Древняя Греция. История Эллады

Родоначальником древнегреческой культуры была Крито-микенская культура, возникшая на острове Крит примерно в 2200 году до н. э. и процветавшая до 1450 года до нашей эры. Остров Крит в середине бронзового века (2700-1400 гг. до н. э.) стал центром Минойской цивилизации, названной так по имени легендарного царя Миноса, царствовашего на остове Крит.

царское оголовье, о. Крит

По греческому мифу, царь острова Крит Минос (микен. mwi-nu - Мину) был сыном финикийской принцессы Европы и бога Зевса (на минойском - Ди-ве = di-we — «Дий», что происходит из ведического санскрита от «Dyaus pitar» - ), Зевс (др.-греч. Ζεύς, превратившись в белого быка (Тав-Рос), похитил Европу и отправился с нею на остров Крит в Диктейскую пещеру, где и сам был рождён.

Хараппа, Махенджо-Доро. Великая Богиня Мать в сопровождении быков

Подобную ритуальную повозку, на которой восседает Великая Мать Богов в Махенджо-Доро, мы находим на острове Крит, в Минойской культуре бронзового века (2700-1400 гг. до н. э.)

О созвездии Тельца Овидий писал: «В ночь перед Идами [майскими] бык весь усыпанный звездами всходит » (Ovid. Fast. V 603-618). В основе мифа о похищении Европы Зевсом, лежит древняя мистерия Матери-Земли и универсального оплодотворяющего начала - небесного дождя, Неба, изливающего живительную влагу на землю.

Крито-Микенская цивилизация - Великая Богиня Мать - 16 век до н.э.

В Минойской цивилизации Крита бог Зевс - это Солнце-бык , а Европа первоначально воспринималась не только как символ плодородия и Вечного древа растительной жизни - Мать-Земля, но была и символом животной жизни - как лунная корова, вступившая в брак с Солнце-быком.
Сидя на быке, Европа в одной руке держит полевой цветок , а другой рукой держится за бычий рог, древний символ плодородия и изобилия. Два бычьих рога представляют собой изогнутый серп Луны.

Будучи стихией земной животной и растительной жизни, Европа охватывает и весь космический мир, оказавшийся на рогах быка, она олицетворяет «широкосветящуюся» Луну.

В зооморфических мифах Крита «широкоглазая» и «волоокая Селена»-Европа стала образом отождествленным с единой стихией земной и космической жизни. Европа не только имеет коровьи глаза, но и сама является коровой: «Селена (луна) есть бык, а бык (т. е. созвездие Тельца) есть наивысшее положение Селены-Луны » (Porphyr. De antr. nymph. 18). У поэтов существует много эпитетов указывающих на рогатость Луны-Селены.

Многочисленные монеты Крита, относящиеся к Минойской цивилизации, содержат на одной стороне изображение быка, а на другой - изображение Европы на платане и надпись: «Ti-sy-roi» - «ти-се- Рои» - «Ты есть Рея» .

В Крито-микенских текстах встречается надпись: te-i-ja ma-te-re - «те-и-е ма-те-ре» - «то и есть Матерь богов». Мать Зевса богиня Рея - Верховная (микен. О-ре-и = o-re-i = горы: orei — ‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās; О-ре-та = o-re-ta = oreta — верховная; (греч. Ορος - ‘гора’).

В религии минойцев присутствует элементы прото-индо-иранской культуры из Северного Причерноморья - почитание Великой Матери Богини со змеями, которую в иранской языковой группе именуют Иштар или Астарта.

знак Макоши - рога и зёрна засеянного поля

В Северном Причерноморье , говорящие на различных наречиях , называли Великую Мать богов - Апи, минойцы на Крите называют Афина, и Асираи - Asirai - Аси-Рея, «рай, в руках Матери».

В микенском языке имя богини Реи упоминается и, как «А-ро-а = a-ro-a»; «А-ро-е = а-ro-е»; «А-ро-йо = a-ro-jo» , что означает «Арий, » - и в словаре ведического санскрита имеет значение «arioa, arioes» - превосходный, лучший, хороший; (греч. аристос - αριστος -‘превосходный, самый лучший’; айяфос - αγαθός -‘хороший’).

Имя минойской богини Апи-Реи, или Асираи, может являться эквивалентом санскритского имени бога - Асура, авестийского - Ахура, скифской богини - Апи, эллинской - Афины.

