Что такое коррекционная педагогика в начальном образовании? Коррекционная (специальная) педагогика Где может работать коррекционный педагог.

В настоящее время неуклонно растет количество детей с отклонениями в развитии. Если не замечать проблему, или думать о том, что со временем все выравнивается, то ситуация только усугубится. Если же во время обратиться к специалисту, то к школе ребенок овладевает необходимыми для обучения навыками.

Речь идет о детях с задержкой психического и речевого развития, с нарушением интеллекта, с синдромом дефицита внимания и т.д. Таким категориям детей необходим особый подход к воспитанию, коррекции поведения, обучению.

Коррекционный педагог - это специалист, работающий с детьми, имеющими особенности в физическом и психическом развитии.

Основные направления деятельности педагога-дефектолога:

  • диагностика проблемы;
  • коррекционно-развивающие занятия с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей Вашего ребенка;
  • помощь в воспитании ребенка;
  • социальная адаптация.

В основе данной профессии - понимание уникальности детей с особенностями в развитии, стремление к их развитию и социализации. Обладая специальными знаниями, коррекционный педагог помогает родителям справляться с трудностями в воспитании и обучении детей.

Чаще всего родители обнаруживают отклонения в развитии ребенка при поступлении в детский сад или школу. Вот тогда они начинают усиленно заниматься с дефектологом, логопедом и психологом. Но, начав коррекционную работу в 6-7 лет, наверстать упущенное бывает очень трудно, подчас практически невозможно. Ведь именно до 3-5 лет компенсаторные возможности мозга очень велики. Если коррекционное воздействие начато в раннем возрасте, проблемы можно решить полностью, или, по крайней мере, избежать многих возможных вторичных отклонений.
Для занятий в нашем центре организована специально подготовленная среда, собрано большое количество развивающих материалов.

На занятиях осуществляются следующие коррекционно-развивающей работы:
- повышение познавательной активности и развитие основных психических процессов у детей (восприятие, внимание, память, мышление и речь);
- обучение игре;
- развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;
- изобразительная деятельность: лепка, рисование, конструирование;
- обучение грамоте.

Остальные дисциплины могут варьироваться и подбираться с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Педагоги работают в тесном сотрудничестве с семьей. У самых маленьких деток родители присутствуют на занятиях. Это позволяет им задавать все интересующие вопросы и отслеживать, под руководством специалиста, продвижение ребенка, его успехи. Кроме того, работа коррекционного педагога направлена на обучение родителей основным приемам, необходимым для самостоятельных занятий с ребенком дома. Только в этом случае возможно достичь значительных результатов.

Если у Вас есть хотя бы малейшие сомнения по поводу развития Вашего малыша - Вам необходима консультация профессионального коррекционного педагога и обязательно врача-специалиста. В нашем центре Вы всегда сможете получить ответы на все Ваши вопросы.

Специалисты нашего центра помогут Вам:

  • определить наличие или отсутствие проблемы;
  • разработать индивидуальную программу занятий для Вашего ребенка;
  • получить рекомендации по проведению занятий в домашних условиях.

Занятия в нашем центре проходят в удобное для Вас и Вашего ребенка время, в комфортной, доброжелательной и уютной атмосфере поддержки и внимания.

работает с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера. Они нуждаются не только в обучении и воспитании, но и лечении. Особенно важно для них суметь приспособиться к окружающей среде, научиться жить в обществе. Это дети с синдромом Дауна, аутизмом, задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания, ДЦП, нарушениями слуха и зрения, и многими другими проблемами.

Профессия эта достаточно молодая. Сам термин «коррекционный педагог» появился совсем недавно, и существует наравне с определением «дефектолог». Из-за путаницы в терминах обычные граждане недостаточно знают о существовании и возможностях этой профессии, о том, когда и почему следует обращаться к коррекционному педагогу.

Интересные факты.

Удивительна судьба Скороходовой Ольги Ивановны, слепо глухого учёного- , литератора, (1911-1982). Она работала в НИИ дефектологии Академии Педагогических Наук СССР.

Ольга Ивановна лишилась зрения в 5 лет после заболевания менингитом , а затем, потеряла слух и почти разучилась говорить. В 14 лет она попала к профессору И.А. Соколянскому в основанную им школу-клинику для слепоглухих детей в Харькове , где научилась говорить, читать и писать. Профессор И.А. Соколянский и ввел её в науку.

