Что я могу знать в жизни. На что я могу надеяться


Ил.: Dola Sun

Несколько лет назад я застряла в пробке вместе с нью-йоркским автобусом, набитым уставшими, раздраженными пассажирами. На улице хлестал дождь. В салоне автобуса мужчины рычали друг на друга - кто из них начал перепалку и по какой причине, я не знала. Никто не додумался уступить место беременной женщине. Воздух искрился обидой.

На Седьмой Авеню водитель сделал объявление. «Друзья», - сказал он. - «Я знаю, что день у всех нас был трудный. С погодой или пробками я ничего поделать не могу, но кое-что сделать я всё же могу. Предлагаю каждому из вас выходить через переднюю дверь. Я протяну руку. Как пойдете мимо, положите в нее заботы и расстройства, ладно? Я поеду дальше через реку Гудзон и скину всё это добро прямо в воду. Пойдет?».

«Да он волшебник», - подумала я. Пассажиры засмеялись. Их лица прояснились. Эти люди последний час делали вид, что не видят своих соседей, а теперь стали заглядывать им в глаза - он что, серьезно?

А он говорил серьезно.

На следующей остановке водитель просунул руку в окошечко для билетов и ждал. Один за одним пассажиры вышли в переднюю дверь и сделали вид, что положили что-то ему в ладонь. Кто-то засмеялся, кто-то заплакал - но каждый дотронулся до руки водителя. На следующей остановке водитель снова протянул руку. И так было на каждой - вплоть до самой реки.

Мир непростой. Иногда до такой степени непростой, что сложно оставаться человечным. Бывают отвратительные дни. Иногда они тянутся несколько лет. Вы пытаетесь изменить ситуацию, но ничего не выходит. Вы теряете работу, деньги, друзей, веру и любовь. Вы смотрите на ужасные события в новостях. Вам страшно. Вы закрываетесь на все пуговицы.

Иногда на всех нас опускается темнота. Вам нужен свет, но вы не можете найти его. Но что, если вы и есть - свет? Что, если вы можете стать источником света?

Как водитель того самого автобуса, который не был известным человеком или духовным учителем. Он не хотел нести своё знание в народ. Обычный работник сферы услуг - один из самых незаметных людей. Но сила в обычном человеке огромная, и водитель сумел направить её в помощь всем нам.

Когда мне плохо, я вспоминаю этого водителя и спрашиваю себя: что я могу сделать прямо сейчас, чтобы стать светом? Конечно, я не могу остановить глобальное потепление, прекратить войны, переделать людей. Но я могу повлиять на тех, кого встречаю, даже если мы официально не знакомы.

Мое поведение имеет значение, потому что я живу не на необитаемом острове. Заразны печали и страхи, но также заразны терпение и щедрость. Каждый из нас имеет большую силу влияния, чем подозревает.

Кем бы мы с вами ни были, как бы ни погрязли в ежедневных делах, я верю, что каждый из нас может осветить кусочек мира.

Более того, я думаю, что это единственный способ освещения мира: одна остановка за другой, вплоть до самой реки.

3 февраля 2011 в 12:53

Список Возможностей: Я могу! (I Can-Do!)

  • GTD

Что такое Список «Я могу»

«Я могу», далее can-do – это список ваших возможностей. Это не то, что вы должны или вынуждены сделать, это не то, что вы хотите сделать, а именно то, что вы можете сделать. Хотя, конечно же, лучше всего, чтобы желания совпадали с нашими возможностями.

Как в классическом анекдоте:

Спрашивают у землекопа:
- Мужик, ты что умеешь делать?
- Копать! - отвечает.
- А ещё что?!
- Копать!!!
- Ну, а ещё что-нибудь?!
Обиделся, говорит:
- Могу НЕ копать!

Этот анекдот наилучшим образом иллюстрирует простейший can-do список, который бы себе записал землекоп, по отношению к работе:
Я могу:

  1. Копать
  2. Не копать
Сейчас самое время дать сухое логичное теоретическое определение, но потерпите немного, я хочу рассказать историю о практическом применении списка Can-Do, и тогда, возможно, определение и не потребуется.

Как я вышел из тупиковой ситуации и помог своему знакомому тестеровщику

В нашей компании открывался новый проект. Это был пилотный проект, и команде, в которой работал мой знакомый (QA), необходимо было показать наивысший профессионализм и хорошо показать себя и свою работу перед заказчиками. А заказчики, в свою очередь, не спешили делиться с тестировщиками спецификациями и требованиями по проекту. Встретив меня в курилке, мой знакомый сказал: «У меня нет требований по проекту. Я не могу писать тестовые сценарии, а это значит – что я не могу тестировать ».

Я и раньше слышал нечто подобное от других людей. Наши люди любят пожаловаться. Но, я не мог понять, где же логика в этом утверждении.
Я заинтересовано слушал этого человека, в надежде, что я все-таки лучше пойму эту огромнейшую проблему и величайшее препятствие в тестировании, о котором он мне говорил. Но, в итоге, я так и не понял. Получается, что единственный способ тестирования – это просмотр требований, анализ спецификаций, создание сценариев тестирования и прохождение тестов. И всё? Во всей вселенной больше нет другого способа протестировать приложение? И если этот Единственный Способ невозможен из-за отсутствия требований, что всё, мы в тупике?

Я задаю эти саркастические вопросы не потому, что я наивный и неопытный новичок, а потому что я уверен в том, что всегда есть другая возможность, другой путь, в любой ситуации. Я и сам сталкивался с подобными «огромнейшими сложностями», и я знаю, что любая задача – решаема.

Вначале одного из проектов, моей задачей было провести нагрузочное тестирование приложения. Вот, только незадача: у меня не было всего необходимого доступа к приложению, я это приложение в глаза никогда не видел. Я не знал, как оно работает. Я не знал, с какими данными оно работает, и понятия не имел о том, как им пользоваться. Я чувствовал, что нахожусь в тупике.
Но, у меня был доступ к физическому серверу приложения. Я мог поговорить с другими участниками проекта. У меня был доступ к документации на Sharepoint, только, к сожалению, документации там было настолько много, что я просто не знал, за что взяться. Но, я видел тоже, что видит сейчас мой знакомый – тупик, а не начало успешной работы над проектом.
Я был очень расстроен. Придя домой с работы, даже не включая компьютер, я включил свет, взял блокнот с ручкой, присел на кровать и спрашивал себя: Что я могу сделать? После первой записи в блокнот, я почувствовал себя лучше, и дело пошло намного быстрее. А записал я вот что:

