Что такое спасение? От чего находит спасение человек в христианстве? Спасение.

Игорь КОЛГАРЕВ

Как известно, христиане проповедуют Евангелие, в переводе на русский - Благую Весть. О чем же эта Весть и почему она Благая?

Библия говорит нам, что «все согрешили и лишены славы Божьей»,1 а так как «возмездие за грех - смерть»2 , то всех людей ожидает в вечности место во тьме внешней, где «будет плач и скрежет зубов», то есть огненный ад. Поэтому Евангелие говорит о радостном событии: о спасении человечества от грехов и ада, которое возможно благодаря делу искупления, совершенному 2000 лет назад Иисусом Христом через смерть на кресте, Его воскресение и вознесение. Спасение доступно каждому и дается даром.3 Однако от самого человека зависит, примет он его или отвергнет.4 Поэтому «спасение» - это не какое-то абстрактное христианское выражение и не преувеличение, а необходимость, нужная каждому человеку. Слава Богу, что Слово Божье возвещает о спасении очень обнадеживающе: «Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат».5

Итак, что же такое спасение? Как это происходит?

Спасение - это вхождение в Царство Божие души человека, условием которого является рождение свыше.6 Спасение - это опыт, который пережил каждый истинный христианин и который доступен всем остальным людям, если только они пожелают иметь жизнь с избытком и жизнь вечную.

К сожалению, часто спасение представляют как простое принятие Христа поднятием руки, признанием Бога умом или повторением слов за проповедником. И, к сожалению, очень многих уже убедили, что они спасены и имеют жизнь вечную, тогда как этого с ними не случалось вовсе. Поэтому очень важно знать составляющие истинного христианского спасения, чтобы мы могли себя проверить: рождены ли мы свыше, спасены ли. В спасении грешника происходит несколько моментов, очень важных, неотделимых друг от друга: осознание греха - покаяние - исповедание - вера - обращение - прощение - оправдание - возрождение - принятие Духа Святого - уверенность в спасении. Рассмотрим их по порядку.

ОСОЗНАНИЕ ГРЕХА - это момент, когда человек вдруг понимает свою личную греховность и ясно видит свою вину перед Святым Богом, что происходит от действия Духа Святого, о Котором Христос сказал, что Он, придя, «обличит мир о грехе и о правде и о суде».7 Если обличение достигает сердца человека, то он, как Ап. Петр, готов припасть к ногам Иисуса и сказать: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».8 Осознание греха смиряет человека, он перестает позировать, защищать себя и, как мытарь, стоя вдали, не смеет даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорит: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!».9 Или, как Ап.Павел, признает себя из всех грешником не «самым достойным спасения», не «немножечко грешным» и не «негрешнее остальных», а самым первым грешником.10 Часто без осознания себя грешником человек вообще не понимает, зачем ему нужно спасение. Для гордых и сильных людей очень труден этот этап, но в то же время он один еще не делает человека спасенным. Есть люди, которые осознают себя погибшими грешниками, но ничего при этом не делают для исправления ситуации, говоря равнодушно «Да все мы, грешные, в аду будем. Куда уж нам?!», или находятся в состоянии депрессии, угнетенные осознанием своей вины.

ПОКАЯНИЕ - это уже реальное усилие воли человека, который желает изменить свое погибельное состояние, когда «благость Божия ведет тебя к покаянию».11 Греческое слово «метаноиа», по-русски «покаяние», значит «изменение мышления», «передумывание», «раскаяние». При покаянии человек меняет отношение к своим грехам: со снисходительности к ним и их лелеяния он переходит на ненависть к ним и к отвращению от них. Кающийся печалится, что огорчал Бога своими делами и мыслями: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению».12 Без покаяния нет спасения, поэтому все Писание снова и снова призывает: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться».13

ИСПОВЕДАНИЕ - это действие, когда человек называет и перечисляет перед Богом все свои грехи: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».14 Греческое слово «хомологео», «исповедание», несет в себе знпчение «признаться», «согласиться», «говорить то же, что и Бог». Известно, что исповеданиями очень злоупотребляли священники некоторых конфессий. Поэтому люди часто боятся исповедоваться и в евангельско-баптистской церкви. Однако называть грехи необходимо, прежде всего перед Богом. Исповедание грехов важно и для самого грешника, чтобы он мог честно признаться, что то или иное действие было не просто «ошибкой» или «слабостью», а именно грехом, о котором он сожалеет и за который раскаивается: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего», - говорил Богу псалмопевец Давид.15

ВЕРА . «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар».16 Естественно, для спасения и для того, чтобы стать христианином, человек должен верить, что Бог есть и может простить и спасти нас. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».17 Поэтому очень странными бывают такие слова покаяния: «Господи, если Ты есть…». Конечно же, Бог есть, Само имя Его есть Сущий,18 Иегова, Яхве, то есть существующий вечно и дающий всему жизнь. Однако христианская спасительная вера - это не просто признание существования Бога, потому что и «бесы веруют и трепещут», а полное доверие Богу, как, например, ребенок доверяет родителям, что папа с мамой знают все лучше и на них можно полагаться. Новозаветному утверждению «верую» соответствует часто употребляемое в Ветхом Завете слово «уповаю», которое больше передает состояние доверия человеком своей судьбы и себя самого Богу. Если мы верим тому, что говорит Библия, мы уже на пути к спасению. «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия».19 Вера также включает в себя наше доверие утверждению Библии, что именно Иисус Христос - Бог и единственный наш личный Спаситель, умерший за наши грехи и воскресший из мертвых. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».20

ОБРАЩЕНИЕ - это сознательное отворачивание от зла и поворот к Богу: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши».21 Греческое слово «эпистрефо» значит «повернуться», «перевернуться», «возвратиться» или «обратиться». В книге Откровение (1:12) это же слово обозначает реальное физическое поворачивание головы или всего тела: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников». Подобно этому человек усилием воли отворачивается от прежней греховной жизни и поворачивается лицом к совсем другому порядку своих мыслей и желаний, чтобы начать добровольно исполнять волю Божью, как это произошло с фессалоникийцами: «… вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному».22 Поворот этот неизбежно влияет и на само поведение человека. «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».23