Описание деятельности

Особый ребёнок - испытание для любой семьи. Без помощи специалистов здесь не обойтись. Где же их найти? Для детей с особо выраженными проблемами в России существуют специальные детские учреждения: детские дома, интернаты, сады и школы. В зависимости от медицинского диагноза они делятся на восемь видов. Коррекционные педагоги чаще всего работают именно в этих учреждениях. Они работают также в центрах социальной помощи семье, развивающих и реабилитационных центрах. Коррекционный педагог может быть в штате школы, имеющей коррекционный класс, или школы надомного обучения.

К сожалению, особенных детей становится все больше. А коррекционных педагогов больше не становится. При большом спросе на услуги и нехватке хороших специалистов в этой области, многие молодые и перспективные педагоги всё же остаются без работы. Без наличия опыта устроиться на такую работу сложно. Опыт же без практической работы не наберёшь. Большой минус профессии - высокая эмоциональная и психическая нагрузка, вынести которую способны не все.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Коррекционный педагог проводит диагностику детей. Он выявляет насколько глубоки отклонения в развитии ребенка. В зависимости от результата диагностики, педагог организует проведение всей коррекционно-педагогической работы . Постоянно находясь в тесном взаимодействии с , и другими , он разрабатывает для детей индивидуальные коррекционные программы, проводит занятия, отслеживает и фиксирует показатели развития каждого ребёнка в динамике.

Специалист по коррекции обязан строить работу, используя только известные и опробованные методики, которые рекомендуется применять при данном конкретном заболевании. Всю свою работу он подчиняет главной цели: помочь ребёнку адаптироваться в повседневной жизни и обществе, как личности.

Особенности карьерного роста

Педагог может считаться состоявшимся, если достиг положительных результатов в работе и востребован, как специалист высокого уровня. Это зависит от его индивидуальных качеств, уровня образования, практического опыта, выбранной области специализации.

Специалист при необходимости участвует в работе медико-педагогических комиссий, методических объединений. Со временем у него может сложиться широкая частная практика.

Согласно данным Федеральной службы статистики РФ, в России на 1 января 2018 года проживает 651 000 инвалидов в возрасте до 18 лет, в то время как 4 года назад их было почти на 70 000 меньше (582 000). Еще больше число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), не получивших инвалидность. Поэтому сейчас особое социальное значение приобретает коррекционная педагогика. Наш центр предлагает широкий спектр курсов переподготовки и повышения квалификации работников образования, которые помогают детям с ОВЗ адаптироваться к жизни в современном обществе. Предлагаем познакомиться со специальностью коррекционного педагога поближе.

В чем отличие коррекционного педагога от обычного учителя или воспитателя?

Как и любой работник образования, коррекционный педагог занимается обучением и воспитанием детей, но детей «особых», то есть страдающих от врожденных и приобретенных нарушений здоровья. Соответственно, процесс образования строится с учетом проблем учеников и направлен не только на формирование у них определенных знаний и навыков, но и на коррекцию физических/психических дефектов. Коррекционный педагог гораздо больше работает над социализацией и адаптацией детей в современном обществе, чем педагог, занимающийся со здоровыми учениками.

Специалисту, выбравшему эту профессию, нужно будет работать с детьми, у которых наблюдаются:

  • нарушения речи;
  • нарушения слуха;
  • нарушения зрения;
  • проблемы с интеллектуальным развитием;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • проблемы с эмоционально-волевой сферой.

Часто у детей с ОВЗ встречаются комплексные нарушения. Например, при ДЦП могут страдать и опорно-двигательная система, и речь, и зрение, и слух.

В каких учебных заведениях требуются коррекционные педагоги?

В первую очередь, такие специалисты требуются в коррекционных учебных заведениях. Однако все чаще в общеобразовательных детских садах и школах реализуются программы инклюзивного образования, при которых здоровые дети и дети с ОВЗ обучаются вместе. В таких образовательных организациях открываются ставки педагогов-дефектологов, логопедов, тьюторов т. д.

Лица, получившие образование по специальности «Коррекционная педагогика» востребованы в медицинских учреждениях (поликлиниках, реабилитационных центрах, санаториях и т. д.), в частных развивающих центрах и других организациях.

Может ли коррекционный педагог вести частную практику?

Распространение инклюзивного образования делает востребованными специалистами тьюторов, которым может работать коррекционный педагог. Они обеспечивают индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ в процессе получения дошкольного и школьного образования.

Спросом пользуются консультации и индивидуальные занятия с коррекционными педагогами вне основного образовательного процесса. Например, родители могут направлять ребенка к логопеду на персональные занятия по постановке звуков, артикуляционную гимнастику, логомассаж и т. д.

Обязательно ли получать второе высшее образование, чтобы стать коррекционным педагогом?

