Что значит 9 дней со дня смерти. Имеет ли значение вид одежды? Где пребывает душа после смерти

Христианская Церковь исконно приняла поминовение усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщину. Она дала и толкование этим срокам в христианских категориях и образах.

По учению церкви два дня душа находится где-то около любимого ею тела, около своего дома, скитается в сопровождении ангелов по дорогим ей земным местам. А на третий день должна поклониться Господу. В следующие шесть дней — до девятин — душе показывают райские обители. А в следующие тридцать — разные отделения преисподней. После этого Господь помещает её в раю или в аду.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

«Умершие надеются получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них; взывают ежеминутно души», — утверждал Блаженный Августин в «Слове о благочестии и поминовении усопших».

Мы знаем: со смертью даже самых близких нам в здешней земной жизни порываются все нити и узы чувственных связей с ними. Смерть прокладывает между живыми и умершими великую пропасть. Но только разобщает она их именно чувственно, физически, а вовсе не духовно: духовная же связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный. Мы думаем о них, даже разговариваем с ними мысленно. Нам хочется им помочь. Но как? Священник однозначно ответит на этот вопрос: «Молитвой». В течение сорока дней участь души ещё не решена.

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души
Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу.

Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых
Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца.

Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.

Поминать умерших людей, согласно христианским канонам, принято на 3,9 и 40 день после смерти. Кроме того, в церковном календаре указаны специальные дни поминовения усопших. Особое ритуальное значение придается девятому дню после кончины. По традиции в этот день собираются родные и близкие покойного, вспоминают его жизненный путь и говорят о нем добрые слова.

Вычисление точной даты поминок

Чтобы не ошибиться, нужно отсчитать с момента кончины человека ровно 9 дней, включая и сам день смерти. Это относится и к тем случаям, когда смерть наступила поздно вечером или даже ночью, до полуночи. К примеру, смерть наступила 2 марта. Девятый день в данном случае – не 11 марта, как вышло бы при арифметическом сложении (то есть 2+9=11), а 10 марта, включая день кончины.

Примеры:

Что делать на девятый день после смерти?

Поминальный стол

На поминальном столе в 9 день традиционно присутствуют пироги, блины, булочки и вообще печеные изделия. Не следует забывать и о кутье. А вот от спиртных напитков в 9 день вполне можно отказаться. Лучше уделить особое внимание поминальным речам. Чем больше будет сказано добрых слов о покойном, о его благих делах при жизни, тем лучше будет его душе. Православные учения трактуют посмертное состояние души как подготовку к загробной жизни в течение 40 дней после смерти. 9 день, согласно канонам, является последним днем пребывания души в райских кущах, а остальное время до истечения 40 дней душа будет находиться в аду. Поэтому все сказанные за поминальным столом добрые слова в адрес покойного будут ему зачтены и облегчат тяжесть пребывания в месте страданий грешников.

Посещение церкви и кладбища

С утра, до поминок, полагается поставить свечу в церкви и прочесть заупокойную молитву об усопшем рабе Божьем (имя). Нищим в этот день раздают милостыню, дают просфоры, печенье или булочки, прося помянуть имя ушедшего человека в молитвах. После посещения церкви нужно побывать и на могиле, оставив угощение и там. Можно оставлять на кладбище печенье, конфеты, насыпать кутьи или пшена для птиц.

Что еще можно сделать в 9 день?

Завешивание зеркал в доме усопшего не является предписанным православным обрядом. Тем не менее, эта традиция исстари укоренилась. Если зеркала были завешаны в момент кончины, в 9 день завесы можно снять во всех помещениях, кроме комнаты покойного, где их нужно оставить до окончания 40 дней.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день, нас уже больше 50 000 человек. Еще одно, что бы не происходило в вашей жизни: беда, болезнь, унынье, злоба, гнев, неблагоприятные обстоятельства, ПОМНИТЕ, вы не одиноки, с вами Бог и он вас любит такими, какие вы есть! Молитесь Богу. Господь все устроит. Ангела Хранителя Вам!

Как бы того не хотели люди, но всё имеет свое начало и свой конец, не исключение и жизнь человека. Великое творение и подарок Господа даны, как земной путь, конец которого, к прискорбию, ожидаем. Когда человек умирает и его тело предаётся земле, в определённые дни его родные должны провести особые обряды поминовения, а именно: на третий, девятый и сороковой дни.

В этот период по церковным законам душа усопшего завершает свой путь на Земле, и чтобы она смогла сделать это легко и непринуждённо, нужно придерживаться установленных временами традиций, среди которых самой важным является девятый день. Так что значат 9 дней после смерти? И почему они так важны?

Душа после смерти 9 дней ищет дорогу в новый мир, ведь телесно человека уже нет. В этот период родственникам умершего важно не только быть верными традициям церкви, но стараться через боль и страдания отпустить душу близкого, иначе она долго (или никогда) не сможет обрести покоя.

Ведь если её в этом мире держит что-то незаконченное, не сделанное, недосказанное, а положить этому конец она уже не может, то именно родным нужно позаботиться о её спокойствии. И девятый день – лучшее время для этого.

Девятый день очень важен для души умершего человека, но не менее важными есть третий и сороковой дни, как начало и конец “небесного пути”. И именно от правильных действий близких зависит дорога души в вечность.

После смерти душа человека находит свой “новый дом”, но это не значит, что она забывает прежний, как и людей, живущих в нём. Эта незримая сила становится вашей верой и надеждой на жизненном пути в благодарность за полученный покой и обретение вечной жизни.