ПРОЩЕНИЕ. Оно всецело действие благодати Божьей, освобождающей человека от его грехов: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».24 Прощение нельзя заработать, оно достается по вере во Христа даром в ответ на нашу молитву покаяния и обращение. Это ясно видно в повелении Бога к Савлу, который должен был «Открыть глаза им (язычникам), чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными».25 Греческое слово «афиеми» значит «прощение», «отослать грехи», «отбросить», «отпустить». «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» - восхвалял царь Давид это состояние.26 Прощение - это величайшее счастье, возможное только через Христа: «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его».27

ОПРАВДАНИЕ . Ап. Павел под оправданием человека понимает оправдание Богом уверовавшего грешника через искупительное Божье деяние - смерть Иисуса Христа на кресте. В распятии Христа, понесшего на Себе наказание всего человечества, Бог совершил суд над грехами мира: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа».28 Оправдание - это своего рода юридический акт, выносимый Судьей-Богом грешнику, который признается невиновным, то есть оправданным, потому что справедливость восстановлена благодаря тому, что наказание наше уже понес Иисус Христос, не знающий греха, «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса».29 Праведность Христа и Его совершенство засчитываются тому, кто верит в искупительный подвиг Христа: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».30 «В Нем» - это значит во Христе.

ВОЗРОЖДЕНИЕ , или рождение свыше, - это творческое действие Бога, Который духовно обновляет верующего, как бы рождает его заново: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше».31 Слово «анотен» значит «заново», «сверху». «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое».32 Бог «и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи».33 Вечная жизнь даруется Богом людям через их духовное воскрешение. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».34 «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».35 В вечную жизнь возрожденный христианин вступает через Иисуса Христа и таким образом делается причастником жизни Самого Бога. Возрожденный должен «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».36 Имея связь с Христом и живя в вере, человек имеет жизнь вечную, как сказано: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».37 Духовной же смертью является отлучение и отпадение от Бога. «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».38 Без Христа нет вечной жизни и нет возрожденного состояния: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».39

ПРИНЯТИЕ СВЯТОГО ДУХА . При спасении человека Господь дарует верующему Духа Святого, как обещал Апостолам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».40 Слова Иисуса «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» дают ясно понять, что Сам Иисус явится в обещанном Утешителе, чтобы вселиться в них. Из этого следует, что христианство не знает другого представителя Христа на земле, кроме Святого Духа. При обращении и рождении свыше человек получает этот дар. Получение Духа Святого называется также крещением Духом Святым: «Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым».41 Для чего же дается Дух Святой? Во-первых, чтобы оживотворить верующего: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него».42 Во-вторых, чтобы усыновить нас: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас»43 . В-третьих, чтобы принять верующего в Церковь: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом».44 В-четвертых, Дух Святой нужен для того, чтобы верующий смог вести новую жизнь: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти».45 В-пятых, Духом Святым Господь запечатлевает принадлежность верующего к Богу и подтверждает истинность нашего спасения: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его».46 Без получения Святого Духа, то есть без крещения Духом Святым, невозможно спасение.

УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ . Спасенный Богом человек знает, что он спасен и уверен в этом, потому что, во-первых, получил внутреннее свидетельство Духа Святого: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии».47 Во-вторых, потому что это подтверждает Библия: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем»48 ; «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь»49 ; «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную».50 И, в-третьих, дело, совершенное Иисусом Христом для нашего спасения, абсолютно достаточно: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух».51 Христос совершил дело спасения. Принимая и держась Христа, мы в безопасности. До казни Иисуса Христа верующие люди приносили в жертву кровь животных и, говоря об этих ритуалах, Ап. Павел пишет, что Христос «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!».52 «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых».53

После вышеприведенных событий, если они действительно имели место, верующий принимает водное крещение по вере погружением. «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».54

Последовательность этих этапов не обязательно бывает именно в таком порядке, хотя понятно, что прощение не может быть раньше веры и покаяния. Это, скорее, не ступени лестницы, а составляющие одного общего процесса, который может вообще совершиться моментально. Все эти составляющие взаимозависимы, тесно переплетены и немыслимы один без другого. Какие-то из пунктов могут иметь для человека более выраженную важность, например, осознание себя грешником или обращение. Это зависит от характера человека, его возраста, воспитания и даже от окружающей его обстановки. Еще надо учесть, что к поиску спасения каждого человека приводит своя неповторимая причина, и тут тоже нет общего правила для всех. Однако каждый, кто обретает спасение, обязательно проходит все вышеперечисленные составляющие, даже если не осознает этого сразу, потому что нельзя быть спасенным и миновать хотя бы один из этих пунктов.

К верующему во Христа относятся все Божьи заверения о помощи и охране: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу»55 ; «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей».56 Естественно, уверовавший и возрожденный, сделавшийся причастником Христу, однажды просвещенный и вкусивший дара небесного, сделавшийся причастником Духа Святого и вкусивший благого глагола Божьего и сил будущего века, достигнет вечной жизни только в том случае, если начатую святую жизнь твердо сохранит до конца: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца».57 Поэтому Слово Божье призывает верующих хранить веру и держаться Христа: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего»58 ; «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван».59

Прими же Благую Весть о спасении и живи вечно с Господом!

1 Рим. 3:23, 2 Рим. 6:23, 3 Еф. 2:8, 4 Деян 22:13, 5 Деян. 28:28, 6 Ин. 3:3-7, 7 Ин. 16:8, 8 Лк. 5:8, 9 Лк. 18:13, 10 1Тим. 1:15, 11 Рим. 2:4, 12 2Кор. 7:10, 13 Деян. 17:30, 14 1Ин. 1:9, 15 Пс. 31:5, 16 Еф. 2:8, 17 Евр. 11:6, 18 Исх. 3:14, 19 Рим. 10:17, 20 1Кор. 15:14, 21 Деян. 3:19, 22 1Фес.1:9, 23 Мф.18:3, 24 1Ин.1:9, 25 Деян.26:18, 26 Пс. 31:1-2, 27 Деян.10:43, 28 Рим. 4:25-5:1, 29 Рим. 3:25-26, 30 2Кор. 5:21, 31 Ин. 3:7, 32 2 Кор. 5:17, 33 Кол. 2:13, 34 Еф. 2:4-6, 35 Рим. 6:23, 36 Еф. 4:24, 37 Ин. 5:24, 38 Ин. 3:3, 39 Ин. 17:3, 40 Ин. 14:16-17, 41 Деян. 1:5, 42 Ин. 7:37-39, 43 Рим. 8:14-18, 44 1Кор. 12:13, 45 Гал. 5:16,17-25, 46 Еф. 1:13-14, 47 Рим. 8:16, 48 Ин. 3:36, 49 Ин. 5:24, 50 1Ин. 5:11-13, 51 Ин. 19:30, 52 Евр. 9:12-14, 53 Евр. 10:1, 54 1Пет. 3:21, 55 Рим. 8:1, 56 Ин. 10:28, 57 Евр. 3:14, 58 Евр. 4:14, 59 1Тим. 6:12

