Этапы развития психологии кратко. История психологии

Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

Таким образом, сформировались основные принципы психологии:

1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью;

2) изучение психических явлений в развитии;

3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов. Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2) научиться управлять ими;

3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;

5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – науки о поведении

IV этап – современность – науки о психике.

Первый этап характеризуется как этап науки о душе.



В данный период развития психологии психику человека рассматривали как нечто первичное, существующие независимо от материи. Это можно легко объяснить: в то время люди практически не имели никаких знаний о строении тела, поэтому считали, что душа, дух человека является чем-то сверхъестественным и дается человеку свыше, при этом душа дается человеку при рождении и покидает его при смерти, а также во время сна.

Считали, что душа имеет вид тонкого тела или существа, которое живет во всех органах человека. Позже, в связи с развитием религиозных взглядов, душа стала восприниматься как двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. Именно на основе этого возникли и развивались различные идеалистические системы философии. Наиболее яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самос.

Гераклит (530–470 гг. до н. э.) вслед за философами милетской школы – Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом – говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется.

Не только Гераклит раскрывал идею огня как основу существования мира, это встречалось и в работах древнегреческого мыслителя Демокрита (460–370 гг. до н. э.). Именно он был создателем атомистической модели мира.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) видел понятие души намного сложнее. «О душе» – его первый трактат, который является специальным психологическим сочинением, которое долгое время являлось главным руководством по психологии. Следовательно, Аристотеля по праву можно считать основоположником психологии.

Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, и этических проблем существования человека.

Этический аспект души впервые был раскрыт учеником Сократа Платоном (427–347 гг. до н. э.). Именно в его работах был изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Он считал, что душа существует наряду с телом и независимо от него. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от нее в идеальный мир.

На втором этапе развития психологии необходимо упомянуть об имени французского философа Рене Декарта (1569–1650). Именно он считается основоположником рационалистической философии. Его позиция известна в науке как «картезианская философия», или «картезианская интуиция».

Декарт считал, что человек с рождения, как губка, впитывает различные заблуждения и принимает на веру различные утверждения. Поэтому для того, чтобы получить истинные знания, необходимо все подвергнуть сомнению, даже информацию, получаемую с помощью органов чувств. Известное выражение, принадлежащее Декарту: «Мыслю, значит, существую». Отвечая на вопрос: «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление – это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в.: первое, что обнаруживает человек в самом себе, – это его сознание.

Это учение получило название «дуализм». По мнению дуалистов, психические явления не являются функцией мозга, а существуют сами по себе, вне мозга, т. е. независимо от него. Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и У. Джемс.

Именно это время связывают с появлением нового представления о предмете психологии. Следовательно, психика встала наравне с сознанием. Однако сознание еще долго рассматривали отдельно от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений. Но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь – это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания.

Не случайно подход к рассмотрению психических явлений вызывал противоречия. С одной стороны, это связывали с тем, что сознание является замкнутым в самом себе, его невозможно изучить. С другой стороны, рассмотрение с такой стороны психических явлений не давало никаких практических результатов. Следствием этого стало то, что психология стала рассматриваться как некая умозрительная наука. Поэтому в противовес этому направлению возник бихевио-ристический подход, который стал рассматривать поведение в качестве предмета психологии.

А вот четвертый этап развития психологии связан со становлением отечественной психологической школы.

2) Психические явления и психологические факты

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Психология – одна из самых древних и интересных, сложных и важных для человека наук. Уже на протяжении многих веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Психология и очень старая, и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия.

Само название предмета психологии появилось в европейских текстах в XVI в. и в переводе с древнегреческого означает, что психология – наука о душе (psyche – «душа», logia – «знание, наука»).

Психология возникла как наука о душе, и в дальнейшем в течение многих веков психологическое знание накапливалось в рамках философской мысли. Одним из главных вопросов, который волновал философов, размышлявших над сущностью человеческой, была проблема связи души и тела.

Чтобы ответить на вопрос: Что же представляет собой психология как наука? необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии.

I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании . Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении . Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука , изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году с основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Рассмотрим их более подробно.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат . анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи , как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела . Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Она есть образ и истечение мировой души . Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Душевные явления подразделяются Платоном на разум , мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека . Идеалистическая теория Платона , трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала , положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела . Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым, указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом , и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

Очень долго господствовала точка зрения, что природа души и тела совершенно различна, а их взаимоотношения подобны связям между кукловодом (душой) и куклой (телом), т.е. считалось, что душа может оказывать влияние на тело, но не наоборот.

