Джок Стёрджес: Мои работы никогда не обливали мочой. Джок Стерджес

А после проверки, проведённой членами организации «Офицеры России», фотовыставку Стёрджеса закрыли. Незадолго до этого Елена Мизулина обвинила организаторов в «публичной демонстрации детской порнографии».

Фотограф удивлён и очень опечален инцидентом. По словам Стёрджеса, в его работах нет порнографии, и ни в одной галерее её не увидели. Более того, закрытие выставки спровоцировало огромный интерес россиян к произведениям американского фотографа. Согласно Google Trends , после скандала в Центре фотографии имени братьев Люмьер Стёрджес заинтересовал россиян больше, чем рэпер Тимати и даже Сергей Шнуров. Между тем, в социальных сетях набирает обороты флешмоб в поддержку этой выставки с хештегом #безстеснения.

В Министерстве культуры считают, что вызвавшая скандал фотовыставка "Джок Стёрджес. Без смущения" "не оставляет ощущения порочности".

«Несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура – снимки не оставляют ощущения порочности. Стёрджес не работает с обнаженным телом как с абстрактной формой, но устанавливает особый контакт с человеком, что делает его фотографии такими чарующими и непринужденными. Стёрджес на протяжении долгих лет дружит с семьями своих натурщиц. Фотограф снимает своих моделей – девочек и девушек из нудистских общин – в обстановке, совершенно гармоничной для них самих» , – отмечается на сайте ведомства.

Из биографии Джока Стёрджеса

Американский фотограф (Jock Sturges) родился в 1947 году в Нью-Йорке. После школы служил в армии, был главным фотографом военной базы. Демобилизовавшись, поступил в колледж Мальборо в штате Вермонт и изучал педагогическую психологию. Позднее Джок занялся съёмкой в жанре портретной, модной и рекламной фотографии. В летние месяцы он выбирался на нудистские пляжи Калифорнии, Франции и Ирландии, где снимал обнажённую натуру. На многих его снимках запечатлены девочки в период полового созревания, что не осталось без внимания правоохранителей.

Первый скандал

В 1990 году полиция с агентами ФБР вторглись в студию Джока Стёрджеса в Сан-Франциско. Они конфисковали компьютер, фотоаппараты, негативы и распечатанные снимки. Разбирательство по делу фотографа длилось более года. В его защиту выступило Художественное сообщество США и Европы, что повлияло на Совет по соблюдению законности. В итоге было принято решение о неправомерности действий полиции.

После этого инцидента популярность фотографа мгновенно выросла. Он издал более 10 фотоальбомов и принял участие во многих персональных и групповых выставках. Его работы стали активно раскупать. Некоторые произведения включили в коллекции Музея современного искусства и Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национальной библиотеки в Париже и Франкфуртского Музея современного искусства.

Конец 90-х годов для фотографа ознаменовался новыми волнениями. Протестантские общины неоднократно обращались в суд, а также пикетировали книжные магазины США, требуя уничтожения фотоальбомов Джока Стёрджеса.

Вот что сказал об этом сам фотограф:

«Очень трудно добиться известности, занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам, или это результат возникающих вокруг них скандалов. Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное. Некоторые критики обвинили меня в том, что я пытаюсь извлечь выгоду из сложившейся ситуации, но забыли упомянуть, что ситуация сложилась вовсе не по моей вине».

Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет первую в России выставку одного из самых противоречивых фотографов последних десятилетий — Джока Стёрджеса. Выставка пройдет с 7 сентября по 30 октября 2016 года. Вход для членов — свободный.

Джок Стёрджес наиболее известен своими сериями фотографий семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Неудивительно, что слава пришла к фотографу вместе со скандалом. На многих снимках Стёрджеса — женская натура в периоды полового созревания и до него — что привлекло внимание консервативной общественности, христианских общин и правоохранительных органов США. В начале 1990ых годов полицейские службы совместно с работниками ФБР произвели обыск в студии автора и арест его работ и фотографической техники. Позже Стёрджесу пришлось пережить еще одну атаку — активисты христианских общин США осаждали книжные магазины по всей стране с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов автора.