http://www.istina.info/article.php?i=110&a=674

Спасе́ние (от греч. «σωτηρία» - избавление, сохранение, целение, спасение, благо, счастье) -
1) Промыслительное действие , направленное на соединение человека и Бога, избавление его от власти диавола, греха, тленности, смертности, приобщение к вечной блаженной жизни в ();
2) деятельность , воплотившегося ради воссоединения человека и Бога, его от греха, освобождения от рабства диаволу, тленности, смертности; создавшего , непрестанно заботящегося о ней как её неизменный Глава ();
3) деятельность человека, осуществляемая при содействии Отца и Сына и Святого Духа, направленная на уподобление и духовное единение с Ним, приобщение к вечной блаженной жизни; 4) действия святых, направленные на оказание той или иной помощи грешникам.

Насколько люди взаимосвязаны и свободны в спасении?

Очевидно, что ребёнок, воспитываемый в неблагополучной семье, например, в семье наркоманов или просто безбожников, изначально имеет меньше возможностей познать Бога, чем ребёнок из сравнительно благополучной христианской семьи. Люди влияют друг на друга, например, мы видим в окружающем мире многочисленные примеры, когда один человек убивает или калечит другого. Тем не менее, спасения может достичь каждый, ведь Бог даровал каждому из нас внутренний ориентир — совесть и призывает каждого человека в Свою Церковь. «…И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» ().

Возможно ли, чтобы Бог Своей категоричностью лишь подталкивал людей к большему усердию в деле спасения, использовал строгость лишь в качестве педагогического приёма, но в итоге спасёт всех и каждого?

Нет, спасутся не все. Более того, мы видим, что достаточно часто Господь призывает людей не в жесткой, угрожающей форме, но в мягкой форме, но когда человек не слышит этого возвышенного призыва, то даёт ему пожинать плоды своего неверия через тяжёлые испытания, трагические обстоятельства. Люди, не вразумившиеся в течение земной жизни, пожнут соответствующие своей жизни плоды. Одним из следствий их попадания в ад будет их личная неспособность жить по нормам Царства Бога.

Кто более категоричен в вопросе возможности спасения всех людей: Апостолы, святые отцы прежних веков или современные богословы?

Апостолы и святые отцы более категоричны. За редким исключением, каким, например, можно признать мнение, обозначенное святителем , общий взгляд святых отцов Церкви сводился к буквальному пониманию Евангельского свидетельства об отделении грешников от праведников на Страшном Суде и о вечности адовых мук.

Почему исключают возможность покаяния на Страшном Суде атеиста или закоренелого грешника, увидевшего Бога во славе? Неужели он мгновенно не предпочтёт наслаждаться общением с Богом, войти в Царство Бога? Разве Бог ему не поможет?

Самый краткий ответ на этот вопрос прост: если у человека за чертой земной жизни пусть даже затеплится покаяние, то Господь ему поможет, недаром мы именуем Христа Спасителем. Остаётся понять, насколько реально будет атеисту по мировоззрению или по жизни покаяться и обратиться к Богу после смерти.
Ведь атеисты же не считают себя грешниками, не желают и не имеют опыта покаяния и богообщения. Во время земной жизни происходит глубокое внутреннее самоопределение человека; без опыта покаяния в этом мире, как атеист сможет явить его в мире ином? Если некто не желает учиться плавать, то какова вероятность, что он научится этому при крушении лодки? Если человек скрывался от солнца, то каково ему будет на солнечном пляже после полудня?
На Страшном Суде Бог явится в сиянии святости и силе благодати, для христиан она желанна и радостна, у них есть опыт богообщения и соединения с Богом в Таинствах. Атеисты же отчуждены от Бога, у них нет опыта жизни в Боге, для них эта энергия мучительна, ведь грех и святость несоединимы. Если человек не искал Бога, не знал Его, то с чего мы можем считать, что он сможет вместить Его благодать в вечности?
И увидят ли атеисты Бога, как Того, кто желанен для них? Или для них Его явление будет невыносимо, как невыносимо для лжеца услышать о себе правду?

Принадлежащих к Церкви Христовой в мире немного, неужели Царство Небесное обретут так мало людей?

Христос предупреждал об этом: «Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ().

Во-первых, не будем забывать, что в грехопадении потенциально погибло всё человечество.
Во-вторых, некоторые будут спасены по молитвам Церкви.
В-третьих, спасение — дело добровольное, невозможно заставить кого-то любить Бога и ближних, а ведь Царство Небесное можно назвать Царством Любви.
Вспомним данный нам Богом библейский прообраз спасения – Ноев ковчег, в котором пожелали спастись лишь 8 человек.

Допустимо ли в в рамках богословия употреблять слово «спасение» применительно к частным случаям оказания помощи одними членами Церкви другим?

Вместе с тем богословская практика допускает использование термина «спасение» в более частном звучании.

Так, в Книге Судей Израилевых спасителем назван Гофониил, избавивший (при содействии Божьем) Израильтян от власти Хусарсафема ().

Текст одной из наиболее распространенных молитв к Пресвятой содержит обращение к Ней, как к Владычице, с просьбой о спасении: Пресвятая , Спаси нас!

В этом случае под спасением может подразумеваться близкое к обиходному пониманию значение: избавление от опасности, бедствия, болезни, смерти и пр. С другой стороны смысл, вкладываемый в просьбу о спасении, может быть и более глубоким.

Таким образом, просьба спасти бывает уместна и в условиях обыкновенной житейской опасности, и в условиях угрозы, возникающей в рамках религиозной жизни. Например, верующий может просить (или других святых) о спасении от нападок нечистых , избавлении от их лукавых воздействий.

В рамках регулярных молитв к Божьей Матери прошение о спасении может употребляться и относительно избавления от вечных . Ведь Пресвятая Дева имеет особое дерзновение к Богу, как Матерь Единородного Сына по человеческому естеству, как Пренепорочная, Пречистая, Пресвятая Небесная Царица.

Разумеется, понятие «Спасительница» не приложимо к Ней в том же значении, что и понятие «Спаситель», используемое в отношении Её Божественного Сына.