  • Я могу поговорить с ведущим программистом П., возможно он сможет немного рассказать о приложении.
  • Я могу поговорить с разработчиками, и спросить их о том, чем они обеспокоены при работе с приложением.
  • Я могу попросить повышения уровня моего доступа к приложению у моего менеджера, а если не поможет, то на митинге с заказчиком.
  • Я могу начать писать тест план без доступа к приложению. Я знаю, что я буду тестировать, когда у меня будет возможность начать работать с приложением. А потом, я могу подправить план, по мере того, как я буду узнавать новую информацию. Кроме того, набросок плана тестирования поможет мне при разговоре с заказчиком.
  • Я могу представить себе, что уже получил доступ к приложению. Так что же я сделаю в первую очередь? А что следующее?
  • Я могу поговорить с менеджером проекта, и спросить ее, чего она ожидает от меня.
  • Я могу поговорить с другими тестеровщиками, и выяснить у них, какие узкие места есть у приложения, что они думают о тестировании приложения, в общем, все то, что только может быть мне полезным.
Тем же вечером, я отправил сам себе email со списком can-do на рабочую почту, и со следующего дня я начал делать все, чтобы начать работу с приложением, и преодолеть препятствия на моем пути. Через пару дней я начал работу и, что немало важно, показал свою заинтересованность в качественном выполнении задания перед начальством. Я вышел из тупика.

А вот теперь вернемся к проблеме моего знакомого, который был уверен в том, что без требований к приложению, он не может создать тест план и начать тестирование. Так и хотелось спросить его: а ты точно не можешь создать тест план без требований? А ты точно не можешь ничего сделать без всей документации?

Но, я ограничился рассказом этой истории. Я не хочу учить людей как им нужно жить. Если он не сможет тестировать и не захочет искать возможности, прерываясь отговорками – это его выбор. Если не может – пусть дальше не может, а я – могу .

Can-Do против To-Do

Если вы дочитали до этого параграфа, то, скорее всего, задаетесь вопросом: А чем этот твой список Can-Do отличается от старого доброго To-Do? Очень, очень мало чем. Разница лишь в мотивации. Мне гораздо приятней помнить о том, что я могу сделать, чем о том, что я вынужден сделать. А вам?
Что лучше:
Я могу сходить завтра к стоматологу.

Или,
Сходить завтра к стоматологу. (Скрытый смысл: Я вынужден завтра сходить к стоматологу)

Повторите каждую фразу 10 раз. После какой фразы вам легче будет сделать это? Какую бы фразу выбрал я, вы уже догадались, а какую выберете вы – я не знаю, ведь люди все разные.

Списки Can-Do придают мне энергии. Если я чувствую себя в тупике – то я думаю о том, что я могу сделать, а не о том, что я вынужден или должен сделать.
Так что, если в следующий раз вы почувствуете себя в тупиковой ситуации, то спросите себя, что же вы можете сделать?

P.S: Список Can-Do – это результат мозгового штурма собственного мозга. Лично я предпочитаю текстовый вариант записи списка возможностей, но удобным будет и графический вариант, используя интеллект карты (Mind Maps)

P.S. 2: Списки Can-Do применяются в образовании. Списки Can-Do используются для самооценки учащихся. Такие списки помогают выявить пробелы ученика/студента, в тех навыках, которые он должен был приобрести за период обучения. Это не хитрые экзаменационные тесты, проверяющие знания заковыристыми вопросами, а утверждения, с которыми студент может соглашаться или не соглашаться. Пример:

57 ответов

Если считать, что лень - это когда есть какие-то задачи, которые нужно выполнять, а они не выполняются, либо внимание перекидывается на что-то другое. Проблема обычно появляется на самом старте: буквально не хочется начинать. Если дело в этом, то есть такие идеи, что с этим делать:

1. Уточнить задачку

Нередко проблема в том, что не очень-то понятно, что делать. В этом случае думаешь "эх, там еще и непонятно, что делать-то" и не начинаешь. Хотя это как раз идеальный первый пункт плана: "Понять, что делать".

В случае с небольшой задачкой нужно просто точно сформулировать, что нужно сделать. Например: "Купить книгу про то, как не лениться". Еще лучше заранее понять какую именно, тогда: "Загуглить книги про лень и выбрать одну". И тогда получится, допустим: "Купить книгу Дэвида Аллена "Как привести дела в порядок" в магазине X".

В ином случае на вас из todo-приложения или блокнота на вас выглядывает задачка вида "Написать диплом" или "Заняться физкультурой", или.. ну вы поняли. Не понятно как подступиться. Нужно разбить ее на несколько небольших частей (да-да, об этом нам всегда говорили "учи по билету в день"), но дальше небольшой трюк - держать перед глазами только первую задачку из получившихся нескольких. В GTD это называется Next Actions. В идеале, чтобы эта одна задачка помещалась максимум в рабочий день.

Если взять диплом, то можно начать с "Выбрать книги, на которые буду опираться в работе". А потом: "Написать обзор одной из них для теоретической части". И так далее. Если брать пример с физкультурой: "Подобрать упражнения, которые нужно выполнять" или "Составить план тренировок". А лучше - "Проконсультироваться с тренером" и "Проконсультироваться с врачом".

2. Ограничить время

Хорошо, когда у задачи есть дэдлайн. Вы знаете, что дальше этого момента ее выполнение теряет смысл и стараетесь успеть.

Если дэдлайна нет или вы вообще сами выставили себе задачку, то хорошо бы этот дэдлайн придумать. И, что важно, не сдвигать. По крайней мере стараться, понимая, что иначе просто обманываете сами себя.

Если это не сработает, есть другой трюк с ограничением времени: вы обещаете себе отводить опеределнное время под конкретную задачку в день. Например "1 час на диплом каждый день". Проще будет привыкнуть, если будете делать это в одно и то же время каждый день.

Но тут возникает другая проблема "как сесть-то и приступить?". На самом деле, именно начать действительно сложно. Вплоть до того, что если задачка вам еще и не нравится у вас в начале ее выполнения в мозгу сработает область, отвечающая за боль. Забавная и полезная деталь только в том, что если не обратить на это внимание и продолжить, то болевая область успокоится и задачка "пойдет". Вспомните - после того, как начинали минут через 5-10 становилось уже более менее ок.

Чтобы раскачаться к "1 часу в день" можно попробовать методику помодоро: берете задачку, говорите себе "сейчас буду отвечать на письма" и заводите таймер на 25 минут. 25 минут делаете только то, что выбрали. Только отвечаете на письма. Потом 5 минут перерыв. Потом снова 25 минут, снова другая задачка.

3. Понять, как связан уровень возбуждения и концентрация

Наша способность концентрироваться связана с уровнем возбуждения. Поэтому так сложно работать, когда настроение слишком плохое или наоборот, когда хочется прыгать от радости. Научно это подкрепляется законом Йеркса - Додсона, определяющим зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Графически этот закон можно представить в виде перевернутой параболы. Эту параболу уже довольно давно и активно используют спортивные психологи для работы с вниманием спортсменов.

