Чем отличается правда от истины. Категории «правда» и «истина» в русской культуре

В философии.

Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином, от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re (интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей).

В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической. В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости.

«Правда» в значении «истина».

В значении «истина» условно употребляется также слово «правда», хотя этот термин обусловлен субъективным восприятием самой правды, антонимами которого служат понятия кривда, ложь и вымысел.

Несмотря на то, что понятие «правда» используется в значении «истина», оно является более бытовым, и порой приобретает эмоциональную окраску, снабжаясь такими эпитетами как «горькая», «страшная» или «сладкая». Кроме того, если под «правдой» подразумеваются субъективные представления человека об истине, может говориться о «нескольких правдах». Таким образом термин «правда» более констатирует действительность нежели реальность истинную.

История понятия.

Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия.

Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверх эмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной. В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р. Декартом).

Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления. До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле:- истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei et intellectus). В классическом смысле истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности.

Более упрощенная трактовка совпадает с таким тезисом: истина есть адекватное отображение действительности в сознании.

Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем, К. Марксом и другими мыслителями. В частности, французские философы-сенсуалисты (например, Э. Кондильяк) определяли истину, постулируя её в своих формулах в принципе как адекватное отображение действительности и тем самым присоединяясь к приверженцам корреспондентской теории.

Общая ориентация на классические воззрения присуща также и некоторым философам XX в. (А. Тарский, К. Поппер и др.).

В классической концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу. Особым образом здесь следует сказать о познании, его результат, а также сам объект познания понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственной деятельностью человека. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса.

Некоторые сторонники классической концепции трактовали истину более возвышенно, но также и более неопределенно. Они понимали истину как свойство субъекта, совпадающее с его согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления (И. Кант) или даже в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловного свойства идеальных объектов (Платон, Августин).

Сторонники таких воззрений составляли достаточно многочисленную группу философов. Они видели истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время господствовало, имея таких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Фихте и другие мыслители.

В границах ещё одного направления, эмпиризма, истина понималась как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм в XVIII в., Б. Рассел в ХХ в.), либо в качестве совпадения идей и поступков со стремлениями личности (У. Джемс, Х. Файхингер). Р. Авенариус и Э. Мах понимали истину как согласованность ощущений. М. Шлик и О.Нейрат рассматривали истинность как последовательную связь предложений науки и чувственного опыта.

Конвенционалисты (например, А. Пуанкаре) утверждали, что дефиниция истины и её содержание носят условно-договорный характер.

С конца XIX в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины.

Ф. Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей. Ж.П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода, экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.

Согласно наиболее распространенным воззрениям в западной философии середины XX в. истина есть особый идеальный объект (Ж. Маритен, Н. Гартман и др.).

Такое понимание истины неразрывно связано с пониманием бытия как трансцендентного, сверхчувственного и рационально до конца не постижимого феномена. философ истина догматизм

Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной. Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе. Относительная истина - это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте. Возникший в XX веке неопозитивизм разделяет истины на эмпирические (подтверждаемые опытом) и логические (не зависящие от опыта, априорные).

Представители так называемого социально-психологического направления (Томас Кун, Пол Карл Фейерабенд) в противовес неопозитивистской трактовке научной истины как эмпирической подтверждения предложили вообще аннулировать понятие научной истины, особые нападки с их стороны вызывало понятие объективности истины.

Также необходимо выделить тезис о конкретности истины. Конкретность истины есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются.

В некотором смысле доводя эту точку зрения до логического завершения, теоретики постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез) изображали познание в качестве обреченного на неудачу процесса вечной «погони» за истиной как иллюзией или «симулякром». Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальная (находится в процессе постоянного развития).

Философские понятия. Хотите их философские определения? Google вам в помощь. А мои, бытовые представления, здесь.

Правда — это то, во что человек ВЕРИТ. Истина — то, что он ЗНАЕТ (исходим из того, что знание — точное отражение объективной ситуации). Взаимоотношения между тем и другим бывают довольно причудливы. Можно говорить правду и ни на йоту не отступать от истины, и это-то как раз очень просто для понимания. Можно говорить правду, и быть от истины катастрофически далеко. Это понять немного сложнее. Можно лгать и при этом утверждать истину. Это — самое сложное для понимания, поэтому поясню простенькой бытовой иллюстрацией.

