Церковь бориса и глеба на арбатской площади. Храм-часовня бориса и глеба на арбатской площади

Храм-часовня святых благоверных князей Бориса и Глеба построена на Арбатской площади в память о существовавших там до 1920-х гг. двух древних храмах.

В первую очередь возведение храма-часовни связано с древней православной церковью святых Бориса и Глеба. Это была деревянная , построенная в 15 веке, об этом свидетельствует одно из упоминаний о ней в древнерусских летописях. К середине 16-го века деревянную постройку сменила каменная. С этого же времени становится одной из самых важных и почитаемых соборных церквей в Москве: пред каждым военным походом великие русские князья и сам царь Иван Грозный приходили для молитвы и за напутствием в эту .

В 18 веке история храма была связана с двумя знатными московскими семьями графов Бестуживых-Рюминых и Мусиных-Пушкиных. Оба семейства были главными благотворителями храма и оба имели при храме свой собственный придел, обустроенный как родовой склеп. В конце 18 века между этими семьями возник конфликт: одни хотели заново перестроить в современном и модном в то время архитектурном стиле, а другие — напротив, старались сохранить первозданный вид русской православной святыни. После долгих тяжб предпочтение было отдано идее Бестужевых-Рюминых, которые настаивали на перестройке храма. Таким образом, к концу 18 века предстал прихожанам в новом стиле — барокко.

С приходом к власти коммунистической партии в церковной жизни общества начали происходить драматические события. Служителей церквей преследовали, церковная культура в стране уничтожалась. В 1929 году Президиум Мособлисполкома постановил, что «здание церкви Бориса и Глеба на Арбатской площади стесняет движение и мешает новой планировке площади, вследствие чего, подлежит сносу». В 1930-м году Бориса и Глеба был безвозвратно уничтожен. Спустя 3 года соседнюю с храмом Бориса и Глеба церковь святителя Тихона Амафунтского постигла та же участь — она тоже была снесена.

После возобновления православных традиций в стране в 1990-е гг. Русская Православная Церковь выступила с инициативой установления памятника храму Бориса и Глеба в виде одноименной часовни. Решение было принято, но из-за невозможности строительства часовни в историческом месте, она была построена в том месте, где раньше находилась церковь Тихона, поэтому первоначальный план часовни Бориса и Глеба был изменен — к нему добавили приход во имя святого Тихона. В результате прихожане получили вместо часовни — Храм-часовню Бориса и Глеба с приделом святого Тихона. В 1997 году состоялась закладка первого камня храма-часовни. В августе 1997 года при участии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Храм-часовня Бориса и Глеба была освящена и торжественно открыта для верующих.

Вконтакте

Часовня возведена в память о стоявшем на Арбатской площади , известном с 1483 года.

Каменная церковь на этом месте была выстроена по повелению великого князя Василия Ивановича. В XVI веке храм имел особое значение, и по предположениям, даже считался собором; Иван Грозный отправлялся в него на моление крестным ходом из Кремля перед началом военных походов.

В XVIII веке храм был полностью снесен и перестроен в 1763–68 годах по проекту К. И. Бланка. Познее он поновлялся, к нему были добавлены приделы.

В 1930 году, несмотря на протесты верующих и архитекторов-реставраторов, отмечавших, что храм является «памятником XVIII века выдающегося историко-архитектурного значения», здание было снесено, однако архитектор-реставратор Б. Н. Засыпкин и студенты Московского университета успели провести обмеры разрушаемого памятника.

В 1997 году, по инициативе Фонда единства православных народов, в память о Борисоглебском храме был возведен памятный храм-часовня Бориса и Глеба. Его архитектура частично повторяет формы утраченного здания.

Другие города , Copyright

Храм-часовня возведен не на месте разрушенной церкви, а несколько в стороне, на месте церкви Тихона Амафунтского, также снесенной в 1930-х годах. В память о ней в храме-часовне устроен придел во имя Тихона Амафунтского. На самом же месте Борисоглебской церкви установлен памятный знак с ее барельефным изображением.

Приписан к храму Большого Вознесения.

Фотогалерея


Полезная информация

Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба патриаршего подворья на Арбатской площади города Москвы

Престолы

Освящена в честь: свв. мчч. Бориса и Глеба, свт. Тихона Амафунтского

Год постройки

1997
Архитектор: Вылегжанин Ю.С.

