

Тримурти объединяет лики творца, хранителя и разрушителя в их образах. Брахма считается богом-создателем Вселенной. В переводе с санскрита его имя означает «жрец». В Индии считается, что Брахма представляет собой начало начал.

История персонажа

Имя Брахма произошло от слова «бхриг», переводимого как разрастание, увеличение. Буддизм повествует, что бог имел несколько имен. Он был Золотым яйцом – шаром из огня, давшим начало мирозданию, и Праджапати – властителем потомков и владыкой мира. Другие имена возвышали его как патриарха и творца, создателя мира и высочайшего из божеств.

По сюжету произведений «Ману-смитри» и «Махабхарата», бог произошел из яйца, которое плавало в первобытных водах. Прожив в яйце год, он мысленно разделил его на две сущности. Одна стала землей, а другая – небом. Люфт между ними заполнило воздушное пространство.


Легенда гласит, что далее последовало появление огня и воды, земли, воздуха и эфира. Боги появились в финале. За ними следовали ландшафты и водоемы, звезды, веды и люди. Брахма разделился на два воплощения: мужское и женское. Затем в мире появились звери, птицы и другие представители живого мира. Все было подвластно Брахме, заключавшем в себе абсолют объективного начала.

Бог контролировал Вселенную и время. Он был источником всего произошедшего на свет и являл собой бесконечность, из которой вытекают время и формы.

Брахма в культуре

Исследования философии и биографии Брахмы на основе литературных источников показывают, что доведический период индуизма славился культом этого божества. Затем его сменили учения Вишну и Шивы. По легенде, каждый бог имеет свою силу – Шакти. Она изображается в образе жены, и с ее помощью творец созидает мир.


Длительное время бог Брахма был центральной фигурой в индуизме. Обычно его изображали с четырьмя лицами и четырьмя руками. Бороду рисовали заостренной, а волосы – лохматыми. На плечах героя красовалась накидка из шкуры антилопы, а тело покрывали белоснежные одежды. Изображения Брахмы описывали его располагающимся на лотосе или правящим колесницей, запряженной лебедями. Бог имел золотистый оттенок кожи. Находясь в медитации, он оставался с полузакрытыми глазами. Некоторые картины изображали его с нимбом над головой. Острые быстрые стрелы – брахмастра – были в его руках.

Индуизм гласит, что Брахма меняет состояния. Есть даже классификация, характеризующая их. Йогический настрой подчеркивает величие и спокойствие духа, удовлетворенность собой. Состояние бхога предполагает светский настрой. Обычно в этом облике бога сопровождает супруга. Вира – состояние, в котором Брахма становится символом доблести. Четвертое состояние – образ неприступного и сурового бога. Его предпочитают при желании избавиться от противников.


Поклоняясь богу Брахме, индусы строят храмы. Собираясь в них для молитвы, они читают мантры и поют Самхиту, в которой вместо слова «аминь» используют слово «ом». Протяжное произношение этого слова позволяет легко входить в медитативное состояние и настраиваться на гармонию с самим собой. Индусы верят в полезное влияние Брахм-Мухорты. Это временной отрезок для пробуждения длиной в 48 минут.

Поклонники учения Брахмы с интересом пересматривают документальные фильмы о своем кумире. В 1994 году в индийском кинематографе появился художественный фильм «Брахма».

Мифы и легенды


Брахма имеет традиционные атрибуты. Четыре лика соответствуют четырем сторонам света. Четыре руки тоже характеризуют эти направления. Одна ладонь держит чашу с водой, напоминая, что вода – это знак и исток всего живого. Вторая рука держит четки, символизируя время, которое не бесконечно. Лебеди, тянущие колесницу бога, – это миры.

По легенде, Брахма появился из лотоса, не имея связи с другими богами. Он создал одиннадцать предков человека. Семеро творцов-помощников были сотворены из его ума и стали сыновьями Брахмы. Из тела он создал женщину. Полюбив свою же дочь, Брахма был прикован к ней взглядом и, когда девушка отвернулась от него, появилась вторая голова, продолжавшая любоваться ею. При каждом повороте девушки появлялась новая голова. Пятая возникла, когда дочь Брахмы взлетела вверх.