Чтобы оставаться сконцентрированным, важно поддерживать оптимальный для конкретной задачки уровень возбужденности. Понаблюдайте за собой и поймите какой настрой вам нужен для каких задач. После этого будет легче: будете замечать, что вышли оптимальной зоны концентрации и тут же понимать, что нужно сделать: взбодриться или успокоиться.

4. Отдохнуть

Еще нужно понимать, что работа может валиться из рук потому, что вы просто устали. Либо глобально: отпуска не было пару лет (не делайте так). Либо конкретно сегодня.

Важно делать перерывы в работе - минут по 15 каждый час или подберите похожий оптимальный для вас график отдыха. Важно стараться действительно отключаться от работы вечером и на выходных. Помните: если вы хорошо поработали, нужно хорошо отдохнуть. Организму нужно восстановление.

И да, если чувствуете, что "настроения нет", а время терять не хочется - попробуйте заменять ту задачу, с которой не сложилось, любой другой более подходящей из списка дел.

5. Делегировать или отказаться

Наконец, бывает, что то, что мы называем "ленью" - это на самом деле лишний повод задать себе вопросы "может не стоит делать эту задачу вовсе? необходимо ли ее выполнить? могу ли я ее не выполнять?".

А бывает, что эту задачу можно перепоручить кому-то. Коллегам или отдать на аутсорс - не важно. Проверяйте действительно ли необходимо, чтобы задачу сделали именно вы и если не обязательно, и есть возможность ее передать - смело отдавайте.

А в чём заключается результат победы над ленью? Цель в том, чтобы начать выполнять неинтересную работу в большом количестве и с огоньком? Непохоже на победителя...

Лень нужно не побеждать, а понять. Это важный сигнал, показывающий, что в вашей жизни что-то не так. Что-то внутри вас противится сложившемуся порядку вещей и не хочет его соблюдать. Можно сказать, что лень - это бунт человека против навязанных целей и ориентиров (зачастую навязанных самим собой).

Лень работать - не работайте. Или меняйте работу. Или меняйте график и форму занятости. Если лень выполнять одни и те же монотонные действия и нелепые поручения, может имеет смысл повысить квалификацию или открыть своё дело.

Лень учиться - не учитесь. Зачем учиться тому, что неинтересно? Стоит ли тратить несколько лет жизни на изучение того, что вам не нужно? Может ваша страсть - это наращивание ногтей или игра на бас-гитаре. Далеко не всем нужно высшее образование и иностранные языки.

В-общем, борьба с ленью - это бессмыссленное и неблагодарное дело. Если кто-то (а зачастую вы сами) заставляет вас делать неинтересные и ненужные дела, то стоит разобраться прежде всего с причиной. Тогда не потребуются ни курсы тайм-менеджмента, ни мотивирующие цитаты, ни энергетические напитки.

Даже не знаю.

Лень отвечать на тот вопрос, который тут уже минимум 29 раз задавали в таком же или слегка другом виде.

Потыкаю по тем же самым вопросам за тебя.

Мне нравится эта формулировка вопроса. Создаётся впечатление будто вам хочется побороть лень, но лень. Увы, как ни крути, но без особых усилий этого сделать не получится.

Вначале необходимо обрести правильный стимул к действию, причём лучше всего помогают позитивные стимулы. Одно учиться чтобы не вылететь, а другое учиться чтобы получить больше знаний.

Также необходимо понять причину лени. Возможно, есть некий фактор, опустошающий запасы вашей энергии. Например, незаконченные дела, вечно всплывающие в сознании, обиды и невротические мысли, не дающие покоя, неправильный образ жизни - нехватка сна или его низкое качество. Также очень распространённой причиной лени является недостаток концентрации. Сейчас люди всё чаще стремятся делать несколько дел сразу, но мультизадачность это миф. Человек не может делать одновременно несколько дел, он просто очень быстро переключается с одного на другое, а это весьма энергозатратный процесс.

Тут нужно к вопросу подходить оооочень комплексно. Какого-то одного действия, упражнения, практики - нет, к сожалению.

Первое, на что нужно посмотреть - в ресурсе ли вы вообще. Или измотаны до изнеможения. Если второе, то организм просто не выделит энергии на дело. Ещё бы! Ведь при истощении её нужно экономить. И выделяется она строго на базовые вещи: приготовить поесть, сходить за продуктами, добраться до дома и пр.

Если есть истощение, то - отдыхать. Причём делать это нужно без внутреннего самоедства. Отдыхать, грыщя себя - не вариант.

Второе. Признаться себе в своём желании. Сказать: "Да, я действительно не хочу этого делать. Это скучно, противно и вообще!"

После этого зачастую отпускает.

Третье. Продолжение первого - поработать с негативными мыслями в сфере самобичевания. Если такие есть, то:

А) проанализировать причину - из-за чего я себя грызу?

Б) поставить грызню под сомнение - это правда мне помогает? Или я занимаюсь ерундой?

В) найти адаптивный ответ гложащим мыслям. Если в голове крутится: "Я должен сделать работу!", то найти что-то, что даст ресурс. Какой-то ответ. Представьте, что перед вами стоит человек, который вас в этом обвиняет и на вас давит. Как бы вы ему ответили? Например, я бы сказал: "Иди в лес, разберусь без тебя". Или мягче: "Я сам в состоянии сделать выбор, когда и чем мне заниматься".

Если кратко, то вот. Проделайте эти практики. Если не отпустит до конца, то легче станет точно. Главное - делать.

Способ простой и очевидный - начать работать. Вообще, нужно просто найти работу, которую делать интересно, тогда будет проще. Но иногда, конечно, нужно себя пересиливать. В качестве утешения могу сказать, что чем меньше ленишься, тем меньше хочется. Лень - на 95% привычка.

Мне кажется, это не привычка. Это состояние души, причем, не перманентное, а переменное. У меня бывают периоды, когда за год могу прочитать 50-60 книг, а бывает - тяну одну 2-3 месяца и не очень-то и спешу. Кстати, прочитать 50 книг - это совсем не значит понять их или что-то вынести. Многие люди, и я в том числе, когда возвращаются к некоторым книгам, спрашивают у себя: "Я точно это читал? Не помню ничего"

Более того, если у вас неизменно отсутствие желания читать, то, я думаю, вырабатывать "привычку" нет особого смысла. Есть смысл хотеть узнать что-то. Поглощение огромных массивов информации начинается, когда вы обнаруживаете белое пятно в своих знаниях или чувствуете "слом" убеждений. Например, вы обладали некой позицией по какому-то вопросу и случайно наталкиваетесь на то, что вашу позицию превращает не в уверенность, а просто в веру. Как раз в этот момент вы возбужденно перелопачиваете поисковик в поиске дополнительных данных и книг, которые способны объяснить ситуацию. Так что надо вырабатывать не привычку "читать", а привычку задавать самому себе вопросы: "почему?", "где?", "неужели?" и т.д.

