Царь кир и падение вавилона. Когда образовалось Вавилонское царство? История Вавилонского царства

Каждое пророчество исполнилось уникально. Взятые же вместе, библейские пророчества дают основание рассматривать историю как один многогранный процесс.

Одно из самых необычных пророчеств в Библии касается судьбы древнего города Вавилон. Судьба Вавилона поражает современных учёных.

Таинственный город Вавилон, столица древнего мира, центр Вавилонской империи, где процветали торговля, образование, культура и многое другое, также был предметом некоторых пророчеств.

Писания и датировка (Пророчества)

(783-704 гг. до Р.Х.)

Исайя 13:
19. И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев,
Будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра.
20. Не заселится никогда,
И в роды родов не будет жителей в нём.
Не раскинет Аравитянин шатра своего,
И пастухи со стадами не будут отдыхать там.
21. Но будут обитать в нём звери пустыни,
И домы наполнятся филинами;
И страусы поселятся,
И косматые будут скакать там.
22. Шакалы будут выть в чертогах их,
И гиены - в увеселительных домах.

Исайя 14:
1. Близко время его, И не замедлят дни его.

Исайя 14:
23. И сделаю его владением ежей и болотом,
И вымету его метлою истребительною.
Говорит Господь Саваоф.

(626-586 до Р.Х.)

Иеремия 51:
26. И не возьмут из тебя камня для углов,
И камня для основания.
Но вечно будешь запустением,
Говорит Господь.
43. Города его сделались пустыми,
Землёю сухою, степью, Землёю, где не живёт
ни один человек,
И где не проходит сын человеческий.

Предсказания.

1. Вавилон будет подобен Содому и Гоморре (Ис. 13:19).
2. Никогда не будет вновь населён (Иер. 51:26; Ис. 13:20).
3. Арабы не будут разбивать там своих шатров (Ис. 13:20).
4. Там не будут пастись овцы (Ис. 13:20).
5. Звери пустыни населят развалины Вавилона (Ис. 13:21).
6. Камни Вавилона не будут использоваться для строительных работ (Иер. 51:26).
7. Мало кто будет посещать развалины (Иер. 51:43).
8. Вавилон будет покрыт болотами (Ис. 14:23).

Конкретное исполнение пророчеств

Вышеизложенная история Вавилона уже дала нам некоторые примеры конкретного исполнения библейских предсказаний.

Вавилон, действительно, был разрушен и стал „как Содом и Гоморра". Обратите внимание, что это предсказание (1 ) не говорит о том, что Вавилон погибнет так же, как эти два города, останавливаясь лишь на его судьбе после разрушения.

Остин Лейард даёт живую картину современного ему Вавилона, сравнивает его с Содомом и Гоморрой, а также вспоминает другие пророчества. „Место, где стоял Вавилон, стало голой и страшной пустыней.

Никогда не будет вновь населён (Иер. 51:26; Ис. 13:20). Предсказание (2)

Саддам Хусейн хотел восстановить древние дворцы, храмы и даже Вавилонскую Башню "Восстановление Вавилона является его целью в попытках контролировать не только Ирак, но, в конечном счете, и империю от Персидского залива до Средиземного моря.

Вавилон содействует объединению иракского народа вокруг него".И так понравилось Саддаму то, что получилось, что он решил построить рядом с Вавилоном один из своих дворцов. В форме зиккурата. А чтобы было лучше видно, приказал насыпать холм метров 50 высотой. И дворец уже сверху ставить. Стоит сейчас этот дворец без дела.

С редких деревьев взмывают в небо совы , и зловонный шакал скулит на заброшенной борозде. Истинно, настал для Вавилона день исполнения пророчества. Краса царства, гордость халдеев стал подобием Содома и Гоморры. В нём обитают звери пустыни, дома наполнились филинами, косматые существа скачут по окрестностям. Воют шакалы в покинутых домах, и змеи гнездятся в дворцах" (Ис. 13:19-22).

Звери пустыни населят развалины Вавилона

„В кустарниках вокруг Вавилона , - добавляет Лейард, - можно встретить стаи серых сов, достигающие ста или более птиц".Современные путешественники и археологи почти неизменно говорят о диких зверях вокруг развалин Вавилона.

„Какой контраст между уровнем древней цивилизации и нынешним запустением! - восклицает, в согласии с предсказанием 1 , известный археолог Керман Килпрект. - Дикие звери, кабаны, гиены, шакалы и волки, иной раз даже - вот кто населяет теперь заросли близ Вавилона" (Предсказание 5).

По рассказам путешественнико в

„По рассказам путешественников , - пишет Флойд Гамильтон, - в городе не живут даже бедуины. Различные суеверия не позволяют арабам разбивать там своих шатров; кроме того, на почве вокруг Вавилона не растёт трав, пригодных для выпаса овец".„Вокруг Вавилона нет ни одного овечьего пастбища", - указывает Стоунер.

Вот некоторые отрывки из письма, написанного Эдвардом Чиерой из мест, где стоял Вавилон:„Солнце только что село, и пурпурное небо улыбается, не думая о заброшенности этих краёв...Мёртвый город! Я бывал в Помпеях и Остре, но те города были не мертвы, лишь временно покинуты. В них слышен лепет жизни, и сама она цветёт в их окрестностях...Смерть - единственная реальность здешних мест.

Хотел бы я знать причину всего этого запустения. Почему цветущий город, столица империи, должен был полностью исчезнуть? Или просто исполнилось пророчество о превращении дивного храма в обиталище шакалов?"„Уханье сов и завывания львов до сих пор слышны в окрестностях Вавилона", - пишет Нора Куби. Она пишет также, что рабочие, нанятые археологом Лэйардом, „отказались разбить свои палатки близ покинутых руин Вавилона. Тайна и ужас, казалось, висели над осыпающимися кучами кирпичей и песка..."