Однако несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура — снимки не оставляют ощущения порочности. В них есть красота, правда, но нет ничего предосудительного. Его модели не раздеваются специально для съемок — они были обнажены до его прихода и даже не думают одеваться после того, как он делает последний кадр. Фотограф снимает своих моделей — девочек и девушек из нудистских общин — в обстановке, совершенно гармоничной для них самих.

«Нагота здесь ничего не значит. Люди обнажены, потому что они нудисты и проводят теплое время года на курортах, свободные от чувства смущения», — говорит автор.

Стёрджес не просто приходит на пляж, чтобы сделать несколько случайных фотографий — он снова и снова возвращается в одни и те же места и снимает своих моделей на протяжении длительного времени, прослеживая изменения, которые они претерпевают. Он живет жизнью этих людей, подолгу общается с ними, дружит с семьями своих натурщиц, стараясь передать не только красоту тела в разное время жизни — но и красоту характеров.

«Мне больше всего нравятся фотографии из серий, к которым я приступил довольно давно, иногда во время беременности матерей моих будущей моделей, затем рождение детей, сами дети в различные периоды их жизни», — говорит фотограф.

Начав работу сериями в 1970-е годы, сейчас автор фотографирует уже 3-е поколение своих моделей.



Обнаженные дети на снимках Стёрджеса — это часть его исследования «путешествия от ребенка к взрослому» — долгого, многолетнего пути.

«Чем дольше ты знаешь своих моделей, тем вероятнее, что ты сделаешь снимок, который будет «настоящим», — считает автор, — «Серия фотографий одного и того же человека содержит больше „правды“, чем может заключать в себе отдельный снимок».

На протяжении десятилетий своей работы, красота во всех ее проявлениях — то, что волнует автора и до сих пор: «Именно чувство прекрасного, умение увидеть и оценить красоту во всем ее многообразии и выделяет человека из всего остального мира», — уверен фотограф.
Фотографии Джока Стёрджеса действительно обладают совершенно гипнотической красотой.

«Это мой замысел — работать с обнаженной натурой в естественных условиях, где место и отсутствие одежды работают на то, чтобы „стереть“ дату, эпоху, само время», — говорит автор, — «Хотелось бы сделать снимки, которые будут обращать зрителя к вечным человеческим истинам, неподвластным времени».

Центр фотографии имени братьев Люмьер покажет около 40 фотографий, снятых Стёрджесом на крупноформатную карданную камеру 20×25 см. Выставка представит творчество автора от ранних работ 1970-х годов до современных съемок 2015 года.

Контактная информация Центра фотографии имени братьев Люмьер

Время работы: вторник—пятница, 12:00-21:00; суббота—воскресенье, 12:00-22:00; понедельник — выходной; касса закрывается на час раньше.

Стоимость: вход по билету на выставку (430 руб). Для участников вход бесплатный при предъявлении удостоверения.

Джок Стёрджес - американский фотограф, мастер детских и подростковых снимков. Часто его работы выполнены на нудистских пляжах Калифорнии, Франции или Ирландии .
Родился в Нью-Йорке, но в течение многих лет работал в Сан-Франциско. Сейчас живет в Сиэтле, штат Вашингтон.
Преимущественно в его поле зрения попадают девочки в период полового созревания, что привлекло внимание правоохранительных органов. 25 апреля 1990 года в студию Джока Стёрджеса в Сан-Франциско ворвались полиция вместе с агентами ФБР. Были конфискованы компьютер, фотоаппараты, негативы, готовые снимки и т. д. Разбирательство длилось более года. Художественное сообщество США и Европы выступило в защиту фотографа, в том числе благодаря этой поддержке Совет по соблюдению законности принял решение о неправомерности действий полиции и ФБР, суд Сан-Фрaнциско не выдвинул Джоку Стёрджесу никаких обвинений.

Популярность Джока Стёрджеса после этого возросла. С тех пор он издал более 10 персональных альбомов, организовал немало персональных и принял участие в не меньшем количестве групповых выставок, его работы начали охотно покупать. Во второй половине 1990-х годов против фотографа выступили протестантские общины США. Их активисты пикетировали магазины книг, требуя уничтожения фотоальбомов Джока Стёрджеса , Дэвида Гамильтона и др.