Жен у Брахмы было две. Первую знали под именем Сарасвати. Брахма привлекал ее к совершению обрядов. Однажды ее не оказалось на месте. На призыв гонца женщина ответила, что занята нарядом, и вопрос супруга может подождать. В гневе Брахма пригрозил Сарасвати, что найдет себе новую жену. Ею стала Гаятри, дочь мудреца. Сарасвати узнала об этом событии с запозданием. Был скандал, который уняла молодая жена Брахмы. Девушка приняла вторую роль и уговорила Сарасвати быть снисходительной.

Легенда о появлении смерти связана с именем Брахмы. Бессмертные люди переполнили землю, и она оказалась не в силах вместить всех. Бросив клич Брахме, земля попросила о помощи. Брахма разгневался, и его тело загорелось, создавая пожары. Шива предложил Брахме решить проблему. Пришлось придумать смерть, чтобы люди рождались и умирали. В образе женщины она появилась из тела Брахмы. Ее слезы стали болезнями, приносившими гибель. Беспристрастность смерти подкрепилась тем, что она стала госпожой справедливости.

В ведической культуре среди бесчисленного количества богов принято выделять трех – самых главных Богов, это Вишну, Брахма и Шива. Эти божества символизируют три силы, которые являются основополагающими во Вселенной: силу сохранения, силу созидания и силу разрушение.

Данную статью мы по мере возможности будем пополнять Богами и их описанием 🙂

Бог Вишну

Вишну — Бог сохранения Вселенной, но существует культ, в котором его почитают главным и единственным божеством. Поклонение этому богу происходит или непосредственно, или через его аватары-воплощения: Раму и Кришну.

Как написано в древних текстах Пурунах, Вишну имеет 10 аватаров или воплощений. Из них 9 уже приходили на землю, а последнее воплощение придет на землю перед полным разрушением мира в эпоху .

В утверждается, что цель прибытия Кришны в этот мир — поддерживать нравственные устои (дхарму), побеждать зло и проводить божественные ритуалы для спасения душ людей.

Вайшванская традиция – это направление в ведической культуре, которое почитает Вишну верховным Богом. В своем учении эта религия опирается и на ряд древних текстов. К этим текстам относятся такие, как Тайттирия-самхита, Яджур-веды и Вишну-сахасранама. В этих древнейших писаниях бога Вишну называют «Сверх Душа», а также Верховный бог, который знает прошлое и будущее. Вишну также называют создателем Вселенной, который правит ею и поддерживает в ней жизнь.

Изображение и атрибуты Бога Вишну:

Бога Вишну изображается с четырьмя руками с темно-голубой кожей (небесный цвет, небосклон). Каждая рука бога Вишну держит предмет, имеющий определенное символическое значение. В первой руке Вишну сжимает цветок лотоса, который символизирует красоту. Вторая рука держит булаву, которая является оружием против демонов — асуров. В третьей руке находится священная раковина шанкха – символ славы, долголетия и процветания. В древности такие раковины использовали для того, чтобы трубить в них на ритуальных церемониях, или во время боя для созыва войск. В четвертой руке заключен огненный диск (сударшана-чакра), который также является оружием для обезглавливания демонов.

Вишну еще известен под другими именами, такими как Пуруша, Парахатма, Махапуруша, Бхагаван (тот, кто обладает всеми достоинствами). В индуизме принято считать, что Вишну имеет все положительные качества, которые только возможны. Основные из них: знание и мужество, могущество и сила, красота и сострадание, богатство и щедрость.

Богиня Лакшми

Лакшми — Богиня благополучия, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она - воплощение грации, красоты и обаяния. Считается, что поклонение Лакшми защитит их от мирских несчастий и бедности. Лакшми является супругой Вишну и олицетворяет его энергию. Лакшми обещала своему супругу, что где бы он ни был в трех мирах, она всегда будет рядом с ним. В земных воплощениях она замужем за аватаром Рамой (как Сита) и Кришной (как Радха, а позже Рукмини).

На групповых изображениях Вишну со спутниками Лакшми всегда присутствует рядом с ним или массируя его стопы. Тем самым демонстрируется, что энергия Лакшми находится под божественным контролем и Вишну использует ее для благосостояния живых существ.