Главная тайна Библии Райт Том

2. «Спасение» - что это значит?

Настал воистину удивительный, шокирующий и, быть может, пугающий момент: мы будем вынуждены пересмотреть смысл понятия «спасение».

Слово «спасение» подавляющее большинство западных христиан понимает достаточно однозначно: «отправиться на небеса после смерти». Но если хотя бы на секунду задуматься обо всем том, о чем мы уже говорили, то окажется, что эта мысль совершенно неверна. «Спасение», конечно, есть «избавление». А отчего в конечном счете нам надлежит избавиться? Ответ очевиден: от смерти. Но в таком случае, если после нашей смерти тело разлагается, а душа (или любое другое слово, описывающее продолжение нашего существования) куда–то отправляется, это не будет избавлением от смерти. Это просто значит, что мы умерли.

И если Божье творение, куда входит и мир, и знакомая нам жизнь наших славных и замечательных тел, мозгов и кровеносных сосудов, действительно хорошо и если Бог хочет снова сказать «да» всему этому в акте нового творения в последний день, это значит, что видеть в смерти тела и избавлении души «спасение» - не просто незначительная ошибка, нуждающаяся в легкой коррекции. Такое представление абсолютно неверно во всем. Здесь мы молча соглашаемся со смертью, разрушающей хорошее творение Бога, которое носит Его образ, а нашим (но никак не христианским и не иудейским) утешением служит мысль, что «самая важная» часть человека «спасена» от порочного и мерзкого тела и от этого печального и мрачного мира пространства, времени и материи! Как мы могли убедиться, вся Библия, от Книги Бытия до Откровения, решительно противостоит этому абсурдному убеждению. однако большинство современных христиан, в том числе так называемых библейских, верит именно в этот вздор. Такую безрадостную ситуацию поддерживают не одни только расхожие представления, но и богослужение, тексты молитв, разнообразные гимны и проповеди.

Все это я снова остро почувствовал недавно, читая популярную книжку известного христианского писателя Адриана Пласса. Автор не претендует на глубокое знание богословия, хотя нередко говорит чрезвычайно важные вещи, используя юмор, иронию, а иногда пикантные истории, которые заставляют нас снова задуматься об истинах, которые нам казались очевидными и простыми. И когда мне подарили его новую книгу «Сандвичи с беконом и спасение», я ожидал найти там что–нибудь свежее. И я не разочаровался: это забавная книга, содержащая несуразности и серьезные положения, в которой такое сочетание соответствовало замыслу автора.

И вот я дошел до самых глубоких размышлений - о спасении - и ожидал познакомиться какими–то новыми идеями. Пласс задает вопрос, который сегодня многих беспокоит:

Но что это значит? Мы говорим: «он спасен». Спасен от чего? Спасен ради чего? Должно ли спасение менять то, как я сейчас живу, а не только будущее? А если говорить о будущем, чего нам ожидать от вечности на небесах? Какой смысл для нас имеет небо, когда мы так прочно стоим на земле? Где область контакта, место встречи между плотью и Духом? И когда закончится время всех странных религиозных терминов, всех этих голосов, и обычаев, и мантр, и человеческих канонов, что у нас останется?

Отлично. Именно над этой загадкой мы размышляли в первых главах книги. И я перевернул страницу, надеясь, что тут Пласс дает новое определение «спасению». Но то, что я увидел, меня разочаровало:

План [Бога] о нас заключается в достижении полной гармонии с Ним… А затем все испортилось самым ужасным образом… Произошло нечто кошмарное, и человек отделился от Бога, Который тем не менее продолжал любить его (то есть нас) с необыкновенной силой. Он не мог устранить эту пропасть и придумал иной план спасения… После того как Иисус был вознесен на кресте, каждый из нас получил возможность через покаяние, крещение и верность восстановите великие взаимоотношения с Богом, которые были глубоко нарушены… И если вы или я примем смерть и воскресение Иисуса как живой и дееспособный божественный механизм для нашей жизни, однажды мы вернемся домой к Богу и обретем мир… Святой Дух, которого Иисус послал нам после своей смерти, дает поддержку и силу тем, кто обращается к нему.

Я понимаю, что не слишком честно нападать на Адриана Пласса в моей книжке. Он вовсе не претендует на звание богослова, и, как я говорил, в его книге множество чудесных мыслей (и немало здорового юмора). Я увидел просто классический пример - тем более показательный, что автор выражает мысли, которые многим кажутся совершенно очевидными, - «нормальных» представлений христианина Запада: «спасение» касается «моих личных отношений с Богом» сейчас и заключается в том, что я «вернусь домой к Богу и обрету мир» в будущем. Пласс задает много коварных вопросов и не находит на них удовлетворительных ответов, но он и не думает ставить под сомнение сами эти готовые ответы - это показывает, как глубоко такие представления укоренены в нашей традиции. Те из нас, кто жили в такой традиции с рождения (я не говорю лишь о традиции «евангелизации», но обо всех традициях западных церквей), согласятся, что резюме Пласса верно отражает то, «во что верит большинство христиан» - и даже представления большинства нехристиан о вере христиан. И мне снова хочется заявить во весь голос, что эти представления ни капли не соответствуют тому, что написано в книгах Нового Завета.

На другой же день после того, как я написал предыдущий абзац, я снова наткнулся на яркий пример все той же проблемы. Ко мне по электронной почте пришло письмо от встревоженного человека, который переводит мою книгу «Иуда и Евангелие Иисуса» на один из балканских языков. Он дошел до того места, где я писал о том, что вера многих западных христиан удивительно напоминает гностицизм II века: они считают, что нынешний мир наполнен злом и видят единственный достойный выход в бегстве из этого мира на небеса. Переводчик, который именно так понимал Евангелие, выдвинул против меня несколько обвинений. Разве я не читал Библию? Почему я не верю в небеса? Или в Иисуса? Зачем я выдумываю новую религию?

До сего момента я все еще продолжал повторять главную мысль книги, которую мы уже рассматривали. Но теперь, в завершающем разделе, нам предстоит поговорить о последствиях столь распространенного в церкви неверного понимания «спасения». Если мы думаем, что «спасение» - это «отправиться на небеса после смерти», тогда главная задача церкви сводится к спасению души для будущего. Но если «спасение» для нас, как и для Нового Завета, прямо связано с обетованием нового неба и новой земли и с обетованием о нашем воскресении, которое позволит нам участвовать в этой воплощенной во славе реальности - я назвал ее «жизнью после жизни после смерти», - это коренным образом меняет и наши представления о важнейшем деле церкви здесь и сейчас.