Говоря о предсказании 6

Говоря о предсказании 6, гласящем, что „камни Вавилона не будут использоваться при строительстве", Питер Стоунер указывает, что „кирпичи и другие строительные материалы из развалин Вавилона применялись при строительстве окрестных городов, однако камни, те самые, что были ценой значительных затрат привезены в Вавилон из дальних мест, не использовались никогда, и остались на своих местах".

Разобраться в исполнении пророчества 6 не так просто. Во-первых, пророчество Иеремии 51:26 не говорит о том, кто именно „не возьмёт" камня для углов и камня для основания. Если речь идёт о завоевателях, то, действительно, в случае завоевателя Вавилона царя Кира Персидского, пророчество исполняется, как мы убедились выше.

Однако кирпичи из Вавилона можно обнаружить в других городах. Как это объяснить? Здесь стоит задаться таким вопросом: можно ли считать кирпич „камнем"? Или Иеремия буквально имел в виду камни, которые использовались для закладки фундаментов? Более вероятно, видимо, второе.

Предсказание 7

Мало кто будет посещать эти развалины, гласит предсказание 7 . Стоунер отмечает в связи с этим, что, в отличие от большинства других древних городов, Вавилон до сих пор лежит в стороне от популярных туристических маршрутов, и посещают его мало.

Предсказание 8

Согласно предсказанию 8 , город будет покрыт болотами. И действительно, пишет „Британская энциклопедия", „значительная часть города до сих пор не обнаружена, поскольку скрывается под толстым слоем ила. Что же до Вавилона Хаммурапи, то от него остались лишь незначительные следы, а сам он ныне скрывается под водой".

„Значительная часть территории под древним Вавилоном уже несколько лет представляет собой одно гигантское болото, - указывает Лейард. - Речные набережные, за которыми никто не следил, разрушились, и воды затопили окрестные земли" (Ис. 21:1).

„Ни одна былинка не произрастает из этой почвы, словно отравленной смертельным ядом, - пишет Нора Куби о затопленной части Вавилона, - и тростниковые топи, окружающие развалины города, источают испарения лихорадки... Лейард, - продолжает она, - увидел перед собой малярийные болота, которые арабы называли „водяной пустыней"... После падения города великие инженерные сооружения Вавилона пришли в упадок, оросительные каналы засорились, и реки вышли из берегов".

Вероятность случайного исполнения пророчеств

Вавилонскому народу было суждено исчезнуть, египетскому - продолжать играть важную роль в древнем мире, что и произошло. Как вышло так, что оба эти маловероятных события случились в точности согласно пророчествам, а не наоборот?"

Питер Стоунер оценивает вероятность случайного исполнения пророчеств 1-7 , перемножая соответствующие вероятности для каждого предсказания: „1/10 (разрушение Вавилона) х 1/100 (никогда не будет вновь населён) х 1 / 200 (арабы не будут разбивать там своих шатров) х 1 / 4 (отсутствие овечьих пастбищ) х 1/5 (дикие звери будут обитать в развалинах) х 1/100 (камни не будут использоваться при строительстве других зданий) х 1 /10 (люди не будут проходить мимо останков города). Это приводит нас к вероятности, составляющей один шанс из пяти миллиардов".

Археолог писал: „ Мёртвый город! Я бывал в Помпеях, бывал в Остии, бродил по пустым коридорам Палатина. Но те города были не мёртвыми, всего лишь временно оставленными. Там разносился гул жизни, и сама она цвела вокруг. Эти города были шагом в развитии цивилизации, получившей от них свою долю и ныне продолжающей существовать на их глазах. А здесь - настоящее царство смерти.

Любопытное замечание делает Келлер. „Вавилон был не только торговым, но и религиозным центром. Об этом свидетельствует одна древняя надпись, гласящая, что „В общей сложности есть в Вавилоне 53 храма верховных богов, 55 храмов Мардука, 300 молелен для земных богов, 600 - для небесных богов, 180 алтарей богини Иштар, 180 -богов Нергала и Адада, и 12 алтарей, посвящённых различным другим божествам".

В древнем мире было немало центров религиозного поклонения, таких, например, как Фивы и Мемфис, Вавилон, Ниневия и Иерусалим. Языческие божества, которые, согласно верившим в них, были столь же могущественны, как Бог, в конце концов стали терять популярность, в особенности после рождения Иисуса. В то же время Бог никогда не соглашался, чтобы его даже рассматривали рядом с языческими богами, более того, проклинал те города, где им поклонялись.

На следующем фото дорога, с сохранившимся оригинальным асфальтовым покрытием. Этому асфальту 4 000 лет.

Расцвет и падение древнего Вавилона

Положение меняется при шестом царе Вавилона - Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н. э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по меркам того времени государства, включавшего в себя основную часть Междуречья.

Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников, причём нередко - чужими руками. В условиях бесконечных междоусобных войн Хаммурапи не раз заключал и легко расторгал военные союзы, которые были необходимы ему для реализации своих далеко идущих планов.

Первые годы своего правления Хаммурапи занимался возведением храмов и, как показали дальнейшие события, активно готовился к военным действиям.

На седьмой год царствования при поддержке Римсина, сильного эламского правителя в Ларсе, Хаммурапи подчинил себе южные города Урук и Иссин. Для укрепления своего влияния на захваченных землях, дальновидный политик за два года строит канал, о значении которого говорит его название - «Хаммурапи изобилие».

Следующим дальновидным шагом Хаммурапи становится заключение союза с северо-западным соседом - государством Мари. Оба государства-союзника, Вавилон и Мари, теперь действовали согласованно. Зимрилим и Хаммурапи вели активную дипломатическую переписку, из которой видно, что правитель Мари предоставлял царю Вавилона свободу действий в Средней Месопотамии.

Таким образом, подчинив себе южные области и имея сильнейшего союзника на севере, Вавилон уже к 15-16 го-дам правления Хаммурапи превращается в одно из самых влиятельных государств в Месопотамии.