  • Поминки по умершему в этот день совершаются в честь воскресения Иисусу Христа.
  • Два первых дня душа вместе с Ангелом, который сопровождает её, проходит по любимым местам, вспоминая свои радости и горести, сидит у родного дома, как птица, которая свив гнездо, вынуждена навсегда его покинуть.
  • На третий же день Господь разрешает ей вознестись на небеса для поклонения ему и предстать пред лицом Правосудного.
  • Это время поминовения в честь девяти ангельских чинов, которые являются слугами Царя Небесного и нашими защитниками на суде Божьем и могут просить о помиловании.
  • На четвёртый день душа вместе с Ангелом заходит в райские врата и может видеть всю тамошнюю красоту. Так она проводит шесть дней. На это время она забывает всю скорбь, которую чувствовала, будучи в теле, а если была грешна, то начинает укорять себя.
  • На 9-й день Господь повелевает Ангелам привести душу к нему на поклонение. И уже там со страхом и трепетом она предстанет пред троном Всевышнего. И именно в этот день церковь молится о милосердии Бога к усопшему.
  • После вторичного вознесения души к Господу, Ангелы отводят её в ад, где она может видеть жестокие муки грешников, которые не захотели раскаяться.
  • И в 40-й день душа в третий раз возносится к Богу, и тогда решается её дальнейшая участь – по её делам земным ей назначается место пребывания до Страшного суда.
  • Именно в этот час молитвы родных и близких будут очень нужны, так как с их помощью заглаживаются грехи умершего, что даёт ему право попасть в рай.

Стоит помнить и о годовщине со дня смерти человека. В этот день его также нужно поминать в церкви. Если же для этого нет возможности, то сердечного поминовения родными, близкими и друзьями будет достаточно. Для человека же верующего это день рождения для новой вечной жизни.

Девятины после смерти – самый день поминовения умерших, потому что тело не ранее этого дня превращается в прах, и остаётся только душа. Церковь молит Бога о причислении ушедшего к девяти чинам ангелов, которые, в свою очередь, будут просить Господа принять новопреставленного, простить ему все его прегрешения и даровать новую жизнь рядом с ними.

В православии этот день по праву считается основным в ряду обрядов по упокоению. Душа человека на небе – это труд его семьи на земле, и выполнить его нужно честно и верно.

Родные умершего в этот день посещают церковь, где необходимо воздать молитвы за упокоение души. Дома же варят кутью:

  • Варят семена пшеницы и смешивают с чем-нибудь сладким, зачастую это сахар или мёд.
  • Блюдо должно получиться достаточно сладким и приятным на вкус.

Значение этой традиции весьма давнее:

  1. Семена – это сама жизнь, потому как посаженные в землю, они дают новое растение. Считается, что так происходит будущее воскрешение.
  2. А сахар и мёд символизируют веру живых в то, что душа обретёт сладкую жизнь в загробном мире.

Путь души человека после смерти, каков он? Вопрос интересный и важный для любого верующего. Этот путь пролагается ещё во время земной жизни, так как человек после смерти приходит к Богу со всем своим “багажом”, в котором все его радости, беды, страхи, стремления и надежды.

И когда на девятый день душа предстаёт перед Всевышним, эта “ноша” уже не кажется такой ей непосильной, как при жизни, но очень важной, ведь глядя на неё, Господь решает дальнейший путь, в конце которого ждём долгожданное воскрешение. Поэтому на 9 день, поминая усопшего, родные должны вести себя спокойно и смиренно, тихо вспоминать о покойном только самое хорошее.

Зная, что происходит на 9 день после смерти, теперь в самые страшные моменты жизни, когда умирает родной и близкий человек, задумайтесь: сможет ли обрести его душа вечный покой после многочисленных земных страданий. И, может быть, вы своими молитвами, а не слезами, поможете ей в этом.

Ведь мольбы родных людей, как никакие иные, способны на великие чудеса. И тогда ответ на вопрос “Почему отмечают 9 дней после смерти” покажется вам не просто красивой легендой, а будет означать что-то большее.

Разьясните пожалуйста что означают 3-й, 9-й и 40-й день после смерти человека. Что переживает и где находится душа умершего в эти дни?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Наше земное бытие – приготовление к жизнь будущей: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Посмертные опыты свидетельствуют, что, освободившись от дебелости телесной, душа становится более деятельной. Испытания, которые она претерпевает сразу же после разлучения с телом, имеют духовно- нравственную природу. Все, что она делала доброго и худого, остается. Поэтому для души с самого начала загробной жизни (еще до Суда) начинаются радости или страдания в зависимости от того, как она жила на земле. Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т.е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать, вопреки мнению некоторых неверных, будто после исхода из этой жизни они разрушаются в ничто; они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога» (Собеседование 1, гл. 14). В первые два дня, освободившись от бренного тела, душа наслаждается свободой и может посещать на земле те места, которые ей были дороги. Но на третий день она попадает уже в иные области. Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому (почил в 395 г.): «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящими при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело <...> А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого – Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы» мне! Как я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благости <...> По рассмотрении же в продолжение шести дней все радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего. После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения <...>По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место <...> Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших Крещение» (Св. Макарий Александрийский. Слово о исходе душ праведников и грешников…, - «Христианское чтение», 1831, ч. 43, с. 123-31; «Как проводит душа первые сорок дней по исходе из тела, М., 1999, с. 13-19).