Вместе с Вишну богиня представлена в аспектах трех гун. В саттва-гуне Лакшми сопровождает Вишну верхом на Гаруде. В раждас-гуне Лакшми представлена одна, восседающая на слоне или находящаяся в лотосе. Четыре руки Лакшми символизируют четыре цели человеческой жизни: дхарма (праведность), артха (благосостояние), кама (любовь, наслаждение) и мокша (освобождение). Если Лакшми изображается с двумя руками, то они держат либо лотосы, либо шрипхалу (кокос) и лотос. Её могут сопровождать две женщины-носильщицы (чаури) с опахалами и с двумя или четырьмя слонами, несущими гхаты.

В индивидуальной иконографии Лакшми сидит или стоит на троне из лотоса. Как отмечалось, в одной или двух руках она также держит цветы лотоса. Это символизирует духовное знание, чистоту, освобождение. В тамас-гуне Лакшми верхом на другой ездовой птице, сове по имени Улука (Uluka). Сова символизирует мудрость и интеллект благодаря ее способности видеть в темноте и предвидеть события в будущем. Когда Лакшми восседает на сове, считается, что человек ослеплен богатством и забыл о целях земной жизни.

Бог Брахма


Брахма
— один из трех главных Богов. Брахму называют творцом, который создал Вселенную. Согласно Шримад Бхагаватам (3.8.14 — 16) Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной.

Изображение и атрибуты Бога Брахмы.

Традиционно Брахму изображают четырехруким и четырехликим Богом. Одет Брахма в красное одеяние. Принято считать, что четыре лица этого бога, это олицетворения четырех книг «Веды».

Нередко Брахма изображается с бородой, которая в Индии олицетворяет долгожительство (мудрость и процесс вечного творения.). Такое изображение особенно характерно для северных районов Индии.

Брахма изображается в виде четырёхликого бога (четыре лика представляют 4 Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхараведа), либо 4 Юги, либо 4 стороны света, которые он обозревает, дабы всё подмечать в сотворённом мире). В руках у Брахмы можно увидеть следующие атрибуты: скипетр, иногда ковш или ложку, символично отражающие Брахму как повелителя яджн; камандалу (сосуд), наполненную водой священной реки Ганги, символизирующей изначальную субстанцию, из которой возникла Вселенная; акшамала (чётки, которые нужны для отсчитывания вселенского времени), а также Веды, как символ знания, или цветок лотоса, как символ проявленного космоса. Вахана (ездовое животное) Брахмы - лебедь, олицетворяющий божественную мудрость.

Богиня Сарасвати


Сарасвати
— Богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия. Брахмачарини, помощница Брахмы при творении Вселенной. Сарасвати осуществляет брак неба и земли, именно она созидает небесный Брачный Чертог - Чертог спасения и вечного блаженства. Первоначально речная богиня.

Некоторые из имен Сарасвати звучат как «дающая существование», «властительница речи и жизни», «высшее знание». Она считается воплощением всех знаний: искусств, наук, ремесел и мастерства.

Сарасвати изображают в виде красивой женщины сидящей на белом лебеде - символе Сил Света, одетой в белое. Обычно она сидит на лотосовом пьедестале (падма-сана) в прекрасной позе (лалитасана): одна нога свисает вниз, в то время как другая находится под ней. Связана с белым цветом, символизирующим чистоту знания. Она не носит драгоценности и золото, одета строго - в знак того, что предпочитает духовные ценности материальным. Обычно её изображают с четырьмя руками. В её руках:

  • священная книга Вед - символ науки
  • чётки из белого жемчуга - символ духовности
  • чаша со священной водой - символ созидающей и очищающей силы
  • вина - музыкальный инструмент, символ искусства

На некоторых рельефах она не держит музыкальный инструмент и её руки сложены в абхая-мудру (жест защиты) или в варада-мудру (жест благословения). Средством её передвижения (ваханой) является лебедь, а её эмблема - шестиконечная звезда или гексаграмма (шаткопа или садъянтра). Иногда её изображают стоящей.

Бог Шива


Шива
— это величайший из Богов (Махадев). Шива — это благость мира и мира душа. Шива — это разрушитель Вселенной. Шива — это истина. Шива — это разрушитель иллюзий, которые приковывают человека к материальному миру… Махайог - «великий йогин», а также Натарадж - «король танца», но также и Мритьюнджай - «побеждающий смерть», восседающий на троне горы Кайлас в тибетских Гималаях. В его образе объединено множество аспектов, что и неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а в Абсолюте есть всё. Можно описывать бесконечно ….

В ведической культуре один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду - тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный Бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Шива - творец и вместе с тем Бог времени, а следовательно, и разрушения, Бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе.