Уместно вспомнить знаменитый девиз организации Christian Aid: «Мы верим в жизнь перед смертью». Именно жизнь перед смертью ставится под вопрос, если мы верим, что спасение сводится к «жизни после смерти». Если мы устремлены ко вневременной и бесплотной вечности, стоит ли тратить силы на наведение порядка в этом мире? Но если самое важное - это жизнь в новом теле после «жизни после смерти», тогда нынешняя телесная «жизнь перед смертью» предстает в ином виде: это уже не какой–то любопытный, но мало связанный с будущим феномен и не просто «закаляющая душу долина слез», пройдя которую, мы обретаем бесплотное блаженство, но это важнейшее время, пространство и вещество, куда с воскресением Иисуса уже вторглось Божье будущее, и это будущее уже сейчас предвосхищает миссия церкви. Идея «жизни после смерти» отвлекает внимание не только от окончательной «жизни после «жизни после смерти», но и от «жизни перед смертью». Если мы это игнорируем, то заключаем союз не только со смертью, но и со всеми другими силами, которые обретают мощь из сотрудничества с этим последним врагом.

Таким образом, «спасение» значит не «отправиться на небеса», но «восстать к жизни на новом небе и новой земле». И как только мы это начинаем понимать, мы сразу замечаем, что Новый Завет постоянно - и косвенно, и со всей прямотой - говорит нам, что «спасение» не сводится лишь к ожиданию некоего события в далеком будущем. Мы можем жить им уже здесь и сейчас (разумеется, не во всей полноте, поскольку всем нам предстоит умереть), в подлинном смысле слова предвосхищать это будущее событие в настоящем. «Мы были спасены в надежде», - говорит Павел в Послании к Римлянам 8:24. Слова «были спасены» указывают на действие в прошлом, которое уже совершилось, и, без сомнения, Павел имеет в виду веру и крещение, о которых говорил в Послании раньше. Но это спасение остается «в надежде», потому что мы все еще ожидаем окончательного избавления в будущем, о чем Павел пишет (например) в Рим 5:9–10.

Это дает ясный ответ на одну из загадок Нового Завета: очень часто слова «спасение» или «спастись» здесь относятся к телесным событиям в нынешнем мире. «Приди и спаси мою дочь», - умоляет Иаир, а когда Иисус направляется к нему, женщина с кровотечением думает про себя: «Если прикоснусь хотя бы к одеждам Его, буду спасена». Исцелив женщину, Иисус говорит ей: «Дочь Моя! Вера твоя спасла тебя». Матфей существенно сокращает эту же историю, но добавляет: «И спасена была женщина в час тот». И удивительно, что рядом с подобными отрывками (а их немало) стоят другие, где под «спасением» понимается нечто большее, не зависящее от нынешнего физического исцеления или избавления. Такое противоречие служит источником головной боли для иных христиан (ведь «спасение», думают они, разумеется, духовно! ), но, похоже, оно совершенно не беспокоило раннюю церковь. Для первых христиан окончательное «спасение» было связано исключительно с Божьим новым миром, когда же Иисус или апостолы исцеляли людей либо получали спасение при кораблекрушении и так далее, они видели в этих событиях предвосхищение будущего «спасения» - преображающего исцеления пространства, времени и материи. Будущее избавление, задуманное и обещанное Богом, начинает совершаться в настоящем. Ибо спасение касается не только души, но всего человека в целом.

(Отсюда можно сделать множество выводов. Заметим, например, что теории «искупления», объясняющие смысл креста, - не просто набор альтернативных ответов на тот же самый вопрос. Они дают определенные ответы именно потому, что ставят определенные вопросы. Если это вопрос: «Как я могу попасть на небо, если на мне грех, заслуживающий наказания?» - то ответом может быть: «Это возможно, потому что Иисус принял твое наказание на себя». Но если задать другой вопрос: «Как может осуществляться замысел Бога об избавлении и обновлении мира, несмотря на испорченность и тление, появившиеся вследствие бунта человека?» - ответ может быть иным: «Это возможно, потому что на кресте Иисус победил силы зла, поработившие бунтующего человека и сделавшие порочным весь мир». Обратите внимание: эти два вопроса и ответа не являются взаимоисключающими. Здесь же я хотел подчеркнуть лишь одно: когда мы меняем вопрос, меняется и возможный набор ответов на него, и взаимоотношения между ответами. Это большая и важная тема, о которой я писал в другом месте.)

Как только мы это поймем - а я представляю себе, что это нелегко для человека, который привык всю свою жизнь думать по–другому, - мы увидим, что, если спасение таково, оно не сводится только к спасению людей. Когда человек «спасен»: в прошлом, в результате единого акта веры; в настоящем, через исцеление или избавление от беды, в том числе в ответ на прошение «не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого»; в будущем, когда в конечном счете он будет воздвигнут из мертвых, - он всегда становится человеком в более полном смысле этого слова, чем без «спасения». А человек в подлинном смысле слова начиная с первой главы Книги Бытия получил задание заботиться о творении, поддерживать порядок в Божьем мире, строить общую жизнь людей и способствовать ее процветанию. Если мы думаем, что спасены для нашего личного блаженства, для восстановления наших личных отношений с Богом (хотя это и чрезвычайно важно!) и для возвращения на «небеса», где мы всегда будем пребывать в мире (как же этот образ затемняет истину!), то мы похожи на мальчика, которому подарили крикетную биту и сказали: «Поскольку это твоя личная бита, ты должен играть с ней исключительно один, без других ребят». Но, разумеется, предназначение биты состоит только в том, чтобы играть вместе с другими. И спасение достигает своего предназначения только в том случае, когда человек спасенный в прошлом, спасаемый сейчас и чающий окончательного спасения в будущем, понимает, что спасен не как душа, но как целостность, и не только ради себя самого, но ради того, что Бог желает через него совершить.