К 30-му году правления Хаммурапи удалось нанести поражение царству Эшнунне и его союзнику - войскам Элама. Спустя год царь Вавилона разгромил Римсина, правителя Ларсы. Зимрилим, правитель Мари, был хорошо осведомлен о деятельности своего союзника благодаря наличию налаженной дипломатической службы в государстве Хаммурапи. Уже во время похода на Ларсу, почувствовав изменения в политике Вавилона, Зимрилим отказался от совместных боевых действий и отозвал свои войска. Теперь пришла очередь и царства Мари, на которое Хаммурапи совершил два опустошительных набега. Несмотря на то, что Хаммурапи на 33-м году царствования захватил земли недавнего союзника, Зимрилим не сдавался. Через два года Хаммурапи предпринял еще один поход на Мари, разрушив даже стены столицы. В руины был превращен и великолепный царский дворец, символ былого могущества Мари, известный далеко за пределами царства.

Так постепенно под властью Вавилона оказывались все новые территории. Хаммурапи завоевал также территорию Ассирии со столицей Ашшуром. Похоже, что сферой влияния Вавилона стали и эламские замки, о чем говорят сообщения о военнопленных из Элама.

За сорок лет талантливому и удачливому политику Хаммурапи удалось объединить под своей властью основную часть долин Тигра и Евфрата и создать мощное централизованное государство, первое в полном смысле этого слова в Западной Азии - Старовавилонское царство. Вавилон прочно становится новым центром Двуречья.

Таким образом, на рубеже XIX-XVIII веков до н. э. в результате ожесточенной борьбы в Двуречье стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира.

После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы его владения опять не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. С другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны - люди успели привыкнуть к самостоятельности, относительной свободе, к доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных.

Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей - воинов и так называемых «мушкенум».

Мушкенум считались приближёнными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкенум каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей. Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тре мя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Не мудрено, ведь среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.

В 1901 г. французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах (ныне Шуш) - столице древнего Элама, большой каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанных клинописью. Из этих законов в основном и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

Во введении к законам Хаммурапи говорит: «Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей». Напомним, что Мардук был самым почитаемым богом Вавилона. Царь, таким образом, пытается примирить интересы разных людей- тамкаров, мушкенум, воинов, простых общинников, опираясь на волю верховного божества. Мардук, по словам Хаммурапи, не просто награждает покорных и наказывает ослушников - бог даёт людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но - через царя!..

Однако, Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына Самсуилуны Вавилония потерпела ряд тяжёлых поражений от своих соседей, и её владения сократились. Началась полоса неудач. В 1595 г. до н. э. старовавилонское царство было уничтожено вторгшимися хеттами и касситами, которые потом правили Междуречьем около 400 лет.

Но Хаммурапи всё же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил силу закона с силой царя и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Правда, некоторые учёные считают текст на столбе в Сузах не сводом законов, а отчётом государя перед богами.

Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азии. С XIX по VI столетия до н. э. он являлся столицей Вавилонии. Об исключительном значении этого экономического и культурного центра говорит то, что всю Месопотамию часто называли Вавилония. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами стали делить год на двенадцать месяцев, час - на минуты и секунды, а круг - на триста шестьдесят градусов.

В 689 году до н. э. после долгой осады ассирийцы захватили Вавилон. По приказу Синахериба в Ассирию была вывезена статуя главного бога Вавилона - Мардука. Многие жители были казнены, а тех, кто остался в живых, угнали в плен. После этого Синахериб приказал затопить город водами Евфрата.

В 605 году до н. э. Вавилонская армия под командованием сына Набопаласара Навуходоносора напала на город Каркемиш на Евфрате, который оборонял египетский гарнизон, состоявший из греческих наемников, В ходе ожесточенного сражения все защитники города были перебиты, а сам Каркемиш превращен в груду пылающих развалин. Теперь дорога к Средиземному морю была открыта, и вся Сирия и Палестина подчинились Вавилону.

В 604 году до н. э, Набопаласар умер, и Навуходоносор II стал царем огромной Нововавилонской империи.

Сразу после прихода к власти Навуходоносор совершил походы против Египта и арабов в Северной Аравии. В 598 году до н. э. иудейский царь Иоаким, ранее признавший власть Вавилона, отказался подчиняться Навухооносору и заключил союз с фараоном Нехо. Вскоре вавилонская армия уже стояла под стенами Иерусалима. Иоаким не получил от египтян обещанной помощи, и 16 марта 597 года до н. э. Навуходоносор вошел в город. Иоаким вместе с 3 тыс. знатных евреев в качестве заложников отправился в Вавилон, а царем Иудеи стал Седекия. Царь Седекия правил ровно 10 лет. Как и его предшественник, он заключил союз с Египтом, который стоил ему царства. Фараон Априй захватил Газу, Тир и Сидон. Однако вой-ска Навуходоносора II оттеснили египтян обратно и осадили Иерусалим. В 587 году до н. э. город был взят, разрушен, а его жители уведены в плен. Затем вавилоняне осадили Тир, который был захвачен только спустя 13 лет, в 574 году до н. э.

Царствование Навуходоносора II стало временем расцвета Нововавилонской державы. Вавилон стал самым большим городом на Древнем Востоке, численность его населения превышала 200 тыс, человек.

Однако созданное Набопаласаром и Навуходоносором Нововавилонское государство просуществовало недолго. За 5 лет, прошедшие после смерти Навуходоносора II, в Вавилоне сменилось три царя.В конце концов царем в 556 году до н. э. стал Набонид, вождь одного из арамейских племен. Арамейцы еще в VIII веке до н. э. пришли в Месопотамию и постепенно оттеснили халдеев. Царь Набонид стал выступать против жречества, традиционно поддерживавшего царей Вавилона, стараясь насадить в государстве культ арамейского бога Луны. Это привело к серьезному конфликту со жречеством, признававшим верховным божеством исконного вавилонского бога Мардука.