Таким образом, Европа является исконно хтоническим (т. е. земным) божеством, связанным со всем космосом, включающим небо, землю и подземный мир.

На Крите имя невидимого бога подземного царства Аида (др.-греч. Ἀΐδης – АИДИС, - «А-Видис» - «невидимый» ).

Самое имя Европы Гесихий толкует, как Eyröpon - «тёмная, страна заката» , а Еврипид (Iphig. Т.626,) говорит о Европе: «чёрная (eyröpon) бездна скалы », возможно, могила, пещера. Зевс дал Европе пса Аргоса, «стража Европы» , есть придание, что позже Зевс вознёс Пса Аргоса к звездам, признав его достойным этого, так возникло в небе созвездие Пса.

Лукиан ассоциирует Сидонскую царевну Европу , дочь Аргиопы и Агенора из Финикии, с ассирийской Астартой и Селеной :

«В Финикии есть также и другое великое святилище, которым владеют жители Сидона; как говорят сидоняне, оно посвящено Астарте. Мне кажется, что Астарта - это та же Селена. Впрочем, один из финикийских жрецов мне рассказывал, что храм этот посвящён Европе, сестре Кадма и дочери царя Агенора. »


В древности Европа называлась Геллотия - Hellötia, от слова helein, [«взять»], поскольку она была, по мифу, «взята» быком, как говорят финикийцы. (Etym. Μ.- Hellötis). От слова helein - «взять», происходит и имя Елены Прекрасной.

В других рассказах древнегреческих писателей рассказывается о критском полководце Тавре, напавшем на Тир и взявшем в плен среди других также и царскую дочь Европу и потом вступившем с нею в брак.

Лингвистическая трансформация имени таврической и скифской богини земли и плодородия Апи в Крито-микенскую богиню Афину вполне возможна, так как в греческом языке есть не мало примеров звука «П» на «Ф». Например в минойском языке «по-ни-ке = po-ni-ke - ‘финиковая пальма’, греческом видоизменяется в «phoinikē» - φοινιξ — ‘финиковая пальма’.

Апи-Афина Промахос (Прамать ) с копьём и щитом- 580 г. до н.э., о. Крит

В Крито-микенской культуре Афину изображали, как и скифскую богиню Апи с поднятыми вверх руками и в окружении змей.

Сова символ Афины, надпись АФИ = АПИ

В греческом языке А-фи-на = А -«theou-nesis» - «божественный разум». Греки называют Афину Этоной -“Ethonoe» = “en thoi ethei noesis” «это божественный разум» , и изображали её в окружении змей, как и в крито-микенскую эпоху.

Со временем крито-микенская богиня-мать Афина стала приобретать новые функции, эллинская богиня Афина стала богиней мудрости, мужества, вдохновения, цивилизации, права и справедливости, а также справедливой войны, стратегии, математики, искусства, ремесла и мастерства.

В Коринфе богиню Афину называли Гелотис - Hellötis, от слова helein - «взять» , и в её честь устраивали праздник Геллотии, как и праздник Афины-Европы на Крите :

«геллотидой назывался сплетенный из мирты венок окружностью в 20 локтей и что он выносился на празднике Геллотии. В нём, говорят, несли кости Европы, которую [тоже] называли Геллотидой. Геллотии правились и в Коринфе .» (Athen. XV 678b).

К концу III тысячелетия до н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории.

В эпоху максимального могущества Минойской цивилизации острова Крит, флот минойцев прекрасно освоил Средиземноморье от Сицилии и Греции до Малой Азии, Сирии, Финикии и Египта.

Древнегреческая богиня материнства Лето (др.-греч. Λητώ, – Латона, на минойском языке - Ра-то - ra-to , жена Зевса, и мать бога Аполлона.

Дочь Зевса и Деметры (или Цереры) богиня растений Персефона (др.-греч. Περσεφόνη, на микенском: pe-re-swa (пе-ре-сва). Сва — swa - сев, сеять.

Древнегреческие богини мщения Эринии (др.-греч. Ἐρινύες - -«гневные») на микенском языке - Э-ри-ну = e-ri-nu, дочери Ария - бога войны.

Известны имена минойских богинь – Ра-жа-я = ra-za-ja – «роженица» , и А-ме-я - a-me-ja – амея.

Крито-микенская богиня Афродита старше бога Зевса и принадлежит к первичным хтоническим божествам до-греческого периода . Афродиту принято отождествлять с финикийской Астартой, , вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой.