В этом заключается самое главное. Когда Бог «спасает» людей в нынешней жизни, когда под действием Его Духа они приходят к вере и начинают следовать за Иисусом в ученичестве, молитве, святости, надежде и любви, эти люди предназначены - и это слово не будет преувеличением - стать знаком и предвосхищением того, что Бог намерен совершить со всей вселенной. Более того, они - не только знак и предвкушение конечного «спасения», но и средства, которые Бог использует, чтобы это произошло в нынешнем мире и в грядущем. Вот почему Павел говорит, что все творение нетерпеливо ожидает не просто собственного искупления, освобождения от порчи и тления, но момента откровения детей Божьих, - то есть оно ожидает появления искупленных людей, под управлением которых в творении снова воцарится мудрый порядок, ради которого оно и было создано. И поскольку Павел достаточно ясно говорит, что верующие в Иисуса Христа, соединившиеся с ним через крещение, уже стали Божьими детьми и уже «спасены», это управление творением невозможно откладывать на окончательное будущее. Оно должно начаться здесь и сейчас.

Другими словами, если кратко подвести итоги наших размышлений, дело «спасения», в полном смысле этого слова, имеет отношение: (1) ко всему человеку в целом, а не только к «душе»; (2) к нынешнему времени, а не только к будущему; (3) к тому, что Бог совершает через нас, а не только к тому, что Он делает в нас и для нас. Если мы проясним для себя этот вопрос, мы найдем историческое обоснование полноценной миссии церкви. Чтобы двигаться в наших рассуждениях дальше, нам придется рассмотреть еще одно всеобъемлющее понятие, в рамках которого все это обретает смысл: царство Божье.

Из книги Проблемы жизни автора Джидду Кришнамурти

Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Что значит Рав в Каббале? Вопрос: Просматривая списки групп «Бней Барух» по стране, обратил внимание, что перед именем каждого преподавателя указано – Рав. Не могли бы Вы пояснить, что это значит? Вы уже не один? Что такое Рав в Каббале?Ответ: Я никогда не назывался равом и

Из книги Главная тайна Библии автора Райт Том

2. «Спасение» - что это значит? Настал воистину удивительный, шокирующий и, быть может, пугающий момент: мы будем вынуждены пересмотреть смысл понятия «спасение».Слово «спасение» подавляющее большинство западных христиан понимает достаточно однозначно: «отправиться на

Из книги Протестантам о Православии автора Кураев Андрей Вячеславович

Что значит Вознесение? Итак, Христос проповедовал уникальное значение Своей Жизни, Своей миссии и Своей жертвы для судеб человечества. Все христиане согласны в том, что наше спасение Христос совершил Своей Жертвой. Разногласия между христианами возникают по другим

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что значит «киновия»? иеромонах Иов (Гумеров) Киновия (греч. koinos - общий, bios - жизнь) - монастырь, построенный на общежительных началах. Первые мужские и женские киновии учредил в 4 веке в Тавеннисии (Египет) преподобный Пахомий

Из книги Истоки. Богословие отцов Древней Церкви автора Клеман Оливье

1. Что значит молиться? Всякое погружение в существование, всякое предчувствие таинства перед лицом любви, красоты или смерти тяготеет к молитве. Однако для настоящей молитвы в христианском смысле слова необходимо установление подлинно личного отношения с живым

Из книги НАСЛЕДИЕ ХРИСТА. ЧТО НЕ ВОШЛО В ЕВАНГЕЛИЕ автора Кураев Андрей Вячеславович

ЧТО ЗНАЧИТ ВОЗНЕСЕНИЕ? Итак, Христос проповедовал уникальное значение Своей Жизни, Своей миссии и Своей Жертвы для судеб человечества. Все христиане согласны в том, что наше спасение Христос совершил Своей Жертвой. Разногласия между христианами возникают по другим

Из книги Единство и многообразие в Новом Завете Исследование природы первоначального христианства автора Данн Джеймс Д.

§ 66. Что значит "апокалиптическое"? 66.1. С исторической и богословской точек зрения апокалиптическое христианство всегда было одним из самых поразительных и важных выражений христианской веры. Несмотря на это, основное направление христианской традиции феномен

Из книги 2 Послание к Коринфянам автора Барнетт Пол

2) Помогать - значит сеять Павел, конечно, знал о скупости коринфян. Он явно имел в виду их, когда писал: «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет» (ст. 6). С помощью этой крестьянской поговорки он проводит мысль, которую будет развивать в ст. 6- 10. Поговорка подразумевает великую

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

1. И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. 2. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение. 1-6. Избранный остаток Израиля, вернувшись на

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

13. Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою. Я приблизил правду Мою, она недалеко, и спасение Мое не замедлит... Под приближенной Богом "правдой" здесь разумеется, ближайшим образом, то спасение народа Божия из

Из книги Духовник царской семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник (1873–1940) автора Бэттс Ричард

41. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42. и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). Удалившись из дома, где пребывал Иисус, Андрей первый

Из книги О Жизни Преизбыточествующей автора Арсеньев Николай Сергеевич

Что значит «все мы в прелести»? Вы пишете: «При чтении еп. Игнатия (Брянчанинова) возникли у меня следующие вопросы: на странице 230 сказано, что все мы в прелести; почему же, говоря “человек в прелести”, этому приписывается особый смысл, и как относиться к такому человеку?»

Из книги Сила православной молитвы. Для чего, как и кому нужно молиться автора Измайлов Владимир Александрович

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

Что значит молиться? Что значит молиться? Это значит – высказать Богу наши сомнения, страхи, тоску, отчаяние, – словом, все, что связано с условиями нашей жизни. Господь приходит к нам, когда мы смиренно открыты для Него. Он приближается тихо, так что некоторые могут и не

Из книги автора

Что значит «зуб за зуб»? Если мы сравним Ветхий Завет с другими законодательными текстами древнего Ближнего Востока, то увидим еще больше отличий. Да, все они строились на пресловутом принципе талиона: «глаз за глаз, зуб за зуб», то есть преступник должен потерпеть такой

Для этого Он послал на землю Своего Сына Иисуса Христа , Который взял на Себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мёртвых.

Условия спасения

Богословские понятия в контексте учения о спасении

Свобода и спасение

Большинство христиан верят, что актом спасения Бог не уничтожает свободу человека (дарованную Им же), но напротив, расширяет и укрепляет свободу человека.

Неверующие и беззаконные не получат дар вечной жизни, они будут прокляты навечно «ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная» (Рим. ). Вместо вечной жизни им приготовлено вечное наказание «вечная погибель » (2Фес. ), «другая смерть» (Откр. ), или «вечный огонь» (Мф. ), «огонь неугасимый» (Мк. ) вместе с диаволом и ангелами его (Мф. ). Это наказание и мучения никогда для них не закончатся, будут вечными.

