Декор стен с помощью лепнины своими руками. Как изготовить гипсовую лепнину своими руками Как сделать лепнину из гипса

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф “Дерево Климта”




Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Античный, классический, барочный стиль интерьера подразумевает непременное использование специальной гипсовой лепнины . Чаще всего ее выполняют профессиональные скульпторы с большим стажем работы в данной области. И она очень красивая на вид, но, как правило, весьма дорогостоящая на сегодняшний день и не всем людям по карману. Но используя достаточно нехитрые приспособления, профессиональные материалы и имея небольшой художественный опыт можно сделать этот декоративный элемент самостоятельным образом, не прибегая к помощи многочисленных квалифицированных специалистов. Сегодня на поговорим о изготовлении гипсовой лепнины своими руками.

Гипс имеет множество положительных характеристик. Он обладает максимальной натуральностью, высокой степенью экологичности и отсутствием выделения нежелательных опасных веществ, так что его спокойно можно применять в семейной спальне и уютной детской комнате. В качестве характерной отрицательной характеристики можно и нужно отметить довольно-таки маленький вес и существенную хрупкость.

Перед непосредственным началом трудовой деятельности необходимо своевременно подготовить соответствующее строительное оборудование и немалое количество расходных материалов.

1. Вам потребуется большой стол, но он должен обладать максимально ровной поверхностью. Как правило, декору свойственно достаточно быстро застывать, в связи с чем, любой неправильный уклон вызовет нежелательный брак.

2. Заранее приобретите специальную защитную пленку для стола и сопутствующих предметов. Материал образует неприятную пыль, а силикон может мгновенно прилипнуть к поверхности.

3.Купите необходимые шпатели и инструменты для лепки (стеки, ножи), кисти, канцелярские ножи.

4. Не забудьте о линейке, рулетке и мерном стакане.

5. Также вам непременно пригодится профессиональный строительный пластилин, либо качественная глина.

6. В запасе должен быть лишний клей и цемент.

7. Ни в коем случае не следует забывать об использовании заранее приобретенного силиконового материала, качественного цемента, большого количества силиконовых масел, разделительных смазок, пистолетов для силикона. Эти материалы можно легко купить в специализированных магазинах не только строительной, но еще и художественной направленности.

Если у вас напрочь отсутствует желательный опыт работы в данном виде деятельности, то необходимо в ближайшее время хорошо потренироваться на создании мелких элементов гипсового плана.

Перед осуществлением создания желаемой лепнины вам необходимо точно сформировать мнение о конкретном дизайне и необходимых размерах. Для этих целей вы можете подробно и внимательно ознакомиться с интересной для вас информацией на разнообразных тематических Интернет-ресурсах, в познавательных книгах, газетах и ярких журналах. Соответствующее дизайнерское решение и размеры потенциальных элементов лепнины должны оптимальным образом совпадать с интерьером и гармоничным стилем выбранного помещения. Размер не должен быть обширным, а также не должен загромождать имеющиеся розетки и наиболее важные конструкции.

Импонирующий эскиз предварительно необходимо распечатать, и уже непосредственно согласно ему начинать щепетильно вылепливать желаемый образ. Если вы полностью уверены в своих возможностях и талантах, то можете самостоятельно, у себя дома лично сделать требующийся эскиз. Если вы не имеете соответствующего опыта в этой деликатной области, то в основе может лежать лепнина из известного материала, используемого на реальной жизненной практике — полиуретана.

Вы можете создать большое количество гипсовых элементов, при этом данный образец хорошо модифицируется, что является еще одним характерным положительным фактором данного материала, рассматриваемого нами.

При полной готовности модели рекомендуется начать создавать форму для отливки будущего шедевра. Самостоятельно можно легко изготовить силиконовые формы. Но они немного дороже, однако, и использовать их намного проще для новичков. Разделительная смазка служит для тщательной обработки модели. От нее должна отходить будущая форма.

Для получения формы необходимо в равных пропорциях смешать силиконовое масло с силиконом, это выполняется для повышения максимальной эластичности. Далее с помощью специальной кисточки силикон аккуратно должен наноситься на вашу модель. Ни в коем случае не делайте ненужные пропуски, тщательно прокрашивая все поры и углубления. Движения должны наноситься плавным и мягким образом, дабы не образовывались излишние воздушные пузырьки.