От имени (Апи) Афины происходит имя (Апи-родита) Афродита, корень слова «род» в имени «Аф-родита» - означает «родительница» , (жизнь, плод) «рождающая». Богиню Афродиту считали в древнегреческой мифологии богиней плодородия и жизни, богиней браков и родов, её называли дето-родительницей и «дето-питательницей». О божественном плодородии богини Афродиты говорится в трагедии Эсхила «Данаиды «.

Как хтоническое (т.е. земное) божество Афродита, дарующая земле жизнь и изобилие, появляется, как и богиня (Апи) Афина в сопровождении, усмиренных ею, диких зверей - львов, волков, медведей и змей, властительниц подземного царства.

Имя одной из двенадцати великих олимпийских богинь, Афродиты (др.-греч. Ἀφροδίτη), в древней Греции истолковывалось по-гречески, как производное от греческого слова ἀφρός - «пена» , так как по приданию Афродита - богиня красоты и любви, родилась из пены морской на острове Кипр.

В греческой мифологии, созданной позднее самого появления богини плодородия на Кипре, говорится, что кровь бога Крона, отца бога Урана, пролилась в море, отчего и образовалась пена, в которой родилась Афродита. В Гомеровском гимне богиню Афродиту, появившуюся из воздушной морской пены на Кипре, называют Кипридой (греч. Κιπρίδα) , то есть рожденной на Кипре.
В более поздних мифах Греции о рождении Афродиты из крови бога Урана почти забыто, Афродиту греки называют дочерью Зевса, рождённого в пещере на острове Крит , и богини дождя, титаниды Дионы .

Платон подчёркивает божественное происхождение Афродиты от неба - Урана, называя её Афродита Урания , богиней чистой небесной любви. Греческая мифология постепенно превратила Афродиту Уранию в доступную, пошлую любовницу богов и героев мифов, в Афродиту Пандемос (греч. Πάνδεμος — «всенародная») - богиню низменной чувственной любви, не связанную с небесным Ураном, а ставшую дочерью Зевса и богини дождя, титанида Дионы , и женой хромоногого бога огня Гефеста (др.-греч. Ἥφαιστος), сын Зевса и Геры . Гефест был покровителя кузнечного ремесла и кузнецов, самого искусного мастера кузнеца и самого некрасивого среди богов.

Хромоногий Гефест работал в кузнице, его изображают с молотом у пылающего горна, он выковывал доспехи богам и героям, находя истинное удовлетворение в труде. В отличии от трудолюбивого Гефеста, Афродита изнежена и любвиобильна, она участвовала во многих интригах Афины и Геры. У Афродиты было семь возлюбленных, от которых она родила 12 детей.
Сыном Афродиты и Гермеса (детей Зевса) считается Герм-Аф-родит , которого называют Аф-родитом, то есть рождённым Афродитой. В микенских текстах имя Гефест упоминается, как a-pa-i-ti-jo.

Любви Афродиты добивался бог морей и океанов Посейдон, но она полюбила сына богини Геры, бога несправедливой войны Ареса, которого не любил никто из людей и богов. От тайного и незаконного союза с Арием богиня Афродита родила детей: страстного Эрота (или Эроса) , принадлежавшего хаосу, и Гармонию, которые повсюду сопровождают Афродиту, Антерос (ненависть), Гимерос (Химерос), Фобос (страх), Деймос (ужас) , которые стали вечными спутниками бога войны Ареса.

Афродита и Арес - любовь и война - они рядом, от любви до ненависти всегда один шаг. Парменид пишет о рождении Эрота , крылатого мальчика, вооруженного луком и стрелами, вселяющими любовь: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота» , вселяющего любовь в сердца и непредсказуемый хаос в жизнь влюблённого.

Эрос и Псия (Душа)

Ксенофонт и Павсаний упоминают храм Афродиты Урании в Афинах, на афинском акрополе.

Павсаний сообщает, что поклонение Афродите было введено Тесеем , общегосударственный культ божества, «когда он свел всех афинян из сельских домов в один город».

На материке первым центром почитания культа Афродиты Урании стала древняя Эфира или Коринф . Статуя Афродиты Урании была деревянной и богиня изображена вооруженной в воинских доспехах в коринфском шлеме.

Проникновение культа Афродиты Урании в древнюю Грецию связано с островом Кипр и (греч. Κύθηρα — Китера), расположенного к юго-востоку от Пелопоннеса, где находится самый древний и священный элиинский храм Афродиты .