Доктринальные отличия в христианских конфессиях

Имеются существенные отличия в учении о спасении в основных христианских конфессиях .

Православие

Православный христианин усваивает себе спасение так же в продолжении всей своей жизни.

В то же время среди христиан бытует мнение, что спасётся только избранный остаток, ради которого ещё и существует наш мир (Рим. ).

Хотя задатки спасения = Дары Духа Святого, могут быть даны еще при жизни(см. св. Симеон Новый Богослов), но только после наступления телесной смерти человек может узнать даровано ли ему спасение, или же нет от Самого Господа(см. житие св. Макария Египетского). Прежде же решения Господнего было бы более чем самонадеянно утверждать свою "спасенность" даже для св. Макария.

Когда святая душа Макария была взята херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили:

О, какой славы сподобился ты, Макарий! Святой отвечал бесам: - Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал. Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили: - Действительно избежал ты наших рук, Макарий! Но он сказал: - Нет, но надобно и еще избежать. И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы, с сильным воплем, кричали: - Избежал нас, избежал. Тогда Макарий громким голосом ответил бесам: - Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней. * .

Только после наступления телесной смерти человек может узнать даровано ли ему спасение, или же нет.
Святые Отцы утверждают, что до Страшного суда участь усопшего еще не полностью определена, следовательно, Православная Церковь допускает возможность по молитвам праведников, по делам милосердия возможность облегчить участь усопшего или даже вывести его из ада. Например, блаженная Фекла своими молитвами вымолила Фалкониллу. Один из самых уважаемых Греческих старцев, Паисий Святогорец утверждает, что друг Бога, подобно другу земного царя, может ходатайствовать о переводе из одной камеры в другую или даже в квартиру. Также старец говорит, что родственники своими молитвами и молитвами Церкви дают Богу право на вмешательство и тем самым могут даже умолить Господа помиловать человека.

В другой раз преподобный Макарий шел по пустыне и нашел высохший человеческий череп, лежавший на земле. Повернув его своим жезлом, преподобный услыхал, как будто он издал какой-то звук. Тогда Макарий спросил череп:

Кто ты такой? - Я, - отвечал тот, - был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божья, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение. - Какое же облегчение получаете вы, - спросил Макарий, - и каковы ваши мучения, расскажи мне? - Как далеко отстоит небо от земли, - отвечал со стоном череп, - так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением. Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: - Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди. * .

В настоящее время часто можно наблюдать в интернет форумах полемику о возможности спасения для неправославных и даже не верующих, сторонники этой точки зрения наиболее ярко представлены проф. МДА Осиповым А.И. и еп. Илларионом (Алфеевым). В качестве аргументов, кроме эмоциональных пассажей, в свою пользу они используют полу-апокрифические жития, как-то "ранние" жития св. Григория Двоеслова и текст молитвы в в день Святой Троицы со словами "иже во аде держимых " , но ни сам текст молитвы, не толкование ее сделанные св. Марком Эфесским не дают возможности толковать в таком смысле:

Что же до "жития" св.Григория Двоеслова, то, хоть оно и было принято к сведению св. Марком Эфесским, когда было представлено католиками в качестве доказательства чистилища, но ставилось им под сомнение (см. там же). Кроме того оно находится в противоречии с тем, что проповедовал сам св. Григорий.

Кроме того Православие учит, что у спасённых людей будет различная степень блаженства в раю:

Католицизм

(Внимание! Статья написана православным, прошу уважаемых католиков исправить в случ. неточностей)

Как и Православие, Католицизм исповедует, что для спасения необходимы не только вера в Иисуса Христа но и дела.

Но, в отличие от Православия, Католичество учит о том, что ДЕЛА ценны сами по себе. Согласно вероучению РКЦ Христос на Кресте принес совершенное удовлетворение(лат. satisfactio ) божьему правосудию за грехи человечества. Таким образом католик, принимая крещения освобождается от вечного наказания, ВИНЫ, но не последствий первородного греха(болезни и смерть). Грехи же совершенные ПОСЛЕ крещения, так же оскорбляют Бога(хоть и не столько, как первородный грех Адама) и, и так же требуют удовлетворения. И католик, совершая добрые дела, и\или страдая приносит это удовлетворение:

Исповедуя грехи католик получает:

Но понятно, что не все одинаково это удовлетворение приносят. Святые приносят БОЛЕЕ необходимого, для их собственного спасения, удовлетворения. И эти заслуги добавляются к "сокровищнице заслуг Христа и святых".

Грешники же не принесшие достаточного удовлетворения при жизни, приносят его после смерти в качестве временного наказания в