Французский философ Р.Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии , существующем между душой человека и его телом : тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Он считал, что душа и тело имеют разную природу и действуют по разным законам. Тело, по мнению Декарта, материально и действует по законам механики. Душа же нематериальна, и ее главное свойство - способность мыслить, помнить и чувствовать. Однако не только душа может влиять на тело, но и тело может воздействовать на душу.

Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему , названную психофизической : как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке?

Попытку вновь соединить тело и душу человека , разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала , оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи ). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью , как рассматриваются линии и поверхности в геометрии .

В XVII-XVIII вв. благодаря бурному развитию естественных наук вместо понятия «душа» в науке появилось понятие «сознание». Психология стала наукой о сознании . Сознание включало мысли человека, его чувства, потребности, желания - все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя.

Отсюда возник очень важный вопрос, как, под влиянием чего формируется сознание человека. Предполагалось, что все, существующее во внешнем мире, воздействует на органы чувств, благодаря чему возникают ощущения. Ощущения могут сочетаться между собой с помощью цепочки ассоциаций. Это направление получило название ассоцианизма.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) ввел понятие о бессознательной психике . В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду , сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Термин "эмпирическая психология " введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке , основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними .

В XIX в. развитие научной мысли во многих отраслях привело к пониманию ценности знания, полученного экспериментальным, опытным путем. Так развивались, например, физика, химия. Наибольшее значение для возникновения психологии как экспериментальной науки имело развитие физиологии.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в.

Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Психология стала экспериментальной наукой .

В. Вундт, Э. Титченер (1867-1927) и др. считали, что для изучения сознания необходимо расчленить это сложное явление на отдельные элементы - ощущения, образы и чувства и выявлять структурные отношения между ними. Теория, разрабатываемая ими, получила поэтому название структурализма.

Представителей другого направления - функционализма - интересовал прежде всего вопрос, как действует, как функционирует психика . Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Гальтон (1822-1911), У.Джеймс (1842-1911), Д.Дьюи (1859-1952).

Функционалисты основывались на эволюционной теории Ч. Дарвина и считали, что роль сознания - в приспособлении человека к окружающему миру . Поэтому главное для психологов - понять функцию сознания , то, как оно помогает человеку приспосабливаться к окружающему миру, решать жизненные задачи.

Функционалисты много внимания уделяли практическому применению психологии, в том числе и в практике обучения. Они стали писать книги специально для педагогов.

Огромный вклад У.Джеймс внес в психологию эмоций , ему принадлежат также первые исследования самосознания и самооценки, в частности, знаменитая формула самоуважения как отношения успеха, которого достигает человек, к его притязаниям.

Одновременно в конце XIX - начале XX в. было предпринято множество попыток создать физиологическую психологию, изучить психологические явления физиологическими методами. Однако эти попытки во многом оказались неудачными, поскольку точные, однозначные, объективные физиологические показатели трудно было соотнести с субъективными, психологическими - расплывчатыми, изменчивыми, противоречивыми. Это заставило многих ученых сомневаться в возможности научного изучения психологических явлений.

В результате психология разделилась на два направления .

Одно с помощью точных научных методов пыталось изучить такие относительно простые психологические процессы, как ощущение и восприятие .

Второе рассматривало высшие психические процессы - память, мышление , которые такими способами изучены быть не могли. Для этих целей был создан особый метод исследования - интроспекция (от лат. introspectare - смотреть внутрь), т.е. наблюдения человека за тем, как действует его психика и субъективное описание этого.

Подобная ситуация привела к кризису психологии как науки .

В начале XX в. возникли два направления , совершившие переворот в психологической науке. Одно из этих направлений - бихевиоризм - обратилось к изучению внешнего поведения, другое - психоанализ - к изучению бессознательных процессов.

Название направления бихевиоризм происходит от английского слова behavior - поведение. Его разрабатывали американские психологи Э.Л. Торндайк (1874- 1949), Дж. Уотсон (1878-1958) и др. На развитие бихевиоризма громадное влияние оказало учение русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов.

Основателем направления психоанализ стал австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд (1856-1939). 3. Фрейд был врачом, и первоначально психоанализ возник как метод лечения неврозов.

Возникшие в психологии конца XIX – начала XX века направления психологии: глубинная психология (психоанализ), бихевиоризм (необихевиоризм), гештальтпсихология в западной психологии и деятельностный подход в отечественной психологии, с теми или иными модификациями, существуют и по сей день.

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений - философско-религиозного и естественно-научного .

Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа В. Соловьева (1853-1900). Представители этого направления - Н.Я. Грот (1852-1899), Г.И. Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920), Н.О.Лосский (1870-1965) и др. - считали, что основным предметом психологии является душа , ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию .

Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители - выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сеченов (1829-1905), В.М. Бехтерев (1857-1927), И.П. Павлов (1849-1936), А.А. Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основоположником которого был В.М. Бехтерев.

В. М. Бехтерев (1857-1927) развивал экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования.

Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма . Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

В отечественной психологии развивались и другие школы и направления, внесшие существенный вклад в мировую психологию.

Культурно-историческая концепция . Основателем этой концепции был Л.С. Выготский (1896-1934). Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер.

Одним из важнейших направлений развития этой теории явилась разработанная А.Н. Леонтьевым (1903-1979) теория деятельности . Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.

Психология индивидуальных различий. Это направление в отечественной психологии связано с такими именами, как Б.М. Теплов (1896-1965), В.Д. Небылицын (1930-1972), В.С.Мерлин (1892-1982).

Этапы развития психологии

Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки

Основные направления зарубежной психологии

С позиций методологии науки история психологии должна быть описана как последовательность этапов становления представлений о ее предмете, методе и принципах в рамках научных парадигм (таблица 1).

1-й этап. На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний, прежде чем стать наукой, изучающей процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всœеобщую одухотворенность мира, получило название ʼʼанимизмʼʼ (от лат. anima – душа, дух). Его основой выступало убеждение в том, что у всœего, что существует на свете, есть элементы души. В дальнейшем анималистическое представление о душе уступило место гилозоизму (от гр.
Размещено на реф.рф
hyle – вещество, материя и zoe – жизнь). У ионийских натур-философов – Фалеса, Анаксимена и Гераклита – душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента͵ образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита (460 – 370 гᴦ. до н.э.) и идеалистичес-кая Платона (427 – 347 гᴦ. до н.э.). Согласно Демокриту, душа - ϶ᴛᴏ материальное вещество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Таблица 1

Этапы развития психологии как науки

Этап Определœение предмета психологии Характеристика этапа
1-й Психология как наука о душе Такое определœение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить всœе непонятные явления в жизни человека
2-й Психология как наука о сознании Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов
3-й Психология как наука о поведении Возникает в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались
4-й Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики Психология как наука сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.
Размещено на реф.рф
Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения

По мнению мыслителя, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно ʼʼистекающимиʼʼ из предметов. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. Из вышесказанного следует, что материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Душа, по его мнению, не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено философом в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели. Покидая тело после смерти человека душа, исходя из того, какой образ жизни вел человек, устремляется или в идеальный мир, или обречена на вечные скитания вблизи земли. Люди должны верить, что после смерти душа ответствует за всœе действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала. Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который определил память как самостоятельный психический процесс. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания.

Идея Сократа (ок. 470 – 399 гᴦ. до н.э.), одного из самых замеча-тельных мыслителœей Древней Греции, состояла в том, чтобы с помощью определœенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределœенных пред-ставлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Философ рассматривал широкий круг ʼʼжитейских понятийʼʼ: о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа ʼʼПознай самого себяʼʼ подразумевал анализ поступков, нравственных оце-нок и норм человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Все это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана философом-энциклопедистом Аристотелœем (384 – 322 гᴦ. до н.э.), которого по праву считают основателœем не только психологии, но и целого ряда других наук. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым посту-лировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического сущест-вования организма. Учение Аристотеля заложило основы нового психологического мировоззрения – душа перестала трактоваться как ми-фологический двойник тела и впервые была осмыслена как органи-зующий механизм жизнедеятельности живых организмов. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психический образ, основ-ные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Аристотель одним из первых на многие века определил содержательную сторону психологического знания: рациональное, чувственное, волевое.

Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной базе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древне-восточные врачи.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 гᴦ. до н.э.) – осново-положник научной медицины, обогативший медицинскую психологию врачебной этикой, а психологию учением о темпераментах. В Ш в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухо-жилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга. Римский врач Гален (II в. до н.э.) расширил представление о физиологической базе психики, приблизился к понятию сознания, расчленил движения на произвольные и непроизвольные.

Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телœесное и духовное, разумное и иррациональное и мн. др.

Мостиком, связующим античную философию и философию Сред-невековья, явилось неоплатоническое учение Плотина (III в.), впослед-ствии развитое Августином Блаженным (IV – V в.). В учении последнего понятие души приобретает религиозное содержание и принято понимать им как божественная, вечная и независимая от материи сущность.

В эпоху Средневековья значительных успехов достигла ара-боязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. Крупнейшими представителями являются Авиценна (Ибн-Сина, 980 – 1037) и Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126 – 1098). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни и воспитания. Душа отныне становится объектом исследования медиков.