Пузыри могут испортить всю вашу проделанную работу, а этого нельзя допустить ни в коем случае. Форма крепко укрепляется с помощью обычной марли. В связи с полным высыханием нужно нанести еще три небольших аккуратных слоя. Каждый из них должен высыхать не менее трех часов. Максимальная толщина слоев должна варьироваться до трех миллиметров.

Элементы большого размера должны иметь в основе обязательное форменное гипсовое основание, дабы форма приобрела видовую привлекательность и стильность. В случае этого необходимо соорудить небольшую рамку и подобрать подходящую коробку. Клей смешайте с обычной жидкостью, прибавьте небольшое количество гипса и цемента. Смесь следом выливается в заранее подготовленную опалубку, разравнивается с помощью подручного инструмента. Требуется дать время именно для того, чтобы она хорошо застыла. В связи с полным высыханием полученная на выходе форма аккуратно убирается с модели.

Если вы хотите преобразить свое пространство с помощью компактных элементов декоративного плана, то обратите пристальное внимание на наличие магазинных силиконовых форм, продающихся в любом строительном учреждении.

Лепнина в интерьере сегодня не считается чем-то необычным – это довольно распространенный декоративный элемент, удачно дополняющий дизайн квартир в классическом и неоклассическом стиле, а также очень уместный в таких направлениях, как и . Но чтобы не превратить эту изящную красоту во что-то громоздкое и безвкусное, нужно знать секрет правильной подборки элементов, который мы сейчас и раскроем.

Лепнина из полиуретана: современный вариант

В современных интерьерах необычайно популярной стала полиуретановая лепнина, у которой, бесспорно, есть свои преимущества.

  • Этот материал устойчив к повышенной влажности, а значит, может быть использован в интерьере ванной комнаты или кухни.
  • Полиуретановый декор прост в уходе, легко моется, на такой лепнине не оседает пыль, она не впитывает запахи.
  • Малый вес, значительно упрощающий монтаж. Такую лепнину можно своими руками посадить на промышленный клей типа «жидкие гвозди», не прибегая к помощи профессионалов.
  • Устойчивость к механическим воздействиям, высокая ударопрочность. Со временем лепнина не осыпается, не меняет изначальный цвет и даже не трескается. По желанию ее можно искусственно состарить или просто покрасить.
  • Полиуретановая лепнина в интерьере устойчива к перепадам температур.

Все эти свойства актуальны для высококачественного изделия, к коим не относится китайский ширпотреб. Поэтому при выборе лепнины обязательно стоит обратить внимание на производителя.

Из крупных недостатков полиуретановой лепнины можно выделить следующие:

  • синтетическое происхождение материала;
  • горючесть;
  • зернистость поверхности;
  • различные партии одной модели могут слегка отличаться при стыковке, поэтому нужно стараться приобретать изделия из одной партии.

Вечная классика

Полиуретановая лепнина – это веяние современности, классическая же лепнина в интерьере всегда делалась из гипса.

Основным преимуществом гипсовой лепнины в интерьере является натуральность материала. Гипс не токсичен и не содержит вредных примесей, не горюч, а значит пожаробезопасен. Из недостатков стоит отметить большой вес деталей и их хрупкость, своими руками произвести монтаж гипсовой лепнины крайне сложно.

Для чего и почему

Лепнина в интерьере может быть использована для:

  1. Украшения, придания индивидуальности помещению.
  2. Скрытия коммуникаций и служебных конструкций (стояков, вытяжек, труб).

Самой распространенной областью применения лепнины остается украшение стен. Лепнина на стенах – это классика. Следующее место – это потолок, в отдельных случаях лепнину можно использовать на лестницах и карнизах.

Виды декора

Существует множество различных видов лепнины, некоторые из них довольно популярны и могут использоваться в интерьере современных домов и квартир, другие больше подходят для дворцов, вилл и фешенебельных отелей.