Супруга богиня Парвати так же именуемая Шакти или Кали, она так же почитается как богиня, побеждающая демонов. Сыновья Шивы: Ганеша, известный как бог мудрости, и Сканда — бог который победил злого демона Тараки.

Шива, чаще всего, изображается танцующим. Это связанно с тем, что согласно приданию, его танец пробуждает Вселенную в начале нового цикла ее бытия, а в конце цикла Шива разрушает ее танцем смерти. При этом другие боги следят за его танцем, подпевают и играют ему на музыкальных инструментах.

Таким образом, Шива соединяет в себе как созидающее, так и разрушающее начало. Также принято считать, что Шива имеет сто восемь форм или воплощений.

Изображение и атрибуты Бога Шивы.

Обнаженное тело, покрытое пеплом. Спутанные волосы, которые сдерживают мощную Гангу. Растущая луна — одно из украшений. Три глаза. Бога Шиву называют также Трйямбака Дева и изображается он как трехглазый. Его первый глаз - это солнце, второй - луна, а третий - огонь. Змея вокруг шеи. Трижды обвивается вокруг шеи Шивы и смотрит в направлении правой стороны. Каждое из колец змеи символизизирует время - прошлое, будущее и настоящее. Ожерелье из рудракши. Ожерелье из рудракши символизирует то, что Шива непреклонно, без компромисов, поддерживает закон и порядок во вселенной. Варда мудра. Правая рука Шивы изображается одновременно как дающая благословения, уничтожающая зло, разрушающая невежество и пробуждающая мудрость в последователях. Трезубец (Тришула). Трезубец, изображенный рядом с Шивой, символизирует три его основные энергии (шакти): желание (иччха), действие (крийя) и знание (джняна). Дамару (барабан). Символизирует две чрезвычайно непохожие формы существования - очевидная и неочевидная. Бык Нанди. Средство передвижения Шивы. Тигриная шкура. Скрытая энергия.

Богиня Парвати


Парвати
— Богиня света, красоты и любви. Она добрая и благородная. Является благой формой Дэви, шакти (сила, женская творческая энергия) Шивы.

Ещё имена благих форм: Гаури («Светлая, Благая»), Трипурасундари («великолепие трёх миров»), Лалита - «Играющая», Бхавани (англ.) («оживляющая»). В гневной форме Дэви носит имена Кали («Чёрная»), Шьяма, Чанди (Чанда, «Гневная»), Дурга («Неприступная»), Бхайрави (англ.) («Зловещая»).

Союз Шивы и Парвати – идеальный брак, они созданы небом друг для друга и во всех проявлениях они вновь обретают друг друга. Парвати – образцовая жена и мать, женщина, посвятившая всю свою жизнь супругу, растворившаяся в своей любви и принесшая себя в жертву возлюбленному. Именно поэтому женщины приходят в храмы Шакти (верховное женское божество) и молятся Парвати, желая иметь счастье в супружестве.

Богиню изображают в виде прекрасной женщины, от лица которой исходит божественное сияние. Она в своем женском обличье не совершала никаких чудес, она только служила мужу и делила с ним все горести и страдания, и испытания. Но когда в ней проявляются черты Кали (Разрушительницы) или Дурги, она способна совершать чудеса.

Сам великий Бог Шива считает, что без своей божественной половины, он живет как холодный труп и не способен ни созидать, ни разрушать без ее присутствия.

Просмотры: 1 040

Брахма – всеведущий, многоликий, глядящий во все стороны, созидатель, дающий власть,
четырехрукий мировой Творец, длани коего показывают на все стороны света. Верования индуизма утверждают, что в момент пробуждения Брахмы возникла Вселенная, если он прикроет очи, - Вселенная бесследно исчезнет. Но Кальпа - продолжительность дня Брахмы – равна 4 320 000 000 человеческим годам.
Брахма в масштабном понимании – это глубоко медитирующие боги, стоящие вне сферы чувственности, а в более узком – это духи, принадлежащие Миру Брахмы .