С усилением роли религии (христианства католического) в общест-венной жизни Европейского континœента понимание сознания, психики человека начинает приобретать всœе более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в т.ч. и под влиянием инквизиции.

В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к бур-жуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возрождаться и преоб-разовываться различные виды искусств. Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Было создано общество естество-испытателœей, возрос интерес к психологии творчества, человеческой личности. Приоритетное значение в науке получило экспериментирование.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. Формируются принципы научного познания, которые переносятся и на изучение человека. Отныне природа воспринимается как грандиозный механизм, действующий по физическим законам, а человек – как особый механизм, в котором уже нет места для мистической души. Выдающийся мыслитель нового времени Френсис Бэкон (1561 – 1626) обосновал идею о решающей роли эксперимента в научном познании, накопления экспе-риментальных знаний, их анализа и обобщения.

Становление психологических воззрений в данный период связано с деятельностью ряда ученых. Выдающийся французский ученый, мате-матик, философ и физиолог Рене Декарт (1596 – 1650) заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. По мнению ученого, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. В своем учении Р. Декарт противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две незави-симые друг от друга субстанции – материя и дух. В истории психологии это учение получило название дуализма (от лат.dualis – двойственный). Введя в науку понятие рефлекса (отражения), Р.Декарт впервые объяснил психические проявления как материально обусловленные отражательно-регуляционные рефлекторные процессы. На базе его взглядов в психо-логии возникли важнейшие ее понятия – рефлекса и ассоциаций. Декарт ввел в науку и понятие сознания (как непосредственное знание души о себе), а также наметил путь познания сознания. Сознание есть то, по мнению ученого, как оно выступает в самонаблюдении.

Попытку преодолеть дуализм и механические представления Р. Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 – 1716), который отстаивал идею единства мира, считая, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир.
Размещено на реф.рф
Б. Спиноза утверждал, что ʼʼпорядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещейʼʼ и что всœе духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновал один из ведущих принципов научной психологии – принцип детерминизма.

Выдающийся немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVII – XIX вв. широкое распространение получила так называемая эмпирическая психология. Одним из родоначальников эмпиризма является английский философ Джон Локк (1632–1704), исповедовавший опытное происхождение всœей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Сознание, по Локку, - ϶ᴛᴏ восприятие человеком происходящего в его уме. Этот постулат Локка стал исходной базой двухвекового господства в психологии парадигмы интроспекционизма.

Д. Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия ʼʼас-социацияʼʼ, под которой понимались сочетание, связь идей. После Д. Локка в психологии утвердился всœеобщий объяснительный принцип чело-веческой психики – принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации стало наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта.

В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именем Дейвида Гартли (1705 – 1757). Уста-новленные им закономерности образования ассоциаций – смежность воз-действия и частота их повторения – стали, по существу, первыми зако-номерностями психологии. Д. Гартли обогатил психологию многими осно-воположениями, а его научные идеи оказали решающее влияние на последующее развитие психологии.

Немецкий ученый Христиан Вольф (1705 – 1757) издал первые крупные научно-психологические труды ʼʼЭмпирическая психологияʼʼ (1732) и ʼʼРациональная психологияʼʼ (1734) и ввел в научный оборот термин ʼʼпсихологияʼʼ.

Крупные достижения в психологии в XVIII в. неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными изменениями в мировоз-зрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как за-кономерного исторического процесса. Появляются первые ростки пони-мания культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики.

Отныне психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, не только с окружающей средой, но и с культурно-историческим развитием общества.

Конец XVIII – начало XIX в. характеризуется крупными изме-нениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга, органов чувств.

Кардинальное значение в этой области имели исследования чеш-ского физиолога Йиржи Прохазки (1749–1820). Он впервые дал клас-сическое определœение рефлекса и показал, что рефлекс возникает лишь на те раздражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Й. Прохазки установил, что по рефлекторному принципу функционируют всœе отделы нервной системы (как низшие, так и высшие), и всœе формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону ʼʼсохранения живого телаʼʼ. Психика принято понимать им как способность дифференцировать внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на базе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия. На базе исследований и концептуальных обобщений, сделанных Й. Прохазкой, нейрофизиологи обратились к изучению ʼʼрефлекторной дугиʼʼ.

Огромную популярность приобретает френология (от гр.
Размещено на реф.рф
ʼʼфренʼʼ – душа, ум), автором которой является австрийский анатом Франс Галль (1758–1829). Он предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в определœенных участках. Френология побудила ученых к экспериментальному изучению размещения, лока-лизации психических функций в головном мозге. Ф. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга и являются местом локализации ʼʼумственных силʼʼ.

Теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 – 1882), появившаяся в серединœе XIX столетия, анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телœесного устройства. В своих трудах (ʼʼПроис-хождение человекаʼʼ, 1870; ʼʼВыражение эмоций у животных и человекаʼʼ, 1872) Ч. Дарвин анализирует психику человека, сравнивает ее с психикой животных и приводит убедительные доводы к доказательству того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных.

В рамках дарвинизма возникла одна из базовых категорий психологии – категория поведения . В работе ʼʼПроисхождение видовʼʼ (1859) ученый показал роль приспособительных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом развитии. Под влиянием дар-винизма возникают новые отрасли психологии: зоопсихология, гене-тическая, сравнительная.

Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественнонаучными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний.

Основателœем экспериментальной психологии стал немецкий философ, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832 –1920), создавший в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, ставшую вскоре Международным центром психологических исследований. Благодаря исследованиям В. Вундта к концу XIX столетия экспериментальная психология получила развитие во многих странах мира. Впоследствии в Германии были открыты еще несколько лабораторий (в Геттингене, Бонне, Берлинœе, Бреславле и Мюнхене).

Следует отметить, что всœе крупные достижения в развитии пси-хологии были неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными сдвигами в мировоззрении, новым философским осмыс-лением бытия.

3-й этап. Важную роль в выделœении психологии как самостоя-тельной отрасли знания сыграли выработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наб-людению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.

4-й этап. Стоит сказать, что для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Особенности развития психологии как науки отражены на рис.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определœенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсœем не изучаются, либо получают чересчур узкую интерпретацию.

Рис. 1. Особенности развития психологии как науки

Этапы развития психологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы развития психологии" 2017, 2018.

психология знание психика научный

Началом развития психологии как самостоятельной науки принято считать 1879 год, в котором В. Вундт -- немецкий психолог, физиолог и философ -- открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Спустя два года на базе этой лаборатории был создан институт экспериментальной психологии, в котором учились многие выдающиеся психологи мира, в том числе и из России -- В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов, Н.Н. Ланге. В этом же году Вундт основал первый психологический журнал. Благодаря усилиям Вундта в 1889г. в Париже был проведен Первый международный психологический конгресс и учреждено научное психологическое сообщество. Согласно представлениям Вундта психология имеет уникальный предмет -- непосредственный опыт субъекта, постигаемый только путем самонаблюдения, или интроспекции, -- особой процедуры наблюдения субъекта за процессами в своем сознании, требующей длительной тренировки. Выделив «простейшие элементы сознания» -- ощущение и элементарные чувства, -- Вундт считал основной задачей.

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику -- материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира -- это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая наука использовала различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористский (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистический(Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др).

Российская психологическая наука придерживается диалектико-ма-териалистического взгляда на происхождение психики. В конце XIX -- начале XX вв. его активно разрабатывали И.М Сеченов, И.П. Павлов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е гг. прошлого века эти исследования затормозились на тридцать лет и возобновились лишь в 60-е гг. Значительный вклад в этот период в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др.

Рассмотрим следующую классификацию этапов развития психологического знания.

Донаучный период. Развитие психологических представлений в античности и средневековье.

Первые представления о душе можно проследить в мифических и религиозных системах древности.

Позднее с формированием философских воззрений проблема души стала предметом философского размышления. Одним из первых философское представление о душе высказал Гераклит Эфесский (ок. 520 - ок. 460 гг. до н.э.) Античной философии был характерен космоцентрический взгляд на мир. Мир представлялся как некое упорядоченное целое, мировая гармония - Космос. Космос представлялся Гераклиту в образе вечного живого огня, а душа («психея») - в образе его искорки - огненной стихии. Античное мировоззрение исходило из представления о подобии устройства Космоса и мира человека. Гераклит утверждал, что малый мир (микрокосм) отдельной души подобен микрокосму всего миропорядка. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в строгой закономерности, подчиняясь необходимости. Необходимость - это всеобщий закон - Логос.

Другой известный греческий мыслитель - Демокрит (430 - 370 гг. до н.э.) представлял, что в основе мироустройства лежат предельно простые далее неделимые образования - атомы. Душа также состоит из атомов. Атомы души подобны огню, они наиболее подвижны, поскольку шарообразны. Со смертью тела умирает и душа, так как атомы с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Душа, по Демокриту, - движущее начало и орган ощущения и мышления.

Гераклит и Демокрит были натурфилософами. Их интересовало устройство Космоса. К проблемам человека и его души они обращались в связи с рассмотрением устройства Космоса.

С изменением общественной жизни в центре философских размышлений становится человек. Родоначальниками этого направления были софисты и Сократ. «Софист» - от греческого София - мудрость, «мудрец», «искусник», «изобретатель».

Софисты учили об относительности человеческих представлений о добре и зле, подчеркивали условность моральных оценок, правовых норм, государственных законов. В истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: коммуникации между людьми. В связи с этим детальному обсуждению подверглись приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словами, мыслью и воспринимаемыми предметами. Душа рассматривалась как явление культуры, анализировались входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы.

Основополагающим свойством души Сократ считал разум и мышление. Именно разум по Сократу способен дать высшее обязательное основание для деятельности души - знания. Сократ разработал особый метод «майевтику», который помогает рождению человеческой мысли. Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающим Сократ побуждает у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашает к рассуждениям, к выработке собственной позиции, которая была бы достаточно обоснованной.

А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов.

Благодаря методу Сократа можно назвать предтечей психоанализа, поскольку с помощью правильно поставленных вопросов он стремился обнажить то, что скрыто в недрах сознания. Таким образом, Сократ развивает культурологическую тенденцию в психологии. После Сократа в центре интересов которого выступала умственная деятельность индивидуального субъекта, ее и продукта и ценности, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием, носящим социально-культурный характер.

Большую работу по систематизации все предшествующей психологической мысли проделал Платон (427 - 347 гг. до н.э.). Платон объединил натурфилософскую и культурологическую линии в психологической мысли Древней Греции. Мировая душа, по Платону, находится не внутри Космоса, а окутывает его. Она одушевляет все конкретные формы бытия мира, в том числе звезды и планеты, животных и растений. Души людей причастны Мировой душе. Человеческая душа, как и всякая другая душа, бессмертна. Платон - сторонник идеи переселения душ.

Душа, по Платону, управляет человеком. Ее основу составляет Разум, который постигает идеи - познавательные, этические, эстетические (Истину, Добро, Красоту).

Платон впервые сформулировал идею сложного структурного характера устройства души человека. По учению Платона, душа состоит из 3-х частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной).

Принципиально новый шаг в развитии психологии был сделан Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.) Аристотелю принадлежит первая работа, специально посвященная проблемам психологии, - его знаменитый трактат «О душе». Поэтому Аристотеля с полным правом называют основателем психологии.

Душа, по Аристотелю, - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель утверждал идею о неразрывности души и тела в организме.

Аристотель выделил три уровня существования души, которые различаются своими функциональными качествами. Функции души: 1) вегетативная - питание и ощущение; 2) животная - стремление, память и движение; 3_ разумная - мышление. Вегетативная душа присуща растениям, но ее функции присущи животным и человеку. Свойства животной души присущи животным и человеку. И только человеку присуща разумная душа с функцией мышление.

Учение Аристотеля - это вершина античной философской и психологической мысли. Развитие психологии продолжалось и в эпоху эллинизма. Здесь следует отметить учение эпикурейцев и стоиков. Эпикурейцы не верили в бессмертие души. По их мнению, душа, как и тело, смертна. Разрабатывая свою нравственно-этическую проблематику о возможностях достижения счастливой жизни, эпикурейцы заложили основу для учения об иерархии потребностей. Эпикур в знаменитых «Письмах к Менокию» разделяет желания на естественные и необходимые.

Стоики, как и эпикурейцы, не признавали бессмертие души. По их представлениям, хотя душа и «долговечная пневма» может существовать и после отрешения от тела, она все-таки не бессмертна. Стоики уделяли большое внимание анализу положительных и отрицательных эмоций на психику человека, возможность управлять этими эмоциями. В этом состоит их главный вклад в развитие психологии.

В античной философии были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа, каковы ее свойства и функции, как она соотносится с телом, каковы условия развития души, как возможно овладеть душевными состояниями и т.д.

В средневековый период в развитии психологии продолжается тот же умозрительный подход в рамках философии. Рассмотрение проблем души в средневековой философии идет в рамках двух взаимосвязанных проблем: взаимоотношение души и тела, души человека с Богом. Наиболее крупный вклад в развитие психологии в средние века внес Августин Аврелий (354 - 430 гг. до н.э.) Он и другие религиозные мыслители, утверждает идею бессмертия души. Человеческая душа представляется им как идеальная духовная сущность, царица духовной сущности Бога.

Августину также принадлежит довольно детальная разработка познавательной способности души, в которой он существенное значение придает действию воли.

Козин Анатолий Михайлович

Сиротин Олег Александрович

Рендикова А.В.

ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

УДК 15 методическим советом УралГУФК

Р 39 протокол № 3 от 17.12.2008 г.

Психология: Учебное пособие. – Челябинск: УралГУФК, 2008. – 132 с.

В данном учебном пособии представлено систематическое и целостное изложение базовых теорий общей психологии, составляющих необходимый минимум для студентов вуза физической культуры.

Пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту РФ. Представленный в учебном пособии курс лекций по психологии подходит как для работы в течение семестра, так и для самостоятельной подготовки к зачету или экзамену для студентов всех специальностей УралГУФК.

Предложенные в конце каждой темы контрольные вопросы и список литературы позволяют эффективно организовать процесс самопроверки и углубления собственных знаний по интересующему вопросу.

Учебное пособие будет также полезно специалистам, работающим в области образования, – практическим психологам, педагогам, социальным педагогам.

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор

(Уральский государственный университет физической культуры)

кандидат педагогических наук, доцент

(Челябинский государственный университет)

@ Рендикова А.В., 2008

@ УралГУФК, 2008


Тема 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ.. 5

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 12

Тема 3. ЖИТЕЙСКАЯ И НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ.. 14

Тема 4. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.. 17

Тема 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

5.1. Психодинамическое направление (психоанализ) 19

5.2. Бихевиоризм. 27

5.3. Гештальт-психология. 32

5.4. Гуманистическая психология. 34

5.5. Когнитивный подход в психологии. 37

5.6. Трансперсональная психология. 40

Тема 6. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 43

Тема 7. ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ

7.1. Развитие психики в процессе эволюции животного мира. 49

7.2. Структура и функция психики человека. 50

7.3. Мозг и психика. 51

7.4. Сознание человека. 53

Тема 8. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

8.1. Познавательные психические процессы.. 56

8.1.1. Ощущение. 56

8.1.2. Восприятие. 58

8.1.3. Внимание. 59

8.1.4. Воображение. 62

8.1.5. Представления. 63

8.1.6. Память. 64

8.1.7. Мышление. 69



8.1.8. Речь. 75

8.2. Эмоционально-волевые процессы.. 78

8.2.1. Чувства. 78

8.2.2. Воля. 80

Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

9.1. Темперамент. 83

9.2. Характер. 96

9.3. Способности. 107

9.5. Понятия «человек», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность» 110

9.6. Структура личности. 111

9.7. Движущие силы развития личности. 113

Тема 10. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.. 115

Тема 11. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

11.1. Общение. 120

11.2. Социальные группы.. 128

11.3. Межгрупповые отношения и взаимодействия. 129


Происхождение слова «психология»

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею прийти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов – «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой (от лат. «анима» – душа, дух). Древние греки верили, что все предметы живой и неживой природы наделены душой, которая покидает человеческое тело с последним дыханием. По мнению Пифагора душа является бессмертной и вечно странствует по телам растений и животных. Причем именно от образа жизни человека зависит выбор следующего тела: был пассивен, ждал от других, когда накормят, напоят да спать уложат – стал растением, вел себя в жизни как свинья – свиньею и стал.

Определенной революцией в умах стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. «материя» и «жизнь»). Гилозоизм предполагал, что весь мир (космос) изначально живой, т.е. границы между живым и неживым не проводилось. Если в анимизме считалось, что душа – это внешняя для тела сущность, то гилозоизм поставил душу под общие законы естества.

Дальнейшая история развития представлений о душе связана с разделением философов на два противоположных лагеря: материалистический взгляд на психику (Демокрит) и идеалистический (Сократ, Платон).

Демокрит (460-370 гг. до н. э.) считал, что душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Философ считал, что душа находится в нескольких частях тела: в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. Душа человека, как и его тело, смертна, она рассеивается в воздухе после его смерти. Целью жизни человека Демокрит считал спокойное расположение духа, не возмущаемое страстями (страхом, завистью и т.д.).

Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Познание мира происходит через органы чувств. Так, по его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Например, восприятие – это попадание в душу отделяющихся от предметов тонких пленок (образов); мышление – это определенное расположение атомов души. Таким образом, материализм Демокрита носил механический характер.

Основы идеалистического понимания души были заложены философами-идеалистами, прежде всего Платоном (427-347 гг. до н. э.), который был учеником Сократа (470-399 гг. до н. э.). Сложно сказать какие мысли о душе принадлежат учителю, а какие – его ученику, ведь Сократ не написал ни одной строчки. Он был философом, который проповедовал собственные взгляды устно, в форме бесед. Впоследствии все произведения Платона были написаны в форме диалогов, где главное действующее лицо – Сократ.

В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное.

Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию.

Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется идеализм Платона (он родоначальник объективного идеализма).

Платон постулирует изначальное существование мира идей. Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой совокупность абстрактных идей – идей о сущностях предметов внешнего мира. Существуют идеи добродетели, красоты, справедливости. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир идей. Но для того чтобы приобщиться к нему, душа должна освободиться от влияния тела. Во всяком случае она не должна слепо доверять показаниям органов чувств. Истинное знание достигается только путем непосредственного проникновения души в мир идей, т.е. познание мира – это воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Поскольку душа – самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.

Основные мысли о природе души и ее отношениях с телом мы находим в диалоге Платона «Федон», который в древности назывался «О душе».

Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» – первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук.

Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. «Если бы глаз был живым существом, – пишет Аристотель, – то душой его было бы зрение» (1, с.395). Итак, душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение – сущность и «осуществление» глаза как органа зрения.

Аристотель заложил глубокие основы естественнонаучного подхода к изучению психики. Главная функция души, по Аристотелю,– реализация биологического существования организма. Нужно сказать, что такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира.

В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Рене Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозге, которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся мозге, вытекать но тончайшим трубочкам – двигательным нервам – в мышцы, которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Декартовский дуализм – это тело, действующее механически, а управляет им «разумная душа», локализованная в головном мозге. Таким образом, понятие «душа» стало превращаться в понятие «разум», а позднее – в понятие «сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология – она сделала своим предметом сознание.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике . В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века Х. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними.

Английский философ Джон Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации » – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого (впервые же постулаты ассоцианизма сформулировал Аристотель, затем развивали Т. Гоббс, Спиноза). Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает изучению умственной деятельности и сознания. В XVIII веке принцип ассоциаций был развит в трудах Д. Гартли (1705-1757), который считается создателем первой законченной системы ассоциативной психологии.

Локк считал, что существует два источника всех знаний человека: первый источник – это объекты внешнего мира, второй – деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства – рефлексии. Рефлексия – по Локку – это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня – восприятие, мысли, желания (они есть у каждого человека и ребенка); процессы второго уровня – наблюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познают свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции (самонаблюдение) становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр и высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. С этого момента психология стала считаться самостоятельной наукой (хотя в университетах Германии вплоть до 1941 года психология оставалась частью философии).

В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Существуют также субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил три пары субъективных элементов: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость – это удовольствие и возбуждение, надежда – удовольствие и напряжение, страх - неудовольствие и напряжение.

Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание элементов сознания. «Психология – это наука о структурах сознания» – это направление назвали структуралистский подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения (6, с.50-51).

Будучи основоположником новой психологической науки, В.Вундт является одной из виднейших фигур в этой области. Приступая к изучению истории психологии, не одно поколение студентов познакомилось с традиционной версией научного подхода Вундта. И только через сто лет после того, как Вундт основал психологию, открылись новые данные, а старые факты «зазвучали» иначе, что заставило психологов признать, что общепринятое представление о системе Вундта было ошибочным. И ведь эта судьба постигла именно Вундта, который всегда боялся быть «непонятым, либо понятым неправильно»! (Baldwin. 1980. Р.301).

Оказалось, что большинство англоязычных психологов изучали идеи и результаты научных изысканий Вундта по трудам Э.Б Титченера – английского психолога, который заявлял о себе как о преданном последователе Вундта и о доподлинном переводчике его трудов. И так случилось, что метод Титченера, который он назвал структурализмом , был принят за отображение системы его учителя, Вундта. Позже оказалось, что Титченер перевел только те выдержки из работ Вундта, которые судят подтверждением его собственных построений. Судя по всему, он мог несколько видоизменить идеи Вундта с тем, чтобы они согласовались с его собственными, что сделало бы их более весомыми, поскольку эти идеи поддержаны самим основателем психологии.

Американский психолог Вильям Джеймс (1842-1910) предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя выработанные формы поведения, либо меняя их, либо осваивая новые действия, если этого требует ситуация. «Психология – это наука о функциях сознания», потому данное направление получило название функционалистского подхода.

III этап – психология как наука о поведении . Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли работы российских ученых по изучению условных рефлексов, а также проведение экспериментальных исследований психики.

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком речью. Однако ученым не была учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека и недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И.Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М.Бехтерев (1857-1927). В 1885 г. он организован в России лабораторию – точную копию экспериментальной лаборатории Вундта. Усилия И.П.Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

В начале XX века основатель объективной поведенческой психологии (бихевиоризма) Джон Уотсон (1878-1958) указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

На становление взглядов Уотсона оказали свое влияние идеи И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Однако, игнорирование процессов сознания и творчества, сближение психики животных и человека и т.д., являются существенными недостатками данного направления.

Вместе с тем, важными заслугами бихевиоризма являются внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, открытие закономерностей научения, образования навыков и т.д., которые мы рассмотрим ниже.