Царь Набонид стремился объединить вокруг себя все многочисленные арамейские племена. Он достаточно недальновидно помог молодой Персии расправиться с Мидией, захватив принадлежавший мидянам Харран. Поскольку к этому времени побережье Персидского залива было занесено песком, и кромка моря отступила от старых портов далеко вперед, что сделало невозможным морскую торговлю в этом районе. Поэтому Набонид захватил оазис Тайма в Центральной Аравии, который позволял контролировать торговые пути в Египет и Южную Аравию. Царь даже перенес в этот район свою столицу, передав управление Вавилоном своему сыну и наследнику Белшур-уцуру (Валтасару).

Политика Набонида, пренебрегавшего интересами влиятельного жречества бога Мардука, вызывала сильное недовольство в Вавилоне.Именно поэтому персы, провозгласившие веротерпимость, свободу и равенство любой религии, с такой легкостью заняли Вавилонию. Валтасар был убит своими же слугами, и Вавилон открыл ворота персидскому царю Киру, который в октябре 539 года до н. э. триумфально въехал в столицу.В соответствии со своим обычаем, Кир сохранил жизни, Набониду и его семье, обеспечив им почести, соответствующие бывшему высокому положению. Однако Вавилония превратилась в провинцию (сатрапию) Персидской державы и навсегда утратила свою независимость.

О значимости Вавилона в мировой истории говорят множество упоминаний в книгах пророков: книге пророка Исайи, книге пророка Иеремии, иодной из самых загадочных книг Библии, книге пророка Даниила, которая приковывает к себе внимание людей на протяжении вот уже 2500 лет Зловещие апокалиптические звери, огненная печь, львиный ров, математические расчеты сочетаются в ней с описанием веры бесстрашных еврейских юношей, внутренних противоречий и душевных терзаний древнего владыки, дворцового пира накануне гибели царства. Одни видят в этой книге интересное литературное произведение Востока, другие - неуемную странную фантазию древнего автора, третьи - Божественное откровение, приподнимающее завесу истории человечества на 2500 лет, с описанием взлетов и падений грядущих государств и народов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ancientvavilon.narod.ru

Кто разрушил Вавилон?

Через десять лет после 2-го Крестового похода, в 1159 году Месопотамию посетил испанский рабби Вениамин Тудельский (Тудела – ныне Наварра в Испании), составивший по итогам визита труд «Путеводитель». Цель его была проста: поиск новых путей и рынков для торговли, хотя официально считается, что он искал родину своих библейских предков. О Месопотамии писали и другие авторы того времени.

Путешественники сообщают об очень интересных вещах. Так, по некоторым описаниям река Тигр огибает Ассирию и впадает в Мертвое море; по другим – Тигр и Евфрат впадают в Средиземное море. А иные пилигримы «направляли» эти реки в Красное море и даже в Индийский океан, притом, что на самом деле они впадают в Персидский залив. То есть, еще и в XII веке проплыть по ним до конца европейцам не удалось. Они даже в Средние века совершенно не знали географии этих мест, а между тем устья Тигра и Евфрата были известны, как уверяет традиционная история, еще в IV веке до н. э., так как их завоевал Александр Македонский, чьи походы были якобы известны всем!

Путешественники XII века сообщают об огромных стенах Вавилона. Вообще Вавилонов в то время было два: Новый и Старый. Новый – это Каир. Старый же Вавилон, пишет рабби Вениамин, «как нам известно от надежных людей из заморских стран, в настоящее время частично заселен и называется Балдах». Это, может быть, Багдад? Он стоит на реке Тигр, а исторический Вавилон – на Евфрате. Но Вениамин говорит, что Багдад и Балдах (якобы Старый Вавилон) – два разных города и расстояние между ними три дня пути, что похоже на правду, если Балдах – это наш исторический Вавилон. Вениамину не советовали посещать Балдах (Вавилон), поскольку там опасно.

Значит, Вавилон, который историки полагают разрушенным в VI веке до н. э. (линия № 4), за 1700 лет до Вениамина, в XII веке (линия № 4), во времена крестоносцев все еще стоял на поверхности земли и его можно было посетить.

Так когда же он был разрушен?

Исторический Вавилон (Баб-Илу, Ворота Бога) располагался в месте, очень удобном для торговли: там, где сближаются Евфрат и Тигр, а от главного русла Евфрата отделяются многочисленные протоки. Традиционно считается, что городом он стал в 2000-м году до н. э. (линия № 1–2), когда эти земли захватили кочевники-скотоводы, то есть о торговле речи не шло. Земледелие тоже было в полном запустении. Видимо, город строили «впрок» на будущее, и не зря: через 200 лет начался его «невиданный подъем». С 1800-го года до н. э. (линия № 2–3) Междуречье (Месопотамия) под управлением Вавилона превращается в цветущий сад, и только в 1595 году до н. э. (линия № 4) Старовавилонское царство уничтожили вторгшиеся хетты и касситы. Они правили потом 400 лет, однако Вавилон уцелел и опять явил невиданный подъем. Еще несколько столетий он был культурным и научным центром Передней Азии.

В 689 году до н. э. (линия № 3) город полностью (так и сообщают: полностью) разрушили ассирийцы. Но его опять-таки отстроили, и он стал краше прежнего. Около 600-го года до н. э. в нем жили не меньше двухсот тысяч человек! – невиданный подъем.

С 586 по 539 год (линия № 4) здесь происходило «вавилонское пленение» евреев, насильно переселенных сюда из Иерусалима, захваченного вавилонским царем Навуходоносором II.

А в 539 году до н. э. красивейший, богатейший, культурнейший город без сопротивления сдался персидскому (иранскому) царю Киру. Почему?!