Я не верю, что ваша лень сильнее, чем ваша жажда знаний. Просто не способен в это поверить. Объясню почему: вы хотите читать, вы спрашиваете "как выработать привычку?". Значит вам не лень, значит вы просто не научились задавать себе вопросы. Вы думаете, что на ваш вопрос может ответить кто-то другой. Но это не совсем так. Любой ответ, который вы получите на любой свой вопрос - это только одна часть картины. К сожалению, только самые лучшие учителя в школе учат мыслить критически. Остальные же убивают критическое мышление. Человек - это исследователь. У нас это в крови. Значит вашу кровь "усыпили". Нас учили, что Достоевский, Толстой, Чехов писали то-то и то-то, они великие писатели и их мысли уникальны. Так и есть. Но нам забыли сказать, что наши мысли не менее уникальны. А все писатели были такими же людьми и их мнение не является решением в последней инстанции (хоть это и не умаляет их таланта). И вот когда вы осознаете, что окончательных ответов не существует, сразу лень пропадает. Нельзя прочитать одну книгу и получить ответ. Потому что как бы человек не анализировал ситуацию - он субъективен. И вы будете субъективны, но это будет ваш личный субъективизм. Ни чей-то чужой.

Нежелание читать появляется из-за уверенности в правоте, знаниях и авторитете одного человека. Наступает конфликт: вы пытаетесь понять суть, как исследователь по крови, читаете книгу (даже из школьной программы) и, думая, что автор гений, знающий все ответы (нас так учили), наталкиваетесь на несовпадение со своим мнение и разочаровываетесь в чтении. Смысл читать, если я постоянно заблуждаюсь?

Но вы вспомните, что вы хотели узнать в детстве. Что-то про пиратов? Отлично. Вы знаете, что они были вовсе не такие, как в "Острове сокровищ" и "Одиссее капитана Блада"? И "были" они всего 100 лет, по сути, хоть массовая культура создала ощущение, что это целая эпоха.

Что-то про космос? Да никто не знает, что там и как. Возможно, вы, по своему незнанию теорий (кстати, в большинстве своем неподтвержденных) сделаете вывод, который объяснит все.

Вспомните, что вам было интересно в детстве. Вопросы, на которые, казалось бы, вы знаете ответы. А вдруг нет? Вдруг это просто стереотип, который вам "вложили" в голову.

Если вы научитесь сомневаться, вы полюбите читать. Нет абсолютной истины. Нет самой интересной книги. Есть только сомнение и желание эти сомнения развеять.

Сразу скажу, что мой ответ будет касаться глобальных масштабов лени, а не отвечать на вопрос, почему вы вечером в метель не вышли в магазин за хлебом. Итак:

Вообще, если рассматривать этот вопрос через призму психологии, к тематике которого он, собственно, и относится, то с точки зрения психологии такого понятия как "лень" не существует. Существуют лишь срытые психологические причины, мешающие нам совершить то или иное действие. Чаще всего причиной является страх, который основан на каком-либо убеждении о самом себе (например, боязнь людей, или низкая самооценка это набор ложных убеждений о себе, пораждающих страх перед чем-либо: действием, общением и т.д., страх богатства (да, есть и такой!) и прочее). И тут уже нужно задать самому себе правильный вопрос: это действительно лень (я мало спал - не выспался, я устал на работе и т.д.) или за этой ленью стоит что-то еще? Что конкретно я не хочу чтобы произошло, если я встану и сделаю то-то или сё-то? Что стоит за моей ленью?

Очень часто слово "лень" заменяется модным - прокрастинация (откладывание важных дел на потом). Как она выглядит: "Ой, а я взял и забыл - как же так?", "Ой, мне было так лень" или "А я вместо того чтобы сделать важный рабочий проект, начал почему-то уборку дома, переводить всех бабушек в радиусе километра через дорогу, или играть в новую видео-игрушку - короче, переключил внимание!" К чему может привести такое поведение? Нужно всегда помнить что привести оно может к катастрофе, и от этого отталкиваться: потере работы, карьеры, денег, любви, имущества - чего угодно. А далее, как правило, начинается аппатия, депрессия и неврозы. Или же не сделанные дела наваливаются как снежный ком.

Что за всем этим стоит, как мы оправдываем свое недействие: ощущением того, что жизнь длинная (или популярное: "я еще молод"), все успеется и можно все сделать потом. А если мы подумаем какой еще мотив заставляет нас откладывать дела, то мы опять упремся в... страх. Если вы, например, придете с этой проблемой к психологу, то в большинстве случаев причиной вашей лени или прокрастинации будет именно он-страх.

Как выйти из состояния лени или прокрастинации:

1 Поймать себя в момент лени и четко его осознать: что со мной происходит? - я опять ленюсь, я опять решил отложить это на потом. ОСОЗНАТЬ.

2. Определить почему я не хочу что-то делать, откладываю что-то. Чего я боюсь? Мы РАЗОБЛАЧАЕМ СВОЙ МОТИВ. Не говорим себе каноническое: "Я это не делаю потому что мне лень!" (то есть когда ответом на вопрос "Почему мне лень?" служит "Потому что!"), а честно отвечаем себе на вопрос: почему я не хочу что-то делать на самом деле? Это нужно проговорить честно самому себе. Ответом может быть все что угодно: боязнь быть заметным (если речь о карьере), боязнь людей (публичном мероприятии), боязнь ответственности (вступление в брак и т.п.).

3. Прописать по пунктам (желательно буквально-ручкой по бумаге) все ваши не завершенные дела, все что вам лень сделать, все, что вы откладываете. И далее по каждой из этих невыполненных целей прописать первый (!) шаг к их выполнению. Если первый шаг это слишком глобально, хорошо-какими будут эти пол шишечки, пол шажёчка к достижению вашей цели. Почему пол шага? - Чтобы втянуться. Делая сначала что-то по-минимуму вы все больше втягиваетесь в процесс и он начинает вас увлекать. А дальше вы уже делаете по-полной

4. Совет дня: не ждите ни от кого поддержки (речь опять-таки о глобальных целях и лени). Особенно от близких: семьи, родителей. Как бы вам не хотелось ее получить - будьте опорой сами себе. Хорошо, если эта поддержка будет, но не ищите вдохновение и не черпайте силы в одобрении других - ведь его может и не быть, а достигать целей вам все равно нужно. Научитесь сами поддерживать себя! Это важно!