Культ Брахмы, входящего в триаду божеств тримурти, не сильно распространен. По сравнению с храмами Вишну и Шиву , храмов, посвященных Брахме очень мало, так как поклонение на планете ему было очень мало, в связи с многочисленными, посылаемыми в его адрес, проклятиями. Это подтверждают разные писания индуизма. К примеру, «Шива-пурана» описывает, как Вишну в облике вепря в начале творения занялся поисками начала громадного шива-лингама, а Брахма в облике лебедя – его конца. Вишну, вскапывая землю, не смог найти начала лингама и по-честному признался в этом Шиве, отдавая почести Великому, а Брахма, поднявшись ввысь и увидав кетаки (излюбленный цветок Шивы), попросил его подтвердить, что конец был найден. Но Шива распознал неправду и, сильно разгневавшись, проклял Брахму на то, что никто и никогда в трех мирах не будет возносить ему почести.
По иной истории, Брахму проклял величайший мудрец Бхригу, проводивший на земле ведийское жертвоприношение, которое должен был возглавить высочайший из богов. Брахма, к которому явился Бхригу, углубленный в музыку, исполняемую Сарасвати (супруга Брахмы - богиня знания и учености), даже не увидел мудрого мужа. Риши разгневался и послал проклятия Брахме, что никто никогда не произнесет его имя и не станет поклоняться ему.
Однако молитвы Брахме присутствуют во всех ритуалах индуизма, но храмы Брахмы можно посчитать по пальцам. Брахмы, встречающиеся в источниках буддизма, и, с точки зрения космологии, вызывают ассоциации высочайшей власти или чрезмерного чувства божеской гордости.
Брахма-Сахампати, наиболее почитаемый в Таиланде и буддистском Китае, имеет 4 головы, символизирующие разум в 4-х грубых составляющих. Иногда мы слышим неправильное название Брахмы – Будда с четырьмя лицами. В индийском Пушкара находится самый крупный знаменитый храм Брахмы - Брахмаджи Мандир, в котором находится четырехликий Мурти Брахма. Говорят, что у Брахмы четыре лица, чтобы беспрерывно следить по всем сторонам за созданным миром. Иная версия тоже имеет право быть. По ней, Брахма создал из своего тела безупречно идеальную женщину, в которую тут же влюбился без ума, не в состоянии отвести от нее своих очей. И для беспрестанного наблюдения за прелестницей у Брахмы появилось четыре головы, а затем и пятая, когда супруга взлетела ввысь. Но пятая голова вскоре была отрублена Шивой за инцест с дочерью. Неотразимую дочь Брахмы, ставшую его женой, звали разными именами: Сатарупа, Савитри, Сарасвати, Гаятри и Брахмани.
Брахма-Сахампати несет преуспеяние, развитие и удачу. Святилища, посвященные ему, находятся во многих местах. К примеру, бангкокская кумирня Ераван. Брахма-Сахампати находится ближе всего к Будде, невидимо помогая ему в процессе медитации и просветления, и взывает нести дхарму человечеству.
Изображают Брахму всегда с четырьмя главами, декламирующими каждая свою Веду, четырьмя ликами и четырьмя дланями, олицетворяющими восток, юг, запад и север, с белой бородой (мудрость и вечный процесс созидания), в красных одеждах, с красноватым цветом кожи и безоружным.
По древнейшим священным писаниям, с ним связаны следующие символы:
- ваза с водой (сотворение Вселенной),
- четки (течение времени),
- жертвенная ложка (жертвенные подношения),
- книги Вед (знания),
- цветок лотоса (природа и сущность всего живого),
- золото (деятельность),
- корона (высшая власть),
- лебедь (милость и способность отличать дурное от доброго).
Статуэтка Брахмы , помещенная в вашем доме, будет помогать во всех благих делах, принесет благосостояние, успех, развитие, удачу, спокойствие и здоровье.

Наблюдая за звездным небом, целесообразностью всего сущего на земле, люди задавались вопросом: «Что было первоначалом Вселенной? Как она образовалась? Как зародилась жизнь?» В мифологии разных этнических групп планеты существуют мифы и предания о сотворении Мира из первобытного хаоса.

В индийском эпосе таким творцом является бог Брахма . Триллионы лет назад во вселенском безмерном океане внутри большого золотого яйца, которое плавало в его водах, развивался и рос младенец. Он спал. Когда пришло время пробуждения – первой проснулась мысль Брахмы.

Она имела такую мощь, что расколола космическое яйцо на две половины. Из которых возникли земля и небо. Появились пять элементов – земля, вода, воздух, огонь, эфир и мысль. Брахма усыпал небо звездами, а на суше образовались равнины, горы, моря и реки.