Вот объяснение для школьников, приведенное в Энциклопедии для детей «Всемирная история»: «Дело было не в том, что иранцы казались хитроумным вавилонским купцам лучшими хозяевами, чем собственные цари. Вавилон мог позволить себе не мериться силой с царями; ему и без того суждена была слава в веках» … Довольно наивное, по нашему мнению, представление о жизни сообществ людей и о ходе истории.

Вы думаете, теперь-то Вавилон разрушен окончательно? Нет. Неведомо, что в нем было от царя Кира до Рождества Христова, но, надо полагать, он опять явил невиданный подъем. Лишь на рубеже старой и новой эры, как пишет К. Керам, «началось запустение Вавилона, здания разрушались. Ко времени владычества Сасанидов (к III веку н. э.) там, где некогда возвышались дворцы, остались лишь немногочисленные дома, а ко времени арабского средневековья, к XII веку, – лишь отдельные хижины».

Все, что вы прочли выше, – традиционное представление об истории Вавилона. Основаниями для такой «истории» стали глиняные клинописные таблички Месопотамии и тексты Библии, география и хронология которых совершенно неясны. В итоге все здесь перевернуто с ног на голову. В исключительно удобном для торговли месте скотоводы, которым торговля и города нужны, как домохозяйке трактор, возводят Вавилон. А в XII веке, когда европейцы и азиаты завели здесь мировое торжище, когда товары текут со всего света, на месте богатейшего торгового города стоят «отдельные хижины».

А вот Гервазий Тильберийский и рабби Вениамин Тудельский, жители XII века, свидетельствуют об ином.

Вениамин пишет о Багдаде, что в нем живет верховный жрец персов, которого зовут «халиф» и который «то же самое для этих язычников, что и Папа Римский для христиан». Ничего себе, забытый город! Но самое удивительное: путешественник сообщает о наличии еще одного могущественного правителя, наделенного властью над всеми еврейскими общинами во всем восточном мусульманском мире. Титул его – «Глава Вавилонского пленения»! итак, по одной и той же линии № 4 мы находим два «вавилонских пленении» евреев!

И вот увязываются времена. Персы VI века до н. э. – современники турок-сельджуков XII века н. э. Вавилон стоит при крестоносцах. Иерусалим исчезает из древности. Навуходоносор оказывается латинским князем.

А Вавилон, в конечном итоге, никто не разрушал. В XVI веке (линия № 8), после того, как мореплаватель Васко да Гама открыл морской путь в Индию, сухопутная торговля потеряла свое значение; торговые города стали не так нужны, они обезлюдели. Что делать в городе купцу, если нет товара?… Вот вам и «немногочисленные дома», оставшиеся здесь во времена владычества Сасанидов, «к III веку н. э.», линия № 8. Возможно, землетрясение сотрясло стены, наводнение затянуло руины глиной, и нет великого Вавилона. Сколько таких городов стоит по всей Азии, от Багдада до Китая, засыпанных песком, заросших землей! И не сосчитать.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

8. Вавилон Вавилон Древний , с. 79. Сегодня считается, будто он находился в Месопотамии. Вавилон Новый – Каир, современный город в Египте , с. 79.Мельникова сообщает: «Дважды упомянут Вавилон: один раз в списке топонимов, связанных с Ближним Востоком и Месопотамией, второй

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Вавилон Древний Вавилон находился на берегу реки Евфрат, на севере Месопотамии. Название города происходит от аккадского «Бабилу», что означает «Врата богов»; на древнешумерском это звучит как «Кадингирра». Город был основан шумерами приблизительно в XXII–XX веках до

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Кто разрушил Вавилон? Через десять лет после 2-го Крестового похода, в 1159 году Месопотамию посетил испанский рабби Вениамин Тудельский (Тудела – ныне Наварра в Испании), составивший по итогам визита труд «Путеводитель». Цель его была проста: поиск новых путей и рынков для

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Речь Тотилы к готам. - Он собирает сенат. - Он грозит разрушить Рим. - Письмо Велизария к Тотиле. - Нелепость рассказов, что Тотила разрушил Рим. - Прорицание Бенедикта. - Тотила уходит из Рима. - Город покинут всеми На следующий день король собрал своих готов и

Из книги Самые богатые люди Древнего мира автора Левицкий Геннадий Михайлович

Вавилон Верный пес Кира - Гарпаг - покорял и разорял приморские области Передней Азии, сам же Кир направился к одному из древнейших городов на земле - Вавилону.Город являлся крупнейшим хранилищем богатств, собранных нововавилонской династией царей. Геродот описывает

Из книги Остров Пасхи автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Каир. Биография города автора Олдридж Джеймс

4. Вавилон Еще несколько лет назад можно было сесть в трамвай в центре Каира и подъехать почти вплотную к той самой римской крепости, с которой началась история города. За исключением специалистов, мало кто в Каире имеет представление о старом форте, а многие образованные

Из книги По Берлину. В поисках следов исчезнувших цивилизаций автора Руссова Светлана Николаевна

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

6.4. Гибель Самсона = Жиля де Рэ Что за «дом» разрушил, погибая, библейский Самсон Дальше Библия и светская французская версия говорят в общем одно и то же. Самсон погибает (Судьи 16:23–30). Жиль де Рэ тоже погибает , т. 2, с. 485–486. Некоторые расхождения в описании обстоятельств

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Библейский Вавилон - это Белая Орда или Волжская Орда А после османского завоевания Вавилон - это, вероятно, Царь-Град Вавилон - одна из столиц Ассирии. Вавилонские цари часто являются в то же время и Ассирийскими царями. Как и наоборот. Например: «И привел Господь на

Из книги Земля Жар-птицы. Краса былой России автора Масси Сюзанна

17. СНЕЖНЫЙ ВАВИЛОН … В ГРАНИТ ОДЕЛАСЯ НЕВА; МОСТЫ ПОВИСЛИ НАД ВОДАМИ; ТЕМНО-ЗЕЛЕНЫМИ САДАМИ ЕЕ ПОКРЫЛИСЬ ОСТРОВА, И ПЕРЕД МЛАДШЕЮ СТОЛИЦЕЙ ПОМЕРКЛА СТАРАЯ МОСКВА, КАК ПЕРЕД НОВОЮ ЦАРИЦЕЙ ПОРФИРОНОСНАЯ ВДОВА… ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ, ЛЮБЛЮ ТВОЙ СТРОГИЙ, СТРОЙНЫЙ

Из книги История Антисемитизма. Эпоха Веры. автора Поляков Лев

Вавилон Среди всех еврейских колоний времен античной диаспоры самой древней, самой стабильной и безусловно самой многочисленной была вавилонская. Как известно, на протяжении тысячелетия ей дважды выпало сыграть принципиально важную роль в еврейской истории.

