Дидактическая игра «Зимующие птицы. Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы Зимующие птицы дидактические игры для детей

Людмила Андросова
Дидактические игры по экологии в детском саду.

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»

города Губкин Белгородской области

Дидактические игры

в рамках проектной деятельности

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

для дошкольников в средней группе

В средней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры , как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. И помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.

“Что надо для гнезда»

Программное содержание :

1. Учить детей понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки .

2. Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах. Активизировать словарь по теме «Птицы» : перелётные – аист, скворец, утка; зимующие – воробей, ворона, сова, дятел, синица.

4. Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное, заботливое отношение к птицам.

Путаница. Дидактическое лото

Игра учит находить различные предметы по их контурным изображениям, развивает навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику. Элементы самопроверки позволят научить ребенка самостоятельно контролировать и анализировать свои действия.

Игра предназначена для детей 4-7 лет.

Дидактические игры : "Кто где зимует?", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"

Цель : закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Дидактические игры : "Хорошо - плохо", "докажи, что это птица".

Цель : воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.

.Дидактические игры : "Чей это домик", "Кто чей?".

Цель : развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.

Дидактическая игра «Улетает - не улетает» . (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает - улетает она на зиму или нет.)

Цель :воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время

Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию» .

Цель : воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Цель : воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;

Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.) /

Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.

Дидактическая игра «Сравни птиц»

Цель : обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;

У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли. и т. д.

Цель : развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь;

Воробей - чирикает, ворона - каркает, голубь - воркует, синица - свистит, утка - крякает, соловей - поет, кукушка - кукует.

Дидактическая игра «Что лишнее»

Обычно эта игра применяется для развития мышления, но её можно использовать ещё и для развития зрительной и слуховой памяти, в зависимости от того, как преподносится материал – наглядно или на слух.

Цель : развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

Оборудование :карточки с набором из 4-х слов (картинок) : три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.

Ход игры :Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок) . Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки) . Далее ребёнку задаётся вопрос : «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки) . После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.

Усложнение игры происходит за счёт увеличения количества запоминаемых слов или картинок, а также за счёт более тонкой дифференцировки обобщающих понятий (например, посуда – столовая, кухонная, чайная) .

Примерный перечень оборудования для игры

Домашние – дикие птицы

Курица, гусь, индюк баран

Утка, петух, павлин лошадь

Цыпленок, утенок, гусенок свинья

Птицы – звери

Страус, пингвин, аист дельфин

Дельфин, морж, осьминог пингвин

«Четвёртый лишний»

Цель :. развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок.

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7. таракан, муха, пчела, майский жук;

8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9. лягушка, комар, жук, бабочка;

10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

«Летает, плавает, бегает»

Цель : продолжать закреплять знания детей о природе., развивать интерес к жизни пернатых

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например : при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Дидактическая игра «Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур»

Цель : продолжать учить детей выкладывать изображения животных, предметов, явления природы и. д., используя геометрические фигуры; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

Оборудование : карточки, набор геометрических фигур.

Педагог предлагает поиграть в игру, в процессе которой дети придумывают свои предметы и изображения, используя ранее полученные знания и умения.

Д/И «Кто потерял?»

Цель : продолжать знакомить детей в процессе игр с различными свойствами предметов, учить их учитывать эти свойства при выполнении игровых задач.

Научить детей распознавать, какой птице принадлежат перья (петух, гусь, павлин, утка) из данной коллекции.

Д/И «Исправь ошибку»

А недавно, ребята, на птичий двор к бабе Дусе приходил нерадивый художник. Посмотрите, каких нелепых птиц он нарисовал. Вы видели таких? (детям предлагаются картинки птиц, по которым они должны определить, какие ошибки допустил художник)

«Береги природу»

Цель : воспитывать чувство любви к родной природе;

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например : убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

Дидактическая игра «Кто где живет»

Цель : уточнить и расширить знания детей о птицахразвивать речь детей, обогащать их словарь;

Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

Дидактическая игра «Птичья семейка»

Цель : учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Петух – курица – цыпленок (цыплята)

Гусь - …. - ….