Пуритане также неоднократно обращались в суд. В частности в конце 1990-х в штате Алабама им удалось запретить фотографии Джока Стёрджеса как «фотографии лиц моложе 17 лет, которые осуществляют неприличные действия».

Сам фотограф относился к этому сдержанно: «Очень трудно добиться известности занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам или это результат возникающих вокруг них скандалов. Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное. Некоторые критики обвинили меня в том, что я пытаюсь извлечь выгоду из сложившейся ситуации, но забыли упомянуть, что ситуация сложилось вовсе не по моей вине» .

Сильный довод в пользу фотографа заключается в том, что он работал с девочками и девушками из нудистских общин в их обычной среде обитания, в привычных для них условиях. Они не раздевались, чтобы позировать - они были обнажёнными до его прихода и даже не думали одеваться после того как он сделал последний кадр. Для них нагота вполне естественна и им в голову не могло прийти, что какие-то незнакомые взрослые люди смогут найти в этом извращение. Стэрджес не просто приходит на пляж, чтобы сделать несколько фотографий, он живет жизнью этих людей, постоянно общается с ними, помогает им решать какие-то вопросы. Он уверен, что только в случае добрых доверительных отношений, только если модель интересна ему не как «прекрасная незнакомка», а как личность, а он в свою очередь интересен модели - только при соблюдении всех этих условий у него есть шанс получить удачный снимок.









Центр фотографии имени братьев Люмьер представил первую в России выставку одного из самых противоречивых фотографов последних десятилетий - Джока Стёрджеса.

Стёрджес известен своими сериями семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Выполненные с помощью крупноформатной камеры, его фотографии отсылают нас к работам старых мастеров живописи и фотографов конца XIX-начала ХХ века.

Однако слава пришла к фотографу вместе со скандалом. Изображение женской натуры в периоды полового созревания и до него привлекло внимание консервативной общественности, христианских общин и правоохранительных органов США в 1990х гг. Сначала полицейские службы совместно с работниками ФБР произвели обыск в студии автора и арест его работ и фотографической техники, несколькими годами позже активисты христианских общин США осаждали книжные магазины по всей стране с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов автора. Позже все обвинения с автора были сняты.

Несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура - снимки не оставляют ощущения порочности. Стёрджес не работает с обнаженным телом как с абстрактной формой, но устанавливает особый контакт с человеком, что делает его фотографии такими чарующими и непринужденными. Стёрджес на протяжении долгих лет дружит с семьями своих натурщиц. Фотограф снимает своих моделей - девочек и девушек из нудистских общин - в обстановке, совершенно гармоничной для них самих. «Нагота здесь ничего не значит…Люди обнажены, потому что они нудисты и проводят теплое время года на курортах, свободные от чувства смущения», - говорит автор.

Начав работу сериями в 1970ые годы, сейчас автор фотографирует уже третье поколение своих моделей. «У меня есть серии фотографий, отражающие 30- и 35-летние периоды жизни». Он очарован человеческих телом и тем, как оно развивается, начиная с младенчества и детства до подросткового периода и зрелости. Стёрждеса интересует не только физиологические метаморфозы, но и личностные изменения, которые претерпевает человек:

«Я хочу, чтобы, смотря на мои фотографии, зритель осознал, насколько интересны и многогранны люди на моих фотографиях».

Стёрджес изучал педагогическую психологию и фотографию в университете Марльборо в Вермонте, после чего получил степень магистра искусств в Институте изящных искусств Сан-Франциско. После окончания учебы Стёрджес в течение года работал под руководством фотографа и известного специалиста по фотопечати Ричарда Бенсона. За это время ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда и других именитых фотографов.

Джок Стёрджес выпустил более 10 монографий, его работы находятся в музейных коллекциях таких институций, как Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальная библиотека в Париже и франкфуртский Музей современного искусства.

Центр фотографии имени братьев Люмьер показал около 40 фотографий, снятых Стёрджесом на крупноформатную карданную камеру 20х25 см. Выставка представит творчество автора от ранних работ 1970-ых годов до современных съемок.