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

36. ОКОНЧАТЕЛЬНО КИЕВ РАЗРУШИЛ ХАН БАТЫЙ О том, что приграничные русские княжества наверняка знали о готовящемся вторжении татаро-монгол, свидетельствуют письма-донесения венгерского монаха-миссионера, доминиканца Юлиана:«Многие передают за верное, и князь

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

6.4. Гибель Самсона = Жиля де Рэ Что за «дом» разрушил, погибая, библейский Самсон Дальше Библия и светская французская версия говорят в общем-то одно и то же. Самсон ПОГИБАЕТ (Судьи 16:23–30). Жиль де Рэ тоже ПОГИБАЕТ , т. 2, с. 485–486. Некоторые расхождения в описании

Из книги Очерки по истории религии и атеизма автора Аветисьян Арсен Аветисьянович

Да и то лишь в конце мировой истории:

Андрей Кесарийский:

«Всем же сим вероятно означается нечестивый Вавилон Персидский, ибо в разные времена и до настоящего времени он принял кровь многих святых и постоянно увеселялся волхвованиями и обольщениями. А посему предметом нашего желания и молитвы да будет то, чтобы за гордость против Христа и Его рабов он получил предуказанное возмездие. Но думается, что такому рассуждению некоторым образом противоречит сказанное древними церковными учителями, которые предсказания сии относили к Вавилону Римскому, потому что у четвертого зверя – Римского царства видны были десять рогов, из коего выросший один, три искоренив, а остальные поработив себе, придет как царь Римский под видом того, чтобы устроить, обновить и усилить начальство их, а на самом деле – чтобы произвести их совершенное опустошение. Поэтому, не погрешит против надлежащего и тот, кто будет разуметь под ним, как упомянуто ранее, царство, как бы в одном общем теле владычествующее сначала до ныне и поистине пролившее крови Апостолов, Пророков и Мучеников. Ибо как говорится – один лик, одно войско и один город, хотя составляющие каждое из них и переменяются, так одно и царство, не смотря на то, что оно дробится и распределяется по многим городам и местам» (Слово 19, Глава 55) .

Впрочем, на основании толкования 17-ой главы Откровения и «Книги пророка Диниила», нам стало ясно, что это – Москва. А в толковании 11-ой главы Откровения было сказано, что причиной разрушения этого города станет землетрясение: «И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих» (Откр. 11: 13). И гибель его будет внезапной: «За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем» (Откр. 18: 8); «Ибо в один час погибло такое богатство» (Откр. 18: 17); «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его» (Откр. 18: 21).

«Московский Комсомолец» за 09.09.94:

«Опасной сейсмической обстановке в Москве была посвящена пресс-конференция, устроенная вчера (08.09.94) в российско-американском информцентре учеными Российской Академии наук. Оказывается, Москва находится в зоне тектонических разломов, и как следует тряхнуть столицу может теоретически в любой момент. За год специалистами Института физики Земли фиксируется не менее 10-15 мини-землетрясений. Причем в последние восемь лет 12 подземных ударов повлекли за собой частичное или полное разрушение зданий. В этом году уже зарегистрировано шесть локальных толчков – по одному на Алтуфьевском шоссе и улице Миклухо-Маклая и четыре в Орехове-Борисове. Кстати, наиболее сейсмонеустойчивые территории тянутся с юго-востока на северо-запад Москвы. Сюда входят местность вдоль Каширского шоссе, улицы Осипенко и Большая Полянка, Орехово-Борисово и район станции метро «Краснопресненская» – «Улица 1905 года». Как считают сейсмологи, для более или менее надежного контроля над ситуацией в Москве необходимо построить семь станций наблюдения за сейсмической обстановкой в городе» .


«Московский Комсомолец» за 18.06.94:

«Как известно, дома в Москве строили безо всякого учета геологической среды. Ничего не стоило, например, поставить здание на засыпанное болото или овраг. Или еще круче – заложить свайный фундамент на пути грунтовых потоков. Во-вторых, каждый заводик хочет иметь для производственных нужд собственную водичку. Для этого роется глубокая скважина – их в столице уже более семи сотен. То ли качали слишком жадно, то ли воды там было не так много, но теперь под городом образовалась воронка диаметром в 90 километров! В-третьих, ни одна платформа (имеется ввиду Восточно-Европейская) не сможет выдержать такого давления; более 9 миллионов беспрерывно мечущихся человечков, 39 тысяч жилых зданий и 2800 промышленных объектов. И, в-четвертых, не надо забывать, что творится под землей: только протяженность всяких трубопроводов (вода, газ, канализация, и проч.) – более 30 тысяч километров. Все это и привело к тому, что почти половина территории города находится в зоне так называемого «геологического риска». Наибольшую опасность представляют два обстоятельства; образование глубоких провалов и неравномерное оседание отдельных участков поверхности земли (в основном из-за откачки подземных вод). Приблизительно раз в 10 лет в Москве случаются оползни. Последний случай был зафиксирован в 1985 году. Активация грунта происходит, как правило, в апреле-мае. Он может «поехать» и из-за повышения температуры подземных вод. Например, под Арбатом можно запросто купаться: + 27°. Недавно шинный завод «подложил свинью» метростроевцам. Во время прокладки тоннеля для эскалатора на станции метро «Дубровка» (улица Шарикоподшипниковская) последние натолкнулись на потоки воды, нагретой до + 50°. Пришлось использовать замораживание. Нередко глубоко под землей прокладчики метро встречаются даже с нефтепродуктами (когда на поверхности располагается какая-нибудь АЭС). В результате при строительстве станции «Тульская» почти полкилометра тоннеля было охвачено пожаром.