Один приятель спрашивает другого: «Почему ты пришел без жены? Мы же вас обоих приглашали». Тот отвечает: «Да знаешь, она заболела, лежит пластом, и температура под сорок». Врет при этом как сивый мерин — он даже домой не заходил, и не звонил, и понятия не имеет, что с женой. И вообще заведомо не собирался ее с собой брать на эту тусовку. Между тем, жена его действительно заболела. И действительно лежит «пластом» с температурой под сорок. Такова ИСТИНА. Но эта истина не делает ложь мужа ПРАВДОЙ. Его ложь — ложью и остается.

Вот такие чудеса:).

…А сколько из них вытекает разных забавных следствий… Например, верующий человек, истинно верующий, утверждает: «Бог — есть!» И говорит при этом чистую правду — исключительно в силу того, что ВЕРИТ в то, что говорит. Она, по моему убеждению, далека от истины, но все равно остается правдой. А вот — лукавый монах, в ком веры меньше, чем в таракане, для коего религия — только способ сытно есть, не работая, — утверждает то же самое: «Бог — есть!». И при этом бессовестно ЛЖЁТ, поскольку сам-то убежден, что нет никакого бога, иначе какой бог стал бы терпеть его, безбожника, среди своих служителей!

А чтобы вы прониклись сознанием того, насколько в этой теме все причудливо, я еще вот что скажу (и докажу). Глаголы «солгать» и «обмануть» — вовсе не синонимы. Можно прекрасно себе солгать, но никого при этом не обмануть. А можно обмануть в лучшем виде, используя для этого чистую правду. Первое просто, а вот для второго — бытовой примерчик.

Заходите в бакалею и видите бутылку растительного масла, на этикетке которой написано: «НЕ СОДЕРЖИТ ХОЛЕСТЕРИНА!». Вот чистая правда написана. Не содержит. И не может содержать, потому как — растительный продукт, а не животного происхождения. Но обман налицо. Рядом стоят бутылки масла от другого производителя. На которых нет такой надписи. Холестерина, понятно, тоже нет. Но очень многие покупатели купят первый продукт, а не второй, именно по этой причине — сочтут отсутствие холестерина в масле ЭТОГО производителя ПРЕИМУЩЕСТВОМ над прочими.

Почему я заявил, что истина это то, что человек ЗНАЕТ, а вовсе не то, что существует вне человека? Что это точное отражение объективной ситуации, а не сама ситуация? Да потому, что категории истинности и ложности это категории сознания. Даже, я бы сказал, познания. Гносеологические, если вам мало бытового языка. Природа, объективный мир, не знает истинности или ложности. Убери из нее познающий ее разум, и понятия эти (равно как и ВСЕ прочие ПОНЯТИЯ) не только потеряют смысл — они перестанут существовать. Так что истинность — это адекватность отражения , а вовсе не то, что отражается.

В скобках замечу: категории правды и лжи, как и обмана, есть категории ЭТИКИ, не имеющие к гносеологии никакого отношения, но и их постигнет та же судьба, стоит только выдернуть человеческий разум из контекста бытия. Почему? Да потому, что вместе с ним исчезнет и этика как таковая, со всеми своими категориями.

Словари, к сожалению, также оказываются в этом случае недостаточно информативными. В большинстве словарей русского языка правда и истина трактуются как синонимы, без объяснений различий между ними.

Неудивительно, что многие лингвисты посвящали этим словам целые работы, и научную дискуссию о правде и истине никак нельзя считать законченной - возможно, полное понимание этих слов так же труднодостижимо, как и абсолютная истина.

Попробуем все-таки разобраться, в чем же состоят различия в употреблении и значении этих слов. Картина на первый взгляд получается противоречивая.

С одной стороны, у каждого своя правда, то есть правд вроде бы много, а истина только одна. Однако бывают прописные, плоские, избитые, известные истины во множественном числе, но не бывает *прописных, плоских, избитых, известных правд. Когда мать хочет узнать правду о том, кто разбил окно, она не просит, чтобы дети сказали ей *свои правды, - в этом случае правда единственна (* - принятое в лингвистике обозначение неправильной речи. - Прим. авт.).