Jock Sturges. Ad"ele_ Montalivet, France, 1999




Jock Sturges. Sin"ead_ Clifden, County Galway, Ireland, 1995

24 сентября детский омбудсмен Анна Кузнецова и сенатор Елена Мизулина потребовали от правоохранительных органов проверить выставку "Без смущения" на предмет детской порнографии. Пояснения организаторов о том, что все обнажённые модели на выставке - совершеннолетние женщины, никак не помогли.

После этого выставку забаррикадировали неизвестные бандиты, назвавшиеся членами общественной организации "Офицеры России". Полиция никак не отреагировала на незаконные действия преступников.

Выставка в результате была закрыта.

25 сентября после визита членов организации «Офицеры России» в Центр фотографии имени братьев Люмьер была закрыта проходившая там выставка американского фотографа Джока Стерджеса. Накануне произошедшего член Совета Федерации Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова выступили с осуждением экспозиции художника, якобы пропагандирующего педофилию. «Лента.ру» поговорила с известными галеристами и фотографами о том, что означают эти события и как следует на них реагировать.

Айдан Салахова, художник, скульптор, директор «Айдан галереи» (1992-2012)

Мне кажется, это связано с малообразованностью общества, падением культурного уровня. Все это благодаря некоторым средствам массовой информации, и в первую очередь телевидению. Для сравнения: в 1989 году мы делали выставку обнаженок Хельмута Ньютона. Были положительные рецензии, несмотря на то что это был Советский Союз. На выставку стояла очередь, и никакого такого невежества не было в ее восприятии.

Наши государственные чиновники в лице Мизулиной и ей подобных не могут провести грань между произведением искусства и порнографией, несмотря на то, что в июне вышло постановление Путина, там очень четко разграничено - что считается детской порнографией и что не считается. И закрытие этой выставки - противоправное действие, несоблюдение закона.

Как можно противостоять подобному? Не молчать. На месте галереи я бы подала в суд, назначила экспертизу произведениям, и пусть доказывают, где там порнография и призыв к педофилии.

Люди не научены смотреть и видеть красоту линий, композицию, освещение. Они видят голое тело, реагируют на голое тело - и все. Они не ходили в музей и не понимают, что такое обнаженка. Для них любая обнаженка - это порно. Они не различают, где китч, а где высокое искусство. Если раньше был какой-то культурный уровень, изобразительное искусство изучали в школах, то сейчас большая проблема с образованием. Советское общество 1980-х было более прогрессивным. На советских выставках было много обнаженного тела, и подростков в том числе. К этому относились как к произведению искусства, а не так, что кто-то возбудится, посмотрев на трех мальчиков у Дейнеки.

Я редко смотрю телевидение. Сейчас переключала каналы - везде идут какие-то непонятные сериалы с убийствами, агрессией. По всем каналам идет как бы один сериал. И нельзя сказать, что это стопроцентно нравится нашему населению. А это же воспитывает. Про искусство вообще не говорится. А ведь люди жаждут: вспомните очереди на Серова, сейчас очереди на Айвазовского. Людям нужна культурная пища, которой нет. Людей даже нельзя обвинить в такой темноте, они просто не понимают, где порнография, а где искусство. Обнаженная фигура с картин Мане или голое тело с порносайта - для них нет различия, вот в чем трагедия.

Сергей Попов, искусствовед, преподаватель МАрхИ, директор галереи Pop/off/art

Решение о закрытии, как я понимаю, было принято самими галеристами. Это они, конечно, зря сделали. Работу выставки нужно было продолжать, а члены общественной организации могли обратиться по этому поводу куда им заблагорассудится. Любой член любой общественной организации и вообще любой человек может жаловаться на что угодно по какому угодно поводу. Это его личное право. Я ничего ущемляющего чью-то мораль в этой выставке не вижу. Речь идет о высокохудожественных произведениях, чей статус признан во всем мире. И то, что мы вернулись в ситуацию, когда Стерджеса костерили в Америке несколько десятилетий назад, просто говорит об архаическом векторе нашего сегодняшнего движения.