Наиболее опасным районом Москвы является Центральный округ. Более 800 зданий покосилось из-за сдвигов почвы. Расходится грунт под домом Пашкова, музеем Щусева, Консерваторией, ГУМом, Камерным театром. Воронки размером 2-3 метра грозят появиться на территории Кремля, на Тверской и Никольской улицах, на Новом Арбате. Предполагается дальнейшее развитие подземных процессов в районе Пятницкой улицы, Краснохолмской набережной, Кожевнических переулках и Дербеневской улице.

Конечно, можно укрепить набережные и еще глубже рыть метро. Или вообще больше не строить, а только разбивать парки. Но большинству домов (особенно в зоне Садового кольца) помочь уже практически невозможно. Ваш домик сложится будто карточный. В 1969 году из-за образования под фундаментом воронки рухнули перекрытия пятиэтажного дома по Хорошовскому шоссе. Годом позже на Ново-Хорошовском проезде «исчезли» два других здания. Повезло, если жильцам пришлось изумляться происходившему на улице, а не дома» .

1.ВВЕДЕНИЕ

2.ЗАВОЕВАНИЕ ЗОЛОТОГО ВАВИЛОНА

2.1Начало истории

2.2Из плена – на родину

2.3Сады и блистающий дворец

3.ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДА-ЗАКОНОДАТЕЛЯ

3.1Как Вавилон добился своего величия

3.2Когда Навуходоносор правил Вавилоном

3.3Свод Законов Хаммурапи

3.4Каким богам поклонялись в Вавилоне

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

В оборонительной системе Вавилона был один недостаток: через центр города протекал Евфрат. Кир же сразу понял, что река может стать дорогой в самое сердце Вавилона. Когда глубина стала лишь по бедро взрослому человеку, персы вброд по дону пробрались внутрь городских стен, в самое сердце Вавилона. Его встретили радушно.

Однако библейский пророк Даниил, очевидец падения города, счел это божественным возмездием.

С падением Вавилона Кир становится единовластным правителем не только Месопотамии, но и Сирии и Палестины, подвластных Вавилону.

Кир освободил из вавилонского плена евреев, отправив их в Иудею для восстановления Иерусалима и священного храма Соломонова. Вавилон был крупнейший в мире город, раскинувшийся на 4000 га земли, со времен царя Навуходоносора пребывавший в славе.

В северной части древнего города, возвышаясь над Евфратом, стоял дворец. Неподалеку от него находилось одно из Семи чудес света – висячие сади Семирамиды. Эти Сады были построены при правлении царя Вавилона Навуходоносора II.

Падение Вавилона ознаменовало закат славы города, хотя при правлении преемников Кира Вавилон стал столицей богатейшей провинции Персидской империи.

Город Вавилон поздно встал в ряд государств Центральной Азии. Первый из его великих царей, полулегендарный Хаммурапи, правил примерно с 1792 по 1750 г.до н.э. Хаммурапи создал свод законов, просуществовавшей почти 1000 лет и еще долго сохранявший влияние.

Вавилон был поднят из руин преемником Синахериба Ассархаддоном, и к концу VII в.до н.э. вновь обрел былую мощь.

Навуходоносор взошел на вавилонский трон в 605 г.до н.э. За 43 года своего правления он возродил Вавилонскую империю и практически заново отстроил ее столицу – великолепный город Вавилон.

Законы Хаммурапи, влиявшие на вавилонское общество и во времена Навуходоносора, уходили корнями к своду законов, высеченному в 1750 году до н.э. на базальтовой плите. Он высечен клинописью, способом письма, ранее использовавшимся на глиняных табличках. Законы охватывали все правовые сферы: от имущественных преступлений до порядка наследования, от врачевания больных до усыновления детей. Многие виды преступлений карались смертью.

Цель написанной работы – рассказать о правлении царей в Вавилоне; о завоевании и падении города.

Для написания контрольной работы использовалась следующая литература:

1.Когда, где, как и почему это произошло/Сост. Найджел Хоукс, Тим Хейли, Кейт Спенс и др.; Ред. Майкл Уорт Дэвисон, Йен Стюарт, Аза Бригс.; – Лон.: ЗАО «Изд. дом Ридерз Дайджест», 1998. – 448 с.

2.Моммзен Т. История Вавилона. М., 1943. 379 – 380 с.

3. Энцикл.: История/Сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов; Под ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 512 с.

4.Энцикл.: Страны и народы: Азия, Америка, Австралия, Африка/Авт.-сост. Л.А. Багрова; Под ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 592 с.

2. ЗАВОЕВАНИЕ ЗОЛОТОГО ВАВИЛОНА

2.1 Начало истории

вавилон семирамида хаммурапи

Всю весну и часть лета 539 г.до н.э. персидская армия Кира Великого стояла под мощными стенами Вавилона, надеясь, что голод заставит его жителей сдаться. До этого персы уже покорили Мидию и сказочно богатую Лидию. С падением Вавилона Кир становится единовластным правителем не только Месопотамии, но и Сирии и Палестины, подвластных Вавилону.

Вавилоняне загодя накопили в городе столько съестных припасов, что хватило бы на несколько лет. Но они не учли один небольшой недостаток в оборонительной системе Вавилона: через центр города протекал Евфрат. Кир же сразу понял, что река может стать дорогой в самое сердце Вавилона.