Когда мать хочет узнать, кто виноват, она просит детей сказать ей правду и не может попросить их *сказать ей истину. Следователь, распутывающий преступление, стремится установить истину, но не *установить правду. При этом свидетели не должны скрывать от него правду. Однако свидетеля нельзя упрекнуть в том, что он *скрывает истину.

И правду, и истину люди ищут; и правду, и истину трудно найти. Однако правду бывает трудно обнаружить потому, что ее скрывают те, кому она известна, а истину - потому что она открывается лишь немногим. Правду может обнаружить тот, кто старается до нее докопаться, кто ищет свидетелей, улики, факты. До истины может дойти тот, кто долго идет по правильному духовному пути. Знание правды - это фактическое, конкретное знание какого-то эпизода действительности, поэтому можно сказать Я знаю правду об этом деле. Однако знание, которое дает истина, - это некоторое общее знание самых важных аспектов бытия, поэтому не бывает *истины об этом деле.

Из этих примеров может создаться впечатление, что между правдой и истиной вообще нет ничего общего, да и что сами эти слова устроены как-то противоречиво. Однако это не так. Примеры, которые приводились выше, относятся к разным значениям этих слов, а синонимами они являются только в некоторых значениях. Причем главными значениями для правды в современном языке являются те, в которых она не синонимична главным значениям истины, - отсюда и такой резкий контраст в употреблениях.

Первое значение правды в современном русском языке можно сформулировать примерно так: правда о чем-либо = «то, каким что-либо оказалось в действительности; раньше люди этого не знали или думали об этом иначе», например: Правда оказалась совершенно ужасной; Я открою тебе правду об этом преступлении. В первом значении истина не является синонимом правды - нельзя сказать *Истина оказалась совершенно ужасной; *Я открою тебе истину об этом преступлении. В этом значении у слова правда есть синоним факт(ы), который также обозначает реально имеющий место фрагмент действительности. Но правда в отличие от объективных и нейтральных фактов эмоционально и оценочно окрашена и имеет еще целый ряд особенностей.

Во-первых, правда относительно каждой ситуации или объекта может быть только одна, а фактов может быть сколько угодно: Я узнал новые факты о его детстве и юности; Вот еще один факт, но не *Я узнал новую правду; *Вот еще одна правда.

Во-вторых, факты - это то, на основании чего можно строить мысли, теории, догадки о происходящем, в то время как правда дает полное и окончательное знание ситуации: Факты говорят против такой интерпретации, но не *Правда говорит против такой интерпретации.

В-третьих, факты могут быть интересными и малоинтересными, значительными и незначительными, а правда всегда представляет из себя ценность; нельзя сказать *малоинтересная правда, *незначительная правда.

Наконец, правда в первом значении, как правило, неприятна, она открывает какие-то отрицательные стороны предметов и ситуаций; ср. правда о нарушениях прав человека. Факты же могут отражать и хорошие стороны действительности: Я узнала новый факт о нем - оказывается, он еще пятнадцатилетним мальчиком спас из пожара маленькую девочку.

Поскольку правда часто неприятна, люди иногда ее скрывают. Интересно, что скрывать правду можно даже от самих себя, что невозможно для фактов: Он скрывает правду даже от самого себя, но не *Он скрывает факты даже от самого себя. И наконец, поскольку правду часто скрывают или искажают, то каким-то людям она неизвестна и оказывается для них неожиданной, - отсюда и компонент в толковании «раньше люди этого не знали или думали об этом иначе».

Во втором значении правда обозначает соответствующее действительности высказывание, например: Правда, что зарплату повысят? - Чистая правда. Слово правда во втором значении часто употребляется в составе названий газет: «Правда», «Комсомольская правда», «Марийская правда». В этом значении истина тоже не является синонимом правды - нельзя сказать: *Истина, что зарплату повысят? - *Чистая истина, да и газету назвать «Комсомольской истиной» было бы как-то нелепо.

Первое значение слова истина в современном русском языке таково: «Являющееся высшей духовной ценностью знание, которое дает людям ответ на все важные вопросы бытия и обретение которого является для них очень важной и труднодостижимой целью», например: Божественная Истина; Вся его жизнь была поиском истины.

В отличие от правды истина в первом значении является философской и религиозной категорией. В разных философиях и религиях существуют разные понятия истины, однако у людей есть представление о том, что окончательная Истина единственна и неизменна.