Чтобы получить образование в сфере коррекционной педагогике в вузе, потребуется несколько лет. Но у тех, кто уже имеет высшее или среднее профессиональное образование, есть возможность сэкономить время и деньги - пройти профпереподготовку. Она занимает в среднем 1-1,5 года (или даже меньше - например, всего 256 часов при обучении в нашем Центре на или тифлопедагога) и стоит в несколько раз меньше, чем второе высшее образование. При этом с дипломом лицензированного центра дополнительного образования о переподготовке вас примут на работу и в частные, и в государственные организации.

Все ли могут поступить на курсы переподготовки коррекционных педагогов?

Основное требование для поступления на курсы - это наличие/получение высшего или среднего профессионального образования. Вы просто представляете в приемную комиссию диплом вуза или ссуза, вносите оплату и приступаете к занятиям по выбранной программе в области коррекционной педагогики.

У некоторых программ есть специальные требования по профилю базовой подготовки. Например, нужно иметь диплом вуза по педагогической или психологической специальности. Но если у вас нет нужного образования, вы можете пройти переподготовку по педагогике, дефектологии, психологии в объеме от 500 часов, а уже после этого записаться на курсы коррекционных педагогов.

Объект, предмет, задачи коррекционной педагогики;

Место коррекционной педагогики в системе научно-педагогических знаний;

Основные понятия и термины коррекционной педагогики;

Перспективы и основные направления в развитии коррекционной педагогики;

    Студент должен уметь:

Оперировать основными понятиями и терминами коррекционной педагогики;

Использовать психолого-педагогические знания в будущей педагогической деятельности;

Коррекционная и специальная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле.

Объект, предмет, цели и задачи курса коррекционной педагогики.

Основные понятия и термины коррекционной педагогики.

Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.

    Основные понятия : абилитация, адаптация, аномалия, воспитание, девиация, дезадаптация, депривиация, дефект, дефектология, компенсация, коррекционная педагогика, коррекция, логопедия, обучения, олигофренопедагогика, развитие, реабилитация, реадаптация, сурдопедагогика, тифлопедагогика.

    Ведущие идеи:

В рамках целостного педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Целесообразность и необходимость проведения корреционной работы в образовательной системе обусловлены как внешними современными социально-педагогическими обстоятельствами, так и особенностями внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире ребенка, его осознание, отношение к социуму.

Практическое занятие:

Основные понятия и термины коррекционной педагогики. (работа со справочными материалами по коррекционной педагогике)

Самостоятельная работа студентов:

На основе работы со справочным материалом заполнить словарь-справочник основных понятий и терминов (предложенных преподавателем).

Литература для самостоятельной работы студентов:

Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика. [Текст] Ростов н/Д., 2004.-с. 10-16

Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. [Текст] М., 1999. - с.5-13

Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2003 – с.5-17

Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии [Текст] Сост. Н.В. Новоторцева – Ярославль, 1999.

По свидетельству отечественных и зарубежных ученых, число детей с отклонениями в психофизическом развитии и поведении неуклонно возрастает. Этому способствует целый ряд патологических факторов эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего) происхождения: генетические отклонения, отягощенная наследственность, физические и психические травмы, соматические и инфекционные заболевания, дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных экологических, экономических, гигиенических условий для будущих матерей и детей, недостатки школьного и се5мейного воспитания и многое другое.

При этом если на начальных этапах развития проблемного ребенка основным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект, то при отсутствии необходимой коррекционной работы проявляются вторичные отклонения, которые мешают социальной адаптации ребенка. В связи с этим в современной коррекционной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления отклонений в развитии детей,. Их правильной диагностике и оказания детям необходимой психолого-педагогической помощи.

В целях успешного решения данных задач в образовательном процессе колледжа в соответствии с ГОС СПО введен курс «Коррекционная и специальная педагогика», который поможет студентам ориентироваться в наиболее значимых дефектологических проблемах и подготовит их к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию.

В данном учебном пособии представлены материалы, которые помогут подготовить будущих учителей к их эффективному обучению и воспитанию. Данное пособие призвано познакомить будущих учителей с особенностями организации построения образовательного рпоцессат тс аномальными детьми, как в специальных образовательных учреждениях, так и в условиях массовой общеобразовательной школы; показать, какие социально-педагогические проблемы стоят перед детьми с отклонениями в развитии и поведении; раскрыть те методы, способы, пути и средства, с помощью которых можно разрешить проблемы аномальных школьников, предотвратить их педагогическую запущенность и социальную дезадаптацию.