Как дать поддержку самому себе?

5. Аутотренинг. Как в фильме, помните: "Я самая обаятельная и привлекательная, все мужчины сходят от меня с ума". - Постоянно повторяйте себе подбадривающие слова, хвалите себя, говорите себе о ваших сильных чертах. Ежедневно. Банально и скучно? Однако это одно из базовых упражнений психологии, так называемая аффирмация. Вы удивитесь, но она работает. "Я Самый красивый", "Я Самый умный", "Только Я могу это сделать", "Только у Меня может это получиться", "Вот Я могу, а другие нет", "Другие не знают, а вот Я знаю", "Я все решаю-Я главный". Воспитать в себе лидерские мысли.

6. Хвалить себя при людях: "Ну я то умная-я знаю", "Ну я то в отличии от них смогу" и т.д. - это не пустые обещания, это такое же упражнение как предыдущее, нацеленное на то, чтобы воспитать нужное мышление о самом себе, как о лидере, человеке который что-то может и хочет. Может это будет выглядеть странновато, вызывающе, самоуверенно, но!, люди вскоре начнут верить в это - люди вообще склонны верить, что о нас говорят, пусть даже говорим мы сами. Это хорошее упражнение.

Удачи вам на войне с ленью!

Есть лайфхак, который давноо ходил в интернете.

Ничего не делайте в течение десяти минут, просто стойте, не шевелитесь, не слушайте музыку, стойте.

И лень сама скажет Вам: "Надо что-то поделать". Готово.

Вы готовы к делам.

Лень - психосоматический признак интуитивного распознавания бессмысленности выполняемой задачи.

Иными словами, в Вас эволюционно заложен механизм, позволяющий бессознательно спрогнозировать результат какой-либо Вашей деятельности. Поскольку Ваше бессознательное учитывает и обрабатывает на порядок больше информации, чем сознание, то этот прогноз весьма точен. Если Вы "думаете", что что-то надо делать, но Вам "лень" - значит, Ваше бессознательное уже видит бесперспективность этого начинания.

Ну и зачем такой прекрасный механизм "побороть"?

Необходимость борьбы с ленью возникает только у людей, которые регулярно занимаются деятельностью, противоречащей их глубинным установкам, принципам и убеждениям: работающих на нелюбимой работе, живущих с нелюбимыми людьми и т.д. Поскольку таких людей в современном мире подавляющее большинство, т.н. "борьба с ленью", то есть с сигналами собственной интуиции, и приобрела характер эпидемии.

Попробуйте бороться с ней очень медленно. Каждый день уделяйте 30 секунд борьбе с ленью. Чтобы не забывать, лучше всего делать это в одно и то же время, но если такой возможности нет, или вам лень, то любое время подойдёт. Пытайтесь увеличить продолжительность борьбы с ленью каждую неделю, но если чувствуете, что лень, то увеличьте интервалы увеличения продолжительности борьбы с ленью до месяца. Практикуйтесь каждый день и к пенсионному возрасту поборете свою лень. Если повезёт. Удачи в борьбе с ленью!

Единственный выход это сделать над собой усилие, выйти из своей зоны комфорта, подниматься над собой. Методов, техник и советов масса, в книгах много воды, лучше почитайте статьи, полистайте Лайфхаккер и Жить интересно На них вы найдете что то полезное для себя. Не обязательно резко ломать себя. Можно понемногу вырабатывать новые привычки. Маленькими шагами. Посмотрите книгу Роберта Маурера "Шаг за шагом к достижению цели. Метод Кайдзен"

Начните с поиска. Видите в правом верхнем углу экрана, рядом с кнопкой "Задать вопрос", есть ещё одна кнопка с лупой? Вот, нажимаете эту кнопку и в строке пишете свой запрос. Вас ожидают интересные откровения, спешите!

1. Придумать себе поощрения за проделанную работу. К примеру, выучила 5 билетов - посмотрела фильм с вкусняхами.

2. Заниматься одним делом не более 40 мин. Так не будет надоедать. В школе используют это правило в связи с исследованиями, что ребёнок не может концентрироваться на чем-то одном более 40 мин. Работает и на взрослых.

3. Обустройте учебное место так, чтобы вам было комфортно и удобно.

4. Самый работающий вариант. Идите в кафешку. Старбакс, например. Не думайте о том, что там шумно. Из-за большого кол-ва людей мозг начинает абстрагироваться, тем самым концентрируется внимание. Мне это очень помогло.

Учитесь и развивайтесь, не выходя из интернета) Другое дело, как не зависнуть в VK или на TheQ вместо того, чтобы проходить курс HtmlAcademy, внимательно слушать лекцию на Арзамасе или ПостНауке, читать нужную вам статью на Вики. Ну, тут надо использовать силу воли. Можно конспектировать слушаемое или читаемое. Определите точное время ваших занятий. Говорите себе: так, этот час (всего один какой-то часик) я уделю *чему-то там*. Затем смогу поразвлекаться. Это ведь не очень сложно. А ещё лучше, если для развития есть мотивация, какая-то цель.

Почитайте Лабковского, например. Простые и понятные советы как перестать дергаться, распыляться по мелочам и начать наслаждаться жизнью. Это же все из нашей головы идет, надо менять установку жизненную и все будет хорошо! :)

Разберемся по пунктам. Начну с лени . Не считаю, что ее нужно побеждать. Это естественная способность человека не делать то, что ему не нужно. Если выполнение задачи не соответствует вашим глобальным целям - делать ее вы не захотите. И правильно сделаете.

Так что первый этап - постановка целей. Здесь важно, чтобы каждая цель соответствовала определенной модели. Самая простая модель называется "SMART" и в форме аббревиатуры содержит требования к вашей задаче.

  1. Specific (Конкретная) - максимально подробно опишите, чего вы хотите достичь.
  2. Measurable (Измеримая) - сформулируйте цель там, чтобы было четко понятно, достигли вы ее или нет. Например, "похудеть на 12 кг" или "заработать 500 долларов", а не "стать стройнее" или "увеличить заработок".
  3. Achievable (Достижимая) - цель должна соответствовать вашим реальным возможностям. Для этого нужно описать, за счет чего вы будете к ней идти. Например, "сбросить вес с помощью бега, диеты, нормализации режима дня".
  4. Relevent (Актуальная) - цель не должна противоречить другим вашим желаниям и уже поставленным задачам. Ведь ресурсы (время, деньги, здоровье) - вещь ограниченная.
  5. Time-bound (Ограниченная во времени) - у цели должны быть временные рамки. Укажите конечную дату (или период времени), к которому цель должна быть достигнута.