Адрес

Москва, Арбатская площадь, 4
Проезд: м. «Арбатская»

Храм открыт

Ежедневно: 9:00–19:00

Расписание богослужений

По средам

  • водосвятный молебен и панихида по усопшим - 12:30

В воскресные дни

  • Божественная Литургия - 9:00
  • Водосвятный молебен и панихида по усопшим - 14:30

Огласительные беседы

В храме святых благоверных князей Бориса и Глеба огласительные (предварительные) беседы со взрослыми, желающими креститься, а также с родителями и восприемниками младенцев, проводятся дежурными священниками по воскресеньям в 11:00

Фото: Часовня Бориса и Глеба на Арбатской площади

Фото и описание

Борисоглебская церковь у Арбатских ворот была снесена в 30-е годы прошлого века под предлогом реконструкции Арбатской площади. В конце столетия к празднованию 850-й годовщины основания Москвы на площади был заложен храм-часовня во имя Бориса и Глеба с Тихоновским приделом. Правда, часовню построили не на месте Борисоглебского храма, а на месте церкви Тихона Чудотворца, которая стояла рядом и также была снесена на заре советской власти. В облике храма-часовни постарались повторить облик церкви Бориса и Глеба, а на том месте, где она стояла, был установлен памятный знак.

Первая церковь в честь мучеников Бориса и Глеба была построена еще в XV веке. Достоверно установлено, что в конце столетия церковь сгорела во время очередного большого московского пожара, который начался в здании Никольского храма на Песках, расположенного по соседству.

В 1527 году церковь была известна уже как каменная. Она была построена по распоряжению московского князя Василия III. Его сын, царь Иоанн Грозный повысил статус этой церкви до собора – одного из семи на Москве. В этом храме царь молился перед тем, как отправиться в военный поход, и принимал участие в совершаемых крестных ходах. Здесь же его торжественно встречали после взятия Полоцка в 1563 году.

Очередное здание храма было построено во второй половине XVIII века по проекту Карла Бланка и при финансовом участии графа Алексея Бестужева, государственного деятеля времен правления Елизаветы I и Екатерины II. За право перестройки храма Бестужевы соперничали с представителями другой известной фамилии – Мусиными-Пушкиными, которые имели в церкви свой придел и родовую усыпальницу. Работы продолжались с 1763 по 1768 год, церковь обрела приделы в честь Казанской иконы Божьей Матери и Воскресения Словущего.

Во время Отечественной войны 1812 года церковь не пострадала, наоборот, к ней были приписаны ближайшие церкви, некоторые из них были даже разобраны, а их камень пошел на устройство новых приделов Борисоглебского храма.

В 1483 году на Арбатской площади выстроили деревянную церковь Бориса и Глеба. Эта церковь упоминается в летописи в повествовании о великом пожаре, разбушевавшемся 28 июля 1493 года от копеечной свечки. В том же летописном сообщении впервые встречается и название Арбат. Церковь Бориса и Глеба оказывается не только летописной ровесницей Арбата, но даже старше Красной площади.

В XVI веке Борисоглебская церковь упоминается уже как каменная, построенная по указу великого князя Василия Ивановича.

Особенно чтил эту церковь его сын Иван Грозный. При нем по постановлению Стоглавого собора в 1551 году храм Бориса и Глеба стал одним из семи московских соборов (по числу Вселенских Соборов), то есть главным храмом в определенном приходском округе. Он был и местом особенного царского богомолья перед военными походами, так как располагался на главном, западном, направлении. По обычаю, государи шествовали в него из Кремля с крестным ходом, со свитой, духовенством и воинством, слушали в нем обедню, затем служили молебен и получали напутственное благословение. Иван Грозный молился здесь в мае 1562 года, когда «шел на свое дело Литовское», и слушал здесь обедню. В ноябре того же года Иван Грозный, вновь решив пойти на Литву, после моления в кремлевских соборах отправился с воинством к арбатской церкви Бориса и Глеба. В крестном ходу с царем шел святитель Макарий, митрополит Московский, а шествие несло с собой чудотворный Донской образ Божией Матери, который был с Дмитрием Донским на Куликовом поле. У этого же храма традиционно встречали государей, возвращавшихся из великих походов. В марте 1563 года здесь с триумфом встречали Ивана Грозного, когда русскими был взят Полоцк.

В Смутное время — в 1612 году — «у Бориса и Глеба» решалась судьба Москвы: здесь произошло победное сражение ополчения князя Дмитрия Пожарского с войском гетмана Ходкевича, который шел на помощь осажденным в Кремле полякам.

К началу петровского времени в Борисоглебском храме находились усыпальницы двух именитых фамилий России — Мусиных-Пушкиных и Бестужевых.

В царствование Екатерины II , в середине XVIII века, Бестужев решил на свои средства построить на месте старого новый приходской храм Бориса и Глеба на Арбате в модном западном стиле, получил разрешение Митрополита. В 1763 году вышло постановление сломать старый храм, а Бестужева обязали выстроить при новой церкви Воскресенский придел во образ старого и туда перенести захоронения Мусиных-Пушкиных. Но позже фамильные гробы Мусиных-Пушкиных были перенесены в кремлевский Чудов монастырь, где также были их родовые захоронения.