В учебном пособии анализируются научные исследования в области коррекционной и специальной педагогики, представленные в трудах таких известных отечественных ученых-дефектологов, как Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, Б.П. Пузанов, А.Д. Гонеев и др.

Как научное понятие коррекционная педагогика обрела официальный статус совсем недавно. Долгое время в нашей стране использовался термин «дефектология». С развитием международных связей наблюдается тенденция к унификации специальной терминологии; в связи с этим чаще используется термин «коррекционная педагогика».

Целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, определение тех условий образования и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению именующихся у него отклонений.

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями и здоровья и девиантным поведением – важнейшая задача коррекционной и специальной педагогики.

Объектом коррекционной и специальной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии или поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию - дети, имеющие 4 «Д».

Дети, имеющие не ярко выраженный дефект.

Дети, перенесшие в раннем возрасте депривиацию (лат. Denrivatio - лишение)

В силу этого испытывающие дезадаптацию

И проявляющие девиацию (отклонение) в поведении.

Предметом коррекционной педагогики является процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонении в поведении, определение оптимальных путей, направленных на своевременное выявление, предупреждение, преодоление отклонений в развитии и поведении данных детей.

Педагогу необходимо знать:

Природу и характер имеющихся у детей отклонений, виды, причины;

Особенности их проявлений;

Методы и приемы их коррекции и компенсации.

Знание основ коррекционной педагогики поможет найти пути преодоления затруднений в воспитании ребенка как в условиях массового обучения, так и специальных коррекционных образовательных учреждениях.

Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана сов всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Коррекция, являясь составной частью единого педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, определяющей цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разностороннее развитие личности развития.

В состав коррекционной педагогики (дефектологии) входят различные отрасли специальной педагогики и психологии: сурдопедагогика и сурдопсихология (изучают развитие, обучение и воспитание детей с нарушением слуха), тифлопедагогика и тифлопсихология (изучают развитие, обучение и воспитание умственно отсталых детей), логопедия и психология речевых нарушений (изучают развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями речи); отрасли специальной педагогики и психологии, изучающие нарушения моторно-двигательной сферы, сложные дефекты (например, слепоглухонемота) и др.

Вместе с тем, используя весь научный арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, передовой педагогически й опыт, коррекционная педагогика вносит существительные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, в содержании обучения и воспитания детей и подростков в соответствии с природой и характером их дефекта, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия в различных отраслях специальной педагогики (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика, логопедия и др.)

Вместе с тем для детей с недостатками в развитии характерны такие особенности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего физического развития, замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др.

Такое диалектическое единство общего и особенного, обыденного и необычного в психологическом состоянии детей и подростков подводит к констатации взаимосвязи коррекционной педагогики и философии. Кропотливая коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на дефект в психическом или физическом развитии приводит к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьшению отклонения или компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов или имеющих незначительную аномалию.

В коррекционной педагогике прослеживается тесная взаимосвязь с социальной педагогикой, предметом которой является исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной самореализации человека.

С социальной психологией прослеживается связь в том, что она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а так же разносторонней психологической характеристикой самих этих групп.

Социология помогает в изучении закономерностей становления функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.

Коррекционно-педагогическая деятельность будет тогда эффективной, когда она будет опираться на знания в области детской психиатрии, невропатологии, патофизиологии, иммунологии. А так же офтальмологии, отоларингологии и других медицинских наук.

С медицинской точки зрения базой для коррекционной педагогики является педиатрия, которая изучает здоровье ребенка и процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики и лечения заболеваний, угрожающих его гармоничному развитию или представляющих опасность для жизни детского организма.

Источником многих отклонений в развитии ребенка является состояние его нервной системы, поэтому педагогу необходимо владеть данными неврологии – науки о структуре и функциях нервной системы человека. А чтобы соотнести норму и патологию в состоянии нервной системы требуется взаимосвязь с невропатологией – областью клинической медицины, изучающей заболевание нервной системы и ее роль в патологии других органов и систем.

Психиатрия, изучающая вопросы этиологии, патогенеза, патоморфологии, диагностики, терапии и профилактики психических болезней, поможет коррекционной педагогике найти правильное направление, выбрать верное решение при работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в психологическом развитии.

При коррекции и реабилитации нарушенных психических функций не обойтись без планомерных психических воздействий на человека т.е. без психотерапии, которая выступает как комплекс психических воздействий на больного, направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию.

Офтальмология определяет характер головного заболевания, его течение, состояние зрительных функций отоларингология обеспечивает диагностику слуховой патологии и лечебные мероприятия или заболевания органов слуха.