Гигиенические требования к классной мебели. Мебель компьютерных классов

Гигиенические требования, к школьной мебели. Профилактика, заболеваний, связанных с неправильным подбором мебели.

Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.

Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, « угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела.

С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке .

Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток.

Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель существуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имеющая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола).

За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учеников ростом 175 см и выше.

Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина:

порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.

Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В.

Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:

Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10.

Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.

Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Профилактика нарушений осанки. Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Случаи неправильной осанки в младшем школьном возрасте являются проявлением общей функциональной слабости организма. Их возникновению способствует перегрузка ребенка, неправильное сидение за партой, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребенка и т.д. С самого начала обучения в школе в жизни учащихся появляются некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усвоенные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть, горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными вперед плечами. Понятно, что обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели пропорциям роста учащихся. Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция. Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается тогда, когда край сиденья стула заходит за край крышки стола на 3—6 см. Когда края стола и сиденья стула находятся на одном перпендикуляре, и когда край сиденья отстоит края стола, ученику приходится сильно подаваться вперед. Это увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, т.е. соединённые между собой стол и сиденье, устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее требуется, откинув крышку, чтобы дистанция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть несвязанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, чтобы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю и родителям следует добиться автоматизма такой посадки, она должна стать для школьника максимально удобной и привычной. Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина — функция двух переменных: Она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высоко поднимать правое плечо. Это может привести к искривлению позвоночника в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления. Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 3—4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека. Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока.

Профилактика близорукости. Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. На развитие близорукости оказывает влияние целый ряд причин, связанных с неправильной организацией труда учащихся, наличие перенесённых заболеваний, недостаточно калорийное питание. У детей врожденная близорукость встречается редко. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. В деле охраны зрения детей важную роль играет создание рациональных условий учебной работы в школе и дома, упорядочение режима питания, своевременное выявление отклонений зрения от нормы, постоянное ношение учащимися очков и др. ^ Рекомендации по предупреждению развития близорукости.

  1. Правильно оборудовать рабочее место, создать благоприятные условия, если вы читаете или пишете, почаще давать отдых глазам. Через 45 мин устраивайте, как в школе перемену на 5—10 мин.
  2. Настольную лампу (она ставится слева, мощность лампочек 50—60 ватт) включайте вместе с верхним освещением. Не должно быть резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой.

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения.

1. Основная, или рабочая, мебель: столики, каталки, диваны, барьеры, стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки и т. п.

2. Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, стол аквариума, ящик для игрового песка и др.

3. Мебель для сна и отдыха: кровати, лежаки и т. п. Мебель детских и подростковых учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами. Их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе пользования. Внешнее оформление мебели должно быть красивым.

Детские кровати и постель, которые обусловливают удобное положение тела во время сна, а поэтому и полноценный сон, должны иметь размеры, соответствующие габаритам тела ребенка: для детей в возрасте 4-5 месяцев - 85 X 55 X 42 см, в старшем возрасте - 160 X 60 X 50 см. Железные кровати с сетками с мелкими просветами более гигиеничны, чем деревянные. Кровати-раскладушки имеют то преимущество, что их легко выносить из детской комнаты. Высота стула должна соответствовать длине голени ребенка, высота стола - сумме длины голени и предплечья над сиденьем. В этом случае ребенок при положенных на стол предплечьях не приподнимает плечи и не сгибается. Стандартные размеры основных элементов стола и стула устанавливаются на основе данных специальных массовых антропометрических измерений, т. е. дифференцированно для различных ростовых групп.

В каждой детской группе должны быть туалетный стол, умывальник, вешалка для индивидуальных полотенец детей, исключающие соприкосновение одного полотенца с другим, бак для грязного белья, шкаф, стеллаж для хранения индивидуальных горшков, шкаф для хранения уборочного инвентаря и др.

Большое гигиеническое значение имеет обеспечение яслей и домов ребенка предметами, стимулирующими развитие движений и игровой деятельности детей. Сюда относятся разборно-групповой манеж, индивидуальный манеж на случай необходимости временной изоляции ребенка, горка-манеж, барьер, каталки и др.