Молдинг

Молдинги представляют собой декоративные планки различной ширины. Э то настенное украшение применяется в интерьере для деления помещения на зоны или для выделения какого-либо участка стены. Также изделия этого типа используют:

  • для обозначения границ;
  • выделения вставок;
  • маскировки стыков;
  • придания визуального объема помещению.

Стоит помнить, что при использовании молдинга из гипса лучше выбрать изделие не более 6 см шириной, иначе оно будет смотреться в интерьере громоздко и вычурно.

Молдинг можно пустить по периметру комнаты, на десяток сантиметров ниже уровня потолка. Это придаст интерьеру особую изюминку и законченный вид.

Карниз

Это декор, который располагается на стыке стены и потолка. Карнизы, имитирующие лепнину, бывают любой прочности и гибкости, различные по размерам, гладкие, выпуклые, с рисунком и без него. Если подобрать карниз правильно, можно:

  • визуально увеличить или уменьшить комнату;
  • скрыть различные неровности, а также края .

Широкий карниз или потолочный молдинг способны зрительно поднять потолок, а правильно подобранная тонировка усилит нужный эффект. Если комната совсем маленькая, лучше всего отказаться от классического белого, в тон потолку, карниза, и сделать его в одном цвете со стенами.

Напольный плинтус

Выполняет практически те же самые функции, что и карниз, только в отношении пола. При выборе плинтуса нужно учитывать особенности интерьера, фактуру и цвет напольного покрытия. Полиуретановый плинтус с имитацией лепнины можно своими руками окрасить практически в любой цветовой оттенок.

С помощью молдингов, карнизов, плинтусов можно не только облагородить интерьер, но и скрыть провода.

Розетка

Один из наиболее распространенных видов лепнины.

  • Розетки помогают скрыть или замаскировать крепежные элементы люстр или потолочных светильников.
  • Они имеют различную конфигурацию и форму, разные типы орнаментов.
  • Можно подобрать лепнину в виде розетки под любой дизайн.

Остальные элементы менее популярны и достаточно редко используются в современном интерьере. К ним относятся:

  • фризы;
  • капители;
  • кронштейны;
  • пилястры.

Неповторимая индивидуальность: лепнина своими руками

Декорировать помещение лепниной, создав уникальный и неповторимый интерьер, может приглашенный мастер-профессионал. Если же охота самостоятельно окунуться в мир фантазий и творчества, то можно сделать оформление и декор своими руками.

Этапы самостоятельного изготовления лепнины:

  • Эскиз. Его можно для начала нарисовать, а затем сделать из пластилина или модифицировать полиуретановую модель.
  • Изготовление формы. В домашних условиях лучше всего сделать форму из силикона. Смешиваются жидкий силикон и силиконовое масло, полученный состав с помощью кисточки плавными мазками наносится на модель, предварительно смазанную разделяющим составом. После этого форма укрепляется, чаще всего для этого используется марля – она как бы впечатывается в силикон. После высыхания процедуру повторяют несколько раз, добиваясь толщины формы не менее 3 мм. Когда высохнет последний нанесенный слой, форму с модели снимают.
  • Приготовление гипсового раствора своими руками. При работе с гипсом следует помнить, что он быстро застывает. Состав гипсового раствора следующий: 10 частей сухого гипса (порошка), 7 частей воды и немного клея ПВА, разведенного водой (он предотвратит растрескивание готового изделия). Раствор быстро перемешивается, по своей консистенции должен напоминать жидкую сметану.
  • Изготовление изделия. Полученная гипсовая смесь заливается в смазанную разделяющим составом форму. Состав заливается плавно, форма периодически встряхивается. Встряхивание и вибрация помогают избежать образования воздушных пузырей. Затем поверхность выравнивается и дается время на высыхание.
  • Через полчаса его можно извлечь из формы и оставить еще на сутки для окончательной просушки.
  • При желании или необходимости можно сделать доводку будущего элемента интерьера, зашкурить, заполнить мелкие неровности.

В предложенной статье описан процесс изготовления гипсовой лепнины от и до , которую при желании можно изготовить в домашних условиях. Причем любой формы и стиля, но при одном условии - если вы умеете что-то лепить из пластилина. Не обязательно быть профессиональным скульптором, обладающим "объемным" видением предметов, достаточно уметь вылепить из того же пластилина хотя бы ромашку или, допустим, морковку с яблоком:) в барельефе, которые и послужат в дальнейшем моделью для изготовления прекрасного потолочного карниза из гипса на кухне!