Страхи побороть достаточно просто, но на у некоторых (например, у вашего покорного слуги) могут уйти годы. Примите тот факт, что вы искренне чего-то хотите. А также ту истину, что вас когда-то (может даже завтра, кто знает) не будет. А еще не забудьте простить себя за все предыдущие неудачи. Да, в них виноваты именно вы. Но это в то же время невероятно ценный опыт, который сделал вас мудрее и сильнее как личность. Если сможете всё это провернуть - страх исчезнет.

Также часто причиной страхов и неуверенности является сравнение с себя с другими . От этого тоже стоит отказываться. Да, с людьми, которые лучше вас в том, что вы любите, общаться просто необходимо. Но проводить сравнения - не то, что нужно. Постарайтесь переключиться на такую модель: сопоставляйте себя вчерашнюю с собой сегодняшней. Результат вас удивит.

Как гордый обладатель тревожного расстройства личности, могу посоветовать парочку действенных вещей для нормализации уровня стресса :

  • хороший сон;
  • хорошо спланированная диета (исключает перепады уровня сахара в крови);
  • спорт (бег или плавание);
  • если обладаете вредными привычками - отказ от алкоголя и табака, либо сведение их роли к минимуму;
  • кофе тоже лучше исключить (по возможности), ибо влияет на сон и режим дня;
  • чтение (не в ущерб вашим основным целям);
  • медитации (советую прочесть небольшую книгу "Осознанность" Уильямса и Пенмана);
  • ведите дневник - это очень хорошо структурирует ваши размышления и переживания, не давая им сбиваться в кучу и перерастать в навязчивые мысли и страхи.

Разделите свои глобальные задачи на этапы. А потом эти этапы - на ежедневные задачи. Заведите ежедневник и записывайте их. Они также должны соответствовать формуле SMART. По выполнению вычеркивайте по одной. Для повышения эффективности старайтесь (где-это возможно) ставить себе хотя бы условное ограничение во времени - мне помогает. Ведь часто выполнение задачи занимает столько времени, сколько на него отведено.

Для удобства разбивайте время на двухчасовые блоки. В планировании отталкивайтесь от тех пунктов вашего распорядка, которые нельзя сдвинуть во времени (поход в университет или на работу, например). Оставляйте себе хоть немного времени на отдых и обязательно - полчаса на то, чтобы в конце дня просто посидеть и помечтать о чем-то. Можете представлять, как пришли к своим целям и ваши эмоции. Чем четче будет картинка, тем больше мотивации получите. Таким образом можно также скорректировать свои планы, либо изменить что-либо.

Не стоит недооценивать силу визуализации . В книге "Поток" Чиксентмихаи приводилось научное исследование, в котором не было выявлено существенной разницы в точности попаданий между баскетболистами, регулярно бросавшими мяч в корзину по пару часов в день и теми, кто делал это же мысленно в течении того же промежутка времени. Если меня не подводит память, то у вторых результаты отличались даже в лучшую сторону.

Если что-то не получится с первого раза - вспомните о том, что ошибки - наиболее ценный опыт. Вдруг случилось так, что у вас не вышло - простите себе это, сделайте выводы, отдохните немного и идите дальше. Если привести пример с теми же баскетболистами НБА, то в какой-то момент каждый из них не мог даже мяч добросить до кольца. Сейчас же они - лучшие в своем деле. Что отличает их от тех, у кого не получилось? Они знали, чего хотели и много-много-много работали, чтобы их мечта стала реальностью. И продолжают это делать даже будучи лучшими.

Успехов вам и всех благ.

Есть версия, если вы в целом не ленивы, но моментами вообще не можете себя заставить что-либо делать, то это вам и не нужно (на подсознательном уровне). Стоит только копнуть глубже и ответить себе на вопрос, что же конкретно вам тут не нравится. И если этого можно избежать - то не делать, а направить свою энергию как раз на то, что вам интересно. И сделать гораздо больше за это время, в которое вы могли бы просто себя уговаривать или кое-как делать то самое "важное, но неинтересное", каждые 5 минут проверяя сообщения.

Если важно, и всё же интересно, но как-то "не идёт", то сменить вид деятельности. Как пример - пишете статью, зашли в тупик. Идите погулять/побегать/встретьтесь с другом и т.д. А ещё прокрастинация и лень просыпаются тогда, когда задание пугает своим объемом. В таких случаях надо составить себе план и выполнять его небольшими частями, оставляя время на отдых.

Я уже не раз анализировал то обстоятельство, что в последние два-три года количество молодых - именно молодых - людей, жалующихся на лень и нежелание что-либо предпринимать, выросло экспоненциально, и подобные жалобы приходится слышать всё чаще.

Полагаю, не последнюю роль в этом играет нынешняя социальная обстановка: в частности крайне пессимистичный информационный фон и принципиальное отсутствие для молодёжи каких-либо социальных лифтов, успешный подъём на которых определялся бы исключительно собственной предприимчивостью и интеллектом.

Могу Вам только посочувствовать, поскольку сам застал и другие эпохи, когда для молодого человека даже непонятно было, как может быть лень обустраивать свою жизнь)

Но лень - она, в известной мере, адекватное состояние, возникающее в ситуации, когда для мозга очевидны слабые перспективы активной деятельности. Старайтесь делать то, что будет приносить пусть и малые, но осязаемые результаты - а там, глядишь, и вернёте себе тягу к звёздам...)

Главным методом способным побороть лень является осознание необходимости это сделать. Бездействие порождает страх и неуверенность, а действия совершают чудо над нашим самочувствием. Необходимо подметить, что любые проблемы решаются одним легким поднятием задницы. Самое сложное это первый шаг, но будь уверен, после него ты осознаешь легкость движения, и даже удовольствие, получаемое от него. Только не поленись поставить цель. Именно она будет активатором твоей деятельности на пути к ее достижению.

Никак. Даже не пытайся. Это невозможно. Она слишком сильна. Она родилась раньше нас. Раньше самой Земли.

Знаешь, сколько времени и сил я потратил на эту пустую борьбу??
Верно:

НИСКОЛЬКО.

Если страх иррациональный, от него может помочь избавиться грамотный специалист. Избавиться от лени поможет только четкое понимание причины, по которой вы хотите добиться того, чего хотите добиться. Только так будет мотивация, позволяющая преодолеть неминуемые многочисленные трудности на пути. В остальном, лень - это естественное отсутствие заинтересованности в конечном результате, который не значим и от которого мало что зависит.

Волшебной таблетки не существует. Способность прилагать волевые усилия ничем не отличается от любого другого навыка. Вы либо перестаете откладывать дела на завтра, чувствуете при этом дискомфорт, но постепенно тренируете силу воли, либо руководствуетесь единственным важным мотивом прокрастинатора – близким дедлайном (ощущением приближающегося пиздеца).