Селезень - … - ….

Индюк - …. - ….

Дидактическая игра «Кто как разговаривает»

Цель : развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

Утка (кря-кря) – крякает;

Гусь ….) - ….

Петух ….) - ….

Курица) - ….

Дидактическая игра «Один – много»

Цель : закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление

Цыпленок – цыплята

Курица - ….

Индюк - ….

Утенок - ….

Гусенок - ….

Дидактическая игра «Кто как передвигается»

Цель : развивать связную речь; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе

Утка (что делает) – ходит, плавает, летает;

Индюшка ….) - ….

Цель: знакомство с зимующими и перелетными птицами.

  • закрепить и уточнить представление детей о зимующих и перелетных птицах;
  • познакомить детей с птицей клест (внешний вид, питание, выведение птенцов);
  • развивать умение классифицировать объекты окружающего мира, работать по образцу;
  • воспитывать у детей заботливое отношение и интерес к птицам.

Материалы и оборудование: Мультимедийный комплекс.

Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийная презентация "Птицы" (Приложение1) ; изображения деревьев, карта Африки.

Раздаточный материал: Конверты с карточками птиц и деревьев (по количеству детей), геометрические фигуры для составления птицы.

План занятия

1. Организационный момент.

2. Вводная часть.

Сборы в путешествие по зимнему лесу, повторение понятия "зимняя одежда".

Дидактическая игра: "Найди лишнее дерево" (повторение деревьев средней полосы).

3. Основная часть.

Знакомство с зимующими и перелетными птицами.

Строение птиц, дидактическая игра "Собери птичку".

Дидактические задания "Какая птица лишняя?"

4. Заключительная часть.

Перелетные птицы. Подвижная игра "Перелетные птицы".

Дидактическая игра "Раздели птиц на зимующих и перелетных".

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Вводная часть

За окном белым бело,
Домик снегом замело,
Вьюга завывает,
Когда это бывает.

Какой сейчас месяц? Март. Но, несмотря на то, что прошла середина первого месяца весны, зима не сдает свои позиции. Поэтому я предлагаю тепло одеться, взять лыжи, палки и отправиться на прогулку в зимний лес.

Собираемся в дорогу. Какая нужна одежда? Ответы детей.

Что относиться к зимней одежде. Ответы детей.

Встаем на лыжи и поехали!

Смотрите деревья в зимнем лесу! (Рисунок 1 - 4 ).

Назовите их. (Дуб, сосна, береза, ель).

Какое дерево мы не встретим зимой? (Зеленый дуб).

Покатались на лыжах, а сейчас я вам предлагаю отдохнуть, посидеть на бревнышках и полюбоваться зимним пейзажем.

3. Основная часть.

Это маленькая птичка, а зовут её - синичка.

Летом синичка живет в лесу, в городе её не встретишь. Зато зимой перебирается она в сады и парки поближе к людям.

Почему? Ответы детей.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. Кто это?

Ответы детей.

Снегирь прилетает к нам на зиму из северных краёв. А наступит весна и полетит он к себе домой на север.

А это, что за птица? Я по дереву стучу, червячка достать хочу!

Зимой дятел - питается семенами сосны и ели, которые достаёт из шишек. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и начинает стучать по ней сильным клювом, доставать семена. А чтобы подозвать дятла, надо тоже постучать, он подумает, что это его друг - дятел и прилетит поздороваться. Давайте его позовём.

Смотрите! Прилетел.

Я б могла ещё бы много,
Про лесных сказать певцов,
Посмотрите средь морозов,
Вывел клест своих птенцов.

В январе посреди зимы рождаются у клеста клестята. Чтобы не замерзли птенчики, клесты строят двухслойное гнездо, сверху веточки и глина, внутри мох и птичий пух. В таком гнезде, даже в мороз тепло, как летом.

На что похожи клювы этих птиц? На клещи. Клесты своим удивительным клювом достают из еловых шишек свое любимое лакомство - семена. Они кормят своих детёнышей еловой кашей, перемалывают еловые семена и кормят ими птенцов. Давайте тоже покормим птичек.