Истина во втором значении - это «такое представление, относящееся к некоторой сфере человеческой деятельности, которое какие-то или все люди считают правильным», например: научная истина; Я еще раз убедился в известной истине, что нападение - это лучший вид обороны. Истинами называются многие известные афоризмы: Известная истина «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Так же называются установленные и хорошо известные основы знаний в разных областях: элементарные экономические истины; Истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, известна любому школьнику. Правда такого значения не имеет - нельзя сказать *элементарные экономические правды, *Известная правда «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку».

В отличие от первой истины вторая истина не является ни единственной, ни неизменной: в одной и той же науке могут параллельно существовать десятки истин, а то, что признавалось истиной на каком-то этапе, может с течением времени пересматриваться.

В обобщенном виде разницу между основными значениями правды и основными значениями истины в современном русском языке можно сформулировать так: правда дает нам знание какого-то фрагмента действительности, истина же - это некоторое возвышенное, духовно или интеллектуально ценное знание каких-то общих законов бытия. То есть правда земная и будничная, а истина небесная и возвышенная.

Интересно, что это распределение, которое сейчас нам кажется естественным и ощущается многими носителями языка, возникло в русском языке не так давно. В древнерусском языке соотношение правды и истины было ровно противоположным. О правде и истине в древнерусском языке пишет известный историк языка Б.А. Успенский: «Правда осмысляется как божественное начало, а истина - как человеческое».

В древнерусском языке основные значения слова правда были связаны с идеями правоты, правильности, справедливости, праведности. Вот какие значения упоминаются в числе основных для слова правда в Словаре русского языка XI-XVII веков:

справедливость как свойство праведника; праведность, благочестие;

справедливость как соответствие действий и поступков требованиям морали и права; праведные деяния; исполнение божественных заповедей, долга.

Естественно, что древнерусская правда осмыслялась как божественное начало, как атрибут Бога и святых праведников. Отметим, что в современном русском языке эти значения не полностью утрачены - у слова правда есть значение «справедливость»: Рассуди нас по правде; Решение суда не исполняется - где нам искать правду?; Он отправился искать правду в Москву. Однако оно сильно «опустилось» в иерархии значений, то есть стало намного менее важным и частотным, а также перешло в высокий стилистический регистр.

Многозначность слова истина, напротив, в древнерусском языке объединялась прозаической идеей соответствия действительности, которая характерна для современной правды. Вот некоторые из древнерусских значений слова истина:

действительность, действительное положение вещей;

подлинное, действительное количество товара, денег (без прибыли).

Как мы видим, истина обозначала вполне земные вещи, в том числе даже товар и деньги.

Это соотношение истины и правды сохранялось довольно долго - еще в XIX веке Владимир Даль писал: «Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни». Однако к XX веку правда и истина «поменялись местами» - правда стала низкой, а истина - высокой.

Разумеется, все это достаточно огрубленное представление более тонких семантических процессов; на самом деле у обоих слов есть как «высокие», так и «низкие» значения. Однако общая семантическая тенденция состоит все-таки в том, что правда «опустилась», а истина «поднялась». Развитие отношений между словами правда и истина параллельно развитию отношений между словами знать и ведать: если в современном языке первое слово в обеих парах ассоциируется с земным, а второе - с возвышенным, то исторически их распределение было противоположным.

Валентина АПРЕСЯН, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН

Рецензии

Правда - это то, что существует на самом деле: объективная реальность и ее закон, которые не зависят от сознания человека. Она одна и абсолютна.
"Не в силе Бог, а в Правде". Если у каждого своя правда, то получается многобожие.
"Бог знает правду, да не сразу скажет". У Бога не может быть много правд.
Истина - это отражение объективной реальности в сознании человека. По мере приобретения знаний истина изменяется. Абсолютная истина - это полное соответствие наших представлений объективной реальности. Истина индивидуальна, побеждает в обществе наиболее распространенная или насильно насаждаемая истина, довольно часто ложная, тупиковая, для преодоления которой требуется длительное время. Вот у Исайи (59) описан такой случай: "Истина споткнулась на площади, и правда не может войти".
Будда сказал людям: "Я даю вам столько истин, сколько листьев падает с деревьев осенью".
Иоанн 14:28. Иисус говорит: "Отец мой более Меня".
Иоанн 14:6. "Иисус сказал ему: Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня".
Это значит, что познать объективную реальность и ее закон, можно только путем проб и ошибок, накапливая жизненный опыт, постепенно меняя истину на более совершенную.