Я поборола лень тогда, когда начала без остановки думать, что будет, если я это не сделаю. Например, если я не заштопаю рваные носки белыми нитками, то возможно, на важной встрече завтра это могут заметить. Странный пример, не правда ли? Но именно так я поборола свою лень:D

Также посоветую ставить перед собой цель по пунктам. После выполнения каждого пункта можно поощрять себя. Вот например:

1. Найти нитки и иглу, которые посеяла 12 лет назад.
2. Со своим ужасным зрением попытаться вставить нитку в иглу.
3. Попытаться зашить.
4. Понять, что ты не можешь это сделать.
5. Позвать маму.
6. Ждать, когда она это сделает.
7. Забрать носки
8. Надеть.

В психологии есть такие термины: потребность и желания.

В чем соль? Потребность - это наша цель. Например: купить квартиру, устроиться на крутую работу в консалтинг и тд.

Желания - это временная нужда в чем-то. Например: пойти в кино вместо работы, поваляться на диване вместо продуктивного времяпровождения.

Что делать?

Поставить себе текущую потребность (то есть цель) и через силу преодолевать желания, думая о том, что если полежишь в кровати ты рискуешь потерять возможность достигнуть цели.

Что с целью? Мотивация зависит от цели, если цель вполне для тебя стоящая, и ты желаешь ее достигнуть, то мотивация будет стимулировать тебя начать работать над собой. Если мотивация в тебе отсутсвует, то тут стоит задуматься над актуальности цели для тебя самого.

Никак. Лежите и ленитесь. Мне даже лень набрать 140 символов, так что вот приходится писать. И еще немного. Не боритесь. Лень и апатия, апатия и лень. А также усталость.

Книги по психологии вам в помощь. Направленностей куча, ответвлений тоже. Надо искать то, что вам будет понятно и подойдет по идейности и восприятию. Я читаю много классической литературы по психологии, гештальт зашел, так сказать, лучше остального.

Есть техника "5-ти минут". Лень это защитный механизм мозга который борется с внутренним страхом, что даное задание не будет исполнено идеально. Можно даже поставить таймер. За это время необходимо максимально ефективно действовать, вложить все силы. Только 5-ть минут и можно дальше ленится. Но в этом и фишка, вы обманываете свой мозг, и желание доделать все до логичного конца, мотивирует и снабжает енергией поработать ещё пару лишних минут.

Ну ладно, если серьезно - у человека есть множество разных состояний, из которых нас интересуют два: сон/бодрствание и сосредоточенность/рассеянность .

Чтобы побороть лень нам нужно настроить наши циркадные циклы и исключить состояние рассеянности.

Про циркадные циклы я писал здесь: но если коротко - спасть надо ночью когда темно, питаться правильно и не переедать, прекращать активность за час до сна, проветривать помещение и пускать в комнату свежий воздух.

Восстановление правильного ритма сна-бодрствования, а так же правильное питание и загрузка организма витаминами нам поможет быть в форме и чувствовать энергию, которая нам так необходима.

Теперь что касается сосредоточенности/рассеянности. Известно что на это дело влияет множество факторов, я сам для себя разобрался лишь недавно. Есть путь когда вы идёте к врачу-психотерапевту и он вам выписывает препарат, стимулирующий или подавляющий активность мозга.

И есть правильный способ - цикличный физический и умственный труд. Выполняйте что-то каждый день в одно и то же время, дозировано, небольшими порциями - не важно что, мытье посуды, поход в качалку, написание отчета, что угодно. Главное в этом вопросе постоянство. И вы убьёте двух зайцев сразу - и в деле преуспеете, и лень победите.

Один мой знакомый говорил нужно просто сесть и делать.
Правда говоря, он всегда отвлекался от самого процесса. Тут помогут общие правила
1. Организовать рабочее место.
Без порядка на столе не жди порядка в голове
2. Составить список дел которые нужно сделать в ближайшее время.
Со списком станет понятно сколько у тебя дел и примерную дату их выполнения.
3. Составь распорядок работы\отдыха.
Не стоит смотреть мемчики в Вк, если у тебя сейчас висит документ. Отдыхать нужно с умом. Устал делать одну работу? Переключись на другую. Например, приготовь себе поесть.
З.ы В тырнете есть множество гайдов по борьбе с ленью, я дал только основные. Можешь еще тыкнуть

Вопросами о своем предназначении задается большинство уже состоявшихся, взрослых людей. Предпосылками к этому являются нереализованные идеи и человека, "задавленный" родителями еще в детстве. Чем заниматься по жизни? Любой ребенок на данный вопрос с легкостью ответит, что он, к примеру, хочет стать космонавтом или военным, а взрослый, в свою очередь, растеряется и не сможет дать утвердительного ответа. Это связано с тем, что дети более явно представляют себе то, чего они хотят от жизни.

Факторы, мешающие человеку определиться с тем, чем в жизни заниматься

"Кем я хочу быть? Чего я добиваюсь от жизни? Почему я не могу понять, в чем мое главное предназначение?" Вопросов очень много, и все они связаны с тем, что человек не в силах по каким-либо причинам до конца разобраться в себе и своих чувствах, желаниях. Это может быть связано с рядом социальных и психологических факторов повседневной жизни индивидуума, личностных качеств, привычек и круга общения.

Неуверенность в себе

Постоянные преграды, встающие между человеком и его целью в виде сомнений и неуверенности, провоцируют угнетение желания воплотить в жизнь свой нереализованный потенциал. "Смогу ли я? А вдруг у меня ничего не получится?" Иногда взращивание неуверенности происходит еще на стадии взросления, где индивидуум впервые сталкивается с неудачами, непониманием и отсутствием поддержки со стороны близких людей. Сомнения в собственных силах значительно тормозят не только осуществление планов, но и личностный рост человека.

Особенности воспитательного процесса

Все наши успехи и неудачи, зависимости, страхи и мечты родом из детства. Большинство родителей, не прислушиваясь к желаниям своих детей, прививают абсолютно не свойственные им умения и навыки. К примеру, ребенок, на вопрос "Чем заниматься по жизни ты желаешь?" отвечает, что хочет быть художником. Его ответ родителями воспринимается как нечто нереалистичное, то, что не принесет никакого материального достатка или карьерного роста. В итоге дитя встречается с полным непониманием со стороны взрослых, и его потенциал становится нереализуемым.

Однако встречаются и такие случаи, когда родители пытаются максимально организовать досуг ребенка, заставляя его всесторонне развиваться. Безусловно, взрослый человек, имеющий в своем багаже знания о различных сферах деятельности, сможет многого добиться, но в большинстве случаев личность все же не знает, чем заняться так как забывает свои изначальные желания и стремления.