Фото: Jock Sturges. Anette and Auregann_ Montalivet, France, 2012

Мы это уже много раз проходили. Я сижу на «Винзаводе» в помещении, которое неоднократно подвергалось такого рода преследованиям, - со стороны казаков и прочих малообразованных групп населения. И ничего, помещение продолжает работать, выставки продолжают проходить, а казакам этим, я надеюсь, с того времени посчастливилось хотя бы одну книжку прочесть в этой жизни, и они стали чуть более образованными.

Это все не является вектором, который может прервать нормальную работу в культурном поле в России. К сожалению для тех же «Офицеров России» и прочих радикалов, которые в таких ситуациях выступают под видом традиционалистов, их действия приводят к тому, что популярность этой выставки и всех этих изображений возрастает в десятки раз. Думаю, что все альбомы Стерджеса на «Озоне» за эти пару дней наши читатели уже смели.

Конечно, нужно двигаться тем же вектором, не сдавать позиции. Другое дело, что были прецеденты спорные, проблемные. Произведения искусства очень четко маркируют эти проблемные границы. Бывают негативные и заслуживающие скандала произведения искусства, и не обязательно самого высокого качества. Нет однозначного отношения ко всему, что вызывает скандал на поле искусства.

В качестве контрпримера могу привести ситуацию, когда в Манеже в прошлом году некий человек, чьи чувства были якобы оскорблены, напал на работы Вадима Сидура, замечательного и давно умершего классика. Несколько работ было повреждено. Был судебный прецедент, который окончился не в пользу нападавшего.

У меня ощущение, что интерес к культуре и понимание культуры широкой аудитории растет. Об этом свидетельствует количество людей, которые приходят в музеи современного искусства. Со стороны художественного сообщества все делается для того, чтобы некорректные ситуации отсекать и, наоборот, образовывать людей при помощи искусства.

Эти эксцессивные ситуации свидетельствуют о том, что есть отдельные малограмотные, но радикальные элементы, которые пытаются перетянуть одеяло на себя и при этом пытаются представить это общественным высказыванием, что, конечно, таковым не является. Мне кажется, это попытка скандального пиара соответствующей организации.

Фото: Jock Sturges. Ad"ele_ Montalivet, France, 1999

Михаил Розанов, фотограф, преподаватель Британской Высшей школы дизайна

Я не люблю, когда фотографируют голых детей. Мне это не нравится. И не надо рассказывать, что это какое-то недопонятое искусство, рассказывать, как там свет лежит. Это голый ребенок, и это нехорошо - для меня лично.

То, как закрыли выставку, конечно, диковато. С этим должны разбираться специалисты, а не так, чтобы пришли какие-то «Офицеры России» и закрыли. С какого перепуга? Не им решать, что выставлять, что закрывать.

Но когда ты выставляешь такого скандального фотографа, надо проверять, что там происходит. Тем более у нас в стране, где сейчас такая любовь к скрепам. Я думаю, что в галерее не понимали, что они устраивают. Если бы понимали, то не сделали бы. Это абсолютно нормальная классическая спокойная галерея, которая никогда не славилась какими-то провокативными делами. Нормальные люди делали нормальные красивые фотографические выставки. И я думаю, что они не понимали, что такая реакция может последовать. Потому что там работают нормальные адекватные люди - я их знаю - которые никакого отношения к педофилам не имеют, и им в голову не могло прийти, что может быть такая реакция.

Максим Мармур, фотограф, сотрудничающий с Associated Press и France Press, руководитель студии Marmur Pro

Меня тревожит не то, что возмущенная общественность написала письма Мизулиной и детскому омбудсмену, а то, что какая-то организация, не имеющая никакого правового статуса, не основываясь ни на каких правовых документах, пришла и закрыла вход на выставку. После чего прошли внутрь, провели беседу с руководством галереи и решили выставку закрыть. Какие полномочия имеет эта общественная организация, чтобы принимать эти решения?

Если бы госпожа Мизулина или госпожа Кузнецова направили запрос в прокуратуру, а прокуратура бы вынесла решение приостановить деятельность выставки до разбирательства, после экспертизы суд бы принял решение о закрытии выставки - тогда никаких вопросов нет. Кто понесет ответственность за это препятствие деятельности галереи? Да, вижу в этом очень тревожный симптом. Не хотелось бы проводить такие параллели - с Германией 1933 года - но они совершенно очевидны.