Пальчиковая гимнастика "Покорми птенцов".

А это кто так распелся?
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это?

Ответы детей.

Смотрите, как нахохлился, это к морозу.

Отгадайте загадку? Эта птица непоседа, одного с берёзой цвета?

Сорока. Предлагаю, выучить эту загадку, и пусть родители попробуют её отгадать.

А это кто раскричался? Ворона.

А это голубь, тоже зимующая птица.

Зимою птицам голодно,
Тоскливо, очень холодно.

Чтобы не замерзнуть, нужно им много корма, голодная птица больше страдает от холода. Особенно сейчас, когда закончилась рябина, семена шишек, даже семена клена почти все съели голодные птицы.

Подкормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Птицы бывают разные, но у всех у них есть голова, клюв, туловище, хвост, крылья и лапы. А чем отличаются птицы, от других животных? Их тело покрыто перьями.

Давайте на нашей полянке соберем птичку.

Дидактическая игра "Собери птичку"

Замечательные птички получились.

А теперь давайте опять сядем на брёвнышки, и закроем глаза.

Представьте, что пришла весна, и как только появились первые проталины, прилетели жаворонки,

а за ними журавли,

ласточки

и соловьи.

Дидактические задания "Какая птица лишняя?".

Как вы думаете, о чём поёт эта птица. Ответы детей.

4. Заключительная часть: проверка пройденного материала.

Подвижная игра "Перелетные птицы".

Дети изображают перелетных птиц, если называются месяцы зимы, улетают в теплые края, дети должны подойти к плакату с изображением Африки. Если летние месяцы - они остаются на месте.

Дидактическая игра "Раздели птиц на зимующих и перелетных".

Задание: посади зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение лётнего.

Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
  • Углубить представления детей о причинах отлета птиц.

2. Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
  • Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
  • Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Развивать любознательность, активность, самостоятельность
  • Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.
  • Беседы с детьми о птицах.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
  • Разгадывание загадок о птицах.
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?», настольно-печатная игра «Наши соседи».
  • Выполнение налепа «Птицы на ветке».
  • Конструирование из кефирных коробок «Кормушки».
  • Заучивание стихотворений: «Воробьи и кот», «Березовый сок», «Валенки» Т. Шорыгиной; «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто; «Снегирь» Е.Демьянова.
  • Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т.Шорыгиной.

Материалы:

  • ИКТ (интерактивная доска) с подборкой материала.
  • Костюм фотоохотника.
  • Картонные медали «Друзья птиц».
  • Энциклопедия «Птицы».
  • Фотоснимки «Птицы».
  • Цветные карандаши, альбомные листы.

Ход НОД

Воспитатель: Вы обратили внимание на то, что на участке стало меньше птиц? Что с ними могло случиться? (ответы детей).

А почему от нас улетели птицы на юг? (ответы детей).

Как называются такие птицы? (ответы детей).

Ребята, но птицы не все улетели. Как называются те, которые остались? (ответы детей).

А они почему не улетели? Они не бояться зимы? (ответы детей).

А вы знаете, какие птицы зимующие, а какие перелетные? (ответы детей).

Сейчас мы поиграем и проверим.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Зимующие и перелетные птицы».

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание игры.

На странице расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становится гуще, крепнет клюв для того, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов.

А как вы думаете, какие птицы улетели первыми?

Дети: Те, которые питались насекомыми, а насекомые спрятались.

Воспитатель: Сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы знаете, чем питаются зимующие и перелетные птицы.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Кто чем питается?»

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Задача: закрепить знание детей о питании птиц.

Описание игры.

На странице расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

Воспитатель: Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях. Зимующие птицы могут отыскивать себе спрятавшихся насекомых, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семечками хвойных. И все-таки тяжело птицам зимой, особенно в снегопад, метель, сильный мороз. Поэтому они стараются приблизиться к жилищам людей. А мы должны им помочь. Ребята, а как мы можем это сделать?

Дети: Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.

Раздается стук в дверь. Входит фотоохотник с фоторужьем.

Фотоохотник: Здравствуйте! Я правильно пришел туда, где ребята считают себя друзьями птиц?