Многочисленные святилища Афродиты были и в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах - Кипр, в городе Пафос, есть храм Афродиты - Пафосской богини, Кифера, Крит, Сицилия храм Афродиты у горы Эрикс - Афродита Эрикиния.

Особенно почиталась Афродита в Малой Азии, в Эфесе и Абидосе, в Сирии в Библе, этому посвящен трактат Лукиана «О сирийской богине».

Древняя Эллада - страна Греции, если говорить кратко, существовавшая в далекие времена. События, о которых дальше пойдет речь, происходили очень давно.

  • Шел шестой век до нашей эры. Если верить источникам истории, то на Балканский полуостров пришли земледельцы во время миграции людей. Заселили его побережье. Страна, образованная переселенцами, стала называться Древней Элладой или кратко Элладой.
  • Страна стала развиваться.
  • В раннеэлладское время господствовали родоплеменные отношения. Но стали уже появляться первые крупные поселения.
  • В среднеэлладский отрезок времени ахейцы стали расселяться на юге полуострова. Среди них начались распадаться отношения между родами.
  • Позднеэлладская эпоха получила название Микенская.
  • В этот период у ахейцев возникает раннеклассовое общество. Появляются большие государственные образования: Микены, Фивы. Формируется оригинальная письменность. Микенская культура главенствует в Элладе. В это время происходит уничтожение Минойской цивилизации. Позже на полуострове появляются дорийцы, с их приходом гибнет микенская государственность.
  • В «Темные века» окончательно разрушается микенская цивилизация. Возрождаются родоплеменные отношения, трансформация которых создает предполисные общественные структуры.
  • При формировании таких структур начинается греческая тирания. Железо появляется во всех сферах производства. Появляется частная собственность. Время Архаической Греции.
  • На смену этого времени приходит Классическая Греция. Экономически начинают развиваться греческие полисы. Процветает культура. Расчет самосознание граждан. Греки одерживают победы, отражая агрессии персов.
  • Растет конфликт между новыми и старыми государственными системами. Пелопоннесская война. Экономика подорвана. Политическая структура в кризисном положении.
  • Македония захватывает Элладу.
  • Эллинистический период был в продолжение Классической Греции. Утверждается мировая держава Александра Македонского. Зарождается, расцветает и вскоре распадается греко-восточная государственность.
  • Все эти исторические моменты разделены на три периода, обозначенные в трех временных аспектах, длившихся не очень продолжительный срок.
  • При распаде этой державы образовались новые эллинистические государства.
  • Культура Эллады представлена древним эпосом.
  • Люди в этом эпосе всегда подчинялись богам. Все боги вели безмятежную и красивую жизнь на Олимпе. В разных областях Эллады были свои герои и свои сказания о них.
  • И по сей день древние сказания волнуют людей. С экрана кинематографа не сходят прекрасные фильмы о тех давно минувших днях.

Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла несколько периодов, чрезвычайно важных для характеристики древнегреческой культуры в целом – протогреческий (к-ры Эгейского мира и «Гомеровский» период), греческая архаика, греческая классика, а так же периорд эллинизма.

    Протогреческая культура – на рубеже 3 – 3 тыс. до н.э. предки позднейших греков заселили пространство, примыкавшее к Средиземному морю, где образовалось 3 очага культуры – Минойская, Крито-Микенская и Киклатская (центр =- Кикладский архипелаг) культуры (к-ры Эгейского мира) 14 .Позднейшие греки считали себя автохтонным населением Греции, однако, и у них сохранилось представление о существовании некоего древнего народа, первоначально населявшего Элладу и прилегающие острова. Сведений об этом периоде сохранилось очень мало:в целом , культура этого периода – промежуточный этап между культурами Древнего Востока (с их статичность, консерватизмом, каноничностью строгой) и культурой Древней Греции (свобода, демократизм, красоты и «вольность»)Гос. строй , по-видимому, напоминал восточные деспотии; во главе – царь-жрец, здесь дворец – сосредоточение политической, экономической, общественной и религиозной жизни гос-ва. Крито-микенская культура – слабая консолидация ахейского мира (крупные центры в Микенах, Тиринфе, Пилосе). Расшифровка древнекритской письменности – вероятно, документировалась вся хоз. жизнь гос-ва: сведения о экономике (вероятно, находилась на более высоком уровне, нежели экономика греческой архаики), высокий уровень специализации ремесленной деятельности.Искусство более жизнерадостно (чем в восточных культурах), менее сковано канонами: (примеры искусства из раскопок– фрески на стенах дворца в Кноссе 15 – изображения критских женщин, так называемые «парижанки», фреска «Царь-жрец» и т.д.; отличит. черта архитектурных сооружений – монументальность – напр., знаменитые львиные ворота в Микенах, украшенные рельефом с изображением 2-х львиц, окруженных огромными, громоздящимися один на другой каменными блоками –сами греки считали, сто стены эти воздвигли циклопы (одноглазые великаны)). Преобладание в протогреческом мире –ахейцы (отголоски их могущества – в знаменитой поэме Гомера «Илиада» о истории Троянской войны – вероятно, это был крупный завоевательный поход ахейцев на важный торговый и стратегический пункт на малоазийском побережье) 16 . Но преобладанию ахейцев в Эгейском мире положило конец прибытие на рубеже 12 – 11 в. до н.э. новых протогреческих племен (дорийцев), противопоставивших бронзовым мечам ахейцев более эффективное железное оружие (но в целом, культура более примитивна).