Для сооружения нового храма Бестужев пригласил архитектора Карла Ивановича Бланка, чтимого Екатериной II. Новую, очень изящную Борисоглебскую церковь Бланк выстроил в стиле барокко. Храм возводили пять лет. Новая церковь на месте старой с приделами Казанской Божией Матери и Воскресения Словущего была выстроена и освящена в 1768. Она была окрашена по-московски в ярко-красный огненный цвет. В ней были освящены два прежних придела — Казанский и Воскресенский.

Во время пожара 1812 года церковь не пострадала. И к уцелевшему храму приписали обгоревшие и разоренные окрестные церкви. Материал же разобранных церквей пошел на строительство приделов Ризы положения во Влахерне и Марии Магдалины.

Это была небольшая, типичная приходская одноглавая церковь с трапезной и колокольней. Знали ее в городе многие потому, что хранились здесь почитаемые иконы Нила Столбенского и Иоанна Милославского. Но главной святыней арбатской церкви был древний храмовый образ святых Бориса и Глеба с житием, перед которым часто служили молебны.

В апреле 1922 года из храма изъяли церковное серебро. В 1923 г. общество «Культурная смычка» ходатайствовало о закрытии церкви и передаче ее здания под клуб. В октябре 1929 года Президиум Мособлисполкома постановил снести Борисоглебский храм, так как он стесняет движение. В Центральных реставрационных мастерских начался бунт. На заседании под председательством П.Д. Барановского было принято решение вновь подтвердить великую ценность храма как памятника «выдающегося историко-архитектурного значения», вновь указать на целесообразность сноса соседнего дома, таковой ценности не имеющего, и признать уничтожение храма необоснованным и нецелесообразным, тем более что он прекрасно сохранился. В те же октябрьские дни прихожане писали заявление в Президиум ВЦИК в защиту храма. Но в канун Рождества 1929 года ВЦИК постановил снести только Борисоглебскую церковь.

В феврале 1930 года Борисоглебский храм закрыли. Древние иконы и ценные облачения вывезли в музейные запасники, а колокола, бронзовые иконостасы и утварь передали на утилизацию.

Церковь являлась одним из лучших образцов барокко в Москве, однако снесена в 1930 под предлогом реконструкции площади.

Вблизи места церкви поставлен небольшой памятный знак — каменный Часовенный столб.

Уничтоженной церкви посвящена часовня на Арбатской площади, появившаяся в годы правления Бориса Ельцина, назвавшего внука Глебом. Часовня напоминает разрушенную церковь.

http://www.losev-library.ru/index.php?pid=4923

Первое упоминание об этой церкви появилось в исторических документах в связи с сильнейшим пожаром, произошедшим в Москве в июле 1493 года. Именно тогда её деревянный прообраз, построенный ещё в 1483 году, сгорел в пожаре. А восстановлена в камне она была лишь в 1527 году, по приказу самого Василия III. Позже, в 1551 году, уже во времена правления Ивана Грозного, особенно почитающего эту церковь, она постановлением Стоглавого собора была введена в состав семи московских соборов для царского моления перед началом военных походов.

Именно здесь царь отстоял обедню перед походом на Литву весной 1562 года. А когда в 1563 году русскими воинами был взят Полоцк, именно здесь встречали войско под предводительством Ивана Грозного, возвращавшееся с триумфальной победой из великого похода.

В конце XVII века стараниями племянника патриарха Иоакима, Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, к храму был пристроен придел в честь Воскресения Словущего, который стал домовой церковью этой одной из древнейших фамилий России. Именно в этом приделе была устроена усыпальница для представителей рода графов Мусиных-Пушкиных. В ещё одном приделе храма, во имя иконы Казанской Божией Матери, известного с 1677 года, находилась усыпальница Бестужевых, представителей другого знатного рода.

В 1763 году этот храм был сломан и на его месте, на средства Бестужева была выстроена новая церковь. Строить новый собор Бориса и Глеба поручили архитектору Карлу Ивановичу Бланку, который блестяще справился со своей задачей, построив новую изящную Борисоглебскую церковь в стиле барокко, которая была освящена уже в декабре 1768 года (Воздвиженка 15). Одновременно с ней были освящены два прежних придела - Воскресенский и Казанский, также отстроенные заново. В них были перенесены и святыни прежнего храма.