Окружение

Ведомость, своеобразный стадный инстинкт иногда закрывает от человека его истинные возможности и способности. К примеру, несколько лиц из близкого окружения поступают в один колледж/институт/университет и тянут человека за собой. При определенных личностных качествах он не сможет сопротивляться. Итогом обучения без особого желания, а так, "за компанию", становится выбор не той профессии, не та работа. Вследствие этого развивается острая нехватка положительных эмоций, работа становится рутинной, и человек, проживая скучную, серую жизнь, начинает задаваться вопросом: "Чем в жизни заниматься, чтоб вновь обрести удовлетворение от собственной деятельности?" Но ответа не находит, потому как его "Я" уже глубоко спрятало возможности и таланты человека, дабы не противиться его выбору.

Стереотипы

У каждого человека свое мнение о том, каким должно быть счастье. Но некоторые сходятся в одном: счастливый человек - это тот, кто всего добился в жизни, кто живет, ни в чем себе не отказывая. Так уж сложились людские стереотипы, что без материального достатка никто не может считать себя успешным и состоявшимся. В связи с этим человек в своем желании понять, чем заниматься по жизни, чаще стремится разбогатеть, стать тем, чьи материальные возможности практически безграничны, а не развиваться духовно. Нет, это совсем не плохо, однако стоит учитывать, что деньги не могут принести полного высвобождения потенциала, так как каждый из нас индивидуален. К примеру, человек, более склонный к творчеству (рисование, пение, игра на музыкальных инструментах и так далее) зачастую не наделен некой коммерческой жилкой, что сводит все его попытки добиться материального благосостояния на нет.

"Чем я хочу заниматься в жизни?" Проблема данного вопроса в том, что не каждый в силах разложить по полочкам собственные желания и мечты. Большинству людей не хватает конкретики в определении предназначения. Чаще всего это связано с насущными потребностями, удовлетворение которых стоит на первом месте. Здесь взрослого человека можно сравнить с подростком, ориентирующимся на желания и предпочтения родителей, родственников и друзей. Чем лучше заниматься в жизни - ответ кроется в подсознании каждого индивидуума, для этого необходимо задать себе мотивационные вопросы:

  • Какие ценности в вашей жизни являются прерогативными (не более трех)?
  • Достижение каких целей важно для вас на данный момент (не более трех)?
  • Чем вы любите заниматься?
  • Что бы вы хотели успеть сделать, если узнали, что вам осталось жить полгода?
  • Какая ваша самая заветная мечта не была осуществлена в связи со страхом неудачи?
  • Куда бы вы потратили крупную сумму денег, выигранных в лотерею/лото/покер?
  • На реализацию какой мечты вы бы пошли, если бы были уверены в 100 % успехе?

Развитие интуиции

Развивая интуитивные способности, в будущем вы сможете прислушиваться к собственному подсознанию, дающему нам подсказки и верные ответы. Тогда, как понять, чем заниматься в жизни, для вас не будет проблемой - вы с легкостью определите ваше призвание и приступите к непосредственной деятельности.

Книги

Чтение - это то, чем люди занимаются в жизни практически в каждом социальном слое. Книги - отличный способ понять себя. Читайте как можно больше, но не все подряд. Будьте разборчивы в выборе литературы, учитывайте ваши предпочтения. Не нужно заставлять себя усваивать сложные произведения - так вы разовьете неприязнь к чтению книг.

Систематизирование

Определиться в том, чем заниматься по жизни, вам поможет составление списков. К примеру: список покупок, планирование дня. Систематизируйте желания, отношение к людям и вещам, работе и хобби. Список ваших положительных, отрицательных качеств, а также навыков и умений позволит разобраться в том, каким занятием вам лучше всего заниматься, в какой сфере трудиться.

Ответственность

Умейте отвечать за свои поступки, не обвиняя в своих неудачах близких людей, правительство и общество в целом. Ответственность позволяет осознать, что жизнь и выбор, совершаемый вами, зависят только от вас, а это значит, что только вы можете знать, как правильно поступить в том или ином вопросе. Чем стоит заняться в жизни? В первую очередь, научиться организовывать себя и свою деятельность.

Правильный выбор

В любых ситуациях ориентируйтесь на собственное подсознание. Хотите понять, правильный ли выбор был сделан? Закройте глаза и мысленно представьте, что человека, который сейчас рядом с вами, нет. Вам стало хорошо или плохо? Это и будет верным ответом. Визуализируйте последствия совершенного выбора - это поможет вам избежать непоправимых ошибок.

Пауза

Выдерживание паузы перед каким-либо судьбоносным решением позволяет обдумать все более тщательно. Не стоит действовать, руководствуясь только эмоциями и сиюминутными порывами, - это чревато негативным исходом, сожалениями и неуверенностью в будущих свершениях. Хотите сменить место работы? Взвесьте все за и против, предусмотрите итог ваших действий.

Упражнения, позволяющие выявить скрытый потенциал

Благодаря занятиям, можно легко определиться со своим истинным предназначением. Различные психологические методики зачастую оказываются сложны в применении, потому проще использовать визуализацию планов, желаний и будущих поступков. Для этого не требуются дополнительные навыки и знания - все очень просто, вам потребуется чистый лист бумаги, ручка или карандаш и немного терпения.

Выписка и анализ хобби, любимых видов деятельности

Расслабьтесь и подумайте, что из знакомых вам занятий больше всего приходится по душе. Запишите на бумагу как минимум 20 известных видов хобби или профессий. Например: цветоводство, игра на рояле, написание статей, танцы, спорт, кулинария и прочее. Проанализируйте готовый список, проставьте рядом с каждым из пунктов время, которое вы уделяете (готовы уделять) тому или иному виду деятельности в течение каждого дня, а также свои предпочтения в виде плюсов.

Внимательно присмотритесь к своему списку. Возле одного (нескольких) пунктов вы можете увидеть наибольшее число плюсов и времени - это и есть ваше нереализованное предназначение.

Визуализация материального благосостояния

Представьте себе, что ваша жизнь круто изменилась, и теперь, чтобы обеспечивать себя или свою семью, вам больше не требуется просиживать целый день в офисе, стоять за станком на заводе, бегать с курьерской сумкой - в общем, не нужно работать. На ваше имя в банке заведен счет с круглой суммой, коей хватит на долгое безбедное существование, а дети учатся в престижной академии. Представили? А теперь подумайте, чем бы занялись, будь у вас куча свободного времени и материальный достаток. Все возможные варианты зафиксируйте на бумаге и проанализируйте. Дальнейшие ваши действия - начало работы над собой именно в данном виде деятельности.