Брахма выступает как воплощение творческого принципа существования, персонификации абсолюта. Он не только создал мир, но так же и определил хронологические рамки вселенной.

Одиночество гнетило его и дыханием создал Брахма духов асуров (как добрых, так и злых) которые построили свои крепости на небе, суше и под водой.

Силой мысли из своих глаз, ушей, ноздрей, пальцев и души Брахма породил богов. Родилось у него семь сыновей и дочь : силой духа он породил Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакшу и дочь Вирини. Дакши взял в жены Дочь Брахмы.

Это стало началом населения неба, земли и вод богами, демонами, чудовищами, птицами, змеями, людьми. Брахма разделил энергию на мужскую и женскую. Впоследствии, Адити, третья дочь Дакши и Виринии, родила трех сыновей: бога океана Варуну, бога грозы и!грома Индру, бога солнца Вивасвата (Сурья), хранителя мирозданья и . Сыновья Брахмы дали начало жизни на земле и начали управлять.

Сотворив мир, Брахма решил отдохнуть под сенью дерева. Но люди начали впадать в грех, и Брахма решил вмешаться в то, что сотворил. Так появились веды и законы , поддерживаемые поощрениями и наказаниями. Наказание следовало за нарушение клятвы данной стражу закона.

Ему принадлежит создание театра, музыки, танца и первых поэтических сочинений. Брахма покровительствовал аскетам.

Брахма в мифологии

В это время асуры начали воевать с богами за господство над Вселенной. Брахма разгневался и, приняв сторону богов, послал Руду-Шиву им на помощь, который прогнал асуров с небес. Война между богами и демонами не закончилась. До сих пор силы добра противостоят силам зла. Это один из мифов о Брахме.

В другой легенде - иная версия. В ней говорится о том, что он рожден из цветка лотоса выросшего из пупа бога Вишну . Поэтому другое имя Брахмы Набхиджа (рожденный из пупа) .

По некоторым мифам все живое появилось от брака Брахмы со своей дочерью.

Согласно ведическим и пураническим текстам четыре головы Брахмы символизируют четыре Веды , четыре руки – четыре стороны света. Вначале у него было пять голов, но одну из них он лишился после того как оскорбил ненадлежащим образом Шиву. сжег ее в гневе своим глазом.

В некоторых областях Индии Брахма изображается с белой бородой – символом вечной природы его существования. Согласно преданиям, Брахма живет 100 «лет Брахмы». Это равно 311 040 000 000 земным годам. После его смерти наступает 100 лет перерыва для перерождения нового Брахмы, который начинает новый процесс своего творения Вселенной. Цикл перерождений бесконечный.

Брахма не носит оружия. В руке он держит скипетр , который имеет вид черпака или большой ложки на подобие тех, которыми проливается гхи во время ведических жертвоприношений на священный огонь. Это символ того, что Брахма повелевает яджнами. В другой руке - камандала с водой. Символом изначального всепоглощающего эфира, прародителя первоэлементов творения. В третьей - молитвенные четки акшамала. С помощью них он ведет счет времени. Это символ аскетизма и отречения – саньяса, указывает на необходимость обращения взора на познание вечной сущности. В четвертой – книга Вед или цветок лотоса. Символ знания, мудрости и талантов.

Передвигается Брахма по вселенной на божественном лебеде . Лебедь, почитаемая в индийской культуре, птица которой дано отделить молоко из смеси воды и молока. Это символ различать плохое и хорошее, принимать духовные ценности и отвергать то, что их не имеет.

Птица возносит его в райский мир Брахмы Врах-малока на седьмое небо. Этот мир находится на далеком севере на вершине величайшей золотой горы Меру, место обители Тримурти – божественной троицы, в которую помимо Брахмы входят Вишну – хранитель мира и Шива – разрушитель мира.

Супруга Брахмы – богиня Сарасвати. Он покровительствует искусству, наукам и красноречию.

Попасть в райский мир могут только люди, ведущие праведный образ жизни. Считается, что только их жизнь блаженна, и только они могут постичь истину. Вокруг горы Меру вращается солнце, Трилока (небо, земля, подземное царство), а также планеты и звезды. Это центр Вселенной. С седьмого неба постоянно низвергаются потоки священной реки Ганг.