Как у вас всё просто. Как в детском садике... "Истина - это отражение объективной реальности в сознании человека." - банальная пустая фраза, штамп, клише ничего не содержащий! Верить в этот набор слов - верьте! Подумайте - что именно "отражается" в вашем мозге с трёх лет? "Истина" или слова о "ней"...
А вот последняя фраза имеет некоторый смысл...

Обойдемся без штампа. Истина - это наши знания, представления, предположения, гипотезы, теории и т. д. об окружающей нас действительности (правде). Истина предыдущих поколений вкладывается в нас с помощью слов, жестов, мимики, поступков и т. д. не с 3-х лет, а с самого рождения (некоторые считают, что еще в утробе матери человек получает определенную информацию). Не зря говорят: "Он впитал эту истину с молоком матери". Взрослея, человек осмысливает окружающее и составляет свое собственное представление о нем. Положения истины предыдущих поколений, которые подтверждаются его жизненным опытом, он оставляет в своей истине, а неправильные исправляет. Так рождается более совершенная истина, наиболее полно отражающая правду. Это на словах очень просто, а в жизни новая истина пробивает себе дорогу часто через войны, смерти и кровь; достаточно вспомнить судьбу многих мыслителей, ученых, священников и т. д., погибших за свои убеждения.

Определение того, что есть правда, а что есть истина, и вопрос, чем же они отличаются друг от друга, весьма занимают пытливых носителей русского языка: даже в интернете на форумах можно встретить весьма оживленные дискуссии на этот счет. Причем ответы встречаются самые неожиданные и даже противоречащие друг другу, от «разницы нет» до «это совершенно несопоставимые категории». Попытаемся выяснить, почему же правда и истина вызывают такой интерес у людей всех возрастов и в чем таится загадка их различных толкований.

Определение

Правда – информация, претендующая на достоверность; антоним слова ложь .

Истина – единственно верная информация, абсолютно точно отражающая реальное положение вещей.

Сравнение

В современном русском языке у этих понятий сформировались следующие основные значения. Правда – это знание конкретного, фактического эпизода действительности. Это знание может быть и, скорее всего, является неполным, так как перед человеком в данном случае открывается лишь некий фрагмент, а не целое. Истина же – высокое, сокровенное знание, связанное с духовной, интеллектуальной сферой. Истина близка к общемировым, божественным законам бытия. Правда – понятие более приземленное, будничное, истина – возвышенное, всеобъемлющее. Правда субъективна, а истина объективна. Истина одна, а правда – это лишь точка зрения конкретного человека на какое-либо событие или факт. Любую правду можно попытаться оспорить, истина же не поддается сомнению, так как она абсолютна. Истина сверхценна и не требует доказательств.

Интересно, что такое разделение, которое сегодня воспринимается носителями русского языка как истинное (простите за невольный каламбур!), вплоть до XIX века носило прямо противоположный характер. То есть раньше истина осмыслялась как человеческое, а правда – как божественное начало. Правда являлась непременным атрибутом Бога и святых. Слово правда в языке Древней Руси было тесно связано с понятиями справедливости, праведности, благочестия. Вспомним древнейший правовой кодекс «Русская Правда» – не зря он носил именно такое название. Правда в то время – это результат общения Бога и человека. А вот истина тогда воспринималась как нечто более приземленное: согласно Псалтырю, она восходила «от земли», была даром человеческого разума, в то время как правда приходила «с небес». В некоторых своих значениях истина даже была семантически связана с понятиями товар и деньги . Но уже к XX веку истина и правда поменялись местами: истина «возвысилась», а правда «принизилась».

Выводы сайт

  1. В современном русском языке правда – это некая фрагментарная, субъективная информация, претендующая на достоверность, но не обязательно ее несущая. Истина же – абсолютное, неоспоримое знание, связанное с духовной сферой.
  2. Правда – понятие приземленное, истина – возвышенное.
  3. Правда субъективна, а истина объективна.
  4. Истина одна, а правда у каждого может быть своей.
  5. Вплоть до XX века толкование понятий правды и истины было прямо противоположным: истина была сугубо человеческим, а правда – божественным началом.