Кир повелел вырыть выше по течению канал для отвода воды Евфрата к близлежащим болотам. Уровень воды в реке понизился, а когда глубина стала лишь по бедро взрослому человеку, персы вброд по дону пробрались внутрь городских стен, в самое сердце Вавилона. Горожане отмечали какой-то праздник и ничего не заметили, пока персы не заполнили весь город.

Кир был тепло встречен вавилонянами. Он тоже благоволил им и даже присутствовал на церемониях поклонения наиболее почитаемому в Вавилоне божеству – Мардуку. Так пал Вавилон, согласно свидетельствам греческих историков Геродота и Ксенофонта. Однако библейский пророк Даниил, очевидец падения города, счел это божественным возмездием. Он поведал, как в то время, когда персы подходили к городу, Валтасар, которого Диниил называет царем вавилонским, хотя на самом деле тот правил только в отсутствие своего отца Набонида, устраивал пир для «тысячи вельмож своих». Гости пили вино из священных иудейских чаш, раннее вывезенных из Иерусалима воинством Навуходоносора II в качестве военных трофеев. И вдруг в разгар пира из воздуха возникла рука, начертавшая на стене слова: «Мене, текел, перес».

2.2 Из плена – на родину

Даниил узнал в этих словах названия трех иудейских мер веса, и истолковал их следующим образом: «Мене –исчислил Бог царство твое и положил конец ему, текел – ты взвешен на весах и найден очень легким, перес – разделено царство твое и дано мидянам и персам». И в соответствии с пророчеством Даниил персидское войско ворвалось в город, и в ту же ночь Валтасар бал убит, хотя, возможно, не Киром, а своими же возмущенными подданными.

Кир освободил из вавилонского плена евреев, отправив их в Иудею для восстановления Иерусалима и священного храма Соломонова. Пророк Ездра описывает, как Бог Израилев надоумил Кира вернуть иудеев на родину и отдать им священные сосуды числом «пять тысяч четыреста».

Греческие историки и библейские иудейские пророки единодушно отмечают мощь и размеры Вавилона, название которого означает «Врата Бога». Это был крупнейший в мире город, раскинувшийся на 4000 га земли, со времен царя Навуходоносора пребывавший в славе. Протяженность внешней линии двойных стен, окружавших город, достигала 17 км, через определенные промежутки они были укреплены сторожевыми башнями. Над оживленными речными пристанями возвышался огромный зиккурат – Вавилонская башня, упомянутая в Книге Бытия. Это было искусно выстроенное сооружение из глиняного кирпича высотой около 90 метров, хорошо видное за многие километры из долины Евфрата. Состояло оно из 8 башен, соединенных между собой лестницей, ведущей наверх. Вавилоняне называли башню Этеменанки, т. е. «Дом основы Небес и Земли». Неподалеку от нее располагался храмовый комплекс, именуемый Эсагила, «Дом Головы», где Кир сумел завоевать благосклонность вавилонян, поклоняясь Мардуку.

2.3 Сады и блистающий дворец

В северной части древнего города, возвышаясь над Евфратом, стоял дворец, в котором, возможно, Валтасар и устроил пир в ту роковую ночь. Неподалеку от него находилось одно из Семи чудес света – висячие сади Семирамиды.

Эти Сады были построены при правлении царя Вавилона Навуходоносора II. В жены себе он выбрал красавицу Семирамиду, дочь царя горной страны Мидии. Она очень тосковала по своей родине, которая так не похожа была на пыльный и шумный город, где ей пришлось жить с мужем.

Навуходоносор любил свою жену, он решил сделать все, чтобы развеять ее печаль. По приказу царя в город были согнаны тысячи пленных, захваченных на недавней войне, и закипела работа.

Рядом с дворцом было построено четырехэтажное здание из камня и кирпича. На каждом этаже насыпали слой плодородной земли и посадили деревья и цветы. Этажи соединялись между собой лестницами.

Для поливки садов использовалось специальное водоподъемное устройство. Все это сооружение поддерживали мощные колонны, но издали казалось, что прекрасные сады висят прямо в воздухе – потому их и назвали «висячими садами».

К сожалению, это чудо света просуществовало недолго – около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садами, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло. Так погибло одно из чудес света.Доступ в город осуществлялся через 8 городских ворот, из них самыми роскошными были Ворота Иштар, сооруженные в честь богини плодородия и любви.

Падение Вавилона ознаменовало закат славы города, хотя при правлении преемников Кира Вавилон стал столицей богатейшей провинции Персидской империи. В 482 году до н.э. в городе вспыхнуло восстание против Ксеркса, который снес городские стены и храмы и расплавил золотую статую Мардука. В 331 г.до н.э. Вавилон был захвачен войсками Александра Македонского, а в 275 г.до н.э. практически всех горожан переселили в новую столицу на реке Тигр. И все же обдуваемые ветрами руины простояли еще более 2000 лет, пока в 1990 году правитель Ирака Садаам Хусейн, подготавливая площадку под строительство «Нового Вавилона», не сравнял с землей большую их часть.

3. ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДА-ЗАКОНОДАТЕЛЯ

3.1 Как Вавилон добился своего величия

Город Вавилон поздно встал в ряд государств Центральной Азии. Он появился спустя столетия после зарождения первой – шумерской – цивилизации, однако к 1900 г.до н.э. уже стал столицей Вавилонского царства.

Первый из его великих царей, полулегендарный Хаммурапи, правил примерно с 1792 по 1750 г.до н.э. При нем Вавилон подчинил себе основную часть Месопотамии – плодородные земли между Тигром и Евфратом. Он сделал Вавилон центром процветающей империи. Хаммурапи создал свод законов, просуществовавшей почти 1000 лет и еще долго сохранявший влияние.

Величие и слава Вавилона привлекали к нему внимание многих захватчиков. В течение XVI в.до н.э. он находился под властью касситов, правивших примерно 400 лет. Тогда же бог Мардук, которому ранее поклонялись лишь вавилоняне, стал главным божеством всей Месопотамии.