К 15 у. до н.э. почти все цивилизации Эгейского мира перестали существовать – возможно, их постигли природные катаклизмы, оставшиеся же попали в полную зависимость к ахейцам.

    Период дорической культуры (иногда называют гомеровским) – 12 – 8 в. до н.э. С т.зр.экономики сделан шаг назад по сравнению с культурами Эгейского мира: процветает скотоводство, неразвита торговля и ремесла, но, вместе с тем, освоение техники выплавки и обработки железа, железные орудия труда (топор, долото).Политический строй – 12 – 8 в. до н.э. переход от родового строя к организации полисного типа. Основная общественная ячейка – фратрия (тип братства). Зарождение рабства – правда, рабы не отделены непроходимой гранью от всего общества (напр., у Гомера служанки-рабыни стирают белье вместе с дочерью басилевса Навсикаей)Искусство – искусство дорийцем примитивно (о нем, в основном, можем судить по украшению предметов быта – сосудов – геометрическим рисунком –по этой причине иногда период называют эпохой геометрического стиля) . К этому же периоду относят и знаменитое творчествоГомера – «Илиада» и «Одиссея» 17 (примерно время жизни Гомера можно отнести к 9 – 8 в. до н.э.). Автор воспевает далекие времена (ориентировочно относящиеся к цивилизациям Эгейского мира), восхищается жизненным устройством и подвигами ахейцев, стремясь передать слушателям чарующие видения давно исчезнувшего мира.

Пушкин:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи

Старца великого тень чую смущенной душой.

(По преданию гомеровский эпос начал складываться еще в перв. трети 1 тыс. до н.э., когда Греция бедная и разоренная переживала «темное» время после переселения с о-ва Балкан племен дорийцев – как воспоминание о былом величии, о временах, когда боги и люди совершали великие подвиги. Гомеровский эпос вобрал в себя древние песни, мифы и исторические предания, преображенные фантазией и вымыслом поэта.

Причины Троянской войны(реальность) – походы одного из греч. племен – ахейцев – к побережью Малой Азии для завоевания богатых троянских земель. Мифологически – месть ахейцев за похищение Елены, супруги спартанского царя Менелая сыном троянского царя Приама, царевичем Парисом. «Небесные» причины – решение верховного бога Зевса и Геи-Земли уничтожить род человеческий за нечестие, по этому замыслу рождается самая прекрасная женщина Земли Елена (дочь Зевса и богини мести Немесиды). В киклических поэмах (предосновах поэм Гомера) рассказывается о причинах войны, о походе на Трою, о ее десятилетней осаде, о разрушении Трои с помощью деревянного коня, о соперничестве героев и, наконец, о возвращении героев на родину. Собственно Илиада повествует о событиях последних 51 днях осады Трои (герои – Ахилл, Агамемнон, предводитель всего ахейского войска и их ссора из-за вероломного поступка Агамемнона, отнявшего у Ахилла прекрасную наложницу). Одиссея – не имеет сквозной линии сюжета, повествует о возвращении героев на родину (Одиссей у нимфы Калипсо, на пиру у феаков рассказывает о посещении Аида, как обходил уловки Сирен, сциллы и харибды, последующий сюжет - Одиссей в Итаке расправляется с наглыми женихами его жены Пенелопы)Герои Гомера – зачастую жестоки, хитры, мстительны, и в тоже время они – не боги, а просто люди со своими слабостями, надеждами, они плачут и страдают, любят…Драматизм личности Одиссея – в эпитете многострадальный, которым его наделяет Гомер. Героям Гомера всегда сопутствуют боги (напр., Одиссею – мудрая Афина), но эта непосредственная связь с божеством не мешает гомеровскому человеку действовать самостоятельно и творить своими руками свою жизнь (иной раз самостоятельность человека даже вызывает страх у богов) Античность воспринимала Гомера как идеал и образец для подражания, под знаком Гомера развивалась и римская героическая поэзия (напр., Вергилий).