Физиологическая характеристика и оценка сидячего положения ребенка

Сидячее положение с физиологической точки зрения является своеобразным видом статической работы.

Правильная в гигиеническом отношении посадка ребенка за письменным столом, школьной партой, при лепке, рисовании, письме и т. п. характеризуется рядом основных признаков (рис. 137).

Положение туловища приближается к вертикальному. Нижней частью позвоночника ребенок опирается о спинку сиденья, а грудью отстоит от заднего, обращенного к учащемуся, края стола примерно на 2-3 см.

Линии, соединяющие центры обоих глаз, оба плеча, оба седалищных бугра, занимают горизонтальное положение, являясь параллельными краю стола и скамьи. Голова слегка наклонена к столу так, что расстояние от середины линии глаз до конца пера составляет 30-35 см. Предплечья лежат на поверхности стола приблизительно под прямым углом друг к другу и пересекают край стола под углом приблизительно 45°, локти приходятся почти у края стола. Ноги опираются на пол (или подножку). При этом бедра сохраняют горизонтальное положение, а голени приближаются к вертикальному.

Правильную посадку надо воспитывать систематически, начиная с дошкольного возраста, в детском саду, в частности на занятиях по рисованию, лепке, обучению письму и др.

Ослабленным детям, у которых отмечается слабость мышц спины, а также детям, у которых длина и пропорция тела отклоняется от типичных, детям с деформациями костей, суставов, мышечного аппарата, с аномалией рефракций глаз и др., трудно сохранять нормальную посадку. Таким детям, выявляемым при врачебном обследовании, необходим подбор индивидуальной мебели и проведение дополнительных мероприятий в отношении воспитания осанки. Они нуждаются в физических упражнениях, в корригирующей гимнастике.

Гигиенические требования к школьной парте и рассаживанию учащихся по партам

Школьная парта должна не только обеспечить учащемуся возможность правильной посадки, но и побуждать его к ней. Нецелесообразное устройство парты может повлечь за собой болезненные изменения в костном аппарате детей.

Конструкция парты в целом должна облегчить ребенку сохранение прямой посадки.

Расположение и профиль спинки скамьи должны соответствовать грудному и поясничному изгибам позвоночника. Профиль сиденья должен соответствовать форме бедер и ягодиц (см. рис. 138).

Конструкция парты должна обеспечить правильное взаиморасположение стола и сиденья парты в горизонтальной плоскости (дистанция сиденья), а также наклон крышки стола в 15° по направлению к сидящему за партой.

Высота сиденья над полом (см. рис. 138, К) должна соответствовать длине голени вместе со стопой с добавлением 1-2 см на часть высоты каблука.

Ширина скамьи, или глубина сиденья (см. рис. 138, Л), должна быть равна 2 / 3 - 3 / 4 длины бедра.

Высота над уровнем пола заднего (обращенного к учащемуся) края крышки стола должна соответствовать высоте над полом предплечья, согнутого под прямым углом в локтевом суставе в сидячем положении учащегося.

Расстояние по вертикали между задним (обращенным к ученику) краем крышки стола и сиденьем (см. рис. 138, Т) называется дифференцией. Она характеризует взаимное размещение стола и скамьи в вертикальной плоскости. Расстояние между передним (обращенным К столу) краем сиденья и проекцией заднего края крышки стола на плоскость сиденья называется дистанцией скамьи. Последняя характеризует взаимное размещение стола и скамьи в горизонтальной плоскости. Размер дифференции должен равняться разности высот стула и локтя свободно опущенной руки сидящего учащегося с прибавлением 2-2,5 см.

Что касается дистанции, то она может быть нулевой, когда передний край сиденья и проекция края крышки стола на плоскость сиденья совпадают друг с другом, положительной, когда задний край крышки стола проецируется на продолжение плоскости сиденья, и отрицательной, когда проекция заднего края крышки стола находится в границах сиденья. В этом случае крышка стола как бы нависает над сиденьем. Только отрицательная дистанция скамьи побуждает сидящего за партой к правильной посадке с опорой на спинку и исключает необходимость наклона туловища вперед. Напротив, парта с положительной дистанцией вынуждает учащегося тянуться к столу, наклонять над ним голову и туловище, опираться не позвоночником на спинку, а предплечьем, главным образом на крышку стола.