После пожара 1812 к чудом сохранившемуся храму были приписаны разорённые окрестные церкви. Некоторые из них вскоре разобрали, а материал пошёл на строительство новых приделов Ризы положения во Влахерне и Марии Магдалины. Иконы и утварь из разобранных храмов тоже были перенесены сюда. Во вновь отстроенном соборе были свои, особо почитаемые богомольцами святыни. Это образ святого Нила Столобенского с частью мощей, большая древняя икона XVI века святого Бориса и Глеба с житием, икона XVI века святого Иоанна Милостивого.

Церковь Бориса и Глеба у Арбатских ворот являлась одним из лучших образцов барокко в Москве. Её внутренняя отделка была выполнена с особой тщательностью и представляла собой отличный образец стиля ампир.

В 1930 году, под предлогом реконструкции площади, Борисоглебский храм закрыли. Серебро реквизировали, древние иконы и ценные облачения вывезли в музейные запасники, а колокола, бронзовые иконостасы и утварь отправили на переплавку.

В год празднования 850-летия столицы правительством Москвы было принято решение о сооружении храма-часовни Бориса и Глеба чуть в стороне от места нахождения древнего собора. В августе 1997 года на Арбатской площади, 4 уже был сооружён памятник утраченной святыни, воссозданный в память славного московского храма во имя святых Бориса и Глеба, помнившего времена Ивана III. А рядом, перед кинотеатром «Художественный», на том самом месте, где стоял подлинный храм Бориса и Глеба, установлен памятный знак.


Храм Бориса и Глеба, что у Арбатских ворот — православный храм, существовавший в Москве, в Белом городе, на Арбатской площади.
Церковь впервые упоминается в летописи, говорящей о событиях 28 июля 1493 года - о великом пожаре, разгоревшемся от копеечной свечки в соседнем храме Николы на Песках. В том же летописном сообщении впервые встречается и название Арбат.
Первый каменный храм в честь Бориса и Глеба выстроен в 1527 году, по приказу великого князя Василия III. Особенно чтил эту церковь его сын Иван Грозный. При нем в 1551 году храм Бориса и Глеба стал одним из семи московских соборов (по числу Вселенских Соборов), то есть главным храмом в определенном приходском округе. Он был и местом особенного царского богомолья перед военными походами, так как располагался на главном, западном, направлении. По обычаю, государи шествовали в него из Кремля с крестным ходом, со свитой, духовенством и воинством, слушали в нем обедню, затем служили молебен и получали напутственное благословение. Иван Грозный молился здесь в мае 1562 года, когда "шел на свое дело Литовское", и слушал здесь обедню. В ноябре того же года Иван Грозный, вновь решив пойти на Литву, после моления в кремлевских соборах отправился с воинством к арбатской церкви Бориса и Глеба. В крестном ходу с царем шел святитель Макарий, митрополит Московский, а шествие несло с собой чудотворный Донской образ Божией Матери, который был с Дмитрием Донским на Куликовом поле. На молебне пастырь и государь молили Господа о победе и о сохранении Москвы и всех русских городов "от всякого злаго навета". У этого же храма традиционно встречали государей, возвращавшихся из военных походов. В марте 1563 года здесь с триумфом встречали Ивана Грозного, когда русскими войсками был взят Полоцк.
Новая церковь с приделами Казанской Божией Матери и Воскресения Словущего строилась 5 лет с 1763 года, освящена в 1768 году. Она была построена на средства бывшего канцлера графа Бестужева. Архитектором выступил Карл Иванович Бланк.
После пожара 1812 года, пощадившего храм, к нему были приписаны разоренные окрестные церкви. Некоторые из них вскоре разобраны, а материал употреблен на строительство приделов Ризы положения во Влахерне и Марии Магдалины. Церковь являлась одним из лучших образцов барокко в Москве, однако снесена в 1930 году под предлогом реконструкции площади. Вблизи места церкви поставлен небольшой памятный знак.
В 1997 году к празднику 850-летия столицы правительство Москвы приняло решение о сооружении храма-часовни Бориса и Глеба на Арбатской площади. Его воздвигли чуть дальше от того места, где стоял исторический прототип, но точно на месте старинного храма Тихона Чудотворца, тоже уничтоженного революцией, оттого один из приделов освящен во имя святого Тихона. Храм-часовню строили по образу старого Борисоглебского храма, но полных данных о его интерьере обнаружить не удалось.
Закладка состоялась 8 мая 1997 года, а уже 6 августа Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм-часовню, ставший самым лучшим, священным памятником утраченной святыни. Рядом, перед кинотеатром «Художественный», установлен памятный знак - на том самом месте, где стоял подлинный храм Бориса и Глеба.

Http://ru.wikipedia.org

Фотографии Светланы Комковой (г.Уфа)