Последующие периоды – архаический и классический можно считать собственно культурой Древней Греции. Архаическая культура Др.Греции (7 – 5 в. до н.э.) – становление греч. мифологии, соц. сисемы, искусства; Греческая классика (5-4 в. до н.э._ - высший расцвет древнегреческой культуры.

Древняя легенда гласит, что Бог при сотворении мира, случайно уронил в море горсть камней. А эти камни чудесным образом превратились в цветущие острова и каменистые атоллы. Так появилась на свет Греция, тысячелетия назад именовавшаяся Элладой. Её жители – эллины – всему миру поведали о красоте Афродиты и могуществе Зевса , о кровавых загадках критского лабиринта и 12 подвигах Геракла . А ещё эллины научили нас слову «демократия».

Когда-то, много веков назад, многочисленные острова и южное побережье современного Балканского полуострова населяли люди , которые гордо именовали себя эллинами, а свою страну – Элладой.

Эллада – самоназвание Греции – изначально являлось названием города и области в южной Фессалии (греческая провинция) и лишь потом постепенно распространилось на всю Грецию.

Множество горных цепей с заснеженными вершинами опутывало Элладу. Морские волны изо дня в день превращали береговую линию Эллады в скалистые бухты, полные рифов и опасных подводных течений. Но эллины так любили свою страну, что своим неустанным трудом украшали её редкие равнины цветущими садами и виноградниками. Нельзя было представить более старательных и терпеливых земледельцев, чем эллины. Они превращали усеянную камнями землю в колосящиеся пшеницей поля, неустанно трудясь и поливая потом каждый её клочок. А горные склоны благодаря заботам эллинов покрывались аккуратными рядами бесчисленных виноградных кустов, плоды которых превращались в игристое вино, позволяющее забыть об усталости и радоваться жизни. Славились эллины и как отличные мореплаватели. Иначе и быть не могло – ведь море окружало их со всех сторон.

Жизнь эллинов полнилась многочисленными мифами и древними преданиями. Их бережно передавали из поколения в поколение. Одна из таких легенд рассказывает о страшном потопе, накрывшем буквально за несколько дней весь мир. Почти никому не удалось спастись от этой стихии. Предание гласит, что выжить сумел лишь один человек по имени Девкалион. Он и стал родоначальником нового поколения людей . Один из его сыновей – Эллин – поселился как раз в этом краю. Эллины – его прямые потомки.


Современный мир многим обязан древней Греции . Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. Это государство было расположено на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. Соответственно, на такой сравнительно небольшой территории размещалось небольшое количество населения, но, как говорил Александр Македонский «Один грек стоит тысячи варваров». Греция выделялась среди других государств – Вавилонии, Египта и Персии – и не без оснований.

Карта древней Греции

Древнейшие времена Древней Греции

Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.

О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.

Народы Греции и их развитие

Населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.

Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.

Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины . Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.

VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, тем не менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государством, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.

Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.

Роль греческой цивилизации в истории развития мира

Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция . Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература, живопись или скульптура. «Илиада» - главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.

Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.

Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.

Периоды древней Греции. История развития

Ранний период (1050-750 год до н. э.)

Вслед за окончательной , знавшей письменность, - последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век» . Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами - предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд , приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства.

Пользуясь смутными воспоминаниями , троянцев и других , странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас - гомеровские эпосы «776 год до н. э. , принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.

Период Архаики (Архаический) (750-500 год до н. э.)

В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств . Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом.

Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спарта вводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины , напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.

Классический период (500-323 год до н. э.)

Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвели искусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами - Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевса высотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр . Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии (см. ниже в галерее фото).

Эллинистичекий период (323-31 год до н. э.)

На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов , простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то , что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета , на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона - бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным.

Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки - среди них была и Великая Александрийская библиотека , где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.