На склонах горы растут чудесные яблони Джамбу. Добраться даже самому храброму воину не то, что простому человеку до страны Брахмы, не дано. Гора окружена неприступными горными хребтами в семь колец . Между горными кольцами семь озер немереной глубины. Над ними располагаются четыре континента, омываемых океаном. Континент опоясан ожерельем из 500 островов .

Самая близкая к горе Меру земля, которая называется Джамбутвипа. Названа земля так потому, что на ней растут яблони Джамбу. На этом континенте жил в древности родоначальник и царь воинствующего племени Бхарата. Это племя является основателем Индии. На хинди Индия называется «Бхарат» .

Легенды и мифы, описывающие деяния, сражения и подвиги потомков царя Бхараты, племен пандавов, куравов, богов собраны в грандиозной эпической поэме «Махабхарата» . Это великое произведение древности (состоящее примерно из ста тысяч двустиший) описывающее рождение мира, деяния богов, подвиги героев.

Брахма – один из божеств , но Шива наложил проклятие за обман, которое стало причиной ограниченного поклонения Брахме.

Эта история, случившаяся на заре создания мира, описана в «Шивапуране» . Вишну и Брахма решили найти начало и конец гигантского шива-лингама. Вишну перевоплотился в вепря и искал начало, копая землю. Брахма, в облике лебедя, поднялся ввысь искать в небесах. Вишну признав, что не сможет найти один из концов, пришел и поклонился Шиве. Брахма был настойчив и поднимался ввысь, пока не увидел кетаки (любимый цветок Шивы) . Он обратился к цветку с просьбой дать ложное свидетельство о том, что нашел начало шива-лингама. Узнав об этом, Шива разгневался и наложил проклятие – запрет на поклонение Брахме в трех мирах .

Другая легенда гласит, что проклятие наложил великий мудрец Бхиргу . Вот как об этом написано: «Для огромного ведического жертвоприношения на земле выбирался председательствующим один из богов. Бхирху искал одного из Тримурти. Брахма не услышал зов прибывшего великого мудреца и не удостоил его почтением, потому что был поглощен звуками музыки игравшей для него супруги. Бхиргу разгневался и проклял Брахму. Он объявил, что никто с этого момента не станет призывать имя Брахмы и не станет поклоняться ему.»

Храмы Брахмы

Брахма один из божеств Тримурти и самое абстрактное божество . Ему построено несколько храмов по сравнению с Вишну и Шивой, которым возведено примерно десятки тысяч. Он играет большую роль системе индуистского мировозрения, поэтому молитвы Брахме возносятся при проведении большинства индуистских ритуалов.

Храм Брахмы в Пушкаре (Раджастан) самый священный и значимый. Ежегодный крупный религиозный фестиваль, который приходится на полнолуние в месяц Картика по лунному календарю (октябрь-ноябрь) собирает тысячи паломников, которые совершают омовение в священных водах прихрамового озера Пушкар. Такими же фестивалями славится храм в Тирунавае.

Очень мало статуй Брахмы в сидячей позе, в основном он стоит. Если сидит, то на распустившемся цветке лотоса или на лебеде – вахане. На Брахму одета шкура антилопы. Символ того, что истину можно постичь лишь отказавшись от суеты, поборов многие земные страсти, придерживаясь аскезы. Только через испытания открывается истина.

Каждой из шастр он появляется в ином обличии. Закрытые глаза, удовлетворенный лик, проявление своих высших духовных качеств – характерно для йогического состояния . Такому образу преклоняются аскеты и подвижники.

Миряне предпочитают более земной образ , на котором Брахма в обычном виде вместе с женами.

Третьему аспекту вира – воинской доблести поклоняются цари и воины.

Четвертый - абхичарика (грозный, суровый и устрашающий лик) предпочтительный для поклонения тем, кто готовиться истребить своих врагов.

Встречаются статуи, более очеловеченные с четырьмя головами и двумя руками в одежде из ткани с пышными локонами (прическа характерная для аскетов). Через плечо кроме шнура перекинута шкура оленя. В таких статуях Брахма держит в руках только два атрибута, в основном, четки и сосуд с водой. Крайне редко можно встретить статуи с одной головой и двумя руками.

Каждый храм, независимо какому божеству он возведен, имеет нишу в северной стороне для Брахмы, которому, следуя ведическим традициям, поклоняются ежедневно, так как судьба каждого управляется этим богом. Кроме молитв существуют медитативные практики отождествления себя с Брахмой. Во время медитации человек заряжается положительной энергией.