Воспитатель: А Вы кто? И почему у Вас ружье?

Фотоохотник: Это фоторужье. При помощи его я наблюдаю за птицами, животными, растениями и фотографирую интересные моменты из их жизни.

Воспитатель: Дети, вы догадались, кто это?

Дети: Фотоохотник!

Фотоохотник: Ребята, а вы много знаете о жизни птиц?

Фотоохотник: Давайте это проверим. Предлагаю вам поиграть. Игра называется «В мире птиц».

Проводится игра на интерактивной доске «В мире птиц».

Дидактическая игра «В мире птиц»

Задача: закрепить знание детей о птицах.

Описание игры.

На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает стилусом на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

По окончании игры фотоохотник хвалит детей и вручает им медали «Друзья птиц».

Воспитатель: Фотоохотник, а сейчас мы тебя приглашаем поиграть.

Проводится физкультминутка «Снегири».

Вот на ветках, посмотри 4 хлопка руками по бокам и
В красных майках снегири. 4 наклона головы.
Распушили перышки, Частые потряхивания руками,
Греются на солнышке. опущенными вниз.
Головой вертят, 2 поворота головы на каждую
Улететь хотят. строку.
- Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате,
За метелью, за метелью! взмахивая руками, как крыльями.

Воспитатель: Дорогой, фотоохотник, ты наверное устал. Присядь, отдохни. Ребята хотят кое-чем порадовать тебя. Они не такие хорошие фотографы, как ты, но зато очень любят рисовать. Сейчас они нарисуют для тебя своих любимых птиц.

Дети рисуют цветными карандашами на тему «Моя любимая птица». Выполненные рисунки дарят фотоохотнику.

Фотоохотник беседует с детьми по вопросам:

  • Почему ты нарисовал эту птицу?
  • Где ты ее встречал?
  • Что ты о ней знаешь?
  • Что хочешь о ней узнать? (Ответы детей.)

Фотоохотник: А я на прощание хочу вам подарить фотографии самых интересных моментов из жизни птиц, которые я наблюдал, и энциклопедию «Птицы».

Воспитатель: Спасибо, фотоохотник, тебе за твои фотографии. Мы с удовольствием будем их рассматривать и ждать новых.

Фотоохотник прощается и уходит.

Воспитатель: Дети, что нового вы узнали о птицах? (Ответы детей) А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали? (Ответы детей.) Какие вопросы о птицах для вас были трудными и вы не знали на них ответа? (Ответы детей.) Что еще о птицах вы хотели бы узнать? (Ответы детей.)

Воспитатель: А новые знания мы получим из той книги, которую подарил нам фотоохотник.

Список используемой литературы:

  1. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?».
  2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия».
  3. С. Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ».
  4. Н. В. Нищева «Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц в Р.п. мн.числа

Журавли – журавлят
Грачи – грачат
Скворцы -…
Гуси -…
Утки -…
Грачи -…
Соловьи -…, (лебеди, кукушки, жаворонки)

    Д/и «Кто лишний?»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам, находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Сорока, ворона, воробей, ласточка.
Жук, бабочка,
птенец.

Скворец, соловей, грач , голубь.

Курица, журавль, лебедь, кукушка.

    Д/и «Исправь ошибку»

Цель: формирование умения устанавливать правильную последовательность слов в предложении
Червяк клевал скворца.
Песня спела соловья.
Мохнатая гусеница съела кукушку.

    Д/и «Кто больше назовет перелетных птиц?»

Цель: формирование умения называть перелетных птиц

    Д/и «Кто за кем летит?»

Цель: упражнять детей в употреблении предлога «За»

Грач - трясогузка – жаворонок – скворец – болотные птицы – кукушка – ласточка – соловей.

    Д/и «Чья семья?»

У грача - грачиная семья.

У скворца … скворчиная.

У гуся … гусиная.

У утки … утиная.

У журавля … журавлиная.

У лебедя … лебединая.

    Д/и «Что умеют делать птицы?»

Цель: упражнять детей в употреблении в речи слов – действий

Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы (они что делают? ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют…).