Переходим к сути процесса. Как пример, на фото показан пример изготовления гипсового карниза с орнаментом виноград.

Первым делом, на отрезке гладкого карниза из полиуретана или гипса, лепим фрагмент орнамента Виноград из пластилина. Как вы уже поняли, он и послужит в дальнейшем моделью для будущего потолочного карниза из гипса с орнаментом Виноград.


Далее модель покрывается формовочным силиконом, выполняющий функции формы для заливки гипса.В нашем случае использовался двухкомпонентный силикон SК 764, состоящий из силикона (жидкой резины) и отвердителя.

Пропорции смещивания - на 100 гр силикона добавляем 2 кубика (2 гр) средних размеров шприца и тщательно, при помощи палочки, быстро перемешиваем и тут же заливаем на пластилиновую модель.


Через 24 часа заливаем 2-ой слой и тут же аккуратно накрывем его маленькими квадратиками заранее нарезанной марли из обычного медицинского бинта. Марля служит армирующим компонентом для резиновой формы.


На следующий день заливаем 3-ий слой. Все, форма готова! Но пока не снимаем с пластилина. Следующий шаг - нужно сделать "поддон"- основу для полученной формы из резины. Для этого на застывший силикон накладываем жидкий раствор из гипса. Раствор делаем в соотношении 1 к 1 (вода и гипс). Гипс схватывается очень быстро, поэтому работать с ним надо учень шустро.


Вернюю часть поддона, как видно на фото, аккуратно срезаем и выравниваем длинным малярным шпателем. С начала работ с гипсом до завершения нужно уложиться примерно минут за 20. Как только гипсовый поддон схватится и остынет (гипс при затвердевании нагревается до 50 градусов из-за расширении структуры гипса), снимаем его, переворачиваем и кладем его на стол. Вслед за ним снимаем с пластилина силиконовую форму, промываем ее в мыльном растворе, и кладем ее на поддон. Форма готова к отливке!


В ниши силиконовой формы заливаем жидкий гипс, который после затвердевания (20-30мин) аккуратно извлекается из силикона.

Данную операцию повторяем 4 раза - отливаем 4 фрагмента орнамента Виноград, нужные нам для сборки на Главной модели карниза.

Жду ваших отзывов!

Источник

Если вы не знаете способов отлично отдекорировать стену, попробуйте лепнину. Это замечательный вид отделки, который зарекомендовал еще с давних времен, а точнее с 17 века, когда она вошла в интерьер и моментально приобрела наибольшую популярность. И, если в среднестатистическом доме или квартире ее встретишь крайне редко, то это не значит, что сегодня она не актуальна. Лепнина широко применяется архитекторами и дизайнерами для воплощения самых разнообразных задумок. Есть ли возможность сделать лепнину самому, своими руками? Ответ на этот вопрос вы получите в данной статье.

Где используется лепнина?

Лепнина – универсальный декоративный элемент, который применяется в искусстве отделки. Провести можно декорирование не только лишь стен, но и потолков, окон, каминов, дверных проемов, полотна и мебели. К сожалению, исключается использование для фасада здания, но для этого существуют и другие приемы, кроме лепнины. Техника подразумевает подчеркивание плавности форм, красоты изгиба и акцентировать внимание на отделке.

Важно отметить возможность применения в самых разнообразных стилях, направлениях как дизайна, так и архитектуры. Можно замаскировать дефекты, различные неровности, скрытые проблемы. Например, вы сможете скрыть коммуникации, разнообразить достаточно скучные элементы. Пользуются спросом среди разновидностей лепные бордюры и пьедесталы, реже встречаются кронштейны, можно сделать декоративный карниз, создать лепной купол на потолке. Отделывают не только камины, но и полки, книжные шкафы, барные стойки, что в который раз доказывает широкое применение лепнины.

Материалы, из которых можно сделать лепнину

Первоначально делали лепнину из мягкого камня, но постепенно пришли к выводу, что данный способ слишком дорогой. Тогда было принято решение изготавливать лепнину из:

  • дерева;
  • гипс;
  • искусственные полимеры.