Наблюдения показали, что наилучшие условия посадки создаются в том случае, если отрицательная дистанция равняется 3-5 см.

В СССР принят тип двухместной школьной деревянной парты, разработанной Ф. Ф. Эрисманом ("парта Эрисмана"). В некоторые детали парты Эрисмана впоследствии были внесены изменения.

В последнее время практика работы школы выдвинула вопрос о целесообразности оборудования классных помещений ученическими столами и стульями взамен парт.

Специальные гигиенические исследования Института возрастной физиологии детей и подростков АПН СССР показали, что постоянное использование школьниками в начальных классах столов и стульев не ухудшает (по сравнению со школьными партами) работоспособности и осанки учащихся при условии, что учитель обращает особое внимание на соблюдение ими отрицательной дистанции сиденья стула.

Требования, которым должны удовлетворять школьные парты, регламентированы в СССР специальными Государственными общесоюзными стандартами "Школьные парты" (только для 1-4-го классов) и "Ученические столы и стулья" (для учащихся 5-10-х классов).

Эти стандарты периодически пересматриваются. ГОСТ, изданные в 1971 г., базируются на материале обширных исследований учащихся 7-17-летнего возраста. Они охватили измерения длины тела и размеров соответствующих частей тела, а также фотогониометрические, тензографические и электромиографические наблюдения позы школьников во время письма, чтения, рисования.

Эти исследования установили необходимые размеры основных элементов парты, стола, стула, которые, оказывается, могут быть одинаковыми для школьников, отличающихся ростом до 15 см (до 130 см, 130-145 см, 145-160 см).

Поверхность крышки парты должна быть матовой, светлота ее окраски должна иметь коэффициент отражения 35-55%, чему соответствует зелено-желтый, голубой и голубовато-зеленый цвет.

Рассаживание по партам производится соответственно росту учащихся. Для этой цели могут использоваться специальные парто-ростоизмерители (рис. 139).

Наряду с двухместной партой из дерева ГОСТ 5994-64 предусматривает двухместную парту на металлическом основании и одноместную парту из дерева, также на металлическом основании.

Основные гигиенические преимущества одноместной парты состоят в том, что она облегчает подбор каждому учащемуся парты необходимого ему номера, облегчает уборку классной комнаты, позволяет при необходимости отделить учащихся друг от друга; кроме того, такую парту легко внедрить в домашний быт.

Одноместные парты используются в специальных школах-интернатах, вспомогательных школах для умственно отсталых детей, школах для детей с расстройством зрения (слабовидящие), санаторно-лесных школах, школах при санаториях для детей-психоневротиков. Основными гигиеническими преимуществами парт на металлическом основании являются наличие двойной спинки сидения, что дает большую опору для туловища, и "прозрачность", способствующая содержанию парт в чистоте. Весьма приемлема в гигиеническом отношении универсальная парта с переменными размерами высоты сидения и стола, а следовательно и дифференции. Это достигается различным устройством подъемных механизмов. Крупным практическим преимуществом парты этого типа является возможность использования одной и той же парты учащимися различного роста, возможность в известных пределах приспособить парту к индивидуальным особенностям пропорции тела учащегося, возможность внедрить парту в домашний быт.

Гигиенические требования к классной доске

Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные. Основные гигиенические требования к устройству классной доски направлены на облегчение зрительной работы учащихся.

Хороший контраст создает написанное белым цветом на поверхности доски насыщенно матово-черного цвета. Поверхность доски должна быть ровной, гладкой. Этим требованиям лучше всего отвечает доска, покрытая линолеумом черного цвета.

В некоторых школах устраивают настенные классные доски. Их существует несколько видов: раздвижные, поднимающиеся кверху, изготовленные из небьющегося органического стекла.

В нижней части классной доски устраивается желобок для меловой пыли, сбоку - ящик для мела и крючок для полотенца, ежедневно сменяющегося, которым вытирают с рук мел.