    Д/и «Один - много»

Цель: упражнять в образовании множественного числа имен существительных в И.п. и Р.падежах.
Грач - грачи - грачей,
птица - птицы - птиц,
стриж - стрижи - стрижей,
аист - аисты - аистов,
жаворонок - жаворонки - жаворонков,
скворец - скворцы - скворцов,
трясогузка - трясогузки - трясогузок,
журавль - журавли - журавлей,
гусь - гуси - гусей,
утка - утки - уток,
селезень - селезни - селезней,
ласточка - ласточки - ласточек,
соловей - соловьи - соловьев,
лебедь - лебеди - лебедей,
кукушка - кукушки - кукушек,
гнездо - гнезда - гнезд,
яйцо - яйца - яиц,
птенец - птенцы - птенцов.

    Д/и «Чьи перья?», «Чьи крылья?»

Цель: формирование умения называть притяжательные прилагательные

Перья журавля (чьи?) – журавлинные.

Перья грача (чьи?) - …

Крылья лебедя (чьи?) - …

Крылья дикой утки (чьи?) - …

    Д/и «Называй и сосчитай»

Цель: упражнять детей в порядковом счёте от одного до пяти. Согласовывать числительные с существительным.

Скворец. Аист. Ласточка. Кукушка. Соловей.

    Д/и «Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении, в употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) - нет лебедя, утки…

Нет (кого?) - нет лебедей, уток и т.д и т.п.

    Д/и «Назови одним словом»

Цель: формирование умения образовывать сложные слова

У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.

У кукушки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).

У журавля длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).

У аиста острый клюв, поэтому его называют… (остроклювым).

У цапли узкая голова, поэтому ее называют … (узкоголовая).

У скворца прямой хвост, поэтому его называют … (прямохвостым).

У жаворонка короткий клюв, поэтому его называют … (короткоклювым).

У дикого гуся красный клюв, поэтому его называют … (красноклювый).

    Д/и «Нелепицы»

Цель: развитие логического мышления.

Ход игры: педагог читает предложения, а дети исправляют ошибки.

Послушайте предложение и расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Птенцы высиживают яйца.

Тело птицы покрыто шерстью.

Птенцы строят гнёзда.

Скворец живёт в будке.

    Д/и «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в образовании антонимов

Аист большой, а соловей …,

Кукушка сидит высоко, а ласточка …,

Лебедь белый, а грач …,

У журавля широкие крылья, а у ласточки …,

У лебедя длинная шея, а у скворца …,

Жаворонок живет в поле, а цапля …

    Д/и « Расскажи о птице».

Цель: развитие связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы» , набор графических схем.

Например :

Это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.

    Д/и «Подбери нужный предлог»

Цель: формирование умения у детей подбирать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

    Д/и «Что это за птица?»

Цель: формирование у детей умения описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры . Дети делятся на 2 группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются.

    Д/и «Назови птенцов»

Цель: образование существительных в единственном и во множественном числе

Грач - грачонок - грачата,
аист - аистенок - аистята,
стриж - стриженок - стрижата,
журавль - журавленок - журавлята,
кукушка - кукушонок - кукушата,
лебедь - лебеденок - лебедята,
скворец - скворчонок - скворчата,
утка - утенок - утята,
гусь - гусенок - гусята.

20. Д/и «Скажи, какая стая?»

Цель: образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?»
Клин лебедей - лебединый, караван журавлей - ... , стая уток - ... , ... грачей - ... , ... соловьев - ... .

    Д/и «Подбери слово»

цель: формирование умения называть слова - родственники

Это кто?

Дети: грач

А кто его птенец?

Грачонок

А кто его мама?

Грачиха

Крыло чье? (показ по картинке)

Грачиное

Как называются места, где скопление грачиных гнезд?

Грачевники

    Д/и «Отгадайте»

Цель: упражнять в отгадывании загадок по лексической теме

Всех перелётных птиц черней,
Чистит поле от червей. (Грач).
- На одной ноге стоит,
На всё болото кричит. (Цапля).
- Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая…(Синица).
- Целый день на суку,
На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка).
- Старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел).
- Звонкие трели весной прилетели. (Соловей)

Цель: формирование у детей представление о том, как перелетные птицы подают голос.