греч. ???????, лат. salus) – в религ. мировоззрении предельно желат. состояние человека, характеризующееся избавлением от зла – как морального ("порабощенности греху"), так и физического (смерти и страдания), полным преодолением отчуждения и несвободы. С. выступает как конечная цель религ. усилий человека и высшее дарение со стороны бога. Противопоставленность грехопадения (понимаемого либо как вина перед личным богом, либо как неразумное вхождение личной или мировой души в круговорот материального бытия) и С., в к-ром это грехопадение снимается, определяет внутр. строй теизма (иудаизма и особенно христианства, в гораздо меньшей степени ислама), а также вост. вероучений типа зороастризма, манихейства, буддизма и т.п. Все эти религии (к к-рым принадлежит и гностицизм) иногда называют "религиями С." (нем. Erl?sungsreligionen) в отличие от язычества, где идея С. присутствует лишь в зачаточном виде. Начиная с первобытных времен человек постоянно обращается к своим духам, демонам, богам и героям с просьбой о помощи в к.-л. конкретной ситуации – об избавлении от нужды или болезни, об удаче на охоте или на войне и т.п. Это свойство иногда быть "спасителем" не является обязат. и необходимым для языч. бога, но оно практически важно для молящегося, для культовой практики именования бога: из всей суммы амбивалентных возможностей божества необходимо выделить, назвать по имени, магически заклясть и тем побудить к действию как раз те, к-рые сулят молящемуся перспективу С. Ряд божеств греч. Олимпа – Зевс, Афина, Деметра, Дионис, Асклепий, Диоскуры и др. – носил имя "Спасителей". Это конкретно-ситуативное С. могло получать в развитом греко-рим. язычестве высокий нравств. смысл (С. отечества, "С. римского народа" и т.п.). Но языч. С. всегда остается частным, не окончательным: вечный равномерный ритм добра и зла в языч. космосе делает всякое безусловное С. сомнительным. Нечто иное наблюдается в религ. мире древнего Ближнего Востока, в частности Египта (ноты безусловного доверия к благу, исходящему от божества, в древнеегип. гимнах). При этом егип. религия с ее обычным интересом к вопросам загробной жизни связывает испрашиваемое у богов С. с вечностью. Следующий шаг к абсолютизации С. сравнительно с др. ближневост. религиями был сделан ветхозаветным иудаизмом. Эмоц. фоном библейского учения о С. является абсолютизация бедствий, из к-рых должен "спасти" человека или "избранный народ" Яхве. Речь идет уже не о частной катастрофе в неизменяемом ритме бытия – вся жизнь человека среди людей и народа среди народов есть непрекращающаяся катастрофа. Адепт библейской веры не просто обращается к богу, но "взывает", "вопиет" к нему "из глубин" (Пс. 129, ст. 1) – из провалов своего бедственного бытия или из бездны своей потрясенной души; преобладающая интонация кн. Псалмов и пророческих книг есть интонация вопля. Уже физич. космос Ветхого завета, в отличие от антич. космоса, пугающе-непостижим в своей иррегулярной динамике: земля "колеблется", воды "шумят, вздымаются" (Пс. 45, ст. 3–4), горы "как воск тают" (Пс. 96, 5) и "прыгали, как огны" (Пс. 113, 4), исполинские чудища поражают своей несоизмеримостью с человеч. мерой; еще больше затерян человек перед лицом человеч. мира, силами социального отчуждения (Пс. 12, 2). Но все это служит лишь фоном для оптимистич. ветхозаветного учения о С.: в критич. момент обращенный к Яхве "из глубин" вопль услышан, и предельно бедственное состояние, казалось бы не оставлявшее никакой надежды на С., перекрывается грандиозностью непостижимого и окончат. С. (Пс. 21, кн. Эсфирь и др.). Характерно, что этот поворот часто рисуется как парадоксальный (финал кн. Иова). Содержание идеи С. в Ветхом завете конкретно и вещественно – освобождение от рабства и возвращение из плена, здоровье и многодетность, изобилие и удача; но одновременно с этим выступают и нравств. аспекты С.: "мир" и "справедливость" (напр., в кн. пророка Исайи начиная с 40-й гл.). С. целостно и объемлет все бытие человека; в силу этого оно начинает к талмудич. эпохе требовать веры в загробную жизнь и воскресение, в "будущий мир", где оно завершится. Это телесно-духовное и посюсторонне-потустороннее С. является свободным дарением бога, имеющим для него существ. характер. Яхве – это не просто бог, к-рый иногда может сообщить кому-либо С., но сам по своей сущности есть "С." для своих людей (ср. Пс. 27, 1–2). Удерживая ветхозаветное понимание С., христианство спиритуализирует его, хотя и здесь С. мыслится как духовно-телесное, поскольку оно включает в себя воскресение и просветление тела. С. – это не просто С. от погибели, от смерти и греха, но и С. для "обновления жизни", "жизни во Христе", для свободы (от закона и от греха); С. – это "оправдание", "святость", "мудрость", это вера, надежда, любовь и многообразные "духовные дары" (ср. послания апост. Павла к римлянам, 6–8; к колоссянам, 3; к эфесянам, 2). С. должно завершиться в эсхатологич. перспективе загробного суда и загробной жизни; "жизнь во Христе" требует для своего абс. завершения "вечной жизни". Вопрос о том, как соотносятся в деле С. милость бога и усилие человека, вызвал в христ. теологии многовековые споры о предопределении, благодати и свободе воли. В корне отличное понимание С. развивается в буддизме, манихействе, гностицизме. И здесь С. понимается не ситуативно, а абсолютизированно, но при этом из идеи С. элиминируется все телесное и позитивное; С. есть освобождение от мира и от жизни в целом, преодоление желаний и привязанностей, "угасание" (см. Мокша, Нирвана). Такое С. может быть уделом отрешенного духа, но не тела, воспринимаемого как помеха к С. (см. "Дхаммапада", ст. 202; рус. пер., М., 1960, с. 93). Для этого типа учений о С. характерно представление, согласно к-рому человек усилием самоуглубления и отрешения сам "спасает" себя, а не получает свое С. из рук божеств. спасителя (буддизм хинаяны требует от каждого быть для себя "светильником", тогда как буддизм махаяны окружает верующего пантеоном спасающих его бодисатв). Христ. гностицизм играет с амбивалентным образом т.н. спасенного спасителя (ср. K. Beyschlag, Herkunft und Eigenart der Papiasfragmente, "Studia patristica", 1961, Bd 4, S. 268–80); тенденции, клонящиеся к присвоению самому аскету роли спасителя, выступают в христианстве и позднее (напр., ересь т.н. "равных Христу" в палестинском монашестве 5 в.). Кризис христ. традиции в новоевроп. культуре стимулирует рецепции буддийско-гностич. идеи С. – преодоление воли в этике Шопенгауэра, рецепты "самоспасения" в теософии и антропософии и т.п. Наиболее радикальной противоположностью теистич. идеи С. в новоевроп. эпоху выступает социальная и технич. утопия, ставящая на место подаренного богом трансцендентного сущего посюстороннее будущее, планируемое самими людьми, к-рые планируют при этом также и собств. сущность. Утопич. социализм (напр., в анфантеновском варианте) и тем более бурж. утопия нередко перенимают внешние черты религ. сальвационизма. В особенности это относится к крайне реакц. утопиям фашизма, в центре к-рых стоит образ "вождя", окруженный псевдомистич. ореолом носителя эсхатологич. С. (ср. R. Guardini, Der Heilbringer in Mythos, Offenbarung und Politik, Stuttg., 1946). Подобная же имитация религ. веры в "спасителя" характерна для идеологии совр. китайского маоизма. Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., О религии. [Сб.], М., 1955; Глубоковский Н. Н., Искупление и искупитель по Евр. II, П., 1917; Lietzmann H., Der Weltheiland, Bonn, 1909; Otto Ft., West-?stliche Mystik. Vergleich und Unterscheidung zur Wesensdeutung, 2 Aufl., Gotha, 1929; Staerk W., Soter, 1, G?tersloh, 1933; его же, Die Erl?sererwartung in den ?stlichen Regionen, Stuttg., 1938; L?with K., Weltgeschichte und Heilsgeschehen, 3 Aufl., Z., 1957. С. Аверинцев. Москва.