В первых четырех классах доску следует размещать так, чтобы нижний край ее располагался на высоте 80-85 см, а в старших классах - на высоте 90-95 см над полом.

Передвижные доски размещают таким образом, чтобы поверхность доски не отсвечивала учащимся. Настенные доски располагают посредине передней стенки классной комнаты.

Написанное на доске нужно вытирать влажной тряпкой или губкой, которые ежедневно стирают в горячей воде с мылом.

Гигиенические требования к специальному оборудованию школьных мастерских и рабочих комнат

Школьные мастерские оборудуются верстаками и станками. Основной рабочей позой учащихся в мастерских является согнутое стоячее положение. Для профилактики пороков физического развития в виде аномалии осанки, искривления позвоночника, деформации грудной клетки и др., а также для охраны зрения учащихся и повышения их работоспособности нужно следить за тем, чтобы верстаки и станки соответствовали росту учащихся. Удовлетворительной считают такую высоту верстака и станка, при которой расстояние от поверхности верстака станка до глаза учащегося, находящегося в выпрямленном стоячем положении, составляет около 45 см. Рекомендуются следующие размеры высоты верстаков: для ручной обработки дерева - 75,5; 78; 80,6 см, для ручной обработки металла - 85 или 95 см (до уровня губок тисков). Для индивидуальной подгонки высоты верстака и станка к росту учащегося используют специальные подставки и подмостки. С этой же целью предложены верстаки с подъемными подножками и подверстатьем, что позволяет устанавливать их на различную высоту.

Одной из задач обучения в школьных мастерских является воспитание правильной в анатомо-физиологическом отношении рабочей позы.

При поднимании тяжелых предметов главное напряжение следует переносить на более сильные мышцы голени и бедра, разгружая более слабые мышцы спины и не сгибая туловища (рис. 140). Переноска тяжестей на спине при помощи специального станка связана с меньшей затратой энергии, чем переноска на одном плече или на носилках (рис. 141).

При необходимости переносить груз в руках (например, ведра, лейки с водой, при выполнении работ на учебно-опытном участке по уходу за школьными площадками, на огороде и т. п.) рекомендуется с целью равномерного распределения тяжести носить в каждой руке "по ведру. Предельный вес груза, который разрешается переносить и передвигать подросткам, нормируется в возрастном разрезе, причем дифференцированно для юношей и девушек.

Ручной инструментарий, используемый учащимися в школьных мастерских, на учебно-опытном участке, в работах по самообслуживанию, по размерам и весу должен соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям школьников. Это способствует сохранению ими рациональной рабочей позы, профилактике микротравм, повышению эффективности их работы. С целью профилактики травматизма, а также для создания наиболее благоприятных условий для работы в мастерских, в частности в отношении естественной освещенности рабочих мест, весьма важно правильно разместить верстаки и станки.

Столярные верстаки рациональнее всего располагать перпендикулярно или под углом 45° к оконным проемам, на расстоянии 80-120 см друг от друга. Все станки должны иметь ограждения на движущихся частях, слесарные верстаки должны быть оборудованы заградительными сетками. При работе в школьных мастерских следует приучать учащихся к соблюдению всех мер личной гигиены и техники безопасности.

1. Каждый учащийся должен быть обеспечен рабочим местом за партой в соответствии с его ростом. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится цветовая маркировка мебели (Приложение 5).

2. Расстояние между рядами парт должно быть не менее 60 см.

3. Расстояние между рядом парт и наружной продольной стеной должно быть не менее 50 см.

4. Расстояние между рядом парт и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, должно быть не менее 50 см.

5. Расстояние от последних парт до стены (перегородки), противоположной классной доске, должно быть не менее 70 см и не менее 100 см, если данная стена является наружной.

5. Расстояние от демонстрационного стола до учебной доски должно быть не менее 100 см.

7. Расстояние от первой парты до учебной доски должно быть не менее 240 см.

8. Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски не должна превышать 860 см.

9. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передней партой) должен быть не менее 45°.

10. Рассаживание учащихся следует производить с учетом их состояния здоровья. Часто болеющие дети должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушением слуха и зрения парты независимо от их номера ставят первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Для профилактики нарушений осанки не менее 2 раз в год следует менять местами учащихся, сидящих в крайних рядах, не нарушая соответствия номера мебели их ростовой группе.

11. В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся используют лист здоровья в классном журнале (заполняется медицинским работником учреждения), в котором для каждого учащегося отмечается необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от его состояния здоровья.

12. В начальных классах для контроля соответствия роста учащихся функциональным размерам парт следует иметь цветную мерную линейку, на которую наносят соответственно группам мебели цветовые полосы шириной 15 см (фиолетовая - от 1151 до 1300 мм, желтая - от 1301 до 1450 мм, красная - от 1451 до 1600 мм). Линейку располагают вертикально в доступном для учащихся месте, чтобы они могли самостоятельно измерить свой рост и соотнести его с маркировочным цветом необходимой мебели.

Требования к организации ученического рабочего места

Организация рабочего места должна обеспечивать рабочую позу учащегося:

Голова держится прямо или слегка наклонена вперед;

Корпус имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край парты);


Руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;

Ноги согнуты под прямым или несколько большим (100 -110º) углом с опорой на пол или подножку парты;

Расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости парты соответствует длине предплечья и кисти с выпрямленными пальцами.

Для оборудования учебных помещений ученической мебелью необходимо руководствоваться данными о распределении комплектов мебели в начальной школе, представленными в таблице 7.2.1

Таблица 7.2.1

Примерное распределение парт разных номеров в начальных классах, %

В классной комнате, оборудованной партами, в конце каждого из 3 рядов устанавливают по 2 конторки. Кроме того, вдоль стены, противоположной светонесущей стене, вместо одноместных парт возможно размещение ряда конторок.

Высота переднего края конторки для учащихся ростовой группы 1150-1300 мм составляет 750 мм, 1301-1450 мм - 850 мм и 1451-1600 мм - 950 мм. Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7-10 мин в соответствии с ежедневным графиком чередования учащихся за конторками.

Требования к учебным доскам

Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Высота нижнего края учебной доски над полом составляет 80-90 см.

Учебные доски оборудуют софитами, которые размещают выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м - в сторону класса перед доской.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального образования, могут быть приняты дети, достигшие 6,5 лет к 1 сентября текущего года. Оптимальный возраст начала школьного обучения - 7 лет. Прием детей в первые классы осуществляют с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению и отсутствия у него показаний к отсрочке начала систематического обучения по состоянию здоровья.

Нормативы образовательной нагрузки определяют исходя из продолжительности учебной недели (для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней) в соответствии с таблицей 8.1. Объем образовательной нагрузки равномерно распределяют в течение учебной недели.

Таблица 8.1

Обучение в начальных классах целесообразно организовать в первую смену. Для учащихся первых классов обучение в первую смену является обязательным. Учебные занятия следует начинать не ранее 8.30.

В начале учебного года для первоклассников необходимо постепенное увеличение учебной нагрузки: в сентябре - октябре проводят ежедневно по три урока продолжительностью 35 минут каждый, с ноября - четыре 35-минутных урока. Таким образом, объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать 20 часов.

Продолжительность урока в 35 минут должна быть сохранена на протяжении всего учебного года.

Продолжительность урока во 2- 4 классах составляет не более 45 минут.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать, что занятия по математике, русскому языку, родному языку необходимо проводить на первом-втором уроках. Контрольные работы целесообразно проводить во вторник - четверг на втором-третьем уроках, но не более одной в день. Основные предметы (математика, русский язык, родной язык, иностранный язык) следует чередовать с уроками изобразительного искусства, труда, физкультуры, ритмики и т. п.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после второго урока) - 15-20 минут. На большой перемене организуют завтрак. После третьего урока - динамическую паузу (обязательную для учащихся первых классов), представляющую собой подвижные игры и спортивные развлечения на свежем воздухе (в случае плохой погоды в помещении) длительностью не менее 40 минут. В те дни, когда учебным расписанием предусмотрен урок физкультуры, проведение последующего динамического занятия рекомендуется строить таким образом: первые 20-25 минут самостоятельная двигательная деятельность детей в виде подвижных игр и занятий, затем в течение 10-15 минут организуют игры средней подвижности.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при положительных результатах гигиенической экспертизы, которую необходимо проводить в установленном порядке в соответствии со ст. 28 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Структура урока должна быть дробной - включать несколько видов деятельности, но не более шести. Оптимальная плотность урока (отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общей продолжительности урока в процентах) составляет не менее 60% и не более 80%.

Общая продолжительность письма на уроке для учащихся в возрасте 7-8 лет - не более 10 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью в 1 классе составляет не более 4-5 минут; во 2-3 классах - не более 5-7 минут; в 4 классе - не более 10 минут. Продолжительность непрерывной работы с деревом, проволокой в начальных классах не должна превышать 4-5 минут.

Занятия шитьем, вышиванием, вязанием в начальных классах не проводят.

Не допускается работа детей с утилем, стеклом, легко воспламеняемыми материалами, горючими газами и жидкостями, за исключением горючих жидкостей, находящихся в отдельных герметически закрытых емкостях максимальной вместимостью 15 см 3 .

Безопасность предметов для детского творчества должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

Продолжительность непрерывных занятий с использованием компьютеров на уроках для учащихся в возрасте 7-10 лет не должна превышать 20 минут.

Изображение на экране должно быть четким, контрастным, не иметь бликов и отражений рядом стоящих предметов. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок.

При использовании других аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе определяют в соответствии с таблицей 8.2.

Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении. Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м. Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке. Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток. Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель суще­ствуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имею­щая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола). За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учени­ков ростом 175 см и выше. Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина: порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15. Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В. Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами: Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10. Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В. Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения. Профилактика нарушений осанки. Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Случаи неправильной осанки в младшем школьном возрасте являются проявлением общей функциональной слабости организма. Их возникновению способствует перегрузка ребенка, неправильное сидение за партой, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребенка и т.д. С самого начала обучения в школе в жизни учащихся появляют­ся некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двига­тельной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усво­енные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть, горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными вперед плечами. Понятно, что обеспечение прямой посадки возможно при со­ответствии размеров мебели пропорциям роста учащихся. Сущест­венную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция. Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали меж­ду обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается тогда, когда край сиденья стула заходит за край крышки стола на 3-6 см. Когда края стола и сиденья стула находятся на одном перпендикуляре, и когда край сиденья отстоит края стола, ученику приходится сильно подаваться вперед. Это увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, т.е. соединённые между собой стол и сиденье, устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее требуется, откинув крышку, чтобы дистан­ция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть несвязанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, что­бы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю и родителям следует добиться автоматизма такой посадки, она должна стать для школьника максимально удобной и привычной. Дифференцией называется расстояние по вертикали между обра­щенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина - функция двух переменных: Она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При боль­шой дифференции ученик вынужден при письме высоко поднимать правое плечо. Это может привести к искривлению позвоночника в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден гор­биться, что приводит к быстрому развитию утомления. Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 3-4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека. Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует пом­нить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приво­дит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходи­мо разрешить учащимся менять положение тела во время урока. Профилактика близорукости. Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. На развитие близорукости оказывает влияние целый ряд причин, связанных с неправильной организацией труда учащихся, наличие перенесённых заболеваний, недостаточно ка­лорийное питание. У детей врожденная близорукость встречается редко. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. В деле охраны зрения детей важную роль играет создание раци­ональных условий учебной работы в школе и дома, упорядочение режима питания, своевременное выявление отклонений зрения от нормы, постоянное ношение учащимися очков и др. ^ Рекомендации по предупреждению развития близорукости. 1. Правильно оборудовать рабочее место, создать благо­приятные условия, если вы читаете или пишете, почаще давать отдых глазам. Через 45 мин устраивайте, как в школе перемену на 5-10 мин. 2. Настольную лампу (она ставится слева, мощность лам­почек 50-60 ватт) включайте вместе с верхним освеще­нием. Не должно быть резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой.

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели

Классификация

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:

- Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т.д.

- Подсобная мебель : шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т.д.

- Мебель для сна и отдыха (для 6-ти летних детей): кровати, раскладушки, и т.д.

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Обоснование правильной позы

Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС (соответствующие сегменты спинного мозга) и периферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору - незначительное дрожание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.

Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между наклоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно - 39 - 33 и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, объясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.

Подбор мебели

Осуществляется в соответствии с ГОСТом 11015-77 “Столы ученические” и ГОСТом 11016-77 “Стулья ученические”Таблица 1.

Рост определяется по медицинским картам, результаты в которые заносятся ежегодно - перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в мед. кабинете школы. Рассадка проводится также с учетом индивидуального состояния зрения и слуха каждого ребенка.

Высота столярного верстака определяется следующим образом. Ученик становится боком к верстаку и кладет на него ладонь, если не происходит сгибание в локтевом суставе, то данный верстак подходит этому ученику. Тиски подбирают таким образом, что бы при постановки локтя на тиски, пальцы касались подбородка.

Конструкция мебели.

Парты.

В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы (более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместных парт) и минусы (возможность неправильной посадки). Размеры парт и стульев представлены в таб. 2 и таб. 3 приложения соответственно. Высота сиденья стула - длина голени плюс 1 - 2 см на каблук. Ширина сиденья - величина distantia bitrochanterica плюс 3 - 4 см, глубина сиденья 2/3 - 3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией (длина локтя плюс 2 - 2,5 см) - характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают), положительной (проекция лежит вне плоскости стула) и отрицательной (проекция находится на плоскости сиденья); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция - 3 - 5 см. Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%.

Классная доска

Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные. Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с возможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. В первых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желательно, чтобы не загораживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде.

Чертежные столы

Чертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки; при наклоне в 30° - для черчения, а при 60° для рисования.

Лабораторная мебель

Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные столы (ГОСТ 18314-73 “Столы ученические, лабораторные. Типы и основные размеры.”), демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхность стола на одного ученика - не менее 120´60 см. Изготавливают столы трех групп: В - для роста 145-160 см; Г - 160-175 см; Д - для роста свыше 175 см.

Мебель мастерских

Школьные мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с тисками. Для профилактики нарушения физического развития (в виде ухудшения осанки и зрения и др.) необходимо учитывать рост учащегося, а также его физиологическое положение при работе (см. выше). Для индивидуального подбора верстака и станка используют скамеечки и подставки.

Мебель столовых

В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых надевают пластиковые наконечники.

Мебель компьютерных классов

Используются специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки, а также валиком в поясничной области, т.к. самая рациональная поза - это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.

Таблица 2 Столы ученические. Типы и функциональные размеры(ГОСТ 11015-77)

Размеры стола группы, мм
Наименование показателя А Б В Г Д
Длина крышки стола: одноместного двухместного 600 1200 600 1200 600 1200 600 1200 600 1200
Ширина крышки 450-500 450-500 450-500 450-500 450-500
Высота стола со стороны сидящего 540 600 660 720 780
Расстояние от заднего края стола до углубления для ручки, не менее 400 400 400 400 400
Расстояние от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее 300 300 300 340 340
Свес крыши по ширине, не более 10 10 10 10 10
Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над коленями 450 510 570 630 690

Таблица 3 Стулья ученические . Типы и функциональные размеры(ГОСТ 11016-77)

Размеры стульев группы, мм
Наименование показателя А Б В Г Д
Высота переднего края сиденья 320 360 400 440 480
Ширина сиденья 270 310 340 360 380
Глубина сиденья 260 290 320 350 380
Высота нижнего края спинки над сиденьем 120 135 150 165 180
Высота спинки 60-120 70-135 80-150 90-150 100-180
Ширина спинки 240 270 300 320 340
Радиус изгиба переднего края сиденья 20-50 20-50 20-50 20-50 20-50
Радиус изгиба спинки 80-100 80-100 80-100 80-100 80-100
Угол наклона сиденья 0-3 0-3 0-3 0-3 0-3
Угол наклона спинки 102-108 102-108 102-108 102-108 102-108

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ

Здравоохранение Казахстана: журнал № 3 1986 г.\ И.П. Петрище Способ определения групп мебели новых ГОСТов.