Ласточка – щебечет,

Гусь – гогочет,

Утка – крякает,

Кукушка – кукует,

Журавль – курлычит,

Соловей – свистит.

    Д/и «Угадай и назови»

Цель: упражнять в отгадывании загадок о перелетных птицах
У какой птицы самая длинная шея? ... (У лебедя.); ... самые длинные ноги? ... (У цапли, журавля.); ... самый длинный клюв? ... (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? ... (Соловьи.); ... подражают пению других? ... (Скворцы.).


Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №6 «Ёлочка»
Электронная дидактическая игра «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста
Автор:
воспитатель высшей квалификационной категории
Соловьева Е.А.
г. Ветлуга
2016г.
Пояснительная записка
Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Оно может быть использовано в рамках непосредственной образовательной деятельности взрослых и детей, в индивидуальной работе воспитателя с ребёнком, и в рамках семейного воспитания.
Актуальность
Данное пособие позволяет мотивировать детей к осознанному усвоению материала и закреплению имеющихся знаний о зимующих птицах.
Цель: обобщить и закрепить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные
Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах. Вырабатывать умение быстро находить ответ.
Учить сравнивать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Развивающие
Развивать речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом. Развивать наглядно – образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.
Воспитательные
Воспитывать стремление к познаниям, умение наблюдать за окружающим миром, любовь к природе.Описание работы по слайдам
№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
1 Название дидактического пособия «Зимующие птицы».
2 Цели и задачи дидактического пособия.
3 Призываем всех помочь зимующим птицам.
4 Педагог загадывает детям загадку про птиц, после отгадывания даёт ребёнку задание: назови этих птиц одним словом.
5 Педагог предлагает детям помочь Кате найти зимующих птиц
6 Педагог предлагает ребёнку посчитать птиц: одна синица, две синицы… Для начала счёта необходимо нажать курсором на синичку.
7 Отгадывание загадок. Загадки и ответ появляются, нажав пробел.
8 Отгадывание загадок. Загадки и ответ появляются, нажав пробел.
9 Чтобы отдохнуть проводим пальчиковую игру
10 Ребенку предлагается рассмотреть изображения, назвать и показать птиц, которые считаются зимующими.

11 Ребенку предлагается рассмотреть изображения, назвать и показать птиц, которые считаются зимующими.
Нажать курсором на птичку, которая лишняя.
12 Ребенку предлагается рассмотреть изображения, назвать и показать птиц, которые считаются зимующими.
Нажать курсором на птичку, которая лишняя.
13 Ребенку предлагается рассмотреть изображения, назвать и показать птиц, которые считаются зимующими.
Нажать курсором на птичку, которая лишняя.
14 Ребёнок рассматривает и запоминает птичек, затем закрывает глаза, педагог в это время нажимает на пробел (птичка улетает). Ребёнок отвечает, какая птичка улетела.
15 Ребёнок рассматривает и запоминает птичек, затем закрывает глаза, педагог в это время нажимает на пробел (птичка улетает). Ребёнок отвечает, какая птичка улетела.
16 Ребёнок рассматривает и запоминает птичек, затем закрывает глаза, педагог в это время нажимает на пробел (птичка улетает). Ребёнок отвечает, какая птичка прилетела.
17 Педагог читает предложение, ребёнок заканчивает.
18 Педагог читает предложение, ребёнок заканчивает.
19 Педагог читает предложение, ребёнок заканчивает.
20 Педагог читает предложение, ребёнок заканчивает.
21 Педагог читает предложение, ребёнок заканчивает.
22 Образовываем формы множественного числа существительных: одна ворона – много ворон.
23 Образовываем формы множественного числа существительных: одна ворона – много ворон.
24 Нажимаем на звуковой значок, появляется голос птицы, затем нажимаем на пробел, появляется угаданная птица.
25 Ребёнок отгадывает, какая птичка спряталась, затем нажимаем на пробел, проверяем, правильно ли отгадал ребёнок.
26 Ребёнок отгадывает, какая птичка спряталась, затем нажимаем на пробел, проверяем, правильно ли отгадал ребёнок
27 Ребёнок отгадывает, какая птичка спряталась, затем нажимаем на пробел, проверяем, правильно ли отгадал ребёнок
28 Сравнение сороки и вороны