Среди данных материалов больше всего выделяется гипс. Это самый часто используемый материал. Гипс способен проникнуть даже в самые мельчайшие уголки рельефа, расширяется по факту застывания. Дизайнерам проще всего работать именно с ним, то и объясняет популярность. А вот дерево, несмотря на свою высокую стоимость, отличается экологичностью.

Использование полиуретана, которые дешевле полистирола, обеспечивает долговечность, но главное назначение лепнины — внешний вид — портится очень быстро. Отличается экологичностью и гипоаллергенностью, их просто можно прогрунтовать водоэмульсионками и ламинировать.

Как сделать лепнину на стену своими руками?

Ваша задача будет состоять в подготовке материалов. Чтобы работать с готовой лепниной, которая относительно быстро застывает, нужно иметь понятие о том, что вы будете создавать. А именно речь идет о создании эскиза. Можно найти макет в интернете, вдохновиться чужими работами, распечатать эскиз, распечатать из пластилина, глины. Это как работа скульптора.

Приготовьте форму для отлива. Есть уже готовые силиконовые или пластиковые, которые можно купить, ежели вы не сильны в вопросах лепки. Или же сделать форму. Силиконовые проще отделить при этом от изделия готового.

Чтобы сделать лепнину своими руками, берется строительный гипс, клей ПВА или пластилин, цементную основу, при условии, что вам нужно создать небольшую конструкцию. Также приготовьте форму, шпатели и ножи, узкие кисточки, рулетки, карандаши, мерные стаканчики и линейки.

Для создания лепнины залейте водой гипс и хорошенько перемешайте. Какие брать пропорции будет зависеть от размера предполагаемого изделия: чем больше элемент, тем выше крутость смеси. Готовый состав будет иметь консистенцию густоватого теста. В общем, соотношение гипса к холодной воде принимается как 10 к 7. Добавляем для пластичности и большей сцепляемости клей ПВА. Если нужно сделать цветным раствор, следует прибавить в него пигмент или добавку, что сделает расцветку более яркой.

Заливать раствор в подготовленные формы и равномерно распределять, используя для этого кисточку и мелкие шпатели. Уже через четверть часа вы получите готовое изделие. Если вы придерживались инструкций, то извлечь лепнину не составит труда.

Часто добавляется в раствор проволочный каркас. Особенно справедливо это в случае, когда конструкция очень сложная. Вы имеете возможность экспериментировать с разными растворами, наработать навыки. Дополнительные элементы крепятся с использованием этого же раствора.

Когда изготовленная вами лепнина застынет, ее нужно будет отшлифовать при помощи наждачки с мелким зерном. Именно это помогает ей обрести гладкость и мягкость.

Как самому сделать монтаж на стену?

На финишной стадии появляется необходимость сделать крепление лепнины на стене. Для новичка данное может оказаться не очень легкой задачей, но все не так страшно. Для начала выбираем место на стене, в котором и будет располагаться декор. Нужно не только учитывать интерьер помещения, но и габариты помещения.

Стену следует зачистить от побелки и грязи, от пыли. Для правильной работы, определите границы и сделайте легкие пометки карандашом. Сделайте насечки на стене легкие при помощи зубила. Далее стена увлажняется, как и тыл конструкции изделия водой. Для скрепления и фиксации есть возможность использовать клей ПВА или столярный.

Приложить лепнину к стене. Сделать это немного притирая, а излишки клея следует сразу удалить кусочками сухой ткани либо же мелким шпателем. В крайнем случае, для особо габаритных деталей, применяются саморезные шурупы, шляпки которых маскируются. Если крепится карниз, углы образуют путем подрезания лепнины ножовкой под углом в 45 градусов и уже от него начиная формируется весь карниз.

Закрепленную на стене лепнину стоит очистить от грязи, пыли. Делается это аккуратно, дабы избежать повреждения. Конструкцию покрывают водорастворимой эмульсионкой для потолка. Таким образом, лепнина будет защищена от влаги и прослужит дольше.

Как сделать лепнину своими руками легко и просто вы также можете узнать из этого интересного видео: