Формы обучения в современной школе. Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения определенных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, кот

Не во всех школах ученику могут быть предложены сразу все из них, это зависит от полученных разрешений и наполняемости учебного заведения.

Очная форма обучения

Это привычная форма обучения в школе, рекомендуемая для всех учеников. Ей пользуются большинство детей школьного возраста. Она основана на каждодневном посещении уроков, выполнении домашних заданий, написании проверочных работ, непосредственном контроле учителя за успеваемостью каждого ученика. При таком формате обучения ученик проводит в школе значительное количество времени, а его успехи напрямую зависят не только от него самого, но и от работы педагога.

Вечерняя форма обучения

В этом случае все характерные черты дневного обучения правомерны и для вечернего: оно тоже состоит из непосредственного общения ученика и учителя, только происходит оно в вечернее время. Обычно вечером учатся либо уже взрослые ученики, которым когда-то пришлось бросить школу, но они хотят закончить среднее образование, либо несколько классов переставляют с дневного на , когда в школе слишком много детей, поэтому кабинетов на всех не хватает.

Экстернат

Это довольно необычная форма обучения, она разрешена далеко не во всех школах. Для подобного обучения ученику необязательно приходить каждый день в школу, для него организуются занятия раз в несколько недель или на каждой неделе в определенное время, где учитель проходит с такими учениками новые темы, прорабатывает наиболее сложные вопросы. Обучаться особенно удобно тем ребятам, которые активно заняты в спортивных секциях или хореографических кружках, часто уезжают на соревнования, либо для тех детей, которые хотят максимум времени посвятить определенным предметам, подготовке к экзаменам и не тратить время на каждодневные походы в школу. Они могут учиться по обычной или усиленной программе, заканчивая за один год несколько классов.

Домашнее обучение

Такую форму обучения может назначить врач, если ребенок заболевает серьезной болезнью, или выбрать родитель, если хочет самостоятельно обучать ребенка на дому. Школа не вправе запретить подобную форму обучения или не предоставить место такому ребенку. Тогда ученику не нужно посещать занятия в течение года, он может прийти в школу только в конце учебного полугодия, чтобы сдать необходимые контрольные или экзамены для подтверждения уровня знаний и перевода в следующий . Впрочем, если подобному ребенку требуется консультация или помощь учителей, она должна быть ему предоставлена. Семейное обучение становится все более популярным среди некоторых родителей, которые считают, что школьное обучение убивает креативность в их детях, учит подчиняться системе, ломает психику ребенка. Однако самому обучать своих детей на протяжении 11 лет достаточно проблематично, обычно такие семьи пользуются помощью образовательных сайтов, услугами репетиторов или приглашают на дом школьных учителей.

Одним из элементов педагогической системы являются организационные формы обучения - целенаправленные, четко организованные, содержательно насыщенные и методически оснащенные системы познавательного и воспитательного общения, взаимодействия учителя и учащихся. Эта категория относится к внешней стороне организации процесса обучения, определяющей, когда, где, кто и как обучается. Установление форм обучения зависит от целей, содержания, методов и средств, состава учеников и учителей, а также материальный условий обучения.

В современном педагогическом процессе используют три основные организационные формы обучения, которые можно охарактеризовать как учебно-плановые: индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная система, лекционно-семинарская система. Эти формы имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют развитию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений.

Самые распространенные организационные формы обучения - классно-урочная система для среднего образования и лекционно-семинарская - для высшего. Создателем классно-урочной системы, как уже отмечалось, считается Я.А. Коменский, до него использовалось преимущественно индивидуальное обучение (утратившее свое значение с распространением массового обучения). Однако отдельные черты классно-урочной системы имелись в монастырских школах, например специальное помещение (класс) для занятий группы, общение детей в группе, наличие парт для учащихся и кафедры для учителя, звонок, извещавший о начале и конце занятий. Коменский теоретически обосновал эту систему и пропагандировал ее в своих книгах. Он разработал четкую экономичную организационную структуру, достаточно простую в управлении, создающую условия для взаимодействия учащихся между собой, их воспитания в учебном процессе.

Классно-урочная система характеризуется следующими особенностями:
класс составляют ученики приблизительно одного возраста и уровня подготовки;
на период обучения сохраняется в основном постоянный состав;
обучение осуществляется по единому годовому учебному плану и программам, согласно постоянному расписанию;
основной единицей занятий является урок.

Урок проводится с коллективом учащихся постоянного состава в течение определенного времени (как правило, 45 мин; в начальной школе может быть 30-35 мин). Сложилось несколько типов урока. Наиболее распространен комбинированный урок, состоящий из организационной части (1-2 мин), проверки домашнего задания (10- 12 мин), изучения нового материала (15-20 мин), его закрепления и выполнения практических заданий (10-15 мин), подведения итогов (5 мин), выдачи домашнего задания (2-3 мин).

Возможность одновременного обучения одним учителем группы учащихся (30-50 чел.) одного возраста и одинакового уровня подготовки впервые также обосновал Коменский. Главная задача учителя при такой системе обучения состоит в передаче учащимся готовых знаний. Уроки чередуются с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на год. Ученик на уроке выступает лишь объектом педагогического воздействия. Урок. оставался практически единственной формой организации учебных занятий до середины 1960-х гг.

Основной недостаток данной системы - трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения. Строгая организационная структура препятствует связи обучения с реальной жизнью, замыкает его на школе. Все это толкает педагогов на поиски других систем обучения. Остановимся на некоторых из них.

В Европе и США в начале XX в. было опробовано много систем индивидуального обучения, направленных на обеспечение активной самостоятельной учебной работы.

Согласно наиболее радикальной из них - «Дальтон-плану» - учащийся брал задания на год по каждому предмету и отчитывался по ним в установленные сроки. Эта идея принадлежала американским педагогам Э. Паркхерст и Э. Дьюи и впервые была использована в школах г. Долтон (отсюда и название). В 1920-х гг. в несколько измененном виде и под названием «бригадно-лабораторный метод» она стала внедряться в советской школе. Скоро обнаружилось, что, развивая самостоятельность учеников, эта система снижает уровень подготовки, формирует индивидуализм, принижает роль учителя. «Дальтон-план» был раскритикован советской педагогикой и отменен в 1932 г.

В 1920-х гг. в Европе распространилась новая система обучения, названная Мангеймской. Ее автор, немецкий педагог И. Зикингер, живший в г. Мангейме, предложил формировать классы в зависимости от развития учеников, уровня их способностей и подготовки. Отбор в классы определялся результатами экзаменов. Зикингер выделил четыре ряда классов: 1) основные (нормальные) - для учащихся со средними способностями (обучение 8 лет); 2) классы для малоспособных учащихся (такие учащиеся среднюю школу не кончают); 3) вспомогательные - для детей умственно отсталых (4 года); 4) переходные (классы иностранных языков) - для самых способных детей, желающих продолжить образование в средних учебных заведениях (6 лет).

Эта система не оставляла возможности слабым ученикам достичь высокого уровня.

В советской системе образования деление учащихся на классы по уровню умственных способностей не признавалось. Считалось, что, тестируя, определяя интеллектуальный коэффициент детей, школы капиталистических стран проводят классовую селекцию, выдвигая из среды богатых будущую элиту общества, а из среды рабочих - людей, ее обслуживающих.

В современной России к такому делению учащихся относятся поиному. Наряду с массовыми общеобразовательными школами существуют элитные учебные заведения: лицеи, гимназии, школы, специализированные по предметам - иностранным языкам, физике, математике, экономике, музыке, изобразительному искусству, хореографии и др. В общеобразовательных школах открывают лицейские или гимназические классы. Есть и специальные школы, школы-интернаты, классы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, классы выравнивания, вспомогательные школы.

В 1950-х гг. американский профессор педагогики Л. Трамп разработал систему, стимулирующую индивидуальное обучение"и использующую гибкие формы обучения. В педагогическую науку она вошла под названием «план Трампа». Предложенная система включала три формы работы: 1) лекции квалифицированных преподавателей или специалистов по конкретной теме с применением технических средств для больших групп (100-150 учеников), на которые отводилось 40% учебного времени; 2) работа в группах по 10-15 человек (20% учебного времени) с преподавателем или с хорошо подготовленным учеником; 3) индивидуальная работа (до 40% учебного времени). При такой организации занятий класса как такового нет: ученики занимаются и в большой группе, и в непостоянной группе, и индивидуально. Нет и уроков в обычном понимании, а есть лекции, дискуссии, консультации. «План Трампа» позволяет максимально эффективно использовать силы учителей в зависимости от их квалификации. При этом большое внимание уделяется и индивидуальной работе с учащимися.

С середины 1960-х гг. в учебный процесс советской школы внедряются такие виды учебных занятий, как производственная практика учащихся, в том числе на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, экскурсии, занятия в кружках, практикумы, семинары и пр. Изменениям подверглись отдельные элементы урока (например, его структура, продолжительность).

Во второй половине 1980-х гг. «застойная» школа и отечественная педагогическая наука подверглись жесткой критике. Были предложены новые типы школ, педагогические технологии, инновационные методы обучения, альтернативные учебные планы и т.д., расширялось само понятие «урок». Изменения в уроке как форме организации занятий возникли и при введении так называемого концентрированного обучения (обучение «путем погружения» - для изучения в рамках одного предмета крупной темы, раздела), профильного обучения (в старших классах), создании классов выравнивания и т.д.

До сих пор нерешенными проблемами урока остаются: нерациональная трата учебного времени, необходимость разноуровневого обучения, для которого неприемлема структура сложившихся классных коллективов, и др. Поэтому в современной педагогической науке и практике поиски новых форм обучения идут в направлении индивидуализации, психологизации, Технизации обучения.

Помимо плановых форм обучения существуют и внеплановые, к которым относятся консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам. Они позволяют совершенствовать знания учащихся, расширяют их кругозор. Вспомогательные формы (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников.

Педагогическая форма это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов .
Формы организации обучения (организационные формы) это внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и обучаемых, осуществляемой в определенном порядке и режиме .

Классификация организационных форм обучения

По количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, индивидуальные.
По месту учебы: школьные (уроки, учебные занятия, работа на пришкольном участке, в лаборатории) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
По длительности времени обучения: классический урок (40 – 45 минут), спаренное занятие (90 минут), занятие произвольной продолжительности «без звонков».
На различных этапах развития общества находили применение следующие четыре формы обучения.
Индивидуальная форма обучения. Это такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником; возможность понять ученика, прийти на помощь, исправить ошибки, отметить успехи; учет индивидуального темпа усвоения учебного материала, способностей.
Групповая форма обучения. Предполагает работу учащихся в группах по 3 – 6 человек и наиболее целесообразна при проведении практических и лабораторных работ, при отработке навыков. задания.
Лекционно – семинарская форма обучения. Данная форма обучения предусматривает более высокий уровень обучения, характерна для вузов.
Виды учебных занятий. Лекция – основная форма передачи большого объема систематизированной информации (продолжительностью 80 – 90 минут). Она призвана дать целостное, отчетливое и доказательное представление об изучаемой проблеме. Практическое (семинарское) занятие направлено на углубление и закрепление знаний под руководством преподавателя, на обсуждение результатов самостоятельного изучения учащимися (студентами) темы.
Кроме лекций, семинарских и практических занятий существуют и другие, так называемые вспомогательные формы организации учебной работы: экскурсии, конференции, факультативы и курсы по выбору, консультации, тренинги, собеседования, экзамены, зачеты.


Классно – урочная форма обучения. Это наиболее распространенная форма обучения в школе, возникшая в 17 веке. Ее контуры очертил немецкий педагог И.Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практику Я.А.Коменский.
Это наиболее экономичная система, она обеспечивает доступность, последовательность, прочность обучения, а учитель является руководителей учебно – воспитательного процесса. Она является специфической формой организации учебной работы, состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по классам, занятия с ними проводятся поурочно, по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом.
Недостатки классно – урочной формы: трудность в учете индивидуальных особенностей учащихся, в организации индивидуальной работы; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью.
Классно – урочная система имеет следующие формы: основная форма – урок и традиционные формы – домашняя работа, экскурсии, факультативы, общественно полезный труд, внеклассная работа (кружки, конкурсы, олимпиады, выставки).

Урок (урок ФК) – основная форма организации обучения в школе

Типология урока:
классические типы: вводный, контрольный, закрепления ЗУН, самостоятельная работа, комбинированный, изучения новых знаний, практическая работа, обобщающий;
нетрадиционные типы: урок – диспут, конкурс, игра, КВН, аукцион и т.п.
Основой для построения урока ФК (тренировки) являются:
Биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность, т.е. зоны работоспособности:
1. зона подготовительного (предстартового) состояния;
2. зона врабатывания;
3. зона относительной стабильности;
4. зона временной потери работоспособности.
П. Логика развертывания учебно – воспитательного процесса, т.е.
1. последовательное включение занимающихся в деятельность;
2. постепенное достижение необходимого уровня физической работоспособности;
3. последовательное решение намеченных на занятие образовательных и воспитательных задач;
4. обеспечение хорошего послерабочего состояния организма.
Все это обеспечило разделение урока на части:
1. Вводная часть. Цель – организовать учащихся к занятиям, повысить их внимание.
2. Задача подготовительной части (разминке) подготовить учащихся к выполнению основных упражнений, усиливается всестороннее воздействие на мышцы.
3. В основной части проводятся основные физические упражнения .
4. Во время заключительной части необходимо привести учащихся в спокойное состояние и подвести итоги занятий.
Время каждой части изменчиво и зависит от состояния занимающихся, особенностей занятия, специфики упражнений, внешних условий и поставленных задач.

      история развития форм организации обучения.

      классно-урочная система обучения (со).

      лекционно-семинарская со.

      урок как пед. система.

Еще одним элементом дидактической системы является форма организации обучения. В философском словаре «форма» (лат.) – 1) внешнее очертание, 2) способ существования и выражение содержания, 3) устройство, структура. Все эти аспекты находят свое отражение и в дидактическом понятии формы. Форма обучения понимается как конструкция цикла обучения, реализуемая во взаимодействии педагога и обучаемого по освоению содержания. Таким образом, форма обучения – это вариант композиционного построения отрезка обучения, обозначающий внешнюю сторону организации (кто, когда, где и как обучается). Будучи внешней характеристикой дидактического процесса, форма, однако, напрямую связана с целью, содержанием, методами и средствами обучения. В основу классификации форм обучения положим следующие признаки:

    количество и состав обучаемых

    место обучения

    продолжительность учебной работы.

В связи с этими признаками выделяют: индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, школьные и внешкольные, классные и внеклассные. Эта классификация позволяет упорядочить формы обучения, не являясь строго научной. Выделяется еще одна классификация, в основу которой положены признаки:

    количество обучаемых

    соотношение индивидуальных и коллективных видов работы

    степень самостоятельности и специфика пед. руководства.

В связи с этими признаками выделяют: индивидуальное обучение, классно-урочная система, лекционно-семинарская система.

Система индивидуального обучения оформилась еще в первобытном обществе и просуществовала до начала 18 века. Суть ее заключается в передаче информации от старших к младшим. При индивидуальном обучении педагог, занимаясь с обучаемым, непосредственно или косвенно помогает ему в самостоятельном освоении материала. Индивидуальное обучение доминирует при семейном обучении. Начиная с 16 века индивидуальное обучение трансформируется индивидуально-групповое. При такой системе педагог занимается с группой детей, с каждым из которых работает по индивидуальной программе, т.е. учитель обучает 10-15 учеников разного возраста и разного уровня подготовленности, находящихся в одном помещении, но по очереди работает с ними. Данная форма обучения позволяла ученикам начинать учебный год в разное время и осваивать учебный материал разными темпами. В качестве исключения педагог организовывал всю группу для совместной работы. Уже к концу 16 века становится очевидной неэффективность индивидуально-групповой формы обучения. Более совершенной системой стала классно-урочная, описанная в начале 17 века великим чешским педагогом Яном Каменским в его книге «Великая дидактика».

Классно-урочная система характеризуется следующими признаками:

    постоянный состав группы (классов), объединяющих приблизительно одного уровня подготовленности и возраста учащихся

    наличие учебных планов и программ, регламентирующих содержание образования в каждом классе

    строго определенное расписание занятий

    сочетание индивидуальных и коллективных форм работы

    ведущая роль учителя

    систематическая проверка и оценка домашних заданий

    основная единица занятий (урок) посвящена изучению одной темы

В последствие теория урока дорабатывалась в трудах таких известных ученых педагогов, как Ушинский (организационное строение уроков, типология уроков), Дистервег (принципы и правила обучения). Таким образом, классно-урочной системе более 420 лет. И на протяжении всего этого времени урок модифицировался по двум направлениям: 1) по количеству обучаемых, 2) по аспектам управления. В конце 19 столетия сформировалась так называемая система взаимного обучения (авторы – англ. ученый Ланкастер и священник Белль), которую еще называют белль-ланкастерская система. Суть этой системы заключается в следующем: одновременно можно было обучать до 600 учеников. Изначально под руководством учителя обучаемые получали теоретические знания, а затем под присмотром монитов (помощников) получали спец. знания и инструкции, готовились самостоятельно. В последствие отчитывались перед учителем. Такая система позволяла при малом количестве учителей обучать большее количество учеников.

В конце 19 века на базе той же классно-урочной системы появляется форма избирательного обучения, которая известна под двумя названиями: ботавская система в США и мангеймская система в Западной Европе (Германия). Сущность этой системы заключается в том, что одну часть занятий учитель проводит с классом, а вторую часть индивидуально, если учащийся в них нуждается. На индивидуальном занятии учителю могли помогать более сильные ученики. Положительным является то, что учащиеся дифференцируются на сильных, слабых и среднеуспевающих. Недостаток – учитель в своей работе ориентируется на среднего ученика. Но к 20 веку выделилась индивидуальная форма обучения, которая впервые была применена Еленой Паркхерс в американском городе Дальтон и получила название Дальтон план. Уроки отменялись. Обучаемые получали письменные задания, консультации у учителя и индивидуально должны были их выполнить. Педагог консультировал, организовывал мастерские. Получалось, что расписания не было. Опыт показал, что не все учащиеся могут обучать без педагога и поэтому дальтон план не получил широкого распространения.

В 20-е годы в СССР получила развитие модификация дальтон – бригадно-новый метод. Бригада получала задание, педагог консультировал, а затем командир следил за выполнением этих заданий. Оказалось, что не давались систематические задания, а, как правило, активисты выполняли задания, а двоечники могли «отсидеться», и за высокий результат всей бригадой получали 5. В 1932 году этот метод был запрещен.

Лекционно-семинарская система зародилась с возникновением первых университетов (10-11 века), но с тех пор не претерпела никаких изменений. В рамках лекционно-семинарской системы выделяются занятия, направленные на теоретическую подготовку студентов (лекции, семинары) и формы обучения, направленные на практическую подготовку – практикумы, курсовые и дипломные работы. Лекционно-семинарская система сопровождается зачетами и экзаменами. Выделяются требования в современной лекции:

    гуманистическая направленность материала

    научность и информативность

    доказательность и аргументированность изложения

    образность примеров, фактов

    эмоциональное изложение материала

    необходимость активизировать мыследеят-ть слушателей

    методическая обработка материала

    использование технических средств обучения и различных дидактических материалов

Лекция бывает разных видов: вводная, обзорно-повторительная в конце курса или темы, обзорная систематика большого материала, информационная (ежедневная). В настоящее время предпринимаются попытки нетрадиционных форм лекций. В 60-х г.г. XX столетия была предпринята попытка модификации лекционно-семинарской системы Трампом, который предложил организацию занятий в 3 этапа:

      высококвалифицированный преподаватель перед большой аудиторией (100-150 человек) с использованием технических средств читает лекции. Такие занятия занимают 40 % времени.

      40 % учебного времени огромная группа разбивается на группы по 20 человек, и ассистенты отрабатывают наиболее трудные и узловые моменты материала.

      Обучаемые самостоятельно выполняют эти задания. В американской системе этот план до сих пор широко распространен.

Урок является основной формой обучения в средней школе. Урок – форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную или другую виды деят-ти обучаемых с учетом их особенностей, используя методы, средства и формы работы, необходимые для того, чтобы все ученики овладели изучаемым материалом. Наиболее употребляемой типологией урока является классификация по дидактической цели (автор Есипов):

    Урок владения новыми знаниями

    Урок закрепляемого материала

    Урок повторения

    Урок систематизации и обобщения нового материала

    Урок оценки и проверки

    Комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач.

Структуру типичного комбинированного урока составляет:

      Организационный момент

      Проверка домашнего задания

      Опрос по пройденному материалу

      Изучение нового материала

      Закрепление нового материала

      Домашнее задание.

На уроке обязательно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Учитель руководит самостоятельной работой учащихся. Формы организации обучения сопровождаются соответственными формами контроля – контрольные работы, зачеты, экзамены.

Кроме самого урока, в процесс обучения могут включаться другие формы организации познавательного процесса. Они призваны дополнять и расширять основную форму учебной работы. К таким формам обучения относятся экскурсии, лаборатории, предметные кружки, исследовательские группы, экспедиции, олимпиады, выставки, кружки, факультативы, домашние занятия и др. Эти формы обучения иногда называют внеклассными, или внеурочными. В основном они применяются в средних и старших классах, но и в начальной школе они имеют место быть. Они дополняют и расширяют возможности процесса обучения, позволяют удовлетворить различные запросы учащихся.

Экскурсии существуют для объединения учебного процесса в школе с реальной жизнью и позволяют учащимся непосредственно наблюдать изучаемые объекты и явления в их натуральном виде и в естественном для них окружении.

Экскурсии делятся на краеведческие, исторические, литературные, текущие, итоговые, вводные, произвольные и др. Если экскурсия сочетает в себе несколько учебных предметов, то ее называют комплексной. Экскурсии выполняют ряд следующих функций: - обеспечивают принцип наглядности в процессе обучения;

Укрепляют связь обучения с практикой и жизнью;

Позволяют расширить кругозор учащихся, поскольку во время экскурсий они могут непосредственно наблюдать за предметами или технологическими этапами их изготовления;

Могут профориентировать ученика в выборе будущей профессии.

Чаще всего экскурсии связываются с изучением программного учебного материала, поэтому они планируются на весь год и проводятся в специальные дни, которые отводятся для экскурсий, т.е. свободные от остальных занятий. Некоторые экскурсии предназначены для изучения нового материала, а другие направлены на повторение уже изученного. Для упорядочения экскурсий в школе составляют специальный план. Он включает в себя как учебные экскурсии, проводимые по обязательной программе, так и внеучебные, которые устраивает классный руководитель.

Если экскурсии отвечают всем необходимым педагогическим требованиям, то они помогают накопить знания и жизненные факты, способствуют развитию внимательности, нравственно-эстетического отношения к действительности, любознательности, возрастной культуры.

В методике экскурсий выделяют три основных момента. Это подготовка экскурсии; выезд учащихся к выбранному объекту и усвоение ими материала по предложенной теме; систематизация материала и подведение итогов. От тщательности подготовки учителем экскурсии зависит ее положительный результат и успех. Перед экскурсией учитель должен как следует изучить ее объект и место ее проведения. Он должен для себя наметить цели, задачи и содержание экскурсии, продумать методику, способы вовлечения учащихся в активное восприятие показываемого объекта. Неплохо было бы привлечь к рассказу специалиста, которого надо заранее проинструктировать о целях экскурсии.

Надо к тому же уделить внимание подготовке к экскурсии самих учащихся. Необходимо четко поставить перед ними цели, которые должны быть достигнуты в ходе экскурсии. Предварительно учитель может дать всем ученикам общее задание или каждому - индивидуальное, чтобы они были не просто пассивными зрителями, а принимали активное участие в экскурсии, задавали вопросы, делали записи, зарисовки, фотографии. Поэтому заранее нужно снабдить учащихся всем необходимым: блокнотами, ручками, карандашами, измерительными приборами, фотокамерами.

Обычно на экскурсию отводится от 45 мин до 2-3 ч. Это зависит в первую очередь от возраста учащихся, характера объекта экскурсии, ее целей и содержания. Но время не имеет особого значения. Даже длинная экскурсия может стать интересной, если учитель или экскурсовод заинтересуют учащихся, возбудят в них активность, поставят перед ними проблемные задачи, которые придется решить в ходе экскурсии.

В завершение учитель проводит итоговую беседу, в которой вместе с учащимися обобщает и систематизирует увиденное и услышанное. Для оценки полученных учащимися знаний и проверки результатов их работы учитель предлагает им прочитать доклады, написать сочинения, сделать газету, составить коллекции и гербарии, организовать выставку или написать отчет по пройденной экскурсии.

Предметные кружки представляют собой внеклассные или внеурочные формы работы. Такие кружки обычно создаются для учащихся средних и старших классов, но их состав по возрасту и классу неоднороден. Работа в предметных кружках ведется на добровольных началах, и преподаватель не должен заставлять детей насильно посещать их.

В некоторых школах даже создаются научные общества, в которых учащиеся не только занимаются научной деятельностью, но также встречаются с представителями творческой интеллигенции, учеными, писателями.

Предметные кружки помогают учащимся удовлетворить все их познавательные запросы, раскрыть их творческий потенциал, организовать выставки, конференции, участвовать в олимпиадах, а также помочь учащимся в выборе их будущих профессий.

Факультативы имеют своей основной целью расширение круга знаний и интересов учащихся, развитие их познавательной деятельности. Но они осуществляются все в той же урочной форме, поэтому неправильно их выделять как сопутствующие уроку формы организации обучения. Организация факультативов и предметов по выбору должна быть согласована с родителями учеников и учитывать их пожелания.

Для факультативов готовятся специальные программы, согласованные с программами обязательных предметов. Консультации и дополнительные занятия проводятся с учениками во внеурочное время. В одном случае они могут служить для углубленного изучения предмета или отдельных вопросов по нему, а в других - устраняют пробелы в изучаемых предметах.


Похожая информация.