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №6 «Ёлочка»Дидактическая играЗимующие птицысредняя группаВыполнилаВоспитатель первой квалификационной категории Е.А. Соловьёваг. Ветлуга Тема: Зимующие птицы Цель: Обобщить и закрепить знания детей о зимующих птицах. Задачи:Образовательные Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах. Вырабатывать умение быстро находить ответ. Учить сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Развивающие Развивать речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом. Развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.Воспитательные Воспитывать стремление к познаниям, умение наблюдать за окружающим миром, любовь к природе. Птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Помогайте маленьким пернатым друзьям зимой!Приглашайте этих милых и забавных птичек к себе в гости, чтобы полюбоваться и досыта накормить в это, для них трудное время.Сделайте важный шаг, начните с доброго дела! Различаемся мы цветомВстретишь нас зимой и летом,Если крыльями взмахнём,Будем в небе голубом.Нас зимою покормитеДети кто мы? НазовитеПтицы
Помогите Кате найти зимующих птиц Посчитай до пяти12345 Отгадайте загадкиНепоседа пёстрая, птица длиннохвостая,Птица говорливая, самая болтливая. Вещунья белобока, а зовут её ...Сизокрылая птичкаЛюбит семечки и крошкиУ окна она сидит и тихонечко воркует.Носит серенький жилет,Но у крыльев чёрный цвет.Видишь, кружит двадцать парИ кричат кар-кар-кар.В серой шубке перовой и в морозы он герой. Скачет, на лету резвится.Не орёл, а всё же птицаДнём спит, ночью летает,Прохожих в лесу пугает.

Кто там прыгает, шуршит,Клювом шишки потрошит,Голоском речистым, чистым,Кле-кле-кле поёт со свистом? Спиною зеленовата,Животиком желтовата,Черненькая шапочкаИ полоска галстучка. Красногрудый, чернокрылый, любит пёрышки клевать,С первым снегом на рябинеОн появится опять.Чёрный жилет, красный берет,Нос как топор, хвост как упор.

Пальчиковая игра «Покормите птиц»Покормите птиц зимой! Изображают как сыплют крошкиПусть со всех концов Разводят руки в стороныК нам слетятся, как домой, Большие пальцы соединяют остальными машут, как крыльямиСтайки на крыльцо. Кончики пальцев соединяют изображая крышу домаСколько гибнет их – не счесть Держатся за голову и качают ейВидеть тяжело.А ведь в нашем сердце есть Прижимают руки к сердечкуИ для птиц тепло. Обнимают и гладят себяПриучите птиц в мороз Изображают как сыплют крошкиК своему окну, Соединяют руки кольцом, над головойЧтоб без песен не пришлось Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»Нам встречать весну. Четвёртый лишний
Четвёртый лишний
Четвёртый лишний
Четвёртый лишний
Кто улетел?
Кто улетел?
Кто прилетел?
«Я начну, а ты закончи»У воробья туловище мелкое, а у вороны…(крупное);У вороны клюв большой, а у воробья…(маленький);У воробья хвост короткий, а у вороны…(длинный);У воробья лапки тонкие, а у вороны…(толстые);Ворона большая, а воробей…(маленький); «Я начну, а ты закончи»У синицы клюв тонкий, а у дятла… «Я начну, а ты закончи»Снегирь малоподвижный, а синица… «Я начну, а ты закончи»Клёст нарядный, а воробей… «Я начну, а ты закончи»Синицы высиживают птенцов летом, а клёст… Один - много Один - много Угадай какая птица поёт?12345678

Отгадай, кто спрятался?
Отгадай, кто спрятался?
Отгадай, кто спрятался?
Чем похожи ворона и сорока?Чем отличаются?


Приложенные файлы